Диск 107, л. 4
Аннотация:
Что должен делать ученик, когда духовный учитель уходит. История про то, как Шрила Прабхупада покупал в Торонто церковь под храм. История о том, как Харивилас Прабху уезжал из Англии во Францию. История о том, как ученики подменили тапочки Шрилы Прабхупады.
***
Я прочитаю стих из четвертой песни «Шримад-Бхагаватам», глава 28, текст 48. Этот стих будет касаться праздника, который мы отмечали с вами вчера.
уттиштхоттиштха раджарше
имам удадхи-мекхалам
дасйубхйах кшатра-бандхубхйо
бибхйатим патум архаси
ПЕРЕВОД: О лучший из царей! Встань, посмотри — этот мир, окружает вода океана и он населен разбойниками и так называемыми царями. Этот мир очень боится сейчас, он погружен в страх и поэтому твоя обязанность — защитить его.
КОММЕНТАРИЙ: Когда приходит ачарья, следуя высшим наставлениям Верховной Личности Бога или Его представителя, он утверждает принципы религии в соответствии с «Бхагавад-гитой». Религия значит подчиняться приказам Верховной Личности Бога. Религиозные принципы начинаются с того момента, когда человек предается Верховной Личности Бога. Обязанность ачарьи — распространять подлинную систему религий и побуждать каждого кланяться Верховному Господу. Человек исполняет религиозные принципы, занимаясь преданным служением, особенно девятью формами преданного служения — слушанием, повторением, памятованием и т.д. К сожалению, когда ачарья уходит, разбойники и непреданные пользуются этой возможностью и сразу же начинают вводить неавторитетные принципы, присваивая себе титулы так называемых свами, йогов, филантропов, людей, заботящихся о благосостоянии других и т.д. На самом деле, человеческая жизнь предназначена для того, чтобы мы исполнили указания Верховной Личности Бога как утверждается в «Бхагавад-гите» (9.34):
ман-мана бхава мад-бхакто
мад-йаджи мам намаскуру
мам эваишйаси йуктваивам
атманам мат-парайанах
«Всегда думай обо Мне, стань Моим преданным, поклоняйся Мне и падай предо Мною ниц. Поглощенный мыслями обо Мне, ты непременно придешь ко Мне».
Главная обязанность людей состоит в том, чтобы постоянно думать о Верховной Личности Бога, стать преданными Верховного Господа, почитать Его и падать ниц перед Ним. Ачарья, или авторитетный представитель Верховного Господа, устанавливает эти принципы в человеческом обществе, но после его ухода порядок опять нарушается. Его лучшие ученики стараются исправить положение, искренне следуя наставлениям своего духовного учителя. Сейчас практически весь мир живет в страхе перед мошенниками и непреданными, и для того, чтобы спасти людей от безбожия, мы основали Движение сознания Кришны. Каждый человек должен сотрудничать с этим Движением, чтобы принести в общество настоящее процветание, счастье и мир.
Я прочитаю еще один абзац из следующего комментария Шрилы Прабхупады:
Это значит, что жена преданного должна быть готова на такой поступок. Точно так же ученик, преданный своему духовному учителю, скорее умрет вместе с ним, чем перестанет выполнять его наставления. Верховный Господь является на землю, чтобы восстановить основы религии, и с той же целью приходит сюда представитель Господа, духовный учитель. Долг учеников — продолжать миссию духовного учителя и добросовестно исполнять ее. В противном случае ученику остается только одно — умереть вместе с духовным учителем. Иными словами, ученик должен быть готов отбросить все эгоистические интересы и посвятить жизнь исполнению воли духовного учителя.
