Диск «Парикрама по Гималаям», л. 10
Аннотация:
Немного о жизни и незаурядных способностях Шанкарачарьи. Как он восстановил авторитет Вед во всей Индии. Его бхаджан дукрин-каране.
***
Он где-то в пять-шесть лет уже освоил все Веды. Он родился в деревне на юге Индии, в Калаве, его отец умер, когда ему было всего несколько лет. Отец получил благословение. Он совершал какую-то аскезу и когда Шива пришел к нему, тот попросил сына. Он сказал, что «сын тебе не положен, но так и быть, у тебя будет сын и выбирай: либо у тебя будет сын, который будет долго жить и будет тупым, либо сын, который проживет 16 всего лет на земле, но будет очень умным». Отец был брахманом и сказал: «Дай мне сына, который будет 16 лет жить, но будет умным».
В пять или шесть лет он в совершенстве изучил все Веды. Отец его умер, когда ему было года два или три. К нему приходили пандиты, чтобы советоваться по каким-то сложным вопросам Ведических писаний, когда ему было пять или шесть лет. Он стал просить у матери, чтобы она дала ему разрешение принять санньясу. Мать ни в какую не хотела, она говорила: «У меня муж ушел, я и так вдова, ты одна единственная отрада, у меня никого больше нет, я не дам тебе разрешения принять санньясу». Санньяса значит он уходит из дома и странствует как аскет, он принимает обет монашества, он не женится и проповедует всю свою жизнь.
У него к тому времени уже, когда ему пять-шесть лет, уже ученики появлялись. Теперь, он стал думать что же делать и стал молиться Шиве. Считается, что он частичное воплощение Шивы. Он стал молиться Богу, чтобы ему дали … Он много чудес делал, в частности, мать его была уже старая, когда нужно было омываться в реке, нужно было далеко идти до реки и он в какой-то момент сказал, что «непорядок, река должна ближе быть». За ночь река курс поменяла и стала течь рядом с их домом. До сих пор их дом и река рядом течет. Вернее, он стал молиться Богу, чтобы это сделалось и все произошло. Когда он стал молиться Богу: «Как-нубудь меня освободи», на следующий день он вошел в реку, чтобы купаться и мать его была на берегу. Он стал кричать страшно. Мать увидела, что его в воде схватил крокодил и крокодил бил хвостом по воде, вода окрасилась кровью и в этот момент он закричал: «Мама, разреши мне принять санньясу! Тогда, может быть, меня освободит крокодил!» Она закричала: «Мое разрешение с тобой, принимай санньясу, только оставайся жив!» В тот же момент крокодил отпустил его ногу, уплыл по своим делам. Семь лет ему тогда было. Мальчик вышел с раной на ноге, рана зажила быстро. Мать тогда поставила условие, она сказала: «Хорошо, я разрешила тебе принять санньясу, можешь принять санньясу, но по крайней мере, когда мне нужно будет, когда я буду умирать, я позову тебя и ты должен прийти ко мне». Он сказал: «Не проблема. Просто позови меня мысленно, где бы я ни был, я услышу это и я появлюсь перед тобой в тот же миг, в какой тебе нужно будет». Она взяла с него обещание, что он совершит последний погребальный обряд, когда она будет умирать.
Он ушел, стал странствовать, стал проповедовать, у него появилось множество учеников сразу же, люди пытались его опровергнуть, никто не мог его опровергнуть. В 12 лет он пришел в Бенарес. Бенарес – это место, славящееся своей ученостью. Там испокон веков собирались самые большие знатоки ведических писаний во всех отраслях. Вернее, ему даже десять лет было. За один год он написал комментарии на «Веданта-сутру», на двенадцать Упанишад, на «Нрисимха-тапани-упанишад» тоже, на «Вишну-сахасра-нам», мы сегодня с утра слышали «Вишну-сахасра-нам», это раздел из «Махабхараты», где перечисляется тысяча имен Вишну, и на «Бхагавад-гиту». В двенадцать лет он написал комментарий, который до сих пор изучают люди, до сих пор ломают над ним голову, до сих пор пытаются понять глубину его мысли. Легко так, свободно написал все эти комментарии. В 32 года он уже ушел. В 16 лет он должен был уйти в соответствии с этим благословением, которое ему дали. Он встретился с одним йогом здесь, в Бадринатхе, кстати говоря. Ему было 16 лет, когда он пришел сюда. Йог посмотрел на него и сказал: «Слишком рано тебе уходить, еще 16 лет я тебе даю. У тебя будет еще 16 лет жизни для того, чтобы ты завершил свою миссию».
