Вьяса-пуджа. Ответное слово, X ретрит учеников, Магдалиновка,13.08.2016 г.

Харе Кришна!

Слушать какие-то поздравления всегда неловко. Но, с другой стороны, это очень помогает представить себя на собственных похоронах. Потому что обычно подобные слова произносятся по соответствующему поводу. В этом мире в любых прославлениях всегда есть ложь. Потому что на самом деле по-настоящему прославления заслуживает только Кришна, и те, кто так или иначе смогли соединить свое сознание с Ним. По-настоящему прославления заслуживает только Кришна, потому что Он абсолютно совершенен, полон Сам в Себе. Все остальные живые существа так или иначе не совершенны. У всех есть склонность к обману, склонность ошибаться и другие несовершенства. Но если стоит действительно кого-то прославлять в этом мире помимо Кришны, то это людей, которые смогли преодолеть свое несовершенство благодаря связи с совершенным. Благодаря тому, что они почувствовали прикосновение совершенного в своей жизни. И самая большая проблема… И когда такой человек вступает в связь, в йогу с Богом, он приобретает качества, подобные качествам Бога. Это ни в коем случае не относится к вашему покорному слуге. Мне лучше всего это известно. Но мне хотелось поговорить о самом принципе сейчас, в этом ответном слове. Почему стоит кого-то прославлять. Стоит кого-то прославлять либо потому что он уже имеет эту связь с Богом, либо потому что он стремится ее получить и эти прославления даются ему в качестве аванса.

И признаки, по которым я могу различить в своем сердце, есть у меня связь с Богом или нет, является одно единственное качество,- это качество зависть. Если зависть по-прежнему присутствует в моем сердце, это значит, что связи нет или она условная. Когда связь устанавливается, сразу же из сердца уходит зависть. Зависть—это самый лучший индикатор того, насколько прочна наша связь с Богом; того, насколько мы приближаемся к Богу в процессе нашей практики. Поэтому в самом начале «Шримад-бхагаватам» говорится—парамо нирматсаранам сатам.

В стихе

дхарма кайтава проджхита

парамо нирматсаранам сатам

ведьям ваставам атра васту
шивадам тапа-трайонмуланам

(Шримад-Бхагаватам, 1.1.2)

В стихе, который описывает квалификацию человека для понимания «Шримад-Бхагаватам». Очень важном стихе, где описывается, с одной стороны, и прославляется предмет «Шримад-Бхагаватам» и сам «Шримад-Бхагаватам», а с другой стороны описывается квалификация для понимания «Шримад-Бхагаватам», говорится: парамо нирматсаранам сатам. Если все остальные священные писания имеют дело с другими пороками. В «Бхагавад-гите» Кришна описывает проблему, благодаря вопросу Арджуны, проблемукамы, или вожделения. Если мы посмотрим другие священные писания или другие течения, мы также увидим, что очень большое значение придается именно этому— желанию, вожделению, то «Шримад-Бхагаватам» смотрит в корень. И сразу же, с самой первой страницы указывает на самую главную проблему. На первородный грех живого существа, который проявляется в зависти. Эта зависть, в конце концов, адресована к Богу. И зависть превращается во все остальное. Желание—это всего лишь навсего сын зависти. В конце концов, когда-то мы позавидовали Богу или, как объясняется в Библии, змей-искуситель некогда говорил нам: «Попробуйте плодов от этого Древа познания Добра и Зла и станете как боги». Он пробуждал в нас эту зависть.

И одновременно с этим вместе с завистью приходит еще одно чувство, о котором я говорил вчера. Это мое чувство того, что я судья. Я могу судить, что хорошо, что плохо. Это тот самый плод Древа познания добра и Зла. Отныне я присваиваю себе это право судить—это хорошо, это плохо; это правильно, это не правильно. И это проявление изначального чувства зависти.

