Диск «Праздничные лекции за 2011 г.», л. 36
Аннотация:
Истории о событиях, произошедших в Виджай-дашами: победа над Махишасурой, окончательная победа Рамы над Раваной, победа Арджуны над Кауравами. Любая битва в соответствии с дхармой приводит к двум результатам – победе и милости Господа. Уроки, которые содержатся в этих историях и которые БВГ призывает нас понять: способность сотрудничать, способность служить и величие служения Господу.
***
Харе Кришна. Я очень рад видеть вас всех в этот день. Сегодня особенный день в нашем календаре, он называется Виджай-дашами. Некоторые считают этот день самым благоприятным днем в темную половину угода. Темная половина года начинается, когда солнце идет по южной части небосклона. Мы знаем о двух путях – уттарайани и дакшинайани, о которых говорится в «Бхагавад-гите». Темная половина года, когда солнце находится на юге, а не на севере, когда солнце убывает, – это сложное время. Некоторые представители ведической культуры считают, что этот день, который в Индии называется Досера или Рам-виджай, Виджайа-дашами, самый благоприятный день из всех дней в темной половине года.
Причина этого очень глубинная. В этот день произошло сразу три победы. Первая победа – это победа Дурги над Махишасурой. До этого в течение десяти дней или девяти ночей, Дурга боролась с Махишасурой. В этот день Рама убил Равану и об этом мы поговорим подробнее. В этот день Пандавы окончили свое изгнание и Арджуна, который в течение целого года носил женское платье и учил танцам обитательниц женской половины дворца царя Вираты, в этот день он, по-прежнему еще в женском платье, залез на дерево шами, где был спрятан его лук Гандива, достал этот лук и прогнал армию Кауравов, одержав над ними сокрушительную победу. Один, в сари. В этот же день родился Шрила Мадхавачарья, основатель нашей сампрадайи, который всю свою жизнь сражался, одерживая бесконечные победы, победы над тьмой, над невежеством, над иллюзией и над вожделением, которое правит в нашем сердце.
Поэтому этот день называется днем победы. Есть разные дни победы. День победы по ведическому календарю празднуется сегодня, на десятый день светлой половины месяца ашвин. Буквально через несколько дней, в пурниму, когда луна будет полной, начнется месяц картика, месяц самый удивительный и самый трогательный для всех вайшнавов. Мы собрались сегодня для того, чтобы подготовиться к этому месяцу и многие Гаудийа-вайшнавы дают обеты в месяц картика, или дамодара по вайшнавскому календарю, сегодня. Начиная с завтрашнего дня, с экадаши, мы начнем подносить фитильки или лампадки Господу Дамодаре. Завтра Он появится на нашем алтаре.
Обычно, по ведической традиции, в день перед тем, как начинается какой-то праздник или какое-то торжественное время, люди дают обеты. Эти обеты называются санкалпа. Обеты называются врата, но в этот день человек настраивает себя. Санкалпа значит решимость и человек настраивает себя. Обет всегда подразумевает определенное преодоление – преодоление сопротивления внутри или победу над собой, победу над своим капризным, расплывчатым, расхлестанным умом, который хочет делать только то, что ему хочется в данный момент. Когда человек дает какие-то обеты, настраивая себя на то, чтобы он, во что бы то ни стало эти обеты соблюдать в течение определенного периода времени, он постепенно учится овладевать своим умом. На самом деле, именно эта победа является самой главной победой. Мы торжествуем или празднуем сегодня день победы, но любое празднование дня победы обернется поражением для нас, если мы не научились побеждать свой собственный ум, если мы по-прежнему остаемся рабами своего ума или вожделения, которое живет в нашем уме.
