Диск 91, л. 8
Аннотация:
Важный вопрос «Почему?». Почему я страдаю? Почему страдал Махараджа Юдхиштхира, будучи безгрешным. О карме и о милости. Никто не может понять замысел Бога. История о том, как Арджуна украл Субхадру. История про Несчастного Ли. Счастье приходит тогда, когда я понимаю, что я – слуга. Важно принять волю Бога. Несчастье может стать сокровищем. Бхакти убирает страдания и карму.
***
Я приехал, чтобы как-то поддержать вас, хотя трагедия, случившаяся здесь, произошла уже месяц назад почти. Только сейчас смог выбраться. Я узнал об этом, будучи в Америке, в Чикаго. Мое первое желание было сдать билеты и приехать сюда. К сожалению, я не смог этого сделать.
Естественно, что я буду говорить о каких-то вещах, связанных со всем случившимся, потому что каждому из нас нужно ответить на вопрос: «Почему?» Самый важный вопрос. Когда ребенок рождается и начинает говорить, и оглядывается вокруг, это первый вопрос, который он задает. Дети мучают своих родителей этими бесконечными вопросами. На самом деле, это самый правильный вопрос «Почему?» И, в сущности, тот факт, что человек или ребенок с самого детства задает себе этот вопрос, означает предназначение человеческой жизни. Человек должен найти ответ на этот вопрос «Почему?»
К сожалению, так бывает с большинством из нас, – родители отмахиваются от нас, они говорят: «Что ты пристал, мы сами не знаем ответа на этот вопрос “Почему?”».
И ребенок в какой-то момент тоже может ??? 0,01,46, и он перестает задаваться этим вопросом, и остаток своей жизни проводит, этот вопрос себе не задавая: «Почему?»
Или иногда, когда случается что-то совсем уж страшное, трагичное, этот вопрос снова всплывает в его уме. Но на самом-то деле мы не должны никогда уставать задавать себе этот вопрос. Потому что до тех пор, пока мы не найдем причину все причин, которая стоит за всеми нашими «Почему?», изначальная причина всего сущего, до тех пор, пока мы с уверенностью не сможем сказать: «Вот она, причина всего, я нашел ее», мы не исполним своего предназначения. У нас не будет удовлетворения. И так как мы не нашли эту причину всех причин, мы не сможем ответить на вопросы: «Для чего, зачем я существую?» Потому что два этих вопроса очень тесно связаны друг с другом. Пока человек идет по этой цепи вопросов: «Почему? Почему? Почему?», чем глубже он познает это, тем ближе он приближается к ответу на последнее «Почему?»
Очень интересно, что люди изобрели науку, но наука, хотя должна по идее отвечать на этот вопрос «Почему?» Почему происходит то, что происходит? В чем причина этого? Очень хитро подменила вопрос «Почему?» на вопрос «Как?» И, в общем-то, если посмотреть на то, каким образом ученые подходят к этому миру, то можно понять, что они считают вопрос «Почему?» ненаучным. Хотя вся наука была создана только для того, чтобы ответить на этот вопрос, который мучит нас с самого детства. Почему? Почему? Почему светит солнце? Почему небо синее? Почему звезды такие, а не другие? В конце концов, почему я живу здесь, на земле?
Но люди, они всякими хитростями пытаются обойти этот вопрос, думая, что ответа на него найти нельзя. Но ответ на него найти можно и нужно. И каждый обязан найти. И главное, что нет готового ответа. Мало взять его где-то из книги. Человек должен найти ответ на этот вопрос в своем сердце. До тех пор, пока он этого не сделает, он не будет до конца счастливым. Ну и, собственно, сегодня мы попытаемся с вами отвечать на этот самый проклятый вопрос «Почему?»
И задаемся этим вопросом не только мы. Испокон веков люди задавали себе этот вопрос. И давали разные ответы на этот вопрос.
Я прочту сегодня один из вариантов ответа на этот вопрос, который содержится в «Шримад-Бхагаватам». В частности, вопрос, который был поставлен, – это очень важный вопрос: «Почему я страдаю?» И я попытаюсь, объясняя кое-что, что написано тут, также пройти немножечко глубже того, что описывается здесь.
Я просто хотел узнать прежде, чем я начну рассказывать, насколько все из вас знакомы с Сознанием Кришны. Есть тут люди совсем новые, посторонние? Немного, но есть. Потому что я буду называть какие-то истории, которые, может быть, вам неизвестны, но ладно, я постараюсь.
Прочитаем 16 стих из Девятой главы «Шримад-Бхагаватам» Первой песни.
на хй асйа кархичид раджан
пуман веда видхитситам
йад виджиджнасайа йукта
мухйанти кавайо ‘пи хи
О царь, никому не постичь замыслов Господа [Шри Кришны]. Даже великие философы пребывают в недоумении, несмотря на свои глубокие исследования.
КОММЕНТАРИЙ: Великий авторитет Бхишма (один из двенадцати авторитетов) категорически отметает сомнительные предположения Махараджи Йудхиштхиры о его греховных поступках в прошлом и последовавших за ними страданиях. Бхишма хотел особо указать Махарадже Йудхиштхире на то, что с незапамятных времен никто, даже такие полубоги, как Брахма и Шива, не могут разгадать плана Господа. Так что же можем знать о нем мы? Бессмысленно даже задаваться вопросами об этом. Даже исчерпывающие философские исследования мудрецов не способны раскрыть план Господа. Самое лучшее – просто беспрекословно повиноваться воле Господа. Страдания Пандавов не были результатом их прошлых поступков. Господу нужно было осуществить Свой план и утвердить царство добродетели, поэтому, чтобы добродетель восторжествовала, Его преданные некоторое время страдали. Бхишмадева, несомненно, был доволен, видя триумф добродетели, и радовался тому, что трон достался царю Йудхиштхире, хотя сам сражался против него. Даже такой великий воин, как Бхишма, не мог выиграть битву на Курукшетре, потому что Господь хотел показать, что зло не может одолеть добро, кто бы ни выступал на стороне зла. Бхишмадева был великим преданным Господа, но по воле Господа он предпочел сражаться против Пандавов, так как Господь хотел показать, что даже такой воин, как Бхишма, не может одержать победу, если он сражается не за правое дело.
Прежде несколько слов предыстории, чтобы понять, о чем идет речь здесь.
Пять тысяч лет тому назад состоялась великая война. Одна из величайших войн в истории человечества, в результате которой погибли миллионы людей. За всего 18 дней были уничтожены миллионы людей. Потоки крови лились. И на одной стороне сражался Кришна вместе со своими друзьями, на другой сражались противники.
Не смотря на то, что силы противников превосходили, победила та сторона, на которой сражался Кришна. К сожалению, победа оказалась роковой. Потому что в результате этой войны осталось всего семь человек с одной стороны и трое человек с другой.
И царь, который затеял эту войну, или ради которого затеяна была эта война, Махараджа Юдхиштхира, после этой войны не мог найти себе места. Он винил себя во всем том, что произошло. Подозревал себя в корыстных замыслах. Он, будучи человеком совестливым, олицетворением религии и справедливости, говорил: «Как такое могло произойти из-за меня? Потоки крови пролились из-за меня. Миллионы людей убиты были из-за меня».
И Кришна, Бог, а Кришна – это воплощение Бога, на этом же поле битвы Курукшетра, перед самой битвой, Он рассказал «Бхагавад-Гиту», где объяснил это. И не просто объяснил, а показал свою вселенскую форму, показал, что Он Бог, пытался объяснить ему, что ты прав. Сам Бог, беседуя с ним, говорил: «Не волнуйся, все хорошо, ничего страшного не произошло».
