О поклонении божествам. На встрече учеников в Москве (с дополнением).24.11.2018

 

Аннотация: поклонение божествам помогает нам укрепить и конкретизировать свои отношения с Богом, научиться смотреть на мир через призму служения Божествам; важность стабильности в поклонении; каким Божествам поклоняться; Джаганнатхи и Гопал – особые формы, для которых нужно специфическое настроение; поклонение расколотым шалаграмашилам.

 

Истории:

Как Арджуна сражался с Шивой

Как разошлись пути валлабха-сампрадаи и гаудия-сампрадаи

 

Вопросы:

Стандарты для поклонения Гаура-Нитай

Стандарты для поклонения мурти Шрилы Прабхупады

Когда преданный может начать поклоняться шалаграма-шилам и говардхана-шилам

Купить новые мурти Божеств или принять от преданных, которые перестали поклоняться?

Могут ли непреданные поклоняться Туласи-деви

Что делать, если уже начали поклоняться Божествам Джаганнатхи

Стандарты для поклонения изображениям Божеств

Можно ли поклоняться мурти Нрисимхадева

Милостивее ли Патита-павана Джаганнатха, чем Гаура-Нитай?

 

БВГМ: (читает мантры). Дина Чайтанья попросил меня рассказать немного о поклонении божествам, о смысле, об этой науке, о каких-то правилах, которые сопутствуют этой науке или по которым мы должны делать это все, и я, следуя его воле, сейчас это сделаю. Но сначала я хотел сказать, что я очень рад, что вы собрались все вместе. Я вас не вижу, но догадываюсь по разным признакам, что вы где-то там. Хорошо, ладно. Тогда я из своего секретного убежища начну свой рассказ.

Шрила Рупа Госвами, как мы все знаем, я надеюсь, выделил поклонение божествам с верой как одну из могущественных анг преданного служения наряду с повторением святого имени, общением с вайшнавами и изучением «Шримад-Бхагаватам», то есть, он очень высоко, на очень высокий уровень поставил поклонение божествам. Давайте с вами подумаем: каким образом, почему так? Сам Рупа Госвами, описывая практику преданного служения, 64 анги, очень много анг преданного служения посвящает конкретно поклонению божествам. В «Шримад-Бхагаватам» в 11 Песни объясняется смысл этой науки. Сначала это 3-я глава 11 Песни «Шримад-Бхагаватам», там дается несколько рекомендаций для людей материалистичных, то есть, для людей, у которых остались материальные желания, и которые занимаются какой-то практикой преданного служения для того, чтобы свои желания оставить или для того, чтобы свои желания исполнить. Разумеется, большая часть из нас относится именно к этой категории людей, но, тем не менее, у нас есть какая-то другая вера: вера в то, что все-таки мы не станем счастливыми, если даже все наши желания исполнятся. Тот, кто верит в то, что он не станет счастливым, даже если все его желания материальные исполнятся, пожалуйста, поднимите руки и крикните: «Харибол!». Да, я понял: не все в этом уверены, но, по крайней мере, для тех, кто кричали, я продолжу. Таких тоже было немало.

