Диск 81, л. 4
Аннотация:
Жертвоприношения. Как стать счастливым с помощью ягьи. Принцип отдачи. Памятование о Боге.
Очищение посредством ягьи от сосредоточенности на себе и от инстинкта брать. Пример с обезьянами. История про Гуру Нанака и 2-х деревень. Вопросы: какие аскезы совершает Кришна; что такое особое служение.
***
Я прочту 11-ый стих из 3-ей главы “Бхагавад-гиты” и расскажу несколько слов по этому поводу:
деван бхавайатанена
те дева бхавайанту вах
параспарам бхавайантах
шрейах парам авапсйатха
Перевод и комментарий Шрила Прабхупады:
“Довольные вашими жертвоприношениями, полубоги будут довольны и вами, и тогда благодаря такому взаимодействию людей и полубогов в мире воцарится благоденствие”.
Комментарий: Полубоги – это могущественные правители, вершащие делами материального мира. Это бесчисленные помощники Верховного Господа, пребывающие в различных частях Его вселенского тела. Они обеспечивают каждого воздухом, светом, водой и всем прочим, что необходимо для жизни. Довольны они или нет, зависит от того, совершают ли люди жертвоприношения. Некоторые из жертвоприношений специально предназначены для удовлетворения каких-то полубогов. Но даже если, совершая ягьи, человек стремится удовлетворить полубогов, при этом он поклоняется Господу Вишну, который первым наслаждается всеми жертвоприношениями. В “Бхагавад-гите” также сказано, что всеми жертвоприношениями наслаждается Сам Кришна: бхоктарам йаджна-тапасам. Таким образом, главная цель любого жертвоприношения – удовлетворить ягья-пати. Когда люди совершают ягьи по всем правилам, полубоги, обеспечивающие живых существ всем необходимым, естественным образом удовлетворены, и в мире царит изобилие.
Совершая ягьи, люди получают множество разных благ и в конечном счете освобождаются из материального плена. Благодаря ягье человек очищает все свои действия. Веды гласят: ахара-шуддхау саттва-шуддхих саттва-шуддхау дхрува смритих смрити ламбхе сарва-грантхинам випрамокшах. В процессе ягьи человек освещает свою пищу и съев ее, очищается сам. Освященная пища одухотворяет тонкие ткани мозга, что побуждает человека начать поиски пути к освобождению. В конце концов все это приводит его к сознанию Кришны, которого так не хватает в современном мире.
В третьей главе “Бхагавад-гиты” Кришна объясняет как человек может и должен быть счастлив в материальном мире. Иногда некоторые религии, и мы, к сожалению, не исключение, слишком пессимистично описывают материальный мир: место страданий, юдоль страданий, где повторяется рождение и смерть – факт. В материальном мире есть много неприятных вещей, и главное, естественно, неприятная вещь, нечто, противоречащее самой сути нашей природы – это смерть. Интуитивно, внутри, мы ощущаем себя бессмертными, поэтому человек не может смириться с фактом своей смерти и никогда не смирится, поэтому все люди ищут вечной жизни. Но иногда в своем отрицании материального мира, особенно те люди, которые пытаются так или иначе отречься от мира и обрести духовную жизнь, заходят слишком далеко. Говорят, что в мире нет счастья, что нужно просто отказаться от него, что нужно запереться, уйти куда-нибудь в обитель, в лес, не видеть никого. На самом деле это не так, мир предназначен для счастья. Мы с вами созданы для счастья и мир не является какой-то тюрьмой, хотя можно сказать, что это тюрьма для взбунтовавшихся душ, где все приговорены к смертной казни и рано или поздно ее получают, но Бог не тиран, Бог не является каким-то жестоким извергом, который создал некую камеру пыток для всех и смотрит сверху вниз и радуется: “Ха-ха-ха! Будут знать как выступать против Меня!” – Нет. Бог не является диктатором каким-то, извергом, Бог самый милостивый по определению, потому что у Него уже есть все, единственное, что Он хочет – это поделиться этим.
И в сущности, материальный мир – это Его подарок нам, Он подарил нам весь этот прекрасный материальный мир, с горами, реками. Однако вместе с материальным миром он также объяснил нам как им нужно пользоваться, как нам нужно жить. Потому что если мы живем в этом мире, но при этом нарушаем законы Бога или самый фундаментальный закон, положенный в основу этого мира, если мы не учитываем его, то тогда мы сами навлекаем на себя страдания. Люди на самом деле создают ад сами. Кто-то говорит, что Бог сотворил ад. Богу делать что ли нечего, чтобы ад сотворить? Он предоставил это нам и мы можем делать это самым лучшим образом.
Как во время войны… Я недавно читал про концентрационные лагери немецкие. Самое удивительное в этом концентрационном лагере было то, что там практически не было никаких надзирателей и никаких эсесовцев, гестаповцев, я не знаю кого там… – людей свободных. Все мучили друг друга сами заключенные – одни заключенные следили за тем, чтобы другие заключенные мучились как следует. И это то, что люди делают с материальным миром, но Бог дал мир для того, чтобы люди были счастливы. И здесь в этих стихах третьей главы “Бхагавад-гиты” Он объясняет цикл или круговорот ягьи, чакру. Чакра значит колесо и Кришна объясняет каким образом все в этом мире взаимосвязано друг с другом.
Я помню, мы в четвертом классе изучали круговорот воды в природе, когда вода испаряется из океана и облака собирают эту воду, потом облака проливают эту воду и вода опять стекает в ручьи, ручьи стекаются в реки и реки опять несут ее к океану. И в сущности этот круговорот, этот цикл, является естественным циклом, по которому построен этот мир. В конце концов, все то, что мы получаем, исходит из океана, из океана милости Бога. И этот океан, эта милость, которая исходит из Бога, в конце концов, к нему должна вернуться. Поэтому в предыдущем стихе и в стихе до этого, в девятом стихе Кришна объяснял каким образом человек живет, должен жить в этом мире, чтобы быть счастливым. Он сформулировал этот закон в девятом стихе, где Он говорит:
йаджнартхах кармано ‘нйатра
локо ‘йам карма-бандханах
Если человек совершает ягью или жертвоприношение, то есть действует не ради себя а ради других живых существ и в конце концов ради Бога, если человек совершает ягью, то тогда он будет счастлив, мукта-сангах самачара. Но если человек нарушает этот закон ягьи, если он живет только ради себя, то он вор. Вор может быть счастлив в этом мире? Все напряглись, потому что каждый из нас немножечко вор (смех), но на самом деле вор не может счастлив быть в этом мире. Ну, может быть невинный вор, который немного ворует. Но если человек систематически просто ворует, не отдает или не признает того, от кого он все получил…
В сущности, что такое ягья? Здесь, в этих стихах, которые я прочел сейчас и в предыдущем стихе, Кришна говорит, что праджапати, творец этого мира, создал этот мир и он говорит, что я создал этот мир вместе с ягьей. Я не просто создал людей, вместе с людьми я создал закон, по которому люди должны жить в этом мире и этот закон называется ягья. Ягья значит жертвоприношение и в любых культурах, на самом деле в течение тысячелетий, люди жили, зная, что они должны приносить жертвы.
