Ганновер (01.05.2009) Европейский ретрит, «Шикшаштака» 4

Диск 115, л. 5

Аннотация:

Все наши проблемы, все наши неудачи на этом пути повторения святого имени связаны с непониманием или забвением того, что имя не отлично от самого Кришны. Правильное произнесение святого имени очень сильно зависит от того, насколько мы понимаем, от нашей веры в то, что имя не отлично от Кришны, от нашего понимания того, кто такой собственно Кришна. И из всех  имен имя Кришны самое особенно. Потому что Кришне самому больше всего нравиться, когда его Кришной называют. Когда мы слышим слово Кришна, образ должен возникать. Кришна – это мальчик синего цвета, который сосет грудь Яшоды и Он бхагаван.

***

намнам акари бахудха ниджа-сарва-шактис
татрарпита нийамитах смаране на калах
етадриши тава крипа бхагаван мамапи
дурдаивам идришам ихаджани нанурагах

Чтобы повторять святое имя, нам нужно очень правильно, нам нужно ясно понимать и постоянно помнить, что имя не отлично от самого Кришны. Все наши проблемы, все наши неудачи на этом пути связаны с непониманием или забвением этого факта. Если мы поймем, что имя Кришны – это Кришна, и что Кришна полностью присутствует в Своем имени, то мы будем повторять по-другому святое имя. И опыт присутствия Кришны тоже будет гораздо более яркий. И собственно первой частью нашей сегодняшней лекции я пытался сказать об этом. О том, насколько могущественен звук.

Чайтанья Махапрабху говорит, что все энергии находятся тут. Все энергии находятся в Твоем имени. Иначе говоря Сам Кришна находится. И из всех имен имя Кришны самое особенное. Одно из имен Кришны, которое употребляется или используется в «Вишну Сахасранам» – это сарванам. сарванам значит что? Все имена. Значит, что в каком-то смысле все слова, все имена, которые есть – это все имена Кришны. Даже имя Володя – тоже имя Кришны. Потому что Володя значит Владимир. Владимир значит тот, кто владеет миром. Это кто? Кришна. Никто другой. Он сарванам. Все имена, в конце концов, ему принадлежат, он дает их в аренду всем остальным. И остальные могут поносить это имя. Кого-то зовут Говинда дас. Дас они упускают, остается один Говинда. Но все имена – это имена, в конце концов, Кришны.

Давайте думать с вами, что это значит, то, что все энергии вложены в имена Кришны. Хотя все имена – имена Кришны, но имена разные. Иначе не было бы необходимости иметь так много разных имен. И разные энергии вложены в разные имена. Так как в этом мире есть множество живых существ, и каждое живое существо обладает каким-то своим желанием, есть множество имен Кришны, и каждое из этих имен может исполнить наше конкретные желания. И все эти имена делятся на две категории.

Бхактивинод Тхакур объясняет этот момент. Это очень важный момент для нас, понять. Имена общие и имена конкретные. Первичные и вторичные они называются. Бхактивинод Тхакур объясняет это в «Харинам Чинтамани», объясняет это в своем комментарии на «Шикшаштаку». Есть первичные имена – это конкретные имена. И есть вторичные имена – это имена общие. Кришну можно назвать Ишвари. Ишвара Кришна? Ишвара. Правильно? Ишвара значит кто? Бог, повелитель, творец. И есть имена, которые обозначают нечто общее, какую-то общую категорию. Как Аллах. Аллах значит… Что значит Аллах? Бог, повелитель. Но эти общие имена или имена, которые обозначают… или Параматма, Сверхдуша в сердце. Кришна – Параматма? Параматма. Параматма – Кришна. Он Параматма. Но есть разница, когда мы даем некое общее имя, это общее имя не дает конкретики.

Когда мы говорим «животное», у вас возникает кто-то перед глазами? Кто-то возникает, не понятно кто. Животное. Если мы скажем «корова», то возникнет кто-то перед глазами? Или если мы скажем вриндаванская корова. Уши висят, горб, глаза на Кришну смотрят. Есть имена которые… И поэтому энергия разная. В животном тоже есть энергия, в корове тоже есть энергия, но энергия разная.

В конкретных именах или в первичных именах вложена конкретная энергия, потому что там непосредственно это имя гораздо более могущественно, потому что сразу же возникает образ Кришны. И если же как в других религиях, в других религиях нет этой конкретики. Что я хочу сказать, что это имя Кришны очень ценное, потому что в других именах тоже обращаются к Богу. Называют Бог. Бог что значит? Богатый, да. Тот, у кого все есть. Потому что, иначе, зачем к нему обращаться. К богатым всегда обращаются, потому что хотят чего-то получить. Но в них конкретики нет. И Кришна слышит. Когда к Нему обращаются как к Богу, он слышит, безусловно. Но не только он слышит.

