Диск 114, л. 11
Аннотация:
Общественная лекция. Определение йоги, несколько техник пранайамы. Строение сознания. Цикл кармы: действие — самскара — васана (тенденция) — вритти (реакция) — новое действие. Эта цепочка делает нас несвободными, зависимыми, отягощенными своей кармой и ввергает нас в депрессию. Принципы психоанализа. Разорвать этот цикл можно, воздействуя на вритти, на свою реакцию. Примеры. Техника капалбати. Огонь в системе пищеварения и в сознании. Техника из Йога-сутр Патанджали Муни — наша реакция при встрече с 4-мя типами людей. Способ абстрагироваться от неблагоприятной ситуации. Пример с ситуацией во время полета. Другая техника — вспомнить негативный опит и избавиться от него. Вопросы: проблемы всегда будут в материальном мире и от них просто так не отстранишься; существует много техник справляться с негативным опытом, но как правильно переваривать хороший; иногда нужно влиять на ситуацию, а не просто отстраняться; как выйти из ситуации, чтобы реакция была позитивной; как освободиться, если прошлое не отпускает.
***
Добрый день. Я благодарен Марианне и Диме за то, что они меня сюда пригласили и я некоторое время попытаюсь рассказать не столько о карме в общем, наверняка вы все слышали об этом. Мне хотелось сегодня объяснить психологические механизмы кармы, что такое карма с точки зрения психологии и потом поделиться с вами несколькими методиками, позволяющими влиять на свой собственный ум и таким образом менять свою карму. Ведическая традиция в высшей степени практичная вещь, но чтобы понять практику и чтобы осознанно практикой пользоваться, надо знать теорию, надо понимать каким образом этот закон влияет на нас и я в процессе своего общения с разными людьми сталкивался с противниками этого закона, которые считают, что его не существует в принципе, я сталкивался с людьми, которые слепо его принимали и не понимали как он действует, это было что-то вроде представления о роке, предопределенности, судьбе, фатализме. То есть, иначе говоря, есть очень много недопониманий того насколько это реальная, живая вещь и насколько с этой живой вещью можно реально работать. В течение уже 29 лет я занимаюсь йогой, разными аспектами йоги и все то, что я буду сегодня рассказывать, так или иначе связано с йогой и с психологией йоги. Строго говоря, вся йога – это психология. Йога – это не асаны, асаны – всего лишь маленький аспект йоги и это физический способ повлиять на свой ум. В конце концов мы счастливы или несчастны от состояния нашего ума. Если ум наш светлый, если ум не отягощен какими-то тяжелыми вещами, проблемами, то нам хорошо в любых обстоятельствах. Марианна не зря упоминала про злободневность этой темы. Смысл другой этого рассказа в том, как сделать человека счастливым, несмотря на кризис и все остальное. В конечном счете йога делает именно это, она делает нас непромокаемыми, дает нам возможность в любых обстоятельствах оставаться счастливым и действовать целеустремленно, достигать своих целей. Это краткое введение.
Мне хотелось бы, так как аудитория для меня не совсем знакомая, я не буду слишком много рассказывать в этот раз, если вам понравится, то мы можем продолжить эту тему, она очень большая, есть огромное количество разных техник, очень важных психологических аспектов полезных для понимания нашего, для осознания. Но сегодня я сделаю просто небольшое введение, расскажу о двух-трех техниках с объяснением этого и потом, если у нас останется время на вопросы, мы просто пообщаемся, мне хотелось бы как-то ближе понять что вам интересно, нужно и важно.
Итак, в очень коротком и схематическом виде мне хотелось объяснить закон кармы или закон причин и следствий с точки зрения нашей психологии. Потерпите немножко, потому что от того насколько мы поймем эту вещь, на самом деле из нее вытекают очень большие практические следствия. Иногда само понятие кармы осложняется каким-то мистическим флером, аурой и вообще непонятно что такое карма, где она эта карма, где она хранится. Йога очень ясно и отчетливо отвечает на этот вопрос: карма хранится в нашем уме. Она хранится там в виде … я немного позволю себе злоупотреблять санскритскими терминами, чтобы более точно вводить какие-то термины, потому что нет эквивалентов в русском языке. Но я буду объяснять все.
Говорится, что карма в нашем уме или в сознании хранится в виде самксар. Самскара буквально значит отпечаток или след. Практически все то, что мы так или иначе делаем, откладывает след в нашем сознании. Все мы помним – все события нашей жизни, все впечатления, просто что-то находится в нашей сознательной памяти, на поверхности нашего ума, а что-то опускается внутрь, вглубь. Но все это так или иначе влияет на нас и все события нашей жизни, все то, что с нами случается, все наши психологические реакции на все, что с нами случается, можно свести к каким-то отпечаткам, оставшимся в нашем уме. Это справедливо как на эту жизнь, так на предыдущей жизни, но мы не будет затрагивать этот вопрос, он в каком-то смысле вопрос веры, хотя есть серьезные доказательства существования этого. Посмотрим насколько мы коснемся этого.
Но понятие самскары очень важное и фундаментальное. Ум, в соответствие с философией йоги, природа ума какова? Он очень гибкий и пластичный и отпечаток, который остается в нашем сознании разной силы. Любое событие, любой опыт, любое переживание, которое у нас есть, мы все знаем, оно может остаться у нас с той или иной силой, но оно остается, какой-то след всегда остается. Чуть-чуть позже я буду говорить о том, какие факторы влияют на силу этого отпечатка, потому что все эти отпечатки, складываясь друг с другом в конце концов формируют нашу личность. А что такое наша судьба, что такое события, которые с нами случаются? Это отражение нашей личности, это внешнее проявление того, что есть у нас внутри, в нашем сознании. В силу пластичности ума, в силу его достаточно легкой возбудимой природы, мы можем активно влиять на свою судьбу, мы можем ее менять, мы можем менять свою карму вплоть до того, что мы можем сознательно стирать какие-то нежелательные самскары или ослаблять их.
Очень простой пример: если в детстве ребенок пережил сильную боль, она отпечаталась в нем и ушла в подсознание, он может даже не помнить причины этой боли, он может не помнить того, что с ней связано, всех деталей, но это что-то вроде вируса, который будет сидеть в его сознании и будет окрашивать все его психологические реакции практически всю его жизнь. Если он не разберется с этой психологической травмой, она будет всю его жизнь влиять на его отношения с людьми, он смотрит на жизнь сквозь призму своего ума и ум – не что иное, как некая коллекция, достаточно большая, самксар или отпечатков, оставленных там. Чем сильнее эти самскары, тем сильнее они на нас влияют. Сейчас я расскажу что влияет на силу этого отпечатка. Прежде всего есть несколько факторов, которые определяют силу этого влияния или того, насколько опыт, пережитый нами останется у нас и насколько он будет позитивным. Опыт, который мы переживаем, может быть позитивным, может быть положительным, он может сделать из нас гармоничную сильную личность, и наоборот, он может изуродовать нас. Человек может стать абсолютно недоверчивым, полностью неспособным на какие-то здоровые взаимоотношения именно из-за искривленного сознания.