*******
Я думал, что будет правильно, если мы сегодня еще раз вернемся к тому празднику или осбытию, который мы отмечали вчера, ко дню ухода Шрилы Прабхупады. Поэтому я выбрал стих из 28-ой главы четвертой песни «Шримад-Бхагаватам», где Нарада Муни рассказывает Царю Прачинабархи аллегорическую историю, в которой царь Майаладваджа умирает в лесу, как это было принято в давно минувшие времена. Цари в какой-то момент уходили в лес вместе со своими женами для того, чтобы изжить последние остатки духа наслаждения. Последний период нашей жизни мы должны провести так, чтобы этого желания наслаждаться здесь, в этом мире, не осталось вовсе. Потому что даже если маленький привкус этого желания останется в сердце, то Кришна откликнется на это желание и позволит нам снова родится в этом мире. Поэтому ведические традиции были достаточно суровы и цари, которые всю жизнь наслаждались или пользовались возможностями своего положения, — а положение царя или человека, облаченного властью – это всегда очень опасное положение. Потому что власть дает человеку самое сильное наслаждение. Природа наслаждения – это ощущение того, что ты контролируешь или управляешь чем-то. Когда человек получает это ощущение, он думает: „Я наслаждаюсь.” Потому что такова природа Верховной Личности Бога – Он наслаждающийся и Он всем управляет. И мы тоже хотим быть наслаждающимися и поэтому мы тоже хотим всем управлять. Если не всем, то хотя бы своим мужем или своими детьми или не знаю чем, хотя бы машиной. Потому что когда человек едет в машине, то природа удовольствия, которое он получает – контроль, власть.
Так или иначе, по ведической традиции цари должны были уходить в лес для того, чтобы этот дух наслаждения изжить. И царь Майаладваджа, о котором рассказывает Нарада Муни, не был исключением из этого правила. Вместе со своей женой, царицей Видарбхи, он ушел в лес и в какой-то момент оставил свое тело. Когда это случилось, его жена, верная и преданная, массировала его стопы и она почувствовала, что жизнь ушла из его тела. Она почувствовала, что стопы его похолодели и что в теле больше нет признаков жизни. Когда она окончательно убедилась в этом, она стала плакать, рыдать и просить царя встать, подняться со смертного ложа. Этот стих – причитания или стоны царицы Видарбхи, которая просит своего мужа подняться с ложа смерти.
Шрила Прабхупада в комментариях к этим стихам объясняет, что аллегория, которую описывает в данном случае Нарада Муни, — это состояние, испытываемое учеником, когда уходит его духовный учитель. Он говорит, что царь Майаладваджа в данном случае олицетворяет Гуру, Ачарью, духовного учителя, а его жена, верная и преданная, которая массировала его стопы, олицетворяет ученика. И здесь ученик, поняв, что духовный учитель ушел, просит его вернуться, призывая его вспомнить о своем долге.
Шрила Прабхупада объясняет в комментарии, что когда духовный учитель уходит, то принципы религии, которые он принес для того, чтобы утвердить в этом мире, опять куда-то затемняются. Всегда находятся разбойники, воры, так называемые проповедники, которые будут делать нечто прямо противоположное тому, что должны делать религиозные люди. Всегда найдутся люди, которые будут извращать эти принципы и так постепенно происходит процесс, который в «Бхагавад-гите» называется дхармасйа-гланир или упадок религии. Это в сущности, неизбежный процесс. Сам Шрила Прабхупада говорил, что когда ачарья уходит, то всегда наступает хаос, всегда в мире происходят страшные события, потому что сразу же все то, что он принес, начинает извращаться. Сразу же все то, что он принес, начинает приобретает формы прямо противоположные тем, которые он ожидал.
И Шрила Прабхупада здесь объясняет каким образом в этой ситуации должен вести себя ученик. Ученик – это тот, кто предался Гуру. Шрила Прабхупада, если вы заметили, дает в этом комментарии дает очень важное определение религии. Он говорит: религия начинается с того момента, когда человек предается. До этого о религии не может быть и речи; до этого это не религия, а игра в религию. Религия или дхарма начинается с того момента, когда человек отбрасывает свои собственные эгоистические интересы. Потому что мы все эгоисты. Кто-то меньше эгоист, кто-то больше эгоист; кто-то проявляет эгоизм по-одному, кто-то проявляет эгоизм по-другому. Микрофон этот проявил эгоизм, перестав работать. Ага, внял. Кто-то проявляет эгоизм или зависть грубо, кто-то просто эгоцентричен и не обращает внимания на других. На самом деле все люди думают о себе, каждый человек рождается с мыслями о себе и о своих собственных интересах; каждый человек все время думает как мне должно быть лучше. Но религия значит ман-мана мад-бхакто мад-йаджи мам-намаскуру. Религия начинается с того, что я перестаю думать о себе и начинаю думать о ком? О Кришне. Религия к этому сводится. Суть религии в том, чтобы перестать думать о себе.