В «Шримат-Бхагаватам» есть замечательная история про то, как Атри Муни обращался к Богу. Он не знал точно кто Бог, поэтому он на всякий случай говорил: «Ишвара, приди ко мне. Ишвара, Ишвара, Ишвара». И к нему пришли сразу трое. Откликнулись на его зов. Шива пришел. Шива – Ишвара? Ишвара. Он не просто Ишвара, он – Махешвара. Великий ишвара. Брахма пришел. Брахма – ишвара? Ишвара. И Вишну пришел. Вишну тоже ишвара. Сказали: «Ты нас звал?» «Звал». Я одного звал, а вас трое пришло сразу. Иначе говоря, энергия имени очень сильно зависит от степени конкретности этого имени и от степени конкретности этого образа. И из всех  имен имя Кришны самое особенное в этом смысле.

Я хотел немножко какую-то часть нашего времени, оставшегося у нас поговорить о смысле имени Кришны сначала. Кто должен возникать у нас перед глазами. Кто такой Кришна. Потому что опять же правильное произнесение святого имени очень сильно зависит от того, насколько мы понимаем, от нашей веры в то, что имя не отлично от Кришны, от нашего понимания того, кто такой собственно Кришна. Кто он.

В «Чайтанье-Чаритамрите» говорится, что одно имя Рама по могуществу своему равно тысячи имен Вишну. В тысячу раз Рама более могущественней, чем Вишну. Нрисимха несколько менее могущественен, чем имя Рамы. Как есть иерархия имен или полнота форм, которые проявлены в этих именах, полнота проявлений Бога. И в «Чайтанье-Чаритамрите» говорится «рама нама тарака кори мукти дан». Что дает нам имя Рамы? Мукти дан. Тарака кори – она защищает нас или спасает нас. Спасает отчего? Спасает от привязанности к материальным наслаждениям. Потому что, в конце концов, именно наша привязанность к материальным наслаждениям и есть наша проблема. Когда мы повторяем Рама, мы можем избавиться от этого. Рама, Рама, Рама, Рама. Мукти дан. Что мы чувствуем? Освобождение. Мы чувствуем свободу от страданий. Рама, Рама, Рама, Рама, Рама, Рама, Рама.

Но дальше там говорится кришна нама парака кори. Что делает кришна нама. Кришна нама парака кори. Тарака значит спасение. Кришна нама парака кори. Парака значит кришна нама меняет наше сердце. Парака значит, что она дает нам определенные адхикар или определенную квалификацию. Меняет качество нашего сознания. Не просто освобождает нас от страданий. Кришна нама парака кори према дан. Дает нам в результате что? 1000… Да. Это особое имя из всех остальных имен.

Как  один из вайшнавов говорит, что нет земли, подобной Вриндавану.  Нет земли лучше, чем Вриндаван.  Нет деревни лучше, чем Вриндаван. И нет баньянового дерева лучше, чем Бхамшиват.  И нет имени Бога лучше, чем Кришна.  Нет лучшего имени. Потому что Кришне самому больше всего нравиться, когда его Кришной называют. Когда Его зовут по-другому, ему тоже нравится.  Кришне нравится, когда его зовут по-всякому.  Когда он чувствует, что на него обратили внимание, ему нравиться. Но ему больше всего нравится, когда Его зовут Кришной.  Как у нас тоже могут быть разные имена. И какие-то имена нам нравятся.  Меня в детстве звали Вадик. Я терпеть не мог  этого имени. У меня все внутри возмущалось от самого звука этого имени. Бхакти Вигьяна Госвами мне гораздо больше нравится.

То есть у каждого человека может быть разное отношение к его именам. Из всех имен Бога, имя Кришны – самое любимое у него.  Сам Кришна говорит об этом Арджуне. Арджуна говорит: «Из всех имен самое лучшее – это имя Кришны.

И нам нужно попытаться понять, что означает это имя. Бхагаван намо кам муди. Слова намо кам муди, или словарь, который объясняет значение разных имен Кришны, он дает любопытное толкование этому имени. Я прочитаю стих на санскрите

Тамала шьямала твиши йашода станадхайе парабрахмане рудих. Очень интересное объяснение. Там говорится, что тут дается образ, который должен возникать у нас, когда мы слышим имя Кришны. Тамала шьямала твиши. Твиши значит кожа, цвет. Какой цвет у него? Шьяма. Шьямала. Шьяма в соответствии с философии расы или с философии чувств или эмоций – этот цвет означает цвет любви, шрингара.

Господь Рамачандра зеленого цвета. Господь Гауранга золотистого цвета. Все это отражение настроения. Мы тоже в зависимости от настроения можем быть либо бледные, либо красные, либо синие. (Смех) Наше настроение влияет на цвет. И шьямала или цвет темный глубокой синевы, синевы грозовой тучи – это цвет тайны, который означает любовь или матхурья-расу, шрингара расу. Цвет шрингары.

