Семинар «Ведическая психология», Лекция 1

Семинар «Ведическая психология», Израиль, 2009 г. (Диск 113, л. 2)

Аннотация:

—  объяснение мантры сахана вавату….

 — вера дает человеку настоящую, подлинную защиту

 — самое главное препятствие в нашем сердце – эго или зависть

 — чтобы процесс обучения произошел, а обучение значит трансформация, обучение значит преображение человека, преобразование его природы, для этого должен быть гуру

 — о ведическом знании

 — история из «Чхандогья-упанишад» о том, каким образом люди получали знание

— человек не может изучать философию по-настоящему, не изучая психологии

— психология нужна нам для того, чтобы мы поменяли свой ум  (Конечная цель всего того, что мы делаем, это счастье)

— «Безумие — это делать то же самое и ожидать другого результата» (Альберт Эйнштейн)

— чтобы стать счастливым нужно поменять свой ум

— счастье находится внутри нас, в нашем уме, оно не зависит от внешних вещей

— 4 цели «Аюрведы» и  ведической философии

   — 4 цели «Аюрведы» —  излечить; научить жить так, чтобы не болеть; укрепить иммунитет; вывести человека за пределы этого тела

   — 4 цели ведической философии – избавить человека от проблем, скопившихся в уме; дать принципы жизни, которые не будут приводить к этим болезням; укрепить иммунитет;

— упадхи, что это такое  (ум  нас ограничивает, ум делает нас бессильными (пример со штангистом Алексеевым))

— здоровье (свастха) — философское определение

   — высшая форма здоровья это осознавать себя душой, осознавать свою духовную, вечную, бессмертную природу

   — излечение зависит от нас (если мы хотим излечиться, нам помогут в этом, но при этом мы не должны перекладывать всю ответственность на другого)

   — ведическая культура хочет сделать нас деятельными, а современная культура  нас превращает в пассивных и ленивых потребителей

   — в «Риг-веде» приведена точная скорость света

 ***

     Добрый день.  Прежде, чем мы начнем, я хотел, чтобы мы  с вами вместе повторили одну мантру, которая  взята из «Упанишад». И по традиции эту мантру повторяют перед тем, как начать изучать ведическое знание. Я напишу ее, чтобы вам было легче повторять.

Пожалуйста, повторяйте за мной, и я потом объясню смысл этой мантры. На самом деле одна из тем, которую я собирался рассказывать во время этого семинара, это психологи обучения, то, каким образом знание входит в ум, становится частью нашей природы, каким образом знание представлено чем-то внешним по отношению к нам. И существуют определенные принципы, которые помогают, соблюдение, которых помогает достичь этой цели.  И в этой мантре изложены некоторые из этих принципов.   Поэтому мне  хотелось, чтобы  каждый раз  перед нашей лекцией мы повторяли вместе мантру.

     сахана вавату сахана бхунакту  сахавирйам карававахеи

     теджйасви на вадитамасту ма видвишавахеи

     Ом шанти шанти шантих ???

     Мы начнем с объяснения этой мантры. Это мантра, которую повторяют вместе учитель и ученики и она означает: сахана  вавату ??? «На» значит «нас»,  «сахана вавату» — «защити нас», это просьба о защите.  Сахана бхунакту – дай нам наслаждение, дай нам хлеб, дай нам удовольствия какие-то; сахавирйам – дай нам карававахеи, дай нам силу; теджйасви на  вадитамасту —  в конце концов, дай нам энергию для того, чтобы мы могли постичь это знание. ма видвишавахеи – и избавь нас от ненависти, избавь нас от злобы.

На первый взгляд очень простая вещь, на первый взгляд она говорит о каких-то элементарных вещах. На самом деле смысл этой мантры очень глубокий.  И мне хотелось чтобы мы настраивались на то, что сейчас происходит, помедитировали на смысл этой мантры.

Первое, о чем просят учителя  ученики – защити нас, дай нам защиту.  Что защищает человека, кто-то задумывался над этим? Что нас защищает? Если вы оказались в очень сложной ситуации, в конце концов, что вас может защитить?

— Господь.