Итак, две вещи нужно сказать тут: сила отпечатка, остающегося в нашем сознании зависит прежде всего от двух факторов. Первое – от эмоциональной наполненности этого переживания, от того, насколько мы позволили себя полностью эмоционально в это переживание вовлечь. Почему детские отпечатки или события, которые мы пережили в ранний период своей жизни так сильно влияют на всю оставшуюся жизнь? Именно потому что они эмоционально очень сильны. Когда мы становимся взрослыми и немножко становимся креплее и зрелее, то мы можем как бы ретушировать силу этого впечатления и горе, которое мы переживаем, будет не таким сильным и не так будет уродовать нас изнутри. И наоборот, счастье или привязанность, которую мы испытываем к чему-то, тоже мы можем немножечко снизить сознательно. Если у нас потом будет время когда-нибудь, я расскажу так же о психологических механизмах того каким образом мы можем на это влиять. То есть, первая вещь – это то, с каким знаком и с каким количеством этих знаков, с плюсом или с минусом это впечатление остается в нашей памяти. Каждое событие, которое мы переживаем, каждая встреча, каждый опыт, сохраняется у нас и сохраняется с каким-то эмоциональным зарядом. В зависимости от того, сколько у нас там этих плюсов или минусов или плюсов и минусов связанных друг с другом, потому что ум, опять же в соответствие с философией йоги, работает по двоичной программе: да-нет, хорошо-плохо, нравится-не нравится – и сколько там этих нравится или не нравится мы приписали этому переживанию или ощущению, в нас останется более или менее сильный отпечаток.
Второй фактор, который влияет на силу отпечатка – а еще раз, чем сильнее этот отпечаток, тем сильнее он на нас сказывается, тем сильнее он формирует нас. Второй фактор, который непосредственно влияет на силу отпечатка – это повторяемость этого события, то, сколько раз оно повторялось, сколько раз мы переживали его. Все знаем, это простая вещь. Человек может выработать в себе привычку и он может выработать в себе хорошую привычку, а может выработать дурную привычку. Это также сильно зависит от того что он эмоционально этому приписал. Обычно люди что-то переживают и как формируется привычка – они дают этому какую-то оценку эмоциональную, потом они повторяют это снова и снова и в конце концов что случается с людьми – мы попадаем в зависимость от этого. Что есть привычка? – не что иное, как наша зависимость. Кант говорил, что чем больше у нас привычек, тем менее мы свободны. Человек по природе своей свободен, но привычки наши или наша привычка создавать привычки или создавать некие автоматические реакции делает нас несвободными.
Это все цикл кармы или то, каким образом карма формируется в нашем сознании. Это очень так сказать обыденная вещь и каждый из нас с ней встречался. Сначала у нас есть какие-то ощущения, опыт. Если он закладывается с сильным эмоциональным знаком, то он будет требовать психологически, изнутри, повторения. Если это позитивный опыт, изнутри у нас будет заложена вместе с ним программа на повторение, мы будем просить: Еще раз! Хочу еще раз! И по мере того, как мы будем повторять, эта вещь будет становиться сильнее и сильнее. Так человек может полностью лишиться свободы. Это собственно то, как человек попадает в зависимость наркотическую, когда он лишается возможности управлять этим. Он приписал этому какой-то плюс и этот плюс, в зависимости от повторения, становится таким сильным, что он делается рабом этой привычки, он ничего сделать не может.
Если это негативная вещь, а негативная вещь – это страх, боль, которую мы пережили, то негативная самскара, ощущение, также будет подчинять себе, потому что негативное переживание будет вызывать страхи. Даже там, где не нужно бояться, мы будем бояться. Есть очень хорошая русская поговорка: ожбегшись на молоке, человек на воду дует. Один раз обжегшись или получив какой-то неприятный опыт, человек будет избегать даже тех вещей, которых не нужно избегать, он будет делать вещи и таким образом недополучать какие-то важные вещи для самого себя. Поэтому как плюс так и минус, как позитивные, так и негативные вещи откладываясь в нашем сознании в конце концов влияют на нас и формируют наше поведение, наши поступки. Это и есть карма. То есть цикл кармы – и сейчас мне хочется о нем рассказать, этот цикл кармы, мы можем видеть как он действует в этой жизни, сейчас, на протяжении нашего настоящего, с которым мы живем и сталкиваемся каждый день и он переносится также на следующую жизнь.
Цикл кармы начинается с кармы или с действия. Карма значит действие буквально. Я делаю что-это и при этом я ожидаю получить от этого что-то. Чем больше мое ожидание, тем эмоциональнее, тем сильнее будет реакця на то, что я это получу, тем сильнее будет след. Второе звено в этом цикле – тут, к сожаленью, нет доски, на которой можно было бы изобразить этот цикл, чтобы было яснее. Он простой, из 4-х звеньев состоит всего-навсего, он замыкается очень просто. Итак, первое звено – это само действие с нашим эмоциональным ожиданием или с тем, что мы в него вкладываем. Второе звено – это отпечаток, который остается в нашем сознании. Он тем сильнее, чем больше наши ожидания, тем ярче опыт переживания. Третье звено, очень важное, я о нем тоже уже сказал, это собственно, некий паттерн или трафарет, в который все эти переживания складываются. Когда мы много раз переживаем что-то, то все это формирует определенные качества нашей личности. Один раз человек что-то сделал и если он его не повторяет, то это не становится его качеством. Один раз я солгал и что-то получил в результате этого, второй раз солгал, третий раз солгал, на четвертый раз меня уже как уже называют? Лжецом, правильно? Это третье звено кармы, это когда самскара, или единичное впечатление в нашем сознании превращается в черту характера, илив тенденцию, или в привычку, или во что-то гораздо более постоянное. На санскрите это называется васана. Васана буквально значит одежда. Тут есть глубокий философский смысл. Душа одета в наш ум и потом она еще одета в более грубые одежды, в наше тело, которое соответствует форме нашего ума и сверху есть еще одежды, которые мы все знаем, на нашем теле еще одежды есть. То есть есть душа или собственно действующий, источник сознания, сознание одето в ум и поэтому привычки или характерная форма нашего ума называется васаной или одеждой нашей души. То, что мы обычно собой представляем или наш образ, который мы проецируем или то, как видят нас люди – это все васаны. Иначе говоря, это результат кармы. В конце концов это результат наших же собственных поступков, которые нас сформировали. Как Оскар Уайльд это очень хорошо рассказал в „Портрете Дориана Грея” – каждый поступок, который он делал, превращался в маленький штрих на этом портрете, каждая гадость, которую он совершал, каждый злой поступок наносил черточку на портрете. В сущности, мы все свой собственный портрет рисуем. Ум – это пластичная материя, она оставляет на себе отпечатки и мы, в сущности, лепим из этого пластилина самих себя. Это третье звено или третья стадия в цикле кармы. Еще нам только одну стадию нужно понять, чтобы иметь полное представление о том, каким образом карма действует.
