«7 привычек», 1995 г. (Диск 21, л.1)
Аннотация:
Зачем нам прибегать к услугам доктора Кави. Что может дать изучение этого материала. Основа способности добиваться успеха. Басня Эзопа как иллюстрация закона успеха. Три вида ресурсов, приносящих нам плоды. Кредит доверия; семь вещей, увеличивающих его и семь вещей уменьшающих.
***
Одна из привычек, о которой идет речь в этой книге, как раз заключается в том, чтобы научиться говорить «нет». На самом деле все эти привычки, от первой до последней, учат человека говорить «нет» ненужным вещам, и мы должны этому научиться, чтобы добиваться успеха.Сегодня мы начинаем первую лекцию по книге доктора Кави, которая называется «Семь привычек людей, способных во всем добиваться успеха». Идея этого семинара пришла ко мне при следующих обстоятельствах. Один преданный задал мне странный вопрос: «Объясните мне, пожалуйста, как нужно говорить «нет» преданным». И так как в это время я читал эту книгу, то я стал подробно объяснять ему теорию.
Я стал подробно описывать этому преданному теорию, каким образом нужно говорить «нет». Пока я описывал ему эту теорию, я вдруг понял, что это самая большая моя проблема. Я сам не могу говорить «нет» ненужному. И когда я пытался научить его этому, то сам гораздо глубже понял свои проблемы, и подумал, что неплохо было бы научить этому всех остальных, так как это поможет мне самому глубжепонять все это.
Так родилась идея этого семинара.
Описание книги Кави.
Зачем нам прибегать к услугам доктора Кави?
Эта книга, прежде всего, адресована тем, кто руководит людьми. Но по мере того, как мы будем ее изучать, станет ясно, что материал, который дается в ней, имеет большую важность не только для руководителей, но и для каждого человека, потому что если мы не руководим ни кем, мы все же должны, по крайней мере, руководить сами собой, а чтобы делать это хорошо, мы должны развить в себе определенные привычки. Иначе говоря, для того, чтобы добиться успеха, неважно в чем, руководство ли это большой компанией или же наша собственная жизнь с ее небольшими делами, мы должны развить в себе определенные качества и привычки. Это основа того, чему пытается научить Кави. Таким образом, цель этого семинара – научить тому, как себя вести, чтобы во всем что мы делаем добиваться успеха. Мы занимаемся преданным служением и хотим добиться успеха, по крайней мере, в этом. То, о чем говорит доктор Кави, во многих отношениях полезно нам в том числе.
Что дал нам Шрила Прабхупада?
Может возникнуть вопрос, зачем нам прибегать к услугам этого доктора Кави, если у нас есть Шрила Прабхупада. И можно сказать, что нам, на самом деле, не нужно ни чему учиться у доктора Кави; нам нужно учиться всему у Шрилы Прабхупады. Шрила Прабхупада в своих книгах дал все, и в этом нет никаких сомнений.
Прежде всего, то, что дал нам Шрила Прабхупада – это самбандха гьяна. Он дал нам знание о связи, об отношениях, в которых находится индивидуальная душа и Верховная Личность Бога; об этом материальном мире и о том, в каком положении мы здесь находимся.
И так же он дал нам абхидею, то есть метод, с помощью которого мы должны действовать в соответствии с этими отношениями. Нас связывают определенные отношения с Богом, и поэтому мы должны действовать определенным образом. Такая практика называется абхидеей. Иначе говоря, Шрила Прабхупада научил нас тому, как нужно жить. Ив процессе этой практике у человека развиваются определенные качества. И это как раз то, о чем говорит Кави. Привычки, о которых говорит Кави – это определенные качества, которые должен развить в себе человек. Именно об этом же говорит и Шрила Прабхупада. Он дает нам знание, и это знание должно стимулировать человека как-то изменить свою жизнь. Поменяв свою жизнь, он в процессе этой практике, основываясь на верном знании, будет действовать, и в процессе этой деятельности будет развивать определенные качества.
И, в конце концов, Шрила Прабхупада дал нам прайоджану, или высшую цель этого процесса – это любовь к богу. Когда человек достигает этой высшей цели, прайоджаны, то все эти качества проявляются у него автоматически. Шрила Прабхупада много раз повторял, что не нужно делать ничего другого. Достаточно просто заниматься преданным служением и все придет само собой. Он снова и снова подчеркивал, что нам не нужно прибегать к каким-то дополнительным усилиям; что процесс преданного служения самодостаточен, он дает человеку все необходимое. Все, что ему нужно, в конце концов, развивается само собой. И мы знаем много стихов из ведической литературы, где об этом говорится. Ясьятси бхактир бхагаватир акинчана – человек, который бескорыстно занимается преданным служением, развивает в себе все качества полубогов и ему не нужно ни о чем беспокоиться. В других местах Шримад-Бхагаватам и Бхагават-Гиты приведены качества человека, достигшего высшего уровня преданности. Это тот итог, к которому мы должны стремиться. Это естественный результат нашего процесса преданного служения.
Иначе говоря, нам, на самом деле, не нужно прибегать к услугам доктора Кави. Нам достаточно просто читать книги Шрилы Прабхупады. Единственная проблема заключается в том, что мы не следуем тому, что говорит Шрила Прабхупада. Все остальное есть. Проблем в самих книгах Шрилы Прабхупады нет, но проблема есть в нас. К сожалению, мы не следуем всему тому, что говорит нам Шрила Прабхупада. И если бы мы следовали, тонам не нужно было бы прибегать ни к кому другому. Однако, так как мы не следуем, то эта книга, которую прислал мне Мукунда Махарадж несколько месяцев тому назад, является удобным поводом для того, чтобы пересмотреть нашу собственную жизнь, и подумать, что мы действительно делаем, и чего мы не делаем, и как нужно жить. Это еще одно напоминание о том, что мы должны делать. В сущности, он не говорит ни о чем, кроме того, что говорит Шрила Прабхупада. Когда мы будем рассматривать эти привычки, то увидим, как тот материал, поданный с совершенно другого угла зрения, человеком, который совершенно ничего не знает о преданном служении, тем не менее, очень точно соответствует принципам преданного служения и учению Шрилы Прабхупады. Это само по себе достаточно вдохновляющая вещь.
