Диск 120, л. 1
Аннотация:
В материальном мире все поодиночке, а в духовном – вместе. Давайте распространять это настроение – быть вместе на глубоком уровне. История об Абхираме (рассказывает Амрита прабху).
***
Харе Кришна! Я попросил вас собраться вместе. Для этого есть очень глубокая причина. Причина эта заключается в том, что вместе лучше, чем поодиночке.
Однажды Бхакти Бхринга Говинда Махарадж открыл мне секрет. Он меня спросил: «Знаешь, почему я киртаны пою? Для чего?» Я сначала попытался ответить, но потом понял, что все равно я не смогу правильный ответ дать на это. И ответ его действительно был неожиданный. Он сказал, что я пою киртаны, и так люблю петь киртаны, потому что мне нравиться слушать, как преданные в один голос поют вместе, отвечая мне.
И когда они поют, я очень внимательно слушаю, потому что это чистое Святое Имя. Потому что, когда они все вместе поют, то все какие-то посторонние вещи уходят, и остается Кришна.
И, собственно, я хотел несколько слов, буквально, по этому поводу сказать, а потом, может быть, кто-то еще скажет. Может быть, Мукунда, может быть, Амрита, может быть (??? 03,18)
Здесь мне хотелось поговорить именно об этом. Это самая сложная вещь в материальном мире. Но самая ценная. И на самом деле это не вещь этого материального мира. Когда люди по-настоящему глубоко внутри, на уровне сердца объединяются. Это признак духовного мира.
Кришна сделал каждого свободным, потому что сознание – значит свобода. Знания или способность сознавать – значит, свобода. Так, мы свободны, но не независимы. Кришна сделал нас свободными, и здесь этой свободой злоупотребляют и пытаются независимость имитировать, изображать. Забывая, что на самом деле независимости нет. Настоящая свобода дана Кришной нам для того, чтобы мы почувствовали взаимозависимость свободно и начали делать что-то вместе, что-то одно, и это духовный мир.
Духовный мир отличается от материального только по этому принципу. В материальном мире каждый в одиночку, каждый сам по себе. И каждый остается одиноким. В конце концов, каждый страдает от этого одиночества. И в то же самое время не хочет отказаться от коренной причины этого одиночества, которая есть желание независимости в сердце.
А духовный мир – там, там нету одиноких людей. Там все вместе, и все с Кришной в центре. И все делают что-то вместе для того, чтобы Кришна был доволен.
И здесь в движении санкиртаны Шри Чайтаньи Махапрабху, мы собираемся вместе тоже для этой же самой цели. Для того, чтобы, сохраняя свою индивидуальность, свою свободу выражения эмоций и всего остального, тем не менее, быть на очень глубоком уровне вместе. В этом фокус. И это называется санкиртаной, когда все, каждый по-своему, каждый уникальный, у каждого свой голос. У кого-то он может быть красивый, у кого-то надтреснутый. Когда все вместе поют, всегда красиво, правильно? Когда отдельно человек поет, даже если он очень красиво поет, все равно не совсем то, что надо. А когда мы делаем это все вместе, когда мы на уровне сердец начинаем чувствовать единство.
На уровне внешнем, может быть, какие-то отличия, и все остальное, но главное – научиться ощущать это единство на самом глубоком уровне, на уровне сердца.
Все слуги Кришны. И никто никогда не сможет этот факт отменить. И мы все всегда связаны друг с другом.
Я разговаривал с одним преданным про еще одного преданного, с которым он прожил, и он мне сказал, что если он в духовный мир пойдет, то я в такой духовный мир не хочу, мне там делать нечего. Вплоть до таких принципиальных позиций мы иногда сталкиваемся здесь.
