Екатеринбург (14.08.2005 г.) «Бхагавад-гита», 2.38

Диск 70, л. 2

Мне хотелось сегодня продолжить тему, которую я начал вчера, что значит убивать не убивая, что значит жить полностью избавившись от склонности к насилию. И чему, в конце концов, учит нас Кришна в «Бхагавад-гите». Чтобы продолжить ее выбрал 38 стих из 2 главы «Бхагавад-гиты».

сукха-духкхе саме кртва  лабхалабхау джайаджайау

тато йуддхайа йуджйасва  наивам папам авапсйаси

«Сражайся во имя сражения и не думай о счастье и горе, потерях и приобретениях, победе и поражении. Действуя так, ты никогда не навлечешь на себя греха»

(Комментарий)

Я начал вчера свой рассказ со стиха, который нас часто ставят в упрек, где Кришна говорит, что в определенном состоянии сознания человек может убивать не убивая. Он может убивать и при этом последствия его греха не будут его пятнать. На первый взгляд этот стих может показаться индульгенцией. Более того, не просто на первый взгляд этот стих может показаться индульгенцией. Многие люди используют его как индульгенцию. Многие люди действительно злоупотребляют учением «Бхагавад-гиты». Я помню однажды я ехал в поезде в Индии. Передо мной там сидел человек, который курил. Я сидел напротив него и читал «Бхагавад-гиту». Человек этот ерзал от нетерпения и посматривал на меня,  в конце концов не выдержал и сказал: «Хочешь я объясню тебе смысл «Бхагавад-гиты»?». Я с подозрением покосился на его сигарету и сказал: «Нет, спасибо. Я уж как-нибудь сам попытаюсь разобраться». Но он не унимался. Он так или иначе стал предлагать мне объяснять это смысл: «Я знаю смысл «Бхагавад-гиты». Я знаю смысл «Бхагавад-гиты»». В конце концов я не выдержал и спросил его: «Если Вы знаете смысл «Бхагавад-гиты», то почему Вы курите?». Потому что, по идее, если человек знает смысл духовной науки, то он не будет злоупотреблять такими глупостями. Он сказал: «Это не я курю. Душа не курит. Это курит мое тело. (смех)  Я не курю, я бездействую. Я нахожусь в бездеятельности, тем временем тело мое курит». Мы можем видеть как люди пользуются этой философией. И в каком-то смысле упреки наших оппонентов оправданы. Потому что, да, эта философия очень удобна для того, чтобы оправдывать все, что угодно. С помощью этой философии, в принципе, человек может оправдать все, что угодно. Более того, не только на примерах из нашей повседневной жизни мы видим как люди оправдывают себя без необходимости, пользуясь для этого словами Кришны. Мы можем видеть как даже великие демоны древности пользуются этим. В 7 песне «Шримад-Бхагаватам» Хираньякашипу проповедует духовную философию. В 10 песне «Шримад-Бхагаватам» Камса начинает проповедовать духовную философию Васудеве и Деваки. Этот негодяй только что убил очередного их сына, новорожденного младенца. Он приходит и говорит: «О, родные мои, душа никогда не умирает. Вам не нужно скорбеть. И тот, кто знает, что душа не умирает,  не может никого убить». Камса пользуется этой самой философией. Поэтому человек должен быть в высшей степени осторожен (я говорил вчера об этом) прежде, чем он начнет себя оправдывать, пользуясь этим. Для этого мы должны действительно сначала понять что имеет в виду Кришна и десять раз проверить соответствует ли наше сознание тому уровню сознания, о котором Кришна говорит.  И здесь, в этом стихе, который я прочел сегодня, очень интересном стихе, Кришна объясняет каким образом это сознание может родиться.

Вчера, после того как я закончил свою лекцию, ко мне подошли два преданных  и спросили: «Как же это сделать? Как же достичь этого состояния? Как же превратиться из запутавшегося актера, деятеля с ложным эго в зрителя, в созерцателя?». И Кришна объясняет как это происходит. На самом деле, к сожалению, нет коротких путей к этому состоянию сознания. Этот стих, который я прочел сегодня, 38 стих 2 главы «Бхагавад-гиты» завершает серию стихов, где Кришна отвечает на аргумент Арджуны, когда Арджуна сказал, что: «Сражаться для для меня в этой битве будет греховно». Кришна говорит: «Арджуна,  ты кшатрий, поэтому твой долг сражаться. И сражаясь, убивая ты не навлечешь на себя греха, потому что ты исполняешь свой долг». Кришна объясняет ему, на первый взгляд, то, что я вчера отрицал И, в сущности, Кришна Сам отрицает. В самом конце Он говорит:  сарва-дхарман паритйаджйа  мам экам шаранам враджа (БГ 18.66) -«Отбрось все религии, забудь». Но начинает Он, тем не менее, «Бхагавад-гиту» с того, что объясняет, что есть мирской долг, долг в соотвествии с моим положением в системе варнашрамы. У меня есть долг по отношению к моим родственникам, по отношению к моим друзьям, по отношению к другим людям, еще к кому-то. Я должен его исполнять и, исполняя этот долг, я буду религиозным человеком. Вчера я говорил, что Кришна не призывает в «Гите», в конечном счете, и это должно быть предельно ясным, не призывает людей быть просто праведными. Праведность Его не интересует. Мирская праведность, которую прославляют другие книги, в высшей степени безразлична  Кришне в лучшем случае. Потому что Он понимает, что мирская праведность не является решением проблемы. Для большинства людей достижение уровня долга это нечто самое высокое, что может быть. Более того люди, особенно люди в Индии, люди, привязанные к «Гите», берут «Гиту» и извращают ее. Они говорят: «О чем «Гита»? «Гита» о том, что нужно исполнять свой долг». Они цитируют стих из 1 главы, который произносит Арджуна: кула-дхармах санатанах (БГ 1.39). Кула-дхармах санатанах значит «вечные семейные обязанности», которые нужно исполнять в течение вечности. Они пытаются снова и снова вложить в «Гиту» идею мирской праведности. Эта идея там есть, но всего лишь как некий проходной момент. Да, в начале второй главы Кришна это объясняет. Все эти стихи и 38 стих  завершает. Давайте подумаем каким образом Кришна хитро строит «Гиту», какой замысел вложен в саму композицию «Гиты»? Да, Кришна говорит: «Ты кшатрий». Он призывает Арджуну вспомнить свою материальную сущность. Он говорит: «Ты кшатрий, потому ты должен сражаться. Ты должен исполнять свой долг и греха за этим не будет. Если ты не будешь сражаться, над тобой будут смеяться. Люди будут осмеивать тебя , говорить, что ты слабак, т сбежал с поля битвы, ты предал». Он разжигает в нем эту страсть кшатрия. И некоторые люди говорят: «Вот она суть «Гиты»». Кришна завершает эти стихи, а это последний стих, который я прочел, стихом, который объясняет, к чему исполнение долга должно привести. Кришна объясняет, что, в конце концов, если я буду исполнять долг, если я стану праведным, моя праведность это всего лишь ступенька. Это всего лишь некая ступенька в моем духовном развитии, которую я должен пройти. Да, человек должен стать праведным.

