Диск «Праздничные лекции за 2011 г.», л. 38
Аннотация:
БВГ о смысле того, что преданные собираются: напомнить себе о Боге и о том, кто я такой, а в данном случае – оценить то, что Шрила Прабхупада нам принес, увидеть его как живую личность, а также учиться у него. Множество историй, рассказанных в связи с его уходом.
***
(6:22) Мы очень рады видеть вас всех здесь, приветствовать вас здесь, на нашей воскресной программе. Наши программы предназначены для того, чтобы напомнить нам о самом главном в нашей жизни. Мир так устроен, что человеку свойственно забывать даже самые главные вещи. Забвение – это естественное состояние человека. Забвение – и прежде всего забвение Бога – в основе любого забвения лежит забвение Бога. Это характерная черта или главное проявление майи, иллюзии, когда сознание души покрывается материей. Когда сознание материализуется, приспосабливаясь к этому материальному миру, то естественным образом мы забываем о Боге и о том, кто мы, на самом деле.
Наши программы – периодические, праздничные, регулярные, ежедневные – предназначены для одной единственной цели: напомнить нам о Боге, о том, что есть разум, стоящий за всем происходящим в этом мире, разум, который направляет весь этот мир. Они предназначены для того, чтобы напомнить нам о том, кто мы.
Забывая о Боге, мы одновременно с этим всегда забываем о том, что такой я. Так как о себе забыть сложно, о себе мы не забываем, но мы развиваем неверные или ложные представления, забывая о Боге, о том, кто такой я. Все наши регулярные программы предназначены для этих двух целей: чтобы напомнить нам о Боге и одновременно с этим напомнить нам о том, кто я на самом деле.
Мы знаем, что, на самом деле, природа души и природа духа – это служение: дживера сварупа хайа ‘кришнера-нитйа даса’. Санатана Госвами задал Шри Кришне Чайтанье этот вопрос, «ке ами?» – «кто я такой?» «Скажи мне, кто я, потому что, забыв кто я, я не знаю что мне делать в этом мире. Я блуждаю в потемках этого мира».
Шри Чайтанья Махапрабху ответил ему этим стихом на бенгали: дживера сварупа хайа ‘кришнера-нитйа даса’ – «Я вечный слуга Кришны. Это моя сварупа, это моя природа, это моя вечная, неизменная, неотменимая природа». Если я слуга, то тогда мое предназначение – служить. Моя деятельность, исходящая из определения того, кто такой я, будет очень естественной и простой – служить.
Мы пытаемся вспомнить о том, кто такой я, в том числе через наши попытки служить Кришне. Говорится, что самым большим благословением живого существа, которое означает, что человек, в сущности, вспомнил свою природу, является опыт счастья, приходящего от служения. Люди просят у Бога милости: «Милости! Дай мне милости! Смилуйся!» Милость, в соответствии с нашей философией, определяется очень просто: это способность ощущать счастье от служения. На санскрите это называется сева-сукха. Сукха значит счастье. Когда человек получает этот опыт счастья от служения, он, в сущности, получает милость, это значит, что милость пришла.
Теперь, для того, чтобы получить счастье от служения на нашем с вами уровне, на уровне людей, которые достаточно далеко отошли от Бога в своем сознании, отошли на достаточно большое расстояние, нам обязательно нужен кто-то, кому мы служим. Причем не кто-то абстрактный, не кто-то, кого мы не знаем, а кто-то живой, кого мы знаем, потому что, служа человеку, которого мы любим, мы испытываем счастье. На самом деле, это может подтвердить каждый. Кто может сказать, что когда он служит кому-то, кого он любит, он испытывает счастье? Кто может подтвердить это? Это же так просто. Мы хотим обрести милость Бога, но милость приходит через осознание счастья от служения, а осознание счастья от служения, опыт осознания счастья от служения приобрести очень просто, если мы будем служить кому-то, кого мы любим.
Духовный учитель, посланец Кришны, чистый преданный, приходит в этот мир для того, чтобы дать этот начальный опыт счастья от служения, привязав их к себе. Шрила Прабхупада является таким представителем Кришны, который пришел, чтобы дать нам опыт бхакти и этот начальный опыт бхакти мы получаем, когда, полюбив, оценив, проникнувшись личностью духовного учителя, чистого преданного, Шрилы Прабхупады, начинаем служить ему, начинаем делать что-то для его удовольствия и начинаем получать удовольствие от того, что он радуется, доволен нами. Мы получаем это отраженное удовольствие или отраженное счастье и понимаем, что это отраженное счастье, способность радоваться его счастью, его радости, гораздо сильнее, гораздо чище и гораздо возвышеннее, чем все остальное.
Мы здесь сегодня собрались для одной этой цели – для того, чтобы нам всем вместе снова понять свою связь со Шрилой Прабхупадой, свою привязанность к нему, оценить его по-новому, увидеть его как живую личность и еще раз убедиться в том, что служа ему, мы можем получить счастье, потому что мы привязаны к нему.