Как мы с вами так или иначе, по крайней мере внешне, отказываемся от жертв, но по-прежнему все равно приносим жертвы, но уже идолам каким-то нашего века, об этом речь будет позже.
Но Кришна создал мир, творец этого мира, создал этот мир вместе с ягьей, с законом и Он говорит, что в конце концов, для чего нужна ягья? Ягья нужна для того, чтобы мы помнили о Боге, потому что если человек живет только ради себя, если его цель, единственное направление его жизни в этом мире только для того, чтобы получить что-то для себя, присвоить что-то себе, он забывает о Боге в конце концов. Поэтому здесь в этих стихах Кришна говорит, что Я сделал так, чтобы вы были счастливы. А чтобы вы были счастливы… и Он говорит: шрейах парам авапсйатха – вы сможете обрести полное счастье, высшее благо, не просто благо, вы будете благоденствовать в том случае, если вы будете отдавать. Человек по природе своей создан для того, чтобы отдавать, хотя первый инстинкт – брать, хватательный инстинкт, но есть люди, которые отдают.
Сегодня ко мне приносили маленького мальчика Джаянанду, я ему протянул шарик и он вместо того, чтобы как все нормальные люди взять этот шарик, он вот так руку сделал, то есть он мне хотел этот шарик обратно отдать – это духовный человек родился у Нрисимхи Чайтаньи. Потому что на самом деле, высшая цель человека не в том, чтобы брать. Когда человек берет, то он становится скупым. У скупого человека узкое сердце. Чем скупее человек, тем жестче и уже становится его сердце. И наоборот, щедрый человек, у него сердце каким становится? Если он щедрый, как его называют по-другому по-русски? Великодушный, правильно? Великодушный значит у него большая душа, большое, щедрое сердце. Если человек хочет понять Бога, может Бог поместиться в маленьком сердце человека? Бог большой. Чтобы Бог поместился в нашем сознании, наше сознание тоже должно быть широким, для этого человек должен быть щедрым.
И Кришна говорит: “Хочешь быть счастливым? Я научу. Вот тебе секрет счастья – хочешь быть счастливым – отдавай. Хочешь быть несчастным – бери.” На самом деле все наши беды только в том, что мы не понимаем этого простого секрета и думаем, что “я буду счастлив, если я возьму, чем больше я возьму, тем лучше”.
Я хочу вас научить сейчас как ловить обезьян, может быть это не очень практическое знание, потому что тут много обезьян не водится… Но если вы поедете в Африку или в Индию и захотите поймать обезьяну, то есть очень хороший метод, очень простой, на самом деле ничего особенного не нужно. Нужно взять просто кувшин с узким горлышком и поставить в этот кувшин – лучше прозрачный, но можно не прозрачный, потому что обезьяны все видят, все смотрят – нужно взять и положить туда яблоко в этот кувшин, чтобы оно только-только пролезло через это горлышко на виду у всех обезьян и потом отойти куда-то, и даже можно далеко уйти куда-то, можно даже пойти поспать – неважно. Обезьяна увидит это, она увидит как вы положили туда яблоко и она дождется, когда вы уйдете на безопасное расстояние и она тихонечко-тихонечко на цыпочках подбежит к кувшину, засунет туда руку и схватит яблоко и тут вы можете подходить ее и брать, потому что она никогда это яблоко не отпустит (смех). Она не сможет вынуть свою руку через это горлышко, потому что горлышко узкое: яблоко туда просунется, рука просунется, но рука с яблоком никогда не высунется. И она будет верещать, она будет кричать, она будет рвать на себе волосы оставшейся рукой, она будет оплакивать свою судьбу, но она никогда не отпустит яблоко, которое она схватила. Поэтому вы можете ее брать голыми руками и делать с ней все, что хотите. И на самом деле, что охотник с ней делает, охотник, когда он подходит к ней, к этой верещащей, бешеной от страха и от ужаса обезьяне, которая держится за это яблоко и говорит “О-о-о…”, охотник берет и стукает ее по локтю и у нее рефлекс тут есть, особая такая вещь, и она отпускает яблоко; он вынимает ее и оставляет этот кувшин с яблоком для другой обезьяны (смех), а обезьяну без яблока берет себе. Потому что от жадности люди страдают и при этом они проклинают всех остальных, как эта обезьяна, они говорят: все виноваты, все виноваты.” На самом деле кто виноват? Мы сами виноваты.
Поэтому Кришна говорит саха-йаджнах праджах сриштва, Праджапати, творец этого мира, создал этот мир, создал поколения людей вместе с ягьей, вместе с наукой жертвоприношения и в соответствие с этой наукой, если человек живет в соответствие с ней – это наука, на самом деле это наука как жить, отдавая другим и как быть при этом счастливым – и Кришна сам говорит, что если вы делаете это, если вы отдаете, то соответственно вами довольны все, все работает должным образом, дожди выпадают в срок, лето становится летом, зима становится зимой, все работает как часы, весь этот механизм природы. Сейчас мы с вами живем в хаотическом мире и этот мир становится с каждым днем все более и более хаотическим. Почему? По одной простой причине, потому что люди хотят что делать? Потому что люди хотят управлять этим миром, контролировать, они подумали: “Ах этот Бог непонятно что сделал!”
Как я недавно читал “Забавную Библию”, написанную Емельяном Ярославским, бессменным председателем общества воинствующих безбожников. Это книга, состоящая из одного богохульства, одно богохульство за другим, одно за другим. Он говорит: “Бог создал этот мир ужасным совершенно, но мы, советские люди, его исправим!” Пишет глупости, которые я вообще никогда в жизни не читал, там издевается над Библией, говорит, что в Библии этот Бог проклял Еву и сказал, что “Ты будешь рожать в муках.” Он говорит: “На советских женщин проклятие Бога не распространяется (смех), потому что наши медики научили их рожать с обезболиванием (смех).” И он там говорит, что Бог создал этот мир ужасным, но мы его исправим. Харе Кришна! Не дай Бог нам и нашим с вами потомкам жить в этом мире, который мы с вами исправим.
