Джанмаштами, Индия, 15.08.2017 г.

Аннотация:

Ради чего Кришна пришел? Чтобы понять, что принёс с собой Кришна, нужно очень близко приблизиться к Нему. Безопасное расстояние от Бога. Любовь — опасная вещь. Пример Чайтанья Махапрабху. «Ради любви Я готов не все, Я готов простить любые грехи».

День явления Кришны — начало Его Лил во Вриндаване. Милость Кришны, проявленная с Путаной и Агасурой. Редко кто отваживается на то, чтобы понять Кришну. Кришна приходит чтобы научить нас, как жить в духовном мире, что значит духовная жизнь. Вастрахарана-лКришила. Предстать перед Кришной нагими. Главная шакти Кришны. Смысл предания. Приход самой могущественной силы в этот мир. День явления любви. Любовь не бывает безымянной. Tavai vasmi tavai vasmi… Дхарма любви — щедрость сердца и желание осчастливить других, необходимое условия для явления Кришны во Вриндаване нашего сердца.

 ***

Харе Кришна. Меня попросили сказать несколько слов о Дне явлении Кришны, Шри Кришна Джанмаштами, который мы в этом году отмечаем 15-го августа, и в этот день нужно думать по какой причине сюда пришёл Кришна.

Кришну знают все в Индии, кого не спроси, многих даже зовут Кришна в Индии, Кришна очень знаменит. Но если спросить у людей ради чего Он пришёл, большая часть людей даст один и тот же ответ: «Он пришёл, чтобы установить дхарму». Знаменитый стих из «Бхагавад-гиты»

yada yada hi dharmasya

glanir bhavati bharata

«..Я прихожу тогда, когда дхарма приходит в упадок». Его взяли эпиграфом к сериалу «Махабхараты», и люди пытаются донести, что дхарма — это основное что принёс с собой Кришна. И более того, даже некоторые гаудия-вайшнавы думают что Кришна пришёл для того, чтобы восстановить дхарму. Но, если посмотреть, то все остальные аватары тоже восстанавливали дхарму, и тоже убивали злодеев, и защищали праведников. Нрисимха аватар пришёл чтобы защитить Прахлада и убить Хираньякашипу, Рамачандра убил Равану, и если уж говорить про кого-то, кто устанавливал дхарму, то это безусловно Господь Рамачандра.

Чем отличается Кришна? Почему Кришна так знаменит. Когда люди говорят о «Бхагавад-гите», они говорят, что это победа добра над злом, дхармы над адхармой… Но Чайтанья Махапрабху объяснил очень важный секрет: Кришна приходит не только для того, чтобы дать дхарму, дхарму устанавливают все остальные аватары, что такое слово «дхарма», дхарма значит то, что делает жизнь человека устойчивой, когда человек следует определенным законам, у него появляется внутреннее равновесие, он обретает некую силу внутреннюю и так далее, и это хорошо. Дхарма это то, что поддерживает нас в жизни, но Кришна пришёл чтобы дать нечто большее, Он дал приёма-дхарму, Он дал любовь. И беда в том, что большая часть людей не может понять и почувствовать этого. Дхарму почувствовать легко по очень простой причине, потому что чтобы почувствовать дхарму нет необходимости сближаться. Дхарма это некая очень могущественная сила, и человек может почувствовать ее даже на расстоянии. Но для того, чтобы понять в чем уникальность Кришны и что принёс с собой Кришна, нужно очень близко приблизиться к Нему. Как слабые силы притяжения, они начинают действовать только на очень близком расстоянии. Эти слабые силы, или силы Ван-дер-ваальса это особый вид сил, который можно почувствовать только приблизившись на очень короткую дистанцию. И точно так же притягательность Кришны можно почувствовать только приблизившись к Нему, и большая часть людей предпочитает держаться на безопасном расстоянии от Бога. И поэтому они выбирают сознательно говорить, что Бог приносит с собой дхарму yada yada hi dharmasya glanir bhavati bharata, Я прихожу когда дхарма приходит в упадок, srjami aham, Я появляюсь здесь для того, чтобы установить эту дхарму, paritranaya sadhunam vinashaya ca dushkritam.

Любовь — это очень опасная вещь, чтобы действительно почувствовать настоящую любовь нужно находиться в очень близких отношениях, а эти близкие отношения опасны, потому что на этих близких отношениях можно нанести оскорбление, на этой короткой дистанции человек становится очень уязвимым, он полностью открывается.

Чайтанья Махапрабху пришел, и гаудия-вайшнавы говорят, что это некое приложение к явлению Кришны, для того, чтобы объяснить или дать свой комментарий на явление Кришны, чему на самом деле хотел научить Кришна. И Чайтанья Махапрабху на своём примере учит, что любовь чувствуется только на короткой дистанции. Гаудия-вайшнавы и Сам Чайтанья Махапрабху на своём примере показывает насколько близким надо быть для того, чтобы действительно ощутить любовь, чтобы действительно открыться по отношению к этой силе любви. И Кришна учит именно этому.

