Аннотация:
В данной беседе с учениками Махарадж подробно останавливается на следующих темах: каким образом можно выйти за пределы ума; как получить милость Кришны и полностью предаться Ему; что такое истинное смирение; что значит «просить, не требуя»; почему только в состоянии крайнего стресса или страха у человека появляется шанс обратиться к Кришне и какую роль в этом процессе играет его свободный выбор; что необходимо чистым преданным для того, чтобы решительно действовать; что такое «действие по примеру».
***
Вопрос:
Выйти за пределы ума невозможно. И когда мы это поняли, то мы можем поставить себя в позицию, которая привлечёт милость Господа, который нас спасёт. То есть на самом деле все эти философские разговоры просто для того, чтобы понять, что мы в очень серьёзной ситуации, опасной, чтобы избавиться от этой иллюзии: «Нормально, с умом как-то договоримся». Это очень опасно. Так вообще никакой духовной жизни не будет никогда. То есть философия нужна только для этого, чтобы поставить себя в правильную позицию и полностью предаться на милость Кришны. И вот Кришна уже освободит нас. То есть философия только для этого. Сама по себе философия не поможет. Потому что ум – он философ: «Сейчас мы освободим тебя от ума!» (Смех). Это ум скажет.
БВГМ:
Кто-то что-то может добавить?
Буддисты, чтобы сойти с платформы ума, что только не делают. Они размышляют о заведомо каких-то парадоксальных вещах, хлопают одной ладонью. Они пытаются так или иначе выключить его или выйти за его пределы каким-то чудом. В нашей философии есть единственное чудо – Кришна, который находится рядом и слышит все наши молитвы. И в принципе это философия всех монотеистических религий. Я не знаю на счёт иудаизма, но точно христианства и ислама. Что, в конце концов, нам, так или иначе, милость Бога получить надо. Без неё никуда, это факт!
И в сущности Чайтанья Махапрабху эту вещь объясняет:
тринад апи суничена
тарор ива сахишнуна
аманина манадена
киртанийах сада харих («Шри Шикшаштака», шлока 3)
Перевод: Считая себя ниже травы, будучи терпеливее дерева, не ожидая никаких почестей, но всегда будучи готовым выразить глубокое уважение другим, можно всегда с легкостью воспевать святое имя Господа.»
Единственный способ выйти за пределы ума – стать терпеливым, смиренным, уважать всех и не ждать уважения к себе. Вот и всё! Другое дело, как это сделать? Это другой вопрос. Как не ожидать уважения к себе? Ели не ожидаешь, значит всё хорошо.
Я рассказывал историю про Кришнадаса Бабаджи Махараджа?
Вопрос:
Не все её слышали.
БВГМ:
Он жил в разных ашрамах: то в одном, то в другом поживёт, то потом поживёт ещё где-то. Он был очень заметной фигурой, поэтому все руководители ашрамов хотели, чтобы он жил у них. В очередной раз он пришёл в какой-то ашрам, где он иногда жил, и сказал: «Можно я у вас ещё поживу?» В это время Махант, возглавлявший этот ашрам, раздосадованно сказал: «Вы вообще как проститутка. Не понятно, где вы – тут или там». Он посмотрел на него спокойно и сказал: «Тебе понадобилось столько лет, чтобы это понять». То есть он никак не отреагировал на это. Вернее, не отреагировал не правильно. Отреагировал, но отреагировал правильно. Или как кто-то говорит: «Когда нас хулят, то надо сказать: вы ещё не всё про меня знаете!»
В реальности, конечно, очень сложно на эти вещи таким образом реагировать. И, в конце концов, только связь с Богом может дать возможность реагировать на это. То есть та же самая милость Кришны. То есть, чтобы получить милость Кришны надо получить милость Кришны. Потому что милость беспричинна.
Один из наших ачарьев рассказывал, что к Наполеону обратилась однажды мать какого-то солдата или офицера, приговорённого к расстрелу. Пришла к нему с просьбой о помиловании. Он очень рассердился и сказал: «Ты знаешь, что твой сын сделал? Он не заслуживает помилования!» Она ему на это сказала: «Помилование на то и помилование, чтобы быть незаслуженным». И всё… Пришлось ему отпустить его, пришлось помиловать.