Альберт Эйнштейн сказал в свое время очень хорошую вещь, он сказал, что самая большая глупость, которую может совершить человек, — это думать, что ошибку, которую он создал своим умом, он сможет исправить с помощью того же самого ума. Он создает своим умом, своим менталитетом, своим сознанием, какую-то проблему – и мы знаем сколько проблем люди создали, одна проблема за другой – чем мы будем решать эти проблемы? Тем же самым умом, с помощью которого мы эти проблемы создали. Можно разрешить это? Можно решить эти проблемы с помощью того же ума? Нет, можно создать только новые проблемы, потому что ум тот же самый, он уже одну проблему создал, если мы ее попытаемся решить с помощью того же ума, не изменив свой ум или свое сознание, мы создадим новую проблему, которую нужно будет решать снова, которую нужно будет решать снова и снова и снова. Этот снежный ком проблем, который мы сами с вами создаем, ему нет конца и края, потому что человек находится в майе. И это сказал не я, это сказал Альберт Эйнштейн, он сказал: “Это иллюзия, невозможно этого сделать!”
И люди сейчас гордятся своим процветанием, что самое удивительное, что самое поразительное… Самое поразительное – это то, что люди искренне уверены, что они живут сейчас лучше, чем жили до этого. Это, вот это у меня уже никак не вмещается в голове.
Я недавно прочитал… Америка – самый лучший пример. Мы еще просто идем где-то по стопам Америки, у нас еще все впереди. В Америке, чтобы воспитать одного ребенка, нужно потратить – было подсчитано – 30 000 долларов. Для людей сейчас воспитать одного ребенка – это роскошь, это самая богатая страна в мире. Что в этой самой богатой стране в мире люди делают? Я был в Америке, я знаю наверняка многие из вас хотят получить зеленую карту, грийн карту, поехать в Америку… Там люди работают, как сумасшедшие – день и ночь, не продыхая вообще, день и ночь. У них там может быть две недели какого-то неоплачиваемого отпуска еле-еле, они все выжитые – с утра до вечера, с утра до вечера. Для чего они работают, на кого они работают, какой смысл в этой работе? Они приходят, у них даже семейной жизни нету. Сейчас семейной жизни вообще не осталось, просто потому что женщины тоже вынуждены работать. Раньше женщины работали? Да не работали женщины никогда раньше: сидели, готовили. Сейчас женщины уже разучились готовить, потому что есть только консервы для кошек и собак, которые можно разогреть. Они не знают, что значит готовить, люди не едят свежей пищи, все меньше и меньше этого остается – времени нет: “Когда? Нужно же телевизор посмотреть!” Понятно, ясное дело, когда готовить там? Самая простая вещь, приготовить, потому что это акт любви, люди собираются вместе, чтобы обменяться любовью, но они не могут этого делать, они готовят раз в неделю. Я знаю, наверняка, многие в воскресенье готовят борщ в большую кастрюлю и в морозильник его (смех), там такой слой жира плавает, его разогрели и поели. Это наш мир! Мы гордимся с вами. Я помню, люди говорили, Хрущов говорил: “Вы будете жить при коммунизме, нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!” Харе Кришна! Куда там, нынешнее поколение людей советских или каких там работает больше, чем когда бы то ни было, а следующее будет работать еще больше, а следующее будет работать еще больше! И у них не будет времени ни о чем, ни для чего. И Кришна здесь говорит, если ты хочешь быть счастливым в этом мире, если ты хочешь быть счастливым в этом мире, не пытайся стать счастливым сам. Есть метод, этот метод называется ягья. И ягья значит: работай не для себя. Потому что если ты работаешь для себя, ты будешь запутываться. Чем больше ты будешь работать для себя, тем больше ты будешь запутываться в последствиях своей деятельности. И чем, наоборот, щедрее будет твое сердце, тем счастливее ты будешь в материальном отношении и одновременно с этим седрце твое будет расширяться, сознание твое будет расширяться, а раз сознание твое будет расширяться, значит память о Боге будет яснее и яснее в твоем седрце. Раньше люди, которые жили простой жизнью, они все верили в Бога. Не верили – они знали, что Бог есть.
У Солженицына в одном из его романов есть интересное одно наблюдение. Там раковый корпус, где люди болеют раком и там человек один вспоминает, человек один из люмпенов, людей, которые сорвались в результате всех этих катаклизмов, свершившихся с нами, сорвались от своей естественной жизни на земле. Когда человек зависит от Бога и когда человек получает все своими руками, когда человек отдает благодарность Богу, человек сорвался, ну и естественно, скитался там по городам, наслаждался, наслаждался ради себя, занимался тем, что люди в современном мире считают счастьем и отчего они все несчастные, отчего они все сходят с ума. Вот и он заболел, естественно, раком и он стал вспоминать, он видел, лежит, в этой больнице, в агонии предсмертной своей, когда у него все там переворачивается, когда вся эта жизнь и он начинает думать, к нему приходит эта мысль и он начинает вспоминать стариков, которые жили в деревне. И он говорит, что люди с достоинством жили и с достоинством умирали. И более того, все знали, когда я умру. Когда человек живет праведной жизнью, когда человек живет чистой жизнью, то он не так боится смерти. Он знает, что пришла пора, что есть некий естественный процесс и более того, он как правило знает, предчувствует, за какое-то время, даже собаки предчувствуют, когда им умирать приходится. Собака убегает куда-нибудь, чтобы не умирать неприлично. Даже собака ванапрастху принимает и в лес убегает. А сейчас люди держатся за какие-то крохи, теряют свое достоинство полностью.
Мне вчера рассказывали про губернатора одного, у которого рак, у которого там почек нету, у которого ничего нету и он все равно губернаторствует. Потому что человек не может оставить до самого последнего момента какую-то свою иллюзию, за которую он держится и не понимает, зачем он живет в этом мире. И он говорит, что эти люди даже раком не болели, потому что их жизнь была естественная, потому что их жизнь была частью некой общей единой системы. Тогда как сейчас мы пытаемся оторвать себя из этой системы. Все равно ничего не получается, но мы страдаем все больше и больше и больше из-за этого. Поэтому Кришна здесь говорит: “Хотите быть счастливыми – вот вам рецепт, и рецепт этот называется жертвоприношение и когда вы отдаете и постепенно, помимо материального блага, вы обретаете духовное благо.”
