Думал сегодня, почему так часто люди в этом мире принимают злобу и ревность за любовь. Думал не без повода. Один наш знакомый «сектоборец» развязал яростную кампанию в интернете в попытках настроить общественное мнение против Общества сознания Кришны.
При этом, похоже, он полностью уверен, что делает благое дело, идет путем любви к Богу и именно ради торжества этой любви передергивает факты, интригует, науськивает людей друг на друга, подличает… Самое интересное, что у него, наверняка, есть множество последователей, которые тоже принимают ненависть к ближним, ревность и зависть за любовь. Должно же быть что-то общее между любовью и злобой, чтобы люди могли принимать одно за другое. Но что?
Разумеется, есть одно качество, которое роднит духовную любовь и материальную злобу — это их неисчерпаемость.
Подлинная любовь порождает в человеке неисчерпаемое терпение и бесконечное смирение, безграничную жертвенность и безграничное милосердие. Но и злоба делает человека неисчерпаемо изобретательным, безгранично коварным и жестоким. Откуда же у материальной злобы духовное качество безграничности?
Настоящая любовь — это всегда тоска конечного по бесконечности, отчаянная попытка конечного выйти за пределы своей ограниченности. Противоположность любви — злоба — наоборот, всегда трусливая попытка конечного отстоять свое право на ограниченность. Однако и в злобе, и в любви человек соприкасается с бесконечностью.
Почему? Потому что злоба, зависть, ревность, соперничество (матсарья) порождена неизбывным страхом ограниченного живого существа. Если кто-то хочет почувствовать в этом конечном и ограниченном мире бесконечность, то здесь есть только один способ сделать это — прислушаться и присмотреться к собственному страху и увидеть непроглядные бездны страха в глазах людей. Ибо страх — это отсутствие Бога, а пустота в сердце, вызванная отсутствием Бога, так же бесконечна, как Сам Бог.
Человек становится злым, когда у него пусто в желудке. Но насколько же злее тот, у кого пусто на сердце?