Когда у человека появляется любовь. Это сложно нам понять, потому что мы грубые люди. Все эти вещи, все вещи в мире взаимосвязаны. Образ взаимосвязан в том числе с эмоцией, со всем остальным. Это чувство любви, привязанности, полной отдачи, самоотдачи себя, полного предания себя, которое испытывает  человек в шрингара-расе, имеет этот цвет. И поэтому, первое, что должно возникать  — Тамала шьямала твиши. Тамала значит дерево тамал. Видел кто-то деревья тамал, да? Они темного цвета, глубокого темного цвета, серо-темного. Есть этот смуглый красавец. Но этот смуглый красавец, он был в Двараке, он был в Мадхуре, еще где-то. В разных местах он себя проявлял. Поэтому это еще не совсем конкретно. Мы должны видеть перед собой Кришну с цветом кожи, подобной грозовой тучи.

Но при этом дальше он добавляет. Где мы должны Его видеть? С кем он связан? Йашода станандайе. Йашода станандайе значит где он находится? Стана значит грудь. Он сосет молоко у кого? У Яшоды. Он сосет молоко. Не у Деваки Он сосет молоко. Откуда Он вырос? Он вырос из любви Яшоды. Кришна во Вриндаване. Кришна значит Кришна во Вриндаване. Кришна в Двараке – это не Кришна. Там Его по-другому зовут. Дваракадиш. В Мадхуре Его тоже по-другому зовут. Мадхуранатх. Кришна по-настоящему – это только Кришна во Вриндаване, где нет ничего кроме любви и нет ничего кроме близости.

Кришна, когда говорится, что Он сосет грудь Яшоды, что это значит еще? Что Бог становится зависимым от любви Своих преданных. Что если Он не поест молока Яшоды, Он плакать начинает. Он говорит: «Мне хочется кушать. Дайте Мне поесть, в конце концов». То есть это не просто Кришна. Это – Кришна, который сосет грудь Яшоды и, который голоден, который хочет любви.

И дальше третье значение. Можно подумать: «Ну, да. Есть какой-нибудь Кришна. Он темного цвета. Он голоден». И Он просто обычный мальчик. Мало ли таких голодных ходит. Поэтому третье значение, и он еще к тому же по совместительству парабрахман, то есть Верховный Брахман, или Верховный Дух. Эти три вещи вместе, три  значения вместе  – Кришна.

Когда мы слышим слово Кришна, этот образ должен возникать. Верховный Брахман, который сосет грудь мамы Яшоды, потому что Он голоден и хочет любви. И Он очень красивый. Он загадочный. Он темного цвета с огромными как лотосы глазами. И Он ждет, ищет любви. И это полное определение Кришны. Все то, что необходимо там есть. Любое определение в соответствие с правилами санскритской лингвистики, оно может быть либо атимьякти, либо избыточным, либо недостаточным. Это полное определение.

Когда Бхалава ачарья пришел в Пури, он пришел к Чайтанье Махапрабху и сказал: «Я изобрел новое толкование  имени Кришны. Я сейчас тебе раскрою, кто такой Кришна». Чайтанья Махапрабху уши закрыл. Сказал: «Ничего слушать не хочу. Я уже знаю, кто такой Кришна». Кришна – это мальчик синего цвета, который сосет грудь Яшоды и Он бхагаван. Три вещи. Все там есть. Ничего нового придумывать нельзя. И когда мы произносим имя Кришны, именно этот образ должен возникать у нас. Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.

Это то наполнение, которое у нас должно быть. И другое значение. Я три значения приведу этого имени. Три значения слова «Кришна». Все три взяты из ведических писаний. Первое – это толковательное значение или образное значение из 2030 «Нама Курмуни» — словаря, который признавал Шри Чайтанья Махапрабху.

Второе значение идет из Махабхараты. Его приводят наши ачарья – Шрила Джива Госвами и другие. В Махабхарате есть один удивительный раздел, где Санджай рассказывает Дхритараштре о смысле разных имен Кришны. В Йога парве 2056 Кришна пришел в Хастинапур для того, чтобы уговорить, попытаться уговорить отказаться от войны грядущей. И Санджая стал уговаривать Дхритараштру. Санджая говорит: «Ты подумай. Неужели ты не знаешь кто такой Кришна». Он говорит: «Я знаю, но Дурьодхана, что я с ним могу сделать». Он попытался, он вызвал Дурьодхана к себе и сказал: «Негодяй! Ты что делаешь? Ты знаешь кто такой Кришна?» И Дурьодхана стал хохотать. «Ха, ха, ха, ха! Что бы Вы мне ни говорили, я никогда не поверю, что Он Бог». Хлопнул дверью и ушел.