Четвертое звено в этом цикле, прежде чем он замкнется, на санскрите называется вритти – не имеет отношения к русскому слову врать – вритти значит волна или непосредственная реакция моего ума, некая волна возбуждения. Если посмотреть нейрофизиологическую основу этого, то она будет отражаться в качестве какого-то электромагнитного импульса в нашем мозгу. Вритти буквально значит волна, некая рябь на поверхности ума. Все знают, что если я возбудился, если это возбуждение пришло, очень трудно себя вырвать оттуда. Если я очень сердит, разгневан, я могу сделать какие-то ужасные вещи, я не контролирую сам себя. Это вритти является непосредственным следствием предыдущего звена. Мы возбуждаемся или реагируем на какие-то внешние события, на внешние раздражители в зависимости от формы нашего сознания или формы, в которую пришел наш ум. Два разных человека в одной и той же ситуации будут различаться – один человек выйдет из себя, будет рвать и метать, второй человек будет оставаться спокойным, третий человек улыбнется, четвертый будет полностью убит этим, уничтожен. Почему? Именно потому что формы наших реакций – они в свою очередь заложены в нас нашими предыдущими поступками. Эти формы, эти реакции, мы практически каждый день с ними сталкиваемся. Иначе говоря, наша карма каждый день реализуется. Все то, что мы делали множество лет тому назад, влияет на нас сейчас, в данный момент, практически в каждую секунду нашей жизни, так или иначе, в той или иной форме в виде волн или ряби на поверхности нашего сознания или на поверхности нашего ума.
Соответственно, эта реакция психологическая человека к чему приводит? Почему этот цикл замыкается? Она приводит к поступку. Моя конкретная психологическая реакция на данное событие, на ситуацию, в которой я оказался, она вызовет поступок, который в свою очередь заложит отпечаток, потому что у меня будет некий опыт, в свою очередь это повлияет на мой характер, каким-то опосредованным образом и будет причиной моих следующих поступков или реакций.
Иначе говоря, мы постоянно крутимся как белка в колесе в этом цикле кармы. Йога с самого начала, в Йога-сутре, смысл йоги заключается именно в том, чтобы этот цикл так или иначе разорвать и сделать человека свободным. Чем плоха карма? Карма может быть хорошая вещь, можно хорошие вещи какие-то получить, но ее негативная сторона заключается в том, что она нас в робота превращает, в механизма. В сложного робота, в хорошего робота, который много может делать, но она лишает нас свободы. Собственно в этом концепция кармы. Карма так или иначе это цепи. Цепи могут быть хорошие, золотые цепи, могут быть серебряные цепи, могут быть железные цепи, но цепь есть цепь. А человек должен обрести свободу в конце концов. Мы все знаем, что нам хотелось бы избавиться от каких-то нежелательных вещей. Собственно, когда груз этот становится очень тяжелым – а еще раз, это груз, груз в нашем сознании и еще больший груз в нашем подсознании. Когда он становится очень тяжелым, человек может впасть в депрессию. Его ум приобретет такую форму, в которой все потеряет вкус. Что такое депрессия? Мне просыпаться не хочется. Я глаза открываю и мне хочется опять заснуть и так продолжается изо дня в день, из недели в неделю, все теряет вкус, все становится пресным. Почему? Потому что ум мой пришел в такое состояние в депрессивное. Карма там накопилась и она осложнила атмосферу, в которой я действую или мою внутреннюю среду, в которой я живу, существую.
Или другая вещь, когда этот груз становится очень тяжелым и мои реакции становятся неадекватными, я не могу правильно общаться с другими людьми. Человек идет к психологу. Что делает психолог? Простую вещь, особенно это техника психоанализа – он берет и выводит вас куда-то туда в подсознание и показывает вам явно причину этого всего, которую вы сами забыли. Карма – это причинно-следственная цепочка, но мы сами забываем все это, почему я реагирую таким образом, почему у меня этот страх появился. Я забыл уже давным-давно эту боль, а она мучит меня! Она становится определяющей в моей жизни, она портит мои отношения. Человек какие-то глупости постоянно делает, он не может например, человек боится близких отношений, он не может, он дисфункционален в этом смысле или он не доверяет. Вчера ко мне подошла одна женщина и говорит: „Я никому не доверяю. Вообще никому. Хочу покончить собой. Я не могу вообще видеть людей, я никому не верю.” Это карма, это в конце концов какие-то впечатления не переваренные, которые остались в нашем уме. Хороший психолог выводит это изнутри, доводит до нашего сознания, показывает и объясняет, что в общем-то это не рациональная реакция, неправильная психологическая реакция на какие-то вещи, он высвечивает эту вещь.
Йога, собственно, именно этим занимается – она объясняет каким образом всю нежелательную карму из нашего ума убрать, каким образом очистить его от всего этого груза, который мы накопили. Потому что мы сами его тащим на себе. Это проявляется во всем – в нашей внешности в том числе, потому что карма сказывается на нашей внешности. Как в этой притче об Оскаре Уйальде. Кто мы такие? Вот оно. Все болезни, которые у нас есть, откуда? Из ума. Рак почему у человека возникает? Потому что у него какая-то рана, обида внутри, он ее долго-долго тянул, она превращается в опухоль превращается в конце концов. Это все узлы нашей кармы, которые мы сами завязали, мы завязали их где-то там в уме и собственно йога учит человека эти узлы развязывать и дает множество различных техник, с помощью которых я могу их увидеть и могу постепенно научиться развязывать или выходить из-под их влияния. Поэтому йога делает человека полностью здоровым, поэтому она решает множество других проблем. Йога возвращает человеку молодость, дает энергию именно потому что она облегчает все эти вещи и, разумеется, очень много чего можно говорить, но мне хотелось вам сейчас вопрос задать, я уже скоро перейду непосредственно к практической части нашей и несколько разных, но интересных вещей вам покажу и очень надеюсь, что они пригодятся вам в жизни, каким образом можно на это влияет на все.
Но прежде всего мне хотелось задать вам вопрос: если мы поняли этот цикл из 4-х звеньев состоящийся: действие, отпечаток этого действия, некая тенденция или привычка, которую мы сформировали в себе и в конце концов моя психологическая реакция на внешнюю среду, которая в свою очередь определяет мое поведение здесь. Где самое слабое звено? На какое звено можно влиять реально, как по-вашему? (из зала: на привычку) Привычку очень сложно поменять, она уже есть. (из зала: на реакцию) На реакцию, правильно, на вритти. На мою реакцию я могу влиять. Это слабое звено, потому что на самскару, отпечаток, невозможно влиять, она уже есть, уже она у меня отложилась, привычка – вот он, я. Если взять, например, астрологические вещи – мне рассказывали, что у вас выступали какие-то ведические астрологи – что астролог делает? Он смотрит ваш гороскоп и собственно определяет вашу карму из прошлой жизни, то есть ваши привычки, которые вы с собой принесли оттуда. Каждый человек рождается с уже какой-то программой, которая постоянно модифицируется в течение нашей жизни, но она есть. Ведическая астрология дает возможность посмотреть на развертку этой программы в течение жизни, какие влияния будут преобладать в данный период жизни, будут доминирующими, какие из вещей, которые я с собой принес, будут включаться. Карма включается, там есть свои триггеры, свои включатели и в какой-то момент начинает разворачиваться одна программа, вторая, третья. Символически это называется „период Марса”. Период Марса – это означает, что в зависимости от того, где у вас Марс, в каком доме, у вас будут включаться некие самскары внутри, в то, что у вас сохранилось в подсознании, то, что вы принесли с собой в подсознании, они будут активизироваться и определять направление вашей жизни и соответственно ситуации, в которые вы будете попадать. Это механизм кармы с точки зрения психологии.
