Днепропетровск (22.04.2008 г.) Публичная программа о вегетарианстве

    Диск 100, л. 1 

Аннотация:

Чистая пища приводит к тому, что узлы кармы человека развязываются.

«Чхандогья-упанишада»  утверждает, что пища, которую мы употребляем, делится на три части. Одна треть – продукты распада, вторая – питает физическое тело, третья – насыщает ум.

Чистая пища очищает ум, который обретет способность концентрироваться. Человек обретает сильную память. Она, в свою очередь, развязывает все узлы кармы.

История о Будде и йоге, который за 20 лет аскезы научился ходить по воде.

***

     Спасибо за ваши аплодисменты. Я приехал сюда из Москвы для того, чтобы сказать несколько слов о вегетарианстве, о вегетарианской культуре. Сам я  вегетарианец с 30-тилетним стажем. Мне самому не верится в это. И, естественно, как у многих из вас, когда мы только начинали, мне говорили, что быть вегетарианцем невозможно. Но я пока пытаюсь выяснить можно это или нельзя. Вроде можно. Меня попросили немного рассказать на тему, что может дать вегетарианство современному миру. Я думал, о чем говорить для этого, потому что о вегетарианстве можно говорить много, но мне хотелось сказать что-то очень важное для каждого из вас, мне хотелось сказать что-то, что вы сможете унести с собой, и что может изменить качество вашей жизни.  И поэтому я, как человек, который изучал ведические писания в течение многих-многих лет, хотел поделиться с вами тем, каким образом ведические писания описывают необходимость вегетарианства. Если мы обращаемся к современному человеку и будем говорить о преимуществах вегетарианства, мы прежде всего будем говорить о том, какое благо это принесет нашему физическому здоровью. Подход современной цивилизации в основном исчерпывается физическим аспектом нашего бытия. И безусловно вегетарианство очень много может дать физическому здоровью, в этом нет никаких сомнений.  Но Веды, древнейшие священные писания мира,  объясняют, что есть три уровня человека. Есть физический план человека. Он безусловно очень важен и человек должен заботиться о благосостоянии своего физического тела. Но есть ум, или тонкий энергетический план, есть тот самый план энергии, на котором, в сущности,  протекает наша жизнь. Потому что, если мы внимательно посмотрим на нашу с вами жизнь, мы поймем, что физический план не самое важное, что физический план зависит от более тонкого уровня, от уровня нашего ума.  И есть третий уровень нашего бытия, который, в общем-то, почти забыт в наше время, это духовный уровень.  Я в основном остановлюсь на втором аспекте и попытаюсь объяснить, каким образом вегетарианство воздействует на наш ум.  И мне хочется при этом рассказать об одной очень важной истине, открытой в «Упанишадах».  «Упанишады» это древнейшие философские тексты и само название «Упанишады» означает, что они содержат секретное знание, знание, которое не открывалось всем и каждому.  Поэтому я приехал сегодня, чтобы открыть вам секрет, чтобы сообщить вам нечто, для понимания чего нужно приложить определенные усилия, потому что, на самом деле, это знание будет реализовано только, если вы приложите его в своей жизни. И, тем не менее, давайте послушаем, что говорят «Упанишады» о том, каким образом пища влияет на наш ум.  В основном я буду рассказывать об одной из самых знаменитых «Упанишад» — «Чхандогья-упанишада».

     «Чхандогья-упанишада»  утверждает, что пища, которую мы употребляем, делится на три части. И одна третья часть выходит из нас просто пройдя через нас и превращается в испражнения, фекалии, в какие-то продукты распада. В общем-то, одна третья часть в лучшем случае, просто не используется организмом.  Одна третья часть пищи превращается в нашу плоть, одна третья часть становится физическим телом и питает нас как наше физическое тело. Но одна третья часть пищи непосредственно питает ум. И это очень важное утверждение, которое, в принципе, каждый из нас может легко понять. Кто-то из вас когда-нибудь пытался поститься или голодать как следует по Брэггу или еще по кому-то? Все знают, что постишься и при этом чувствуешь сразу же слабость. Но стоит съесть первый кусок пищи после поста,  который кажется особенно вкусным, или выпить первый стакан сока, сразу же чувствуешь что? Прилив сил.  Может этот прилив сил приходить к нам из нашего физического тела? Любой человек, который немного знает физиологию, ответит на этот вопрос отрицательно. Потому что для того, чтобы пища могла превратиться  в физическую энергию, должны пройти достаточно долгие физиологические процессы — сахара должны расщепиться, они должны превратиться в аденизинтрифосфорную кислоту, аденезинтрифосфорная кислота должна, так или иначе, дать нам энергию при расщеплении. Это долгий физиологический процесс. Тем не менее, силу любой голодающий человек чувствует сразу. Откуда приходит эта сила? От ума. И в этом, кстати говоря, главная трудность, любой человек, который голодал, может подтвердить это, главная трудность голодания – ослабевает во время поста ум. Тело тоже ослабевает естественно, но прежде всего человек чувствует очень большую слабость в уме и все остальное. Поэтому «Чхандогья-упанишад» утверждает, что любая пища, которую мы едим, как минимум треть ее непосредственно формирует наш ум.  Поэтому есть знаменитый афоризм, что: «Ты есть то, что ты ешь». Или, если перефразировать его немного: «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе кто ты». Потому что наша пища очень сильно формирует наши качества. В зависимости от качества нашей пищи формируются качества нашего ума.

     Недавно я в Интернете в новостях прочитал, что какая-то популярная газета, не помню уже какая, развенчивает диетические мифы ХХ века: о том, что белый хлеб это плохо, о том, что бифштекс это плохо, о том, что это все вредно. Они говорят: «Нет, ничего не вредно. Чисто с точки зрения белков все очень полезно». С точки зрения белков, может быть.  С точки зрения влияния пищи на составляющую нашего ума, а мы есть ум, все далеко не так просто. Одними белками тут не обойдешься.  Потому что беда пищи, связанной с убийством животных, мясной пищи, заключается в том, что она очень быстро претерпевает процессы распада, в отличие, скажем, от овощей. Так, овощи можно год хранить, потом посадить у себя в огороде и что они сделают? Прорастут. Овощи год будут живыми. Если вы возьмете мясо, сколько мясо будет живым? Можете вы оживить кусок мяса? Даже если вы Иисус Христос, вам не удастся это. Ящерица, которая оставляет свой хвост, убегая от какого-то противника, это хвост в течение какого-то времени шевелится. Сколько он шевелится? 20 минут максимум. После этого начинаются необратимые процессы распада. Иначе говоря, в мясной пище поселяется смерть. И когда мы едим мясную пищу, мы вместе с этой мясной пищей едим смерть. И вместе с этой смертью мы приобретаем определенные, достаточно негативные качества ума: в человеке поселяется страх, в человеке поселяется неуверенность в будущем, в человеке поселяется беспокойство, человек начинает неадекватно реагировать на окружающее, человек становится нетерпеливым – это одно из тех качеств, которое вырабатывается в результате того, что человек потребляет мясную пищу.  И это нетерпение выливается в его отношения с другими людьми, это нетерпение сказывается на его отношении к миру, на его отношении к родным и близким, на его работу, на все остальное.

