Барнаул (4.08.2005 г.) «Бхагавад-гита», 3.37

Диск 69, л. 2

Аннотация:

Ягья очищает сердце и Господь Сам исполняет наши желания. Можно ослабить влияние кармы, если избегать соприкосновения с гуной страсти и невежества. Есть 10 факторов, определяющих, какие гуны на нас влияют. Вопросы о гунах.

***

Мне хотелось рассказать о природе разума и о том, каким образом мы можем пользоваться разумом в сознании Кришны, можем и должны. На самом деле слово «буддхи» не совсем точно переводится как «разум» на русский язык. Мне хотелось поговорить об этой разнице, о том что подразумевается под «будхи» или интеллектом, разумом. И каким образом разум может связать нас с Кришной. Кришна использует в Бхагавад-гите слово «буддхи-йога», что значит буквально «связь с Кришной через разум». И Шрила Прабхупада говорит, что это синоним бхакти-йоги. Он ссылается при этом на очень важный стих из 10 главы Бхагавад-гиты, который входит в состав чатур-шлоки Бхагавад-гиты — четырех самых существенных стихов Гиты. Там, где Кришна говорит:

тешам сатата-йуктанам бхаджатам прити-пурвакам

дадами буддхи-йогам там йена мам упайанти те

Где Кришна объясняет, что Он дает эту буддхи-йогу тем, кто поклоняется Ему с любовью, тем, у кого появляется желание служить Ему и любить Его. Тем Он дает буддхи-йогу или способность чувствовать Его, видеть Его, связываться с ним через разум. И с помощью этой буддхи-йоги, связи с Кришной через разум, человек может прийти к Нему. «йена мам упайанти те» — с помощью этого человек приходит ко Мне. И помимо этого в других местах Гиты Кришна касается буддхи, или описывает буддхи.  Но мне хотелось прежде всего разобраться каким образом Кришна советует нам расправляться с помощью буддхи, с помощью разума со своим самым страшным врагом — вожделением, врагом, который мешает нам приблизится к Богу, понять Бога, который держит нас в плену. Шрила Прабхупада говорил несколько раз что мы все здесь пленники, что все мы сидим в тюрьме. Но парадокс этой тюрьмы заключается в том, что в этой тюрьме нет ни замков, ни засовов, ни решеток. Единственное, что в этой тюрьме есть, это майдхуна-абара, или цепи вожделения, цепи полового желания, которые мы сами на себя надели. И буддхи, или разум, есть тот самый элемент, с помощью которого мы можем воткнуть ключ в эти кандалы и освободиться. И именно об этом Кришна говорит в самом конце третьей главы. Поэтому мне сегодня хотелось буквально в нескольких словах представить эту тему в основном о природе разума, о том, каким образом разумом можно пользоваться, что это за элемент. Потому что мы на самом деле не очень хорошо понимаем что такое разум. Мы знаем что такое ум,  знаем что такое желание, знаем что такое чувство, но что такое разум мы знаем не очень хорошо. Каким образом разум можно усилить, каким образом можно из слабого разума сделать разум сильным, чтобы он помог нам в этом процессе связи с Богом. Об этом обо всем я буду в основном говорить завтра. Сегодня же мне хотелось ввести эту тему стихом, которым Кришна вводит эту тему. Это 37 стих из 3 главы Бхагавад-гиты. Я прочитаю этот стих и комментарий Шрилы Прабхупады к нему.

(БГ, 3.37)

Верховный Господь сказал: «О Арджуна,эта сила не что иное, как вожделение, которое возникает под влиянием гуны страсти, а затем превращается в гнев.

Вожделение — всепожирающий , греховный враг всех существ в этом мире».

(Комментарий)

Прежде чем начать рассказывать то,  что я хочу рассказать, мне хочется сказать одну вещь, что мы иногда недооцениваем практичность сознания Кришны. Иногда мы думаем, что сознание Кришны это всего лишь вера., религия, это некая идеологическая система. А когда дело заходит о каких-то практических проблемах, то нам нужно идти к кому-то другому, чтобы их решить. Иногда мы думаем, что все наши проблемы внутри могут разрешиться какими-нибудь другими способами, а сознание Кришны не работает. Так вот, сознание Кришны работает, это мы не работаем над тем, чтобы оно работало. Сознание Кришны изначально в высшей степени практический метод решения всех наших проблем. В том числе самой главной проблемы, которую Кришна объясняет здесь. Но иногда мы думаем, что для того, чтобы решить проблему вожделения, мало сознания Кришны. Мало просто ходить и повторять мантру, мало просто общаться с преданными. Нужно что-то еще: нужно пойти к врачу, или нужно стать вверх ногами и тогда вожделение перетечет снизу вверх (смех) и избавит меня от проблем.  Но сознание Кришны работает. Единственное что, мы должны его использовать, мы должны пользоваться сознанием Кришны как методом.

Особенно здесь, в конце третьей главы, Кришна берет очень конкретную проблему, которую ставит Арджуна. Дает ей сначала теоретическое обоснование, а потом объясняет как расправиться с ней практически. На самом деле вопрос этот возник не случайно. Вопрос этот возник из темы, которую поднял до этого Кришна. Кришна начал говорить о том… Сама тема третьей главы это карма. или какрма-йога, Карма-йога, которая  постепенно должна очистить сердце человека  и таким образом сделать человека ближе. Карма-йога или метод, который описывает Кришна в третьей главе Бхагавад-гиты,  в сущности является предварительным методом духовного развития. Он еще не является духовной методикой, но он подводит человека к постижению духа.  В сущности он сводится к очень простой вещи. Кришна говорит, что есть правила, которым должен человек следовать.  (15:00)