В 32 года он ушел, он ушел в Утракаше, здесь же, в Гималаях, вернулся туда, откуда пришел. Но за эти 16 лет что он сделал – он, практически, восстановил авторитет Вед. В то время Индия была преимущественно буддисткой благодаря Имепратору Ашоке. Император Ашока патронировал буддистам, сам принял буддизм и буддизм очень сильно распространялся и Веды уходили куда-то, непонятно куда. Брахманы находились в загоне, а простой народ шел за буддистами. Что сделал Шанкарачарья за свои 32 года? Он обшел всю Индию. Он установил четыре монастыря в четырех ключевых местах Индии: на севере здесь, в Бадарикашраме, в Джошуматхе. На самом деле, его монастырь в Джошуматхе. Его штаб-квартира на западе – в Двараке, на востоке – в Пури и на юге – в Рамешвари. То есть в четырех местах в Индии он установил свои монастыри.
Мы сидели сегодня утром перед тем, как войти в храм, рядом с изображением Шанкарачарьи и вокруг него четыре ученика было. Четыре ближайших ученика, которые лучше всего освоили его учение и каждого из них он назначил настоятелем одного из этих четырех основных монастырей по четырем сторонам света. Он полностью восстановил авторитет Вед так, что буддизм потерял какую-то популярность в Индии всего за 32 года. Преимущественно Индия была буддисткой, сейчас в Индии буддистов меньше, чем христиан: христиан 2%, буддистов 1%. Это, в общем-то, благодаря одному человеку, который прожил 32 года на этой земле и за эти 32 года он сделал эту вещь.
В этих четырех местах он установил стандарт поклонения. То, что мы видели, поклонение, которое было, это все в соответствии с традицией, установленной им. Он совершил много других чудес. В частности, одно удивительное чудо, я о нем расскажу, когда мы в Джошаматхе будем, в результате чего Божество, которое там стоит, Нарасимхадева, он поклонялся Нарасимхадеву, Его рука каждый день становится тоньше. Когда она надломится, Кали-йуга окончательно и бесповоротно утвердится на земле, горы перекроют Алакананду, это место, на котором мы сейчас находимся, затопится водами Алакананды и Бадринатху будут поклоняться в Бхавишья Бадри. Собственно, если вы читали книгу …
Вопрос: …
БВГ: Я думаю, что еще есть у нас время.
Вопрос: Мы не уедем? Завал там …
БВГ: Сегодня мы не уедем. Сегодня ночью произошел завал, который будут разбирать как минимум сутки…
Вопрос: А мы собирались сегодня уезжать?
БВГ: Не, мы не собирались сегодня уезжать, но мы успели как раз.
Вопрос: Почему Прабхупада так критично к нему относился?
БВГ: Он не относился критично к Шанкарачарье, он относился критично к его учению. Он понимал, что это его миссия была, что оно нужно было, учение его – это, в общем-то, буддизм в Ведической упаковке, буддизм с признанием авторитета Вед. Он сделал очень важный шаг, восстановив авторитет Вед незыблем1й в сознании людей. Потом дальше Рамануджачарья, Мадхавачарья продолжили это дело.
Вопрос: Он сказал, кажется, в конце жизни, что «поклоняйтесь Говинде», да?
БВГ: Не в конце жизни. Это бхаджан, который он написал. Там была интересная история, связанная с этим. Он увидел типичную сцену того времени: учитель санскритской грамматики и ученики вокруг него и они учат спряжение санскритских глаголов. В санскрите самое сложное – это система спряжения глагольная. Каждый глагол имеет сто сорок четыре формы разных и нужно все эти формы запомнить, то есть разные глагольные формы в зависимости от оттенков деятельности, кто делает, что делает, либо он сам делает, либо он побуждает кого-то делать, либо с помощью него делают и т.д. То есть это самая сложная система, 144 формы и двенадцать классов, каждый из которых спрягается по-разному. Для сравнения, у нас в русском, если вы помните, есть три всего-навсего спряжения и форм гораздо меньше. Эта вещь называется дукрин-каране, то есть стандартная таблица из 144 форм глагольного спряжения. То есть глагол кар, делать, как он спрягается. Он увидел эту типичную сцену, когда бедные ученики должны все это усвоить, учитель их учит так, как будто бы это самое главное в жизни. В этот момент он написал бхаджан знаменитый:
бхаджа говиндам бхаджа говиндам
говиндам бхаджа мудха-мате
сампрапте сан-нихите кале
нахи нахи ракшати дукрин-каране
Он говорит: «О, глупцы, мудха-мате, люди, у которых разум затуманен, бхаджа говиндам бхаджа говиндам бхаджа говиндам мудха-мате – поклоняйтесь Богу, поклоняйтесь Богу, поклоняйтесь Богу, глупцы». Сампрапте сан-нихите кале – рано или поздно придет момент, когда вам нужно будет умирать. Придет время, когда смерть наступит и в этот момент будет неважно знаете вы санскритскую грамматику или нет. В этот момент все эти достижения не будут важны, она вас не спасет – нахи нахи ракшати дукрин-каране, знание санскрита не поможет.