Шрила Прабхупада всегда останется центром Международного Общества Сознания Кришны и по мере того, как время будет идти – время, к сожалению, стирает какие-то живые черты – очень важно сохранить этот образ Шрилы Прабхупады живым, чтобы понять, кто же такой чистый преданный и понять нашу связь с ним. Мы все – одна семья, семья Шрилы Прабхупады. До тех пор, пока любовь, привязанность к нему, служение ему будет стоять в центре нашей жизни, все остальное также будет происходить очень успешным образом, люди будут служить друг другу и, в конце концов, люди получат настоящий опыт счастья в служении Кришне, Верховной Личности Бога, люди будут служить духовным учителям. Мы одна семья и семья отличается от организации, от какой-то другой группы людей тем, что всех людей в этой сообществе связывают неформальные отношения, отношения любви и служения. Для того чтобы эти отношения между нами сохранялись, – а это очень важно, важно для нашего собственного духовного развития ,– очень важно, чтобы личность Шрилы Прабхупады, живая, бесконечно привлекательная, оставалась в центре нашей жизни.
Сегодня мы празднуем уход Шрилы Прабхупады с этой планеты, но его уход не означает уход из нашего сердца. Один ученик спросил однажды Шрилу Прабхупаду: «Шрила Прабхупада, а правда, что духовный учитель тоже находится в нашем сердце, как и Бог?» Шрила Прабхупада посмотрел на него и сказал: «Да, если ты меня туда пустишь».
Привязанность к духовному учителю может быть вечной реальностью нашего сердца, если мы раскроем свое сердце навстречу ему. Сегодня все собравшиеся здесь, на этой сцене, преданные будут говорить о своей привязанности к Шриле Прабхупаде для того, чтобы мы, слушая об их привязанности к Шриле Прабхупаде, могли также еще больше оценить его личность, еще больше отождествить себя с ним и понять, что он, на самом деле, очень близок нам, потому что чистый преданный близок всем живым существам. Чистый преданный обладает этим особым качеством, он становится близким всем живым существам. В «Шримад-Бхагаватам», в Пятой песне говорится: Ясйасти бхактир бхагаватир акинчана сарвайр гунас татра самасате сурах – когда человек развивает в себе чистую преданноsть к Богу, акинчана-бхакти, когда у него нет ничего, кроме желания служить Богу, то тогда одновременно с этим, он обретает все удивительные качества, потому что все полубоги со своими качествами живут в его сердце.
Оценивая личность Шрилы Прабхупады, говоря о нем, мы сегодня будем убеждаться на этом живом примере, что, действительно, в личности Шрилы Прабхупады, в личности чистого преданного отражаются все самые возвышенные и самые возвышенные качества.
Итак, мы сегодня собрались здесь для того, чтобы усилить нашу привязанность к Шриле Прабхупаде, слушая, как его ценят другие. Мы собрались сегодня здесь для того, чтобы понять каким образом бхакти решает корень всех проблем и как она меняет человека, делая его самым возвышенным.
Третья вещь, которую нельзя не сказать, задавая цель нашего сегодняшнего размышления или медитации на Шрилу Прабхупаду – мы собрались здесь, чтобы учиться у него. Чистый преданный приходит сюда с одной единственной целью, шикшартхам экам – только для того, чтобы учить. Только для того, чтобы учить своим примером, своими мыслями, своими словами, каждым движением своим. Слушая других, мы также будем учиться одновременно у Шрилы Прабхупады.
В 1977 г., 24 года тому назад, в этот самый день, во Вриндаване, Шрила Прабхупада ушел из этого мира. Этот уход Шрилы Прабхупады был его последним уроком. Он учил нас как нужно жить, все время помня о Кришне, и он научил нас как нужно проходить последний экзамен, не забывая даже в очень сложный момент своей жизни о Боге и о Его спасительной милости.
Я хотел рассказать в связи с этим одну маленькую историю. Я потом расскажу какие-то свои истории. Прежде чем передать микрофон всем остальным, я хотел рассказать одну маленькую историю, касающуюся того, как Шрила Прабхупада учил до самого последнего момента.
Когда он уходил из этого мира во Вриндаване, болезнь полностью уничтожило его тело. От него практически ничего не осталось – скелет, обтянутый кожей. Месяцами он ничего не ел, месяцами он просто не мог ничего есть, отказывался. Это был непростой с материальной точки зрения уход. За несколько дней до его ухода два преданных приехали из Америки, чтобы увидеть своего духовного учителя, проститься с ним. Когда они пришли к нему и увидели, в каком состоянии находится Шрила Прабхупада, на лицах их изобразился шок. Они не смогли сдержать своего ужаса от этого зрелища. Реально они были настолько поражены тем, что они увидели перед собой, что даже не нашли что сказать. Мы знаем, иногда, когда мы видим человека в таком состоянии, не понятно, что говорить в этот момент. Шрила Прабхупада увидел их замешательство, увидел, как они стояли перед его кроватью в полном замешательстве, не зная, что сказать, Шрила Прабхупада улыбнулся и сказал: «Я же учил вас все время, что я не это тело. Теперь вы видите, что практически тела моего не осталось, а я все равно здесь». Иначе говоря, я доказал вам это на своем примере.