Если мы хотим понять, заглядывая в свое собственное сердце, насколько мы близко стоим к Богу, нужно оценить количество зависти у нас в сердце, которая многолика и будет проявляться по-разному. Но если у нас есть зависть. А иногда зависть настолько привычна нам, становится фоном нашего существования, что мы думаем, что ее у нас нет. Я уверен, что многие из вас думают, что у вас зависти нет. Это значит, что вы с ней настолько срослись, настолько сроднились, настолько принимаете ее как нечто само собой разумеющееся здесь, что нам кажется, что ее нету.

И это великое достижение человека, идущего духовным путем, увидеть в себе зависть, различить в себе зависть. Понять, что она по-прежнему живет в моем сердце, отравляет атмосферу моего сердца.

И мы собираемся здесь с вами для одной цели, для достижения одной простой цели. Для того, чтобы почувствовать, что можно жить без зависти. Для того, чтобы понять, что в общем-то, зависть нам не нужна.

Я объяснял на протяжение этого ретрита, что людям так сложно избавиться от каких-то проблем, потому что эти проблемы кажутся нам чем-то очень ценным. То, что на самом деле является анартхой, тем, что мешает мне для обретения настоящей ценности, я считаю это артхой, или ценностью. И поэтому держусь за нее, и поэтому Кришне так сложно избавить нас от нее. И эта зависть или злоба, которая периодически появляется по отношению к другому, зависть к положению другого человека, зависть к продвижению другого человека, к тому, что у другого человека есть что-то, чего нет у меня, видится нам очень важным приобретением в этом мире. Нам кажется, что без этого мы не проживем. Как мы можем прожить, не завидуя никому? Как мы можем прожить, не проявляя злобы? Нам кажется, что мы таким образом защищаем себя, но при этом мы отравляем свою душу вечным ядом зависти.

И Шрила Прабхупада пришел… Сегодня на самом деле мы празднуем его. И не случайно так получилось, что сегодня как раз тот самый день, когда он взошел на борт корабля «Джаладута», ровно пятьдесят один год назад, 13 августа 1965 года. Мы прославляем его, потому что он пришел, чтобы освободить нас от зависти и показать нам, что значит настоящая любовь, опыт которой возможен только тогда, когда зависть уходит.

И желание Шрилы Прабхупады, а сегодня нужно говорить именно об этом, если мы благодарны ему, и сегодня мы будем писать эти письма благодарности и отправлять ему на корабле, который мы спустим на воду на этой реплике «Джаладуты». Если мы хотим сделать что-то для него, как-то отблагодарить его, то чтобы отблагодарить его по-настоящему, надо попытаться так или иначе научиться или сделать хотя бы небольшой вклад в то, чтобы возникло общество без зависти. Это то, что Шрила Прабхупада хотел. Когда он создавал ИСККОН и назвал ИСККОН Международным обществом или Международным движением для сознания Кришны, а именно так оно звучит на английском языке, то это общество, в котором у человека есть возможность помнить о Кришне. А это значит, автоматически значит, что это общество, в котором нет зависти. Потому что зависть мешает нам помнить о Кришне. Это общество, в котором зависть заменена на заботу, злоба заменена на любовь. В котором мы пытаемся, пытаемся осознать Кришну, действуя правильным образом. И если мы действительно хотим отблагодарить Шрилу Прабхупаду, то нам нужно подумать, каким образом проявляется моя собственная зависть. Его пример перед нашими глазами. Его удивительный пример, пример его жизни, когда он полностью отринул все и отдал себя людям и стал проповедовать это сложное учение. Но главное, что нужно видеть в нем, и эта книга рассказывает в том числе об этом, каким образом Шрила Прабхупада абсолютно свободен от зависти и что он хочет от нас. ИСККОН только тогда станет ИСККОНом в полном смысле этого слова, в полном смысле обществом, где люди смогут помнить о Кришне, когда из наших взаимодействий, из нашего общения полностью уйдет зависть.

