Семинар «7 привычек», 1995 г. (Диск 21, л. 3)
Аннотация:
Что значит смена парадигмы для преданных. Вторая привычка — «начинать с конца в уме» или определить направление собственной жизни. Что значит вторая привычка в жизни преданных. История о Бхактисиддханте Сарасвати и одного повара. Процесс формирования своей миссии. Что дает миссия. Какую миссию мы получили от Шрилы Прабхупады. Что дает человеку новое имя при инициации. Порядок выработки своей миссии. Описание второй привычки в шастрах.
Вопросы:
— как научиться правильно общаться с людьми
— у кого нужно учиться
— зачем нужен живой духовный учитель.
***
На прошлом занятии мы рассмотрели первую привычку, которая заключается в том, что человек должен понять, что он до определенной степени является хозяином своей судьбы; он обладает способностью не зависеть от обстоятельств, и поэтому может не попадать под влияние внешних условий, как это обычно происходит с большинством людей.Обзор прошлой лекции.
Еще один важный момент, о котором мы говорили — смена парадигмы. Что это реально значит для нас как преданных?
Если быть внимательным, то можно заметить, что человек является, в каком-то смысле, продуктом внешних обстоятельств, хотя многие этого не понимают. Другими словами, человек является, как бы отражением чужого мнения о себе, или же обстоятельств, в которые он попадает, и которые, в свою очередь, накладывают на него свой отпечаток, и таким образом отражаются в нем. Наше сознание наделено отражающей способностью, и когда сознание индивидуальной души помещается в определенные обстоятельства, то оно начинает отражать на себе эти обстоятельства, и мы начинаем думать, что мы и есть то, что нам навязано извне.
По сути дела, обусловленное живое существо живет в этом мире, не понимая своей истинной природы. Оно живет в окружении определенных обстоятельств и привыкает отождествлять себя с этими обстоятельствами. Иначе говоря, обстоятельства навязывают нам наше представление о себе. Обстоятельства диктуют нам кто мы. Если мы родились в России, то думаем, что мы русские, и поэтому должны быть православными и т.д. На санскрите это называется — упадхи, или ложные отождествления, которые навязаны нам извне. И преданное служение начинается с того момента, когда мы освобождаемся ото всех упадх.
Понятие смены парадигмы, по сути дела, является, по крайней мере для нас, освобождением от внешних отождествлений. Сарвападхи винир муктам тат паратвина нирмалам. Преданное служение начинается с того, что человек перестает отождествлять себя с обстоятельствами и с тем, что они ему навязывают.
Легче всего понять что такое упадхи, если сходить на кладбище. На кладбище эти упадхи запечатлены на камне. На этих памятниках можно увидеть то, с чем отождествляли себя люди при жизни. Люди живут ради определенной цели, и эта цель потом запечатлевается на их надгробном памятнике. Люди вкладывают очень большой смысл в эти упадхи, внешние ценности. Они живут всем этим. Можно видеть как они, или их родственники, дорожат этим, когда пишут это на надгробных камнях.
Однажды я видел, что на одном из таких памятников лежала штанга, и сразу становится ясно, что «под этой штангой» лежит штангист. Человек считал, что он штангист. Но больше всего меня поразила одна надпись, и то, как привязанность к каким-то внешним отождествлениям доходит до смешного. Надпись была такой: «Здесь лежит персональный пенсионер».
Человеку нужно кем-то себя считать, и поэтому он готов отождествлять себя со всем, что угодно. Он отождествляет себя с какими-то ролями, которые он играет. Так проживает жизнь обычный человек. Но на самом деле, чтобы прожить жизнь по-настоящему, человек должен отождествить себя со своей истинной сущностью, и только в этом случае его жизнь будет иметь какой-то смысл. Все мы в свое время уже пережили смену парадигмы. Мы избавились от этих ложных отождествлений. Мы пришли в ИСККОН потому, что хотели найти свое истинное «я». И все, что мы делаем здесь, направлено на то, чтобы обнаружить свое истинное «я» и жить в соответствии с этим истинным «я». И в прошлый раз мы говорили, что вся коллизия Бхагавад-гиты построена на смене парадигмы. Вначале Арджуна говорил исходя из каких-то материальных отождествлений. Он говорил, что он брат Кауравов, что ученик того-то и т.д., то есть перечислял все свои роли. Кришна же сказал ему: «Забудь обо всем этом. Выброси все это». Последний стих Бхагавад-гиты как раз и является призывом Кришны к тому, чтобы человек оставил свои упадхи. Сарвадхарман паритьяджа, отбрось все эти ложные дхармы, которые ассоциируются у тебя с этим внешним миром. Отбрось все это и попытайся обнаружить свою истинную сущность. Пойми свою истинную сущность, которая заключается в том, что ты должен предаться Мне.
