Аннотация:
Шрила Прабхупада говорит: «Я никогда в своей жизни не пытался занять место Кришны». Т.е. иначе говоря: «Я никогда не пытался поставить себя в центр. Я никогда не пытался сосредоточить внимание на себе. Я никогда не пытался заставить других служить себе. Я всегда оставался слугой». И это самый большой урок, которому мы должны в конце концов научиться у Шрилы Прабхупады.
***
В этом году я решил немного побездельничать. Поэтому это будет моя последняя лекция на этом фестивале. В остальные дни Индрадьюмна Махарадж будет давать лекции здесь, Говинда Махадж в это время.
Мне хотелось поделиться с вами несколькими важными историями из жизни Шрилы Прабхупады. Вчера ко мне подошел юноша, и спросил: «Как выбрать духовного учителя?» Стандартный вопрос для всех преданных ИСККОН, которые присоединились.
И мой стандартный ответ на этот стандартный вопрос: учителя не выбирают, у него учатся. Смысл не в том, чтобы выбирать кого-то. Само это ощущение выбора, уже означает позицию наслаждающегося. В век потребления мы привыкли выбирать. И чем больше разнообразия нам предоставляют, тем лучше я себя чувствую. Тем в большей степени я проявляю свои качества наслаждающегося.
Но с учителем все по-другому. Учитель должен выбрать нас в каком-то смысле. В том смысле, что своим примером он должен заставить нас учиться у себя. Если изначально у нас есть некая предрасположенность к этому.
В связи с этим мне хотелось рассказать несколько историй из жизни Шрилы Прабхупады, уроков. В какой-то момент мне пришла в голову совершенно безумная дурацкая идея написать книгу о Шриле Прабхупаде. И она уже почти закончена. Где-то примерно 75 % материала есть. И я пользовался разными источниками. Я в жизни никогда не видел Шрилу Прабхупаду. Но иногда с расстояния можно увидеть лучше личность человека. И книга эта будет называться «Уроки Шрилы Прабхупады» или «Прабхупада-упадешамрита». Где разные истории из жизни Шрилы Прабхупады разбиты по темам, которые позволяет нам учиться на его примере.
Человеческая жизнь предназначена только для того, чтобы мы учились. Кришна – изначальный духовный учитель. И Он учит нас. Все события нашей жизни – это уроки. Беда в том, что мы как правило не учимся. И учитель приходит, для того чтобы какие-то уроки показать максимально выпукло. Для того чтобы показать нам что-то, так чтобы самый глупый человек мог понять, чему мы должны научиться.
И сначала мне хотелось сказать одну фразу Шрилы Прабхупады. Я упоминал об этом во время празднования вьяса-пуджи Шрилы Прабхупады в этом году. Где я пытался рассказать о смысле пранама-мантры Шрилы Прабхупады.
намасте сарасвати деве гаура вани прачарине
нирвишеша шуньявади пашчайтья деша тарине
О ты, посланец Бхактисиддханты Сарасвати, пришедший на запад, для того чтобы принести учение Гауранги Махапрабху. Освобождая западные страны, поражённые болезнью, нирвешешей и шуньявадой. Болезнью имперсонализма, болезнью философии пустоты. Я кланяюсь тебе.
Это прославление Шрила Прабхупада написал сам. И в каком-то смысле это парадокс. Ему не приходилось рассчитывать на то, что кто-то другой напишет или сможет сформулировать его миссию так ясно и точно. И это в каком-то смысле очень глубокое утверждение, потому в действительности запад поражен этой философией пустоты и имперсонализма, по одной простой причине. В соответствии с философией пустоты, имперсонализма каждый Бог. И хотя с философской точки зрения не так уж много людей исповедуют имперсонализм, как таковой. Большинство людей не знает, что такое имперсонализм, и естественно не разбирается в каких-то тонкостях философии майявады. Но тем не менее каждый считает себя Богом.
Иначе говоря, с философской точки зрения мы может быть и не имперсоналисты. Но на бытовом уровне мы точно имперсоналисты. Мы с вами бытовые имперсоналисты. Кухонные имперсоналисты.
И в связи с этим Шрила Прабхупада однажды произнес фразу, которую с полным основанием, наверное, мог произнести только он. Фраза эта поразительная. Он сказал, когда преданные его прославляли и говорили: «Гуру Махарадж, вы достигли этого. Вы распространили сознание Кришны. Вы сделали то, чего никто другой не сделал. Вы распространили учение Гауранги Махапрабху». В этот на это Шрила Прабхупада сказал: «Это все не я сделал. Но если какая-то заслуга у меня есть, то только одна. Я никогда не пытался занять место Кришны».
Это поразительная по своей силе и глубине утверждение. Шрила Прабхупада говорит: «Я никогда в своей жизни не пытался занять место Кришны». Т.е. иначе говоря: «Я никогда не пытался поставить себя в центр. Я никогда не пытался сосредоточить внимание на себе. Я никогда не пытался заставить других служить себе. Я всегда оставался слугой. И это самый большой урок, которому мы должны в конце концов научиться у Шрилы Прабхупады.
Сегодня утром мне передали записку. Я говорил, как раз об этом. О том, что некоторые люди называют себя Богом, а кто-то написал в записке: «А как быть с теми, кто называется себя не Богом, а Гуру?»