Юдхиштхира говорил: «Как же так? Что ты хочешь мне сказать? Из-за меня погибли эти люди. Я был причиной их гибели. И ты мне хочешь сказать, что ничего страшного не произошло». Кришна не смог убедить его. Даже сам Бог не смог убедить его.
И тогда он привел его к смертному одру поверженного генерала, который сражался на противоположной стороне, деда Махараджи Юдхиштхиры Бхишмы. И он подумал, что если Бхишма будет убеждать его, тот, кто сражался на противоположной стороне, то тот поверит. И так и произошло. И Бхишма начал свои объяснения с попыток опять же ответить на этот вопрос: «Почему все происходит так, как оно происходит в этом мире?» Изначальный вопрос, который он задал себе, и на который он попытался ответить, заключался в том, почему браться Пандавы, одним из которых был Махараджа Юдхиштхира, страдали не смотря на то, что они были безгрешны? Потому что, как правило, человек становится на какой-то духовный путь для того, чтобы оградить себя от страданий. Правильно? Люди идут в церковь и молятся: «Защити меня!» Люди идут к каким-то святым людям и просят: «Дайте мне благословений, чтобы у меня все было хорошо». А потом ничего хорошего не бывает. Люди думают: «Какой смысл? Какой смысл мне поклоняться Богу?»
Очень часто люди связывают эти два понятия: наши, так или иначе, духовные поиски или попытки поклоняться Богу, изначальной Причине всех причин, и желание оградить себя от несчастий. И, пожалуйста, поднимите руки, кто именно таким образом понимает религию. Не стесняйтесь. Как правило, люди не приходят к религии от хорошей жизни. Пожалуйста, поднимите руки, кто пришел к религии от хорошей жизни. Как правило, причина далеко не самая лучшая. Люди страдают, люди мучаются, люди ищут иногда ответы на какие-то жгучие вопросы, но подталкивает их к этим поискам то, что у них не все в порядке, то, что у них не все благополучно. Именно это заставляет их, в конце концов, одеваться в странные наряды, бить в барабаны, ходя по улицам. Как правило, это происходит оттого, что что-то не так. Есть это ощущение того, что что-то должно быть лучше. И в поисках этой лучшей жизни они приходят к религии.
Но, что самое удивительное, что лучше не становится. Или часто лучше не становится. Или, по крайней мере, не становится на видимом, внешнем плане. И, собственно, вопрос, с которого началась эта беседа умирающего поверженного воина, великого мудреца и авторитета духовной науки, как его называет здесь Шрила Прабхупада, и скорбящего царя Юдхиштхиры, который винит себя во всем, оно началось с этого утверждения. С того, что далеко не все так просто в этой жизни. Что даже если человек безгрешен, с ним все равно будут случаться несчастья. Обычно, и это правильное мнение, люди думают, по крайней мере, хорошие люди думают, люди глубокомысленные, задающиеся какими-то вопросами глубокими, они не понимают, что, в конце концов, мои страдания зависят от меня самого. Что мои собственные грехи, мои неправильные поступки, которые я когда-то совершил, они приводят к тому, что я сейчас страдаю.
В Ведических писаниях очень подробно объясняется этот закон кармы. И закон кармы, в сущности, является законом вселенской справедливости, законом причин и следствий, который утверждает, что ничего случайного в этом мире не происходит. Что случайностей нет. Случайности – это всего лишь навсего непознанная закономерность.
Альберт Эйнштейн, лауреат Нобелевской премии по физике, говорил, что Бог в рулетку не играет. Иначе говоря, что ничего случайного нет. Нет вселенской рулетки и какого-то старика, который думает: «А, сейчас кинем кости и посмотрим, что сейчас выйдет». Есть закономерность, которую мы с вами не можем понять и закон этот, кармы, в сущности, – универсальный закон, который в частных случаях пытаются найти ученые в физике и так далее. Но этот закон в Библии сформулирован очень хорошо: «Что посеешь, то и пожнешь». Если есть какие-то причины, то следствия будут подобны этим причинам. Если я делаю что-то дурное, если я причинял кому-то боль, я могу быть уверенным в том, что эта боль вернется ко мне.
Иногда люди задаются этим вопросом: «За что?» Ответ на этот вопрос: «Поделом». Иногда мы не сразу можем понять, каковы непосредственные поступки, которые привели меня к этим страданиям, но мы можем быть уверенными в том, что все из нас не без греха. Что за всеми из нас тянутся какие-то ужасные поступки, которые мы некогда совершили, боль, которую мы причинили. И главное, что мы находимся в системе, где все связано друг с другом. И любая боль, которую мы причиняем, имеет свойство увеличиваться. Я причинил маленькую боль. Эта маленькая боль разрастается больше, и больше, и больше.
Например, если я кому-нибудь, будучи в плохом настроении, испортил настроение. Естественное человеческое желание: если у меня плохое настроение, то всем другим я тоже должен его испортить. Сорваться на ком-то. Если не на сослуживцах, то на детях и на жене, потому что они самые беззащитные. Для чего, в конце концов, они тут находятся со мной и кровь мою пьют? Чтобы я мог на них отрываться. Но когда человек причиняет маленькую боль, тот человек, которому он причинил боль, причинит боль еще кому-то. И тот, кому он причинит боль, причинит еще кому-то, еще кому-то, еще кому-то. Боль в этой взаимосвязанной системе, в которой мы с вами находимся, имеет свойство амплифицироваться. Потому что так устроен этот мир.
Как известный психологический факт: если ребенку в детстве причиняли боль, если его насиловали или делали с ним какие-то вещи с маленьким, беззащитным существом, то он вырастет и превратится сам в насильника. Он сам будет искать маленьких беззащитных детей и таким образом пытаться скомпенсировать какую-то рану, которую ему нанесли, каким-то образом защититься от нее по очень извращенным психологическим механизмам. В 85% случаев насильник сам становится насильником. Это значит, что изначальный насильник, который первый причинил боль, он будет повинен не только в той боли, которую причинил, но и в боли, которую причинил тот, кому он причинил боль. И к боли, которую причинил тот, кому он причинил боль, и кому он причинил боль. И, в конце концов, все это вернется к нему. Потому что мы все находимся в замкнутой системе.
Я дергаю за какую-то ниточку, так, я дернул за струну. Эта струна, она пошла, пошла, пошла, пошла, пошла, пошла, и, в конце концов, она вернется ко мне, увеличившись или умножившись в этой системе. Таким образом действует закон кармы. Точно так же благо, которое человек приносит, или добро, счастье, которое он приносит, оно тоже возвращается к нему. И тоже нелинейным образом, умноженное в этой сложнейшей системе. И никто до конца не может понять, как это работает, потому что система слишком сложная. Ни у кого нет такого мозга, который сможет все это понять. Дернул тут за струну, что случится из этого?
Все, наверняка, в юности увлекались научной фантастикой. Помню, был рассказ Рэя Бредбери, что ли, про машину времени. Как человек полетел в машине времени куда-то на экскурсию, и бабочку убил. И когда он вернулся, он увидел, что мир изменился полностью. Что диктатор стал во главе этого всего. Потому что бабочка была убита. Эта бабочка привела через множество причинно-следственных связей к каким-то очень серьезным изменениям тут. И поэтому первый вопрос, первый ответ, который напрашивается на этот вопрос: «Почему я страдаю?» – «Потому что такова моя карма». Потому что я совершил что-то, в результате чего я буду страдать. И это хороший ответ. Но, к сожалению, это ответ не исчерпывающий. Это ответ, который мы должны очень хорошо знать и очень хорошо понимать: что нет из нас никого, кто мог бы про себя с полной определенностью сказать: «Мне незачем страдать».