Поэтому та же самая «Чхандогья-упанишад» формулирует  очень важный принцип. Послушайте внимательно этот принцип, вернее, логическую цепочку, которую «Чхандогья-упанишад» проводит, объясняя преимущество чистой пищи. Там говорится ахара шуддхо. «Ахара» значит «пища», «шуддхо» значит «чистая». Если пища чистая, саттва-шуддхо. И «саттва» на санскрите имеет множество значений. Одно из этих значений – ум. Если пища ваша чистая, ум ваш становится чистым. «Саттва» также означает «жизнь» или «бытие», «саттва» также означает «мое дыхание», «саттва» означает также «жизненная энергия». Иначе говоря, если пища ваша чистая, а в соответствии со строгими принципами Вед именно вегетарианская пища является чистой, потому что пища, связанная с убийством, несет на себе печать страданий и смерти и потому она не считается чистой, не считается пищей высшего качества.  Чистая пища делает чистым наш ум.

     Послушайте дальше. Это только самое начало того, что обещают нам Веды, если мы очистим свою жизнь. Если пища наша чистая, жизнь наша станет чистой, ум наш станет чистым. Дальше говорится: саттва шуддхо смрити лабдха. Смрити лабдха значит, что человек обретает память. Смрити, или память, это одно из качеств ума, одно из главных качеств ума.  В Ведах говорится, что есть три функции ума: одна это способность размышлять, другая это способность удерживать или концентрироваться на чем-то, или память, и третья это способность видеть мир определенным образом, различать хорошее и дурное. И «Чхандогья-упанишад» утверждает, что если вы едите чистую пищу, то ваш ум становится чистым, жизнь ваша становится чистой и потом после этого, в результате этого у вас становится, или развивается,  очень ясная и очень сильная память.

     Если мы посмотрим историю ведической культуры или историю Индии, мы увидим поразительный феномен – люди ведической культуры обладали абсолютно феноменальной памятью. Еще не так давно были люди, которые знали наизусть «Махабхарату». «Махабхарата» это древнейший эпос мира, он состоит из 100 тысяч стихов. Они могли сесть и повторить 100 тысяч стихов без запинки. Мы, если мы с вами выучим «Я помню чудное мгновенье» без ошибок, уже считаем себя достаточно интеллектуально развитыми людьми. Раньше люди обладали поразительной памятью. Вся ведическая культура была основана на этом, люди наизусть заучивали Веды. В течение веков Веды без малейшего искажения передавались от поколения к поколению, потому что люди обладали феноменальной памятью. Ведическая культура утверждает, что были люди, которых называли шрути-дхара, стоили им один раз что-то услышать, они запоминали это навсегда. Это чисто механический аспект памяти, но когда «Упанишада» прославляет влияние чистого образа жизни или чистой пищи на память, она имеет в виду гораздо более глубокий аспект памяти. Память нужна не для того, чтобы наизусть заучивать стихи. Это тоже важно, но это не главное. Память прежде всего нужна нам с вами сейчас, в современное время, в наше с вами время, в ХХІ век, для того, чтобы мы могли помнить о своей цели. Чтобы наша жизнь в конце концов увенчалась успехом, человек должен ясно видеть и представлять цель.  Я позволю себе сделать достаточно смелое утверждение, что одна из проблем нашего общества заключается в том, что люди дезориентированы и не понимают, ради чего они живут, в чем заключается цель их жизни. И когда Веды говорят о важности ясной памяти, они прежде всего говорят об этом качестве человека – способность видеть цель, идти к этой цели и достигать цель. Во всех, даже современных тренинговых центрах, когда человека учат успеху, ему объясняют, что гарантией успеха, главным составляющим критерием успеха является способность человека увидеть цель и идти к этой цели прямым путем.  Как правило, у человека цель очень быстро расплывается и он разменивается на мелочи, на пустяки.  В Ведах говорится, что способность человека концентрироваться и идти, достигать своей цели это очень важное качество, которое дано человеку самим Творцом и он должен обязательно им пользоваться. Если он им не пользуется, то он растратит свою жизнь напрасно. Наша способность ума концентрироваться это величайший дар. И, к сожалению, люди утратили этот дар в значительной степени. Мы все знаем, что если свет рассеянный, то этот свет лишен силы. Но если тот же самый свет собрать в пучок с помощью увеличительного стекла, что становится с этим светом? Приобретает огромную силу, он может зажечь дерево.  Мы все знаем этот опыт. То же самое с нашим умом.  Когда ум наш рассеивается, что становится с нашим умом? Мы практически рассеиваем все свои силы, мы лишаем ум силы. Сила ума заключается именно в этом – в способности сконцентрировать его на достижении одной цели.  Человек может все, в этом нет никаких сомнений. Проблема современного человека заключается в том,  что он может все, но не может одного – не может сконцентрировать свой ум. Если бы он мог сконцентрировать свой ум, он мог бы достичь всего. И «Чхандогья-упанишад» утверждает, что способность человека концентрировать ум в значительной степени зависит от того, какой образ жизни он ведет, насколько чист его образ жизни. И чистый образ жизни, в сущности,  означает чистое питание. Иначе говоря, почему, например, некоторые люди пытаются заниматься медитацией, занимаются йогой?  Кто-то из вас занимался йогой? Поднимите, пожалуйста, руку.  Достаточно большое количество. Но как правило люди недалеко уходят по этому пути.  Людям очень трудно даже простые цели достичь в своей жизни. Марк Твен, великий юморист, очень хорошо это сформулировал. Он сказал однажды: «Бросить курить легко, я делал это много раз» (смех). Это один небольшой пример того, как человек не может даже такую простую цель в своей жизни достичь. Потому что, на самом деле, ну, что такое бросить курить? Просто брать и не курить, просто, так или иначе, избавиться от этой дурацкой привычки. Может, любой человек может это делать. Человек чувствует свою неспособность сделать это только по одной причине  — из-за неспособности сконцентрировать свой ум, из-за неспособности сосредоточить свой ум. А это в свою очередь признак нечистого ума. Веды утверждают, что когда ум нечистый, то человек становится рассеянным, его ум всюду и нигде.  Его ум рассеивается повсюду, одна мысль сюда его тянет, другая мысль тянет его в противоположном направлении, утром он хочет одно, вечером он хочет другое, посередине он ничего не хочет, ему скучно.  Именно поэтому очень многие наши проблемы сводятся к этому.  У нас нет решимости, у нас нет иногда сил ни физических, ни моральных, никаких других для того, чтобы даже простые вещи сделать. Поэтому Веды настаивают на этом, что сначала должна быть чистой пища. Чистая пища сделает чистой нашу жизнь, или наш ум. Чистый ум обретет способность концентрироваться, или обретет память. Но это даже не главное. Хотите узнать, что они обещают следом? Хотите?

— Да, конечно.

БВГМ:  Дальше говорится: смритир лабдхе, если человек обретает смрити, или память, или способность концентрироваться, сарва грантхинам випрамокша. В переводе с санскрита это означает: сарва грантхинам значит – все узлы развязываются. И это одно из достаточно  загадочных утверждений, которыми полны «Упанишады», но на самом деле оно достаточно простое. Я попытаюсь сейчас объяснить. Когда Веды говорят об узлах, они имеют в виду, прежде всего, узлы нашей кармы, узлы, которые возникли в результате каких-то поступков, совершенных нами,  узлы нашего сознания, которые порой заставляют нас делать даже то, что мы не хотим.

