Омск (7.08.2005 г.) «Бхагавад-гита», 2.40

Диск 69, л. 6

Аннотация:

Сказать Богу «да». Я — душа. Душа полна вечности, знания, блаженства. Действовать не ради себя, а ради Бога. Зло никогда не может коснуться того, кто творит добро.

****

нехабхикрама-нашо ‘сти  пратйавайо на видйате

св-алпам апй асйа дхармасйа  трайате махато бхайат

Тот, кто встал на этот путь, ничего не теряет, и ни одно его усилие не пропадает даром.  Даже незначительное продвижение по этому пути оградит человека от величайшей опасности.

(Комментарий)

Я поздравляю всех с днем города. Замечательный город с очень духовным названием. «Ом» на санскрите значит «да». Это священный звук  И все мантры начинаются с этого звука, чтобы устранить препятствия на пути человека, который повторяет эти мантры. Говорится что звук «ом» или «да» означает наше «да»  Богу.  Потому что, как правило, в материальной жизни мы привыкли говорить Ему «нет». Нам очень многое не нравится в Его творении, нам не нравится каким образом складывается наша судьба и мы находимся, даже если не верим в Него,  во внутреннем конфликте с Ним. Мы не можем смириться с тем, что Он Бог, а наше место ясное дело где. Мы не можем согласиться, что есть кто-то, кто управляет нами. Поэтому говорится, что первый шаг для преодоления препятствий — это сказать Богу «да».  И это слово «да» на санскрите звучит как «ом». И, наверняка, все вы слышали этот священный звук, который йоги повторяют в Гималаях для того, чтобы привести в гармонию тело и дух и для того, чтобы, в конце концов, раскрыть внутри своего сердца сокровенные знания, которое хранится там как сокровище, спрятанное на дне озера. Это сравнение делает Патанджали Муни, когда он говорит, что в сердце каждого находится сокровище. И от нас зависит откроем мы это сокровище или нет, воспользуемся мы возможностями, которые даны нам или не воспользуемся. И здесь Кришна, в этой книге

пытается объяснить нам путь — как каждый человек, каждый из нас сможет это сокровище найти, как каждый из нас сможет обрести духовное богатство которое, в отличие от материального, никогда не покинет его. Материальные богатства сегодня с нами, а завтра с кем-то другим. Одно из имен богини процветания на санскрите, богини, которая отвечает за наше материальное благополучие — Чанчала, что значит «ветреная». Сегодня она тут, завтра с кем-то еще. Сегодня она дарит нас своими благословениями и дает нам какое-то процветание, но завтра она уже крутит роман с кем-то другим. Но Кришна объясняет в «Гите» каким образом человек может обрести духовное сокровище, которое у нас никто не сможет отобрать, которое всегда будет с нами в этой жизни, в следующей жизни. Каким образом человек может обрести богатство, которое сделает его богатым навечно. Это один из стихов, где Он дает это обещание. Но Он не просто дает обещание, а объясняет глубинную философию, на которой это обещание основано. Он не просто говорит «Уверуйте», Он не просто говорит «Закройте глаза и следуйте слепо и все будет хорошо» — это трусливый путь, путь для малодушных. Кришна обращается к сильным и разумным людям. Он прежде всего обращается к разуму человека и, пытаясь воззвать к разуму человека, объясняет человеку не просто путь слепой веры, не просто путь, которым идут слабые люди, разочаровавшиеся в жизни, а путь разума. Я немного вернусь к контексту этого стиха, чтобы вы поняли почему именно Кришна здесь, в этом стихе, говорит, что любой человек, ставший на этот путь, ничего не теряет, даже если он не дойдет по этому пути до конца. И почему, даже небольшое продвижение, сделанное на этом пути, даже всего лишь один шаг всегда останется с нами и, более того, защитит нас от самой большой опасности. Это тема моего сегодняшнего рассказа. Я попытаюсь доказать все это с помощью философии, вернув нас всех в контекст этого стиха.