Но на самом-то деле нужно понимать, что как раз именно эта вещь держит нас здесь в материальном мире. И заставляет нас оставаться одинокими, никому не нужными, умирать, физически умирать от холода какого-то здесь. Потому что когда человек один, он чувствует, начинает ощущать холод внутри. И мне хотелось, чтобы мы еще раз собрались вместе. И не просто как толпа какая-то, где внешне все вместе, в одной комнате, а внутри каждый в «одиночной камере» своего ума, где он осужден на пожизненное заключение сидеть там в этой «одиночке». Чтобы эти процессы постепенно происходили у нас в обществе, чтобы люди немножко выходили из своих одиночных камер и делали шаги друг навстречу друг другу. Узнавали друг друга. Видели в других личность. Многомерную, объемную. И начинали ценить эту личность.
Собственно, наше объединение может начаться только с этого. С того, когда мы увидим в каждом человеке уникальную личность, оценим ее, увидим его желание что-то сделать для Кришны.
Как мне ??? 0,09,40 матаджи написала письмо о преданной, которая здесь присутствует. Увидела в ней личность, и как ее отношение к ней, соответственно, сразу же углубилось, поменялось, стало, стало ??? 0,09,58, еще для чего-то.
И каждый забился в свою щель, и из этой щели усами шевелит так, что… И, таким образом общается со всеми остальными – на уровне усов, которые торчат оттуда.
Надо… Иначе говоря, смысл совместной духовной практики в том, чтобы не бояться, не бояться быть самим собой, и не бояться выйти из каких-то своих щелей. Делать что-то для другого. Потому что каждый человек в душе своей очень хочет что-то сделать, причем просто так, как в знаменитом мультфильме. И когда сделаешь что-то просто так для другого, он, конечно, удивится в первый миг, первой реакцией его будет: «Что от меня хотят? Как мной хотят манипулировать хитро в этой ситуации?»
Но надо не смущаться этой реакции, не смотря на эту реакцию надо продолжать действовать в том же духе. Мы здесь учимся, практикуемся в этом. И когда люди начинают это делать вместе все, то возникает удивительная атмосфера.
К сожалению, не все из вас были на ретрите. Большая часть не была на ретрите, который сейчас прошел в Магдалиновке. Мне сейчас пишут письма с этого ретрита. Какие-то впечатления или ощущения. И говорят: «Ну, что? Непонятно, что теперь делать вообще в жизни своей. Опять уехал куда-то из духовного мира. Меня куда-то вытолкнули опять, надо жить».
А на самом деле-то все в наших руках. Потому что ошибку, которую каждый из нас в этой ситуации делает – он ждет, когда кто-то другой начнет, или когда кто-то другой первый шаг сделает, или когда придет какой-нибудь там полубог с неба, или посланец уполномоченный, все там организует хорошо, а я сяду и буду, ну, там… Нет, каждый человек может начинать на своем месте здесь. Каждый человек может этот вклад свой вносить, маленькую частичку чего-то в это во все. И идея того, что мы вместе собираемся так здесь относительно небольшой группой или большими группами – в том, чтобы потихонечку это настроение распространилось на всех, на каждого.
Естественно, что в каких-то небольших группах это легче создать для начала. Но задача заключается не в том, чтобы создать это маленькое настроение в небольшой группе и там его хранить, тщательно оберегать, а в том, чтобы потом прийти с этим настроением ко всем остальным и подарить его. Просто взять и сказать: «Вот, частичка того, что я понял внутри! Что Кришна мне открыл. Я повторял, повторял “Харе Кришна”, и, наконец, понял, что от меня требуется!» Чтобы я просто так жил, и в каждом человеке видел частицу Кришны.
Шрила Прабхупада комментирует этот стих в «Бхагавад-гите», который следует за стихом
тад виддхи пранипатена
парипрашнена севайа
упадекшйанти те джнанам
джнанинас таттва-даршинах
(Б.-г., 4.34)
Знаменитый принцип того, что я должен предаться духовному учителю, формулируется там. И он – джнанинас таттва-даршинах – он должен научить нас знаниям, которые сам увидел.
В чем это знание заключается, Кришна в следующем стихе говорит. Следующий стих какой? Каждое живое существо – частица Бога. Духовный учитель должен этому видению попытаться научить. Попытаться дать нам возможность увидеть в каждом живом существе, и особенно, в преданном. Уж преданный – это точно частица Бога! Остальные, может быть, недоразумения какие-то. Преданный – точно, на сто процентов – частица. Они хотят быть вместе с Кришной, рядом с Кришной, делать что-то для Кришны.