Вчера по дороге сюда мы остановились перед Павелецким вокзалом в Москве, и я наблюдал за людьми, которые шли. Там шел поток людей, и я смотрел на них. И Москва – страшный город. Вам, на самом деле, повезло, что вы живете в Липецке. Липецк гораздо лучше. Как только закончу все дела в Москве, переселюсь в Липецк. (аплодисменты). Может быть, (смех) или еще куда-нибудь дальше. Потому что эта коллективная карма, накопившаяся в Москве, прессинг, давление, она отпечатывается на людях. Можно видеть эту печать тяжелой кармы, тяжелейшей кармы. Казалось бы, лето, солнце светит, тепло, люди должны быть счастливы. Люди идут сплошным потоком по этим улицам, и они приехали туда за счастьем.
Москва – это рай по представлению большинства людей. Но в этом раю почему-то нет счастливых людей. Потому что опять же люди в поисках счастья, или с желанием найти счастье, не задумываются над тем, какими средствами они его достигают. Что они делают ради того, чтобы, так сказать, найти счастье. Тогда как, на самом деле, человек не может быть счастлив ценой чужой боли. Человек не может стать счастлив ценой чьих-то страданий, или ценой обмана, или еще чего-то. Это невозможно в принципе. И, как минимум, эту веру человек должен иметь. Эта минимальная вера, она, на самом деле, не такая уж большая, может оградить нас от больших неприятностей. Мы должны быть в высшей степени осторожны и аккуратны, понимая, что все то, что мы делаем, не просто так. И все то, что мы делаем, имеет какие-то последствия. И все это придет, в этой жизни или в следующей жизни.
Наверняка, многие из вас слышали об астрологии и знают, даже, по-моему, сюда приезжали какие-то астрологи, объясняли все это. Ну, в общем, все это записано в нашей карме. Планета расположена определенным образом, и в какой-то момент Марс выступает на сцену. Сегодня, пытаясь понять, что произошло здесь, посмотрел, и убедился, что где-то вот в это время в середине мая Марс вступил в созвездие Овна. Когда Марс вступает в созвездие Овна, ничего хорошего ожидать не приходится. Потому что Марс проявляет свою воинственную силу в полной мере. Это то, каким образом человек может понять или ответить на этот вопрос: «Почему страдания приходят ко мне?» Карма – что-то, что я уже совершил. Что-то, что, так или иначе, записано в узоре моей судьбы. Иногда люди называют это провидением.
Но еще раз: карма – это неполный ответ на вопрос, потому что карма не объясняет всего. На карму можно все списать. Иногда люди под влиянием этих представлений о том, что все предопределено, становятся фаталистами: карма, что поделаешь. Ничего не сделаешь, у меня Меркурий дебилитирован, поэтому я тоже дебилитирован. Люди пытаются, опять же, оправдать себя, иногда, за счет, так сказать, этого оправдания кармы. Что тут сделаешь? Ничего не сделаешь. Но нужно понимать, что даже карма не есть конечная причина всех причин и не есть исчерпывающее объяснение.
Ведическая астрология создана тысячи лет тому назад, и автором Ведической астрологии является Парашара Муни, отец Вьясадевы. Вьясадева написал большую часть Ведических писаний. Он жил пять тысяч лет тому назад. Его отец Парашара Муни написал Брихад-парашара-хора-шастры, где он изложил сложнейшую уникальную филигранную науку. Поразительно! Читаешь это и думаешь: «Господи, Боже мой!» Мы привыкли с вами иногда считать, что 5 тысяч лет назад на земле люди за мамонтами гонялись. Жили примитивные люди в шкурах, и с дротиками с каменными наконечниками, и с диким гиканьем гонялись за мамонтами. Нет. Люди отвечали на самые сложные вопросы бытия и пытались понять сложнейшие причинно-следственные связи, в том числе то, каким образом тончайшие силы природы влияют на узор моей собственной жизни. И более того, разработали уникальные предсказательные техники, которые позволяют очень многое понять нам в своей жизни.
Но Парашара начинает свой трактат «Брихад-парашара-хора-шастру», свой трактат о предсказательной астрологии, астрологии, с помощью которой я могу предсказать точнейшим образом какие-то события моей судьбы, или, по крайней мере, вероятность событий в жизни, с того, что он говорит: «Я поклоняюсь Верховному Господу, который принял форму девяти планет, влияющих на жизнь каждого человека». Он говорит, что, в сущности, не планеты влияют на нашу жизнь, и даже не карма, которая отразилась в виде этих планет, встающих в ту или иную конфигурацию в нашем гороскопе, а Кришна, Бог, стоящий за всем этим. Потому что, в конце концов, он есть причина всех причин.
И здесь, в ответе на этот вопрос, Бхишмадев говорит Пандавам, что если бы все сводилось только к карме, то почему вы страдаете? У вас кармы нет. В соответствии с Ведическими писаниями карма перестает действовать на людей, которые предались Кришне. Карма распространяется на всех. Закон кармы неумолим. Он действует на всех без исключения. Но есть одно исключение. Если человек принял полностью покровительство Бога, и пытается в своих отношениях с Богом так или иначе реализовать свою внутреннюю природу и предназначение, карма на него не распространяется. Последний стих «Бхагавад-Гиты» очень четко говорит об этом:
сарва-дхарман паритйаджйа
мам экам шаранам враджа
ахам твам сарва-папебхйо
мокшайишйами ма шучах
Б.-г., 18.66
Кришна говорит: «Предайся мне, и тебе не нужно ничего бояться. Никакие твои грехи на тебя больше воздействовать не будут. Никакие твои прошлые поступки, они перестанут иметь силу над тобой. Что бы я ни совершил», – это очень важно, это на самом деле, иногда люди, когда читают этот стих, они думают: «Это оправдание религиозного фанатизма. Дескать, предайся, и все. За тобой не будет никаких больше грехов». Но, на самом деле, это способ выйти из заколдованного круга кармы. Кришна не просто говорит о том, что есть карма. Иногда люди, как только пытаются понять закон кармы, становятся пессимистами или фаталистами, потому что кажется, что если однажды попал в ловушку кармы, я не смогу вырваться из нее. Но Кришна говорит: «Есть способ вырваться из нее». Можно полностью перечеркнуть всю карму. Иначе карма только накапливается. Карма – как снежный ком: я совершил один маленький поступок, он пошел, пошел, пошел, пошел, покатился, покатился, покатился, и потом я буду сидеть, оглядываться и думать: «Откуда на меня все это валится?»
Если бы не было спасительной милости, если бы в эту систему причинно-следственной связи не был встроен механизм спасительной милости, избавляющий человека от всех последствий, то система не имела бы никакого смысла. Это как если представить себе систему наказаний. Система наказаний, существующая в этом мире: тюрьмы, преступления, – избавляют они человека от склонности к преступлению? Уменьшают они количество преступников? Увеличивают. Человек совершил маленькое преступление, попал в тюрьму, он выходит оттуда более закоренелым преступником, чем он был до этого. Потом он еще раз попадает в тюрьму, еще раз проходит там хорошую школу, и он становится зол на весь свет, ему хочется мстить снова, и снова, и снова. Как правило, тюрьмы не исправляют никого, правильно? Точно также карма. Карма, сама по себе, никого ни от чего не избавляет. Человек совершает какой-то нехороший поступок, к нему приходят последствия. Задумывается ли он над тем, что он сам в этом виноват? Нет. У него появляются, наоборот, злость и отторжение от всего этого. И он становится еще хуже, еще хуже, еще хуже.
Иногда люди говорят, что страдания очищают. Есть даже такая философия, или теория, что страдания очищают. Очищают страдания? Далеко не всегда. Иногда очищают, иногда нет. Иногда, наоборот, загрязняют. Человек, который мучился много в своей жизни, обязательно он хороший? Да не, не обязательно, чаще всего ужасный совершенно. Лучше к нему близко не приближаться, потому что он нас будет мучить, чтобы отомстить как-то. Чаще всего в человеке работает механизм мести. Когда что-то с ним не то случается, он начинает мстить. Но Кришна говорит, что карма сама по себе, все эти системы, все эти исправительные, так сказать, учреждения, были бы бессмысленны, если бы внутри не было механизма спасительной милости. И поэтому Кришна говорит: «Да, есть милость. Если человек предается мне, если человек раскаивается, если человек говорит: «Все, хватит, я понял, что виноват только я, что мне надоело указывать пальцем на всех остальных».
