Диск 1, л. 9
Аннотация:
Махабхарата. О беззащитности Драупади. Вероломство и религиозность. Преходящая природа материального счастья. Иллюзия материальной защищённости. Единственная опора для преданных — это Сам Кришна. Кришна лично приходит и спасает преданных. Причина битвы на Курукшетре. Наша война с майей — это наша Курукшетра. Кришна полностью защищает того, кто полностью предался Ему. Нейтралитет Кришны. Как Кришна исполняет противоречивые желания эгоистичных людей. В конце лекции прочитано письмо от читателя.
Истории:
— Юдхиштхира проигрывает в кости Драупади;
— Приключения Дурьйодханы во дворце Махараджи Юдхиштхиры;
— Беззащитность Драупади;
— Кришна нарушает Своё слово и спасает Арджуну от Бхагадатты;
— Желания тигра и оленя;
— Господь Чайтанья защищает Харидаса Своим телом.
Вопросы:
— Кришна пообещал, что все, кто не заступился за Драупади, понесут наказание. Но ведь Пандавы тоже не заступились за неё.
***
патнйас тавадхимакха-клпта-махабхишека-
шлагхиштха-чару-кабарам китаваих сабхайам
сприштам викирйа падайох патиташру-мукхйа
йас тат-стрийо ’крита-хатеша-вимукта-кешах
ПЕРЕВОД: Это Он распустил волосы всех жен злодеев, посмевших распустить искусно уложенные волосы твоей жены, освященные для великой жертвенной церемонии Раджасуйа. В тот момент она со слезами на глазах припала к стопам Господа Кришны.
КОММЕНТАРИЙ: У царицы Драупади была прекрасная коса, освященная на церемонии Раджасуйа-йаджны. Но когда Драупади была проиграна на пари, Духшасана, чтобы оскорбить ее, коснулся ее легендарных волос. Тогда Драупади пала к лотосным стопам Господа Кришны, и Господь Кришна решил, что все жены Духшасаны и его сообщников после битвы на Курукшетре распустят свои волосы. И потому, когда все сыновья и внуки Дхритариаштры погибли в битве на Курукшетре, всем женщинам этой семьи, ставшим вдо вами, пришлось распустить свои волосы. Иначе говоря, все жены рода Куру стали вдовами из-за того, что Духшасана оскорбил великую преданную Господа. Господь может терпеть оскорбления в Свой адрес от любого злодея, как отец прощает сыну все, даже оскорбления. Но Он никогда не потерпит оскорблений в адрес Своих преданных. Оскорбляя великую душу, человек неизбежно лишается всех плодов благочестивых действий и всех благословений.
ЛЕКЦИЯ: Здесь Арджуна в этом стихе вспоминает эпизод, который произошёл за много лет до этого. Но этот эпизод, на самом деле, послужил поворотным моментом во всей истории жизни Пандавов. Это было знаменитое пари, которое держали Дурьйодхана и царь Юдхиштхира. Дурьйодхана вызвал Махараджу Юдхиштхиру на эту игру, потому что он знал, что махараджа Юдхиштхира, как кшатрий, не откажется от этого вызова. Более того, тогда Махараджа Юдхиштхира объявил раджасую, и т.к. во время раджасуи кшатрий, он как бы берёт на себя обет не отказываться от любого вызова, который ему бросают.
И Дурьйодхана, воспользовавшись этим случаем, по совету своего дяди Шакуни, вызвал Махараджу Юдхиштхиру играть в кости. Он знал, что Махараджа Юдхиштхира… у него была одна слабость — он любил азартные игры. И поэтому он вызвал его на пари, и Шакуни сказал: «Остальное я беру на себя. Ты вызови его на пари, а я буду играть вместо тебя». И Шакуни, он был знаменит тем, что он замечательно играл в кости, и более того, он знал разные трюки. Это было не так просто играть в кости. Он знал разные трюки, и поэтому практически у Махараджи Юдхиштхиры не было никаких шансов. И Махараджа Юдхиштхира в этой игре в кости… Он сначала поставил свой дворец, потом он поставил все свои богатства, потом он поставил свою страну. И так он одно за другим проигрывал все свои богатства. В конце концов, у Махараджи Юдхиштхиры не осталось ничего.
