Вопрос: У меня любовь больше ассоциируется с жертвенностью и я бы хотел понять до какой степени эта жертвенность остается?
Ответ:
Жертвенность остается всегда, это основа любви, потому что любовь значит, что я не думаю о себе – в этом основная жертва, я думаю о том, кого я люблю. Здесь мои мысли всегда обращаются ко мне самому и я нахожусь в центре своего сознания. А жертва заключается в том, что я думаю не о том, чтобы мне было хорошо, я думаю о том, чтобы Кришне было хорошо и это жертва. Любое живое существо имеет способность думать о себе, потому что оно осознает себя. У нас есть сознание и сознание значит я понимаю, что я есть. Раз я есть, я начинаю думать о высшем благе для самого себя, когда я забываю о себе – это жертва, когда я начинаю думать о Кришне, о другом, о Его благе … Чайтанья Махапрабху показывает, что высшая любовь – это высшая жертва (последний стих „Шикшаштаки”):
ашлишйа ва пада-ратам пинашту мам
адаршанан марма-хатам кароту ва
йатха татха ва видадхату лампато
мат-прана-натхас ту са эва напарах
Сам Чайтанья Махапрабху объясняет так этот стих: это говорит Шримати Радхарани, обращаясь к Своим подругам и думая о Кришне в разлуке с Ним. Она в разлуке говорит: „Если, причинив мне несчастье, или горе, или боль, Ты станешь счастливым, эта боль станет Моей самой драгоценной радостью.” Это смысл любви. Если так или иначе ты будешь радоваться от того, что у меня будет боль, если Ты разлукой Своей захочешь не показываться Мне на глаза и для Тебя это … Чайтанья Махапрабху объясняет, что если кто-то может доставить удовольствие Кришне, Шримати Радхарани берет ее за руку и приводит ее к Кришне и говорит: „Вот Ты хотел..” Так что любовь – это всегда жертва, жертвенность, служение, смирение – все эти удивительные, замечательные качества являются квинтэссенцией любви.
(Диск 108, л.12)