Диск 72, л. 10
Аннотация:
— хронология Говардхана-лилы
— эта лила, в каком-то смысле, является черновиком нашей духовной жизни.
— Говардхана-лила – самая лучшая иллюстрация утверждения сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа
— весь мир находится под властью гуны страсти
— настоящую свободу человек обретает в гуне благости , когда начинает следовать правилам (ведическая концепция свободы)
— гордость, исключительность – опасность, которая подстерегает человека на пути праведной жизни
— критерием нашей искренности является то, каким образом мы реагируем на неприятности
— о внутреннем смысле последовательности событий Говардхана-лилы
— духовная жизнь начинается в тот самый момент, когда мы понимаем, что нас не спасет никто кроме Кришны
— единственный способ обрести милость Бога, это полная, абсолютная искренность нашего сердца
— как можно избавиться от последствий всех своих грехов (стих их писаний о памятовании имен пяти целомудренных женщин)
— смысл Говардхана-лилы.
***
Харе Кришна.
Спасибо вам большое за то, что вы пришли сюда в этот день, чтобы отметить один из самых замечательных праздников в году. На самом деле, во время лилы, которая случилась в этот период 5000 лет тому назад, Кришна сказал очень важные слова. Он сказал, что любой, кто будет поклоняться холму Говардхану, включая нас с вами, потому что мы благополучно ему поклонились съев его, доставит Мне удовольствие. И, наоборот, любой, кто не будет этого делать, рассердит Меня. Так что сегодня мы пришли сюда для того, чтобы доставить удовольствие тому, кто доставляет удовольствие нашим чувствам. Его зовут Говинда и Он дает радость нашим внутренним чувствам. И сегодня я буду рассказывать об этом празднике. И стих, который я прочитаю из 25 главы, это молитва, обращенная к Кришне.
кршна кршна маха-бага твам натхам гокулам браго……. ватсала ???
«Кришна, Кришна, о самый удачливый! Пожалуйста, избавь коров от гнева Индры. О Господь, Ты так милостив к Своим преданным, пожалуйста, спаси и нас».
КОММЕНТАРИЙ: В момент рождения Господа Кришны Гаргамуни предсказал: анена сарва дургани йуйа манджас таришйа та ??? – «По Его милости вы очень легко избавитесь от всех трудностей». Обитатели Вриндавана были уверены, что в такой опасности, в какой они оказались, Господь Шри Нараяна безусловно даст силы Кришне, чтобы защитить их. Поэтому они приняли Кришну как единственного спасителя. И Кришна ответил на их любовь.
Шрила Прабхупада – ки джая.
Может быть, вы пройдете сюда те, кто там стоит. Тут еще много места впереди, чтоб вам не стоять.
Мне хотелось немного рассказать сегодня об этой замечательной лиле , которая случилась 5 тысяч лет тому назад во Вриндаване. И сегодня очень подходящий день. Хотя сама Говардхана-пуджа праздновалась два дня тому назад, но сегодня Индра обрушил свой гнев на обитателей Вриндавана. И для нас с вами, находящихся в Москве, это очень актуальное событие. Потому что некий Индра обрушил на нас свой гнев здесь. Кришна стал убеждать Махараджа Нанду и читать ему обзорную лекцию по философии ведической и по философии материализма в день дивали. В день дивали, который в этом году выпал на вторник, Кришна заметил необычайное оживление во Вриндаване. За один день Он убедил Своего отца в бесполезности Индра-ягьи. За один день Он объяснил ему, что нет никакого смысла заниматься какими-то традиционными вещами, лучше делать что-то нетрадиционное. «Какой смысл из поколения в поколение делать одно и то же? Давайте сделаем что-нибудь новое». И на следующий день, который в соответствии со всеми астрологическими представлениями, является в высшей степени неблагоприятным днем…
Следующий день называется пратипат, это первый день первой половины после новолуния. И если новолуние очень благоприятный день, то в пратипат никто в здравом уме и трезвой памяти ничего хорошего не делает и ничего не начинает. Но Кришна сказал: «Не беспокойтесь, Я с вами. Давайте начнем это, потому что если Я с вами, никакие неблагоприятные явления влиять на нас не будут». И они устроили замечательный праздник поклонения холму Говардхан. Ачарьи объясняют, что если мы находимся вдалеке от Говардхана, а мы с вами находимся вдалеке от Говардхана, то точно то же самое поклонение в этот день мы все равно можем провести. Для этого нужно только собрать гору коровьего навоза и поклоняться горе коровьего навоза. Потому что, в принципе, разницы нет. К сожалению, Москва до такой степени неблагочестивый город, что даже гору коровьего навоза тут очень трудно найти. Поэтому нам приходится поклоняться холму Говардхану в виде торта. Это не самое лучшее, но нам просто ничего другого не остается, так как навоза нет. Это произошло в Говардхана-пуджу, когда все обитатели Вриндавана с огромным энтузиазмом, с коровами впереди, на телегах, нарядившись в самые лучшие свои одежды, обошли вокруг Говардхана, наелись сами до отвала, накормили всех, кого только можно и радовались жизни. На следующий день после этого, в день, который называется братридвития, что значит второй день светлой половины месяца Картика, в который сестры поклоняются своим братьям, они отпраздновали этот замечательный праздник. Когда сестры приходят к своим братьям и дарят им подарки, угощают их в расчете на то, что все остальные 364 дня в году они будут им дарить подарки. Тоже очень хорошая традиция. По крайней мере, один день можно отметить и как-то поздравить мужскую половину человечества. Все остальное время наслаждаются одни женщины, это ясно. Но на третий день, как раз сегодня, в тот самый день, в который мы собрались под этим надежным шатром, господь Индра обрушил свой гнев на Вриндаван. На третий день, когда Индра понял, что случилось, и когда Индра на глазах у всех был опозорен, когда Индра в своем райском царстве понял, что какой-то мальчишка, какой-то сопляк осмелился лишить его полагающейся ему доли в жертвоприношении и вместо этого забрал все Себе – всю его славу, все его могущество, Индра разгневался и обрушил свой гнев. В течение семи дней с этого дня, с третьего дня по десятый день светлой половины месяца Картика, лили потоки дождя на Вриндаван. И сегодня я буду рассказывать именно об этом. Но на десятый день дождь кончился, обитатели Вриндавана вышли из-под холма Говардхана, снова засияло солнце. Кави Карнапур описывает, что солнце, которое семь дней находилось в обмороке, очнулось от обморока и снова взошло на горизонте и стало светить. И на одиннадцатый день, в день экадаши, Индра с повинной головой, покраснев от стыда, со слезами, которые текли из тысячи его глаз, появился перед Кришной. Такова в общих чертах хронология этой лилы, того, что произошло в эти несколько дней. Мне хотелось напомнить обо всем этом.
