Диск 117, л. 9
Аннотация:
Что означает быть слугой? Две крайности, которые не позволяют нам почувствовать себя слугой — я победитель или я жертва. Мы все время играем эти две роли, или иначе говоря, роль родителя и роль ребенка. Но слуга — это третья позиция. Слуга делает то, что нужно в конкретной ситуации. Слуга не просто говорит прописные истины. Раса-лила — Кришна испытывал гопи, говоря им прописные истины, но гопи отреагировали как настоящие слуги. Слуга — не какой-то трафарет, слуга — это свобода, у него нет планов, ожиданий, сценария, он не приближает финальную сцену, под которую раздадутся аплодисменты в его адрес, он спонтанен. Но путь начинается с выполнения своих обязанностей. Иногда победитель отвергает все правила и говорит, что „я буду действовать так, как я этого хочу”, а жертва, наоборот, очень легко прячется за следованием правил „отстаньте от меня, я все делаю как надо”. Но слуга находит свою свободу внутри правил. Вопросы: является ли это раганугой; означает ли это, что нужно пытаться делать что-то вне графика.
***
Харе Кришна. О чем мы будем говорить с вами? Есть какие-нибудь идеи?
Из зала: Есть идея, если никто не против, конечно, меня давно волнует такой вопрос, Вы очень часто говорите о том, что необходимо быть слугой. Здесь очень много вопросов возникает, в частности, что это означает, является ли это дасья-расой или это некая самбандха, понимание какое-то другое. И здесь есть определенные уровни как идти до этого развития. Хотелось бы узнать об этом.
Ответ: Хорошо, спасибо большое. Дасья-раса — это более конкретная вещь. Раса значит вкус, вкус эмоциональный конкретных отношений, когда есть стхаи-бхава, вибхава, анубхава. Не будем сейчас трогать эту специальную область, санчарья-бхавы соответствующие. Дасья-раса — это раса и это очень конкретная вещь. Когда мы говорим быть слугой, имеется ввиду гораздо более глубокая вещь, потому что на самом деле это настроение или бхава слуги пронизывает все остальные расы, это фундамент всех остальных рас. Шримати Радхарани тоже служанка Кришны в самом высшем смысле этого слова и факт — понять это и прочувствовать очень непростая вещь, что значит быть слугой. Потому что люди обычно играют в игры здесь и у людей две игры в основном. Любая игра, которую мы играем здесь, в этом мире, называется гордостью. Гордость означает, что я изображаю из себя что-то, чем я на самом деле не являюсь. Это называется абхиман. Абхиман буквально значит, что я придумал в уме что-то, вошел в эту роль и уже забыл что я на самом деле. И у человека обычно две игры в этом мире: либо он победитель, либо он жертва. Гордыня или абхиман наш …. Ман значит гордыня, абхиман значит роль, которую я себе в уме придумал и у человека всегда две роли, иногда смешанные какие-то вещи, всегда у нас есть смесь этого: я победитель и значит я такой-то, такой-то, значит я хороший, я великий и вторая, оборотная сторона этого всего — я жертва. Жертва значит я такой, меня забили, все виноваты, я несчастный, обстоятельства так сложились.
