«Бхагавад-гита» 6.30, Днепропетровск, 02.08.2015 г.

Аннотация:

Правильное видение мира как определяющий фактор способности быть счастливым. Проблема отчужденности в современном мире. История о борце с мировым злом. Кришна видит в мире только любовь. Страх как неспособность видеть Бога во всем.

 Вопросы: о природе страха, о правильном принятии боли, почему Кришна – Бог, о совместимости чувства любви и чувства долга, о войне на Украине, о смысле формы Вишну, вишну-бхакти или кришна– бхакти, как выбрать лекции для слушания, как преодолеть иллюзию.

***

Харе Кришна! Я очень рад всех вас  видеть. Меня попросили сказать что-нибудь про  Кришну, так уж у нас водится – по воскресениям говорить о Кришне, в другие дни тоже, но по воскресениям особенно. Я прочитаю один стих из шестой главы Бхагавад Гиты, которая называется «Дхйана-йога». Глава эта объясняет метод йоги – то, что  сейчас очень популярно. Однако Кришна, будучи изначальным йогом, дает несколько другое описание цели йоги, чем принято обычно. Прочитаю тридцатый стих.

йо мам пашйати сарватра

сарвам ча майи пашйати

тасйахам на пранашйами

са ча ме на пранашйати

Для того, кто видит Меня во всем сущем и все сущее во Мне, Я никогда не буду потерян, и он никогда не будет потерян для Меня.

КОММЕНТAРИЙ: Человек, обладающий сознанием Кришны, видит, что Господь Кришна пребывает всюду и все пребывает в Нем. Такой человек также видит различные явления и предметы материального мира, но, постоянно находясь в сознании Кришны, он понимает, что все они суть проявления энергии Господа. Нет ничего, что существовало бы отдельно от Кришны, и Кришна является владыкой всего сущего — таков основополагающий принцип сознания Кришны. Метод сознания Кришны помогает человеку развить в себе любовь к Кришне и таким образом занять положение, превосходящее даже уровень освобождения из материального плена. На этом этапе развития сознания Кришны, следующем за самоосознанием, преданный достигает тождества с Кришной в том смысле, что Кришна становится для него всем, и он преисполняется любовью к Кришне. Тогда между Господом и преданным устанавливаются очень близкие отношения. Такой преданный уже никогда не будет потерян и не потеряет Господа из виду. Слияние с Кришной означает духовное самоубийство. Преданный никогда не пойдет на это. В «Брахма-самхите» (5.38) говорится:

преманджана-ччхурита-бхакти-вилочанена
сантах садаива хридайешу вилокайанти
йам шйамасундарам ачинтйа-Гуна-сварупам
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

«Я поклоняюсь предвечному Господу Говинде, чей образ всегда доступен взору преданных, глаза которых умащены бальзамом любви к Нему. Такие преданные созерцают Господа, пребывающего у них в сердце, в Его вечном образе Шьямасундары».

Господь Кришна никогда не скрывается от взора таких преданных. То же самое относится и к йогу, который видит Господа как Параматму в своем сердце. Такой йог становится чистым преданным и уже не может прожить и мгновения, не видя Господа.

йо мам пашйати сарватра
сарвам ча майи пашйати
тасйахам на пранашйами
са ча ме на пранашйати