Обеты, которые мы сегодня дадим перед алтарем, перед Божествами Шри Шри Даял-Нитая Шачи-Сутой, предназначены для того, чтобы помочь нам одержать победу. Сегодня благоприятный день. Обычно в Индии люди женятся в этот день и в день акшайа-тритийа, потому что считается, что любое дело, особенно сложное дело, а брак – дело непростое, иначе бы его не назвали браком – любое дело, начатое в этот день, обречено на успех. Если мы начинаем что-то именно в этот день, в виджайа-дашами или досеру, то конец будет успешным. Любой человек, который знает этот секрет, откладывает очень важные дела на то, чтобы начать их сегодня.
Помимо победы над собой, над своим неугомонным умом, над демоном вожделения, который живет в нашем уме, многоголовым, Раваной, который ревет в нашем уме (БВГ рычит) … Что-то никто не испугался, все привыкли к этому. Помимо этого, мы реально находимся в сложном положении сейчас. Наверняка вы все знаете, что нам нужна сейчас победа. Почему-то, после семи лет пребывания здесь, власти во что бы то ни стало захотели, чтобы мы перед зимой нашли себе другое место. Поэтому сегодня мы объявляем как бы наше сражение за возможность поклоняться Кришне здесь начатым.
Любая битва, если она делается в соответствии с принципами дхармы, преследует две цели. Кришна говорит об этих двух целях в «Бхагавад-гите»: ниграха-ануграха. Он не говорит это в «Бхагавад-гите», но когда речь идет о битве справедливой, то две цели ставятся перед этим: ниграха и ануграха. Ниграха значит победа, уничтожение, уничтожение, прежде всего, зла в своем собственном сердце. Ануграха значит милость. Ниграха значит уничтожение, а ануграха значит милость. Кришна говорит: «Зачем Я прихожу? Я прихожу для того, чтобы победить зло и для того, чтобы поддержать праведников. Для того, чтобы покарать негодяев и поддержать праведников». Ниграха-ануграха. Когда мы объявляем какую-то битву, то мы объявляем битву злу, прежде всего препятствиям внутри нашего сердца, но мы также объявляем эту битву для того, чтобы получить милость, ануграха. Мы прилагаем дополнительные усилия, мы тратим свою энергию для того, чтобы в конце концов эта милость пришла к нам. Потому что что есть победа, как не ощущение милости или близости Бога в нашем сердце? Так что, это особый во всех отношениях день и мне хотелось немного рассказать о том, каким образом произошла одна из этих побед, победа Рамы над Раваной, сегодня. До этого я скажу также маленькую предысторию или чуть-чуть коснусь первой победы, победы Дурги над Махишасурой.
Изначальный демон, демон Махиш, терроризировал всю вселенную. Террористы были всегда, террористы – это не явление последнего времени. Террор его был страшный, так что, полубоги, наделенные шакти, могуществом, они, в конце концов, взмолились Верховному Господу и сказали: «Помоги нам одержать победу над этим террором, над этим ужасом». Террор значит ужас. Когда эти злобные силы торжествуют, когда они действительно становятся сильными, люди, особенно праведные люди, находятся в ужасе. Им дал был очень важный совет. Этот важный совет также хорошо помнить нам в этот день. Им было сказано, что «если вы хотите победить в этот день этого демона, вы должны отдать свою шакти, сложить свои шакти вместе. Эта объединенная энергия, энергия добра, сможет одержать победу над демонической силой этого демона». Тогда полубоги, 33 миллиона, чуть-чуть больше, чем людей в этой комнате, каждый взяли свою шакти, то, что у них было… Каждый из них был по-своему могуществен, но беда заключалась в том, что их могущество оставалось при них, что они хранили его для самих себя. Что они сделали – девять дней тому назад они взяли свою шакти или энергию и сложили ее в общую копилку, в общаг, по-другому. Они взяли, не скупясь то, что у них было, и соединили это вместе. В результате появилась могущественная богиня Дурга, которая на десятый день после девяти дней сражения одержала победу над асурой.