Основная цель «Бхагавад-гиты», «Бхагавад-гита» предназначена для всех, для обычных людей, поэтому Он не раскрывает там всего. Он говорит говорит там обо всем понемногу, но говорит также о любви, Он говорит, что «ради любви Я готов на все, Я готов простить любые грехи, api cet su-duracaro bhajate mam ananya-bhak, Мне абсолютно не важно что человек делает, если у него есть решимость так или иначе приблизиться ко мне и испытать любовь, Я Сам пройду гораздо большее расстояние по направлению к нему, Я посмотрю сквозь пальцы на все то что что он делает».

И Кришна в «Бхагавад-гите» только намекает на это. Он говорит, man mana bhava mad bhakto, и мы знаем, ман мана — значит полюби Меня. И Он говорит, что ради любви можно отказаться от всего, и нужно отказаться от всего,

sarva-dharma parityajya mam ekam saranam vraja, просто доверься Мне. Но мы боимся, у нас есть это очень сильное контролирующая тенденция, склонность так или иначе контролировать, а это значит недоверие. А Кришна говорит: «Доверься Мне, и Я перенесу тебя через все сложности твоей жизни, и так или иначе, выведу тебя к Себе». И Он показывает вот это в Своих Вриндаванских Лилах.

Собственно сегодня мы отмечаем не просто День явления Кришны, мы отмечаем День начала Его Лил во Вриндаване. Кришна появился в Матхуре, в темнице Камсы, куда Камса заключит Его отца и мать — Деваки и Васудеву, но в тот же самый день, без всяких промедлений, появившись ночью в темнице, Он оказался во Вриндаване, и оказавшись во Вриндаване, открыл ту самую главу, или ту саму тему, ради которой Он пришёл, которую Он пришел объяснить. И во Вриндаване Он убивает Путану. И на первый взгляд эта Лила вполне укладывается, шести дней от роду Он убивает Путану, эта лила целиком укладывается в этот стих paritranaya sadhunam vinasaya ca duskritam. Но на самом деле она не укладывается в этот стих, потому что, как говорит Удава, «Он дал Путане место гопи, Он дал Путане место своей матери, место своей няньки в духовном мире». Кришна убивает Агасуру, и опять, на первый взгляд Он убивает злодея. Но Он не просто убивает злодея, Он также показывает: вдруг неожиданно все увидели душу Агасуры, которая зависла как некая точка, и эта душа вошла в тело Кришны. И говорится, что Агасура получил сарупйа-мукти, он получил такую же форму, как у Самого Кришны. Символически, когда душа Агасуры вошла в Его тело — это означает сарупйа-мукти, то что он оказался в духовном мире, несмотря на все грехи. Брахма отказался в это верить, ради этого он появился во Вриндаване, чтобы испытать Кришну, ради этого Он провёл свою Лилу, Кришна провёл свою брахма-вимохана Лилу, чтобы доказать это. Кришна показывает, что «ради любви Я готов на все». И да, этот Агасура единственное что он сделал, он открыл рот и высунул язык, и пригласил Кришну во внутрь. И Кришна сказал: «Хорошо, ты приглашаешь меня во внутрь, Я забираю все твои грехи». Тело Путаны благоухало, когда его сжигали. Махараджа Нанда разрубил его на куски и сжигал его на костре, тело этой грешницы, которая убивала младенцев благоухало, потому что Кришна выпил вместе с ядом и с ее жизнью все ее грехи, забрал все ее грехи, отпустил все ее грехи. Кришна показывает именно это, Он учит именно этому. И поэтому на самом деле Его очень сложно понять. Редко кто отваживается на то, чтобы понять Кришну, нужна определенная смелость для того, чтобы Кришну понять. И поэтому большинство людей говорит: «Ну, Кришна приходит для того, чтобы научить нас дхарме, для того чтобы научить нас как жить здесь в этом мире».

Кришна приходит для того, чтобы научить нас как жить в духовном мире, что значит духовная жизнь, состояние полной открытости, полного доверия, когда человек готов оставить все.

