11.02.2012

Пару дней назад недалеко от храма встретился Ними Прабху. Не успев подняться с земли после поклона, он закричал: «Слышали хорошие новости про Прабхавишну Махараджа?» Я ничего не слышал. Он заторопился в ответ: «Он живет сейчас на севере Таиланда, повторяет 64 круга каждый день и пишет, что никогда не чувствовал себя таким счастливым».

Эта короткая фраза вызвала у меня множество эмоций – от радости до грусти, боли и почти отчаяния. Майяпур – это место, которое в моем сердце прочно ассоциируется с Прабхавишну Махараджем (трудно называть его по-другому). Не так часто мы виделись на протяжении года, но в Майяпуре нам приходилось две недели сидеть за одним столом, слушать одних и тех же людей, иногда делиться впечатлениями о происходящем. Каждый день в Майяпуре я видел, как он сосредоточенно повторял мантру, вышагивая по крыше временного храма, или в одиночестве гулял по территории. Его никогда не окружала толпа людей, он как бы сознательно сторонился их. Во всем, что он делал и говорил, всегда чувствовалась большая внутренняя сосредоточенность.

Уже почти два месяца для меня длится эта история, после первого звонка из Австралии, прозвучавшего, как гром среди ясного неба. То и дело я возвращаюсь мыслями к ней, пытаюсь понять сам и объяснить другим, читаю бесчисленные письма на эту тему. За это время мне пришлось услышать и прочитать множество эмоциональных откликов, как «за», так и «против» — резких, осуждающих или, наоборот, благодарных, сглаживающих. Было приведено множество примеров того, как Шрила Прабхупада относился к подобным ситуациям, как он пытался воодушевить своих учеников, что бы ни происходило в их жизни, а в одном случае даже сам проводил свадебную церемонию для бывшего санньяси.

Чисто этически вопрос предельно ясный. Шрила Прабхупада, безусловно, не стал бы поднимать большого шума из-за этих событий, наоборот, он попытался бы сделать все возможное, чтобы помочь своему ученику и поддержать его в сложный период. Несомненно и то, что Шрила Прабхупада пресек бы любые попытки предать это гласности. Разумеется, в его время еще не было всевидящего и всезнающего интернета – одного из проявлений мистического могущества Господа Кришны. Но, так или иначе, этически вопрос предельно ясный. Непонятно только, почему мы – люди запада – настойчиво пытаемся привносить принципы демократической (атеистической по сути) этики в сферу преданного служения. Неужели же так сложно понять, насколько эта этика губительна для неокрепшего ростка веры в нашем сердце? Демократия и порожденная ей этика ниспровержения любых авторитетов по природе своей уничтожают веру в Бога как Абсолютную Истину. Главная претензия к Богу у демократов в том, что Его никто на этот пост не избирал и что срок Его пребывания на этом посту ничем не ограничен. К сожалению, все эти «демократические» тенденции пустили очень глубокие корни даже в нашем Обществе. Но даже не это огорчает меня больше всего.

Мне (и, я полагаю, не мне одному) не хватает во всех этих откликах на ситуацию одного – честного философского анализа, открытого ответа на самый главный вопрос: «Почему?» и на следующий, сам собой напрашивающийся вопрос: «Коли так, то не случится ли то же самое с моим гуру?» Или «Если это случилось с ним, то на что же тогда рассчитывать мне?» А где-то в самой глубине сознания маячит еще одно сомнение: «А защищает ли вообще Кришна Своего преданного?» Или, если уж идти до конца и признаваться самому себе во всех своих сомнениях: «А действует ли метод? Не является ли преувеличением слова о том, что повторение святого имени может полностью избавить нас от кармы и привязанности к материальному миру в форме самой сильной привязанности – полового влечения?»

За неимением ничего лучшего попытаюсь дать свой ответ на эти вопросы. Заранее прошу прощения у тех, кому мои объяснения по какой-то причине не понравятся. Они ни на что не претендуют и не преследуют роль оценить чьи-то поступки или чей-то уровень духовного развития. Более того, это даже не анализ данной конкретной ситуации. Очень может быть, что они не имеют к ней никакого отношения. Скорее, это рассуждения о том, почему такие ситуации могут возникать в принципе. Я буду рад, если кому-то они помогут яснее понять динамику духовной жизни, но не собираюсь спорить с теми, кто найдет их неправильными или неподходящими для данного случая. Это всего-навсего мои рассуждения вслух, больше обращенные к самому себе и к тем, кому важно знать мое мнение.

(продолжение следует)

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.