Диск 122, л. 1
Аннотация:
Как нужно действовать в этом мире, чтобы обрести свободу и счастье. Представление о том, что нужно действовать не ради себя есть и в Западной культуре («За Родину! За Сталина!») История из «Махабхараты», иллюстрирующая принцип непривязанности к плодам (про царя, который отдал царство своему Гуру и после этого правил без проблем). Анекдот про фирму, нанявшую «беспокоящегося». Анекдот про то, как Христа приветствовали возгласами «Осанна!», а ослица, на которой он ехал, думала, что это про нее. История про то, как Вьясадев послал Шукадеву научиться непривязанности у царя Джанаки. Тест из 3 вопросов на определение кто я: что мне нравиться — служить или чтобы служили мне; говорю я о себе или о Кришне; думаю я о том, чтобы было хорошо мне или чтобы Кришна был удовлетворен. Вопросы: почему мы не ощущаем счастье от того, что Кришне служат многие; нужно ли каждому преданному заботиться отдельно о том, чтобы Кришна был им доволен; просьба назвать пять факторов, от которых зависит деятельность; если цель не отлична от средства, почему в процессе испытываем напряжение. История о том, как Кришна показал пастушкам Вриндавана небесный Вриндаван. Вопрос о том, что иногда преданное служение легко и приятно, а иногда совсем наоборот. История о первой любви.
***
Я прочитаю знаменитый стих из третьей главы «Бхагавад-гиты», который объясняет каким образом человек должен действовать в этом мире. Все люди действуют и все люди действуют для того, чтобы быть счастливыми. Есть одна единственная цель, ради которой мы действуем и, тем не менее, все несчастны. Это парадокс, над которым мало кто задумывается. Все хотят одного – только счастья, все действуют ради счастья и получают результаты прямо противоположные. Разумный человек должен сделать вывод из этого – что, видимо, все делают некую систематическую ошибку или, я бы даже сказал, системную ошибку, которые неизменным образом приводят к результатам, противоположным ожидаемым.
В этом стихе Шри Кришна объясняет суть ошибки, которую совершает бОльшая часть людей и объясняет нам каким образом эту ошибку можно исправить, как, в каком настроении я должен действовать, чтобы деятельность, к которой я стремлюсь, приносила мне счастье. Давайте прочитаем санскрит:
йаджнартхат кармано ‘нйатра
локо ‘йам карма-бандханах
тад-артхам карма каунтейа
мукта-сангах самачара
Перевод: Любые обязанности следует выполнять как жертвоприношение Господу Вишну, иначе они приковывают человека к материальному миру. Поэтому, о сын Кунти, исполняй свой долг ради удовлетворения Вишну, – так ты навсегда освободишься от материального рабства.
Комментарий Шрилы Прабхупады: Каждый должен работать хотя бы для того, чтобы удовлетворять потребности своего тела, поэтому человеку предписано выполнять определенные обязанности, соответствующие его качествам и положению в обществе. Слово йаджна может указывать как на жертвенные обряды, так и на Господа Вишну. Все жертвоприношения предназначены для удовлетворения Вишну. В Ведах сказано: йаджно ваи вишнух. Иными словами, и ведические жертвоприношения, и непосредственное служение Вишну приводят человека к одной и той же цели. Таким образом, деятельность в сознании Кришны тоже является ягьей, о которой говорится в этом стихе «Бхагавад-гиты». Система варнашрамы также предназначена для того, чтобы удовлетворить Господа Вишну. «Варнашрамачаравата пурушена парах пуман вишнур арадхйате» («Вишну-пурана», 3.8.8).
Итак, каждый должен действовать ради удовлетворения Вишну. Любая другая деятельность в материальном мире только порабощает, поскольку и благочестивые, и греховные поступки влекут за собой последствия, связывающие того, кто совершает эти поступки. Поэтому надо действовать в сознании Кришны, ради удовлетворения Кришны (или Вишну), и тот, кто занимается этой деятельностью, уже освободился от материального рабства. Такая деятельность — великое искусство, и на первых порах, чтобы овладеть им, необходимо действовать под руководством опытного наставника. Поэтому мы должны неукоснительно следовать указаниям преданного Господа Кришны или Самого Кришны (под чьим руководством действовал Aрджуна). Целью любой нашей деятельности должно быть не собственное наслаждение, а удовлетворение Кришны. Такой образ действий не только оградит нас от кармических последствий, но и поможет постепенно возвыситься до трансцендентного любовного служения Господу, которое является единственным путем, ведущим в царство Бога.
*********
Харе Кришна. Изначальная цель любой настоящей культуры в человеческом обществе – помочь человеку обрести свободу. И мы можем видеть, что по мере того, как культура в человеческом обществе утрачивается, утрачивается степень свободы. Человек хочет свободу, человек ищет свободу, человек осознает, что он рожден для того, чтобы почувствовать эту бесконечную свободу. Но чем дольше он действует здесь, в материальном мире, особенно в наше время, тем в большей степени он запутывается и погружается в рабство. Эти оковы очень тонкие. Эти оковы, в которые мы погружены, могут не выглядеть как кандалы или большие металлические ядра на наших ногах, но эти тонкие оковы еще более сложные, чем оковы физические. Человек может находиться в тюрьме физически и быть при этом внутренне свободным и человек может быть на свободе и находиться в рабстве внутри.
