Диск 109, л. 1
Аннотация:
Тема семинара „Как сжечь карму”: мы отвечаем за свою будущее, у нас есть инструменты, с помощью которых мы можем его улучшить на 3 уровнях.
Что такое Веды. Что такое карма и как она формируется. Основы ведической психологии. Дух, материя и их комбинация – мир, в котором мы живем. Определение и объяснение праны. Объяснение процесса восприятия – читта, манас, аханкара, буддхи. Их соотношение со стихиями. Особое место разума. Как помочь душе пробудиться и не опускаться до механического существования. Формирование сознания у ребенка. Отпечаток, самскара, васана (программа на нынешнюю жизнь), вритти (волны), действие. Немного о ведической астрологии. Как с помощью буддхи разорвать эту цепочку. Различные религии тоже ставят перед собой цель так или иначе развить разум. Вопросы: почему мы не просыпаемся; есть ли у Высшего разума программа для человечества; о различных уровнях (анна-майа, прана-майа и т.д.); как индивидуальная карма комбинируется с семейной, с кармой земли и т.д.; где находится читта; все ли поступки создают карму.
***
Я не знаю что вам уже сказали про меня, я так полагаю, что что-то уже сказали. В течение последних 30 лет я изучаю ведическую философию и культуру и этот семинар – маленький кусочек того, что мне удалось открыть. В каком-то смысле я имею отношение к данному заведению, я кончал Химический Факультет Московского Государственного Университета и потом занимался биохимией и молекулярной биологией, но судьбе было так угодно, что я перестал заниматься молекулярной биологией и должен вам честно признаться, ни разу об этом не пожалел. Я открыл нечто гораздо большеe. Однако, так как у меня есть какой-то научный опыт за плечами, то я попытаюсь поделиться с вами своим пониманием ведической философии тоже в научном ключе. Мой семинар будет рассказывать о каких-то практических методах, которые я думаю вы сможете применить в своeй жизни, чтобы улучшить качество своей жизни, но сегодня я в основном буду говорить о ведической психологии. Можно сказать, что это теория, однако, даже из того небольшого изложения, которое вы услышите сегодня, вы поймете каким образом она в высшей степени практична и каким образом ею можно пользоваться уже прямо сейчас.
Люди многие занимаются йогой, слышали о йоге, но мало кто знает о философии, лежащей в основе йоги и о том, насколько глубокие понятия затрагивает йога. Что греха таить – наша с вами жизнь делает нас очень поверхностными и мы думаем, что йогой можно заниматься в перерывах между всем остальным. Мы торопимся, у нас нет времени, чтобы погрузиться глубже. Но ведическая философия в конце концов должна пробудить к жизни нашу душу, эту самую глубинную составляющую нашего бытия.
Сначала, прежде чем перейти собственно к описанию психологии, еще раз, я думаю, вам будет интересно, я постараюсь, – прежде чем перейти к описанию этого, я хотел бы буквально несколько слов сказать о том, что такое Веды. Веды – это самые древние священные писания, никто не знает их автора, никто не знает времени когда они появились. Сами Веды утверждают, что они были всегда. Разумеется, с точки зрения материалистической философии этого не может быть, но тем не менее как минимум 8 или 9 тысяч лет насчитывают эти писания по самым скромным подсчетам.
Веды – это огромный пласт человеческой культуры, который описывает знание, недоступное ни в каких других книгах. Само определение Вед или шастр – агьята-гьятака-шастра. Шастра – это то, что может открыть нам непостижимое никакими другими способами. Если я хочу понять что-то, что невозможно понять никаким другим способом, существенные тайны или откровения, которые нужны мне для того, чтобы жить нормально здесь, для этого существуют Веды. Это огромные по своему объему писания. Одних только Упанишад, самых существенных и потайных сокровенных книг Ведических писаний, насчитывается где-то 1300, по крайней мере насчитывалось. Сейчас осталось может быть 5 % от всего того, что когда-то существовало в Ведической культуре. В свое время один из Ведических университетов знаменитых где-то 1000 лет тому назад был завоеван мусульманскими завоевателями и библиотеки, которая там была, хватило для того, чтобы кормить все войско в течение 6 лет. Они готовили на этих книгах свой обед. Это примерно чтобы дать представление о том, какие знания содержались в Ведической культуре. Люди настроенные на внутреннее постижение истины, создавшую эту великую культуру, открыли огромное количество тайн бытия и прежде всего счастливого бытия, которые даже крупицы этого знания может поменять нашу с вами жизнь.
То, что я буду рассказывать в основном будет касаться в основном двух книг, вернее трех – это Бхагавата Пурана или «Шримад-Бхагаватам», «Бхагавад-гита», о которой вы наверное слышали и Йога-сутра Патанджали. Хотя, как я уже сказал, где-то 95% Ведических писаний недоступны, даже те 5%, которые остались, достаточны нам для того, чтобы очень многое понять. Эти знания по-настоящему могут перевернуть в хорошем смысле нашу жизнь.
Это было небольшое предисловие, касавшееся собственно Ведической культуры. Я могу долго об этом говорит, не буду. Мне хочется побыстрее вместе с вами побыстрее перейти к сути. Я буду рассказывать о карме. Наверняка вы все слышали это слово, оно затертое, оно употребляется к месту и не к месту людьми сейчас, есть целая серия книг „Диагностика кармы”. Может быть я нехороший, но я их не читал. Но мне хотелось поделиться с вами каким образом Веды раскрывают это понятие, объяснить, что в этом понятии нет абсолютно ничего мистического, это очень рациональная концепция. Более того, мы каждый день сталкиваемся с этим и каждый день творим свою карму. Смысл этого семинара заключается в том, чтобы дать нам в руки конкретные инструменты, чтобы свою карму поменять. Веды говорят, что карма отвечает за три вещи: за то, какая структура моего тела, иначе говоря красивый я или не красивый (женская часть аудитории наверняка заинтересуется этим аспектом кармы). Это результат кармы, того, что я делал, того, что я думал в прошлых своих воплощениях и в этой жизни. В каком-то смысле символически закон кармы был изображен в „Портрете Дориана Грея” Оскара Уайльда, где описывалась эта метафора или история о том, как человек рисовал свой собственный портрет, вернее как каждый поступок менял его внешность. Есть хорошее выражение о том, что до 30 лет мы выглядим какими нас мать родила, а после 30 — какими мы заслужили выглядеть. Это тоже в каком-то смысле отражение или понимание того, что наша деятельность, наши действия, наши поступки и наши мысли – что еще более важно – так или иначе сказываются на нас.
Итак, первое, что определяет карма – это форма нашего тела и форму нашего ума. В том числе к какому виду жизни я буду принадлежать. Веды утверждают, что каждый из нас живет вечно, но далеко не всегда рождается человеком, мы можем родиться кем-то еще. То, каким мы родились – это результат кармы. Кто-то может не верить в перевоплощение души – об этом мы можем поговорить отдельно, но даже если не верить в это, Веды утверждают, что есть еще две вещи, которые определяет наша карма – это продолжительность нашей жизни, сколько мы проживем здесь и тот опыт, который мы проживем в этой жизни, то, что мы переживем – счастье или горе, все то, что называется судьбой, это тоже карма.
Итак, эти три вещи – форма нашего тела и нашего ума, некие стартовые позиции, с которых мы начинаем свою жизнь, продолжительность нашей жизни целиком опыт, который мы переживаем. То есть практически все, что у нас есть. Все это в большей или меньшей степени определяется кармой. Веды не просто констатируют тот факт, что все это определяется кармой, Веды дают нам возможность позитивно влиять на карму. Очень часто люди воспринимают карму как некую фаталистическую концепцию. Судьба… от судьбы никуда не уйдешь – и до какой-то степени это утверждение правильное, но не совсем, потому что на самом деле мы сами творцы своей судьбы, мы можем поменять свою судьбу, свою карму, мы можем радикальным образом поменять ее. И как достаточно кровожадно озаглавлен этот семинар – каким образом мы можем полностью ее сжечь. Что останется от этого – мы об этом тоже поговорим, потому что в результате там останется что-то важное, не все сгорит.
Итак, это небольшой зачин. Сегодня, еще раз, я хотел бы больше поговорить о самой теории того, каким образом карма формируется и сказывается на нас, а также об основах Ведической психологии. Вы не возражаете, если я по-взрослому буду к вам относиться и достаточно сложные, может быть непривычные вещи буду говорит? У меня есть один недостаток – я люблю санскрит и иногда злоупотребляю санскритскими терминами, это также предупреждение, я буду пользоваться некоторыми из них.
Чтобы понять закон кармы, нужно сначала иметь некоторое представление о том, как Веды объясняют функционирование души в материи. В «Бхагавад-гите» говорится, что есть две энергии Бога или Творца, сочетание которых и составляет этот мир. Одна – сознающая энергия, в «Бхагавад-гите» она называется кшетра-гья – тот, кто знает поле, и другая символически называется полем. Ест поле деятельности или материальная энергия, с которой работаем мы, души, обладающим сознанием. Есть принципиальное отличие одной от другой: материя не сознает своего существания, у материи нет того, что мы называем „я”. Каким образом формируется это „я”? Это тайна для современных ученых, люди, которые изучают природу функционирования сознания или ума никак не могут понять в какой же момент возникает „я”? Компьютеры симулируют некоторые функции нашего ума или сознания. Одного у них нет – „я”! Они все могут делать – петь, плясать, если им ножки приделать, они могут говорить с нами – массу функций! Они могут делать очень сложные операции, но у них нет „я”. Когда их выключаешь, они не просят дать им подышать еще немножко, они не просят дать им возможность пожить.