На самом деле, недалекие люди, когда с ними случается что-то дурное, они пытаются показывать пальцем на других: ты виноват, он виноват, он виноват, они виноваты, она виновата. Путин виноват, еще кто-то виноват. Они забывают, что, когда я на кого-то указываю, то один палец показывает туда, а три пальца куда показывают? – Три пальца показывают на того, кто по-настоящему виноват. И когда человек понимает: я виноват, мне не надо искать виноватых, нет смысла искать виноватых, нет смысла обижаться на весь мир, и копить яд, который я потом рано или поздно буду выплескивать на других. Вместо этого мне нужно раскаяться. В этот момент на человека нисходит милость. И Кришна говорит: Сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа ахам твам сарва-папебхйо мокшайишйами ма шучах. Не бойся ничего. Если ты предашься мне и поймешь, что я стою за всем этим, то тебе нечего бояться. Тебе не нужно ничего бояться. В конце концов, никакие твои грехи не смогут коснуться тебя.
И поэтому Бхишма, смотря на Юдхиштхиру, который подошел к нему, говорит: «Как ты смеешь думать, что все это произошло из-за тебя? Нет, ты безгрешен, потому что ты предался Кришне. Ты Его друг. Кришна сражался за тебя. Он на твоей стороне. Сам Бог на твоей стороне». Так? Все равно остается вопрос: «А почему я тогда страдал? Почему?» И ответ на этот вопрос, на самом деле, воодушевляющий. На первый взгляд, он может показаться немного обескураживающим. Но это только для слабых людей. Для сильных людей он очень сильно воодушевляющий. Мы страдаем даже когда мы предались, даже когда внутри случилось это чудо предания или подчинения воле Кришны, воле Бога. Когда человек понял, что есть некая высшая воля, которая стоит за всем, и что моя задача – принять эту высшую волю, даже в этом случае страдания могут оставаться. Потому что такова Высшая Воля. Потому что сам Кришна говорит в «Бхагавад-Гите», что этот мир, он предназначен не для наслаждения. Этот мир устроен так, таков закон этого мира. Тут невозможно ничего поменять. Кришна объясняет: ??? 0,36,48
Дукхалайм буквально значит, алайн значит дол, а дукха значит несчастье. Буквально это можно перевести как «камера пыток». Иначе говоря, если в этом мире случаются несчастья, это значит, что все в порядке. Если в этом мире что-то хорошее случается, значит, что что-то не так происходит. Что-то идет не так, как оно должно идти. Этот мир, к сожалению, не предназначен для того, чтобы быть счастливым. Сейчас занимаюсь изучением этой удивительной совершенно науки Ведической астрологии. И когда изучаешь ее, понимаешь, что везде, кто бы ты ни был. Если мы возьмем гороскопы, или судьбы, и посмотрим на судьбы великих святых, мы увидим: они тоже страдали. Даже великие святые, самые безгрешные люди, которые, казалось бы, вся свою жизнь посвятили людям, даже они страдают. Качество страданий при этом другое, в этом разница. Их страдания приносят им счастье. И об этом мне хотелось поговорить, потому что их страдания совершаются или происходят на другом уровне. До тех пор, пока я буду думать, и в этом разница, между обычным человеком, и человеком, который действительно по-настоящему понимает духовную науку. Обычный человек все время думает: я родился сюда для того, чтобы быть счастливым. И пытаюсь найти счастье, но найти счастье материально понимаемое. Да, мы родились сюда для того, чтобы быть счастливым. Счастье – это наше право. Но что значит это счастье? Счастье – это мои отношения с Богом. Когда я принимаю Его во всем Его многообразии, во всем Его противоречии, я становлюсь счастливым. Что бы со мной ни случалось, в конечном счете, что я должен принять? Я должен принять то, что воля Бога непостижима. Никто не может понять Бога. Бог поступает самым нелогичным образом. Некоторые люди думают: что ж такое вообще? Что такое? Я думаю, что Бог, вот Он, все про Него понятно: свечку ему поставил, Он тебе тоже десять свечек дал. Чтобы все по-честному было. Но Бог, Он на то и Бог, чтобы приносить благо, но далеко не так, как нам хочется. В конце концов, что нам нужно понять? Нам нужно понять то, что есть воля Бога и то, что я должен подчиниться этой Воле. И воля Бога… и смысл этого стиха – в том, что никто не может замысел Бога понять, никто, даже великие мудрецы. Ломать голову над этим мы должны. Задавать себе вопрос: «Почему это происходит?», мы обязаны. Почему, в чем причина? Что, какой урок я должен из этого извлечь? Да, понять мы никогда не сможем до конца. Но быть уверенным в том, что, в конце концов, все это принесет нам благо, мы должны.
В «Махабхарате» есть замечательная история, которая объясняет, как невозможно понять замысел Бога. Более того, этот мир устроен так, чтобы, опять же, чтобы нам не так обидно было, я понимаю, что это утверждение о том, что в этом мире все страдают, оно очень… Оно, с одной стороны, успокаивает нас, потому что объясняет, что не я один такой урод, но, с другой стороны, обидно, обидно, на Бога обидно. Потому что что же Он такое устроил? Зачем Он устроил этот мир, где все страдают?
Чтобы нам не так обидно было, Он сам сюда приходит и сам здесь страдает. Когда Кришна сюда пришел, и тут можно дать волю своей зависти. Он тоже страдал все время. Кришна, Его жизнь не была усыпана розами. Так? Он родился в тюрьме. Кто из вас в тюрьме родился? Вам больше повезло, чем Ему. Его с Его родителями разлучили, когда Ему один час от роду было, Его перенесли в другое место. Он даже с родителями своими толком не жил. И потом одни несчастья за другими сыпались. Он приходит, говорит: «Не волнуйтесь, все страдают». И суть в том, еще раз, и это очень важная вещь: суть в том, что мы должны очень хорошо понять: во-первых, то, что этот мир предназначен не для того, чтобы наслаждаться здесь, не для того, чтобы просто быть счастливым. Тут никто не счастлив, нет ни одного человека. Я многих людей знаю: богатых, бедных, умных, глупых, – все несчастны.
Может быть, самые глупые – самые счастливые. Просто потому, что они до конца не понимают. Но, в конечном счете, все, так или иначе, страдают. Как англичане говорят: «У каждого скелет есть в шкафу». Откроешь шкаф – там скелет. Но смысл жизни этой – в том, чтобы, с одной стороны, понять непостижимость замыслов Бога, а, с другой стороны, принять их. И вместе с этим принятием в сердце обрести счастье.
Замысел Бога никто не может понять, даже Его Баларам, Его ближайшая экспансия, он не может понять Его замысел. В «Махабхарате» есть история смешная на этот счет. Я расскажу историю немножко, чтобы потом мы поняли, какое это имеет отношение к нам все-таки. О том, как даже величайшие личности, величайшие мудрецы, величайшие святые, величайшие мистики, йоги, они не могут понять замысла Господа.