Потому что, что есть карма? Карма, это то, что накапливается в нашем подсознании и толкает нас подчас делать то, что мы не хотим. Карма это наша судьба, это то, что заставляет нас делать какие-то поступки, о которых мы потом сокрушаемся.   И «Чхандогья-упанишад» идет настолько далеко, что она утверждает, что человек может полностью поменять свою судьбу к лучшему.  Сарва грантхинам випрамокшам  значит – я перестаю быть рабом своей собственной судьбы, я могу сознательно направлять свою жизнь и делать свою жизнь такой, какой я ее хочу, если я поменяю простую вещь – поменяю свою диету.  Иначе говоря, Веды утверждают, что последствия этого простого поступка, если мы к лучшему поменяем свою диету, очень и очень глубоки. Они распространяются, практически,  на все сферы нашей жизни.  И, в конечном счете, меняется самое  качество нашей жизни, меняется наша судьба, к лучшему меняется наша судьба.  И каждый из вас, я уверен, может убедиться в этом на собственном опыте.

     Я говорю об этом не потому, что я придерживаюсь каких-то религиозных воззрений. Религиозные воззрения всего лишь следствие какого-то опыта или поиск, к которому я пришел. Я опираюсь на свой собственный опыт. Я стал вегетарианцем, как я уже сказал, 30 лет и за все эти 30 лет не было ни одного дня, когда бы я об этом пожалел. Потому что на всех уровнях – на физическом уровне и на умственном уровне, на душевном уровне, на уровне моего настроения или эмоций я получил благо от этого. И это является живым подтверждением того,  о чем говорят древние ведические писания, секреты, которые узнали мудрые люди древности, и которыми они хотели поделиться с нами.

     Завершая свою небольшую речь, мне не хочется держать вас слишком долго, я, собственно, хотел рассказать вам только об этом,  я хотел бы еще раз сказать о том, что вегетарианство это не просто что-то, что принесет благо моему здоровью. Безусловно, нет никаких сомнений в том, что это принесет  благо вашему здоровью. Есть множество исследований, которые утверждают, что риск заболеть раком уменьшается во много-много раз если человек переходит на вегетарианскую диету.  И Веды, кстати говоря, имеют объяснение этому, почему человек не болеет раком, если он становится вегетарианцем. Множество других вещей, или бонусов, которые человек обретает, если он переходит на вегетарианскую диету, очевидны. Но есть не такая очевидная вещь, но гораздо более ценная, поверьте мне, гораздо более ценная, качество вашего ума повысится во много-много раз: ваша способность помнить, видеть цель, целеустремленность, качества вашего характера будут меняться к лучшему и будете радоваться вы и все люди, которые окружают вас. Это то, что вегетарианство может дать современному миру.

     Спасибо большое.

ВОПРОС: Вы могли бы немножко рассказать о сыроедении? Насколько это…?

БВГМ: Я был одно время сыроедом, много чего попробовал на своем опыте. Там есть свои позитивные моменты, но сыроедение в самой философии своей берет, опять же,  очень механический, что ли, аспект пищи. Сырая пища – хорошая пища, живая пища, особенно если речь идет о фруктах, но сыроеды они начинают доводить ее до какого-то абсурда. Я помню, когда я стал пробовать эту диету,  то мои родственники очень удивились и сказали: «Что ж ты теперь мясо тоже сырое будешь есть? (смех). Как же так?». Сама философия сыроедения на мой взгляд несколько недоучитывает других аспектов пищи. Пища имеет помимо чистого грубого аспекта, чисто физического аспекта, да, там хлорофилл, еще что-то,  она имеет более тонкие аспекты.  Есть вещи, которые нужно есть сырыми – фрукты, очевидно, есть вещи, которые трудно есть сырыми. «Аюрведа» утверждает, что сырые овощи это тяжелая пища, варенные овощи это легкая пища. Человек, который переходит на сыроедение, он, безусловно, получает какое-то благо, но одновременно с этим он перегружает свой организм тяжелой пище, потому что приходится есть очень много сырой пищи.  Я видел много людей, которые следуют этой диете, и при этом они остаются не очень удовлетворенными, им все время чего-нибудь варененького хочется съесть. Они все время с очень большой настойчивостью говорят, что сок редиски это совершенство жизни, но при этом, ну, не звучит это убедительно.  Человеку не нужно мучить себя какими-то искусственными диетами. По большей части нужно варить. Ну, зачем есть сырую картошку, объясните мне, пожалуйста, когда ее можно сварить, и ничего плохого в этом абсолютно нет? Человек может получить гораздо большее благо, если он будет более естественной, что ли,  диете следовать. Да, сырые фрукты их нужно много употреблять, нужно употреблять много овощей, это полезно, нужно употреблять рис, злаки, это тоже очень важно, они дают силу. Сыроедение нужно, когда есть какая-то, может быть, болезнь, чтобы ее преодолеть. И то у меня есть определенные сомнения.  Есть что-то не совсем естественное в этом. Если человек ведет здоровую хорошую вегетарианскую диету и знает, каким образом питаться легкой вегетарианской пищей, этого достаточно, чтобы человек был удовлетворен на уровне своего ума, чтобы он не кидался на других с требованиями перейти на сырую пищу и чтоб он был здоров и счастлив.

ВОПРОС:  Я изучаю… и во многих книгах написано о том, что есть мясо тяжелое, есть легкое, например, можно кушать курятину, рыбу,  молочное. Есть такие утверждения. Что Вы можете сказать?

БВГМ: Есть мясо тяжелое, есть мясо легкое, но нет мяса хорошего. Потому что в любом случае мясо связано с убийством, мясо связано с болью, мясо связано с тем, что какая-то грязь или какие-то токсины накапливаются там.  Скажем, в иудейской религии есть очень строгое предписание о том, что можно есть мясо, но нельзя есть кровь, потому что кровь нечистая.  Так, теперь, кто-нибудь когда-нибудь ел мясо? Можно есть мясо так, чтоб не есть кровь? Потому что кровь нечистая. И сам по себе это утверждение означает, что лучше не есть мясо.  Если мы посмотрим все древние культуры мира, везде так или иначе какое-то ограничение есть именно на мясо. Ни в одной древней культуре нет никакого ограничения ни на клубнику, ни на черешню, ни на яблоки. Нигде не говорится, что яблоки нельзя есть. Но везде говорится, это нельзя есть, это нельзя есть, это в этот день нельзя есть, это тогда нельзя есть. В конечном счете, если все их суммировать, то получится чистое вегетарианство.

Потому что, в конце концов, еще раз, мясная пища, может быть, на физическом уровне она не такая уж, где-то как-то, если определенным правилам следовать, может быть, она не принесет такого вреда. Но не нужно забывать, что «Аюрведа» та, которая сохранилась у нас,  это «Аюрведа», которая была написана специально для царей. И цари, мы знаем, они любят мясо. И поэтому авторы этих книг, находясь под патронажем царей, они шли на какие-то поблажки. Сами они мясо никогда не ели. Но, в конечном счете. Если мы возьмем всю сумму того, что говорится в «Аюрведе», а не просто какие-то отдельные указания, которые являются компромиссом, также как компромиссом являются вот эти утверждения о том,  что мясо можно есть, но кровь нельзя есть, или что можно есть рыбу, но нельзя есть мясо, это все компромисс. Если мы последовательно проведем принцип, в общем-то, основная добродетель в жизни это наши попытки быть честным перед самим собой, и последовательным в своей жизни в отношении к ней, то поймем, что, ну, зачем есть мясо, когда можно и так без него жить очень счастливо и хорошо.