Но суть не в хронологии, суть не в последовательности событий, а суть в глубинном смысле, который стоит за всеми этими событиями. Если мы внимательно посмотрим на эту лилу, то мы увидим в ней отражение нашей с вами духовной жизни. В каком-то смысле эта лила является черновиком нашей духовной жизни. И если мы глубоко задумаемся и поймем последовательность событий, мы будем готовы к тому, что ожидает нас на духовном пути. Все то, что делает Кришна, никогда не имеет локального, частного значения. Все то, что делает Кришна, каждое Его деяние, каждый Его поступок проникнут глубинного, вселенского смысла. И все то, что произошло 5 тысяч лет назад в какой-то индийской деревеньке, имени которой мы еще несколько лет тому назад даже не знали, не слышали, не знали, что она существует, все это имеет самое прямое отношение к нам с вами. И именно об этом будет сегодня мой рассказ.
Кришна говорит в самом конце «Бхагавад-гиты», а «Бхагавад-гита» это писание, которое Кришна предназначил для всех людей во все века, всех национальностей, без разбора их национальной принадлежности, происхождения, возраста, пола, экономического состояния. Кришна обращается к сердцу каждого из нас в этом коротком разговоре, диалоге, который произошел на поле битвы Курукшетра. И одно из самых важных наставлений Кришна произносит в конце. Кришна говорит слова, которые, если мы будем вдумываться в их смысл, не смогут не потрясти нас. Завершая «Бхагавад-гиту» Кришна говорит: сарва- дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа ахам твам сарва-папебхйо мокшайишйами ма шучах (БГ, 18.66). Кришна 5 тысяч лет тому назад, если кто-то из вас читал «Махабхарату», вы наверняка заметили, что самое главное слово в «Махабхарате», которое повторяется практически на каждой странице по многу-многу раз, это слово «дхарма». Дхарма значит долг, дхарма значит обязанности, дхарма значит религия, дхарма значит наша внутренняя природа, дхарма значит то, что мы обязаны делать для того, чтобы быть человеком, для того, чтобы, в конце концов, удовлетворить Бога, для того, чтобы ощущать себя настоящим человеком. Дхарма это стержень любого цивилизованного общества. В любом обществе есть обязанности, в любом обществе должна быть религия. Это опора, основа, на которой общество держится. И вдруг, завершая «Бхагавад-гиту», Кришна говорит: сарва-дхарман паритйаджйа. Не просто отбрось все религии, далеко отбрось все религии, а не просто одну религию, все религии отбрось (сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа) и приди ко Мне. И дальше Он говорит: «Если ты сделаешь это, Я защищу тебя. Тебе не нужно ни о чем бояться.» И смысл этого утверждения очень глубокий. И самой лучшей иллюстрацией этого утверждения является Говардхана-лила.
До того, как человек становится на духовный путь, до того, как человек обретает какой-то путь у себя под ногами, он обычно живет жизнью, которую предлагает ему этот мир. Этот мир навязывает нам определенные правила игры, этот мир объясняет нам, что хорошо, а что плохо. И, как правило, в этом мире ценится то, что «Бхагавад-гита» называет гуной страсти. Гуна страсти или все то, что связано с гуной страсти, все то, что несет на себе качества гуны страсти, очень быстро дает человеку наслаждение. Если мы посмотрим вокруг себя, мы увидим, что весь этот мир находится под властью гуны страсти, что все люди целиком подчиняют себя радостно гуне страсти. И люди думают, что гуна страсти есть настоящее счастье, что в гуне страсти я обретаю подлинную, настоящую свободу. В чем заключается свобода в понимании современного человека? В том, чтоб делать, что я хочу, правильно? В этом свобода. Это функциональное определение свободы – что хочу, то и делаю. Правильно?