Есть другая история из Рамаяны, которая хорошо иллюстрирует это. В свое время Хануману различные полубоги дали очень много благословений. Они наделили его различными способностями, которыми он стал злоупотреблять. И тогда один мудрец проклял его. Он сказал: «Ты забудешь отныне все свои способности». Хануман упал к нему в ноги и стал раскаиваться. Тогда мудрец произнес: «Ты вспомнишь об этих способностях, когда кто-то напомнит тебе о них и скажет, что ты можешь это делать». В подобном положении находимся и мы. Находясь в этом материальном теле, мы забыли о своих истинных способностях, о способностях души. Мы подобны Хануману, которого прокляли, и который забыл о своих способностях. И также как и ему, нам нужен кто-то извне, кто напомнил бы нам, что мы духовны по своей природе и обладаем всеми способностями духа, гораздо превосходящими материальные способности. И действительно вспомнив это, мы сможем реально реализовать эти возможности. Это то, что должно произойти с нами в процессе преданного служения. Мы должны вспомнить свои истинные способности, свое истинное «я», и помня это, заниматься преданным служением как нужно.
Вторая привычка -«Начинайте с конца в уме».
Чтобы понять смысл этой привычки можно представить такую сцену. Представьте, что вы идете на похороны какого-то близкого друга, заходите в церковь, слышите музыку, видите горюющих людей, подходите к гробу и видите … что в гробу лежите вы сами. И тогда вы понимаете, что пришли на свои собственные похороны.
Теперь вы можете сесть на стул и послушать, что о вас будут говорить. В этот момент попытайтесь представить, что бы вы хотели услышать. На похоронах обычно говорят, что это был за человек и какую роль он играл.
«Начинайте с конца» означает — попробуйте довести свою жизнь до конца и понять, чего вы действительно хотите добиться, что бы вы хотели услышать о себе на собственных похоронах. Связь первых трех привычек.
Первая привычка объясняет человеку, что он является своим собственным программистом и может вести жизнь так, как захочет, то есть в соответствии со своими ценностями. А вторая привычка говорит, что человек должен сам определить ценности, в соответствии с которыми он будет жить. Вторая привычка — это привычка вырабатывать свои ценности, привычка понимать чего я хочу добиться, ясно представлять конечную цель. Третья же привычка, о которой мы будем говорить в следующий раз — это привычка строить свою жизнь вокруг этих ценностей.
Вторая привычка заключается в том, что человек разрабатывает систему ценностей, в соответствии с которыми он живет. И нам в принципе не нужно сильно стараться, чтобы разрабатывать систему ценностей, так как присоединившись к ИСККОН мы получаем эту систему ценностей. Но для нас смысл этой второй привычки состоит в том, чтобы действительно жить в соответствии с этой системой; чтобы эта система ценностей, которую мы получили из книг Шрилы Прабхупады или от нашего духовного учителя, стала действительно нашей. Другими словами, это привычка личного лидерства. Вторая привычка — это привычка определять направление собственной жизни. Человек должен знать и понимать, куда он идет. Но очень часто в повседневной суете люди забывают об этом. Более того, обычные люди, которые живут кармической жизнью, сами хотят забыть, куда они идут, потому что, по большому счету, они не знают куда идут. Как правило, у них толком нет никакой цели и никакого смысла. И нам, чтобы не сбиться с пути, постоянно понимая, куда мы идем, нужно четко видеть это направление. Это направление должно быть нашей путеводной звездой.
Если перефразировать все это и сказать по другому, то первая привычка говорит вам, что вы творец, и что у вас есть эта способность творить, в частности, творить свою собственную жизнь. Вторая привычка — это привычка делать что-то вроде первичного творения. Из Шримад-Бхагаватам мы знаем о двух видах творения, о сарге и висарге. Сарга -это первичное творение, которое делает Кришна, а висарга — вторичное творение, которое осуществляет Брахма. Сарга — это когда Кришна творит образец вселенной в уме, а висарга — когда Брахма осуществляет этот творческий акт непосредственно. Таким образом, Кришна является первичным творцом, а Брахма — вторичным.
И если посмотреть, то каждая вещь, которая творится в этом мире, творится дважды. Сначала они возникает в уме, а потом воплощается в реальности. Точно так же, первая привычка говорит вам, что вы творец, а вторая, что вы должны создать первичное творение, то есть должны представить в уме, чего вы хотите.
Известно, что хороший проект иногда занимает больше времени, чем его реальное осуществление. Хороший проект — это проект, в котором каждый винтик имеет свое место. И когда строители начнут строить по такому проекту, то они точно будут знать до каждой мелочи, где и что необходимо сделать. И наоборот, плохие строители приходят и начинают «что-то?» строить. Тогда как нормальные строители для того, чтобы строение получилось хорошим, сначала очень детально создают проект. И чем более детально мы это сделаем, то есть чем более детально представим это в своем уме, тем легче нам будет это построить.
Таким образом, вторая привычка говорит человеку, что сначала он должен очень четко, в деталях, в собственном уме представить, чего он хочет добиться, и только потом начинать что-то делать. Но сейчас люди очень страстны и поэтому говорят: «Что думать? Нужно что-то делать!» И такие люди начинают «что-то» делать. Затем им приходится это переделывать один раз, другой, третий, и, в конце концов, у них может так ничего и не получиться. Но вторая привычка человека, который добивается успеха, гласит о том, что сначала нужно четко поставить себе цель. А третья привычка — это уже непосредственное осуществление этого, то есть когда человек строит свою деятельность вокруг своих ценностей и стремится к достижению этих ценностей.