ВОПРОС: Скажите, пожалуйста, как именно происходит переход человека на вегетарианское?…

БВГМ: Любая привычка, отказ от любой привычки требует определенной решимости и главное понимание того, каким образом одну привычку заменить на другую. Потому что мы вообще без привычек не можем жить. Поэтому привычку к мясной пище нужно заменить на привычку к вегетарианской пище. Для этого нужно уметь ее готовить и знать, сколько разнообразия вегетарианская пища дает. Если человек перейдет с мясной пищи на картофельное пюре, то долго он не продержится. Более того, если он одну картошку будет есть, то он в соответствии с этим принципом «скажи мне что ты ешь и я скажу тебе, кто ты» станет походить на картошку, что тоже не очень хорошо. Поэтому здравый переход подразумевает то, что человек, общаясь, прежде всего с теми людьми,  кто уже освоился с этой привычкой или с этой культурой, это культура, безусловно, и если человек владеет этой культурой, то он может этой культурой поделиться. Чтобы от какой-то дурной привычки избавиться, или вообще от какой-то привычки если хотите избавиться, всегда хорошо общаться с теми людьми, которые уже прошли через этот путь или которые знают каким образом счастливо жить, не имея этой привычки.  Недаром даже есть общество анонимных алкоголиков. Нет общества анонимных вегетарианцев (смех). Потому что если человек хочет избавиться от алкоголизма, ему надо общаться с теми, кто уже избавился, они ему подскажут. Поэтому самый лучший способ это, вот,  записаться в будущее общество вегетарианцев и учиться этой культуре. Потому что, еще раз, это культура жизни. Я пытался объяснить это немножечко в своем кратком слове о том, что это культура жизни, которая, в конце концов, повышает качество жизни на многих, многих уровнях во многих сторонах. И культуре нужно учиться.

ВОПРОС: Скажите, пожалуйста, а можно ли детям привить вегетарианство?

БВГМ: Не только можно, даже нужно. У меня есть множество знакомых детей, которые уже стали взрослыми и которые благополучно были вегетарианцами и являются вегетарианцами. Многие дети инстинктивно не хотят есть мясо, им не нравится мясо. У многих, многих, многих детей есть эта проблема с точки зрения их родителей. Особенно когда дети понимают, откуда мясо происходит.  Когда они понимают, что курочку убили или что рыбу, которую принесли, и которая плавала, ее убили, чтобы они ели, и им естественным образом не хочется есть. Дети могут, и по природе своей многие-многие дети уже вегетарианцы готовые. Я знаю нескольких людей, которые бросили есть мясо в четыре года только потому, что одна девушка, сейчас она уже взрослая  женщина, она нашла глаз в своей пище, и она поняла, что она ест. В четыре года она сказала «нет» и никто не смог ее переубедить. И есть множество людей, которые от рождения никогда не ели мясо. Это очень здоровые, сильные, выносливые люди, с очень ясным умом. Никаких проблем нет. Но естественно, чтобы правильно это делать, нужно общаться с теми людьми,  которые знают, как это делать.

ВОПРОС: не слышно

БВГМ: Во время поста нужно быть очень осторожным именно потому, что ослабевает ум. И большая часть наших болезней, не большая  часть, все наши болезни, приходят к нам от ума. Поэтому «Аюрведа» для людей нашего времени не очень советует длительные посты именно потому, что это очень деликатная вещь. Если человек постится и при этом его ум просто бесится, требует пищи, то могут произойти какие-то изменения неблагоприятные даже на физическом плане. Поэтому поститься обязательно нужно, опять же, под каким-то присмотром, рядом с человеком, который может нас направить правильно. То есть, иначе говоря, пост это хорошая вещь, но она не такая безобидная. Поэтому «Аюрведа» предпочитает и рекомендует в качестве поста моно диеты. Это тоже пост и он не менее благотворен физически. Человек может поститься, например, на кефире, на йогурте на одном в течение достаточно долгого времени, и все, что необходимо, он будет получать. Ложку меда и сколько вам угодно кефира, вы будете счастливы, будете летать, вы похудеете, и при этом никаких дурных последствий в уме не будет.  Тогда как, когда человек долго постится, это действительно может привести к каким-то проблемам в уме.  Я знал одного человека, который постился по поводу и без повода. В результате у него появился такой страх, что он в какой-то момент сорвался, и у него появилась болезнь, которая называется анорексией. Он стал есть, есть, есть, есть, есть. Оттого, что в уме, не на физическом уровне, а именно в уме появился страх голода. Поэтому когда речь идет о посте, нужно очень быть осторожным, а лучше просто, если вы хотите попоститься и как-то очистить свой организм, избавиться от болезней, пойти по более мягкому пути  моно диеты.

— Лучше не голодать?

БВГМ: Долго не надо. Один день, два дня ничего страшного, три дня ничего страшного Но после трех дней – моно диета.  Это моя вам безопасная рекомендация.

ВОПРОС: … Вы сказали, что питание влияет на наши черты характера. Я просто отношусь к вегетарианцам и меня очень волнует вопрос: на какие черты характера влияют грибы, чеснок и лук?

БВГМ: Для того, чтобы ответить на этот вопрос как следует, надо немножко понимать философские представления о трех гунах материальной природы. Чеснок, лук, грибы, хотя грибы не в полной степени вегетарианская пища, но чеснок, лук безусловно являются вегетарианской пищей, однако с точки зрения своих более тонких качеств они относятся к тому, что в ведической культуре называется качествами страсти и невежества, гунами страсти и невежества.

Иначе говоря, чеснок и лук при всех своих целебных качествах, а чеснок и лук с точки зрения «Аюрведы» имеют определенные лекарственные свойства, как лекарство их можно воспринимать и употреблять, но, как правило, вегетарианская диета,  чисто вегетарианская диета, рекомендует избегать чеснок и лук потому, что они вызывают в человеке вот эти вот качества излишней страстности, нетерпеливости. Они воздействуют, иначе говоря, на низшие энергетические центры в теле человека. И, в общем-то, любой человек со стажем каким-то вегетарианским может в этом убедиться, он становится более чувствительным к диетическим вещам. В конечном счете, чисто вегетарианская диета рекомендует избегать чеснок и лук именно потому, что они… Чеснок и лук нужны людям, когда они едят мясо. Они помогают человеку, который ест мясо, справиться с этой диетой, избавиться от этого. Но если человек бросил мясо, то вместе с этим естественным образом лучше отказаться от лука и чеснока, чтобы не развивать в себе эти качества гун страсти и невежества.  И мы можем видеть, опять же, на примере детей, у детей еще чистый ум, у многих, по крайней мере,  и они естественным образом от лука отказываются.  По крайней мере, от лука они отказываются.  Что касается грибов, то грибы… Я не буду сейчас рассказывать на чем растут шампиньоны и что будет с нашим умом и с нашими качествами, если мы будем регулярно это употреблять. Естественным образом они будут принимать те качества, на которых грибы растут. Грибы сами по себе питаются продуктами полураспада других растений. С точки зрения биологии грибы, в отличие от растений, относятся к категории гетеротрофов. Биология делит все живые существа на две большие категории – автотрофы и гетеротрофы. Автотрофы это растения. Автотрофы значит, что они сами производят все необходимое, из солнца из воздуха они синтезируют все. Есть гетеротрофы – это животные и грибы. Им нужны продукты жизнедеятельности автотрофов, чтобы они могли поддерживать свое существование. Они сами все необходимое не могут производить. Хотя говорят, что человек может, если он определенный режим ведет. Есть форма йоги, которая переводит человека в этот режим. Но это уже эзотерика. С точки зрения классической биологии грибы относятся к той же самой категории, что и животные.  Они строят свое тело на продуктах жизнедеятельности или распада растений.  Поэтому они могут только в лесу расти или если они не в лесу растут, то им нужно куриный помет, чтобы они росли. В лучшем случае куриный. В худшем случае, должен вам открыть секрет, что шампиньоны выращивают на человеческих испражнениях, потому что их больше и они доступнее.  Приятного аппетита (смех).