Поэтому Веды с самого начала очень просто решают эту проблему. Они говорят, что есть сознающая энергия Бога. Она имеет принципиально иную природу по сравнению с несознающей энергией. Сочетание того и другого и представляет собой мир, в котором мы живем: мы, сознающие частицы, крошечные искры сознания, носители „я”, носители своего сознания, обладающие способностью познавать мир вокруг нас и познавать свое собственное бытие. И есть материя, которая в общем-то отделена и имеет принципиально иную природу. Что я вам сейчас попытаюсь объяснить, объясняя эту Ведическую психологию, а с перевода с греческого психология – это наука о душе. Психа — это частица психея, частица, которая сознает. Сейчас я попытаюсь, объясняя Ведическую психологию, объяснить механизм, с помощью которого душа, имеющая принципиально иную природу, взаимодействует с материей. Тело наше материально. Когда душа покидает тело, тело становится куском материи, оно не воспринимает ничего. Сейчас сознание, излучаемое душой в виде волн, некой радиации, пронизывает все наше тело. Если его ущипнуть, мы почувствуем, нам станет больно. Если применить какие-то другие вещи к нам, мы будем чувствовать это. Но стоит душе покинуть то же самое тело с тем же самым химическим составом – абсолютно с тем же самым – в какой-то момент происходит качественный скачок, оно ничего не воспринимает, потому что воспринимающая частица уходит оттуда. Задача заключается в том, чтобы понять как эта частица взаимодействует с материей и каким образом душа воспринимает этот мир, каков аппарат. Потому что если мы переведем все наши проблемы на язык науки, то получится, что все наши проблемы – это проблемы взаимодействия души и материи. Это то, каким образом мы воспринимаем этот мир. Посмотрите вокруг, посмотрите сами на себя, — мы можем посмотреть, что есть разное восприятие одного и того же мира, разное восприятие материи и наша судьба – в каком-то смысле результат этого восприятия, правильно? У нас сформировалась определенная призма или линза, через которую мы смотрим на мир и взаимодействуем с миром. Кто-то жадный, кто-то, наоборот, добрый. И тот, и другой считает, что он прав. Есть одно качество, которое присуще сознающей душе: „Мы всегда правы!” Заметили, да? „Я всегда прав! Не правы почему-то, так уж получается, все остальные…”
Начиная рассказ немножечко издалека, я хочу постулировать этот момент: все наши проблемы – это результат нашего уникального взаимодействия с материальным миром, каким образом душа взаимодействует с материальным миром. Мне хотелось объяснить как это происходит. Вы слышали когда-нибудь о пране? Кто слышал? Поднимите, пожалуйста, руку. Большая часть. Как обычно переводят слово прана? Жизненная энергия. Прана – это одно из самых фундаментальных понятий Ведической философии и обычно люди неправильно понимают, что это такое. Обычно люди думают, что прана – это воздух или что я вдыхаю и когда я вдыхаю, я вдыхаю прану… Прана — это тончайшая энергия, посредством которой сознание души переносится в материю. Если кто-то конспектирует, пожалуйста, запишите это фундаментальное определение, оно очень важно. Это тонка энергия, которая разлита везде, энергия, изначально исходящая от Творца, источника всех энергий, которая служит интерфейсом или промежуточным звеном между душой, имеющей сознание, и материей. Поэтому иногда говорят, когда душа покидает тело, что прана покинула тело. Когда происходит этот самый таинственный момент смерти, действительно душа вместе с праной уходит из тела, последний вдох. В русском слове слово душа происходит из слова дух, дышать. Эти понятия связаны друг с другом. Но прана, еще раз, это тонкая энергия, которая существует везде — она существует в моем теле, существует в воде, в воздухе, в еде и эта тонкая жизненная энергия является проводником сознания души или обеспечивает то, что тело сознает. Когда нарушается какое-то функционирование праны, и йога имеет дело с этим, например, когда происходит паралич, когда рука ничего не чувствует, она перестает двигаться, с точки зрения грубой произошло какое-то нарушение нервной ткани, но на самом деле нервная ткань – это не что иное, как канал, по котором передается прана. Собственно йога, чтобы наладить наше тело, работает именно над этим – чтобы прана или энергия свободно циркулировала в теле. Буквально в двух словах в качестве бонуса объяснение самого механизма йоги: йога делает наше тело гибким. Наше тело, особенно к старости становится очень жестким, очень … ну мы все знаем каким … не очень вкусным. Оно постепенно омертвевает и это приводит к тому, что прана перестает функционировать или свободно циркулировать по телу. Йога, собственно раскрывает эти каналы, делает циркуляцию праны свободной и таким образом обеспечивает здоровье – как ментальное, так и физическое.
Но сейчас нас интересует не это, нас интересует процесс восприятия. Я сейчас буду объяснять каким образом устроен наш компьютер, потому что сознание души мы не воспринимаем как таковое сейчас. Оно функционирует через компьютер, имеющий материальную природу. Я сразу введу 4 основных понятий, о которых буду говорить, или 4 функции материального сознания: читта, аханкара, манас (не нужно путать с киргизским манасом) и буддхи. Через несколько минут вы поймете что все эти термины обозначают и каким образом они в вас уживаются. Это 4 функции нашего сознания и Ведические писания задолго до современной психологии, до Фрейда, до Юнга и всех остальных отцов современной психологии объяснили филигранным, детальным образом как функционирует мое сознание. Читта – это несознающий … или как это сказать, как это по-русски сказать, unconscious mind? Не подсознание, а именно … Я в первый раз объясняю все это, мне хочется, чтобы вы поняли. Я в первый раз объясняю это не совсем подготовленной аудитории, так что просите за какие-то может быть погрешности. Итак, еще раз, есть душа, есть прана, душа передает свою энергию в прану и есть 4 тонкоматериальных элемента: читта, аханкара, манас и буддхи. Грубо говоря, читта – это, скажем так, изначальный материальный ум или изначальное сознание, грубое или общее сознание, сознание в самом общем смысле этого слова. Очень скоро вы поймете что имеется ввиду.
Аханкара – это эго, элемент, который отделяет читту какой-то оболочкой и говорит „это я”. Дело в том, что читта как материальный элемент, возникает в самом начале и она не разделена. Есть некое сознающее поле в этой вселенной. Вернадский говорил об этом, когда он говорил об информационном поле, о ноосфере. Это что-то вроде, опять же сравнивая с компьютерами, огромного жесткого диска, где хранится вся информация. Читта – это хранилище всей информации – все то, что у нас есть в сознании, в подсознании, все это хранится в читте. В соответствие с Ведической философией, душа рождалась множество раз и весь этот опыт, вся память моих жизней, хранится тут, что я помню совсем немножко. Короче говоря, это некая очень огромная форма запоминания всей информации. Вся эта информация хранится в том, что Ведическая философия или психология называет читтой. И что самое главное – что тут хранятся все воспоминания, все ощущения, все пережитое нами. Что-то мы помним, что-то мы не помним. Какие-то страхи, которые мы пережили. Психологи, когда пытаются помочь человеку должны докопаться досюда. Это нечто еще глубже, чем просто подсознание, потому что подсознанием у нас будет манас.
Теперь, на этой читте есть аханкара, которая берет из огромной информационной сферы какой-то кусочек и отделяет его стенками и говорит: „это я”. Когда человек разрушает свое ложное эго, он например обладает способностью читать мысли других. Почему? Разумеется, ничего хорошего ему это не дает, кроме того, что получает дополнительную, ненужную информацию, но так как он разрушил эти границы, он получил доступ ко всей информации, хранящейся здесь.
Я знаю одного врача в Индии, адреса не дам, но этот врач знает болезнь человека, когда человек только выходит из дома и направляется к нему. Он уже знает что это за человек и с какой болезнью он к нему придет, потому что он, в результате своей практики йоги, своей духовной практики так или иначе избавился от части своего ложного эго, отделяющего его от другой информации и с помощью этого он получил доступ к большой информации. Это все равно, что если бы у вас был необходимый пароль и вы получили бы доступ к компьютеру скажем местного КГБ. Там есть досье на многих-многих людей и у вас бы была возможность посмотреть на все это. Примерно такая вещь. Это то, что называется читтой. Аханкару я уже объяснил – это эго, то, что отделяет кусочек этой информации и говорит „это мое, это я”.
Когда мы воспринимаем какой-то предмет, когда наше сознание взаимодействует с внешним миром, например я показываю вам этот фломастер. Если внимательно проследить за тем, каким образом происходит восприятие этого фломастера, то можно будет выделить нескольких этапов. Сначала вы просто видите нечто общее, появилось что-то, какой-то объект в поле вашего зрения. Это может быть форма, звук – все, что угодно. Что-то появилось. Что происходит дальше? Дальше происходит сравнение этого объекта с тем, что у вас уже есть, с тем, что у вас накопилось и хранится в читте. Манас – это мое подсознание, в котором хранится информация о вещах, известных мне в этой жизни. Манас или ум – это тоже часть этого большого компьютера, активная часть, что-то вроде оперативной памяти и когда читта воспринимает что-то, а читта очень подвижная, читта очень гибкая и когда мы что-то видим, она воспринимает форму этого и сразу же включается программа „Поиска” и я это свое восприятие или ощущение начинаю сравнивать с тем, что я уже знаю. Иначе говоря, я пролистываю быстро файлы или всю информацию, которая у меня там хранится и соответственно начинаю понимать: „ага, понятно, имеет такую-то форму, назвали фломастером, значит должен писать.” Если даже на назвали его фломастером, я его раскрою, посмотрю и пойму что это такое.