Кришна начинает «Гиту», которая предназначена для всех, «Гита» это универсальная наука, «Гита»не есть просто какое-то сектантское учение, которое должны принять люди определенной национальности или определенной религиозной принадлежности. «Гита» объясняет науку. Наука — значит универсальные принципы. Универсальные принципы — значит принципы или законы, действующие везде, всегда и при всех обстоятельствах. Поэтому, начиная объяснять духовную науку, Он начинает ее не с Бога. Очень часто, когда люди приходят в какую-то религию, им начинают толковать что-то о Боге. Но Бог слишком далеко. До Бога человек должен дойти. Так как Кришна с самого начала хочет объяснить нам универсальные законы духовной науки, Он начинает свой рассказа с вещей, которые  каждый из нас может проверить. Прежде всего, Он начинает свой рассказ, чтобы помочь человеку, оказавшемуся в беде. Этот рассказ обращен к Арджуне и Арджуна смотрит на него глазами полными слез. И Арджуна начинает объяснять Ему кризис, горе, в котором он оказался, страшную ситуацию, в которую он был поставлен будучи вынужденным убивать своих родственников. На войне, огромной братоубийственной войне, которая вот-вот должна была разразиться, он находится на одной стороне, а его двоюродные братья, его дед по материнской линии и многие-многие другие родные и близкие родственники находятся против него. Это страшная ситуация, но «Гита», самое знаменитое философское произведение, не случайно рассказана именно в этой ситуации. Во-первых, она дает возможность каждому человеку найти выход из любых проблем, даже таких страшных, в какой оказался Арджуна. Во-вторых, сама эта ситуация должна настроить нас на очень серьезный лад, потому что в этой ситуации будет говориться только о чем-то самом важном. И, как я уже сказал, Кришна начинает Свой рассказ с универсальных принципов — с природы души. Он формулирует лозунг, который многие из нас слышали — душа вечна. Все религии так или иначе говорят, что душа вечна, что душа никогда не умирает. Очень мало кто понимает какие практические следствия из этого следуют, что это значит что душа вечна. Прежде всего, у многих людей есть сомнения в том, что душа вечна и многие люди не понимают что такое душа. Практически всегда можно слышать как люди говорят: «Моя душа. Мое тело, моя голова, мои глаза, мой рот, мои уши, моя душа» так, как будто бы душа это нечто, принадлежащее мне. Тогда как на самом деле правильно нужно говорить: «Я душа». Потому что я есть душа. И Кришна постулирует вечный закон, который, в принципе, очень легко понять: «Душа неизменна и душа вечна. Душа не умирает. Даже когда тело умирает душа остается жить».

В сущности, Он начинает даже не с этого. Он начинает с еще более простого факта, который каждый из нас знает — с того факта, что я существую. В каком-то смысле, Кришна делает примерно ту же самую философскую работу, которую много столетий, даже тысячелетий, спустя проделал Рене Декарт. Рене Декарт основатель современной философии в каком-то смысле. Он начал с того, что стал все подвергать сомнению. В сущности, это очень правильная позиция в этом мире — мы ничего не должны принимать  на веру. Он взял эту изначальную предпосылку и сказал: «Отныне я не буду верить ничему. Все то, что мне скажут, я буду подвергать сомнению». И, в сущности, это правильно, потому что мы можем видеть, что в этом мире существуют прямо противоположные мнения. Что бы мы не сказали, найдется человек, который будет утверждать нечто прямо противоположное, хотя бы назло мне. Это называется политическая жизнь. В думе есть Жириновский, который будет говорить что-то прямо противоположное тому, что говорят все остальные.  Даже более серьезные люди действуют таким образом. В науке мы можем видеть, что есть тезисы и есть некая антитеза, что-то прямо противоположное. Одни люди говорят: «Есть Бог», другие говорят: «Нет Бога» одни люди говорят: «Есть душа», другие люди говорят: «Нет души». И, в общем то, у нас есть все основания сомневаться. Но, проделав это простой анализ, это простое упражнение,  Рене Декарт пришел к одному несомненному выводу, в котором невозможно сомневаться.  Я могу сомневаться в чем угодно кроме одного обстоятельства — тот, кто сомневается, существует. Что сомневающийся, тот, кто подвергает все сомнению, существует. Раз я сомневаюсь — это значит, что я существую. Я есть Иначе говоря, что существует? Существует дух. В конечном счете начальной точкой отсчета в любых наших рассуждениях будет дух. Люди, которые говорят, что все начинается с материи, начинать нужно с материи не понимают, что говоря это они начинают все равно с духа. Потому что они уже рассуждают. Кто рассуждает? Материя рассуждает? Нет, все таки рассуждает дух. И Рене Декарт пришел к этому выводу, что «Я есть». Дальше, опять же, если мы проведем философский анализ, о котором говорит Кришна в «Бхагавад-гите», то мы поймем, что если я существую, по определению, я должен существовать всегда и я должен быть неизменным. То, что существует, существует вечно. Потому что, если я существую сегодня и не существую завтра  это значит, что я не существую. Но существующее должно быть неизменно. Он говорит, что душа, то, что осознает свое существование, по определению вечно. И если мы разберемся, заглянем вглубь себя, то мы поймем эту вещь — первое то, что мы не меняемся. Второе то, что я существую и существую всегда. Я очень хорошо помню как я в детстве, когда мне было года четыре, столкнулся со смертью. И, столкнувшись со смертью, я не поверил в существование смерти. Мне сказали, что: «Ты умрешь». Я стал смеяться и стал говорить: «Нет, я не умру». Потому что я существую. Я задумывался над этим, я задумывался над перспективой, что когда-то меня не будет и чем глубже я заглядывал в себя, тем меньше я верил в это. Потому что я чувствовал, что я существовал до этого и , что я буду существовать в будущем. Потому что я есть. И если мы посмотрим на наше бытие, мы увидим одну парадоксальную вещь то, что это я внутри, наше «Я» кричит: «Я есть, я есть» остается неизменным, несмотря на то, что все остальное меняется — меняются люди, которые нас окружают, меняется тело, меняются мысли, меняются мои представления о мире. Все меняется, но это «Я» остается тем же самым. Это очень важная вещь, потому что мы должны начинать с чего-то. Свои представления о мире. И отправной точкой должна быть вечность моего бытия, которую я могу очень легко нащупать в себе.