Да, на самом деле, прежде, чем человек поднимется за пределы этого мира, прежде, чем он избавится от необходимости исполнять долги… Как Шрила Прабхупада цитирует здесь один из самых любимых стихов брахмачарьев.  Брахмачари в брахмачарья-классе его первым учат.

деварши-бхутапни-нрнам питрнам

на кинкаро найам рни ча раджан (ШБ 11.5.41)

И, так как большинство браъхмачарьев, живущих в ашрамах ИСККОН, имеют как правило по три оставленных семьи (смех), по множеству детей с алиментами, им нужно выучить этот стих:

деварши-бхутапни-нрнам питрнам

на кинкаро найам рни ча раджан

 что тот, кто предался Мукунде, не должен исполнять никаких обязанностей, у него не осталось никаких долгов, никаких алиментов за ним не тянется. Они посылают  своим бывшим семьям этот стих в конверте. (смех)

«Человек, предавшийся Мукунде, не должен ни дэвам, ни риши, ни предкам, ни потомкам — никому. Ни перед кем у него никаких обязанностей нет». Кришна объясняет, что подняться на этот уровень человек может только исполнив все свои долги. Что на самом деле человек должен стать праведным в материальном смысле этого слова, что человек не может прыгнуть на трансцендентный уровень, на котором насилие становится ненасилием, а действие становится бездействием. На котором наше действие не сотворяет карму и наше действие не влечет за собой никакого греха. Чтобы подняться на этот уровень человек сначала должен укрепиться на уровне гуны благости. И для этого он должен исполнять свой долг в соответствии с системой варнашрама-дхармы, он должен «алименты» все свои заплатить. Только после этого он сможет по-настоящему предаться Мукунде. И Кришна объясняет как это происходит. Сначала человек исполняет свой долг.  И Он  объясняет мотивы, по которым  он исполняет свой долг. Он очень ясно и недвусмысленно объясняет Арджуне: «Если не будешь исполнять свой долг,   то люди будут смеяться над тобой, осуждать тебя». На самом деле одним из самых сильных стимулов для исполнения долга является социальное давление. Мы находимся в социуме и в социуме у нас есть свои обязанности, и в этом социуме есть социальное давление, которое заставляет нас исполнять свой долг так или иначе. Это очень хитрый социальный механизм. У меня нет времени для того, чтобы долго об этом говорить. И Кришна говорит: «Вот он твой стимул. Для начала тебе нужно стать праведным». И для этого существуют все эти социальные механизмы, когда на тебя будут давить родственники, друзья будут давить, общество будет давить, милиция придет. Все будут на тебя давить и говорить: «Долг, долг, долг. Ты должен, должен, должен, должен». Но, в конце концов,  если я стану праведным, если я стану действительно исполнять свой долг, то у меня появится удивительная возможность выйти за пределы долга. И Кришна объясняет как это происходит. В какой-то момент, если человек исполняет свой долг,  вдруг он понимает:

сукха, духкхе, лабха-алабхау, джайа-аджайау   — счастье и горе, приобретения и потери, победы и поражения станут одинаковыми для него. Кришна говорит, что нужно исполнять долг, ни в коем случае не считая, что это конец нашей духовной карьеры. Это всего лишь самое начало, первая ступенька. Исполняя этот долг я должен научиться этому сознанию — как исполнять свой долг, чтобы потери и приобретения, победы и поражения, счастье и несчастье стали одинаковыми для меня, чтобы не ради них я исполнял это все. Он объясняет, что долг в этом случае будет чем-то вроде трамплина, с помощью которого я могу подняться в совершенно иную сферу бытия когда ложное эго перестанет довлеть надо мной, перестанет понукать мной. Я вчера говорил, что, в сущности, ложное эго это инструмент эксплуатации. Причем не только эксплуатации других, но эксплуатации нас самих. Ложное эго страшная вещь. Когда человек привязан, когда человек не видит и не понимает природы мира, когда человек привязан к пониманию того, что «Я деятель» и, не понимая что творит, в конце концов совершает насилие над другими и над собой. И Кришна здесь объясняет: «Исполняй свой долг для того, чтобы в конце концов избавиться от этой концепции — «Я деятель»». Потому что, что есть ложное эго? Ложное эго — я действую и я являюсь причиной того, что ко мне приходят мои плоды. Какие плоды? Приобретения и потери, победы и поражения, счастье и несчастье. Кришна говорит: «Вот от чего нужно избавиться». Исполняя свой долг, человек должен научиться этому сознанию, потому что иначе он будет безнадежно запутан во всех хитросплетениях кармы и будет запутываться. И, плавая во всем этом, он будет безнадежно страдать. Ложное эго — жуткая вещь.

Я читал однажды историю, которую рассказывает в своей автобиографии Бенджамин Франклин. Бенджамин Франклин один из отцов-основателей Америки. Умный человек. Его портрет на стодолларовой бумажке. Его портрет все хорошо знают. Он рассказывает в своей автобиографии историю, которая случилась с ним когда он был маленьким ребенком. Он шел в школу и по пути остановился в кузнице. Он услышал звук молотка, увидел вырывающееся пламя  и вошел в кузницу. Маленький ребенок — лет восемь, может быть десять или двенадцать. Ему интересно стало. Он стал смотреть на это пламя, на то как кузнец работает, стучит по наковальне, точит какие-то топоры, точит ножи, делает подковы,еще что-то. И он стал смотреть. А у кузнеца в это время подмастерье был выходной. Он один трудился в поте лица своего. И вдруг видит — мальчик заинтересовался. Он стал говорит: «Какой хороший мальчик, какой умный мальчик. Как он сосредоточенно смотрит на мою работу. Потрясающе! Никогда не видел такого умного мальчика». Бенджамин Франклин просиял — похвалили, заметили. Это ж совершенство жизни. Ложное эго, когда начинают говорит, тот час же начинает «раздуваться». Оно становится большим, розовым и счастливым. Он просиял. И в этот момент с человеком можно делать все, что захочешь. Можно брать его тепленьким. Кузнец, когда увидел улыбку на лице у Бенджамина Франклина, подумал: «Что и требовалось доказать». «Мальчик, хороший, умный мальчик! Ну-ка возьми и подержи эту штучку, мне нужно ее заточить. Подержи ее как следует». «Меня похвалили». Он схватился и стал держать. «Какой сообразительный мальчик, какой ловкий! Держи, держи, переворачивай». Они стали точить топоры, бить, еще что-то такое. В конце концов прошел час. Он забыл о школе, он вспотел. Он стал на учителя смотреть наверх и сказал: «Дяденька, мне в школу нужно». Дяденька не унимался. Дяденька говорил: «Мальчик такой умный, такой сообразительный, такой трудолюбивый. Зачем тебе школа. В школе только двоечники учатся. Ты ж отличник, ты итак все знаешь. Тебе не нужно ходить в школу. Он подумал: «Да, зачем мне нужно ходить в школу я итак все знаю». В конце концов, после того, как они обточили все топоры, сделали все подковы, все, что можно сделали он вышел оттуда. Руки у него болели, ноги болели. И он пишет в своей автобиографии: «Я очень хорошо понял этот урок. И с тех пор, когда кто-то мне льстил, я сразу думал, что наверняка у него есть какой-то топор, который нужно заточить.(смех). Он не просто так это делает. У него есть план».