И в результате этого люди делают то, что они хотят, но они очень быстро забывают, что скоро они станут рабами своих желаний. И даже если они захотят отказаться от этих желаний, они не смогут этого сделать. Люди думают, что свобода заключается в том, особенно когда они маленькие, чтоб курить. Им запрещают курить и они думают: «Сейчас покурю. Вот она свобода!». Правильно? Но очень скоро такой маленький человек становится рабом этой привычки. Люди думают, что свобода заключается в том, чтобы пить, чтобы заниматься свободной любовью, сексом, что свобода заключается в том, чтобы есть мясо, что свобода заключается в том, чтобы делать все то, что я хочу. Но люди забывают при этом, что именно это лишает их настоящей свободы. В ведических писаниях совсем по-другому определяется свобода. Свобода это не значит делать то, что я хочу. Настоящую свободу человек определяет или обретает в гуне благости, когда человек начинает следовать каким-то правилам. Но, к сожалению, современному человеку очень трудно следовать каким бы то ни было правилам. Когда человек начинает жить по правилам, то есть начинает строить свою жизнь в соответствии с принципами гуны благости, то очень скоро, вернее, не очень скоро, а через какое-то время, к сожалению не очень скоро, он начинает чувствовать вкус. Но у современных людей, особенно западных людей, как правило не хватает терпения для того, чтобы этот вкус почувствовать. Они думают: «Вот он, вкус там, вкус в том, чтобы наслаждать свои чувства, вкус в том, чтобы нарушать всевозможные принципы и заповеди религии». Любая религия, какую бы мы ни взяли, говорит, что, на самом деле, самый первый этап духовной жизни, начать следовать каким-то принципам. Но, как правило, люди не понимают какой вкус в этом во всем. Для современного человека, если им сказать, что нужно жить в соответствии с гуной благости, это самое страшное наказание. Они думают: «Я помру. Гуна благости нужна в качестве разнообразия. В качестве разнообразия, чтобы не так скучно было, можно пойти на берег моря и полюбоваться закатом. Или отправиться куда-нибудь в лес на пикник на полчаса, на два часа, на один день, но потом нужно снова окунаться в эту воронку гуны страсти». Потому что в гуне страсти ум человека постепенно наполняется беспокойствами. И чтобы избавить свой ум от беспокойств, и чтобы снова наполнить его романтическими страстными желаниями, романтическим вожделением, человеку иногда нужен перерыв от гуны страсти. И он идет куда-нибудь в лес подышать свежим воздухом. Но слишком много свежего воздуха тоже плохо, потому что голова начинает болеть. Правильно? Мы слишком привыкли к выхлопным газам и как-то без выхлопных газов становится не по себе. Люди в этом мире привыкли к гуне страсти и не знают, что значит жить в соответствии с принципами гуны благости. Но гуна благости, единственная гуна, которая может сделать нас по-настоящему счастливыми. И Веды говорят, что первый шаг заключается в том, чтоб человек принял эти принципы гуны благости, чтоб человек стал жить в соответствии с гуной благости, чтоб человек стал следовать каким-то принципам, чтоб он вставал рано утром. Теперь, кто встает рано утром, кроме сумасшедших кришнаитов? Кто? И те, кому нужно на работу идти. Но если на работу идти не нужно, никто не встанет рано утром. Тогда как утреннее время самое лучшее. Но у людей не хватает терпения, чтоб этот вкус почувствовать. Однако в этих принципах и в этой праведной жизни, которые человек должен принять для того, чтобы он, в конце концов, чего-то достиг на духовном пути, таится очень большая опасность. Если человек начинает следовать пути религиозной жизни, становится праведным, то что у него возникает внутри? Гордость. Он начинает свысока смотреть на всех остальных, он начинает считать себя лучше других, он начинает считать себя избранным. На самом деле любая религиозная организация именно этим и занимается. Любая религиозная организация объясняет людям, что они особенные. И я этим тоже занимаюсь вместе с вами. Все те, которые пришли сюда, все особенные, все остальные плохие, правильно? (смех). Только здесь находятся настоящие люди, все остальные – животные, правильно? Нет, неправильно. Нет ничего отвратительнее, чем это фарисейство. И Бог не любит этого. И на самом деле Говардхана-лила именно об этом. Говардхана-лила именно о том, что Кришна этого не любит, что Кришна не любит, когда люди просто по традиции пытаются культивировать в себе, так сказать, святость и вместе с этой святостью пытаются культивировать в себе чувство собственной исключительности. Иногда, я прошу вас, пожалуйста, поймайте себя когда-нибудь на этом, когда вы с неким презрением или пренебрежением отзываетесь о других людях, думаете, что мы тут самые лучшие, что только мы знаем тайну духовной жизни, правильно? Только нам открыто самое сокровенное что? Знание и мудрость. Только мы знаем секрет духовной жизни, правильно? Все это плохо. На самом деле Кришна не любит этого. Потому что, когда человек гордится своей праведностью, то это значит, что он по-прежнему привязан к материальной жизни. Это признак нашей привязанности к материальной жизни. И с помощью этой привязанности человек на самом деле никогда не обретет Бога, никогда, ни при каких обстоятельствах. Когда мы привязаны к материальной жизни и при этом пытаемся совместить свою привязанность с какой-то духовной практикой, то это проявляется в том, что когда к нам приходят какие-то неприятности, то мы реагируем на эти неприятности точно также, как обычные люди. Заметили, что мы можем рассуждать о высоких материях: «Я не это тело, просто, вообще, и не этот ум. Я абсолютно независим ни от чего, и вообще, ложное эго…». И когда несчастья случаются с другими, мы очень ясно видим: «Вот оно ложное эго корчится тут». И мы подходим к этому корчащемуся ложному эго и говорим: «Прабху, не нужно плакать. У тебя все хорошо, ты исполнен вечности, знания и блаженства». Но когда такая же ситуация приходит к нам, то мы погружаемся в депрессию. И как это ни печально, как это ни парадоксально, мы забываем о Боге. Критерием нашей искренности является именно то, каким образом мы реагируем на неприятности. Когда у нас все хорошо, когда солнце светит, когда все идет как нужно, когда мы можем по-настоящему считать себя наслаждающимися и контролирующими в этом мире, даже если мы религиозные наслаждающиеся и очень благочестивые контролирующие, очень религиозные пуруши и благочестивые ишвары (смех), когда у нас все прекрасно, все благополучно и когда звезды становятся хорошим образом, то очень легко быть религиозным, очень легко креститься или делать какие-то другие жесты и говорить: «Я такой праведный, я такой благочестивый». Но на самом деле истинным критерием нашей духовности, даже не религиозности, а духовности, является наша психологическая реакция на беду, которая к нам приходит. Если беда приходит, а беда рано или поздно придет, к сожалению, я должен вас огорчить, она придет к каждому из вас. Беда, которая произошла сегодня, случилась с обитателями Вриндавана. Не думайте, что она не произойдет с вами. Она произойдет с каждым рано или поздно. Причем не просто беда, страшная беда, ужасная беда, когда мы будем корчиться, когда мы будем стонать от боли, когда мы будем не понимать, за что нам такое произошло, за что это случилось с нами, в этот момент наступает испытание. В этот момент к кому мы обратимся за помощью будет определять то, что находится у нас на самом деле в сердце.