БВГ: Вера, вера, вера. Первая просьба и  первое условие успеха, чтобы мы могли настроиться на получение знаний правильно, это просьба дать нам веру. Если веры нет у человека, человек беззащитен. Человек без веры полагается только сам на себя, человек  без веры, в конце концов, абсолютно слаб.  Что дает человеку настоящую, подлинную защиту – это вера.  И поэтому первое – это сахана вавату, это просьба о вере

Сахана бхунакту. Буквально это значит – дай нам хлеб нас насущный, как в «Евангелии». «Бхунакту» значит – дай нам что-то, чем мы будем наслаждаться, на чем мы будем существовать или чем мы будем жить.  Чем живет человек на самом деле? Второе, это просьбы о том, чтобы мы питались… да, не хлебом единым жив человек. Человек, в конце концов, питается знанием, или духовным знанием. Потому что душа по природе своей исполнена блаженства. И когда у нее есть духовное знание, когда я понимаю свою духовную природу, то эта просьба реальным образом осуществляется.  Бхунакту или блаженство, радость, счастье жизни приходит к человеку, когда у него есть духовное знание.  Сахавирйам карававахеи – дай мне силы. «Вирйам» значит «сила» или «энергия». И какая сила прежде всего нужна нам с вами для  того, чтобы мы смогли освоить знание? Сила чего?

— Духа

— Разума.

БВГ: Да, сила духа или сила ума.  И сила ума в чем заключается прежде всего?

— В концентрации..

БВГ: В концентрации, правильно. Еще в чем?

— В памяти.

БВГ: В памяти. Правильно.  Это тоже очень тесно связанные вещи.  В концентрации, в памяти и в энтузиазме.

В возвышенном или приподнятом состоянии, которое у человека есть для того, чтобы….  «Вирйам» значит буквально «энтузиазм», «вирйам» значит «сила, которая приходит от энтузиазма».  Потому что физическая сила, в конце концов, приходит с уровня ума.  И когда в уме у меня есть этот энтузиазм, желание обрести что-то, то у меня вместе с этим есть сила. И это дает мне концентрацию, память и все остальное.

Теджйасви на вадитамасту. Нам нужна сила, теджас для того, чтобы  изучать, постигать знание.

И очень важный момент содержится в самой последней строке этой мантры.ма видвишававахеи. «Ма видвишавахеи»  значит – избавь нас от ненависти, или неприязни (видвиша, двеша),   Ма видвишавахеи значит – избавь меня от самого главного препятствия внутри. Какое самое главное препятствие в нашем сердце?

— Эго.

БВГ: Эго или зависть. И в процессе обучения эта зависть естественным образом проявляется по отношению к кому? К тому, кто учит, к учителю. Это может показаться странным, может показаться не совсем правильным, но на самом деле это самое большое препятствие. Потому что, чтобы учиться, чтобы воспринимать какое-то знание, какое настроение должен принять человек? Смирение – я не знаю. Если я уже думаю внутри, что я все знаю: «Рассказывай тут, давай, давай, посмотрим, как ты меня развеселишь», я ни чему не научусь. Это самое большое препятствие внутри для того, чтобы знание проникло вглубь. Наше эго, которое выступает как гордыня, и гордыня принимает форму зависти, принимает форму отвержения кого-то: «Кто ты такой, чтобы мне говорить?! Кто ты такой, чтоб меня учить?!». Потому что учитель значит то, кто находится чуть-чуть выше. Может быть, не сильно выше, но чуть-чуть выше он должен находиться. В Ведах говорится, что знание как вода течет как? Вниз, сверху вниз. И поэтому ма видвишавахеи. Это очень важная вещь. Потому что еще по какой причине? Потому что учитель  на санскрите как называется?

— Гуру.

БВГ: Гуру. Гуру, кто знает, что значит это слово? Тяжелый, тяжелый. «Гуру» значит «тот, кто давит». Потому что если не будет какого-то давления, ничего не произойдет. У на есть некая внутренняя жесткость, эта внутренняя жесткость отвергает любое вторжение извне. Мы хотим оставаться там, где мы есть, мы хот сохранять свой статус-кво.  Чтобы процесс обучения произошел, а обучение значит трансформация, обучение значит преображение человека, преобразование его природы, для этого должен быть гуру, должно быть давление сверху. Когда нет давления, что происходит изнутри от нас? Сопротивление сильное.  Всегда будет отторжение, всегда будет внутри  нежелание меняться. У кого есть нежелание меняться? Кто не хочет меняться, поднимите, пожалуйста, руку.   Все не хотят меняться, чуть-чуть хотят, чуть-чуть не хотят. Если б очень сильно хотели, давно бы поменялись. И поэтому эта последняя просьба очень важная – ма видвишавахеи  — избавь, позволь моему сердцу раскрыться навстречу. Потому что эта двеша или зависть, гордыня это энергия, отталкивающая знание изнутри, внутреннее сопротивление знанию.  И поэтому в этой очень важной молитве нас настраивают на этот лад – позволь моему сердцу раскрыться навстречу этому знанию, убери сопротивление внутри меня, устрани ненужные преграды, которые мне мешают, в конце концов, поменяться, стать лучше, обрести духовное знание.