Что он должен понять, что хотя на первый взгляд он может действовать как угодно, этот мир как будто бы представляет ему какую-то свободу действий, на самом деле есть жесткие законы. И если я не соблюдаю этих законов, то я, как любой человек, не соблюдающий этих законов,  буду страдать, буду расплачиваться, буду получать наказание. Эти законы установлены кем? Богом. Есть законы Бога. И карма-йога по сути дела очень простая вещь. Карма-йога значит, что нужно просто следовать закону. Из преступника человек должен превратиться в законопослушного гражданина в царстве Бога. И Кришна довольно долго говорит не входя в детали, но объясняя этот принцип. Есть законы, которые никто не может отменить — законы этого мира, закон кармы, закон причин и следствий и за все в этом мире нужно платить. Закон кармы очень простой. Если в двух словах перевести его на язык понятный нам  — этом мире бесплатным бывает только сыр в мышеловке. Единственная бесплатная вещь. За все остальное платить нужно.  Закон кармы сводится к этому, Когда человек пытается урвать что-то себе, когда человек пытается вырвать наслаждение и при этом не заплатить за это, он нарушает закон кармы. И Кришна объясняет, если ты хочешь наслаждаться, ради бога, ради бога, никаких проблем нет. Кришна говорит в третьей главе Бхагавад-гиты, что, ради бога. Господь создал этот мир таким, что если вы хотите наслаждаться, то вы можете наслаждаться, но нужно исполнять законы Бога, которые Он называет ягьей. Целом Он вводит в третьей главе этот принцип ягьи или принцип жертвы — то, что если я хочу наслаждаться, я должен жертвовать. Жертва это способ получить все, что я хочу, исполнить все свои желания. Что именно ягья, когда человек формирует всю свою деятельность или все направление своей деятельности как ягью, как жертвоприношение, тогда ему приходит в обмен на ягью, в обмен на это желание отдать все то, что он хочет получить. Но вначале должна стоять ягья, вначале должно стоять не мое желание получить, вначале должно стоять желание отдать. И это, собственно, простой закон, который потом переформулируется в виде системы правил, ограничений, еще чего-то которые должны обеспечить условия ягьи. И Кришна, развивая эту тему, говорит что, в конце концов, когда человек совершает ягью,  после долгого времени совершения ягьи вместе с тем, что желания его исполняются, потому что главная цель ягьи, главный смысл ягьи не в том, чтобы исполнить наши желания. Главный смысл ягьи чтобы исполнить наши желания и одновременно с этим обмануть нас — избавить нас от желаний. Если человек живет как жертва, если вся его жизнь становится  ягьей или жертвоприношением, то все желания его исполняются и в этом нет никаких сомнений. Все то, что ему нужно, Кришна дает по закону природы. Мы можем видеть это даже на обычной жизни. Если человек направил свою жизнь на то, чтобы отдавать другим, если он заботится о других так или иначе Кришна дает ему все, что нужно. Все, что нужно , приходит каким-то мистическим образом. Кришна Сам приносит. Все исполняется. Но что самое главное, что одновременно с этим случается чудо. И чудо это заключается в том, что сердце его очищается от желания наслаждаться. Сердце его становится чище и вместе с этой чистотой в сердце входит знание. Таким образом карма постепенно приводит человека к знанию или к пониманию того, что Бог — личность и то, что Он есть, что Он лично заботится обо мне, то что Он Сам исполняет мои желания. Это в двух словах суть этой главы. И Кришна объясняет, что если человек, движимый рагой и двешей , Он употребляет эти два слова, рага значит привязанность или желание , двеша значит ненависть. Если он нарушает эти законы, а это единственная причина, по которой люди законы нарушают, то тогда он должен пенять только на самого себя, ему не нужно ни на кого больше жаловаться.  И тут Арджуна задает очень важный вопрос смысл которого я попытаюсь сегодня объяснить. Арджуна спрашивает: «Кришна, но иногда мы знаем, что я хочу следовать Твоим законам. Я как джива, душа хочу идти Твоим путем. И тем не менее я снова и снова наталкиваюсь на какое-то препятствие, какую-то силу, которая вопреки моей  воле заставляет меня нарушать Твои законы». И он спрашивает Кришну что это за сила. Он задает Кришне этот важный вопрос, который имеет непосредственное отношение к нашей с вами жизни, потому что мы все относимся к числу тех людей, которые так или иначе хотят исполнять закон Кришны,. хотят следовать воле своего духовного учителя. Но сталкиваются с какой-то силой, которая сильнее нас и которая заставляет нас поступать вопреки этому.  Кто сталкивался с этой проблемой? Потому что до этого Кришна сказал, что тот, кто из упрямства, из гордости, из ненависти, из зависти к Кришне отбрасывает это, всем все понятно,  такие люди называются демонами, они живут вот там вот за пределами этого лагеря. С ними все ясно. У них никакой надежды нет. Но какая надежда есть у нас? Потому что иногда мы вопреки своему желанию тоже поступаем также как они. Иначе говоря, вопрос, который ставит Арджуна очень важен. И на первый взгляд Кришна до этого, когда Он говорит

ниграхах ким каришйати (БГ.33)  (23:00)

Ниграха  буквально значит… Буквально за несколько секунд до этого Кришна делает это утверждение  ниграхах ким каришйати и Шрила Прабхупада переводит это как «что можно достичь подавлением?». Вопрос, который поставлен здесь «может ли человек победить свою природу?». И на первый взгляд Кришна говорит: «Нет», природу свою невозможно победить. Потому что в этом стих, где Кришна говорит ниграхах ким каришйати — «чего можно достичь подавлением?», Он говорит, что даже человек обладающий знанием, даже человек знающий , что есть Бог и что нужно жить в соответствии с Его волей, с Его законом, все равно сталкивается с проблемами. И кришна говорит: «Чего можно достичь подавлением своей природы?». Правильно? В сущности на этом Бхагавад-гиту можно было бы закончить. Это был бы последний стих Бхагавад-гиты: ниграхах ким каришйати и все бы разошлись в разные стороны и продолжали бы заниматься тем, чем они занимались. Для многих людей этот стих является самым главным стихом Бхагавад-гиты. Они говорят: «Чего можно добиться подавлением своей природы? Ничего. Сам Кришна говорит это». На первый взгляд, Кришна говорит, что природу невозможно победить, природа сильнее. Природа будет заставлять нас действовать в соответствии с этим. И, как бы вторя этому утверждению, Арджуна задает свой вопрос. Он спрашивает: «Что это за сила, которая сильнее меня?», подразумевая свою природу. На самом деле альтернатива, которую имеет при этом ввиду Арджуна: «Что это за сила, которая сильнее меня, как дживы» двойная. Арджуна говорит — эта альтернатив либо самскара, которая есть в моем уме, моя карма — все то, что я совершил до этого,  либо сам Бог. Он хочет услышать, потому что в уме его есть два ответа на этот вопрос. Баладева Видья Бхушана объясняет именно это. А когда Арджуна спрашивает: «Что это за сила, которая сильнее меня?», он имеет в виду две эти возможности. Самскары — моя карма, которая тянется за мной или Бог, который заставляет меня совершать грехи. Если Бог заставляет меня совершать грехи, то соответственно я не виноват. Если самскары заставляют меня совершать грехи, то что сделать? Потому что самскары это самскары, это моя карма. Как ее изменить? Но ответ на этот вопрос, который дает Кришна — не то, не другое. Он дает третью альтернативу. Он говорит здесь:  кама эша кродха эша  раджо-гуна-самудбхавах . Он не говорит: «Это твоя карма» и Он не говорит: «Это Я, который заставляет тебя действовать». «Это не могу быть Я, потому что Мне это не нужно. Я желаю тебе добра». Потому что некоторые люди говорят: «Бог заставил меня действовать.».  Правильно? «Бог все знает, Он всесильный, Он мною управляет и я послушный инструмент в Его руках».Но это не может быть и карма, потому что карма не осознана, не сознательна, тогда как у меня есть сознание. Карма, в каком-то смысле, это некий пассивный багаж, который тянется за мной. И, по идее, мое сознание должно победить карму. Кришна объясняет другую вещь здесь, в этом стихе. Когда Он говорит:

кама эша кродха эша раджо-гуна-самудбхавах

махашана маха-папма  виддхи энам иха ваиринам

Он одновременно объясняет что это за сила и одновременно дает нам возможность понять, каким образом справиться с этой силой. Он говорит: кама эша кродха эша. И кама в каком-то смысле является нашей кармой, но не кармой как таковой. Кама или желание, вожделение является результатом кармавасаны. Кармавасана это некие привычки, сформировавшиеся в нашем сознании и подсознании. Кармавасана подобна ткани. Когда человек совершает карму, когда человек совершает какие-то поступки, то эти поступки завязывают узлы в его сознании. И узлы в его сознании подобны минам замедленного действия. Это узлы будущих желаний. И узлы будущих желаний есть минное поле в нашем подсознании. Это минное поле называется кармавасана. Там находится масса маленьких узелков, результатов наших прошлых действий или наших прошлых наслаждений. Мы наслаждались в прошлом и каждое наслаждение оставило память, сладкие воспоминания. Некоторые люди хранят альбомы своих фотографий. И иногда, когда им скучно, они садятся и рассматривают фотографии. «Я на Черном море, когда мне было двадцать лет». Примерно то же самое творится в нашем подсознании. Наше подсознание что-то вроде большого альбома фотографий. И до поры до времени он лежит где-то и пылится. Но в какой-то момент образ этого наслаждения всплывает  в нашем сознании. И этот образ может породить, а может и не породить каму или желание испытывать это наслаждение снова.  Почему Кришна говорит, что это именно кама — сила которая побеждает меня? Именно поэтому. Потому что кармавасана или память о прошлых наслаждениях может заставить меня действовать, а может не заставить. Карма имеет конец. Карма не так всесильна, как нам кажется. Иногда люди становятся детерминистами. Они идут к астрологу. Астролог им говорит: «Вот тебе это и это, и это, и это. И вообще в этой жизни ты не освободишься». Они думают: «Зачем тогда мучиться, в этой жизни все равно не освобожусь»,  Или астролог им говорит: «Через два года ты примешь духовного учителя, а потом женишься и уйдешь из сознания Кришны». Они думают: «Все в порядке приму духовного учителя, женюсь и уйду из сознания Кришны». Карма на самом деле ничтожная вещь. Один раз человек, произнеся Харе Кришна маха-мантру, человек избавляется от всей кармы.  Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Но чуть-чуть все-таки остается. (смех)  Самая малость..

Так вот, Кришна объясняет здесь, что это карма или кармавасана — память о прошлых наслаждениях. Может принять форму камы а может не принять. (30:00)

И Он в этом стихе очень ясно говорит, при каком условии кармавасана или наша прошлая карма становится той силой, которая заставляет  действовать нас вопреки нашей воле. При каком условии она становится сильнее нас. При каком условии? Что Он говорит в этом стихе?  Кама эша кродха эша раджо-гуна-самудбхавах. В высшей степени практический метод совладать с самим собой и победить эту силу, которая является кандалами на наших ногах,  метод, который дает Кришна в этом стихе, очень простой — человек должен избегать соприкосновения с гуной страсти. Именно соприкосновение с гуной страсти, именно наше сознательное подставление себя под гуну страсти делает карму сильнее нас. Карма сильнее нас только в том случае, если мы соглашаемся на то, чтобы гуна страсти влияла. .И в то же самое время карму в первом приближении можно радикальным образом изменить, ослабить, ее влияние на нас устранить если мы сделаем свою жизнь исполненной саттвы.  И это в наших силах. Естественно что это трудный процесс, потому что, в каком-то смысле, карма притягивает нас к определенной гуне. Наша прошлая жизнь, наши прошлые действия порождают в нас определенное сродство. Нам нравится тама-гуна. Не знаю почему, но нравится.  Вкус к вяленой рыбе глубоко сидит в «моем» сердце. (смех) Вчера , гуляя тут, я разговаривал с этими молодыми людьми. И подошла молодая девушка и стала говорить: «И что мяса не едите?». «Нет, мяса не едим».»Мяса не едите?!». «Не едим». «Так как же без мяса можно?» . Я говорю: «Девушка, миленькая! Вы же женщина, вы не должны быть такой кровожадной». (смех). Склонность человека к какой-то гуне в каком-то смысле порождается кармой. Но тем не менее в силах человека, в воле человека, в сознании человека, в возможностях человека поменять свое расположение в гунах материальной природы в этой жизни. Если в этой жизни я стараюсь делать так, это то, что Шрила Прабхупада объясняет и в первом приближении это тот совет, который Кришна дает, есть гораздо более могущественный совет, который Он дает гораздо позже, но сегодня, я не думаю, что сегодня мы сможем пройти гораздо дальше, первый совет, который дает Кришна — чтобы ослабить на себя влияние камы, чтобы ослабить влияние вожделения, человек должен прежде всего постараться тщательнейшим образом изгнать из своей жизни раджо-гуну и тама-гуну. Он должен объявить войну раджо-гуне и тама-гуне. Он должен построить свою жизнь так, чтобы только саттва влияла на него. Кто хочет избавиться от рабства кармы?  Все хотят избавиться от рабства кармы. Кто готов платить за это цену, которую назначил Кришна? Цена называется, в первом приближении, саттва-гуна. И в одиннадцатой песне Шримад-Бхагаватам Кришна объясняет, что есть определенные агенты или определенный посредники влияния гун материальной природы. Он объясняет, что есть 10 посредников в этом мире, которые подставляют человека под влияние той или иной гуны материальной природы. Он начинает с агама. Агама первое..     Не знаю, вряд ли у меня будет время, чтобы объяснить их все, но, по крайней мере парочку из этих вещей я попытаюсь объяснить. Есть десять основных факторов, которые влияют на то, какая гуна природы действует на нас. И первый из них  агама, что значит Священные Писания.   Или агама буквально значит — то, что вышло, то, что изошло . Агама означает та книга, которую мы читаем и которая формирует нашу жизнь. Не обязательно Священное Писание как таковое. Это какая-то книга, с помощью которой мы строим свою жизнь. И первое, о чем мы должны заботиться, о том, чтобы книга, которую мы читаем была в гуне благости.  Книга, которая станет нашим проводником, поводырем, которая будет формировать нашу жизнь находилась в гуне благости. Какая это книга должна быть? Бхагавад-гита. В крайнем случае — Библия, Коран, еще что-нибудь, но никоим образом не «Три источника и три составных части марксизма» или что-нибудь вроде этого, или «Майн камф», или еще что-нибудь.  Иногда люди… Или «Анастасия». Чуть было не забыл об этом. Это действительно очень чувствительная тема, особенно среди преданных  Некоторые преданные с таким воодушевлением увлекаются  «Анастасией». Эта «Анастасия» становится для них главной книгой — Библией, Бхагавад-гитой, Шримад-Бхагаватам всем, чем. угодно. Анастасия замещает собой Кришну. Голая женщина в тайге начинает вещать истины. Кришна перечисляет целый список.