Человек разными способами может достичь этого состояния. Кришна в этом стихе объясняет, что есть этапы приближения к этому состоянию. Все начинается с того, что я просто кланяюсь. Склоняя свою голову перед Кришной, я уже перестаю так или иначе строить мир вокруг себя. Каждый человек в этом мире пытается построить или заставить мир вертеться вокруг себя. Мы все считаем себя пупом вселенной, центром этого мира. Как в Индии, если вы пойдете в какое-нибудь святое место, вам будут говорить, что это место – центр мира. В другом святом месте вам скажут то же самое. Но мы знаем, что центр мира на Урале находится, нам это понятно или где-то под Днепропетровском, в зависимости от того, откуда мы.
Но это природа, психология человека – думать о себе, пытаться заставить мир вертеться вокруг себя. Поэтому Шрила Прабхупада дает это суровое определение религии и религия начинается с того момента, когда человек предается. Мы можем реально предаться в этой жизни живому человеку. Потому что Бога мы не видим. Наша проблема и наша беда заключается в том, что мы не видим Бога, не понимаем Бога и предаться Ему сразу, непосредственно начать думать о Нем очень сложно. Я помню, мне сказали: „Думай о Кришне.” Я решил думать о Нем, но я не мог понять что о Нем думать. Решимость у меня была, только я не мог понять что думать о Нем! Сидел и думал… Но это очень недолго продолжалось, потом я стал думать как всегда о самом себе, что мне нужно, как мне будет лучше, а не как Ему будет лучше.
Поэтому процесс предания начинается с живых, личностных отношений с духовным учителем. Недаром Нарада Муни сравнивает ученика с женой. В традиционном ведическом обществе жена (простите меня, пожалуйста), выполняла все приказы своего мужа беспрекословно. Это была традиция. Было некое социальное давление, людей учили с детства так вести себя и ученик должен воплощать в себе тот же самый дух, тот же самый принцип. Принцип один и тот же. На самом деле для жены муж является представителем Верховной Личности Бога. С этим трудно смириться, я понимаю, но это факт. Для ученика точно так же духовный учитель является представителем Верховной Личности Бога и успех нашей жизни зависит от того, насколько реально я смогу предаться. В конечном счете Богу или принципу Бога, который в разных видах и в разных формах проявляется в разных личностях здесь, в этом мире… Наша природа в том, чтобы отвергать все авторитеты и для этого есть множество оснований. Если я хочу отвергнуть чей-то авторитет, я могу найти не просто предлог – я могу найти множество очень веских причин и они будут абсолютно реальны. Я могу найти массу недостатков в своем муже. Если я захочу, я могу найти массу недостатков в своем духовном учителе – никаких проблем нету. Но беда в том, что делая это, я лишаю себя бесценной возможности в конечном счете отказаться от своего эгоизма и предаться Верховной Личности Бога, вступить в отношения с Кришной.
Разумеется, сейчас это сложно. Мы с вами люди, воспитанные в других принципах. Западная цивилизация началась с Великой Французской Революции, которая была совершена под лозунгом „Свобода, равенство и братство!” Свободы люди не получили, равенства не получили, о братстве никакой речи нет, но концепция осталась. В западном мире все равны. В этом беда. В западном мире все хотят быть равными, хотя равных людей нету! Один из принципов нашей философии, который сформулировал Мадхавачарья, — это таратамйа, принцип иерархичности дживы, то, что даже в духовном мире есть определенная иерархия и принять Бога значит принять принципы иерархии, которую возглавляет Кришна. В конце, на вершине этой пирамиды, стоит сам Бог. До тех пор, пока я не приму принципы иерархии или принципы неравенства, принципы подчинения, я никогда не смогу принять Бога. Все мое принятие будет внешним и поверхностных, оно не затронет глубинных слоев моего сознания и ничего не произойдет со мной, я не смогу обрести настоящий духовный опыт и не увижу Бога. У Бога не будет никаких причин являться передо мной, потому что Бог приходит только тогда, когда он чувствует искреннее предание человека. Поэтому нам так сложно.
Однажды к Шриле Прабхупаде пришел человек и стал говорить: „Свамиджи, сейчас нет настоящих гуру. Свамиджи, я много искал, настоящих гуру нет.” Шрила Прабхупада посмотрел на него и сказал: „Настоящие гуру есть. Нет настоящих учеников.” „Нет, Свамиджи, Вы не понимаете меня, я много искал!” Шрила Прабхупада посмотрел на него сурово: „Я настоящий гуру! Ты готов предаться?”