Как есть замечательная история про Гуру Нанака. Однажды Гуру Нанака, у него был ученик, Мардана, который записывал все его высказывания. Гуру Нанака был одним из величайших религиозных реформаторов, он жил в одно и то же время с Господом Чайтаньей в XV веке, он основал религию сикхов. И они однажды с Марданой, своим учеником пришли в деревню. И в деревне… деревня была… их приняли отвратительно, плохая была деревня и люди были скупые и их там приняли… кое-как пустили на ночь или даже не пустили на ночь, а сказали: “Ей, попрошайки, идите, спите под деревом! Спите под деревом” , неважно. И когда они уходили, этот Гуру Нанака, прощаясь с этой деревней, благословил ее и сказал: “Стой здесь вечно на этом месте!” И Мардана немножко удивился: что это он сказал такое благословение?!
Потом, через несколько дней они пришли в другую деревню и в другой деревне их встретили с распростертыми объятиями: люди были щедрыми, люди их накормили, они не знали, куда деваться, их не знали куда уложить, там все готовы были люди отдать. И когда Гуру Нанака уходил из этой деревни, он сказал: “Пусть эта деревня разрушится.” Мардана – он записывал все за ним – и он, как полагается писарю-ученику, все записал, а потом спросил: “Гуру-джи, почему, когда Вы уходили из той деревни, Вы сказали: “Пусть она стоит тут вечно”, а когда Вы уходили из этой деревни, Вы сказали: “Пусть она разрушится”? Потому что там ужасные люди жили, а тут такие хорошие люди жили.” Он говорит: “Поэтому я и сказал.” Тот говорит: “Как? Почему? Объясните!” Он говорит: “Пусть та деревня стоит там вечно и пусть те люди, которые там живут, только там и живут и никуда дальше не идут. Пусть эта деревня разрушится и пусть все эти люди расселятся по всему миру и других людей учат, как быть счастливыми. Пусть они живут вместе с другими людьми и учат, что значит… ”
Когда вы приходите к щедрому человеку, к человеку, у которого щедрое сердце, вы радуетесь, вы готовы ему все отдать. Когда вы приходите к человеку, который живет так, вы видите, до какой степени этот человек счастливый. Как я был однажды в одном традиционном индийском доме брахманов. Мы приехали откуда-то, непонятно откуда, мы ехали на машине и в этом городе не было храма ИСККОН-овского и мне сказал мой спутник, что я договорился там с одним брахманом из местного храма, чтобы нас приняли у него, нас там покормят. И я так немножко напрягся, ну надо… а храм еще шиваитский был, я подумал: “Ой! Кто нас чем там будет кормить, непонятно что, вообще, брахманы какие-то, непонятно что…” И я до сих пор, со слезами на глазах, помню как нас там принимали. В Индии говориться атитхи бхагаван – атитхи бхагаван значит: гость – это Бог. Причем титхи значит время, атитхи значит тот, кто приходит не вовремя, незваный гость. В России говорится: Незваный гость хуже татарина (смех) или кто-то говорит лучше татарина, в зависимости от того, как они относятся к татарам. В Индии говорится: атитхи бхагаван, если кто-то к вам постучал, это Бог постучал. По тому, как вы примите этого человека, оттого, как вы к нему отнесетесь, в общем-то будет зависеть то, насколько вы будете помнить о Боге.
Как, еще раз, главный смысл ягьи в том, что человек, который совершает ягью, он может помнить о Боге, потому что его сознание очищается. И наоборот, человек, который живет только ради себя, его сознание загрязняется с каждым действием, которое он делает. И я убедился на своем примере, атитхи бхагаван. Я не думал, я знал об этой поговорке, я знал о том, что да, нужно проявлять гостеприимство, но я не знал, что ее нужно понимать буквально! Когда меня там встретили, мне там первым делом пуджу сделали. Нет, сначала мне ноги помыли, потом мне пуджу сделали, потом мне какие-то гимны прочитали, потом вся семья поклоны ударила, потом меня накормили и там было какое-то бесконечное количество блюд, которые были выращены у них на дворе – все, что они сделали сами. Они меня видели в первый раз и в последний раз в своей жизни, никогда они меня больше не увидят. После этого мне опять пуджу делали, опять молитвы прочитали, потом усадили. Я все напряженно ждал, по своему испорченному менталитету, когда с меня деньги за этот сервис будут требовать? (смех) Мне стало стыдно, когда они мне деньги протянули, они мне деньги в конверте протянули и тут я готов был провалиться сквозь землю. И я не знаю, в этот момент мое сердце очистилось, в этот момент у меня на глазах слезы выступили, в этот момент я подумал: “Надо же, есть еще нормальные люди в этом мире, которые сами счастливы и готовы своим счастьем с каждым человеком поделиться.” Они жили простой жизнью, они никакие особенно не богатые, ничего они от меня не хотели в принципе, даже если бы хотели, я бы ничего не дал, потому что чего я им могу дать, я приехал, я уеду, они меня не спрашивали, как получить визу в Россию или еще что-то, им сто лет не нужна эта виза. Они живут себе спокойной и счастливой жизнью и в этой спокойной и счастливой жизни они счастливы сами и делятся этим счастьем с другими людьми.
И в этом смысл. Что здесь Кришна говорит, что самое удивительное, что человек … И тут я расскажу еще один секрет, что самое удивительное, что при этом человек шрейах парам авапсйатха, что такой человек получает высшее благо, то есть получает любовь. Потому что на самом деле высшее благо в этом мире – это любовь. Нет никакого другого блага. Шрейас… есть прейас, на санскрите есть два слова, которые означают благо, есть прейас и шрейас. И прейас значит сиюминутное благо, сиюминутное удовольствие или счастье, которое я получаю и которое как правило оборачивается своей противоположностью. И есть шрейас, благо, которое придет потом, которое может быть сейчас не кажется благом, но потом оно придет. Здесь Кришна говорит, что к тебе придет не просто шрейас, высшее благо, Он говорит не просто шрейас, не просто благо, которое придет потом, позже, не сиюминутное благо, а благо более высокое, Он говорит парам, парам значит высшее благо. И высшее благо значит любовь, потому что нет высшего блага, чем способность любить. Если у вас есть все, что только вы хотите, весь мир, но при этом вы никого не любите и вас никто не любит, если вы старуха Шапокляк, вы злы на всех и все недовольны вами. Будете вы счастливы или нет? Нет, вы будете в аду находиться, в аду! А если вы всех любите и все вас любят, будете вы счастливы? Если даже у вас ничего нет?
Когда я говорил этот пример, женщина одна сидела и она сказала: “Нет, ну я буду счастлива, но чтобы у меня тоже все было, чтобы …” На самом деле, если вы всех любите и все вас любят, у вас все будет, все, что нужно, у вас будет. У человека будет все, что ему нужно.