Я очень хорошо помню, каких-нибудь лет 20 тому назад – с высоты моего возраста можно говорить – все люди в Советском Союзе бывшем желали свободы: «Ах, свобода! Свобода! Свобода!» Мы все тайком об этом переговаривались на кухне своей и говорили: «Ооо, мы находимся в рабстве!» Пришла эта так называемая долгожданная свобода, которая оказалась очередным обманом. Кто-то сейчас свободен? Нет, рабство стало гораздо более сильным. Мы можем видеть как на примере своей собственной жизни, так и на примере жизни человечества, что все люди стремятся к свободе, все люди делают какие-то вещи под лозунгами свободы и в результате этого рабство людей становится все более и более тонким, изощренным и безнадежным. Это ощущение несвободы, которое приходит к человеку каждый из нас может внутри у себя увидеть или почувствовать. Если мы зададим себе вопрос: «Свободен я или нет?», мы поймем: «Нет! Нет! Нет!» И чем дальше, тем больше, больше и больше! Мы погружаемся в это состояние внутренней психологической несвободы и некоторые люди делают это с радостной улыбкой, потому что ничего другого не остается. И все равно надеются на какую-то свободу, люди думают: «Уйду на пенсию – буду свободным!» Есть тут пенсионеры свободные? Но и там все еще сложнее становится. Люди чувствуют себя загнанными и это естественный результат некой изначальной тонкой ошибки, которую каждый из нас внутри совершает. Каждый из нас на примере нашей отдельной, индивидуальной жизни и все человечество в целом и в результате этого свобода становится все меньше и меньше, жизнь становится все сложнее, сложнее и сложнее. Эта скованность или какие-то путы – пусть даже иногда они золотые – становятся все тяжелее и тяжелее на руках и ногах у людей.
Здесь Кришна объясняет эту тонкую системную ошибку. Ведическая культура изначально предназначена была для того, чтобы научить людей постепенно обрести эту свободу, и в этом смысл культуры. Однажды и Джавахарлалу Неру спросили: «Что Вы думаете по поводу западной культуры?» Он сказал: «Неплохая идея! Когда собираетесь начать?» (смех) Хотя это утверждение может показаться немного высокомерным, но, по сути дела, этого понимания того, что человек в процессе деятельности должен освобождаться внутренне и должен чувствовать себя все более и более счастливым по мере этого освобождения, этого понимания изначально в западной культуре не было. Чем дальше мы идем, тем в меньшей степени вообще как-то об этом говорят. В Ведической культуре цель культуры, цель всех действий человека, всех институтов этой культуры в том, чтобы помочь человеку стать счастливым. Цель всего того, что делается в современной культуре – это помочь человеку стать рабом. Чем в большей степени я считаю свое рабство естественным, тем в большей степени я адаптировался к современной культуре.
Я читал одно исследование социологическое, где у людей спрашивали по каким-то там параметрам, как они оценивают уровень своего счастья и выяснилась удивительная закономерность: что потреблять люди стали больше, а счастья ощущают меньше. Хотя всегда у людей было такое ощущение, что чем больше будем потреблять, тем больше будем счастливыми. Но люди потребляют больше и вроде бы удобства увеличиваются, возможности как бы увеличиваются, приборчики, которыми мы пользуемся, увеличивается, а свобода и счастье уходят. Вывод, к которому приходят авторы этого исследования, говорят: «А почему же люди не становятся счастливыми?» Люди живут теперь в одной квартире часто и не видят друг друга. Сейчас муж с женой часто сидят в соседних комнатах и по интернету переговариваются друг с другом, в чате. Люди хотят счастья, близости, свободы и как будто-бы придумывают все больше и больше средств для того, чтобы стать ближе, а в результате этого они становятся все дальше, дальше и дальше и жизнь становится холоднее и холоднее.
Вывод, к которому приходят авторы – что, в общем-то, счастливые люди никому не нужны. Проблема счастливых людей очень большая заключается в том, что они мало потребляют. А если люди вдруг станут мало потреблять, став счастливыми, то вообще все разрушиться, то кому вообще все это нужно будет?! Один человек мне написал, что «Вот, я работаю на заводе и делаю гайки, чтобы из них сделали машину, чтобы на ней люди ездили на работу и делали там гайки». (смех) Смысл не в этом! Суть всей этой современной цивилизации, где люди делают какие-то гайки для того, чтобы потом служить этим гайкам! Люди становятся рабами всего того сложного устройства, которое они сами же придумали. Кришна об этом говорит, Он говорит здесь, в этом стихе, что когда человек действует ради самого себя, он попадает в рабство – карма-бандханах, локо ‘йам – в этом мире. Этот мир таким образом устроен, что если человек поставил перед собой цель или цель всех его действий только собственное удовольствие, то рано или поздно все это превратится в рабство и на самом деле гораздо быстрее, чем нам хочется.
Кришна говорит, что если ты хочешь свободы … И в Ведической культуре были эти разные способы объяснить человеку разные уровни свободы и разные способы объяснить человеку как он должен действовать и на первом уровне единственное, что должен человек понять для того, чтобы не стоять на месте и не деградировать, потому что если человек просто принимает все эти условия, то внутри происходит деградация, он не понимает что с ним происходит, сердце его разлагается, сердце становится холоднее и холоднее! Человек действует ради самого себя и в результате этого он лишается человеческих свойств. Так вот, чтобы человек прогрессировал, есть одно первое предварительное условие, которое должно быть исполнено: человек должен понимать: я действую не ради себя, а ради Бога. Шрила Прабхупада говорит, что это первое маленькое условие в конце концов приведет его на гораздо более высокий уровень, качественно более высокий уровень сознания. Мало того, что оно позволит человеку избавиться от каких-то сложностей внутри, от напряжения, от усталости, но оно даст человеку возможность в конце концов почувствовать себя по-настоящему свободным и счастливым.
Представление о том, что нужно действовать не ради себя оно тоже есть даже в западной культуре, просто люди не знают ради кого надо действовать. В Советском Союзе люди действовали ради партии, ради светлого будущего, которое когда-нибудь обязательно настанет. Никита Сергеевич Хрущев сказал, что в 1967г. или когда там, в 1970г. общественный транспорт будет бесплатным и все закричали: «Аххх!» Люди будут бесплатно ездить на работу и делать гайки. Людям объясняли, что если ты будешь действовать не ради себя, ты будешь счастливым и до какой-то степени люди даже в тех условиях, даже в условиях того, что объектом их жертвоприношения или их жертв было нечто в высшей степени странное, даже они чувствовали какое-то освобождение. Люди во Второй Мировой Войне умирали «За Родину! За Сталина!» с криком! В газете «Правда» – правда, это была новость из духовного мира – там мне попался недавно отрывок из статьи в газете „Правда” за 1952г., там написано, что «если вы чувствуете, что запутались и у вас нет решимости, вспомните о Сталине.» (смех) Если вы чувствуете, что вы не знаете какое решение выбрать и что очень сложный выбор перед вами – вспомните о Сталине и вы поймете какое решение нужно сделать. Если вы чувствуете усталость и не можете больше трудиться и гнет на вас давит, что нужно сделать? (смех) Надо вспомнить о Сталине, правильно, и усталость уйдет! Попробуйте как-нибудь, может поможет. (смех) Сам принцип правильный. Принцип заключается в том, что если человек действует только ради себя, то это самое плохое, что может быть.