Так же есть еще несколько причин, почему стоит прибегнуть к помощи постороннего источника. Прежде всего, мы знаем принцип, который сформулировал Рупа Госвами. Это принцип юкта-вайрагьи. Он говорит, что все то, что есть хорошего, мы можем использовать в преданном служении. Мы должны связывать с преданным служением все то, что есть хорошего. Чанакья Пандит также говорит: «Если вы видите золотой, который лежит в грязи – поднимите его. Если шудра дает вам хороший совет – воспользуйтесь этим советом. Если женщина происходит из низкой семьи, но обладает хорошими качествами, то следует взять ее в жены. Если в стакане вместе с нектаром находится яд, то нужно выпить нектар, но не пить яд». Таким образом, мы можем это применить. Если Стивен Кави дает нам хороший совет, то мы должны воспользоваться этим советом.
О чем же говорит Кави? Он проанализировал биографии и качества людей, которые могли добиваться успеха, выявил в их характере определенные привычки, и дал систематическое описание этих привычек. Он говорит, что если вы разовьете в себе те же самые привычки, то тоже сможете добиться успеха.
Еще один очень важный момент, который отчасти побудил меня заняться этим семинаром – это наблюдение за проблемами в руководстве храмами, которые я снова и снова вижу. Когда я приезжаю в какой-нибудь новый город, то первый день все хорошо и спокойно, но на следующий день ко мне приходят преданные и начинают жаловаться на президента храма. Я уже знаю, что это произойдет.
Другими словами, мы сталкиваемся в своей проповеднической деятельности со многими проблемами, но у нас есть эта замечательная философия и если мы хорошо проповедуем философию, то такая проповедь приносит нам все что нужно. Хорошая проповедь приводит к нам людей, приносит деньги, помещения и многое другое, но если потом всем эти неправильно управлять, то мы начнем это терять. Навин Кришна прабху сформулировал прекрасный принцип, он сказал, что хорошая проповедь приносит все, а плохой менеджмент заставляет нас все потерять. Иначе говоря, плохой менеджмент – враг проповеди. У нас проповедническая миссия, однако, если мы не поднимем руководство нашими храмами на должную высоту, то наша проповедь, в конечном счете, будет безуспешной. И это вторая причина, по которой было бы неплохо усвоить изучаемые нами привычки, и в особенности тем, кто занимает какие-то руководящие посты.
Другая причина – это то, что независимо от того, какое положение мы занимаем, смысл преданного служения в том, чтобы все мы добились успеха, чтобы все мы стали совершенными людьми. Это миссия Шрилы Прабхупады. Он пришел на запад и дал людям очень высокий идеал, и дал его таким образом, что каждый человек мог понять, что может достичь этого идеала. Все мы должны стремиться достичь этого самого высшего идеала, идеала чистого преданного служения и неудовлетворяться ничем меньшим.
Я помню, как на одной лекции на вьяса-пуджу Шри Вишнупад дал замечательную лекцию, в которой он сказал, что на самом деле движение ИСККОН – это движение для суперменов. Он сказал, что все наши предшествующие ачарьи были суперменами. Бхактивинода Тхакур был суперменом. Бхактисиддханта Сарасвати был суперменом. Шрила Прабхупада был, безусловно, суперменом, и все члены этого движения также должны стать суперменами. Другими словами, все мы должны стать совершенными. Это наша цель и мы не должны останавливаться, достигнув чего-то меньшего. Все должны стремиться к этому.
В сущности, этот материал, который дает Стивен Кави, по крайней мере, дает очень хороший стимул для того, чтобы человек смог понять то, к чему он стремится, и что отделяет его от достижения этого идеала. Более того, если мы посмотрим на жизнь самого Шрилы Прабхупады и на его качества, если мы посмотрим на качества духовных учителей, то мы сможем очень ясно увидеть, что все эти привычки совершенным образом представлены в их личностях. Все они обладали этими привычками. Именно поэтому Шрила Прабхупада достиг успеха.
Некоторые из завистливых духовных братьев Шрилы Прабхупады обвиняли его, говоря: «Абхай Прабху – бизнесмен, поэтому он поехал в Америку и сделал там бизнес. Он добился успеха, потому что знает, как это сделать, но мы садху и поэтому не можем такого сделать. Поэтому у нас ничего не получилось». Другими словами, они пытались приписать успех проповеди Шрилы Прабхупады его организаторским способностям, и до какой-то степени это действительно так. Безусловно, мы знаем, что успех проповеди Шрилы Прабхупады заключался, прежде всего, в его чистоте и в его духовной силе, однако в том числе и в том, что он обладал всеми этими привычками (качествами), о которых мы будем говорить.
Наконец, еще одна причина (по которой я читаю данный семинар) заключается в том, что когда мы будем рассматривать эти привычки, то сможем увидеть, что они, особенно первые три из них, имеют дело непосредственно с тем, каким образом овладеть собой, каким образом вести себя, каким образом контролировать свой ум. Это, как мы знаем, одно из основных положений нашей философии. Это то, что нам нужно. Весь этот материал, который Кави дает в своей книге, позволяет под новым углом зрения посмотреть на то, что мы уже знаем из книг Шрилы Прабхупады. Иногда такое рассмотрение под совершенно новымуглом зрения дает возможность по-новому увидеть какие-то качества, к которым мы привыкли. Мы привыкли постоянно слушать «Контроль ума. Контроль ума. Обуздай себя. Обуздай себя». И мы давно забыли, что это значит на самом деле. Мы не знаем, что это значит. И если спросить, что значит контролировать ум, то будет много разных ответов, но скорее всего удовлетворительного ответа не прозвучит. Другими словами, этот материал дает возможность под новым углом зрения рассмотреть то, что мы уже знаем, и таким образом дать нам новый стимул для того, чтобы мы изучали книги Шрилы Прабхупады и понимали что делать.
Что может дать изучение этого материала.
В начале этой книги Стивен говорит, что есть четыре сферы нашей жизни, которые могут резко улучшиться, если человек действительно освоит этот материал.
Первое, что он обещает человеку – это то, что его уверенность в себе, его чувство собственного достоинства, самоуважение и независимость от внешних обстоятельств резко возрастут.
Второе и очень важное изменение, которое каждый человек сможет заметить, и что нам, как преданным, живущим вместе в небольшом коллективе абсолютно необходимо – это то, что человек, освоивший этот материал, сможет улучшить свои отношения с людьми. То, что отравляет наши отношения с другими, уйдет от такого человека, и его отношения с людьми станут богаче и интересней.
Иначе говоря, два этих первых результата тесно связаны друг с другом, так как до тех пор, пока я глубоко не уважаю себя и не знаю, правильно ли поступаю, я не смогу уважать другого. До тех пор, пока у меня нет чувства собственного достоинства, я не смогу уважать и ценить достоинство другого человека. Я всегда буду зависеть от слабостей другого человека и от каких-то обстоятельств. Это то, что отравляет отношения между людьми.