Таким образом, рассматривая эти привычки, можно заметить два понятия: лидерство и менеджмент. Вторая привычка — это привычка личного лидерства, а третья — привычка личного менеджмента, когда человек уже руководит своей жизнью в соответствии со своими ценностями.
Постепенно развивая в себе эти три привычки, человек реально становится независимым отобстоятельств, то есть развивает способность к первой привычке. Первые три привычки, о которых мы вкратце поговорили, неразрывно связаны друг с другом; одна не мыслима без другой. Если мы четко не поставим перед собой цель, к которой идем, то никогда не сможем быть по-настоящему независимыми от обстоятельств. Способность не зависеть от обстоятельств реально приходит к человеку только тогда, когда он четко знает, чего хочет. Если же мы не знаем, чего хотим, то нам всегда придется быть рабами обстоятельств.
Вторая привычка — это привычка вырабатывать свою миссию и сохранять видение этой миссии. Если у меня есть миссия, то никакие обстоятельства не смогут сбить меня с пути. Другими словами, человек должен понимать свою собственную миссию, то есть понимать, ради чего он живет. Каждый человек должен знать, чего он хочет. Это то, о чем мы поговорим сегодня.
Приложение второй привычки к жизни преданных.
Иногда люди устремляются куда-то и могут достаточно успешно продвигаться к своей цели и, поднимаясь со ступеньки на ступеньку по лестнице успеха, достигают желаемого результата. Но, достигнув своего, они вдруг понимают, что их лестница была прислонена не к той стенке, и поэтому они забрались не туда, куда надо. Например, многие люди стремятся к богатству, и, в конце концов, когда они получают его, то хватаются за голову и говорят: «На самом-то деле богатство мне не нужно».
Другими словами, прежде чем начать действовать, человек должен определить, чего он хочет, каковы его ценности, в соответствии с чем он живет. Вторая привычка говорит о том, что человек должен написать что-то вроде сценария своей собственной жизни. До тех пор, пока он сам этого не сделает, он будет проживать чужой сценарий, то есть сценарий, который написали ему обстоятельства. Обстоятельства поставили его в определенные условия, дали ему определенное образование, определенное воспитание и т.д. И такой человек будет жить как робот в соответствии с этими навязанными ему вещами, условиями, способностями и всем остальным. Такой человек не будет понимать, зачем он живет, почему он живет и как он живет.
Сейчас имеет место горячая тема о том, что в тоталитарных сектах людей кодируют. И если «называть вещи своими именами», то вторая привычка заключается в том, что каждый человек обладает способностью закодировать себя. Когда люди говорят, что людей кодируют в тоталитарных сектах, то они не понимают, что, в сущности все уже закодированы, потому что будучи уже запрограммированным, каждый человек в этом мире проживает какую-то программу. Человек рождается с определенной программой, и, как правило, просто слепо на веру принимает эту программу. Например, если человек родился в мусульманской стране, то он, соответственно, живет по программе мусульманина; если он родился в православной стране, то он должен жить по православной программе и т.д. Другими словами, обычный человек не оценивает ценности сам, тогда как первая привычка говорит человеку, что он может написать программу сам для себя. Вторая привычка учит человека реально писать эту программу, то есть делать жизнь осмысленной. Она говорит: «Ты должен поставить свои цели и стремиться к достижению этих целей». И поэтому Кави называет эту привычку «начинайте с конца».
Очень важно постоянно держать конечную цель перед собой и ясно видеть ее. Поэтому Шрила Прабхупада установил правило проводить каждый день в наших храмах лекцию по Шримад-Бхагаватам. И по сути дела Шрила Прабхупада следовал, таким образом, этому завету «начинать с конца». Каждый день преданных, которые серьезно стремятся к духовной жизни, должен «начинаться с конца». Каждая лекция по Шримад-Бхагаватам, которая проходит в храмах, говорит о том, чего мы хотим достичь в конечном счете. Она говорит: «Подумай о том, что ты все равно умрешь. Тебе нужно достичь чего-то. Ты должен стать чистым преданным. В конце тебе нужно будет выдержать испытание смерти и вернуться к Кришне». Итак, лекция по Шримад-Бхагаватам — это самый лучший способ правильно написать свою программу. Каждый человек должен очень четко понимать, что он делает, и двигаться по жизни исходя из конечной цели. И мы видим, что это реально происходит, под влиянием книг Шрилы Прабхупады человек может переписать свою программу и исправиться.
Сейчас я приведу пример, который иллюстрирует, что если человек поставит перед собой высшую цель, то сможет ее достичь. Это одно из писем, которое пришло на «Книгу почтой». Оно показывает, как книги Шрилы Прабхупады меняют человека.