И то, и другое — абхиман, и то, и другое — ложь и мы сами настолько привыкли к этому ко всему, что мы очень сильно держимся за все эти вещи. Эти две позиции, две стороны оборотных одной медали также проявляются в позиции либо родителя, либо ребенка. Родитель — это человек, который знает и который всегда прав. Обычно можно поставить знак равенства между родителем и победителем, скажем так: я всегда прав, я знаю как надо. Мы играем в эти игры, когда мы учим других в том числе. Я сейчас с вами до какой-то степени эту роль играю, до какой-то степени. Когда мы говорим свысока — я там сижу, вы там сидите и я вам говорю: „Надо делать так, так, так.” Мы периодически в эту роль входим в отношениях с другими людьми, потому что на самом деле наше понимание того, кто я такой, слуга я или не слуга, прежде всего проявляется в отношениях с другими людьми и нужно стараться смотреть как я вступаю в отношения с другим человеком. Одно отношение — это сверху вниз, как говорит Маллика Мала, человек в позе сахарницы, он подбоченившись стоит. Внутри, не обязательно ему так делать реально, но внутри он такой, и он говорит там там что-то такое, показывает. Что часто как правило в этих ситуациях человек делает — и нужно следить за собой — он повторяет некие прописные истины, которые он сам толком не понял и по которым он сам не живет. Это могут быть очень правильные, хорошие, верные слова, которые мы говорим и учим: „Ты не это тело.” Когда мы говорим другому: „Прабху, ты не это тело”, то мы находимся в позе сахарницы и мы занимаем эту позицию сверху вниз и мы пытаемся поставить другого человека в положение ребенка, но при этом мы сами ничего не чувствуем, мы роль играем. В тот самый момент, когда мы эту красивую истину человеку говорим, „Ты не это тело”, мы сами этого не ощущаем, мы сами тело и только, и ничто другое, потому что эта позиция сама по себе неправильная. Человек обычно при этом повторяет какие-то нормы, которые приняты в обществе, повторяет прописные истины, которые он получил, которые он услышал, но толком не усвоил, толком до конца не понял. Ему хочется побывать в этой роли, ну приятно же ведь, приятно сказать: „Я начальник, ты дурак.”
А вторая позиция, опять же неверная, которая с положения жертвы — это „я дурак, да, я ничего не могу, я не знаю, ну как так …” И то, и другое — гордыня, и то, и другое — позиция безответственности внутренней, потому что в первом случае я как будто бы принимаю на себя ответственность, но на самом деле я ответственности реально не принял на себя, я повторяю что-то такое. Это роль, я себя сам толком не ощущаю. В случае с жертвой я всегда пытаюсь найти виноватых: „Все плохо, все виноваты! Ну почему так?! Ну почему со мной такое происходит?! Ну что я буду делать?” И то, и другое, согласно Махараджа Юдхиштхире, гордыня, и то, и другое — не слуга. Слуга — это особенное положение, когда человек… Это третья позиция. Есть человек победитель, есть жертва, и есть третья альтернатива, третье альтернативное внутреннее ощущение, кто не пытается победить и доказать кому-то что-то своими действиями, „Посмотрите, я такой! Я этого достиг! Я то, я се…” И когда человек, с другой стороны, не пытается просто притвориться жертвой: „Ну что я могу сделать?! Я ничего не могу сделать! Что от меня зависит? Ничего от меня не зависит! Ну кто я такой вообще?! Мы же смиренные все, мы все падшие, я же такой падший… ” Это гордыня. Когда человек говорит „я падший” – это гордыня и это не смирение, это не позиция слуги. Он просто ожидает в ответ услышать, что „ты не падший на самом деле, ты смиренный. Если ему сказать: „Да, прабху, ты падший” то тут же его смирение подвергнется жестокому испытанию по его реакции.
Эти две вещи в наших отношениях с людьми обе неправильные. Кто такой слуга или это срединное положение — человек, который ищет, ищет правильного поведения, ищет истину, находится здесь и сейчас и общается с другим человеком на основании разума и всегда готов сделать то, что нужно. Кто такой слуга? Если определить слугу просто каким-то слоганом, Шрила Прабхупада часто говорил эту вещь: слуга – это тот, кто делает то, что нужно, то, что требует данная конкретная ситуация. Но для того, чтобы он понимал что данная конкретная ситуация требует, он должен находиться в данной конкретной ситуации! Он должен находиться здесь и исходить из этой ситуации, а не из какой-то роли, не из того, что он себе придумал, не из того, что ему будет за это, не из того, что он получит в результате этого. Потому что все роли, гордыня всегда предполагают определенные манипуляции, определенную выгоду, которую я пытаюсь из этого извлечь, что что-то делаю и я ожидая что-то получить. Слуга не ожидает ничего не получить, он действует здесь и сейчас как того ситуация требует. Он остается самим собой и