Если у человека есть какая-то более высокая цель и человек действует ради нее, то это кое-что. Но если эта цель ложная, то все равно это не поможет. Поэтому здесь Кришна говорит йаджнартхат кармано ‘нйатра – любая карма, любая деятельность, все то, что мы делаем, должно совершаться ради ягьи, ради Бога. Ягья значит жертвоприношение, то есть я делаю это не для себя, и Ягья – это имя Бога, Вишну, Вездесущего, Того, кто есть везде. Внутренне я должен настроиться на этот лад и понять, что я действую не ради себя. Почему? Потому что такова моя природа внутренняя. Почему именно это освобождает человека? Потому что когда человек действует таким образом, он действует, исходя из истины: я всегда слуга, при всех обстоятельствах, всегда. И только тогда, когда я отчетливо понимаю это и последовательно, в каждой ситуации своей жизни, каждое решение, которое бы я ни принимал, я действую, исходя из того, что я слуга, только тогда я становлюсь свободным. Свобода не в том, чтобы поменять свое положение с положения слуги на господина, потому что этого я никогда не смогу сделать. Свобода в том, чтобы понять свою природу и действовать в соответствие с ней, жить в соответствии с естественными принципами, по которым я построен. Если я следую этим естественным принципам, я становлюсь свободным. Если я пытаюсь их нарушать, я попадаю в рабство. Чем в большей степени я нарушаю какие-то законы, по которым я создан сам, тем менее я счастлив. Кришна здесь объясняет: наша естественная природа – это природа слуги. Поэтому я хотя бы для начала должен понять, что – и в этом суть карма-йоги – что абстрактно все то, что я делаю, я должен делать не ради самого себя. Удивительным образом такое состояние или такое отношение к моей деятельности освобождает меня от всех проблем.
Я хотел рассказать очень интересную историю, связанную с этим, это история из „Махабхараты” и она очень отчетливо иллюстрирует этот момент. Жил некогда один царь. Этот царь был хорошим царем, заботливым царем, у него было большое царство и он заботился о том, чтобы его поданные были счастливыми, чтобы у них было есть что, он защищал их как следует. Это было в стародавние времена, когда цари еще это делали. Нынешние цари уже этого давно не делают, потому что какой смысл, надо о себе заботиться. Царь заботился о своих поданных, но он все время находился под прессингом. Чем больше он заботился, тем больше был прессинг. Все время были какие-то ссоры, какие-то стычки, все равно людям чего-то не хватало и, главное, чего ему всегда не хватало – это денег. Понятно – любому царю нужно много денег, потому что нужно об этом заботиться, о том заботиться, нужно армию содержать… Он собирал налоги и чем больше он собирал налогов, вроде денег было больше, но расходы становились больше и в конце концов внутри у него появилось жуткое совершенно состояние. Он не мог спать, он не мог есть, он не мог пить, он все время только думал о том, как и об этой проблеме, и о той проблеме, у него была красивая жена, у него был маленький сын. Он не мог проводить времени даже с ними. Он возвращался домой, сыну было восемь лет, и думал только об одной проблеме, о другой проблеме, о третей проблеме … Днями и ночами он думал только обо всех этих проблемах, он не ел, не спал, он похудел. И вроде бы все процветало, все было хорошо, а он был несчастный. Напоминает вам что-то эта ситуация? Люди действуют и вроде все хорошо, вроде все получается, вроде какой-то успех, а проблем становится все больше и больше и выхода никакого из этого нет – заколдованный круг! Чем дальше, тем больше и непонятно как! В конце концов он пришел к своему гуру и сказал: «Не могу больше!» В отличие от современных царей у него был гуру и этот гуру был хорошим гуру. Он пришел к этому гуру и стал плакать и говорить: «Я не могу больше, я света белого не вижу, я не могу ни есть, ни спать, я времени со своим сыном не провожу, моя жена забыла уже как я выгляжу». Гуру сказал: «А ты отдай это царство, отдай кому-нибудь. Отдай, чего там?!» Он говорит: «Кому?! Кому я отдам?» Он в шоке был, просто в шоке! А гуру так спокойно сказал: «Отдай царство, а чего?» Он в шоке был: «Как же так?! Это же поданные мои!» «Ну кому-нибудь отдай, какая разница кому?» Он говорит: «Ну как же, должен же быть хороший царь у них!» Он говорит: «Ну, сыну своему отдай». Он говорит: «Моему мальчику 8 лет, как я ему отдам?!» Он говорит: «Ну, ладно, тогда мне отдай!» Царь обрадовался, он подумал: «Это выход! Вам я могу доверить, Вы … Да, да, да, хороший выход!» Гуру говорит: «Ну давай отдавай сейчас, бери водичку», там обряд определенный санкалпа. Он накапал себе водичку и сказал: «Я такой-то такой-то, родившийся тогда-то тогда-то, отдаю все свои владения и все свое царство моему Гуру такому-то такому-то». Произнес клятву страшную, чтобы все слышали это, на воду обязательно нужно это сказать, потому что она принимает эту вибрацию, вылил эту воду на руку гуру и гуру выпил и сказал: «Все, теперь я царь». Тот говорит: «Здорово, хорошо!» Гуру сказал своему царю: «Иди, отправляйся обратно, сообщи об этом своим министрам, что я царь». Царь говорит: «Хорошо, я сейчас пойду, сообщу, что ты царь». Гуру спросил: «А ты-то что будешь делать?» «Я что буду делать? Я как-то не думал никогда что же я буду делать. Наверное, пойду в какое-нибудь другое царство и стану там каким-нибудь бизнесом заниматься». Гуру говорит: «Так это то же самое будет, ты опять света Божьего видеть не будешь!» Он говорит: «А что делать-то?!» «Ты подумай что делать и еще, между прочим, министрам скажи, чтобы они поискали кого-нибудь, кто царством будет управлять от моего имени». Царь в шоке был: «Ты что, сам управлять не будешь?» Он говорит: «Ну как я буду управлять? Я садху, я тут под деревом сижу и я никуда не пойду. Кто-то от моего имени будет это делать». «Но нужно же найти квалифицированного человека, таких же людей мало». Гуру говорит: «Похоже, ты интересуешься этим предложением, да? Судя по твоим словам, тебя оно заинтересовало. Может быть ты будешь». Тот говорит: «Ну вообще-то я могу (смех), мне не привыкать». «Ну ладно, тогда мы сейчас контракт подпишем, зарплату тебе сколько платить нужно? От моего имени будешь управлять. Назначаю тебе зарплату – бери столько, сколько тебе нужно, но не больше. Ровно столько, сколько нужно, все время, когда будешь думать сколько нужно, вспоминай обо мне, как я живу. Живи там и действуй от моего имени. Скажи министрам, что теперь царь я, а ты просто мой нанятый работник и бери там сколько надо и меня проблемами этими не беспокой, пожалуйста, все, что можешь, сам реши, если уж совсем какую-то проблему сам не можешь решить, можешь прийти иногда, но в общем, особенно меня не беспокой, иди, действуй. Теперь я царь».
