Диск 71, л. 8
Аннотация:
Второй стих «Радха-раса-суданидхи». Сева-кундж. «Радха-раса-суданидхи» о величае Шримати Радхарани. Главная характеристика любви. Онтологический статус Шримати Радхарани. Что нас уводит с дороги к Кришне. История рождения Шримати Радхарани.
***
йасйа пада ‘пи васана акинчала келана удха
джанйа ‘пи дхаранйа паванена притапартха мами
йогиндра дурдама матих мадхусуданах ‘пи
тасйа намах асу вришабхану бхувах више ‘пи
Я решил сегодня рассказать немного об этом стихе. Это второй стих из произведения Прабодхананды Сарасвати, которое называется «Радха-раса-суданидхи». Это часть мангалачараны этого произведения. Я немного расскажу о нем. У нас не так много времени, нас поджимает неумолимый ход времени. Сегодня утром я давал лекцию по телефону первый раз в своей жизни и отчасти повторю то, что сказал сегодня утром, так как большая часть из вас в Америку не звонила, чтобы меня послушать. (смех).
«Радха-раса-суданидхи» это поэма Прабодхананды Сарасвати, где он описывает самую сокровенную суть Гаудиа-вайшнава-сиддханты, суть, которая недоступна практически никому и даже из тех, кто практикует Гаудиа-вайшнава-сиддханту в своей жизни. Эта суть является целью отдаленной во времени. Стихи этой поэмы высечены на стенах Сева-кунджи. Сева-кундж самое святое место во всем Вриндаване, настолько святое, что нам туда даже заходить не рекомендуется, чтобы не осквернить это место своим присутствием. Однажды по глупости своей я сделал это. Я был тогда еще молодой, неопытный бхакта, первый раз приехавший в Индию и оставшийся один на один со святой дхамой, охочий до посещения разных святых мест. Естественно, я первым делом пошел в Сева-кундж. Кундж значит куща, беседка, которую делают склоняющейся от любви до земли ветви деревьев Вриндавана. Называется Сева-кундж потому, что там Кришна служит Шримати Радхарани. Весь мир служит Кришне, весь мир без исключения. Знают они это или не знают, хотят они этого или не хотят, они служат Кришне, потому что Кришна — Бог. Кришна — всепривлекающая Верховная Личность Бога, Он есть Абсолютная Истина. Он Сам говорит об этом в «Бхагавад-гите». И, если мы посмотрим другие Священные Писания, найдем снова и снова подтверждение все того же. Бог по определению всепривлекающий, Бог есть центр притяжения всего. И весь мир служит Богу, даже если он не хочет этого, даже если люди думают что они отвергают Бога, что они не признают Бога, они все равно служат Богу. Избежать этого не возможно, потому что такова природа живого существа. Все живые существо в разных формах, в разных видах позитивно, негативно, с желанием или без всякого желания служат Богу. Но в одном месте на земле Кришна начинает служить Своим преданным. Это место называется Сева-кундж. Это место куда Шримати Радхика приходит вместе с Кришной после танца расы, когда она устала. Кришна вытирает капельки пота с Ее лица, Кришна расчесывает Ее волосы, украшает Ее, Кришна массирует Ее стопы. Теперь, я думаю, понятно почему нам не стоит туда ходить. Кто может это понять? Кто по-настоящему может понять эти отношения между Кришной и Его преданными? И каким образом Бог — всемогущий, великий, бесконечный может делать это и почему? Я зашел туда и сразу же во мне почувствовали чужака местные жители. А живут там обезьяны, живет огромное количество вриндаванских мартышек. И самый большой и сильный мартын (смех) подошел ко мне и властно вцепился в мое дхоти и стал с меня его стаскивать, чтобы обнажить меня перед всем честным народом. Я сначала думал, что он шутит, потому что обычно даже во Вриндаване мартышки себя так не ведут. Обычно они ведут себя гораздо более скромно. Но там он чувствовал, что я чужой, он чувствовал себя в полном праве делать со мной все, что хотел. Вначале я думал, что это недоразумение какое-то, что он испугается. Убежит, но он не пугался и не убегал. Поэтому испугаться и убежать пришлось мне. С позором я покинул поле битвы так и не поняв, что ж там такое происходит. Говорится, что ни в коем случае в этом месте Сева-кунджи внутри этого забора нельзя оставаться на ночь, потому что до сих пор ночью Кришна приходит туда. И, если он обнаружит там человека, который не принадлежит этому месту, чье сознание находится в явном противоречии, в диссонансе со всем настроением этого места, то человек не выдержит того напора духовной энергии, свидетелем которого он окажется. Говорят, что как-то один человек попробовал это сделать. Утром его нашли полностью сошедшим с ума. Бормотал что-то, кричал, плакал, всхлипывал, никто не мог понять что с ним произошло. И на стенах этого сада, Сева-кунджи, выбиты, высечены стихи «Радха-расы-суданидхи», где, как я уже сказал, Прабодхананда Сарасвати описывает суть нашей сидханты. А суть нашей сидханты называется Радха-дасьям, суть нашей сидханты называется Радха-канькарми», ??? когда мы становимся слугами, или если называть вещи своими именами, служанками Шримати Радхарани и, служа Ей, достигаем уровня, который практически не доступен никому другому.
