Москва (8.05.2008 г.) Шри Брихад-бхагаватамрита, 1.1.12

 Диск 100, л. 9

Аннотация:

Два вида дхармы (обычная и высшая);

определение вайшнава — с технической точки зрения вайшнав это человек, у которого есть гуру и которого гуру посвятил в мантру, связывающую его с Вишну;

есть только один способ обрести любовь к Богу  — слушать.

***

Спасибо вам большое за то, что вы пришли сюда сегодня вечером. И мне хотелось сегодня начать курс по «Брихад-Бхагаватамрите». Даже не столько будет курс, сколько мы будем читать эту книгу. Это первый из трех томов, так что мы рассчитываем на большой срок. И я хотел прежде, чем начать читать стихи из нее, объяснить почему. «Брихад-Бхагаватамрита» это книга Шрилы Санатаны Госвами, и это первая книга Гаудия-вайшнава-сампрадаи. Вся концепция Гаудия-вайшнавов, или все то, что принес Шри Чайтанья Махапрабху сюда, все то, чем отличается от всех остальных направлений вайшнавизма или ведической философии Гаудия-вайшнавизм, Санатана Госвами вложил в эту книгу. Этот труд является тем самым фундаментом, на котором выросло все здание литературы Гаудия-вайшнавов, или шастр Гаудия-вайшнавов, и отчасти причина, по которой я решил читать эту книгу. Она выпущена издательством ВВТ Гоппаранандана прабху ???, которого лично воспитывал сам Шрила Прабхупада как переводчика. Он перевел ее и изложил суть комментария самого Санатаны Госвами к ней.  В частности я решил рассказывать об этом, хотя это не книга Шрилы Прабъхупады, но она дает самые чистые представления о бхакти  И нам нужно периодически слушать об этом.  Потому что у на много семинаров: по семейным отношениям, я сам читаю семинар «Научные основы сознания Кришны», где много про пищу и мало про сознание Кришны (смех), про гунны материальной природы, про много других вещей.  И хотя мы недавно отменили само понятие косвенной проповеди, мы собрались вместе с Аударьядхамой прабху и Патита Паваной прабху и решили отменить это оскорбительное название «косвенная проповедь», потому что либо есть проповедь, либо не проповедь.  Мне уже, кстати, приходят возмущенные письма, говорят «как можно луну отменить, если она есть?». Но это факт, что есть книги, которые говорят о бхакти прямо и есть книги, которые говорят о бхакти не совсем прямо. И в частности «Бхагавад-гита» в каком-то смысле тоже является косвенной проповедью. Самым первым косвенным проповедником был Шри Кришна, Шри Бхагаван.  Так что я не думаю, что нужно слишком сильно комплексовать по этому поводу. В «Бхагавад-гите» Кришна тоже мало говорит напрямик. Он говорит о многих разных вещах, Он говорит о карме, о гьяне. И есть комментарий, который доказывает, что главный смысл «Бхагавад-гиты» в том, чтобы заниматься кармой, исполнять свои обязанности, прийти к карма-йоге,  очистить свое сердце и постепенно достичь уровня гьяны. Мы с вами знаем благодаря Шриле Прабхупаде,  что Кришна ни о чем другом, кроме как о бхакти, не хотел сказать. Но так как Он обращался к очень широкой аудитории и Он хотел заведомо, чтобы среди Его слушателей были разные люди, Он говорил о многом другом.  «Брихад-Бхагаватамрита» написана для очень узкой аудитории, она написана для избранных. И стих, который мы сегодня прочтем, как раз об этом говорит. Но чтобы внести какой-то баланс, или равновесие, во все это, я думаю, очень важно, чтобы мы хранили фокус на чистые традиции, установленные ачарьями Гаудия-вайшнавов, которые следовали непосредственно за Шри Чайтаньей Махапрабху.  И сама по себе «Бхагаватамрита», «Брихад-Бхагаватамрита» Санатаны Госвами, представляет, что тоже очень актуально для нас с вами, она представляет собой описание различных отклонений от бхакти. Хотя ее цель чистое бхакти, но вся композиция «Брихад-Бхагаватамриты» построена таким образом, что чтобы объяснить что такое бхакти, Санатана Госвами сначала очень долго объясняет, что бхакти не является и что люди в этом мире принимают за бхакти, что выдают за бхакти, что считается бхакти, что ходит в этом мире под именем бхакти, любви и преданности или еще чего-то. И все это нужно ему только для того, чтобы, в конце концов,  человек понял, что такое настоящее бхакти.  Потому что, как говорится в «Ишопанишад», чтобы понять знание, нужно понять также что знанием не является, что есть невежество.  И композиция книги именно такова, чтобы раскрыть природу бхакти, сначала показав антитезу, или различные отклонения, или загрязнения от бхакти.