Иначе говоря, манас – это место, где хранится вся информация активная в нашей нынешней жизни и когда мы воспринимаем, сначала работает как бы общее восприятие, потом включается мое подсознание (мы дойдем до самого интересного чуть позже). После того, как в подсознании я определил что это такое, как например, представьте себе, вы идете вдоль дороги, видите витрину магазина и на ней вы увидели предположим торт. Сначала вы увидели что-то такое белое, потом вы присмотрелись к этому – присмотрелись к этому значит вы включили программу сравнений, вы сравнили все, что было, всю информацию, которую вы знали, что дальше у вас произошло? Этот торт, который вы увидели, вы поняли? Что вы поняли про торт? Хочу или не хочу – сладкий, вкусный — нравится мне или не нравится. Что происходит в манасе – он хранит в себе огромное количество информации, не нейтральной, а со знаком – или со знаком +: это хорошо, это плохо; это мне нравится, это мне не нравится; это я хочу, этого я не хочу, этого я хочу избежать. На уровне подсознания, когда я вижу какой-то предмет или ощущение, будь то музыка или еще что-то, сразу же возникает эмоция. На самом деле манас – это эмоциональная составляющая, на уровне эмоций у человека появляются желания: либо я хочу этого, либо я не хочу. Тут же аханкара или мое эго пытается связать это со мной: это хорошо, это должно быть частью меня. Или вы увидели Мерседес и до этого вы ее видели, вы знаете, что это круто, иметь Мерседес, вы все проанализировали, ваш манас абсолютно точно сказал вам, что это хорошая вещь. Тут же аханкара включается и говорит: „Было бы хорошо, если бы у меня был Мерседес”. Аханкара проводит связь между этим ощущением и нами. Оно выставляет это вокруг нас в каком-то соотношении и делает это как бы частью нас.
Другой пример. Вы услышали музыку. Сначала вы услышали просто звук, какая-то музыка донеслась откуда-то и сначала это неразборчивый звук. Манас тотчас же включается и начинает сравнивать это со всем теми звуками, которые вы слышали до этого: „я уже слышал такую музыку”. Откуда-то всплывает: „может быть это Моцарт, похоже на Моцарта.” Соответственно, появляется ощущение: нравится мне это или не нравится. Если вы любитель тяжелого рока, то у вас сразу же появится негативная реакция, „скуката какая-то”. Если вы, наоборот, любите классическую музыку, у вас появится какая-то хорошая эмоция и тотчас же аханкара скажет в каком отношении это соотносится к вам, как это связано с вами, какую она часть вашей жизни занимает и соответственно у вас может либо появиться желание пойти и послушать ее, либо наоборот, уйти откуда-то.
Дальше, в конце концов, и это самая важная вещь, о которой мы будем сегодня говорить. После того, как читта восприняла какой-то объект, аханкара расставила его на место, аханкара сказала нравится мне это или не нравится, люблю я это или не люблю, буддхи, сознающий разум, этот маленький островочек в моем сознании включается и включает программу действий. Буддхи – это собственно то, что определяет что я буду делать в результате того, что я увидел. Так как мы говорим с вами о карме, мне нужно все это объяснить, чтобы вы поняли, откуда собственно, возникает действие. Действие – это не такой простой механизм. Все эти вещи происходят очень быстро, мы привыкли не особенно задумываться над тем как это происходит, обычно мы живем автоматически. Что объясняет любая йога или духовная практика? Все три первых уровня находятся где-то глубоко в подсознании и это механизм. Любая духовная практика хочет превратить нас из механизма в сознающие живые существа, то есть, пробудить наш разум или буддхи. В переводе на русский язык слово буддхи можно перевести как разум или интеллект, как то, что побуждает человека к действию. Отсюда, кстати происходит слово Буддха, Буддха значит пробужденный, человек, который пробудился. Люди по большей части – это большие кармические механизмы, сложные, потому что разум в большинстве случаев спит. Животные – это полностью кармические механизмы, и них нет новой кармы именно потому что у них разум не работает. Человек отличается от животного одним этим качеством – у него есть разум, то есть он может понять что можно делать, что нельзя делать, что хорошо делать, что плохо делать в соответствие с высшими принципами. Он может пробудить в себе сознающий разум, который может поменять его жизнь. Тогда как все остальное – это просто механизм и этот механизм может либо завести нас куда-то … В сущности, если мы посмотрим, мы увидим эту большую программу рефлекторной деятельности или моей реакции на окружающую среду. Я вижу окружающую среду и у меня сразу же возникает реакция: хочу – не хочу, нужно мне это или не нужно, включаются какие-то процессы в уме, человек начинает действовать и что плохо — что обычно этот разум подчинен уму, всему остальному. Ум говорит „мне это нравится” и разум включается и говорит: „хорошо, ладно, тебе нравится, сейчас придумаем что-нибудь, что нужно делать, каким образом это заполучить”, не думая над последствиями, не думая над тем, хорошо это или плохо, то есть некая подсознательная программа руководит нашим сознанием. Йога – это одно из определений, которое мне хотелось сегодня вам дать – это способность нашего сознания руководить нашим подсознанием, то есть перевернуть это и сделать его нормальным. В сущности, когда мы подчиняемся своему подсознанию, мы — кармические машины, в нашем подсознании хранятся все ощущения из прошлой жизни, все эти самскары, впечатления, они сформировали какие-то страхи, какие-то преференции наши – это хорошо, это плохо; это мне нравится, это мне не нравится. И человек, как правило, не отдает себе никакого отчета в том, хорошо это или плохо на самом деле. Торт — это хорошо или плохо? Хорошо, понятно, потому что слюна выделяется, все уже включилось, но хорошо и это по большому счету? Вот тут должен включиться разум! Нужен мне действительно этот торт или не нужен, правильно это или неправильно – это другое дело. Мерседес – это хорошо или плохо? Хорошо. Почему хорошо? Потому что все на Мерседесах ездят.
Что я хочу сказать? То, что люди, как правило не отдают себе абсолютно отчета в том, почему они действуют так, как они действуют, откуда возникают эти желания, каким образом управлять своими желаниями? И вся их жизнь растрачивается на пустые, бессмысленные попытки исполнить желания, которые они даже не знают откуда к ним пришли. Может быть они в детстве посмотрели какую-нибудь передачу и она заложила в них желание, которое через 30 лет очнулось и они полностью отождествили себя с помощью аханкары с этим желанием и потратили еще 20 лет своей жизни для того, чтобы это желание осуществить. Именно таким образом нас с вами, дорогие друзья, программирует нас телевизор. Знаете как нас телевизор программирует? Нам показывают рекламу и она усыпляет разум. Телевизор – самое лучшее снотворное для нашего разума, оно его отключает полностью. В тот самый момент, когда разум отключился, на фоне прекрасной музыки нам показывают что-то, что нам 100 лет в обед не нужно. Но так как нам показали это на фоне прекрасной музыки, разум наш отключен, это все вошло сюда, все это связали с чем-то, что нам приятно и если это какая-нибудь дурацкая стиральная машина, то там обязательно где-нибудь будет женщина красивая, чтобы это соединить с какими-нибудь эмоционально-насыщенными, позитивными самскарами в нашем уме. Все это вошло и я думаю: „Наверное мне нужна эта стиральная машина, чтобы я стал счастливым.” И я начинаю работать как идиот, как осел, чтобы приобрести эту стиральную машину. Потом много еще других вещей вам нужно будет приобрести, потом в конце концов вы умрете, так ничего и не поняв.
Что я хочу всем этим объяснить? Что есть некий очень важный и существенный механизм, которым мы должны сознательно пользоваться. Веды нам объясняют, еще раз, чтобы яснее нам стало как функционирует все это, к каким стихиям или какую природу имеют эти 4 элемента. Они говорять, что читта имеет природу воздуха. Воздух очень подвижен, он очень легко все отпечатки в себя как-бы втягивает, он легко принимает любые формы. По сути дела, когда я воспринимаю что-то, сосредоточиваюсь на чем-то, моя читта воспринимает эту форму, чтобы мне легче было воспринять. Душа, в сущности, видит все это на экране своего ума. Душа сама с материальным миром не взаимодействует. Есть этот воздух, читта, который воспринимает все очень легко. Аханкара имеет природу земли. Почему? Мое эго имеет твердую, гордую природу: „Это я! Я хочу! Это мне нужно! Так или иначе я буду тут стоять!” Упрямство идет отсюда, от ложного эго. Почему? Видели когда-нибудь как маленькие дети свое эго проявляют? Почему? Потому что земля, есть некая твердая, жесткая структура, которую сложно преодолеть, это ложное эго. И в принципе его можно задействовать очень хорошо. Для того, чтобы заниматься йогой, человеку нужна определенная твердость, жесткость, решимость, целеустремленность – все это идет от этой функции нашего сознания обусловленного: „Я! Мое!” Если я отождествил себя с чем-то, это становится частью меня и аханкара дает мне возможность очень настойчиво эту связь, какая бы она дурацкая ни была, реализовывать в жизни. Поэтому она имеет природу земли.