Наверняка у меня не будет времени и места, да и, в общем-то, нужды рассказывать обо всем подробно, но мне хотелось взять этот второй стих из этого произведения, в котором как в мангалачаране Прабодхананда Сарасвати склоняется перед Шримати Радхикой. И он говорит здесь, в этом стихе: йасйа пада ‘пи васана акинчала келана удха джанйа ‘пи дхаранйа паванена притапартха мами ??? Он говорит, что: «Я кланяюсь Шримати Радхарани, потому что когда ветерок касается ее, этот ветерок игриво сдувает край Ее одежды и ветерок этот, коснувшись Ее тела, получает аромат исходящий от Нее. Этот аромат касается Кришны. Кришна при этом приходит в экстаз,.- нанйа ‘пи данйа,???- Он думает: «Я самый счастливый на свете, нет никого более удачливого, чем Я». паванена притапартха мами ??? Он начинает думать об этом, Он начинает думать: «Кто на свете счастливее Меня? Ветер, коснувшийся Ее тела, донес все до Меня». И дальше Прабодхананда Сарасвати говорит: йогиндра дурдама матих мадхусуданах ‘пи ??? — кто этот Кришна, который думает таким образом, «Он Мадхусудана, Он великий Господь. И кто Он — йогиндра дурдама матих ??? — труднодостижимая цель для всех самых лучших из йогов. Самые совершенные йоги пытаются достичь Его и только редкие души достигают Его или приближаются к Нему хотя бы чуть-чуть, дурдама матих ???, — но при этом Он думает: «Как Мне повезло, потому что ветерок, коснувшийся тела Шримати Радхарани, дотронулся до Меня». тасйа намах асу вришабхану бхувах више ‘пи ??? И Прабодхананлда Сарасвати говорит: «Я кланяюсь не Шримати Радхарани, я кланяюсь тому направлению, в котором Она находится. Я кланяюсь издалека с огромным почтением тому месту, где Она может быть находится. Я пытаюсь Ее найти и не могу найти. И поэтому издалека сердце мое преклоняется перед Ней». Это та, о ком мы должны говорить сегодня. Даже Прабодхананда Сарасвати говорит: «Кто я такой, чтобы говорить о Ней?». Я, может быть, могу говорить о направлении, которое ведет к Ней, о пути, который когда-нибудь нас до Нее доведет. Поэтому я не буду сегодня говорить непосредственно о Ней. Говорить о Ней это все равно, что нам с вами прийти в Сева-кундж. Нам с вами рано приходить в Сева-кундж. Это все равно, что нам с вами плюхнуться в Радха-кунду. Иногда люди думают: «А, пришли во Вриндаван, надо искупаться в Радха-кунде». Но кто мы такие, чтобы купаться в Радха-кунде? Кто мы такие, чтобы даже говорить о Шримати Радхарани, если Шукадева Госвами боится произнести Ее имя? Шукадева Госвами говорит обо всем, смело говорит о Кришне, говорит о Кришна-таттве, о бхакти-таттве. Он говорит о многих истинах в «Шримад-Бхагаватам», но когда дело доходит до Шримати Радхарани, язык немеет у него, он не в силах даже произнести Ее имя. Ни разу во всей «Шримад-Бхагаватам» он не произносит Ее имени прямо, только намеком. «Брахма-вайварта-пурана» это первая пурана, которая приоткрыла завесу над этой тайной, первая, единственная пурана, которая подарила нам отблеск величия Шримати Радхарани. И сначала, прежде чем говорить о Ней, мы должны понять кто Она такая. Потому что, если мы будем говорить об этой теме дешево, то вместо Кришны и Шримати Радхарани у нас появится Ромео и Джульета. Если мы будем говорить об этом нашим оскверненным сознанием, если мы не подготовим свое сердце к тому, чтобы говорить об этом, то мы не сможем не то, что говорить об этом, мы не сможем даже близко приблизиться к тому, чтобы начать говорить об этом. И все наши разговоры будут пустыми сплетнями. Иногда, очень часто преданные спешат в самые сокровенные уголки вселенной, но, спеша в самые сокровенные уголки вселенной, можно попасть в самые темные районы ада. Это совершенно не исключенный вариант сценария. Потому что нужно очень хорошо понимать кто мы. И до тех пор, пока сердце наше осквернено вожделением, пока сердце наше осквернено гневом, жадностью, иллюзией, завистью, пока зависть живет в нашем сердце, мы не сможем ничего понять. Поэтому, еще раз, сегодня я буду говорить даже не о Шримати Радхарани, я буду говорить о том направлении, которое к Ней ведет, о том пути, встав на который мы когда-нибудь сможем приблизиться к тому, кто приблизился к тому, кто приблизился к тому, кто приблизился, кто когда-нибудь приблизится к слугам слуг Шримати Радхарани. Это та дистанция, на которой мы должны с вами пребывать и на которой мы