И Санджая остался наедине с Кришной, то есть наедине с Дхритараштрой. И Дхритараштра стал у него спрашивать – расскажи, кто такой Кришна. И Санджая сказал ему: «Если всю вселенную положить на одну чашу весов, а на другую чашу весов Кришну поставить, то кто перетянет?» Кришна с легкостью перетянет всю вселенную. Могущество, которое у Него есть невозможно передать. И Дхритараштра сказал: «Рассказывай мне, рассказывай! Я хочу поверить в это. Расскажи мне. Объясни мне смысл каждого из слов. Каждого из имен Кришны. Я знаю, что Его зовут Мадхава, я знаю, что Его зовут Дамодара, я знаю, что Его зовут Говинда, я знаю, что, в конце концов, Его зовут Кришна. Расскажи мне, что это значит».

Потому что мы тоже можем знать, можем слышать эти имена. Смысл уходит, забывается. Сколько раз мы повторяем – Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе? Забываем кто такой Кришна. Сосредоточены на себе. Привязанность не появляется, потому что веры нет, в конце концов.

И там Санджая объясняет ему смысл слово «Кришна». 2303 Нибрити вашчаках тайо Кришна ит абхидхея те Очень простой стих. Я уверен, что большинство из вас уже вспомнили о нем и смысл. Криш или корень криш криш бхувача шабда насча вибрити васчаха. Слово Кришна состоит из двух слогов криш и на. И криш означает бытие бурвачакха, криш означает притягательность. Бытие или существование означает притягательность. Мы с вами привязаны к бытию, правильно? Мы хотим жить. Хотим мы жить? Кто-то хочет жить? Хотим? Хотим. Так или иначе, хотим. Бытие – это очень глубокое фундаментальное понятие. И само по себе бытие – это удивительная удача. Вы заметили, что нам повезло то, что мы есть? Могло бы нас не быть. Правильно? Не было бы нас и что бы мы тогда делали? Непонятно что. Но мы есть, и сам этот факт уже чудо. Бог, определение Бога, которое дается тут и которое заложено в самом слове «Кришна», то, что Он есть, и Он притягивает к себе всех остальных. Он есть изначальный корень всего бытия. Все вышло из Него. Он есть, Он сама суть бытия.

И криш значит бытие, которое обладает этой притягательной силой. Он притягивает всех, потому что само по себе бытие – это нечто удивительное. И нах ча ниврити увачаках. Слово на идет от ниврити. Ниврити вачака. Ниврити значит блаженство. За бытием следует блаженство. И природа Кришна она заложена или изложена в этом имени. Тайо ракам парам брахман. Парам Брахман или Высший Дух, корень всего сущего обозначается этим именем Кришна, потому что в нем есть два самых глубинных понятия, которые вообще в принципе существуют. Понятие бытия и понятие блаженства. Нет ничего более глубинного и более фундаментального, чем бытие и блаженство, чем бытие и счастье. И два этих слога, сливаясь вместе, означают Верховный Брахман, Верховный Дух. Поняли, кто такой Кришна?

Кришна. Кришна. Когда мы произносим это, мы должны понимать о ком идет речь. Как люди говорят, что Кришна – это ваш Бог, а наш Бог – Аллах или еще какой-то. Есть один Бог, и Он в этом звуке – Кришна. Он – Бог. Он есть. И Он представляет собой блаженство. Блаженство есть самая суть Бога, самая главное качество Бога, ананда. Это определение из Махабхараты, есть похожее определение из Сатвыта тантры 2712 кришна шабдхасья сат татха. Кришна садбхасья. Корень криш значит сат или бытие. Сат татха значение этого слово – бытие. Наш ча ананда сварупа кха. Он есть воплощенное анандой или воплощенное блаженство, воплощенное счастье. Сукха рупа бхавет атма бхавананда майа статаха. Когда мы начинаем повторять это имя, мы обретаем счастье. Это второе значение. Извиняюсь, это из Гаутамии таантры. Не из сатвы тантры, а из Гаутамия тантры.

И третье значение тоже мне хотелось дать, чтобы мы имели полное представлении  о том,  кто такой Кришна.

атхават  каршайет сарвам

 джагат ставара джангамам

калау рупе на бхагаван

те найам кришна учйате

И третье значение слово Кришна какое имеет непосредственное отношение к нашему с Вами бытию? Атхават  каршайет сарвам. Что Он делает. Каршайет сарвам – всех тянет за собой. джагат ставара джангамам. Он тянет всех – подвижных и неподвижны существа. Джагат значит подвижные, ставара значит неподвижные живые существа. Калау рупена. В образе чего Он тянет всех за собой. В образе калы. Калау рупена бхагаван. Этот Бхагаван или Бог появляется уже здесь, в этом мире. И что этот Бог делает с нами? Тянет нас куда-то. Заметили, что нас куда-то тянет? Что идет эта жизнь какая-то. Жизнь имеет узор, имеет свой смысл за всем этим. И за всем этим стоит Бог. Бог тянет нас всех. Все живые существа подчиняются Ему. Он как магнит. Я приводил вчера этот пример магнита и железных опилок. Он невидим, но, тем не менее, Он направляет каждого из нас куда-то, Он тянет в образе времени нас. И куда Он нас утягивает, в конце концов? Ну да, куда-то там.