ВОПРОС: Скажите, пожалуйста, когда человек переходит на вегетарианскую диету, наверно, должно пройти какое-то время для очищения ума. Сколько примерно?

БВГМ:  Смотря до какой степени вы хотите ум свой очистить (смех). Очищение ума это длительный процесс и когда человек полностью очищает свой ум, он становится святым.  Но предварительно очистить свой ум от таких качеств как раздражительность, или избавить от таких качеств, как можно достаточно быстро, если человек действительно научился правильно удовлетворять потребности своего ума с помощью вегетарианской диеты. Что греха таить, человек переходит на вегетарианство и он становится еще раздражительней, чем до этого.  Но именно потому, что, так или иначе, он не научился искусству удовлетворять свой ум с помощью вегетарианской диеты.   Поэтому нельзя дать какой-то механический ответ на этот вопрос. Этот процесс может растянуться, если человек не очень опытно это делает, не очень правильно это делает. Этот процесс может пройти очень быстро, или вообще процесс адаптации перехода,  если действительно человеку подскажут, скажут каким образом жить, что нужно делать. И в этом случае человек очень быстро почувствует, что он стал в целом спокойнее, что ум его стал сосредоточенней, что ему легче сосредоточиваться на чем-то одном, что нет неусидчивости. Один из недостатков или одна из проблем невегетарианской диеты заключается в том, что вместе с невегетарианской пищей в нас поступает очень много этих продуктов полураспада, которые служат как стимулятор. Почему, например, больным часто прописывают куриный бульон? Не потому, что в курином бульоне есть что-то полезное, поверьте мне, ничего полезного там нет, это чашка яда, чашка отравы. Но он очень сильно стимулирует. Он взбадривает нервы и человек чувствует искусственный… Точно также, как, он имеет своего рода наркотическое воздействие на человека.  Так вот, невегетарианская диета в силу этого, как бы, искусственного стимулирования, которое происходит с нервами, она делает человека очень неусидчивым.  Он все врем, так сказать, ему хочется бегать. Не понятно куда, правда, но куда-то. И если человек переходит на вегетарианскую диету, он, прежде всего, очень быстро, если он правильно это делает, может почувствовать именно вот этот вот результат – то, что он становится более терпеливым, более спокойным, более усидчивым, более сосредоточенным, более способным к тому, чтобы как-то концентрироваться на цели.

     Я сейчас прочитаю два вопроса, которые пришли сюда.

ВОПРОС: Скажите, пожалуйста, правда ли, что чтобы усилить эффект от  вегетарианства, нужно соблюдать строгий целибат?

БВГМ: Нет, это не так тесно связанные друг с другом вещи.  Целибат это определенный образ жизни, который позволяет человеку тоже для достижения каких-то духовных или тонкоматериальных целей помогает ему в этом.  Но вегетарианство и целибат не так тесно связаны друг с другом.  Вегетарианство в целом очищает наш организм, повышает тонус нашего организма. И что касается целибата, то это очень сложное решение, к которому человек должен прийти сам, если он хочет поставить перед собой какие-то духовные цели. Если он не ставит перед собой духовных целей, то, как правило, он не будет ставить перед собой эту задачу соединить одно с другим. Это не связанные друг с другом вещи, я не думаю, что нужно как-то их тесно увязывать.   Вегетарианство имеет эффект свой позитивный, целибат безусловно тоже имеет свой позитивный эффект, но  это тема для отдельной лекции. В «Упанишадах» по этому поводу тоже много чего сказано.

ВОПРОС: Встречали ли Вы людей, которые вообще не едят и питаются солнечной энергией?

БВГМ: Я таких людей не встречал, но я встречал людей, которые таких людей встречали (смех).  Говорят, что они есть. Где-то в Краснодаре есть какая-то женщина, которая не есть полностью.

Я думаю, что это немножечко слишком уж радикальное решение проблем. Но в ведической культуре существовала йога, которая называлась «Сурья-йога». И сурья на санскрите значит «солнце». Сурья-йога значит система методов или упражнений, методик, тренеровок, которые позволяют человеку перейти целиком на питание солнечной энергией.  То есть, в принципе, сама система такая есть. Говорят, что люди такие сейчас есть. Как они стали такими я не знаю. Может быть в одной из своих прошлых жизней они практиковали Сурья-йогу. Есть. Где-то в Италии есть такая женщина, в Краснодаре есть такая женщина. Они правда иногда кофе пьют, по агентурным данным. Но, опять же, на мой взгляд это одна из тех экзотик, которые не очень практичны. Мы живем в современном обществе в социуме. Живя в обществе, в социуме конечно же можно питаться одной энергией, но я думаю, что люди вас не поймут.  Потому что пища имеет много других аспектов. Есть эмоциональный аспект, когда мы приходим друг к другу. Это проявление любви, когда нас угощают или когда мы угощаем кого-то. Это очень важно. Можно конечно сказать, что я солнечной энергией питаюсь, но при этом вы недополучите еще какой-то энергии – эмоциональной энергии, энергии любви. Такие люди есть, но я не думаю, что нужно ставить перед собой такую задачу. Нет необходимости в этом.

     Есть хорошая история про Будду. В свое время, когда  Шакьямуни Будда путешествовал по Индии, проповедуя свое учение, он подошел к реке, хотел переправиться на другую сторону. На берегу реки сидел йог в позе лотоса. Этот йог гордо сказал Будде: «Ты знаешь, я сидел тут 20 лет. В результате этого я научился ходить по воде».  Будда посмотрел на него с состраданием и спросил: «У тебя что не было двух копеек, чтобы заплатить лодочнику?» (смех)

     Иначе говоря, можно потратить очень много сил на то, чтоб перевести свое тело в такой режим, много времени, много сил, много энергии,  но зачем, если есть клубника и много других хороших вещей в этом мире.

ВОПРОС: Добрый вечер. Скажите, пожалуйста, о пользе и вреде таких продуктов, как хлеб магазинный, сахар и шоколад.

БВГМ: С точки зрения вегетарианской диеты злаковые продукты такие, как хлеб или рис в более южных регионах, это основные источники силы и энергии. И, в общем-то, любой человек может в этом убедиться.  Есть множество поговорок: «Хлеб всему голова», «Без хлеба силы не будет». Злаки несут в себе силу. Поэтому хлеб является существенной, главной частью на самом деле диетой.  В южных регионах такой главной составляющей является рис, у нас это пшеница или хлеб в более северных районах. Даже в северных районах Индии в основном это пшеница. Поэтому хлеб или хлебные продукты важны. Другое дело, что хлеб (магазинный) мы не знаем, кто его пек, каким образом его пекли. Веды говорят, что сознание повара или человека, который готовит пищу, очень сильно откладывается на самой пище. И прежде всего оно откладывается именно на злаках. Злаки обладают способностью, как бы, принимать отпечатки сознания человека, мыслей человека, желаний человека. Естественно, что магазинный хлеб его уже даже не люди пекут, а  механизмы какие-то. Тем более, значит, там откладывается сознание этих механизмов и мы становимся механистичными.  То есть если с точки зрения какой-то тонкой философии подходить к этому, то магазинный хлеб, может быть, не самая хорошая вещь. Но с другой стороны я понимаю, что это не совсем практично всем печь свой собственный хлеб. Польза – то, что он дает силу,  польза – то, что это доступно, удобно и практично. Вред – то, что это, наверно, не самый высококачественный продукт, который может быть, особенно если речь идет о хлебе из белой совсем муки. Если употреблять хлеб, то лучше из какой-то муки более цельной.