Я помню как однажды ехал в поезде и там был  пьяный человек, у меня в купе громко храпели соседи и от них дурно пахло перегаром. Поскольку я спать все равно не мог, то я вышел ночью в коридор. В соседнем купе кто-то еще не прекратил пить, у них та веселая была компания. Этот человек вышел и стал меня спрашивать кто я такой, почему у меня такие одежды. Он был в подпитии, поэтому у него никаких барьеров не было. Он мог задавать любые вопросы и я решил ему объяснить это. Я стал говорить: «Вот ты был маленьким мальчиком. И ты был другой и мысли были другие, и представления о мире были другие. Но это же был ты. Потом ты немножко подрос. Ты опять был другой. Сейчас ты здоровый детина, но это ты. Что то не поменялось, несмотря на то, что многое менялось». Он задумался, стал смотреть в потолок. Я говорю: «Все было другое». Он стал смотреть по сторонам, потом, подумав, что тут есть какой-то подвох, выпалил: «Нет, это был не я. Был кто-то другой». На самом деле это Я. И это «Я» неизменно. Это я не меняется. Я со своими желаниями, в сущности, не меняюсь. Желания немножко меняются, но я, который эти желания генерирует, не меняюсь. Мне недавно задали загадку: «Чем мальчик отличается от мужчины?». И ответ  на эту загадку: «Ценой игрушек». Разница только в том, что у одного игрушки подешевле, а у другого подороже. Но душа то одна. И Кришна утверждает эту вещь, что несмотря на перемены, которые я претерпеваю, которые претерпевает мой ум, которые претерпевает мое тело, мои эмоции, мои желания. Все равно ядро, основа остается неизменной. И эта неизменная основа и есть дух или душа, которая является точкой отсчета для всего остального. И, хотя в других религиях утверждается что душа вечна, мало где это представление о вечности души проведено с такой последовательностью. Потому что есть религии, в которых говорится, что душа вечна, но она возникает в какой-то момент, а именно в момент зачатия. В христианстве люди говорят: «Души не было до этого, но в момент зачатия она возникла». Я спрашивал: «Как она возникла?», пытаясь добиться ответа на  этот вопрос. И мне сказали, что: Бог сидит там и в тот момент, когда происходит зачатие, Он делает фокус-покус. Он говорит: «букти-фукти, пух» и душа возникает. (смех) В этот момент она вселяется в это маленькое тело и после этого она вечна. Но Кришна говорит: «То, что возникает однажды, обязательно умрет. Но то, что существует, будет существовать всегда. То, что обречено на смерть, не вечно по определению». И если мы закладываем этот постулат, что душа когда-то возникла, это значит, что мы заранее должны предположить, что душа когда-нибудь умрет. Но если даже мы будем исходить из представления,  что душа вечна, и в это очень легко верить, не просто верить легко, мы знаем об этом, где-то в глубине души мы всегда об этом знали, но мало кто это по-настоящему понимает Я очень хорошо помню свою первую реакцию на это, когда я первый раз прочитал «Бхагавад-гиту», я подумал: «Я это знал уже давным-давно, все ясно, все так и есть». И это ощущение исходит из определенного органа, который называется разумом или буддхи. Так вот, что объясняет Кришна в этом стихе, Он объясняет, что значит и каким образом человек должен действовать, исходя из того, что он вечен.  Потому что, во-первых, очень мало кто последовательно объясняет что  значит то, что я вечен, но даже если я приму этот постулат — я вечная душа, очень мало кто понимает что это значит, какие следствия из этого исходят. Некоторые люди думают: «Теперь я вечен, теперь я могу делать все, что угодно». Я помню как рассказывал одному человеку о перевоплощении души, о том, что душа не умирает, о том, что она родится снова и я видел как в глазах у него загорался огонь надежды. Он спрашивал: «Правда?», я говорил: «Конечно, не может она умереть». И я видел как надежда у него разгорается. И тут я понял, что он имеет в виду. Потому что эта надежда означала: «Теперь у меня все хорошо». Я говорю: «Но она может родиться собакой». Он закричал: «Да ладно, хоть собакой, главное жить».Но, на самом деле вечность души накладывает очень большие обязательства на нас. И Кришна удивительным образом, удивительно тонко в этих стихах начинает объяснять что значит для меня на практике то, что моя душа вечна. Потому что мало просто сказать, что душа вечна, нужно понять еще, что теперь я должен делать, что это значит для меня. Потому что даже, так называемые, верующие люди не очень хорошо понимают это. Даже, так называемые, верующие люди не очень хорошо понимают что значит быть душой и действовать как душа.