Третье обстоятельство – это то, что способность влиять на других людей, в хорошем смысле этого слова, также возрастет. У некоторых людей эта способность развита естественным образом. Такой человек говорит что-то другим, и они с удовольствием готовы это сделать. Но есть люди, которые скажут что-то, и все от них отворачиваются и говорят: «Кто ты такой, чтобы мне это говорить?».
Мы знаем, что Шрила Прабхупада – это идеальный пример личности, имеющей влияние на других. И наши духовные учителя также являются тому примером. Когда они говорят чтото, то все бросаются наперегонки это выполнить. Но когда мы что-то просим сделать, то все чешут затылки идумают: «Опять он пристает ко мне».
Итак, эти привычки, о которых говорит Кави, увеличат вашу возможность влиять на других людей таким образом, что они естественным образом будут хотеть что-то сделать для вас. Это будет естественной реакцией другого человека по отношению к вам.
И, наконец, четвертая, и очень важная способность, которую обещает Кави в результате освоения материала – это развитие в себе способности к самоизменению, к самосовершенствованию, способности к избавлению от рутины. Это способность открываться к новому. Другими словами, такой человек снова обретает способность обучаться.
Все мы от природы обладаем такой способностью, однако в течение жизни, так или иначе, утрачиваем ее. И мы также знаем, что иногда жизнь в храме напоминает жизнь в какомнибудь болоте. Или же человек замечает, что топчется в преданном служении на месте и не меняется на самом деле. И Кави обещает, что изучение этого материала с новой силой пробудит в человек способность к самоизменению и к самосовершенствованию. Оно будет побуждать его совершенствоваться, давая новый толчок для самоизменения. И если все люди в храме будут именно такими, то жизнь будет очень динамичной и не будет застоя, который иногда происходит. Если люди действительно будут развивать в себе эту способность, то тогда все будет очень хорошо.
Что необходимо, чтобы получить то, что обещает Кави?
Чтобы получить то, что он обещает, Кави советует, прежде всего, изучить этот материал самим, азатем, научить ему кого-то другого.
В свое время был хороший анекдот про учителя, иллюстрирующий этот принцип. Учитель жалуется: «Какие у меня глупые ученики!? Раз рассказал. Второй раз рассказал. Третий раз рассказал. Сам понял, а они все не понимают».
Другими словами, когда человек что-то рассказывает, то он гораздо легче сам сможет понять этот материал, потому что, просто произнося это, он берет определенные обязательства по отношению к этому материалу. Ему легче будет применить этот материал в собственной жизни. Если я что-то говорю и прославляю, как, например, эти семь привычек, но сам потом не следую этому, то все будут считать меня лицемером. Поэтому Шрила Прабхупада ввел замечательную систему утренних лекций. Он сказал, что все преданные, которые живут в храме, должны давать утренние лекции, потому что мы должны повторять одни и те же истины, чтобы, по крайней мере, понять их самим. Когда мы сидим и говорим о чем-то, то, прежде всего мы говорим сами себе, а потом уже всем остальным. И, в конце концов, если мы достаточно долго будем говорить о чем-то, то нам в какой-то момент станет совестно не следовать этому самим, и мы начнем следовать. Так действует этот механизм.
У древних римлян была поговорка, которая гласит об этом, «Доценто доцимус», что значит «Обучая, учимся». Когда человек обучает кого-то, то он сам при этомучится.
И, наконец, третье, что необходимо для того, чтобы получить плоды изучения этого материала, человек должен приложить его к своей жизни. Он должен прожить этот материал, применив его ксвоей жизни, и только тогда все это произойдет.
Основа способности добиваться успеха.
Кави начинает введение к этим привычкам с того, что определяет, что такое способность добиваться успеха, и на чем она основана.
Я могу сказать по собственному опыту, что если бы эту книгу мне прислал не Мукунда Махарадж, а кто-нибудь другой, то я, скорее всего, не стал бы ее даже открывать. Когда мы читаем книгу с названием «Семь привычек людей, способных во всем добиваться успеха», то сразу же возникает образ преуспевающего американца в галстуке, с дипломатом, румяного, причесанного и т.д. Кто из нас хочет выглядеть как этот преуспевающий американец? Все мы хотим быть преданными и выглядеть как преданные.
Два типа литературы об успехе.
В Америке существует огромное количество литературы о том, как добиваться успеха, и пишется эта литература на всем протяжении существования Америки. Кави говорит, что вся эта литература делится на две большие категории. Первая категория, более распространенная – это что-то вроде Дейла Карнеги, когда тебе говорят, как нужно себя вести в определенной ситуации для того, чтобы добиться желаемого результата. Например, если тебе нужно чего-то добиться от человека, то спроси, какое у него хобби. Послушай об этом и сделай вид, что тебе интересно, хотя на самом деле тебе может быть совсем на это наплевать. Но таким образом ты завоюешь его доверие и тогда сможешь чего-то от него добиться. Или потрепи его собачку по голове и тогда тоже сможешь чего-то добиться. И большая часть этих книг сводится к таким простым рецептам, то есть сделай то-то и то-то тогда добьешься того-то и того-то.
Подобная литература не касается каких-то глубинных принципов. Она говорит о поверхностном изменении. И естественно преданного такой подход не может понастоящему привлечь. Такой подход сам по себе претит преданным. Но Кави говорит о более глубоких вещах. Он говорит о том, что, в конечном счете, способность добиваться успеха, основана на качествах человека, а не на каком-то внешнем притворстве или внешних шаблонах поведения. У Авраама Линкольна есть замечательная фраза, он сказал: «Вы можете в течение какого-то времени обманывать всех людей, или в течение долгого времени обманывать каких-то людей, но вы не сможете всегда обманывать всех». Другими словами, вы сможете как-то обмануть людей или чего-то добиться внешними методами, но, в конце концов, если вы не честны и не целостны внутри, то рано или поздно это вылезет из вас. Рано или поздно вы обнаружите это в себе, и как бы вы не трепали собачку, это вам не поможет.
Если речь идет о каких-то поверхностных отношениях, то это может привести к успеху, но чтобы добиться успеха в серьезных отношениях, нам нужно изменить свои качества. Другими словами, настоящий успех основан на определенных качествах.
Кави говорит, что если мы подумаем, то сможем заметить, что у каждого человека есть врожденные понятия о ценностях и качествах. Возьмем, к примеру, качество справедливости. Маленькие дети иногда сорятся и говорят при этом: «Так не честно». Откуда они знают, что честно, а что нет? Их еще никто этому не учил. Таким образом, становится ясно, что такие понятия и качества как честность, достоинство, справедливость, ценность самосовершенствования, изначально заложены в глубинную суть каждого человека. Кави говорит именно об этих качествах, о том, чтобы развить их и основывать свойуспех на них, а не на внешних стереотипах поведения.