Этот важный момент, на котором собственно вся йога основана, первая сутра Йога-сутр Патаджали о том, что человек может влиять на свои психологические реакции. Человек может эту волну, которая у него возникает, он ею до какой-то степени может управлять. Техники йоги заключаются именно в том, чтобы эту волну сделать более плодотворной, более позитивной. Потому что эта волна, мы все знаем, наши психологические реакции могут быть деструктивными – для нас самих и для наших близких, для наших родных. Как сделать так, чтобы эта волна или моя реакция была позитивной и приносила позитивные результаты? Есть несколько вещей, которые мне хотелось рассказать вам в связи с этим. Первая вещь – это одно из фундаментальных положений йоги – то, что функционирование нашего ума или сознания очень сильно, напрямую связано с паттерном или с формой нашего дыхания. Все это знают. Если я очень сильно возбудился, то я начинаю сильно дышать. (изображает) Теперь, если начать точно так же дышать, то можно себя точно также возбудить. Когда человек разгневан, он дышит одним образом, когда человек счастлив, он дышит другим образом. Когда человек боится, он дышит третьим образом. Когда человек в полном восторге, он дышит третьим образом. То есть есть некие конкретные совершенно узоры нашего дыхания и пранайама учит каким образом с помощью дыхания человек может так или иначе влиять на сознание, влиять на свою кармы и в конце концов стирать даже васаны и самскары. Например — и это та техника, которую мне хотелось вас научить, очень простая техника пранайамы, но очень могущественная. Она называется капалбатти. Буквально в переводе с санскрита капалбатти значит сияние вокруг головы. Как иногда святых рисуют с сиянием вокруг головы, потому что их ум очень чистый, очень светлый, он не отягощен какими-то темными вещами и это реально значит кармы нету, или тяжелой, черной, нехорошей кармы, черной ментальной энергии нету. Капалбатти реально означает, если человек конкретно это делает очень последовательно, в течение нескольких минут, пяти минут в день, он в конце концов может сделать ум свой настолько сильным и чистым, что может сжечь все нежелательные вещи. Хотите, чтобы я научил вас этому? Кто откажется послед такого введения (смеется). Это простая техника, она может поначалу не совсем приятная, не самая приятная вещь, но если научиться этому, то… Это одна из техник гипервентиляции. Любые техники гипервентиляции или дыхания, которое помогает нам как-то очистить легкие и наш организм и все остальное от ненужного, приводят к тому, что разжигают огонь на всех уровнях. Огонь не в грубом смысле, но у нас есть огонь пищеварения, который переваривает все и техники эти сильно помогают пищеварению и освоению пищи. Но помимо этого они помогают разжечь огонь в нашем уме. Поэтому собственно, сияние появляется. В конце концов, если человек хорошо разжег этого огонь, как собственно, если мы хотим разжечь огонь, угли тлеют, что мы должны сделать? Помахать туда, правильно. Принцип тот же самый. Любая техника гипервентиляции основана на этом принципе, что мы даем некие резкие дыхательные толчки, но что самое важное в связи с нашей темой – то, что эта техника, в частности капалбатти, позволяет человеку усилить огонь в своем уме. То есть вывести на поверхность какие-то вещи из-под сознания, которые я даже не знал и сжечь их, сжечь эти ненужные, не очень позитивные, не очень нехорошие самскары. В частности, в современной психологии это используется. Относительно недавно октрытые методы холотропного дыхания или еще чего-то имеют очень глубокий психологический эффект. Потому что они разжигают огонь сознания и высвечивают внутри него что-то, чего мы не помним. Я не знаю проходил из вас кто-то эти техники холотропного дыхания, но суть в том, что человек начинает вспоминать какие-то вещи, он начинает переживать что-то и избавляется от этого, освобождается от этого. Это все выходит из него. Но механизм один – в том, что с помощью дыхания я разжигаю огонь в том числе в моем сознании. Естественно, он не сразу приходит. В чем прелесть йоги – в том, что она экологична, в чем недостаток йоги, — в том, что она быстрых результатов не дает, что нужно делать это изо дня в день, результаты не такие заметные и так как мы слишком ориентированны на быстрый результат, нам очень сложно, нам хочется сразу все и подешевле. Но это не совсем правильный подход к жизни. Попробуем эту технику, да? Хотите? Прямо сейчас. Выпрямитесь, пожалуйста, потому что это важно. Нужно, чтобы позвоночник был прямой и как-то почувствуйте себя. В начале, любая йога, так как она имеет дело с умом, она должна … Хорошо йога делается, когда человек смог расслабить себя. И очень простая техника расслабления, опять же с помощью пранайамы – когда человек просто закрывает глаза, выпрямляет позвоночник насколько можно, дает какое-то командное расслабление, но расслабление приходит само, когда мы начинаем просто наблюдать за своим дыханием со стороны. Не нужно никаким образом управлять своим дыханием, дыхание естественное, поверхностное, обычное наше дыхание, которое есть, но мы становимся в позицию наблюдателя. Не действующего, а начинаем смотреть на это со стороны. Естественным побочным результатом этого становится приятное расслабление. Давайте, чтобы эффект от этого было сильнее, в это состояние себя приведем. Просто посмотрим со стороны, понаблюдаем за своим дыханием, сделаем его чистым, легким, спокойным, как бы поймем, что когда мы вдыхаем, мы вдыхаем что-то хорошее, когда мы выдыхаем, мы выдыхаем какую-то грязь, которая сожглась там. …… Достаточно, сразу чувствуется, что есть какое-то расслабление, спокойствие. Теперь я сначала покажу, не делайте сразу, чтобы делать это правильно, я объясню саму технику немножечко.