Запишите, пожалуйста, эту мантру, чтобы я каждый раз не тратил время на ее изображение.

— Если мы на русском языке записали, это имеет какое-то значение?

БВГ: Имеет. Но санскрит, я буду немножко объяснять об этом,  почему именно санскрит обладает особой силой.  Говорится, что каждый звук санскритского алфавита обладает определенной энергией.  Ну, мы чуть-чуть попозже об этом поговорим.  В принципе,  на русском языке, русский язык тоже хорош.

И, собственно, если мы посмотрим на эту молитву или эту просьбу, с помощью которой человек настраивает себя на восприятие знаний, мы можем понять, почему знание воспринимать так сложно. Сейчас практически ведическое знание ушло, ведическое знание практически не существует. Если честно называть вещи своими именами, мы говорим, что ведическая культура самая живучая, но даже эта самая живуча культура померла (смешки).  И отчасти она померла, потому что какие-то правила не были соблюдены. Чтобы человек воспринял это знание, в самой ведической культуре был способ как это знание получать.  Сейчас что происходит в наше время? Происходит профанация, профанация знания. Все знание доступно. Эту мантру, если вы наберете в Интернете, там будет примерно 7835 сайтов,  в которых она будет изложена.  Все торопятся на этот рынок и пытаются учить, тогда как ведическое знание это не дешевая вещь.  Для того, чтобы действительно это знание стало частью нашей природы, человек должен затратить определенные усилия внутренние.  И поэтому соответственно очень сложно происходит этот процесс обучения.  Иногда люди говорят, что ведическое знание умерло, потому что учителей нет.  Ведическое знание умерло, потому что учеников нет, учителя есть, потому что нет людей, которые готовы подчиняться диктату этого знания, готовы принять знание, как нечто высшее по отношению ко мне.

В «Упанишадах», в частности в «Чхандогья-упанишаде», из которой эта мантра,  это шанти-патра ??? из «Чхандогья-упанишад», рассказывается история, одна из типичных историй о том, каким образом люди получали знание. Я расскажу эту историю, на этом, можно будет семинар прекратить

       Ученик приходит к учителю и говорит: «Гуру, я хочу знание». Он говорит: «Хорошо. Вот тебе 100 коров, иди и паси 100 коров, когда их станет 1000, приходи ко мне». Как я уже и сказал, на этом можно закончить наш семинар.  Человек должен был смирением, служением доказать свою готовность это знание воспринять, это знание нисходило на него внутренне.  Как очень хорошо сказал Сергей сегодня, он сказал, что мы должны понравиться Истине.. Как сделать так, чтобы мы Истине понравились, чтобы Истина пришла к нам, вошла в нас? Потому что Истина самодостаточна, она обладает особой силой. Если она сама не низойдет к нам, мы ее силой не сможем ухватить. Процесс знания или познания, постижения это очень тонкий процесс. Хорошо, это некое первое введение, чтобы напугать вас слегка и чтобы  подчеркнуть один очень важный момент – ведическое знание это не дешевая вещь, оно требует определенного труда от нас и об этом труде мы будем говорит – какой труд.  Теорию очень легко сказать и я очень быстро изложу теорию. То, насколько это знание войдет в вас, будет зависеть от того, насколько вы будете его практиковать.