Для того, кто видит Меня во всем сущем и все сущее во Мне, Я никогда не буду потерян, и он никогда не будет потерян для Меня.
Как я уже сказал, этот стих описывает  состояние совершенства в йоге. Совершенство в йоге заключается не в том, что мы научились растягивать свои сухожилия, и даже не в том, что мы привели в идеальное равновесие свое здоровье, идеального  равновесия в этом мире не бывает. совершенство в йоге заключается в том, что, как объясняет здесь Кришна, в том, что мы научились определенным образом видеть мир. И когда мы научились определенным образом видеть мир, правильно, мы, в соответствии с этим стихом, решаем все свои проблемы. На самом деле йога, как и все другие способы совершенствования, предназначена только для одной цели – чтобы сделать нас счастливыми. И в соответствии  с разными представлениями  о том, что такое счастье, люди пытаются его найти в разных вещах, но конечная цель, или конечное счастье, высшее счастье  описано здесь. Шрила  Прабхупада говорит здесь об этом: такой человек становиться в высшей степени счастливым, который достигает этого видения, учится видеть мир определенным образом. Поэтому на санскрите философия называется «даршанам». Ны знаем, что в переводе с греческого философия означает «любомудрствование». Люди любят помудрствовать. И есть коренное  отличие между этим и тем, что есть философия. Одно дело, если я люблю мудрствовать и что-то я там мудрствую,  мудрствую,  мудрствую, и все думают: «О, какой мудрец!»  Другое дело — я определенным образом вижу мир, и это подразумевает, что я определенным образом отношусь к миру, это подразумевает, что я определенным образом воспринимаю мир, и себя, и свое место в мире. И любомудрствование может сделать  человека чуть-чуть счастливым. Но если человек поменял способ того, как он рассматривает этот мир, он может стать абсолютно счастливым. И в этом суть. Кришна объясняет:  йо мам пашйати сарватра. Тот, кто видит Меня повсюду, для того Я никогда не буду потерян. Одна  из проблем человека в этом мире — чувство покинутости, одиночества, ненужности. Люди тыкаются, люди пытаются понять- кому вообще я нужен тут. И очень часто они не находят ответа на этот вопрос, самый важный вопрос. Это чувство потерянности, ненужности, одиночества, изоляции – это очень существенная часть нашей психологической проблемы – чувство изоляции, отделенности от всего. Особенно сейчас, когда люди утратили некий естественный способ взаимодействия  друг с другом, они чувствуют себя полностью одинокими. И чем больше город, в котором они живут, чем больше людей их окружает, тем более одинокими они себя чувствуют. Они живут на одной лестничной площадке, раньше такого никогда не было. Я помню, когда я был маленьким, я знал все фамилии, имена и биографии  людей, которые жили в нашем доме. Не маленький дом, но я всех знал, все знали меня, знали все про всех. Сейчас я живу в Москве, рядом со мной кто-то живет, я не знаю, кто. Если я их случайно увижу — кто это такие? Кто? Зачем? Люди все больше и больше замыкаются в своем маленьком мирке, у них там в своем мирке есть одноглазый гуру – телевизор, и они думают, что это  окно в мир. Но на самом деле, это не окно в мир, это окно  в одиночную камеру, в которую мы сами себя заключили. Это видение мира, мы это очень хорошо должны понимать, что именно видение мира определяет его судьбу. Мы все хотим счастья,  и мы подразумеваем определенные требования, как нам стать счастливыми, для этого должно случиться то-то, то-то, и то-то, но мы не понимаем, что в основе того, что с нами должно случиться, лежит то, как я вижу этот мир, как я отношусь к людям, событиям. Есть люди естественным образом счастливые, это люди, наделенные определенным даром правильно взаимодействовать с этим миром. Вот, в сущности, и все. Их судьба естественным образом складывается счастливо, все их любят, они всех любят, и все хорошо у них. Есть люди, которые предъявляют очень высокие требования к уровню счастья, который он должны получить, но при этом не понимают, что сами они уничтожают это, что корень в них самих. Есть замечательная притча на этот  счет. Однажды человек, один  из нас, такой же как мы, я одно время жил в Петербурге, он носит гордое имя: «Колыбель трех революций». Каждый из нас колыбель не одной революции. Периодически мы пытаемся совершить переворот в том, что окружает нас, и один такой человек, искатель счастья в этом мире, он преисполнился убеждения, что все в этом мире неправильно, что мир исполнен зла, и все нужно исправить в этом мире, что его задача, его миссия в этой жизни – исправить этот мир, что нужно так или иначе выкорчевать зло из этого мира. И у него уже была идея, как это сделать, как у всех революционеров, у них есть это представление, где находиться корень зла, и исполненный решимости, он  однажды ранним утром вышел за двери своего дома для того, чтобы пойти исправлять мир. На его счастье, или на его беду, все зависит от того, как посмотреть, мимо проходил знакомый садху, монах, неважно, как его не назови,  человек духовный, и он по лицу этого искателя справедливости, счастья и социального добра понял, что что-то он задумал недоброе. По его лицу было видно, что что-то случится. и он у него спросил: «Что с тобой, ты сам не свой, на тебя страшно смотреть!»  «Еще бы не страшно было смотреть, мир-то злой, надо же его исправлять, и я пошел, я сейчас пойду!» И он говорит: «Слушай, я тоже только этого и хочу, пойдем вместе! Пойдем, будем исправлять мир вместе, наверняка вместе  мы его исправим. Только нам нужны еще люди, поэтому давай всех, кого мы будем встречать, мы будем спрашивать, как они видят мир, что они видят в мире, как они его воспринимают, и когда мы найдем людей, которые могут стать нашими единомышленниками, мы пойдем его исправлять вместе. Мы быстро соберем целую армию революционеров, и мы исправим мир, мы вырвем корень зла.»  И они пошли. И первым, кого они встретили, был юноша. У него были горящие глаза, волосы у него торчали дыбом, и они спросили у него: «Как по-твоему, из чего состоит мир?» И он сказал: «Мир  состоит из одной любви, в мире – ох!» Он был влюбленный юноша. первый революционер посмотрел на него и сказал: «Надо же быть таким глупцом! Надо же быть до такой степени наивным!» Он сказал: «Нет, этому с нами не по дороге, пойдем дальше» Дальше они встретили купца  и спросили: «Каков мир?» Он сказал: «Проблема мира  в том, что все хотят обманывать друг друга, все хотят обмануть  и нажиться друг на друге, в этом основная проблема» «А как на счет корня зла?» «Корень зла в этом» Но у того было другое представление, ему нужно было справедливость наводить. Потом они встретили ремесленника, ремесленник сказал: « Мир состоит из тяжелого труда, мир это просто тяжелый труд, и нужно трудиться, хорошо трудиться» Потом они встретили еще кого-то, потом они встретили крестьянина, и сказали: «пойдем исправлять мир, как по-твоему, что  мир?» «Да какое там, у меня урожай на носу, мне нужно урожай собрать, идите сами» Тогда этот встречный садху посмотрел на юношу и сказал: «Знаешь что, пойду- ка я тоже своей дорогой, и ты тоже иди своей дорогой, только сначала ответь на вопрос: уверен ли ты по-прежнему, что все дело в мире?»  И смысл этой притчи именно в этом: в том, что мы видим мир через определенную призму. Эта призма, через которую мы смотрим на мир определенным образом, либо делает так, что мы становимся счастливыми и приносим счастье, либо приносит несчастье прежде всего нам. И если что-то менять, то менять эту призму, менять то, через что мы смотрим на мир. Смысл йоги в том, чтобы поменять наш ум, потому что реально мы смотрим на мир сквозь призму нашего ума. И что мы видим в этом мире? То, что в нашем уме находится. Смешная история про то, как одна соседка смотрела на балкон другой соседки, и все время видела грязные пятна на белье, которое там висит. И она все время думала: «Какая неряха! И как она стирает это белье, одни грязные пятна!» И она видела эти грязные пятна до тех пор, пока не помыла стекла в своей квартире. Когда стекла были вымыты, удивительным образом белье на соседнем балконе стало гораздо более чистым. В этом наша проблема, в этом наша беда, что мы проецируем себя и свои качества на этот мир, и мы видим в мире то, что есть у нас внутри. Если мы видим зло в мире, это значит, что зло где есть?  В нас самих. Изначально, если мы посмотрим на  мир, то, то видение, о котором говорит здесь Кришна, сам Бог – это Его видение. Люди решили нам открыть окно в мир, чтобы мы смотрели на него без каких-то посредников. И в сущности, если речь идет о сознании Кришны, что такое сознание Кришны? По определению, сознание Кришны – это способ увидеть мир так, как его видит Кришна, сквозь призму Его сознания, не сквозь призму нашего искаженного сознания. Сознание Кришны означает — научиться видеть мир так, как видит его Бог. И хотите  верьте, хотите нет, но Бог видит в мире одну любовь. Почему? Потому что Он любовь. И для этого Он создал этот мир. Давайте задумаемся на минутку – с чего  вдруг Бог создал этот мир? И для того, чтобы понять это, давайте посмотрим, в  Библии говорится, что Бог создал человека  по образу и подобию своему, и все что есть у  нас – это отражение изначального  сознания Бога, изначального источника, который есть у Бога. И можно задать себе вопрос- если мы начинаем что-то создавать, можем ли мы что-либо создать, если мы разгневаны? Если мы  злы? Разрушить –пожалуйста, создать –ничего. Мир прекрасный, красивый,  правильно? Хотя бы это нужно признать. В этом мире очень много красоты, так? Теперь все прекрасное, что в этом мире творится, оно в каком состоянии людьми создается? Художник когда может прекрасную картину написать? Да, когда он в хорошем расположении духа как минимум. Когда самые лучшие стихи пишутся? Ну естественно, иногда лучшие стихи пишутся  когда человек грустит, но и эта грусть:

 Мне грустно и светло,

Любовь моя светла,

Любовь моя полна тобою…

Все равно это есть некое состояние любви. В конечном сете, все в этом мире создается благодаря любви, этот мир есть  проявление любви к Богу, любви Бога, и цель этого мира какая? Помочь нам любить. Донести до нашего понимания, до нашего сердца то, что смысл нашего существования только в том, чтобы научится любить. И когда Кришна говорит здесь, в этом стихе, что человек, который так видит мир, он никогда не будет чувствовать, что он потерян, он никогда не будет чувствовать одиночества, изоляции. Он также говорит, что этот человек никогда не будет потерян для меня. Я никогда не потеряюсь для него. Беда заключается в том, почему мы чувствуем изоляцию и потерянность? потому что мы в какой-то момент изгнали Бога из нашего сердца. Или отвели Ему место в  «красном углу». И вот Он там сидит, Богу-Богово, кесарю-кесарево. Но если подумать – все Богово, кесарева тут нет, есть только Богово. И смысл только в том, чтобы научится видеть реальность, вот и все. Йога есть не что иное, как дисциплина, с помощью  которой человек может увидеть  реальность. И реальность никогда не полна, если мы в этой реальности мы не видим Бога. Как можно претендовать на то, что наше понимание реальности правильное, если мы не понимаем и не видим Бога, который создал эту реальность. Ученые пытаются понять этот мир, изучают его в микроскопы, телескопы рассматривают этот мир, пытаются разбить его на атомы. И не без успеха пытаются его разбить, с этим все в порядке. Но в конечном счете даже они признают,   что с точки зрения ученых – физиков, они признали, что девяносто шесть процентов мира состоит из так называемой «темной материи». В общем, если бы они почитали «Бхагавад –гиту», то они бы поняли, что все сто процентов из «темной материи»  состоят, потому что Кришна темный. Иначе говоря, про девяносто шесть процентов они ничего не могут сказать, а про четыре процента могут сказать кое-что, может быть, один процент из этих четырех нам известен. Мы даже толком не знаем, чего мы не знаем. Вот единственное, что мы можем со всей определенностью сказать, что мы не знаем, чего  мы не знаем. При этом мы гордимся своим знанием. Бог это реальность. Идо тех пор, пока мы не признаем эту реальность, и не поймем, какую ответственность на нас накладывает факт признания этой высшей реальности, мы никогда не станем счастливыми, потому что всегда до этих пор наше видение будет искажено, и так как оно ошибочно, мы будем совершать ошибки. Основная проблема в том, что люди постоянно делают ошибки. Кто – то делает ошибки? Человек пять, не больше. Нет, ну есть люди, которые убеждены, что они не делают ошибок, и эти люди больше всех делают ошибок, люди, которые одержимы представлениями о своей вечной правоте, это самые ужасные люди, не дай Бог попасться им по близости где-нибудь. Но, в сущности, еще раз, сознание Кришны есть нечто в высшей степени простое. Но будучи простой по своей сути, по своей природе, по своей квинтэссенции, сознание Кришны  — это самая высокая вещь. Это отличительная черта высоких вещей, высокие вещи должны быть простыми. В математике даже есть такое правило, что истина она всегда простая. Это удивительная вещь, потому что мы ищем иногда сложности  в этом мире в силу запутанности нашего сознания, или нашего ума. Мы знаем, что  у нас извилин много, да? И мы смотрим на мир сквозь извилины, и мы видим этот извилистый мир (смех). Это одно из качеств человека в этом мире, он очень хитрый. Извилины, они почему? Это от хитрости все. У бесхитростных людей извилин меньше,  и ничего плохого в этом нет. Люди думают: «Чем больше у меняизвилин, тем я умнее» На самом деле, тем я хитрее, а не тем я умнее. Истина проста, и хитрый человек никогда не сможет понять изначальную простоту этой истины. Он всегда будет искать истину в каких-то сложных вещах. На самом деле, истина очень простая, и постичь ее очень просто. Кришна говорит в «Бхагавд- Гите» : все же так просто, есть Бог, есть душа, Бог вечен, душа вечная. В чем проблема души? Проблема души в том, что она вечная,  но при этом все время помирает. И никто не хочет помирать. Кто-то хочет помирать? Никто, даже те, которые совершают самоубийство не хотят помирать, просто так вот обстоятельства сложились, вообще-то они не хотят. Но если никто не хочет умирать, то можно спросить, почему люди совершают самоубийство? Потому что есть нечто более высокое, чем просто бытие.  Есть три вещи, более высоких, чем просто бытие, которых мы хотим: вечность, знание, блаженство.  И когда у человека есть жизнь, но нет блаженства, другого, очень существенного элемента, который составляет суть природы бытия нашего, он совершает самоубийство. И блаженство как можно получить? Единственным образом: с помощью любви. Нет другого способа обрести блаженство, нет в принципе. Любовь это способ обрести счастье и блаженство, любовь это способ обрести вечность и любовь это способ обрести знание. Все. Людям нужны только три этих вещи, нам нужны только три этих вещи: вечность, знание, блаженство. Но в этом мире мы имеем нечто прямо противоположное, мы имеем здесь смерть, невежество и страдание, если често посмотреть правде в глаза. Почему? По одной простой причине. Потому что у нас в сердце нет чего? Любви. Когда в сердце появляеться любовь, любовь изганяет все, потому, насколько в сердце есть любовь, человек счастлив. Любящие люди дольше живут. Любящие люди больше понимают в  этом мире, они более мудрые. можно взять двух людей, человека, который прожил пусть трудную, но любящую жизнь, и человека, который озлобился на все в результате несчастий, которые свалились на его голову. Несчастья  на все головы валятся. Кто из двоих будет мудрее? (Ответ: Первый) Да, злые люди это самые глупые люди, прошу прощения, если я кого-то обидел. Поэтому хорошая поговорка гласит: на обиженых воду возят. Потому что злые люди — это обиженные люди, все только хуже становится для них. В конечном счете, мы призваны, мы пришли в этот мир для того, чтобы научится только одной вещи: любви. Йога об этом, все остальное только об этом. Поэтому  в конечном счете Шрила Прабхупада говорит об этом: вот сознание Кришны, самое высокое, что может быть. И сознание Кришны означает, что мы признаем факт существования Бога, и не просто признаем, мы видим, что Он всюду находится. И мы видим, что все находится в Нем. В свое время, чтобы доказать это, Кришна открыл рот. Потому что иногда люди признают, что Бог находиться всюду, но при этом  они не признают, что все находиться в Боге. Иногда люди признают, что все находиться в Боге, но при этом не признают, что Бог находиться всюду. А на самом деле, истинное видение реальности заключается как раз в этом, о чем Кришна говорит здесь, тот, кто видит, что Я нахожусь всюду, что Бог находится всюду, в каждом маленьком элементе творения, и тот кто видит что все творение находится во Мне, такой человек никогда по – настоящему не будет потерян для Меня, он всегда будет помнить обо Мне, он всегда будет ощущать, что Я есть, он никогда не будет чувствовать своей покинутости. Это удивительно, как люди не могут уместить эти две вещи вместе. С одной строны, весь мир находится в Боге, и чтобы доказать это, я уже сказал, Кришна однажды открыл рот. Он был маленьким мальчиком, и хотя Он был маленьким, он был сильнее всех других друзей своих, Он все время побеждал их, когда они боролись, возились в грязи, Он все время ложил их на лопатки, и они решили нажаловаться на Него родителям, чтобы Он знал.  