Тот вернулся и стал действовать и через какое-то время гуру пришел к нему навестить, его приняли с почетом – царь пришел все-таки! Они в первый раз его увидели, он где-то в лесу живет. И этот выходит, такой счастливый, сияющий. Гуру у него спрашивает: «Ну как?» тот говорит: «Отлично, слушай, так у меня все хорошо, все лучше гораздо стало». «А что лучше-то, работаешь меньше?» «Нет, работы много! Но я не думаю ни о чем вообще, беспокойств нету никаких! Домой прихожу, с ребенком играю, жена счастливая, прихожу, обязанности свои выполняю!» Он говорит: «Ну ладно, хорошо, вот так и живи и будет все хорошо. Теперь продолжай делать то же самое, но в другом сознании». Что поменялось? – ничего не поменялось, сознание поменялось и вместо этого заколдованного круга, в котором кружился человек, он вырвался из него, потому что все, он не ради себя действует. Он делает все, он делает как следует, он не хочет подвести своего гуру или еще кого-то, он от его имени действует, но при этом он действует не ради себя и потому не запутывается. Это не просто некий ментальный трюк, это реальное решение всех наших проблем. Если мы полностью отождествляем себя со своей деятельностью и таким образом естественно отождествляем себя с плодами своего труда, мы все время беспокоимся: «Вдруг не так, вдруг не то? Вдруг не придет?» Потому что это «я». Я вложил свое «я» в плоды своего труда и если вдруг эти плоды не приходят по той или иной причине или вдруг какой-то неуспех, неудача, что со мной становится? Это раним меня! А если я понимаю: я слуга и всегда им останусь, независимо от того, будут у меня плоды или нет, придет ко мне успех или не придет, заработаю я что-нибудь или нет – я слуга, я делаю все, что нужно, кусок хлеба у меня всегда будет, не пропаду, сделать всегда могу, я делаю то же самое гораздо лучше и при этом я не запутываюсь. У меня нет никаких беспокойств и я абсолютно счастливый! Я могу делать все, что угодно, я могу делать гораздо больше и результаты будут гораздо больше! Потому что в противном случае я поставил себя в зависимость от этих плодов и таким образом я стал рабом, я несвободен, я все время беспокоюсь и эти беспокойства съедают меня изнутри. Это состояние внутреннего беспокойства и съедение этих волнений, которые все время в уме есть.
Как я рассказывал этот анекдот про то как одного человека наняли. Человек безработный был, он листал какой-то журнал, искал объявления и в одном из журналов он нашел объявление, в котором говорилось: «Ищем главного беспокоящегося на работу». Он говорит: «Ну это-то я могу!» Он пришел, с ним стали беседовать, он говорит: «А что нужно?» «Ничего не нужно. Мы будем работу делать, а ты будешь сидеть и беспокиться». Он говорит: «Да?! Это хорошо! Это отлично! Это я могу, давайте я буду сидеть и беспокоиться. А можно узнать сколько я буду получать?» «Ну вот это будет как раз первым предметом твоего беспокойства». (смех)
Но суть в том, что люди постоянно беспокоятся, беспокоятся без нужды и Кришна обращается к нам с вами и к Арджуне. Он говорит: «Ты сейчас беспокоишься». Это первые слова, который Кришна обращает к Арджуне: «Ты полностью беспокоишься. О чем беспокоишься? О том, о чем не нужно беспокоиться». БОльшая часть наших беспокойств не имеет под собой никакой причины, мы просто беспокоимся, потому что не можем не беспокоиться. Сидим и беспокоимся и надеемся на то, что нам деньги за это платить будут. Вместо того, чтобы действовать. Кришна говорит как нужно действовать: нужно действовать, а не беспокоиться. Результаты придут, все остальное придет, но для этого нужно по-другому себя внутри понимать. Почему мы не можем действовать таким образом? Мы много раз слышали эту вещь, хорошая вещь, слышали давно, красиво, проповедовали другим, правильно? Знаем, можем даже на санскрите сказать: «йаджнартхат кармано ‘нйатра локо ‘йам карма-бандханах». Ничего не меняется! Потому что внутри мое понимание того, кто я, не меняется. Чтобы таким образом действовать, человек должен внутри очень хорошо осознать: я все равно всегда слугой останусь. А мы с этим не согласны. Как один человек очень хорошо сказал, что «Главная проблема людей в том, что они верят в то, что Бог есть и что этот Бог – они». В этом главная проблема человека. И это наша главная проблема с вами. Мы верим в то, что Бог есть и так уж получилось, так уж вышло, уж простите меня, но это я. (смех) Поэтому мы беспокоимся – мы все равно осознаем себя господином. У нас все равно нет внутри этого глубокого внутреннего понимания того, что все то, что я заработаю, все то, что я делаю – все это мне не принадлежит, это не мое, мне Кришна послал. Все в конце концов от Кришны приходит, но так как я все приписываю себе, все то, что я сделал я стараюсь приписывать себе и все время внутри я строю какие-то образы, вся моя жизнь превращается в ад. Мы всегда все приписываем себе, это удивительная вещь!