должны с вами находиться. Потому что, в сущности, Шримати Радхарани это главная шакти Господа, это пара-шакти Господа, самая могущественная энергия Господа. И Прабодхананда Сарасвати начинает свою поэму с описания Ее величия. Прежде чем мы поймем слабость, милость, красоту Шримати Радхарани, мы должны понять Ее величие и преклониться перед этим. Как в «Шри Чайтанье-чаритамрите» Кришнадас Кавирадж говорит, что махима-гьян — знание о величии делает наше сердце дридда-чита ??? твердым, но не твердым в плохом смысле этого слова, твердым в том смысле, что оно дает нам решимость идти по этому пути. Потому что до тех пор, пока мы не поймем кто Она такая, цель наших устремлений, наших поисков мы никогда не сможем даже по-настоящему идти по этому пути. Поэтому в самом начале Прабодхананда Сарасвати говорит, что Брахма и Шива — великие полубоги ищут шанса и с трудом иногда, изредка, когда им очень повезет, получаю крупицу пыли со стоп Шримати Радхарани. Брахма молит Кришну после Брахма-вимохана-лилы, когда Кришна сидел как маленький мальчик-пастух, у него в левой руке был этот рис и у Него была гирлянда из лесных цветов, и Брахма подошел и стал плакать всеми своими восемью глазами из четырех голов, стал возносить Ему молитвы, Брахма говорил: «Дай мне шанс стать травинкой, чтобы иногда преданные, которые бегут к Тебе, наступали на меня. Иногда. Я даже не прошу, чтобы это очень часто случалось, я знаю, что я не достоин этого. Шива молит о том же самом: «Когда же Ты бросишь кончиками глаз Своих милостивый взгляд на меня? Когда этот милостивый взгляд коснется меня хотя бы на одно мгновение?». Прабодхананда Сарасвати объясняет, что взгляд Шримати Радхарани подобен стреле, что стрелы, которые исходят из Ее глаз настолько могущественны, что когда стрела эта пронзает сердце Кришны, когда Она просто слегка, искоса смотрит на Него, с Кришной случаются чудеса — корона падает у Него с головы, флейта выпадает у Него из рук, дхоти падает с Него, а сам Он падает в обморок стоит Ему поймать на Себе взгляд Своей собственной энергии, Своей шакти. Таково могущество Шримати Радхарани, если только слегка Ее взгляд коснется, Кришна теряет Свою флейту. Все остальные живые существа, включая гопи Вриндавана, когда Кришна начинает играть на флейте, они сходят с ума, они бегут очарованные звуками этой флейты. Но когда Шримати Радхика проходит мимо Него, флейта падает у Него из рук, Он не может играть больше на этой флейте, корона украшенная павлиньими перьями падает у Него, дхоти у Него приходит в беспорядок и Сам он падает в обморок, так что все остальные начинают обмахивать Его и приводить Его в чувства.
Это Та, о ком мы должны с вами сегодня говорить. Поэтому мы не будем о Ней говорить, даже не надейтесь (смех). Как в этом бхаджане, который Авантика спела нам сейчас, говорится саната-санатана вамнита чарите. Саната-санатана — Саната ??? великий йог, великий мудрец вамнита-чарите ??? описывает Ее качества, Санатана — Санатана Госвами или один из четырех Кумаров и при этом иногда Она предстает как простая девушка из деревни. Когда люди слишком спешат к описаниям этих лил про то, как Шримати Радхарани пошла по воду к Ямуне, то очень часто во всем этом нет понимания того кто Она такая. Сначала нужно понять, что Она самая высшая энергия Господа и брахманы во всей Индии повторяют Брахма-Гаятри-мантру:
ом бхур бхувах свахтапсави турбаренйам
барбо девасйа димани нийо йонам прачорйа ???
барбо девасйа димани — ??? каждый день испокон веков в течение тысячелетий они делают эту упасану, или это поклонение Господу, барбо девасйа димани ???. Ачарьи нашей сампрадаи объясняют, что когда они говорят об этом барбо-девасйа ??? Девасйа значит «дэва» в родительном падеже, «Бог», барбо значит «сияние» — «Я размышляю, я медитирую над этим сиянием энергии, которая исходит от Девы, от Бога, от Господа. Кто-то, впрочем, считает что это обращение к Солнцу. Но мы все знаем, что Солнце светит каким светом? Отраженным. Да простят меня физики, астрофизики, астрономы и все остальные. Мне совершенно все равно, что они будут об этом думать. Пусть они сколько угодно доказывают, что солнце светит само, на самом деле оно светит не само. Солнце в течение миллиардов лет излучающее сияние и ему конца не видно, свет солнца всего лишь слабый отблеск сияния крошечной миллиардной, триллионной доли энергии Кришны. И это сияние, которому поклоняются брахманы произнося Брахма-Гаятри-мантру из «Аюрведы», барбо девасйа димани ???