Описывается история о том, как Кришна хотел, чтобы его друг Арджуна женился на его сестре Субхадре. И Он сказал: «Арджуна, если ты просто так придешь, тебе не разрешат на ней жениться. Поэтому я устрою, ты ее умыкнешь». Что он сделал для этого? Он сказал: «Арджуна, оденься в одежды санньяси, притворись, что ты садху, санньяси. Арджуна переоделся, он стал входить во дворец, обедать. Субхадра, молодая девушка ему прислуживала, и смотрела: как красивый санньяси, мускулы. Она на него смотрела. Он на нее смотрел, и, в конце концов, они там договорились, пока она его кормила, он посадил ее на колесницу, и умыкнул. Баларам, ближайшая экспансия, непосредственное проявление альтер эго самого Кришны, полный гнева: «Что такое? Что происходит? Наша честь задета, нашу сестру умыкнули». Он пошел сражаться.
Тем временем Арджуна дал поводья Субхадре, с ним сражались ее родственники, а она сама правила лошадьми, давая им понять, что вы меня не защищайте, я сама себя могу защитить. Это мой собственный выбор. В конце концов, Баларам, которому должны были, по крайней мере, ему должны были быть известны замыслы Кришны, это его родной брат, его второе Я, он неотличим от самого Бога, это сам Бог, только несколько в другой форме. Вот он понимает, что Кришны самого нету там. Он-то что не сражается? Он останавливает всю эту битву, идет к нему и говорит: «Чего ты не сражаешься?» А он говорит: «А что сражаться? Зачем сражаться?» «Ну как? Нас оскорбили». «Нас не оскорбили. Нам честь большую оказали. Арджуна украл нашу сестру». Там беседа какая-то.
Я не хочу сейчас углубляться в детали, тем более, что детали могут быть непонятны всем, там много смешных деталей. Но смысл, еще раз, в том этой истории, что никто не может понять замысла Бога. И более того, Бог настолько непостижим, Он сознательно непостижим. Замысел Его до конца мы никогда не сможем понять. Почему происходит то, что происходит, никто никогда понять не сможет. Но что мы можем понять во всем этом, осознавая непостижимость его замысла, мы можем понять одну простую вещь, которая будет универсальным рецептом, которая сможет сделать нас счастливыми во всех обстоятельствах нашей жизни. Люди в этой жизни ищут панацею. Всегда ищут какого-то одного средства, которое от всех бед их избавит. Сколько этих панацей уже было? Там очередное лекарство какое-то, очередная лапша на уши, которая сможет нас от всех наших проблем избавить.
Панацея есть. Есть одно средство, которое все проблемы в нашей жизни может решить. Есть. Кто хочет узнать это средство? Есть, это одно-единственное средство: понять глубоко в сердце, принять в сердце, что я всегда являюсь слугой Бога. Что бы ни произошло. Это решение далеко не такое простое, не такое тривиальное, но оно универсальное, если человек это понимает. Если я внутри, глубоко внутри себя понял, что я слуга, и во всех обстоятельствах своей жизни веду себя, исходя из этого положения, я перестану страдать. Если я в семейной жизни стану слугой. Почему люди ссорятся? Почему муж ссорится с женой, жена ссорится с мужем? Знаете, почему? Потому что каждый главным хочет быть. Потому что каждый хочет доминировать над другим. Потому что каждый считает себя господином. Если бы каждый считал себя слугой, то ссорились бы они? Да нет, чего ссориться? Если я слуга, я должен служить, и возможность для этого у меня всегда есть. Возможность быть господином у меня есть не всегда, и, по большей части, ее нету. Правильно? Возможность служить у меня есть всегда. Если я пойму, что это моя природа, и буду действовать, исходя из этой природы во всех ситуациях своей жизни, я сразу же стану счастливым. Потому что слуга – значит, я принял, я принял свое положение. Почему я становлюсь счастливым? Потому что это отвечает моей внутренней сути. Все мои проблемы сейчас заключаются в том, что я пытаюсь отвергнуть эту простую истину. В разных формах, в разных видах, психологически разными способами, с помощью всевозможных каких-то интриг, которые я устраиваю, я так или иначе пытаюсь доказать всему миру, что весь мир должен посвятить себя тому, чтобы сделать меня счастливым. Правильно, заметили, да? И если мир, по какой-то странной ошибке или недоразумению не посвящает себя этой самой достойной и почетной цели, и не стремится к тому, чтобы сделать меня счастливым, я возмущаюсь этому. Мы все обижаемся на этот мир потому, что мы серьезно, искренне, совершенно искренне внутри уверены, что в этом суть мироздания. Весь мир должен делать меня счастливым. А он почему-то этого не делает. Каждый человек пытается раскрутить мир вокруг самого себя. Пытается поставить себя в центре и заставить все остальное, и ему приходится прилагать титанические усилия. Представляете себе: такая большая земля, и вот я, и мне нужно ее заставить крутиться вокруг меня. Сложно! И я стараюсь, стараюсь, стараюсь, стараюсь, стараюсь, ничего не получается. В конце концов, я расстраиваюсь и обижаюсь на весь мир, и говорю: «Значит, я сам ??? 0,49,47.
В начале каждый человек считает себя самым большим героем, потом человек считает: «О, я так красиво страдал. Я жертва, а!» Это глупость человеческая. И человеческая глупость, на которую мы тратим всю свою жизнь, заключается именно в том, что я считаю себя не слугой, а господином. Я пытаюсь достичь господства даже в каких-то своих духовных поисках, еще в чем-то. Инстинктивно, если я буду наблюдать за своей психологией тонко внутри в своем сердце, я все время буду делать одну и ту же ошибку.
И поэтому два этих вопроса, первый вопрос, который я задал с самого начала: «Почему я страдаю?», и второй вопрос, который должен на самом деле стоять первым в нашем сознании: «Кто я?», они тесно связаны друг с другом. Человек может понять причину всех своих страданий, если он поймет, кто он на самом деле. Если он научится действовать в соответствии со своей подлинной глубинной внутренней природой. Я всегда слуга. Если я научусь действовать таким образом, если я пойму, что в общем-то я не должен ожидать ничего в этом мире, я просто должен служить, то в тот же миг я стану счастливым.
В «Шримад-Бхагаватам» гениально сформулирован секрет счастья. Каждый человек может стать счастливым в тот самый миг, когда он перестанет хотеть быть счастливым. Пока я хочу быть счастливым, пока я требую этого, пока я так или иначе всю свою жизнь строю на основании этой ложной предпосылки, я буду несчастным. Стоит мне перестать хотеть быть счастливым, я в тот же миг становлюсь счастливым.
Есть замечательная история, китайская, про одного старика, который всю жизнь был несчастным. И он все время был несчастным, и все знали, что он несчастный. Его прозвали Несчастный Ли. И этот Несчастный Ли жил в деревне, он был ужасный совершенно, никто не хотел к нему приближаться, потому что он был несчастным. Он дожил до 80 лет, и в 80 лет, когда ему исполнилось 80 лет, всю деревню облетела странная новость: Ли улыбнулся. Люди сбежались, потому что никто не мог поверить. Никто никогда не видел его улыбающимся. Они сбежались и спросили: «Что с тобой? Почему ты улыбаешься?» И он им сказал: «Я всю свою жизнь был несчастным, я хотел счастья, я жил, жил, жил, жил. В конце концов, я дожил до 80 лет, я понял, что я уже счастливым не стану. Я перестал искать счастье, и я улыбнулся. Я стал счастливым, потому что я стал самим собой. Потому что я просто принял этот мир такой, какой есть. Я принял свое место в этом мире таким, какое оно есть».
Вот он я, от меня здесь мало что зависит. Единственное, что от меня здесь зависит, – это быть самим собой в самом сердце, и в своем сердце стараться служить. Это я могу делать при всех обстоятельствах. Всегда. Никто мне это никогда не помешает. Наоборот, все будут удивляться, что такой человек есть. Они мне начнут помогать в этом. Если я вдруг начну служить, не рассчитывая ни на что, весь мир перевернется, и я стану счастливым.