И все говорят, что когда они приезжают сюда на ретрит, гораздо легче. Легче повторять святое имя. Легче? Легче заниматься духовной практикой. Легче? Легче быть самим собой. Почему? Потому что сама атмосфера помогает. Атмосфера помогает, потому что мы постарались максимально убрать эту зависть из атмосферы этого общества.

К сожалению, я должен признаться в этом, и наверняка в этом есть тоже доля моей вины, когда мы возвращаемся на свои привычные сцены, там, где протекает наша жизнь, мы опять снова и снова сталкиваемся с разными проявлениями зависти и автоматически сами начинаем проявлять их периодически. Сами проявляем зависть.

Мне пришло здесь, на ретрите, письмо, которое я читал с очень большой болью в сердце. Матаджи спрашивает: я, говорит, общаюсь с разными преданными. Еще ни одна матаджи мне не сказала, что у нас в ятре все матаджи счастливы. Может быть, говорит, вам кто-нибудь такое сказал? Но мне еще никто не сказал. Она пишет о своей боли, о том как сложно ей практиковать в каком-то обществе, где она периодически сталкивается с тем или иным проявлением зависти.

И Шрила Прабхупада, когда он объяснял суть ведической культуры, ведического общества, когда он говорил о варнашраме, когда он говорил обо всех этих вещах, он говорил о том, что это общество, в котором люди чувствуют себя защищенными, то есть, не сталкиваются с завистью в разных формах и в разных проявлениях. Когда Шрила Прабхупада говорил о том, что дети, старики и женщины, и коровы, брахманы, ну и мужчины заодно должны находиться под защитой, то он имел в виду простую вещь. Общество счастливых людей, в котором ни у кого нет никакой причины завидовать друг другу, причинять друг другу боль, пытаться опустить другого человека, не давать другому человеку развиваться, не давать другому человеку проявлять свои таланты в служении Кришне. Вот. И собственно, это то, что мы пытаемся создать. Без большого успеха, к сожалению. Почему? Потому что мы не стоим настороже и невольно позволяем этому первородному греху, этой проблеме, которая живет в нашем сердце, этой зависти к Кришне, проявиться по отношению к другим людям.

Здесь мы собираемся только для этой простой вещи, для того, чтобы почувствовать, что, в общем-то, можно, и даже очень хорошо, жить без этой самой зависти. Просто любить друг друга, просто улыбаться друг другу, просто воодушевлять друг друга, стараться защищать друг друга, стараться помогать друг другу, раздавать друг другу прасад.

Я говорил в самом начале нашего ретрита, что духовная жизнь такая простая вещь, что она наверняка пройдет мимо нас. Это не я говорил, это Шрила Прабхупада говорит. Что сознание Кришны настолько простое, что вы наверняка его упустите. Потому что, в сущности, очень легко помнить о Кришне, легко повторять Его святое имя, чувствовать большое счастье от этого, если мы отложили в сторону свою ревность или зависть. Кришна показал это во Вриндаване. Во Вриндаване Кришна один. Его все любят. И никто не ревнует друг к другу. Никто. Никто. Кришна специально это показал.

Мне рассказывали историю про то, как в Майяпур изучать хиромантию приехала одна пара из России. Там есть такой человек, который дает курсы по интернету про хиромантию. Они приехали, и когда эту пару привели в храм, то женщина с необычайным подозрение посмотрела на Радха-Мадхаву, потому что там был один Мадхава и много женщин вокруг Него. Учитель-хиромант сказал: «Надо кланяться». Она сказала: «Нет, этому ни за что не буду!» Почему? Потому что она переносит свое состояние на духовный мир. Но в духовном мире Кришна один, Его все любят. И Он отвечает взаимностью всем, Он раздает Себя щедро всем. Он с каждым и с каждой. И никто при этом не завидует друг другу, никто не ставит подножек. Потому что они знают, что это не нужно, это не поможет моей любви. Это помешает моей любви. Для любви есть только одно единственное препятствие—это зависть в моем собственном сердце, зависть к другим.