И Дурьйодхана, который был очень доволен, он сидел и смеялся. Он сказал: «Ну что, всё?» А Махараджа Юдхиштхира говорит: «Да, всё». «Нет — говорит он — у тебя есть ещё младшие братья. Поставь вот этих двоих. Поставь Накулу и Сахадева». Но Махараджа Юдхиштхира отказался ставить Накулу и Сахадева, он сказал, что тогда меня обвинят в том, что я пристрастен к сыновьям другой матери. И сначала он проиграл Арджуну, потом он проиграл Бхиму, потом, в конце концов, он проиграл Накулу и Сахадева. Вот. И у него не осталось ничего. Тогда Дурьйодхана говорит: «Ну что ещё ты поставишь? Поставь что-нибудь ещё и если ты выиграешь в этот раз, то ты отыграешь всё остальное. Я ставлю на кон всё, что ты проиграл. Я ставлю на кон всё, что ты проиграл сейчас, плюс ещё все свои богатства. Одна последняя игра. Поставь ещё что-нибудь».
И тогда Махараджа Юдхиштхира поставил на кон себя. Теперь ставкой был он. И они опять бросили кости, и опять он проиграл. И Дурьйодхана, который был очень счастлив к этому моменту, он ещё не знал, как все люди в материальном мире, он не знал, что это счастье, оно обернётся для него очень большими несчастьями. Вот. Тогда он засмеялся и сказал: «У тебя есть ещё одна собственность. И ты можешь ещё отыграть всё. Ты можешь ещё вернуться, ты можешь ещё опять стать царём великой империи. Я ставлю всё на кон, я ставлю даже тебя на кон. Всех вас. Вы все теперь мои рабы. Я ставлю всех вас. А у тебя осталась ещё Драупади, твоя жена».
Махараджа Юдхиштхира, он задумался на секунду, потом он махнул рукой и сказал… И они ещё раз кинули кости. И так Драупади была проиграна в кости. И тогда Дурьйодхана, который решил воспользоваться этой ситуацией… На самом деле Дурьйодхана был даже не столько зол на самих Пандавов, сколько на Драупади, потому что в своё время… Почему он собственно так обозлился и вызвал Махараджу Юдхиштхиру на эту битву? В своё время Драупади очень сильно смеялась над ним. До этого, когда Махараджа Юдхиштхира проводил раджасуя-ягью в их столице Индрапрастхе, демон Майя-данава построил изумительный дворец. Этому дворцу не было равных во всей вселенной. И даже полубоги приходили смотреть на чудеса, которые были в этом дворце. И когда значит все гости съехались на раджасуя-ягью, Дурьйодхана тоже приехала в Индрапрастху на раджасуя-ягью. И Махараджа Юдхиштхира, естественно, пригласил его в этот дворец.
Но этот демон, Майя-данава, он устроил этот дворец очень особым образом. Это был не просто дворец. Это был дворец, который мог чувствовать зависть человека. И если человек, который входил в этот дворец, завидовал обладателю этого дворца, то этот дворец начинал творить всякие чудеса с этим человеком. С этим человеком начинались твориться всякие чудеса. И поэтому Дурьйодхана, т.к. он был завистлив по своей природе, как только он зашёл в этот дворец, он увидел богатства этого дворца, роскошные залы, он сразу же страшно позавидовал Пандавам. И как только он позавидовал, с ним стали твориться самые удивительные вещи.
Например, один раз там была стеклянная стена во дворце. Он не заметил эту стену, и он врезался в эту стену, и он разбил себе лоб. И когда он разбил себе лоб, Драупади, которая наблюдала за этим, она стала страшно хохотать. Пандавы, они были сдержаны, они контролировали свои чувства, поэтому они сдержались и не проявили своего… Но Драупади была женщиной, поэтому она захохотала.