 Первое это агама. Агама значит Священные писания, как я уже сказал, или книга, которая становится той книгой, которая  формирует мою жизнь.

Второе, Кришна говорит, это вода или жидкость. Это очень интересно почему Кришна говорит именно это. Проводником влияния гун материальной природы в очень сильной степени является та жидкость, которую мы употребляем. Кто-нибудь заметил это? Есть разные жидкости, которые люди пьют. И это тоже, мне вчера говорили молодые люди, с которыми я беседовал. После того, как они немножко оправились от шока, узнав, что мы не едим мяса, они спросили: «А водку пьете?». И это говорила та же самая девушка — «божий одуванчик».  «И водку не пьете?!». Жидкость имеет очень могущественный элемент расы или вкуса. И вкус (раса), носителем которого является жидкость, очень сильно влияет на сознание человека. В зависимости от того какая жидкость, что мы употребляем — в гуне благости она, в гуне страсти или в гуне невежества — сознание наше сразу же меняется. Кто-нибудь заметил это? Что стоит нам выпить …чаранамриту, как сознание наше сразу меняется.  Особенно если эта чаранамрита слегка прокисла, (смех) слегка забродила. Сразу же человек ослабевает в своей воле. Каждый человек может понять, и это то, что мы должны делать со словами, которые здесь говорит Кришна. Когда Кришна говорит, что кама проявляется или порождается гуной страсти. Мы можем понять каким образом человек становится рабом своей кармы только тогда, когда фоном его жизни является гуна страсти или гуна невежества. Кто-нибудь испытывал это на себе? Потому что мы все, так или иначе, находимся в этом транформирующем процессе, переходя из-под влияния гуны страсти, куда-то туда, к гуне невежества и куда-то туда к гуне благости. Кто-то почувствовал, что он гораздо больше контролирует свою жизнь? Кто-то почувствовал, что он в гораздо большей степени понимает куда идет его жизнь? Что он перестал быть какой-то слепой игрушкой событий, в которых он находится? Это то, каким образом реально наша карма ослабевает, когда мы просто живем чистой благостной жизнью. Поэтому Кришна говорит: «Следующий основной очень важный фактор влияния на сознание человека — это жидкость». И прежде всего, естественно то, что мы пьем. Мы должны следить за своей чистотой. Жидкость это либо источник чистоты, либо источник осквернения нашего сознания. Что любопытно, что Он не называет пищу. Хотя в 17 главе Бхагавад-гиты он говорит, что пища определяет нашу склонность к определенным гунам. Но в большей степени именно жидкость, именно вода влияет на сознание человека, более непосредственным образом меняет наше сознание.

Дальше Он говорит, что очень важным фактором являются люди, с которыми мы общаемся. И не просто люди, с которыми мы общаемся, потому что Он говорит — родственники, близкие люди, люди, от которых мы зависим. Другой фактор, определяющий влияние гун материальной природы это то, в каких гунах находятся наши близкие и родные. Кто-то заметил как наши близкие и родные могут стянуть нас вниз в гунах материальной природы или, наоборот, могут возвысить нас? У кого-то есть родственники тамо-гунщики? И если мы зависим от них, если мы так или иначе попадаем в зависимость от них, мы попадаем в зависимость от раджо-гуны и тама-гуны. У кого-то есть родственники, которые в раджо-гуне находятся? И которые говорят, что ты должен зарабатывать деньги, ты должен наслаждаться в этом мире, ты должен ездить на Канарские острова, ты должен, по крайней мере, BMW иметь и водить, есть у кого-то такие родственники? А жены у кого-то такие есть? Потому что Кришна говорит, что чем ближе наша связь с этими родственниками,  с этими людьми, тем сильнее их влияние. И в своем общении с другими людьми, особенно с близкими людьми, которые влияют на меня, я должен быть в высшей степени разборчив. Я должен понимать — либо может снова сделать меня рабом своей собственной кармы, отрабатывая кармические зависимости, либо может помочь мне освободиться.

И дальше Он говорит, что такими факторами являются время и место. Время очень мощный проводник влияния гун. Какое время помогает человеку подставить себя под влияние раджо-гуны?  День. День — это царство раджо-гуны. Когда восходит солнце и солнце начинает светить, жарить, соответственно у нас тоже возбуждается кровь. И кто-нибудь видел разницу как читать мантру днем или утром? Есть какой-то смысл читать мантру днем? Те, кто потактичнее сказали: «Лучше утром», а те, кто почестнее сказали: «Нет, никакого смысла нет». И в каком-то смысле это может показаться даже ересью Но это, до какой-то степени, факт, потому что день это царство раджо-гуны. И очень важным фактором  жизни человека является его решимость вставать рано утром. Это было одно из самых последних наставлений Шрилы Прабхупады, Шрила Прабхупада уходя, когда у него спросили: «Шрила Прабхупада, как же мы будем без Вас?», сказал: «Вставайте рано утром и повторяйте мантру и все будет хорошо». Это может показаться упрощением. Но на самом деле это не такое уж упрощение. Если человек встает рано утром, то все его сознание другое. И наоборот, если он проспал, если он проснулся поздно, то целый день у него нет никакой мантры, никакой памяти о Боге, никакого духовного сознания, никакого сознания Кришны и вообще ничего. Поэтому в вышей степени важно рано вставать и рано ложиться. И еще что делать? Кришна не упоминает один, в высшей степени важный фактор влияния гун материальной природы на наше сознание. Так или иначе Он упустил его. Телевизор, правильно. Когда Кришна будет снова произносить удхаву Гиты, я думаю, что Он добавит телевизор в качестве одиннадцатого фактора. Но в отличие от всех остальных  факторов, которые мы перечисляли, которые могут помогать влиять на нас гуне благости, гуне страсти и гуне невежества, телевизор помогает влиять на нас только двум гунам материальной природы. Каким именно? По крайней мере я еще не видел, чтобы телевизор помогал человеку находиться в гуне благости. Поэтому, еще один очень важный совет, который человек должен знать, если он хочет избавиться  от вожделения, он должен рано вставать, рано ложиться и не смотреть телевизор. Потому что это то, что люди обычно делают вечером.  «Новости».  И новости не нужно смотреть. Можно подумать что от этих новостей вы что-то хорошее получаете. Это всего лишь предлог. Это всего лишь предлог нашего мохнатого хитрого ума, который говорит: «Посмотри новости, и еще чуть-чуть».

