Напутствие для будущих брахманов, фестиваль «Садху-санга», 15.09.2015 г.

Аннотация:

Важность второго посвящения.

***

Хочу сказать несколько слов о втором посвящении. Само слово «посвящение» означает доступ к чему-то, к чему раньше у нас не было доступа. Иначе говоря, посвящение подразумевает определенный уровень квалификации, которого достигает человек. И в результате того, что он достигает определенного уровня квалификации, ему открывается доступ к чему-то, что раньше было для него закрыто.

Второе посвящение означает посвящение в гаятри-мантру. И гаятри-мантра – это очень древняя традиция, изначальная традиция Вед. Раньше посвящение в гаятри-мантру давали маленьким мальчикам, потому что именно повторение гаятри-мантры давало доступ к изучению ведических писаний. Изначально дикша означала, что человек получает второе рождение, т.е. рождается в знании, и это второе посвящение, посвящение в гаятри-мантры, подразумевало, что человек начинает питать свое тело чит-шакти, или энергией сознания. Здесь, в материальном мире, мы живем материальной, телесной жизнью и наше сознание в основном телесно. Оно пронизывает наше тело и в основном оно связано с удовлетворением телесных потребностей. Но Веды учат нас систематически каким образом можно поднять сознание над телом. Каким образом можно в конце концов полностью оторвать свое сознание от инструмента этого сознания – тела. И поэтому это второе рождение подразумевало рождение в знании, рождение человека, который получает доступ к изучению ведических писаний. И, разумеется, квалификация, которой человек должен обладать для того, чтобы получить доступ к ведическим знаниям, или к ведическим писаниям – это принцип чистоты. Шри Кришна объясняет качества брахмана в 18 главе «Бхагавад-гиты», где Он объясняет, что это гьяна и вигьяна, что это шучи – чистота, это астикья – вера в Бога или признание ведических писаний. Так или иначе, это определенное состояние сознания, которое позволяет человеку правильно изучать священные писания. Поэтому с тех пор и говорится, что, собственно, брахман – это человек, который знает Брахман.

Шрила Прабхупада объяснял, что есть разные уровни брахманов. Есть брахманы, которые просто получили посвящение и единственным признаком их брахманической природы, брахманического статуса, является шнур, который они демонстрируют всем, наматывая его на ухо. Есть брахманы, которые достигают совершенства в каких-то отдельных разделах Вед. Есть брахманы, которые, собственно, совершают ритуалы. Есть брахманы, которые знают какие-то отдельные формы или понимают какие-то отдельные ветви ведического знания. И, наконец, самый высший смысл слова «брахмана», брахма-джанати ити брахманах, брахман – это тот, кто знает Веды, потому что слово «брахма» значит Веды и слово «брахма» значит также Дух. Брахман – это тот, кто знает Веды и тот, кто знает или понимает природу Духа или природу Брахмана. Тот, кто понимает, каким образом Дух действует, находясь в этом материальном мире, реализуя какие-то свои задачи.

И все те, кто получают сегодня второе посвящение, должны понимать, что это накладывает на них очень большие обязательства. Люди будут относиться к ним как к брахманам. И это очень большая ответственность. Потому что брахманическое посвящение подразумевает определенное отношение к миру, основанное на знании, на понимании духовной природы всего сущего. И определенное отношение к людям. Прежде всего к людям, которые нас окружают. Потому что если мы не поймем духовной природы каждого человека, которые окружают нас, и не будем относиться к нему, понимая или имея в виду эту духовную природу, относиться к нему как к частице Кришны, то это будет неминуемо разочаровывать людей. Фактически, это будет означать, что человек не понимает Брахман, не соответствует тому званию, которое он носит. В «Бхагавад-гите» Шри Кришна объясняет, после стиха, знаменитого стиха из 4 главы:

тад виддхи пранипатена парипрашнена севая
упадекшьянти те гьянам гьянинас таттва даршинах (4:34)

что человек должен обратиться к духовному учителю. Сразу же вслед за этим Он объясняет, что он должен получить от духовного учителя. Что значит это реализованное знание, которое может прийти к нему от таттва-дарши, человека, который знает таттву, или знает философию. Итаттва-дарши значит человека, который видел Брахман, видел эту истину, и гьяни – это две характеристики учителя, которые даются в предыдущем стихе. Там говорится, что, в сущности, это человек, который видит связь всего сущего с Богом. Который понимает, что все в этом мире так или иначе связано с Богом и, прежде всего, который понимает, что все живые существа, люди, которые его окружают, связаны с Богом. И я должен относиться к ним как частицам Бога. Тогда, в этом случае, наши отношения будут источником радости для нас и источником блага для других людей. Когда мы относимся к другим людям как к телам, мы вольно или невольно заставляем людей также опуститься на этот уровень телесного сознания. На самом деле, человек знающий Веды или носящий звание брахмана, должен понимать, что его главная роль в обществе –поднимать людей над телесным сознанием, помогать другим людям выйти тоже над телесным сознанием. И главное, что я могу и должен для этого делать – это относиться к другим людям как к душам, потому что мое отношение, оно будет проявляться во многом: в словах, в делах, в жестах, в, очень может быть, маленьких вещах. Оно будет либо опускать человека и закреплять его в этом телесном сознании, в котором он и так находится, либо, наоборот, помогать ему подняться над телесным сознанием и ощутить себя душой и понять свое высшее предназначение в этом мире. В конце концов полюбить источник – Бога.

Поэтому, еще раз, возвращаясь к началу того, что я сказал, это очень большая ответственность. Люди будут судить по тем, кто получает вторую инициацию, о всем обществе. Они будут судить о ведических писаниях по тому, как ведут себя эти люди. И они, естественно, будут судить о духовном учителе по тому, как ведет себя человек, получивший второе посвящение.

Я, завершая эту речь, хотел бы поблагодарить всех тех, кто принимает посвящение, принимает на себя ответственность, и одновременно с этим призвать их не уронить этот статус, потому что разрушение культуры, деградация происходит именно с головы, с людей, которые получили большую степень ответственности в нем <…> по той или иной причине не соответствует этому статусу.

Поэтому, пожалуйста, высоко несите этот статус, не роняйте его. И это очень сильно поможет вам и всем остальным.

Спасибо большое!

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.