В другой раз… Там был такой бассейн, который был покрыт стеклом, и поэтому Дурьйодхана, он решил, что это не пол, а бассейн. И он задрал своё дхоти, он ступил на этот бассейн, но там было стекло. Вот. И он упал, шлёпнулся на это стекло. И тут Драупади вообще расхохоталась. И тогда Дурьйодхана решил: «Ну хорошо, ты у меня ещё посмеёшься!»
И теперь, когда Драупади была проиграна, Дурьйодхана решил, что теперь настал его момент, теперь он может отомстить ей за то, что она когда-то смеялась, теперь он сможет взять своё в этот момент. И он послал слугу на женскую половину дворца. Он сказал: «Приведите мою рабыню. Я хочу посмотреть на мою новую рабыню». И слуга побежал на женскую половину дворца и закричал: «Мой господин требует тебя». Она говорит: «Кто такой твой господин?» «Мой господин Дурйодхана». «С чего это он меня требует? — сказала Драупади — убирайся отсюда, я не собираюсь выполнять приказы твоего идиота-господина!», (смех) — она была настоящей кшатрийкой. Вот. Он говорит: «Нет-нет-нет. Ты понимаешь, ты стала его рабыней. Твой муж проиграл тебя». Это было для неё, конечно, некоторой неожиданностью. Вот. Она говорит: «Он проиграл меня?! Тогда возвращайся обратно и скажи моему мужу, чтобы он меня позвал. Если мой муж меня позовёт, то тогда я пойду, иначе я не пойду».
Вот. Этот слуга вернулся обратно и говорит: «Она не собирается идти. Она просит, чтобы её муж позвал её». Но Махараджа Юдхиштхира сидел в это время, потупив голову, опустив глаза, и не смотрел — ему было очень стыдно. И он ничего не сказал, он промолчал на это. Дурьйодхана сказал: «Нечего! Она моя рабыня. Бери её сейчас же, притащи её сюда ??? (8.37 не слышно)». Тогда этот слуга побежал обратно и сказал: «Мой господин требует тебя к себе. Отправляйся туда». Тогда Драупади, она взяла его за волосы (смех) и сказала: «Иди и скажи своему господину, что любой, кто придёт сюда, останется без своих волос, как ты сейчас», — и вырвала у него прядь волос и отправила его обратно.
Когда слуга возвратился обратно, и они поняли, что с ней так легко не справиться, Душасана, один из братьев Дурьйодханы, отправился на женскую половину дворца, чтобы её забрать. И он говорит: «Иди! Ты теперь рабыня. Ты должна появиться перед своим господином». Она говорит: «Я не рабыня, потому что мой муж, он не имел права ставить меня как ставку. Он проиграл сначала себя. Раз он проиграл себя, значит я уже не принадлежу ему. Так как он сам раб, он не имел права ставить меня как ставку. То я пойду…». Вернее нет, она так сказала: «Я сначала должна узнать, кого он сначала поставил, меня или себя — она знала, что он сначала поставил себя — но скажи мне, кого он поставил сначала, меня или себя». Тот не стал даже слушать её и схватил её за волосы. И за волосы притащил её плачущую в тронную залу. Её волосы были уложены специально для церемонии раджасуя, и тот грубо за волосы притащил её в эту залу и толкнул её к Дурьйодхане, который сидел на возвышении и хохотал. Он толкнул её, пиннул и сказал: «Вот твоя рабыня. Получай!»
И тогда Драупади, она стала ходить и говорить: «Я не рабыня. Я не рабыня. Кого он поставил вперёд? Кого он проиграл сначала?» И ей сказали, что он проиграл сначала себя. И она стала ходить ко всем и говорить: «Я не рабыня, скажите ему, что я не рабыня. Он не мог проиграть меня, я не рабыня». И она стала плакать, у неё на глазах появлялись слёзы. И там при этом присутствовали все Кауравы. Сначала она попыталась обратиться к своим мужьям. Её пятеро мужей, которые защищали её, сильней которых не было никого в мире, они сидели, потупив глаза, и они ничего не делали. Она сказала: «Мой господин, как ты допускаешь, что это делают со мной?! Как ты позволяешь, чтобы такое делали со мной?!» Но Махараджа Юдхиштхира ничего не сказал. Он только молчал и смотрел в пол.