— (реплика из зала)

— Именно так. Я подписываюсь под словами профессора Преображенского. Он не дурак был.  Потому что он сам столкнулся с воплощенной гуной невежества в виде господина Шарикова. Кришна говорит другую вещь — место. Место понятно. Человек должен жить в чистом месте, человек должен стремиться в чистое место — особенно здесь. Мы с вами здесь находимся. Правильно? Здесь легче. Легче здесь вставать рано утром? Легче здесь читать мантру?  Легче здесь петь киртан? Легче здесь сидеть на «дурацких» лекциях? (смех) Даже это легче. Не хочется куда-то вскочить, побежать, сделать что-то, телевизор посмотреть. Потому что место влияет. Человек должен жить в чистом месте, человек должен превратить свой дом в чистое место, человек должен превратить свой дом в уголок Вриндавана. Он должен стараться сделать так, чтобы ни пылинки там не было.  Иногда приходишь в дом какого-нибудь преданного и думаешь: «Господи Боже мой». Похоже что он готовится проповедовать  в аду на Патала локе. Он уже подготавливает сцену для этого. Человек должен следить за чистотой.

Очень важный фактор другой, который упоминает Кришна, в этом списке — это дхьяна. Или объект нашей медитации, то, о чем я размышляю, то, о чем я думаю. Очень часто люди, опять же, пренебрегают всем этим. Все это может показаться мелочами, но из этих мелочей, в конце концов, складывается наша судьба. Чистота в нашем доме — мелочь? Мелочь. Во сколько я сегодня встал — мелочь? Мелочь Что я сегодня выпил — что-нибудь чистое или не очень — мелочь? Мелочь.  Что я сегодня прочитал — мелочь? Мелочь. О чем я сегодня думаю, что является объектом моей медитации — мелочь? Мелочь. Но из этих мелочей мы либо можем получить следующую жизнь в теле свиньи, либо можем получить следующую жизнь на Голоке Вриндаване. Кришна говорит, что очень важной формой влияния гун природы является моя медитация. И на первый взгляд может показаться, что к нам это не относится. Потому что, мы занимаемся медитацией? Ну, строго говоря, нет. Этот какие-то йоги в Гималаях занимаются  медитацией. Но во всех цивилизациях или культурах есть свои формы медитации. Какая форма медитации в современной культуре есть? Когда люди два часа сидят не отрываясь и глядя в одно место, в одну точку? Что они смотрят в такой позе? Тот же самый телевизор или кино. Или когда я просто читаю обычную литературу. Все это форма моей медитации. Люди думают, что это все безобидные вещи. Ну, что там такого. Посмотрю какое-нибудь безобидное кино, посмотрю какую-нибудь комедию советских времен или еще что-то. Но это моя медитация.  (50:00)

Два часа я медитировал на что? На Кришну? На Бхагавана? На Его преданных? На то, что человек должен проводить ягью? Нет, я медитировал на Юрия Никулина. В следующей жизни можете родиться Юрием Никулиным. Не факт, что этого не произойдет с вами. Как один преданный, который тонул в Майапуре,  он тонул в Ганге, в святом месте. Его как спасли — уже все к нему приши уже последние мысли, он уже расстался со своей жизнью и его спросили: «О чем ты думал, что тебе пришло?». Он говорит: «Я вспомнил рекламу стирального порошка,  недавно по телевизору видел». (смех) Вы смеетесь, а надо плакать на самом деле, потому что кто знает, что мы с вами вспомним. Сколько мы рекламы видели, сколько фильмов мы смотрели! Все это так или иначе влияние гун материальной природы либо составит фон, на котором я смогу не подчиниться  своей карме, либо я стану рабом.