Пишет Дорофеев В.Б. «В середине декабря прошлого года одному из моих сокамерников родители передали книги «Учение Господа Чайтаньи», «Источник вечного наслаждения», «Наука самоосознания» и «Бхагавад-гита как она есть». Многие из сокамерников прочли эти книги, но понять никто не понял, хотя споров и дискуссий было много. Я тоже прочел все вышеперечисленные книги и во второй раз читаю «Бхагавад-гиту». И здесь начинается самое интересное: после того, как он прочитал и понял, что может делать то, что написано в этих книгах, он начал переписывать свою собственную программу. «С нового 1993 года я бросил курить, пить чай, употреблять наркотические вещества, не ем мяса, и, кроме того, стараюсь не сквернословить. Здесь в камере я многим пытался объяснить, что человеческая форма жизни дана нам как высшее благо, что мы не есть это материальное тело, которое рождается, болеет, стареет и умирает, а есть душа — неотъемлемая частица Бога, и что именно душа движет телом. Любить надо Бога, чтобы вернуться домой обратно к Господу. Тогда душа обретет вечное духовное тело, исполненное блаженства и знания». Этот человек следует принципу — «начинать с конца». Он четко понимает свою цель и говорит о ней с большой уверенностью. Он хочет вернуться обратно к Богу, в тот мир, где получит духовное тело, исполненное вечности, блаженства и знания. Далее он продолжает: «Когда я освобожусь, то я обязательно найду духовного учителя. Еще у меня появилась мечта — я хочу построить храм».
У этого человека есть все, что необходимо для успеха. Он точно понял, как должен жить, и строит свою жизнь в соответствии с этим. И более того, он поставил перед собой цель, миссию -он хочет найти духовного учителя и построить храм для его удовлетворения.
С этого человека нам всем надо брать пример. Мы не должны в ежедневной суете забывать о том, что нам всем была дана эта миссия, и для того, чтобы помнить о ней, каждый свой день нужно «начинать с конца». Далее мы поговорим о том, как это должно выглядеть на практике, и к каким результатам это приведет.
Процесс выработки миссии.
Наши роли в жизни; порядок выработки миссии.
Давайте вернемся к примеру с собственными похоронами, и представим, что там будут выступать разные люди, например, наш сосед по комнате, президент храма, наш духовный учитель. В этом мире все мы играем разные роли, и, чтобы понять свою миссию, сначала мы должны разобраться, какие же роли мы играем.
Допустим, у нас есть роль ученика своего духовного учителя — это главная роль; роль брахмачари, роль мужа, отца, редактора, преданного санкиртаны и т.д. Итак, нужно четко определить все функции, которые мы выполняем в своей жизни, и посмотреть, чего я, собственно, хочу добиться в каждой из этих ролей, другими словами, что я хочу услышать о себе в том или ином качестве. Такой анализ нужен для того, чтобы мы не оказаться в жалкой ситуации, как это произошло в истории про Бхактисиддханту Сарасвати и одного повара.
В гаудия-матхе был один повар, который вечно со всеми ругался. Не было такого человека, с которым бы он не поссорился. Он постоянно вступал в какие-то конфликты, и всем от него просто не было покоя. В конце концов, он умер, и брахмачари собрались вместе после его похорон и стали обсуждать что и с кем он сделал. И вдруг, в разгар их беседы открылась дверь, и вышел Бхактисиддханта Сарасвати. Он оглядел всех суровым взглядом и сказал: «Он замечательно гладил свое дхоти», вышел и закрыл дверь.
В этой ситуации Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, как человек, развивший в себе в полной мере первую привычку независимости от внешних обстоятельств, видел во всем, и в том числе в этом поваре, только самое хорошее. Но для нас желательно не оказаться в роли этого повара в том смысле, чтобы единственное, что хорошего о нас мог сказать наш духовный учитель на наших похоронах, что мы, например, хорошо завязывали свою шикху, или что-то в этом роде.
Итак, рассмотрев все свои роли, человек должен очень хорошо подумать над своей миссией и четко определить ее. Миссия каждого человека должна состоять из двух элементов, из:
4. и после, на основании этих долгосрочных целей выработать краткосрочные цели.
Примерно так выглядит механизм выработки миссии. Жизнь в соответствии с миссией — залог успеха.
И если человек сделает это, то он обретет внутреннюю гармонию. Но что происходит с нами сейчас? Придя в ИСККОН, мы получили определенную систему очень высоких ценностей, но если мы не впитали эти ценности в свою плоть и кровь, то живем жизнью лицемера. И пока мы будем вести жизнь лицемера, мы не будем по-настоящему счастливы. До тех пор пока мы реально не будем соответствовать высоким идеалам, которые нам дали, мы не сможем быть по-настоящему счастливыми, а до тех пор, пока мы не будем счастливы, наша жизнь не будет наполнена смыслом, и мы не достигнем успеха. Поэтому для того, чтобы человек был счастлив и жил полноценной жизнью очень важно ощущение личной миссии. Если человек действительно впитает в плоть и кровь все свои цели, и будет жить в соответствии со своими ценностями, то он станет по-настоящему счастливым. Это напоминание очень важно для нас, потому что часто люди принимают инициацию и говорят: «Я ученик своего учителя». Но если спросить, чему они научились у своего духовного учителя, в чем смысл того, что они говорят: «Я его ученик», то можно заметить, что для многих смысл заключается в том, чтобы просто получить новое имя и вместо одного ряда бус носить три. Но на самом деле, чтобы реально быть учеником, мы должны учиться у своего учителя, перенимать его опыт.