Санатана Госвами доказывает удивительным образом в «Брихад-Бхагаватамрите», что, строго говоря, идеалу бхакти, высшему идеалу бхакти, не соответствует очень многое, вплоть до отношений Кришны со Своими женами в Двараке. Вплоть даже до этого. И что есть один-единственный чистый идеал бхакти, который является настоящей подлинной целью духовной практики и духовных устремлений человека.  И в этом смысле изучение этой книги тоже очень полезно, потому что оно сможет нам объяснить очень широкий спектр различных подмен, который мы вольно или невольно делаем в своем сердце. Потому что мы, к сожалению, не исключение из правил, и мы живем в материальном мире, и множество отклонений или форм обмана находится в нашем сердце. Санатана Госвами выставляет все эти формы обмана напоказ так, чтобы нам можно было посмотреть на это со стороны, посмеяться над всем этим или покачать головой и признаться себе, что все это есть у нас. В этом смысле это тоже очень важно, потому что нам практически приходиться сталкиваться с этими подменами каждый день. Идеал, который принес Шри Чайтанья Махапрабху, очень и очень высок. И соблазн этот идеал слегка под себя подогнать, слегка довести до своего уровня очень велик. Иногда кажется, что этот идеал недосягаем. Но Санатана Госвами показывает, что на самом деле это реальная вещь, это реальный идеал, к которому человек может и должен стремиться и которого он может достичь. Но чтобы достичь его, он должен очень ясно его увидеть. Потому что когда я не буду видеть его очень ясно, то велика вероятность того, что я не дотяну до идеала. И в этом, собственно, смысл наших обсуждений, наших бесед, или смысл всей этой книги, чтобы мы поняли, что такое чистое бхакти, принесенное Шри Чайтаньей Махапрабху, думали над этим, напоминали себе и другим об этом. И говорить об этом важно и полезно, потому что, ну, иногда хочется поговорить об этом. Потому что можно говорить о карма-йоге, о нишкама-карма-йоге, и сакама-карма-йоге, и о многих других важных и полезных, и актуальных вещах,  которые мы должны знать, но все-таки иногда нужно говорить какие-то подчас болезненные, и может быть на первый взгляд не такие актуальные вещи напрямик, но если говорить о них, то они станут актуальнее. И сегодняшний стих это, собственно, первый стих «Бхагаватамриты», где начинается повествование самой «Бхагаватамриты».

     Я в нашем индийском путешествии во Вриндаване в прошлом году рассказывал мангала-чарану, или первые стихи, введение в «Брихад-Бхагаватамриту», где Шрила Санатана Госвами молится Чайтанье Махапрабху и Самому Кришне об успешном завершении этого труда и описывает тему книги. Но я начну сегодня с 12 стиха, с которого, собственно, начинается повествование  И этот 12 стих о том, что «Брихад-Бхагаватамрита» предназначена не для всех.  Шрила Санатана Госвами подчеркивает, что она предназначена для очень и очень избранных людей. И хотя нам всем приятно считать себя избранными и чувствовать себя избранными, но он предостерегает. Он говорит, что если у вас нет правильного настроения, не читайте эту книгу. В комментарии к этому стиху Санатана Госвами будет говорить, что: «Я запрещаю вам читать эту книгу, если у вас нет соответствующей квалификации». Поэтому хорошо начать именно с этого стиха, чтобы понять стоит приходить на все остальные лекции по «Брихад-Бхагаватамрите». Так что давайте с вами настроимся на очень серьезный лад. Мы будем говорить о сложных вещах, но я думаю, что если мы посвятим этому время, этот труд будет вознагражден. Давайте прочитаем этот 12 стих из «Брихад-Бхагаватамриты»

               шрнванту вайшнавах шастрам

                  идам бхагаватамртам

               су-гопйам праха йат премна

                  джаиминир джанамеджайам

шрнванту – пусть они услышат, вайшнавах – вайшнавы, шастрам – священные писания, идам – эта,  бхагаватамртам – Шри Бхагаватамрита, су-гопйам – самае сокровенное, праха – рассказал, йат – которое, премна – с любовью, джаминих – Джаймини Риши, джанамеджайам – царю Джанамеджае.

«Пусть же вайшнавы благосклонно услышат это сокровенное писание, «Шри Бхагаватамриту». Джаймини Риши рассказал ее царю Джанамеджае с огромным энтузиазмом чистой любви».

     Я не буду читать сам комментарий, но я буду очень подробно рассказывать то, каким образом Санатана Госвами сам объясняет этот стих. Шрила Санатана Госвами написал автокомментарий к этому произведению, тику, где он объясняет сокровенный смысл каждого слова или каждого стиха.  И я сегодня для начала, чтобы не перегружать нас, и чтобы каждый из нас смог правильно сделать выбор, прочту только один этот стих, вернее, объяснение к нему, которое дает сам Санатана Госвами.

     Итак, как я уже сказал, основной смысл этого стиха – объяснить тему этой книги и подчеркнуть, что тема этой книги в высшей степени сокровенна, что далеко не всякий человек может понять смысл этой книги. Прежде всего он говорит, что эта книга – шастра. Шастра что значит? Шастра значит священные писания. И обычно этого титула удостаиваются только редкие священные писания, только редкие книги. Мы знаем, что «Бхагавад-гита» безусловно шастра,  «Махабхарата» — шастра, книги, написанные Шрилой Вьясадевой – шастры. Но тут сам автор, Шрила Санатана Госвами,  написавший эту книгу чуть менее 500 лет тому назад, претендует на то, что он пишет, не просто книга, а священное писание. Он сам говорит: «Это не что-то, выдуманное мной». И шастра значит то, что устанавливает закон для людей, то, что устанавливает рамки, в которых человек должен строить свою жизнь.   И он подчеркивает это.  И он делает это с огромной уверенностью. И это не какая-то гордыня, которая им движет. В сущности, «Шри Брихад-Бхагаватамрита» появилась на свет в результате огромного труда Шрилы Санатаны Госвами  по усвоению всех шастр, и он как пчела, которая перелетает с цветка на цветок и собирает самое лучшее из каждого цветка. Он собрал самое лучшее из всех шастр и составил эту книгу, где нет места ничему, кроме чистой бхакти, где он показывает, в чем сущность, или квинтэссенция, чистой бхакти.  То есть это «мед», который он собрал. И поэтому он совершенно уверенно говорит: «Это шастра». Шрила Прабхупада тоже доказывал это. Иногда ограниченные люди или люди, которые пытаются изучать ведическую традицию со стороны, они говорят, что вот есть Веды и это шастры, а там есть смрити всякие, еще что-то такое,  это не Веды. И когда мы говорим, что мы следуем ведической культуре, при этом мы абсолютно не знаем, что в Ведах написано в изначальных, правильно? Кто-нибудь из вас Веды читал (смеется), о благородные последователи ведической культуры? То люди возражают. Они говорят, что: «Это неправильно, это не так. Это неточный термин. Но Шрила Прабхупада доказывал, что на самом деле Ведами или шастрами являются все книги, которые написаны в строгой последовательности с Ведами. Любая шастра или любое священное писание требует, чтобы суть ее снова и снова передавали, чтоб она не умерла, чтоб оно перестало быть догмой  И многие люди, которые, так сказать, изучают Веды, они все равно в Ведах ничего не понимают. И в то же самое время мы, которые, может, не знаем санскрита, может быть не на столько образованы, но снова и снова мы можем убедиться в том, что сталкиваясь с этими, так сказать, последователями Вед или строгими знатоками Вед, мы можем гораздо больше понять и объяснить им.