И Кришна говорит — другая форма или проводник гун материальной природы — это обряды, которые мы проводим, какие-то самскары, которые мы проводим. Они тоже могут быть в гуне страсти, в гуне невежества или в гуне благости. Все это разные факторы, которые влияют на человека, и человек должен, если он хочет избавиться от рабства, должен очень честно, очень последовательно и очень тщательно изгонять гуны страсти и невежества как бы тяжело ни было, как бы жалко ни было. Потому, что иногда кажется, Господи Боже мой,  невинное , уже и так, уже совсем немножко у меня осталось гуны страсти, маленькая, маленькая слабость. Эта маленькая слабость может привести к тому, что вся ваша жизнь будет опять захлестнута гуной страсти. И в этой гуне страсти вы будете носиться с выпученными глазами, зарабатывать бессмысленно деньги и, в конце концов, умирая увидите рекламу стирального порошка и будете стиральным порошком или в лучшем случае стиральной машиной. (смех) Кришна объясняет здесь это. Он говорит: кама эша кродха эша. У тебя возникает кама, если ты подставил себя под влияние гуны страсти: раджо-гуна-самудбхавах махашано маха-папма. Махашана. Дальше Кришна объясняет каким образом нужно бороться  с этой гуной. Как победить не гуну страсти, а как победить каму, как победить вожделение и гнев,  в которые она превращается. Шрила Прабхупада очень четко объясняет нам лестницу деградации души. Он говорит, что сначала у человека появляется желание, с которым он не может совладать. Когда это желание не исполняется, когда я не получаю того, что я хочу, оно превращается во что? В гнев. А гнев порождает что? Иллюзию. Гнев порождает моху или иллюзию. Иллюзия, постоянно питаемая нашим неудовлетворением, нашей злостью, нашей обидой, превращается в основной фактор нашего существования.  Я не знаю что я делаю, зачем я делаю, когда полностью введен в заблуждение, я потерялся здесь в материальном мире. Кришна говорит; «Все, такой человек потерян». И единственный способ избавиться от этого, первый шаг, который мы должны сделать, это сделать нашу жизнь благостной.  И дальше Он говорит: махашано маха-папма. Маха ашана. Ашана значит кушать, ашана значит питаться пищей. Махашана значит очень прожорливый. Он говорит, что эта кама или вожделение, как с ней нужно общаться? Она очень прожорливая. Это что значит? Что ее нужно что? Кормить. Правильно? Она очень прожорлива, поэтому ее нужно все время кормить, правильно? Не надо кормить? Кришна говорит, что с камой, когда Он называет ее махашана, в высшей степени прожорлива. Он говорит, что ее никогда невозможно насытить. Она всепожирающа, она все может сожрать и сколько ее не корми, ей все мало. Сколько ее не корми, она все время будет требовать еще, еще, еще. И Он говорит, что это враг. Если это  враг, с врагами можно расправляться по-разному. Первый способ самый простой — расправиться с врагом — это подарить ему что-то. В Ведах говорится, в «Нитья шастрах» говорится, что первый способ избавиться от врага, это взять и подарить ему что-то. Можно с помощью подарка избавиться от этого врага? От камы., От вожделения. Временно? Нет, даже временно нельзя. Она станет только сильнее. Она возьмет ваш подарок, который вы ей подарите и скажет: «Давай еще, давай еще». И будет этим подарком вам еще пенять. Она относится к категории таких людей, которые, сколько им ни дари, они только еще хотят больше. Что-то вроде чиновников. Потому что чиновника, думаешь, можно кормить одной взяткой. Но если дать ему одну взятку, он захочет еще одну взятку, еще одну взятку. И такса его будет возрастать. И Кришна говорит, что с этим врагом невозможно справиться с помощью подачек. Невозможно, невозможно, еще раз повторяю. От камы невозможно избавиться исполняя ее. Исполняя свои желания, идя на поводу у своих желаний, мы делаем каму только сильнее. Это не способ, с помощью которого можно расправиться с ней. И дальше Он говорит: махашано маха-папма. Маха-папма буквально значит «в высшей степени греховное». И Баладева Видьябхушана объясняет, что в высшей степени греховная — это значит, что два других способа, которые есть в том, чтобы расправляться с врагами, а именно бхеда или желание разделять и шама — врагу можно подольстить.(сказать: «Каса дорогая, родная, любимая, давай дружить с тобой. Ты самая замечательная, ты самая уникальная кама, которая есть на свете. Давай будем с тобой друзьями. Давай ты не будешь мной понукать, давай мы будем жить в мире с тобой, давай я буду тебя прославлять), но Баладева Видьябхушана, объясняя этот стих говорит: «Не работает это». Единственный способ, каким образом  можно обращаться с вожделением, как? Бить его, правильно. Чем бить? Палкой или розгой или еще чем-то. Данда — значит наказание. Как это ни прискорбно звучит, так мы все с вами очень благостные преданные, но при этом есть какой-то элемент «садизма» в нашей философии. Здоровый садизм. Человек должен использовать данду, человек должен быть строг по отношению к себе. Человек должен сказать: «Я был рабом этой камы

каматино камтидо палидо  дурнидеша  (58:35)

где говорится, что я служил этим своим врага — каме, кродхе, мохе, лобхе, матсарье верой и правдой, но при этом они не давали мне ни покоя, ни награды никакой, не оценили они мое служение, ничего хорошего из этого не вышло. Поэтому единственный способ расправиться с ними — это данда. И завтра я буду говорить о том, как работает эта данда. На самом деле эта данда или наказание очень тонкий метод. Человек не просто должен подавлять, Прежде всего человек должен делать свою жизнь благостной. И дальше должен начаться очень тонкий процесс общения со своим вожделением, тонкий процесс усиления нашего разума, культивирования разума, взращивания разума, который, в конце концов, поможет нам одержать эту великую триумфальную победу, победу над своим вожделением.

На этом я завершу свою лекцию. Если у вас есть какие-нибудь вопросы, можно задать. Еще раз смысл в этом, первый, в высшей степени практический совет,

которым мы должны воспользоваться — это вернуться в свою жизнь и пересмотреть свою жизнь. И посмотреть, где, через какие щели, через какие каналы в мою жизнь по-прежнему проникают гуны страсти и невежества. Через каких посредников гуны страсти и невежества влияют на меня. И если мы честны, мы всегда можем найти эти дырки. И нужно постараться эти дырки закрыть, залатать. Отныне я хочу жить в гуне благости. Я хочу, чтобы пища моя была благостной, чтобы окружение мое было благостным, чтобы люди вокруг меня были благостными. Потому что только это может сделать меня счастливым в первом приближении. И только это может сделать меня свободным в конечном счете, когда я перестану быть рабом своего собственного вожделения и своей кармы.

Хорошо. Все. На этом я сегодня перестану говорить. Если у вас есть какие-то вопросы, то, пожалуйста, задавайте свои вопросы, у нас есть еще несколько минут.

Вопрос: А после медитации еще там есть?

Ответ: Сколько я назвал всего? Агама, вода, общение, место, время, ритуалы, медитация. Семь.  Агама, апагах (вода), праджа (наши родственники или близкие, люди, которые зависят от нас и от которых мы зависим), калага (время), карма (деятельность, от того, каким образом мы действуем, мы будем находиться под тем или иным влиянием), джанма  (значит наше происхождение и джанма даже еще в большей степени означает посвящение, которое мы получаем, Считается, что посвящение, которое мы получаем или какой-то обряд инициации является нашим вторым рождением. Но джанма также значит наше происхождение, наше рождение, откуда мы происходим. И если человек рождается заново, для новой жизни, то это очень сильный фактор, который может вывести его из-под влияния гун страсти и невежества). Карма понятно — в зависимости от того, что я делаю, как я делаю, в каком сознании я делаю. Следующее дхьяна или медитация. И, наконец, мантра.  Мантра  ахам самскаро. Мантра значит не просто мантра, которую я повторяю, не просто в узком смысле этого слова, а мантра означает в сущности … Потому что даже в нашем мире есть мантры Лозунги какие-то, которами живут люди, что это означает? Это тоже мантры, которые люди повторяют. Это определенный способ влияния на сознание людей — дать им какую-то звуковую формулу, какую-то мантру, которую они будут повторять. В частности мантры, которыми пользуются люди в современном мире — это шлягеры.    Правильно? Что это такое? Это мантры. Шрила Прабхупада часто переводит слово «мантра» как «гимн». И сейчас люди тоже поют гимны. Они тоже по.т гимны: «Ты от меня ушла, любовь не задалась». Или самые «лучшие» мантры, которые я слышал в последнее время, самое «гениальное» изобретение поп-культуры последнего поколения это мантра: «все будет хорошо, все будет хорошо. Я это знаю». (смех) Что это такое, как не мантра? Человек может повторять 16 кругов мантры «все будет хорошо я это знаю» и это будет влиять на него, это будет влиять на сознание. То есть, мантры это те звуковые формулы, которые звучат у нас в сознании. Это три недостающих вещи — карма, джанма и мантра.