Тогда она посмотрела на Бхиму, который сидел и от нетерпения… но Бхима ничего не мог сделать, потому что он ждал знака от Махараджи Юдхиштхиры. Он тоже был рабом, он тоже был проигран, и он тоже опустил волосы. Тогда она посмотрела на Арджуну, сильнее которого не было на целом свете, но Арджуна тоже ничего не мог сделать. Накула и Сахадева отвернулись, красные от стыда. Тогда она стала ходить по всем Кауравам и по всем старшим собравшимся. Она подошла к Бхишме и сказала: «Почему же ты молчишь?! Ты защитник справедливости. Ты защищаешь справедливость здесь. Ты знаменит тем, что ты никогда не нарушал дхарму. Как же ты смеешь допускать это?! Я не рабыня, скажи, что я не рабыня, как ты смеешь это делать?!» И тогда Бхишма потупился и сказал: «Ты знаешь, это очень сложный вопрос. Это очень тонкий вопрос. Тонкости дхармы, они очень сложные. С одной стороны, он не мог тебя ставить как ставку, потому что он сначала проиграл себя, но с другой стороны, ты его жена, а жена, она всегда принадлежит мужу. Я не могу окончательно дать ответ в соответствии с шастрами — раба ты или не раба. Может быть, ты раба, может быть не раба — я не знаю ничего». (смех)
На самом деле, Кришна сделал это специально, чтобы показать Драупади… Иногда Кришна даёт такие испытания своим преданным, чтобы показать, что всё в этом материальном мире может изменить. Драупади думала, что она находится как за каменной стеной, за своими пятью мужьями, что её всегда защищают старшие этого рода. Она была очень хорошо устроена, она была женой самых могущественных царей на свете. И вдруг, в одно мгновение ока, она оказалась совершенно беспомощной. И Кришна делает это специально, чтобы показать преданному, что на самом деле, единственная опора — это Сам Кришна, что мы можем искать опору в ком-то другом, но на самом деле, в конечном счёте, все материальные опоры, о которые мы пытаемся опираться, они изменят нам, какими бы сильными и надёжными они не казались.
И тогда Драупади поняла, что на самом деле у неё нет никакого защитника, что никто её не может защитить — ни её мужья, ни Бхишма, ни Дхритараштра, который сидел слепой и радовался. И тут с другой стороны хохотали Душасана и Дурьйодхана. И тогда она взмолилась Господу Кришне, когда… Да… Когда Дурьйодхана сказал: «Теперь они рабы и им не положено носить эти царские одежды. Пусть они снимут с себя все царские одежды». На Пандавах были красивые короны и красивые царские украшения. Тогда один за другим… сначала Махараджа Юдхиштхира, и по его примеру, все его младшие братья, они подошли, сложили с себя венцы и положили их к ногам Дурьйодханы. Они сняли с себя все верхние одежды и сложили туда. И они остались в одних набедренных повязках. И они сели спокойно к ??? (13.50 не слышно) И тогда Дурьйодхана закричал: «А ты что медлишь?! Женщина! Почему на тебе это шёлковое расшитое золотом сари? Ну-ка снимай с себя это сари! Ты моя рабыня»
Вот. И она вообще не знала, что делать, и тогда Душасана схватился за её сари и стал тащить её сари. Он стал тащить её сари, и тогда она поняла, что у неё нет иной надежды и ной защиты кроме Кришны. Она стала молиться, она закричала: «О Кришна! О Говинда! Спаси меня!» И тогда Кришна, Он сразу же явился, тут же явился к ней. И Он Сам стал её сари. Её сари стало бесконечным, и Душасана, он стал тянуть её сари, он стал разматывать её сари, но сари становилось всё длинней и длинней. Он разматывал сари, оно становилось длиннее и длиннее. Это было разноцветное сари. И, в конце концов, там оказалась огромная куча шёлка разноцветного, а сари всё было на Драупади. И, в конце концов, даже Душасана замучался. И у него выступил пот, и он понял, что ему ничего невозможно сделать.