Закон успеха.
Первое, что делает Кави в своей книге – он формулирует закон достижения успеха. Это основной закон, который лежит в основе каждой из этих семи привычек. И в каком-то смысле это простой общеизвестный и фундаментальный закон, но если мы рассмотрим свою жизнь, то увидим, что сплошь и рядом нарушаем его.
Чтобы понять этот закон, прежде чем его сформулировать, он рассказывает басню Эзопа. Это басня про крестьянина, гусыню и золотое яйцо.
У одного крестьянина появилась гусыня. Он очень любил эту гусыню. Однажды она снесла золотое яйцо. Крестьянин не мог в это поверить, он поднес это золотое яйцо к своим глазам, проверил его и оказалось, что оно из чистого золота. Он был в полном восторге. И эта гусыня каждый день приносила ему по одному золотому яйцу. Через какоето время он подумал, что, не лучше ли ему просто разрезать ее и вынуть оттуда все золотые яйца. Именно так он и поступил. Он заколол эту гусыню, разрезал ее, но к сожалению не нашел там ни одного золотого яйца.
В описании Кави золотое яйцо – это результат, к которому мы стремимся, то есть успех о котором он говорит. Гусыня олицетворяет нашу собственную способность приносить успех. Смысл этой басни заключается в том, что если мы хотим добиться успеха, то должны сохранять баланс между стремлением к плодам своей деятельности, то есть золотым яйцом, и нашей способностью приносить успех, или этой гусыней. Человек должен одновременно ухаживать за гусыней, или за способностью приносить золотые яйца, и при этом не забывать о результатах.
Если человек обращает внимание только на золотые яйца, на результаты, то, в конце концов, гусыня погибает, так как не обращая внимания на гусыню, он просто эксплуатирует свою способность добиваться успеха. В этом случае гусыня погибнет и больше не будет золотых яиц.
Если же он наоборот, заботится только о гусыне, и ему наплевать на золотые яйца, то в этом случае тоже ничего хорошего не будет. У меня есть один замечательный пример, иллюстрирующий это. Я знаю человека, который постоянно чему-то учится, но никогда не применяет то, чему научился. Однажды, чтобы развить свою память, он решил выучить расписание поездов токийском метро, и даже начал это делать. Но на самом деле ему не нужна такая память, потому что он не применяет это ни в какой своей деятельности. Он просто учит расписание поездов в токийском метро и все. Или другой пример. Допустим, человек бегает, и с помощью бега хочет продлить свою жизнь. Каждое утро он бегает три часа, и его жизнь продляется на десять лет, но получается, что эти десять лет он провел в беготне. Другими словами, результата от его бега нет, потому что, прожив на десять лет больше, он все это время просто пробегал.
Итак, Кави говорит, что для того, чтобы добиваться успеха, основой любого успеха должен быть баланс, то есть чувство меры, между результатом, которого мы хотим добиться и самой способностью приносить результаты. В любой своей деятельности мы должны найти эту золотую середину, чувство меры. Способность обнаруживать золотую середину – это качество гуны благости, это то, о чем Кришна говорит в Бхагавад-Гите. Он говорит, что не нужно спать слишком много или слишком мало, есть слишком много или слишком мало и т.д. Это относится ко всем сферам жизни.
Кави говорит, что этот закон – в сущности, очень простая вещь, однако люди сплошь и рядом его нарушают. Мы можем видеть вкруг себя примеры, как некоторые люди в погоне за плодами в преданном служении, буквально загоняли себя. Такие люди говорили: «Что думать, надо работать, надо служить, надо миссию исполнять». И они полностью переставали заботиться о себе, о своем теле, и в результате этого, тело долго не выдерживало. В течение какого-то времени они добивались коротких результатов, но, не следя за этой своей способностью приносить результаты, они, в конце концов, все теряли. Другой пример из кармической жизни – это медицина. По статистике известно, что 99,9% средств, которые люди тратят на лекарство и на лечение, они тратят, когда уже заболели, и только 0,1% они тратят на предупреждение болезней. Это, на самом деле, сформулировано в старой русской поговорке: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Это одна из формулировок этого закона, о котором говорит Стивен Кави.
Три вида ресурсов, приносящих нам плоды.
Далее Кави говорит, что есть три вида ресурсов, которые приносят нам плоды. (1)Это какие-то материальные ресурсы, например, машины и т.п. И эксплуатируя машины, мы соответственно должны заботиться о них. Это очевидно, хотя далеко не все это понимают. (2)Затем – финансы. Мы должны заботиться о деньгах, поддерживая какой-то определенный капитал, не тратя их все. Это тоже понятно. (3)Но самое ценное, что вообще есть у людей, и что помогает всем, и особенно преданным, добиваться успеха – это другие люди. Каждый сам по себе, в одиночку, не способен ни на что. Каждого из нас в одиночку очень легко победить. Чего мы можем достичь? Однако, если мы соберемся все вместе, то сможем представлять собой огромную силу.
Таким образом, мы должны, прежде всего, понять, что отношения между людьми – это самая важная ценность. Отношения, которые связывают нас с людьми – это ценность, и это залог нашего собственного успеха, и успеха всех остальных. Так мы должны смотреть на других людей. Люди – это наше богатство, это то, что может принести нам успех, и то, что может принести успех всему обществу в целом.
Но именно здесь баланс чаще всего нарушается. Именно в этой сфере люди очень часто нарушают этот баланс между гусыней и золотыми яйцами, которые она несет. Как часто мы забываем, что человек, с которым мы находимся рядом, является самой большой нашей ценностью. В каждой лекции по Шримад-Бхагаватам мы прославляем вайшнавов и общение с ними, но когда дело доходит до реального общения, то мы почему-то забываем об этом. Мы забываем о том, какие они ценные, и какие они особые.
Счет в «банке доверия».
Кави говорит очень важную вещь, приводя интересную метафору. Он говорит, что в более или менее тесных отношениях, которые связывают нас с другим человеком, существует что-то вроде счета в банке доверия, и мы можем своими хорошими поступками по отношению к нему увеличивать этот счет, а какими-то плохими поступками снимать с этого счета.
Если нам нужно воспользоваться человеком, если мы хотим положиться на кого-то, то нужно быть уверенным в том, что мы имеем определенный кредит доверия у него. Так Кави предлагает смотреть на человека. Другими словами, это говорит о том, что нужно постоянно поддерживать этот эмоциональный счет. Особенно это относится к людям, с которыми мы тесно общаемся. Чаще всего именно в близких отношениях люди забывают об этом счете доверия, который связывает их с другим человеком. Это бывает, прежде всего, в семье. Очень часто люди в семье полностью забывают о том, что им нужно постоянно иметь и поддерживать какой-то кредит доверия у другого человека. Они часто нарушают этот принцип.