Это тоже может быть то же самая ловушка. Есть люди, которые так или иначе пытаются поставить себя в центр, говоря: «Я не Бог. Но я – Гуру». «Я не Бог, но я представитель Бога». И тут нужно очень точно понимать, и очень четко понимать, кто действительно может такие вещи про себя говорить.
Я расскажу несколько историй связанных со Шрилой Прабхупадой. Самых разных, из самых разных аспектов жизни, самых разных уроков. Но все эти истории, в конце концов должны, нас научить именно этому: «Как жить, не пытаясь прямо или косвенно, открыто или неоткрыто объяснять другим, что я Бог или Его представитель, здесь на земле».
Итак, я начну. Я начну с одной замечательной истории. Вчера мы как раз праздновали Радхаштами. История эта произошла на Радхаштами в Лондоне, в лондонском храме на Сохо в 73 году. И преданные собрались, и кто-то исполненный большого энтузиазма стал петь: «Радхе джая джая мадхава-дайите». Очень скоро выяснилось, что это единственная строчка, которую он знает из этой песни. Он ее пел снова, и снова, и снова.
В конце концов, Шрила Прабхупада взял караталы в руки, и сам спел эту песню Шрилы Рупы Госвами. И он рассказал что-то преданным. И он стал выходить из комнаты. И тот преданный схватил караталы и стал петь: «Радхе джая джая мадхава-дайите». Самый большой энтузиаст из всех. Всегда находятся самые большие энтузиасты в толпе.
Он закричал: «Шрила Прабхупада, вы олицетворенная милость Шримати Радхарани». Человек, который рассказывает это, он говорит, что Шрила Прабхупада в этот момент как раз выходил из комнаты, и кто-то подавал ему туфли. Внизу, поклонившись ставил туфли. Он услышал, что Шрила Прабхупада что-то бормочет в ответ, так что никто услышать не мог. Только этот преданный, который надевал ему туфли.
И когда этот энтузиаст кричал: «Шрила Прабхупада, вы олицетворенная милость Шримати Радхарани». Шрила Прабхупада про себя бормотал: «Оскверненная милость Шримати Радхарани».
Это то каким образом Шрила Прабхупада принимал прославления на свой счет. Когда нас прославляют, мы обычно принимаем это крайне всерьез. Мы очень серьезно принимаем все то, что люди пытаются нам сказать про нас. И чем больше они преувеличивают, тем серьезнее мы это принимаем.
Но есть одно замечательное качество, которое мы никогда, ни при каких обстоятельствах не должны терять. Это качество самоиронии. Когда человек внутри себя ставит на место. И как раз чужую похвалу нужно принимать таким образом.
Была другая замечательная история такого же типа. Шрила Прабхупада был в Мексике. И они вместе с парой учеников отправились на мексиканское плато. Была замечательная погода, солнце садилось, Шрила Прабхупада сидел, и читал мантру на четках. А ученики сидели рядом, и хлопали себя по щекам. Потому что их кусали комары. Так или иначе, на Шрилу Прабхупаду комары не садились. В конце концов, один ученик не выдержал, и говорит: «Шрила Прабхупада, вы заметили, что вас даже комары не кусают?» Шрила Прабхупада сказал: «Да». Ученик решил отличиться, и он сказал: «Наверное, потому что вы чистый преданный». Шрила Прабхупада сказал: «Да». В Мексике комары чистых преданных не кусают. Но в Калькутте они таких различий не делают.
Это удивительные качества Шрилы Прабхупады. И многие людей, ученики отмечали, что он всегда был одинаковым. Он всегда оставался самим собой. Очень часто, особенно когда мы находимся среди своих последователей, учеников есть соблазн примерять какую-то другую маску на себя, роль на себя. Шрила Прабхупада был самим собой. И в этом его необычайная красота. И это подлинное смирение.
Шрила Прабхупада иногда мог сказать какие-то вещи, которые на первый взгляд далеко выходят за рамки обычного смирения. Но на самом деле внутри у него было это подлинное настоящее смирение. Он всегда был самим собой. Смирение значит не притворяться ни кем, быть самим собой. Иногда Шрила Прабхупада мог сказать: «Да, я это сделал». А иногда он мог очень смиренно отмести все.
И только смиренный человек может учить по-настоящему смирению других.
Хотел рассказать несколько историй о том, каким образом Шрила Прабхупада ставил других на место.
Иногда мы пытаемся злоупотреблять этим. У преданных есть даже такое выражение: «По ложняку ему вдарил». Но на самом деле не нужно слишком торопиться осаждать чужое ложное эго. Сначала человек должен обуздать свое собственное ложное эго. Потом у него появляется настоящее подлинное право осаждать ложное эго других людей. И несколько историй связанных с этим.
Хридаянанда Махарадж рассказывает. Хридаянанда Махарадж говорит: «Я был очень горд. Получил санньясу, был молодой». Все, кто знают Хридаянанду Махараджа, знают, что он гениальный совершенно человек. Человек удивительно разума. Он знает 13 языков свободно, и еще штук 20 не свободно. Когда Ниранджана Махарадж его встретил в России, он спросил: «Ну что Махарадж, уже говорите по-русски или нет».