И в этом, собственно, смысл того, для чего мы вместе собираемся.
Я приехал на один день сегодня, завтра уеду. Я не буду лукавить, у меня еще какие-то причины были, чтобы приехать сюда на один день. Но эта причина не менее важная, чем все остальные причины, поверьте мне. Самая большая радость – видеть, как преданные по-настоящему дружат друг с другом. Раскрывают свое сердце, служат друг другу, служат всем остальным, делятся этим друг с другом. И если это настроение у нас будет, причем, не на бумаге, а по-настоящему, то тогда наше Общество станет настоящим.
Хочу попросить Амрита прабху через несколько минут рассказать историю, которую он нам наверху рассказал про Господа Нитьянанду. В этой истории есть ключевые слова, но я не буду их говорить, чтобы интригу не разрушать самой истории. Хорошая очень история, важная. Но, в общем-то, мы сюда за этим пришли. Мы зачем в ИСККОН пришли? За настоящим. За тем, чтобы что-то настоящее здесь получить.
И успех того… И очень часто я слышал там от Гаудия-матха или там еще от кого-то, каких-то людей, что вот настоящее у нас, а там вот в ИСККОН – непонятно что там делается.
Шрила Прабхупада дал нам настоящее. Он дал нам бхакти. Без каких-либо снижений чего бы то ни было. Но чтобы эта бхакти, настоящая бхакти, которую он дал, в этом нет никаких сомнений. Это не просто аксиома членов ИСККОН, это некое понимание, которое приходит, чем дальше видишь, смотришь на то, что сделал Шрила Прабхупада и как он сделал.
Я сейчас в Сочи преподаю «Нектар преданности» на сессии Академии, и я только что закончил объяснять ключевой стих «Нектара преданности»
анйабхилашита-шунйам
джнана-кармадй-анавритам
анукулйена кришнану-
шиланам бхактир уттама
(Бхакти-расамрита-синдху, 1.1.11)
Я читал комментарий Шрилы Дживы Госвами к нему, и смотрел, каким образом Шрила Прабхупада излагает. И я поразился, просто, просто, просто, серьезно, искренне поразился, потому что раньше у меня не было возможности как следует посмотреть комментарии Дживы Госвами. А Шрила Джива Госвами написал очень сложный комментарий к этому стиху. И очень глубокий, очень глубокий. Грамматический комментарий на основании, там, нюансов санскритских слов и всего остального.
Что сделал Шрила Прабхупада в «Нектаре преданности»? – Всю ту же глубину, и даже большую глубину передал он очень просто. Все точно то же самое, но, на первый взгляд, простыми словами. И когда вот эти простые слова смотришь, и смотришь потом, откуда они вышли, начинаешь понимать вообще, что такое Шрила Прабхупада, что он дал.
Он дал что-то, что может понять каждый простой человек, но при этом за этой кажущейся простотой, обманчивой простотой, есть бесконечная глубина. И эта простата, она никогда не исчерпается, потому что она очень глубокая внутри.
И Шрила Прабхупада дал нам нашу формулу, формулу пребывания здесь, утреннюю программу, четыре регулирующих принципа, шестнадцать кругов. Иногда это кажется очень простым и даже примитивным. Люди иногда, ну как-то воспринимают это, и там, ну, даже смеются над этим, дескать «четыре плюс один», «четыре плюс шестнадцать», и равняется духовный мир там. Это факт! Эта формула работает. Она простая на первый взгляд, но она далеко не примитивная, и тут есть настоящее. И мы за этим настоящим сюда пришли. Но поймем мы это настоящее, почувствуем, ухватим его? – Зависит очень сильно от нас. Очень много в этом зависит от нас. От того, каким образом мы действуем.
Если мы действуем поверхностно, мы увидим просто внешнюю поверхностную оболочку.
