Очень часто люди не понимают, что означает, что чистый преданный свободен от кармы. Слыша об этом, они думают, что жизнь чистого преданного должна стать безоблачной, не омраченной никакими страданиями, что с приходом чистой преданности в его сердце он должен перестать подчиняться законам материальной природы. Нет ничего дальше от истины, чем такие пошлые сказки.
Чистая преданность дает человеку нечто несравнимо более ценное, чем убогое благополучие в этом мире – она полностью освобождает его сознание от любой материальной зависимости. Чистый преданный свободен от кармы в том смысле, что никакие события этого мира не способны повлиять на него и изменить его восприятие мира. Никакие сложности и проблемы не в силах омрачить его сознание, и потому реакции его непредсказуемы, ибо во всем, что с ним происходит, он способен видеть и чувствовать руку Кришны. Такой человек называется дживан-муктой.
Когда-то давно мне попалась в руки папка с транскрибированным интервью, которое Харикеша Махараджа дал Сатсварупе Махараджу в ту пору, когда тот собирал материал для «Прабхупада-лиламриты». Там я наткнулся на историю про Шрилу Прабхупаду, которую не встречал нигде в других книгах. Эта маленькая история про свободу, которую приносит чистая бхакти. Привожу ее дословно.
ЛЕПЕСТКИ С НЕБЕС
Эта история произошла в Бомбее в ноябре-декабре 1974 года. В нашем растущем обществе тогда были большие проблемы. Три сложных ситуации разворачивались одновременно – сразу в трех местах ученики Шрилы Прабхупады попытались объявить себя ачарьями: в Нью-Йорке, в Германии и в Новом Вриндаване. У каждого были свои последователи, и каждый хотел занять в умах преданных место Шрилы Прабхупады. На местах назревал раскол – отчеты поступали каждый день, один тревожнее другого. В Германии к тому же полиция сделала обыск в замке, который снимали преданные, и арестовала несколько человек за незаконное хранение оружия. Тучи сгущались каждый день. Мы – все окружение Шрилы Прабхупады – были в состоянии, близком к истерике. Прабхупада тоже был обеспокоен. По крайней мере, нам так казалось. В какой-то момент он велел нам всем выйти из комнаты, и закрыл за нами дверь. Я остался под дверью, и увидел в щелку, что Прабхупада вдруг лег на пол посреди комнаты. В этот момент я услышал его смех. В комнате никого больше не было. Он просто лежал, растянувшись во весь рост на полу в своей комнате в Бомбее. Даже не на подушках или еще на чем-то – просто на полу. Он лежал и смеялся так, что смех его заполнил всю комнату. А мы стояли снаружи и слушали, и нам казалось, будто лепестки роз сыплются с небес. Никогда в жизни я не слышал такого смеха. В тот момент я подумал: «Так может смеяться только свободный человек».