     Хорошо. Итак, я уже сказал в своем сегодняшнем вступлении, что мы будем изучать с вами природу ума. И я буду рассказывать о том, что Веды говорят о природе ума, каким образом функционирует наш ум, что мы должны делать с этим своим умом. И одна очень важная вещь, с которой мне хотелось начать, это то, что ведическая психология или наука об уме       является частью ведической философии.  По сути дела, человек не может изучать философию по-настоящему, не изучая психологии.  В нашем понимании это совершенно разные дисциплины – философия это одно, я сижу и философствую; психология это нечто другое. Но психология является существенной, важной, я бы сказал, самой коренной частью всей ведической философии. Вся ведическая философия, в конце концов, сводится к этому – к представлению о том, как овладеть своим умом, как сделать из ума друга, объяснить что такое ум, каким образом он действует, как он нас обманывает.  И в этом, на самом деле, красота ведической культуры Ведическая культура в отличие от современной культуры, в которой мы живем, это очень целостная вещь, там все взаимосвязано. Психология, астрология, диета, медицина, все это неразрывные части целого, упражнения. Если мы возьмем современную культуру, то какое отношение упражнения имеют к философии? Имеет какое-то отношение бег, которым люди занимаются к философии? Нет. Медицина имеет какое-то отношение ко всему остальному? Нет, совершенно отдельная дисциплина, диетология – отдельная дисциплина  Людей разделили, тогда как природа у человека единая и природа у знания единая. В ведической культуре за какую бы ниточку мы ни потянули, мы, в конце концов, распутаем весь клубок. Мы распутаем все понимание того, каким образом я должен жить, целостная картина того, что такое человек, в чем предназначение человека, в чем цель человека она выйдет из этого начала, за какое бы начало мы не взяли.  И та ниточка, за которую я буду распутывать все остальное, это будет психология или природа ума.  Но, в конце концов, она приведет к очень простым вещам, она приведет к диетологии, еще каким-то вещам, к упражнениям, которые человек должен делать. Потому что, еще раз, человек один, знание единое, знание не частичное. Культура современная очень сложная, она сбивает нас с толку, она, в конце концов, лишает нас какого-то понимания.  И, в конечном счете, психология нужна нам для того, чтобы мы поменяли свой ум.  Цель этого семинара — дать нам средство поменять ум для того, чтобы сделать нас, в конце концов, счастливыми.  Конечная цель всего того, что мы делаем, это счастье, никакой другой цели нету.  В конце концов, мы должны стать счастливыми.  Но, к сожалению, мы не можем стать счастливыми с тем же самым умом.  Альберт Эйнштейн говорил, он дал определение безумия, он сказал, что «Безумие — это делать то же самое и ожидать другого результата». Это очень хорошее определение безумия.  Или по-другому, он по-другому сформулировал тот же самый тезис, он сказал, что безумие, или самая большая иллюзия человека, это думать, что проблемы, которые созданы нашим умом, можно решить с помощью чего? С помощью того же самого ума. Если у меня есть проблемы…. Поднимите руку, у кого есть проблемы, пожалуйста, только честно.  Мы должны понимать, что они созданы моим умом, это результат творения моего собственного ума. И для того, чтобы разрешить проблему, я должен что поменять?

— Ум.

БВГ: Ум. В конечном счете, я должен поменять свой ум. Иначе говоря, для того, чтоб стать счастливым, я должен поменять свой ум. И цель ведической философии, цель ведической психологии, цель всей ведической культуры, в конце концов, чтобы сделать человека счастливым, чтобы дать ему возможность или инструменты для полного счастья, дать понимание, почему он, собственно, несчастен. И, в конце концов, счастье где находится?

— Внутри нас.

БВГ: Да, внутри нас. Счастье находится в нашем уме. Счастье, в отличие от того, что думают большинство людей, не зависит от внешних вещей, от внешней среды, в которой мы находимся. Счастье это некое внутреннее состояние и эти инструменты счастья я, собственно, и пришел вам принести сегодня.

     В самом начале мне хотелось сказать о четырех целях «Аюрведы» и о четырех целях психологии, философии ведической. «Аюрведа» все знают, что такое – наука о здоровье, правильно? Это очень хорошие примеры, чтобы объяснить цель этого семинара. Иначе говоря,  в цели ведической философии или ведической психологии я возьму за пример цели «Аюрведы, и покажу, что цели одни и те же.

Первая цель «Аюрведы» какая? Если человек болен, что нужно сделать? Излечить, избавить человека от болезни, избавить человека от непосредственной боли или непосредственной проблемы, которая возникла у него.  Вторая цель какая?

— ()

БВГ: Правильно. Научить человека жить так, чтобы он не болел, так, чтобы болезнь не возникала,  объяснить причину почему болезнь возникла и научить его жить так, чтобы эта проблема не возникала снова.   Если человек пришел к врачу с какой-то конкретной проблемой, он должен ему дать образ жизни, который поменяет его,  который скорректирует эту проблему, который вызовет коррекцию.  Третья цель какая? Всего их четыре. Как по-вашему?

— Укрепить  и следовать.