В сущности, этот первый урок сегодняшнего дня нам нужно очень хорошо понять. До тех пор, пока люди разобщены, пока каждый сражается в одиночку и каждый скупится или держит, придерживает при себе свои силы, способности, вместо того, чтобы сложить все то, что у нас есть, вместе, и, соединив это вместе, противостоять силе террора, силе экстремизма, которая пытается задушить что-то хорошее и прекрасное, победа не настанет. Это первый, очень важный урок, который нужно знать.
Другой очень важный урок – битва Дурги с демоном Махишей, битва Рамы с Раваной, битва Пандавов на поле Курукшетры длились девять дней. У Пандавов 18 дней, но 18 – это два раза по девять. Один плюс восемь – девять, то же самое. Девять значит очень долго. Девять значит один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять. Иначе говоря, победа не приходит быстро. Это очень важное понимание, которое должно прийти к нам. Даже после того, как все объединились, все сложили свои силы, когда все стали едиными, противопоставили это, все равно победа или война длилась девять дней, тоесть очень долго. Девять дней значит полное число. Это полнота указывает на некую долготу или на некий естественный цикл, который должен пройти в нас. Если мы вернемся к метафизическому объяснению той битвы, которая происходит, то это значит, что битва над нашими внутренними врагами тоже не произойдет сразу. Вернее, битва произойдет сразу, победа случится не сразу. Победа наступит не так быстро. Она обязательно наступит, в этом нет никаких сомнений, но человек должен будет вложить все свои силы для того, чтобы победу одержать.
Как Кришна объясняет это в «Бхагавад-гите», Он говорит, что «Арджуна, Я уже всех убил. Посиди немного, отдохни, в общем, все самое интересное уже произошло». Правильно, да? В этом суть «Бхагавад-гиты»? Нет, не совсем так. Хотелось бы. Может быть, Би Би Ти подредактирует когда-нибудь «Бхагавад-гиту», выпустит новую версию (смеется). Но в изначальной битве Кришна говорит: «Слушай, дорогой, Я все сделал, но тебе придется потрудиться, Я Сам сражаться не буду». Он призывает Арджуну приложить все свои силы для того, чтобы победу одержать. Хотя Он говорит: «Не сомневайся в победе». В самом конце «Бхагавад-гиты» (18.78) Санджая говорит: «Там, где Кришна – повелитель мистических сил, там, где Арджуна – носитель Гандивы, дханур-дхарах татра шрир виджайо бхутир – там есть богатство, виджай – победа, бхути – это хорошая вещь: роскошь, процветание, благополучие. Дхрува нитир матир мама. Там все это есть. Победа наверняка придет, но для того, чтобы она пришла, человек должен очень хорошо потрудиться, должен вкладывать силы, должен прикладывать дополнительные усилия, для того, чтобы в конце концов победа настала. Это еще один очень важный урок, который нужно понять.
Я хотел рассказать про эту битву, которая закончилась победой сегодня, битву на Ланке, когда Рам пришел со Своим войском обезьян к хорошо защищенной крепости на Ланке. Они построили мост и сначала Равана не верил в то, что войско Рамы окажется на Ланке. Равана не мог поверить в это, но в какой-то момент он проснулся и увидел, что обезьяны пляшут у него под стенами. Господь Чайтанья, когда Он жил в Джаганнатха Пури, в этот день досеру, в Рам-дашами, велел всем Своим преданным, Своим последователям, наряжаться обезьянами. Это традиционный авторитетный способ празднования данного дня. Нам, в общем-то, наряжаться особенно не надо (смех), нет сильной необходимости в этом. Последователи Господа Чайтаньи залезали на стены в Пури, на крыши, бегали по ним и кричали: «Джай Шри Рам! Джай Шри Рам!» Весь Пури был охвачен этим экстазом войны с Раваной.