У нас есть то, что на английском называется scarcity mentality, или менталитет скупого человека, то, что мне не хватит. Мир создан таким образом, что здесь для всех всего хватает. Единственное, чего здесь не хватает, это чего, в этом мире? Сознания Кришны. И здесь Шрила Прабхупада заканчивает комментарий, что в этом мире так не хватает Сознания Кришны, но если человек живет в соответствие с этими принципами, то постепенно у него появится сознание Кришны, которого так не хватает в этом мире. Это самое удивительное чудо, когда человек живет в соответствие с этими принципами, его сознание начинает постепенно очищаться, Шрила Прабхупада объясняет этот механизм, как это происходит: ахара шуддхи – если человек совершает жертвоприношения, то и пища, которую он ест, становится чистой. Потому что жертвоприношение значит, что мы угощаем кого-то. Если мы угощаем кого-то, то гость, который к нам приходит, он что делает, он съедает что? Карму нашу съедает. Когда мы кого-то приглашаем в гости и угощаем его, мы его угощаем своей кармой: „Дорогой гость, пожалуйста, отведай моей кармы (смех)” он съедает, нам становится легче, потому что он съел часть моей кармы. Это вопрос о диагностике кармы.
Когда человек делает это жертвоприношение, то ахара шуддхи, первое, что случается – его пища очищается. Когда пища очищается – саттва-шуддхи, в данном случае саттва означает бытие, саттва значит жизнь моя становится чище. Я не могу сделать своей жизни чистой, если у меня нет чистой пищи. Если я питаюсь чистой пищей, остатками жертвоприношений, то моя жизнь становится чище, у меня становится больше энергии. Любой человек, который ест прасад, он знает, каково есть не-прасад – сразу же энергия другая, чего-то там не хватает и нужно больше этой штуки есть, этой бхоги ешь, все ешь ее, ешь и все равно чего-то в ней не хватает. Когда пища чистая, то бытие становится чистым, сознание становится чистым, саттва значит также сознание. Если мы хотим очистить свое сознание, то начинать нужно с того, чтобы есть чистую пищу, есть чистую пищу значит пищу, которая предложена, которую я ем не ради самого себя. И саттва-шуддхир, он говорит, когда саттва-шуддхир дхрува-смрити – память становится крепкой. Когда мое сознание становится чистым, то в результате чистого сознания у человека становится чистая память, крепкая память. Когда у человека нечистое сознание или нечистая совесть, то такой человек забывает, правильно? Почему он забывает? Это очевидный механизм. Почему человек забывает? Потому что ему хочется забыть о своих грехах, о своих каких-то дурных поступках, еще о чем-то. Такой человек ничего не помнит.
Как есть такая история интересная про одного шаха и святого. Один шах… падишах, сейчас я вспомню эту историю …как там…а, забыл … память не крепкая (смеется). Суть истории в том, что шах пришел к святому и говорит: „Дорогой мой, чье ты, чем ты живешь? Непонятно чем ты живешь. Жить нужно настоящим, нужно наслаждаться. Что твоя жизнь? Ты все время думаешь о Боге или еще о чем-то там. Жить нужно сейчас, здесь! Нужно наслаждаться, нужно выжимать из жизни все, что есть.”
Этот святой посмотрел на него и сказал: „Да, я тебя понимаю, я тебя хорошо понимаю. У тебя ужасное прошлое, что ты не хочешь о нем помнить и у тебя такое страшное будущее, что ты боишься о нем думать, поэтому как ты можешь быть счастливым в настоящем? Ты не хочешь помнить о своем ужасном прошлом, ты боишься думать о своем будущем, в котором тебя ничего хорошего не ждет, и ты думаешь, что ты будешь счастлив сейчас. Дурак, ты, дурак!”
Кришна здесь говорит… Шрила Прабхупада цитирует Веды, где он говорит об этой последовательности, когда у человека… Как например, иногда люди задают вопрос: „Почему я не помню свою прошлую жизнь?” Это очень распространенный вопрос: „Если человек живет много раз, почему я не помню свою прошлую жизнь?” Какой ответ на этот вопрос? Да потому что мы хотим ее забыть, потому что там ничего хорошего не было. Как человек, который … включаются защитные механизмы нашей памяти… как человек, который совершил какой-то ужасный поступок в своей жизни, что с ним случается? Он забывает обо всем, он не помнит, это удивительная вещь – подойди к нему через какое-то время, даже через непродолжительное время и этот человек, он ничего не помнит, он будет смотреть на тебя невинными глазами, хлопать (изображает) и говорить: „Не, не, не, я ничего не делал…” И он начнет рассказывать тебе что-то вообще не имеющее никакого отношения к реальности.
В Ведах говорится: человек может помнить свою прошлую жизнь, это определенное мистическое совершенство, которое приходит к праведным людям, человек может помнить семь своих жизней. Есть история про какого-то … в Ведах есть много историй про людей, которые помнили… Какой-то мудрец помнил свои жизни в течение двух последних кальп, он все свои жизни помнил. Человек помнит, будет помнить, если у него чистое бытие, если он живет чистой хорошей жизнью. Поэтому здесь говорится: саттва шуддхау дхрува-смриттих – память становится крепкой, когда память становится крепкой, то тогда что? Тут очень хорошее благословение дано: смрити ламбхе, когда человек обретает память, когда память к нему возвращается, сарва-грантхинам випрамокшах, человек освобождается от чего? Сарва-грантхинам, грантха что значит? Узел. Сарва-грантхинам значит, что человек освобождается от рабства, от рабства своей кармы, человек освобождается от узлов кармы в своем сердце. Потому что карма по-другому называется кармашая или карма-васана. Васана буквально значит ткань. Когда великие мудрецы, описывая структуру нашего сознания, говорят о карме, они говорят, что карма подобна ткани. Ткань из чего состоит? Из узлов. Ткань состоит из этих переплетений, из узлов, и карма-васана – это узлы кармы, каждый поступок, который я совершил, создает узел в моем сознании. Этот узел рано или поздно будет заставлять меня действовать каким-то нежелательным образом, этот узел будет продолжать мою цепь кармических действий здесь. И здесь Кришна говорит: „Если ты хочешь избавиться от кармы..” Кто хочет избавиться от кармы, от страданий своих? Вот рецепт. Сарва—грантхинам випрамокшах – все узлы развязываются, человек становится свободным, человек становится счастливым с помощью ягьи, с помощью того, что делает это.