После того, как в «Шримад-Бхагаватам» фиксируется это положение, дальше произносится очень важный стих, и этот стих говорит, что для человека, который понял смысл духовной жизни, и который хочет быстро преодолеть или избавиться от ложного эго, именно быстро, быстро срезать свое ложное эго, свое отождествление с материей. Теперь давайте еще проведем один эксперимент. Кто-то хочет быстро избавиться от ложного эго – отождествления с материей? Уже немножко лучше, уже наши шансы повышаются. Кави Йогендра говорит в этом стихе, что человек, который хочет быстро избавиться от ложного эго, то есть, от отождествления с материей, должен поклоняться Кешаве, Богу, которого он зовет Кешава – шастра-уктена, тантра-уктена – с помощью указаний тантр,видхинопачарет девам – он должен упачарет – поклоняться девам – Богу с помощью виддхи тантроктена ча кешавам (Бхаг.,11.3.47) – этого Бога зовут Кешава, Кешава значит кешава дхрита бхиннашарира, кешава дхрита курма шарира, кешава дхрита нарахарирупа. Кешава значит – Господь, который принимает всевозможные формы, Кешава значит единый Господь, который имеет множество различных форм. Этому множеству различных форм можно поклоняться с помощью тантры. Под тантрой подразумеваются вайшнава-тантра или «Нарада-панчаратра». Это утверждение очень легко понять: наше эго, материальное эго, основано на отношениях, в которые мы вступаем с другими людьми. Когда мы начинаем служить кому-то, конкретно человеку, мы начинаем отождествлять себя, так или иначе, с этим человеком. И чем больше мы служим человеку, тем в большей степени мы отождествляем себя с этим человеком, и когда происходит какой-то разрыв отношений, мы очень болезненно воспринимаем этот разрыв. Это, по сути дела, какая-то смерть нашего эго, потому что наше эго в значительной степени сформировано в процессе этих отношений. Мне иногда преданные рассказывают, как тяжело они переживали какой-то развод, причем, они чувствовали, знали, что отношения, так или иначе, не строятся, но потом, когда другой партнер делал первый шаг, инициативу, и разрывал эти отношения, то человек по сути дела умирал, он проходил через этот период смерти. Еще раз, очень важный момент, который мы легко можем понять, и в котором мы убеждались множество раз на своем опыте: если мы начинаем конкретно служить какому-то человеку, то возникают отношения, которые формируют наше эго. Так вот, если мы начинаем служить в соответствии с этим стихом божеству в соответствии с наставлениями тантры или вайшнава-тантры, «Нарада-панчаратры», то мы начинаем отождествлять себя с Богом, с этим самым Кешавой. Он становится реальной движущей силой нашей жизни, Он становится не просто теорией, не просто красивой концепцией, не просто какими-то представлениями где-то там. Если мы приносим Ему воду, цветок, листок каждый день, стараемся делать что-то, то мы начинаем видеть этот мир сквозь призму наших отношений с Ним. Мы все знаем, что мать больше всего любит самого больного из своих детей, даже если у нее много детей. Самый больной будет самым любимым. Почему? Потому что она больше всего служила ему и конкретно. И Сам Кришна говорит в «Бхагавад-гите» (9.26):

патрам пушпам пхалам тойам

йо ме бхактйа прайаччхати
тад ахам бхактй-упахритам

ашнами прайатат манах

Когда Он хочет описать любовь, Он говорит, что любовь конкретна: когда я приношу листочек, когда я приношу плод, когда я приношу немного воды и пытаюсь с любовью предложить. И Кришна принимает это, когда Он чувствует в нас любовь. Тантроктена– почему нужно делать это в соответствии с наставлениями священных писаний? Потому что в тантрах описано… Собственно, все эти правила тантр в конечном счете описывают, как это делал бы человек, у которого есть любовь: как это нужно делать, как нужно следить за своей чистотой и так далее. Одновременно с этим что происходит, когда мы служим божествам? Мало того, что у нас происходит духовное отождествление, мы в значительной степени разрываем свои связи с материей за счет того, что укрепляем свою связь с Господом, но еще одновременно мы очищаемся сами, потому что мы следуем строгим правилам тантры. Сердце наше очищается очень быстро. Все эти правила: когда нужно вставать, рано утром, делать подношение божествам, петь определенные мантры, молитвы, омывать божества – все они регулируют нашу жизнь, прежде всего. И так как наша жизнь регулируется, то одновременно наше эго подтачивается с двух сторон. С одной стороны, потому что у нас возникает связь с Кришной в образе божества, с другой стороны, потому что мы очень строго следуем каким-то правилам в своей жизни, которые в свою очередь разрывают наше материальное самоотождествление. Будь мы предоставлены сами себе, мы бы жили по-другому, мы бы вели себя по-другому, вставали в другое время, мы бы не таким образом и не так строго регламентировали свою жизнь. Плюс к этому мы едим только пищу, которая предложена божествам и так далее. То есть, очень много одновременно всего происходит, что помогает человеку быстро сформировать свое духовное «я», «я» слуги Кришны.