Так действует ложное эго: «Я деятель, я хороший, я искусный, я самый лучший». Оно является причиной того, что нас эксплуатируют здесь в этом мире и того, что мы эксплуатируем здесь в этом мире. И мы превращаемся в рабов своей собственной кармы. На самом деле ложное эго означает, что мы начинаем себя отождествлять с материей. Отождествляя себя с материей мы становимся материальными. А значит, как я говорил вчера, мы навлекаем на себя свою собственную смерть, старость и болезни. Ложное эго не дает нам возможности оторваться и почувствовать себя душой. Я уже душа. В самом лучшем случае люди могут дойти до понимания того, что у меня душа есть — я есть тело, но у меня где-то там есть душа, спрятанная.  Тогда как я есть душа. И ложное эго не дает человеку это понять в принципе, не позволяет. Из-за ложного эго человек сотворяет карму и, сотворяя карму, он превращается в механизм. Как вчера у нас был диалог про роботов, урок робототехники, научной фантастики. Но в сущности, до какой-то степени, то, что было сказано и то, о чем  говорят научные фантасты,  то, что будущее за роботами это факт. Но не в полном смысле этих слов. Не в том смысле, что будут какие-то сверхроботы, а в том смысле, что людей будут превращать в роботов. Чем дальше будет проходить Кали-юга, тем в большей степени человек будет превращаться в робота. Робот значит полностью абсолютно предсказуемое живое существо.  И люди, которые стоят вверху, они хотят всех превратить в роботов, потому что предсказуемыми живыми существами очень легко управлять. У них очень простые, примитивные инстинкты — покажешь им колбасу, у них сразу же слюни текут. В конце концов людей превращают в роботов через механизм ложного эго. Что делает с нами ложное эго? Оно превращает нас в роботов. Потому что, чем больше мое ложное эго, тем сильнее я отождествляю себя с материей, тем в большей степени я превращаюсь в машину. Я превращаюсь в набор условных рефлексов и все, не более того. Говоря о карме, мы говорим о механическом законе, который управляет механическими живыми существами и который все детерминирует, все предсказывает. То, что карма живет, действует, то, что карма работает, означает то, что мы в значительной степени роботы. Потому что все предсказуемо.

Есть одна удивительная история, которую мне хотелось вам сегодня рассказать, чтобы мы яснее поняли каким образом карма превращает человека в робота, в механизм. Мы можем видеть — все жизнь направляется на это, и чем дальше, тем больше. Если кто-то из вас думает, что можно еще родиться несколько раз и быть преданным, я вас очень прошу, пожалуйста, не рискуйте. Кали-юга ужасное время. Кали-юга до такой степени разлагает деградируя человека, влияние Кали-юги так ужасно, что непонятно, что будет через 20-30 лет. Уже сейчас сознанием человека манипулируют в совершенстве через рекламу, через все эти лести. Мне приходится ездить и бывать в странах, где Кали-юга зашла дальше, чем в России.

На самом деле Россия находится не в таком уж печальном положении. Что-то человеческое в людях осталось. Осталось еще что-то теплое, живое, непредсказуемое, какие-то человеческие эмоции. В других странах почти нет. Я был в Швеции, где люди уже почти  превратились в роботов, в холодных роботов.  Был в прошлом году в Южной Корее. Южная Корея одна из самых богатых стран мира. Там отпуск у людей максимум 10 дней. Работают они шесть дней в неделю, большая часть людей — 7 дней в неделю по десять часов. Люди, которые приезжают туда на заработки, работают по 14 часов. Какая у них работа? Стоять у конвейера и делать эти дурацкие машины, которые мы потом покупаем.  Мне рассказывал человек, индус какой-то, который приехал туда на заработки: «Я работаю14 часов в день, 7 дней в неделю. Изредка иногда у меня бывает выходной. Я стою у конвейера и делаю одну и ту же операцию. И за это я получаю 1000 долларов в месяц и счастлив страшно, чтобы свою несчастную семью в Бангладеш прокормить». Это то, что в Кали-югу делают с людьми, то, во что Кали-юга превращает людей через механизм ложного эго. И до тех пор, пока у нас будет ложное эго, будут все шансы чтобы мы превратились с вами в легко манипулируемых, легко эксплуатируемых роботов. И карма будет действовать. Здесь Кришна говорит, что единственный способ избавиться от кармы, выйти из этого закона механической предопределенности это перестать зависеть от плодов своего труда, перестать отождествлять себя с ними и перестать считать себя деятелем.