БВГ: Ага, правильно, спасибо большое. В современной медицине врач довольствуется чем, если человек приходит к нему с  проблемой? Первое. Обо всем остальном никто не думает, за это им деньги не платят. Правильно? Третья, что любопытно, раз уж разговор о  деньгах зашел,  что раньше, в ведические времена, аюрведические врачи жили в деревнях, обходили одну деревню за другой и им платили когда люди не болели. Если они приходили к кому-то, кто болел, им денег не платили, потому что они свою задачу не исполняли. Современным врачам деньги за что платят? За болезнь. Поэтому они  в чем заинтересованы? В том, чтобы люди болели снова и снова, и снова. И они очень хорошо достигают этой цели.  Но это вторая цель – научить жить без болезней.  Третья цель какая, правильно подсказали?

— Укрепить и следовать.

БВГ: Третья цель…  В «Аюрведе» есть дисциплина, которая называется «расайана». «Расайана», что значит? «Расайана» значит «омоложение» или восстановление, укрепление сил человека, укрепление иммунитета, укрепление внутри источника, который болезням сопротивляется.  В этом цель аюрведической медицины тоже.  Мало просто научить человека жить, нужно еще укрепить сопротивляемость к любым болезням так, чтобы человек не подхватывал эти болезни, чтобы иммунитет был сильный. В этом, собственно,  смысл расайаны.  И, наконец, четвертая цель какая как по-вашему? Отчего мы болеем? Оттого, что у нас есть это тело.  Четвертая цель аюрведической медицины – вывести человека за пределы этого тела, вывести человека в принципе за пределы сферы болезни. Все болезни, в конце концов, оттого, что мы отождествляем себя  со своим телом и со своим умом.  Душа никогда не болеет, душа не имеет никаких болезней. И поэтому четвертая цель Аюрведы  помочь человеку избавиться от ограничивающих факторов самоотождествления себя  с телом и умом.    Эти факторы на санскрите называются упадхи. Четвертая цель, иначе говоря, — освобождение от всех страданий.  Просто даже смотря на эти цели, можно понять преимущества ведической культуры.  Потому что, опять же, любая дисциплина ведической культуры, в конце концов, все эти четыре цели  так или иначе преследует и она преследует, в конце концов, самую высшую цель человека – вывести его за пределы, за сферу всех проблем, вывести его из-под «огня» что ли, из-под опасного положения, в котором человек находится.

И соответственно, если мы возьмем ведическую психологию и посмотрим на те же самые цели, то в чем будет заключаться цель ведической психологии и цель данного семинара нашего с вами, глядя на это? Сначала, что нужно человеку дать?

— Решение какой-то проблемы.

БВГ: Да, решение каких-то проблем, которые у него есть. Как у Рами  есть семинар «Как избавить от уныния человека». В конце концов, нужно избавить человека от депрессии, от уныния, от всего негативного, что в уме скопилось. Потому что болезнь это результат того, что в нашем уме негативного скопилось.   Психологическая болезнь, это негативные эмоции, которые скопились в нашем уме. Я буду подробно рассматривать об этом, как они накапливаются, почему они накапливаются.  Избавить человека от депрессии, от горя, от каких-то конкретных проблем, от возбуждения, которое есть в его уме – это первый, самый первый шаг, который человек должен сделать.   Но этого мало, потому что обычные психологи также останавливаются на этом.  Какой следующий шаг нужно сделать в изучении ведической психологии?

— Дать принципы.

БВГ: Да, дать принципы жизни, которые не будут приводить к этим болезням: к депрессиям, к негативным эмоциям, к каким-то «не перевариваемым» вещам в нашем сознании, в нашем уме, объяснить человеку,  почему, собственно, эта болезнь возникла.  Потому что если не объяснить человеку, просто излечить болезнь, то что с ним случится? Он опять заболеет, он будет вести себя точно также. Это, собственно, случается с людьми со всеми – они живут, потом они заболевают. Хорошо, таблетку выпил, три дня хорошо стало. Продолжает жить точно так же, он ничего не меняет в своей жизни.

Следующий момент какой? Следующая цель ведической психологии какая? Та же самая – укрепить внутреннюю сопротивляемость, сделать ум сильным так, чтобы он не был подвержен внешним влияниям. Потому что, в конце концов, почему человек подвергается скорби? Почему люди скорбят?

— По невежеству.

БВГ: Ну да, в общем, по невежеству. Ну, потому что-то не так, это не так, жена поругалась или я поругался, или кто-то на меня косо посмотрел, и все, кто-то косо посмотрел или какое-то дурацкое слово сказал и этого достаточно, чтобы человек месяц ходил унылый.   Расайана, или третья часть ведической психологии, укрепить иммунитет, сделать наш ум невосприимчивым ко всем этим вещам, непромокаемым, сделать так, чтобы ум не реагировал на все это. И каким образом в Аюрведе эта часть достигается? Как достигается омоложение в Аюрведе или укрепляется иммунитет?

