Семинар «Ведическая психология», Лекция 3

Семинар «Ведическая психология», Израиль, 2009 г. (Диск 113, л. 4)

Аннотация:

 Рассматривается механизм отождествления себя с материей и происхождение страха.  Важность позиции наблюдателя. Четыре основных элемента нашего сознания, через которые мы воспринимаем этот мир — читта, аханкара, буддхи, манас. Разница между ложным эго и правильным ложным эго.
 Вопрос:
— критерии того, что мое эго уменьшилось.
***

Я вчера цитировал Пифагора: Выбери лучшее, а привычка сделает это легким и приятным. И я вчера пытался объяснить через какие стадии проходит человек, когда он это делает. Тут нужно очень важный один принцип соблюдать. Я доказывал вчера и надеюсь что вы так или иначе убедились в этом, что человек должен научиться властвовать над собой не смотря на внутреннее сопротивление. Но очень важно не пережать самого себя. В «Шримад-Бхагаватам» приводится очень интересный пример как нужно обуздывать свой ум.
Там говорится обуздывать ум нужно так же как объезжать необъезженную лошадь. Кто-то из вас объезжал необъезженную лошадь. Чтобы объезжать лошадь нужно натягивать удела, но только до определенной степени. Как только мы чувствуем что удела натянуты слишком сильно, что нужно сделать? Отпустить их. Если удела натянутся слишком сильно, то что сделает лошадь? Взбрыкнет да. Она взбрыкнет и сбросит нас. Если мы полностью отпустим удела, то что сделает лошадь? Понесет. Точно также ум. Ум нужно потихонечку приручать, пока он не начнет подчиняться нам. Когда лошадь объезженная, то с ней хорошо. Ее потянешь, она пойдет. Скажешь: Стой, — она остановится. Точно также и ум, до тех пор пока он не объезженный с ним очень сложно. И потихоньку, потихоньку человек должен начинать это делать. Т. е. взяться объезжать эту лошадь и постепенно овладеть самим собой. Есть разные техники существующие для этого, какими то вы техниками занимались сегодня утром, одна из них йога или пранаяма. Но в конечном счете это очень важная вещь. Нужно понимать конечную цель всего этого. И есть две вещи прямо противоположные. Мы нуждаемся в любви. Это пища для нашей души. Душа нуждается в любви также как тело нуждается в пище. Без любви душа умирает. Если мы не чувствуем любви, то мы сразу же ощущаем этот недостаток. И собственно недостаток, дефицит любви это проблема каждого из нас в материальном мире. Но есть нечто противоположное то, что мешает любви. Что противоположно любви, прямо противоположно любви? Страх. Там где есть любовь, там нет страха. Там где есть страх, там нет любви. Это две силы противоположных, которые борются внутри у нас. Страх делает нас эгоистами. Страх заставляет нас брать, страх заставляет нас ограничивать сферу своего влияния, не пускать других, отвергать других. Любовь это противоположная сила. И когда человек чувствует любовь, он чувствует защищенность свою. В конце концов смысл любой деятельности в том, чтобы преодолеть страх. На 80% мы машина. Машина значит игрушка в руках судьбы. На 80% у нас есть страх или больше. Все зависит от того на сколько мы подчиняемся предопределенности. Карл Юнг знаменитый психолог дал очень хорошее определение судьбе или предопределенности. Он сказал: Все то, что мы не доводим до своего сознания входит в нашу жизнь как судьба. Поэтому в конце концов овладеть собой значит научиться преодолевать страх в себе, значит победить этот страх или победить предопределенность, победить карму. Все это основная наша цель, для того чтобы самая важная потребность души была реализована, потребность в любви. И об этом собственно идет речь. И страх вызван чем? Какова причина страха? Невежество, да. А невежество в чем проявляется. Страх в конечном счете вызван самоотождествлением нас с материей. Я отождествляю себя с материей, я отождествляю себя с телом и умом. И сегодня мы будем говорить именно об этом механизме самоотождествления. О том как душа отождествляет себя с материей, как душа отождествляет себя с умом, как все это происходит и откуда собственно берется страх. И смысл теории о которой я говорю, хотя я буду давать какие-то практические советы. Я говорю о теории. Но теория очень важна. Потому что когда мы понимаем это, то какая способность к нам приходит? Знание на санскрите называется – веда. Какое русское слово от этого корня происходит? Ведать. Но есть еще одно, которое от этого же корня происходит. Видеть. Знать значит видеть, видеть значит знать. Когда мы знаем что-то, когда мы понимаем что происходит, к нам приходит способность видеть, различать понимать все это и таким образом мы можем отделить от себя. Мы можем научиться наблюдать все это и понять каким образом все это происходит. И этому будет посвящен сегодняшний наш урок. Начинается процесс обуздания себя или овладения собой со способности видеть виденья. Любой духовный путь с этого начинается. Сначала я должен научиться видеть  помощью знания. Вчера ко мне подошли и сказали: «Практика то у нас будет? Будем мы обуздывать себя здесь?» Для практики очень много возможностей, каждый день в вашем распоряжении. Но для того чтобы научиться это делать, надо сначала научиться видеть, понимать как все происходит в нашем сознании, в нашем уме, как вникает страх, что хорошо, что плохо. И с этого начинается БГ. БГ это учебник духовной жизни. И самое первое, что говорит Кришна Арджуне, самое первое. Он дает ему указание. Первый приказ который Он ему дает звучит на санскрите: пашьйа. Пашьйа что значит? Смотри. Пашьйа партха – Он говорит: О сын Притхи смотри, видь. Он показывает ему армию, с которой ему нужно сражаться. И символически это то что мы должны сделать. Потому что мы тоже начиная свой духовный вступаем в войну. И сначала мы должны увидеть с кем мы должны сражаться. Сначала нужно очень хорошо понять в чем будет заключаться эта борьба, каковы наши противники, с кем нам нужно будет сражаться. И когда человек научился видеть, смотреть, когда у него появилась эта способность наблюдать все, он может увлечься этим. На самом деле это игра. Духовная жизнь учит человека стать созерцателем, научиться созерцать все это и получать удовольствие. Люди ходят на фильмы ужасов. Как по вашему, почему? Ужас внутри, да. Но самое удивительно, что они получают удовольствие от этого. Если бы они не получали удовольствие от этого, они бы не ходили туда. Мы должны научиться получать удовольствие даже от ужасов. Для этого кем человек должен стать? Созерцателем. Когда я становлюсь деятелем внутри, становится страшно. Когда я созерцаю, когда я понимаю, что в конце концов все игра, что есть игровой элемент у всего этого и я созерцаю и принимаю правила этой игры. Начинаю играть но при этом остаюсь игроком что ли, чуть-чуть со стороны все это созерцаю, я могу получить удовольствие от всего. От самых казалось бы неблагоприятных или не приятных событий в моей жизни. И очень важно научиться это делать. Тогда как, когда человек отождествляет себя с этим, вот тут начинаются проблемы. Находиться в позиции созерцателя очень важно. Хотелось рассказать вам маленькую историю. Она очень любопытна, мне ее рассказывал один человек. Он индус сам. В индии когда наступает сезон дождей это время отпуска. Потому что крестьяне обычно когда воды нет им нужно что-то такое делать. Когда вода сама течет с неба делать ничего не нужно. И один из видов спорта который там есть это борьба. Он рассказывал, что у них в деревне был один очень могучий человек, который очень хорошо боролся. Сильный амбал такой с накаченными мускулами. И когда наступил сезон дождей он бросил вызов всем: Кто хочет со мной бороться? Все испугались. Тут вышел самый хилый, самый дохлый человек, тощий и сказал: Я буду с тобой сражаться, меня никто победить не сможет. Тот засмеялся: Ты подумал как следует? Все стали вертеть пальцем у виска. Но он вступил в поединок и через две минуты он уже оказался в грязи. Его бросили как и следовало ожидать. Чуда не произошло (смех). Этот стоял расправив грудь. А тот кто лежал в грязи вдруг начал смеяться, он стал хохотать. Стал хохотать и показывать пальцем на это. Потом он поднялся и стал прыгать. Все стали смотреть на него. Сначала все удивились, потом все стали аплодировать ему (смех). Он стал бить себя и говорить: Я победил, я победил. И этот кто его на самом деле победил, он стал очень унылым, стал очень грустным. Он отошел, он погрустнел. А этот прыгал: Харибол! Джай! (смех) Почему? Потому что он играл. А тот все принял очень серьезно. И в конце концов победил он. Победил тот кто научился видеть это. Еще раз все эти вещи, все страхи, все остальные вещи, которые есть у нас, мы сами придаем им силу, мы сами делаем их сильными, мы сами даем им право мучить себя. Тогда как на самом деле мы гораздо сильнее всего этого. И мы становимся сильными, когда мы просто начинаем созерцать. Это уже полдела, это уже полпобеды когда мы увидели все это. И сейчас мне хочется  о том собственно как происходит созерцание или каким образом душа взаимодействует с этим миром. В начале я назвал семинар очень скучно: Механизм восприятия. Но на самом деле это очень важная вещь, которую нужно понять как все происходит у нас. Душа это атом духа. На санскрите она называется атма или носитель Я. Это атом сознания. Крошечный атом сознания. И по сути дела душа сама с материей не соприкасается. Творец дал нам эту виртуальную реальность, в которой мы находимся и он дал нам наш индивидуальный компьютер, наш персональный компьютер, ноутбук, с помощью которого мы можем взаимодействовать с этим миром,  с этой виртуальной реальностью. И я вчера говорил, что есть две энергии или две субстанции в этом мире: Дух и Материя, Сознание и Материя. На санскрите в БГ Кришна называет это: Поле и Знающий поле, кшетрагья и кшетра. И сознание связанно с материей… В данный момент у нас наше сознание, душа, сознающий элемент, сознающая частица связана с материей или с материальным телом. И промежуточным агентом или связующим звеном между одним и другим является что? Прана – жизненная энергия. Это особая категория,  тонкая энергия, которую душа насыщает энергией – сознание. И через прану или через потоки жизненного воздуха, так или иначе, начинает функционировать         наше тело, материальное по своей природе. Поэтому соответственно прана или пранаяма, способность сознательно управлять своим дыханием, а дыхание связано с праной, дыхание это не прана, помогает на потихонечку овладеть своим сознанием или своим умом. Потому что прана очень тесно связана с собственно с самим сознанием. И еще один важный момент это то что мы смотрим на мир сквозь призму сознания, сквозь призму нашего тонкого тела. И наше тонкое тело называется на санскрите – читта. Душа атма имеет три элемента. Сат значит что? Вечность, бытие. Чит, что значит чит? Сознание. И ананда, ананда что значит? Блаженство, счастье. Чтобы душа отождествила себя с материей есть тонкий инструмент, тонкий инструментарий, механизм, тонко материальный механизм. И первым самым главным элементом  этого механизма является – читта. Я пытаюсь сосредоточиться и сосредоточить вас, чтобы мы как следует поняли все это. Есть четыре элемента этого тонкого механизма. Читта, Аханкара. Аханкара что такое? Ложное эго. Манас. Манас что такое? Условно говоря ум. Потому что манас гораздо более точная вещь. Ну скажем так – ум. И буддхи. Что такое буддхи? Разум, интеллект, различающая способность, способность все замечать. Напишем разум. Первое что возникает когда создается этот мир, это читта или коллективное сознание. Другой термин которым можно перевести слово читта – это подсознание человека. Самый глубинный слой моего сознания, когда человек даже не имеет я, но он знает что он существует. На самом деле процесс творения можно воспроизводить. Каждое утро мы сотворяем снова себя в каком-то смысле. Говорится что вселенная создана по тому же самому  принципу что и маленькая вселенная…  микрокосмос, макрокосмос созданы по одному лекалу. И когда мы просыпаемся, что первое мы чувствуем? Вспомните, что первое мы чувствуем, когда только сознание как бы возвращается в нас? Даже не Я. До того как я начал чувствовать Я ,я чувствую что существую. Там даже я нету еще. Мы чувствуем что существуем. Я – это следующий элемент, сначала возникает читта. читта если буквально перевести, одно из значений санскритских этого слова это коллектор или аккумулятор. Она коллекционирует. Я буквально сейчас очень быстро пройду по всем этим вещам. Сначала у меня есть это ощущение: Существую. Потому что возникает сразу после этого? Я существую. Я. Возникает это Я. Я возникает чуть-чуть в одно мгновение позже, миг, маленький промежуток времени, но Я возникает чуть-чуть позже. Я существую. Человек начинает осознавать свою отдельность, свою индивидуальность. Что дальше возникает после этого? Что дальше человек делает когда он просыпается? Да, дальше он начинает думать. Это аханкара у нас. Он начинает созерцать. Появляются мысли какие-то ленивые, желания какие-то розовые, появляются чувства какие-то. Это манас включился ум. Человек что начинает делать в этот момент? Он представляет… у него появляется… Я существую это что значит? Что значит существовать? Значит я хочу, правильно? Человек очень быстро переводит… следующий элемент Я существую, отдельность своего существования – значит что я хочу, мне что-то нужно, я хочу этого, я хочу наслаждаться, я хочу что-то получить здесь. Это манас. И дальше что включается после этого? Что дальше становится с человеком? Человек начинает действовать – Я действую. Это четыре основных элемента нашего сознания через который мы воспринимаем этот мир, через призму которого мы воспринимаем этот мир. И по сути дела все эти четыре элемента включаются или действуют в каждом единичном акте нашего восприятия или нашего взаимодействия в этом мире. Например, я показываю вам эту сумку. В этот миг, который произошел, когда вы смотрели на эту дурацкую сумку, не понимая зачем нам ее показывают. Последовательно включились четыре этих элемента. Первое что происходит, когда мы смотрим на что-то, на какой-то предмет, это акт неосознанного или неопределенного восприятия. Я что-то вижу, что-то воспринимаю. Это то, каким образом эти элементы действуют, когда мы просыпаемся или наше сознание просыпается, когда наше сознание активизируется. Те же самые элементы в каждом единичном акте нашего восприятия тоже действуют. Сначала я воспринимаю как? На уровне того, что что-то есть, что-то существует. Когда наше сознание направлено на нас самих, то происходит эта серия актов: Существую, Я существую, Я хочу, Я действую. Теперь в начале, когда человек воспринимает, когда сознание обращается во вне, то точно также сначала он что-то воспринимает, что-то он что-то видит. Он даже толком не понимает что это. Что-то, некий объект. Это называется нирвикальпа-пратьйакша или не определенное восприятие, неосознанное восприятие в начале. Теперь дальше очень быстро начинают действовать другие элементы. Я что-то вижу и это что-то сразу же попадает в мою читту внутрь. Читта имеет природу воздуха, она очень подвижная. И когда мы смотрим на что-то читта или наше сознание принимает форму это чего-то и начинает сравнивать это с хранящейся в этой же читте, с памятью, с какими-то образами. Дальше включается аханкара. Кода я что-то вижу, я начинаю соотносить это с собой, какое это имеет отношение ко мне. Например вы посмотрели на эту сумку. И сразу же вы подумали имеет она ко мне какое-то отношение или нет. Так как она не имеет к вам никакого отношения, вы сразу же потеряли интерес к ней (смех). Чтобы интерес какой-то проявить человек должен так или иначе соотнести это с собой. Включается аханкара или Я, какое это имеет ко мне отношение, я должен это с собой соотнести. Что дальше происходит? Я распознал этот предмет, я соотнес это с собой. Я видел что-то что по форме напоминало сумку, я примерно представляю что там может быть, я начинаю думать: Может там деньги есть. Если там деньги есть, понятно что интересно (смех). Но что происходит дальше? В каждом отдельном единичном акте восприятия, человек сравнивая это с чем-то со своим опытом, с тем что уже у него заложено, у него возникают уже дальше желания: Хочу я это или не хочу, нужно мне это или не нужно, или мне все равно. Так когда мы видим что-то, мы сначала видим что-то, потом сразу же мы начинаем примерять это на себя. Например, мы идем мимо витрины и видим что-то на витрине, платье какое-то. Мужчина проходит он видит это платье, что он думает (смех)? Ко мне никакого отношения не имеет. Все, на этом уровне все закончилось (смех). Что женщина начинает думать? Да (смех), вот тут включается манас – я хочу. Так мы соотнесли это с собой, поняли что это имеет какое-то отношение ко мне и тогда включается эта программа, либо я хочу, либо я не хочу. В сущности это двоичная программа: Хочу- не хочу. И что дальше включается после того как эта программа возникла? Да (смех). На самом деле по разному может быть. Если просто на этом уровне человек действует: хочу – не хочу, то дальше он идет и покупает, правильно. Но теперь дальше по-хорошему должен включиться разум и разум должен сказать: нужно мне это или не нужно,  а нужно тебе это платье или не нужно. Если разум сильный он скажет не нужно (смех). На уровне манаса или ума действуют наши инстинкты какие-то. Чуть позже я буду рассказывать как это происходит. Но разум должен нам сказать нужно мне  это или не нужно по настоящему, какие будут от этого последствия, сколько я потрачу за это. Буддхи должен поместить это в контекст нашей жизни, он должен сказать о каких-то отдаленных последствиях: Кризис сейчас, сейчас потратишь, а потом будешь голодать и т.д. Разум должен определить программу действий. Буддхи это собственно вещь которая должна в этот момент включиться и он должен понять нужно тебе это или не нужно. И это в самых общих чертах акт восприятия, то каким образом действует наша обусловленное сознание, механизм действия нашего сознания. Теперь я более подробно буду рассказывать обо всем этом, о том что такое Читта, что такое Аханкара, что такое Буддхи, что такое Манас. Но мне сначала хотелось разнести это по элементам, чтобы нас стало яснее опять же каким образом все это, действует очень важно понять какие элементы или какие характеристики у этих механизмов нашего сознания есть. И если читта это воздух, аханкара это что такое? Земля. Аханкара это Я. И Я это что такое? Я всегда вес имею, правильно? Я это нечто очень осязаемое имеющее вес. Эго очень твердое. Эго самый твердый элемент в нашем сознании. Воздух очень подвижный. Земля твердая. Тут находится наша воля в эго, очень много других вещей, но эго имеет природу земли, весомого зримого элемента. Манас – ум, хочу – не хочу какую природу имеет? Воды, да. Эмоции, в уме находятся эмоции. В уме находятся эти капризы эмоции, хочу – не хочу. И наконец буддхи какую природу имеет? Огонь. Буддхи имеет природу огня или способности видеть понимать. Огонь значит свет. Свет значит знания. Свет это способность различать, видеть понимать, ощущать. Поэтому эти четыре элемента проявляются в наших четырех тонких элементах или различных механизмах нашего сознания, обусловленного сознания которым пользуется душа. Душа седок, она находится в карете. Она пользователь, душа это пользователь компьютера. Теперь, чтобы еще яснее понять что это такое. Мы не будем проводить это сравнение.