И, в сущности, все непостижимые события, которые случаются с нами, они предназначены только для того, только для того, чтобы мы поняли, что волю Бога, замысел Бога понять невозможно. Ее нужно просто принять. И когда произойдет это принятие внутри моего сердца, а принять волю Бога, – значит принять то, что я должен служить этой воле. Значит, стать счастливым. Если я принял волю Бога, вот она, непостижимая воля Бога, то есть я понял, что я никогда не смогу понять до конца это. Да, я должен пытаться ее понять, но никогда я не смогу понять это все до конца. То в этот самый момент произойдет чудо: карма перестанет влиять на меня. И да, что-то еще будет происходить со мной, и жизнь не обязательно станет легкой, но жизнь станет счастливой.
Человек, который посвятил себя духовным поискам, его жизнь не становится легче. Наоборот, она становится сложнее. Но его жизнь становится глубже, осмысленней и прекраснее. Она перестает быть просто каким-то механическим ответом на внешние раздражители, она становится приключением, в котором он все яснее и яснее начинает понимать кто он, яснее и яснее начинает понимать свое глубинное предназначение как слуги, и яснее и яснее начинает понимать волю Бога по отношению к нему. А что еще нужно человеку для счастья? Только это. Мы должны понять, что я слуга всегда и везде, и понять, что это значит в каждой из ролей, которые я играю. В этой жизни я играю много ролей: роль мужа, роль отца, роль какого-то человека, занимающего какую-то должность, роль гуру, роль ученика. И в каждой из этих ролей мы будет пытаться инстинктивно совершить подмену. Вместо того чтобы служить, – пытаться властвовать, наслаждаться.
Но нужно выводить себя на это, и быть абсолютно честным, понимая, что есть Бог, есть воля Бога по отношению ко мне. Эта воля Бога проявляется в том, что я должен служить в том месте и в том виде, в каком он мне указал. Вот и все. Но для того, чтобы это случилось… Легко сказать, гораздо труднее провести этот глубинный внутренний анализ в своем сердце, увидеть свои мотивы, понять честно себя, увидеть, чем я руководствуюсь в своей жизни. Но цель стоит того. Если я все-таки это сделаю, и попытаюсь это сделать, попытаюсь понять, что значит быть слугой всегда и везде при всех обстоятельствах, то награда очень высока. Награда – это духовное счастье. Вера, полное доверие к Богу и полное бесстрашие, как в той песне, которую мы с вами пели:
бхаджаху ре мана шри нанда-нандана
абхайа-чаранаравинда ре
дурлабха манава-джанама сат-санге
тарохо э бхава-синдху ре
Песня поэта Говинды даса
Тут говорится: «Ум, поклоняйся сыну Махараджи Нанды, Кришне, Богу. Служи ему, помни о нем, принимай Его боль, и тогда ты сможешь стать счастливым и совершенно бесстрашным. Ты избавишься от всех своих страхов, параной и проблем, потому что ты все время будешь с ним».
Ну вот, немножко я рассказал об этом всем, о том, каким образом человек должен пытаться найти ответ на этот вопрос, как он должен попытаться увидеть присутствие Бога, или волю Бога в своей жизни, и поймать себя на попытке бунта. Мы все бунтари с вами по природе, недаром тут революции случаются одна за другой. Липецк, конечно, не ??? 0,58,37, но количество бунтарей от этого тут меньше не становится. Мы все тут не хотим подчиняться воле Бога. Но если мы поймем, что, в общем-то, это самое достойное и самое благородное решение, которое каждый из нас может принять в своей жизни, то награда будет очень большой. Спасибо большое. Может быть, есть какие-то вопросы?
— Можно вопрос? Вот когда Вы говорили, что карма, она не все решает в нашей жизни, а вот как-то непонятно, какие вот еще моменты решают.
— Бог.
— А еще?
— А еще?! Есть только два элемента: либо я нахожусь под властью кармы, либо я нахожусь под властью Бога. И в том, и в другом случае со мной что-то будет случаться, но результат от этого будет разный. Кришна это объясняет в «Гите», где он говорит: (1,00,08)
само ‘хам сарва-бхутешу
на ме двешйо ‘сти на прийах
йе бхаджанти ту мам бхактйа
майи те тешу чапй ахам
Б.-г., 9.29
Он говорит, что есть закон кармы, и этот закон кармы значит: я отстранился. Когда человек не хочет признавать Бога, он отворачивается от Него, то, соответственно, Бог отвечает ему взаимностью, Он отворачивается от него, и он поручает его попечению безличного закона справедливости. Что такое карма? Карма – это всего лишь навсего вселенский закон справедливости. Что посеешь – то и пожнешь. И это значит, что каждый получает по заслугам. Каждый получает то, что он заслужил, так или иначе. И нам не нужно беспокоиться, не нужно самим слишком сильно переживать, что я что-то недополучил, что я должен ему додать то, что он недополучил. Об этом побеспокоятся другие силы, это закон кармы. И в этом же стихе: сарва-бхутешу на ме двешйо ‘сти на прийах. Я беспристрастно отношусь ко всем живым существам, я никого не ненавижу, ни к кому не питаю зла, я никого не люблю особо, никого не выделяю. Иначе говоря, в первых строках стиха описывается положение людей, которые просто-напросто находятся под властью некоего беспристрастного закона. Если они будут правильно себя вести и в соответствии с законом Бога, они получат счастье, необходимое им. Если они будут нарушать, то они будут несчастны.
Но дальше он говорит: йе бхаджанти ту мам бхактйа майи те тешу чапй ахам. Но если человек поклоняется мне с любовью, то он во Мне, а Я в нем. Я вхожу в его сердце, нахожусь в нем, а он входит в Мое сердце, и находится там. В этом случае, если человек признал существование Бога, он начинает пытаться проявлять какую-то любовь к нему, то тогда Бог выделяет его из всех остальных, и он начинает сам вести его по жизни. Он начинает о нем заботиться. И на это две причины. И говорится, что карма, или узор жизни человека, он может даже не поменяться, но, тем не менее, это качественная вещь.
Как пример, который приводится, если взять шелк. Шелк очень легко горит. Но когда он сгорает, останется пепел, по фактуре точь-в-точь напоминающий саму ткань. Если этот шелк так взять, положить, то потом останется точно такая же, как бы, какая-то там: нитки, и все остальное. То есть как бы узор тот же самый. Но качество другое, – пепел – дунешь на него, и он рассыплется. Точно так же карма у человека: если человек живет обычной жизнью, просто ради самого себя, преследуя некие корыстные цели, пытаясь защитить себя какими-то материальными средствами, то действует его карма.
Так, если человек пытается найти Бога, и поклоняться Богу, любить Бога, проявляет любовь к Нему, исполняет Его волю, то его жизнь может иметь внешне такой же узор. Качественно она будет иной. Карма уже сгорела как эта шелковая ткань. Но она похожа, напоминает, однако никто ее не купит. Такой человек переходит в качественно иную форму бытия. И это реальность, в которой каждый может убедиться. Есть только два этих фактора.
Или есть иногда некая комбинация, когда я, с одной стороны, хотел бы в рай, да грехи не пускают. Я чуть-чуть и туда хочу, но и здесь тоже, в общем-то, интересно еще. Тогда, соответственно, в нашей жизни будут действовать две этих силы. И в зависимости от того, какую из них, в конце концов, мы выберем, в каком направлении мы пойдем, так оно и будет. В общем, всегда есть только либо одна, либо другая, либо какое-то сочетание этих двух сил.
— И еще вопрос: Повторяете ли вы Харе Кришна мантру, охраняет ли от кармических последствий. Кришна Вас?