Как здесь, в этой молитве, которую мы прочитали, мы видим, как обитатели Вриндавана бегут к Кришне и они кричат: кршна, кршна маха бахо ??? Они называют Его «самый удачливый, самый счастливый». «Самый удачливый» значит они не знают, что Он – Бог. Они просто думают: «Ему всегда везет. Он в рубашке родился, под счастливой звездой, в благоприятное время». Но они бегут к Нему. Они вспоминают о Кришне. Они бегут со слезами на глазах к Нему и просят Его: «Защити нас». Тогда как не факт, что мы побежим, когда нам будет плохо, к Кришне. Я это знаю по себе. Когда все хорошо, я очень великий преданный, и можно даже сказать, чистый и возвышенный. Но когда плохо, я начинаю думать: «Кришна не помог. Значит нужно искать помощи у кого-то еще». Нужно нацеплять на себя какие-то талисманы, нужно читать какие-то мантры, которых очень много в ведических писаниях, нужно бежать к колдунам к каким-то, к тантрикам, к экстрасенсам, к врачам и кричать: «О врач, о врач, маха бахо, спаси меня, помоги мне», потому что Кришна не помог. Если Кришна для нас всего лишь некая абстракция, некая концепция, которая где-то там находится, то пока у нас все хорошо, мы можем вполне быть удовлетворены своими отношениями с этой концепцией и давать глубокомысленные лекции о своих отношениях с этой концепцией. Но к кому мы побежим, когда станет плохо? Кому мы будем кричать и будем ли мы также счастливы, как обитатели Вриндавана в этот момент? На самом деле Кришна учит нас очень важной вещи. И сейчас я хочу рассказать о внутреннем смысле этой последовательности событий.
Эта последовательность событий, как я уже сказал, является универсальной характеристикой духовной жизни каждого человека. В начале человек не понятно чем занимается. Потом он обретает веру. И вера означает, что он начинает следовать каким-то правилам и ограничениям. Эта вера на санскрите называется шраддха. И вслед за шраддхой идет садху-санга, а после садху-санги бхаджана-крийа, когда человек принимает на себя некие обеты. Он начинает упорядочивать свою жизнь в соответствии с определенными правилами. Но вместе с этим, как я уже сказал, когда он начинает делать это и у него появляется первый успех, первый экстаз, первое счастье оттого, что он делает это, он начинает гордиться. И мы можем видеть, примерно то же самое произошло с обитателями Вриндавана. Обитатели Вриндавана, Кришна им сказал: «Не нужно этим заниматься, всякой чепухой, ерундой. Давайте пойдем вокруг Говардхана». Они обошли вокруг Говардхана и почувствовали экстаз, почувствовали радость, счастье. Потом они наелись, как мы сегодня с вами на воскресном пиру И они почувствовали: «У, духовная жизнь! Хари бол». Но не забывайте, что наступает потом. Потом Индра обрушивает свой гнев, потом начинаются неприятности потом у людей на глаза наворачиваются слезы. И следующим этапом в духовной жизни является анартха-нивритти, когда человек начинает плакать, когда человек начинает сокрушаться и когда человек не понимает, что происходит, почему так, когда анартхи лезут. На самом деле, когда Индра обрушил потоки дождя, жуткие потоки дождя, града, ветер дул страшный, огромные целые колонны воды падали с неба. Летел град и этот град разбивался и этот град покрыл все толстым слоем. Говорится, что коровы замычали жалобно. Быки задрожали, они подняли свои разгневанные головы к небу и пытались грозить этому небу, но град бил немилосердно. Коровы пытались закрывать своих бедных телят. И обитатели Вриндавана помчались к Кришне. И они стали молить Кришну: «Кришна, спаси нас. Неужели Ты не видишь, что происходит? Смотри как мы страдаем». Теперь, это произошло в Индии В Индии обычно в это время очень тепло и там люди не привычные к холоду. Если б это произошло в ноябре, где-нибудь в Москве град какой-нибудь выпал, может мы ты и не так страдали, У нас тут есть дома какие-то с отоплением. У них ничего не было. Они были на голом месте. И тут град бил по ним немилосердно. Градины были величиной с гранат или с яблоко. Эти градины падали оттуда, разбивали, убивали даже. Индра был разгневан не на шутку. И обитатели Вриндавана побежали к Кришне и закричали: «Этот дождь, который обрушился на нас, как анартха, которую мы не можем вырвать из своего сердца. Кави Карнапур объясняет это. И на самом деле в духовной жизни нас ждет такой период, когда вдруг мы столкнемся с проблемами, которых мы сами не сможем преодолеть. Иногда эти проблемы окажутся перед нами как некое внешнее препятствие, а иногда мы будем мучиться оттого, что вожделение будет мучить нас и мы не можем избавиться от него, жадность будет мучить нас, злость, гнев будет мучить нас. Обитатели Вриндавна кричали Кришне: «Кришна, это анартха, анартха. Мы не можем избавиться от нее». Тем самым они показывали, что это некий сценарий, который ожидает каждого из нас. И Кришна, когда услышал это, Он сказал: Не бойтесь. Ничего не бойтесь. От любой анартхи можно избавиться, если повторять…», — что? Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Кришна сказал, что ничего не страшно вам, что эта анартха не большая проблема, чем голод для человека, который только что наелся. Я думаю, что вы очень хорошо понимаете, что Он имеет в виду. Мучит вас сейчас голод? Он сказал: «Не волнуйтесь, Я вас спасу от этого». Но суть в том, что мы должны в этот самый миг обратиться к Кришне. Чтоб в тот самый миг, когда проблемы возникнут у нас, когда мы действительно окажемся в этом положении, мы должны обратиться к Кришне. Тогда как, если мы просто благочестивые ишвары и очень праведные наслаждающиеся, очень праведные люди, которые пытаются наслаждаться с помощью религии здесь, мы наверняка забудем о Боге и мы будем искать кого-то другого. И обитатели Вриндавана, как я уже сказал, они побежали к Кришне. И в этот момент, если мы обращаемся к Кришне и Кришна говорит нам всем: «Я спасу вас», в этот момент начинается настоящая духовная жизнь. В сущности, духовная жизнь начинается не тогда, когда мы следуем правилам и ограничениям. Некоторые люди думают: «Моя духовная жизнь началась, когда я мясо перестал есть, я стал вегетарианцем и таким образом я попаду к Богу». Некоторые люди думают: «Моя духовная жизнь началась, когда я перестал заниматься, страшно сказать, сексом». Но даже этого мало. Я представляю себе, какое возмущение поднимается в сердцах некоторых людей. Но даже этого мало, даже это не является духовной жизнью по-настоящему. Духовная жизнь начинается тогда, кгда человек со слезами на глазах обращается к Кришне и говорит, что: «Я ни на что не способен». После того, как мы следовали всем этим правилам и ограничениям, когда мы воздеваем руки к небу и говорим: «Кришна, несмотря ни на что, несмотря на то, что я пытаюсь так или иначе преодолеть все анартхи, я даже этого не могу сделать. Только с Твоей помощью, только по Твоей милости я смогу достичь чего-то на духовном пути». И только с этих слез начнется духовная жизнь, когда к нашим усилиям прибавится смирение, и когда в этом смирении мы поймем, что нам ничего другого не нужно. Что никакие ритуальные церемонии не спасут нас, никакие обряды не спасут нас.
В тот самый миг начинается духовная жизнь, когда мы понимаем, что нас не спасет никто, кроме кого?
— Кришны.
БВГ: И еще кого? И духовного учителя. Только в тот миг, когда мы это поймем… Как в лилах Господа Чайтаньи была история про брахмачари, который пытался ворваться в Его киртан, который пытался насильно навязать свое присутствие Господу Чайтанье. Господь Чайтанья отчитал его, Он отругал его, Он сказал: «Ты негодяй. Ты думаешь, что с помощью молока ты сможешь попасть в духовный мир». С помощью молока ты сможешь попасть только, может быть, в молочный океан и быть рыбой в молочном океане. Но в духовный мир ты не сможешь попасть. В духовный мир ты сможешь попасть только с помощью бхакти. А бхакти значит жертва, бхакти значит полное самозабвение, бхакти значит, я забываю, в конце концов, даже о мирской морали. Бхакти значит, что ради Кришны я забываю обо всем.
Как в Дамодара-лиле, которая произошла совсем недавно, тоже несколько дней тому назад, есть очень любопытная деталь, на которую, я думаю, вы не обратили внимания. Любопытная деталь заключается в том, что мы знаем, что Яшода пыталась завязать Кришну. И она пыталась связать Его очень долго. Ей приносили веревки, ей подносили услужливо веревку за веревкой, разные разноцветные веревки – хлопковые, джутовые, хлопчатобумажные, канаты большие, толстые, маленькие. Она связывала, связывала, связывала, но веревки не хватало. Не хватало, не хватало, не хватало. Говорится, что длина веревки стала равной расстоянию от Земли до Луны или еще больше, может быть, до Марса, может быть, даже до Юпитера. Все равно она не могла связать. Потому что, как можно связать Кришну?! Кришна какого размера? Шрила Прабхупада сказал, что Кришна среднего размера. (смех). Есть такое определение «medium size». Но хотя Он выглядит, что Он среднего размера, такой карапуз, вполне ограниченный, но на самом деле у Него в животе вся вселенная. Он безграничен, Он больше всего. И поэтому сколько веревок не вяжи, Кришна все равно больше. Потому что мы знаем, что вселенная постоянно расширяется. Хотя бы поэтому. Пока мы связываем веревку, вселенная уже больше стала. Кришна больше вселенной. Кришна есть тот динамический принцип, который постоянно расширяется. Он есть бесконечность. И сколько бы Яшода не связывала все эти веревки, она никак не могла Его связать, все время веревки не хватало. Она ничего не понимала, что происходит и в этот момент веревки кончились. Наступил полный, абсолютный дефицит веревок. Во всем Вриндаване не осталось ни одной веревки. Но Яшода думала: «Он мой сын. Он мой. Я должна Его наказать. Я должна Его связать». И в этот момент она вспомнила, что осталась еще одна веревка, веревка, которая связывала ее волосы. У нее в волосах остался последний шнурок. И она развязала этот последний шнурок. Теперь, сам этот жест очень символичен. Потому что в ведическом обществе женщины, прошу прощение у тех, кто не следует этим принципам ведического общества, не ходят с распущенными волосами. Вернее, ходят, но в этом случае они считаются женщинами легкого поведения. Женщины должны ходить с завязанными волосами, обязательно завязанными, туго перевязанными со шнурком. Когда Яшода распустила свои волосы и привязала последний шнурок, Кришна подумал: «Ну все, теперь придется связаться (смех). Теперь Мне ничего не остается». Потому что, еще раз, единственный способ, так или иначе, обрести милость Бога, это полная, абсолютная искренность нашего сердца. Когда мы делаем последний шаг, который мы, в общем-то, даже не готовы сделать, когда мы все-таки делаем тот шаг, на который мы сейчас не готовы, Кришна видит, что он сделал то, что он не может сделать, то, что совершенно не мыслимо, абсолютно не возможно и тем не менее он сделал это, когда Кришна чувствует это в глубине нашего сердца, что мы сделали этот шаг, в этот момент Он улыбается нам. И в этот момент мир преображается.