И они побежали, и сказали: «Он ест глину! Глину ест! Глину!»  До сих пор это место во Вриндаване где Кришна ел глину, считается очень священным, и там всем дают глину поесть. Там в качестве прасада  Господу приносят  такие лепешечки из глины до сих пор. И все едят глину и думают: «Ну надо же, ммм!» На Него нажаловались, прибежали к маме. Она Ему говорит: «Ты ел глину?» А Он: «Ммм-мм!» Она Ему: «Открой рот!» А Он: «Ммм-мм!» Она Ему: «Открой рот!» И Он подумал: «Как бы ее отвлечь от этого? Если она увидит глину, она накажет Меня!» И у него родилась замечательная идея.Он раскрыл рот, и она увидела у Него не зубы, источенные кариесом, которые можно увидеть в нашем рту, когда мы открываем его в кабинете у дантиста, она увидела там планетарий, она увидела там все. На самом деле, самое удивительное то, что она себя увидела там, и, присмотревшись ко всему, что там было у Него, она увидела там маленького Кришну, как она говорила: «Кришна!», и Он открывал рот, и так до бесконечности. Бог бесконечен, и это видение бесконечности – это очень важное видение для того, чтобы стать счастливым, потому что до тех пор, пока мы видим конечность всего, мы никогда не сможем избавится от страха. Страх и любовь вещи несовместимые. Поэтому, когда Кришна начинает учить нас любви, а «Бхагавад-Гита» — это книга, которая учит людей любви, Он начинает с того, что ты бесконечен, тебе не о чем беспокоиться, ты вечен, ты никогда не умрешь! И это азбучная истина,которую мы сначала должны понять, потому что зло в мире от страха. Если мы посмотрим, зло и боль, которые люди причиняют друг другу, от чего оно, какова причина, корень  этого всего? Страх. А страх от чего? От конечности , а конечность от чего? От непонимания истинной природы. И первый шаг для понимания истинной природы это понимание того, что я бесконечен. Поняв это, мы можем пойти дальше, так, чтобы в конце концов увидеть Бога везде, в сердце каждого живого существа, и это есть осознание единства. Люди иногда думают, что нужно раствориться где-то, буддисты например, говорят, что нужно в пустоту превратиться. Нас иногда называют буддистами, видят какие-то одежды и говорят: «Буддисты?» Ну я им: «Что-то вроде». Но цель и конечный итог всему тому, к чему мы  стремимся, это не обрести пустоту, а обрести Бога, Бога в  своем сердце. И когда мы увидим Бога в  своем сердце, тогда мы увидим Его где? Везде, везде. И тогда в нашем сердце не будет ничего, кроме любви. Как по – вашему, будет такой человек счастливым? (Ответ: да.) Для  этого мы повторяем: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе  Харе/  Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Сколько повторяем?  Пока не надоест. Это был ответ. Я спросил, сколько нужно повторять мантру? Мне ответили: пока не надоест. И с тех пор я уже тридцать пять лет повторяю, пока не надоело. Потому что Бог прежде всего находится в звуках Своего имени. Если Бог сотворил этот мир из любви, если основная цель творения любовь, Он также должен дать способ вступить в отношения с Ним здесь, правильно? Если основная цель творения в том, чтобы полюбить Бога, то Он также должен дать нам возможность вступить в отношения с Ним. Могу я вступить в отношения с тем, чьего имени я не знаю даже? Я даже не знаю, как к Нему обратится. «Эй,ты!»  Чтобы вступить в отношения, я должен знать, как его зовут. Чтобы вступить в отношения с Богом, я должен знать, как Его называют, как ему нравится, чтобы Его называли. И Кришна  — это то имя, которое Ему больше всего нравится. У Бога много имен, но больше всего Ему нравится, когда Его Кришной называют. Как у каждого из нас есть имя, которое нам на ухо шептала мама, или еще кто-то, и Кришна – это то самое имя. Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе  Харе/  Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Шри Шри Гаура –Нитай ки джай! Шри ШрИ Джаганнатх, Баладев, Субхадра Майи  ки джай! И, в сущности, я недавно думал на этот счет, я вспомнил детскую сказку, которую все наверняка знают и любят, это сказка про аленький цветочек. И эта сказка об этом как раз, сказка о том, что три дочки, которые были у купца, одна хотела богатства, чтобы он ей алмазов принес, другая — еще там чего-то, уже не помню, чего, короче, одна хотела богатства, другая хотела знания, а третья говорила: «Да не нужно мне ничего,  привези мне цветочек» Цветочек, самая  глупая, правильно? Та, у которой извилин меньше всего, да? И самое поразительное, это финал этой сказки, когда  она согласилась жить во власти, чудовища, но самое удивительное, что это чудовище снабжало ее всем необходимым, и все было хорошо, замечательный дворец и все, и просто там было чудовище, которое боялось показаться ей на глаза, и это про нас с вами, мы же   живем в этом дворце, все здесь приходит, солнце встает, воздух есть, вода, есть, фрукты есть, а мы все думаем: «Кто такой Бог? Чудовище. Кто это все сотворил? Ну, наверное, чудовище. Поэтому Он не показывается нам на глаза» Правильно? Он не показывается нам на глаза, потому что мы думаем, что Он чудовище. Люди боятся Бога, нужно же бояться Бога, правильно? Кого нужно, боятся? Чудовища нужно бояться, в страхе нужно быть перед Богом. Но когда страх заменяется на любовь, оказывается, что чудовище- это прекрасный принц, которого мы ждали. Но не раньше, чем страх поменяется на любовь. И в сущности, это задача человека, мы должны избавиться от страха, в том числе, от страха перед Богом, потому что до тех пор, пока страх будет жить в нашем сердце, в нем не будет близости, не будет, счастья, не будет того, чего мы хотим. «Бхагавад – гита» начинается с этого, она начинается с описания страха, страха, который испытывает Арджуна, и заканчивается тем, что он говорит: «Все, я избавился от своих иллюзий, я избавился от страха, я готов делать все, что ты хочешь. Я больше не боюсь Тебя, я больше не боюсь предаться Тебе, положиться на Тебя, вручить себя Тебе, я знаю, Ты ничего другого не хочешь» Ну вот собственно и все. Все остальное – детали. Это смысл, что в конце концов мы должны научится видеть Бога всюду, начиная со своего сердца, видеть присутствие Его в своей жизни, для того, чтобы это сделать ,мы повторяем Его имя, и поклоняемся Божествам, чтобы научится видеть Его присутствие там, где Он Сам в своей самой явной форме – Своем имени, Божестве, людях, которые идут по духовному пути,  в конце концов, когда мы научились видеть Его всюду, мы увидим Его как личность. Спасибо большое.