     Шрила Шиварама Махарадж рассказывал однажды историю, как он разговаривал с Шанкарачарьей. Не с изначальным Шанкарачарьей, который жил в VII веке нашей эры, а с одним из его последователей, одним из современных Шанкарачарий, который приехал в Англию. Они сидели за столом, их посадили вместе и Шиварама Махарадж начал этого Шанкарачарью поддевать. И он, пользуясь тем знанием, которое получил от Шрилы Прабхупады, полностью разбил Шанкарачарью, так что Шанкарачарья в конце концов замолчал,  потому что ему нечего было сказать, надулся и очень обижено смотрел на своего хозяина, они были в Бхактиведанта-меноре, который его там пытается как-то разбить.

     Но смысл, еще раз, в том, что шастра это все то, что строго следует ведической традиции.  И здесь Санатана Госвами говори: «Это шастра. Это великая шастра, авторитетное писание, что это не просто моя выдумка». Некоторые люди также не понимают жанра «Шри Брихад-Бхагаватамриты». Я слышал разные отзывы об этом.  Потому что некоторые люди ставят под сомнение сам принцип. Санатана Госвами человек вполне исторический, живший 500 лет тому назад, взял и сел, и написал что-то и при этом мы должны воспринимать это как закон. Правильно это или неправильно? Кто-то говорит, что правильно, но   другие испуганно молчат. Это закон, потому что это откровение, которое пришло к нему, это закон, потому что это результат его бхаджана, или его поклонения Кришне, и это закон, потому что, как утверждает Шрила Джива Госвами, есть категория людей, чей опыт находится на уровне откровений, чьи слова не нужно подвергать никакому сомнению. Шрила Джива Госвами называет такой опыт апта-пуруши. Люди, которые находятся на таком уровне, когда у них нет никаких причин, чтобы обманывать, когда у них нет никаких несовершенств, которые свойственны нам с вами, все их слова находятся на уровне священного откровения.  И Санатана Госвами говорит: «Сейчас я вам открою эту шастру, или эту великую книгу, которая появилась на свет для того, чтобы учить нас высочайшим принципам религии, высочайшим и самым чистым принципам религии».  Он объясняет в комментарии, что религия, которую он будет давать, это парам-дхарма. Что есть обычная дхарма, или обычные принципы: исполняй свои обязанности, люби отца и мать свою, служи им, будь хорошим сыном, будь хорошим мужем, будь хорошим… Кем еще там можно быть? Отцом, дедом, прадедом (смех). Есть множество обязанностей, или ролей, которые мы должны играть в этом мире и мы должны играть их правильно. Но есть самая главная обязанность, или главная роль, которую мы должны играть. И он говорит, что это сад-дхарма. Парма-дхарма и сад-дхарма. Разные шастры описывают разные дхармы. Шастра, как я уже сказал, это то, что устанавливает закон или дхарму для людей. И он говорит, что эта шастра описывает парам-дхарму, или высшую дхарму,  или сад-дхарму. И сад-дхарма означает – дхарма, которой следуют садху, которой следуют святые люди. И, опять же, мы знаем, что есть множество разных святых людей, что святые люди, особенно в наше время следуют разными путями, но это самый высший путь.  Вслед за «Шримад-Бхагаватам» он говорит: дхармах проджджхита-каитаво `тра   парамо нирматсаранам сатам, что есть высшая религия или шастра, которая учит нас высшей религии. И другое значение, он говорит,  что это шастра, которая сможет занять нас в высшей религии, которая может таким образом занять наш ум, чтобы мы почувствовали свою принадлежность к высшей форме религии, к высшей, самой чистой форме религии. И он говорит, что если вы будете идти этим путем, то есть будете изучать эту книгу, «Бхагаватамриту», вы получите самый высший нектар, амриту, вы получите самое лучшее, что может быть. И поэтому он называет здесь в этом стихе, или упоминает это название «Бхагаватамрита». «Бхагавата» значит что? То, что имеет отношение к кому? К Бхагавану, все то, что связано с Богом. А «амрита» что значит? Нектар. Он объясняет, что: «Здесь я собрал все самое сокровенное, что связано с Кришной». Кришну понять очень трудно.

     Как сегодня ко мне после лекции подошла одна женщина и говорит: «Я все понимаю, бхакти я понимаю, Кришну не могу понять. Ему ж скучно должно быть, Он же все знает, Он же Бхагаван. Как понять Бхагавана?». И Санатана Госвами говорит: «Я вам объясню. Наберитесь терпения, я объясню вам как можно быть Бхагаваном и при этом не скучать. Если вы не верите, прочитайте эту книгу и вы поймете. Если вам нужно доказательство, то доказательством того, все самое сокровенное, все то, что связано с бхакти и Бхагаваном, находится в этой книге и каждый из вас может убедиться в этом, если он прочтет эту книгу от начала и до конца».