Вопрос:
Милость чаще приходит к смиренным?
БВГМ:
Милость приходит только к смиренным… Только к смиренным.
Вопрос:
Сегодня Притха прабху сказал как раз, что внимательно повторять мантру можно только по милости Господа Чайтаньи. Без милости Господа Чайтаньи это невозможно.
БВГМ:
Да… Как её получить-то, милость?
Вопрос:
Сейчас про Иисуса скажу… Я, кстати, по причине того, что хотел посмотреть, где же у Иисуса это изречение, что тому, кто попросит хлеба, камень в руку не кладут и так далее. Там оказывается в этой главе, это одиннадцатая глава Евангелия от Луки, Иисус очень много говорит о том, как нужно обращаться к Господу, чтобы получить милость. «Стучите, и вам отворят. Просите, и вам дадут обязательно». Оказывается, он очень много об этом говорил. С большой силой надо просить просто, изо всех сил. И мы обязательно получим милость.
БВГМ:
У нас сегодня был разговор за обедом с Притху прабху. Он сел на свою любимую тему о том, что в христианстве нет от Христа, а от Павла. Я не сильно ему возражал. У меня было такое ощущение, что на самом деле это же не так важно. В конечном счёте, если хотя бы один человек сделался чистым преданным, обрёл какую-то святость, предался Богу, то и нормально, хорошо. Хотя в принципе он согласен с этим
йе йатха мам прападьянте
тамс татхаива бхаджамй ахам
мама вартманувартанте
манушйах партха сарвашах (Б.-г., 4.11)
Перевод: До какой степени человек отдает себя Мне, соответственно Я награждаю его. Каждый во всем следует Моим путем, о сын Притхи.
Философия нужна для того, чтобы нам правильную позицию занять. Йе йатха мам прападьянте тамс татхаива бхаджамй ахам. Это то, что ты сейчас сказал, когда сказал, что Иисус говорит: «Стучитесь и откроется». В сущности, это то же самое: если попросите хлеба, Бог не может дать камень; Он может дать только хлеба. Просто надо просить.
Вопрос:
Ещё, наверное, важно, как просить. Потому что когда наши просят, они с претензией просят…Можно же просить по-разному… Наверное, смирение должно быть…
БВГМ:
Поэтому говорится «просить». Просить не смиренно, значит требовать. Просить – это значит просить: мне никто ничего не обязан, я ничего не заслужил. Поэтому Нароттама дас Тхакур говорит: «Единственная моя заслуга в том, что я самый падший»… Смирение возникает от безнадёжности.
Вопрос:
От тщетности своих попыток стать смиренными…
БВГМ:
До тех пор, пока у нас есть надежда некая, мы всё время думаем: «Так и так… То случится, это случится… Я одержу победу, у меня всё будет хорошо…» Человек всё время ждёт-ждёт-ждёт-ждёт-ждёт, надеется… И смирение не приходит. Смирение приходит, когда уже надеяться не на что.
Вопрос:
Понял, что сам ничего не можешь.
БВГМ:
Да, ничего не можешь. Хотя это безнадёжность не в плохом смысле слова, не в смысле отчаяния, а в смысле надежды на Бога. Иначе безнадёжность – это, конечно, уныние, когда уже ничего нет, когда всё темно, и когда человек от безнадёжности понятно, что делает.
Это то, о чём мы говорили: когда человек страдает, у него есть какой-то шанс. И он может им воспользоваться, а может не воспользоваться. Это его выбор свободный, как реагировать на эту ситуацию. В первой главе «Бхагавад-гиты» как раз этот свободный выбор хорошо описан. Там показано, как люди действуют в состоянии крайнего стресса, страха. С одной стороны Дхритараштра просто застыл, у него есть какая-то совершенно дурацкая надежда, но он ничего сделать не может. С другой стороны Дурьодхана, который пытается сманипулировать ситуацию. С третьей стороны Арджуна, который говорит: «Ну, всё, я – твой ученик, предавшаяся тебе душа, у меня никаких больше других надежд нет». То есть реагировать можно по-разному. Реакция Дхритараштры – это реакция депрессии в тама-гуне: я нахожусь полностью в депрессии и надеюсь на какое-то чудо. Реакция Дурьодханы – это реакция в страсти, так или иначе: мы победили, у нас всё лучшее. Реакция Арджуны вначале в гуне благости, потом он предаётся Кришне: «Всё, я не знаю, что делать». И наша реакция – это смесь всех трёх. В реальности всегда есть некая смесь. Человек отчасти застывает, не понимая, что делать; отчасти пытается лихорадочно что-то сделать; отчасти предаётся Кришне: «Кришна, я не знаю, что делать». А потом спохватывается и говорит: «Нет, не надо ничего делать». А потом опять в отчаяние впадает.