Так вот, это огромное войско обезьян, совершенно невооруженное, с какими-то дубинками, камнями, доисторических обезьян каких-то оказалось перед стенами цивилизованного города Ланки, с высокими крепостными стенами, со всеми видами оружия, со всей защитой, которую только можно ожидать от современных стратегов. Надежды никакой не было, силы демонов превосходили, но у обезьян была одна вещь – вера Раму. Обезьяны знали, что ради Рамы, мы готовы на все. Что если Рам хочет, чтобы мы служили Ему таким образом, если Рам хочет, чтобы мы сражались, мы будем сражаться и не будет ничего блаженнее и счастливее, чем возможность сражаться за Раму для того, чтобы Сита вернулась к Нему. Обезьяны радовались, а демоны были очень грустными. Печальнее всего, раздраженнее всех, злее всех был Равана. Равана не находил себе места. Я не буду рассказывать долго все подробности этой битвы, потому что мы можем пропустить начало месяца картика, если углубляться в детали. Я перейду к самому концу этой битвы, когда в какой-то момент этот Равана, сраженный копьем Рамы, упал в обморок. Хануман в полном экстазе сказал Раме: «Рам, садись на меня, мне на плечи! Мы будем сражаться с этим демоном!» Можете представить себе как дыбом стояли волосы на теле Ханумана, когда Рам сидел у него на плечах? Восседая на плечах Ханумана, Рама запустил Свой дротик в Равану. Равана – жуткий, страшный, могущественный демон – пошатнулся и упал. Но Рам решил, что еще не пора, что Раване еще стоит получить какие-то уроки от Него. Поэтому, когда Равана пришел в себя, Он посмотрел на него с состраданием в глазах. Хотел бы я поймать на себе этот сострадательный взгляд Господа Рамачандры.
От этого сострадательного взгляда Равана пришел в себя. Нектар струился из глаз Рамы. Рама сказал: «Равана, похоже, ты устал немножко, пойди, отдохни!» Равана вернулся к себе, чувствуя унижение, боль, ненависть. Его враг сказал ему: «Ты устал, иди, отдохни немного!» Равана созвал военный совет, всех своих военачальников и спросил: «Что нам нужно делать? Мы должны победить Раму!»
Тут гениальная мысль осенила его. Он вспомнил о своем спящем брате Кумбакарне. Кумбакарна заснул всего девять дней тому назад. Так уж получилось, у Кумбакарны был определенный биологический ритм. В соответствии с этим биологическим ритмом, который вставил в его тело Господь Брахма на заре творения, он спал шесть месяцев подряд. Потом просыпался, ел и снова засыпал снова. Брахма, чтобы спасти творение, потому что Кумбакарна был страшной скотиной – в хорошем смысле этого слова – он был жутким, страшным существом, все тело его был покрыто густой шерстью, он был огромный и когда он разевал пасть, она была такая гигантская и из пасти у него несло жутким совершенно мясом непереваренным и кровью. Он пил вино, пил кровь и ел мясо. Когда он дышал, он мог сдуть всех. Ровно шесть месяцев он спал. Потом просыпался на один день сам по себе, ел как следует, он чувствовал большой голод у себя в желудке, и засыпал снова.