И можно даже оставаться какое-то время тут. Но если мы будем по-настоящему жить всем этим.
Шрила Прабхупада, он сознательно… Это удивительное качество его, он должен был дать это всем, всем людям этого мира, ради всех он это сделал. Поэтому это должно быть просто в каком-то смысле. Но при этом он сделал это, никоим образом не идя на компромиссы с глубиной настоящего.
И мы здесь вместе, в одном доме, который Шрила Прабхупада построил, в одной семье, – для того, чтобы это настоящее найти. Для того, чтобы прилагать какой-то свой труд в сердце и помогать друг другу найти настоящее, делиться тем настоящим, что я знаю уже, и дарить его всем остальным.
Вот это моя небольшая такая речь.
И я бы очень хотел попросить, чтобы кто-то: Мукунда, Амрита, обязательно, еще что-то сказать. У нас была наверху беседа на эти же примерно темы на уровне общения. И мне хотелось бы, чтобы они тоже сказали что-то, что они бы ожидали. И можете от каждого из вас, от всех нас вместе, от группы.
И можно нисколько не сомневаться, что все, что они скажут – это мое желание сокровенное. Потому что мое сокровенное желание только в том, чтобы каждый из нас сознательно трудился здесь на эту задачу объединения и создания какого-то здорового и настоящего общества преданных.
Все то, что они скажут, – это важные вещи. Они просто скажут это по-своему, со своим пониманием, со своей глубиной, чтобы это еще ярче запечатлелось в нашем сердце.
Амрита прабху! Может быть, вы расскажете?
(далее рассказывает Амрита прабху)
– В отношении вот этой истории. Это удивительная история, которую я несу, в общем, так, вот, стараюсь нести и принять в свое сердце, потому что… вот ее мне подарил…
Вот дарить подарки и принимать подарки для того, что Госвами сказал, – это проявление любви, дружбы настоящей.
И Бхакти Вишрамбха Мадхава Махарадж – это мой очень большой друг. Я его очень почитаю, потому что это величайшая личность, это удивительный преданный…
Но тут, также, как бы, я вот его ощущаю всеми фибрами души как лучшего друга, такого настоящего друга, который всегда, в самую точку всегда делает, спасает, всегда говорит…
И однажды он рассказал мне вот эту историю, которую я вот как-то положил в свое сердце и все время пытаюсь с ней сверяться.
Это История о Господе Нитьянанде. Когда Господь Нитьянанда по просьбе Господа Чайтаньи уехал в Бенгалию проповедовать. Он открыл множество нама-хатт, он даже женился для того, чтобы жить, показывать пример такого идеального домохозяина, чтобы к нему приходили, там, воспевали. Он просто своей жизнью показывал пример, как жить людям.
И у Него появился первый ребенок, и Он жил на берегу Ганги, недалеко от Ганги. На противоположном берегу жил величайший Его друг (??? 24,55)
И на самом деле в играх Кришны… Это личность, которая в общем-то, у него вечное тело.
Как у Шридама, и он даже не менял своего тела никогда. Он после ухода Кришны, он поселился на Говардхане в пещере, там так и остался. И медитировал на Господа. И когда Господь Чайтанья пришел, Он сказал Нитьянанде: «Иди. Все здесь, кроме Шридама. Иди его забирай!
И Нитьянанда пришел и так или иначе, Он забрал его оттуда. Он был огромного роста, в два раза выше, чем все люди… так и остался огромного роста. И Господь Чайтанья с Нитьянандой его утянули, не знаю, там, за уши, за плечи, и он принял такую форму, форму великого…
И свойства этого преданного были очень удивительные. Описывается, что он даже находился в таком умонастроении Верховной Личности Бога.