Прежде всего, мы должны усвоить этот самый главный закон в отношениях между людьми. Мы должны постоянно делать какие-то вклады на счет доверия другого человека. И чем нужно при этом руководствоваться? Мы должны руководствоваться одним главным законом. Законом любви. Этот закон говорит о том, что для того, чтобы любовь и отношения, которые связывают нас с другими людьми, были настоящими и крепкими, они должны быть бескорыстными. Любовь, которая связывает и которая является, в конечном счете, гарантией нашего успеха, в том случае если мы зависим от этих людей, а также отношения, которые связывают нас с ними, должны быть полностью бескорыстными. Мы ни в коем случае не должны смотреть на другого человека как на объект эксплуатации. В нашем сознании не должно быть концепции «Я хочу получить от него золотые яйца, а все остальное меня не интересует. Я готов сделать что угодно, лишь бы достать из него эти золотые яйца».
Любовь или отношения, которые связывают нас с другим человеком, должны быть бескорыстными.
Семь вещей, увеличивающих и уменьшающих кредит доверия.
Сейчас мы поговорим о семи вещах, которые увеличивают наш кредит доверия в отношениях с другим человеком и тем самым укрепляют наши отношения с ним, и о семи вещах, которые наоборот уменьшают этот кредит и способствуют тому, что наши отношения портятся.
Если мы будем знать и выполнять эти семь основных вещей, то нас будут связывать очень хорошие и крепкие отношения с людьми. И наоборот, если мы будем нарушать их, то мы, в конце концов, останемся в одиночестве.
Оказывать небольшие услуги.
Итак, первая и самая важная вещь – это то, что мы никогда не должны забывать оказывать небольшие услуги, делать какие-то маленькие приятные вещи, проявлять элементарную вежливость по отношению к другому человеку, если мы хотим, чтобы нас с ним связывали хорошие отношения. Иногда преданные считают, что они полностью трансцендентны, и, прежде всего почему-то, жертвой этой трансцендентности падает мирская вежливость. Преданный начинает думать, что так как он стал преданным, то теперь ему не нужно говорить «спасибо» и «пожалуйста». Теперь ему достаточно на все говорить универсальное «Хари бол!», «Эй, Хари бол!». Вместо того, чтобы сказать: «Пожалуйста, дай мне что-то», – мы начинаем говорить: «Эй, Хари бол!».
Другими словами, мы должны понять, что в отношениях между людьми большие вещи – это маленькие вещи. Мелочи играют самое большое значение. Если мы пренебрегаем человеком, постоянно шпыняем и тыкаем его, то нужно знать, что таким образом мы снимаем немного со своего счета в банке доверия, и, в конце концов, у нас может ничего не оказаться на этом счету, хотя, казалось бы – это мелочи. Более того, если мы часто общаемся с каким-то человеком и не делаем постоянно вкладов на счет в банке доверия, то тогда также этот счет постепенно испаряется. Мы обязаны постоянно делать небольшие вклады. Даже если нас изначально связывают нормальные отношения, и мы считаем, что у нас все хорошо, что, потрепав его пару раз по плечу или пару раз улыбнувшись, мы, таким образом, вложили капитал, который останется там навсегда, то мы ошибаемся. Это не так.
Закон таков, что если мы постоянно общаемся с человеком, то должны стараться каждый день делать небольшие вклады на его счет. Каждый день нужно делать что-то хорошее для этого человека, что-то хорошее сказать ему, улыбнуться, как-то ободрить его и т.п.
И наоборот, наши отношения с другим человеком отравляются пренебрежением, грубостями, неприятными мелочами в личных отношениях и т.п. Если мы делаем это, то результат будет ужасным. Ни в ком случае не нужно забывать или пренебрегать этими вещами. Если мы живем рядом друг с другом, мы должны стараться делать это. В конце концов, ничего страшного с вами не произойдет, если вы лишний раз улыбнетесь. Зато эта вещь будет определенным вкладом в доверие этого человека, и, в конце концов, он сможет вам сильно помочь в какой-то момент.
Всегда сдерживать свои обещания.
Второй момент также очень важен. Здесь говорится, что мы всегда должны хранить свое слово. Мы должны всегда сдерживать свои обещания. Если мы пообещали что-то человеку, то должны расшибиться в лепешку, но сделать это. Это очень и очень важный принцип. Если мы думаем, что другие люди должны прощать нам это, то мы сурово ошибаемся.
Однажды, когда я давал эту лекцию, после нее ко мне подошел преданный, и сказал: «Странное дело, когда я был карми, то всегда сдерживал свои обещания, но когда стал преданным, перестал это делать».
Итак, эта психология почему-то есть у преданных. «Теперь мы стали преданными. Мы стали трансцендентными ко всем мирским правилам, и теперь мы можем пренебрегать всеми этими правилами направо и налево». На самом деле это не так. И если мы хотим хороших, крепких отношений, то, дав какое-то слово, мы должны сдерживать его во что бы то ни стало.
И наоборот, если мы нарушаем свое слово, то это очень сильно подрывает доверие к нам у другого человека. Если мы один раз нарушили свое слово, второй раз нарушили свое слово, то в третий раз этот человек нам просто не поверит. Он будет знать: «Этот человек просто болтун, ему ничего не нужно». Поэтому либо не обещайте ничего, если не можете сдержать свое слово, либо всегда держите свое слово.
Оправдывать ожидание других людей.
Третий момент, также достаточно важный, говорит о том, что нужно стараться оправдывать ожидание других людей. Если, обещая, мы что-то высказываем, то помимо этого высказанного есть какие-то вещи, которые мы прямо не говорим, но, тем не менее, своим поведением или своим положением позволяем людям на что-то рассчитывать. Если я, например, президент храма, то остальные люди естественным образом ожидают от меня чего-то. И либо я должен им сразу заявить: «Не ожидайте от меня того-то и того-то, потому что у меня нет таких качеств», то есть выложить таким образом все свои карты на стол, либо я должен стараться соответствовать ожиданиям людей.
Это очень и очень важный момент, потому что я видел, как отношения людей портились именно потому, что какой-то человек ожидал от тебя больше, чем ты на самом деле из себя представляешь. И иногда ты даже в этом не виноват. Ты, в общем-то, ничего ему не обещал, но этот человек ожидал от тебя большего, и так как ты не оправдал его ожидания, то отношения полностью портились.