Вопрос: По поводу страха. Иногда у преданных  есть страх, что если они полагаются на Кришну, то это  …? надо непосредственно от духовного учителя слушать, а если от других преданных– то они начинают  думать:  наверое,это моя глупость. Как помочь научится различать  -когда ты полагаешься на Кришну…? и ты думаешь,  что людьми не только любовь может руководить, и тогда появляется страх.

Ответ: На зеленой бумажке, которую все так любят, изображен  Бенджамин Франклин, ему принадлежат мудрые слова, он был достаточно мудрым человеком. Он сказал, что не нужно боятся ничего, кроме самого страха. Потому что в тот самый момент, когда я начинаю боятся, я начинаю делать глупости движимый страхом. Страх – это эмоция, ощущение, состояние невежества, правильно? Сейчас светло, и никто не боится, но в той ситуации, когда кромешняя тьма, все испугаются. Ходишь по улице, светло, и не боишься ничего, но когда темно, начинаешь бояться. Страх это, еще раз,состояние невежества. Потому что невежество это тьма. Когда я нахожусь в темноте, мне будет страшно. И темнота возникает тогда, когда в нашей жизни нет Бога, потому что Бог является изначальным источником света. Когда Он у нас есть, то нет темноты, если нет страха, чего ботся? Поэтому пока у нас будет невежество, мы будем боятся, и большую часть страхов мы придумываем сами. И мы как бы  привлекаем то, чего начинаем боятся в свою собственную жизнь. Человек начинает боятся рака, он думает: рак,рак, рак, рак, и ясное дело, рак с ним случиться. И он скажет: «Ну ясное дело, я так и думал». Человек привлекает все эти вещи в свою жизнь с помощью своих неблагоприятных мыслей и страхов, которые у него есть. Поэтому мы будем бояться ровно до тех пор, пока у нас не будет твердой опоры в этом мире, опоры на Бога. Если мы понимаем, что мы в руках того, кто желает нам добра, боятся ничего не надо. И ясное понимание того, ошибаюсь я, не ошибаюсь – оно тоже приходит когда в нашей жизни есть Бог. Если в нашей жизни есть Бог, то я уже говорил об этом, будет знание, будет остальное все, что нужно. Даже если мы длаем ошибку, это не будет ошибкой в полном смысле этого слова. Потому что ошибка это относительное понятие, если человек сделал ошибку из любви, то это не ошибка. Разумеется, нужно быть здравым и не нужно быть глупцом, но, тем не менее, если ошибаться, то ошибаться в сторону любви. Бояться не надо, все остальное приложится.

Вопрос: А можно ли в таком случае говорить преданным, что если вы будете полагаться на Кришну, и Кришна  в таком случае просто не позволит кому-то ошибиться и сделать неправильный шаг в отношении вас?

Ответ: Даже если это произойдет, нужно будет понять, предположим, кто-то причиняет вам боль – можно воспринять это как ошибку с его стороны, и наверняка, это ошибка с его стороны, мне-то эта боль нужна была для чего-то. Если мы научимся видеть, что за всем тем, даже плохим, что мы видим в этом мире стоит некая воля Бога, если мы увидим, что это механизм для того, чтобы исправить что-то в нас, напомнить о чем-то,в конце концов. Если мы посмотрим, какие события в нашей жизни на самом деле оставляли какой-то хороший след в нашей душе, или меняли жизнь к лучшему, мы поймем, что большая часть этих событий были,так сказать, плохими событиями. Если бы они не произошли, ничего хорошего не случилось бы с нами. Можно заведомо отвергать какие-то вещи, можно понять смысл. Чтобы понять смысл того, что присходит, нужно  видеть широкую картину. Наша беда человека с обусловленным видением – опять же, видение, мы не понимаем всей картины, всего того, что происходит. Кто-то причинил нам боль,  и неправильной реакцией на это будет затаить злобу на него, в своем сердце лелеить злобу и таким образом, умножать боль, в том числе свою собственную. Правильной реакцией будет понять, что это все- для моего излечения. Человек это сделал, потому что мне нужно было что-то вырезать из меня. Вырезать без боли не получается. Так как какие-то вещи нужны, то есть не нужно боятся чужих ошибок, нужно боятся самой главной ошибки -ошибки моего неправильного восприятия. В романе «Мастер и Маргарита» Булгакова  Иешуа Га-Ноцри изображен именно таким человеком,  там столкновение философии Понтия Пилата, который видит все сквозь призму своей боли, ран, обид, жажды власти, и видение этого нищего, который говорит, что все – хорошие люди. «И Марк-Крысобой хороший?» «Хороший человек, да, хороший». Естественно, не нужно быть глупцом, не нужно доводить до абсурда,но нужно учится видеть Бога всюду даже в боли, которая к нам приходит.

Вопрос: Почему Кришна Бог?

Ответ: А что, у тебя есть какие-то другие кандидаты? Когда люди задают такой вопрос, подразумевается, что,в общем-то они бы хотели, но не получается. Кому-то же надо быть, почему бы не ему, есть все основания для этого. Богом не становятся, им рождаются. Если серьезно отвечать на этот  вопрос, то  Кришна по определению Бог, причина всех причин. Когда мы задаемся вопросом «почему»,  мы пытаемся доискаться до причины чего-то. «Почему?» значит «какая причина?» Так вот, почему все останавливаются на Боге. Можно задавать  вопрос «почему» вплоть до того самого момента, пока мы не подойдем к Богу, и когда мы подошли к Нему, «почему» уже больше не работают. Почему? Ну так уж получилось, потому. То есть, в какой-то момент, идя по цепочке причинно-следственных связей нужно остановиться, и этот самый конец  является Богом. Люди иногда серьезно думают, что они поймали, кто создал все? –Бог. А кто создал Бога? Никто не создавал Бога. Как это так? А вот так. Потому что , даже если люди пытаются задавать этот вопрос, и в конце концов, задают его, они все равно принимают, что есть что-то изначальное, не созданное никем. Те люди, которые не принимают,  что весь мир был порожден сознанием, они в конце концов принимают, что причиной всего была материя. Откуда появилась материя? Ниоткуда. Но если что-то появилось ниоткуда, давайте подумаем, у кого больше шансов на это присхождние «ниоткуда» — у изначального сознания, которое породило этот мир, не более ли правильным будет посмотреть на то, что этот мир порожден сознанием, или, что он был порожден мертвой, ничего не соображающей материей? Представьте себе, что вы живете в доме, и каждое утро вы встаете, приходите в столовую, и там стол накрыт, потом вы приходите обедать, и там опять все находится, приходите ужинать, и там опять все  есть. И вы начинаете думать откуда все берется: «Ну, эволюция, наверное» С помощью эволюции вот пельмени появились на столе. Или еще что-то. Или галушки. Это то, как люди думают. Они думают: воздух есть, кто его создал? Эволюция. И вот так получилось, что это как раз тот воздух, который нам нужен. Эволюция такая. А теперь представьте себе, что вы выписывали себе воздух на месяц, вот сколько нужно. Это все очень любопытно, Дарвин с его теорией. Я однажды шел по джунглям в Индии, в горах, и я наблюдал за всем, что там творилось, животными, растениями и всем. И я вспомнил о Дарвине. И Дарвин, он что увидел в этом мире? Он увидел только конкуренцию.Он увидел только то, что виды сражаются друг с другом, выживают самые приспособленые, самые сильные, остальные отмирают. А я смотел на этот мир, и видел, что все сотрудничают друг с другом. Никакой конкуренции небыло, это была единая система, где все помогали друг другу, где все жили вместе друг с другом. Теперь: кто прав? Все правы, да. Все зависит от того, как посмотреть. Дарвин изобрел свою теорию, когда капитализм набирал силу, и он увидел конкуренцию, он увидел вовне то,что было у него внутри. И суть не в том, что  сталкивать между собой различные точки зрения, суть в том, чтобы действительно понять, какая точка зрения самая продуктивная? Какая точка зрения, или какое видиние мира смогут действительно сделать меня счастливым? Любая точка зрения имеет право на существование. каждый человек по своему прав, правильно? Просто мы по-разному видим мир, и теперь нужно понять, что сознание Кришны- это та самая чистая призма, через которую можно увидеть максимум реальности, и таким образом стать максимально счастливым.