- я размышляю над этим светом, который дает мне возможность думать, который дает мне возможность жить, существовать, который обеспечивает всю вселенную своей энергией, что это за сияние? Чье это сияние? Сияние Кришны. И как называется это сияние? Это Его Шакти — Шримати Радхарани. И сияние, которым светит солнце, всего лишь отраженный отблеск, маленький солнечный зайчик, пойманный солнцем, который исходит от шакти Кришны. И за этим всем стоит Она — Шримати Радхарани, самая величайшая энергия Господа. И, в сущности, если Кришна является шактиманом, обладателем всех энергий, то Шримати Радхарани является кем? Шакти. Он — пурна-шактиман, а Она кто? Пурна-шакти — полная энергия Господа. Если Кришна как Бог является всемогущим, кем является Шримати Радхарани? Она является Его всемогуществом. Если Кришна является Верховной Личностью этого мира, то кем является Шримати Радхарани? Если Он субъект, то Она Его объект. Если Кришна самый красивый, то кто Она? Она сама красота. Если Кришна исполнен экстатического блаженства, то кто Шримати Радхарани? Она есть энергия этого блаженства, Она — олицетворенный экстаз Бога. Если Кришна является верховным наслаждающимся, то кем является Она? Тем, кто приносит это наслаждение. Если Кришна является высшим объектом поклонения, то кем является Она? Высшим поклоняющимся, правильно, Она является самой лучшей из тех, кто поклоняется Кришне. И все то, что есть у нас, если у нас что-то есть, если у нас есть хотя бы что-то, хоть какая-то заслуга, хоть какая-то капелька преданности, хоть какая-то капелька бхакти все это исходит откуда, от кого? В конце концов от Нее. Она есть средоточие этой бхакти и Она дает эту бхакти — высшую энергию Бога, энергию любви. На самом деле самая могущественная сила в этом мире — любовь. Нет силы более могущественной. Чем любовь. Это самая могущественная сила и Она является средоточием этой любви, концентрацией этой любви. И сила этой любви такова, что Она становится Кришна-каршини, Она привлекает к Себе Кришну. Она Своей любовью заставляет Кришну служить Себе. Ачарии дают удивительное определение любви, которое нам очень хорошо с вами будет понять, они говорят, что главная характеристика любви в чем заключается, как по вашему?
— Бескорыстие, желание служить.
БВГ: А все таки в чем главное и самое важное для нас качество любви?
— Изумление
БВГ: С этого любовь начинается.
— Искренность, доставить удовольствие.
БВГ: Это все правильные определения, но я хочу сказать немножко о другом. Ачарии говорят, что любовь это качество, которое позволяет слабому брать верх над сильным. Кто-то испытывал это на своем опыте? Когда маленький сын берет своего папу за палец и тянет его куда-то и папа послушно идет за своим маленьким сыном, потому что сын его тянет куда-то, то как это называется? Любовь. Кто сильнее папа или сын? По сути дела сын, потому что маленький, лепечущий что-то, ничего не соображающий блудный сын тянет своего умного, богатого, сильного отца куда хочет. Когда слабая женщина, мы все знаем слабый пол, слабая хрупкая подходит к своему мужу и говорит то-то, то-то и то-то и муж бежит туда, куда ему говорит жена. Как это называется? Любовь. Любовь это то качество, которое позволяет слабому взять верх над сильным. И в этом сила слабости. Любовь это самая большая сила, которая может победить любую другую силу. И Шримати Радхарани учит нас этому. Я хотел буквально в двух словах рассказать еще немного о Ее онтологическом статусе, чтобы мы поняли кто Она. Мы знаем, что дух имеет три качества. Эти три качества составляют природу всего. Если мы будем философски размышлять над природой этого мира, над природой духовного мира в конце концов все будет сводиться к этим трем качествам. В духовном мире есть эти три качества, в материальном мире они извращенным образом проявляются как три гуны материальной природы, в нашем с вами ограниченном сознании они проявляются как три основных характеристики нашего сознания. Но, в конце концов, все сводится к эти трем факторам. Вся реальность исчерпывающим образом описывается тремя словами. Что это за три слова? Сат, чит, ананда. Сат, чит и ананда это три слова, которые описывают исчерпывающим образом всю реальность.