Манас имеет природу воды. Вода – это эмоции, наш подсознательный ум. Можете представить себе толстого человека, который лежит на диване, сентиментального – иногда плачет, иногда радуется… Его единственная функция в нашей жизни – говорить: „это хорошо, это плохо, это мне нравится, это я хочу, а это я не хочу”. Он сам не действует, он просто эмоционирует, он чувствует и у него есть сентиментальная природа воды. Наконец, буддхи, активное начало или активный разум человека имеет природу огня. Огонь – это очень важная вещь в нашей жизни. недаром мой семинар называется „Как сжечь карму?” Что делает огонь в частности на физическом уровне? Чтобы понять яснее почему так важен разум и что он должен нам помочь сделать, давайте перейдем на один уровень ниже с тонкого, эмоционального или психического уровня, на физический уровень. В нашем теле тоже есть огонь. Огонь переваривает пищу. Если бы не было огня переваривания, то пища бы не усваивалась, правильно? Аюрведа, Ведическая наука о здоровье, о том, как жить в здоровье, говорит, что есть одна единственная причина всех болезней. На физическом уровне – это слабый огонь пищеварения, потому что мы все время едим, вместе с пищей мы получаем какую-то информацию и если то, что мы приняли вовнутрь, не переваривается, оно превращается в яд. Этот яд, непереваренная пища, токсины… Если огонь пищеварения слабый, то соответственно все это превращается в яд, на санскрите он называется ама. Один мой знакомый, аюрведический врач, у него есть такая хорошая поговорка: „Ама – это мама всех болезней.” Если я ем что-то и у меня плохое пищеварение, соответственно, все то, что принимаю, не пойдет мне на пользу. И наоборот, если пищеварение мое сильное, то пища будет превращаться в энергию, в умственную силу, будет давать мне ясность сознания. Все зависит от этого огня.
Точно такую же роль играет разум на уровне психическом, на восприятие нашей действительности. Если у нас сильный разум, то весь тот опыт, который мы получаем, а каждый день мы получаем огромное количество опыта – как позитивного, так и негативного, — если у меня сильный разум, то что с этим произойдет? Переварится, усвоится и во что он превратится? В энергию, в силу, он даст мне возможность действовать, причем действовать правильно. Если у меня слабый разум, это превратится в ментальный яд, который проявляется в нашей с вами жизни как негативные эмоции, в обиды, которые у меня накапливаются, в боль, в еще что-то … Все это – непераваренный опыт, который человек тащит с собой. Мы все тащим. У кого-то есть обиды? Кого-то обижали? Кто-то помнит эти обиды? Обиды, месть, дурацкие эмоции, горе, которое я испытывал – все это ментальный яд и все это, накапливаясь в мое сознании … А это все, еще раз, мое совокупное сознание – накапливаясь, этот яд обиды, неудовлетворенности, какого-то горя расстройства, еще чего-то, или даже каких-то наслаждений, непереваренной радости, непереваренная радость тоже превращается в яд, каких-то очень больших желаний – все это в конце концов отравляет мое сознание и становится источником болезней. Все это рано или поздно переходит на физический уровень. Как есть Луиза Хей, наверняка вы ее читали, она как раз изучает это, какие непереваренные эмоции в конце концов превращаются в рак, в туберкулез, во что угодно. Можно сколько угодно изучать вирусную структуру рака, еще какие-то вещи – это все ерунда! Если ваше сознание чистое и ясное, если на уровне вашего сознания нет всего этого ментального яда непереваренного, никакие болезни вам не страшны, вы будете жить здорово, счастливо и потом умрете (смех) и получите лучшее рождение. В этом нет никаких сомнений.
Еще раз, все это очень тесно связано именно с буддхи, с нашим сознающим разумом, но так как мы привыкли действовать как автомат, — нам легче действовать на автомате, на автопилоте, — то наше желание как раз заснуть, нам просыпаться-то как раз и не хочется. Все знают утром каково это бывает. В каком-то смысле человеческая форма жизни в соответствие с Ведами – это промежуточная ступень между сном, низших форм жизни, — а с точки зрения Ведической философии низшие формы тоже обладают сознанием, но это сознание полностью спит, — и высшей сферой бытия, в которой душа полностью пробудилась к своей собственной реальности. Это реальность удивительная. В соответствие с Ведами эта реальность состоит из вечности, знания и блаженства. Душа, реализовавшая свою природу, обретает эти три вещи, которые мы ищем здесь — мы все ищем вечности, мы все ищем знания и мы все ищем блаженства. Человеческая форма жизни промежуточная и это та самая неприятная ступень между сном и бодрствованием, которую мы все с вами испытываем рано утром. Как правило утром, когда звенит будильник и нас толкают, что мы говорим: „Дайте нам поспать еще немножко! Ну еще чуть-чуть!” К сожаленью, большая часть людей живет, руководствуясь этим девизом: „Дайте нам поспать еще немножко.” Закономерно, прожив свою жизнь с этим желанием, не проснувшись, не пробудившись к высшей реальности своего „я” и своей истинной природы, она опускается туда и дает возможность еще поспать. Хотите поспать? Пожалуйста.
Почему она хочет уснуть? Веды говорят, что на самом деле все люди мучатся и мы все знаем, когда надо утром просыпаться, мы все мучаемся – именно из-за промежуточности своего положения. «Шримад-Бхагаватам» утверждает, что хорошо в этом мире только свинье и мудрецу, то есть, живому существу, которое полностью спит и живому существу, которое полностью пробудилось. Трагедия или драма человеческой жизни – не трагедия, потому что на самом деле она иногда имеет хороший конец – драма человеческой жизни заключается именно в этой раздвоенности, то, что карма или прошлые самскары тянут нас вниз. Эта карма постоянно заставляет нас снова попытаться превратиться в какой-то механизм и действовать механически на автопилоте, в соответствие с рефлексами, с наработанными трафаретами и стратегиями, которые у нас есть, с кармической программой, астрологической картой, которая у меня есть, — всем этим; а с другой стороны у нас все равно есть эта душа, которая зовет нас куда-то дальше, выше. Тема этого немножечко запутанного семинара – я надеюсь вы еще следите за ходом моей мысли – заключается именно в том, чтобы объяснить как можно помочь душе пробудиться и не опускаться до унизительного механического состояния, состояния сна разума — в соответствие с Гоей сон разума порождает чудовище — а подняться на более высокий уровень, достойный нас, достойный нашей изначальной природы.
Это было небольшое введение, вы готовы слушать дальше? (ответы: да) В связи с этим, опять же, чтобы подчеркнуть практичность этой модели, которая, еще раз хочу сказать, возникла задолго до современной психологии и тем, чем так гордится западная мысль, до Юнга, до всего остального, уже там, в «Шримад-Бхагаватам», описываются все эти стадии восприятия, то, каким образом происходит процесс восприятия. Чтобы показать ее практичность и действенность, можно объяснить с точки зрения этой модели каким образом формируется маленький человек, ребенок, когда он рождается.
Когда рождается ребенок, у него практически нет аханкары, она очень слабая, неразвитая. И у него нет развитого разума, буддхи. У него есть читта, которая все воспринимает и это не белая доска, не табула раса, и подсознательный ум, в котором какие-то самскары из читты пробуждены, но в общем, очень мало. Что делает ребенок, когда он учится? В первые формообразующие годы он заполняет как раз свою читту и манас активными самскарами, активными впечатлениями. Как например, ребенок обучается? Он видит что-то новое совершенно, то, что он не понимает, не знает. Это просто некритически входит туда, внутрь, откладывается в виде какого-то ощущения, как что-то хорошее, он еще не знает как это все воспринимать, он пытается языком попробовать, иголку туда может затащить, еще что-то такое. Но постепенно-постепенно он слышит как другие говорят, как какие-то вещи называются, у него происходят ассоциативные связи, он знает, что эту штуку называют фломастером. Он сначала не понимает что с этим делать. Он сначала попробует – с этого конца попробует, с того конца попробует, он еще не знает что это такое, но постепенно он связывает с предметом его имя, потому что читта – это что-то вроде словаря, тут у нас лежит огромный материал для ссылок. Как я уже сказал, весь тот опыт, который есть перед нами, мы прочитываем или просчитываем через эту читту, ищем там какие-то похожие вещи. Например, если мы никогда не видели фломастер, но мы видели ручку, то сразу же в читте возникнет эта связь, воспоминание. У ребенка то же самое делается, он очень быстро наполняет эту читту всевозможными впечатлениями и манас приписывает этому знаки „+” и „-„ – это хорошо, это плохо, это полезно, это бесполезно, это мне нужно, это мне не нужно.
Одновременно с этим потихонечку растет эго человека и растет разум. Говорится, что разум начинает формироваться где-то в 5 лет. Поэтому считается, что начинать воспитывать ребенка нужно с пяти лет. До этого ему нужно давать любовь. Если ребенок в первые, самые ранние годы своей жизни получил очень много любви, то он будет очень здоровым, потому что все болезни находятся тут, в нашей читте и все болезни – это какие-то страхи. В Ведах говорится – послушайте внимательно – что мать в 1000 раз более достойна уважения, чем отец, что с точки зрения Ведической культуры мать или женщина является основой или стержнем всей Ведической культуры, потому что она – первый гуру, первый учитель человека и чему она нас должна научить? Любви. Никто другой этому научить ребенка не может. Мать дает ему абсолютно все абсолютно бескорыстно, это то, что отец ему не может дать. Если отца заставить делать то, что делает мать, отец в какой-то момент возьмет ребенка и шмякнет его об пол, потому что ну невозможно! Я недавно разговаривал с одним молодым отцом. Он говорит: „Для меня воскресенье стал самым ужасным днем в жизни. Мне хочетая убежать поскорее на работу! Это невозможно!” Но у матери есть это, Бог изначально создал женщину такой, что она может дать человеку любовь и когда она дает ее ему, то у него возникают здоровые самскары. Потому что здорового человека от больного отличает количество страхов, которые есть у него. Больной человек – это человек с повышенным уровнем страха. Или человек с неприятным характером, еще с чем-то. Если мы с психологической точки зрения попытаемся объяснить все особенности характера человека …. Почему человек жадный? — От страха, от сознания того, что ему чего-то не хватит, что он чего-то недополучит. Почему человек злой? Тоже от страха. В конечном счете все сводится к незащищенности человека. Все наши социальные проблемы, проблемы общества, все наши личные проблемы сформировались в результате каких-то страхов, неприятных впечатлений, отложившихся в читте. Соответственно, говорится, что разум начинает формироваться в 5 лет, когда человеку можно говорить „это хорошо, это плохо; это можно делать, это нельзя”.