В Америке пару лет тому назад, когда произошла эта трагедия, 9 сентября, до сих пор Америка не пришла в себя от шока, когда это потрясение случилось, то люди на следующий день проснулись с чувством, что больше жить так невозможно, как раньше. Вдруг, все то, что казалось таким прочным, затряслось. И единственный вопрос, который стоял у всех в уме, в сознании в глазах «За что? Почему? Почему это случилось?». На самом деле это самый важный вопрос, на который человек должен ответить для себя: «Почему? Почему со мной происходит то, что со мной происходит? Что я должен делать, чтобы со мной происходили хорошие вещи? И почему со мной происходят дурные вещи?». — вопрос, на который я должен ответить. И в «Гите» Кришна объясняет карму и объясняет, что все это следствие каких-то моих поступков. Тогда в Америке нашелся один смелый человек, очень популярный проповедник, который сказал: «А что вы хотите? Почему вы пытаетесь требовать для себя чего-то другого? В конце концов, посмотрите на то, что вы делаете. Каждый день вы убиваете несчастных детей в чревах, совершаете аборты, занимаетесь гомосексуализмом, занимаетесь еще какими-то страшными вещами, жуткими вещами. Это, практически, стало в порядке вещей. И потом вы ожидаете чего-то еще». Поднялся страшный гвалт, люди возмутились страшно, потому что они ожидали любого ответа, только не этого, только не того, что виноваты вы сами. Любой другой ответ можно было принять: «Плохие мусульмане», «террористы», «негодяи», «силы зла», «плохое правительство, которое нас не уберегло», но не то, что «я сам виноват».Это тот ответ, которого люди не приняли. Бедного проповедника заставили публично извиняться перед всеми. Он испугался, что потеряет всю свою паству, сказал, что»Я не имел этого в виду. Вы хорошие люди. Вы правильно живете. Случайности бывают с каждым». На самом деле вечность души, в том числе означает, что ничего случайного нет. Кришна, как по нотам, разыгрывает эту изначальную посылку. Если я вечен, а это то, что,  в принципе, каждый человек может понять, если он хотя бы немножечко разумный, что каждый человек хочет понять, во что каждый человек в глубине души верит: «Я не умираю», потому что, если мы заглянем в себя, то нет у меня смерти, нет, не верю я. …

Даже в «Махабхарате» есть история, когда Юдхиштхиру спросили: «Что самое удивительное, что самое поразительное в этом мире?» Юдхиштхира сказал, что: «Самое поразительное в этом мире это то, что все умирают, все знают, что они умрут, но, тем не менее, никто до конца в это не верит. Все думают: «Может быть исключение случится со мной»». Почему? Потому что душа вечна и потому, что внутри я не могу смириться с этим.  И еще почему? Потому, что у души есть определенная природа и эта природа возмущается против самого факта смерти.