Настоящий гуру есть, нет настоящих учеников. Потому что быть учеником сложно. Быть гуру легко (смеется). Быть учеником очень сложно и настоящий гуру — это тот, кто проявляет качества настоящего ученика, кто по-настоящему предается. Этот процесс в высшей степени глубокий философский процесс. Если мы не поймем этого принципа, мы никогда не поймем ничего в духовной жизни. Есть распространенная в наше время философия, которая постепенно распространяется даже на территории бывшего Советского союза, так называемые ритвики. Они говорят: „Наш гуру — Прабхупада.” Они в свое время прислали цитату из (?) Андреева по-моему, где он говорит, что люди любят гуру только тогда, когда он мертв. Когда он мертвый, его легко любить, потому что он мертвый, потому что ему не надо предаваться. Стоит человеку перестать быть гуру в том смысле, чтобы перестать быть грузом на нас, неким давлением, чем-то, что заставляет нас действовать порой вопреки своей собственной воли, предаваться, мы сразу же можем его любить. Философия ритвиков – это примерно такая же философия, основаная на некромантии, любви к трупам. Я разговаривал недавно с одним таким человеком, он мне начал что-то такое объяснять: „Гуру, гуру, гуру … Наши гуру все только уттама-адхикари, поэтому мой гуру – Шрила Прабхупада.” Он говорил, что каждый волен выбирать себе кого угодно в гуру, но я выбрал Шрилу Прабхупаду, потому что он уттама-адхикари. На самом деле он выбрал Шрилу Прабхупаду не потому, что он уттама-адхикари, а потому что таким образом ему не нужно предаваться. Потому что таким образом он может делать все, что хочет и тем не менее пребывать в иллюзии того, что он является учеником.
Шрила Прабхупада очень последовательно проповедовал этот непопулярный принцип. Потому что он понимал из сострадания к людям, человек может обрести что-то в духовной жизни только тогда, когда он будет делать шаг за шагом, небольшие младенческие шаги по направлению к преданию. Без этого ничего не будет. Без этого человек останется при своих концепциях. В конечном счете что я должен предать? Почему предание такой болезненный процесс? Потому что предаться значит отказаться от собственных концепций. У нас нет ничего более дорогого, чем собственные представления о себе. Наше ложное эго – это сумма наших представлений о самом себе. Предаться значит отказаться от этих представлений, а это хуже смерти! Человек готов умереть, лишь бы сохранить свои представления о себе. Люди жертвуют жизнью, Арджуна был готов пожертвовать свой жизнью, он говорил: „Пусть меня убьют, но я умру хорошим. Я умру таким, каким я хочу умереть.” Кришна говорит: „Дурак! Что ты хочешь? Ты сейчас в конечном счете очень красиво страдаешь.” Арджуна очень наслаждался, как он страдал: „Я такой хороший! Сейчас отложу лук и пусть меня убивают!” Кришна смеялся над ним, потому что ты умрешь, сохранив в неприкосновенности свое ложное эго. А так как ложное эго останется, останется барьер между тобой и Богом. В конце концов ты никогда не сможешь увидеть или почувствовать Бога, потому что это та стена, которая отделяет человека от Бога. Поэтому с самого начала человек должен предаться через процесс слушания.