Поразительная вещь, которая происходит, когда человек служит божествам: это то, что он начинает смотреть на мир сквозь призму этого служения. Он видит какую-то вещь, какой-то фрукт, какой-то цветок или еще что-то и думает: «Вот хорошо бы это предложить божеству». Он волей-неволей начинает постоянно думать и смотреть на этот мир, выбирая какие-то украшения для божеств. То есть, его мысли естественным образом заняты Богом. Нам очень трудно на нашем уровне постоянно 24 часа в сутки помнить святое имя или помнить о лилах Кришны, все время ум отвлекается на что-то, но когда у нас появляется конкретный образ, которому мы служим, то это становится легко. Однако, что очень важно: поклоняться божествам нужно с верой, то есть, понимать, что божество – это личность, и что Кришна входит в это божество, что форма божества и Сам Бог неотличны друг от друга. Одновременно отличны и не отличны друг от друга, но есть некое глубинное единство, и Кришна реально принимает наше поклонение через божество.

В «Махабхарате» есть несколько историй. Одна из этих историй, например, как Арджуна сражался с неким охотником, и этот охотник начал его побеждать. В этот момент Арджуна взмолился Господу Шиве и поднес мысленно гирлянду божеству Господа Шивы. При этом он вдруг увидел, что эта гирлянда, которую он мысленно подносил божеству Господа Шивы, оказалась на груди охотника. То есть, когда человек в своем уме или в реальности подносит что-то божествам, Кришна принимает это, в этом нет никаких сомнений. Поэтому Господь Чайтанья наслаждался рассказами, когда божества проявляли свою личную природу, и мы можем вспомнить множество таких рассказов. Господу Чайтанье очень нравилось слушать историю про Сакши Гопала. По пути в Пури Он слышал эту историю. История про Кширачору-Гопинатха Мадхавендры Пури была одной из Его любимых историй. Все зависит от силы нашей любви. Господь откликается, и если Господь, как нам кажется, никак не откликается, то нужно просто посмотреть, насколько сильно мы хотим действительно предложить Ему что-то, удовлетворить Его и принести Ему что-то.

Во всех традициях есть так или иначе образ Господа, с помощью которого человек сосредотачивает все свое внимание на Господе: в христианстве это иконы, и мы можем видеть, какая разница между православным храмом и каким-то протестантским храмом, где никаких изображений Бога нет, икон нет, и непонятно, собственно, кому молиться и к кому обращаться, к кому обращать свои молитвы.

Одновременно с этим, когда мы поклоняемся божествам, мы все время помним, что Бог – это личность, и правила тантры, правила вайшнава-тантры или «Нарада-панчаратры» напоминают нам о том, что Бог – это личность, и что Ему что-то нравится и что-то не нравится, Ему нужно служить определенным образом. Но, есть одно но: разумеется, мы можем допустить какие-то оскорбления божествам, и во время пуджи всегда в конце произносится мантра, где мы просим прощение у божеств за допущенные оскорбления, эти оскорбления, в общем-то, прощаются, если мы не делаем это сознательно. Однако есть одна вещь, о которой обязательно нужно упомянуть: это то, что, если мы поклоняемся божествам, то мы должны быть очень стабильны. Мы должны понимать, что это член нашей семьи. Ребенок пришел к нам, мы не можем… Иногда преданные начинают поклоняться божествам в порыве некоего энтузиазма, потом им надоедает, они укладывают спать божества на 2-3 месяца, на год. Так, теперь, если у вас ребенок и вам надоело следить за этим ребенком, вы можете уложить его на 2-3 месяца, чтобы он поспал? Можно это сделать, но от ребенка мало что останется. И это самое большое оскорбление. На самом деле, если мы начали поклоняться божествам, мы должны продолжать поклоняться божествам во что бы то ни стало. Это какой-то наш обет, который мы даем, очень серьезный. Либо мы должны передать божества в другие надежные руки, но в принципе, это нехороший прецедент, если мы начинаем поклоняться, потом перестаем. Поэтому, прежде чем начать поклоняться божествам, надо обязательно проверить внутри: а я готов делать это стабильно каждый день, во что бы то ни стало, независимо от того, какое у меня настроение?