Так вот, что очень важно, что Кришна начинает объяснять не просто какую-то религиозную философию, Он объясняет сокровенную природу души, зная которую я могу понять что такое добро, а что такое зло. Большая часть людей, так как они не понимают изначальной посылки о вечности души, не знают, по сути дела, что такое добро, а что такое зло. Это самый важный вопрос, который стоит перед всеми людьми. Все мы, так или иначе, учили что это хорошо, а это плохо или нас учили — это хорошо, а это плохо, или нам приходится объяснять своим детям, или мы читаем какие-то сказки, где говорится — это хорошо, а это плохо. Но почему? Какова фундаментальная основа? Каков критерий того, что одно хорошо, а другое плохо? Почему, в конце концов, убивать плохо, а не убивать — хорошо? Почему?. Должно быть какое-то фундаментальное положение из которого все остальное выйдет как естественное следствие. И Кришна именно это и объясняет. Поэтому Он объяснил вечность души. Во второй главе Он начал с того, глядя на плачущего Арджуну, «Все твои проблемы заключаются в том, что ты не понял кто ты есть. Так как ты не понимаешь кто ты есть, ты не знаешь как действовать, ты находишься в этом жутком состоянии, у тебя горе какое-то, ты не понимаешь в чем суть всего». Но дальше, здесь, в этих стихах, начиная с предыдущего,  Он начинает говорить что это значит для меня. Как я должен действовать исходя из этого. И природа души очень простая. Природа души, из которой очень легко вывести понимание добра, причем не просто относительное понимание добра, а абсолютное понимание добра. Природа души, также как и природа Бога, (душа и Бог имеют единую духовную природу), природа духа — это вечность, это знание и это блаженство. Это три составляющих, которые и являются определением добра. Кто-то из вас читал Гарри Поттера? Это на самом деле хорошая книга.  Я, правда, не читал ее, но мне говорили, что она хорошая. Я почитал начало, потом мне скучно стало. Но там есть интересные вещи. Там есть, в каком-то смысле, определение добра. В чем заключается определение добра согласно Гарри Поттеру, как должны поступать добрые волшебники? Есть добрые волшебники и злые волшебники. Как должны поступать добрые волшебники? Добрый волшебник не должен убивать, он не должен лишать других свободы и он не должен причинять страдания. В сущности, в этих трех вещах, в трех заповедях доброго волшебника заключается определение добра, которое дает Кришна в «Бхагавад-гите». Потому что Кришна в «Бхагавад-гите» говорит о тех же трех самых фундаментальных вещах. Первое — душа существует. И все, что, так или иначе, ставит под сомнение ее существование, то есть смерть, является злом. Даже если это иллюзорная смерть, смерть материального тела, все равно это зло. Потому, что этот элемент вечности, желание вечности есть природа меня, которую никто не может отменить. Другая часть моей природы — это знание или сознание своей воли. Потому, что знание означает волю, знание означает свободу. Сознание своего существования значит, что я свободен. Это другой элемент или другая составляющая души. Следовательно, любая попытка ограничить мою свободу является злом. И, наконец, третья природа или третья составляющая неизменной природы души — блаженство. Поэтому любое, что мешает мне быть абсолютно счастливым, будет злом. И Кришна говорит здесь, слушайте внимательно сейчас я начну самую важную часть из того, что я хотел сказать, что если ты душа, если природа души именно такая, если ты представляешь собой вечность, знание и блаженство, то я объясню тебе как ты должен жить, чтобы твоя природа всегда была с тобой. Что Он здесь объясняет, что Он говорит? Что: «Если ты сейчас поймешь этот секрет, то ты всегда сможешь оставаться вечным, абсолютно довольным и абсолютно свободным. Сейчас Я тебе объясню каким образом эту вечную духовную природу сохранить, которую сейчас, по какому-то недоразумению, ты потерял». Мы сейчас пребываем в состоянии, и это самая большая трагедия материального существования, когда мы осознаем болезни, и, не смотря на нашу вечную природу, осознаем, что мы умрем. Это трагедия. Одновременно с этим мы осознаем, что мы не свободны, сплошь и рядом мы наталкиваемся на какие-то ограничения. И плюс этому мы вынуждены страдать. Вместо того, чтобы реализовывать свою природу вечности, знания и блаженства, я постоянно пребываю вне вечности, в невежестве и страданиях. Кришна сейчас объясняет как свою природу, которая у меня уже сесть, вернуть себе, как осознать то, чем я уже по определению являюсь. Он говорит, что «Сейчас Я тебе объясню как ты будешь действовать и любой, даже маленький шаг на этом пути, даже маленькое продвижение по этому пути спасет тебя от  самого большого страха, от самой большой опасности. Какой самый большой страх в этом мире? Какая самая большая опасность в этом мире? Смерть. Или даже, если мы верим в переселение души, то самая большая опасность это не родиться человеком, по крайней мере. Кришна говорит: «Слушай Меня внимательно. То, что Я расскажу тебе сейчас, сможет тебе вернуть твою вечную природу». Секрет, который Он пытается открыть нам простой и, в то же самое время, сложный. Даже, если я вам сейчас его скажу ( я чувствую, что уже вас заинтриговал), то сразу это еще не будет решением всех проблем. Но тем не менее, если вы попытаетесь прикладывать это в практике, то это будет решением очень многих проблем. Главное действовать в соответствии с этим секретом. Кришна говорит — когда я не вечен, когда я не понимаю своей вечности, когда я думаю «После нас хоть потоп», если я думаю, что умру и, что должен выжать из этой жизни максимум того, что возможно, при этом желая получить максимум того блаженства, которое мне принадлежит по природе,  как я буду действовать?

— Грешить

— Грешить?  Нет. Грех это религиозные фанатики придумали. Грех это даже не философское понятие. Это некое субъективное определение. Не будем сейчас скатываться на уровень религиозного фанатизма. Мы философские люди. Как я буду действовать, если я думаю, что умру? Я буду действовать ради самого себя. Когда я не понимаю вечности своей природы, когда я не понимаю того, что я уже блаженен и того, что я всегда нахожусь в связи с Богом, то я буду действовать ради самого себя или ради поверхностного своего интереса. Да, в конечном счете, любой человек может действовать только ради своего интереса, но Кришна объясняет высший интерес. Он говорит, что в твоих высших интересах, что секрет, который может вернуть любому вечность, секрет, который может вернуть любому человеку знание, знание о природе себя,  о природе духа, сокровенное знание о природе этого мира, все знание, полное знание, секрет, который может вернуть человеку полное ощущение постоянного блаженства, когда человек будет все время счастливым, этот секрет очень простой — человек должен перестать действовать ради самого себя и должен начать действовать ради Бога.