Есть удивительный рассказ из буддистской традиции. Тем не менее потрясающий рассказ. Рассказ про одного астролога. Один астролог в течение 15 лет изучал астрологию. Причем не по каким-то дешевым книжкам, а 15 лет под руководством своего гуру в Бенаресе. Это было две с половиной тысячи лет тому назад во времена Будды. В конце концов он достиг совершенства. За 15 лет он выучил все астрологические книги, оно набрал огромный опыт, так что по любым признакам он мог чувствовать карму, он мог видеть карму, предсказывать карму. Не только по гороскопу. Он мог посмотреть на лицо человека и увидеть предопределенность на его лице. Он мог посмотреть на его лоб и увидеть сколько он будет жить, он мог посмотреть на его руку и увидеть карму, мог посмотреть на отпечатки его стоп и понять кто это такой. И он шел в полном восторге от знания, которое он обрел, возвращаясь домой, к себе в деревню, чтобы начать практиковать эту астрологию и чтобы всем показать какой он знаменитый астролог. Он шел берегом реки и на влажном песке вдоль этой реки он увидел следы.  Так как он был большим энтузиастом своего дела, он сразу же решил понять кто шел вдоль берега реки по следам. Следы эти вели в бедную деревушку. Он стал присматриваться к следам   Чем больше он присматривался, тем удивительнее ему было, потому что следы ясно говорили, что здесь прошел Император Мира. Обладатель стоп не мог быть никем иным, кроме как Повелителем всего Мира. В то же самое время он думал: «Как это может быть? Он идет в какую-то бедную, глухую деревушку и идет босиком? С одной стороны следы говорят: «Я Император Мира», с другой стороны — если Император Мира, чего ты идешь пешком, босиком, в несчастную деревушку? И у него возник кризис жанра. Он подумал: «Или я ничего не понимаю в астрологии, или этот человек Император Мира? Но если Император Мира, то что он тут делает? И почему он идет пешком?». И он не знал что делать — то ли сразу топиться, то ли выяснить в чем дело. В конце концов он решил выяснить. Он пошел по этим следам и очень скоро пришел на околицу этой деревни. Он увидел большое баньяновое дерево, под которым сидел человек в лохмотьях, оборванец. Этот человек был погружен в свои мысли и при этом улыбался. Астролог подошел к нему смиренно сложив руки и сказал: «Мой господин, объясни мне , пожалуйста, кто ты такой? Потому что я прочитал твои следы, которые остались на песке, и я вижу, что ты должен быть императором мира. Но почему ты облачен в лохмотья и почему ты ходишь босиком? Если ты просто обычный нищий скажи мне. Я выброшу все свои книги в реку и пойду пахать землю, потому что вся моя наука оказалась напрасной, все 15 лет пошли псу под хвост. Но если ты Император Мира, то объясни почему ты тут сидишь. Будда, это был Будда, ему сказал: «Не выбрасывай свои книги. Тебе просто не повезло. Ты столкнулся с человеком, на которого астрология не распространяет свое действие. Такие как я встречаются редко — один из ста тысяч. Все остальные, девяносто девять тысяч девятьсот девяносто девять человек будут твоими клиентами и ты сможешь им предсказывать. Но я, ты уж меня прости, не подчиняюсь больше законам кармы. Поэтому ты никогда ничего про меня предсказать не можешь. Не торопись выбрасывать свои книги. Твои книги говорят правду про всех остальных, только не про меня, потому что я не подчиняюсь закону кармы. Я вышел из-под его влияния, я перестал быть простой механической предсказуемой машиной. Ты можешь предсказывать всем остальным, потому что они действуют как роботы.  Про меня ты предсказать ничего не можешь, потому что я сам не знаю, что я буду делать в следующее мгновение. И никто этого не знает.  Потому что я обрел полную свободу, потому что я могу делать все, что хочу. Да, я Император Мира и я могу ходить в лохмотьях. У меня никаких проблем с этим нет. Я могу делать все, что хочу и никто не может предсказать меня». Астролог поклонился и сказал: «Ну ладно, я пошел. Ты только далеко не ходи, не нарушай мою науку».

Смысл этого, еще раз,  в том, что подчиняться закону кармы  это значит быть предсказуемым.  Закон кармы значит — астролог может вам сказать в какой ситуации вы окажетесь через несколько лет и в этой ситуации вы как осел будете действовать как вам велит карма. Астролог будет вам говорить: «С вами случится: такая-то вещь и вы попадете в депрессию, потому что Сатурн будет на вас действовать» и это произойдет. . Сатурн — совершенно жуткая планета, я вообще не знаю зачем она в гороскопе существует. Несколько лет тому назад, я уже не помню сколько,  я пошел к одному  астрологу. Он стал улыбаться, стал вахать: «Вах, у тебя начинается период Сатурна. У тебя будут враги. Они будут несправедливо обвинять тебя., на тебя будут клеветать».  У меня сердце затрепетало от предвкушения этого всего. У него же появилась улыбка и он сказал: «И этот период продлится 19 лет». (смех). И этот период у меня длится. У меня действительно появляются враги какие-то, не понятно откуда взявшиеся. Бывает иногда. Хотя я чаще всего не замечаю. Я, в общем-то, думаю: «Если период Сатурна такой хороший, то что же будет когда он кончится?». (смех). Потому что человек, который вышел за пределы своего ложного эго, не должен подчиняться карме. Кришна говорит об этом: «Если для тебя победы и поражения станут одинаковыми, если к потерям и приобретениям ты будешь относиться одинаково и если счастье и горе будут восприниматься тобой одинаково, то тогда грех не будет пятнать тебя. И это то состояние сознания, в котором ты будешь абсолютно счастливым. Именно в этом состоянии сознания, ты не будешь убивать даже убивая, в этом состоянии сознания ты будешь всем приносить благо». Я говорил вчера об этом и хочу еще раз подчеркнуть, что даже праведный человек в этом мире никогда не сможет избавится от греха, сколько бы он ни старался быть праведным. Потому что он будет совершать насилие над другими живыми существами до тех пор, пока у него будет ложное эго. И он будет сеять зло, он будет сеять боль Пока у меня есть ложное эго, я буду причинять боль самому себе,  другие люди будут причинять боль мне и я буду причинять боль другим.  Кто может подтвердить это? Пожалуйста, поднимите руки. Каким образом наше ложное эго является источником боли? Когда кто-нибудь говорит нам какую-то чушь или мы услышали, что кто-то про нас что-то, не дай Бог, кому-то не очень хорошее сказал, мое ложное эго становится на дыбы, буря поднимается  там, боль: «Меня обидели, меня оскорбили». Кого оскорбили? Почему оскорбили?  Кого обидели? Не понятно. Как можно нас оскорбить. Я — слуга Кришны, меня не возможно оскорбить. И Кришна объясняет, что до тех пор, пока у человека есть ложное эго — у него будет боль и он будет сеять боль. И так как у него будет боль и он будет сеять боль, это значит, что он по прежнему находится в пределах закона кармы и он будет страдать. Но человек, избавившийся от ложного эго, это удивительная вещь, счастлив сам и он несет счастье всем остальным, даже тем, кому он как бы должен причинять боль. Это парадокс, над которым стоит размышлять всю свою жизнь. Чистый преданный Господа, даже если он говорит нам что-то, что по идее должно причинить нам боль, . на самом деле несет только радость и счастье. Шрила Прабхупада иногда говорил жуткие, страшные вещи. Если бы те же самые вещи говорил кто-то другой, его бы давно уже те же самые хиппи связали и сбросили в Атлантический океан. А Шрила Прабхупада пришел к американским хиппи, чтобы говорить им в глаза такие вещи, которые не возможно просто вытерпеть в глаза.

 Малати рассказывает: Мы были хиппи и, соответственно, больше всего на свете ценили любовь». Хиппи это цветы любви. Они вышли, чтобы искать любви. И они искали, искали, искали… — свободный секс, любовь, там любовь, тут любовь, любовь против вьетнамской войны. «Тут, — говорит, — приехал Шрила Прабхупада в Сан-Франциско. Собралась толпа хиппи на его первую лекцию. Шрила Прабхупада осмотрел их и сказал: «В материальном мире любви нет»» (смех) Она говорит, что: «Вместо того, чтобы почувствовать разочарование, я почувствовала облегчение и подумала: «Как здорово! Оказывается ее нет, значит не стоит ее искать». Я ее искала, искала, искала, чтобы стать счастливой». Человек, у которого нет ложного эго может сделать других людей счастливыми даже когда, как будто бы, он задевает их ложное эго. И в этом механизм и секрет того, о чем Кришна говорит в том стихе, который мы прочитали вчера, каким образом человек даже убивая не убивает.