Чанакья Пандит, великий социолог или скажем так, учитель древней Индии, говорит, что до пяти лет с ребенком нужно обращаться как с царем. После пяти как со слугой. Одновременно с этим у него постепенно начинает формироваться аханкара: „я и мое”. Когда ребенок совсем маленький, у него нет сознания своей отделенности от матери, он не отделяет себя от нее, он связан с ней пуповиной даже на уровне своего сознания. Но постепенно-постепенно у него появляется это эго, „я”. Знаете как в какой-то момент ребенок говорит „Я сам!” „Да, да, ты сам…” Аханкара когда завершает свое формирование? В 15 лет. В 15 мы полностью оформились, отделились.
(лекция прерывается)
….. Что она порождает, что она оставляет в моем сознании? След, отпечаток, этот след называется самскарой. Я что-то испытал и я говорю „Оооо, это было здорово, это было круто!” Эта самскара остается в моем сознательном уме, переходит в подсознание очень быстро, в манас, и классифицируется там, там на диске много различных библиотек файлов, с которыми мы все время сверяем новый опыт и когда мы что-то пережили, автоматически она вся переходит в это хранилище подсознания. Там у нас есть большой каталог с очень хорошим индексом, очень легко программы „Поиска” включаются … Я прошу прощения, что я злоупотребляю компьютерным жаргоном, но те, кто знает компьютеры, понимают, что в сущности ум построен по тому же самому принципу. Эти самскары или впечатления, иначе говоря, быстро входят в подсознание, то есть в манас, и постепенно-постепенно груз их… Если мы ими не пользуемся, то они переходят еще глубже, в не сознающий ум. Если посмотреть на структуру нашего сознания, то мы увидим, что сознающий ум – это верхушка айсберга, совсем немножко. Огромные глубины подсознания, какие-то там страхи, которые там живут, очень много всего.
Теперь, Веды утверждают, что все эти самскары действующие. Тут наш сознающий ум, маленькая верхушечка айсберга, тут активные самскары, впечатления, которые живы, то, что живет в нашей памяти, то, что формирует нашу жизнь, то есть, то, к чему легко получить доступ и тут внизу нечто неактивное, к чему очень трудно получить доступ, до чего можно достучаться только в результате какого-то гипноза, когда человека погружают в глубокий гипноз, или скажем, психолог, который очень глубоко туда, в подсознание погружается, может найти какую-то почти уснувшую забытую смскару, которая страх порождает. Самскара превращается в то, что на санскрите называется васаной, сейчас я объясню что это значит. Васана – это мое желание, васана – это также структура, какие-то особенности моей личности. Если мы возьмем не просто то, что я заработал в этой жизни, не просто мои впечатления из этой жизни, не просто информацию, которую я накопил здесь, а возьмем немножко глубже, то мы увидим очень легко, что ребенок рождается не чистым, не белой доской, как некоторые говорят, табула раса, белая доска, на которой все, что угодно можно написать. Он рождается доской размером примерно как эта доска. Я помню не так давно рассказывал часть этой лекции, не рассказывал первую часть, вторую рассказывал и когда я дошел до этого, то я обнаружил там полустертое неприличное слово и все видели его и я сказал, что примерно это то, что представляет сознание в момент рождения человека.
Карма – слушайте внимательно – карма — это какие-то самскары из прошлой жизни, которые должны реализоваться в этой жизни. В прошлой жизни я действовал, душа вечная, душа никогда не умирает, потому что такова природа духа. На самом деле, если мы покопаемся внутри, то мы поймем, что смерти внутри нет. Никакой человек в свою смерть не верит. Все остальные умрут, это понятно (смех). Смерти невозможно найти, потому что душа вечная, я вечный, и душа сознающая как энергия Бога, по природе своей вечная. Она действует и переносит с собой весь этот груз, всю эту читту, он переходит с ней в виде тонкого тела. Там очень много всего накопилось и все эти впечатления, самскары, хранятся тут и какие-то из них, в соответствие с законом кармы требуют реализации. Это очень легко понять. Обычно когда человек умирает, он о чем думает? Кто-то из вас умирал? (смех) Умирали. Человек обычно к старости в основном он начинает думать о своей прошлой жизни, о том, что он не осуществил, не реализовал, чего-то он не достиг…. В юности мы в основном думаем о будущем, о настоящем у нас времени нет подумать как правило, и чем ближе к старости, тем больше мы погружаемся в прошлое свое и думаем о том, чего мы не достигли. Когда человек умирает, у него формируются какие-то желания, что-то нереализованное, что-то, чего он не осуществил, какие-то боль, обида, ощущение неудачи. На самом деле, к сожалению, если человек не делает того, что он должен делать, не просыпается в этой жизни, то он умирает неудачником, у него есть ощущение краха. Он может признаться себе в этом, может не признаться. Даже самые так называемые успешные люди не признаются другим в этом, но у них есть ощущение того, что вроде бы я всего достиг, а все равно что-то не то. Мне один мой друг, психолог, сказал интересную вещь: „Мне приходится консультировать и бедных, и богатых. Так вот, богатые гораздо несчастнее чем бедные, потому что у бедных есть надежда, что они станут богатыми и будут счастливыми, а у богатых этой надежды уже нет. Они уже стали богатыми, а счастливыми не стали.”
Самый успешный человек, если сфера его успеха чисто материальная, никогда по-настоящему успешным не бывает, потому что он не реализует свою реальную глубинную природу. Он реализовал себя везде, где угодно, только не там, где нужно. Когда человек умирает, то у него остаются какие-то нереализованные желания, он начинает сосредотачиваться на них и это те самые самскары или ощущения, которые должны будут реализоваться в его следующей жизни. Скажем, когда астролог хороший смотрит на вашу астрологическую карту, одна из отраслей Ведического знания – это Ведическая астрология или Джьотиш (букв. свет), он может сказать вам, смотря на эту достаточно на эту странную карту (она примерно так выглядит, ну тут какие-то там планеты … я вам сейчас свою рисую) что он может увидеть? – Он может увидеть васаны, те самые самскары из прошлой жизни, которые в этой жизни должны реализоваться. То, что я не реализовал в прошлом, но которые обязательно так или иначе должны сыграть в драме этой моей жизни очередной ступеньки, в которую я вступаю полный надежд на то, что наконец-то я достигну цели своего существования, стану абсолютно и безоблачно счастливым.
Эти васаны, еще раз, это какие-то желания в первом приближении, но более четко – это структура нашей личности, сформированная как моими действиями в прошлой жизни – в основном – так и моими поступками в этой жизни. Все эти устойчивые, очень сильные самскары из прошлой жизни, которые должны проявиться в этой жизни, сознательно активируются, эти планеты – просто символ того, как они активируются. Например, если у кого-то сильный Марс, то он означает, что в прошлой своей жизни человек до какой-то степени либо реализовал это не полностью, либо … Ну, так или иначе, что у него в этой жизни будет очень сильная активная марсианская энергия. Или очень интересна эта ось Раху и Кету, которая проходит в каждом гороскопе. Раху – это настойчивое желание, вернее даже мании какие-то, которые будут преследовать меня в этой жизни, перенесенные из прошлого. А Кету будет обозначать обычно область, в которой человек в прошлой жизни добился успеха и она его больше не интересует. Он уже знает, что она не сделает его счастливым. В каждом гороскопе есть две такие сферы. Можно видеть, что какой-то человек очень сильно ориентирован на достижение карьеры, амбициозный человек, у него Раху сидит в 10-м доме. Соответственно, Кету будет сидеть в 4 Доме. Кету в 4 доме будет означать, что у этого человека не будет семейного счастья, что у этого человека не будет спокойной, хорошей домашней жизни, потому что ему этого не нужно, он в прошлой жизни ее получил. В этой жизни у него такой программы нет.
Иначе говоря, васаны – это наша программа на нынешную жизнь, кармическая программа, которая, в свою очередь, проявляется в виде структуры моей личности, особенностей характера, всего того, что вам астролог может наговорить в зависимости от его квалификации. Васаны или программа моей жизни, какие-то настойчивые желания, они во что превращаются в моем сознании? В мысли, в желания, скажем так, какие-то также мыслительные программы. Когда человек ходит по кругам, заметили, да что структура нашей личности в свою очередь формирует структуру нашего ума, как мы мыслим, как мы смотрим на этот мир. На санскрите это называется вритти, не имеет никакого отношения к русскому слову „врите”. Вритти значит волны в нашем уме – беспокойства, тревоги и все остальное – наш ум со всеми его радостями. Вритти или мысли в уме в свою очередь приводят к действию, к карме. Иначе говоря, цикл наш замкнулся. Действие в прошлом через эту цепочку, которая так или иначе включала определенные механизмы в нашем компьютере живом, приводит к какому-то воспроизведению наших действий в настоящем. На другом уровне это может быть не обязательно механическое повторение. Это может быть механическое повторение тоже. Эти действия жаждут своего повторения, если они приводили к хорошим результатам и если они приводили к каким-то дурным результатам, они будут заставлять нас всеми силами избегать того же самого, избегать этих страданий. Так появляются фобии и на основании этой схемы очень легко объяснить фобии человека, можно очень легко объяснить природу психоанализа, что собственно делает психолог? Психолог должен идентифицировать негативную самскару глубоко в нашем подсознании, вывести ее, какой-то страх. Как например, в детстве вы увидели паука и испугались. И с тех пор вы боитесь пауков смертельно. Непонятно почему, но вы их боитесь, так или иначе вам кажется, что паук вас съесть. Ну ладно паук, бывают и похуже какие-то страхи. Соответственно, все это, все наши проблемы находятся в этой сфере, все представляют ту или иную степень осложнений кармических, ту или иную кармическую проблему, которую мы сами же и наработали. Разные методы по-разному работают с этим багажом, какие-то методы пытаются частично распутать этот клубок, но есть методы, которые могут очень сильно этот кармический багаж облегчить и вывести его наружу.