Я сказал, что это не такой простой секрет, что мало просто его услышать.. Но, на самом деле, если мы прочитаем всю «Гиту», если мы попытаемся понять, что Кришна  говорит, в конце концов, все сводится именно к этому. Если я пойму, что я вечен и, что Творец, создавший меня, тоже вечен, что моя вечность и мое существование подразумевают существование Творца  и, что, наоборот, мои попытки отрицать существование Творца, приводят к воспроизведению моей смертной природы. Люди, которые говорят, что «Бога нет», они, в конце концов, говорят, что «меня нет». Человек, который пытается убить Бога, в конце концов, совершает самоубийство, он убивает сам себя, он ведет самоубийственный образ жизни. Если я понял этот постулат — «Я вечен, это значит, что Творец, создавший меня, тоже вечен, если я — сознание, то и Творец, который создал меня, обладает сознанием.  И это значит, что Бог является блаженством, я являюсь блаженством. В тот самый момент, когда я перемещу центр своей деятельность с самого себя на Него, все эти вещи возвратятся ко мне в тот же самый миг, потому что я начну действовать исходя из своей вечной природы.

У меня была верующая прабабушка. Дедушка не верил,  бабушка не верила, отец не верил, мать не верила — никто не верил, но прабабушка верила. И она говорила: «Внучок, душа вечная». Я у нее спрашивал: «Бабушка, а что душа делает в вечности?». Она говорил: «Ну, не знаю что, но что-то делает, — потом она начала вспоминать и сказала, — душа играет Богу на арфе». Я представил себе, что я целую вечность буду играть на арфе. Мне скучно стало сразу же и я сказал: «Нет, не нужно мне это. Не нужно мне ни такой вечности, ни такой вечной деятельности».

Но здесь Кришна объясняет один очень важный момент — до тех пор, пока я не вечен, я буду все время беспокоиться, я буду все время заботиться о своем не вечном интересе и буду все время свою не вечность воспроизводить. Я буду рождаться и умирать, опять беспокоиться, опять у меня будут какие-то трагедии, проблемы. Но если я вдруг понял, что я вечен, что можно делать целую вечность? Можно что-нибудь делать целую вечность для самого себя? Скучно. Если я вечен, если у меня все равно уже есть все блаженство и все знание, для самого себя что-то делать будет очень скучно. Правильно? Невозможно вечность что-то делать.

Я помню когда-то читал «Путешествия Гуливера» и там описывался какой-то остров, на котором жили старые люди, которые умереть никак не могли умереть. Я думал: «Господи, какие несчастные люди, даже умереть не могут толком».

Но действовать исходя  из того, что я вечен, и это очень простая и, в то же время, очень сложная вещь — значит научиться действовать не ради самого себя, значит перестать действовать ради самого себя, а начать действовать ради Бога. И это, опять же то, что в каждой душе уже заложено. Каждая душа ищет Бога, каждая душа знает, что она может быть счастлива только, если она найдет Бога. Другое дело, что найти Его сложно и, не смотря на то, что мы пытаемся Его искать, в какой-то момент мы думаем: «А чего Его искать? Нужно о себе подумать, о каких-то насущных интересах подумать». И мы перестаем это делать.