Потому что такой человек, даже убивая, даже целясь в ложное эго, на самом деле освобождает нас от ложного эго и не убивает нас, а заставляет нас расти. И другие люди это чувствуют. Если у человека действительно нет ложного эго, он может сказать любому другому человеку в лицо все, что угодно. Он имеет право это сделать. И сказав это, он поможет тому человеку, а не будет причинять ему боль. Я говорил вчера о том, что на самом деле на поле битвы  Курукшетра не было насилия, потому что там был Кришна. И Кришна пришел и совершил это гигантское побоище, где были убиты миллионы людей для того, чтобы научить людей как быть абсолютно ненасильственными. Все получили освобождение на поле битвы Куракшетра.         .

И я хотел рассказать еще одну историю из той самой битвы — историю про Бхуришраву. Дурьйодхана перечисляет Бхуришраву в самом начале «Гиты» — саумадаттих. Он был сыном Сомадатты и одним из самых великих героев на стороне армии Кауравов. Он сражался за Дурьйодхану. Его заклятым врагом был Сатики. Сатики убил его отца, Сомадатту. И Бхуришрава поклялся, что он в поединке убъет Сатики. Сатики был учеником Арджуны, он был его родственником, его близким другом и он сражался вместе с ним. В конце концов, во время одного из дней, когда битва  уже подходила к концу, день был на исходе и Сатики был утомлен ( в течение целого дня он сражался, а Бхуришрава входил в силу), Бхуришрава подошел к нему и вызвал его на поединок сказав: «Давай сражаться, негодяй. Сегодня я убью тебя и отправлю твою душу в ад. И все будут хохотать над тобой, ты умрешь  кровь будет течь из тебя, я выпотрошу твой живот  и твои внутренности выпадут из тебя, я отрублю голову от твоего тела». Это было принято у кшатриев обмениваться «любезностями» перед битвой, чтобы морально подготовить противника к тому, что их ожидает. Сначала была моральная атака. И Сатики услышав,( он был настоящим кшатрием) улыбнулся и сказал: «Сам ты пес. Еще посмотрим чьи внутренности будут терзать псы сегодня, когда солнце зайдет, и чья голова будет кататься здесь. Ты меня так не испугаешь». Тот сказал: «Я буду утешать жен тобой убитых воинов, я буду всем показывать голову твою, держа ее перед ними». Сатики ответил: «Еще посмотрим кто кого будет утешать и кто будет держать отрубленную голову». Это было прелюдие. Потом они вступили в бой. Битва была жестокой — не на жизнь, а на смерть. Они убили возниц друг у друга,  убили лошадей. И в конце концов они спешились и стали биться без колесниц. Когда они стали биться без колесниц, Бхуришрава, который был гораздо сильнее, а Сатики ослаб, он повалил его на землю и Сатики потерял сознание. Бхуришрава поднял его бессознательное тело за волосы и стал показывать всем: «Посмотрите что я сделал с этим негодяем». И он вытащил свой меч из ножен для того, чтобы отрубить Сатики голову. В этот момент Кришна толкнул Арджуну в бок и сказал: «Арджуна, ты куда смотришь? Твой друг, твой ученик, твой родственник. Смотри что с ним делают. Сейчас Бхуришрава отрубит ему голову и голова его покатится. Защити его». И это полностью вопреки всем законам нравственности и морали с точки зрения кодекса чести кшатриев. Если у нас поединок, никто другой не должен вмешиваться в это. Я сражаюсь один на один, я должен с ним разбираться. Арджуна, когда Кришна ему сказал (он очень хорошо извлек урок из «Бхагавад-гиты») — нимитта-матрам бхава савйа-сачин (БГ 11.33) — «Стань инструментом в Моих руках», Арджуна не думал ни мгновения ни о том, что люди скажут, ни о всем остальном. Он достал острую как лезвие бритвы стрелу, выпустил эту стрелу и стрела отсекла руку у Бхуришравы, руку, которая держала тело Сатики. И Бхуришрава, который только что торжествовал победу,. Вдруг оказался без своей правой руки. Он удивился. Сначала он не понял как это могло произойти. Тогда он посмотрел в ту сторону, откуда прилетела стрела, и увидел Арджуну . И он стал хохотать — настоящий кшатрий, говоря: «До чего ты опустился Арджуна. Это потому, что ты связан с этим Кришной. Я знаю ты не сам это сделал, а по наущению Кришны. Кришна принадлежит к роду Вришни. Они всегда славились своей хитростью и своей нечестностью. Арджуна, ты утратил честь своего рода. Сегодня ты обесчестил весь свой род». Арджуна на мгновение испугался. Он стал оправдываться: «Разве ты не слышал, что я дал обет защищать всех своих родственников. Я имел право это сделать, потому что все мои родственники находятся под моей защитой». Бхуришрава даже не слушал его оправданий Ему было уже все равно — он настоящий кшатрий, он не привязан ко всем этим вещам. Он кинул на Арджуну последний презрительный взгляд, сел на поле в позу лотоса и погрузился в медитацию, чтобы покинуть свое тело — как умирают настоящие кшатрии. И в этот момент шквал осуждения раздался вокруг. Все люди стали осуждать Арджуну. Они стали говорит: «Посмотрите, что сделал Пандава. Сын Панду обесчестил род своего отца. Он нарушил кодекс. Что он сделал! Как он мог такое сделать!» Арджуна уже собрался с мыслями: «Я не нарушил ничего. Я не нарушил кодекса чести Я дал этот обет, я буду следовать своему обету. Я не нарушил свой обет. Грех бы меня пятнал, если бы я не защитил своего друга  и своего ученика. И более того, Кришна сказал мне». В этот момент он посмотрел на Бхуришраву. Бхуришраво только что осыпал его проклятьями и не только его, но и Кришну осыпал проклятьями. Только что он ругал его и говорил: «Негодяй, ты убил меня, убил нечестно и теперь я умру достойно». И Арджуна, настоящий преданный, заговорил: «Бхуришрава, благородней тебя не было человека на всей земле. Ты совершил столько жертвоприношений и, посмотри, как ты честно и праведно сражался. Бхуришрава, я хочу тебе пожелать чтобы в тот момент, когда  твоя душа расстанется с  телом, она попала туда, куда не попадают даже лучшие из йогов — в высшую обитель Кришны». Кришна, который услышал слова Арджуны, Своего друга, Своего преданного, который только что, по сути дела, послужил причиной гибели Бхуришравы, сказал: «Бхуришрава, Я благословляю тебя. Ты попадешь туда, куда даже Брахма, творец этой вселенной, не мечтает попасть. И ты будешь жить там абсолютно счастливый  Я даю тебе это благословение. Ты обретешь сварупья-мукти, ты приобретешь такую же форму, какую имеет Сам Бог на глазах у всех». И в этот момент очнулся Сатики, увидел Бхуришраву, который сидит, взял меч и отрубил ему голову.(смех) . Когда голова Бхуришравы покатилась, все увидели виман — воздушный корабль, который спустился из духовного мира и забрал Бхуришраву с собой. И Кришна сказал: «Все хорошо, Арджуна. Все прекрасно, все идет по плану».