Катха-Упанишад, в ней есть знаменитый стих (1.2.9), который Шрила Прабхупада и наши ачарьи часто цитируют, Бхактивинод Тхакур часто цитировал его: найша таркена матир апанейа, проктаненаива сугьянайа прештха апанейа анйани наива сугйанайа прешта — Ямарадж, который олицетворяет духовного учителя, говорит Начикете, что с помощью логики ты никогда не сможешь понять шастры, с помощью логики ты никогда не сможешь понять смысл священного писания, сколько бы ты ни изучал священные писания. Сугйанайа прешта. Сугйанайа значит легко понять. Как можно священные писания понять легко? Анйани наива сугйанайа прешта – дорогой мой, если ты будешь то же самое слушать, ты поймешь. Если ты будешь пытаться сам читать и думать … Это не значит, что не надо думать и читать, но если ты просто будешь полагаться на себя, ты будешь принимать священные писания через призму своей собственной концепции, ты будешь оставаться равен самому себе, никаких качественных изменений в тебе не произойдет! Но если ты будешь слушать, причем слушать правильно, ананйи наива – от другого человека, ты сможешь это принять, потому что в процессе слушания происходит предание. Когда я слушаю, причем слушаю в правильном настроении, потому что слушать можно по-разному. Иногда можно видеть как люди слушают: „Мели Емеля, давай, давай, что еще скажешь, как меня еще развлечешь, ну давай, давай, посмотрим – понравится ли мне это или нет.” Но если слушаешь в правильном настроении, если я слушаю с верой, если я слушаю в правильном духе, то это уже процесс осеменения моего сердца. Шрила Прабхупада сравнивал процесс слушания … Поэтому он здесь говорит, что бхакти начинается со слушания: шраванам киртанам вишнох смаранам пада севанам арчанам ванданам дасйам сакхйам атма-ниведанам – бхакти начинается со слушания, потому что в слушании происходит предание. Шрила Прабхупада сравнивал процесс слушания духовного учителя с процессом зачатия. Это любопытная аналогия, позволяет нам расслабиться слегка. Он говорит, что в данном случае духовный учитель выступает как мужчина и с помощью своих слов он осеменяет сердце ученика, позволяя в сердце ученика родиться качественно новому знанию. Позволяет в сердце ученика родиться Кришне. Как Шрила Прабхупада в десятой песни «Шримад-Бхагаватам» сравнивает зачатие Васудевой в лоне Деваки, он говорит, что это зачатие не на физическом уровне произошло, а в процессе слушания. В процессе слушания в нашем сердце возникает новое настроение, новое представление о том, кто я и что я должен делать в этом мире, если я предаюсь в этом процессе. С другой стороны сейчас это не модно, сейчас люди предпочитают обсуждать все, люди говорят: „Нет, дайте мне тоже поговорить”, потому что всем говорить хочется, но это не авторитетный процесс. Это что-то вроде гомосексуализма на духовном уровне, когда люди непонятно чем занимаются. Слушать значит слушать гуру и слушать в определенном настроении, слушать так, чтобы внутри сердце мое или лоно моего сердца откликалось на то, что мне говорит духовный учитель. Тогда только что-то произойдет. В противном случае, если слушание другое, как Прахлада Махараджа говорит:
матир на кришне паратах свато ва
митхо ‘бхипадйета гриха-вратанам
[ШБ 7.5.30]
Он говорит, что если человек просто слушает других или сам говорит или еще что-то, ничего не происходит. Матир на кришне – его сознание не поворачивается к Кришне, он не начинает думать о Кришне. Он остается при своем, при своих мыслях о самом себе, о своем собственном интересе. Но в живых отношениях с духовным учителем может произойти качественное изменение этого и Шрила Прабхупада именно этого хотел, чтобы люди слушали его, чтобы люди читали его книги и чтобы делали это в правильном настроении, потому что с этого начинается все.
Радханатх Махарадж однажды рассказал одну удивительную историю про Шрилу Прабхупаду. Был даршан Шрилы Прабхупады где-то здесь, во Вриндаване, может быть даже в этой комнате. Нет, это раньше было, до того, как храм этот был построен. Один ученик Шрилы Прабхупады задал невинный на первый взгляд вопрос, Джанардана его звали. Во время даршанов ученики задавали вопросы. И ученик спросил: „Шрила Прабхупада, что нужно делать, как нужно отвечать человеку, который говорит, что мне гуру не нужен, что я слышу Бога из своего сердца?”
Я дам вам 30 секунд, чтобы вы подумали как бы вы ответили на этот вопрос. Что нужно отвечать человеку, который утверждает, что ему гуру не нужен? Что он разговаривает с Богом в сердце? Послушайте, что ответил Шрила Прабхупада. Он разъярился и ответил: „Ты негодяй! Ты негодяй! Ты повторил это слово несколько раз!” Радханатх Махарадж говорит: „Я никогда в таком состоянии Шрилу Прабхупаду не видел.” „Ты негодяй, потому что ты не читаешь моих книг! Если бы ты читал моих книг, ты бы знал как отвечать на этот вопрос! В «Бхагавад-гите» ясно написано: тешам сатата йуктанам бхаджатам прити-пурвакам — человек может разговаривать с Богом только тогда, когда он 24 часа в сутки думает о Боге, только тогда, когда у него в сердце есть любовь! Так ты должен ответить, но ты негодяй, так как ты не читаешь моих книг ….”