     Сахар относится примерно к той же самой категории. Полностью исключать его нет никакого смысла, но сахар, опять же, с точки зрения строгой диетологии, не самое лучшее. Лучше нерафинированный сахар. К сожалению, его сейчас нет, все, почему-то, рафинируется в какой-то момент. Странная культура возникла у людей, что все надо рафинировать. Но рафинированный сахар лишен очень ценных вещей. Но, с другой стороны, это, опять же, непрактично. И так как это непрактично, давайте не будем слишком сильно заморачиваться по этому поводу. Никакой такой сильной беды в этом нет.

     Что касается шоколада, то это уже отдельная история. Шоколад это продукт, который содержит в себе очень много стимулирующих веществ наркотического  свойства. Поэтому люди привязываются к шоколаду, привыкают к шоколаду.  А я недавно читал целое исследование, связанное с вредом шоколада. Там говорится, что человек, если он в больших количествах употребляет шоколад, то он попадает в шоколадную зависимость. В результате этого развивается очень много болезней. Если вы изредка, иногда употребляете шоколад, ничего страшного нет. Если это становится зависимостью, нормой вашей жизни, то тогда это опасная вещь.

ВОПРОС: Есть ли вегетарианская методика по излечению от раковых заболеваний?

БВГМ: Что касается рака. Можно я чуть-чуть более подробно отвечу на этот вопрос? Потому что на мой взгляд это важный вопрос. Рак это бич ХХ века и ХХІ тоже, страшная болезнь. И если мы посмотрим на саму природу этой болезни, то, по сути дела, это некая программа самоуничтожения. Парадоксальная болезнь, неправда ли? В человеке вдруг возникает что-то, что, в конце концов, уничтожает его. Внутри. Это не какой-то микроб, который пришел, ни   еще что-то, это какая-то программа на самоуничтожение.  «Аюрведа» и Веды объясняют происхождение этой болезни.  По сути дела, рак это ответ нашего организма на наш с вами образ жизни. Чтобы совсем подробно отвечать на этот вопрос мне, пожалуй, потребуется слишком много времени, но буквально в двух словах, сославшись на «Бхагавад-гиту», я  могу сказать, что «Бхагавад-гита» утверждает, что если человек живет в том, что «Бхагавад-гита» определяет как гуна невежества, то есть его пища грязная, тяжелая, образ жизни его грязный, тяжелый, и он получает радость от этого по разным параметрам, то это значит, что он косвенно хочет сам себя уничтожить. Все то, что связано с тем, что в Ведах называется тамо-гуной, тамасом, качеством невежества, это, как бы, наше утверждение того, что я хочу уничтожить себя чем скорее, тем лучше.

Мы можем видеть людей, которые, ну, совсем идут, как бы, этим путем, они опускаются туда, ниже  И рак это одно из проявлений широкого спектра событий или явлений, которые вызваны именно этим качеством тамаса. Иначе говоря, рак, этиология рака, происхождение рака на более тонком уровне это ответ нашего организма на разные невежественные поступки,  невежественную пищу,  невежественный образ жизни. Мы этим образом жизни, этой пищей, еще чем-то как бы говорим: «Я хочу уничтожить, я хочу покончить собой». И организм говорит: «Хочешь! Пожалуйста». Он откликается на это. И там возникает рак, который съедает нас изнутри. Иначе говоря, если мы вооружимся этим, то рак возникает, я понимаю, что я не совсем точно отвечаю на этот вопрос, но я дойду до этого, рак возникает потому, что в пище человека, в рационе человека, не только в рационе человека, в целом в образе жизни человека накапливается очень много таких тяжелых негативных моментов. Рак может возникнуть чисто с эмоционального уровня. На эмоциональном уровне у человека появляется злокачественная тоска, болезнь или еще что-то, обида какая-то. Люди, которые изучают этот вопрос, они говорят, что именно обида, которую мы долго носим в себе, в конце концов, на грубом уровне вызывает появление рака,  то, что мы не простили кого-то, на кого-то обиделись. Эта опухоль в нашем уме переходит, или отражается, на то, что у нас появляется  какая-то опухоль в нашем теле. Но, опять же, если очень широко подойти к этой проблеме, то Веды описывают тамо-гуну как все тяжелое, все неповоротливое,  грязное, все то, что так или иначе стягивает вниз. И когда все эти вещи присутствуют в нашей жизни, мы напрашиваемся на неприятности, мы, в общем-то, вполне можем уготовить себе достаточно неприятный конец в виде такого медленного умирания в раке. И прежде всего нужно заботиться даже не только и не столько пище, безусловно, обязательно нужно заботиться о пище – пища должна быть чистой, легкой, не сопряженной с какой-то  вот этой вот тяжестью, нехорошими вещами, но нужно заботиться  о своем уме. Ум должен быть легким и чистым, в уме не должно быть какой-то боли, обиды, злокачественных вещей. И, исходя из всего сказанного, можно понять, что просто одним вегетарианством очень трудно излечить рак, потому что это уже очень такая далекая ступень, человек слишком далеко зашел. Но, тем не менее, «Аюрведа» утверждает, что на определенных стадиях человек может избавиться от рака и для этого человеку рекомендуется перейти на моно диету, но очень сложную моно диету — человеку нужно питаться одним чистым молоком, причем парным. Это достаточно экзотическая. Не очень сейчас популярная вещь, но тем не менее в «Аюрведе» говорится, что человек может практически от всех болезней избавиться, если он перейдет на одно молоко. Но молоко само по себе должно быть чистым. Это не то молоко, которое, там, не понятно сколько раз оно порошком побывало, сколько раз его там в чем-то растворили, это молоко оно само по себе очень вредное. Но молоко хорошее от чистой коровы, соответственно с чистым образом жизни, такая моно диета в течение, а там говорится, что если человек 40 дней живет на одном таком молоке, то он может избавиться от рака, если он не слишком далеко зашел в этой болезни.

ВОПРОС: Здравствуйте. Скажите, пожалуйста,….. молоко вообще….

БВГМ: Строго говоря, это не самая лучшая вещь. Если мы заботимся о том, чтобы наша пища была чистой…  Молоко – хорошая вещь. Веды прославляют  молоко, но оно должно быть чистым, хорошим.   Пастеризованное молоко, не говоря уже о порошковом молоке, это печальная вещь. Мне сложно все это говорить, потому что я понимаю, что какие-то вещи непрактичны – ну, где его найдешь в центре Днепропетровска хорошее молоко? Я не знаю, может, в Днепропетровске еще и можно. В Москве, где я живу, днем с огнем его не сыщешь. Но надо ж правду говорить все равно.