На самом деле, это очень важная вещь, потому что, когда мы смотрим на лилы Кришны, мы должны видеть этот переход, очень ясно проявленный там, от мирской праведности к настоящей духовности. Чтобы понять суть духовной жизни и чтобы понять природу преданности Кришне мы должны видеть, где этот переход происходит и мы должны понимать, что в какой-то момент нам это немыслимый переход нужно сделать. Нам нужно будет исполнить это последнее указание Кришны: сарва дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа, нам нужно будет сделать этот шаг в пропасть, когда мы действительно полностью отбросим все дхармы и скажем: «Никто другой меня не сможет защитить». Когда это произойдет я не знаю. У каждого есть свой путь. Каждому человеку Кришна уготовил свой путь, который он должен пройти, но в какой-то момент нам этот страшный шаг нужно будет сделать.
В ведических писаниях есть очень интересный стих, где говорится, каким образом можно избавиться от последствий всех своих грехов: маха патакам нашанам ??? – «все самые страшные грехи человек может уничтожить». И там говорится как. Сейчас я попытаюсь вспомнить этот стих. ахалйа дропади кунти тарамандо дарийатха панча канйа смарет нитйам маха патака нашанам ??? Очень простой стих, его очень легко можно понять. Любой русский человек его легко поймет. Потому что там говорится, что если нитйа смарет – если я постоянно помню. О ком я помню постоянно? Имена Панча-канйа – пяти девушек, пяти женщин. Каких пяти женщин? Ахальи, Драупади, Кунти, Тары и Мандоды. Благодаря этой памяти, благодаря тому, что я постоянно думаю об этих целомудренных женщинах, я могу избавиться от всех своих грехов. Теперь, если мы задумаемся над этим стихом, мы поймем поразительную вещь – все эти женщины имели, мягко говоря, больше, чем одного мужа. У Ахальи кто был муж, кто помнит? Гауттама. Кто ее соблазнил? Он самый, тот же самый Индра; пришел в виде петуха, потом в виде кота, потом в виде ее мужа и соблазнил. Это первая праведная женщина, у которой был ее муж и ее соблазнил Индра. Вторая праведная женщина кто? Драупади. Сколько у нее мужей было? Пять. Хорошо. Теперь, следующая праведная женщина это кто? Кунти. Унее сколько мужей было? Не сосчитать, разные гипотезы есть (смеется). У нее был ее собственный муж. Как его звали? Панду. У нее был первый, кто пришел к ней, Сурья, бог Солнца. Потом кто к ней пришел? Потом к ней пришел Индра, потом к ней пришел Ваю. Ваю, потом Индра, потом Ашвини Кумары. Сколько получилось? Шесть. Дальше Тара. Тара чья жена была? Была женой Сугривы и Бали. Сначала она была женой Бали, Потом Бали убили и Сугрива ее взял себе. Рамачандра убил Бали и она стала женой Сугривы. Праведные женщины, правильно? Мандодари. Про Мандодари говорить не нужно. У нее был муж Равана, демон. Правда, у нее не было других мужей, но все равно, она не из очень благородного семейства. Пять женщин с сомнительной репутацией. Но при этом в Ведах говорится: «Если вы помните об этих пяти женщинах, вы можете избавиться от всех грехов»
Кто может объяснить мне смысл этого стиха?
