Диск «Праздничные лекции за 2011 г.», л. 39
Аннотация:
Несколько слов о ритуале жертвоприношения.
***
Харе Кришна. Мы собрались, чтобы отметить окончание месяца картика. Сегодня раса-пурнима, полнолуние, один из тех дней, когда Кришна проводит танец раса. Во Вриндаване жизнь исполнена блаженства и каждый день там напоминает Кришне о том, что самое главное в этом мире – любовь. Этот месяц очень важный для нас, гаудийа-вайшнавов, потому что в течение этого месяца мы подносим лампадки Господу Дамодаре и, вспоминая о том, как Яшода привязала Его веревками своей любви, просим Его, чтобы Он навеки оставался оставался привязанным к нашему сердцу. Этот ритуал поднесения лампадок – напоминание нам и Кришне о том, что мы хотим любви и что любовь может привязать Его к нам. Когда Кришна привязан к нашему сердцу, то мы все время помним о Нем и это самое блаженное состояние, самое лучшее, что может быть с человеком.
Мы собрались, чтобы отметить торжественно окончание месяца картика. В течение целого месяца мы соблюдали какие-то обеты, и чтобы эти обеты закрепились, принесли свои плоды, свои результаты, и оставили какой-то след, по традиции проводится жертвоприношение.
Жертвоприношение – это ритуал, который имеет очень глубокий смысл. Мы говорим самарпайами – я приношу Кришне жертву. Самарпайами значит я полностью отдают что-то Кришне, самйак рупена арпайати – я отдаю что-то без каких-то условий. Самарпайами значит я отдаю что-то, не ставя каких-то условий. В материальном мире мы часто отдаем что-то, но мы всегда имеем условие: мы отдаем на каких-то условиях, чтобы к нам что-то вернулось. В нашей традиции, когда мы делаем самарпанам, то есть отдаем, это значит, что мы отдаем полностью и в конечном счете смысл этого в том, что мы хотим отдать самого себя. Это самое сложное – отдать свою собственную независимость, свое собственное эго, себя, но в этом окончательный смысл жертвоприношения. Мы приносим в жертву не гхи, у Кришны достаточно гхи, у Него много коров сурабхи, которые могут дать бесконечное количество молока. Мы приносим в жертву не бананы, бананы там получше, чем Эквадорские, которые у нас есть, не зерна. Мы, в конце концов, приносим в жертву свое собственное эго или свою независимость. Даже небольшой шаг в этом направлении оставляет очень большой след и стирает очень большое количество грехов. Все грехи, отложившиеся в нашем сознании, – это результат злоупотребления свой независимостью, осознание себя хозяином, господином своей судьбы, и когда человек в этом эго начинает совершать какие-то поступки, делая себя последним критерием истины того, что хорошо и что плохо: что нравится мне – хорошо, что не нравится мне – плохо, в его сознании остается след, который называется грехом и который называется кармой, который заставляет человека рождаться снова и снова. Принося в жертву символически гхи и какие-то зерна, мы хотим избавиться от своей кармической обусловленности, от массы привязанностей, которые мы заработали, от неких механизмов реагирования на окружающую среду и, в конечном счете, мы хотим избавиться от этого ядовитого корня, который заставляет нас снова и снова рождаться в этом мире и проживать какую-то в бОльшей или меньшей степени бессмысленную автоматическую жизнь, отрабатывая свою карму.
Мы, вы все знаете, читали защитны матры для того, чтобы защитить наш храм. Понятно, что, в конце концов, защищает храм Кришна, но наши молитвы помогают Ему это сделать. Сегодня мы будем вместе с мантрами, вместе с зерном и с огненным ритуалом повторять те же самые мантры для того, чтобы они закрепились, отложили след в нашем сознании. Еще раз, главный смысл жертвоприношения в том, что уходят какие-то слои, пласты нашей обусловленности, нашей независимости и наша зависимость от Кришны усиливается. В этом смысл.
В течение всего жертвоприношения мы периодически повторяем мантру идам кришнайа, идам на мама, идам ачйутайа идам на мама, … – это означает, что мы вербально, на словах, говорим: «Кришна, это принадлежит Тебе и в процессе этого, еще раз, надо попытаться принести в жертву себя, свою собственную независимость, свое эго. В костер прыгать не надо, это не рекомендуется, но мысленно внутренне почувствовать свою зависимость и связь с Кришной этот ритуал нам позволит. Давайте сейчас сосредоточимся на этом. И конечно же, сама цель – защитить наш храм, мы ставили ее перед собой для того, чтобы у нас оставалась возможность продолжать служить Кришне здесь, продолжать служить Кришне вместе. Поэтому мы собрались все вместе для того, чтобы закрепить эти результаты. Шри харинам-санкиртана-йагйа ки! Джая! Шрила Прабхупада ки! Джая!
Из четырех частей состоит жертвоприношение: сначала будет «Пуруша-сукта», это мантра, которая описывает изначальное жертвоприношение, которое показывает жертвенную природу Самого Бога. Сам Бог принес Себя в жертву для того, чтобы все то, что мы видим, появилось для нас. Это изначальное жертвоприношение, изначальный Пуруша из Себя, из частей Своего тела, создал все то, что есть и жертвоприношение начинается с этой мантры. Потом мы прочтем вместе с возлиянием Шри Шанаишчару Шри Нрисимхе и потом мы прочтем мантру, обращенную к одному из аспектов Кришны, к Его Сударшане-чакре, которая дарует победу и помогает человеку обрести триумф над своими низкими тенденциями и низкими демоническими силами. Завершится все это подношением вайшнавов, потому что вайшнавы дороги Кришне. Мы не можем подносить что-то Кришне и забыть о вайшнавах. Вайшнава—хома. Это наша программа. Давайте сосредоточимся на смысле этого всего и чем глубже мы проникнемся в него, тем сильнее будут результаты. Спасибо.