Теперь несколько технических моментов: каким божествам поклоняться? В нашей сампрадае мы приходим к Кришне через Господа Чайтанью. Шрила Гоур Говинда Махарадж говорил: «Даже если я увижу Радху и Кришну, и даже если я увижу Радху и Кришну во Вриндаване, но там не будет Господа Чайтаньи, я туда не пойду. Многие люди поклоняются Радхе и Кришне. Иногда преданные думают, что поклонение Радхе и Кришне – это самая высокая форма поклонения, но на самом деле мы не можем поклоняться Радхе и Кришне до тех пор, пока мы не научились поклоняться Господу Чайтанье. Поэтому во всех храмах ИСККОН Шрила Прабхупада установил формы Гаура-Нитай. Бхактивинод Тхакур поклонялся как Гаура-Нитай, так и Гаура-Гададхари, этим поразительным отношениям Гауранги и Гададхара в Джаганнатха-Пури. Почему это так важно? Потому что, если мы сразу начнем поклоняться каким-то другим божествам, будь то Джаганнатх или Радха-Кришна, или иногда преданные вдруг начинают поклоняться Гопалу, хотя в общем-то это не божество нашей сампрадаи, не та форма, которой в нашей сампрадае поклоняются, то мы не поймем, с каким чувством это делать.

Господь Чайтанья, поклонение Ему: во-первых, Он прощает все оскорбления, поклонение Ему очень простое, можно начинать с поклонения Ему, даже не имея 1-ой или 2-ой инициации, 1-ого или 2-ого посвящения, но, когда мы поклоняемся Господу Чайтанье, мы постепенно-постепенно можем проникнуться Его любовью. Мы сосредотачиваем на Нем свое сознание, мы видим эти фигуры Гауранги и Нитьянанды, которые на алтаре у нас танцуют, как Они повторяют святое имя, мы думаем об этом, и при этом мы должны чувствовать, что происходит в сердце у Господа Чайтаньи. Что это не просто такая фигура: Он все время стоит с поднятыми руками, потому что Он физкультуру делает. Нет, Он стоит с поднятыми руками потому, что Он хочет нас воодушевить, потому что у Него в сердце эти эмоции, которые заставляют Его руки поднять, и Он этими поднятыми руками обращается к нам и говорит: «Давайте, давайте, давайте! Джив джаго! Пробуждайтесь! Где вы? Где ваши эмоции? Почему вы заскорузли в какой-то своей тоске, в горе, в стрессе, еще в чем-то? Смотрите: жизнь прекрасна! Кришна есть! Кришна с вами!». И когда мы почувствуем эти эмоции, тогда мы сможем по-настоящему поклоняться Радхе и Кришне. До этого наше поклонение будет абсолютно формальным или придуманным, там не будет настоящего подлинного чувства. Поэтому всегда наш путь поклонения должен начинаться с Гаура-Нитай, и он может заканчиваться Гаура-Нитаем, потому что Гаура-Нитай – это Сам Гауранга, это Радха-Кришна вместе, нет необходимости идти куда-то дальше. Но, разумеется, Шрила Прабхупада говорил нам, что наша цель – это Кришна во Вриндаване, через Гаурангу мы должны прийти к Радхе и Кришне, мы должны почувствовать эту любовь. Поэтому, в конце концов, можно установить у себя дома божества Радхи и Кришны, но это со временем должно произойти, когда у нас появится 2-ое посвящение и так далее, но начинать нужно всегда с Гаура-Нитай и радоваться жизни.

Я не знаю, что еще нужно сказать, я уже сказал, что поклонение Джаганнатхам – это тоже особая форма поклонения. Разумеется, некоторые преданные привязаны именно к этому поклонению. Хорошо, но, особенно, когда у нас нет должного посвящения и нет должного понимания, потому что поклонение означает определенное состояние сердца, если у нас нет этого состояния сердца, то тогда мы должны поклоняться этим божествам через Гаура-Нитай. Мы должны поклоняться Гаура-Нитай, и у нас на алтаре стоит Джаганнатха или Радха и Кришна, но мы, поклоняясь Гаура-Нитай, думаем, что Гауранга поклоняется Джаганнатхе, Гауранга поклоняется Радхе и Кришне. Гауранга берет мое поклонение неуклюжее и доводит его до совершенства, поклоняясь Господу Джаганнатхе в Джаганнатха Пури или Радхе-Кришне во Вриндаване. Я говорил, что Гопал, хотя это распространенная форма, и у преданных часто можно видеть эти божества маленького Кришны, который ползет с ладду или с кусочком масла на своей ладошке. Иногда Его называют Ладду-Гопал, хотя на самом деле это все-таки макхан у него на ладошке. Это божество Валлабха-сампрадаи, и именно Валлабха-сампрадая поклоняется этому Ладду-Гопалу или Гопалу. Между Валлабха-сампрадаей и Гаудия-сампрадаей есть очень тесные отношения. Они вместе начинали свое развитие во Вриндаване, и история сохранила любопытный эпизод о том, каким образом пути Валлабха-сампрадаи и Гаудия-сампрадаи разошлись.

