Москва (18.12.2005 г.) «Бхагавад-гита», 16.1

Диск 73, л. 8

Аннотация:

— О качествах, приближающих к освобождению и качествах, погружающих в болото материального мира.

— Что такое страх (определение Рамануджачарьи)

— Кришна – лила-пурушоттама

— История о том, каким образом полная свобода и абсолютная вера в Бога, сказывается на  психологии  преданных Кришны. (история про Агхасуру)

— Вопросы и ответы:

   — бывает иногда, что человек становится преданным и все-таки боится?

   — Кришна-катха делает человека бесстрашным

   — есть ли изменения в новых изданиях «Бхагавад-гиты» и «Науки самоосознания»?

 ***

Мы читаем 1 стих из 16 главы «Бхагавад-гиты», которая называется «Божественные и демонические натуры».

шри-бхагаван увача

абхайам саттва-самшуддхир  джнана-йога-вйавастхитих

данам дамаш ча йаджнаш ча  свадхйайас тапа арджавам

Перевод первых трех стихов:

«Верховный Господь сказал: Бесстрашие, очищение своего бытия, совершенствование в духовном знании, благотворительность, владение чувствами, совершение жертвоприношений, изучение Вед,  совершение аскезы, простота, отказ от насилия,  правдивость, негневливость,  самоотречение, спокойствие, отсутствие стремления злословить,  сострадание ко всем живым существам,  отсутствие алчности, мягкость, скромность, решимость,  целеустремленность, способность прощать,  стойкость, чистота, отсутствие зависти и стремления к почестям – таковы, о сын Бхараты, божественные качества праведных людей, наделенных божественной  природой»

бхаванти сампадам даивим  абхиджатасйа бхарата – последння строка этих стихов. Читаю часть комментария.

КОММЕНТАРИЙ

Шрила Прабхупада – ки джая.

Спасибо вам большое за то, что вы пришли сюда. Я очень рад видеть вас всех здесь. Сегодня мы пришли, как всегда, для того, чтобы услышать очень важные вещи, вещи, которые помогут нам достойно жить в этом мире.  Сегодня по дороге сюда, меня вез в машине один преданный, он привел пример из жизни.  Сказал: «Я купил  компьютер, но пользоваться не могу. Поэтому я периодически нажимаю на какие-то кнопки и компьютер «виснет»». Примерно то же самое мы делаем с компьютером нашей жизни. Мы получили эту человеческую жизнь, но далеко не всегда можем пользоваться ей правильно. Нажимаем на какие-то кнопки и все виснет, мы попадаем впросак, попадаем в какую-то очередную проблему, начинаем испытывать боль. И при этом пытаемся найти виноватого вне нас, обвинить кого-то  в том, что это случилось. Но «Бхагавад-гита» это руководство человеческой жизнью. Кришна с самого начала учит нас как правильно нажимать кнопки.  Если человек научится этому, то его компьютер никогда не зависнет.  В конце жизни компьютер скажет: «Харе Кришна» и вернется к Богу. Шрила Прабхупада объясняет это здесь. Кришна в этой главе начинает объяснять, что есть два вида качеств, которые естественным образом развиваются у человека в зависимости от того, как он живет. Шрила Прабхупада начинает объяснение этого стиха с аллегории, с которой начиналась 15 глава, аллегории баньянового дерева, где Кришна говорит, что весь этот мир подобен ашваттхе. Ашваттха это священное дерево. И Он говорит: ашваттхам авйайам. Авйайам значит бесконечное, не имеющее конца. Ашваттхам, Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет, ашваттхам это значит – то, что есть сегодня, не будет завтра.  И Баладева Видьябхушана в комментарии к этому стиху говорит  «Для демонов, или для людей, которые культивируют в себе асура-сампад, демоническую природу, у этого мира нет конца»