Сейчас мы перейдем с вами к более подробному рассмотрению. Не устали вы? Устали, нет. Чуть-чуть еще потерпите. Я хочу объяснить сначала читту. Есть вселенская читта или вселенский разум. На санскрите называется махат-таттва. Это как я уже сказал первый элемент творения. Сознание. Сначала возникает вселенское сознание или некое подобие сознания. Это информационная среда. Вернадский как называл информационную среду в которой мы живем? Ноосфера. Это коллективное сознание или коллективная информация которая существует в материальном мире. И кусочек этого сознания есть у нас. В сущности это память. Основная функция Читты – память. Как я уже сказал в переводе, в точном переводе с санскрита она называется коллектором, то что коллекционирует, собирает, накопляет. Это накопитель какой-то. Сначала возникает вселенская информационная среда или большой жесткий диск. Бог создает большой, большой, я не знаю сколько там терабайтов или каких-нибудь там жутких байтов, огромный жесткий диск. В нашем индивидуальном сознании, это тоже наш жесткий диск, на котором записана память. Память о наших прошлых воплощениях, обо все том что мы раньше делали, о различных самскарах. И объем этого диска очень большой, практически бесконечный. Как сейчас люди создают все большие и большие диски. И по сути дела понятно что носителем памяти или носителем информации может становиться мельчайшие вещи. Изначально все то что мы видим вокруг себя, это мир созданный Богом, созданный творцом имеет информационную природу. Это первый самый первый элемент. И у нас это также самый первый элемент. И на нашем индивидуальном жестком диске хранятся все возможные самскары и впечатления. У кого-то компьютер есть, поднимите пожалуйста руки. Большой жесткий диск на вашем компьютере? Большие да? Чем дольше тем лучше. Там много всякой гадости хранится, правильно (смех)? Большая часть информации, которая хранится на диске нашего компьютера мы даже не знаем, что она там есть. На всякий случай пусть будет. У каждого есть желание, чтобы диск был побольше и чтобы там побольше хранилось, может когда-нибудь пригодится. Примерно тоже самое происходит с нашим сознанием. У нас есть огромный жесткий диск. На этом жестком диске сама всего накоплено. Это накопитель, он собирает, складывает там информацию хранит. Теперь когда информации много становится, она на диске не помещается, что мы делаем с ней? Сжимаем да, архивируем. Иногда сбрасываем, но обычно жалко, правильно? Лучше заархивировать пусть будет. На этом жестком диске множество информации. Какая то часть активная, та которая нам нужна и какая-то часть заархивирована. Точно также как на диске нашего компьютера, есть какие-то программы которыми мы часто пользуемся, есть какие-то программы которыми мы в принципе можем пользоваться, но особенно часто не пользуемся и есть какие-то программы которыми мы не пользуемся вообще и они заложены где-то внизу. Это структура нашего подсознания. Когда человек рождается, то с его подсознания… У нас хранится этот диск, этот диск с нами все время. Постоянно он находится с нами и в нем огромное количество впечатлений с прошлой жизни. Огромное количество различных программ, навыков которые мы в себе развивали, знаний. Если получить доступ к этому, то человек вдруг неожиданно для себя начинает говорить на каком-то языке. Во время гипнотической регрессии, вдруг он выходит куда-то в подвалы своей памяти и просыпается это умение. Он не понимает откуда это. На самом деле все это там хранится на нашем жестком диске. И что происходит когда человек рождается? Это очень важный момент. Это подсознание или читта. И у него есть несколько разделов. Есть самый глубокий раздел это глубинное подсознание. Там хранятся самые глубокие инстинкты какие-то: инстинкт выживания, инстинкт самосохранения, память о каких-то наших самых далеких воплощениях, когда мы были в теле животных, все это там. И к этому у нас практически нет доступа. Это закрытые вещи. Теперь дальше есть некое промежуточное подсознание. Или подсознание… (слышен плач ребенка) Когда мы услышали звук этого ребенка, сразу же произошло это. Сначала мы просто услышали звук. Потом дальше что? Подумали имеет это ко мне какое-то отношение или нет. Мой ребенок или нет. Дальше соответственно включилась эта программа. Теперь дальше есть подсознание, активное подсознание. Активное подсознание это подсознание которое доступно нашему сознанию, нашей оперативной памяти. И когда человек… по сути дела это наша кармическая программа. Из массы подсознания. Тут находится очень много различных самскар, какие-то самскары, какая-то часть из них активирует и эти активированные самскары составляют то с чем мы рождаемся на белый свет. И когда астролог составляет нам нашу карту, то он что собственно рассказывает нам. Он рассказывает нам природу нашего подсознания, кармические программы с которыми мы родились на свет. Планеты символически обозначают эти программы. А развертка во времени виншотари-дакша (48:33) что означает? Это то как во времени эти программы активизироваться. Правильно? Какие планеты есть? Марс, Венера, Сатурн. В какой-то момент они начинают действовать и это означает что в этот момент кармические программы которые должны реализоваться в этой жизни – активизируются этими планетами. Когда наступает какой-то период нашей жизни, период марса или период Сатурна или период Раху или период юпитера не важно. Это означает, что… мы знаем что марс или любая планета у нас находится где, в нашем гороскопе? В каком-то доме. Например если марс находится в седьмом доме, то это что значит? Ничего хорошего (смех). Но это реально означает, что начинается период марса, это значит что он будет активизировать эту сферу в нашей жизни, будет включаться какая-то программа связанная … В зависимости от того где находится планета в нашем гороскопе, она отвечает за те или иные программы, она будет включать эти программы нашей жизни. Все это происходит на уровне читты. И человек рождается с этим, он рождается с подсознанием. Часть этого подсознания активизируется и это собственно означает наше нынешнее рождение, с ее задачей с ее миссией со всем остальным. И есть еще одна часть подсознания, очень важная часть… Т.е. это самая глубина, там все у нас скопилось, там все эти вещи есть и есть активное подсознание которое активизировалось по закону кармы, по определенным принципам которые действуют, с ее разверткой во времени. И есть еще часть подсознания. Это скажем так свободное подсознание. Это вещь которая нужна для того чтобы человек опыт нынешней жизни туда складывал. Как часто говорится, что человек рождается как табула-раса (51:40). Кто-то слышал это выражение? Что значит табула-раса? Чистая доска. Теперь эта доска чистая или не чистая? Нет. Если присмотреться, подойдете ближе увидите. Вот тут что-то можно увидеть, я могу видеть то что написал вчера. Она не совсем чистая. Но с другой стороны она относительно чистая, т.е. мы можем что-то новое сюда написать. Это свободная часть нашего подсознания, которая заполняется впечатлениями этой жизни. То что складывается от этой жизни сюда, поверх. На поверхности всего этого и они очень интересным образом взаимодействуют с тем что там есть. Это структура читты, которую я вам объяснил сейчас. И очень важная вещь заключается в том, что читта это информационное поле. И если человек научился выходить за пределы своего эго, он может считывать информацию. Как среди нас находится Зоя, вчера Рами про нее рассказывал, что она может считывать информацию. Считывает она информацию с чего? С читты. Поэтому она с-читывает (смех). Отсюда слово читать. Слово читать отсюда происходит. Читта это информация. И в принципе если я развил в себе определенные способности, я могу эту информацию считывать. Йог который освобождается от оков своего ложного эго, своего эгоизма, он может путешествовать по этому компьютеру. В сущности вся вселенная это большое Интернет, это большая сеть. Мы знаем в Интернете масса полезной информации, масса бесполезной информации, которую можно научиться считывать. Так там есть секретная информация которая там хранится, особенно у банков есть важна секретная информация. Есть люди  которые могу считывать секретную информацию. Как они называются? Хакеры. Зоя (смех). Йоги которые развивают в себе эти способности считывать информацию, в сущности они хакеры, они проникают куда-то, за какие-то пороги. Если человек… проблема в этом, проблема в аханкаре. Чуть-чуть позже после перерыва я буду говорить о ложном эго. Сначала мне хотелось объяснить эту читту. Когда человек выходит ха пределы своего я, то у него появляется доступ к этой информации. Доступ к этой информации по другому еще как называется? Когда человек вдруг получает какую-то информацию непонятно откуда? Да, это может называться вдохновением. Что-то пришло. Моцарт объяснял, что к нему приходит все это непонятно откуда. Целиком. Он не придумывает это