Я видел это в ранний период проповеди в России. В это время было очень много проповедников. Эти проповедники вели себя как странствующие санньяси. Они ездили в разные города, проповедовали там, и все принимали их как чистых преданных. Все начинали поклоняться им как чистым преданным, хотя они, в общем-то, могли даже не говорить, что они чистые преданные. Но, так или иначе, они вели себя определенным образом и тем самым давали людям определенную надежду, что они чистые преданные. Потом выяснялось, что они не чистые преданные, и соответственно, человек, который до этого поклонялся ему, и бывало, что его фотографии даже стояли у него на алтаре, бросался в другую крайность, и начинал ненавидеть такого человека. Он начинал мстить ему именно за то, что этот человек не оправдал его ожиданий.
Итак, это очень и очень важно. Если вас связывают тесные отношения с другими людьми, постарайтесь выяснить, чего они от вас ожидают, и когда вы выясните это, соответствуйте этим ожиданиям, или, по крайней мере, скажите им, чтобы они не ожидали от вас этого.
Защищать репутацию другого человека в его отсутствие.
Четвертый момент – это тоже очень важный принцип, который, на самом деле, отравляет отношения сплошь и рядом, если его не соблюдать. Здесь говорится о том, что мы обязательно должны защищать репутацию другого человека в его отсутствие. Ни в коем случае не следует говорить плохо о других за их спиной.
На самом деле – это очень плохая привычка. В Ману-самхите говорится, что плохо отзываться о человеке в его отсутствии, является одним из проявлений нашей склонности к чувственным наслаждениям.
Иногда люди сходятся и начинают исповедоваться в чужих грехах, и почему-то такая беседа очень воодушевляет всех. И в какой-то момент может показаться, что когда двое людей встречаются и начинают ругать третьего, то в этот момент их связывают очень крепкие отношения, и что они становятся лучшими друзьями. Но что происходит на самом деле? Каждый из этих людей подрывает доверие в глазах другого человека по отношению к самому же себе, потому что другой человек думает: «А что он говорит за моей спиной, когда сходится с другими?».
И наоборот, если в нашем присутствии начнут плохо говорить о другом человеке, а мы скажем: «Ты говоришь очень важные вещи. Почему бы нам ни пойти прямо к нему и не сказать ему об этом?», – то таким образом мы очень повысим доверие к себе в глазах того, кто нам это скажет. Этот человек будет знать: «Он не будет за моей спиной что-то плохо говорить обо мне. Если он действительно ко мне хорошо относится, то он пойдет ко мне и прямо скажет».
Это очень и очень важный момент, который нужно помнить. Если вы ловите себя на том, что плохо говорите о других, то прикусите язык, вы все равно занимаетесь глупостями.
Готовность попросить прощение у другого человека.
Пятый, крайне важный момент – это готовность попросить прощение у другого человека, даже если вы не считаете себя виноватым. Если вы чувствуете, что другой человек обиделся на вас, но, по вашему мнению, он обиделся по какому-то недоразумению или из-за пустяка, и вы ни в чем не считаете себя виноватым, не ленитесь все же пойти к этому человеку, упасть перед ним на колени и попросить прощения. Не нужно стесняться этого делать.
Иногда люди бывают ослеплены чувством собственной правоты, но что вам с этой правоты, если вы все равно, со всей своей правотой, обидели другого человека? Если вы обидели другого человека, то не стесняйтесь попросить у него прощения. И главное, не откладывайте это на потом. Сделайте это сразу же. Как только вы почувствовали, что появилась какая-то натянутость в отношениях, что есть какое-то недоразумение, то не откладывайте это в долгий ящик. Это очень важный момент, особенно если это близкий человек. Пойдите к нему сразу же и скажите, что так и так, какое-то недоразумение, давай это выясним.
Гораздо лучше и легче сделать это сразу. У нас есть тенденция откладывать это на потом, потому что никому неприятно это делать. Но, в конце концов, когда конфликт разрастется и превратится в большую кровоточащую рану, то уже тяжелее будет что-то с этим сделать.
И наоборот, то, что отравляет наши отношения с другими – это гордость или высокомерие. Если мы высокомерно относимся к другим, не замечаем того, как другие реагируют на нас и на наши поступки, то это разрушает наши отношения.
Умение выслушать чужое мнение о себе.
Шестой момент – это наша готовность с благодарностью выслушать чужое мнение о себе. Кто из нас обладает этим качеством и любит выслушивать чужое мнение о себе? Кто регулярно это делает?
Что обычно делают люди? Они говорят: «Кто ты такой, чтобы говорить мне это?»
Мы думаем, что у нас есть масса хороших качеств и несколько недостатков, небольшая ложечка дегтя, которая может быть, совсем немного портит эту бочку меда. И мы считаем, что хороший человек не должен замечать эту ложку дегтя. Но на самом деле, как раз со стороны гораздо виднее недостатки и любой человек, даже самый непрозорливый, может заметить недостатки, которые мы так глубоко упрятали в своем сердце, что даже сами их уже не замечаем. Обычный человек старается спрятать эти недостатки, но прячет он их в основном от самого себя. Все остальные их видят, а он обманывает только самого себя. У себя в глазу он бревна не видит, а у другого соринку замечает.
Поэтому не нужно бояться выслушать чье-то мнение о себе. Более того, нужно всегда проявлять эту готовность – идти к человеку и говорить: «А почему бы тебе ни сказать, что ты обо мне думаешь?» На самом деле, советуется делать это не реже, чем раз в месяц, чтобы не погружаться слишком глубоко в майю. В принципе, нужно быть готовым выслушать любое мнение, но всегда хорошо иметь какого-то объективного человека, которому мы доверяем, и время от времени спрашивать у него: «Что ты думаешь обо мне? Что я делаю не так?» И более того, это нужно сделать так честно и так открыто, чтобы человек не боялся высказать тебе в глаза все, что он о тебе думает. Иногда бывает наоборот. Мы приходим с улыбкой и спрашиваем, что он о нас думает. Он что-то говорит, а мы, не в состоянии этого принять, начинаем ему потом мстить.
На самом деле, иногда выслушивать о себе бывает очень больно, мы можем услышать о себе много неприятного, но мы все же должны это делать. И если мы будем это делать, то тогда, соответственно, наши отношения с таким человеком будут очень прочные.
И наоборот, если мы не обращаем внимания на мнение другого человека, то мы не можем рассчитывать на то, что он будет нам доверять и хорошо к нам относиться.
Готовность выслушать и понять другого человека.
И, наконец, последнее – это готовность выслушать и понять другого человека.
Мы постоянно должны быть готовы выслушать другого человека и постараться понять то, что он нам говорит.