Вопрос:
Это как в том анекдоте, когда человек просит у Кришны: «Помоги припарковаться». Потом место появилось, и он говорит: «Всё, спасибо, я сам нашёл. Так и мы: когда Кришна помогает, считаем, что сами справимся.
Вопрос:
Ловлю себя, что когда я обращаюсь к Кришне, то у меня есть желание, чтобы он мне помог стать сильнее. И всё, и я типа самостоятельный. Чтобы от Него стать независимым, вместо того, чтобы наоборот просить у Него зависеть от Него…Как бы прочувствовать, что мне нужна зависимость. Полубоги же так примерно тоже…
БВГМ:
Да, полубоги приходят к Кришне и говорят: «Сделай нас сильнее». А Он не соглашается.
С одной стороны, нам нужна сила. И это хорошо, что мы обращаемся за этой силой к Кришне. Прахлада Махардж хоть и не обращался за силой, он говорил, что сила от Бога приходит. Просто настоящая сила – это значит оставаться всё время под Его защитой.
Я читаю сейчас немного про мусульманство и про пророка Мухаммеда. Конечно, уникальная фигура на духовном небосводе. С одной стороны, он полностью вообще всего себя отдал Богу, полностью предался. С другой стороны, как Арджуна, воином был, сражался, завоевывал страны. В его биографии был интересный эпизод, который меня в своё время поразил. Когда он был мальчиком, он был очень болезненным. Семья была из очень знатного рода курайшитов, но обеднела. И его на лето посылали в оазис пасти скот, и чтобы он одновременно поправлял здоровье: пил молоко и финики ел, чтобы поправляться. И однажды он был в одиночестве, пас кого-то, и толи он вздремнул, толи ещё что-то, и с ним случилась интересная вещь. Я не помню сейчас детали этой истории, давно её читал. К нему пришло толи двое, толи четверо, но, по-моему, двое ангелов, каких-то странников. Они усыпили его. При этом он какой-то частью видел, что с ним происходит, и чувствовал это. Они разрезали его грудь, достали сердце из груди и как бы очистили его, смыли всю грязь и обратно вложили его. Сказали: «Действуй!»
Я почему стал об этом говорить? Потому что обычно у людей есть некое хрестоматийное понятие святого или человека, который предался полностью: он сидит, его бьют, а он ничего не делает, не сопротивляется. Но, если мы посмотрим на Арджуну, на Шрилу Прабхупаду, на пророка Мухаммеда и даже на того же Иисуса, который пришёл в Иерусалим и первое что сделал – зашёл в храм и стал столы торгующих опрокидывать ногами, выгонять менял и говорить: «Дом мой домом молитвы наречётся!» Или когда мы говорили про Крипачарью… Насколько человек должен быть чист и уверен в себе.
Когда у нас есть какая-то грязь в сердце, мы на самом деле не можем действовать решительно, если мы духовные люди и пытаемся прятаться за ширму смирения. Почему? Потому что мы не уверены до конца в своих мотивах. В нас нет смелости. Когда человек полностью предался и Кришна руководит им, у него появляется эта отчаянная смелость, он начинает делать какие-то совершенно непонятные вещи. Господь Нитьянанда, который пнул ногой Шивананду Сена не понятно почему… Или запустил блюдо в буддиста… Иначе говоря, таким образом действовать – это значит всё время чувствовать, что Бог за тобой находится и ты действуешь от Его имени полностью. А тем, у кого нет такой чистоты, им остаётся так или иначе одно только – действовать по примеру. В нашем случае это пример Шрилы Прабхупады. Если человек в принципе честно следует тому, что сказал Шрила Прабхупада, то это именно наш уровень предания – следовать за ним.