это единственно правильное положение по-настоящему в этом мире, потому что такое положение подразумевает постоянную динамику. Человек меняется все время, он находится в поиске, он живет реальностью, а не тем, что он себе придумал. Человек действует, принимая на себя ответственность за свои действия: я действую, мне Кришна дал разум, дал свободу. Кришна дал мне вместе с разумом свободу и этой свободой полностью, до конца, на полную катушку пользуюсь. Я сам тот, кто я есть, я ровным счетом никого из себя изобразить не пытаюсь – ни победителя, ни жертвы, никого не обвиняю, все! Я действую. Вот есть ситуация. Эту ситуацию мне Кришна послал. Откуда динамика появляется? От того, что я в этот момент взаимодействую правильно с этой ситуацией, которая и есть Кришна. Слово вишну что значит? Вездесущий, от глагольного корня виш, входить. Бог вошел во все, Бог находится здесь и сейчас и Он каждое мгновение с нами взаимодействует, а мы пытается избежать этого взаимодействия. Точно так же как с людьми, когда мы исходим из каких-то других ролей во взаимодействии с людьми, мы не взаимодействуем с ними, мы пытаемся манипулировать человека. Замечал кто-то как мы манипулируем, общаясь с другим человеком иногда? Когда я горжусь, я вступаю во взаимоотношения с человеком, чтобы что-то от него получить и я манипулирую, я начинаю играть какую-то роль, ту или иную. Иногда мне выгодна роль ребенка: я предался и я ожидаю что-то от этого. В другой момент мне более выгодна роль эксплуататора или победителя, родителя: я тут, вы там, вы дураки, я умный. Всегда идет манипуляция какая-то. Человек ищет своей выгоды и значит, что работает его гордыня, он не слуга в этот момент, даже если он делает вид, что служит. Люди, которые позволяют себя эксплуатировать, не слуги, они самые большие гордецы. Они позволили себя эксплуатировать, чтобы потом обвинить всех остальных, чтобы потом сказать: „Я жертва, меня заставили страдать! Это ИСККОН, это ….” Я столько этого мусора слышал от разных людей. Во всех случаях это какая-то роль и еще раз, слово абхиман означает роль, которую я играю. Слуга – это единственная позиция реальности. Я живу здесь и я взаимодействую с этой реальностью здесь и сейчас, вот она. Вот Кришна мне такую реальность предоставил, я тут нахожусь, в ней, я с Кришной говорю, я сейчас с Ним общаюсь. Потому что не нужно ждать, когда Он там придет ко мне в желтом дхоти, Он уже пришел в желтом дхоти, Он уже с нами общается. Мы убегаем от этого общения. Слуга значит я в этой ситуации и я думаю: „Что я должен сделать? Как я могу служить в этой ситуации?”
Как я сегодня думал немножечко над раса-лилой, как Кришна испытывал гопи. Когда Кришна испытывает гопи, помните да, начало танца-раса – Кришна захотел наслаждаться. Это потому что Он наслаждающийся по праву. Луна вышла и когда Луна выходит полная, хочется наслаждаться. Лес был залит полной Луной. Кришна стал играть на флейте, гопи услышали и прибежали. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура Прабхупада интересную вещь говорит. Он говорит, что когда Кришна говорит Свой последний стих в „Гите”:
сарва-дхарман паритйаджа
мам экам шаранам-враджа
Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура Прабхупада объясняет, что это звук флейты Кришны, который нас зовет к Нему. Кришна играет и Он зовет: „Бросьте свои игры и идите ко Мне, я вас другой игре научу сейчас! Такая игра, что вы не остановитесь!” И они прибежали – бросили все, оставили все свои дела. Что Кришна начал говорить? В какую позицию Кришна встал? Кришна встал и сказал: „Чего это вы прибежали сюда?” Кришна стал говорить им прописные истины! Жена должна служить мужу, это же ведическая культура, вы не это тело … Ну, там много. Кришна периодически, когда Он пытается испытать других, Он начинает проповедовать с этой позиции и Он не хочет это сказать. Когда гопи прибежали к Нему на Курукшетру, Кришна тоже начал им говорить: „Чего вы страдаете? Вы же не это тело! Сейчас Я вам лекцию прочитаю…” Что гопи Ему в ответ сказали? Они сказали: „Не проведешь нас. Ты нас сюда позвал, чтобы мы здесь и сейчас с Тобой находились. Мы прибежали к Тебе со своими сердцами здесь и сейчас, а Ты пытаешься прикрыться какими-то лозунгами, пытаешься прикрыться какими-то словами.” Они испытание выдержали с честью, Кришна просто хотел проверить. А смиренные слуги как бы поступили в этом случае? Они бы сказали: „Ну ладно, хорошо, домой пойдем.” И это было бы неправильным ответом. Иногда люди этот последний стих „Гиты” понимают как? — все, я с себя всю ответственность скину, я предался, я непонятно кто, я никчемный, ни на что не гожусь. Кришна говорит: „Идите ко Мне. Берите на себя ответственность, начните служить Мне по-настоящему здесь.” Это значит станьте самим собой, ничего из себя не изображайте.