Это один из примеров того, как Шрила Прабхупада учил каждое мгновение своей жизни, даже в такой ситуации. Он снова напомнил нам эту базовую истину и это одна из удивительных черт Шрилы Прабхупады.
Итак, мы здесь, еще раз, чтобы углубить свои отношения с ним. Это очень важно нам, нашему обществу, которое исполняет его волю, его миссию, для того, чтобы почувствовать бОльшую привязанность к нему и получить опыт. Мы здесь для того, чтобы понять каким образом бхакти, приходя в этот мир и проявляясь в сердце человека, делает его бесконечно привлекательным, делает его отражением Кришны. Мы здесь для того, чтобы еще раз научиться от него непростым духовным урокам. Преданные, которые будут сейчас выступать, будут рассказывать о каких-то своих любимых историях, связанных со Шрилой Прабхупадой, они будут помогать нам достичь этой цели. (23:33)
(1:22:11) Я читал недавно одну любопытную историю. В храм пришел человек, который очень гордился собой. Он ходил с развернутой грудью колесом и пытался управлять другими. У него было очень сильное настроение господина. Шрила Прабхупада его особенно не знал. Пришло время ему получать посвящение и когда он подошел к вьясасане Шрилы Прабхупады и наклонился … Обычно церемония, все знают, многие присутствовали на этой церемонии: человек кланяется, потом встает, дает какие-то обеты, потом получает имя, четки из рук духовного учителя. Он только наклонился и в тот самый момент, когда он наклонился, естественно, он немножечко, так сказать, оставил это свое настроение господина, потому что очень трудно быть господином, склонившись в поклоне. В этот же момент Шрила Прабхупада ударил его четками по голове и сказал: «Тебя зовут …» и произнес его имя: «Такой-то дас и потом сказал: «Дас, дас, дас. Тысячу раз дас, не Бог – дас!» Он не успел еще подняться с земли, его голова была там, и Шрила Прабхупада ему долбил: «Дас, дас, дас! Тысячу раз дас, не Бог – дас!» Он вспоминает об этой ситуации и пишет, что «в этот момент у меня только одна мысль в голове была: „И что мне теперь с этим делать? Как мне теперь дальше жить с этим?”» Это то, каким образом Шрила Прабхупада учил нас. Нам нужно понять эту простую истину, которую, на самом деле, очень сложно понять. Поэтому Шрила Прабхупада повторяет ее снова и снова. По его милости, если мы действительно будем служить его словам, читая его книги, как объяснял нам Шрила Прабхупада, мы, в конце концов, сможем ее понять. (1:24:10)
(1:36:03) Мне вспомнилась еще одна история, когда Прабхупад Прабху говорил. Однажды во Вриндаван к Шриле Прабхупаде приехал ученик, который очень гордился тем, что выучил всю «Бхагавад-гиту» наизусть. Он при этом думал: «Наверняка никто другой не знает всю „Бхагавад-гиту” наизусть. Я приду к Шриле Прабхупаде, я скажу, наверное, он захочет послушать и я ему начну говорить: дхарма-кшетре куру-кшетре самавета йуйутсавах… сарва дхарман паритйаджа мам экам шаранам враджа. Он пришел, преисполненный чувства собственного достоинства, важности и превосходства над другими и сказал: «Шрила Прабхупада, я знаю всю „Бхагавад-гиту” наизусть!» Шрила Прабхупада сказал: «Да? Ну и что?» Он говорит: «Ну как, Шрила Прабхупада, наверное не многие из Ваших учеников знают. Я знаю …» Он подумал, что может быть, Шрила Прабхупада не понял, не услышал. «Шрила Прабхупада, я знаю всю „Бхагавад-гиту” наизусть!» Шрила Прабхупада не проявил никакого интереса к этой новости. Человек был разочарован страшно, его вывели. Шрила Прабхупада потом обратился к другим ученикам и сказал: «Позаботьтесь о том, чтобы он не бездельничал». Это была его реакция на это, приехал сюда … «Позаботьтесь о том, чтобы он не сидел без дела». Потому что ну что толку? Я могу выучить что-то как попугай, но если это не принимает каких-то конкретных форм, это всего лишь навсего проявление моей гордыни. И наоборот, если я люблю, я буду служить. (1:37:45)
(1:49:05) Брахмананда был одним из учеников Шрилы Прабхупады. Он происходил из достаточно зажиточной, состоятельной американской семьи, молодой парень и вдруг он пришел куда-то, стал поклоняться. В конце концов, мать его, которая очень взволновалась всем этим, решила навестить Шрилу Прабхупаду, увидеть кто это такой. Ее очень тревожило то, что происходит с ее сыном. Брахмананда привел ее и когда Шрила Прабхупада зашел, Брахмананда бухнулся на колени перед Шрилой Прабхупадой. Она, американка, в Америке никому не кланяются в принципе. Потом второй ее сын, Гаргамуни, тоже подошел и тоже стал кланяться. Эта женщина, уже пожилая, пронзительно посмотрела на Прабхупаду и спросила: «Они Вам поклоняются?!» В западном мире это самое большое оскорбление, которое может быть, мы же все тут боги! Шрила Прабхупада… Она не смогла даже договорить или довысказать свое возмущение по этому поводу, Шрила Прабхупада сказал: «Да. А я поклоняюсь своему духовному учителю». Иначе говоря, он сказал: «Да, они правильно делают и я тоже поклоняюсь. Я не просто сижу здесь и принимаю поклонение от других, я поклоняюсь своему духовному учителю». Эта природа, которая у Шрилы Прабхупады была, она и делала, она и заставляла людей, она давала людям такую веру в него. Они видели, что, на самом деле, он, принимая поклонение, остается слугой.