Вопрос: Если человек сам не соблюдает четвертый регулирующий принцип и при этом проповедует другим, имеет ли он право проповедовать (особенно людям, которые вообще не имеют отношения к сознанию Кришны)?

Ответ:  В целом принцип такой — я не имею права проповедовать то, чему я сам не следую. Хотя иногда бывает полезно попроповедовать что-то, чему ты сам не следуешь, чтобы самому себе попроповедовать. Но если это превращается в некую привычку, то это называется лицемерием. Я .по-настоящему могу говорить, потому что в сущности слова исходят не от языка, слова должны исходить из сердца. Слова должны исходить из какого-то более глубокого уровня сознания. Шрила Джива Госвами цитирует в Бхакти-сандарбхе стих, где говорится, что если человек лжет, если человек лицемерит, если слова человека связаны с этим элементом лицемерия, то как бы он не обращался к Кришне, Кришна не будет слышать его. Потому что слова его будут такими же слабыми, как луна, затянутая облаками. Луна излучает свет, но этот свет очень слабый. И если луна затягивает ее, мы практически ничего не видим. И точно также ложь, если она затягивает наше сердце… Ложь подобна облаку. И как облако она затягивает наше сердце, покрывает наше сердце плотным слоем. И когда человек лживый начинает обращаться к Кришне, Кришна его не слышит.  (1:08:00) .  Он не слышит его молитв, когда он обращается к Богу,  Бог не слышит. Иногда у нас такое ощущение: «Кришна меня не слышит». Почему у нас такое ощущение? Потому что Он действительно нас не слышит только потому, что мы лживы. Поэтому в целом принцип такой — я должен говорить только то, что я знаю на своем опыте, только то, во что я верю очень глубоко, только то, что составляет кредо мое жизненное и мои жизненные принципы. Это относится ко всему, не только к четвертому регулирующему принципу, но и во всех остальных отношениях. По крайней мере у меня должна быть какая-то вера. На самом деле очень интересно, санскритское слово шраддха, что значит «вера». Какое русское слово происходит от санскритского слова шраддха, как вы думаете? Сердце. Есть доказательство того, что этимология слова «сердце», в конце концов, восходит к слову «шраддха».   Также как английское слово heart. Сердце по-английски — heart и оно немножко ближе к этому слову «шраддха». Корень слова «шраддха» шрад. И шрад — heart  — серд-це. Этот звук есть во всем этом. Естественно, если я верю в это, но у меня есть какая-то слабость, но если я твердо верю в то, что это правильно, то я могу об этом говорить тем не менее, даже если я сам не следую этому. Потому что если я буду говорить, это даст мне силы следовать. Я могу проповедовать об этом, если у меня есть сильная вера. Но если целью этого является желание ощутить свое превосходство над кем-либо, тогда я этого не должен делать. Потому что, к сожалению, очень часто мотивом  нашей проповеди является комплекс превосходства. Проповедовать — что значит? Учить человека. Учить — значит быть выше его. И очень часто мы не проповедуем, а учим людей, чтобы стать выше. Когда мотивом нашим является желание так или иначе прихвастнуть, похвастаться или доказать, что я выше тебя, чище тебя, то делать этого не надо.  Очень часто люди используют эти методы. Я видел это. Когда люди, которые сами ничему не следуют, на словах  очень такие «махровые», «махровые» кришнаиты, что просто страшно. Почему? Это их обман, это их способ доказать свою какую-то высоту, свое возвышенное положение в этом мире. В этом случае, конечно, человек не должен этого делать. Если мы уж говорим о проповеди,  мы должны проповедовать — это наше спасение. Проповедь — это наш вкус, проповедь  — это наша жизнь, проповедь это то, что даст нам возможность понять Кришну. Но при этом я должен десять раз, сто раз, триста раз, тысячу раз проверить свой мотив. Идя к людям, открывая рот, пытаясь им что-то говорить о Кришне, я должен быть на 100%  уверен, что мной движет желание им помочь, в крайнем случае  желание самому очиститься,  самому понять что-то глубже которое тоже вполне законно, но ни в коем случае не желание поставить себя над этими людьми. Потому что это огромная ошибка, непростительная ошибка. Проповедь может быть очень могущественным способом манипулирования другими людьми. Я даже видел как это происходит. Было много у нас проповедников, которые, по сути дела, с помощью проповеди подчиняли других своей воле и не приносили  им никакого блага. Они эксплуатировали людей с помощью проповеди. Но проповедь только тогда является проповедью, является настоящей и приносит благо всем, тому, кому мы проповедуем и тому, кто проповедует, если мотивом является искреннее желание помочь этому человеку, возвысить этого человека, сделать этого человека счастливее. Если человек проповедует с этим мотивом, то тогда он должен 24 часа в сутки. Опять же все зависит от конкретики этого случая. Человек может иногда говорить об этом, но если у него правильные мотивы и если он глубоко и твердо верит в то, что он говорит.

— Вопрос: (не слышен)

— Ответ: Я так полагаю, что он родился бы порошком в духовном мире. (смех)  Духовном мире даже стиральный порошок одушевлен, одухотворен. Определенная сварупа — он служил Кришне, стирая Его белье. (смех)

— Вопрос:  (Не слышен)

— Ответ: Наше сознание и тело состоит из трех гун и у нас будет определенное сродство к этим низшим гунам материальной природы. Но, когда Кришна говорит об этом в практическом плане, когда Он говорит здесь раджо-гуна-самудбхавах, Шрила Прабхупада объясняет — это означает, что нашем организме они уже есть, в нашем теле есть, в нашем сознании есть, в этом нет никакого сомнения, но в нашей нынешней жизни, в нашей нынешней карме мы должны выгнать их. Еще раз,  как бы  тяжело это ни было. Я понимаю, что это легче сказать, чем сделать и что нет ничего милее чем раджо-гуна и тама-гуна, что расставаться с ними очень тяжело и что люди, которые узнают на какие жертвы мы идем, назовут нас фанатиками и жертвами тоталитарной секты, но тем не менее мы должны это сделать. По крайней мере постараться, по крайней мере предпринимать к этому шаги, чтобы все больше и больше ощущать этот непростой нектар саттва-гуны, который не сразу доходит до нашего сознания. И тогда постепенно-постепенно мы будем избавляться от унизительной зависимости от своей собственной кармы. А так то, что в теле есть, ясное дело — в теле есть, тут уж ничего не поделаешь, прарабда-карма.