— Специи.

БВГ: Правильно, специи, правильно Вы сказали.  Гибель нам (36:55) если короче  Если, грубо говоря, то нужно регулярно употреблять имбирь или еще какие-то вещи, которые укрепляют наш иммунитет, укрепляют способность переваривать.  Точно также тут ведическая психология учит, что человек должен делать на ежедневной основе, чтобы все эти вещи негативные переваривались в нашем уме, чтобы негативные эмоции, еще какие-то вещи, не оседали там и не беспокоили нас, не ложились тяжелым грузом нашем сознании, не осложняли наш ум, чтоб они все уходили оттуда.  А что нужно делать каждый день реально и каким образом укреплять этот иммунитет? Что нужно делать, у кого-то есть какие-то идеи? Я сказал, что имбирь нужно каждый день есть, это понятно, а что с точки зрения психологии?

— Прощение и терпение, смирение.

БВГ: Медитация, да, или читать «Бхагавад-гиту», читать священные писания, которые будут настраивать нас  на правильный лад. Ум требует, нуждается в постоянной настройке, потому что если он предоставлен сам себе, он, в конце концов,  будет расстраиваться.

     И, наконец, четвертая вещь относится она к ведической психологии или нет?

— Да.

БВГ: Конечно. В конце концов, цель ведической психологии, высшая цель ведической психологии, это всего лишь предварительные шаги, высшая цель ведической психологии – вывести человека полностью за пределы ума. Потому что ум, и я буду завтра очень подробно говорить о этом….   Что такое ум и что такое упадхи вообще?  Упадхи это ограничивающий фактор. Почему мы страдаем? В конце концов, мы страдаем оттого, что мы сами себя ограничили, мы предали свою безграничную природу.  И высшая цель любой ведической дисциплины, в конце концов, заключается в том,  чтобы вывести человека за пределы ограничений.  Слово «упадхи» означает «ограничение».  И кто это ограничение создал? Ум, мы сами себе создали, ум нас ограничил. Ум ставит пределы нашим возможностям. Душа по природе своей беспредельна, безгранична, у нее есть безграничные возможности, безграничные силы, безграничный энтузиазм, все безгранично. Все то, что касается духа, безгранично. Ум нас ограничивает, ум делает нас бессильными.  Есть знаменитая история о том, как Василий Алексеев не мог поднять какую-то штангу.

Его тренер знал – он может поднять.  Блок где находится? В уме. Что он сделал? Он пытался взять этот вес и штанга у него падала. В конце концов, тренеру пришлось его обмануть, он сделал больше вес, но написал меньше вес и сказал: «Вот это ты легко поднимаешь». Он подошел и легко поднял. В этот момент тренер и сказал: «Это вес, который ты никогда не мог взять, 220 кг или 230. И в тот же момент штанга выпала у него из рук.   Потому что в уме находятся ограничения, в уме находятся упадхи. И, в конце концов, цель этого семинара помочь человеку, дать инструменты в руки, с помощью которых мы сможем выйти за пределы всех этих ограничений, за пределы всех своих болезней, всех своих проблем.  И так как речь идет о здоровье, о гармонии, о счастье, в конечном счете это синонимы. Здоровье это физическое счастье, скажем так, одна из составляющих того, что мы ищем.

     Мне хотелось дать очень важное философское определение здоровья  Кто знает как на санскрите звучит слово «здоровье»? Очень важная философия заключена в этом слове.  Свастха. Кто-то может догадаться, что оно означает?  «Сва» что значит? Русское слово «свое» от этого слова происходит. «Сва» это «я».  А «стха» что значит? «Стха» значит «находиться». Как, например, «стан». «Стан» значит «месть». Узбекистан, Киргизстан. Это место. От санскритского корня «стхан» —  «находиться, стоять, быть, располагаться» где-то. Иначе говоря, здоровье, что значит? Что значит здоровье? Здоровье значит быть в себе. Есть хорошее русское выражение «быть не в себе», правильно? Когда я не в себе, это значит, что? Что я нездоров. Здоровье значит быть в контакте с самим собой, здоровье значит знать кто такой я и себя гармоничным образом реализовать.  Само это слово, как я уже сказал, в самом этом слове огромная философия. Само это слово подразумевает, что здоровье не означает просто какую-то физическую силу или даже отсутствие болезни, здоровье значит естественный, гармоничный образ жизни. Здоровье означает естественное гармоничное состояние всего того, что я считаю собой. И сейчас, в данном случае, я это что? Я — это тело физическое, и соответственно есть физическая составляющая здоровья. Это значит, что человек должен вести себя так, или жить так, чтобы  тело оптимальным образом, в оптимальном режиме функционировало. Что еще такое я?