Другую историю рассказывают, похожую. Атмататтва Прабху, когда он зашел, в первый раз увидел Шрилу Прабхупаду, шла гуру-пуджа и преданные плясали – та самая сцена, которую Ватсала Прабху рассказал – прыгали, пели про Шрилу Прабхупаду песни шри-гуру-чарана-падма и он сидел посреди всего этого. Самое удивительное – что он тоже пел. Они пели шри-гуру-чарана-падма и он пел шри-гуру-чарана-падма. Тогда этот Атмататтва Прабху с удивлением посмотрел на Локанатху Махараджа, который его привел и сказал: «Я думал, что это песня про него, а чье он-то поет?» Локанатх Махарадж ему ответил: «А он поет это про своего духовного учителя». В тот самый момент, когда все прославляют его, он думает о своем служении, о своем служении духовному учителю. Это настроение или состояние, эта вера, эта преданность, эта честность она и сделала Шрилу Прабхупаду таким, какой он есть. И он делал чудеса. Ватсала Прабху также говорил о том, что Шрила Прабхупада не делал чудес. На самом деле, он делал чудеса.
Однажды, после лекции, индус богатый в Бомбее, промышленник, сказал: «Свамиджи, покажите чудо! Покажите мне сейчас чудо». Обычно Шрила Прабхупада как-то указывал на своих учеников или еще что-то, но тут он понял, что такой ответ его не убедит. Он посмотрел на этого человека и сказал: «Я приехал в Америку с сорока рупиями. Через три года у меня были храмы по всему миру ценой в 400 миллионов рупий. Это чудо?» Тот сказал: «Да, чудо, Свамиджи!» Но это чудо основано было на том, что Шрила Прабхупада всегда оставался слугой и учил нас как быть слугой. (1:53:08)
(2:04:00) Я вспомнил еще одну историю в связи с этим похожую. Ее рассказывает Нанда Кумар Прабху, один из личных слуг Шрилы Прабхупады, который служил ему в течение долгого времени. Однажды он шел по коридору и нес завтрак Шриле Прабхупаде. Там был турецкий горошек, нут, приготовленный. Преданные увидели это и стали спорить. Один сказал, что «Шрила Прабхупада говорит, что утром можно есть только семь турецких горошинок». Другой сказал: «Нет, Шрила Прабхупада сказал, что одиннадцать горошинок можно есть!» Третий сказал: «Нет, я сам слышал! Шрила Прабхупада сказал, что можно двадцать одну горошинку есть в день, не больше!»
Нанда Кумар был полностью сбит с толку. Он зашел и решил проверить у источника сколько же горошинок нужно есть каждый день. Он поставил это и говорит: «Вот, Шрила Прабхупада, разные люди разное говорят. Одни говорят, что Вы сказали, что семь горошинок можно есть, другие – одиннадцать, третий – двадцать одну. Сколько же можно, на самом деле, есть?» Шрила Прабхупада стал смеяться и говорить: «Вот люди говорят: „Прабхупад сказал, Прабхупад сказал…” Все то, что я не написал в своих книгах, это не правда!» Он говорит: «А что касается горошка – сколько переваришь, столько и ешь!» Ходят очень много каких-то мифов, сплетен, еще чего-то, но Шрила Прабхупада сказал: «Есть стандарт» и, к сожалению, нам не хватает чистоты, о которой говорил Санатана Госвами Прабху для того, чтобы просто принять этот простой стандарт. Все то, что нужно, Шрила Прабхупада сказал в своих книгах, все остальное от лукавого. (2:05:53)
(2:14:03) Слушая Нимай-сундару Прабху, я вспомнил тоже еще один эпизод из жизни Шрилы Прабхупады, тоже в Лондоне. Может быть, тот же самый журналист брал у него интервью на телевидении. Он спросил: «А есть в вашей религии концепция ада? Что такое ад?» Шрила Прабхупада сказал: «Да. Лондон – это ад. Это наша концепция ада в нашей религии». Нужно обладать достаточной смелостью, чтобы сказать это в Лондоне на телевидении. Но я уверен, что многие поняли, что он имеет в виду.