Вначале Госвами Вриндавана очень близко дружили с Виталнатхом, сыном Валлабха-ачарьи и свосхищались тем, как он поклоняется Гопалу, но в какой-то момент и у Самого Гопала – божества, которого нашел Мадхавендра Пури и которому он поручил поклоняться, были пуджари бенгальские, из Бенгалии, и в какой-то момент пуджари из Валлабха-сампрадаи их полностью вытеснили, подожгли ихдома и так далее под тем предлогом, что бенгальские вайшнавы все время проносили туда Радху и пытались установить вместе с этим Гопалом Радху. До сих пор эта история есть, она записана у Валлабха-сампрадаи. Почему нам сложно поклоняться Ладду-Гопалу? Потому что там Радхи рядом нет, а для нас поклонение Кришне без Радхи – это что-то странное, и, в конце концов, наша цель, цель нашей сампрадаи, высшая цель нашей сампрадаи – это стать ближе к Шримати Радхарани, которая поклоняется Кришне, поклоняться Кришне через Нее, а не самим. Там другое настроение. Если, разумеется, у вас уже есть эти божества, то, конечно, надо продолжать поклоняться. Как я уже сказал, нельзя идти на поводу у каких-то своих капризов: сегодня поклоняюсь, завтра не поклоняюсь, уложил в коробку, пусть спят. Это нехорошо, но, если вы только думаете о том, чтобы поклоняться божествам, то вот: наши божества – это Гаура-Нитай, и Варшана прабху написал книгу, где описал поклонение, домашний стандарт поклонения божествам. В Москве, разумеется, есть замечательный пуджарский департамент, который вовлекает людей в поклонение божествам, Вишнурата прабху, всегда можно проконсультироваться с ним. Начинайте с этого поклонения, но сначала обязательно пройдите курс и еще раз испытайте себя, насколько серьезно вы настроены, чтобы действительно развивать отношения с божествами и насколько серьезно вы хотите избавиться от ложного эго. Вот, собственно, и все, что я хотел сказать. Спасибо большое. Харе Кришна!

Вопрос: Харе Кришна, Гуру Махарадж! Спасибо Вам большое за замечательную лекцию, нам стало немножко больше понятно по поклонению божествам. Хотел задать Вам такой вопрос: у разных духовных учителей есть разные стандарты поклонения божествам Гаура-Нитай. Некоторые считают, что божествам Гаура-Нитай нужно поклоняться с инициацией, некоторые даже считают, что стоит иметь две инициации для того, чтобы начать поклоняться божествам в форме Гаура-Нитай. А какой стандарт Вы видите непосредственно для своих учеников?

БВГМ: Шрила Прабхупада очень либерален был в этом отношении, он говорил, что вплоть до того, что: «Делайте божества Гаура-Нитай и раздавайте их людям на улице. И пусть люди на улице берут эти божества и поклоняются им как могут». Желание Шрилы Прабхупады было таким сильным, чтобы Гаура-Нитай пришел в дом, что он не обращал внимание на эти формальности. Разумеется, если речь идет о храмовом стандарте, то поклоняться храмовым божествам могут только люди со 2-ой инициацией, но у себя дома могут поклоняться божествам даже люди, не имеющие посвящения, по крайней мере, Шрила Прабхупада говорил так. Мой стандарт в этом смысле не отличается от того правила, который установил Шрила Прабхупада.

Вопрос: Спасибо, Гуру-Махарадж. Скажите, значит ли это, что преданные, даже не повторяющие пранамамантру, могут поклоняться формам Гаура-Нитай?

БВГМ: Если они сдали экзамен, если они прошли весь этот курс, если они выучили все мантры, если у них есть желание, энтузиазм, они могут поклоняться, но они ведь все равно должны получить разрешение у духовного учителя сначала.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, а каков тогда стандарт поклонения мурти Шрилы Прабхупады?