И Шрила Прабхупада просил нас именно об этом. Он просил нас пытаться создать общество без зависти. Общество, где для зависти нет места. Для любых проявлений зависти. Общество, где женщины чувствуют себя защищенными. Никто не пытается сказать им: «Ты женщина, поэтому ты существо низшего порядка. У тебя вожделение в девять раз большее, чем у меня. Я посчитал. И в «Шримад-Бхагаватам» тоже написано. Авторитетно все». Нет.

Общество, где дети чувствуют себя защищенными. Вчера мы видели этот замечательный фильм про школу «Сарасвати», про то, какие там счастливые дети. Рядом со мной сидел маленький мальчик, с кем мы считалку перед уроком произнесли, обнялись и после этого фильма он сказал: «Хотел бы я учиться в этой школе «Сарасвати». Я у него спросил: «А ты где учишься?» « В обычной школе». И такое выражение у него было на лице, что я сразу понял, что там он сталкивается с завистью. А тут людей учат жить вместе и не завидовать. Жить вместе и помогать друг другу, жить вместе и заботиться друг о друге. И таким образом делать друг друга счастливым. На самом деле, самое важное, что мы можем сделать. Каждый из нас должен думать, а что я делаю для того, чтобы это стало возможным? Не нужно думать, когда это общество спуститься на нас с небес? Не нужно думать, что произойдет какое-то чудо и Москва-река превратится в Ямуну вдруг, или еще что-нибудь такое произойдет. Мы должны приблизить этот момент. Мы должны сами пытаться делать что-то, что мы можем.

И я благодарен всем и каждому из вас, кто пытается так или иначе приблизить этот момент. Кто пытается в меру своих сил и возможностей действительно по-настоящему помочь духовной атмосфере сойти в этот мир. Это то, что хочет Шрила Прабхупада от нас. Это его миссия. Распространение книг, харинамы и много других вещей, которые мы делаем, это способы достижения этой миссии. Это то, каким образом эта миссия может быть исполнена, если люди будут читать книги, слушать святое имя, начнут повторять. Но цель одна, —помочь Шриле Прабхупаде этот духовный мир проявить здесь.

И я, еще раз, очень благодарен всем и каждому из вас за то, что вы делаете у себя на местах. И, как я уже сказал, если мы отступаем от этого идеала по слабости своей, из-за отсутствия связи с Кришной, из-за неуверенности, из-за каких-то других причин, одним нам известных, то это причиняет мне боль. Всякий раз, когда я вижу как преданные жестоко относятся друг к другу, когда я слышу, как кто-то где-то в храме с вьясасаны начинает проклинать других, начинает осуждать других, начинает опускать других, это причиняет мне очень большую боль. Боль за Шрилу Прабхупаду. За то, что мы разрушаем таким образом его миссию. За то, что мы мешаем ему проявить то, что он хотел проявить. И надо быть очень осторожным. Это самая большая боль, когда я вижу, как преданные жестоко относятся друг к другу. Без необходимости. Без всякой необходимости проявляют жестокость.

Любовь означает мягкое сердце. Гордыня, зависть, все это делает наше сердце очень жестким. Эта жесткость сердца может проявляться мириадами различных способов. Если кто-то претендует на то, что он любит Кришну, он должен реально оценить, а сердце-то у него мягкое или не мягкое? Радуется он, когда другой чувствует боль и когда он, вольно или невольно, причиняет ему боль. Или равнодушен ли он, когда проходит мимо чужой боли. В этом суть. В этом смысл, в этом миссия Шрилы Прабхупады, которую мы должны здесь нести. Попытаться проявить здесь это удивительное общество, общество без зависти.