Я не знаю, сможем мы прочитать ее от начала до конца, но мы постараемся.  И дальше он объясняет, он говорит в этом стихе: шрнванту вайшнавах шастрам                   идам бхагаватамртам. Дальше Шрила Санатана Госвами говорит, что он обращается только к вайшнавам: «О вайшнавы, слушайте эту книгу, эту шастру, это сокровенное писание, где я установлю принципы высшей формы религии». И он объясняет здесь, что книгу эту могут читать только вайшнавы. Кто-то думает, что запретная литература появилась только в Советском Союзе запрещенная, самиздат. Санатана Госвами говорит: «Нет, я налагаю строгий запрет – никто другой, кроме вайшнавов эту книгу не должен читать». И он объясняет почему в комментарии. Он говорит, что если человек не является вайшнавом, то у него сухое сердце. Слово «сухой» на санскрите звучит очень  понятно и приятно для русского слуха «шушка». И Санатана Госвами говорит, что у этих людей шушка-чита. «Чита» буквально значит с»сознание» или «сердце». Шушка-чита. И он говорит: «Если у вас сухое сердце, то вы не имеете права читать эту книгу. Если у вас нет никакого вкуса к расе или служению Кришне, если у вас нет реально вкуса к тому, чтоб служить Кришне, то лучше не читайте это».  Потому что, если сердце ваше совсем пересохло, если в сердце нету никакого сока, то тогда, что случится? И в этом смысл запрета. Если человек слушает «Бхагаватамриту» и у него нет склонности к тому, чтоб служить Кришне, нету реально ощущения того, что мне нужно вступить в личные отношения с Богом, то, что с ним случится, когда он будет слушать эту книгу и читать эту книгу?  Он не будет верить в это, шраддха не появится в его сердце.  Это удивительное утверждение Санатаны Госвами, потому что он говорит, что мы привыкли с вами думать, что духовный учитель, если он захочет, по своей милости может вселить шраддху в любое другое сердце, он может вселить веру в любое сердце. Санатана Госвами здесь говорит, что если сердце совсем пересохло, то человек будет слушать, будет слышать что-то и при этом сердце его не будет отзываться, в сердце ничего не будет. Должна быть предварительная склонность к тому, чтобы слушать о Кришне. Человек в результате какого-то своего опыта или своего понимания или еще чего-то должен приобрести внутри склонность к тому, чтобы служить Кришне и понимание того, что служение Кришне доставляет мне радость.

     Давайте проведем социологический опрос кому служение Кришне доставляет радость, чтобы понять кто тут лишний. Если нет расы никакой, если мы делаем это из-под палки, если нам не хочется, или если мы не понимаем насколько это хорошо,  как это круто (смех) служить Кришне, если у нас нет этого понимания, этого вкуса к служению, то значит мы не вайшнавы.  Это удивительное определение, которое Санатана Госвами вайшнавам. И мы через пару минут перейдем к его определению вайшнавов. Но до этого он говорит, что если люди неквалифицированные и они получат это сокровенное знание, то они не смогут по достоинству воспользоваться этим знанием, они не смогут его по достоинству оценить, они не смогут по-настоящему понять, какую драгоценность они получили сейчас. И он говорит: «Лучше не читайте. Если вы такие, лучше не открывайте даже эту книгу». На самом деле беда современного общества, потому что сейчас все доступно и по дешевой цене. Всем людям доступно практически все. Давайте представим себе немножко ведическую культуру. Ведическая культура была основана на очень серьезных принципах и в частности на том, что есть очень сокровенные вещи. Эти сокровенные вещи не были широко доступны и люди их очень ценили. Сейчас «Бхагавад-гита» каждому доступна, изображение Кришны каждому доступно. Мантра? Пожалуйста, ради Бога, любые мантры. Гаятри-мантра. 10 компакт-дисков с различным пением Гаятри-мантры на разные мотивы. Все остальные сокровенные мантры? Да ради Бога,  все, что угодно. В результате что получается, так как это все становится легко доступным? Обесценивается. Люди не ценят. Что они делают? Они берут книги Шрилы Прабхупады, бросают их в мусорное ведро. Они берут эти мантры, смотрят на них и… Ну, поступают как обезьяны со всем этим. И Санатана Госвами говорит: «Если вы не можете по-настоящему ценить то, что я вам хочу сказать, не открывайте эту книгу. Вам хуже будет». Потому что, если мы не оценим это и не сможем воспользоваться этим правильно, то мы совершим оскорбления и оскорбления эти, так или иначе, только причинят вред нам всем. И дальше Санатана Госвами говорит, что кто такой вайшнав. Он дает очень интересное определение вайшнава. Сначала он дает стандартное определение вайшнава. Он говорит, что обычно когда говорят вайшнав…. Кто такой вайшнав? Ну да, тот, кто поклоняется Кришне. Вишну-расйа девата са вишнух  ???– вайшнав это тот, чьим Богом является Вишну. Правильно? Наш Бог кто? Ну да, Вишну, Кришна. У кого-то еще какой-то другой Бог. В Индии у всех свой Бог должен быть. Наш Бог это Вишну. Обычно, если речь идет о вайшнавах,  Вишну-расйа девата са вишнух ??? Иначе говоря, это человек, который поклоняется Вишну. И поклоняться Вишну, что значит? Сейчас я проверяю самые фундаментальные знания о науке преданного служения у вас. Что значит поклоняться Вишну? Что значит служить?

— ()

БВГ: С технической точки зрения поклоняться какому-то Богу, значит произносить мантру, посвященную Ему. Потому что Божество прежде всего проявляется в этом мире как? В виде чего? В виде звука, в виде мантры. Проявляется в виде янтры, в виде самого Божества, в виде графического изображения, но прежде всего это значит звук. И он говорит здесь, что обычно вайшнав это тот, кто получил посвящение во что? В Вишну-мантру. Тот, кому гуру на ухо дал мантру. И вайшнав реально значит, это важное определение вайшнава, которым нельзя пренебрегать. С технической точки зрения вайшнав это человек, у которого есть гуру и которого гуру посвятил в мантру, связывающую его с Вишну, которому гуру дал связь в виде звука и таким образом человек может поклоняться, или менять свое сознание.