— Вечность
БВГ: Сат есть вечность, но более правильно будет сказать — сат есть бытие и сат есть существование, сат есть дар существования. Чит что есть? Чит есть знание или сознание. Чит есть способность не просто быть, но сознавать свое собственное бытие. Мы не просто существуем здесь, но у нас есть это качество, или способность, понимать, что я существую, я есть. Эта энергия называется энергией чит. И ананда что есть такое? Блаженство. Сат, или бытие, в духовном мире поддерживается кем? Кто является Божеством бытия? Баларама. Он держит на Себе духовный мир, из Него состоит духовный мир. И бытие, или сат, это наше окружение. Кто олицетворяет энергию чит? Сам Кришна. Кришна есть чит, Кришна есть сознание, Кришна есть источник сознания понимающего свое собственное существование. И в этом смысле Кришна является кем? Как мы называем обычно Кришну? Кришна — верховный наслаждающийся. И, наконец, есть ананда, или блаженство, и олицетворением блаженства является кто? Шримати Радхарани. В сущности, эти три вещи определяют все то, что есть. Есть окружение, которое нас окружает, это сат, Есть наше сознание собственное или субъект, который исходит, в конце концов, от сознания Кришны и Кришна является единственным субъектом по сути дела. Это чит. И есть наслаждение, которое субъект испытывает пребывая в этом окружении, испытывает бытие. И это ананда, или блаженство. И соответственно есть три энергии свабхавики бала гьяна крийача, «Шветашватара-упанишад» говорит, — парасе шактир ююдайва шруйате ??? Есть бала. И бала это кто? Баларама. Крийа это кто? Крийа значит «игра, лила». Бала, гьяна и крийа. Гьяна это кто? Кришна. Кришна олицетворяет эту энергию. Те же самые три энергии, те же самые три вещи есть везде. И как Бхактирашадшридхар Свами ??? говорит:. «Когда мы существуем, наше существование, наше бытие, индивидуальное бытие имеет те же самые три аспекта — у нас есть мышление, у нас есть эмоции и у нас есть воля, или какое-то желание, у нас есть волеизъявление». Это три функции нашего сознания, три функции нашего бытия. Мы думаем, мы чувствуем, испытываем эмоции и у нас есть какие-то желания, какая-то воля, которую мы хотим проявить, какая-то сила, которую мы проявляем. И те же самые три аспекта проявляются в нашем индивидуальном сознании. Когда мы думаем это проявление какой энергии? Энергии чит. Когда мы чувствуем, испытываем эмоции это проявление какой энергии? Ананды, блаженства. Когда мы ставим перед собой какую-то цель, добиваемся ее, поддерживаем наше бытие, когда у нас есть волеизъявление это проявление какой энергии? Проявление сат, или балы, проявление воли, балы — желания. Все это так или иначе, мы можем посмотреть, те же самые три гуны материальной природы тамо-гуна, раджо-гуна и саттва-гуна являются всего лишь навсего извращенным отражением той же самой энергии, тех же самых трех аспектов бытия. И Шримати Радхарани является этим самым существенным аспектом — олицетворением красоты, олицетворением блаженства, олицетворением наслаждения. Потому что бытие без наслаждения…. Кто хочет жить, но не наслаждаться? Не имеет смысла, лишено смысла. Жизнь лишена смысла без наслаждения. И Шримати Радхарани является основой этого всего, фундаментом, который поддерживает все это. Еще раз я скажу об этом обо всем. Чтобы нам понять дорогу, которая ведет к Кришне, дорогу, которая позволит нам немного приблизиться к Шримати Радхарани, нам нужно понять что нас уводит оттуда, в чем наша с вами беда и в чем наша с вами проблема. Наша с вами проблема в ом, что мы возомнили себя Богом. И Бог значит кто? Наслаждающийся, или субъект, тот, кто наслаждается. На самом же деле мы кто с вами? Объект, мы наслаждение. Но мы возомнили себя субъектом, что отделяет нас от Бога, что не позволяет нам постичь Бога, что заслоняет наши глаза, что делает наши глаза ослепленными катарактой майи, иллюзорной энергии, -. именно это отношение, потому что я считаю себя субъектом. И «Я — субъект» — что это значит? Из этого следуют очень глубокие последствия. Если я субъект, это значит что все остальное объект. Будучи субъектом, считая себя субъектом, поставив свое сознание в центр я начинаю естественным образом воспринимать все остальное как объект. Объект что значит? Объект чего? Значит объект моего наслаждения. Я пытаюсь наслаждаться всеми остальными. И даже когда я встречаюсь с другими людьми я воспринимаю их как объекты. Почему людям иногда бывает так трудно посмотреть в глаза другому человеку? Вы заметили как трудно бывает посмотреть в глаза другому человеку? Человек на мгновение смотрит в глаза и сразу же отводит. Почему? Потому что когда мы смотрим в глаза мы видим другой субъект. Поэтому мы предпочитаем не смотреть в глаза, мы смотрим на все остальное. Мы готовы смотреть куда угодно, потому что до тех пор, пока мы не посмотрим в глаза, мы можем считать это существо объектом, объектом моей эксплуатации, тем, с кем я могу делать все, что хочется. И, в сущности, единственный путь, который может привести нас в духовный мир, это какой путь? Когда мы должны что поменять? Полностью поменять направление своего существования сарвопадхи-винирмуктам тат-паратвена-нирмалам (ЧЧ 2.19.170). Определение бхакти из «Нарада-панчаратры» заключается в этом, что я отрицаю все упадхи, все мои ложные самоотождествления и я меняю полностью направление своей жизни. Моя жизнь становится абсолютно противоположной. Я меняю направление своей жизни это значит, что я из субъекта становлюсь объектом, из эксплуататора я становлюсь кем?
— Эксплуатируемым
БВГ: Да. Пролетарии всех стран объединяйтесь (смех). Я добровольно становлюсь слугой. Слуга это кто? Слуга это эксплуатируемый. Вместо того, чтобы завидовать, я признаю это свое положение. Я — слуга, я должен служить, я не должен хотеть чего-то для самого себя, в конце концов в этом суть моего существования. И это означает еще что? Что я признаю того, кто будет мною наслаждаться, Кришну. В этом мире мое ложное положение сводится к чему, когда я считаю себя субъектом? Кем я себя начинаю считать? Действующим. Аханкара вимутатма катахам … виманйа те ??? Я действую здесь, я смотрю, я наблюдаю. Кем мы должны стать с вами? Давайте сейчас поставим этот мысленный эксперимент. Кем мы должны стать? Объектом наблюдения. Не мы должны видеть этот мир, мы должны стать тем, кого видит Кришна. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада настаивал на этом: «Не пытайся увидеть Божества, сделай так, чтобы Бог увидел тебя». В этом заключается очень глубокая истина. Давайте на минутку представим это. Мы слишком привыкли быть субъектом, мы слишком привыкли эксплуатировать, мы слишком привыкли смотреть, мы слишком привыкли ставить себя в центр. Давайте на минуту представим себе эту вещь.