И я очень рад, что здесь, в Магдалиновке, вы получили какой-то опыт. Но настоящий тест, настоящее испытание того, поняли вы что-то или нет, будет когда вы вернетесь домой. Здесь это может быть легко. Вы оторвались от своих привычных орбит, находитесь в несколько искусственном состоянии. Но по-настоящему, еще раз, все проявится именно у себя дома, когда вы будете общаться с другими правильно, так, чтобы они чувствовали, что в вашем сердце тоже живет любовь к Кришне.

Я, еще раз, очень благодарен всем, кто вносит свой вклад в это каким-то своим служением. Да, в нашем обществе много еще недостатков. Пятьдесят лет не такой большой срок, хотя достаточно большой для того, чтобы можно было уже подводить какие-то итоги. Но суть-то не в том, что в какой-то момент мы сможем сделать все идеально, нет. Это наш ежедневный труд. Стоит нам перестать трудиться в этом направлении и все опять пойдет как оно идет здесь в материальном мире, по привычным своим колеям. Нужно понимать, что это мой ежедневный труд, труд любви. Бремя любви, как говорил Шрила Прабхупада. Это мое бремя любви. Я несу его ради него, ради Кришны, для того, чтобы, так или иначе, проявить атмосферу духовного мира.

И наставничество… Мне хотелось несколько слов сказать об этом. Самая удивительная вещь, которая помогает каждому человеку сделать реальность духовной, извиняюсь, духовность реальной. Привнести духовность в свою жизнь, сделать ее реальной. У нас у каждого должен быть какой-то наставник, и у каждого из нас должны быть какие-то свои подопечные. Потому что в этих отношениях наставничества мы можем проявить идеал. Мы можем реально проявить свою способность заботиться бескорыстно, не думать о том, что мне будет взамен. Наставничество—это самая удивительная программа. Всякий раз, когда наставничество становится системой, я не против системы, поймите меня правильно, но всегда у системы есть свои изъяны, есть некая доля формализма в этом во всем. Но сама идея наставничества удивительная и в высшей степени важная.

Поэтому мое послание к вам сегодня—если вы действительно чувствуете какую-то благодарность ко мне, то благодарность ваша проявится в том, что вы будете помогать другим. И это самый лучший способ помочь самому себе. Потому что таким образом, заботясь о других, проявляя какую-то заботу, занимая абсолютно бескорыстное положение, пусть это будет один человек, пусть это будет полчеловека… Не знаю, как это сделать:) Пусть это будет гусь:) Неважно, кто бы это ни был… Если мы начнем это делать… Это то, как принести атмосферу ретрита к себе. Независимо от систем. Система хороша, система нужна. Обязательно нужна. Я нисколько не против системы, но все равно, даже если у меня нет официального статуса наставника, все равно я могу кому-то помогать. Все равно я могу пытаться настраиваться на его волну и учить его тому, что я уже сам немножечко знаю.

Мы ввели когда-то эту систему координаторов, и идея была в том, что рано или поздно все координаторы станут наставниками. Потому что центр их сознания сместится с самих себя на других. Это самый могущественный способ и инструмент духовного прогресса, духовного развития. Не думать о себе, не думать о своих проблемах. О ваших проблемах Кришна позаботиться, не волнуйтесь. Думать о других и помогать другим расти. И я благодарен всем, кто так или иначе этим занимается. Это очень важно нам чувствовать, что кто-то заботится о нас и кому-то мы небезразличны, и нам также чувствовать, что есть люди, которые нуждаются в нашей заботе. Это то служение, которое может делать каждый. Иногда люди у меня спрашивают, чем я могу вам служить? Это то, что может делать каждый, если он захочет и если он будет настроен на этот лад. И тогда атмосфера заботы, она сама проявится. Дети будут защищенными. Я очень благодарен матаджи Чинтамани и ее мужу Аруналочане за то, что они занимаются детьми. В нашем обществе заниматься детьми могут только абсолютно полные подвижники, потому что, как правило, родителям совершенно все равно, что с их детьми происходит. И если у кого-то возникает это желание, им нужно поставить памятник прямо сейчас. Это замечательная программа, я рад, что в Харькове возникла гурукула, возникает, в процессе формирования. Что в Киеве возникает тоже гурукула. Это замечательно.