     Как я спросил, что значит служить Вишну и было много разных ответов: считать себя частичками, иметь сознание. Все правильно. Но вайшнав, минимальная характеристика вайшнава – это человек, который знает, как это сделать, каким образом поменять свое сознание, или связать свое сознание с Кришной. Как его можно связать? Еще раз давайте повторим на всякий случай, чтоб это осело.- через духовного учителя, который посвящает нас в сокровенный процесс поклонения Божеству, через звук, который он нам дает.

Дальше он приводит стандартное определение вайшнава в двух стихах из «Падма-пураны»: сангам самудрам саннйасам сариши чанда  дайватам садикша-виддхи садхйанам сайантрам двадашакшарам ??? Все понятно, да? Человек, у которого есть мудра, который знает мудры. Кто-то из вас знает мудры? Нйаса саннйасам – человек, который знает каким образом связать различные части мантры со своим телом или с телом Божества, тот, кто знает риши, а именно –мудреца, который стоит  за мантрой, которую мне дали; тот, кто знает чанда. Чанда что значит? Размер, знает как эту мантру повторять, а не делает это как ему хочется; садикша-виддхи – тот, кто получил дикшу. Сдхйанам. И в результате этого чем он занимается? Медитацией. Сайантрам это что значит? Что у него есть янтра. И двадашакшарам. Двадашакшарам значит – он поклоняется, или медитирует, на 12-тисложную мантру Вишну, которую дал ему духовный учитель. Или акшаштарам – восьмисложную мантру. Атханйам вайе мантрам самупасате дхйайа сте вайшнава-лока вишщну варчана ратах сада??? То есть, иначе говоря, человек сможет поклоняться Вишну, если он все это знает. Расходимся? (смех). Традиционный способ, человека посвящают в поклонение Вишну определенным образом. Это наука. И с помощью всего этого человек постепенно меняет сознание.  На самом деле все это инструменты, тонкие инструменты для перемены сознания. Но есть что-то хорошее в том, что он говорит. Он говорит, что все это ерунда. Он говорит: «Это все хорошо, это все важно, это все поклонение Вишну и человек должен поклоняться Вишну таким образом, но меня, строго говоря, все эти вайшнавы не интересуют». Он говорит, что, да, сначала человек должен пройти по всем правилам посвящения, он должен получить тилаку, должен получить мантру, должен получить янтру от своего гуру, гуру должен объяснить ему как заниматься дхйаной, или каким образом медитировать, но Санатана Госвами говорит: «Когда я говорю о вайшнавах, я не имею в виду этих людей, я не имею в виду людей, которые определены этими стихами из «Падма-пураны»». И слава Богу для нас для всех. Он дает свое определение вайшнава. Он говорит: «Вайшнав это человек, у которого есть жажда получить нектар, исходящий с лотосных стоп Нанда-кишора. Если у него есть, час от часу не легче, но как-то все равно ближе к нам. Он говорит: шри нанда-кишора лобха вишеш. «Лобха» значит «жадность»  Если у человека появилась жадность, или хотя бы какое-то понимание, хотя «лобха» означает реально «жадность», если человек понял, что я хочу так или иначе увидеть этого юношу, который гуляет по лесу Вриндавана. И он сознательно говорит – Нанда-кишор. Значит, что он к вайшнавам, вернее, от вайшнавов, от которых он имеет в виду, отсекает даже тех вайшнавов, которые поклоняются Кришне в ватсалйа-расе, в сакхйа-расе. Кишор это кто, Нанда-кишор? Юноша. Он говорит: «Меня интересует только юноша». Юноши чем занимаются? Ясное дело чем – они танцуют с девушками по ночам. И он говорит: «Это настоящий вайшнав, вайшнав, который хочет понять именно это, понять кто такой Нанда-кишор и какие отношения Его связывают с Его самыми высшими возлюбленными». Иначе, он с самого начала говорит: «Если человек хочет этот нектар, если кто-то хочет стать слугой именно этой формы Кришны, для таких людей я написал «Шри Брихад-Бхагаватамриту» и таким людям я разрешаю читать эту книгу. Потому что выводом этой книги будет то, что среди всех видов вайшнавов истинными кто является? Только гопи. Харе Кришна.  Индра вайшнав? Ну, так сказать. Прахлада Махарадж вайшнав? Хануман вайшнав? Арджуна вайшнав? Санатана Госвами в своей книге доказывает, что, строго говоря, вайшнавами являются только гопи и те, кто хочет стать такими же, как они. И поэтому он говорит, если кто-то другой будет читать эту книгу, то, что с ним случится?  Он не поверит, у него появится раздражение, у него появится отторжение от этого, он почувствует неприязнь к Санатане Госвами или наоборот – его вера пошатнется.  И Санатана Госвами говорит: «Я не хочу, чтобы его вера шаталась. Ради Бога, если вы поклоняетесь как-то, как вы привыкли, если у вас есть свое представление – хорошо. Но если вы хотите достичь самого высокого, для вас эта книга». Иначе говоря, здесь он очень четко определяет рамки. Он говорит, что эта книга для тех, кто хочет понять прайоджану в том виде, в каком ее принес Шри Чайтанья Махапрабху. И дальше он говорит, что: «Я пишу эту книгу только для людей, которые хотят обрести прему». но особый вид премы – только прему, которая живет в сердцах гопи, или гопи-бхаву, определенное настроение, или определенное отношение к Богу, которое представлено пастушками во Вриндаване. И према каким образом доступна? Может человек обрести любовь к Богу? Может. Как он может обрести любовь к Богу? Есть только один способ обрести любовь к Богу, какой? Слушать, слушать. Нет другого способа обрести любовь, нет другого способа обрести жадность, нет другого способа понять, что я должен делать и что у меня в сердце должно быть.  Есть только один способ – слушать. Но он здесь говорит: «Не все, кто будет слушать эту книгу, смогут ее обрести». Кто ее сможет обрести? Тот, кто хочет ее обрести. Если я не хочу ее обрести, если я буду слушать, только хуже будет – у меня появится отторжение, у меня появится неприязнь, у меня появится непонимание. Этого всего. Поэтому он говорит: «Только к самим вайшнавам я обращаюсь».