Только Кришна мог защитить Драупаиди, потому что она была Его преданной. И тогда в тот момент Кришна сказал, что они оскорбили тебя, но за это оскорбление они сами будут наказаны. И в тот момент все те, кто присутствовали там и все те, кто не вступился за Драупади, они по сути дела подписали свой смертный приговор. Вся битва, которая произошла потом, она началась именно в тот самый момент, когда Душасана оскорблял Драупади. И Кришна, Он доказал Свою силу.
Так было множество раз, когда Кришна лично приходил и спасал преданных, на самом деле. Он лично защищал преданных. Например, другой случай, на войне. На 12-й день битвы на Курукшетре в битву вступил Бхагадатта. Бхагадатта — это был очень старый царь, но он был совершенно непобедим. У него было особое оружие, которое никто не мог победить. У него был слон, огромный слон. И этот слон… От этого слона, из под копыт этого слона не могла убежать никакая колесница. И Дурьйодхана устроил так, что Арджуну увели на другой конец, и тогда выступил Бхагадатта. И этот Бхагадатта на своём слоне, он стал крушить армию Пандавов. И в армии Пандавов тысячи людей умирали под копытами этого слона. И скоро весь воздух наполнился криками умирающих людей. Никто не мог ничего сделать с Бхагадаттой. Бхима попытался что-то сделать с Бхагадаттой… Бхима был знаменит тем, что он обладал силой тысячи слонов. Но Бхима еле убежал из-под этого слона. Ему пришлось убежать с поля битвы.
И тогда Арджуна, когда он услышал все эти крики, он вернулся к этому месту и попытался было сражаться, но Бхагадатта, он был совершенно неуязвим. И он чуть было не задавил самого Арджуну. Только благодаря тому, что Кришна искусным маневром вывел эту колесницу, Он спас таким образом Арджуну. И тогда Арджуна стал выпускать стрелы в Бхагадатту, и он уничтожил один за другим два лука Бхагадатты, которые были у Бхагадатты. И эти два лука были расщеплены в клочки. Тогда Бхагадатта страшно разгневался. Он был неуязвим, потому что у него была, на самом деле, вайшнава-астра — оружие Вишну. В своё время Сам Вишну дал ему это оружие. И тогда он решил, что пришла пора… Да… И Бхагадатта при этом, он знал, что на самом деле Арджуна непобедим только до тех пор, пока Кришна находится на его колеснице. Поэтому Бхагадатта, он не целился в Арджуну, он целился всё время в Кришну. Хотя это было вопреки правилам ведения войны, но он всё время выпускал все свои стрелы в Кришну. И, в конце концов, у Кришны вся грудь была утыкана стрелами Бхагадатты.
Арджуна, он один за другим уничтожил два лука, которые были у Бхагадатты. Тогда Бхагадатта решил, что пришла пора воспользоваться самым сильным оружием. И тогда он взял своё стрекало — палку для погонщика слонов — и он прочитал заклинание. Он прочитал особую мантру, и он ввёл это оружие — вайшнава-астру — в эту палку, в это стрекало. И он запустил это стрекало в Арджуну. И когда это стрекало полетело, то у всех, кто наблюдал за этой битвой, у всех застыла кровь в жилах. Она издавала такой звук… Она издавала очень тонкий звук, совершенно леденящий. И все люди подумали, что всё. Это оружие, оно разило без промаха, и никто не мог избежать этого оружия, никто не мог ничего противопоставить. Если оно запускалось в кого-то, то оно летело, и оно неминуемо убивало этого человека. И это стрекало, оно полетело в Арджуну. И все схватились за головы, некоторые пали на землю и решили, что всё, что теперь для Пандавов война проиграна. Вот. И это стрекало оно полетело туда и тогда Кришна Сам, Он встал во весь рост на колеснице, и Он защитил Своей грудью Арджуну. Это стрекало ударилось Ему в грудь. И когда это стрекало коснулось Его груди, оно превратилось в гирлянду цветочную. (смех)
Арджуна сказал: «Что ты делаешь, Кришна?! Зачем Ты нарушаешь своё слово?! Ты пообещал не вступать Сам в битву. Зачем ты это делаешь?!». Кришна говорит: «Какая Мне разница, что Я пообещал?! Я не могу потерять тебя. (смех) Я должен защитить тебя. Если бы это стрекало попало в тебя, оно бы уничтожило тебя. А на самом деле оно принадлежит Мне, и Я просто забрал его обратно. Это моё оружие. Я давно хотел забрать его у него. А теперь ты можешь убить этого негодяя Бхагадатту. Теперь он выпустил своё оружие, теперь его у него нет». И Арджуна тогда застрелил его слона.