— Ум

БВГ: Ум. Ум значит быть в своем уме, понимать каким образом функционирует мой ум и что на самом деле нужно моему уму, и что я думаю, что нужно моему уму. Как правило, человек уходит от самого себя из-за своего ума, потому что в уме он воображает о себе что-то, чем он не является.  Расшатывающим фактором, или фактором, который выводит нас из равновесия, является именно ум и о нем у нас в основном  будет речь.  И еще что значит здоровье, что значит высшее здоровье: тело, ум, еще что у нас есть?  Душа. Высшее здоровье, высшая форма здоровья это осознавать себя душой, осознавать свою духовную, вечную, бессмертную природу.   И тот человек, который не осознает свою духовную природу, он что?

— Не в себе.

БВГ: Не в себе, правильно.  Он отделен от самого себя.  И ум при этом является главным, центральным фактором, фактором, который выводит нас из себя, который выводит нас из равновесия, из этого состояния, которое есть счастье, здоровье, гармония, баланс, как его ни назови. И если мы будем пользоваться этим определением здоровья, свастха значит ясное понимание того, кто я и соответствующая деятельность, которая вытекает из этого, полная гармония в моем уме, в моем теле, во всем остальном, исходя из этого определения здоровья кто из нас болен? Пожалуйста, поднимите руку.

— Все.

БВГ: Все больны, все слегка больны, все слегка не в себе.   Но это уже первый шаг к выздоровлению. В соответствии с последними данными этот наш современный образ жизни, современная культура она приводит к тому, что люди выходят из себя, они не в себе, они не знают кто они, не знают, что им нужно. Мы постоянно подражаем кому-то, имитируем кого-то. Это официальные данные – 52% американцев психически больны, имея те или иные формы психических отклонений. И это еще заниженная цифра. Это состояние, к которому мы пришли в нашей «славной» культуре, самой «лучшей» из всех культур.

     Последняя вещь, которую я скажу до перерыва….  Вы устали или нет?

— Нет.

БВГ: Хотел узнать еще. Прежде чем идти дальше,  я сказал в своем небольшом предисловии относительно возможности провести или часть семинара посвятить более специальной, астрологической теме, хотя она непосредственно связана с умом…  Я хотел узнать, кто из вас хотя бы какие-то азы астрологии знает?

— Половина.

БВГ: Большая половина. Посвятить какую-то часть этому?

— Да, побольше.

БВГ: Еще один важный момент, который мне хотелось сказать, это такое немножечко затянувшееся введение, но на мой взгляд очень важное, чтобы мы настроились на правильный лад – чего мы, собственно, хотим получить, что может дать этот семинар в конечном счете.  Я перечислил эти четыре цели, к которым должна приводить ведическая психология, но очень важный момент, на который мне хотелось обратить ваше внимание,  это – кто играет важную роль в излечении человека?

— … который вышел из себя.

БВГ: Тот самый, который вышел из себя (смеется). Пока он в себя не вернется, очен6ь сложно будет с этим что-то сделать. Излечение, и это очень важная формула, которую мне хотелось, чтобы вы записали, зависит от кого? Зависит от нас. К сожалению, современная культура она приспособлена для одного удивительного качества людей, она обслуживает одно удивительное качество всех людей в этом  мире, какое это качество?

— Лень.

БВГ: Лень, правильно. Современная культура для ленивых людей. Человек хочет легкими способами…. Он создает сам проблемы, кто должен нас от наших проблем избавить?

— Кто-то другой.

БВГ: Кто-то другой, да. Мы идем, главное, что нужно сделать? Деньги заплатить. Правильно? Я буду работать, я буду трудиться, у меня будут деньги, в конце концов, я заплачу деньги и все смогу купить.  Сможете вы все купить? Не сможете.  Даже здоровье вы не сможете купить. Люди идут к врачу и думают: «Я заплачу ему». Даст он мне здоровье? Нет, до тех пор, пока я сам что-то не буду делать  Это очень, очень важный момент, потому что люди ленивые.  Мы все ленивые. Лень, как говорится, когда родилась?

— Раньше нас.