     И дальше он сам немножко удивляется, то есть он объясняет, а почему он  шрнванту вайшнавах шастрам идам бхагаватамртам. Шрнванту это в третьем лице. Он говорит: «Пусть же вайшнавы слушают это». Он не говорит: «О вайшнавы, слушайте это». Он говорит: «Пусть вайшнавы, — в третьем лице, какие-то, — слушают это». Почему он не обращается непосредственно к вам? Он говорит от почтения. Потому что, когда мы преисполнены почтения к кому-то, мы называем его в третьем лице. Он стоит перед нами, но мы не обращаемся к нему, а мы называем его в третьем лице. Как есть этот титул: Его Святейшество. И мы не спрашиваем: «Что Ваше Святейшество хочет?», мы спрашиваем: «Что Его Святейшество думает по этому поводу?» или «Что Его Святейшество скажет?»,  Почему «Его Святейшество»?  В санскрите это очень четко проявлено, это значит, что с огромным почтением он склоняется к стопам таких вайшнавов.

Если такие вайшнавы найдутся, а их нашлось и не так мало на всю Москву, он говорит: «Пусть же они, эти вайшнавы, слушают все это». И дальше он говорит:

су-гопйам. Мы уже объяснили су-гопйам. Су-гопйам  значит очень сокровенное. И дальше, собственно, идет уже история сама и я очень быстро расскажу саму историю, чтобы закончить лекцию. Он говорит, что впервые «Брихад-Бхагаватамриту» или нектар всего того, что связано с Кришной: праха йат премна джаиминир джанамеджайам – Джаймини Риши рассказал этот нектар Махарадже Джанамеджае, охваченный экстазом любви. И Санатана Госвами объясняет как это произошло. Хотите услышать, за, при каких обстоятельствах это было? Кто такой Махараджа Джанамеджая?

— ()

БВГМ: Да, сын Махараджи Парикшита, или внук кого? Внук Абхиманью. Или правнук кого? Арджуны. После того, как Парикшит был убит Такшакой,  после того, как Парикшит ушел из этого мира, его наследником стал Махараджа Джанамеджая. И во время великого жертвоприношения змей, сарпаягьи, Вайшампаяна Риши впервые рассказал «Махабхарату».  «Махабхарату» кто написал?. Вьясадев. А Вайшампаяна кем ему приходился?

— Учеником.

БВГМ: Учеником, да. В «Шримад-Бхагаватам» описывается эта история о том, как Шрила Вьясадева передал Веды четырем своим ученикам. Есть четыре Веды и четыре ученика. Первый ученик кто? Пайла Риши, Вайшампаяна Риши, Ангира Муни. И кто еще? Джаймини Риши. И это четыре главных ученика, которым Вьясадев передал все то, что он сделал. И «Махабхарату» он передал Вайшампаяне вместе с одной из Вед, и Вайшампаяна рассказал ее Махарадже Джанамеджае. И эта «Махабхарата» у нас осталась. Кто-то читал «Махабхарату» или какие-то отрывки из «Махабхараты»? И сам Вьясадев он сокрушается о том: «Зачем я написал этот большой труд?». Сейчас осталось 100 тысяч стихов от «Махабхараты». Говорится, что в изначальной «Махабхарате» было 6 миллионов стихов. Она была в 60 раз больше, чем то, что осталось у нас. Там было множество историй про Кришну. Иногда, когда мы слушаем,  «Шримад-Бхагаватам» говорится, что истории про Кришну не имеют конца, и мы думаем: «Ну, что ж такое? Всего несколько историй, ну, Агхасуру убил, еще кого-то убил». 60 миллионов стихов, все в основном рассказывают о Кришне. И впервые Махараджа Джанамеджая, который был великим преданным Господа Кришны, услышал «Махабхарату» из уст Вайшампаяны. Но потом он снова послушал «Махабхарату» совсем в другом изложении, и «Махабхарату» ему рассказал Джаймини Риши.

     Кто-то знает, кто такой Джаймини, чем он знаменит? Да, он основатель карма-мимамсы. Что такое карма-мимамса? Все знают, что такое карма-мимамса? Карма-мимамса, или пурва-мимамса, это теория, или философия, которая объясняет, что, в общем-то,  не важно есть Бог или нет, главное обряды делать.  А как по-вашему, почему «Брихад-Бхагаватамрита» была рассказана Джаймини Риши? Обычно, когда люди говорят о Джаймини, сразу же всегда вспоминается эта карма-мимамса. И в карма-мимамсе ни слова о Кришне нет.  В конце концов, суть карма-мимамсы в том, что не важно есть Бог или нету, главное все правильно делать и все придет, потому что даже если Бог есть, Он все равно подчиняется закону кармы, и главное все тщательно делать с помощью Вед.  Так вот, Санатана Госвами говорит, что Джаймини Риши он не просто вайшнав, он парама-вайшнав, и что «Брихад-Бхагаватамрита» появилась при особых обстоятельствах, когда один вайшнав самого высшего порядка рассказывает самые сокровенные вещи другому вайшнаву самого высшего порядка, причем наедине, когда никто другой не слышит.  Даже в «Шримад-Бхагаватам» Шукадева Госвами иногда оглядывался на аудиторию и думал: «Говорить или не говорить?». И глядя на сонные или равнодушные, или напряженные лица, каким-то образом пытался  подстроить свою речь под аудиторию.  Здесь Санатана Госвами утверждает,  что он сейчас расскажет то, что наедине Махараджа Джанамеджая услышал от Джаймини-риши. И он доказывает, почему Джаймини является вайшнавом высшего порядка.