—  не слышно

БВГМ: Дело в том, что корова так устроена, что она радуется, у нее больше молока, чем теленку нужно. В Сибири до войны еще была такая порода коров, которые жили в лесу, питались сами и просто приходили к хозяевам, чтобы их подоили. Они полностью на самообслуживании были, они приходили только два раза в день, чтобы их подоили. В этом преимущество молока. Молоко потому и прославляется в ведических писаниях именно потому, что это полностью ненасильственная пища. Даже яблоко, когда мы его едим, есть элемент насилия.  Естественно, когда из коровы все это выдавливают с кровью с помощью автодоилок, то там уже ни о какой любви не может быть и речи. Но когда в нормальных условиях, когда раньше люди жили, то корова была кормилицей и она давала молоко из любви. Корова, и это конкретные факты есть,  она может давать молоко в течение семи лет после рождения теленка. Теленку нужно один год молоко. Она дает это потому, что если ее любят, если она в хороших условиях находится, у хорошего хозяина. У меня есть знакомые, у них есть корова. Корова после рождения теленка уже 4 года дает молоко. Не так много, но она дает. Для кого? Не для теленка, для них она дает. Потому что она им хочет что-то дать, она откликается на это.

ВОПРОС: Что означают бусинки на шее многих вегетарианцев? (смех)

БВГ: Эти бусинки не имеют никакого отношения к вегетарианству. Это бусинки из особого священного дерева. Дерево называется Туласи, или basilikum sanctum, на латыни, священный базилик. В индийской культуре это дерево, это маленький кустарник, кустик, ставится очень высоко. Оно обладает огромным количеством свойств. И прежде всего оно приносит саттва-гуну, или гуну благости,   в жизнь человека.  Его листья входят в состав огромного количества лекарств, оно в высшей степени полезное. Считается. Что если человек один листик Туласи каждый день ест, то у него не будет вообще никаких болезней, оно предостерегает от многих болезней. И в целом ее так высоко ценят в ведической культуре или в индийской культуре даже сейчас именно потому, что это растение оно ограждает человека от многих неприятностей и приносит в его жизнь хорошие качества. И, соответственно, считается, что если человек носит бусы, то очищается воздух, который человек вдыхает, очищается то, что он в себя потребляет. И главное, что это может защитить его в момент смерти, если он случайно умрет, а такое бывает иногда (смех), тоже помогает. То есть это имеет другую природу, не имеющую непосредственного отношения к вегетарианству.

ВОПРОС: Переход на вегетарианскую диету имеет ли ограничения по количеству суточного рациона?

БВГМ: Нет. Ешьте сколько вам надо. Смотрите, еще раз, человек должен быть счастлив. Согласны со мной? Если диета не делает меня счастливым, это плохая диета. Согласны с моим утверждением? Диета, какая б она ни была, она должна делать человека счастливым.  Вегетарианская диета, суть не в том, чтобы ограничивать себя. Если у нас есть какие-то цели, можно в каких-то ограниченных вещах ограничить. Но так человек может. Организм естественным образом, когда он переходит на вегетарианскую диету, он сам знает, что ему нужно, что ему не нужно. Естественно, что человек может злоупотреблять всюду, человек так устроен, что он будет злоупотреблять чем угодно. Но никаких строгих ограничений по количеству нет. Скорее, вегетарианская диета помогает человеку жить более естественной жизнью и организм он сам определяет сколько нужно. В «Аюрведе» говорится, что оптимальный рацион примерно такой – когда мы едим, то половина желудка должна быть заполнена твердой пищей, четверть желудка должна быть заполнена жидкостью и еще четверть  должен оставаться воздух. Обычно люди набивают желудок так, что воздуха там не остается.  Так как не остается воздуха, то переварить это очень сложно.  Теперь, в Ведах говорится, что когда человек есть, то у него естественным образом в какой-то момент воздух идет, отрыжка небольшая. Если первый раз этот воздух пошел, это признак того, что организм сыт, что столько, сколько нужно. Потому что, ну,  сложно сказать. Половина у меня уже заполнилась или четверть, очень сложно понять. Но есть признак чисто физиологический, очень простой. Говорится, что лучше кончать, когда в первый раз воздух вышел, но точно нужно кончать, когда он в третий раз вышел (смех), в третий раз. Потому что организм больше уже говорить не будет.  То есть это то, что касается количества разумного. Но так нужно также заботиться о том, чтобы вы были довольны, удовлетворены. И если организм естественным образом живет, он сам скажет: «Достаточно. Хватит. Все хорошо». Должна быть сбалансированная, чистая, сытная, хорошая диета и это сделает вас счастливыми во всех отношениях.

ВОПРОС: Как Вы относитесь к продуктам, не произрастающим на территории проживания человека, нехарактерным для данного региона: экзотические фрукты и тому подобное?

БВГМ: Как я отношусь? Я их люблю (смех), но с точки зрения строгой «Аюрведы» это не самая лучшая вещь. Сухофрукты можно. Но, скажем, среди зимы какие-то экзотические фрукты они будут тяжелыми. «Аюрведа» утверждает, что фрукты это легкая пища, они как нектар. Они превращаются сразу же…, очень легко усваиваются, но только в одном случае – если это фрукт, произрастающий тут, и по сезону. Если это фрукт, который завезен откуда-то, непонятно откуда,  непонятно в течение какого  времени где-то, то это тяжелая пища. Они не так легко усваиваются и не так легко превращаются  в наше тело. Поэтому это не самая лучшая пища, скажем так.

ВОПРОС: Невегетарианцы утверждают, что алкоголь – вегетарианская пища  (смех), поэтому его можно и нужно употреблять, так как даже церковью разрешено вино. Также слышала, что спиртное дает энергию телу.

БВГМ: Что касается энергии, то энергию нашему телу много чего может давать. Это еще не значит, что все это нужно есть. Бензин тоже может энергию давать (смех). Что касается того, что невегетарианцы почему-то вспоминают о том, что вино вегетарианское, то это уже само по себе подозрительно. Почему-то вдруг именно невегетарианцы начинают говорить о том, что вино вегетарианское, поэтому его можно употреблять, нужно употреблять. Им-то к такому аргументу не надо прибегать. Вино вегетарианского происхождения, скажем так.  Но много вещей вегетарианского происхождения и это не значит, что если мы вегетарианца, то мы теперь должны набрасываться на все вегетарианское. Тут вот розы лежат, я должен был начать свою лекцию с того, что съесть розу. Она ж тоже вегетарианская. Это еще не аргумент, чтобы ее есть, роза не для этого предназначена. Вино предназначено для того, чтобы его пить и пьянеет. Если вы вегетарианец, который хочет пьянеет, то можно пить вино, это не будет отступлением от вегетарианства. Но если вы вегетарианец, который не хочет пьянеть, то вино пить не нужно. Правильно? Логично, да?  И, безусловно, дополнительным эффектом вегетарианства является то, что человек, ведя в целом более трезвый образ жизни, избавляется в том числе от этих пагубных вещей, как привязанность к алкоголю или еще что-то.

     Почему церковь разрешает вино? Ну, во-первых, если уж на то пошло, то это сакральный обряд в церкви. Церковь не то, что она разрешает вино, но для церкви вино это кровь, приобщение к жертве, которую принес Иисус Христос, нужно не для того, чтоб написаться  до положения риз. Это некий сакральный обряд, в котором человек участвует. А так, если уж опираться на церковь или на мнение святых отцов, сколько там есть книг, которые говорят о том, что человек не должен превращаться в алкоголика. Очевидно совершенно, что это со всех точек зрения недостойная вещь, она не помогает ни на физическом, ни на умственном уровне, не говоря уже о духовном уровне.  Так что все эти аргументы они не выдерживают критики.