Я только-что привел пример психоаналитического подхода. Психоаналитический подход – это попытка решить те же самые кармические проблемы на очень частном или локальном уровне. Когда у человека возникает действительно большая проблема, психоаналитик пытается докопаться откуда она и показать, что собственно все страхи его не серьезны. И тут очень важный момент: в конце концов все наши страхи откуда возникают? Мы сказали, что все наши проблемы вызваны какими-то подсознательными страхами или негативным опытом прошлого. Но все наши страхи возникают из-за того, что вечная душа отождествила себя с постоянно меняющейся материей. Все наши проблемы от того, что душа вечная, она никогда не умирает, но при этом она искренне считает, что она есть это тело, есть материя. В «Шримад-Бхагаватам» есть очень красивое сравнение. Там говорится, что Луна – а ум или душу иногда сравнивают с Луной — Луна неподвижная, но когда она отражается на поверхности реки движущейся, то кажется будто бы эта Луна движется. Если мы не будем смотреть на Луну, а будем смотреть на поверхность движущейся воды, то нам будет казаться, что она дрожит, движется. То же самое происходит с нами. Наша душа излучает свет сознания и она проецирует его на постоянно меняющуюся, подвижную материю и потом смотрит сама на свое собственное отражение и думает: „А чего это я дрожу?” И начинает дрожать, бояться. Все наши страхи в конце концов оттого, что мы не понимаем своей вечной, духовной природы, которая на самом деле удивительна, исполненная любви. Там, в этой вечной природе, заложены все богатства, которые мы хотим, но так как мы спроецировали себя на материю, то сответственно возникают всевозможные страхи и они заставляют нас постоянно вертеться в этом замкнутом, заколдованном цикле кармы, цикле воспроизведения каких-то действий – хорошие они или плохие, порочные или нет, это не так важно, главное что этот цикл очень сложно разорвать. Но нам удастся, не волнуйтесь. Хотите узнать как? У нас еще с вами целых два занятия, поэтому я не буду раскрывать все секреты, торопиться слишком. Единственное, что я скажу сейчас, чтобы мы уже закончили (или слишком рано? Ну мы можем еще поговорить, на какие-то вопросы ответить), чтобы не перегружать вас.
Йога ставит перед собой цель разорвать этот заколдованный круг, освободить душу, дать ей возможность понять свою природу и избавить ее от всех треволненний, связанных со сложным клубком кармическим, в который она попала и для этого йога ищет слабое звено в этом цикле. Как по-вашему, где легче всего, на каком звене этот цикл разорвать? На уровне действий? Сложно, потому что, во-первых, мы уже их совершили и они уже отложили отпечаток. На уровне самскар невозможно, потому что эти отпечатки уже есть. Можно, конечно, пытаться куда-то туда погружаться, пытаться разобраться, но еще глубже запутаешься. На уровне желаний невозможно, желания неподвластны нам. Мы либо хотим, либо не хотим, мы не можем желать по своему желанию. Мы желаем того, что мы желаем, мы не можем управлять своими желаниями, особенно это относится к очень сильным желаниям, а все кармические желания – это очень сильные желания. Человек, во что бы то ни стало, хочет чего-то и если он не достигает этого, он просто полностью несчастный и он не может себе сказать: „Перестань этого желать!” Как было бы легко, если бы могли сказать: „Ну и не хоти больше!” „Не хочу больше, все! Одной проблемы меньше стало.” Нет, хочется! Желание там, оно очень сильное, потому что оно, в свою очередь подпитывается впечатлениями, которые сформировались в результате действий и тут есть эти планеты ужасные совершенно, все почему-то нехорошие, не в тех домах, в то время, когда надо активизируют эти желания, там есть же развертка по времени и развертка этой кармической программы, как карма реализуется постепенно на протяжении нашей жизни, когда определенные желания пробуждаются в нас. Так, как у подростков пробуждается сексуальное желание в определенный момент, это все кармическая программа, которая включается. На физиологическом уровне, она, естественно имеет свой аспект и свое проявление, но она идет с более тонкого плана.
Так какое слабое звено? Вритти, мысли. Йога дает человеку арсенал методов, с помощью которых он может управлять своими мыслями. Он может управлять своим разумом. Вритти – это функционирование нашего сознания на уровне разума, буддхи. Пробуждая буддхи, активное сознание, человек может научиться постепенно управлять своими мыслями. Если мы посмотрим на всю духовную человеческую культуру – не только выделяя йогу, йога всего лишь навсего какой-то один кусочек этого всего. В конце концов у нас есть христианство, у нас есть другие духовные практики, ислам, много есть разных других духовных практик, есть даже квази-духовные практики, которые сейчас называются Нью-эйдж, эзотерика, астрология еще что-то. Если мы посмотрим на все это с точки зрения этого цикла, мы все увидим, что акцент или мишень всех этих методов – именно это: помочь человеку поменять свой образ мыслей и через перемену образа мыслей поменять свои поступки и потихоньку разорвать весь этот цикл.
В духовной практике каких-то других путях, таких как христианство или мусульманство, они делают это, они дают возможность человеку сосредоточиться в молитве, дают ему строгий образ мыслей, образ жизни. Этот образ жизни, например все правила всех религий что помогают человеку развить? Разум. Разум – это способность различать, понимать: это хорошо, это плохо. Даже, если как скажем, в одной религии говорится „нельзя есть парнокопытных”, в другой говорится „нельзя есть непарнокопытных”. Спрашивается почему? Почему в одной религии говорится, что нельзя есть парнокопытных, а в другой, что нельзя есть непарнокопытных, а в йоге говорится, что нельзя есть ни тех, ни других? Все очень ясно. Человеку, строго говоря, — и это первый принцип йоги, — ему нужно принять принцип ненасилия, принцип ахимсы, потому что если он совершает насилие, то насилие приводит весь наш ум в беспокойство. Насилие порождает насилие. Когда мы убиваем каких-то живых существ, мы поглощаем эту негативную энергию, злобу, еще что-то в себя, все это в свою очередь возбуждает наш ум. Когда человек живет в атмосфере насилия, то его ум тоже настроен на это. Почему у нас сейчас все эти террористы? Именно поэтому, потому что атмосфера насилия сгущается в этом мире. Все начинается с простых вещей – с еды. Поэтому строго говоря, заповедь любой религии: не причиняй насилия, не убей! Это первая заповедь любой настоящей религии.
Теперь, понятно, что это уже слишком. Что, совсем никого не убивать? Кого-то же надо убивать. Поэтому человеку говорят: прежде, чем убить, загляни какие у него копыта – парные или непарные (смех). Не убивай всех безразборно, всех, что движется, подумай сначала. В конце концов на элементарном уровне человеку предлагают сначала подумать, потом убить. И может быть со временем ты перестанешь убивать. Потому что зачем убивать кого-то, когда можно и без этого обойтись. Вполне можно есть овощи и фрукты и быть счастливым. Но все эти правила, скажем так, на элементарном уровне помогают человеку более осознанно относиться к настоящему. Буддхи, еще раз, это сознающая часть нашего разума, сознания, активная часть нашего сознания, которая помогает нам жить в настоящем. Обычно люди живут либо в прошлом, либо в будущем. Либо они думают: „Как я буду наслаждаться в будущем”, либо они сокрушаются о том, как они страдали в прошлом и им невдомек, что в будущем будет то же самое, что было в прошлом, что разницы немного. Люди не живут в настоящем, потому что разум спит. Разум у большинства людей спит. Как ребенку, чтобы пробудить его разум, нужно сказать: „это можно, это нельзя”, причем очень жестко. И чем слабее разум, тем жестче должны быть правила. Потому что маленький ребенок еще не понимает последствий, ему нужно очень четко очертить эту границу. Поэтому скажем какие-то религии дают эти правила очень жестко, они дают человеку некую структуру, в котором он может функционировать, не слишком осложняя свою карму, помогая ему до какой-то степени развить свой разум, до какой-то степени улучшить свой образ мыслей, сделать его может быть не таким деструктивным как он был бы, если бы этих правил не было. Это один из примеров того, каким образом просто обычные правила или заповеди в конце концов имеют отношение к той же самой схеме, не имеющей никакого отношения ни к какой религии. Это чистая наука, почерпнутая из священных писаний, а я сказал вначале, что ведические священные писания дают человеку возможность понять то, чего сами никогда не поймут. Чтобы понять все то, что я вам за час с небольшим объяснил, смогли бы вы сами это все сообразить? Даже люди на западе, отказавшись от священных писаний и забывших о них, пытаются это изобретать, какие-то кусочки они тут поняли, тут поняли. Ту простую схему, которую я вам объяснил, ее практически у большинства людей нет, даже тех, кто изучает психологию, даже у больших специалистов по психологии, просто потому что шастра экономит очень много времени и дает возможность нам понять.