Человек, который обладает этим сознанием, не имея ложного эго может любить всех. Поэтому, кто избавился от ложного эго,  любит всех. И этот человек приносит благо всем даже когда убивает. Даже убивая он приносит благо, даже оскорбляя он приносит благо. Как иногда Шрила Прабхупада говорит: «Кошки, собаки. Люди живут как кошки и собаки. 99,9% людей как кошки и собаки». Некоторые люди обижаются. Но я когда прочитал, я подумал: «Ну надо же, как кошки и собаки живем».(смех) И это секрет. Когда человек действительно очистился, когда у него нет ложного эго он не берет ничего для себя, потому что у него нет ложного эго. Даже когда он берет, он хочет дать, даже когда он убивает, он хочет дать благо. Когда он дает благо — он дает благо, когда он убивает — он дает благо, когда он берет — он дает, когда он дает — он дает. Он стал душой. Стать душой значит продолжать действовать в этом мире, но продолжать действовать в этом мире в другом сознании. Даже праведный человек в материальном сознании приносит только зло. И я не боюсь это повторить еще раз и еще раз. До тех пор, пока у нас будет материальное сознание, мы будем причинять зло себе и всем остальным. Но в тот самый миг, когда мы избавимся от материального сознания, чтобы мы не делали (это то, что хочет сказать Кришна) мы будем приносить благо, потому что мы избавились от своего эгоизма, который является причиной зла. И избавившись от своего эгоизма мы будем приносить абсолютное благо. Потому что мы соприкоснемся с Кришной, сознание наше одухотворится  и это одухотворенное сознание, расширенное сознание,  когда оно расширилось, оно приносит только благо. Человек этот, соприкасаясь с другими людьми, помогает им соприкоснуться с Богом. В этом суть. Даже когда он оскорбляет, он помогает им соприкоснуться с Богом. Даже когда он убивает, он помогает им соприкоснуться с Богом. Поэтому он убивая не убивает, а дает им вечную жизнь, оскорбляя не оскорбляет, а дает им возможность вечную жизнь обрести. Таким образом действует этот механизм. Потому что этот человек несет сознание Бога и он дает другому человеку возможность с Самим Богом соприкоснуться.

Я хотел еще одну маленькую историю рассказать, чтобы вы поняли это — как человек абсолютно чистый несет абсолютное благо что бы он ни делал. Он может делать все, что угодно. Если он абсолютно чист, он несет абсолютное благо.  Эта история про одного саннйаси из Гаудиа-матха, знаменитый саннйаси из Гаудиа-матха — Бхактисаранга Госвами Махарадж. И он был одним из тех учеников Бхактисиддханты Сарасвати Шрилы Прабхупады, которого тот послал в Лондон. Он был одним из тех, кто начинал проповедь. Естественно, мы знаем , что она не принесла особо больших плодов, но тем не менее он в действительности один из героев этой миссии. И он открыл матх в Лондоне, именно он. Этот матх существует до сих пор. История, которую я хочу рассказать, очень любопытна. Она связана непосредственно с его проповедью в Лондоне. Он славился тем, что собирал пожертвования. Бхактисиддханта Сарасвати ценил его за это, что он мог собирать пожертвования. Иногда преданные собирают пожертвования и люди обвиняют их в том, что они хотят их обмануть, всучить что-то, не понимая очень тонкого процесса, который за этим стоит. Естественно, если преданный санкиртаны или человек, который просит пожертвования у людей, не очень чист, это очень опасно, потому что с деньгами я получаю их карму, я получаю яд.

Деньги это ужасная вещь. На самом деле человек может брать деньги как пожертвование, только если он абсолютно чист. Если он хотя бы на одну десятую процента не чист, то это страшная вещь может быть, потому что яд грехов, яд чужой кармы, яд чужого сознания… Нужно быть в высшей степени осторожным. Была очень любопытная история с ним связанная. Он однажды на улице столкнулся с одним человеком и попросил у него пожертвование, сказал: «Пожалуйста, дайте для Кришны. Дайте что можете. Дайте для святого дела — для Сознания Кришны». Человек презрительно посмотрел на него и сказал: «Не верю я ни в кого — ни в Бога, ни в черта, не верю. Ничего тебе не дам».Тот не был обескуражен таким отпором. Он продолжал настаивать: «Дай». Тот говорит: «Не дам».(смех). Тот смотрел на него и говорит: «Дашь» (смех) Тот говорит: «Не дам». «Дашь». «Это мои деньги. Не дам». «Я же не брать у тебя хочу, я дать тебе хочу. Я хочу дать тебе сукрити. Но ты такой атеист, что ты не хочешь эту сукрити  брать. Дай деньги». «Не дам. Не верю ни в сукрити, ни в Бога, ни во что». Представьте себе какой чистоты должен быть человек, чтобы на этом настаивать. Но тот не отставал: «Дашь». В конце концов, как и водится в Индии, сразу собралась толпа.  В Индии, чтобы ни произошло, сразу собирается толпа зевак. Там люди еще не сильно запрограммированы Кали-югой, у них много свободного времени, начинается оживленная беседа. Смотрят, Махарадж: «Дай, дай. Тебе же лучше будет. Дай хоть что-нибудь». Тот: «Ни за что. Уходи отсюда» И тут толпа стала на него давить и стала говорить: «Дай. Слушай, дай (смех). Дай ему хоть что-нибудь, он тебе сукрити хочет дать. Дай, на всякий случай дай». И тот не ожидал такого поворота событий. В конце концов он нехотя, чтобы только отстали от него, полез в карман и достал одну рупию, одну монету. Бхактисаранга Махарадж запрыгал и казал: «Джая, это не одна рупия, это больше чем лакх. Ты получил сукрити, и главное что не только ты получил, я получил. Кришна про меня не забудет. Мне удалось себе сукрити получить. (смех) Кришна мои труды оценит. Если даже такой как ты дал, то что же я получу в следующей жизни! Джая.». Так, тот, кто избавился от ложного эго, его единственная цель помочь другим соприкоснуться с сознанием Бога, его единственная цель помочь другим обрести сознание Кришны, помочь им вырваться из этой тюрьмы, в которую они сами заключили себя. И такой человек может делать все, что угодно, такой человек имеет право делать все, что угодно. И что бы он не делал, он обречен на успех. Сам Кришна будет помогать ему. Потому что он знает: «Делаю не я. Кришна действует через меня». Но для того, чтобы таким образом действовать, человек должен быть абсолютно чистым. Даже примеси ложного эго у него не должно быть. Он должен быть по-настоящему чистым и честным, он должен быть абсолютно свободной душой. Если мы будем смотреть как действовал Шрила Прабхупада, мы можем увидеть это — человек абсолютно лишенный ложного эго. Человек, который пришел для одной только цели, чтобы научить нас с вами каким образом жить, каким образом избавиться полностью от своей кармы, каким образом полностью избавиться от предопределенности, от греха и перейти из нашего ограниченного плана существования, где все замешано на смерти, на насилии, на недостатке, в безграничный мир, где есть только любовь и ничего другого,. где Кришна бегает, где Кришна нас ждет и куда Он нас зовет и куда можно попасть только тогда, когда мы абсолютно полностью избавимся от ложного эго и от привязанности к этому миру. В этом урок этого стиха, стиха, который мы прочитали вчера, и всех остальных 698 стихов «Бхагавад-гиты». Один единственный урок — чтобы избавиться от мучительного существования, замешанного на ложном эго, нужно жить праведной жизнью, исполнять свой долг. Эта праведная жизнь, религиозная жизнь — фундамент, трамплин с помощью которого и начиная с которого я смогу перейти в совершенно иной план существования, в совершенно иной мир, где действуют иные законы, где нет смерти,  нет насилия, где нет боли, а есть только вечность, знание и блаженство.