— ()
БВГ: Спасибо большое, Враджарену прабху, ты спас меня. Враджарену прабху дал интерпретацию этому стиху, которая означает, что материальная мораль ничего не значит. Что, в конце концов, человек в своих духовных поисках должен пойти выше, что истинная верность и целомудрие по отношению к Богу не определяется какими-то дурацкими мирскими критериями. Что на самом деле духовный путь глубже и труднее, чем может показаться на первый взгляд. И что, в конце концов, мы, как преданные, с вами должны смотреть в эту глубь. И что в какой-то момент Кришна захочет, чтоб мы с поверхностных, благочестивых ишвар и пуруш превратились в настоящих преданных. Для этого Кришна устраивает испытания, для этого Кришна посылает беды и для этого Кришна делает все эти вещи, чтобы в конце концов у нас в сердце появилась искренность. И пять тысяч лет тому назад обитатели Вриндавана оказались именно в таком положении, они оказались в этом ужасном, страшном положении. И Кришна посмотрел на них и сказал: «Не бойтесь ничего, Я вас спасу. Я вас защищу. Я обещал это, Я это сделаю». Он подбежал к холму Говардхан, Он подошел к нему и, играючи, одной рукой поднял его. И страшный гром раздался, треск, грохот, Индра бушевал. Кришна закричал: «Идите сюда, идите сюда. Тут хорошо». И обитатели Вриндавана сгрудились под этим холмом. Холм от восторга набух, набряк, расширился, стал огромным. Кришна держал его. Пори этом обитатели Вриндавана смотрели на Него и думали: «Что с Ним происходит? Он маленький мальчик! Он держит эту гору!. Страшный вес этой горы!». А Кришна закричал: «Не бойтесь, не бойтесь. Я ж вам сказал, что он живой. Он сам летает. Я просто делаю вид, что я держу, на всякий случай. Все будет хорошо». И обитатели Вриндавана в этот момент они смотрели на Кришну. Иногда в тот самый миг, когда мы предаемся Богу, именно в этот миг происходит самое важное событие в нашей жизни. Кришна, вдруг, совершает чудо. Он говорит: «Идите сюда. Идите под кров Моих лотосных стоп, Я защищу вас». И Кришна стоял там. Обитатели Вриндавана сгрудились вокруг Него. Яшода подбежала и стала кричать: «Сынок мой, что с Тобой? Я тебе говорила, Ты не можешь язык Свой контролировать. Все время Тебя ругала. Кто Тебя за язык тянул? Зачем Ты остановил эту Индра-ягью. Делали мы Индра-ягью и все было у нас хорошо. Кто Тебя за язык тянул?». Мадху Мангал был рядом с Кришной, он стал защищать Кришну. Он стал ругаться на Яшоду. Он стал говорить: «Ты чего Индру защищаешь? Этому, что ли, негодяю нужно еще ягьи проводить! Ты посмотри, что он с нами делает! Смотри какой град, вообще, кидает. Правильно Кришна сказал. Кришна прав, не нужно никакому Индре никаких ягьий делать». Яшода разозлилась страшно. Она стала говорить: «Ты что говоришь такое, Мадху Мангал? Бато, ты что такое говоришь?! Ты смотри мой сын дрожит, у Него рука дрожит». Мадху Мангал сказал: «Да какая у Него рука дрожит? Чего ей дрожать этой руке. Своими мантрами я держу этот холм. (смех) Я знаю секретные мантры. С помощью этих секретных мантр не то что этот холм, все, что угодно, может подняться на небо. Сейчас прочитаю, увидишь». Она говорит: «А почему у Него рука дрожит? Посмотри. Даже если холм летает, Он то руку держит. Просто так держать руку так долго тоже тяжело». Кришна стал говорить: «Да нет, ты что, мама, не тяжело. Я тут просто сижу, играю». И Он взял правой рукой флейту и стал на флейте играть, чтоб показать. Яшода сказала: «Я поверю, что Тебе легко, только тогда, когда Ты отпустишь Говардхан, а Сам полежишь немножко. Полежи, я Тебе помассирую Твою руку. Только в этом случае» Бато закричал: «Уйди отсюда, не мешай. Ты что пришла? Мешаешь тут, вообще не понятно, что говоришь. Иди отсюда, иди. Мы тут играем». Яшода обиделась страшно. Она обиделась, ушла, заплакала. Потом не выдержала, прибежала с какими-то пирогами, тортами, еще что-то и стала говорить: «Кришна, дорогой, у Тебя живот впал (смех)». И она показывала Бато и стала говорить: «Ты смотри, Он вспотел весь». Бато говорит: «Знаем мы, чего Он вспотел. Он от экстаза вспотел. Потому что, смотри, кто там стоит. Он вспотел не оттого, что он держит. А оттого, что Он смотрит не туда, куда нужно, туда, куда Ему нельзя смотреть. Он поэтому вспотел». Яшода принесла Ему куски пирога. И когда она принесла куски пирога, Мадху Мангал сказал: «Ну, вот это уже дело. (смех) Вот тут ты уже правильно. Это давай, пожалуйста, давай. Он мой друг, Он со мной поделится». Семь дней для обитателей Вриндавана пролетели как семь минут. Они семь дней радовались, семь дней они были счастливы. Индра думал, что он их вс6ех уничтожит. Индра думал, что он причинит неприятности. А они сидели и радовались. Как мы с вами сейчас. Тоже, вроде бы, нам сейчас горевать надо, а мы сидим и радуемся, торты какие-то едим, не понятно что. Но на самом деле так ведут себя преданные. Кави Карнапур пишет, что для Индры эти семь дней были как семь веков пыток. Семь дней его раздирала зависть, его раздирал гнев, семь дней его раздирало вожделение, семь дней он хотел уничтожить. Семь дней от своей злости он не находил себе места, семь дней он орал на облака и говорил, что: «Мало воды таскаете». А обитатели Вриндавана сидели под этим холмом и для них дождь так слегка стучал и делал уютнее атмосферу. Знаете, как иногда, когда дождь идет, так уютно внутри, хорошо