Я очень благодарен Премарасе прабху за то, что он вкладывает свое сердце сюда, в это место, из года в год, в течение уже многих, многих лет. И то, что оно потихоньку, потихоньку превращается в центр образования, как хотел и хочет Шрила Ниранджана Махарадж.

Варшана прабху очень много делает для учеников. И сейчас, для того, чтобы возникла какая-то система наставничества, сейчас одна из таких программ, которая начата, это программа, это сайт с громким названием «Сваямвара», где по обычаю сваямвары девушки могут выбрать себе мужей с помощью опытных каких-то наставников.

Очень больно ранит меня, когда в семьях нет мира, когда люди ссорятся друг с другом или, не дай Бог, изменяют друг другу или делают еще что-то. Мне приходится очень часто получать письма с описаниями этих душераздирающих историй. И для того, чтобы свести к минимуму возможность таких вещей, мы также начали курс для людей, которые готовятся вступить в брак, чтобы они заранее, прежде, чем вступить в брак, поняли, что от них будет ожидаться. Этот курс Варадарадж прабху и несколько других преданных, Вамшидхар, Дамодар, разработали. И мне недавно сообщили, что у них уже есть замечательное достижение,—уже одна пара, которая готова была выйти замуж, разошлась полностью, не выйдя замуж. Потому что они поняли, что они не смогут друг с другом. Я очень порадовался за них, потому что лучше это сделать до того, чем после. Мне с очень большой гордостью сказали: «У нас есть достижение. Уже разрушили один союз». Они просто послушали их и поняли,— мы на такое не готовы. Но я думаю, что их достижения этим не ограничатся и что будут какие-то другие результаты.

Я очень благодарен Виджай Кришне прабху за то, что он заботится о каком-то круге людей, принимающих его. Мне очень понравилось, что матаджи Эканта-бхакти приехала из Вриндавана и нашла здесь наставника в лице Виджай Кришны прабху. Я очень за нее порадовался.

Всякий раз, когда я вижу как люди бескорыстно заботятся друг о друге, это доставляет мне самую большую радость. В Литве у Ананда-вардханы есть замечательный монастырь, монастырь святого имени, где они очень серьезно занимаются духовной практикой. Это мужской монастырь, так что только для мужчин. Но он рассказывал мне, что у них там есть особая такая сторожка, куда люди уходят на целый день, без воды и без еды, только с четками. Запираются там и целый день повторяют святое имя. И к ним приехал какой-то француз, доброволец, просто поработать. Есть такая категория людей, которые просто путешествуют и за хлеб и воду и за небольшой труд останавливаются где-то, чтобы посмотреть мир. Он говорит, что он пожил, пожил с нами, послушал, послушал, а потом говорит: «Пойду-ка я в эту сторожку». Хотя приехал француз. Но надо понимать, кто такие эти французы, чтобы оценить этот поступок. Почему? Потому что он почувствовал что-то. Почувствовал реально, на уровне сердца. Почувствовал этих людей, которые его окружают. Это искреннее желание дать Кришну. Он говорит: «К нам много сейчас добровольцев приезжает, и все уезжают с четками. Без четок никто не уехал». По одной простой причине. Потому что они оказываются в атмосфере, где все просто. Где Кришна в центре и ничего другого не нужно, и люди очень легко общаются друг с другом без особых каких-то наворотов, без дипломатии. Просто пытаются помочь друг другу.

И в этом, собственно, суть наставничества. Любого человека, который занимается этим, в Киеве, в Харькове, здесь, в Днепре, во всех остальных городах всех, Атма-прадипа, Нила-лакшми, всех-всех преданных, которые… У Нила-лакшми сегодня день рождения, кстати. (Харибол!)