Или, например, человек может говорить: «Я преданный Кришны». Но нужно спросить: действительно ли я предан Кришне? Действительно ли я делаю то, что говорит мне Кришна? Однажды, во время живого эфира на радио позвонила старая женщина и спросила: «Вы все время говорите преданный-преданный, а могу ли я называть себя преданной?» Для нее это было очень важным вопросом. Она рассказала, что читает мантру, собирается бросить есть мясо и яйца и т.д. И все мы также должны как можно чаще спрашивать у себя: «А правда ли я преданный? Действительно ли я живу в соответствии с теми ценностями, по которым должен жить? Действительно ли я учусь чему-то у своего духовного учителя?» Нужно помнить об этих ценностях, сверяться и жить в соответствии с ними, и тогда мы будем внутренне гармоничны, целостны и честны перед самим собой. Эта честность (перед самим собой) сделает нас счастливыми. В противном случае мы будем жить лицемерно. Давайте посмотрим, что происходит с человеком, который не принимает глубоко ценности, описанные в книгах Шрилы Прабхупады, и не живет в соответствии с ними? Человек, формально присоединяясь к ИСККОН, получает высокую цель — стать чистым преданным, но сам, в действительности, хочет стать не чистым преданным, а скажем лидером санкиртаны, или президентом храма, или еще каким-нибудь начальником, чтобы распоряжаться средствами, убежать от служения, найти жену и т.д. Итак, мы имеем высокую цель формально, но человек должен спрашивать себя: «Живу ли я в соответствии с этой высокой целью? Действительно ли моя жизнь строится в соответствии с этой высшей целью? Не поставил ли я где-то посередине другие цели, и не стремлюсь ли к этим обходным целям вместо той, самой высокой цели, которая у меня есть?» И для этого нам нужна миссия. Без миссии это невозможно.
Мы можем видеть реальный пример того, как человек получил миссию от своего духовного учителя и посвятил всю свою жизнь выполнению этой миссии. Это пример Шрилы Прабхупады. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур при первой же встрече сказал ему распространять Сознание Кришны в англоязычных странах, и эта первая фраза стала миссией всей его жизни, а вся остальная жизнь строилась вокруг нее.
Именно потому, что Шрила Прабхупада получил миссию от своего духовного учителя и следует ей, он во всем добивается успеха. Никто и ничто не может своротить его с пути потому, что он принял эту миссию, и кроме нее у него в сердце не осталось ничего. Он видит свою цель, и каждый его поступок направлен на то, чтобы достичь этой цели. Таков единственный способ, с помощью которого мы действительно можем добиться в чем-то успеха. Так должен действовать каждый преданный. В противном случае мы будем лицемерами, потому что, получив ценности нужно жить в соответствии с ними. Пример действия в соответствии с ценностями. Когда человек обретает миссию, то это делает его способным «своротить горы», это наделяет его огромными возможностями, о которых человек даже не подозревает. Сейчас мы рассмотрим пример того, как это проявляется в случае с коммерческой организацией. Кави говорит, что любая организация, добивающаяся успеха, имеет очень четко сформулированную миссию, и все члены этой организации разделяют ее. Он описывает в этой связи компанию «IBM», производящую компьютеры. Миссией (девизом) этой компании является: «Самоуважение, совершенство и служение». Таковы три цели, которые формируют ценности «IBM». Каждый человек, который работает в «IBM», стоит на своем месте для того, чтобы достичь самоуважения, совершенства и служения. Не правда ли, достаточно хорошие цели?! Далее Кави говорит, каким образом это работает на практике. Он приводит очень интересный пример. Однажды он давал семинар для высокопоставленных работников «IBM» в Нью-Йорке, и на этот семинар слетелись люди с разных концов Соединенных Штатов. И вдруг один из участников этого семинара неожиданно заболел. Тогда его отвезли в самую лучшую клинику, в которой был специалист конкретно по этой болезни, и позвонили его жене в Калифорнию. Жена, конечно же, взволновалась, потому что это была серьезная хроническая болезнь, и человек, который с ней говорил, хотя она не сказала этого напрямую, понял, что ей хотелось бы, чтобы ее мужа отвезли в Калифорнию, потому что там есть врач-специалист, который следит за ним и хорошо знает его ситуацию. Тогда они решили, что нужно отправить его в Калифорнию. Но отправлять его из больницы в аэропорт, затем ждать самолет и т.д., по их мнению, было слишком долго (около 3-4 часов на машине). Поэтому «IBM» за свой счет наняло вертолет. Они посадили его на этот вертолет и довезли до аэропорта в Нью-Йорке. Затем пересадили его на самолет, который специально наняли для этого человека за счет компании, и отправили в Калифорнию, где его благополучно встретила счастливая жена. Не плохо быть сотрудником такой компании?! У них есть определенные ценности, и они действуют на основании этих ценностей и ничто не может им в этом помешать. Такой силой наделяет человека миссия.