Т.е. Кришна, Он Сам приходит. И было много таких эпизодов, когда Кришна Сам приходит и защищает лично Своих преданных. Это то, что делает Кришна. И на самом деле все мы тут, мы должны понимать, что мы находимся в войне. Мы воюем с этим миром. Мы как те самые Пандавы, и нас гораздо меньше, чем тех людей в этом мире. Мы объявили войну майе. И мы знаем, что у нас нет никакой защиты на самом деле, никто не может нас защитить. Если мы будем думать, что какие-то материальные вещи могут нас защитить — правительство или ещё кто-то, то рано или поздно это всё изменит. Никто не может нас защитить. Но зато у нас есть Кришна, и мы должны знать, и мы должны верить, что только Кришна на самом деле может нас защитить, и Он окажет нам всяческую защиту в этой войне. Потому что тому, кто полностью предался, Кришна защищает того полностью, как объясняется в этом стихе.
Кришна, Он на самом деле соблюдает нейтралитет. Он непристрастен ни к кому, он одинаково относится. Все живые существа — это Его дети. И если живые существа праведны, они молятся Кришне, то Кришна так или иначе оказывает им защиту. Но если живое существо материалистично по своей природе, то оно будет молиться Господу, чтобы получить от Него что-то для себя. И тогда Кришна, Он оказывается в таком щекотливом положении, потому что, скажем, Он может одновременно столкнуться с двумя противоречивыми просьбами.
Например, скажем, тигр может молиться: «О Кришна, пошли мне оленя, чтобы я был сыт». А олень в это время может молиться: «О Кришна, спаси меня, чтобы тигр не съел меня». Потому что олени и тигры, они, в конце концов, дети Кришны. Вот. И Кришна, Он должен, Он как бы обязан выполнить обе этих просьбы. Поэтому в таком случае, если кто-то просит что-то для себя, то Кришна, Он на самом деле устраивает всё таким образом, чтобы и у той и у другой стороны были шансы. Например, в данном примере… У тигра и оленя есть очень интересный пример, который это иллюстрирует. Кришна устроил таким образом, что с тигром всё время ходит маленькая такая белочка. Куда бы ни пошёл тигр, за ним всегда бегает такая маленький такой грызун, маленькая белочка. Она очень маленькая и тигр не может её поймать. Она всё время следует за тигром. Вот. И эта белочка, она всё время издаёт такой тонкий звук: «Тю-тю-тю-тю-тю». И когда тигр прячется в кустах, выслеживая оленя, и олень подходит к водопою и он начинает пить. И у тигра уже начинает идти слюна, у него уже рот становится… и он уже готовится к прыжку. Вот. И у оленя, на самом деле, нет никаких шансов, потому что тигр, он весит пол тонны, и он гораздо быстрее на коротких расстояниях, чем олень. Но в этот момент, когда тигр уже вот-вот готовится прыгнуть, в этот момент эта белочка выбегает и начинает говорить: «Тю-тю-тю-тю-тю». И олень знает, что ему нужно убегать — она предупреждает это. И тигр, он ненавидит на самом деле эту маленькую белочку, но он сделать ничего не может, потому что эта белочка — это Сам Кришна посылает её вместе с оленем, чтобы дать шанс и оленю и тигру так или иначе выполнить свои желания.