Я увидел Према-тарангини и тоже вспомнил еще одну вещь, о которой хотел вам рассказать. Мы начали эту программу Большой ведический Практикум, где мы проповедуем совсем новым людям ведическую науку, но даже самым новым людям с самого начала даем наставника. С самого начала помогаем им так или иначе не теоретически осваивать эти знания, а в личном контакте с людьми. И это прежде всего помогает наставникам, помогает тем, кто получает эти знания именно так, личностным образом, без зависти.

Мне рассказывала одна из наставниц из этого Большого ведического Практикума, она говорит, что я с очень большой опаской вступала туда и начинала что-то делать, но сейчас это самое счастливое время, когда я провожу с девочками, совсем новыми, вообще не имеющими отношения к преданным, по большей части полностью с улицы. Она говорит, что они настолько поменялись за это время и настолько у них благодарность в сердце, что это для меня праздник. Ежедневный праздник иметь возможность общаться с ними и таким образом самой практиковать.

Сейчас мы также начали Школу джапа-медитации, или Школу святого имени, и там тоже с самого начала мы вводим этот принцип наставничества. Не просто делай, что хочешь, а чтобы были какие-то опытные люди, которые делились своим опытом и передавали этот свой опыт другим. Мы пытаемся проявить это насколько возможно и, еще раз, ваше понимание сознания Кришны очень сильно углубится и проявится в том, насколько вы сможете то же самое настроение перенести к себе и у себя дома проявлять в отношениях с какими-то людьми.

Очень многих я мог бы еще назвать, чтобы этот длинный список… Приходит на ум Лока-павани и Враджа-нагара из Херсона. Много-много других преданных, которые так или иначе занимаются всем этим. Я очень-очень сильно благодарен им за это. И в этом наша настоящая благодарность Шриле Прабхупаде. Тогда по-настоящему дух семьи проявится.

Я… В прошлом году вышла книга «Уроки любви», где я попытался рассказать о своем понимании личности Шрилы Прабхупады. Сейчас, скоро, буквально через несколько дней выйдут еще две новых книги. Одна книга это мои размышления и комментарии над миссией Шрилы Прабхупады. Она так и называется «Размышления над миссией Шрилы Прабхупады», над одним из его документов, где я пытаюсь осмыслить, что преданные должны делать, чтобы идею, задуманную Шрилой Прабхупадой, вложенную в ИСККОН, можно было осуществить. Мы многое делаем, но как-то незаметно, автоматически делаем может быть что-то не совсем правильно. И я очень надеюсь, что эта книга поможет вам задуматься над тем, что хотел Шрила Прабхупада.

Вторая книга, это книга, которой я очень долго сопротивлялся. Это книга моих неумелых стихов, собранных… (Харибол!!!) И буквально через пару недель эти две книги уже выйдут из печати. Я хотел особо поблагодарить Галину, она здесь, на ретрите, за то, что она участвовала в подготовке этих книг. Весь коллектив «Госвами Букс» за то, что они трудились. Это непростой труд. Спасибо вам большое за это. Это моя личная благодарность здесь. Вот.

Но так или иначе… Моя сестра сказала, что она надеялась, что это увлечение будет кратковременным, как многие другие увлечения. И когда она это сказала, я стал думать, а почему же это увлечение не постигла участь всех остальных увлечений? Почему я так надолго остался и не собираюсь ничего менять? Я понял, что причина этого в одной простой вещи. Все остальные вещи, которыми я увлекался, их было много,—это факт, я даже на рапире фехтовал. Хотите — верьте, хотите — нет… Все остальные увлечения, они не могли занять меня полностью. Но пришел Шрила Прабхупада и сказал: «Все! Ты нужен мне весь» И я очень ему за это благодарен. За то, что он забрал все, что у меня есть и так или иначе использует это как-то в служении этой замечательной миссии.