Кави говорит, что если человек усваивает миссию, то вся организация в целом становится очень сильной. Любая организация для того, чтобы добиться успеха должна сформулировать миссию. Когда Шрила Прабхупада организовывал ИСККОН, он также сформулировал миссию. И будучи в этой организации мы должны как минимум знать, какие цели ставит перед собой эта организация, чтобы понимать что мы делаем. Миссия объединяет. Что дает миссия? Миссия — это объединяющий фактор, она дает людям возможность объединяться. До тех пор, пока мы не будем иметь общую цель и разделять ее, каждый из нас будем оставаться обособленным от других, будет тянуть в свою сторону, и в результате получится как в знаменитой басне Крылова про лебедя, рака и щуку. Каждый будет тянуть в свою сторону потому, что не знает, куда мы идем и чего хотим добиться. В этом случае мы будем просто топтаться на месте. Чтобы этого не происходило, каждая организация должна определить свои ценности и миссию, а все ее члены очень хорошо знать эту миссию, понимать ее и стремились к ее достижению. Только тогда они смогут ее достичь. Именно поэтому так важно, чтобы каждый приходил на лекцию по Шримад-Бхагаватам. Лекция по Шримад-Бхагаватам вырабатывает у людей единство целей и единство миссии. Если человек систематически пропускает лекции по Бхагаватам, не ходит на утренние программы, то можно увидеть, что у него появляются отдельные интересы, он становится, как говорит Господь Капиладев в третьей песни Шримад-Бхагаватам, сепаратистом. Такому человеку становится крайне трудно жить в обществе преданных, потому что он не чувствует, что разделяет ценности всех остальных. Очень важно, чтобы все мы жили едиными ценностями. Поэтому так важно посещать лекции по Шримад-Бхагаватам. Шрила Прабхупада говорил, что самой важной частью утренней программы является лекция по Шримад-Бхагаватам. Что бы ни случилось, мы должны каждый день ее посещать, и тогда у нас постепенно выработается единое видение, единство целей, и мы станем очень сильными как организация.
Если в организации есть определенная миссия и члены организации разделяют ее ценности, то не нужно, чтобы над каждым отдельным человеком стоял надсмотрщик. В этом случае человек сам будет действовать в соответствии с этими ценностями; он будет руководствоваться в своей деятельности только ими и стремиться только к ним.
От кого мы получаем миссию.
Кави говорит, что, как правило, человек получает свою миссию от кого-то. В нашем случае мы получаем миссию от духовного учителя. В одном из комментариев к четвертой песни Шримад-Бхагаватам Шрила Прабхупада объясняет, что когда духовный учитель дает ученику миссию, вместе с этим он дает ему энергию, шакти, с помощью которой человек может исполнить эту миссию. Реальный пример этого — сам Шрила Прабхупада. Он делал людей независимыми, давая им миссию. Он не хотел, чтобы ученики зависели от него. Шрила Прабхупада построил ИСККОН и добился грандиозного успеха именно потому, что давал каждому миссию и вместе с ней — веру. Когда он говорил человеку что является его миссией, то человек верил в это, так как Прабхупада давал энергию, шакти. Однажды, например, он послал шестерых своих учеников, три семейных пары, в Лондон, и сказал: «Откройте храм в Лондоне». Такова была их миссия. И получив эту миссию, они выполнили ее. До этого Бхактисиддханта Сарасвати послал на запад санньяси, и санньяси жил в Лондоне в течение нескольких лет, но у него ничего не получилось. Почему? Потому что он (санньяси) не принял миссию от своего духовного учителя. Но Шрила Прабхупада обладал таким могуществом, что мог вложить в человека веру в то, что тот может исполнить эту миссию. Каждый из нас уже получил миссию от Шрила Прабхупада — стать чистым преданным. Шрила Прабхупада написал свои книги таким образом, что мы можем поверить, что каждый способен стать чистым преданным. На самом деле, если бы мы сами по себе, не зная, например, книг Шрилы Прабхупады, могли читать первоисточники, мы бы никогда не поверили в то, что можем стать чистыми преданными, но Шрила Прабхупада так написал свои книги, что дает каждому человеку возможность увидеть этот идеал и понять, что он может реально его достичь. В этом величие Шрилы Прабхупады. Таким образом, у нас есть все: у нас есть и миссия и шакти, которую дал нам духовный учитель. Теперь дело только за нами. От нас требуется лишь одно — реально принять эту миссию. Как раз об этом говорит вторая привычка. Она призывает человека принять миссию, по-настоящему впитать ее в свою плоть и кровь.
Иногда нам трудно в это поверить. Иногда мы говорим, что все это не для меня, все это только для чистых преданных. Но, на самом деле, каждый из нас должен стремиться стать чистым преданным и в этом, по сути дела, смысл инициации. Когда мы получаем инициацию и новое имя, то это значит, что мы должны выбросить все свои старые привычки. Символический момент, когда мы получаем новое имя, означает, что у нас должна смениться парадигма, что мы должны отбросить все свои старые отождествления. Новое имя дается человеку именно для того, чтобы облегчить возможность отбросить все старые отождествления. Раньше я отождествлял себя со старым именем, и на этом имени было очень наращено много различных оболочек. Теперь я получил новое имя, и у меня не должно быть ничего кроме той миссии, которую духовный учитель дает мне вместе с четками, когда протягивает их.