Вопрос: Скажите пожалуйста, любовь и чувство долга совместимые вещи, и, если не совместимые, то почему?

Ответ: Любовь и чувство долга это вещи естественным образом неразрывно связанные между собой, потому что человек  не может полюбить сразу,  но если он следует своему чувству долга, которое есть у людей ответственных, то он может полюбить. Любовь это очень возвышенная вещь, а начинается все с чувства долга, с благодарности. Что такое чувство долга? Это благодарность. Я понимаю, что я кому-то обязан. И любовь начинается с понимания того, что я зависим от Бога, того, что я обязан всем, что у меня есть, всем по сути дела обязан. У меня еще любви по сути еще нет, но появляется понимание того, каким образом себя правильно вести. И чувство долга может трансформироваться в любовь. В Индии до сих пор принято женится не по любви. Человек, который пытался отстаивать этот принцип того, что женитьба по любви – это самый лучший способ, он говорил, что вы сначала любите, а потом женитесь, а мы сначала женимся, а потом любим. То есть, в принципе, и то, и другое возможно, но мы видим, что когдавначале  за всем стоит так называемая любовь, то люди принимают  не любовь, а попытку взять что-то у другого человека за любовь .Любовь нужно заслужить, и любовь начинается когда люди вступают в отношения, которые их обязывают к чему-то. И когда они правильно функционируют  в этих отношениях, эти отношения могут преобразится в настоящую любовь. В обычном формате люди говорят  «я люблю тебя», но это всего лишь красивые слова, которые означают: «Я хочу от тебя это, это, это, но говорить тебе не буду.   Потому что если я сразу тебе выложу, чего я от тебя хочу, все знают, что он убежит, или она убежит в другой конец. Поэтому один говорит: «Я люблю тебя», другой тоже говорит: «Я люблю тебя», он тоже имеет в виду  длинный список того, чего он хочет. В какой-то момент это выясняется, потому что долго скрывать это невозможно, и происходт разочарование. И если изначально строить любовь на благодарности, на чувстведолга,то есть правильно функционировать друг по отношению к другу, то со временем, это может перерости в настоящую любовь. Так что они очень сильно связаны друг с другом.

Вопрос: В большой славянской семье идет война. Вот как это понять, кто здесь Пандавы,а кто Дурьодханы?

Ответ: Провокационный вопрос. Мне в Москву возвращаться. Сегодня. Я не думаю что здесь есть правые и есть  виноватые. Такой совершенно ужасный клубок каких-то глупостей, недоразумений, боли, страха и всего остального. Сказать, что правда на одной стороне… нет. Войны, которые сейчас происходят в мире – это результат системных ошибок людей, которые  они допускают, неправильного представления, неправильного видения о мире. И они возникают естественным образом, потому, что накапливается злоба в сердцах людей, и нужно выместить куда-то эту злобу. Это ужасная трагедия, но на самом деле, это результат того, что мы не делаем дренаж нашего серда, мы не очищаем его от зависти. Мое сердце со всеми теми, кто,страдает от этой бессмысленной войны. Вот что я могу сказать.

Вопрос: Большинство знает, что  Бог может принимать разные форма, то Он Кришна, который сошел с флейтой и пером, а может быть Вишну, который возлежит на Ананта-Шеше, и Лакшми массирует  Ему ступни. А сам вопрос  такой. Вот у Кришны есть много разных игр,коровы, пастушки, гопи. А вот Вишну лежит на Ананта-Шеше, Ему массируют  ступни, и вот не скучно Ему там? Чему может научит нас эта форма, медитация на эту форму? И еще один вопрос. Вот когда мы молимся Туласи, некоторые говорят «Вишну-бхакти», а другие говорят «Кришна-бхакти», а то вдруг будет Вишну? Я на всякий случай говорю «Кришна-бхакти», а то вдруг еще че-то нето будет.