И как Кришна объяснит дальше этот цикл жертвоприношения, Он скажет в чем суть жертвоприношения. Он скажет, что суть жертвоприношения в том, что в конце концов если я начинаю жертвоприношения, я должен буду понять, где описаны жертвоприношения, рано или поздно такой человек обращается к священным писаниям. И Кришна говорит, что сам акт жертвы пронизан духовной энергией, потому что он исходит из Вед, он исходит из Библии, из других священных писаний, если человек совершает жертвоприношения, то он исходит из Вед, а Веды есть дыхание Бога, Веды есть естественное продолжение Бога, они есть дух по своей природе, дух в нашей с вами жизни и поэтому, когда человек совершает жертву, он соприкасается непосредственно с духом. Когда человек живет в соответствии с этим принципом, он чувствует, ощущает присутствие Бога в своей жизни прямо сейчас, Бог перестает быть для него теорией, Бог становится реальностью, Бог становится его ближайшим другом, помощником и защитником. И именно таким образом человек обретает высшее благо через этот цикл Вед, и в этом смысл, ягьйартхат кармано ‘нйатра локо ‘йам карма-бандханах. Кришна говорит: Ради ягьи человек должен жить здесь и совершать свою деятельность, не вкладывая свое эго, своего ‘я’. Наша проблема в том (я сегодня утром это описывал), каким образом мы сделаем что-нибудь и мы думаем: ‘я это сделал’. И мы ждем, когда нас похвалят за это.
Брахма, творец этого мира, создал этот мир и при этом, что самое удивительное, что он нигде не повесил таблички ‘Я это сделал. 7 000 до Рождества Христова, я, четырех-головый Брахма, создал этот мир. Восхищайтесь всем моим творением.’
Когда мы что-то сделаем, я знаю это по себе, когда я … опять же, приведу пример из своей жизни. Если я что-нибудь сделаю, и все знают это по себе, если я там блюдо приготовил какое-нибудь или еще что-то такое, хочется узнать: „Ну как, понравилось или не понравилось? Оценил ты или не оценил?” Те, кто готовит, знает. Самое большое оскорбление, которое можно нанести повару – это не похвалить его пищу. Какая роль повара при этом? Он помидоры делает? Он рис делает? Не, он взял, чего-то там немножко смешал, немножко масла положил еще, чтобы вкуснее было и чего он ждет? Чтобы сказали: „Какой потрясающий, вообще, что ты сделал?!” (смеется) И так же все остальное в этом мире. Что мы делаем? Мы берем воду, солнце, землю, готовые продукты, смешаем в каких-то пропорциях и подписываем свою подпись: „Это я делал”. Как художники, они делают большое полотно… самый радостный момент, самый счастливый момент, когда я в углу пишу свою подпись.
Брахма сотворил этот мир и когда он просит – в „Шримад-бхагаватм” это описывается – когда Брахма просит Кришну во второй песне „Шримад-бхагаватм” описывается это, Брахма говорит: „Дай мне силы творить этот мир и еще что дай мне? И дай мне силы, не считать себя творцом. О, мой Господь, дай мне силы делать все то, что я должен сделать, и дай мне еще больше сил для того, чтобы не возомнить себя творцом этого мира.”
Он сотворил весь этот мир и он подписи под ним не поставил, нигде нет подписи: „Четырех-головый Брахма сотворил этот мир”. А мы глупцы.
И поэтому Кришна здесь объясняет: ягьйартхат кармано ‘нйатра — действуй в этом мире, живи в этом мире, будь счастлив в этом мире, никаких проблем нет, все благословения есть, но старайся действовать так, чтобы ты не запутывался в последствиях своих действий. И единственный способ не запутываться в последствиях своих действий – это все время понимать, что я делаю жертвоприношение, что я отдаю то, что мне все равно не принадлежит. Потому что в этом мире нам ничего не принадлежит, мы голыми в этот мир пришли и если бы голыми – вообще без всего…
И в этом суть – мы должны быть счастливы, но чтобы быть счастливым, человек должен знать секрет. И этот секрет, к сожалению, противоречит нашей привычной психологии. Но любой, у кого появится какая-то маленькая вера, может начать понемногу вступать на этот путь и как говорится с Ведах: в век Кали осталось одно жертвоприношение. Сам Кришна говорит в „Бхагавад-гите”: ягьянам ахам джапам – из всех жертвоприношений Я есть кто? Джапа. Я есть безмолвное повторение Святого Имени: Харе Кришна, Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Это самое лучшее жертвоприношение в этот век и если человек хочет быть счастлив, он должен совершать это жертвоприношение. Других жертвоприношений мы не можем совершать, у нас нет достаточно топленного масла, у нас топленное масло в пол-литровых баночках аккуратно закрыты – нету. Сейчас мир стал скудным. Раньше люди тоннами масло выливали, у них было еще больше и оно не кончалось никогда.
В „Бхавишья-пуране” описывается жертвоприношение млеччха-ягьи, когда один царь хотел всех млеччх сжечь. Он вырыл пруд, в который было залито топленное масло. Пруд гигантский, целиком из него… ну потому что млеччх много, нужно было, чтобы с ними со всеми расправится. У нас нет ресурсов для того, чтобы совершать другие жертвоприношения, но у нас есть один единственный ресурс, одна возможность отдать Кришне свое время и свое сознание и для этого человек повторяет Святое Имя: Харе Кришна, Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе и делает это для того, чтобы высказать Богу благодарность, которую Он заслуживает: „Здесь все благодаря Тебе и я благодаря Тебе и все то, что у меня есть, благодаря Тебе.” И если я благодарный человек, я должен ‘спасибо’ сказать. Поэтому я говорю: Харе Кришна, Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе: дай мне возможность как-то служить Тебе. Я понимаю, что Тебе ничего не нужно, но может я на что-нибудь сгожусь. Спасибо большое. Шрила Прабхупада ки! Джая!
Если есть какие-то вопросы…
Вопрос: (плохо слышно; смысл – цитирует писания и спрашивает какую аскезу совершает Кришна.)