Те найам кришна учйате. Поэтому Его зовут Кришна. Его зовут Кришна, потому что Он всех тянет. Потому что Он та самая сила, которую мы можем почувствовать в своей жизни. Что жизнь не просто так. Что за всем этим есть какая-то сила. Эта сила — не я сам. Хотя говорится, что человек – творец своей судьбы, царь природы. Но мы все знаем цену этим утверждениям.

И это третье значение, которое, может быть, не имеет такого большого смысла, но для нас оно тоже важное, потому что мы должны понимать, что Кришна – эта та сила, которая управляет нашей жизнью. Кришна. Кришна – главный. И я Его слуга.

Это три значения. И как я уже говорил, Кришна говорит

намнам мукхйатманам нама

кришнакйам  те парам тапа

Тепанам мукхйа нама– самое главное имя – это какое? Кришна айкйам – только одно имя. Кришна, Кришна, Он парам тапа – победитель врагов. Если мы это поймем, мы очень многое поймем. И само по себе это понимание смысла должно настраивать нас правильным образом, когда мы слово Кришна произносим. Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.

Потому что можно по-разному произносить имя, и эффект или результат того, как мы произносим это имя, в зависимости от того как мы произносим имя, будет разным. В «Шримат-Бхагаватам» есть любопытная деталь, история о Аджамиле. Аджамила произнес Нараяна. И Нараяна это имя кого? Да, это имя Кришны. Нараяна значит нара айна – тот, в ком находят прибежище все живые существа. Тот, кто дает прибежище всем. Тот, который есть совокупность всех живых существ. Но Аджамила не имел ввиду Нараяну. Кого Он имел в виду? Сына своего. Просто так получилось, что они тезками были. Сын и Кришна – Нараяна. Имя у Него тоже самое было. Но когда мы произносим имя Кришны, Кришна слышит. Он в «Бхагават-Гите» говорит: «Повсюду мои руки, повсюду мои ноги, повсюду мои глаза и повсюду что еще? Уши мои».

Но когда мы произносим имя Кришны, Кришна слышит…

сарватах пани-падам тат

сарватах шрутимал локе.

Когда мы говорим «Кришна», Он что делает? Слышит. Его уши всюду. Когда Аджамила позвал Нараяну, Кришна подумал: «Он меня зовет». Он знал, кого он зовет. Но если ваше имя называют, даже если не вас имеют в виду, вы оглянитесь или нет. Если я крикну: «Лена!» Все Лены оглядываются. Даже если я какую-нибудь совсем другую Лену имею в виду. И точно также Кришна. Когда Его имя называется, Кришна обращает внимание. Кришна принимает всерьез любое произнесение Его имени.

И когда Аджамила позвал: «Нараяна!» Он закричал: «Нараяна!» Кришна подумал, Он меня зовет и послал вишнудутов за Аджамилой. И Он сказал им одну вещь. Все, что надо Он им сказал. 3416 Что Он сказал? Не знаете, что Он сказал вишнудутам, посылая за Аджамилой? Он сказал: «Не приводите Его сюда пока». Потому что вишнудуты его не привели. Почему не привели. Что он сначала нужно было сделать? Он сначала должен был услышать лекцию о славе святого имени. Что произошло в этой истории. Вишну послал Вишнудутов. Он сказал: «Не приводите Его сюда. Пусть он сначала услышит, что такое святое имя. И потом начнет повторять Его правильно». Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.

Вишнудуты стали сражаться с ямадутами. У них там философский спор произнесся. 3512 Аджамила слышал все это. И когда он услышал все это, он сказал: «Я все понял. Все понятно. Я пошел в Харидвар 3522, и буду теперь повторять святое имя правильно. Так, как я сделал это тогда».

Поэтому так важно понимать. Да, Кришна, Он приходит, но если мы зовем в неправильном настроении, Он может прийти. Он может прийти один раз, другой раз, третий раз придет, когда мы Его позовем, а на четвертый раз он не придет. Заметили, да, что вначале, когда мы Его звали, Он приходил. А сейчас перестал приходить. Потому что Ему надоело. Он приходит, а мы что делаем? Мы от Него отворачиваемся. Вы Его позвали: «Кришна!»Он прибежал, а мы отвернулись. Мы повторяем святое имя, о чем мы думаем? О делах своих. Почему? Потому что мы заняты, правильно? Мы думаем, что Кришна свободный, а мы заняты. Он все дела бросает Свои, прибегает к нам, а мы заняты иногда.