сам. Человек в сущности ничего придумать не может. Если он придумывает, напрягается, то ничего хорошего не получается. Но он может считать эту информацию из какого-то источника. Процессы вдохновения работают также. Процесс чтения мысли работает таким же  образом, человек получает доступ к этой информации. Астрологи развивают в себе определенную чувствительность, по сути дела развивают в себе доступ к этой информации. К ним приходит человек другой или какую-то маленькую информацию этого человека получают, маленький пароль про него. И с помощью этого маленького пароля, он даже может не видеть человека, он все остальное про него узнает. Он получил доступ в его читту, к его индивидуальному файлу или сайту который там где-то есть. Мне рассказывали про одного аюрведического врача, который жил во Вриндаване. Этот врач утром просыпался, и он знал какие люди к нему сегодня придут, с какими болезнями. Он готовил отдельно лекарство для них, для тех кто должен прийти. Человеку стоило сделать один шаг по направлению к нему, он  уже знал, что кто-то к нему идет и он знал какие лекарства ему нужны конкретно. Другой пример, это различные астрологи, которые тоже пользуются Нади. Я приехал недавно к одному, когда я приехал мой гороскоп уже был отложен у него. Гороскоп уже был готов, он уже взял его из своего сундука, нашел. Мне не нужно было там долго говорить, он просто взял и начал читать. Потому что у них есть доступ к этой вселенской читте или к вселенской информационной сфере, в которой мы с вами находимся. Это читта или наша так сказать самая общая форма сознания. Интересно? Хорошо, будет еще интересней, когда про аханкару начнем говорить (смех). Хорошо, давайте сделаем перерыв.

Возникло небольшое недоразумение, видимо я не совсем правильно объяснил это, не совсем хорошо относительно того откуда Моцарт взял свои симфонии (смех). Из своего собственного подсознания, значит ли это что он написал их в своей прошлой жизни. Нет не из своего собственного. Когда человек расширяет свое сознание, он получает возможность или дар информацию считывать. К нему приходит эта информация из других каких-то высших сфер, из высших сфер бытия. И этот дар награда за какую-то мою жизнь. И в конечном счете это очень тесно связанно со следующим элементом, который мы сейчас будем рассматривать, с аханкарой. Но прежде чем мы перейдем к аханкаре мне хотелось бы еще несколько слов сказать про нашу читту. У нас есть эта активное подсознание состоящей из так сказать чистой доски, куда накапливаются новые наши навыки, новые привычки. Чита это сфера неосознанной компетенции. Слышали этот термин? Неосознанная компетенция. Когда человек учится, он проходит четыре стадии: неосознанная не компетенция, осознанная не компетенция, осознанная компетенция, неосознанная компетенция. Чита это сфера механических каких-то вещей, которое мы перевели в наше подсознание. В начале, когда мы учимся ехать на машине, нам нужно думать какой ногой на какую педаль нажать, иногда мы наживаем не той ногой не на ту педаль. Но в конце концов это все переходит куда-то туда в сферу подсознательного, там хранятся все привычки наши, все наши навыки. И что очень важно, что в этой памяти хранятся очень много полезных вещей. Еще раз все можно использовать по назначению. Там есть не хорошие вещи – страхи, травмы не переваренные какие-то, эмоции детские они хранятся там. И там же есть хорошие вещи множество полезных навыков наших. И каждый раз когда мы видим что-то мы сравниваем это с тем что у нас уже есть. Когда ребенок учится, очень важное следствие из этой теории, заключается в том что в сущности когда ребенок учится новым навыкам, то он заполняет это свободное подсознание у себя. В начале его читта она более менее чистая. Там есть уже какие-то активированные программы или которые со временем будут активированы в его подсознании, его кармическая программа. Но есть огромное количество чистого свободного пространства. Знаете как человек учит язык? Как ребенок учит язык? Как мы с вами учим язык в начале? Мы видим с вами что-то, мы видим какого-нибудь дядьку и дядька говорит: Папа, папа, папа. В конце концов мы запоминаем: Па-Па. И он радуется (смех) меня узнали. Мы соотносим что-то неизвестное с чем-то известным. И все что известно у нас там под какими-то кодовыми номерами находятся: Папа Мама. Мы эти образы внутри складываем и эти образы внутри у нас классифицируются определенным образом. Чита это словарь, огромное хранилище памяти и активное подсознание доступное работе с ней, это огромный словарь. Там хранится все то что нам известно. И любая неизвестная вещь, которую мы видим в первый раз, сравниваем с тем что нам известно и соответственно узнаем благодаря этому сравнению, только благодаря тому что эт о уже есть у нас в читте. Мы как бы переводим неизвестное в контекст  уже известного. Если например вы смотрите на этот компьютер, то сразу же вы сравниваете с чем-то. Может быть вы этот компьютер в первый раз видите. Вы сравниваете это и вам становится ясно что это такое. Теперь представьте себе что вы абориген с острова где-то в Тихом океане и вы никогда компьютеров не видели. Каким образом вы будете реагировать на этот компьютер? Пожуете и выбросите (смех). Никакой польза нет, никакой ценности в нем нет. Почему? Потому что в читте нету, в вашем подсознании нету ничего с чем вы можете это соотнести, нету чего-то знакомого и поэтому вы не знаете как этим пользоваться. Иначе говоря, всякий раз когда мы чем-то пользуемся, мы пользуемся этим именно благодаря тому что у нас есть опыт накопленный в читте. Это большой словарь, который у нас там есть и мы сравниваем все с этим. Но там  есть также нехорошие вещи, не желательные вещи. Иначе говоря всякий раз, когда мы что-то видим, воспринимая это мы обращаемся к уже виденному, к своему опыту прошлому, к тому что мы видели до этого, к своей читте. И поэтому мы в сущности видим сквозь призму этой читты. Читта это очки через которые мы видим мир. Теперь представьте себе… мне хочется сейчас объяснить каким образом появляется искаженное восприятие реальности. Если очки ясные чистые, прозрачные, хорошие, мы видим реальность как она есть. Если очки какого-то цвета зеленного или они засалены или еще что-то такое, то мы видим будем реальность видеть искаженной. Если очки неправильно показывают, то реальность мы будем видеть искаженной. Теперь, в читте все записывается с определенным знаком, с плюсом или с минусом. И если например  человек пережил какой-то очень негативный опыт, связанный с чем-то. Например, он сгорел в прошлой жизни или утонул, то в этой жизни он будет видеть воду и что он будет чувствовать? Страх. Он будет бояться огня, он будет бояться воды, бояться замкнутого пространства, бояться вообще всего мира. Если читта искаженная, там накопилось много нехорошего всего, то мы начинаем видеть мир через призму этого нехорошего и у нас появляются страхи, нам хочется убежать. Именно потому что  что-то нехорошее мы видим. Недавно я смотрел гороскоп одного ребенка. Этот ребенок болеет очень страшной болезнью, он аутист. Кто знает что это такое аутизм. Это жутко искаженная психика, человек родился с искаженной психикой. Он полностью замкнут в себе, иногда он делает какие-то жуткие вещи, бегает орет кричит. Невозможно реагировать никак, невозможно его воспринимать. Теперь если посмотреть на его гороскоп, то становится ясно, что этот человек умер страшной смертью, насильственной смертью. Он пережил жуткий страх, жуткие негативные эмоции. В этой жизни как это проявляется все у него? Он всего боится, он хочет убежать, он хочет загородиться. Ему хочется так или иначе от этой реальности… чтобы его никто не трогал, от этой реальности отойти. Он ведет себя соответствующим образом, только не подходите ко мне. Никто не может подойти к нему. Мать до какой-то степени нашла ключ, она страдает, ее терпению приходит конец. И это все искаженная читта. Это все наше подсознание в которой программы накопились и которые мы принесли сюда, в эту жизнь. Поэтому очень важно сохранять чистоту своей читты. Об этом мы поговорим. Первый стих Шикшаштаки, которая объясняет смысл повторения мантры, начинается со слов: чета дарпана марджанам. Мантра защищает наш ум очищая его от всего нежелательного, вычищает всю грязь оттуда. Потому что когда ум наполнен этой грязью, страхом, этими негативными вещами, то соответственно это все сказывается на нашем восприятии реальности. И психотерапевты они именно это делают. Они пытаются человеку дать возможность проникнуть в свое подсознание и вывести ее на сознательный уровень. Мы будем позже об этом говорить. Когда мы дойдем до буддхи – сознательно воспринимающего действующего разума, то мы поймем какую важную роль он играет в очищении всех этих негативных программ из нашей читты. Хорошо. На этом мы закончим на этом эту часть. Понятно немножко каким образом действует наше подсознание. Теперь начнется хорошая часть.