Мне однажды тоже рассказали про то, как знаменитый актер, который сыграл в «Острове», Мамонов, давал интервью. У него спросили: «Что Вы думаете про искусство и про людей искусства?» Он сказал: «Я сейчас расскажу вам что я думаю про людей искусства. Помните, когда Иисус Христос в Иерусалим входил? Люди выстроились вокруг дорог, они пальмовыми ветвями махали и лепестками цветков его осыпали и кричали: „Oсаннa! Осаннa!”, а он на ослице входил верхом и ослица что при этом думала? Она думала: „Это меня славят!” Вот что я думаю про людей искусства, это люди, которые хотят этого: „Осанна! Осанна! Харибол!» Это все мы, на самом деле все мы немножечко ослы. А у осла есть очень хорошая песня: «Иии-Яяяяяя!» Что он кричит? Он по-русски говорит! «Это я! Это я!» И осел внутри нас тоже кричит: «Я! Я!» и этот осел привязан к плодам своего труда. У осла есть два замечательных качества: глупость и упрямство. Это два качества нашего ложного «я», нашего ложного эго и они являются основой нашего рабства. Осел не зря рабское животное, он все время таскает тяжести, все время трудится, трудится, осел очень трудолюбивое существо и человек сможет перестать быть ослом, перестать быть этим вьючным животным, если внутри он поймет: не для себя, не я все делаю, Кришна все делает. В конце концов Кришна все делает. Этот самый главный фактор, пятый фактор деятельности, который мы, как правило, упускаем из виду – все делает Кришна. Если мы будем наблюдать, мы поймем, что все делает Кришна. Какая наша роль? Наша роль только в том, чтобы внутри понимать: я хочу, чтобы Кришна был счастлив, чтобы Он был удовлетворен, чтобы Он был доволен и я действую для этого. Если я таким образом действую, то сердце мое становится полным постепенно. Если я действую иначе, сердце мое становится пустым. Как один человек сказал, что сердце – или голова, сознание мое – он сказал, что человек похож на песочные часы: чем больше внизу, тем меньше наверху. Человек пустеет из-за такого образа действий, когда он растрачивает себя, когда он раздает свое сознание вовне. На самом деле смысл этого рабства, о котором Кришна говорит, именно в этом – я отдал свое сознание плодам своего труда, я в них вложил свое сознание, я думаю о них только, только о том, что я делаю и в результате этого сердце мое становится пустым. Если человек действует таким образом, он не может быть счастливым. Он не может быть, потому что все его сознание вовне, он раздал самого себя, он самого себя потерял! Но если человек действует не ради себя, а ради Кришны, который находится внутри у него и он внутри понимает: «Вот все, что мне нужно? – Ничего мне не нужно, Кришна обо мне позаботиться, все, что мне нужно, Он мне даст, никаких проблем нету!» то он сможет действовать гораздо больше, результатов будет гораздо больше, усталости не будет и самое главное – что внутри сердце его будет постепенно наполняться.
Я хотел рассказать еще одну маленькую историю, которую наверняка многие из вас слышали под конец, но это хорошая история, потому что она объясняет очень интересным образом в каком состоянии сознания должен действовать человек здесь, в этом мире. Это знаменитая история про царя Джанаку, как однажды к нему – разные есть версии этой истории, уже непонятно кто пришел, то ли Шукадева к нему пришел, то ли еще кто-то и увидел, что человек наслаждается: сидит на золотом троне, на нем гирлянды, люди ему поют, он управляет. Ест с золотых блюд самые роскошные яства! А Шукадева голый пришел к нему. Шукадева аскет, он никогда одежды не носил, пришел голый. Вьясадев ему сказал: «Иди к Джанаке и поучись у него». Шукадева к нему пришел и думает: «Чего у него учиться? Я от этого убежать хочу!» И сомнения у него появились. Он смотрел, смотрел и подумал: «Нет, мне тут делать нечего! Но с другой стороны отец мне сказал: „Иди, учись!”» И он уважал своего отца и знал: «Отец зря не пошлет!» Джанака это понял. Джанака сказал ему: «Ты посмотрел на мой дворец?» У него роскошный дворец был многоэтажный, там в одном зале одно происходило, в другом другое, один зал роскошнее другого. В одном зале женщины танцевали – ну, много всего там было, сады были, в садах птицы щебетали – в общем, все как положено. Он спросил: «Ты видел мой дворец?» Тот говорит: «Видел твой дворец». «Давай еще раз на экскурсию сходим». Он говорит: «Зачем? Я уже видел, мне не нужно ходить». «Не, не, давай еще раз сходим, я тебе сам покажу на этот раз, посмотрим все – кухню посмотрим, посмотрим разные места». Тот подумал: «Мало того, что он наслаждается, он еще и хвастунок, оказывается!» Хочется, знаете как – приходишx в гости к богатoму человеку, он идет себе и говорит: «Вот это мой бассейн, а вот это мой теннисный корт, а это мой пруд, а это мой зимний сад». Шукадева подумал: «Ну надо же, куда я попал вообще? Вляпался полностью!»