Ответ: Это очень хороший  вопрос, за ним стоит очень глубокая философия. Вишну, который является  Верховным Господом, изображается  бездействующим. Шива, по крайней мере, танцует, в барабан бьет. Брахма вообще интеллектуал, и ему надо думать, дизайн делать планетных систем. Но Вишну  Он бездействует , Он бездействует в йога-нидре, йога-нидра это Его сон, и по сути дела, философское толкование этого утверждения в том, что все, что происходит в этом мире – это Сон Бога. Смысл в том, что Бог ,в общем-то, здесь бездействует. Вишну это имманентный Бог по отношению к этому миру. Кришна-это изначальный образ Бога, который трансцендентен к этому миру, это Бог сам по себе, сам для  себя. Но людям трудно понять эту концепцию Бога, самого для  себя. Им легче сначала понять  концепцию, представление о Боге по отношению к этому миру. Поэтому Веды утверждают, что Бог по отношению к этому миру – Вишну, вот Он спит, а кодга просыпается… Ну короче вот Он. В этом мире любви-то мало. Его бездействие имеет отношение именно к этому миру. Поэтому наши ачарьи объясняют, что Кришна-это изначальная форма  Бога, это истина, скрытая даже в Ведах. Веды не проявляют это так уж откровенно. И многие до сих пор не понимают этого, не согласны с этим, из числа последователей Вед не могут это понять. Но любой здравый человек понимает, что спать целую вечность очень скучно. Еще раз, этот сон, бездеятельсть, созерцание, йога, скажем так, в которой находится образ Вишну, она просто характеризует Его отношение к этому миру, где люди воюют, ссорятся, убивают друг друга. Он некий свидетель всего этого, некий гарант  справедливости, того, что все рано или поздно будет находится в балансе и равновесии,поэтому Он не выходит из равновесия. А насчет Туласи, сегодня только мне задавали этот вопрос насчет  говорят «Вишну-бхакти» или «Кришна-бхакти». там долгая история, я даже не помню деталей этого всего, я знаю, что изначально этот стих, если я не ошибаюсь из «Сканда-Пураны». Есть такая традиция, что если не знаешь, откуда стих, нужно говорить: «из «Сканда-Пураны», в  «Сканда-Пуране» 72 000 стихов, там наверняка что-то где-то есть. Там просто была некоторая эволюция, и в Гаудия матхе, в какой-то момент там было «Кришна-бхакти» , потом поменяли на «Вишну-бхакти». Шрила Прабхупада дал нам было «Вишну-бхакти», и по традиции мы повторяем за ним, следуем ему. Но мы также должны понимать, что по Таттве Кришна и Вишну неотличны друг от друга, что отличие только в расе и отношениях, способности  откликаться на чувства других. И если мы хотим иметь полноту эмоционального обмена в свои отношениях  с Богом, то конечно, мы должны обращаться к Кришне.

Вопрос: Вы говорили несколько леназад о фестивале Бхакти Сангама, что  фестивали несистематичны, вот по каких критериям выбирать  из года в год – например, один лектор или как?

Ответ: Я бы посоветовал Вам обратиться к наставнику в этой ситуации, потому что у духовного развития человека есть некая своя закономерность . И человеку на разных этапах духовного развития нужно обсуждение,понимание, или углубление разных тем. Если преждевременно шагнуть или нарушить этот естественный порядок духовного развития , эволюции человека, то это не поможет, а наоборот, помешает . Как ребенок. Ребенок определенным образом развивается, и если попытаться подогнать , это значит покалечить его разными  способами, если в какой-то момент начать пичкать его гормонами, или еще что-то, это разрушит его организм и нарушит его естественный ход развития. И в сущности эти этапы  духовного развития человека описаны достаточно подробно, я рассазывал об этом на Бхакти –Сангаме, цитруя определенный раздел из «Бхакти –Сандарбхи», каким образом происходит эволюции человека. эволюции человека. Поэтому мой совет Вам в этом случае обратиться к наставнику, который поможет Вам определить, что нужно слушать вначале, а что потом. И, гавное, не просто слушать, а практиковать в соответствии  с тем уровнем  понимания, тем этапом духовной эволюции, на котором Вы находитесь, потому что попытки практиковать нечто выходящее за мой реальный уровень , они могуть привести к трагическим результатам, человек разочаровывается, не понимает и получает противоположные результаты.

Вопрос: Как преодолеть иллюзию, и как это можно сделать?

Ответ: Ну во-первых, жизнь так устроена, что Бог нас милостиво избавляет от наших иллюзий. Кто-то может это подтвердить на свом опыте? (Хари бол!) Так что если вы боитесь, то положитесь на Кришну, он избавит Вас от иллюзий. Самая главная иллюзия, и длятого чтобы избавиться от этой иллюзии нужно приложить некое волевое усилие, это иллюзия о том, что человек может быть счастлив в этом мире без Бога. Это главная иллюзия, от которой надо избавиться. От всех остальных иллюзий нас избавит Бог.

Вопрос:  Вот у нас вся надежда на милость господа Чайтаньи, и вот мы видим как Он Джагая и Мадхая и других грешников спасает, и у нас тоже есть надежда, а вот иногда, когда рассказывают историю про Чхоту Харидаса, сложно понять, в чем тут милость. Вроде как теоретически понимаешь, что милость должна быть…

Ответ, Мы должны понимать, что все, что делает великий человек, он делает для того, чтобы научить не просто одного этого человека, по отношению к которому он поступает, но чтобы научить всех остальных.Чхота Харидас был абсолютно чист. И особенно, когда речь идет о Кришне, когда Он учит кого-то одного. Он учит не его , Он учит нас, Его последователей. И Он выбирает для того, чтобы научить всех остальных последователей кого-то, в ком Он абсолютно уверен, что его уровень будет воспринят правильно. Как Шрила Прабхупада любил приводить пример бенгальскую поговорку, что  свекровь, для того, чтобы научить невестку, она не обращается к невестке прямо, она учит ее через свою дочь. Она громко и назидательно грозит пальцем своей дочери, и при этом поглядывает на невестку- понимает ли она о ком идет речь и чему нужно научиться. Потому что если она прямо обратится к невестке, невестка обидится, неправильно поймет. Поэтому она учит свою дочь, понимая, что она примет это от своей матери, потому что она желает ей добра. И многие лилы нужно понимать  именно таким образом- Он желал нам добра, говоря об определенных опасностях, подстерегающих нас на духовном пути. Все, спасибо большое. Шрила Прабхупада ки джай!

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.