БВГМ: Мурти Шрилы Прабхупады – это… Есть божества как таковые, и есть такие мурти, как, например, мурти Шрилы Прабхупады, которые как бы напоминают нам о Шриле Прабхупаде, напоминают нам о нашей связи. Им могут поклоняться кто угодно, но, правда, это тоже нужно делать как следует, хорошо, стандарт может быть самый небольшой. Для того, чтобы поклоняться мурти Шрилы Прабхупады, не нужно просить разрешения, это может делать кто угодно, потому что это – некое напоминание нам о нашей связи со Шрилой Прабхупадой.

Вопрос: Спасибо большое. Следующий вопрос касается поклонению формам шалаграма-шилам и говардхана-шилам. В какой момент времени преданные могут начать им поклоняться?

БВГМ: Шалаграма-шила – это серьезная вещь. ШрилаПрабхупада далеко не сразу ввел поклонение шалаграма-шилам у нас в Обществе и, более того, Гуру-Махарадж мне рассказывал, что когда Шрила Прабхупада ввел это поклонение, прислал первую шалаграма-шилу, то ходили вокруг слухи о том, что, если человек допустит хотя бы малейшее оскорбление шалаграма-шиле, он пойдет в ад. Это серьезная вещь, это брахманический стандарт, стандарт чистоты, и нужно получить шалаграма-шилу из правильного источника. Иногда люди покупают шалаграма-шилу. Это полный нонсенс: нельзя купить шалаграма-шилу, ее должен нам кто-то передать обязательно. А люди едут в Непал, и там на каждом углу продаются эти шалаграмашилы. Иногда люди поклоняются расколотым шалаграма-шилам. Недавно мне присылали фотографии этих расколотых шалаграма-шил, которым преданные начали поклоняться непонятно как, и не знаю…Это трагедия полная, потому что нельзя расколотым шалаграма-шилам поклоняться. Это определенный мистический процесс, шалаграма-шила – это Сам Бог, Ему поклоняться нужно очень осторожно, это требует определенных правил, поэтому это должен делать только человек, который понимает, что он делает и который следует всем этим правилам. Есть достаточно жесткие правила. Можно поклоняться одной шалаграма-шиле или четырем, шести и так далее. Их должно быть четное число, должна быть дварака-шила рядом и так далее. Есть много правил, которые ограничивают поклонение шалаграма-шилам, поэтому не нужно торопиться с этим, это серьезная вещь, это не игрушка, иначе говоря. Преданные очень легко относятся к этому процессу, ни в коем случае делать этого нельзя. Что касается говардхана-шилы, то с этим еще все сложнее, потому что говардхана-шила – это шила рагамарга. Кому в нашей сампрадае Господь Чайтанья дал говардхана-шилу, чтобы он поклонялся ей? Рагхунатхе дасу Госвами. Когда будете на уровне Рагхунатхи даса Госвами, сможете начать поклоняться говардхана-шиле. Не надо слишком торопиться: говардхана-шила. Сначала нужно как следует натренировать себя в поклонении шалаграмашиле, и потом можно поклоняться говардхана-шиле. Это по-хорошему – следующий этап после того, как мы научились поклоняться шалаграма-шиле. Потом можно поклоняться говардхана-шиле.

Вопрос: Преданные задали такой вопрос: они хотели бы начать поклоняться формам Гаура-Нитай, и они в раздумье, как поступить лучше: купить ли новые формы Гаура-Нитай, например, где-то в Индии на лой-базаре, те, которые понравятся им, либо просто принять от преданных, которые перестали поклоняться своим формам Гаура-Нитай, эти божества, и продолжить поклонение, потому что оно было прервано, чтобы как-то возобновить?

БВГМ: Я думаю, что тут нет какого-то однозначного ответа на этот вопрос, но, если Господь действительно пришел к ним, и они готовы к этому, то, конечно, мы должны принять, но с другой стороны, у нас должны быть какие-то чувства по отношению к божествам. И если у нас этих чувств по той или иной причине нет, – это как есть свои дети, а есть сироты, которых мы усыновили, В идеале, конечно, если мы видим сироту, и мы усыновили его, то надо ему поклоняться как своему. Но если вдруг по той или иной причине мы не можем, тут очень сложно сказать, но у человека должна быть полная уверенность: я хочу поклоняться вот этой вот форме Господа, есть что-то, что меня привлекает к Нему. Мы не находимся на том уровне, чтобы нас любая форма привлекала, к сожалению.