Слушайте внимательно. Джанака сказал: «Только ты должен взял эту чашу до краев наполненную маслом и пронести и чтобы ни одна капля не расплескалась». Он повел его и стал рассказывать, а тот несет и думает: «Не дай Бог чаща расплещется». Масло оно легко выливается и он идет и все время думает об этой чаше. Они пришли в кухню, там ароматы, специи обжаривают. Джанака говорит ему: «Понюхай, понюхай!» а тот смотрит на чашу. Пришли, там музыка играет и женщины танцуют. Тот йог, он на чашу смотрит. Потом они пришли в сад и в саду там птицы, звери, слоны, еще что-то, он там рассказывает, а он смотрит на чашу. В конце концов они обошли весь дворец, вернулись, поставили чашу обратно. Он говорит: «Не расплескал?» «Не расплескал». «Ни одной капли?» «Ни одной капли». «Молодец! А помнишь что в кухне было?» «Не, не помню». «А как эти танцевали помнишь?» «Не, не помню как танцевали, не знаю». «А звери?» «Нет, зверей тоже не помню, я все время об этом думал». Джанака на него посмотрел и сказал: «У меня сердце как эта чаша и в моем сердце до краев любовь к Богу и я боюсь, чтобы одна капля из него вылилась и я все время с этой чашей хожу на голове. Поэтому они танцуют, а я не замечаю, потому что у меня сердце полное и я боюсь, чтобы оно пустым не стало. Я знаю, что если я на них буду смотреть, то все расплещется, что в сердце ничего не останется. А это для меня самое главное – сердце до краев полное любовью к Богу. Поэтому я тут живу». Шукадева на него посмотрел и сказал: «Я все понял, как надо жить, что нужно делать».
Это хороший урок для нас с вами – если мы хотим, чтобы сердце было полным, нужно в нем все время о Кришне думать, тогда все остальное можно будет делать сколько угодно, все обязанности выполнять, все остальное делать, но внутри наша сосредоточенность останется там. Мне один человек сказал хороший тест. Этот тест можно проводить периодически с собой. Это в сущности тест на то, кем я себя считаю, кем я себя осознаю. Потому что еще раз, я никогда не смогу таким образом действовать, если у меня внутри есть сознание того, что я Бог и значит, что мне нужны все эти плоды, эти плоды мои. Периодически нужно этот тест проводить с собой. Нужно задавать себе вопрос, чтобы понять: реально я слуга или просто у меня игра такая? Потому что мы все играем, иногда даже хорошо играем, убедительно, иногда даже в роль вживаемся и все другие начинают верить. Но насколько я внутри себя осознаю слугой – это вопрос большой и от ответа на этот вопрос зависит очень многое, зависит то каким образом я освобожусь или я по-прежнему буду оставаться рабом. Простой тест, три вопроса нужно задать себе, я уверен даже, что вы сможете эти три вопроса запомнить, несмотря на тяжелые обстоятельства Кали-йуги, короткую память и избыток информации. Простые три вопроса, которые нужно периодически себе задавать. Первый вопрос: что мне больше нравится делать чисто внутри – когда мне служат или когда я служу? Служить мы можем, но что мне больше нравится — когда все вокруг меня вертятся или когда я вокруг кого-то верчусь? Простой вопрос, можете ответить себе на него и никому не говорить, но сами ответ запомните. Второй вопрос, когда я говорю, о ком я говорю – о себе или о Кришне? Или о Кришне в смысле о себе? Чтобы все поняли как мы близки с Кришной. Что мне нравится больше – говорить о себе, о том какой я хороший и какие другие плохие или говорить о том какой Кришна хороший и о чем Он говорит? Это тоже важный вопрос и надо тоже получить ответ на него и тоже никому не сказать ни в коем случае о ком мне больше нравится говорить, о ком мне интереснее говорить – о себе, о том, что со мной происходит, или о Кришне? И третий вопрос, когда я думаю, о чем я думаю – чтобы мне было хорошо или чтобы Кришна был мною доволен? О чем я думаю? Чтобы Кришна был доволен, да? Чтобы Он был счастлив, будь Он …. счастлив! (смех) Или я все время думаю о том как сделать так, чтобы мне было хорошо и если не получается, то расстраиваюсь. Три простых вопроса. Нужно изредка себе задавать, примерно один раз в пятнадцать минут и думать. В принципе, ответ на этот вопрос показывает кем я себя считаю, кто в центре-то находится – Кришна или я? И окажется, что в центре кто находится? (ответ из зала: Кришна) Кришна, да … в смысле я. Что ум-то мой все время кричит, что он кричит? Ту самую песню знаменитую ослиную, романтическую: «Иииияяяя!» Чувствуете с каким чувством глубоким? Не просто «я», а «ИИИЯЯЯ». Это эго мое, сознание мое, которое очень сложно поменять. Но можно и это самое радостное известие. Если говорить о Кришне, помнить о Нем, повторять Его имя: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. А если делать это еще с таким же чувством, как осел кричит про себя, так же прочувствованно: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе, то когда-нибудь что-нибудь поменяется. Но даже небольшое продвижение по этому пути, как Кришна говорит, может спасти нас от самого большого страха. Вот и все, я всегда слуга и слуга значит, что плоды мне не принадлежат и что я действую не ради себя и не о себе должен думать, не о себе беспокоиться, а о том, кому я служу. И, как объясняет Шрила Прабхупада, если человек таким образом действует, то мало того, что он постепенно освобождается от страданий, от беспокойств, от тревог, груз с себя снимает, усталость уходит, распрямляются плечи, ему легко становится жить – мало этого, постепенно человек приходит к пониманию того, что я на самом деле я слуга и что мой господин – самый лучший господин, это Кришна и что смысл жизни в том, чтобы все время радовать Его своим служением и научиться радоваться Его радости. Это небольшой бонус, который придет в результате. Но первое, что мы сразу сможем ощутить – это свободу, то, что рабства меньше стало, что я свободнее стал, спокойнее, лучше и много других замечательных вещей. Вот и все, спасибо большое.
Вопрос: Если Кришна – корень всех живых существ, то почему, несмотря на то, что Ему многие служат так хорошо, мы можем не ощущать прилив счастья?
Ответ: Потому что это они служат, а не мы. Правильно? Ему многие служат так хорошо – мы можем не ощущать. Ну понятно, то есть корень – они служат, а мы, значит, должны ощущать. (смех) Хорошая логика. Потому что Кришна корень и Он распределяет эти приливы в соответствии с тем кто как служит.
Продолжение вопроса: Может, это Он корень тех, кто растворился в Нем? А каждому преданному нужно заботиться отдельно, чтобы Кришна был им доволен?