Ответ: Сам Кришна не совершает аскезы никакой и в этом доказательство того, что Он – Бог, Кришна наслаждается только. Но, как говорится в Упанишадах, „Шветашватара-упанишад”: парасйа шактир вивидайва шруйате свабхвавики бхава гьяна крийа ча – у Кришны есть многочисленные энергии, парасйа шактир вивидайва шруйате свабхвавики бхава гьяна крийа ча и они сами действуют в этом мире, у них есть эта творческие энергии, которые Он вложил в сами эти энергии, в эти шакти. И когда Кришна произносит этот стих, Он пытается научить нас каким образом жить. Самый знаменитый гимн Риг Веды называется Пуруша-сукта и она описывает символическое жертвоприношение Пуруши, в результате которого создался этот мир. В Пуруша-сукте говорится: саха-сраширша пурушах, как этот тысячеглавый Пуруша, изначальный Господь, при этом подразумевается, что не сам Кришна – Пуруши-аватары творят этот мир, саха-сраширша пурушах он разделил себя на этот мир, он отдал части своего тела для того, чтобы из него создали этот мир, потому что этот мир есть продолжение самого Кришны. То есть, нужно понимать: смысл этого стиха в том, что какие-то другие, отдаленные за Кришной, Его аватары, они творят этот мир и чтобы научить других, они показывают рецепт, способ. Способ этот – ягья или тапасья или жертвоприношение. И это универсальный закон. Когда мы совершаем тапасью, мы чувствуем силу, да? Когда человек голодает, например. Он не чувствует силу, когда он голодает, но после этого он чувствует большую силу и даже во время голода он в какой-то момент начинает обретать силу. Тапасья или аскеза – это способ обрести духовную силу, но это не конечная вещь. То, что на каком-то уровне является тапасьей, на высшем уровне является любовью. И любовь, в конце концов, является высшей жертвой и высшей тапасьей, правильно?
Другое объяснение этих слов, что я обретаю силу с помощью тапасьи или аскезы: аскеза значит добровольное самоограничение, правильно? Когда я ограничиваю себя в чем-то. Высшим проявлением аскезы, которую совершает Кришна– если это можно назвать аскезой – является любовь. Потому что ограничить себя… что я хочу больше всего? Больше всего я хочу, чтобы торжествовала моя собственная воля, в этом моя аскеза. Человек должен совершать аскезу именно потому что до этого он злоупотребляет своей волей: он ест что хочет, делает что хочет, в какой-то момент у него накапливается грязь и ему нужно совершить аскезу, чтобы нейтрализовать это все. Аскеза – когда я перестаю совершать свою волю и действую, исполняя желания других. Самая большая аскеза для нашего эго – когда я делаю не то, что я хочу, я то, что хочет кто-то другой. И в этом смысле сила Кришны заключается в том, когда Он совершает эту аскезу, в том, что Он … даже Он, несмотря на то, что Он – Бог, несмотря на то, что Он самовластный, единоличный повелитель всего сущего, даже Он живет ради других и исполняет желания других.
Как в „Гита-говинде” Кришна говорит: дехи пада палава ударам – поставь, пожалуйста, Мне ногу на голову. То есть, аскеза Бога в этом смысле – это любовь, а любовь значит … любовь и служение – это синонимы. Как бхакти Шрила Прабхупада переводит как преданное служение, но можно перевести это как любовь, просто любовь слишком задерганное слово. Когда действительно люблю, я служу, если мать любит сына, она служит ему. Если мужчина действительно любит женщину, а не просто эксплуатирует ее, он будет служить ей, если женщина любит своего мужа, она будет служить ему. И это аскеза, но эта аскеза – самая сладкая аскеза, которую человек может совершить, потому что аскеза для нашего эго – это делать не то, что я хочу, а делать то, что хочет другой. Это другое объяснение этого. Понятно? И именно в результате этого человек обретает силу. Любовь – это самая большая сила в этом мире.
Есть непридуманная история, как однажды мальчик играл на улице, а мать его была во дворе и вдруг она увидела (маленький мальчик совсем), что машина едет и что практически неминуемо сейчас эта машина задавит мальчика, потому что он не отображает ничего, он маленький и он даже не успеет. И это задокументированный факт: мать подбежала, мать схватила эту машину налету, оттолкнула ее куда-то, схватила сына и убежала с ним. Она подняла машину! В норме она, конечно, не сможет ее поднять даже близко, но у нее была такая сильная любовь, что эта любовь… потому что в конце концов сила исходит от нашего ума. Сила не в теле, сила не в мускулах. Как некоторые люди занимаются культуризмом – эти люди самые слабые, их ткни – они развалятся. Потому что на самом деле сила в уме, сила в решимости, в воле и еще в чем-то и человек, у которого сильный, чистый ум, гораздо сильнее. И если у человека есть любовь, то она дает ему самую большую силу и делает его сердце или сознание самым чистым.
Вопрос: Вы сказали, что мы приходим сюда наслаждаться… но на райских планетах
Ответ: В том числе до этого.
Вопрос: …(непонятно. Что-то об уменьшении вакансий на райских планетах…)
Ответ: А кому туда… Есть, что ли, много кандидатов на райские планеты? (смех) Наоборот, в аду перенаселенность. Наша с вами планета Земля относится к планетам среднего типа, где человек совершает карму, чтобы попасть на райские планеты. Нужно получить хорошую карму. А хорошую карму сейчас очень сложно получить, плахую карму очень легко получить, поэтому не удивительно, что народонаселение на райских планетах постоянно сокращается, а на адских планетах постоянно живет. Более того, адские планеты расширяются и уже Земля вполне может претендовать на это право, чтобы называться адской планетой.
Но Вы не волнуйтесь, если человек живет в соответствии с законами Бога, он будет счастлив, это несомненный закон. И любой человек, который пробовал это, может потвердить, так что, на райских ли планетах … для вас места всегда хватит. Если Вы будете жить по законам Бога, то Вам положенные наслаждения придут, так или иначе, местечко найдется всегда, даже если для этого нужно будет исключение сделать и двух детей родить, двойня появится (смех), не расстраивайтесь.
Вопрос: В “Нектаре преданности” Шрила Прабхупада пишет, что когда приходит Кришна-Джанмаштами, преданные должны какое-то особое преданное служение выполнять. Что это значит?
Ответ: Особое служение значит с особенным чувством, потому что тэнденция в обычные дни заниматься каким-то служением механически. Мантру мы читаем как? Механически, как магнетофон (изображает). Как какие-то преданные пошутили, что иногда преданные читают мантру так, как буд-то бы у них кошка потерялась. У вас кошка потерялась, вы выходите на крыльцо и говорите: “А-а-а-рей кыс кыс кыс” (смех). И тэнденция будет, потому что мы менахизмы, тело – механизм, тело – это робот, тело, в сущности, механизм. Ум тоже механизм, в уме есть свои программы. Карма – что такое? Карма – это всего лишь определенное программирование нашего механического ума, у нас есть некий тут жесткий диск и на этом жестком диске записаны различные впечатления, которые у нас были. И поэтому соблазн будет все время, чем бы мы ни занимались, делать это механически.