Я расскажу парочку своих историй. Вернее, одну историю я расскажу, одну историю я прочитаю. Шри Санатана Госвами Прабху говорил о проницательности Шрилы Прабхупады и многие люди, один за другим, вспоминают какой-то опыт того, что Шрила Прабхупада вуквально видел их насквозь. Когда человек перестает быть сосредоточенным на себе, он обретает через бхакти способность к эмпатии. Эмпатия значит способность видеть человека, способность понимать человека лучше, чем он понимает сам себя.
Я расскажу одну историю удивительную, ее рассказывает Махабуддхи Праху. Это история о его первой встречи со Шрилой Прабхупадой. Он был подростком. У всех подростков есть такой дух вызова, желание опровергнуть, особенно ниспровергнуть авторитеты какие-то. Он жил на западном побережье Америки и увидел на каком-то большой плакат с изображением Шрилы Прабхупады, под которым было подписано: «Гуру Международного Общества Сознания Кришны». Сам по себе этот титул «гуру» вызвал у него сразу же отторжение очень большое. Он подумал: «Гуру? … Мало ли … Гуру себя называет». Он задался целью опровергнуть, что Шрила Прабхупада гуру». Он сказал: «Я выведу его на чистую воду».
На следующее утро он сел в машину – он был 17-летним парнем – и поехал в Лос Анжелис и спросил: «Где тут ваш гуру?» Перед тем, как сесть в машину, он решил, для себя наметил список. Он решил для себя определить, каким критерием должен, по его мнению, обладать настоящий гуру. Чтобы вывести кого-то на чистую воду, нужно, соответственно, понять, каким качеством он не обладает. Он говорит: «Сам не знаю почему, откуда у меня взялось – в голове в моей изобретательной родилось четыре критерия: гуру должен знать абсолютную истину, гуру должен знать путь, который ведет к абсолютной истине, гуру должен уметь читать чужие мысли и гуру должен уметь предсказывать будущее». Он говорит: «Не спрашивайте у меня, почему я так решил, но я решил, что я пойду и выведу его на чистую воду. Я докажу, что у него этих качеств нет».
Он приехал в Лос Анжелис и какой-то преданный внизу. Он спросил: «Где тут ваш гуру?» и преданный ответил: «Сейчас он дает даршан, можете пройти туда, в комнату». Когда он прошел в комнату для аудиенции, Шрила Прабхупада сидел там, и комната была битком набита санньяси, старшими преданными, они сидели там со своими дандами, а Шрила Прабхупада пел («Брахма-самхита» 529):
чинтамани-пракарасадмасу калпаврикша-
лакшавритешу сурабхир абхипалайантам
Его завели, он оказался единственным человеком посторонним, у него были длинные волосы, он был просто подростком в джинсах. Он сел где-то здесь и стал свысока презрительно осматривать все то, что происходит. Естественно, ничуть его эта сцена не тронула. Как люди западной цивилизации он особенно сидеть вот так не мог, поэтому он сел как-то так, прислонясь к стенке, и он все равно ворочался. Шрила Прабхупада кончил петь чинтамани-пракарасадмасу, открыл глаза, как бы возвращаясь на эту землю из своей медитации, осмотрел всех, кто сидит перед ним и увидел этого юношу, чужака постороннего, который сидел и слегка так, защищаясь, обороняясь презрительно свысока смотрел на всех остальных, на всю эту сцену и на этого гуру, которого он пришел разоблачить. Шрила Прабхупада пристально глядел на него, не отрывая взгляд свой, и вдруг, ни с того, ни с сего, он стал говорить, обращаясь прямо к чину: «Почему ты крипана?» Тот ничего не понял и подумал: «Кто такой крипана?» «Крипана – стал говорить Шрила Прабхупада, – это противоположность брахману. Крипана – это скупец. Ты почему скупец?»
Все санньяси перепугались страшно, они раздвинулись так, что оказался проход между этим человеком, юношей, и Шрилой Прабхупадой. А Шрила Прабхупада продолжал его отчитывать и говорить: «Сколько можно быть скупцом? Сколько можно жить свою скупую жизнь?» Тот сидел и ничего не понимал что происходит! Он пришел и вдруг его отчитывают, что он скупец. В какой-то момент до него дошло: «Я пришел для того, чтобы бросить вызов, но Шрила Прабхупада опередил меня и бросил вызов мне».