Нужно будет сделать сначала глубокий вдох и потом нужно будет сделать серию быстрых чуть-чуть быстрее, чем раз в секунду выдохов, насильственных, через нос, с одновременным движением живота ниже пупка. То есть, при каждом коротком выдохе насильственном мы должны слегка втягивать живот внутрь синхронно с этим, таким образом помогая воздуху выйти оттуда. И нисколько не думать о вдохе, потому что он будет автоматическим при этом, он будет приходить сам, мы не сосредоточиваемся на этом. Для максимального эффекта стоит сосредоточиться на точке между бровей, сознание свое туда поместить. Мы несколько секунд это сделаем, я потом объясню как это нужно делать, мы просто попробуем как это делать. Но еще раз, это простая вещь, которую нужно всего несколько минут, если 5 минут каждый день вы ее будете делать, она может очень сильно повлиять на все уровни, которые у нас есть – на физический, на умственный план, на кармический план наш, но, опять же, при регулярном проведении. Сначала просто послушайте как это выглядит, естественно, я не буду показывать вам как мой живот ходит, но смысл в том, что он ходит, что он туда втягивается при этом. Причем желательно, чтобы именно часть ниже пупка, ниже солнечного сплетения. Мы делаем глубокий вдох и потом серию коротких выдохов (показывает) При всей внешней легкости, вы не сможете больше минуты поначалу это сделать, даже минута покажется вам слишком долгой. Но мы сейчас минуту не будем делать, давайте сделаем это шестнадцать раз просто или восемнадцать раз, это будет несколько секунд всего-навсего. Давайте, распрямитесь сначала, почувствуйте себя, как-то свое сознание внутрь введите, верните его на сам процесс, постарайтесь сосредоточиться на точке между бровей и давайте сделаем глубокий вдох и серию этих выдохов. (идет упражнение)
Тут, особенно в пранайаме главное постепенность, не нужно слишком торопиться. Если вам интересно, я просто вам даю какие-то образцы, вы мне скажете что вас заинтересовало, если вас заинтересует, я могу какие-то детали этого упражнения дать. Но еще раз, я вам гарантирую, что если вы пять минут на это потратите каждое утро, лучше утром пораньше, то это повлияет на вашу карму, условно говоря, очень позитивным образом. Продолжать эту тему чуть-чуть с деталями или хватить? (из зала: да) Ну буквально несколько тогда предупреждений: начинайте с небольшого, не делайте сразу, ни в коем случае 5 минут, вам будет сложно, начинайте хотя бы с одной минуты. Если вы почувствуете какую-то… Может появиться через какое-то время боль в спине сзади при этом, потому что запускаются какие-то процессы, есть массаж внутренний, не нужно особенно этого бояться, но не перетруждайтесь с этим, делайте это постепенно, начните с одной минуты, делать одну минуту в течение недели, потом чуть-чуть увеличивайте и делайте лучше утром. Можно потом делать это, зажимая ноздри – вдох через две ноздри, а выдох одну минуту через левую ноздрю, одну минуту через правую ноздрю. Это еще более сильный эффект, это немножко более сложно.
Вопрос из зала: Как это делать?
Ответ: Нужно в такую форму привести свои пальцы на правой руке и большим пальцем зажать правую ноздрю, а двумя, мизинцем и безымянным, зажать левую ноздрю. Мы делаем вдох, потом зажимаем правую ноздрю и левой ноздрей делаем выдохи. Это более эффективно и быстрее будет приводить к результатам. Совет еще один: сначала сделайте через две ноздри и скажем, формула такая: 3 мин через две ноздри и потом по одной мин. через левую и через правую, это достаточно вполне. Можно больше, естественно, если вы будете больше делать, вообще в идеале говорится, что до десяти-двенадцати минут можно довести, это хорошо. Можно каждую минуту отдыхать.
Еще одну вещь я хотел вам показать, давайте мы еще несколько раз сделаем, после этого появляется естественная задержка дыхания, как бы такая пауза, и ее надо обязательно выдержать. Как только захочется вдохнуть, вдыхайте, но эту паузу почувствуйте, некое особое, спокойное состояние ума, которое в этой паузе возникает. После того, как мы это сделали, естественным образом человеку хочется не дышать просто, дыхание само по себе останавливается и в течение нескольких секунд … Если вы минуту будете делать такую вещь, то пауза потом может до пол минуты продолжаться, естественное недыхание. Это очень важный момент для закрепления эффекта этого упражнения. Хотите, чтобы мы попробовали?
Вопрос: Если вообще дыхание остановится (непонятно)
Ответ: Бывает, это неплохо. Дыхание останавливается… От того, насколько мы часто дышим, чем дышит, например, животное, собака как дышит? (изображает быстрое дыхание) И живет 6 лет. Черепаха дышит медленно и живет много-много лет. Йоги говорят: чем медленнее дыхание у человека и все вещи, которые связаны с очень сильным расходом энергии, в конце концов сокращают срок нашей жизни. Поэтому, кстати говоря, бег, который некоторые пропагандируют, это не очень полезная для здоровья вещь. Она до какой-то степени разжигает энергию, еще что-то такое, но так как она учащает дыхание, то она сокращает продолжительность жизни.
Вопрос: А плавание?
Ответ: Плавание, наоборот, человек ныряет и он задерживает там дыхание. Любая задержка дыхания позитивно сказывается на человеке.
Вопрос: A движение живота быстрое это оно ритмично?
Ответ: Да, ритмично.
Вопрос: Выходит, входит, да?
Ответ: Да, естественно. Точно так же, как мы сознательно только выдыхаем, точно так же мы сознательно его как бы втягиваем, а потом он сам при автоматическом вдохе он сам автоматически выходит. То есть идут такие колебания.
Сейчас задача ваша именно в том, чтобы посмотреть на эффект, который эта задержка произведет на сам ум, на сознание. Давайте сделаем глубокий вдох и потом эти выдохи (показывает).
Хватит. Можете вдохнуть. Почувствовали, да, что естественная эта задержка и что когда человек задерживает дыхание, то ум тоже приходит в хорошее умиротворенное свободное состояние. Вы таким образом уже от какой-то части своей кармы избавились, я хотел вас поздравить. Маленькой, но какая-то вещь уходит, она сжигается таким образом.
Интересно, да? Еще несколько таких трюков рассказать? Еще буквально пару вещей расскажу. Это будет два психологических упражнений, оба идут из йог в конце концов. Тут мы не будем сейчас практиковаться, я вам расскажу, но у вас будет возможность попрактиковаться на протяжении своей жизни, практически каждый день у вас такие возможности будут.
Одна идет непосредственно из Йога-сутры Патанджали. Он там объясняет несколько техник, в частности он говорит, что пранайама – это техника для успокоения ума или для приведения ума в более благостное светлое состояние для того, чтобы сделать ум светлым, неотягощенным всеми проблемами, беспокойствами, для того, чтобы посадить его на надежный фундамент. Потому что мы знаем, ум имеет тенденцию – если он выходит из-под контроля, все, сколько ему ни говори, что это плохо, — все! Если мы зациклились в какой-то дурной цикл, зашли, то очень сложно остановить какое-то раздражение, злость, еще что-то такое. Или кто-то нас обидел и мы думаем постоянно об этом. Это небезобидные вещи, потому что в конце концов они плохо сказываются на нас. Он приводит шесть или семь разных техник, но он говорит, что все они optional, то есть можно им пользоваться, можно нет, а одна обязательная, которую нужно практиковать всем, потому что если человек этой техникой пользуется – и я хотел ее вам рассказать – то влияние саттвы … Слышали такой термин, да? Саттва значит благость, хорошее, светлое, легкое что-то в нашем уме. Влияние саттвы на наш ум увеличивается и ум становится гораздо более управляемым, потому что было бы хорошо действительно владеть своим умом. Ум – это инструмент, если бы мы могли владеть своими реакции, то это в общем-то сильный человек. Сильный человек, который может полностью своим умом владеть. Патанджали Муни учит каким образом этого можно достичь. Опять же, постепенно, не сразу, с помощью какой психологической позиции человек может увеличить влияние саттвы или спокойствия на свой ум. Послушайте внимательно, это очень полезная вещь. Я надеюсь, что он авам понравится. Я сейчас попытаюсь объяснить.