И наоборот, соответственно, противоположностью этому является то, когда мы стремимся, чтобы поняли сначала нас, прежде чем мы согласимся понять другого. Как часто мы приходим к человеку и жалуемся: «Он меня не понимает». Тогда как на самом деле всегда нужно сначала спросить, а понимаю ли я его?
Если мы хотим, чтобы нас кто-то понял, то, прежде всего, сперва мы должны попытаться понять этого человека. И если мы поймем этого человека, то он нас тоже поймет. До тех пока мы будем просто пытаться что-то сказать человеку, опять же ослепленные собственной правотой, то нас никогда не услышат и не поймут.
Итак, таковы семь качеств людей, которые могут поддерживать хорошие отношения между людьми и соблюдать баланс в этих отношениях. Из вайшнавской литературы мы знаем все это. Рупа Госвами уже сказал об этом в «Упадешамрите». Все эти качества перечислены в вайшнавскои литературе, и особенно два последних – гухьям агхьяти причхати – способность раскрывать свое сердце другому и способность выслушивать признания от другого.
Иначе говоря, о чем говорит Кави? Когда я стал анализировать привычки, о которых он говорит, то понял, что он, в сущности, описывает семь привычек мадхьяма-адхикари. Он ставит перед собой достаточно идеалистическую цель – превратить всех людей в мадхьяма-адхикари. И мы знаем, что людям, которые не заняты духовной практикой, сделать это очень и очень сложно. Мы как преданные обладаем очень большими преимуществами перед обычными людьми.
ИСККОН – это движение для мадхьяма-адхикари. Шрила Прабхупада говорил, что ИСККОН – это не движение каништха-адхикари, все мы должны стать, по крайней маре, мадхьяма-адхикари. И поэтому эти привычки, о которых говорит Кави, очень и очень важны, и я всех призываю послушать, о чем он говорит, и послушать о чем говорит Шрила Прабхупада, и подумать, правильно ли мы живем.
Ответы навопросы:
ВОПРОС: …
ОТВЕТ: Они касаются всех. Это общие принципы. Почему я сказал, что это уровень мадхьяма-адхикари? Потому что мадхьяма-адхикари может вести себя правильно со всеми: с преданными, с кармическими людьми, с невинными, с демонами, с Богом и с духовным учителем. Он знает как себя вести. Эти принципы тоже учат человека со всеми вести себя правильно.
ВОПРОС: …
ОТВЕТ: В основном горизонтальные. Но те же самые принципы можно применить и в вертикальных отношениях, хотя с определенными поправками на эти вертикальные отношения.
У нас есть иерархическая лестница, которой нужно обязательно придерживаться, и мы должны иметь это ввиду. Поэтому Рупа Госвами в «Упадешамрите» («Нектаре наставлений») уделяет такое большое внимание именно отношениям между преданными.
Если я занимаю более высокое положение, то это не значит, что я могу систематически пренебрегать этими семью правилами в отношениях между людьми, о которых мы сейчас говорили. Если человек находится ниже меня, то это не означает, что я не должен пытаться увеличить свой кредит доверия, потому что эти принципы все равно действуют и в этих отношениях.
Вайшнавы очень терпеливы. Мы можем больше злоупотреблять их доверием, больше снять с этого баланса, но все равно, если мы не будем делать этих вкладов в своих личных отношениях с ними, пусть даже мы находимся выше них, все равно, рано или поздно это приведет к какому-то разрыву.
И мы можем видеть, как на одном семинаре нам рассказывали потрясающую историю о том, как это проявлялось в Шриле Прабхупаде. Это история говорила о том, как Шрила Прабхупада пропустил вперед свою ученицу женщину. Он открыл для нее дверь, пропуская вперед, и ждал при этом, пока она ему поклонится. Сколькие из вас – тех, кто носит дхоти, делает это?
Итак, все эти отношения, тем не менее, должны соблюдаться, может быть и с определенными поправками. Это вовсе на значит, что мы должны сию минуту найти какого-нибудь человека и начать ему исповедоваться. Это будет неправильно. Так мы можем нарушить какие-то другие принципы. Если мы хотим найти человека, у которого сможем получать информацию о том, что он о нас думает, то, безусловно, нужно искать его среди людей, которые находятся выше нас в преданном служении.
ВОПРОС: …
ОТВЕТ: Если у нас нет внутреннего барьера, то у людей будет желание подойти и сказать нам что-то. Как правило, люди не делают этого, потому что знают, что этот человек засел в крепости за семью стенами и если я подойду к нему, то он выставит на меня пушку и будет стрелять в меня ядрами. Другими словами, если человек будет чувствовать в нас открытость, готовность выслушать, то необязательно даже просить у него этого делать. Он сам поймет это, когда в этом будет потребность. Но если нам никто не говорит об этом, то не нужно думать, что это означает, что у нас все хорошо. Существует такой принцип, что всегда хорошо иметь человека, который мог бы честно тебе сказать о том, что у тебя не так, выложить все, что он думает.
ВОПРОС: …
ОТВЕТ: Тут нужно быть очень деликатным. На самом деле, если мы видим, что какой-то человек систематически делает что-то не то, и что это мешает ему, является его пороком, и что, в конечном счете, он будет от этого страдать, то наш долг как вайшнава подойти и поправить его, сказав ему об этом. Но тот, кто поправляет должен быть очень деликатен, а также должен четко знать какова будет реакция этого человека. Сможет он тебя услышать или нет. Если этот человек не сможет тебя услышать, если он только возмутится тому, что ты осмелился ему это сказать, то лучше этого не говорить, а найти другого человека, которого он сможет воспринять. Поэтому, вайшнавский принцип таков, что если, скажем, у человека, который находится выше нас по положению, есть какие-то недостатки, то мы не обращаемся с этим прямо к нему. В этом случае будет лучше пойти к человеку, который находится еще выше него, сказать ему об этом и попросить его повлиять на проблему.
ВОПРОС: …
ОТВЕТ: Об отношениях с людьми мы будем говорить подробно, когда будем описывать четвертую привычку. Но принцип заключается в том, что если мы не уважаем самих себя, то нам очень трудно уважать других.
Человек, который уважает себя, в гораздо меньшей степени зависит от окружающей среды. Он твердо знает, чего хочет. Его чувство собственного достоинства защищает его от отрицательных влияний внешней среды.
Человек же который не имеет этого чувства собственного достоинства, гораздо более уязвим, и поэтому очень часто попадает в зависимость от слабостей и недостатков другого человека. Он общается с каким-то человеком, и недостатки другого человека отравляют ему его собственную жизнь, и это очень резко портит их внутренние отношения.