Кто-то, чтобы разрядить немного обстановку, задал какой-то легкий вопрос, Шрила Прабхупада не заметил этого вопроса и продолжал говорить: „Ты негодяй! Ты не читаешь моих книг!” Смысл этого урока тяжелого, который я вам преподаю, повторяя то, что сказал Шрила Прабхупада в том, что человек должен не просто читать книги или не просто слушать Шрилу Прабхупаду, а предаться этому процессу, понять, что это мой процесс предания, понять, что это то, таким образом я смогу начать думать о Кришне. Шрила Прабхупада в этом смысле был в высшей степени бескомпромиссным человеком. Он очень любил, когда люди читают его книги. Однажды к нему приехал один президент храма и кто-то спросил „Как у вас там дела в храме?” Он сказал: „У нас все хорошо.” Шрила Прабхупада сказал: „Сколько лекций вы проводите в день?” Тот сказал: „Четыре лекции в день.” Шрила Прабхупада сказал: „Ооо, тогда это самый лучший храм.”
Нет ничего лучше, потому что в конце концов грош цена будет нашей бхакти, если она ни к чему толком не будет приводить. Она привести может только тогда, когда будет реальный процесс предания. Здесь, в этих стихах Шрила Прабхупада говорит, что человек может реально обрести опыт в одном из следующих стихов он говорит, что человек может встретиться с Богом непосредственно, потому что следом, буквально через два или три стиха после того, который мы прочли, брахман приходит к царице Видарбхе и этот брахман – сам Верховный Господь, олицетворение Параматмы приходит к ней и начинает утешать. И Шрила Прабхупада в комментарии к этому стиху говорит, что человек может встретиться лицом к лицу с Верховной Личностью Бога в наставлениях своего духовного учителя. Реально в наставлениях своего духовного учителя, следуя этим наставлениям, он может встретиться с Верховной Личностью Бога. Это называется вани-сева, когда я служу наставлениям духовного учителя.
Здесь Шрила Прабхупада, в том комментарии, который мы прочли, объясняет что должен делать искренний ученик, когда учитель уходит. Он должен принять на себя миссию своего духовного учителя, продолжать делать то же самое. Когда он делает то же самое, в его сердце появляется реальный духовный опыт. Он должен продолжать так или иначе в меру своих сил и возможностей проповедовать.
Здесь в Кришна-Баларам-мандире Шрила Прабхупада однажды подозвал какого-то повара, который ни слова не говорил по-английски, его ученика индуса и говорит: „Ты должен проповедовать.” Тот двух слов не мог связать. „Очень просто: повторяй за мной: Международное Общество сознания Кришны …” Он сказал: „Бе-бе-бе, ме-ме-ме …” „Проповедует сознание Кришны.” „Бе-бе-бе, ме-ме-ме …” „Ну вот, видишь, ты уже проповедуешь.” Проповедовать просто, если я не пытаюсь что-то добавить от себя или исказить, если я делаю то, что я понял и пытаюсь вложить сердце в слова, которые я понял из уст своего духовного учителя, если я принимаю на себя беспокойство своего духовного учителя. Это миссия, это то, каким образом я могу реально служить духовному учителю и в служении ему обрести настоящий духовный опыт предания ему.
Я хотел рассказать одну замечательную историю тоже про Шрилу Прабхупаду, про то, как однажды Уттама Шлока Прабху, ученик Шрилы Прабхупады, пришел к нему и сказал: „Шрила Прабхупада, у нас (он проповедовал в Канаде, в Торонто) мы нашли церковь, которая закрывается и они хотят продать здание. Отличная церковь, отличное здание, я походил по ней, все присмотрел: тут у нас будет зал для принятия прасада, тут будет храмовая комната, тут будет все, тут вместо Иисуса Христа будет у нас Кришна стоять…” Он уже все распланировал в уме. Шрила Прабхупада сказал: „Сколько стоит?” Тот говорит: „Ну, наверное, они согласны продать за пол-миллиона долларов.” Это были гигантские деньги. Шрила Прабхупада сказал: „Не, зачем нам покупать беспокойство? Зачем нам покупать за свои деньги беспокойство? Если вы купите, вы будете думать только о деньгах, в не будете думать о Кришне… А на какой улице находится церковь?” „На хорошей, на самой центральной…” Шрила Прабхупада сказал: „Не, не, очень дорого. Сколько у вас денег есть на счету?” Тот сказал: „40 тысяч долларов.” „Зачем нам покупать беспокойство, не нужно нам… А здание хорошее, да? В хорошем состоянии?” „Отличное! Идеальное состояние!” Шрила Прабхупада сказал: „Не, зачем