Он говорит, человек должен учиться управлять своей психологической реакцией на других людей 4-мя способами. Эти 4 способа прямо противоположны нашим инстинктивным реакциям или импульсам, которые в нашем уме возникают. Это простая вещь на первый взгляд, но за ней очень глубокая философия стоит. Он говорит: если вы увидите кого-то счастливого, особенно если вы несчастны, какая реакция психологическая возникает? Чье это он такой счастливый? Хочется его как-нибудь опустить слегка. Патанджали Муни говорит: когда видишь кого-то счастливого, раздели это счастье с ним, прояви дружеские чувства по отношению к этому. Вместо какой-то естественной не очень хорошей реакции на это, когда иногда даже вражда возникает и нам не нравится это, он говорит: попробуй разделить это. Попробуй раскрыть свое сердце навстречу его радости. Он счастливый – раскрой свое сердце навстречу его счастью и обрадуйся вместе с ним, стань счастливым вместе с ним. Если ты видишь кого-то несчастного, то правильная психологическая реакция – это попробуй разделить эту боль с ним, потому что обычно – и это проблема нашего ума – когда мы видим чье-то несчастье, у нас появляется подленькое чувство: хорошо, что это не со мной случилось и мы слегка радоваться этому начинаем. В тяжелых ситуациях мы сильно радуемся: так ему и надо, наконец-то, все стало ясно, все стало на свои места. Это неправильно. В самом начале, если мы будем учиться, мы сможем этим управлять, это важные вещи. Если ты видишь, что кто-то несчастен, попробуй эту боль также принять в себя, как-то попробуй проявить соучастие в этом. Еще раз, напоминаю: конечный результат будет очень важным – ум ваш будет гораздо больше подчиняться вам, если вы это направляете.
Две других вещи, еще более важных, чем эта. Я говорил о четырех наших психологических реакциях, которыми мы должны пытаться управлять в своей жизни. Третье – если ты видишь какого-то хорошего человека, благочестивого, который живет правильной жизнью, тут нужно самому очень сильно за него обрадоваться, а не позавидовать ему. Четвертое – самое полезное и самое практичное, вот это мы точно можем каждый день практиковать. Если ты видишь какого-то дурного человека, с какими-то дурными своими вещами, который что-то неправильно делает, какая будет естественная психологическая реакция на это? Разгневаться на него, рассердиться, осудить его. Вот тут нужно вывести себя и нейтрально к этому отнестись, не позволить себе на него рассердиться, не позволить себе возбудиться и проявить свой „праведный гнев”.
У меня буквально недавно был случай, я летел на самолете и сзади меня сидел какой-то … Я попытался на чем-то сосредоточиться, пытался читать, сзади меня сидел человек лет 70-ти, он громко говорил, он пил, он ухаживал за стюардессой, употреблял какие-то неприличные выражения, ну полностью скабрезные какие-то так громко. И я сидел за всем этим. У меня невольно возмущение поднималось, какая-то волна: „Что он себе позволяет?!” Но в этот момент, когда оно только начинается и его можно заметить, можно с ним можно справиться, не трудно. В этот момент нужно отстраниться оттуда и сказать: „Это его проблема, это не мои проблемы.” Это очень важный совет, потому что как правило мы растрачиваем свою ментальную энергию и приводим свой ум в неправильное состояние, потому что мы начинаем расстраиваться, огорчаться или гневаться из-за чего-то, над чем мы не властны, на что мы не можем повлиять. Сколько мы потратили напрасно своей нервной энергии, сколько у нас возмущения возникло и было как-то напрасно потрачено на то, на что мы повлиять в принципе не можем. Правильная реакция при этом – я не могу на это повлиять, — все, я отстранился от этого. Я вне этого всего. Попытайтесь вытащить оттуда свой ум. Если этой практикой пользоваться каждый день, — поводов много будет – мы научимся ум свой вынимать откуда-то, где ему не нужно быть. Это очень важная вещь, учиться знать каким образом управлять. Если нужно от чего-то оторвать свой ум, нужно оторвать его оттуда. Эти 4 совета приводят, еще раз, наш ум в такое состояние, в котором он будет нам подчиняться. Мы скажем ему: делай так и он будет делать. Скажем ему не реагируй таким образом, он не будет реагировать. Это маленький такой как будто бы трюк что ли или не трюк, вернее это не трюк, это работа, это в сущности ежедневная работа, которая в конце концов меняет качества нашего ума, меняет программу, заложенную в нем. А карма – не что иное как программа, которая действует в нашем уме и которая разворачивается и приносит нам хорошее вещи и плохие вещи. Это способ программу поменять к лучшему и сделать нашу жизнь более осознанной.
Третью вещь, опять же маленькую технику, тоже очень полезна, ее мы попробуем. Она тоже связана с йогой и с той теорией, которую я объяснял до этого, и это практический тоже трюк, психологический опыт, который помогает опять же, свою реакцию психологическую делать более осознанной. Я сейчас хочу вас попросить вспомнить о чем-то, что вас возмущает или возбуждает, какой-то эпизод из своей жизни, когда вас кто-то обидел или кто-то несправедливо с вами поступил или кто-то вас задел или какую-то картину, которая принесла вам боль и которая была причиной очень сильного возбуждения в уме, сильной реакции в уме, когда мы думали об этом все время, думали об этом человеке и не могли оторвать свой ум. Были такие ситуации у кого-то в жизни? (смеется) Пожалуйста, вспомните сейчас. И они еще будут у вас, я могу вас обрадовать. Но есть простая техника, которая позволяет опять же свою реакцию слегка с помощью разума умерить и не попадать в цикл или заколдованный круг. Представьте себе, причем попытайтесь представить это как можно более ярко, в виде картинки, увидеть этого этого человека, увидьте что он делает, увидьте его, что вас задело, возмутило, возбудило, привело к какому-то ощущению. Попытайтесь этот эксперимент сделать. Теперь что сделайте – дальше превратите эту картинку в черно-белую в своем уме, лишите ее каких-то ярких красок. Потом сделайте ее плоской, лишите ее трехмерности, сделайте ее картинкой на экране черно-белой и потом отойдите и посмотрите на это со стороны. Последовательность эти вещей, которых мы должны сделать. Теперь просто посмотрите на это со стороны и потом улыбнитесь слегка. Подумайте, что на самом деле это все не так важно, как вам казалось. Нету в нем чего-то … Мы в сущности сами другим людям позволяем с собой что-то сделать, мы даем им это право. Если мы не дадим этого права, они никогда нам боли не причинят. Люди причиняют нам боль только потому, что мы дали им это право, только потому что мы вложили что-то в них. В каких-то ситуациях нужно учить свое сознание из таких ситуаций, когда она нас засосала в эту воронку, водоворот, нужно учиться как бы из нее выходить без потерь. Эта техника, но она работает. Если вы посмотрели на это вот таким образом и подумали: ну хорошо, ладно, все, проехали, прошло. Это значит реально что мы сделали? Мы эту самскару сделали менее сильной в себе, мы этот отпечаток сознательно ослабили. В разных духовных традициях есть способы точно такого же избавления от кармы. Что такое покаяние? Покаяние – это избавление от кармы через слезы, через какое-то переживание, оно выходит оттуда и все. Карма теряет над нами таким образом свою власть. Это как бы такой небольшой прием, техника, которая в конечном счете к тому же самому приводит. Мы таким образом становимся в большей степени властителями своей судьбы или сознания и в большей степени можем направлять это в то русло, в которое хотим. Тогда как еще раз, беда кармы в том, что она делает нас рабами, в том, что она лишает нас свободы и куда-то в какой-то ненужный круг затягивает нас заколдованный.