Представьте себе. Вы кого-то позвали к себе в гости, к вам в гости пришли, а вы заняты и заняты. Вам некогда. Кто-то к вам пришел, вы на компьютере сидите. Иногда преданные тоже за компьютером джапу повторяют. Это особая форма джапы. Могущественная форма бхакти-йоги. Самсунг-джапа. Или за телевизором. Мы заняты. Заняты мы. Нам не до Кришны.

Знаете, историю знаменитую про мальчика, который кричал: «Волки!» Пас своих овец и однажды ему пошутить захотелось. Он закричал: «Волки! Волки!» Все прибежали. Он стал смеяться: «Дураки, прибежали. Я пошутил просто». Ему понравилось. Второй раз закричал: «Волки! Волки!» Еще несколько человек прибежало. Ушли, раздосадованные. Третий раз волки пришли. Он стал кричать: «Волки! Волки»! Никто не пришел.

Точно также мы. Оскорбительное повторение святого имени, когда мы заняты. И когда мы не понимаем кто такой Кришна. Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Каждый раз надо напоминать себе о том, кто такой Кришна. Прежде чем начать повторять святое имя, мы должны вспомнить кто такой Кришна. Должны прочитать какой-нибудь стих, вспомнить, подумать о том, что Он, кто Он. Тогда звук святого имени будет иметь гораздо большую силу, потому что настроение будет правильным.

И еще несколько минут у меня есть. Мы поговорим немножко о всех остальных оскорблениях. Оскорбления, смысл оскорблений именно в этом. В том, что мы заняты. Что ум наш занят чем-то другим. У нас нет, не появляется привязанности именно потому, что мы не понимаем, кто такой Кришна. И это состояние ума занятости или невнимательности называется прамадой.

Бхактивинод Тхакур объясняет, что все остальные виды прамады. Прамада значит сильная мада. Пра значит сильный, как в русских словах, приставка пра означает усиление. Прадедушка или какое еще есть слово. Пращур. Пра. Или приставка пре в глаголах. Она оттуда же. Прекрасный. От того же самого слова – пра. Мада. Мада что означает? Мада означает безумие. Мы с вами сильно безумные, сильно занятые, иначе говоря. Сильно сосредоточенны на ком? На самом себе. И мада что еще означает? Гордыня. Мада. Эти две вещи или три вещи – сосредоточенность на себе или невнимательность, рассеянность, безумие и гордыня. На первый взгляд разные совершенно вещи. По сути дела одно и тоже.

В Махабхарате Саната Джата объясняет Дхритараштре восемнадцать пороков, которые исходят из гордыни.

Следующий стих –

тринад апи суничена

тарор эва сахишнуна

аманина манадена

киртанийах сада харих

Тарор эва сахишнуна. Он об этом говорит. Второй стих объясняет проблему нашего ума, отсутствие привязанности в уме. Третий стих объясняет, откуда все идет. Откуда эти проблемы идут. Проблемы идут от гордыни, от майи. От того, что внутри у нас есть очень сильная гордыня и ложное эго.

Давайте пойдем еще чуть-чуть дальше, чтобы мы яснее поняли, откуда все оскорбления идут, где корень всех оскорблений. Корень всех оскорблений в том, что у нас есть ложные завышенные преувеличенные представления о самих себе. Из-за этих представлений, гордыни…

Я могу перечислить, если вам интересно, эти восемнадцать пороков, которые происходят из гордыни. Любопытно, как одна вещь порождает восемнадцать ядовитых плодов, превращается в восемнадцать качеств нашего сердца или нашего сознания. Там говорится, что первое, во что она превращается  — это лживость. Амрита. Амрита значит человек обманывает все время. Потом дальше, после этого, у него злоба внутри появляется, потом вожделение, потом любовь к богатству, гнев, горе, жажда, жадность, радость, когда другим плохо, зависть, желание  другие. Так или иначе, восемнадцать их. Можно, клевета. Все эти восемнадцать пороков. И, в конце концов, тщеславие – самый последний из них. Тщеславие или ожидание почестей постоянных, они все имеют одну природу, они имеют природу ложных представлений о самих себе. И до тех пор, пока эти ложные представления о самих себе будут, мы не сможем ум свой правильно настроить.

Я должен понимать кто я. Кто я? Слуга слуги слуги слуги. Маленькая крошечная частица Кришны. Я полностью зависим от него. Прамада значит, я не зависим ни от кого. Я хочу быть так или иначе независимым, в том числе от Бога. Я хочу оградить, какую-то границу поставить. Вот тут мое, все. Тут я – Бог. Сюда не заходите. Я кодовый замок поставлю. Все, мое. Бога тут не должно быть.

Как в Германии один человек здесь вот объявил свой дом и объявил независимость. Сказал, что это у меня свое государство здесь, конституцию свою сделал, валюты, визы ввел. Никто, правда, не хочет к нему. Но у людей есть эта мада. В этом проблема. Мы не понимаем, кто мы, поэтому мы не можем понять кто такой Кришна. И повторять святое имя в правильном настроении – это значит повторять с этим молитвенным духом, прося Кришну: «Дай мне привязанность к Тебе», понимая, кто такой Кришна и понимая свою зависимость от Него. Я завишу от Него во всех отношениях. Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Потому что все остальное из этого проистекает. Все остальное проистекает из этого.