Еще раз, это абсолютно не сектантская схема, она не имеет никакого отношения к „я верю” или „ты веришь” или „мой Бог лучше твоего Бога, сейчас они будут сражаться, посмотрим кто кого победит.” Это все детские игры людей. Есть наука и она гласит, что причина всех причин одна, не может быть две причины всех причин. Изначальная причина всех причин породившая все то, что мы видим перед собой, одна и когда она порождает все это, все то, что мы видим, проходит в своей манифестации, в своем проявлении две ступени: одна – это тонкоэнергетический уровень или уровень сознания и другой уровень грубый или уровень материи.
То, что я вам объяснил, это простое объяснение того, как сознание, попавшее в материю, взаимодействует с ней и к каким проблемам все это приводит, что нужно делать … Но об этом я еще не говорил, чтобы как-то этот круг разорвать. Следующие наши два занятия я попытаюсь какой-то обзор сделать этого. Я буду говорить о пранаяме, каким образом пранаяма воздействует на все это, что это за техника такая, и что она помогает делать. Я буду говорить немножечко о музыке, каким образом с помощью музыки можно разорвать свою карму. Потому что музыка – это тоже очень могущественный элемент воздействия на наше сознание. Я буду говорить немножко о медитации и в конце концов я дам вам самый могущественный метод сжигания кармы. Ну вот, на сегодня все.
Понятно было, да? Может есть какие-то вопросы?
Вопрос: Можно про сон? Мы не просыпаемся почему? Потому что …
Ответ: Мы не просыпаемся, потому что мы думаем, что во сне лучше. Потому что мы ленивы. Почему мы не просыпаемся утром? Потому что нам кажется, что это сонное существование, там так хорошо, тепло, уютно … Человек ленив по своей природе и склонен идти по пути наименьшего сопротивления. Замечали это за собой? И даже песня такая есть: „нормальные герои всегда идут в обход”. Человек всегда ищет каких-то самых легких, простых путей. А простые пути далеко не всегда самые правильные пути в этом мире. Лень человеческая – это причина почему человек не хочет просыпаться, когда я утром нахожусь в этом состоянии и лень меня тянет назад, хотя душа хочет действовать. Заметили, что всегда есть борьба? С одной стороны есть душа, которая хочет действовать и если у человека есть ради чего действовать, ради чего жить…. Например, влюбленные просыпаются быстро, они мало спят. Когда человек по-настоящему любит, он мало спит, потому что душа его активна, она живет. Но когда на человека воздействуют все эти низшие качества – лень, апатия, инерция, тяжесть, ему хочется продлить этот тяжелый сон. В конце концов причина в том, что материя своими качествами, через этот механизм, влияет на наше сознание. Материя по самой своей природе инерционна, тяжелое, а сознание легкое и чистое по природе своей. Комбинация, с которой мы имеем дело, сочетание материи и духа, проблематично именно еще и поэтому, потому что свойства и качества материи и духа противоположны. Дух активен, материя пассивна. Но когда дух попадает под влияние материи, он приобретает те же самые качества пассивности, лени, попыток как-то полегче путь найти. Это все в конце концов воспроизведение нашей материализованной природы, тогда как дух активен, он хочет действовать. Он ясен, легок, и он все время хочет любить.
Вопрос: Скажите пожалуйста, нет ли у высшего разума программы по развитию человечества?
Ответ: Конечно есть. Если бы ее не было, Он бы не дал нам священные писания. Именно потому что она у Него есть, Он дает нам знания, Он приходит сюда Сам, Он произносит «Бхагавад-гиту» для нашего блага, а «Бхагавад-гита» – это слова Самого Бога. Название «Бхагавад-гита» значит Песнь Бога и это слова Высшего разума, обращенные к нам. Помимо этого Он проявляет Себя во множестве других форм – в виде Библии, Корана, других священных писаний. Все это — программа для нашего развития, проблема в том, что мы ею не пользуемся. Мы ее положили на полку и думаем: „Пусть она там постоит.” Он эту программу дал и нельзя Его обвинять в том, что …. Он все, что может делает. Он разговаривает с нами, Высший разум все время обращается к нам. Более того, Его аспект, который называется Параматмой или Высшей душой, находится в нашем сердце. Как в Евангелии говорится, Бог в нашем сердце находится, мы можем услышать Его голос. Почему мы не слышим Его голос? (ответ: Потому что мы слышим свой ум) Да, голос своего ума. Мы можем, если наш ум станет спокойным, как йога объясняет, что наш ум подобен озеру. Самскары – это что-то вроде …(?) или пузырьков на дне этого озера. Вернее, если называть вещи своими именами, это не озеро, а болото и там изредка со дна такие пузырьки … Эти пузырьки, когда они всплывают, они замутняют воду, они с собой выносят что-то и из-за этого рябь на поверхности появляется, из-за этого снизу песок и грязь поднимается. А йога учит нас сделать озеро нашего ума абсолютно чистым и прозрачным, так чтобы в конце концов мы на дне обнаружили сокровище, которое там лежит, услышали Бога.
У Бога есть помимо общей программы, которую Он дает для всех, — а это очень важная общая программа – есть индивидуальная программа для каждого из нас и мы можем в конце концов вступить в эти отношения с Ним и даже должны, но это на более высоких этапах, не слишком скоро будет, не волнуйтесь. Потому что Бог хочет также убедиться в вашем желании, в вашей искренности. А так Он заботится. Тот факт, что вы тут находитесь, это проявление Его заботы.
Вопрос: Вы говорите, что в колесе самсары есть слабое звено и это мысли, благодаря которым мы можем разбудить буддхи. Чем отличается вритти от гьяна-майи и буддхи от гьяна-майи?
Ответ: Глубоко копаете… Для этого мне нужно еще одну лекцию прочитать.
Спрашивающая: Хорошо, спасибо.
Ответ: Потому что это новая концепция, которую я здесь не вводил. То, на что вы ссылаетесь, это положение из „Тайтирии Упанишад”. Как я говорил, самые сокровенные истины Вед раскрыты в Упанишадах. Само по себе слово упанишад значит сокровенное или тайное знание. Упанишад означает знание, которое раскрывается в момент близости между учитэлем и учеником. Другое значение слова упанишад – то, что может полностью разрушить нашу карму. „Тайтирия Упанишад” объясняет систему: анна-майа коша, прана-майа коша, мана-майа коша, вигьяна-майа коша и ананда-майа коша. Она объясняет, что человек представляет собой что-то вроде матрешки, когда есть пять оболочек (коша значит оболочка): есть душа, есть оболочка разума или буддхи или вигьяна есть оболочка ума, есть оболочка праны или жизненная энергия и в конце концов есть грубая телесная оболочка, пять этих оболочек. Это, в сущности то же самое, просто немножечко по-другому описанное о том, что душа может проецировать свое сознание на разные уровни и собственно она на все эти уровни свое сознание до какой-то степени проецирует. Но человек может преимущественно находиться либо на телесном уровне существования, отождествлять себя целиком с материальным телом. Есть категория людей, которые занимаются боди-билдингом, они хотят мяса побольше нарастить. Тайтирия Упанишад называет это оболочкой пищи, то, что из пищи сделано, из еды. Есть более тонкие оболочки – оболочка праны, оболочка ума и оболочка разума или сознания. В общем разницы нет. Буддхи, о котором я говорил – это то же самое, что вигьяна-майа коша. Но там много еще нужно говорить. Может есть какие-то попроще вопросы?
Вопрос: Вы затронули в лекции вопрос о том, что карма многослойная, что там еще накладывается карма семьи, карма земли все это… Вот как это все выглядит?
Ответ: Карма – это очень динамичная вещь, она никогда не статичная. Я именно для этого объяснил все эти вещи, потому что карма находится постоянно в процессе формирования. Более того, мы постоянно обмениваемся кармой. Потому что карма на тонком уровне выражается в виде самскар – ощущений, впечатлений и соответственно есть часть кармы, которая называется крийамана карма, если вас интересуют технические детали. Крийамана карма — это карма в процессе ее создания. Ею мы постоянно обмениваемся. Например, каждый раз, когда мы едим, мы вместе с едой какую-то карму или тонкую энергия поглощаем. Поэтому Веды изначально придают огромное значение пище. В „Чхандогья Упанишад” говорится, что пища, которую мы съедаем, делится на три части – одна выводится вместе с испражнениями, грубая часть. Средняя часть превращается в тело, а тонкая часть пищи превращается в ум, в наше сознание. Каждый раз, когда мы едим, мы сами того не желая, формируем свое сознание. К сожалению пища, которую люди сейчас едят, полностью очень низкого качества. Есть знаменитые эксперименты о том, как японец определял как мысли влияют на воду. Просто если дурно подумать о воде, она приобретает очень плохую структуру. Теперь, из чего наше тело состоит по большей части? Из воды. Из чего пища состоит? Из воды. Поэтому в Ведах говорится, что когда человек ест, он вместе с пищей ест мысли человека, который эту пищу приготовил, мысли человека, который ему эту пищу на тарелку положил и свои собственные мысли, которые он думает, когда он ее ест. Все это отражается на его пище и в конце концов входит в него и формирует его ум. Теперь, если человек все время питается в Мак Дональдсе, каким он вырастит? Образцово-показательным американцем, то есть идиотом, при всем моем уважении к этой великой нации, там огромное количество идиотов и они хотят превратить в идиотов весь мир. Потому что все эти Мак Дональдсы с их механической пищей, лишенной тонкой глубинной составляющей, полностью уничтожает человека.