Ну вот, собственно это небольшое введение, где я пытался объяснить что такое йога в самых общих чертах. Если у нас будет возможность, мы можем продолжить этот разговор в других вариантах. Спасибо большое.
Понятно было, да?
Из зала: Да, каких-то вопросов даже нет.
Вопрос: Вы говорите, что если ум не отягощен никакими проблемами, то человек счастлив. Но ведь человек живет в материальном мире в социуме, где проблемы, хочешь ты того или не хочешь, они следуют за тобой следом. Вот даже послеживая этот цикл, о котором Вы говорите, все равно ведь от этого освободиться никак …
Ответ: Проблема у нас может быть, но на самом деле проблема – это не то, что с нами происходит, а проблема — это то, как мы на это реагируем. Два разных человека могут на одну вещь отреагировать совершенно по-разному. Для одного это будет неразрешимая проблема, которая повергнет его в депрессию на ближайшие семь лет, а другой человек улыбнется и преодолеет это и проблема убежит от него, потому что он сохранит спокойствие, ясность разума. То есть мы не замечаем, что проблема, внешняя ситуация остается. С внешней ситуацией, иногда мы не властны над ней, в большей части случаев мы не властны над ней, но наша реакция – это то, над чем мы властны и от реакции нашей зависит станет эта проблема чем-то совершенно большим, непреодолимым и в конце концов съест нас или она станет каким-то очередным испытанием, которое сделает нас сильнее. Я могу дать какой-то может быть доступный пример. В Аюрведе – это ведическая наука о здоровье, о том, как поддерживать здоровье, ведическая медицина, в ней говорится, что если у человека сильный огонь пищеварения, любая пища идет ему на пользу, даже если это нездоровая пища. Если у него сильный огонь пищеварения, он все переварит и это даст ему энергию. Если у него слабый огонь пищеварения, он самую лучшую пищу будет есть, это все ему во вред пойдет. Потому что пища превратится в токсины, в продукты непереваривания. Так вот, события нашей жизни… Я полностью с вами согласен, проблемы у нас могут быть, в зависимости от силы нашего разума, от силы того огня, который у нас внутри стоит, даже хорошая вещь может превратиться во что-то не полезное для нас. Даже хороший, позитивный опыт, который не представляется проблемой, может в конце концов породить проблему, если мы его толком правильно не переварили и не усвоили. И наоборот, плохие вещи могут дать нам силу, энергию и способность со всем дальше справляться, преодолевать и достигать своей цели, если мы правильно это перварили внутри. Поэтому проблемы останутся. Я не говорю, что не будет внешних проблем, но реально проблем не будет, потому что моя реакция на это будет правильной и потому что в конце концов основная проблема тут, основная проблема не там. Кризис в основном тут, по большей части и люди, которые позитивно относятся в этот момент, они радуются.
Вопрос: Mного техник существует для работы с отрицательным, с негативным, как простить обиду и т.д. Но как правильно переработать хорошее?
Ответ: Хорошая вещь тоже может в конечном счете обернуться чем-то негативным, потому что мы попадем в зависимость от него. Мы будем все время ожидать, что с нами только хорошее будет случаться. Если мы привыкли, если человек, например, изнежен, если ребенка воспитать в слишком тепличной обстановке, это плохо, правильно? Потому что он не будет приспособлен к реальной жизни, он не сможет адекватно реагировать на все, чуть что не по его, это будет его повергать в какое-то совершенно непреодолимое состояние. Поэтому и хорошее и плохое надо определенным образом с помощью нашего разума переваривать. Нет ничего в полном смысле плохого и в полном смысле хорошего, даже плохие вещи могут пойти нам на пользу, хорошие вещи могут обернутся нам во вред. Собственно совет, который дается – не нужно слишком радоваться и слишком огорчаться. Нужно воспринимать это все, понимая, что у нас есть цель вне всего этого и если мы живем только своими эмоциональными реакциями на хорошее и на плохое, мы все время будем вертеться между этими двумя полюсами. Хорошее будет превращаться в свою противоположность, в плохое, плохое будет приводить к хорошему. Это будет маятником и в конце концов чего-то более глубокого мы не узнаем и не поймем, не увидим и не почувствуем, потому что настоящее что-то, оно за пределами этих внешних вещей. Если мы слишком большое значение придаем внешнему, мы не можем понять чего-то более глубокого за этим. Мы должны стать полностью счастливыми, но это за пределами этих всех колебаний. Человек просто на американских горках привык кататься, на синусоиде своего ума, то вниз, то вверх, и за этим он не понимает очень важных вещей, смысла своего предназначения, своей высшей цели, еще чего-то, в этом суть.
Вопрос: Ведь понимание предназначения обозначается как нечто хорошее, позитивное?
Ответ: Есть хорошее в абсолютно смысле, а есть хорошее в относительном смысле этого слова. Обычно люди понимают как нечто хорошее некие относительные вещи, которые только относительно хорошие.
Вопрос: Когда Вы говорили о 4-х моментах, когда нужно в себе формировать правильную реакцию на хорошее, на плохое, Вы привели пример, что Вы летели в самолете и за Вашей спиной кто-то там что-то делал, влияя на Вас негативно. Как Вы говорили, что надо как-то самоустраниться от этого. Если бы Вы не выключились, допустим, а включившись, бы сказали: „Не говорите так громко”, поправили бы как-то – это Вы считаете, что неправильно?
Ответ: Сейчас объясню. Обычно смотрите что происходит. Человек, движимый этим так сказать „праведным гневом”, включает все эти механизмы в себе, направляет этот праведный гнев, люди никогда не воспринимают праведный гнев правильно. Всегда реакция бывает неадекватной, неправильной на этот так сказать „праведный гнев”. Потому что изначальная точка отсчета моего отношения к этому человека неправильная. Я уже с неприязненной точки зрения на него смотрю и я уже его внутри осудил. Если я к Вам подхожу и я Вас осуждаю внутри, Вы это почувствуете. На уровне сознания, подсознания, на уровне чего угодно и Ваша реакция будет прямо противоположной, Вам будет хотеться мне назло что-то сделать. Почему? Потому что Вы увидели в зеркале моего сознания… Я к Вам подошел, Вы посмотрели, я какой-то гнев свой на Вас обрушил, Вы увидели себя искаженным и Вам хочется еще хуже сделать. Таким образом мы не устраняем негативную вещь, мы только увеличиваем ее. Снежный ком только растет. Это стандартная вещь. Кто-то нам не нравится … Я сейчас не говорю, что он правильно делал, он неправильно делал, но моя негативная реакция на это неправильное приводит к тому, что неправильного в этом мире становится больше. Во мне и в нем. Я его провоцирую на что-то и в конце концов проблема не решается. Я могу решить ее только тогда, когда я выйду. Если я вышел из этой ситуации, я могу попросить его сделать, но я по-другому его попрошу, он меня услышит по-другому, у него не будет чистой инстинктивной реакции на это.
Вопрос: А как выйти, чтобы позитивная реакция была?