Я хотел одну еще вещь сказать к этому стиху. 4550 В Ведасутрах Патанджали объясняется тоже искусство повторения мантры. Там говорится о том, что джапа или повторение мантры – самый быстрый способ обретения самадхи. Самый быстрый. Самый могущественный. Там говорится. Там есть сутра Таджапаcтха бартха бхавана прабартха бхавана. Бхавана значит настроение. Бхавана значит состояние нашего сердца, в котором мы произносим джапу. Тат джапас тат артха бхава. На что мы должны медитировать, когда мы произносим джапу? На артху. На смысл джапы. Тат джапас тат артха бхава. Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.

Кто, кто такой Кришна? Кто Он? И мы сможем эту медитацию обрести тогда, когда мы правильно себя поймем в отношениях с Кришной.

Сейчас мы – Бог. В нашем сознании мы главные. Мне не важно, кто такой Кришна, мне не важны все остальные. Мне главное, чтобы мне хорошо было. Главное, чтобы у меня все было нормально. Наше сознание принципиально эгоцентрично и этот эгоцентризм нашего сознания – самый корень всего этого, самый корень всех наших проблем. И из него все остальные оскорбления святого имени происходят. Первое оскорбление святого имени какое? Садху нинда, да? Оскорбление преданных. Откуда оно происходит? Почему мы начинаем оскорблять преданных? От зависти. Потому что мы всех хотим ниже себя видеть. Правильно? 4808 Это нинда – переживания, видеть недостатки в других. Нинда значит доша киртана. Есть два вида киртана. Есть харинама киртана  ??? и есть доша киртана. Доша киртана что значит? Когда мы прославляем недостатки других. Доша киртана значит, мы видим недостатки и радуемся, когда видим эти недостатки. Чувствуете, какое у нас приятное чувство? Любые недостатки в ком угодно можем найти. В Кришне сколько угодно недостатков, одни недостатки. 4852??? Недостатков в нем нет.

Как Шишупал одни недостатки. Просто он в восторг приходил, когда недостатки Кришны перечислял. Черный, черный. Что хорошего от черного можно ожидать? Происхождение неясное. Непонятно кто вообще. Трус. Убегал. То, се. Кришна – одни недостатки. Это доша киртана. Это желание искать недостатки, оно исходит из этого нашего качества, из нашей гордыни. И все остальные недостатки, все остальные оскорбления оттуда же идут. Корень, ядовитый корень один.

Как у меня была переписка с ритвиками. Когда я там написал, что я думаю по поводу ритвиков. Ну и они написали, что они по поводу меня думают. Один из моих аргументов заключался в том, что «ну посмотрите, чем люди занимаются». Люди занимаются только тем, если говорить, иметь в виду ваш журнал, которые они выпускают. Журнал называется «Назад к Прабхупаде» — «Back to Prabhupada». Журнал из номера в номер, из номера в номер, из номера в номер только о пороках и недостатках, об ошибках и каких-то прегрешений преданных. Самая большая коллекция садху нинды, полное собрание садху нинды.  Из номера в номер.

Я написал: «Где Шрила Прабхупада говорил о том, что нужно это делать? Где? В каком месте? Покажите мне. Вы говорите – назад к Шриле Прабхупаде. Где Шрила Прабхупада об этом говорил?» Снова и снова и снова и снова и снова и снова и снова Шрила Прабхупада говорит: «Никогда не должны оскорблять преданных. Ответ, какой они сказали? Это не оскорбления, мы правду говорим. Сказать правду – это не оскорбление. Чушь. Глупость. Потому что есть правда, есть правда. Когда мы видим недостатки – это просто правда про нас. Потому что мы видим, потому что они в нас есть и все. Это наша зависть. Мы хотим их видеть. И когда мы перечисляем это, когда мы получаем удовольствие от этого – это оскорбление. Какой бы правдой она не казалась. Каким бы ни был преданный, я должен сказать: «Я не хочу видеть в нем недостатков». Потому что сам Кришна не видит в нем недостатков.

Сам Кришна говорит: апичет сударачарот бхаджате мананья ва

В моих глазах кто такой преданный? 5220 Садху рева самантавйах – такой человек святой. Даже если он самый ужасный прегрешение было. Почему? Потому что он ко мне хочет прийти. Он святой. Кришна говорит: «Вот, святые собрались». А мы говорим: «Да, да, да. Конечно. Святые». (Смех) Нас так на 5221мякине не проведешь. Мы все видим. Мы всю правду про них скажем.