И слуга, – в этом-то прелесть всего, – слуга – это не какая-то дурацкая трафаретная роль, когда я все время нахожусь в этом случае. Хороший слуга иногда может на своего хозяина накричать. Шримати Радхарани иногда ссорится с Кришной, иногда Она ругает Его. Перестает Она слугой быть при этом? Становится Она сварливой какой-то там …. Нет, идет все время эта … Кто такая Шримати Радхарани? Она та, кто может чувствовать настрой и этот настрой так сказать отражать и усиливать, в этом взаимодействие между Ними происходит. Даже в Двараке никто не может этого делать. Почему Кришна там скучает? Потому что там никто служить не по-настоящему может. Настоящий слуга – это очень тонкая вещь и Кришна учит это. В „Гите” Кришна сразу во все эти тонкости не лезет. Он говорит: начни с того, что просто исполняй свои обязанности. Это начало. При любых обстоятельствах, что бы ни произошло.
матра-спаршас ту каунтейа
шитошна сукха-духкхадах
Хорошо — исполняй свои обязанности, плохо – все равно исполняй их. Но это самое начало только. Это некий фон. Это начало моей карьеры слуги, что что бы ни произошло, я ничего не изображаю, ничего не ожидаю, я исполняю свои обязанности, я делаю все это. Я еще может быть не могу так виртуозно владеть этой ситуацией и понимать что ситуация от меня требует, но я по крайней мере выучил: вот мои обязанности, вот что от меня ожидается и я делаю это. Но смысл не в том, чтобы опять какой-то ритуал делать, а в том, чтобы в исполнении этих обязанностей непоколебимом свою свободу там найти. Понимаете о чем речь идет или нет? То есть там я начинаю с того, что я просто принимаю ответственность, скажем так, в каком-то формальном сценарии, потому что что такое обязанности? Обязанности – это некая формальность, садхана. Мы начинаем с этого – во что бы то ни стало, я должен выполнять садхану, что бы ни случилось – 16 кругов, кровь из носа, разбейся, но сделай. Но если мы делаем это в правильном настроении, в правильном понимании, мы начинаем понимать, что служение-то заключается в том, что эта моя ответственность идет еще дальше, она не заключается в том, чтобы просто механически это делать, а в том, чтобы всегда в этом состоянии оставаться.
Что с нами будет? Мы будем периодически осцелировать, менять какие-то свои позиции, иногда я победитель, иногда я жертва, изредка я слуга, то есть я нахожусь здесь и сейчас и здраво, нормально с ситуацией общаюсь. Две другие позиции скучные, — это еще одна вещь, которую мне хотелось сказать, — потому что они статичные, они придуманные, там содержания нету, сердце пустым становится от них. В них нету какой-то наполненности. Настоящая наполненность и динамика, это когда я как слуга общаюсь, то есть стараюсь каждое мгновение понять а что же я должен делать сейчас? Что Кришна от меня хочет в данной, конкретной ситуации? И это очень интересно, эта вещь никогда не скучная. Когда я какую-то там трафаретную заученную роль пытаюсь играть, это скучно и люди все время куда-то там падают туда.