Если у меня есть чувство собственного достоинства, то я не буду зависеть от его недостатков. В этом случае я буду больше взаимодействовать с его хорошей стороной. И наоборот, если я сам не уверен в себе, то невольно буду постоянно притягиваться недостатками другого. Я буду усиливать в нем его недостатки.
Человек с чувством собственного достоинства, как правило, к другим людям относится также с большим уважением. Ему легче видеть в них хорошее. Именно так Шрила Прабхупада относился к своим ученикам. Почему он смог создать такое количество чистых преданных? Благодаря силе собственного примера. Именно потому, что он обладал этим качеством, он пробуждал в человеке стремление развивать его хорошие качества, тогда как плохие качества не замечались. И наоборот, если мы постоянно концентрируемся на плохих качествах человека, то эти плохие качества растут и, в конце концов, отравляют все что есть.
ВОПРОС: …
ОТВЕТ: Смотря что понимать под корыстью. Корысть означает, что мы получили что-то от человека и он нам больше не нужен.
Например, имперсоналисты занимаются по системе панча-упасаны. У них есть блюдо с пятью фигурками полубогов, которым они поклоняются. Они какое-то время поклоняются им, а когда решают, что уже достигли Брахмана – цели своего поклонения, то берут это блюдо и выбрасывают полубогов в реку. Больше они им не нужны.
Нас же связывают с духовным учителем отношения. У нас есть цель в этих взаимоотношениях – мы хотим получить от него знания. Но разве после того, как мы получаем от него знание, мы отказываемся от него? Нет.
Есть одна бенгальская поговорка, которая иллюстрирует поведение имперсоналистов. Она называется гуру-мара-видья. Видья значит знания, гуру – это гуру, а мара означает смерть. Эта поговорка означает, что я получил знание от духовного учителя, а теперь я беру кинжал, режу его и сам сажусь на вьясасану. Теперь я духовный учитель. Этот афоризм описывает именно такое отрицательное отношение.
Мы хотим чего-то получить. Нами движут определенные цели, но это не значит, что у нас есть корысть. В конечном счете, идеал – это ахайтуки-бхакти, или ахайтуки-апратихата, то есть преданное служение, которое не имеет никакой корысти и ничем не мотивировано. Так что, в конечном счете, идеал любви задан. Истинная любовь может быть только бескорыстной.
В Южной Индии много шиваитов, и однажды они сказали Шриле Прабхупаде: «Свамиджи, что вы все время говорите Кришна-бхати, Кришна-бхакти. Мы Шива-бхакты». Шрила Прабхупада рассмеялся и сказал: «Шива-бхакт не бывает. Бхакти – это бескорыстная вещь. Все, кто поклоняется полубогам, хотят чего-то за это. Поэтому может быть только Кришна-бхакти. Не может быть ни Шива-бхакти, ни Дурга-бхакти, потому что бхакти бескорыстна по определению».
ВОПРОС: …
ОТВЕТ: Шрила Прабхупада говорит в Бхагавад-гите, что нужно открывать качества даже своему врагу. Таково качество брахманов. Брахманы обладают этим качеством, которое называется арджавам, или простота. Брахманы не имеют кшатрийской натура. Кшатрии постоянно строят какие-то планы и т.п. Брахман же очень простой человек.
Но нужно понять, что это качество специфическое и принадлежит брахманической природе. И в принципе у нас, как преданных, вообще не должно быть никаких врагов, так что к нам оно не относится. У нас нет никаких врагов, кроме вожделения, гнева и жадности.
ВОПРОС: …
ОТВЕТ: Да. Честность честностью, простота простотой, но голову на плечах тоже надо иметь. Во всех этих качествах нужно иметь здравый смысл. Если у нас нет здравого смысла, то нам будет тяжело.
ВОПРОС: …
ОТВЕТ: Дипломатия – это как раз кшатрийское качество, когда кшатрий пытается добиться чего-то от человека не очень честными методами, хитростью и т.п.
На самом деле – это очень просто. Мы никогда не должны пытаться добиться чего-то от преданных. Настоящие преданные по своей природе готовы отдать все, поэтому в отношениях с людьми они очень просты в каком-то смысле. Если мы хотим что-то получить от этого человека, то нужно просто подойти к нему и сказать: «Дай мне это», и он отдаст нам это.
Обычно дипломатичность – это когда человек подходит к кому-то другому, желая что-то получить от него, зная при этом, что просто так он от него это не получит. Поэтому он стремится заполучить это хитростью. Но с преданными такой проблемы нет.
По-другому, дипломатичность называется склонностью к интригам. Есть люди, у которых была очень ярко выражена кшатрийская натура и склонность к интригам. И когда такие люди приходят в общество преданных, то они думают, что тут скучно жить, нет совершенно никаких причин для интриг. И тогда они начинают заводить интриги на совершенно ровном месте. Есть люди, вокруг которых всегда есть какие-то водовороты, вокруг которых все время что-то крутится. Но такие отношения, на самом деле, являются искусственными в обществе преданных. В обществе преданных этого не нужно. В обществе карми без этого не проживешь. Там постоянно нужно это делать. И люди, привыкая к такому образу поведения, иногда, к сожалению, делают это и в обществе преданных. И, в конечном счете, такие люди не удерживаются в обществе преданных.
ВОПРОС: …
ОТВЕТ: Нужно быть достаточно чувствительным, чтобы реализовать этот принцип. Мы должны чувствовать, чего от нас реально ожидают. Мы должны чувствовать невысказанные ожидания. И поэтому нужно с самого начала договориться с человеком, сказав, что я такой-то и такой-то.
Иначе говоря, почему возникают проблемы в этом отношении? Потому что невольно все люди, и это естественная психология человека, стараются казаться лучше, чем они есть на самом деле. Это проявляется в том, что человек говорит о себе, как ведет себя, как ставит себя и т.д. И в начале этим самым они могут обмануть людей. Когда же выясняется, что они далеко не такие, то начинаются проблемы.
Если, например, человек менеджер, то соответственно, ожидается, что он будет хорошим менеджером, и он должен постараться стать хорошим менеджером. Если человек садится на вьясасану, то ожидается, что он умеет давать лекции. И чтобы поддерживать нормальные отношения со всеми, кто его слушает, он должен оправдать это ожидание. Если же он не может давать лекции, то пусть он лучше не садится на вьясасану, иначе это будет нарушением ожиданий.
Ожидание – это образ, который складывается у человека. Этот образ может быть внушен положением другого человека, он может быть внушен его поведением, его словами, его собственным мнением о себе и многими другими вещами. Поэтому лучше быть очень честным по отношению к себе и по отношению к другим, и стараться всегда быть самим собой.