Обычно мы приходим к Божествам зачем? Чтобы на них посмотреть. Но на кого можно смотреть? Смотреть можно на объект. Мы смотрим, мы Их изучаем, мы думаем: «Ну, надо же, ничего!» (смех). Я смотрю и я продолжаю находиться в центре своего собственного сознания, я смотрю на Бога. Могу я так Бога увидеть? Нет. Кого я увижу? Объект, статую, идола. Я не увижу Бога, потому что я прихожу не к Богу, я прихожу к объекту, который я хочу увидеть. Как я должен прийти к Богу? Как я должен приближаться к Нему, в каком настроении? Чтобы Бог увидел меня. У Джаганнатха самая заметная часть Его личности какая? Глаза, большие глаза. Он смотрит на нас. И давайте на одно мгновение сейчас что это значит быть объектом? А это реальность, реальность, которая не доходит до нас из-за того, что мы все в майе находимся. Давайте представим себе, что Кришна смотрит на нас и Кришна видит что творится в нашем сердце и что, собственно, мы пришли к Нему сейчас для того, чтобы Он увидел нас, не для того, чтобы увидеть Его, а для того, чтобы Он посмотрел вглубь нашего сердца и увидел все то, что там есть — вожделение, гнев, зависть, иллюзию, гордыню. Но мы при этом не прячем это. Когда я субъект, что я буду делать? Я буду прятать. «Это мое, мое, мое, мое сердце. Никто не должен этого видеть». Но я перестал быть субъектом, я стал тем, кого наблюдает Господь. Я пришел к Нему полностью раскрыв свое сердце: «Вот он я, смотри на меня. Я хочу Тебе служить. Я пришел, чтобы служить Тебе, не для чего-то еще». Кто-то почувствовал изменение в своем сознании? Представьте себе как это прекрасно на самом деле. В какой-то момент больше мы не озабочены тем, что будет с нами, не озабочены тем что мне нужно, не озабочены тем что я думаю или что другие подумают обо мне. Мы озабочены только тем, чтобы Кришна видел меня.
Я расскажу просто одну самую простую историю, историю рождения Шримати Радхарани, которая показывает это и которая должна нам объяснить тот самый путь, то самое направление, которому мы с вами должны кланяться, направление, которое когда-нибудь нас к Ней приведет. Это история про то, как Она появилась, как Махараджа Вришабхану, который много-много лет не имел детей, молился Кришне, молился Богу, молился Нараяне и говорил: «Пошли мне кого-то, чтобы я мог его любить. Пошли мне девочку, которая приходит ко мне во сне и красивей которой я никогда не видел». Но год шел за годом и никто не рождался у него. И вдруг прошел слух по Враджу, что у Махараджи Нанды Яшода забеременела, которая тоже долго-долго не могла зачать ребенка. Все обрадовались и Вришабхану Махарадж стал спрашивать откуда, как это случилось? И ему по секрету шепнули: «Нанда Махарадж получил милость Ямуны. Ямуна дала ему это благословение». И Махарадж Вришабхану подумал: «Я тоже должен пойти и попросить милость Ямуны». К тому времени Кришна уже родился. И он отправился к своим тестю и теще. Они были близкими родственниками с Нандой Махараджем. Его тещу звали Мукхара. И Мукхара была нянькой Яшоды. Мукхара знала все секреты. Няньки они все хорошо знают. Она нянчила Яшоду. И он отправился к Мукхаре, они жили в Равали на берегу Ямуны. Ямуна текла там совсем рядом. И он стал плакать и стал говорить своему тестю и теще: «У меня никак не получается, у меня нет детей. Все время во сне я вижу младенца небесной красоты, но я не знаю откуда, почему, как это все происходит». Они сказали: «Иди к Ямуне». Было ровно 12 дня. В этот самый день, восьмой день светлой половины месяца Бхадра, ровно в 12 часов, когда все дважды рожденные должны совершать омовение, Махараджа Вришабхану пошел к Ямуне. Он зашел в Ямуну и стал плакать. И в Ямуне он прочитал Гаятри, прочитал молитвы и стал молить Ямуну: «Ямуна, сжалься надо мной, дай мне кого-нибудь, чтобы я мог любить». Когда он открыл свои глаза и не поверил, он увидел огромный лотос, который плыл навстречу. И этот лотос имел множество-множество лепестков. И он помчался навстречу этому лотосу и увидел, что на лотосе лежит младенец. Он подумал, почувствовал: «Ямуна ответила на мои молитвы. Ямуна дала мне эту девочку, которую я видел во сне». Он прижал ее к груди, он обмыл ее своими слезами, он прыгал, он плясал. Счастье переполняло его. Но когда он присмотрелся к девочке внимательно, он увидел, что девочка слепая, что у девочки закрыты глаза и она не смотрит на этот мир. Он отнес ее к своей жене Киртиди деви, ??? Он вручил ее дрожащими руками и сказал: «Ямуна сжалилась над нами, она дала нам ребенка, но ребенок слепой. Киртиди ??? сказала: «Лучше пусть слепой будет, чем никакого». Девочка лежала, она была очень спокойна, она не плакала, она лежала спокойно с закрытыми глазами, она не хотела смотреть на этот мир. Неделя шла за неделей, месяц шел за месяцем, а девочка так и не открывала своих глаз. И они не на шутку встревожились, пока, наконец, Яшода