Шрила Прабхупада пример этого. Как он действовал?! Он действовал совершенно виртуозно в соответствие с обстоятельствами, с тем, какая ситуация и что она от него требует. И невозможно было его предугадать. Чувствуете в чем еще вещь? Когда у меня просто какой-то сценарий, все запрограммированно, я все равно робот какой-то. Сценарий я мог сам придумать или кто-то мне его навязал, обычно нам родители навязывают какие-то сценарии. Мы пытаемся, сами того не подозревая, какие-то их желания исполнить и нам очень сложно выйти из этого. Но все равно скучно. Психологи, которые исследуют этот феномен, говорят, что человек получил какой-то сценарий в детстве, Берн, он исследовал эту вещь и двум братьям мать говорила: „Вы в сумасшедший дом попадете!” У них особые отношения с матерью были. Она задала им сценарий. Один закончил свои дни в сумасшедшем доме, другой психиатром стал, но оба в сумасшедшем доме оказались! То есть человек, когда он несвободный, когда он эту свободу не почувствовал … а слуга значит я свободный человек. Потому что в соответствие с нашей философией, слуга – это наша природа, вот я свободный слуга, я свободно служу Кришне и я всегда слугой остаюсь, я не живу по какому-то сценарию, я не знаю что завтра будет, я не знаю что Кришна захочет, то я и буду делать. Я готов, внутренне готов все, что угодно делать! Тогда как человек, который живет по какому-то сценарию или по какой-то роли, которую он себе придумал, он приближает конец, он уже знает завершающий акт, под который аплодисменты должны раздаться. Я погибаю! Или я там еще что-то такое. Все, что он делает, он пытается приблизить финальную сцену трагедии своей дурацкой совершенно. Тогда как, еще раз, слуга – это человек непредсказуемый абсолютно, потому что он свободный и он служит. Кришна непредсказуемый, правильно? Суть того, что Он делает – это лила, Он свободный, Он играет и Его предсказать невозможно. Наше служение что значит? Что Он есть и Он начинает игру, а мы как слуги в нее включаемся, мы там, мы вместе с Ним в этой лиле. Это то, что в духовном мире постоянно происходит, там никогда не скучно. В материальном мире всегда скучно в конце концов, в материальном мире всегда уныло, как-то однообразно все в конце концов становится, потому что все предсказуемо, все заранее известно, ничего интересного нет. В духовном мире совсем другое состояние сознания и оно основано именно на этом, наша роль во взаимодействии с Кришной – это то, что я слуга, я всегда слуга и я всегда с Ним взаимодействую.
Ну я не знаю объяснил я вам что-то или не объяснил или только еще больше запутал, но суть в том, что человек начинает исполнять свои обязанности, но при этом он понимает, что это не конец. Это то, что Шрила Рупа Госвами в „Нектаре наставлений” называет нийама-аграха, когда я прячусь за какие-то свои обязанности, перестаю быть самим собой и просто „ну вот, у меня теперь такая роль”. Опять же там эта нийама-аграха имеет два аспекта: один – это победитель и победитель что делает с нийамами? Он их все опровергает, он говорит: „А зачем они нужны? Я буду действовать как я хочу! Мне не нужны никакие правила!” А что жертва делает? — жертва другую сторону делает: „Вот все, правилам буду следовать и ни на шаг ни туда, ни сюда! Если Кришна хочет этого от меня, то теперь я буду такой забитый балван и буду делать все как робот.” Рупа Госвами говорит: это то, что бхакти убивает, потому что бхакти значит свобода и я всегда свободным остаюсь и все, что я делаю, потому что я хочу это делать для Кришны. Но начинается с того, что я принимаю эти правила скажем так, правила, обязанности, все остальное, но я понимаю, что они нужны мне только для того, чтобы я понял какие-то рамки и законы свои и начал внутри этого свободно действовать.
То же самое с этикетом. Что такое вайшнава-этикет? Да, мы должны определенным образом общаться, кланяться друг другу, но этикет – это всего лишь навсего внешняя оболочка и он нужен для того, чтобы я мог правильно из сердца к сердцу с человеком общаться, чтобы я был личностью в этом общении и чтобы я в другом человеке личность видел, живую, свободную, ищущую. Но мне нужны какие-то внешние нормы, правила, как я это должен делать – да, я нужно кланяться, говорить ванча-калпа тарубхйашча, нужно уважать, не нужно оскорблять, но внутри этого в конце концов, в чем суть-то? — суть в том, чтобы настоящая близость внутри появилась, которая появляется, когда человек свободный и он с другими людьми тоже общается как со свободными людьми. Иначе говоря, слуга – это свободный человек, который свободно служит, проявляет себя, понимает, что это некая моя внутренняя природа действовать. Как я должен действовать? Так, в служении.