В этот момент Шрила Прабхупада посмотрел опять на него и сказал: «Кришна – это Абсолютная Истина». Тот понял, что Шрила Прабхупада ставит галочки против его списка. Дальше Шрила Прабхупада сказал что-то про то, почему Кришна – Абсолютная Истина. Он стал говорить: «Преданное служение – это путь, который ведет к Абсолютной Истине. Для того, чтобы постичь Абсолютную Истину, человек должен заниматься преданным служением». Он стал рассказывать о бхакти. Тот подумал, что три галочки уже стоит. Четыре качества было, которые есть, но у него осталась одна последняя надежда: четвертое качество – он должен уметь предсказывать будущее и до сих пор никакого предсказания не было. В тот момент, когда эта мысль пронеслась у него, Шрила Прабхупада подозвал Прадйумну. В то время Шрила Прабхупада читал свои книги, которые он уже успел перевести, он подозвал Прадйумну и сказал: «Дай мне „Шримад-Бхагаватам” 12 песнь». Тот принес 12 песнь «Шримад-Бхагаватам» с комментариями ачарьев, книга на санскрите, с которой Шрила Прабхупада работал, открыл главу и стал читать: «Предстказания для века Кали». Он стал читать одно за другим предсказания и дошел до своего любимого предсказания: в век Кали люди будут ценить красоту по длине волос». Когда он произнес это, он опять в упор посмотрел на этого хиппи с длинными волосами и стал говорить: «Люди будут ценить или считать красивыми тех, у кого длиннее волосы». Потом он стал говорить дальше, дальше и тот понял, что он все сказал! Что он сделал предсказание, что он прочитал его мысли, что он знает Абсолютную Истину и знает путь, который ведет к Абсолютной Истине.
Когда даршан закончился, он почувствовал, что щеки у него стали пунцовыми, потому что он понял, что Шрила Прабхупада его взял и просто обнажил перед всеми. Он выбежал оттуда стремглав как пуля, когда все уже закончилось, потому что ему казалось, что все стоят над ним и смеются, что все показывают на него пальцами. Он заскочил в свою машину, нажал на газ, чтобы никто не видел его и помчался в обратный путь. У него внутри шли эти мысли одна за другой, одна за другой. В конце концов, когда он уже подъезжал к дому, у него всплыла отчетливая мысль: «Почему бы тебе не признаться, что ты потерпел поражение? Почему бы тебе не признаться честно в том, что он тебя победил?»
Он говорит, что в тот момент, когда я почувствовал, что он меня победил … Он говорит: «Меня до него никто никогда не побеждал. Никто никогда не одерживал надо мной такой сокрушительной победы, как он. В этот момент, говорит он, я почувствовал удивительную защищенность и надежность. Я понял: «Этот человек может меня вести».
Он вернулся домой и стал думать что же сделать. Тогда он достал чековую книжку. У него на счету, он скопил, трудом откладывал деньги с завтраков, еще что-то, у него было около тысячи долларов. Он дрожащей рукой написал чек: «1000 долларов, А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада – получатель». На следующий день с этим чеком в руках – потому что первое, что ему сказал Шрила Прабхупада: «ты крипана, ты скупец» — он отправился с этим чеком и он опять приехал в храм Лос Анжелиса, там ему встретился преданный, он протянул ему этот чек и сказал: «Передайте, пожалуйста, вашему учителю», тот сказал: «Может ты хочешь сам?» Тот увидел этот чек, удивился: 1000 долларов – это большие деньги, особенно тогда, в то время. Он очень удивился и сказал: «Может быть, тебя провести туда?» Он сказал: «Нет, не надо, я пока еще в себя не пришел. Он говорит: «Тогда подожди немного здесь, я отнесу этот чек Шриле Прабхупаде и вернусь, может быть, он тебе что-то передаст». Он стал ждать, немного нервничая, этот преданный через несколько минут вернулся от Шрилы Прабхупады и сказал: «Шрила Прабхупада велел тебе передать, что ты все правильно понял». (смех)
Вот такая история, которая случилась с одним человеком, пытавшимся ниспровергнуть авторитет.
Я хотел еще одну маленькую историю в заключение нашего вечера рассказать, но я наверное, не расскажу ее, а прочитаю. При всех своих удивительных качествах … Я сейчас пытаюсь как-то больше времени уделять, чтобы думать и размышлять над этим каждый день, читать что-то о Шриле Прабхупаде. Одно качество оно, конечно же, бросается в глаза и все мы, здесь сидящие в этом зале, – плод этого качества Шрила Прабхупада. Это его безграничное, неподдельное, искреннее сострадание.