Равана сказал: «Будите Кумбакарну!» Его войско сказало: «Как его разбудишь? Его невозможно разбудить!» Он сказал: «Не знаю как, но будите!» Десять тысяч человек отправилось в пещеру, специально построенную для того, чтобы Кумбакарна мог спокойно спать. Это были подземные покои, простиравшиеся на целую йоджану в длину, в восемь миль, 15 км длиной и там стояла большая кровать, на которой спал Кумбакарна. Когда они зашли в эту комнату, нормальные люди, то дыхание, вырывавшееся из ноздрей Кумбакарны, смело все десять тысяч человек. Им пришлось обвязаться друг за друга, чтобы так или иначе как-то сохранить себя. Они пытались обойти эти ураганные ветры, вырывавшиеся из ноздрей Кумбакарны. Первое, что они сделали – принесли туда много мяса. Сначала они думали, что от запаха мяса он проснется и они принесли много мяса, много крови, много вина. Кумбакарна спал. Потом они стали его прославлять: «Кумбакарна ки! Джай! Кумбакарна ки! Джай!» Кумбакарна спал. Потом они стали кричать: «Кумбакарна негодяй!» Кумбакарна спал. Потом они принесли мриданги, караталы, гонги и стали бить около его уха – Кумбакарна спал как младенец и только из его пасти доносилось страшная зловоние. Он только-что лег спать, девять дней всего спал человек! Тогда они стали бить его палецами, колоть его стрелами, бегать по его груди, топтать его – Кумбакарна спал! Тогда они, разозлившись, стали дергать его за волосы. Я уже говорил, что все его тело было покрыто густой шерстью. Они стали дергать его за волосы повсюду как только могли, все десять тысяч человек. Кумбакарна спал. Они не знали что делать – они стали бить, колотить, бегать, прыгать! Кумбакарна все равно спал. Тогда они пригласили лошадей, слонов и пустили тысячу слонов бегать по его телу. Только когда тысяча слонов стали бегать по телу Кумбакарны, он слегка потянулся. Когда он потянулся … Кумбакарна, как я уже сказал, был страшной скотиной, жутким, страшным демоном. Когда он проснулся, он еще весь сонный, его слегка почесали эти слоны, которые бегали по нему, он проснулся, как следует закусил и спросил: «Чего вам надо? Зачем вы разбудили меня? Что вы хотите от меня?» Тогда они сказали ему: «Равана требует тебя к себе, Рам напал на нас». Он сказал: «Рам?! А, сегодня съем Раму с Лакшманой».
Там была долгая история, короче, когда он вышел на эту битву, он увидел огромную тучу, огромное войско обезьян, Кумбакарна стал хохотать. Своими огромными ручищами он стал собирать обезьян, правой и левой. Он не обращал внимание на то, что левой есть нельзя. Он засовывал этих обезьян к себе в разверстую пасть. Должен вам сказать, другие обезьяны чувствовали себя очень неловко при этом. Представьте себе, что вы находитесь при этом – жуткий демон ест ваших друзей, преданных!
Пасть у него была огромной, он их засовывал и засовывал. Тогда обезьяны взмолились, они побежали к Раме и сказали: «Рам, сделай что-нибудь!» Когда Кумбакарна просто появился там, все испугались, даже сам Рам спросил: «Кто это? Что это за чудище?» Даже сам Рам перепугался. Слегка, не очень сильно. Когда Рам увидел ужасы, которые творит Кумбакарна, он стал выпускать одну стрелу за другой и в конце концов они отсекли руки и ноги у Кумбакарны. Но Кумбакарна не успокаивался. Без рук и без ног, с одним туловищем, он свою пасть разверз и просто стал вдыхать. Войско обезьян под силой его дыхания все равно тянулось туда, он все равно пожирал их. Рам стал оглядываться и говорить: «Что делать с этим негодяем? Что делать с этим демоном?!» Тогда Ему сказали: «Ты заткни ему пасть Своими стрелами!» Можете себе представить эту битву?
В этот момент Рама стал выпускать тысячу стрел из своего лука. В конце концов, вся пасть Кумбакарны была заткнута этими стрелами и он отрубил ему голову и все закричали «Харибол!» Ну, примерно, чуть-чуть более радостно и воодушевленно. Они закричали: «Рамачандра Бхагаван! Ки! Джая!» Это мы только про Кумбакарну рассказали.
После этого был Индраджит, про него рассказывать не будем. В конце концов, началась последняя схватка. Эту последнюю схватку чуть-чуть я расскажу. Схватка Раваны с Рамой, та самая схватка, которую отмечают сегодня, потому что по всей Индии люди выходят, когда опускается солнце и выпускают стрелы в чучело Раваны. Рам сражался с Раваной и сначала Он просто стоял босиком, Равана стоял на своей колеснице во всеоружие, с панцирем, сияющий, с его десятью головами, с огромным количеством рук. Рам стал выпускать в него одну стрелу за другой и стрелы эти сносили головы у Раваны и отрубали егму руки. Но стоило одной голове слететь с тела Раваны, тотчас же высовывалась другая. Рам подумал: «Может быть, надо все головы сразу снести?» Он снес одной стрелой все десять голов Раваны. Тотчас же десять новых голов выскочили оттуда, улыбаясь, уже с усами, новенькие, свеженькие. Рам снова и снова отрубал головы Раване, но головы высовывались.