И это оскорбление. Это оскорбление святого имени. Святое имя, когда оно слышит, как мы произносим все это, как мы это говорим вслух или… Про себя это не так страшно. Про себя Кришна может притвориться, что не знает этого. Когда Он видит, что мы вслух это говорим, Он обижается. Он учит нас. Святое имя живое. Нама чинтамани кришна чайтанйа раса виграха. И наши отношения с ним тоже живые. Иногда Он открывается нам. И мы чувствуем что-то. А в другой раз ничего не чувствуем. Просто пустые звуки. Ничего нет. Ушел Кришна. Иногда даже язык не поворачивается, чтобы произнести.

По той причине, что Кришна обладает этим правом. Он может учить нас. Он учит нас.5335 Как скажем какие-то Машины родители или еще кто-то. Если кто-то на нас обижается, что они делают? Отворачиваются от нас, правильно? Не хотят видеть нас. Не хотят видеть нас, не хотят разговаривать. Правильно? Святое имя точно также. Если у нас внутри есть эта зависть неконтролируемая, и мы дает волю этой зависти, начинаем оскорблять всех. Главное начать, дальше легко пойдет. Вначале трудно. Потом дальше там гуру оскорбить можно.

Один преданный очень хорошо сказал – Такир Мохан, ученик Шрилы Прабхупады. Он сказал, что есть оскорбление бешеного слона. Когда мы оскорбляем других преданных – это бешеный слон. Бешеный слон врывается в наше сердце и начинает вытаптывать там все. Все то, что мы могли приобрести за время своей практики бхакти, все вытаптывает, ничего не оставляет. Теперь он говорит, что, но слоны бояться львов. Если есть животные более сильные, чем слоны, это лев. Лев, он маленький, он вгрызается в слона и разрывает его на части. И если даже мы оскорбили преданного какого-то сами, то мы можем, в конце концов, льва в нем не травить. Лев – это гуру. Если мы оскорбляем льва, есть оскорбление слона и есть еще страшнее – оскорбление льва. Недаром в этом списке из десяти оскорблений – нама аппарадх, выделяется отдельно. Потому что с одной стороны первое – это садху нинда, это самое ужасное, а потом гурор аваджна, когда мы начинаем считать, что гуру – это обычный человек. В том смысле, что ошибается, не знает, не понимает, не понятно, что делает. И это еще более сильное оскорбление. И все остальные оскорбления имеют ту же самую природу, тот же самый корень, того же самого. Поэтому в следующем стихе Чайтанья Махапрабху говорит как мы должны повторять святое имя.

тринад апи суничена

тарор эва сахишнуна

аманина манадена

киртанийах сада харих

Чайтанья Махапрабху говорит: «Возьмите этот стих, запишите его, повесьте его себе на шею и в этом состоянии, памятуя о том, что в имени Кришны все есть, что Кришна – это сам Бог, что имя не отлично от него, со слезами на глазах, прося Его о привязанности к святому имени, повторяйте святое имя. Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.

И осбенно надо следить как это эго, ложное, поднимает свою ядовитую голову. У нас внутри в сердце есть эта змея, гадюка, кобра, мада5715, гордыня. Она отравляет наше существование.

Преданный, он думал, какой обет дать на картику. 5728 Гоур Дхама Махарадж пишет: «Картика – это время обетов, когда люди дают особые обеты. Что-то что может усилить мое служение, что-то, что может углубить мое понимание духовной практики. Потому что это особое время, когда сам Кришна помогает. Тот решил дать обет, простой обет – «один месяц я ни про кого не буду говорить плохо». Простой обет? Попробуйте. Чтоб понять, до какой степени глубоко в нашем сердце все это вошло, насколько глубоко все это сидит, насколько глубоко я на самом деле не ощущаю себя слугой, нужно видеть все эти вещи. И когда я начинаю думать, когда мы пытаемся все это делать. Дайте обет – один день ни про кого плохо не говорить. Один день. Вообще, ни про кого. Никогда. Потому что это привычка, очень глубокая привычка. Наш инстинкт самосохранения, хотим оставаться здесь, в этом мире. И поэтому мы не получаем нектара святого имени. Давайте мы сейчас со слезами на глазах повторим один раз святое имя, попросим Кришну, который сидит у Яшоды на коленях, сосет ей грудь и по совместительству является Парабрахмой, чтобы Он дал нам возможность повторять Его имя в правильном настроении. Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.

Второй стих Шикшаштаки я расскажу завтра. Шачинанда Махарадж будет что-нибудь рассказывать, я тоже чего-нибудь еще расскажу.

Я буду очень счастлив, если эти несколько слов помогут Вам как-то в нашем духовном путешествии. Это удивительная вещь. Шрила Прабхупада дал нам эту возможность, нам надо ценить и постоянно стараться, углублять свою практику и она вознаградит нас удивительными вещами. Спасибо.

Шрила Прабхупада ки – Джай!

Гаура Премананде – Харри бол!

Шрила Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж ки – Джай!

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.