Спасибо большое.

Я еще обещал рассказать про московский храм. Этот бхаджан, который мы пели, тоже имеет непосредственное отношение к этой теме. Говинда дас Кавирадж поет: дурлабха манава-джанама сат-санге

тарохо э бхава-синдху ре

Тому, кто хочет пересечь океан материального существования нужно общаться со святыми людьми. И тогда он сможет избавиться от своей запрограммированности, от своей кармы, от двойственности холода и жары, счастья и несчастья, перестать быть привязанным к этому непрочному материальному счастью. В сущности, история с нашим московским храмом очень хорошая иллюстрация всего этого. Потому что это совершенно безнадежное с материальной точки зрения дело во всех отношениях, безнадежное от начала и до конца. Вообще, все наше сознание Кришны это абсолютно безнадежное с материальной точки зрения предприятие. Никаких шансов нет. Особенно сейчас, в наше время — капитализм душит людей, когда людей заставляют забывать обо всем — об отце, о матери, о детях, чтобы зарабатывать деньги. Но тем не менее, как говорится в конце «Гиты»,

йатра йогешварах кршно йатра партхо дханур-дхарах

татра шрир виджайо бхутир… (БГ 18.78)

что если есть Кришна на нашей стороне,  если есть Арджуна, то там всегда будет победа,  там всегда будет торжество моральных принципов, там всегда будет богатство и там всегда будет духовная жизнь. И мы вышли на эту неравную битву, горстка людей. Там было очень много разных перепетий. Я в двух словах буквально расскажу, что произошло с тех пор, как мы виделись с вами в последний раз, это было год назад. Год назад нам дали эту землю, год назад нас заставили выехать из бывшего храма  И когда мы выехали с бывшего храма, то компания, которая должна была строить на месте нашего храма новый дом, вырыла там котлован и разорилась. Это первое, что произошло. Кармические последствия, называется — связались с кришнаитами. До сих пор, несмотря на то что они торопили нас с выездом, ничего кроме котлована там не стоит. Там стоит заброшенный участок, где был некогда наш дом. Мы переехали в новый дом. Новый дом на самом деле избушка на курьих ножках в центре Москвы. И сразу же, как только мы туда переехали, начались разные движения, чтобы нас оттуда вытеснить. Мы пытались так или иначе утверждать какой-то проект и нам под разными предлогами отказывали. Где-то в середине сентября прошлого года нам сказали, что: «Мы ваш проект не утвердили, потому что политически он не корректен. Остальное не так важно». Мы стали говорить: «Ну. Может быть если мы исправим, если эту башенку уберем…». «Дело не в башенках. Дело в том, что вас тут не стояло и стоять не должно». И мы, в общем-то, подумали: «Ну, что делать. В конце концов победы и поражения — сие не в наших руках». Мы должны действовать. У нас есть обязанность действовать. Результат зависит не от нас. Мы должны делать все то, что Кришна хочет, а результат зависит от Него. Мы должны сражаться, чтобы так или иначе служить Ему. И мы, несмотря на то, что нам сказали об этом по неофициальным каналам, мы все равно подавали один проект за другим, один проект за другим, новый проект, еще один проект. И нам все время говорили: «Чего вы подаете? Зачем вы наше время тратите?». Тем не менее, дальше случилось вот что. Срок распоряжения, выданного нам на землю, истек и к нам пришла страшная, угрожающая бумага: «Через 2 месяца вас тут не должно быть. Земля вам больше не принадлежит. Срок истек. Вы тут больше не должны находиться». А мы тем временем подумали: «Хорошо, ладно. Давайте-ка мы тут пандал поставим, потому что нам тесно в этом маленьком здании». Нас оттуда выселяют, а мы пандал ставим. Мы поставили пандал, люди стали приходить, большие праздники стали проходить. До тысячи человек приходило, 600-800 по воскресеньям. Мы праздновали как ни в чем не бывало, мы подавали один проект за другим как ни в чем не бывало. И думали: «Что ж мы будем делать, когда нас отсюда выселят?» Чесали затылки и не могли понять, что будем делать. Вдруг, в один прекрасный момент, когда мы подали очередной проект, нам пришла бумажка, в которой было написано: «Наконец-то мы ваш проект утвердили». Поздравляют (смех). К этому времени разрешение на наше пребывание на этой земле безнадежно устарело, мы должны были давно уже эту землю покинуть. И мы стали говорить: «Спасибо большое, конечно, что вы утвердили наш проект, но теперь у нас другая проблема — никто не утверждает наше пребывание здесь». Ну мы подумали: «Что ж делать, посмотрим что дальше будет, как ситуация повернется». Прошло еще какое-то время и мы узнаем, что попытка отменить старое распоряжение мэра Москвы на выданную землю натолкнулась на сопротивление внутри и, что это письмо — попытка отменить, получило отказ  Комитет по делам религий, который заведует всем этим, написал: «Как вы можете. Они хорошие люди. Это древняя монотеистическая религия, которая проповедует исключительно добро и ненасилие и много других замечательных принципов». На пяти листах они написали отказ. Более того, Москомархитектура, которая в течение целого года не утверждала нам проект, тоже написала отказ. Она говорила: «Мы несчетное количество их проектов завернули. В конце концов мы утвердили их проект и теперь, когда мы утвердили, вы хотите у них землю отобрать. Мы никогда на это своего согласия не дадим» (смех, аплодисменты). Люди, которые пытались это делать на местном уровне страшно удивились. В конце концов они развели руками, позвали нас и сказали: «Похоже землю эту вам придется оставить. Не получается ничего». И сейчас готовим проект распоряжения. Проект распоряжения очень хороший. Он еще не подписан полностью, все формальности еще не исполнены, все подписи практически уже есть, кроме самой последней. Поэтому я бы хотел еще раз вас попросить, пожалуйста, молитесь Кришне. Вот-вот, буквально на днях все это должно решиться, в течение трех недель, может месяца, когда эта последняя виза будет поставлена. Если последняя виза будет поставлена, то это фактически означает зеленый свет. Мы можем идти в архитектурную мастерскую, мы можем делать проект, инженерные расчеты и все остальное. В общем-то никаких уже серьезных препятствий не остается, чтобы все началось. Похоже, что вот-вот уже все должно быть, хотя я, чтобы нечистая сила (смех) не помешала этому, постучу по дереву. Но на самом деле это, в сущности, не мы достигли этого. Мы просто пытаемся что-то делать, просто пытаемся молиться. Кришна нам сказал:

…нимитта-матрам бхава савйа-сачин (БГ 11.33)

«Станьте инструментами в Моих руках». Как Он сказал Арджуне: «Арджуна сражайся и заслужи честь за эту победу сам. Я эту победу уже сделал из-за кулис, но Я хочу, чтобы честь за эту победу принадлежала тебе, не Мне». И, в сущности, сейчас мы присутствуем при этом же самом. Кришна говорит всем нам: «Сражайтесь, сражайтесь, сражайтесь». Если вы будете сражаться, то честь победы будет принадлежать вам. Сам Кришна хочет прийти. Шри Шри Радха-Мадхава хотят прийти в Москву. От на требуется одно — чтобы мы Им дом приготовили. Потому что, представляете себе, Они придут, а Им жить негде будет. Нужен дом, в котором Кришна и вся Его большая семья могли бы поселиться. Он хочет прийти, поэтому Он зовет на всех, чтобы мы сражались, призвав Его на помощь.

Я хотел вас поблагодарить, особенно здесь в Екатеринбурге. Амара  прабху очень сильно помогает собирая пожертвования, все остальные — Лена, Алексей и другие, кто собирает пожертвования. Спасибо вам огромное за то, что вы помогаете, за то, что вы участвуете в этом трансцендентном приключении, которое, в конце концов, должно завершиться победой и которое, в конце концов,  научит нас правильно действовать в этом мире целиком полагаясь на Кришну. Это большое испытание для всех нас и, если мы это испытание примем и пройдем, то мы выйдем из него другими людьми — более зрелыми, более духовно сильными. Поэтому огромное вам спасибо за все то, что вы делаете, за всю вашу помощь. Все вместе мы сможем, в конце концов, победить.

Спасибо.

У Николая есть анкеты и еще заполненные бланки переводов, если кто-то хочет сделать какие-то переводы. Анкеты ваши нам очень нужны, потому что в этих анкетах главное это электронный адрес. Если вы дадите нам свои электронные адреса, то мы будем регулярно держать вас в курсе всех новостей проекта. Мы совсем недавно организовали Шри Шри Радха-Мадхава-севака-сангу. Что-то вроде клуба, сообщества (санга) слуг (севака) Шри Шри Радха-Мадхава, Божеств, которые придут сюда впервые, Божеств Радхи и Кришны.здесь в ИСККОН. Те люди, которые так или иначе помогают, смогут стать членами этой санги. Мы уже готовим членские билеты,  карточки, по которым человек может ощущать себя частью этой санги и получать благо за все свое служение. Потому что Кришна обязательно защитит, даст Свою помощь в нашей трудной жизни. Поэтому, пожалуйста, оставьте свои электронные адреса, если хотите. Если можете дать пожертвования, я с благодарностью их приму. Я не буду кричать: «Дай» (смех) В конце концов это нужно нам всем, не только мне, нужно каждому из нас.

Спасибо.

 Вопрос: Правильно ли я поняла, что способ избавиться от ложного эго это выполнять свои обязанности? Кажется, что я их выполняю, но почему ж ложное эго не уменьшается?

Ответ: Не совсем правильно. Не просто выполнять свои обязанности. Выполнять свои обязанности это первый шаг. Научившись выполнять свои обязанности, дальше человек должен научиться действовать как душа. Это 38 стих. Почитайте внимательно этот раздел «Бхагавад-гиты»  Следующий стих поворот. В нем Кришна будет говорить: «До этого Я объяснял тебе с точки зрения теории, что ты душа. Начиная с этого стиха (с 39) Я объясню тебе буддхи-йогу, то есть как человек должен действовать». И Он будет прославлять эту буддхи-йогу, каким образом человек должен действовать не имея привязанности к плодам своего труда. Человек должен исполнять свой долг, но дальше, научившись исполнять свой долг с привязанностью к плодам своего труда, человек должен дальше учиться отказываться от привязанности к плодам своего труда, а исполнять долг ради долга. Как здесь, в этом стихе, Кришна говорит: «Сражайся во имя сражения. Исполняй свой долг ради самого долга. И, в конце концов, исполняй свой долг ради Кришны».  Не просто исполняй свой долг. Это тривиальная вещь. Исполняй свой долг ради самого долга, ради Кришны, без привязанности к тому, что ты получишь взамен. И все это Кришна объясняет начиная с 39 стиха. «Действуй без привязанности к плодам своего труда». Что это значит реально для нас? Реально для нас это значит — я должен привязаться. Привязаться к кому? К Кришне, привязаться к Его воле, привязаться к Его миссии, привязаться к преданным, привязаться к своему духовному учителю. Я должен действовать ради них. Потому что я должен действовать ради кого-то. Если я не буду действовать ради себя, я должен действовать ради духовного учителя. Как ученики Шрилы Прабхупады говорят, что они действовали ради того, чтобы в конце концов увидеть его улыбку. Шрила Прабхупада мог улыбаться от уха до уха. У него была особая трансцендентная улыбка. Там ничего не оставалось. И люди говорили, что эта улыбка была наградой за все препятствия, за все трудности. Приходили к Шриле Прабхупаде и говорили:«Я сделал это. Ради тебя. Прими». И Шрила Прабхупада улыбался. Есть такая фотография, где он смотрит очередной том, выпущенной ВВТ пятой песни «Шримад-Бхагаватам». У него очки, он держит руками эту книгу и у него улыбка просто вот отсюда  и до сюда — одна сплошная улыбка. И действовать без привязанности к плодам своего труда значит действовать не ради себя, а ради Кришны. И если мы не знаем кто такой Кришна, не знаем улыбается Он или нет, мы можем действовать ради преданных, ради духовного учителя, ради вайшнавов, чтобы вайшнавы были довольны нами. Это то, как мы учимся в обществе преданных избавляться от ложного эго. И только с помощью общества преданных мы можем от него избавиться.

Спасибо большое.

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.