Аханкара. Наше эго. Хотел задать вам сначала вопрос. Каким образом возник компьютер? Что такое компьютер? Как человек изобрел компьютер? Кто-то знает? По сути дела что сделал человек? Человек с помощью компьютера, ничего нового изобрести нельзя, человеку кажется что он сделал что-то, но на самом деле все это есть уже изначально. Он воспроизвел некие функции, которые у него уже существуют и вложил их туда, память, какие-то программы, все это расширение нашего сознания или  некое механическое отражение нашего сознания. Иначе говоря компьютер существует почему? Только потому что все это у кого есть? У нас уже есть. Теперь что мне хочется сказать, что все эти функции, которые есть в нашем компьютере, наше тело и наш ум не что иное как компьютер. Они есть у нас почему? Потому что они где есть? В душе. Душа – атма, носитель сознания, она всеми этими функциями обладает. Только она обладает ими в чистом виде. В духовной реальности у души есть ум, у души есть эго, у души есть разум. Здесь это все приобретает механическую форму, форму некоего механизма, проявляющегося в виде нашего тела и нашего ума. Это очень важная вещь. Потому что аханкара или эго очень часто особенно на таких семинарах нам говорят, что нужно с аханкарой сделать? Избавиться от нее, отбросить, это плохая вещь. Я хочу вас обрадовать сегодня – это хорошая вещь. Это не совсем плохая вещь. Ничего плохого нет. Плохим все становится когда? Когда мы неправильно этим пользуемся, когда мы злоупотребляем этим, когда мы используем это не по назначению. Санскритское слово аханкара буквально значит: ахам и кара. Ахам что значит? Я. Кара  значит то что создает Я. Творец Я. Творец моего Я. Аханкара это некий элемент который создает нашу обусловленную индивидуальность. Но изначально есть наша чистая индивидуальность. Изначально душа индивидуальна. Это я есть у нашей души. У нас есть это я вместе с сознанием. И это Я невозможно уничтожить. Это наша личность. Это наша вечная истинная личность. Вечное Я. Это Я неизменно. И мы знаем что есть некая неизменяемая константа в нашем сознании. Очень простой пример который приводит Кришна в БГ. Он говорит, что все были ребенком. Вы были ребенком? Поднимите руку кто ребенком был (смех)? Потом стали подростком, потом взрослым человеком, потом стариком. И все поменялось, тело наше поменялось, ум наш поменялся. Привычки какие-то поменялись. Все поменялось. Но тем не менее, что не поменялось? Я не поменялось. Человек остается тем же самым. Носитель опыта, частица которая переживает  этот опыт остается неизменной. И доказательством того что она неизменная является то, что смерти мы не можем найти в себе. Мы знаем я существовал всегда. Я помню как в детстве я впервые столкнулся со смертью, я не мог никак это соотнести с собой. В конце концов я успокоился: я же был всегда, я был и буду. Человек не верит в свою собственную смерть и он прав в этом. Смерть это недоразумение, это результат злоупотребления или нашего неправильного отношения к тому что нам дано. И ощущение смерти тоже результат неправильного отождествления себя с чем-то. У нас есть вечное духовное Я. И это Я исполнено блаженств а, это Я исполнено любви. Это Я не имеет никаких страхов. Но когда эт о я отождествляет себя с телом и умом  начинаются проблемы. Это отождествление называется аханкарой и ли ложным эго. Когда я путаю себя с телом или умом. То начинаются проблемы. Это я оно есть у нас всегда. Как другое доказательство из Упанишад… Во время бодрствования мы с чем себя отождествляем? С телом. Я это тело. Теперь когда мы засыпаем с чем мы себя отождествляем? С умом. Во сне мы не помним какое мы тело, что-то еще. Мы находимся в своем уме и в уме что-то происходит. У нас есть это Я. Здесь мы целиком со своим телом отождествили во время бодрствования. Во время сна со сновидениями. Мы также сохраняем свое Я, но это Я бродит в этом ментальном уме, в ментальном творении. В ментальном мире. Во время глубокого сна остается наше Я или нет? Остается. Потому что человек когда он просыпается что он говорит? Он говорит: Как я хорошо спал. Как я сладко спал. Упанишады объясняют, что даже в глубоком сне у человека остается опыт. Частица Я или атма это носитель опыта, носитель восприятий, носитель сознания. И опыт есть даже в глубоком сне. И это так сказать наше чистое Я, когда мы не отождествляем себя ни с телом, ни с умом . Это третья стадия. Есть тело или есть бодрствование. Есть ум или сон со сновидениями. Есть наша аханкара или чистое Я которое ни с чем не связано, просто я , носитель этого я. И есть четвертое состояние или духовное состояние, когда человек должен выйти за пределы своего обусловленного я. Это четвертое состояние в Упанишадах называется ТУРЬЙА.(84:31) Состояние созерцания высшей реальности, духовной реальности. Сейчас мы воспринимаем виртуальную реальность это мира. Турьйа это способность выйти за пределы обусловленной реальности и есть четыре состояния сознания: бодрствование, сон со сновидениями, глубокий сон и есть еще четвертое состояние. Как называется четвертое состояние? Самадхи. Кто-то слышал это слово? Просветление, освобождение, выход за пределы обусловленной реальности, за пределы виртуальной реальности, выход в иную реальность. В материальном мире я отождествил себя с оболочками своими. Аханкара или ложное эго значит отождествление себя с ложными оболочками, со своей одеждой, я спроецировал себя на свою одежду, я думаю что я есть эта одежда. Есть хорошая история про то как двое путником остановились на ночлег. Раньше в Индии были такие постоялые дворы и в любой деревне можно было остановиться на ночлег. И рано утром им нужно было идти, они попросили настоятеля этого постоялого двора, владельца, чтобы он их пораньше разбудил до рассвета. Он разбудил их когда еще было темно. Они оделись и вышли в дорогу. В этом постоялом дворе спали еще какие-то другие люди, комната она большая была. Когда немного рассвело, то один путник посмотрел на другого и увидел, что он носит чужую одежду. Он стал говорить: Ты что дурак, ты посмотри на себя, ты чужую одежду одел. Тот посмотрел на себя и сказал: Надо же негодяй не того разбудил кого-то (смех). Не того разбудили. Это пример того как человек может путать себя со своей оболочкой, со своей одеждой. Что такое аханкара? Аханкара это… как я уже рассказывал, что есть читта и читта это большое информационное поле в котором мы живем. Махаттатва первый элемент творения, у нас там есть свой маленький сайт, свой персональный сайт. У кого есть свои персональные сайты? У Рами есть персональный сайт. Сейчас каждый может завести персональный сайт. И персональный сайт, когда я выделил себе на этой читте свое что-то это есть мое эго, мой сайт. И обычно, персональный сайт, у него что есть? Чтобы к нему доступ получить? Адрес есть, правильно. Адрес и иногда пароль, правильно? Адрес, пароль, чтобы проникнуть туда. Точно также эго это наше я и это некое… у меня там есть свой адрес, записаны какие-то мои данные. Я такой-то, такой-то, тогда-то родился. Вся моя биография там есть. Есть какая-то моя доступная всем биография, есть какие-то данные которые за паролем там, которые я другим не даю возможности доступ получить. Но это наше личное эго. И у эго есть несколько функций. Есть хорошие функции, есть плохие функции. Иначе говоря есть истинное эго – истинное я. Есть обусловленное я или аханкара. Истинное я неизменно. Ложное я, проблема ложного я в том что оно постоянно меняется. Психологи объясняют, что каждый человек переживает в своей жизни так называемые кризис своего я, когда человек не понимает кто он. Он понимает что тело меняется и нужно быть другим. Как особенно суровый кризис, это кризис середины жизни, когда человек понимает, что жизнь подходит к концу, нужно становиться стариком, что я не сделал чего-то. И это очень серьезное критическое состояние, когда нужно приспосабливаться к новым обстоятельствам. Истинное я неизменно, ложное я меняется. Но у ложного я есть хорошие функции и есть дурные функции. Есть функциональная часть нашего эго (пишет на доске) функциональное эго. Когда душа отождествляет себя со своим телом, со своим умом, то сразу же включаются какие-то функции. В нашем теле есть масса функций, которые происходят совершенно бессознательно, без всякого участия сознания. Какие например? Дыхание да. Нужно нам думать чтобы дышать? Нужно если мы пранаямой занимаемся. Если мы не занимаемся пранаямой, то дыхание происходит само. Пищеварении. Множество других функций происходит. Все они происходят не сами по себе. Все они происходят благодаря тому, что у нас есть ложное эго. Кажется что все происходит автоматически. Пищеварение происходит автоматически, какие-то другие физиологические функции, мы о них ничего не знаем. На самом деле все это происходит потому что есть душа и потому что душа отождествила себя с телом. Стоит душе уйти из тела, все функции останавливаются. Когда душа покидает тело, когда мы видим мертвого человека… Кто-то видел мертвого человека? Чего-то в нем не хватает, правильно (смех)? Вроде все тоже самое, но чего-то нет. Нет души. Когда душа уходит, уходит эго. И эго часть нашего сознания, очень важная часть нашего сознания. Ничего само собой не происходит. Всегда за чем-то есть какой-то менеджмент. Как например тут, мы знаем кончится эта лекция, куда мы пойдем? На обед. И там все само собой появится да? Правильно (смех)? Там все будет как нужно. Почему? Потому что за этим сознание стоит. Что я хочу сказать, что за все стоит сознание и что все процессу которые происходят в нашем теле, они интегрированы. Удивительная вещь. Представьте себе, что если бы… каждая клетка, они в принципе самостоятельная. Она может существовать сама по себе. Теперь, если каждая клетка подумает: Что я… что я тут вообще делаю, мне нужно делать то что я хочу. Есть интегрирующий фактор, который собственно обеспечивает функционирование нашего организма. Интегрирующий фактор называется – эго. Есть некое единство во всех этих процесса. И это единство или единая власть, вертикаль власти в нашем теле, делает эго. Если бы этого не было, то все бы разладилось очень быстро. Разные процессы они бы сами по себе, каждый бы там независимость объявил. Желудок бы сказал: Чего это я не хочу никому подчиняться, я сам по себе. Кишки бы сами по себе: Чего это я должен переваривать не понятно что. Иначе говоря, эго или аханкара это интегрирующий фактор. Функция интеграции и управления всеми процессами, которые есть в нашем теле это функциональная часть нашего эго. Если бы все ограничивалось этим все бы было очень хорошо. Если бы только было функциональное эго, то никаких проблем не было бы. Но есть другая часть у нашего эго. С функциональным эго все понятно. Т.е. оно все идет, идет благодаря тому что душа отождествила себя с телом. И какие-то функции из-за этого происходят и они едины. Есть некая единая власть над всем этим.

Теперь есть следующая часть нашего эго, это репрезентативная. И вот тут начинаются проблемы. Хотя… тут проблем нет. В самом по себе, в самой аханкаре  нет проблем. В функциональной части эго нет проблем. В репрезентативной части есть хорошая часть и дурная часть, я не знаю как их назвать. Бяка и Мяка (смех). У нашего эго.. у нас должно быть… эго что значит? Эго значит понимание того кто я есть. Есть некая концепция того кто я есть. Репрезентативная часть это концепция, наше представление о себе. И для того что действовать я должен понимать кто я есть. Когда человек не понимает, когда у него нет адекватных представлений об этом, то он не может действовать правильно. Представим себе что вдруг я лишился эго. Т.е. я забыл кто я такой. В какой-то момент эго ушло, я послушал Рами или еще кого-то (смех) и полностью избавился от своего эго в данный момент. Что со мной случится? Я перестану говорить, правильно? Потому что эго знает: Я сейчас учитель, — а вы кто? Вы ученики. Если вдруг это эго уйдет у меня, то я не смогу действовать правильно. И проблема тут заключается в том, что есть как бы правильная часть моего эго: Я есть тот кто я есть. И человек должен пытаться понять кто он есть даже в обусловленном смысле этого слова. Есть очень хорошая еврейская поговорка: Будь самим собой, потому что никто этого не сможет. Только мы сами можем быть самими собой. Проблема в том что мы все время пытаемся быть кем-то другим. Что мы постоянно пытаемся проецировать себя, какие-то ложные концепции о себе. Есть скажем так правильная  и ложная концепция. Аханкара это ложное эго. Но есть правильное ложное эго, есть не правильное  ложное эго. Есть истинное ложное эго, есть ложное эго в квадрате. Правильное ложное эго это понимание того кто я есть и какую роль мне нужно играть здесь. Я знаю я мужчина, соответственно я должен вести себя как мужчина. Я не должен пытаться быть кем-то еще. Я должен понять природу своего ума, склонности своего ума. Собственно социальное устройство системы варнашрамы, она заботилась именно об этом. Человеку объясняли кто он есть, помогали ему понять кто он есть на самом деле и объясняли ему что это значит. Мужчина должен вести себя соответствующим образом, женщина должна вести себя соответствующим образом. (Вопрос из зала: Почему это тогда ложное эго?) Ложное потому что человек не осознает себя душой. Но для того чтобы избавиться от этого ложного отождествления себя чем-то, он должен сначала обрести правильное ложное эго. Проблема в том что в материальном мире эго постоянно… У нас есть одно удивительное качество, мы постоянно кем хотим быть? Кем-то еще. Ученные даже нашли ген, ген имитации. И это самое большое подтверждение теории Дарвина. Почему? Потому что обезьяны что делают все время? Обезьянничают. Обезьяны все время изображают из себя кого-то. Естественно я пошутил на счет теории Дарвина. Сеть в том, что у эго есть обезьянья природа. Мы постоянно пытаемся подражать кому-то еще. Мы постоянно пытаемся быть кем-то, кто мы не есть. Потому что нам хочется наслаждаться как-то по другому. Нам хочется наслаждаться каким-то другим образом, хочется испытывать что-то еще, не то что нам положено по нашей своей природе. И в этом собственно заключается самая большая наша проблема. Проблема заключается не в том, что у нас есть я. А в том что мы пытаемся быть не кем кто мы есть. Как сейчас есть большое движение освобождения женщин. Освобождение женщин к чему сводится, женщины кем хотят стать? Мужчинами. Женщина просто хочет стать мужчиной. Я видела фильм, там одна феминистка этот фильм. Она говорит: «Представьте себе как нас портят с самого детства. Девочкам говорят, что они должны быть нежными. А женщина не должна быть нежной». Какая девочка должна быть? (Смех) Люди постоянно играют роль. Постоянно изображают, у них есть какие-то герои и они постоянно пытаются подражать этим героям. Они пытаются играть какие-то роли. И в этом заключается проблема. Если  такой какой я есть, не пытаюсь стать кем-то еще. Проблема ложного эго, беда ложного эго заключается в том что ложное эго всегда хочет быть каким? Ложное эго всегда хочет быть номер какой? Номер один. Арабы говорят, что когда Бог посылает душу в этот мир, Он шепчет ей мантру особую: Ты самый лучший. И потом в течении всей своей жизни что мы делаем? Пытаемся всем остальным доказать. У нас есть эта проблема в эго, в ложном эго: Желание стать самым лучшим. И опять же в самом по себе в этом желании нет ничего дурного. Эго должно быть сильным. Эго не должно быть слабым. Когда у человека ослабляется эго. Например, когда человек впадает в депрессию или когда у него низкий уровень самооценки, то это сразу же в чем проявляется? Да это проявляется в его жизни, это проявляется в его осанке. Так когда у человека сильное эго как он ходит? Йога чему учит? Распрямиться. Йога учит, чтобы наше эго стало сильным (смех). Я сказал, что много интересных вещей вам скажу это одна из них. Но это должно быть правильное эго. Когда у человека слабое эго, как он сидит? Сутулится. У него опускаются руки, у него все остальное опускается. Люди которые чего-то достигли в этом мире у них сильное эго. Без сильного эго ничего невозможно сделать. Без