Есть одна замечательная история, которая случилась с одним суфийским мастером. К суфийскому мастеру пришел человек, искатель истины. Он сказал: «Объясни мне, пожалуйста, как найти Истину?». Во все времена, мы знаем, во всех религиях люди искали истину, люди искали вечные, незыблемые истины, искали природу души. И не просто искали, а хотели понять, глубоко внутри понять, что они душа и понять Бога. И ученик пришел к учителю. Учитель занимался суфизмом,. суфиям свойственны не тривиальные формы поведения, и не обращал на него внимания. Ученик стал еще просить: «Объясни, пожалуйста, как найти Истину, как найти Ом?».Учитель не обращал на него внимания, он что-то делал, пошел куда-то по своим делам, но тот не отставал, тот шел за ним. «Объясни мне как найти Бога? Где найти Бога?». Учитель повернулся к нему и сказал: «Хорошо, объясню. Пойдем со мной». Они пошли. Они отправились куда-то, долго-долго шли. Ученик шел за ним и все ждал: «Когда же он объяснить мне, как найти Бога?».   В конце концов, они пришли к пруду и учитель зашел в воду, показав знаком ученику, чтобы он следовал за ним. Молодой человек последовал за ним. Учитель зашел, где-то по грудь, в воду и молодой человек зашел за ним. Вдруг, в какой-то момент, учитель повернулся, схватил его за голову и резко погрузил его в воду и со всех сил стал удерживать под водой. Держал, держал, держал. Тот трепыхался, бился. В конце концов, его отпустили. Он, приходя в себя, глубоко дышал. Тогда учитель спросил: «Что ты чувствовал, когда находился под водой?». «Чувствовал, что я хочу дышать». «Были у тебя в этот момент какие-то другие желания? Думал ты о женщинах в этот момент?». «Нет, о женщинах не думал». «Думал ты о том, чтобы поесть?». «Нет, тоже не думал». «Думал ты еще о чем-то?». «Нет, не думал». «Вот когда ты захочешь найти Бога также, как ты хотел дышать там под водой, в этот миг Бог появится перед тобой». Когда человек поймет: «Я не могу быть счастлив до тех пор, пока я не понял кто я на самом деле. Да, я вечен, но я должен это понять до конца» и это станет целью его жизни, тогда он сможет познать Истину. Но, до тех пор, пока  человек не осознает, что есть Бог, который меня создал и смысл моего существования заключается в том, чтобы Его найти, что я должен Его искать и эти поиски будут моей деятельностью ради Него, до тех пор, пока у меня не появится это понимание, что все мои желания исполнятся в тот самый миг, когда я найду Бога, который является источником всего, который сотворил меня, до этих пор человек не сможет найти Бога, до этих пор человек не сможет никогда по-настоящему вернуться к своей истинной природе, природе вечной души, исполненной знания и блаженства, исполненной свободы и счастья. Даже если он сделал один шаг на этом пути, один шаг. Дальше, в шестой главе «Бхагавад-гиты» Арджуна спросит у Кришны: «Кришна, а что делать человеку, который отправился в этот путь и не дошел до конца, не нашел Бога, а, в то же самое время, бросил что-то тут — материальное, оставил какие-то заботы?». Кришна скажет, что «Того, кто творит добро, дитя мое, — Он будет обращаться к бедному, несчастному Арджуне, который будет чувствовать эту разодранность, потому что иногда нам хочется поверить в существование Бога и души, но мы боимся сделать этот шаг, мы думаем: «А вдруг мы оставим что-то, вдруг мы что-то потеряем на этом пути», —  зло никогда не сможет коснуться, не бойся». И это очень важный принцип — если человек идет к Богу, он, по определению, делает добро. Такого человека не может коснуться неудача, неудача не может его настигнуть в любом случае. И, даже если я сделал один шаг, то этот один шаг всегда останется со мной. Если я сделал один шаг на пути обретения бескорыстия, то этот один шаг будет означать опыт и этот опыт понимания Бога всегда останется со мной, с душой, всегда, в любых обстоятельствах. И в любых ситуациях. Этот опыт никогда меня не покинет. И чем больше шагов я сделаю навстречу Богу, тем я буду счастливее. И каждый человек, который идет по этому пути, может подтвердить это. И, хотя в комментарии Шрила Прабхупада говорит, что препятствий на этом пути нет, это, ясное дело, некая реклама. Препятствия есть.  Но суть то в том, что и награда тоже приходит. И ни где-то там, ни где-то вдалеке, ни в следующей жизни, ни какой-то Бог, который нас в следующей жизни чем-то наградит, мы придем к Нему, Он на нас гирлянды повесит и скажет: «Сынок мой, Я тебя давно ждал», нет, награда есть уже сейчас. Даже если человек один шаг сделал, ему стало легче, он освободился от какого-то груза кармы, который давил его, который мешал ему наслаждаться этой жизнью, который мешал ему наслаждаться своей свободой, знанием и который мешал ему понимать вечность.