Я благодарен своему духовному учителю Шриле Радханатхе Свами Махараджу и еще нескольким вайшнавам, которых я считаю своими учителями в духовной жизни. Они все учат меня одному и тому же—как отдавать себя целиком, полностью, без остатка, и я сегодня хочу передать это по парампаре. Если хотите быть счастливы—отдайте себя полностью. И самый лучший способ сделать это— заботиться о других людях, заботиться об их духовной жизни, об их духовном благополучии. Это могут быть самые начинающие люди, которые даже еще не знают, что они хотят идти по этому пути. Это могут быть люди, которые давно уже идут по этому пути. Всегда есть люди, которые нуждаются в нашей помощи. И это дело, которое может полностью занять нас. И если вы будете это делать, я буду абсолютно счастлив и наконец могу заниматься тем, чем давно хочу заниматься. У меня есть надежда, что я смогу все-таки больше времени посвящать книгам, и какие-то из вещей, накопившиеся изнутри, смогу вылить на страницы книг. Но для этого нужно, чтобы вы делали свою часть нашего договора. Вы думали, что 16 кругов, как минимум, четыре регулирующих принципа, а выяснилось, оказывается, что нужно всю свою жизнь отдать. Кришна так же говорит. Он говорит: «Мне сначала много не надо, цветочек, листочек» А потом—«йад кароши йад ашнаси, все, что делаешь, все, что отдаешь, все, что принимаешь, все отдай Мне». Все начинается с цветочка. Потом выясняется, что надо все отдать. И это очень радостное известие для всех нас. Вот.

Ну вот, собственно, что я хотел сказать в своем ответном слове. Чтобы мы попытались действительно создать это общество, в котором не будет зависти. И для этого очень важно заботиться о том, чтобы это не было позой, чтобы это не было имитацией, игрой очередной, очень важно, чтобы мы внимательно повторяли святое имя Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

и чувствовали, что Кришна находится в нем, чувствовали свою связь с Кришной. Он даст нам силы преодолеть все проблемы. Он все чернобрывцы превратит в благоухающие розы. И на следующей Вьяса-пудже мы уже предложим гирлянду из пятисот с лишним роз Шриле Прабхупаде. В крайнем случае можно будет переименовать чернобрывцы в розы. Мы этим постоянно занимаемся, когда переименовываем Васю в Парамахамсу даса.

Так или иначе, Шрила Прабхупада дал нам замечательное движение, замечательную миссию, ради которой не жалко отдать свою жизнь. Надо просто делать это, отложив в сторону зависть, научившись жить без нее, без этой защитной кольчуги, просто проявляя духовные отношения, духовную любовь. Вот.

Спасибо вам большое!

Шрила Прабхупада ки, джай!

Я хотел еще напомнить под конец три вещи, о которых я говорил в прошлый раз, много раз повторял на протяжении этого года. Это то, где я чувствую, что мой вклад максимальный. Мне очень хочется, чтобы репутация нашего общества становилась все выше, и выше, и выше. Чтобы люди по-настоящему понимали, что принес Шрила Прабхупада здесь. И если каждый из вас на своем месте будет заботиться о репутации нашего общества, то я буду очень доволен.

Для меня очень важно, чтобы преданные глубоко изучали шастры, систематически изучали шастры, понимали духовную философию системным образом. Понимали, как ее применить в жизни. И для меня также очень важно, чтобы преданные менялись в процессе этого.

Это те сферы, в которых я чувствую, что я вношу какой-то свой вклад, и если вы можете помочь мне в этом, то я буду очень счастлив. И в сущности, это и означает наставничество. На каком-то начальном уровне или на уровне продолжающем.

Еще я очень хотел еще одну вещь сказать. Очень благодарен Враджарену прабху за то, что он взялся за эту миссию вайшнавских поселений и каким-то образом собирает людей в России. В конце концов за этим будущее, и это тоже очень важная вещь. Все.

Спасибо большое.

Шрила Прабхупада ки, джай!

Джагад-гуру Шрила Прабхупада ки, джай!

Гаура премананде! Харибол!

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.