Другая Лила Кришны, которая иллюстрирует это может быть ярче чем все остальные это Вастрахарана-Лила, когда Кришна забрал одежды у маленьких гопи. В последний день их обета, их враты Кришна забрал их сари и залез на дерево. Сколько они не просили, находясь в холодной воде Ямуны в последний день месяца маргашира, самого холодного месяца в году, сколько они не просили отдать им сари, Кришна не отдавал сари. Почему? Потому что Он хотел, чтобы они вышли к Нему нагими. Но в данном случае нагота означает некую открытость — мы должны предстать перед Кришной нагими, такими какие мы есть, не пытаясь напялить на себя какие-то мундиры, не пытаясь притвориться кем-то, быть кем-то, кем не не есть на самом деле, чем мы на самом деле не являемся. И Кришна учит именно этому. И когда Он видит это, Он готов отдать все. Самое главное Шакти, Вишванатх Чакраварти Тхакур объясняет это, что у Бога есть огромное количество шакти, энергии, и в Его лилах действуют разные энергии: нйянйя шакти — энергия справедливости, дхарма шакти — энергия дхармы, энергия дхармы, энергия праведности, но все эти энергии отступают, когда выходит главная из Его шакти — крипа-шакти, энергия милости, и все эти энергии тусуются и отступают на второй план, потому что главная шакти это энергия милости, или энергия любви. Кришна показывает, что кроме любви ничего нет. И мы хотим любви, но мы боимся любви, мы на самом деле очень боимся предстать нагими перед Кришной, мы боимся вступать в близкие отношения, мы боимся что тот, кого мы любим, и тот, кому мы открылись причинит нам боль. И Кришне приходится снова и снова повторять: «Не бойся, не бойся, не бойся Арджуна, не бойся. Просто отбрось все свои сомнения».

И в конце концов Арджуна говорит:

nasto mohah smrtir lobdha

«Моя иллюзия ушла, иллюзия рассеялась и, smrtir lobdha, я вспомнил Тебя».

Мы не хотим помнить о Кришне. Но Кришна приходит в этот мир, чтобы напомнить о Себе, чтобы напомнить нам о самой главной силе, поэтому Его называют Кришна. Кришна значит тот, кто притягивает, тот, чью притягательность мы хотим почувствовать. Но для того, чтобы ее почувствовать нужно подойти к Нему очень и очень близко. И в этом смысл предания. Смысл шаранагати, или смысл предания, смысл последнего стиха «Бхагавад-гиты» sarva-dharman parityajya  mam ekam saraman vraja, это значит сделать шаг, опасный шаг на встречу Кришне, шаг в ту самую пропасть, в которой Он нас поймает и унесет в своё царство. Кришна ждёт от нас этого шага, Он терпеливый, Он хочет от нас этого шага. И сегодня поэтому мы празднуем приход любви в этот мир, приход самой могущественной силы в этот мир, силы любви. День явления Кришны — это День явления любви. Он аватара, которая принесла любовь. И Чайтанья Махапрабху объяснил нам что значит любовь.

Он сказал, что любовь начинается от того, что мы повторяем Святое имя. Любовь не может быть безымянной, у любви всегда есть конкретный объект, поэтому мы говорим: «Харе Кришна Харе Кришна, Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама, Рама Рама Харе Харе». Мы говорим: « О, Хари! Забери наши привязанности, забери все то, что отделяет нас от тебя». Потому что сейчас броня нашего эга мешает нам почувствовать притягательность Кришны. Поэтому сначала мы говорим, «Харе, Харе, Харе, забери, забери, забери». И мы повторяем снова, и снова, и снова. Мы крепко держимся за свои привязанности, а потом мы говорим: «Харе Кришна! Когда привязанности уйдут, мы сможем почувствовать Твою любовь, о, Кришна».

Чайтанья Махапрабху говорил, что, «Любовь начинается с этого, с того, что мы обращаемся к тому, кого мы любим по имени, но любовь также означает очень и очень многое. Она начинается с того, что мы произносим Святые Имена, но она кончается тем, что мы полностью открываемся перед Кришной. Мы открываем Ему своё сердце и говорим: «Вот он я, и я принадлежу тебе, я хочу служить тебе, и у меня нет ничего другого, кроме этой моей дхармы — дхармы любви, кроме этой моей природы — природы любви, природы души, которая хочет служить, и зависеть от Бога».

Ну вот, в двух словах что-то что можно сказать по этому поводу.

И тут наверное стоит сказать о двух условиях, пожалуй, которые необходимо соблюсти для того, чтобы Кришна пришёл к нам. Он приход к Яшоде и Нанде, и слово «нанда» означает тот, кто приносит радость другим, слово «яшода» означает та, кто отдала свою славу, она отдала свою славу матери Бога Деваки, и все думают, что Кришна родился у Деваки. И дхарма любви, или поведение человека, который хочет почувствовать любовь, оно сводится к этим двум вещам. Нанда значит, я хочу так или иначе чтоб другие радовались, я хочу порадовать других, я хочу подарить счастье другим людям, и Яшода означает, я хочу чтоб другие прославились, я не хочу славиться сам, я хочу чтобы другие были счастливы, чтобы имя других так или иначе гремело.

Обычно люди пытаются опустить других людей, принизить их славу, Яшода — это та, кто прославляет других, та, кто щедро видит хорошие качества в других, прославляет других, даёт другим славу, щедрость сердца, в сущности, значит Яшода. Когда эти два качества сходятся в нашем сердце — желание чтобы другие стали счастливы, и способность видеть славу других людей и прославлять других людей, когда два этих качества сходятся в нашем сердце, Кришна приходит к нам, Кришна появляется во Вриндаване нашего сердца и начинает там свои Лилы.

Спасибо большое, Харе Кришна.

 

 

Print Friendly

Комментарии запрещены.

Архивы