Вопрос: То есть это рагануга фактически уже, да? Спонтанная …
Ответ: В конце концов да. Это становится даже не раганугой, а рагатмикой.
Вопрос: Но начинается с этого, да?
Ответ: Да, начинается все с вайдхи, это первый шаг в любом случае, но я должен скорее перейти в раганугу, потому что рага-ануга значит я действую так, как действует человек, у которого рага есть. Рагануга не значит, что у меня уже рага есть. Рага-ануга значит я следую или пытаюсь действовать так, как будто бы у меня рага есть. В результате того, что я действую как человек, у которого есть рага или привязанность к Кришне, я в конце концов перехожу на ступень рагатмики, когда рага становится моей атмой, моей природой, моей душой, моей личностью, привязанность к Кришне. Но просто вайдхи сама по себе мало чего дает. Поэтому Рупа Госвами говорит, что если человек просто вайдхи следует, ну в Двараку он придет. Там тоже хорошо, в Двараке, неплохо. Но наша-то цель не Дварака, наша цель – Вриндаван. Это значит, что я хочу эту спонтанность обрести, не довольствуюсь просто какой-то внешней оболочкой или формой.
Вопрос: В чем практически может проявляться это, то есть призвать рагу …. Как следовать этому …
Ответ: Еще раз, в том, что я становлюсь слугой, но слугой свободным, то есть я каждое мгновение своей жизни возвращаюсь к этому положению: что значит, что я слуга? И что данная конкретная ситуация, обстоятельства, люди, с которыми я общаюсь, что это требует от меня? Потому что опасность просто выполнения своего долга или вайдхи или чего-то еще, это то, что оно тоже приятно, оно хорошо, человек чувствует уверенность какую-то: я же все правильно делаю, у меня все хорошо. Это нормально, это хороший уровень, но рага-то, желание раги означает понимание того, что в пределах этого всего я должен настоящую свободу обрести и я все время возвращаюсь к этому, а не пытаюсь спрятаться. А соблазн будет спрятаться за правила, за принятый порядок, за все остальное. У ашрамов есть огромное преимущество безусловно, перед любым другим способом существования. Вот, мы живем с вами в ашраме, преимущество заключается в том, что у нас есть все возможности следовать всем правилам. Ну кто из семейных людей такую роскошь имеет, чтобы у них прямо все там так организованно, что можно в пол-девятого лечь спать, рано встать, мантру почитать, утреннюю службу сделать… А недостаток ашрамов в том, что за всем этим легко спрятаться очень и свою свободу утратить. Вроде все хорошо, я все делаю как надо и при этом даже не заметить как я спрятался и потерял что-то. Что от меня надо вообще, я все как надо делаю, все хорошо, это ценится в обществе, люди меня уважают. Можно стать уважаемым человеком или старшим преданным, можно руководителем ашрама стать и других строить. У ашрамов есть своя … Ну жизнь так устроена, что у любого преимущества есть всегда недостатки, которые к этому преимуществу бесплатно прицеплены. У грихастха-ашрама есть свои преимущества и там есть свои недостатки. Любое положение, любая позиция в этом мире имеет другую сторону. Нужно очень осторожным быть. Я ответил на твой вопрос?
Вопрос: Как я понял, это поиск тех просветлений и желаний, когда мы хотим сделать что-то не по расписанию, вне графика …
Ответ: Или внутри графика, не то, что мы должны все время что-то вне графика делать, а внутри графика делать, я тем не менее делаю что-то и я понимаю, что я делаю не из-за графика, не ради него и не просто, чтобы меня похвалили, что я графику следую. Нам идти надо уже. Мне Дина-Чайтанья подмигивает. Это большая тема, мы можем продолжить ее при следующей возможности. Попытайтесь это немножко переварить. Понятно было немножко, что я пытался сказать? Не надо изображать из себя ни жертву, ни победителя, мы слуги. Слуга – это не роль, это природа моя. Все другие вещи – это роль. Если хотя бы эту вещь запомнить, то уже хорошо будет. Спасибо большое. Шрила Прабхупада ки! Джая!