Вопрос: Спасибо большое, Гуру-Махарадж! Тут задают еще вопрос: в какой момент можно поклоняться Туласи деви, и может ли, например, это делать мама-непреданная?

БВГМ: Если люди соблюдают какие-то элементарные принципы чистоты, не едят мяса и так далее, то Туласи можно поклоняться. Это хорошая форма поклонения. Туласи – хозяйка Вриндавана, она может пустить нас туда. Туласи нужно поклоняться обязательно.

Следующий вопрос такого характера: что делать, если уже начали поклоняться и какое-то время поклоняются формам Господа Джаганнатхи?

БВГМ: (Смеется). Люди очень торопятся, они набирают божеств отовсюду откуда-то и ставят божеств очень быстро на алтарь. Еще раз: если Они пришли, если действительно Они пришли, и, если прямо вы уверены, что Они пришли, хорошо, но, если у вас нет посвящения, если вы еще не можете этого делать, тогда, еще раз, поклоняйтесь через Гаура-Нитай. А так все это можно, можно поклоняться Джаганнатхе, но уже по правилам, когда у вас есть посвящение. Это серьезная вещь. Не просто так, не ради игры, это не игра в куклы. Просто поймите, что поклонение божествам – это не игра в куклы, вот и все.

Вопрос: Спасибо большое. А вот следующий вопрос – в продолжение предыдущему: как поступить, если старшие преданные передали божества Джаганнатхи-Баладевы-Субхадры, которым уже они поклонялись, сейчас преданным, которые только читают пранама-мантру, стоит ли им купить божества Гаура-Нитай и вести поклонение через Гаура-Нитай?

БВГМ: Все эти контрабандистские божества, которые нелегальным образом каким-то пришли, – я не знаю, что с этим делать! С одной стороны, если люди начали – нужно продолжать поклоняться, с другой стороны – если они делают это неправильно, то лучше не делать это неправильно, и – да, начинать нужно с Гаура-Нитай, начинать нужно с Гаура-Нитай. Если у нас нет Гаура-Нитай, непонятно, ну как мы будем поклоняться Джаганнатхе? Что мы поймем, как мы можем понять: кто такие Джаганнатхи без Гаура-Нитай? Мы никогда не сможем этого понять, поэтому надо, чтобы у нас были Гаура-Нитай дома, и чтобы мы научились поклоняться Им в своем сердце, чтобы мы поклонялись тем эмоциям, которыми Гаура-Нитай живут, которые Гаура-Нитай принесли с собой.

Вопрос: А как быть с поклонением фотографиям, если это фотографии божеств, например?

БВГМ: Если речь идет о читре – фотографии какой-то, то, конечно же, там стандарт ниже, и в некоторых храмах главным божеством является читра или изображение нарисованное. Такие храмы тоже есть, например, на Варшане. Там нет божеств, там есть просто изображения Кришны и Шримати Радхарани. Все зависит от вашего отношения. Это может быть, можно поклоняться им как-то серьезно, но, как правило, просто человек, если он хочет подготовиться к этому, он может поставить на алтарь изображение, предлагать ему бхогу, и, таким образом, как-то готовиться. Изображение – иначе говоря, там даже гораздо большая степень свободы позволена.

Даже если это фотографии божеств Шри Шри Радхи-Кришны?

БВГМ: Ну, еще раз: все зависит от нашего отношения, но все равно, стандарт меньше. Мы не можем фотографию одевать, мы не можем фотографию мыть, то есть, можем, но не очень долго это будет продолжаться.

Вопрос: Следующий вопрос касается формы божества Господа Нрисимхадева. Некоторые преданные хотели бы поклоняться этой форме, но спрашивают Ваше мнение: насколько это опасно вообще – вести поклонение такой форме Господа?

БВГМ: (Смеется). Что значит опасно? Если у вас настроение Хираньякашипу, то очень опасно. (Смеется). Если Прахлада – то не опасно.