Я помню, что когда я стал заниматься сознанием Кришны, в самом начале первым делом ко мне пришло КГБ, потому что КГБ беспокоилось: «Как это так, советский аспирант, который сдал «научный коммунизм» на пятерку, занимается какой-то религиозной деятельностью, мракобесием, опиумом для народа?». Ко мне пришел КГБешник и сказал: «Мы выгоним Вас с работы, мы не дадим защитить вам кандидатскую диссертацию и Вы окажетесь на улице, мы посадим Вас в лагерь». Я очень испугался, перепугался страшно. Я пришел к одной девушке и сказал: «КГБ меня обещает в лагере сгноить». Она сказала: «Душа вечна, чего ты боишься» (смех). Я подумал: «Действительно, правда, душа вечна, душу не возможно в лагерь посадить, душу не возможно лишить кандидатской диссертации». И все в моей жизни сломалось — карьера сломалась, блестящее будущее сломалось, еще что-то. Все так было хорошо, все на меня возлагали надежды, я на себя возлагал надежды, хотя внутри противно было. Но, хотя все сломалось, внутри все пело и ликовало. Я вернулся к своим родственникам и они начали оплакивать меня  и говорить: «О бедный, несчастный,. ты испортил свою жизнь, загубил». Это было давно, когда все еще очень страшно было, 80-й год. Могли сгноить запросто в лагерях. Я тоже говорил: «Да, я загубил себя», а при этом улыбка (смех) все время пробивалась. Я сделал один шаг, даже не один шаг, а полшага, даже не полшага, а четверть шага, внутри, от сознания того, что я вечная душа, все ликовало. Потому что это было не просто придуманное что-то, не просто вера какая-то, изнутри сердце говорило: «Так оно и есть, иначе быть не может. Все именно так и ты стоишь на правильном пути». Зло никогда не может коснуться того, кто творит добро и никаких потерь нет. Человек может только приобрести на этом пути. Что он может приобрести? Он может приобрести вечность, он может приобрести знание, он может приобрести блаженство. Что он может потерять? Он может потерять смерть, старость, болезни, страдания, невежество, иллюзию. Это он может потерять. Стоит игра свеч или нет? Стоит идти на этот путь? Стоит. Человек должен пытаться учиться действовать ради Бога. Научившись действовать ради Бога, поняв, что Бог повелитель всего, контролирует все, Ему все принадлежит, Он устроил все это, Он отвечает за все то, что происходит, этот человек сможет научиться идеально правильно действовать в этом мире так, что каждое его действие будет делать его счастливым. Каждое действие будет просто игрой какой бы сложной не была его жизнь, какие бы препятствия не возникали на его пути, он будет просто смеяться, радоваться и говорить: «Все преодолею». И научиться этому бескорыстию человек может повторяя имена Бога. Потому что, повторяя имена Бога, мы переносим центр своего сознания на Него. Имя Бога не отлично от Него Самого. И, повторяя имя Бога, просто повторяя имя Бога, мы постепенно поймем, что Бог есть реальность. Мы не просто поймем это, мы почувствуем, мы увидим.

Недавно  рассказывали историю про одного человека, который, где-то в Германии, услышал эту мантру и он стал повторять ее: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, которая есть имя Бога, это зов, обращенный к Богу. И он повторял ее с течение нескольких дней. Вдруг он почувствовал, он был один в квартире, что кто-то стоит у него за спиной, он ощутил это всем своим существом. Он понял — Бог пришел. Ему страшно стало, потому что было какое-то очень отчетливое присутствие. Те, кто читали «Библию», знают об этой встрече Иакова, по моему, ночью с кем-то невидимым, который ему бедро сломал. Точно такое же ощущение было у него: «Кто-то тут есть. Я зову Его имя. Это имя не отлично от носителя этого имени».Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. В тот момент его прошиб пот, такой пот, которого никогда не было, сверху донизу, волосы на голове стали дыбом, слезы потекли из глаз. Он не выдержал и обернулся — никого не было. Но при этом он знал — Он был. Когда он понюхал (после того, как он потел) во всей комнате был запах благовоний, хотя никаких благовоний не было, приятный аромат распространялся повсюду. И долго-долго это аромат стоя, несколько месяцев аромат не уходил оттуда, все пропиталось им. Он до сих пор не может понять, что с ним было: «Галлюцинация была? Не бывает такого, не бывает такого, чтобы ни с того ни с сего прошиб пот и, к тому же, был запах благовоний, а не пота». Он почувствовал это. Он сделал один маленький шаг. И таких опытов было много. У каждого из нас. Каждый из нас, повторяя Святое Имя, вдруг в какой-то момент, чувствовал, не просто теоретически понимал, а на опыте своем убеждался — Бог есть и Бог — Личность. Он ждет меня, Он зовет меня, Он находится рядом со мной, Он, на самом деле, давным-давно ждет, чтобы я в какой-то момент обратился к Нему. Когда я, наконец, избавлюсь от своей дурацкой привычки наслаждаться какими-то временными удовольствиями этого мира, которые вечно превращаются в свою противоположность, когда я, наконец, начну искать Его — это будет самым главным в моей жизни. В этот миг Он Сам обернется ко мне и мы будем смотреть друг на  друга, видеть друг друга и не будет никого счастливее нас. Я буду видеть вечный источник своего бытия, Он будет смотреть на меня, на Свое отражение, и будет радоваться. И в этом, собственно, смысл вечного бытия, который мы можем обрести, если будем заниматься духовной практикой, которая сводится, в конце концов, к высшему бескорыстию, бескорыстию души, имеющей вечную природу. Чтобы понять это глубоко в сердце своем, нужно повторять эту магическую формулу  Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе или звук Ом, или имена Бога в любой другой традиции. В конце концов, все это поможет нам это высшее бескорыстие обрести, а вместе с ним все остальное, что с этим бескорыстием приходит — бессмертие и нектар, который оно в себе таит.

Спасибо большое.

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.