Ответ: Если мы возьмем Шрилу Прабхупаду. Если брать кого-то, кто служит Ему хорошо, то лучше всего взять Шрилу Прабхупаду. Он думал не о себе и благодаря тому, что он служил Кришне, он очень многих людей сделал счастливыми. Благодаря его жертве и его каким-то аскезам, которые он совершил, многие люди обрели счастье, о котором раньше они не могли даже мечтать. Это пример того каким образом, поливая один корень, корень один может сделать многих людей счастливыми. Если на минуту представить себе, на секунду, на долю секунды, представить себе, что в этом мире люди вообще перестали служить Богу, можете себе представить во что превратиться этот мир в тот же миг? И каково мы будем себя ощущать? Этот мир держится жертвой святых людей и когда эта жертва уйдет, мир превратится в ад полностью, можете в этом не сомневаться. Вы можете не ощущать какого-то прилива счастья, но сам тот факт, что вы существуете здесь сейчас, это результат того, что кто-то Кришне служит. Когда люди перестанут служить, все превратится в ад, люди передерутся в тот же самый момент, только благодаря тому, что в мире есть еще жертва, есть еще понятие бескорыстия и есть понятие доброты, мы можем жить. Только благодаря этому. В этом смысл того, что это корень. Когда люди начинают полностью служить этому корню, все счастливы, но так как кто-то поливает, а кто-то пытается урвать себе что-то, то и получается то состояние, что может быть такого прилива нет. Но это факт, то, что мы в том счастье, которое мы испытываем, даже в нем мы зависим от подвига, от жертвы других людей. Не нужно думать, что все целиком зависит от нас, это ошибка.
Вопрос: Вы назвали пятый … а назовите все пять.
Ответ: Это 18-ая глава «Бхагавад-гиты», там говорится, что есть инструменты действия, есть душа, которая выражает желание к действию, есть инструменты действия, чувства, есть обстоятельства, в которых она действует, то есть внешняя среда или тело, в котором мы действуем и что еще? Карма, сама, собственно, деятельность и есть дайва, Кришна, пятый фактор действия. Это описание санькхйи и она объясняет каким образом результаты действия приходят. Чтобы действие принесло результаты, нужно, чтобы все эти пять факторов …. Конечный результат действий зависит от всех этих пяти факторов. Ах, да, чешта, есть мои собственные усилия. В общем, пять этих вещей. В конечном счете мы можем понимать, что результат деятельности не зависит только от моих усилий или даже только от обстоятельств, есть еще что-то. При прочих равных результат может быть другим. Это так называемый таинственный фактор дайвы, фактор Бога или провидения, который в конце концов приносит результат. Нужно все время помнить об этом, это 18 глава, начало 18-ой главы.
Вопрос: Каким образом мы должны понять, что … Можно немножко объяснить этот момент, что процесс наш не отличен от цели, потому что иногда создается такое впечатление –делаешь процесс и такое напряжение. А потом, я недавно сидел и подумал, что, собственно я же об этом-то и прошу, заниматься этим процессом и есть какое-то напряжение …
Ответ: Потому что мы запрограммированны, у нас есть эта программа внутри, программа на какой-то результат и нам все время хочется этого результата. Или когда мы приходим к бхакти, мы тое все время ждем когда же плоды придут, когда же наконец, в конце концов, Кришна проявит ко мне милость и даст мне все то, что я хочу?! Напряжение только из-за этого постоянного ожидания результата. Напряжение от того, что мое сознание все время где-то в будущем в результате. Мое сознание в плодах, поэтому что я не здесь и не сейчас, поэтому я никогда сейчас не живу. Один человек дал хорошее определение жизни: «Жизнь – это то, что происходит с нами, пока мы строим планы на будущее». Кто-то может под этим определением подписаться? Мы все время думаем, что самое главное будет потом. В детском саду мы думаем, что самое главное начнется, когда я в школу пойду, но стоит нам пойти в школу, мы уже начинаем считать дни когда же я десятый класс или одиннадцатый класс окончу и мы думаем: «Да, поступлю в институт!» Мы поступаем в институт и думаем: «Господи Боже мой, поскорее бы все это кончилось!» Что кончилось? Работать надо! И начинаем работать и «Ой-ой-ой! На пенсию бы поскорее!» Когда мы приходим к бхакти, мы тоже думаем: «Когда же это кончится, когда же что-нибудь другое начнется?» Когда у Шрилы Прабхупады спрашивали: «Зачем вы мантру повторяете?» Он говорил: «Как зачем? Чтобы больше повторять!» «А зачем больше повторять?» «Чтобы еще больше повторять!» Мы повторяем, чтобы сердце было в таком состоянии, когда мы захотим все время повторять и помнить о Кришне. Но нам трудно это, потому что мы свой менталитет, свою зависимость от плодов приносим сюда. Мы еще не научились не зависеть от плодов, поэтому первые главы «Бхагавад-гиты» — некоторые ими пренебрегают или считают какими-то начальными, — но сначала нужно их пройти. Так что из-за это все напряжение, я все время что-то там жду, когда же это случится, а жизнь-то она вот, что нам мешает быть счастливым? Вот я, вот Кришна, я Ему говорю: «Кришна», а он говорит: «Харибол!». А мы все время думаем … Наш ум уже куда-то убежал. Мы Его позвали, Он с нами хочет поговорить, а мы уже о чем-то другом думаем и он говорит: «Как же так?! Ты же Меня звал?!» А мы Его даже не слышим. Мы не здесь, не сейчас, мы в будущем, мы бежим куда-то и очень сложно остановится этому напряжению, этот бег. Но очень хорошо Владимир Семенович Высоцкий сказал про этот бег, он сказал «бег на месте», люди бегут, бегут. Как иногда сон когда-нибудь кто-то видел, когда он бежит, бежит изо всех сил, выбился уже, а потом оказывается, что он никуда не сдвинулся с места? Это сон про нашу с вами жизнь. Мы бежим, бежим, куда мы бежим? Понятно куда. И в бхакти мы тоже думаем, что нужно бежать – в духовный мир нужно бежать, а в духовный мир бежать не надо, он прямо тут. В этом прелесть духовного мира, что в него бежать не надо, он прямо тут, надо просто его увидеть, надо в него войти и для этого нужно сознание определенное.