Бхактивинод Тхакур объясняет, что сострадание – это проявление бхакти, любви к Богу. Если у человека есть любовь к Богу, у него не может не быть сострадания к другим живым существам, которые являются частичками Бога. Он не может не чувствовать их боль как свою собственную боль. Эта последняя история, которую мне хотелось сегодня рассказать, пытаясь оценить личность Шрилы Прабхупады и приблизиться к нему. Она иллюстрирует именно это качество. Мне хотелось прочитать ее, чтобы слова человека, который пишет об этом, вошли в наше сердце. Не пересказывать ее, а именно прочитать его собственными словами, чтобы та эмоция, которую он вспоминает, передалась нам. Этот рассказ Мадхудвиши Прабху. Он рассказывает о своей последней встрече со Шрилой Прабхупадой незадолго до его ухода.
«С нашей ограниченной материалной точки зрения здоровье Шрилы Прабхупады стало приходить в упадок и он передал мне через преданных, чтобы я приехал к нему во Вриндаван, чтобы увидеться с ним. Я только что женился, моя жена была беременна в это время, она должна была родить моего первого сына, мы жили в очень отдаленной части Гаваев и я не мог оставить ее в тот момент. Но я пообещал, что как только моя жена родит ребенка, я обязательно приеду к Шриле Прабхупаде. Прошло несколько недель и после того, как мой сын появился на свет, Шрутакирти приехал ко мне на Мауи и вместе с ним мы полетели в Индию. Все это время я не жил в храме, поэтому волосы мои отрасли и я носил длинную прическу».
Мадхудвиша Прабху был одним из лидеров Шрилы Прабхупады, в которого Шрила Прабхупада очень много вкладывал, с которым он связывал большие надежды. Он оскорбление сильно помогал ему в Австралии, в Америке, в проповеди, но в какой-то момент он отошел, у него появились сложности, он отошел и он рассказывает здесь:
«Когда мы приехали в Дели, я подумал: „Я не могу появиться на глаза Шриле Прабхупаде с такими волосами”. Поэтому я обрился и оставил большую длинную шикху. Когда я зашел в комнату Шрилы Прабхупады, там царила очень печальная, тоскливая атмосфера. Там было полутемно, все вели себя очень сдержанно, преданные были очень грустными и молчаливыми. Так или иначе, они сказали: „Шрила Прабхупада, Мадхудвиша приехал”.
Шрила Прабхупада сел на свой кровати. Я поклонился ему и первое, что сказал Шрила Прабхупада: „О, посмотрите-ка! У Мадхудвиши такая красивая шикха!” Он стал слегка смеяться, прекрасно зная, что никакой шикхи у меня еще совсем недавно не было. Он прекрасно понимал, что я только-что обрился на вокзале в Дели. Сразу вслед за этим он сказал: „Где твоя жена?”
Понимаете, я ушел от Шрилы Прабхупады. Я был санньяси и затем я ушел, оставил свою санньясу, женился. Я понимал, что я не должен был так делать, я сделал неправильно. Но Шрила Прабхупада не придал этому никакого значения, он откинул все это. Для него это не имело ровным счетом никакого значения. Он хотел просто знать приехал я со своей женой или нет. Он не стал у меня спрашивать: «Чего это ты женился? Почему ты это сделал? Чего ради?» Единственное, чего он хотел знать – где твоя жена? Он прекрасно знал, что я женился, что у меня родился ребенок и он хотел увидеть мою жену, которую он никогда не видел. Я сказал: „Шрила Прабхупада, у нее родился ребенок и она, на самом деле, в этом состоянии не хочет путешествовать”. Он ответил: „Она права, в этом состоянии ей не нужно путешествовать. Но она чувствует себя хорошо?”
Теперь представьте себе: Шрила Прабхупада сам умирает, он очень тяжело болеет и единственное, что его интересует – это хорошо ли чувствует себя жена его бывшего санньяси, насколько она себя хорошо чувствует.
Я сказал: „Да, она чувствует себя хорошо”. Шрила Прабхупада спросил: „У тебя родился сын?” и я сказал: „Да, Шрила Прабхупада, у меня родился сын, и я назвал его Абхай Чаран. Можно?” Шрила Прабхупада сказал: „Да, можно”. Затем он стал объясняет знаменитый комментарий из восьмой песни «Шримад-Бхагаватам» о слоне и крокодиле. Он стал говорит: „Слон очень могучий, но когда он входит в воду, он становится жертвой крокодила, потому что он оказывается в чуждой атмосфере. Если бы он был на земле, то он бы давно раздавил крокодила. Но так как он находится в воде, он целиком зависит от милости крокодила”. Он сказал: „Подобно этому, мы можем так или иначе оказаться в чуждой атмосфере, которая мешает нам практиковать сознание Кришны, и мы должны в этом случае поменять свою атмосферу и оказаться в обстоятельствах, которые помогут нам практиковать нам сознание Кришны со всей силой и энергией. Ты был санньяси, теперь ты стал семейным человеком, но, на самом деле, никакой разницы нет. Единственное, что нужно делать – это просто продолжать практиковать сознание Кришны. Делай это. Если ты не можешь, так или иначе, практиковать сознание Кришны, если ты ослаб из-за того, что ты искусственно принял какой-то статус, который тебе не нужно было принимать, то поменяй это, прими другой статус, чтобы снова стать сильным. Ничего страшного в этом нет. Самое важное – никогда не покидать общество преданных и продолжать практиковать сознание Кришны”».