сильного эго ничего в этом мире нельзя достичь. Нам нужно сильное эго, но это эго должно быть здоровым. Мы не должны пытаться быть кем-то еще, мы не должны пытаться изображать из себя кого-то еще. Мы можем стать номер один. Суть заключается в том, чтобы понять как стать этим номером один. Все в конце концов идет от души. Это представление о том что я особенный идет от самой души, потому что каждая душа особенная. Но как человек может стать номер один реально? Есть один единственный способ стать номер один. Для это нужно соединиться с кем? С тем кто на самом деле является номером один. С Богом. Если наше эго так или иначе связывает нас с Богом. Если у нас есть правильное понимание того кто я есть, то тогда никаких . Нам нужно сильно эго, нам нужно сильное представление о себе. Наша сила, сила нашего эго приходит когда мы действительно правильно понимаем кто я есть. И начинается все с того, что мы перестаем эмитировать, перестаем подражать. Мы стараемся понять сначала обусловленную природу, а потом выйти за пределы этой обусловленной природы. Иначе люди подражают кому-то еще и всю свою жизнь играют роль. Меня в перерыве Миша спросил, что значит личность. Личность в конечном счете это эго или я. Изначальная природа личности это душа. Источник личности душа. И в конце концов если я хочу обрести здоровье, я вчера объяснял что такое здоровье? Как здоровье на санскрите  называется? Свастха. Если я хочу обрести здоровье в полном смысле этого слова, я должен понять кто такой я, кто такой свастха. Где я должен быть, я должен стать самим собой. Но если я не понимаю этого, то я начинаю играть какие-то роли. Кто знает как на латыни будет личность? Персона. Кто-то знает что значит персона? Персона значит маска. Слово персона значит маска. Происходит от греческих слов в свою очередь. Пер – значит через, а –сона- значит звук. Греки, когда они играли какие, театр изображали, то они всегда были в масках и соответственно звук через что проходил, через маску. Так возникла слово персона. Проблема в том что у нас есть маски какие-то. И человек все время пытается на себя эти маски нацепить. И его личность становится ложной, его представления о себе становятся ложными. Он пытается все время спроецировать какими-то непонятно каким. Какой-то образ во вне, которого на самом деле не существует. Пытается играть какую-то несуществующую роль. И это совершенно неправильно. Мы видим кого-то, кто-то изображает обычно наслаждение какое-то и мы думаем: Я тоже так хочу. Мы видим какую-нибудь звезду и звезда напялила на себя эту маску, она играет эту роль: Я абсолютно счастливая. И человек думает: Я тоже хочу быть такой счастливой. Что для этого нужно? Что для этого человек должен делать? Да, я должен такую же самку на себя одеть, такую одежду одеть, еще что-нибудь. Но ей за это деньги платят. Когда мы пытаемся подражать нам за это денег не платят. Есть хороший анекдот как муж с женой пошли в кино и кино было про любовь. И там киноактер любил киноактрису, герой любил героиню. Они так любили друг друга. Когда они вернулись она обратилась к мужу и сказала: «Дорогой, почему бы тебе не любить меня также как он ее». «Ты с ума сошла, ты знаешь сколько ему за эт о денег заплатили» (смех). Суть в том, что нам за наше подражание никто платить не будет. Нам нужно сначала понять, кто я есть и не пытаться спроецировать себя еще кем-то. Если мы хотим стать номер один, если мы хотим стать по настоящему номер один, нам нужно сначала понять кто я есть на самом деле и не пытаться имитировать кого-то еще. У каждого есть своя уникальная роль и каждый номер один в глазах Бога. Просто когда мы забываем о Боге, отрезаем себя от Бога, то тогда наши попытки играть какие-то роли здесь они становятся очень жалкими, мы все время подражаем кому-то не понятно кому, мы изображаем кого-то непонятно кого. Как в Америке, когда праздновался юбилей Линкольна, то во всех штатах были празднование, в течении года шло это празднование и поставили пьесу, где главным героем был Линкольн. Человек который играл Линкольна, ему пришлось играть Линкольна в течении года. В течении года он изображал Линкольна. В конце концов, он вошел в роль Линкольна и с женой стал обращаться как президент США. Так жена говорит: Дорогой ты приди в себя. «Ты с ума сошла, я Линкольн». Он ходил как Линкольн, подписывался как Линкольн. В конце концов она отвела его к психотерапевту и говорит: Мой муж думает, что он Линкольн, сделайте с ним что-нибудь. Тот так и сяк пытался отговорить, тот ни в какую: Я Линкольн. Психотерапевт сказал: Придется его застрелить, потому что…(смех). Линкольна застрелили, другого способа нет (смех). Беда заключается в этом, что мы пытаемся играть какую-то роль и не хотим выходить из этой роли, вживаемся в эту роль, играем какую-то роль, потому что нам нравится эта роль. И смысл духовной жизни заключается в том чтобы сначала понять какую роль я должен играть, а потом выйти за пределы этой роли, понять свою природу вне ролей которые мы здесь играем. Роль нужно играть, мы должны хорошо отыграть свою роль здесь, но это роль. Но если мы вживемся в эту роль полностью, то как это называется? Мания величия. Человек ходит тут и говорит: Я Наполеон. Мне рассказывал один человек который был в сумасшедшем доме. Проблема там заключалась в том, что один был Наполеон, а другой Иисус Христос. Один ходил: Я Иисус Христос. Но когда он доходил до Наполеона, он говорил: Ты с ума сошел ты не Наполеон. Тот: Ты не Иисус Христос. И они начинали сражаться друг с другом.  Точно также мы, когда мы начинаем играть какие-то роли, мы слишком входим в эту роль. Мы все с этой ролью связываем, мы забываем о том кто мы есть на самом деле. Единственный выход который остается у Бога, как у этого психотерапевта (смех). Придется застрелить (смех). Но человек должен понять сначала, какую роль он должен играть здесь и ведическое писание объясняет как нужно играть эту роль, роль мужчины, роль женщины, роль мужа. Это называется дхарма. Но когда мы делаем это должным образом, когда мы исполняем свой долг. Что происходит, это очень важный момент, это правильное ложное эго, когда мы правильное понимаем какую роль здесь должны играть и не пытаемся играть другую роль. Если мы играем чужую роль, что происходит с нами? Мы испытываем боль. Когда человек играет правильно свою роль, правильно понимает свою физическую природу, не пытается изображать чего-то еще из себя. То тогда он может быть счастлив на материальном уровне. Он может быть счастливым здесь. В чем проблема ложного эго, в чем проблема имитации, именно в этом, в том что человек хочет быть номер один. И ложное эго все доводит до абсурда. Когда я хочу во что бы то не стало всем чего-то доказать и всю свою жизнь трачу на то чтобы свою ложную концепцию всем остальным доказать, в которые я сам толком не верю. Склонность ложного эго это крайности. Кто склонен к крайностям? Есть у кого  такие склонности? Это признак ложного эго. Как в йоге например люди ради крайностей что делают? Они пытаются изогнуться каким-то особым образом. Тело еще не позволяет им изгибаться особым образом, но им нужно доказать всем. Что в результате происходит? Боль, болезнь, стресс. Желание быть не собой или играть какую-то другую роль и есть основной источник стресса. Мы изображаем что-то не естественное для себя, мы пытаемся жить в соответствии с нормами или принципами, которые не совсем естественны, не понимая своей собственной природы, для того чтобы кому-то что-то доказать. Вместо того чтобы понять кто я есть на самом деле и как мне нужно жить, в этом проблема ложного эго или проблема аханкары. И вместо того чтобы использовать эго по назначению, еще раз если я применяю свое эго по назначению, я понимаю кто я, что мое я приобретаем смысл или значение когда оно связанно с Богом. Я исхожу из этого. Живу и строю свою жизнь исходя из этого, я понимаю что я слуга Бога, что я должен служить Ему, что я должен так или иначе пользоваться этой энергией, то тогда  мое эго правильное. Правильное ложное эго от ложного чем