не пришла к ним в гости. Яшода узнала, что у Махараджи Вришабхану появилась девочка и она притащила с собой маленького Кришну. В основном она пришла, чтобы похвастаться Кришной. (смех) Потому что Киртиди ??? и Яшода были хорошими подругами. Когда женщина только что родила и ей хочется похвастаться перед всеми своим ребенком. Когда они встретились, они стали говорить о том, как долго они не видели друг друга. Они говорили, говорили, говорили забыв обо всем. Говорили они, разумеется, не о сплетнях этого мира, а говорили они о Кришне. И забыли они обо всем, в том числе и о Кришне (смех). Иногда так говорят о Кришне, что забывают о Самом Кришне. Кришна где-то там ползал, а Яшода рассказывает: «Он такой, Он такое делает». Иногда люди, слушая о Кришне, забывают о Самом Кришне. .И Кришна воспользовавшись моментом пополз туда, где у Киртиды в колыбельке лежала маленькая Шримати Радхарани. Он подполз к ней, с трудом, держась за ножки этой колыбельки, поднялся, потому что Его неумолимо тянуло посмотреть на Шримати Радхарани. Он изо всех сил приподнялся, заглянул через край колыбельки, Он увидел Ее и просиял. Потому что счастье, которое охватило его в этот миг, невозможно описать — Он увидел Шримати Радхарани. Шримати Радхарани, как только Она почувствовала на себе взгляд Кришны, в тот же миг широко открыла глаза. Она не просто открыла глаза, она открыла глаза так, как никто и никогда не открывал глаз. Она открыла глаза так, как будто она хотела этими глазами съесть Кришну. Кришна смотрел на Нее, а Она смотрела на Него.
И эта маленькая и простая история на самом деле несет в себе огромный смыл. Потому что кто есть Шримати Радхарани? Она есть энергия бхакти, энергия преданности. Энергия преданности, Шрила Рупа Госвами объясняет, что она обладает этим качеством. Кришна-каршини.
Что это значит? Она притягивает к Себе кого? Когда у человека появляется бхакти, то Сам Бог привлекается этой энергией бхакти в сердце человека и Сам Бог приходит. Как в этой истории -Шримати Радхарани лежит в колыбельке, а что делает Кришна? Кришна неумолимо тянется к ней, Он ждет когда о Нем забудут все остальные, когда Он сможет приползти к этой колыбельке, встать над краешком ее и посмотреть на Нее. Как только взгляд Кришны падает на того, кто имеет бхакти, что тот кто имеет бхакти должен сделать? Что с ним случается в этот момент? В этот момент он прозревает. До этого мы слепые. Почему мы слепые? Потому что мы не видим Бога, мы не видим самой очевидной реальности в этом мире. Мы не видим самого очевидного в этом мире, потому что весь этот мир состоит из Бога, весь этот мир не отличен от Бога, он есть ничто иное как Бог. Он есть энергия Бога и следовательно человек, имеющий глаза, может увидеть Бога, почувствовать Бога, ощутить Бога. Почему мы не видим Бога? Почему мы ослепли? Потому что мы смотрим на этот мир с одной целью, чтобы наслаждаться, чтобы так или иначе изнасиловать этот мир, чтобы так или иначе что-нибудь сделать с этим миром. Что делают люди с этим миром, посмотрите! Это не преувеличение — люди насилуют этот мир. Посмотрите, что они с ним делают. Ужас, что они с ним делают. Именно потому, что они смотрят на него жадными глазами. Тогда как наше отношение, чтобы увидеть Бога, каким должно быть? Мы должны что сделать?
— Закрыть глаза.
БВГ: Не бойтесь. Мы должны закрыть свои глаза, перестать смотреть на этот мир как на объект нашего наслаждения, перестать пожирать этот мир своим взглядом. Как говорят в России про глаза людей? Глаза какие бывают? Да, завидущие. Когда мы смотрим на этот мир с завистью и думаем: «Чего бы мне еще взять отсюда? Чтобы мне выжать из него?» Именно это является слепотой материального существования. Мы смотрим своими слепыми глазами на этот мир и: « …». Но нам нужно что с вами сделать когда мы начинаем свой духовный муть, чтобы в конце концов мы увидели Кришну? Нам нужно спокойно и тихо закрыть глаза. Как мы это делаем? Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Мы отворачиваемся от этого мира. Мы показываем этому миру что? То, чего он заслуживает (смех), мы поворачиваемся к нему спиной. Мы говорим: «Не пытайся поймать меня». Был такой замечательный украинский философ Григорий Сковорода, который попросил, чтобы на его могиле выгравировали эпитафию: «Мир меня ловил, но не поймал». Мир будет гоняться за нами, он будет предлагать нам свои услуги, он будет говорить: «Возьми меня, пожалуйста. Вот он я». Но мы должны равнодушно и спокойно закрыть свои глаза, повернуть свои глаза в поисках Кришны, пока еще слепые. Если мы будем делать это, то постепенно-постепенно бхакти будет проявляться в нашем сердце, энергия Шримати Радхики будет проявляться в нашем сердце делая нас прекрасными в глазах Кришны. На самом деле, когда у человека есть бхакти, то это самое прекрасное, что может быть.