нам покупать беспокойство? Беспокойство мы не будем покупать … А посмотреть можно?” (смех) „Да, Шрила Прабхупада, приезжайте в Торонто, посмотрим.” „Как-нибудь приеду.” Через три дня он приехал в Торонто, вызвал к себе Уттама Шлоку: „Пойдем, посмотрим.” Тот ему показал, рассказал все. Шрила Прабхупада сказал: „Да, хорошее.” Тут ему Уттама Шлока стал говорить: „Ну, наверное, они не продадут, потому что они християне, если они узнают что мы преданные …” Шрила Прабхупада сказал: „Ничего, мы им скажем, что мы Иисусу Христу будем продолжать поклоняться. Мы можем поставить Иисуса Христа тут на алтаре, никаких проблем нету, ничего страшного.” Он ходил, ходил, думал, думал: „Сколько, говоришь, у вас денег есть на счету?” Тот сказал: „40 тысяч.” Он сказал: „Еще 60 найдется где-нибудь?” Рядом Парамананда стоял, он заведовал тогда ББТ и он спрашивает: „Сколько у вас там на счету ББТ денег?” Он говорит: „Где-то 200 тысяч с небольшим.” Шрила Прабхупада говорит: „Хорошо, значит так, иди к ним, договаривайся насчет трехсот тысяч, двести тебе ББТ даст, 40 ты …” Он говорит: „Шрила Прабхупада, зачем нам покупать беспокойство?” В этот момент Шрила Прабхупада стукнул по столу: „Нам нужны беспокойства! Если у вас не будет беспокойств, вы просто будете есть прасад и жиреть! Как можно без беспокойств? Нам нужны беспокойства!” Уттама Шлока думал: „Зачем нам покупать беспокойства?”, а оказывается, нам нужны беспокойства.
Потому что это был Шрила Прабхупада, он знал, что если человек не предается, что если человек не делает чего-то реального для Кришны, то все его так называемое сознание Кришны окажется всего лишь красивыми словами, словами где-то в воздухе. Поэтому здесь он говорит, что ученик должен в конце концов развивать в себе этот дух предания с полной готовностью сделать все для того, чтобы исполнить миссию своего духовного учителя, тогда его духовный учитель будет всегда находиться рядом с ним, тогда он никогда не будет чувствовать разлуки, тогда он все время будет чувствовать связь с духовным учителем, потому что вани или наставления духовного учителя – это самое важное, что только может быть в жизни ученика.
Расскажу одну последнюю историю, потому что уже много времени, чтобы завершить мою робкую попытку прославить Шрилу Прабхупаду о том, каким образом нужно слушаться духовного учителя. История … Две истории расскажу. Или одну? (ответ: Две. Три… смех) Одну историю рассказал Харивилас Прабху. Он приехал в Англию, в Лондон, к Шриле Прабхупаде, получать вторую инициацию, сам он проповедовал в это время во Франции, в Париже, открыл центр. Он получил Гаятри-мантру от Шрилы Прабхупады и почувствовал какую-то близость необычайную, почувствувал дух предания: „Я отдаюсь, я подчиняюсь полностью духовному учителю.” Он почувствовал это. Он должен был уезжать сразу же назад во Францию и на прощанье с ним Шрила Прабхупада сказал: „Ну что, ты через Кале поедешь?” Кале – это порт во Франции на Ламанше. Тот подумал: „Откуда он вообще пор Кале знает?! И чего это он …” „Не, не, я не через Кале поеду, Шрила Прабхупада, я через Бордон поеду, а из Бордона только в Болонью ездить, так что я через Болонью поеду.” Шрила Прабхупада сказал: „Ты уверен, что ты поедешь не через Кале?” „Не, Шрила Прабхупада, вы не правы, через Кале пароходы не ходят, а из Бордона только это самое ..” Шрила Прабхупада сказал: „Да, да, ну хорошо, если ты так уверен…” Они попрощались и по дороге он думал: „Какой же я дурак, вообще, как я мог такое сказать, что Шрила Прабхупада, Вы не правы, что не ходят через Кале…” Но с другой стороны он думал: „Ну я же прав был, не ходят из Бордона в Кале не ходят, только в Болонью…” Когда он приехал в этот порт, он увидел объявление, что из-за ветреной погоды корабли сегодня в Болонью ходить не будут, сегодня мы едем в Кале.” (смех) Тут он понял, что то ощущение, которое у него было, послушайте, это интересная динамика. Духовный учитель дал нам Гаятри. Гаятри — это способ почувствовать связь с духовным учителем. В этот момент он чувствовал: „Да, я все, предался полностью.” Через мгновение духовный учитель спрашивает: „Предался ты или не предался?” а мы говорим: „Не, не, я знаю лучше.” Это то, как духовный учитель и Кришна действуют вместе для того, чтобы научить ученика очень непростой науке предания себя.