— В ??? 1,05,16 есть знаменитая книга «Йога», где об этом то же самое говорится. То же самое. Это независимо от того, что делает человек, как делает человек. Еще раз: этот мир, он дан нам не для того, чтобы мы страдали тут и не для того, чтобы мы тут наслаждались. Этот мир дан нам для того, чтобы мы поняли, что мы слуги Бога. Для этого дан этот мир. Для этого нам дана эта жизнь. Так? И да, кому-то Кришна может дать, у кого-то может забрать в зависимости от того, насколько он доверяет человеку. Мать Тереза, у нее есть знаменитая молитва. Она говорит: «О, Господи, я знаю, что ты никогда не посылаешь своим слугам испытаний, которые они не могут вынести». Однако иногда мне хотелось бы, чтобы Ты доверял мне немного меньше».
Но суть именно в этом. Суть не в том, что с человеком вдруг чудом перестанут случаться какие-то вещи. Наоборот. У Арджуны была нелегкая жизнь, у Пандавов была нелегкая жизнь. У великих святых была нелегкая жизнь. Кого бы мы ни взяли из великих святых, у них не было легкой жизни. Делает ли это их жизнь менее прекрасной? Нет, не делает. Какие-то несчастья будут случаться и с теми, и с теми, но для одних эти несчастья будут напрасными. Они будут просто напрасно происходить. Несчастья будут со всеми происходить. Нет ни одного человека, у которого все бы было нормально. Со всеми какие-то несчастья случаются. В течение какого-то времени у него может быть все хорошо. А потом что-нибудь случится, какое-нибудь несчастье случится. Но если это несчастье просто приходит к нам по закону кармы, скажем так, безлично, то оно никакого толка не приносит. И наоборот, если это несчастье случается с преданным, с тем, кто повторяет Харе Кришна, это несчастье может стать его сокровищем в жизни, может стать чем-то очень ценным в его жизни. Оно может дать ему новую силу, новую веру, новое понимание или новую глубину его понимания того, что он слуга. Как здесь сегодня ??? 0,07,58 рассказывал, когда случилось это несчастье, как люди стали служить друг другу, и как это служение сплотило людей, как оно поддержало их, как оно дало им вкус и укрепило их веру. И ради этого… Пока у нас все хорошо, наше сердце покрывается этой оболочкой заскорузлой. И даже если с нами что-то плохое случается, если мы… это само по себе не избавляет от этой коросты эгоизма, которой покрыто наше сердце. Но если у нас есть какая-то искренность, то любые несчастья, они перестают быть несчастьями. Царица Кунти в предыдущей главе «Шримад-Бхагаватам» говорит: «Посылай мне несчастья одно за другим». Ни в одной другой религиозной традиции такой молитвы нет. Люди не приходят в мечети, церковь и не говорят: «Посылай мне несчастья, посылай мне несчастья». Мы наизусть учим это. По крайней мере, в нашем ашраме это один из тех стихов, которые мы наизусть учим:
випадах санту тах шашват
татра татра джагад-гур
о бхавато даршанам йат сйад
апунар бхава-даршанам
Бхаг., 1.1.8.25
Как там? Посылай мне все эти препятствия, несчастья, потому что если ты будешь посылать, то ты будешь ближе к нам, нашей жизни. Тут не нужно чисто так очень примитивно относиться к жизни. Что значит несчастье? Несчастье или страдание какое-то может быть очень ценным приобретением в нашей жизни, если мы правильно к нему отнесемся. Поэтому… Хотя, хотелось бы, конечно, ясно понять, что хотелось бы. Но в общем-то не совсем правильно. Просто если мы относимся…
Может быть два отношения к духовным поискам своим. Одно – карма. Если мы делаем это для того, чтобы стать счастливым в материальном отношении, то это не бхакти. Это не любовь к Богу, это карма. Я просто хочу там с помощью… Тогда Харе Кришна мантра – это не моя просьба о том, чтобы Кришна помог мне реализовать мою внутреннюю природу слуги, а это всего лишь навсего заклинание. Я просто ворожу. Так, и я при этом говорю: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна… чтоб тебе пусто было, защити меня. Примерно такой смысл в это вкладываю. Это становится каким-то… это совсем другое. Это такая стенка.
Но бхакти-то не в этом. Любовь к Богу не в этом. Любовь к Богу – не в том, чтобы Он просто защитил нас. Он защитит. Иногда Он защищает. Иногда Он дает испытания. Иногда он поворачивается одним лицом, иногда другим. Он разный. Но Он всегда Бог. И Он всегда хочет нам добра. И если мы это поняли глубоко, то нам ничего не страшно.
— В начале своей лекции Вы поставили вопрос. Почему в этом случае, я имею ввиду бхакти (1,11,47).. мы должны найти ответ: Почему. Кроме кармы можно еще назвать конкретные причины «Почему?»
— Конкретные, кроме кармы, почему? Так или иначе, такова непостижимая воля Бога. Этот ответ может показаться страшным даже. Но нужно понимать, что здесь ничего не происходит без воли Бога. Да, есть карма, и карма каким-то образом действовала, это несомненный факт. Кто-то в этой катастрофе не пострадал совсем, кто-то рядом пострадал, кто-то погиб. Вот. Кто-то торопился навстречу своей гибели, спешил, чтобы это произошло в нужный момент. Но на каком-то уровне это просто карма или последствия каких-то наших грехов, на каком-то уровне понимание в зависимости от сознания человека, уровня сознания человека, глубины понимания человека, – это воля Бога. И волю Бога я должен принять. И, приняв волю Бога, должен понять, что это значит для меня. Потому что она, воля Бога, она-то действует во всех ситуациях моей жизни. Она продолжает действовать в тех или иных формах. Если я пойму это…
Сейчас это очень такой глубокий, что ли, урок очень. Очень яркий урок. Когда я могу очень глубоко понять, если я сделаю труд внутренний в сердце, что да, такова воля Бога, и я должен ее принять, какова бы она ни была. Это может привести к внутренней трансформации. Иначе мы внешне принимаем. Что происходит обычно: человек внешне принимает, красивая теория, мы читаем «Гиту», читаем эти объяснения. Но, в конце концов, на очень глубоком уровне, который собственно определяет наши поступки, мы всех этих истин не принимаем. Поэтому иногда в нашей жизни должно случиться что-то, что встряхнет нас. Это некий зов к тому, чтобы мы шли глубже. У человека есть, к сожалению, это качество немножко плыть по течению. Быть механическим, делать все по привычке, принимать все как само собой разумеющееся. И иногда мы повторяем мантру, мы пытаемся сделать, мы теоретически какие-то вещи приняли, но более глубокого понимания не происходит, потому что нам лень проделать глубокую внутреннюю работу, умерить сами мотивы, которые не поменялись.
В чем отличается собственно жизнь человека, который принял бхакти, от жизни обычного человека? В том, что обычный человек механически реагирует на все. Есть некие механизмы, условные рефлексы. Жизнь его механическая, он не задумывается, как во сне живет: что-то происходит, он как-то там реагирует на все это. Теперь бхакти значит: я должен найти свою душу, центр сознания моего, я должен работать над этим, я должен работать над мотивами. Мои самскары будут заставлять меня механически действовать. Человек – это всего лишь навсего биофизический робот. Есть какие-то внешние раздражители, на них реагирует в соответствии со своим прошлым опытом, заложенным в моей памяти.
Но бхакти значит найти себя, найти не робот, а свободу и душу. Душа свободна, душа не робот. Душа не ограничивается этим набором стандартных реакций. Это значит, что я должен разобраться со своими мотивами. Сейчас мои мотивы эгоистичны, и иногда для того, чтобы человек начал эту работу внутри делать, нужна встряска. Иначе я долго был роботом таким каким-то кармическим, а теперь я стал роботом с другой немножко программой. Я робот, который Харе Кришна бормочет. Бу-бу-бу… Так? Я робот, который там… Или иногда я видел, как преданные танцуют так даже …
В одном из наших ашрамов человек во главе стоял, военной школы человек, он приказ издал. Там на стене висел приказ, как киртан нужно вести: когда поют, нужно руки опускать, когда поет ведущий, а когда все отвечают, все руки должны поднимать – то есть такая зарядка Харе Кришна Харе Кришна. И там киртаны были такие очень организованные, очень слаженные (смех).