Я сегодня хотел показать слайд-шоу, но, к сожалению, техническое обеспечение подвело и поэтому слайд-шоу не будет, я могу вас обрадовать. Идея этого слайд-шоу заключалась именно в этом — как когда на человека падает отблеск бхакти, каким прекрасным он становится. У меня до сих пор стоит в глазах образ Бхакти Тиртхи Свами. Более прекрасного человека я не видел в своей жизни. Человека, изъеденного болезнью, измученного и тем не менее бесконечно прекрасного, лежащего на своем смертном одре, с огромными глазами, из которых текли слезы. Когда на человека падает маленький лучик бхакти, лучик милости Шримати Радхарани, он становится прекрасным. Именно поэтому Кришна-каршини, Кришна привлекается этим человеком, Он смотрит на него. И когда мы почувствуем на себе взгляд Кришны, что нужно в этот момент сделать? В этот момент нужно прозреть, в этот момент нужно посмотреть на Него изо всех сил. Но посмотреть не как мы смотрим на этот мир, ни с тем, чтобы наслаждаться, а посмотреть с тем, чтобы с этим взглядом отдать Ему свое сердце, все то, что есть у нас. Отдать Ему все то, что у нас есть. И, в сущности, путь, который ведет нас туда, в это направление, к Шримати Радхарани начинается именно с этого — с того, что мы закрываем глаза и перестаем пожирать ими этот мир. И, закрывая глаза, мы начинаем искать внутри Кришну и мы начинаем искать, или пытаться поймать на себе Его взгляд. Сознание Кришны, когда мы повторяем Святое Имя, заключается именно в этом, чтобы поймать, почувствовать когда же Бог на меня посмотрит, когда Он бросит на меня Свой взгляд. В этом должна быть наша молитва и наше ожидание: «Когда же Ты бросишь на меня Свой взгляд?». Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Об этом мы молим Его: «О Кришна, о Энергия Господа, займите меня в служении Себе, сделайте меня Своим слугой, сделайте меня объектом. Посмотрите на меня!. Вот он — я. Я ни на что не способен, я ничего не стою, я падший, глупый, гадкий. Но я знаю, что Вы даже такого меня можете взять. Если В бросите на меня Свой взгляд, то я под этим взглядом преображусь, я прозрею». Это та самая дорога, которая ведет к Шримати Радхарани, дорога, которая начинается с того, что мы повторяем искренно Святое Имя и просим: «О всемилостивая Энергия Господа, о Хара (Хара значит та, которая ворует сердце Кришны и Та, которая может своровать все наши грехи и все наши проблемы) забери все то, что мне не нужно, забери все эти глупости и гадости, которыми полна моя дурная голова. Забери это и сделай так, чтобы я смог принести хотя бы какую-то пользу, сделай так, чтобы от меня глупого, ничтожного, никуда не годного была какая-то радость Кришне. Сделай так, чтобы Он порадовался тому, что я делаю что-то, что не свойственно мне, что я не иду на поводу у своего вожделения, зависти, гнева. Сделай так, чтобы Кришна был доволен мной». Это наша молитва, крипа-катакша-бхаджанам ??? «Когда жы ты бросишь на меня крипа-катакша — взгляд искоса, который переполнить мое сердце чистотой и любовью к Тебе?». В этом суть сегодняшнего дня — мы просим Шримати Радхарани, чтобы Она дала нам силы быть самим собой, быть слугой слуги слуги, самым последним, проявлять эту доинью — самое прекрасное чувство, которое может быть у человека — смирение перед Богом. И сегодня у нас с вами праздник смирения, праздник послушания, праздник отказа от своих ложных, дурацких, идиотских, окончившихся полной неудачей, полным крахом, полным провалом, полным позором попыток стать Богом. Кто может подтвердить эти слова, что все мои попытки стать Богом окончились….? Джая, здесь собрались одни неудачники. (смех) Но это дает нам надежду обрести самую высшую удачу. Если мы с этим бесконечным смирением, как Санатана Госвами в своей «Брихад-Бхагаватамрите» говорит, что према, которую может дать нам Шримати Радхарани, что корнем премы, причиной премы является доинья — смирение, наше вечное, бесконечное смирение, когда мы приходим и говорим: «Сделай так, чтобы я мог все время служить Тебе». Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе; Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе; Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.
Спасибо большое. Шрила Прабхупада — ки джая. Шримати Радхарани — ки джая. Шри Радхаштами-махотсава — ки джая. Гоура-премананде. Хари бол.