Когда миссия становится неизменной, и люди живут в соответствии с неизменными ценностями (а ценности должны быть неизменными), то они могут достичь успеха. Если же их ценности постоянно меняются, то они никогда не достигнут успеха. Лучшим примером этого является конституция США. В конституции США, которая была принята лет двести тому назад, записаны определенные ценности, на основании которых строилась эта страна, и за прошедшие двести лет в этой конституции было всего пять поправок. Таким образом, можно сказать, что эта конституция остается неизменной, и поэтому американцы живут в соответствии с этими ценностями. Конституция же Российской Федерации меняется «каждую субботу», и мы уже не знаем, какой день конституции отмечать. Сегодня одна конституция — коммунистическая конституция, завтра социалистическая конституция, потом «перестроечная конституция» и т.д. Законы постоянно меняются, а если закон меняется, то это значит, что закона нет. Закон является законом только тогда, когда он неизменен. Люди склонны жить только в соответствии с чем-то неизменным. У нас же законы постоянно меняются, потому что не формулируют каких-то глубинных ценностей, и в результате на такие законы никто не обращает внимания.
Миссия наделяет силой. Давайте рассмотрим еще один пример, показывающий, какими могущественными делает людей даже материальная миссия. Кави приводит пример одной гостиницы, в которой он однажды остановился. В этой гостинице его поразило то, что весь персонал искренне хотел ему служить. Они делали все возможное, чтобы создать для постояльцев максимум удобств. И он никак не мог понять, каким образом администрация гостиницы создает такое умонастроение у своих сотрудников. Кави рассказал такой случай. Однажды он заказал себе в номер ужин, который должны были принести в 17-00. И официант, который нес этот ужин, задержался на 15 минут. Никто кроме этого официанта не знал об этом. На следующее утро раздался телефонный звонок в номере Стивена. Он снял трубку и услышал голос начальника официанта, который стал горячо извиняться, что ему доставили такие неудобства -з адержали на 15 минут его заказ, и добавил, что гостиница от своего имени приглашает его бесплатно позавтракать в ресторане, или же заказать завтрак в свой номер. Больше всего его поразило то, что этот официант мог не говорить своему начальнику, что совершил такой проступок, потому что его действия никто не контролировал. Но, тем не менее, он все же признался в этом. После этого случая Кави поинтересовался у менеджера, каким образом в этой гостинице удалось установить такие принципы, и менеджер сразу же достал бумагу и сказал: «Это миссия нашей гостиницы». На что Кави ответил, что знает много организаций, у которых хорошие миссии, но у которых, тем не менее, не происходит такого глубокого осознания миссии. Тогда этот человек достал из ящика стола еще несколько бумаг и сказал: «Вот это миссия нашей гостиницы. Вот миссия каждого отдела этой гостиницы, а вот миссия каждого человека, который работает в этой гостинице. И здесь вы найдете миссию каждой горничной». Все эти частные миссии согласуются с общей миссией, но при этом являются миссией для конкретного занимаемого места. Другими словами, каждый человек должен знать и четко видеть то, чего он хочет достичь, и тогда он сам будет очень сильным, и вся организация, к которой он принадлежит, в целом будет сильна и сможет достичь успеха. Поэтому мы очень хорошо должны знать миссию всего ИСККОН в целом и при этом понимать свою роль в этой миссии.
Порядок выработки миссии. Человек должен знать свою миссию, и лучше всего, если она будет у него в письменном виде. Нужно вспоминать о своей миссии каждый день. Кави рекомендует определенную последовательность выработки миссии:
Другими словами, мы должны сформулировать миссию, а затем прочитать и посмотреть, вдохновляет ли она меня. Если мы прочитаем эту миссию, и нам станет скучно, то она никогда не сможет стать нашей миссией. Миссия должна вдохновлять. Мы должны поставить перед собой высокую, очень конкретную цель, которую мы ясно видим, и при этом она должна нас вдохновлять. Потом, в течение некоторого времени, мы должны проверять, дополнять или как-то менять этот черновик, пока, в конце концов, не выработаем окончательный вариант своей миссии.
5. Следующим шагом будет заучить его (черновик) наизусть, или же всегда иметь у себя перед глазами. Это нужно для того, чтобы все время помнить, что это моя миссия и периодически ее пересматривать, потому что миссия может меняться в зависимости от обстоятельств или новых ролей, которые мы получаем.
Описание второй привычки в священных писаниях.
Сейчас мы вспоминали стихи из священных писаний, которые говорят об этой второй привычке.
***
вьявасаятмика буддхир
экеха куру-нандана
баху-шакха хй ананташ ча
буддхайо `вьявасайинам (Б.-г., 2.41)
Находящиеся на этом пути тверды в своих намерениях и преследуют только одну цель. О возлюбленный сын Куру, многоветвист разум тех, кто нерешителен.