отличается? Мы не будем называть его ложным, пока оставим э то. Правильное эго и совсем не правильное эго. Ложное эго в квадрате. Правильное эго заключается в том что я принимаю то что у меня есть. Я принимаю кто я есть и принимаю с благодарностью. Очень важная вещь, которая позволяет человеку избавиться от эго – благодарность. Если у меня есть это желание доказать всем что я самый лучший, то как я буду вести себя по отношению ко всем остальным? Я буду их опускать все время, правильно? Понижать фон на котором я буду выдвигать себя. Если я принимаю с благодарностью то чем я являюсь, то это чувство благодарности избавляет меня от ложного – ложного эго. Западная культура, к сожалению, характеризуется именно этим – инфляцией ложного эго, люди раздувают пузыри своего ложного эго. Все время наше ложное эго пузырится. Оно имеет природу такую пенистую. Мыльный пузырь кто-то пускал? Что случается с мыльным пузырем? Сначала он разувается. Когда он разувается, он переливается во цвета радуги, такой красивый, он дуется, дуется. Потому что с ним происходит? Лопается. В чем наша проблема? Проблема еще раз в том, что мы постоянно завидуем, соперничаем. Этот дух соперничества, он тоже идет от ложного эго. Западная цивилизация начиная с американской цивилизации, оно развивает этот дух соперничества, желание доказать: Я самый лучший, я лучше всех остальных, я самый первый. Тогда как  восточные цивилизации, прежде всего ведическая цивилизация, настраивает человека не на то чтобы доказать что я самый лучший, а для того чтобы поблагодарить всех остальных. Если я буду соревноваться в благодарности, в том чтобы быть первым в благодарности, я стану самым первым, по-настоящему, я стану первым в глазах Бога. Все это, эти ложные концепции, ложные игры нашего эго, желание все время поставить себя так или иначе в центр, они все исходят от слишком серьезной роли, от того что человек слишком  серьезно вошел в эту роль. Тогда как если мы понимаем, что все лишь наша роль, которую я должен играть и я с благодарностью принимаю эту роль, какая бы она не была, пусть у меня даже маленькая роль. Если человек играет хорошо эту маленькую роль, иногда эта маленькая роль может быть гораздо более важной чем какая-то большая роль. Но если я слишком вхожу в эту роль, начинаю соперничать с другими, делаю какие-то глупости, вот тут вот начинаются все остальные проблемы. Таким образом ложное эго порождает стресс и все остальные вещи и лекарством от этого является одна вещь – благодарность. И еще какая вещь, два принципа? Уважение. Наше эго не позволяет увидеть себя правильно, потому что мы все время не правильно себя проецируем и она не позволяет нам правильно увидеть других, оценить других, выразить почтение ,уважение. Поэтому человек должен воспитывать сильное эго в себе, но это сильное эго должно быть правильным эго. И правильное эго воспитывается этим двум вещам благодарности и уважению. Человек он может почувствовать себя правильно, свое я правильно и соотнести правильно со всеми остальными. Вот собственно и все что я хотел сказать. Я не буду переходить к этим двум вещам, они очень важные для нашего рассмотрения. Завтра если не возражаете я рассмотрю это. Вопросы есть?

Вопрос: Что является критерием того , что мы уменьшили ложное эго?

Ответ: В жизни это проявляется в этом, способности уважать, способности благодарит, в способности видеть реально других людей. Ложное эго это то что мучает нас полностью. Ложное эго это самая чувствительная часть. Если кто-то, если мы пытаемся играть какую-то роль и не дай Бог кто-то не принимает нас в серьез в этой роли. Так человек изображает из себя кого-то, ходит Гоголем. «Да, ты посмотри на себя!» Ложное эго это самая болезненная часть в нашем тонком теле. И болезненность  ложного эго проявляется именно в этой ложности, что я все время хочу спроецировать себя не тем какой я есть. Кто-то не оказал мне почтения, не оказал мне уважения, не поздоровался со мной, сразу же меня это задевает. Болезненность ложного эго, не правильность ложного эго в чем проявляется? В каком качестве нашем? Обидчивость, правильно. Обида. Ложное эго это человек ходит и все время смотрит на других: Как они ко мне относятся. Видят они меня таким как я хочу или не таким как я хочу, уважают они меня или не уважают. И человек ходит и напрашивается в сущности на неприятности (смех). Как есть кавказцы, они знамениты своим большим ложным эго. Не дай Бог  задеть: Ты кто вообще такой. Проблема одна еще важная ложного эго, ложное эго это наша склонность или способность полностью отождествлять себя с чем-то  чем мы не являемся. Как например мы едем в машине, то мы до какой-то степени мы себя с машиной отождествляем. Потому что если кто-то ударит машину, мы выбежим и что закричим: Ты зачем меня ударил. Кто-то замечал от чего зависит сила нашего отождествления с машиной? От цены машины. Чем дороже машина, тем больше я себя с ней отождествляю. Тем больше я возмущаюсь если меня ударили. Если это запорожец какой-то… И в этом заключается проблема. Ложное эго создает гордость человека. Когда у нас есть что-то, когда человек очень красивый или он очень богатый или умный, то ему легче отождествить себя со всем этим. У него больше соблазна отождествить себя со всем этим. Ему очень трудно от этого ложного – ложного эго избавиться. Богатым людям очень сложно из-за этого. Потому что у них очень много всего. Ученным людям, людям со знатным происхождением, потому что они не могут понять своей истинной природы. И еще раз, критерием того что ложное эго уменьшилось является одна очень простая вещь. Человек меньше обижается. Я просто принимаю все. Еще раз правильное эго это способность принимать правильно все, способность пользоваться этим не ради самого себя. Я боюсь что я не совсем… у меня есть не удовлетворенность от того как я объяснил разницу между ложным-ложным эго и правильным ложным эго. С правильным ложным эго я пользуюсь тем что мне дано, пользуюсь для высших целей. С ложным-ложным эго я что делаю с этим? Да, я отождествляю, я горжусь этим, я присваиваю себе это. Ложное эго очень сильно похоже на мыльный пузырь. Какое главное качество мыльного пузыря? Расширяться. Да, и ложное эго все время расширяется как этот мыльный пузырь. Нам хочется все присвоить себе, нам все  хочется разместить в сферу своего влияния. Я расширяю свое эго на все остальное, экспансии. У него есть эта тенденция расширяться. Когда проекция неправильная, тогда соответственно я становлюсь очень обидчивым, болезненным, чувствительным, я все время задираю какие-то планки, живу по не естественным принципам. Когда у меня правильное ложное эго, я понимаю я слуга, я должен благодарит, уважать, я должен правильно воспринимать, должен вести себя соответствующим образом. Человеку нужно правильное я хорошее, достоинство хорошее, понимание того кто я есть. И все  то что нам дано это великое благо. Если мы пользуемся по назначению это великое благо. Человек может стать очень красивым когда он делает это. Есть еще какие-то вопросы.

Вопрос: Желания какие-то должны быть?

Ответ: С желания мы завтра разберемся. У ложного эго могут быть желания, оно хочет расширять себя, хочет распространять себя, он все время хочет почтения к себе. Ложное эго все время хочет все поместить в сферу своего влияния. И оно хочет прежде всего почета, уважения. Поэтому дано начать приучать себя, ставить под контроль свой ум.. И на самом деле еще раз это очень увлекательная вещь. Если посмотреть как люди себя ведут, особенно светские люди, это просто зоопарк какой-то .У каждого свое ложное эго, каждый хочет себя проявить, это ярмарка тщеславия. В этом нет никакого смысла, потому  люди все дальше и дальше уходят от себя. Все больше и больше забывают свою истинную природу, лишают себя  возможности это сделать. Мы здесь для того чтобы понять себя, для того чтобы обрести гармонию, счастье и равновесие внутреннее. И для этого надо заботиться о здоровье своего эго через благодарность и уважение.

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.