Человек будет постоянно вращаться в этом мире и он никогда не найдет выхода из этого заколдованного круга. И, наоборот, для преданных это дерево — ашваттха, сегодня оно есть, завтра — нет.  Шрила Прабхупада объясняет здесь, что ест набор качеств, который помогает  человеку приближаться к освобождению. И точно также в 16 главе в следующем стихе начнут описываться качества, или через стих, Кришна начнет описывать качества, которые помогают человеку еще глубже погрузиться в болото материального мира. Все зависит от нас – чего мы хотим, куда мы хотим идти – хотим мы идти вверх, хотим мы становится свободнее или мы хотим все глубже и глубже погружаться в это рабство материального существования.  И само слово «дайви асура сампад», эта глава называется «Дайви асура сампад вибхава-йога» или «Йога различения двух природ», которые мы прежде всего должны различать в себе. Эту главу Кришна рассказывает не для того, чтобы мы могли обнаружить демонов вокруг, мы их итак уже обнаружили (смех), это ясно – испокон веков все вокруг демоны. Изначально всегда существуют теории заговоров, все всегда  — демоны. Но Кришна хочет научить нас различать свою собственную природу и свои собственные побуждения, объясняя с самого начала этой главы, один сампад…..  И «сампад» буквально значит «то, что я коплю». «то, что ко мне приходит», «то, что я могу развить». В каком-то смысле качества эти достижимы в пределах материального мира. Но один набор качеств помогает человеку стать свободней, другой набор качеств, они связаны очень тесно друг с другом, делает человека рабом. Материального существования. И в начале комментария Шрила Прабхупада объясняет, возвращаясь к этой аллегории,  что то, что я делаю в этом мире, карма, которую я совершаю сейчас,  моя деятельность здесь и сейчас каждый день, то, что я делаю с самого утра когда просыпаюсь и до позднего вечера, те поступки, которые я совершаю в этой жизни прямо сейчас, они являются причиной природы, при роды, с которой я рожусь в следующей жизни. Иначе говоря, природу свою можно поменять. Он объясняет, что в этой аллегории Кришна говорит, что карма моей теперешней жизни подобна воздушным корням. Кто-то видел баньян? Если не видели в природе, то видели на картинке. Баньян постоянно пускает все новые и новые корни. Он растет вверх и из этой ветки растет новый корень, новый корень. Мало ему тех корней, которые там уже есть, он постоянно пускает новые корни. И точно также человек, постоянно пускает новые корни, совершая поступки здесь. Такова природа кармы. Каждый мой поступок здесь и сейчас является еще одним корнем. И в зависимости от того какие корни я пускаю, а мы сейчас пускаем эти корни, корни растут от нас, в зависимости от этого моя следующая жизнь будет лучше или хуже, моя следующая жизнь приблизит меня в конечном счете к более высокому назначению или, наоборот, отдалит меня от этой цели. И Шрила Прабхупада объясняет это очень просто — что есть качества гуны благости и, если человек внимательно, прилежно взращивает в себе эти качества гуны благости, стараясь быть благостным в своей жизни, стараясь быть благостным в своих привычках, в своей еде, в своем общении прежде всего, стараясь быть благостным во всех аспектах нашей жизни, что, конечно же, очень трудно, особенно в Москве, сколько ни старайся, трудно быть благостным, потому что все пронизано гуной страсти  и невежества, все вокруг бьется в этом ритме гунн страсти и невежества, но, тем не менее, в конце концов, Кришна видит старания наши. Если мы просто будем пытаться развивать в себе определенное отношение к этому миру, то безусловно мы придем к самому замечательному состоянию   И Кришна говорит это в ответ на страх Арджуны.  Мы все знаем завязку «Бхагавад-гиты», драматический конфликт, из которого «Бхагавад-гита» выросла. — когда Арджуна испугался. Арджуна, могущественный воин, который ничего не боялся, ничего не боялся, вдруг испугался. Шрила Прабхупада объясняет…. Почему он испугался? Потому что он был  привязан, потому что он был привязан к этому материальному миру.  Страх….

Рамануджачарья в своем комментарии к «Бхагавад-гите» дает очень интересное объяснение страха.   Стих, который мы с вами прочли, начинается с этого качества – бесстрашия  (абхайам-саттва-самшуддхир). Рамануджачарья объясняет причину страха, вернее, не объясняет причину страха, а дает определение страха, что есть страх.  Что такое страх? Страх имеет два аспекта, говорит Рамануджачарья – страх лишиться того, что мне нравится и страх встретиться с тем, что мне не нравится.  В сущности, наша жизнь из этих двух вещей состоит – что-то мне нравится и что-то мне не нравится, я все время боюсь. Я боюсь, что у меня отберут то, что мне нравится и то, к чему я привязан, и я боюсь, что я встречусь с чем-то,  что я ненавижу или с кем-то, я боюсь, что ко мне придет боль, что ко мне придет смерть, что ко мне придет болезнь. Я боюсь, это повод для страха. И повод для страха: если у меня что-то есть – я боюсь, если у меня ничего нет, я все равно боюсь, потому что я боюсь, что будет еще хуже.  Поэтому страх является фоном материального существования. И люди инстинктивно пытаются избавиться от страха в этой жизни. Все усилия человека так или иначе защититься. Очень много терминов в этом мире, которые связаны с этим ощущением  нашей беззащитности и желанием защититься.  Например, сберегательный банк. Это тоже способ защититься Сбербанк. Я сберегаю. «Сберегаю» значит что? Значит сберегусь,  в том числе, я охраняю себя, защищаю себя. Почему? Потому что у меня есть страх. И если у меня там будет счет то этот страх будет  меньше.  Правильно? Не будет. Потому что история знает множество людей, которые хранили свои деньги не в сберегательном банке, а в гораздо более солидных учреждениях и денег этих было очень много. Знаменитый миллиардер, с свое время он был одним из самых богатых людей в мире, как его звали? Харт, что ли? У него были миллиарды долларов, он умер от страха. Причина его смерти, диагноз был  — страх. Он скрылся в бункере и просил, чтобы ему еду туда посылали дезинфецированную по транспортеру, чтобы, не дай Бог, какая-нибудь бактерия туда не попала. И в этом же бункере в один прекрасный день он умер от страха, сердце его разорвалось, несмотря на то, что у него были миллиарды долларов. И люди пытаются в этом мире найти прибежище, или найти защиту от страха, в разных формах, разные формы убежища они делают: блиндажи, квартиры, жена, дети, государство, танки, ракеты. Но на самом деле, чтоб избавиться от страха человеку нужно одно. И Кришна объясняет здесь. Он начинает это объяснение как избавиться от страха, дайви-сампад – божественной природой. Только если у человека есть эта божественная природа. И первым признаком, первым индикатором того, что у меня есть природа, не помещающая меня в это унизительное болото страха, и является то, что страх уходит. Первым признаком того, что у меня есть божественная природа, является бесстрашие. И Арджуна испугался в начале «Гиты» именно потому, что это унизительное чувство, которое он испытал, Кришна сразу сказал: «Ты привязан, ты жалко привязан. И, так как ты привязан, ничего другого ты не можешь ожидать».