     Кришна в «Бхагавад-гите», когда Он рассказывает о Своих вибхути, или о Своих богатствах в 10 главе, которая называется как? «Вибхути-йога» или «Великолепие Абсолюта», Он Себя какой из четырех вед называет?

— ()

БВГМ: Да, «Я есть «Сама-веда»». Кришна говорит: «Из всех Вед Я есть «Сама-веда», или Веда песнопений». И кто является учеником Шрилы Вьясадевы, которому была поручена «Сама-веда» или Сам Кришна? Джаймини. Пайла-риши получил «Рг-веду», Вишампаяна получил «Атхарва-веду», Джаймини получил «Сама-веду». Извиняюсь, Ангира получил «Атхарва-веду», «Яджур-веду» получил Вишампаяна.  И Санатана Госвами говорит, хотя бы поэтому можно понять, что Джаймини-риши  вайшнав высшего порядка., ему поручена была самая сокровенная Веда, Веда песнопений, Веда священного звука.  Теперь возникает вопрос: а чего ради тогда  Джаймини-риши написал «Мимамса-сутру»? В которой нет ни слова о Кришне, более того даже все наоборот. Кто-то может предположить? Кто-то может ответить на этот вопрос?

— ()

БВГМ: Шифруется, да? (смех) Но мы его вывели на чистую воду.

-()

БВГМ: Косвенная проповедь (смех). Человек сразу распознал, сразу. Примерно. Санатана Госвами очень интересно объясняет, каким образом работает косвенная проповедь. Он, в принципе, согласен с интерпретацией Аудхарьи-дхамы, потому что это один из примеров косвенной проповеди, но он объясняет, почему та важна косвенная проповедь и как она работает. Хотите услышать, да?

     Кто-то знает примерно что такое «Карма-мимамса», примерную философию? «Карма-мимамса» прежде всего подчеркивает какие добродетели, как по-вашему?

— ()

БВГМ: Даже не совсем. Есть два очень важных аспекта «Карма-мимамсы», на которых основана вся эта философия. Первое – это вера в шастры. Это один из краеугольных камней. А «Карма-мимамса» описывает, каким образом интерпретировать Веды,  доказывает вечность Вед, доказывает, что в звуках Вед заложено все откровение, вся истина, которая есть, и она не просто доказывает это, не просто утверждает это, а она говорит, что если вы верите в шастры, то все ваши желания исполнятся. И человек, который идет путем карма-мимамсы, его вера укрепляется, потому что карма-мимамса это экспериментальный путь для подтверждения истины шастр. И поэтому первое, что дает карма-мимамса, и в этом смысле это очень хорошая вещь, потому что любая косвенная проповедь, в чем ее суть? В том, чтобы породить у людей веру.

Правильно? Что есть какая-то практическая вещь, которая работает. Я точно знаю, что астрология работает, все остальное принимается авансом, потому что астрология работает.  Но так как астрология основана на этом, она имеет непосредственное отношение… Первое, что делает карма-мимамса, она утверждает очень твердо и очень четко в человеке веру в шастры, непоколебимую веру в шастры.  И вторая вещь, для того, чтобы карма-мимамса достигла успеха, что еще нужно делать? Каким образом нужно следовать шастрам?

— ()

БВГМ: Ага, очень пунктуально. Правильно.  И это вторая добродетель, которая заставила парама-вайшнава написать «Карма-мимамсу», или эту философию. Она побуждает человека в высшей степени добросовестно и тщательно исполнять все вещи, которые написаны в шастрах, не пренебрегать своим долгом, все делать как следует, в мельчайших деталях. И это тоже очень важное качество для того,  чтобы, в конце концов,  понять шастру.  И Санатана Госвами говорит: «Именно поэтому Джаймини-риши написал «Карма-мимамсу»», потому что люди получат самое главное из карма-мимамсы – веру в шастры. Не просто какую-то странную веру. Потому что иногда люди говорят: «Ну, главное верить. Мы же преданные, мы же бхакты. Главное верить». Во что верить?

— ()

БВГМ: Ну да, в Бога надо верить, в Бога (смех). Главное верить в шастры. Потому что мы сможем что-то понять о Боге только если у нас есть непоколебимая, совершенно железная вера в слова священных писаний.  Кришна об этом говорит в «Бхагавад-гите»(16.23): йах шастра-видхим утсрджйа   вартате кама-каратах на са сиддхим авапноти  на сукхам на парам гатим,  что человек, который отвергает шастры, он ничего не достигает в этом мире – ни счастья, ничего. И вера в шастры это очень важная добродетель для того, чтобы бхакти пришла к нам. А для этого, чтобы верить в шастры, нужно что делать с шастрами? Ну да, нужно изучать, слушать и знать. А то можно конечно верить: «Я верю в шастры. Вот они там стоят, я в них верю» (смех). Вера в шастры значит – я очень хорошо знаю все то, что в шастрах написано. И здесь Санатана Госвами доказывает, что Джаймини-риши величайший вайшнав, он рассказывает другому величайшему вайшнаву это. И он доказывает  это с помощью этой логики.