Вопрос: Спасибо. Тогда нет проблем в том, чтобы грихастхи, например, поклонялись форме Лакшми-Нрисимхи?

БВГМ: Грихастхи могут поклоняться форме Лакшми-Нрисимхи, опять же, если у них есть Гаура-Нитай. Гауранга Прабху поклонялся Нрисимхадеву, иногда приходил в настроении Нрисимхадева, но Гаура-Нитай должны быть.

Вопрос: А каков тогда стандарт поклонения Угра-форме?

БВГМ: Угра-формам поклоняться…Угра-форму даже Лакшми боялась. Если вы не боитесь, то… Ее только Прахлад не боялся, так что…Угра-форме обычно поклоняются брахмачари только.

Вопрос: Спасибо большое. И у нас еще один вопрос снова про Господа Джаганнатху. Говорят, что просто форма Патита Паваны Джаганнатхи очень милостива, что Она даже более милостива, чем форма Гаура-Нитай. Каково Ваше мнение?

БВГМ: Особенной разницы нет, хотя Патита Павана на то и Патита Павана, чтобы быть Патита Паваной: то есть, приходить к патитам – падшим живым существам. Насколько я понимаю, Патита Павана Джаганнатх, Джаганнатх без Баладевы и Субхадры, более милостив, именно поэтому изображение Патита Паваны в храме Джаганнатхи стоит там, но, в любом случае, еще раз, мы сможем поклоняться по-настоящему форме Джаганнатхи, если есть Гаура-Нитай. Тут другого обходного маневра никакого нет, даже если Он Патита Павана, потому что наш Патита Павана – это Гауранга Махапрабху.

– Спасибо большое. На этом вопросы закончились, мы очень признательны Вам за то, что Вы нашли время, рассказали, раскрыли для нас эту тему, ответили на вопросы. Наши поклоны, всего доброго. Харе Кришна!

БВГМ: Я очень рад тоже увидеть вас всех. Спасибо большое. Все. Харе Кришна! Джай!

 

БВГМ: В своем обращении, касающегося арчаны, поклонению божествам, я допустил ошибку, на которую мне указали вайшнавы, и я хотел извиниться за эту ошибку и поправиться.

Я сказал тогда, что нельзя поклоняться шалаграмам, которые разбиты, расколоты, но на самом деле в «Хари-бхакти-виласе» Шрила Санатана Госвами утверждает обратное. Вначале он говорит в «Хари-бхакти-виласе», что неблагоприятно поклоняться шалаграма-шилам, которые расколоты, с отверстиями, с неровными, со ртом как у змеи, но потом, следом за этим, говорится следующее: то, что Санатана Госвами говорит об этом недостатке, описанном выше, предназначено только для тех, кто поклоняется Господу с материальными желаниями. Об этом говорит Сам Господь в «Брахманда-Пуране»: даже если они сломаны, с дырками, отколовшиеся, наполовину расколотые, имеющие нечетное количество, – потому что обычно нельзя поклоняться нечетному количеству шалаграмов, – то нет никакого недостатка в поклонении любым шалаграма-шилам, проявленным в шалаграма-стхали. И дальше Санатана Госвами цитирует «Сканда-Пурану»: «Не существует вреда в поклонении ломаной, отколотой, расколотой или каким-то образом с каким-то другими дефектами шалаграма-шиле. Преданный должен поклоняться той форме Господа, к которой он естественно привязан. Еще раз прошу прощения за допущенную ошибку и просто два слова по поводу шалаграма-стхали. Шалаграма-шила, в соответствии с представлениями вайшнавов, является тем местом, где Господь проявляет себя в зависимости от настроения преданных, поэтому независимо от того, какова форма конкретной шалаграма-шилы, – иногда преданные очень сильно обеспокоены этим, – человек может поклоняться шалаграма-шиле в том настроении, в котором он поклоняется своему ишта-деву или Господу. То есть, иначе говоря, любой шалаграма-шиле можно поклоняться как Гопалу во Вриндаване, даже если она имеет форму Нрисимхи, еще кого-то. Именно об этом говорится в последнем из зачитанных мной стихов. Еще раз прошу прощения за ошибку, которую я допустил. Спасибо. Харе Кришна!

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.