Но служение нельзя делать механически, потому что основной смысл служения – это участие сердца. Служение, бхакти, можно делать только с сердцем, только с помощью сознания. И поэтому в мире есть такие дни как Джанмаштами или как экадаши. Экадажи или Джанмаштами нужны для того, чтобы человек мог прилагать дополнительные усилия в этот день. Он постится целый день, он старается больше думать о Кришне и в конце концов все знают, те, кто провели этот день таким образом, они знают, что под конец он становится счастливым невероятно, правильно? Кто-то испытывал это – в конце Джанмаштами, что просто потому, что я целый день с Богом был, я что-то хотел дополнительное сделать. И каждый человек может сделать что-то особенное.
Как я попросил перед нашим Джанмаштами в Москве, чтобы каждый человек подумал, что он может особенное сделать для Кришны. И хотя я не помню этого предложения из книги Шрилы Прабхупады, но я попросил, чтобы каждый сделал что-то личное для Кришны. Личное значит что-то, что мне нужно делать с каким-то трудом дополнителньм, переступая через себя. Не то, что я обычно делаю. И я сам стал думать, я когда попросил других, я подумал: „Нечестно будет, если я других прошу, а сам ничего не делаю. Я стал думать, что мне сделать для Кришны особенного в этот день. Я думал, думал, думал, вроде и так все делаю, все для Него, для любимого. Как это непонятно что еще там делать, что особенное делать?! Вдруг, в какой-то момент я понял. И когда я понял, что я это могу сделать, я так присвистнул и я подумал: „Неужели я это сделаю?” Я понял, что в сердце у меня есть проблемаодна. Не одна, на самом деле их там много, но одна в тот момент мне пришла в голову. У меня есть неприязненное чувство к одному преданному, который в свое время ушел из Сознания Кришны, но не просто так ушел, а очень нехорошо ушел, с оскоблениями с какими-то и в частности меня там оскорбляли, еще что-то такое, ну и с тех пор вся эта история оставила след и с тех пор у меня осталась какая-то тяжесть по отношению к нему. И он … я его с тех пор не видел, уже много лет прошло, но тяжесть эта есть. И тут я понял – Кришна, в этот момент, когда я попросил других, я попросил сам себя, в этот момент я сам дал обещание: „Кришна, ради Тебя я позвоню этому преданному” – причем этот преданный такой – за словом в карман не полезет, и если к нему позвонить, то он начинает ругаться, кричать, то есть, высказывать все, что он думает, у него особенных проблем с этим нет. И я сказал себе: „Кришна, я позвоню ему, чего бы это мне ни стоило, я выслушаю все то, что он мне скажет, и приглашу его на Твой праздник, потому что он все равно Твой преданный, он много для Тебя сделал, все равно Ты будешь рад, если он придет и я это сделаю!”
И мне нужно было три недели готовиться, слава Богу, что было достаточно времени, я готовился морально, я откладывал, каждый день записывал: надо позвонить такому-то такому-то и не звонил. В конце концов я позвонил ему, сказал ему … А, он удивился, я сказал ему … он не мог поверить своим ушам, что я позвонил. Ну тут я немного смалодушничал, не стал дожидаться, когда он начнет ругаться на меня, я сказал: ‘Я звоню, чтобы тебя пригласить на Кришна-Джанмаштами” и тут я почувствовал такую паузу удивленную на другом конце провода, он не мог понять, что происходит. Потом он стал как-то так хихикать в трубку, так похихикал и говорит: „А чье это вдруг, почему …” В конце концов, я после этого был самым счастливым человеком на свете, потому что эта тяжесть у меня ушла из-за того, что я понял, что я с этой тяжестью дурацкой ходил в своем сердце.
И в этом, собственно суть служения, когда ты делаешь что-то, что ты не хочешь делать, но делаешь это искренне ради Кришны, только чтобы Он был доволен. И когда ты переступил через себя и сделал что-то, что ты в норме не делал бы и переступив через себя сделал это искренне ради Кришны, то ты чувствуешь – Кришна стал ближе, потому что сердце стало в этот момент чище. Вот смысл преданного служения. Я просто должен подумать и понять, что я могу сделать. Потому что в этот момент ты вкладываешь туда все свое сознание. Что-то, что ты и так делаешь, и умеешь делать, ты как-то все равно будешь делать это механически и будешь эгоистом оставаться. А если ты делаешь что-то такое, во что ты будешь вкладывать сознание, то это будет настоящим служением, это будет вишеша-сева, на санскрите это служение настоящее называется вишеша, вишеша-сева, особое служение.
Вопрос: (непонятно, но смысл в том, что он про санкиртана-ягью не услышал)
Ответ: Как же, я же говорил, что нужно повторять Харе К Харе Кришна, Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе, агьяй санкиртана прийай йаджанти хи сумедхасах – ничего важнее этого нет, потому что что такое санкиртана? Санкиртана – это когда мы собираемся вместе и вместе прославляем Бога. И почему эта ягья самая важная и самая возвышенная? Потому что как здесь Кришна говорит: Если вы будете приносить жертвоприношения богам, боги будут довольны вами и таким образом вы будете бхавайантах пара-спарам, друг друга благословлять. Это то, что больше всего Кришне нравится. Что больше всего нас отдаляет от Бога – это зависть. Что больше всего приближает нас к Богу – это любовь. И санкиртана – это когда люди отбрасывают свою зависть, отбрасывает то, что разъединяет их, отбрасывает какие-то свои проблемы и вместе собираются для одной цели – для того, чтобы прославляеть Кришну. И когда человек делает это, то это то, что радует Кришну больше всего. И когда Кришна рад, мы сами счастливые становимся.
Я говорил об этом, о том, что в этот век осталась одна ягья, ягья повторения Святого Имени, но на самом деле, чтобы почувствовать вкус Святого Имени, человек должен делать это вместе с другими, отбросив свою зависть, отбросив свои проблемы и просто заниматься тем, что он будет прославлять Кришну: Харе К Харе Кришна, Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.
Мы можем видеть, что в любых городах, где это происходит, как например в Омске, атмосфера меняется. В Омске они целое лето каждый день совершают санкиртана-ягью. Приезжаешь туда и прямо чувствуешь эту жизнь, которую ягья дает. Или в Екатеринбурге Арджуна Кришна проводит там эту ягью, санкиртана-ягью и тоже все люди говорят, что меняется прямо атмосфера сразу, все сознание очищается, люди очищаются, люди счастливее становятся. Так что, спасибо вам большое за указание на мой недостаток. Я хотел в целом о принципе ягьи больше говорить, но конечно все эти вещи они непосредственно относятся к санкиртана-ягье, потому что в конце концов самым большим подарком, который я могу сделать для какого-то другого человека – это дать ему Кришну, дать ему святое Имя, потому что Святое Имя неотлично от Кришны. Когда мы ходим по улице и поем Святое Имя, мы дарим Кришну людям: „Берите! Харе Кришна, Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.”