Ачарьи объясняют, что Равана, многоликий, многоголовый – это вожделение. Все знают, что с вожделением справиться не так просто. Что человек как будто бы справился с вожделением, отрубил все головы вожделения и он думает: «Джая! Харибол! Я чистый преданный! У меня нет никакого вожделения!» Правильно? Бывало с вами такое? Беда в том, что через какое-то время, как объяснял Шрила Прабхупада, уродливая голова вожделения снова вырастает откуда-то. В сердце снова появляется эта уродливая голова. Некоторые люди говорят, что все просто. Рам не сразу победил Равану. Он не победил его до тех пор, пока Вибхишана, который находился рядом, не сказал: «В сердце у Раваны находится нектар. До тех пор, пока Ты не осушишь этот нектар, который живет там, Ты ничего с ним не сделаешь».
В этом тоже есть очень глубокий внутренний смысл. Человек часто пытается отрубить голову вожделению, но голова – это внешняя вещь. Иногда человек, который идет по духовному пути, пытается победить вожделение в его внешних проявлениях, но есть сердце вожделения и там находится этот нектар. Сердце вожделения – это, по сути дела, надежда, неумирающая надежда на то, что так или иначе я буду счастлив здесь, если я буду наслаждаться в материальном мире. Вибхишана сказал: «До тех пор, пока ты не осушишь этот нектар …» Чувствуете нектар, да? «До тех пор, пока Ты не уничтожишь этот нектар в сердце, в глубине, до тех пор, пока у тебя еще будет это представление о том, что ты сможешь быть счастлив здесь, так или иначе, сколько бы ты ни сражался с внешними проявлениями вожделения, оно в разных видах и в разных формах снова будет проявляться в твоем сердце».
Эта окончательная победа Рамы над Раваной произошла тогда, когда Рам, которому Лакшман напомнил Ему о том, что у Него есть особая стрела, данная Ему Агастьей Муни, не вставил эту стрелу в Свой лук. Казалось бы, Рама – Сам Бог, правильно? Нужно Богу какая-то стрела от Агастьи Муни для того, чтобы победить какого-то хилого десятиголового демона? Всего-то навсего десять голов у него. Тем не менее, Рам чтобы показать нам что мы должны делать, вставляет стрелу благословения садху, Агастьи Муни, в Свой лук. Он говорит, что, в конечном счете, победу в нашей борьбе можно одержать только в том, случае, если мы получили благословение садху, святого человека. Только стрела его благословения может, в конце концов, пронзить или поразить врага, который находится в нашем сердце. Рам вставляет эту страшную стрелу в Свой лук. Стоило Ему вставить эту стрелу, как все ахнули, все замерли, включая Равану. Стрела эта сияла, она освещала ярко все. Рам вставил ее, и выпустил. Когда она летела, Равана знал, что «это летит моя смерть». Стрела пронзила его железобетонную грудь, проникла в его сердце, осушила нектар, который находился в нем и Равана с диким ревом пал на землю и стал крутиться на земле в агонии, издыхая. Тем временем все войско обезьян торжествовало окончательную победу над этим врагом.
Это та лила, которая произошла в Виджайа-дашами, сегодня, в тот самый день. Еще раз, я сказал о каких-то очень важных вещах и уроках, которые мы должны понимать, чтобы, в конце концов, победа пришла к нам. Эти важные уроки – наша способность сотрудничать друг с другом, наша способность служить друг другу, наша способность верить в окончательную победу и в величие служения Богу, служению Господу Раме. Только благодаря этой вере, в конце концов, обезьяны одержали свою окончательную победу.