— Вопрос: Можно спросить о перспективах нашего доблестного общества  и каково положение строительства храма в Москве?

— Ответ: О строительстве храма в Москве я буду рассказывать сегодня вечером. У меня будет очень интересная презентация со слайдами, с видео фрагментамименесть уникальные кадры. Я вам буду показывать Индрадьюмну Свами в парике, когда он приезжал в Россию в первые годы и много других редких кадров, которые вы не видели никогда. Что касается перспектив нашего общества, то по дороге сюда я ехал с двумя женщинами из администрации г.Барнаула,  которые очень хорошо относятся к сознанию Кришны. У нас была с ними ученая беседа, в том числе о перспективах нашего общества. И они сказали, что с социологической точки зрения у вас огромные перспективы. Потому что, с точки зрения социологии, будущее есть у тех религиозных организаций, у которых во-первых, есть молодые люди. Если в религии есть какие-то молодые люди, значит у нее есть будущее. Есть у нас молодые люди? Слава Богу, есть. Второе очень важное условия, в котором у нас немножко слабее все. Это — есть ли у нас хорошие семьи. Если в наше общество приходят семьи, семьи с детьми, если у нас есть способность передавать по наследству детям эти принципы, объяснять им или показывать им то, что человек может быть счастлив в материальном мире, живя в соответствии с принципами сознания Кришны. Тут сложнее, но даже тут я вижу некоторое улучшение, даже тут я вижу как мы становимся более зрелыми, как появляется более зрелый подход к этому и как возникает некая культура преемственности. Меня на самом деле больше всего поражает в Индии религия сикхов. Сикхи считают себя индусами, индуистами. Они, в сущности, разделяют основные положения индуизма. Хотя там есть некоторое мусульманское влияние. Она возникла как некая реформаторская система. Гуру Нанак — основатель сикхизма, он был современником Господа Чайтаньи.  Но при этом, что удалось Гуру Нанаку и его последователям, ему удалось сделать настолько глубокими эти традиции, что сейчас сикхи одна из самых укорененных общин в Индии. И они в высшей степени последовательно следуют всем этим принципам. Все сикхи носят чалмы, они там не бреются, у них есть свои принципы. Они следуют этому. Молодые люди  все этому очень четко следуют. До сих пор там практически среди сикхов  нет ни одного нищего. Если ехать по улицам Индии, там огромное количество нищих. Сердце кровью обливается, когда видишь эту нищету. Среди сикхов их просто нет. Они очень честные. Если заходить в их храмы, то сразу же поражаешься чистоте. И каждый сикх, особенно для них это почетная обязанность мыть храм. Там видишь богатых-богатых сикхов, солидных, с животом, которые в течение всего времени дня с самого утра до позднего вечера кто-то моет храм. Кто-то моет ступеньки. Чистота там абсолютно идеальная. И можно видеть это. Это не может не трогать,. когда видишь людей, которые до такой степени искренне и последовательно практикуют свою собственную религию. Каким-то образом им это удалось — провести эту преемственность   И я думаю, что если мы поставим перед собой эту задачу, тогда у нас будет будущее. Нашу будущее, еще раз, заключается в том, что у нас должны быть молодые люди и, что у нас должны быть очень крепкие семьи и дети, которые выращены в сознании Кришны. Я вижу все больше и больше детей преданных, которые тоже становятся преданными, становятся брахмачарьями, начинают как-то воспринимать эти принципы. Так что, хорошие тенденции тут тоже есть.

 — Вопрос: (не слышен)

— Ответ: Потому что карма тоже материальна. Я объяснял это. И гуна благости не дает возможности вожделению взять над нами верх. Потому что механизм действия кармы через желания.  Карма иначе не может на нас действовать. Карма действует на нас благодаря тому, что эта мина замедленного действия, мина желаний наслаждений материальным миром, которые мы уже испытали, в какой-то момент «взрывается», но последствия это взрыва могут быть очень сильно ограничены. Возникнет какой-то образ, но не будет иметь большой силы. Именно в этом сила гуны благости. Механизм этого в том, что гуна благости делает человека уже счастливым  и это счастье избавляет его от зависимости от кармы, которая в основном связана с какими-то более низменными желаниями гун страсти и невежества. Это то самый фон, с которого человек может развивать себе знание или разум. Этот разум, в конце концов, полностью победит этого врага.

— Вопрос: Вы говорили на счет проповеди. Если в проповеди присутствует хороший мотив, но одновременно человек замечает…

— Ответ: Это значит, что  человек должен этот мотив постараться изгнать. Если он ловит себя на этом, если он чувствует, что он испытывает некую корысть или даже некоторое вожделение от проповеди. Потому что проповедь, как любая другая наша деятельность, может быть проявлением вожделения, как это ни прискорбно. Мы можем буквально насиловать других людей во время проповеди и  некоторые проповедники это очень успешно делают. Выходишь после их проповеди изнасилованный  полностью. Когда они просто «вползают» в тебя, когда они заставляют тебя делать что-то. Я видел людей. Был у нас один такой проповедник, слава Богу, он уже давно не с нами. И я видел его последователей — это были буквально роботы. Люди, которые говорили с его интонацией, которые с абсолютно пустыми, глупыми глазами, стеклянными, оловянными полностью выпотрошены изнутри. Люди, которые просто попадали под влияние этого человека и под этим влиянием находились в его поле. Это ужасная вещь, это демоническая вещь, страшная вещь. Если мы поймали себя на чем-то таком, если мы поймали какие-то такие мотивы или ожидания от проповеди, если мы думаем, что проповедь должна принести мне богатство или славу, или все должны мне ноги мыть. Вчера на этой сцене тоже об этом пели о том, что я такой чистый преданный и буду кланяться, чтобы мне тоже кланялись. Если я себя на этом ловлю, я должен себя по голове шлепнуть веером из павлиньих перьев. (смех) Я должен остановить себя, я должен бить свой ум метлой, башмаков, чем угодно. Это ужасная вещь, это оскорбление. Я не должен, я не имею права пользоваться таким образом этим уникальным знанием как способом эксплуатации других людей. Это мое преступление, это большое оскорбление. Я должен быть очень осторожным, потому что долго это не протянется.   Может в течение какого-то времени даже, как будто бы, приносить успехи, но рано или поздно это окончится ужасно плачевно. Если у меня есть разум, я должен попытаться очистить свое сознание, изгнать это все.

Спасибо большое.

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.