Один ученый сделал эксперимент на себе, он никого другого не нашел, он месяц питался только пищей в Мак Дональдсе и проверял все параметры своего тела. Потом ему понадобился целый год, чтобы восстанавливать их до нормы. Потому что эта пища с физической точки зрения ужасная, но еще хуже она с более тонкой точки зрения. В Ведах говорится, что в пище должна быть любовь. Пища всегда связана в нашем сознании с любовью. Когда мы в первый раз получаем пищу? От матери. Что такое молоко матери? Это ее жидкая любовь. Когда ее любовь к ребенку превращается в молоко. Если мать не любит ребенка, у нее уйдет молоко. И это настоящая пища для ребенка, а не детская смесь „Малыш”, смесь такая в пачках, там такой диатезный ребенок нарисован (смех) на коробке, с красными щеками. Иначе говоря, когда я ем пищу, я ем карму человека, который ее приготовил, я ем карму человека, который мне ее дал. Если эту пищу мне дали без любви, если мне ее шмякнули где-то там в общепитии, это тоже мысли, которые туда пошли: „Чтобы ты сдох вообще!” (смех) Поэтому мы сами тоже думаем непонятно что. Все это я потом ем и потом я должен быть счастливым, после того, как я получил эту порцию недоброкачественной пищи. Это пример того, каким образом карма творится.
Теперь, карма нашей семьи что такое? Мы общаемся близко с нашей семьей, с близкими людьми и соответственно все их мысли входят туда, входят в нас. Карма нашей нации – это в конце концов мысли нашей нации, какие-то особенности характера национального, которые мы хотим или не хотим невольно воспринимаем, потому что на уровне читты я сказал, что в общем-то нет границы и мы до какой-то степени считываем с этого общего информационного поля все, что есть. У нас есть, пусть не развитый, но доступ к этой информационной сфере. Первому тонкому элементу, который Бог сотворил, творя этот мир, это читта, это первое, что сотворил Бог, когда создавал этот мир, что создавал Вишну в соответствие с Ведическими писаниями. Это все разные слои, но в конце концов они в нашей читте накапливаются. Влияют на нас больше всего все-таки…. Все это разные факторы, какие-то более существенные, какие-то менее существенные, но об этом я завтра буду говорить. В общем, все то, что нужно знать, я уже рассказал, потому что по той же схеме все остальное действует на уровне семьи, на уровне государства и всех остальных вещей, так мы обмениваемся кармой с людьми.
Вопрос: Вы говорите, хранится информация только из опыта наработанного прошлой жизнью или все знания, какие есть?
Ответ: Я еще раз говорю, читта…. В человеке хранится информация только из его опыта или все знания, у нас в принципе есть опыт ко всем знаниям, но мы не можем получить доступа к нему из-за аханкары, из-за ложного эго. Теоретически я могу получить этот доступ, если я один из актов избавления себя от кармы заключается в избавлении от ложного эго, в избавлении от ложного, ненужного эгоизма. У эго есть позитивная функция и об этом я тоже может быть завтра или послезавтра буду говорить, но когда человек избавляется от негативного, то он может считывать, он может получать доступ к этому большому компьютеру.
Вопрос: То есть в человеке он находится, что ли?
Ответ: Скажем так, он не находится в самом человеке, но на тонком уровне этих границ нет, у нас есть доступ ко всем этим файлам, которые там скрыты. Мы живем в информационном пространстве, которое на санскрите называется махат-таттва, это первый элемент или вселенский разум. Это первый элемент, который был создан. Это материальный элемент, но это самый тонкий элемент, который был создан при возникновении этого мира. Мы живем в этом океане махат-таттвы. Люди, которые занимаются йогой, они получают доступ ко всем этим вещам, потому что что такое все эти сиддхи или мистические способности, которые они обретают? Например, человек … Вам интересно объяснить как человек обретает мистические способности? (смех) В Ведах говорится, что это ловушки на пути йога, это что-то, что отвлекает его от высшей цели. Йога объясняет разные формы медитации. Медитация значит сосредоточение моего сознания на, в частности, разных элементах творения. Одна из форм медитации, которой пользуются йоги – медитация на элементы, из которых состоит этот мир и если я буду медитировать на пример на свет. Сейчас остались какие-то примитивные вещи. Если вы пойдете в какую-то примитивную группу йоги, вам скажут медитируйте на свет и мы не знаем толком что такое медитировать и что значит медитировать на свет. Но йог, который занимается этим профессионально, он реально медитирует на свет и его сознание в результате этого сосредоточения приобретает свойства света. Его сознание, его читта в результате этой медитации, в результате глубокого сосредоточения на свете приобретает свойства света и он приобретает ту же самую способность, что и свет. Он может очень быстро переноситься куда-то, он реально может, это не сказки, это реальность, он может оседлать солнечный луч и на солнечном луче путешествовать. Я не видел таких йогов, не буду вам рассказывать, но говорят есть. Если человек медитирует на воздух, он обретает способность левитировать. Махариши Махеш Йоги, вих школе пытаются научить людей левитировать, они там как-то подпрыгивают и говорят, что если долго подпрыгивать, в конце концов можно там остаться (смех), но это не то.
Все зависит от нашего разума, от структуры нашего сознания. Когда я в результате глубокой медитации сосредоточения делаю что-то сознание легким, то это все передается в том числе моей материальной составляющей, я поднимаюсь и начинаю левитировать. Был такой случай с Буддой, что он однажды подошел к берегу реки и хотел переправиться и йог сказал ему: „30 лет я сидел тут, теперь я могу ходить по воде.” Буддха сказал: „Бедный ты человек, неужели у тебя не нашлось одной рупии, чтобы заплатить лодочнику? Тебе нужно было 30 лет потратить на то, чтобы ходить по воде.” В конце концов человек должен чего-то высшего достичь, хотя это тоже интересно.
Вопрос: …
Ответ: Он выполняет нашу собственную задачу, которую мы когда-то поставили. Вся эта программа или весь этот механизм создан Богом для нас. Если вы действительно хотите получить ответ на этот вопрос, я могу два слова сказать по этому поводу. Дело в том, что мы некогда – и символически это в разных историях изображается, потерянный рай и так далее – захотели отделить свою независимость от Бога. Мы все хотим независимости, правильно? Люди думают, что независимость и свобода – это самое лучшее. Однако они неправильно понимают свободу здесь, в этом мире. Все здесь борются за независимость – страны борются за независимость, люди борются за независимость свою, муж борется за независимость от жены, жена борется за независимость от мужа, потом их дети начинают бороться за свою независимость. Все это очень глубокая программа, которая изначально коренится в душе, потому что душа захотела считать себя независимой от Бога. Это то, что в „Потерянном рае” Милтона называется бунтом против Бога, мы знаем миф или историю из Библии о том, как случилось грехопадение, как Бог, предупредил Адама о том, чтобы он не ел плодов с древа познания добра и зла. Что такое добро и зло в нашей с вами схеме? Это та самая двойнственность раги и двеши – люблю-не люблю, мне это нравится-мне это не нравится; это хорошо – это не хорошо и Я (!) определяю что хорошо, а что нехорошо. Я – конечный судья в этом вопросе. Бог сказал: „Не нужно вам этого, не нужно, оставайтесь здесь, где все хорошо.” Но приполз змей, который сказал: „Скушайте и станете как боги”. Это желание стать Богом, то есть независимым в своей сфере творения и вынудила Бога создать этот аппарат, который позволяет нам себя почувствовать Богом. Пусть ненадолго, пусть со всеми вытекающими из этого последствиями, это некая иллюзия, некая виртуальная реальность, некая игра, которую Бог создал для нас, чтобы мы поиграли в Бога. Он не может нас сделать Богом, потому что …. ну не может Он этого сделать, место уже занято. Но если мы хотим, если мы кричим, если мы настаиваем, если мы топаем ногой и говорим: „Я хочу быть Богом!” Он говорит: „Ну хорошо, ладно, вот тебе эта игра, этот механизм, виртуальная реальность, где ты можешь свою независимость почувствовать. Существенным элементом этой структуры является эго: я тут и я все тут оберегаю. Так что эго охраняет нас от Бога, чтобы Он не вмешивался, потому что Ему, старому … Мы сами знаем лучше. В этом беда, в этом проблема.
Вопрос: А любые ли поступки создают карму или …?
Ответ: Нет, не любые поступки создают карму и об этом как раз будет мое завтрашнее занятие. Потому что если бы любые поступки создавали карму …. Есть люди, которые очень примитивно толкуют этот закон. Они говорят: поступок значит карма. Карма значит плохо. Соответственно какой вывод логический? Перестать что-нибудь делать. Беда в том, что Кришна объясняет в «Бхагавад-гите», что человек даже на мгновение не может ничего не делать. Я дышу, это значит уже, что что-то со мной происходит, когда я дышу, я вдыхаю микробов, я кого-то убиваю. Человек действует, душа действенна по своей природе. Люди, которые утверждают, что душа действует только в болезненном состоянии, а в безболезненном состоянии, когда она выздоравливает, она перестает действовать, это люди полностью абсурдны. Это все равно что сказать: когда я болею, я действую, а когда я выздоравливаю, я перестаю действовать. Наоборот, когда я болею, моя деятельность ограничена, я могу только в туалет ходить и с боку на бок переворачиваться. В болезненном состоянии я не могу действовать. Наоборот, реальная природа души — действовать, но все дело в том, чтобы научиться действовать правильно. И собственно, смысл «Бхагавад-гиты» в этом, Кришна в «Бхагавад-гита» начинает свой рассказ с того, чтобы объяснить Арджуне как человек может действовать и не запутываться в своей деятельности. Он говорит: Я научу тебя сейчас искусству деятельности, карма-кушала, это искусство деятельности, которое не приводит к возникновению кармы.
Спасибо большое.