Вопрос: Есть определение Рупы Госвами чистого преданного служения и там есть такая строчка вторая гьяна-карма-анавритам, тоесть это говорит о том, что карма и гьяна могут присутствовать?
Ответ:
Да, потому что мы можем заниматься кармой и гьяной. Там не говорится о карма и гьяна-йоге, потому что йога – это определенный процесс, определенная методика для достижения определенной цели. Но там говорится, что у человека может быть деятельность, которая сопряжена с кармой и с гьяной. Гьяна значит по сути дела отречение от материального мира, карма – это какая-то деятельность в материальном мире, но при этом у меня нет целей, которые обычно преследуют карма и гьяна. Это значит, что моя бхакти не скрыта этим всем. Я делаю это, но у меня нет цели. Примером этого очень хорошим, — мы – непонятно что, — но классическим примером этого являются Пандавы. Они занимались кармой. Махараджа Юдхиштхира что делал? Жертвоприношение, Раджасуйа-ягью. Ражасуйа-ягья – это что такое? Это даже не карма-йога, а карма, строго говоря. Это значит, это определенное действие, которое имеет определенную цель. Раджасуйа значит я хочу наслаждаться. С помощью этого жертвоприношения я хочу вознестить на высшие планеты и там наслаждаться неограниченно. Но был он чистым преданным или нет? Был. Соответствовала его деятельность чистой преданности? Соответствовала. Почему? Почему он Раджасуйю эту сделал? Есть секрет за все этим — чтобы Кришна подольше остался. Он устроил это пышное жертвоприношение, чтобы Кришну привлечь, еще что-то такое. Ему не днужно было на райские планеты, ради Бога! Ему Кришна нужен был.
Иначе говоря, я делаю карму, я делаю какой-то обряд, я занимаюсь гьяной, отречением, изучением или еще чем-то, но при этом цель у меня одна: я хочу, чтобы Кришна был мной доволен. У меня есть это чувство, я хочу, чтобы Бог был доволен тем, что я делаю. Мне это важно. Обычно это становится карма-мишра-бхакти или даже гьяна-мишра-бхакти или еще чем-то таким или даже не бхакти, а просто кармой или гьяной, как Шрила Прабхупада здесь объясняет, когда у меня другие цели. Я занимаюсь бхакти, я повторяю Святое Имя, я общаюсь с преданными, но в сущности мне все равно, я остаюсь равнодушным, меня эта цель не трогает, Кришна мне не нужен, мне и без Него хорошо. Ну, если уж нужно это делать, ну ладно.
(Диск 77, л. 3)