Но когда речь идёт о преданном… Т.е. Кришна, Он держит такую нейтральную позицию, когда мы просим что-то для себя. Если мы просим у Кришны чего-то материального, то Кришна, он может защитить нас, но эта защита будет относительна. Т.е. Он может дать возможность какой-то другой стороне причинить нам какой-то вред. Он предупреждает нас, но даёт возможность нам как бы самим рассчитывать на свои силы. Но если человек преданный, целиком отдался Кришне, то Кришна полностью и целиком защищает его. Если преданный не хочет ничего, кроме того, чтобы исполнить миссию Кришны, кроме того, чтобы дать людям эти книги и дать людям святое им, то тогда Кришна целиком и полностью защищает его. Он полностью берёт на Себя ответственность за такого преданного. Т.е. Кришна, Он совсем по-другому относится к преданному.
Я хотел рассказать историю о том как били Харидаса Тхакура. Я не буду её рассказывать целиком, но Харидас Тхакур… Кришна в облике Чайтаньи, Он Сам пришёл, и Он Сам принял на Себя все побои, которые принимал Харидас Тхакур, когда его должны были бить. Он Сам лично принял на Себя побои, и преданные, которые могли видеть это, они могли видеть, что когда бьют Харидаса Тхакура, у Чайтаньи появляются рубцы на теле. Он Сам пришёл, и Он Сам защитил Харидаса Тхакура, потому что Харидас Тхакур был полностью предан Кришне. И он не хотел ничего кроме того, чтобы дать святое имя. Когда этот Набоб требовал, чтобы он отказался святого имени, он сказал: «Делайте со мной, что хотите. Вы можете разрезать меня на куски, вы можете разрезать меня на маленькие куски. Если останется даже один маленький кусочек — от меня ничего не останется, только один маленький кусочек — и этот один маленький кусочек, он будет говорить: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе».
Он ничего не хотел для себя. Единственное, что он хотел — это дать людям святое имя, и он был полностью предан. И тогда Сам Кришна в облике Чайтаньи пришёл и Сам принял на Себя побои. Это очень интересная история. Целиком я потом как-нибудь её расскажу, сейчас я не могу рассказывать — уже время кончать. Харе Кришна. Может быть, какие-то вопросы?
[Первый вопрос]
[Прабху]: У Драупади когда Душасана распустил волосы и Кришна пообещал, что все, кто были на этом собрании и никто не заступился, все они понесут наказание. Но ведь Пандавы, они тоже не могли заступиться за…
[Гурудев]: Но Пандавы, они были связаны словом. Т.е. они не могли вступиться за неё, потому что они были сами проиграны, они были связаны словом. Во-первых, сами Пандавы, они не заступились за неё, потому что Махараджа Юдхиштхира не дал им знака. Если бы он дал им знак, если бы он просто сделал вот так, то от Дурьйодханы в тот же момент ничего бы не осталось — Бхима его бы скушал на месте. (смех)Вот. Но Махараджа Юдхиштхира не мог это сделать, потому что он был связан словом, он не мог нарушить своё слово — он просто сидел потупившись. Они не могли заступиться за неё, но те кто могли заступиться за неё и не заступились, они понесли своё наказание.
Всё! Санкиртана-ягья ки джай!
Письмо. Здравствуйте, кришнаиты, пишет вам ищущий истину друг из Гомеля. Однако в нашей стране, без помощи знания осознать ваше учение невозможно. Я сам инвалид с детства. Вот два месяца назад отправил письмо по 24-ём адресам. Но помогли только из Риги — выслали бракованную «Бхагавад-гиту» и из Москвы прислали «Бхагавад-гиту» без картинок и «Шри Ишопанишад». Остальные помочь не могут, ибо бедные, да и многие просто жадные. Так что надежда только на одних вас. А жизнь сейчас очень трудная. Пенсия очень маленькая. Бесплатные лекарства почти не помогают и приходится покупать на рынке втридорога. Из еды только самое необходимое, да ещё Чернобыль. Всё очень дорогое. Нас четыре человека. Пятый друг умер. Мы вот собираемся вместе и читаем ваши книги. Я встретил одного человека, так вот, он ехал в одном поезде с настоящим кришнаитом, и он рассказывал, что раньше он был совсем больной, но познакомился с людьми, которые дали ему ведических книг, научили петь мантры, дали барабан и научили стучать. Он стал читать книги, петь песни под барабан и выздоровел. Как он говорил тому человеку, он духовно прозрел и стал кришнаитом.