Когда мы усвоим как следует все эти уроки, снова и снова описываемые на страницах ведических писаний, и станем духовными воинами, людьми, настроенными на окончательную победу, победу в этой неравной схватке, тогда только милость Кришны придет к нам в виде победы и в виде близости, ощущения Бога в нашем сердце.
Я уже говорил сегодня, что битва всегда состоит из двух вещей или целей. Первое – это уничтожить. Уничтожить зло, все то, что мешает, все то, что препятствует в нашем сердце. Второе – получить милость, обрести высшую милость. Давайте сейчас подойдем к алтарю. Сейчас начнется гаура-арати, которое мы отложили до этого срока, и, подойдя к алтарю, там будут стаканчики с водой, сделаем ачаман. Правильный способ давать врату или какой-то обет, делать санкалпу или настраивать себя – это брать воду в правую руку, несколько капелек, очистив предварительно правую руку, и произносить что-то мысленно или чуть-чуть вслух шепотом над этой водой и после этого выливать эту воду перед Божествами. Это символизирует как бы то, что мы делаем это непосредственно перед Самим Богом. Мы даем обет или обещание, настраивая себя на то, что во что бы то ни стало, я сделаю это, я побежу в этой битве, я добьюсь победы, в конце концов, победы над самим собой.
Начинается самый замечательный месяц и в этот месяц преданные поют Дамодара-аштаку. Завтра мы начнем ее петь. В этот месяц преданные подносят фитилек или лампаду как символ любви, которая горит в нашем сердце. В этот месяц самый лучший обет, который мы можем дать – это обет больше помнить о Кришне, больше времени посвящать непосредственному служению Ему, служению преданным и, в конце концов, я очень прошу вас, чтобы все эти обеты мы посвятили нашей совместной окончательной победе. Чтобы мы, обретя силу, которую мы получаем в результате следования обетам, сложили эту силу для того, чтобы мы стали вместе сильнее. В дхарма-шастрах говорится санге шактих калау—йуге – что в Кали-йугу сила есть только, когда много людей собирается вместе. Сила только в массах. Я хотел попросить вас, чтобы мы все вместе сейчас подошли и сделали этот небольшой обряд санкалпы под звуками святого имени, и каждый подумал бы, что он может сделать. Некоторые преданные читают вместо шестнадцати тридцать два круга или хотя бы двадцать или двадцать пять кругов. Некоторые преданные дают обет дополнительного служения или каких-то дополнительных защитных молитв, которые они произносят. Каждый из нас может читать хотя бы один круг защитной мантры:
уграм вирам маха вишнум
джджвалантам сарвато мукхам
нрисимхам бхишанам бхадрам
мритйу мритйум намамй ахам
Каждый преданный может что-то сделать и это будет нашим вкладом в общее дело. Если мы почувствуем, что все преданные, так или иначе, настроены на это, мы почувствуем очень большую настоящую силу. Давайте не упустим этой замечательной возможности, которую представляет нам само время. Само время сейчас благоприятствует этому. Расположение планет и все, так или иначе, помогает нам, если мы дадим обеты, сохранить эти обеты и, в конце концов, одержать победу и получить силу или милость в результате этого. Я думал, что очень важно, чтобы мы действительно по-настоящему настроились сегодня на этот лад, потому что если мы настроимся, в этой настройке, помимо всего прочего, самой по себе таится или скрыта очень большая сила. Сегодня целую ночь здесь будет киртан. Если кто-то хочет остаться здесь в течение более долгого времени, пожалуйста, целую ночь будет петься киртан для того, чтобы закрепить наши обеты. Завтра Ачала прабху придет и будет проводить экадашный киртан. Тоесть в общем спать нет никакого смысла, напрасная трата времени. В конце концов, поспать можно потом, как Кумбакарна спал шесть месяцев. Давайте еще раз настроимся на победу, на служение, на то, чтобы смогли, в конце концов, одержать победу и обрести милость благодаря Шриле Прабхупаде.