Мадхудвиша Прабху пишет, что «когда я услышал это, я почувствовал себя на седьмом небе от счастья». Шрила Прабхупада в эти последние дни очень щедро дарил свою любовь и свое сострадание. Это то, каким образом любовь к Кришне проявляется в нашем сердце. Бхакти должно сделать наше сердце мягким. Бхакти – это мягкость сердца, которая устраняет в нашем сердце ревность, зависть, жадность и гнев и помогает нам любить всех остальных, видеть, чувствовать, принимать чужую боль как свою собственную. Единственное, что хочет человек, который любит Кришну – это только воодушевить других, сделать так, чтобы они тоже почувствовали это счастье любви и связи с Кришной.
В какой-то момент Шрила Прабхупада сказал это. Когда преданные жаловались друг на друга, оскорбляли друг друга, Шрила Прабхупада, глядя на них, сказал: «Я пришел только для того, чтобы воодушевить. Единственное, что делаете вы – это разочаровываете друг друга». Но в этом сила бхакти, сила настоящей любви. Человек, который обладает любовью к Кришне, любит всех и хочет поделиться этой любовью со всеми остальными. Именно благодаря этому, мы все находимся здесь и именно этому мы должны научиться у Шрилы Прабхупады. Мы учимся у него его преданности, его решимости, его проницательности, его силе, его бесстрашию, его честности безоговорочной – многим-многим качествам. Но самый главный урок Шрилы Прабхупады пришел нам дать – это урок любви. Любовь к Богу, к Кришне, и любовь ко всем живым существам. Если мы научимся хотя бы немножко этому, хотя бы крупицу этого главного урока мы поймем, мы станем самыми счастливыми людьми на свете.
Давайте же еще раз поблагодарим в своем сердце Шрилу Прабхупаду за его бесценные уроки, за его сострадание, за его любовь, за его личность. Давайте попытаемся понять как нам нужно жить вместе для того, чтобы помнить все время о том, что такое бхакти, которую принес нам Шрила Прабхупада и попытаемся сделать так, чтобы он был доволен нами. Здесь много преданных сидит и я уверен, что еще много людей могли бы рассказать что-то, поделиться своим пониманием Шрилы Прабхупады. Но я также уверен, что у нас впереди еще много таких вечеров, когда мы вместе с вами сможем говорить о Шриле Прабхупаде, и каждый из вас будет делиться чем-то. Он всегда останется в центре нашей с вами жизни. До тех пор, пока он будет в центре, Кришна будет оставаться в центре, Кришна будет оставаться с нами. Шрила Прабхупада всегда имеет Кришну, как поется в песне Бхактивинода Тхакура: о вайшнава тхакур, Кришна у тебя и я бегу за тобой и плачу: «Дай мне Кришну! Дай мне Кришну!»
Это то, что делаем мы с вами – мы бежим за Шрилой Прабхупадой и плачем: «Дай мне Кришну! Дай мне Кришну!» Шрила Прабхупада ки! Джай! Давайте же сохраним эту привязанность к Шриле Прабхупаде. Я сегодня, на самом деле, был очень огорчен, когда проходила церемония абхишеки Шрилы Прабхупады, всего несколько человек было в комнате. Что-то в этом есть неблагодарное. Представьте себе, сегодня День ухода человека, которому мы очень многим обязаны, а у нас какие-то другие, более важные дела. Я прошел по храму и в одной комнате сидели и несколько человек пели киртан сами. Внизу идет церемония поклонения Шриле Прабхупаде, а они просто сидят и поют киртан. В другой комнате люди сидели и занимались, у них была какая-то лекция, еще что-то такое. Мне стало больно. Что-то в этом неправильное есть. Какой смысл в наших киртанах, если мы не благодарны тому, кто научил нас святому имени, открыл нам святое имя? Какой смысл в наших попытках понять что-то из его книг, если мы не благодарны ему, если мы не стараемся выразить эту благодарность, стараясь сделать что-то для него или действовать так, чтобы он был доволен нами? Давайте же никогда не упускать эти важные уроки из нашего сознания, потому что это единственный ключ к тому, чтобы Кришна был доволен нами. Мы можем получить Кришну только по милости Шрилы Прабхупады, нашего духовного учителя, других вайшнавов, которым мы служим, и никогда нельзя забывать об этом.
Еще раз, спасибо большое за то, что вы пришли сегодня вечером сюда. Я очень надеюсь на то, что этот вечер оставит след в вашем сердце, который поможет вам дальше идти по этому очень удивительному, прекрасному, радостному и в то же самое время трудному пути, пути любви – к Богу и ко всем живым существам. Шрила Прабхупада ки! Джая!