Здесь Кришна говорит, вьявасаятмика буддхир экеха куру-нандана, у человека, который решителен, есть только одна цель; баху-шакха хй ананташ ча, тогда как разум человека, разрываемого материальными желаниями, всегда многоветвист и он никогда не сможет добиться цели.
И Вишванатха Чакраварти Тхакур в комментарии пишет, что смысл этого стиха заключается в том, чтобы получить миссию от духовного учителя и сделать эту миссию смыслом своего существования. И если мы так сделаем, то сможем развить в себе это качество: вьявасаятмика буддхих, или однонаправленный, нацеленный на одно разум. И до тех пор, пока мы не получим миссию от духовного учителя, мы не сможем обрести этого качества, наш разум будет оставаться многоветвистым, и мы будем попусту блуждать по этому древу материального мира. Это очень четкая иллюстрация того, о чем я сегодня говорил.
Ответы на вопросы:
После прошлой лекции мне задали вопрос: «Как реально научиться правильно общаться с людьми?» На самом деле, чтобы действительно научиться правильно общаться с людьми и достичь всех обещанных выше результатов, мы должны развить в себе первые три привычки. Только после этого к нам придет желанная способность правильно общаться с другими. И когда мы рассмотрим третью привычку, то я расскажу, каким образом и почему так происходит. До тех пор, пока мы не разовьем этих трех привычек, мы не сможем правильно общаться друг с другом, и не сможем жить в обществе вайшнавов так, как мы должны жить.
В: …
О: В двенадцатой песни Шримад-Бхагаватам есть история про Аванти-брахмана, брахмана из Авантипура и там говорится о многих учителях, которые были у него. Он учился у дерева терпению, и т.д. Это означает, что человек, который хочет научиться, может учиться у чего угодно. Поэтому Чанакья Пандит говорит, что если хороший совет исходит от человека низкого происхождения, то мы должны принять от него этот совет.
Но, тем не менее, у нас должен быть один человек, который является нашим истинным учителем, и чей авторитет мы признаем безоговорочно. Это человек, которому мы полностью преданы и у которого по-настоящему учимся, получаем миссию, и на кого стараемся походить. Пусть мы не будем учиться у чего угодно, но, по крайней мере, один такой человек у нас должен быть, и тогда мы сможем добиться успеха. Очень и очень важно все время иметь перед глазами человека как пример, которому мы можем следовать. Чему мы должны у него научиться? Мы должны научиться действовать так, как действует он. Мы должны научиться у него решимости в достижении поставленной цели.
В: …
О: Мы можем и должны следовать по стопам Шрилы Прабхупады. Пример Шрилы Прабхупады должен быть всегда у нас перед глазами, чтобы учиться у него, поэтому, собственно, у нас и есть «Прабхупада-лиламрита», но также обязательно должен быть живой человек. Особенно это становится ясно с течением времени. Рассмотрим пример Иисуса Христа. Для протестантов он является единственным учителем. Они признают его своим учителем и личным спасителем, но в силу того, что этот учитель жил слишком давно и в других обстоятельствах, то от него очень трудно чему-либо научиться. Будучи не в силах учиться у Христа и следовать его примеру, человек может начать думать: «Он был таким-то и таким-то и находился в других обстоятельствах, тогда как я слаб и нахожусь тут. Да и вообще, он уже спас меня, и поэтому мне не нужно ни о чем беспокоиться и ничего делать». Если же у нас есть живой учитель, то мы видим, что это реально, что каждый из нас может поступать так, как поступает он, если прилагать усилия. Кто из христиан может поступать так, как поступал Христос? Кто из христиан может настолько реально воспринять Христа как учителя, чтобы действительно следовать его примеру? Это слишком далеко и слишком абстрактно. Фигура Христа стала слишком туманна для людей. Именно поэтому так важно иметь живого духовного учителя.
Тоже самое бывает со временем с любым духовным учителем. В нашей цепи ученической преемственности много замечательных духовных учителей, но должен быть живой духовный учитель, за которым мы следуем. Это важно. Иначе мы никогда не сможем реально в плоть и кровь вобрать свою миссию. Иначе мы всегда будем говорить, что «человек слаб, немощен», «это было давно, и тогда Кали-юга не развилась еще до такой степени» и т.п.
В: …
О: Это очень хорошо. Если нам повезло, то мы можем получить миссию лично от своего духовного учителя. И духовный учитель на самом деле дает нам миссию. Он уже дал нам проповедническую миссию. Он сказал: «Каждый из вас должен выходить и проповедовать». И теперь каждый из нас должен определить свое место в этой проповеднической миссии, а для этого нужно не лениться, а приложить свои собственные усилия и разум.
Свою миссию нужно сообразовывать с реальной действительностью, поэтому можно спросить о ней у духовного учителя. Я помню, как при первой встрече со своим духовным учителем, когда я зашел к нему в кабинет в Швеции, и он узнал, что я кандидат наук, то это его очень развеселило, и он сказал: «Теперь ты должен стать настоящим доктором философии. Ты должен очень хорошо изучить философию». И я воспринял это как свою миссию, по крайней мере, на данный момент.