Ответ: В том-то и дело, нужно в тот самый момент, когда идет эта волна, обычно нам хочется …. Любая реакция, так как мы себя с ней отождествляем, нам хочется дальше идти. Но нужно … Нам на то разум и дан, у нас есть разум и он позволяет нам до какой-то степени всем этим владеть. Чем сильнее разум, тем сильнее человек способен владеть. Собственно поэтому я начал с дыхательных упражнений, потому что дыхательные упражнения, капалабатти в том числе, разум усиливают человека, усиливают способность осмысливать все правильно и доводить это до сознания своего. Вот, собственно и все. Нужно в этот момент воспользоваться разумом. Разум – это то, что отличает нас от всех остальных и разум мой должен объяснить мне что я должен делать, а чего не должен. Чем сильнее разум, тем меньше кармы, строго говоря, тем легче нам. То есть в этот момент я должен поймать себя и просто выйти. В конце концов ну что, можно всегда улыбнуться на это на все. Не отождествить себя с этим, потому что как только отождествил себя с этой эмоцией, все, невозможно уже, я уже на крючке.
Вопрос: А если ситуация происходит такая, что конкретно тебя цепляет. Что делать?
Ответ: Ну, понятно, что мы не можем во всех ситуациях это последовательно ввести, но в каких-то ситуациях мы будем учиться. И как происходит – по мере того как человек учится, сфера его влияния расширяется. Сейчас что произошло с нами – из-за нашей кармы сфера нашего влияния сужена. По сути дела, когда я сказал, что карма – это цепи, это значит, что мы несвободны, то есть мы не можем влиять на все. Чем в большей степени человек свободен от кармы, тем в большей степени он может влиять на какие-то вещи. Через влияние внутри себя, он расширяет внешнюю сферу своего влияния. Это значит, что все меньше и меньше ситуаций будет меня полностью брать под свой контроль и более того, я смогу позитивно влиять вне себя или исправлять эту ситуацию вовне.
Вопрос: Если допустим, очень давно сделал что-то не так, бывает что человек раз наступил на грабли,
Ответ: Обычно мы много раз наступаем, обычно нам одного раза не хватает.
Продолжение вопроса: Когда ты наступил на эти грабли, прошло много-много лет и вот эти грабли волокут нас очень долго и ты вроде как понимаешь разумом, ты включаешь не сердце, а ум, и понимаешь, что надо как-то успокоиться и отпустить это. Но тебя это не отпускает. Как запустить этот механизм в ум, чтобы это могло как-то отпустить?
Ответ: Для этого нужно сначала ответить на вопрос: почему не отпускает?
Спрашивающая: Потому что ты в свое время что-то сделал не так.
Ответ: Не только поэтому. Потому что вы не просто сделали что-то не так, но еще и в этом „не так” было очень много Вас, то есть это Вы сами. Вы до сих пор сами… Вы сделали что-то не так, потому что Вы были таким и Вы привязаны не к тому плохому, что Вы сделали, а к тому, что Вы собой представляли. Поэтому Вы не можете – сейчас я объясню — эту вещь отпустить. Чтобы отпустить, нужно на все эти вещи посмотреть со стороны, дистанцироваться от этого и сказать, что это не я. В конечном счете это не я. Потому что центр моего я глубже. Центр моего я – это душа или мое сознание и он находится глубже. Мы не можем эти вещи отпустить, потому что мы привязаны к ложной концепции своего я, строго говоря. Мы любим себя с потрохами, мы себя любим такой какой я есть и даже что-то плохое, это тоже я, потому что нам кажется, что это я. До тех пор пока это плохое будет реально внутри меня частью моего я, я никогда реально отпустить его не смогу, потому что это часть моего я. Для того, чтобы с этим как-то расправиться, если я объективно понял, что это плохое приводит к каким-то негативным последствиям меня же, я должен выйти из этого сам, я должен понять, что я не в этом, что я могу на все это со стороны посмотреть, и действительно посмотреть на это со стороны, выйдя не просто из этой ситуации, но даже из того я скажем, кто тогда был. Потому что еще раз, мое я – это не ум. Проблема вся заключается в том, что мы прежде всего сначала отождествляем себя полностью со своим телом, потом отождествляем себя со своим умом. А я не тело и не ум. Я – это частица, которая даже когда мой ум не действует, она все равно остается. Даже когда человек глубоко спит. Почему никак люди не могут искусственный интеллект создать? Потому что есть качественно другая вещь. Сколько бы программ новых ни сочинили, сколько бы там суперпрограмм ни было, никогда „я” не создастся у компьютера. Компьютер никогда не будет личностью, у него не будет этого сознания, которое собственно, наблюдает за всем. Когда я встал на эту позицию и начинаю смотреть, все можно отпустить. Когда вы поймете: вот он, я. Эта вещь в конце концов вас как таковую не задевала. Вы по-прежнему еще себя с этим собой отождествляете, поэтому этот поступок никак от вас не уйдет. А надо выйти из этого полностью, потому что Веды говорят, что душа человека прекрасна, душа полностью прекрасна. Все эти вещи – это недоразумение некое. Из этого недоразумения нужно просто взять и выступить. А мы держимся, мы слишком привязаны именно к представлениям о самом себе, не совсем правильные, ложные, мы уже придумали себе какой-то образ и работаем на этот образ, живем на этот образ. Это большая тема, я ее сейчас не смогу как следует до конца рассказать, но там есть много о чем говорить в этом смысле. Но суть-то в том, еще раз, чем живое отличается от неживого – именно центром своего я, сознанием или способностью наблюдать за этим. Поэтому все техники – техники йоги, буддисткие какие-то техники – учат именно этому, немножечко отстраняться, наблюдать со стороны, выходить из этой ситуации и понимать, что я-то вот он я, я неизменен. Простой пример, который каждый может понять: то, что наше я – это не нечто непосредственно связанное с телом и с умом. Мы были маленьким ребенком, потом подростком, потом взрослым человеком, потом мы перевалили за половину своей жизни, началось старение, в конце концов мы умираем, но при этом одна вещь постоянная остается. Все меняется — тело меняется, за 7 лет ни одной молекулы не остается той же самой, полностью все меняется, ум меняется, концепции меняются, взгляды меняются, обстановка меняется. Что остается? Я остаюсь. Это я. Я не поменялся. Я пытался одному пьяному человеку в вагоне поезда это рассказывать, я говорю: „Вот ты же был маленьким мальчиком?” Он долго-долго думал: „Нет, это не я был.” Он просто пьяный совсем был. Но мы-то понимаем: это был я и это я не поменялось. Качества поменялись, много вещей поменялось – то, как мы думаем, то, как мы смотрим, но я мое не поменялось. Вот это я, если я на этой позиции буду стоять, с него можно будет все эти вещи отпустить полностью, если я найду, почувствую этот центр своего сознания, вечный, неизменный, оттуда я все эти вещи смогу отпустить, они все уйдут.
Спрашивающая: Отойти все-таки от собственного я от того или от этого?
Ответ: Я одно. Настоящее я одно. Но есть ложные представления о том, кто я, вот от них нужно отойти в конце концов.
Я думаю, что мне надо уже бежать. Спасибо вам большое.