становится. И этот дождик для них только как журчание водопада был. Водопад журчит, успокаивает. И Кришна стоит в центре и все вокруг. Ачарьи пишут, что это лила, в которой Кришна дарил Себя щедро так, как Он не дарил Себя ни в какой другой лиле. Брахманы, которые относились к Кришне нейтрально, были с Ним в шанта-расе, они пребывали в таком удивлении, в каком они никогда не пребывали. Суть шанта-расы это изумление. Они сидели и смотрели с вытаращенными глазами и думали: «Ну и ну». Слуги Кришна Патрака и Рактака они бегали и приносили Ему воду, они гладили Его, они массировали Его. Его друзья, такие как Мадху Мангал, они шутили с Ним, они все время играли, разговаривали какими-то шуточками. Мадху Мангал говорил: «Эй, Кришна, Говинда, Ты чего тут стоишь? Не стой. Вот у меня тут палка есть, давай я палкой своей подержу этот холм. Ты пока отдохни». И Кришна начинал смеяться. И когда Он начинал смеяться, холм начинал дрожать. И Мадху Мангал кричал: «Ты чего смеешься? Сейчас этот холм обрушится» (смех). Кришна брал Свою флейту и начинал играть на этой Своей флейте. И когда Он начинал играть на флейте, Мадху Мангал кричал: «Ты с ума сошел! Перестань играть. Потому что, когда Ты играешь, камни начинают плавиться. Сейчас этот Говардхан расплавится и упадет на нас на всех лавой расплавленной. Перестань играть». А другой мальчик, который стоял рядом, Арджуна, он говорил: «Не, не, не, ничего. Говардхан владеет своими чувствами. Он сначала расплавится, но потом быстро в себя придет. Поэтому все будет в порядке, не волнуйтесь». Семь дней они шутили, семь дней они смеялись, семь дней Кришна смотрел на Шримати Радхарани. Шримати Радхарани смотрела на Него. И в конце концов Мадху Мангал заметил это и Мадху Мангал сказал: «Ты чего туда смотришь. Мы все думали, что Ты на нас смотришь, а Ты только туда смотришь». Кришна сказал: «Что Я могу сделать? Я Ее люблю больше всего». Мадху Мангал сказал: «Ни за что не поверю. Ты предашь нас ради Нее?»
Ну, так или иначе, семь дней они замечательно проводили время. Семь дней все остальные, кто пытался причинить им зло, злились и выходили из себя. И, в конце концов, у этой истории был счастливый конец. Но, как я уже сказал, еще раз, эта история описывает нашу духовную жизнь. Это история, которая помогает нам понять, что духовная жизнь, хотя она на самом деле исполнена счастья, внешне может показаться не такой уж счастливой. Но если человек идет по пути этой духовной жизни не сворачивая ни куда, то он достигает настоящей цели. А какая настоящая цель любого человека? Какая цель?
— Счастье.
БВГ: Счастье. Кто хочет быть счастливым? Кто хочет быть счастливым, громко скажите «Харибол».
— Харибол.
БВГ: Я думаю, что Индра услышал этот крик у себя на райских планетах. Можно быть счастливым без Кришны?
— Нет.
БВГ: Если у нас есть надежда на то, что мы можем быть счастливыми без Кришны, это что значит?
— Майа.
БВГ: Хуже, чем майа. Если б просто майа! Если у нас есть надежда, что мы можем быть счастливыми без Кришны, это означает что? Это надежда так или иначе стать богом самому, надежда на то, что мы можем быть самыми удачливыми, что мы маха бахо – самые удачливые в этом мире, это надежда на то, что мы, это наша собственная гордыня с вами. И до тех пор, пока эта надежда есть у нас, мы не сможем обрести чего? Кришну. И когда Кришна останавливает эту Индра-ягью, когда Кришна говорит: «Перестаньте быть просто материально праведными», Он говорит перестаньте надеяться на материальное счастье даже с помощью праведности. Единственное счастье может быть, когда у нас есть кто?
— Кришна.
БВГ: Пожалуйста, если вы верите в это, если вы знаете это, если вы уверены в этом, поднимите руки и громко закричите «Харибол».
— Харибол.
БВГ: Еще раз.
— Харибол.
БВГ: Еще раз.
— Харибол.
БВГ: Стали счастливее? Потому что на самом деле, давайте громко вместе скажем это: «Человек может быть счастлив только с Кришной». Я могу быть счастлив только …
— с Кришной.
БВГ: Я никогда не буду счастлив без…
— Кришны.
БВГ: Но для того, чтобы я стал счастливым с Кришной, для того, чтобы я мог обрести счастье Кришны, для того, чтобы я почувствовал, чтобы Кришна стал реальностью, еще раз, я должен буду сделать жертву, я должен буду пойти на жертву. И в какой-то момент Кришна заставит меня плакать. В какой-то момент Кришна сделает так, что я заплачу со слезами на глазах. И эти слезы будут самым большим счастьем в моей жизни. Поэтому, давайте не будем бояться ни каких трудностей в нашей духовной жизни, давайте не будем бояться ни каких препятствий в нашей жизни. Мы сможем все препятствия преодолеть, потому что с нами кто?
— Кришна.
БВГ: Но Кришна будет с нами только тогда, когда мы будем действительно хотеть этого искренне, когда мы будем уверены в этом и когда мы до конца поймем, что ничего другого нет, что все остальное просто мир мертвой материи, в котором человек не может быть счастлив никогда. Счастлив я могу быть только с кем?
— С Кришной.
БВГ: И поэтому я должен повторять что?
— Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.
БВГ: Чего бы это мне ни стоило, что бы я ни должен был преодолеть. И в этом основной смысл Говардхана-лилы – что в конце концов я смогу быть счастлив и преодолеть все препятствия, но для этого я должен отбросить все остальное и просто предаться Кришне.
Спасибо большое.