Суть бхакти в том, что я должен найти свободу свою. Душа по природе своей, она имеет три качества: вечность, она вечная, я хочу вечности, она свободная, чит, или знание, – значит свобода. Это значит, что мои реакции непредсказуемы никак. И блаженство, которое приходит в результате реализации вечности и свободы своей. И в этом суть бхакти. Но если мы этим механически занимаемся, мы ничего этого не обретем, поэтому нам нужна встряска. Иногда Бог устраивает такую встряску. Он заставляет нас задуматься, Он заставляет нас глубже понять что-то, искренне делать то, что мы делаем, чтобы понимание становилось более реальным, более глубоким. В этом ответ. Такое должно быть наше понимание. Все это сделано для того, чтобы я еще глубже понял, что я делаю, зачем я делаю
— Значит ??? 1,18,36 была права, что даются испытания такие, какие человек может испытать. Встряски дозируются или все же она там как-то без изменения…
— Я прочитаю еще раз стих, который, по которому я давал лекцию: «О царь, никому не постичь замысел Господа. Даже великие философы пребывают в недоумении, не смотря на свои глубокие исследования».
До конца человек никогда не сможет понять замысел Господа. Как оно все бывает, какие формы… Именно потому, что Он свободен, Его невозможно в формулу записать. Есть течение в физике, они пытаются найти универсальный физический закон, когда все силы там будут вписаны в формулу маленькую такую. Их слоган такой, что эта формула, она должна быть очень краткой, изящной, и вмещаться на майке. Все будут ходить, я все понял в этом мире, иначе говоря, я знаю все силы, как они действуют, что. Ну так вот: не получится у них ничего, потому что постичь до конца ничего невозможно. Да, Кришна посылает каждому испытание Свое, почему оно такое? Каждый человек должен себе задавать этот вопрос и пытаться найти ответ на этот вопрос. При этом понимая, что, в конце концов, до конца я ответить не смогу на этот вопрос. И когда человек смиряется с тем, что он не все может понять своим умом, то тут на ум что приходит? Вера. До тех пор, пока человек думает, что он все может понять, он опирается только на свой разум и на свой интеллект. Но это не самая лучшая стратегия в жизни. Когда я понял, что я не все могу понять, у меня появляется нечто гораздо более глубокое в сердце, вера. И эта вера, она уже по-другому ведет меня. Может, еще есть какие-то вопросы?
— Как ??? 1,21,15
— Я тоже пытался объяснить это. В конце концов, мы должны научиться служить, и когда мы начинаем служить, мы по-настоящему начинаем служить. Мы получаем очень большой ответ, в том числе и от Бога. Очень большую силу, очень большую поддержку и доверие, оно начинает возрастать именно потому, что я вижу, как Он отвечает. Сам Кришна объясняет в «Бхагавад-Гите» этот принцип ??? 1,22,07
Что как человек относится ко мне, я плачу ему взаимностью, И я должен стараться, как бы этот идеал реализовать очень искренне. Это внутренний труд, это внутренняя работа, работа моего сердца. Я слуга, я должен служить. Что это значит: служить в этом качестве? Когда я начинаю это делать, ко мне приходят счастье, радость, силы. Ко мне приходит возможность преодолеть все эти препятствия. Кришна мне посылает эти препятствия, и вместе с ними Он дает мне силы, чтобы я их преодолел. Примером того – жизнь Шрилы Прабхупады. У него была нелегкая жизнь, очень нелегкая, очень сложная жизнь. Какие только препятствия ему Кришна ни посылал. Его вера ни на мгновение не колебалась. В 70 лет человек собрал чемоданчик и поехал с 7 долларами в кармане в Америку. Теперь я когда еду в Америку, я там звоню им или пишу по электронной почте: «Встречайте». Самое страшное, иногда мне во сне снится: я прилетаю в какой-то незнакомый аэропорт, а там никого нет. И я абсолютно не знаю, что я там делать буду. Теперь. Шрила Прабхупада в 70 лет приехал в Америку. Он не знал, встретят его там кто-то, не встретит. И у него… При этом да, у меня там доллары какие-то в бумажнике есть обычно, еще что-то такое. Он приехал совершенно, индиец, воспитанный в традиционной индийской культуре, в незнакомую страну, не имея никакой поддержки. И единственный, в кого он верил, чья поддержка у него была – это Кришна, правильно? У него ни денег не было, ничего не было, и вера его не ослабевала. И, в конце концов, Кришна ему все дал, так? Он сам несколько лет спустя говорил: «Да, вот так получилось, Кришна мне дал все». Но когда человек делает это, так, в какой-то момент сначала немножко страшно, но внутри человек получает поддержку. Сам Шрила Прабхупада писал поэтому о том, что он внутри чувствует. Потом внешне это тоже проявляется через какое-то время. Но сначала у человека внутри появляется это чувство: Бог со мной, Он тут, я просто должен служить Ему, что бы там ни было. Делать то, что Он хочет. И сначала можно на каких-то маленьких вещах это делать, на простых вещах. Постепенно, по мере того, как силы и поддержка будут приходить, мы сможем больше делать, и доверие будет увеличиваться. Вначале мы просто должны эту вещь понять внутри глубоко: я – слуга, и всегда слуга, я должен служить, я должен это настроение, это понимание очень глубоко закрепить в своем сердце. И оно будет приводить к тому, что у нас будет появляться все: сила, вера, доверие, способности, таланты
— Что значит, что повторение Святого Имени (1,25,42)…
— Это одно из качеств бхакти. На первом этапе бхакти, Рупа Госвами тоже объясняет это в «Нектаре преданности», она обладает двумя качествами: клешагни и шубхада. Клешагни значит, что он устраняет страдания человека, убирает страдания, и убирает карму. И в «Нектаре преданности» описано, как это происходит. ??? 1,26,13
Что даже на самом первом этапе карма уходит, и человек ощущает это физически. Когда человек начинает повторять Харе Кришна – мантру Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. То в какой-то момент он чувствует легкость. Каждый из вас, я уверен, любой человек, который это пробовал, имеет такой опыт. Я помню чисто физическое ощущение, что какая-то тяжесть спала. Психологическая тяжесть, внутренняя тяжесть. Я пришел к духовной практике с ощущением какого-то полного краха в моей жизни, при том, что внешне все было хорошо. Я пришел не от какой-то внешней трагедии, наоборот, все было идеально совершенно, все шло наверх, но внутри было ощущение полной пустоты и краха. Когда я стал повторять мантру, я не верил. Я стал повторять мантру, не зная, кто такой Кришна, не зная, что Кришна – Бог, не зная, зачем нужно повторять. Мне просто сказали, что повторяй, и ты сможешь там ауру увидеть. Я стал повторять, ауру до сих пор не вижу, но мантру повторяю. Почему повторяю? Потому что я почувствовал, что у меня раньше все было внешне хорошо, внутри все было плохо. Теперь у меня внешне все плохо, а внутри все хорошо. Я из этих двух состояний выбрал второе (аплодисменты). Поэтому она гасит пожар внутри материального существования, у нас внутри пожар горит. Пожар не вне, пожар в сердце нашем, и этот пожар она гасит. Она гасит пожар каких-то разрывающих наше сердце страстей пагубных, еще каких-то вещей, страхов. Этот пожар уходит. Уходит? Уходит. Ок. Ну, наверное, все. У нас время наше истекло. Спасибо. Спасибо большое (аплодисменты.) Шрила Прабхупада ки! Джай!