     И что произошло дальше? Когда он услышал «Махабхарату» впервые от Вайшампаяны, пришел Джаймини. И Джаймини стал рассказывать ту же самую «Махабхарату» и рассказал совершенно по-другому.    На самом деле во времена Санатаны Госвами еще была эта Джаймини-Бхарата. По той или иной причине она до нас не дошла или осталось там несколько стихов от нее, несколько историй.  И когда Махараджа Джанамеджая услышал «Махабхарату» из уст Джаймини, он сказал: «Эта «Махабхарата» мне нравится гораздо больше». Потому что в той «Махабхарате» Джаймини-риши изложил расу. Он изложил там очень много разных историй, которых нету нигде. Какие-то отдельные отрывки этих историй сохранились – истории про Кришну, про то, каким образом Кришна играл Свою роль, будучи здесь, на Земле. И Санатана Госвами объясняет, что когда Махараджа Джанамеджая услышал эту «Махабхарату» из уст боговдохновенного Джаймини-риши, здесь говорится, что он был охвачен любовью и с любовью из него изливалась эта «Махабхарата», когда он услышал это, ему все очень понравилось. Но дальше он сказал что? Когда мы что-то слышим и очень долго, очень много, что мы просим? Теперь скажи самое главное.  Потому что иногда мы много чего слышим и в голове каша получается, окрошка.  Вот он сказал: «Теперь, ты замечательную вещь мне рассказал, потрясающую совершенно, в сердце моем волны любви я чувствую, но теперь расскажи из того же самого самое главное, самое существенное, самое лучшее». И таким образом появилась «Брихад-Бхагаватамрита», когда «Джаймини-риши в ответ на вторичную просьбу Махараджи Джанамеджаи снова пересказал ему все самое важное, что нужно знать о Кришне, о Шри Бхагаване. Вот так  появилась эта вещь. Санатана Госвами говорит, что подобно тому, как дополнением к известной «Махабхарате», «Махабхарате», рассказанной Вайшампаяной, является «Хари-вамша-пурана», подробно описывающая Кришну и происхождение Кришны, и все связанное с Кришной, точно также «Бхагаватамрита», впервые  рассказанная Джаймини Махарадже Джанамеджае, является дополнением к его версии «Махабхараты». И это то, что непосредственно связано с Самим Кришной. Он взял, отбросил все остальное и рассказал все то, что касается Самого Кришны, подобно тому как «Хари-вамша-пурана» взяла только Кришну и рассказывает только о Кришне.

     Ну вот, в общем, смысл этого 12 стиха, первой части «Шри Брихад-Бхагаватамриты», где Санатана Госвами объясняет происхождение изначальное этой книги и насколько это сокровенное писание, чтобы настроить нас на нужный лад. Он также говорит кому следует слушать о ней, кому нет.  И в следующий четверг мы продолжим наш рассказ об этом обо всем. Да, еще Санатана Госвами объясняет, что «говорит с любовью».  И он говорит, что с любовью рассказал. «Премна» — последнее слово этого стиха. И он говорит, что «с любовью»  можно интерпретировать или понимать тремя способами.  С любовью значит с любовью к кому? К Махарадже Джанамеджае, к тому, кто услышал. Или с любовью к кому? Или с любовью к Кришне. Или с любовью к кому?

— К себе.

БВГМ: К себе (смех). Нет. Нет такого понятия «према» по отношению к себе. Или с любовью к самому пути бхакти. Это три смысла этого последнего слова стиха – он охваченный любовью либо к своему слушателю, который попросил у него это сделать, либо к Самому Кришне, либо к пути бхакти, который он будет описывать в этой книге, рассказал все это. И это три причины любви. И именно поэтому он рассказал эту сокровенную историю, потому что он видел, что у него был подходящий слушатель, который сможет его понять.

      O’key. Все, уже слишком поздно. Спасибо большое.

ВОПРОС: ()

БВГМ: Ее написал Санатана Госвами. Санатана Госвами рассказывает историю, как она появилась  на свет. Здесь он говорит, что впервые ее рассказал Джаймини-риши Махарадже Джанамеджае. И Джаймини-риши сразу же, в следующих стихах, Джаймини-риши будет говорить, что, на самом деле, изначально эту книгу рассказал Махараджа Парикшит в самые последние мгновения своего существования на земле. Когда Шукадева Госвами закончил рассказывать, ну, мы будем читать об этом в следующих стихах, когда Шукадева Госвами закончил рассказывать «Шримад-Бхагаватам», все разошлись. Как я уже сказал, когда он рассказывал «Шримад-Бхагаватам», много разных сидело людей там – с эка-дандами, с три-дандами, в шкурах в антилопьих и Шукадева Госвами периодически к ним примерялся, или подстраивался. Потом они все разошлись. Остался Махараджа Парикшит один наедине со своей судьбой. И в этот момент со слезами на глазах к нему прибежала его мать Уттара. И как вы думаете, почему она плакала? Кто-то может сказать, что она плачет, потому что ее сын уходит, но, на самом деле, тут она плачет, что она не успела услышать самое важное. И она просит его: «Пока ты не ушел, расскажи мне самое важное».  И тут в первый раз, в самый первый раз Махараджа Парикшит начинает Уттаре рассказывать историю «Бхагаватамриты». Во второй раз ее рассказывает Джаймини-риши Махарадже Джанамеджае. В третий раз ее рассказывает Санатана Госвами всем нам.

     Спасибо большое. Шрила Прабхупада – ки джая.  Гаура-премананде.

— Хари бол.

БВГМ: Я, на самом деле, забыл сказать самую важную вещь – почему мы читаем стихи и «Брихад-Бхагаватамриту» здесь, в нашем Джаганнатх-мандире. Санатана Госвами пишет, что есть еще одно удивительное качество Джаймини-риши – он прославил эту самую поразительную форму Господа Шри Шри Джаганнатх-Баладев и Субхадра-майи. И в этом его величие как бхакты.

     Шри Шри Джаганнатх-Баладев-Субхадра-майа – ки джая.  Гаура-премананде.

— Хари бол.

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.