Я историю расскажу еще одну, можно, да? (ответ хором: «Даааа!») История хорошая, про духовный мир, о том, что бежать никуда не надо. Однажды, после того, как Кришна освободил Нанду Махараджа. Нанду Махараджа слуги Варуны забрали туда, в царство, его связали веревками, Варуна его посадил. Он утром просто рано, он не спал целую ночь, когда не спишь … Вернее, он постился, был Экадаши и на Экадаши постишься, а когда постишься, спишь плохо, заметил кто-то? Часов не было, он рано проснулся и пошел омываться, рано еще было и его за нарушендие забрали полицейские Варуны и утром известие облетело Вриндаван – «Нанда Махараджа нет, пропал!» и там нашли какие-то следы его на берегу, купальные принадлежности оставлены и все поняли: «Исчез!» и все … «Кришна, спасай!» Кришна туда отправился и когда Он пришел, Варуна просто весь растаял, стал говорить: «Кришна, Харибол, я Тебя ждал, вот тут Твой отец». Нанда Махарадж вернулся в деревню, в деревне обычно ничего не происходит, ну правда, Вриндаван – это особенное место, там все время что-то происходит, но все равно там новости очень быстро слетаются и когда что-то происходит, все соседи и спрашивают. Соседи стали приходить к Нанде Махараджу и спрашивать у него. Он рассказывал много раз, всем рассказал: «Забрали меня к Варуне и тут этот Кришна приходит и этот Варуна сходит, Его сажает на трон, Ему молитвы возносит… Я не знаю кто такой сын мой, вроде ничего особенного, похоже, что Он особенный у меня, йог великий или еще кто-то». Все жители Вриндавана уходили, почесывая головы, думая: «Наверное кто-то с нами Кришна особенный». В конце концов они собрались все вместе вокруг Кришны и сказали: «Кришна, мы все поняли, Ты особенный, Ты либо йог-мистик, либо великий волшебник, либо полубог. Покажи нам куда мы попадем после того, как мы уйдем из этого мира, умрем. Покажи нам, уж больно интересно, покажи нам». Джива Госвами описывает, что Кришна говорит: «Да, сейчас покажу» и Он вызвал аэроплан большой, летательный корабль большой спустился с неба, такой большой корабль и все пастухи в восторг пришли в полный. Кришна говорит: «Давайте, залезайте!» Все залезли туда, все смотрят. Закрыли люки и Кришна говорит: «Сейчас полетим». Все затряслось и пастухи они же не путешествовали никуда, они дальше своей деревни не выходили, а тут такой самолет, в первый раз они видят! «Бббух!» Приземлились. Через некоторое время Кришна открывает люк, они выходят и: «Аххх, Вриндаван!» Они выпучили глаза: «Наши дома! Коровы наши!» Они посмотрели все, побегали. Кришна говорит: «Да, вот туда попадете когда-нибудь, в духовный мир, вот здесь мы будем вместе жить». Они в восторг полный пришли, потому что все родное, все знакомое, грязь Вриндаванская, павлины, коровы, Ямуна. Кришна говорит: «Теперь обратно поехали». Опять залезли на этот корабль, садятся, выходят – опять «Вриндаван! Родной!» (смех) В общем, они все поняли, что далеко ходить не надо. Если мы поймем, что куда уже бежать-то, Кришна .. вот я с Ним, Он со мной, тогда напрежения не будет.
Вопрос: А есть ли такой момент, что при одном виде деятельности человеку очень легко и приятно служить Богу, а при другом просто невозможно?
Ответ: Есть, конечно. Когда он говорит, что говорит, что служит Богу, а сам служит себе. Если я служу по-настоящему, всегда легко и приятно.
Продолжение вопроса: Не, о привязанности к разным видам деятельности…
Ответ: Это может быть, наш ум приспособлен, он имеет свои предпочтения и до тех пор, пока мы имеем дело с материальным умом, нужно уважать его предпочтения. Такое может быть, но это все равно значит, что это еще не до конца служение. Служение – это когда я все, что угодно могу делать и если я делаю это … Потому что я понимаю, я реально вижу. Как скажем, когда юноша влюбляется в девушку, он все, что угодно может делать, он забывает что ему нравится самому, что не нравится. Он думает о ней. Мне один человек писал это письмо замечательное. Он говорит: «Я когда влюбился …» Он в «Одноклассниках» нашел свою первую любовь, как это водится. Увидел ее и прилив воспоминаний на него нахлынул. Он говорит: «Я помню как я как дурак ночами не спал, потом я выбегал, прибегал на базар и думал какие ей цветы подарить и начинал медитировать и точно понимал что ей понравится, абсолютно точно! Я покупал это, приносил ей, она улыбалась и я понимал: да, вот оно счастье!» Он говорит: «Я приходил домой и мать моя говорила: „С ума сошел!” а я счастливый был! Вы не поверите, я просыпался рано, иногда я не спал целыми ночами, просыпался и начинал повторять ее имя: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе» (смех) «Я», говорит, «понял теперь вообще что такое сознание Кришны, когда я вспомнил как это было! Я же то же самое все делал – не спал, не ел и только имя повторял ее и счастливый был абсолютно!»
Когда у человека по-настоящему есть отношения с Богом, то тогда все равно, он все, что угодно может делать. Он будет делать, он точно знает, что Кришна хочет от него, он делает это и он счастлив. И Кришна всегда хочет что-то, что мы можем сделать. Есть хорошие слова украинского философа религиозного. Он сказал: «Не ищите счастья за морем: благодарение Всевышнему за то, что Он все нужное нам сделал нетрудным, а все трудное ненужным». То есть, когда мы делаем что-то, что мы сами можем, Бог этим тоже доволен. Но, в принципе, если мы осознали себя как слуга, все что угодно ради Кришны мы готовы будем делать и будем счастливы. Ладно, спасибо большое. Шрила Прабхупада ки! Джая! Гаура-Нитай ки! Джая! Гаура-преманандееее! Харибол!