ВОПРОС: Можно ли при помощи молочной монодиеты, например,  избавиться от вируса гепатита С?

БВГМ: Я боюсь утверждать это на 100%, но, в принципе, я знаю человека, который приехал в Индию с последней степенью лейкемии. Врачи ему сказали, что ему осталось жить пару недель. Он узнал об этой диете, он поселился в одной деревне и два или три раза в день ему приносили молоко. Он живет до сих пор. С тех пор прошло 33 года. У него была последняя степень лейкемии, все врачи от него отказались. Это вот конкретный человек, которого я знаю, в отличие от людей, которые солнечной энергией питаются, этого человека я знаю. И он в течение долгого времени после этого, потом он как-то привык к одному молоку, потом он одним молоком питался. Сейчас он говорит: «Я как-то немножко ослабел сейчас, я другие вещи тоже ем». Вот это пример. Гепатит С безусловно менее опасное заболевание даже чем рак,  потому его легче перевести в пассивное состояние. Я думаю, что, в конечном счете, можно и от него избавиться, если быть последовательным в этом. Но конечно лучше все это делать под наблюдением врача.

ВОПРОС: Если хозяева держат курочек, с любовью заботятся о них, можно ли употреблять в пищу их яйца? Петуха нет, яйца не содержат зародышей.

БВГМ: Да все, что угодно можно употреблять в пищу.  Мы же с вами взрослые люди, что значит «можно» и «нельзя»? Каждый человек должен для себя сам определять можно или нельзя. С точки зрения философии, курочки несутся не потому, что они слишком любят своих хозяев. Незамечено было в истории куроводства (смех) слишком сильной привязанности между одними и другими. Это чисто физиологическая вещь. То есть, та же самая логика, которую мы употребляли по отношению к корове, тут не проходит. Яйца это не продукт любви курочек к своим хозяевам. И опять же, если мы посмотрим… Там нет зародыша, да,  то есть это, так сказать, с точки зрения убийства или моральной вещи, это не плохая вещь, трудно, может быть, обвинить. Но с точки зрения других вещей…  Ну что такое яйцо? Ну, сами посмотрите, что это такое? Во-первых, это то, из чего зародыш развивается. Там нет зародыша, но это то, чем зародыш пользуется для того, чтобы оттуда вырасти. И это тяжелая вещь. Любой диетолог вам скажет, даже тот, который защищает невегетарианскую диету, он вам скажет, что в яйцах очень большой процент холестерина, что если слишком много яиц вы будете есть, то опасность сердечно-сосудистых заболеваний увеличится из-за большого процента холестерина, который там есть. Это тяжелая пища, которая сложно усваивается. Можно как угодно себя успокаивать о том, что мы с любовью их держим, заботимся о них, но лучше от этого не станет.  Вы сами должны определять. Вы взрослые люди. Я здесь не для того, чтобы вам сказать – это можно, а это нельзя, а я здесь для того, чтобы поделиться с вами каким-то опытом и объяснить преимущества одного образа жизни по сравнению с другим.  Что можно, а что нельзя вы должны решать для себя сами, потому что вы взрослые люди, и вы свободные люди.

Молодой человек на четвертом ряду давно тянет руку.  Можно ему микрофон дать?

ВОПРОС: Как может муж помочь своей жене приобщиться к вегетарианству?

БВГМ: Муж может надеть фартук, пойти на кухню и готовить там.

— Если я прихожу, а там уже… (смех)

БВГ: Вы же хотели ей помочь.  Помочь можно по-разному. Помочь другому человеку можно, научив его чему-то. Это самый лучший способ помощи. Помочь человеку можно, объяснив ему что-то. Помочь другому человеку можно, поняв другого человека.  На самом деле самый лучший способ помочь своей жене – это понять ее как следует и тогда она поймет вас, и в вашей семье будет царить мир, и вы будете идти по одному пути. Старайтесь понимать ее как следует, слушать ее, выслушивать. И тогда она будет понимать вас. Человек значит, что всегда мы, как бы, паритетно относимся друг к другу. Если вы будете стараться как следует понимать, что нужно вашей жене, она будет стараться понимать, что нужно вам и стараться делать то, что нужно вам. Это самый кардинальный рецепт, который я могу дать, если вы не можете просто надеть фартук и пойти на кухню. То это способ верный, который подействует.

ВОПРОС:  Как бы Вы оценили с позиции «Аюрведы» биологически активные добавки к пище, например, фитоконцентраты?

БВГМ: Плохо. С точки зрения строгой «Аюрведы» все эти… Я не знаю, что такое фитоконцентраты, я не знаю конкретно что это такое, я не знаю как они получаются, но сама философия, которая за этим стоит, заключается в том, что сначала я… Откуда появились биологически активные добавки к пище? На самом деле хорошей пище никаких биологически активных добавок не нужно, потому что пища сама биологически активная добавка.  Она сама, если она биологически активная, то там все, что необходимо, сеть. Теперь, люди сначала полностью умертвляют пищу с помощью различных достижений современной науки, делают ее полностью непригодной, а потом появляется новая отрасль, которая спасает человечество от этого с помощью биологически активных добавок. Сам по себе процесс искусственный очень. И сама философия этих биологически активных добавок заключается в том, что оценивается чисто, опять же, физическая составляющая чего-то. Витамины, например. Говорят, что нужно витамины добавить. Да, не нужно добавлять никаких витаминов, если мы естественным образом едим здоровую, живую пищу, там все витамины необходимые есть. Потому что, когда мы вынимаем витамины химически очищенные из чего-то, витамины один из примеров таких биологически активных добавок уже давно в употреблении людей, когда мы вынимаем это, мы разрушаем целостность. Когда витамин находится в составе того же самого фрукта,  то там не только витамин, там есть тонкая энергия. Это нечто целостное, живое несет в себе тонкую энергию, на санскрите она называется  прана, и этот витамин усваивается. Если мы в процессе химической обработки  ее оттуда вынули,  этот витамин, он, может, где-то как-то используется, но на самом деле его ценность гораздо меньше.  Потому что уничтожена целостная составляющая на тонком уровне, осталось только грубое чучело. Жизни там в этом во всем нету.  Философия биологических добавок заключается в том, что мы с вами это, как определил в свое время Фридрих Энгельс,  он дал определение жизни, я еще проходил это в курсе марксизма-ленинизма, — «жизнь это способ существования белковых тел» и «прожить ее надо так, чтобы потом не было мучительно больно (смех) за бесцельно прожитые годы».  Теперь, если это способ существования белковых тел, то не понятно как ее надо прожить, чтобы потом не было мучительно больно.  Так вот, все эти биологические добавки они исходят из того, что жизнь это способ существования белковых тел. Кто-то улучшил определение Энгельса и сказал, что: «жизнь это способ существования белково-нуклеиновых комплексов. Это мы с вами белково-нуклеиновые комплексы. Граждане! Друзья! Братья! Мы с вами не белково-нуклеиновые комплексы.  Мы гораздо больше, чем просто белки, дезоксирибонуклеиновые кислоты,  метахондрии, мы больше, чем это.  И поэтому просто употреблять в пищу какие-то добавки, недостающие в каких-то искусственных продуктах, этого мало, это не то. Давайте жить жизнью достойной человека, достойной нашего предназначения, и тогда мы все будем счастливы, и люди вокруг нас будут счастливы.

     Спасибо большое.


Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.