Его чистота и правдивость была настолько велика, что он просто, если обнимал или кланялся какой-то личности, если эта личность была не преданным или не Верховной Личностью Бога, то есть не Вишну-таттва, то эта личность сразу, человек оставлял тело сразу. Если он поклонялся какому-то камню, как ставят на алтарь, вроде шила такая, Шалаграма-шила. Если это были не Шалаграма-шила и не Говардхана-шила, то он тут же растрескивался. Все, у него вот это вот было. Правдивость была настолько велика, могущество…
И если у него было такое вот пастушечье, как это называется? — Хлыст, да, или там по-другому у бриджабаси, как? И он этим хлыстом, если он три раза кого-нибудь ударял, тот обретал крищна-прему. Вот такая личность была. Попасть под его хлыст – великая удача.
И когда у Нитьянанды родился первый ребенок, то Абхирам (??? 27,38) переплыл Гангу, пришел к Нему в дом, поклонился этому ребенку, и он тело оставил.
И там все заплакали, там женщины зарыдали, там: «О-о-о!»
И так повторялось еще раз и еще раз. Еще раз появился ребенок, когда он приходил, и он тело оставлял.
И все в ужасе. Но Нитьянанда спокоен, а все остальное окружение… И когда очередная беременность наступила, ребенок должен был появиться, все женщины в доме, вообще, все окружение пришли к Нитьянанде: «Нитьянанда! Не пускай Абхираму сюда, на самом деле, это ужас какой-то, что это такое? Приходит тут и… он какое-то проклятие с собой несет. Ты его не пускай!»
Ну, Нитьянанда, Он любит всех своих преданных. Он готов исполнить их желания. И Он пошел на берег Ганги, обратился к лодочникам, и сказал: «Если такой вот Абхирам появится, вы его не перевозите».
Нитьянанда – это непререкаемый авторитет, все его очень-очень уважали. Они приняли в сердце: «Нитьянанда, все будет нормально, все сделаем».
И ребенок появился на свет. Абхирам появился на том берегу. Лодочники, они каждого, кто подходил, спрашивали: «Как зовут?» Все как-то называли, не Абхирам, и он перевозил.
– Как тебя зовут?
– Абхирама.
И они отказались сначала его перевозить. Он немножко начал настаивать, и они тогда просто утопили все свои лодки.
Этот пример привожу для таксистов: в Яузе затопить свои автомобили вообще, единственное средство к существованию.
Но из любви к Нитьянанде они затопили все лодки даже. Вот!
Абхирама так был удивлен: «Что это такое, что происходит?» От так сказал: «Хм!» Снял свой чадар, положил на Гангу, встал на чадар и переплыл Гангу.
Видя это: Абхирам приближается, ребенок тут лежит, сейчас смерть наступит. Ужас! Все, кто вокруг этого ребенка там хлопотал, там женщины затрепетали, стали звать: «Нитьянанда! Абхирам придет»
И Господь Нитьянанда с неизменным блаженством, своей походкой, подобный молодому слону, когда движется. Его брови подобны волнам Ганги. Он приблизился к океану. Это его величайший друг.
Он обнял его: «Абхирама дорогой! Как Ты приходишь, кланяешься моему ребенку, он тело оставляет! Так, значит, у меня все в беспокойстве там».
Тогда Абхирам его еще крепче обнял и сказал: «Нитьянанда, дорогой!» ??? 0,31,50
Когда три дня в Джаганнатха-Пури, перед тем, как Господь Нитьянанда должен был уйти, Нитьянанда три дня провел с Ним в очень глубоких беседах. И Он говорил о разлуке: «Я не выдержу разлуки с тобой! Как я буду где-то жить без тебя вообще?! И что мне сделать?»
И на самом деле, Господь Чайтанья… Говорят, что Он просил его жениться.
«Я приду к Тебе», – сказал Он, Господь Чайтанья.
И Абхирама вошел в Его дом, увидел удивительного сияющего ребенка, удивительной красоты. Он сложил руки, обошел трижды вокруг этого удивительного ребенка, поклонился ему. Это был Господь Чайтанья, на самом деле. Это скрытое воплощение Господа Чайтаньи. После Его явления Нитьянанда ушел в Экачакру. О нем очень мало известно, но говорится, после ухода Нитьянанды он принял, забыл это движение, что…
Ну, суть этой истории в том, что, на самом деле у нас у всех должно быть… (??? 33,30)