БВГ: Точно раньше нас, несомненный факт. И никто нас не сможет излечить полностью, если мысами не будем лечиться.  Но только сами мы можем излечиться? Нет. Нам нужна помощь. И, в конце концов, эту помощь кто нам оказывает?

— Учитель.

БВГ: Учитель. Учитель или врач. Учитель, врач или еще кто-то, кто оказывает нам помощь здесь, они, в конце концов, представители кого?

— Бога.

БВГ: Бога.  Человек может излечиться, человек может решить все проблемы с помощью, которую предоставляет ему, в конце концов, Бог, в конце концов, если мы хотим излечиться, то нам помогут в этом.  Но при этом мы не должны перекладывать всю ответственность на другого.  И соблазн этот есть. Когда мы идем к учителю, какой соблазн у нас возникает? «Все, я устал,  возьми все мои проблемы, забери все мои грехи, избавь меня от всех моих проблем».  Это очень популярная теория – люди думают, что другие смогут их излечить и люди думают, что моя задача только в том, чтобы деньги платить. Очень часто это, к сожалению, факт духовной жизни. Этим  пользуются недобросовестные люди, которые говорят, что: «Идите ко мне и я…», что сделаю? «…все ваши проблемы решу. Вам ничего не нужно делать». Любой, кто так говорит, это кто?

— Шарлатан.

БВГ: Обманщик.   А любой, кто попадается на удочку таких?

— Дурак.

БВГ: Дурак, правильно, совершенно верно. Прямо, но зато честно – любой, кто попадается на удочку этого – дурак. И, в конце концов, ведическая культура хочет сделать нас деятельными. Современная культура в кого нас превращает?

— В пассивных потребителей.

БВГ: В пассивных и ленивых потребителей. Весь смысл современной культуры в том, чтобы сделать из человека пассивного и ленивого потребителя и чтобы он как можно больше потреблял, потреблял, потреблял, потреблял, пока кризис не настанет (смех). Но ведическая культура хочет дать человеку этот импульс к деятельности. Очень важный момент, на это нужно настраиваться.

     В «Бхагавад-гите», а «Бхагавад-гита» это описание духовной жизни, и «Бхагавад-гита» когда была рассказана? На поле битвы. И на этом поле битвы Кришна выступает в роли учителя. Кришна – Сам Бог, Он принял на Себя роль учителя и что Он сказал перед битвой? Он сказал: «Я сражаться не буду». Что Он говорит Арджуне, Своему ученику? «Поднимись и сражайся ты. Ты должен сражаться. Я буду рядом с тобой, Я буду давать тебе советы, Я буду направлять тебя, Я буду все, что угодно делать, ты должен сражаться. В тебе должно быть это желание – я хочу сражаться, я хочу победить, я хочу преодолеть все проблемы, я хочу решить все проблемы, которые у меня возникли».  Это очень важный настрой. Помощь к нам придет, вся необходимая помощь придет, которая только нужна нам, но этот настрой, что мы должны сами сражаться, очень важен.  Тогда как, к сожалению, современные люди они очень ленивы. И это причина, по которой современная культура победила ведическую культуру. Почему ведическая культура, собственно, отступила? Именно поэтому. В Ведах говорится, что люди нашего века главное их качество какое? Ленивые.  Манда су мандо матайо … йо падратах???

«Манда» значит «ленивый», «манда» значит «пассивный человек». И ведическая культура, если мы будем читать описание ведической культуры, люди ведической культуры знали гораздо больше, чем современные люди. Они могли делать все то же самое: им было доступно ядерное оружие, они могли путешествовать, они могли летать, все, что угодно. Но для того, чтобы все эти силы освоить, человек должен был трудиться сам, не было дешевых способов, с помощью которых можно было всего этого достичь.  Технология или наука дала дешевые способы. И теперь любой может делать все, что угодно, ему ничего делать не нужно и поэтому технология только плодит ленивых людей, увеличивает в нас лень. Ведическая культура удивительна. Я недавно читал книгу, в «Рг-веде» — самое древнее произведение, которое сохранилось у человечества,  в «Рг-веде» приведена точная скорость света.  Там написано, что свет от солнца такое-то расстояние за такое-то время преодолевает.  Если определить это, точная скорость света там есть, в «Рг-веде».  Люди с помощью медитации, с помощью погружения в самого себя, с помощью откровений и с помощью своей связи с Богом получали все и больше, но каждый знал, что ему нужно для этого трудиться.  Это я настраиваю вас на определенный труд, на то, чтобы мы правильным образом отнеслись.

     Мы сделаем перерыв 15 минут.

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.