Еще одну маленькую историю расскажу тоже из такой же примерно серии, историю, которую тоже рассказал ученик Шрилы Прабхупады. Он говорит: „У меня был друг, его звали Баскар и когда Шрила Прабхупада был в Лос-Анжелисе, так как мы были крепкие парни, нас назначили его телохранителями. Однажды ме сидели вместе с ним и болтали о чем-то. Тот говорит: „Ты заметил, Шрила Прабхупада все делает по часам? По тому как он все делает, можно часы сверять! Он все делает абсолютно одинаково, абсолютно точно!” Тот говорит: „Да, заметил, да, здорово, потрясающе.” „У меня есть одна идея. Ты заметил, что у Шрилы Прабхупады есть новые тапочки?” Тот говорит: „Да, заметил.” „Ты заметил как он пользуется этими тапочками?” Он говорит: „Да, заметил.”
У него были домашние тапочки, он из своей комнаты выходил, надевал эти тапочки, доходил до храмовой комнаты, оставлял, входил в комнату босиком, потом опять заходил надевал тапочки, оставлял там. Тот говорит: „Я знаю в каком магазине их покупали.” Он говорит: „Ну и что, зачем тебе эти тапочки?” „Как, ты ничего не понимаешь! Я знаю размер Шрилы Прабхупады.” Он говорит: „Зачем они тебе, они тебе на нос не налезут.” „Ты ничего не понимаешь! Новые тапочки и он все время делает одно и то же. Можно проследить.” Тот говорит: „Ну и что??!!!!” Он говорит: „Ну как?!!! Я куплю ему новую пару точно таких же тапочек, когда Шрила Прабхупада их снимет перед храмовой комнатой, я их подменю на новые! Он не заметит, а у меня будет пара тапочек, которые носил Шрила Прабхупада!” Тот говорит: „О, здорово!” „И ты так можешь сделать на следующий день.” (смех)
Через день они встречаются и он говорит: „Ну что, как, мне покупать тапочки?” „Не, не покупай.” „Почему не покупай?” „Слушай, я тебе сейчас расскажу что произошло. Шрила Прабхупада как всегда по часам вышел из своей комнаты, я уже подменил тапочки, которые стояли у двери, он надел тапочки, прошел в храмовую комнату, зашел в комнату, побыл там на приветствие Божеств, на лекции, после лекции вышел, надел опять тапочки, поднялся к себе, но почему-то на этот раз тапочки не снял. Он зашел в этих тапочках внутрь и оставил эти тапочки внутри. Я стал думал: „Что такое? Что такое? Его я уже припрятал.”
Через какое-то время вышел его слуга и спросил: „Как найти Баскара?” „Это я Баскар.” „Шрила Прабхупада велел тебе передать: Спасибо большое за новые тапочки. (смех) Но самое главное – нехорошо проделывать трюки с духовным учителем!”
Это последняя история была для медитации. Это то, каким образом нам нужно строить свои отношения с духовным учителем. Если мы хотим чего-то, если мы хотим увидеть Кришну, встретиться со Шримати Радхарани, увидеть Вриндаван, Кришна здесь. Кришна везде, но особенно Он здесь. Вриндаванам паритйаджа са квачин наива гачхати – Он даже одного шагу не делает за пределы Вриндавана. Если мы хотим увидеть Кришну, надо начать думать о Нем. Как начать думать о Нем? Предавшись духовному учителю. Тогда мы почувствуем Кришну и настоящий Вриндаван откроется. Если нет, у нас останется наше материальное видение, мы будем видеть грязь, свиней, еще что-то… Духовные глаза никогда не откроются у нас. Духовные глаза может открыть духовный учитель: ом агьяна тимирандасйа гьянан джана шалакайа чакшур унмилитам йена тасмаи шри гураве намах. Только он сможет снять катаракту невежества с наших глаз. Шрила Прабхупада ки! Джая! Гаура-премананде! Харибол!
Завтра, если вы не возражаете, мы снова соберемся …