В сущности, непривязанность это самое счастливое состояние. И постепенно благость приводит к этому. Даже уже в этой жизни человек может испытывать освобождение. Индийские Священные Писания говорят о мокше или мукти как о цели жизни – человек избавляется от страданий. И обычно под мукти подразумевается некое состояние после смерти. И можно сказать, что это такая же религия, как и все остальные. Все остальные религии говорят: «После смерти в рай попадешь». И эта религия, еще одна, говорит: «После смерти у тебя мукти будет, освобождение от страданий». Но Веды объясняют, что уже в этой жизни человек может обрести это состояние освобождения, или свободы от страха. И Веды научным образом дают человеку методику, конкретный метод, с помощью которого человек уже в этой жизни может, если не полностью освободиться, то освободиться в значительной степени. И прежде всего они говорят, что причина страха, природа страданий в материальном мире — это привязанность. И, наоборот, причина счастья, самого большого счастья – это полная, абсолютная свобода, непривязанность. Человек не привязанный – свободен, человек привязанный предсказуем.

Я слышал одну лекцию, где человек объяснял почему так трудно понять Кришну. Ученые спросили: «Почему Кришна синий?». И он стал объяснять: «Он синий, потому что Его трудно понять». Это одно из объяснений Его цвета,  Он загадочный, он непонятный. И одна из причин почему Его так трудно понять, как это ни странно, заключается в том,  что Он непривязан. Так как Он непривязан, Он непредсказуем. Человек, который привязан, всю его жизнь можно предсказать с точностью до минуты, все будет ясно, что он будет делать. Будет абсолютно ясно как он будет реагировать на ту или иную обстановку. Человек непривязанный – непредсказуем. Он может смеяться, когда все остальные плачут и плакать, когда все остальные смеются.  И точно так же Кришна, Он абсолютно непредсказуем. Он делает что-то и ты думаешь: «Ну, надо же». Он – Бог. Он абсолютно непривязан.  При этом Он следует закону, но прелесть Его, и в этом суть индийского…. «Индийского». Все время с антисектантскими писаниями  встречаюсь (смех) и мне приходится какими-то этими категориями изъясняться.  Не индийского. В этом суть той концепции Бога, которую мы разделяем. Говорится, что Бог, Кришна, Его высшее проявление Бога есть лила-пурушоттама. Что значит лила-пурушоттама? Что такое лила?

— Игра

 БВГ: Лила это игра. Но что такое игра? Игра значит непредсказуемость. Игра значит полная свобода и непредсказуемость.  Когда я заключен в рабство, я не играю, ту не до игры. Я могу играть только тогда, когда у меня есть эта внутренняя, абсолютно полная  свобода  и абсолютно полное счастье. И такова природа Бога. Он лила-пурушоттама, Он высшее проявление этой непредсказуемой реальности, которая постоянно удивляет нас. И наша  с вами задача, здесь даже, постоянно пребывать в этом удивлении лил Кришны. Мы сейчас тоже в лиле Кришны находимся.  И если мы обретем эту природу, божественную природу, природу сердца. Если сердце наше будет закалено вовне всех этих испытаний, то тогда…. Первое качество, которое приходит, еще раз,  с которого Кришна начинает описание божественной природы – абхайам, я становлюсь бесстрашным. Я становлюсь странным человеком, потому что бесстрашный человек — странный человек, он странные вещи делает.

Я хотел рассказать маленькую историю из лил Кришны, каким образом эта странность проявляется в Его преданных, каким образом эта полная свобода и полная, абсолютная вера в Бога , которая защитит, каким образом она сказывается на их психологии. Мы видим мир через призму нашего знания. Мир, который мы видим здесь – страшный мир. Эти ужасы, которые окружают нас, в сущности, призраки, которые порождает наше собственное сознание. У Гойи есть серия офортов «Сон разума порождает чудовища». И смысл этой серии офортов именно в этом, в том, что сон разума, а наша с вами жизнь это сплошной сон разума, порождает чудовища. Мы живем в этом мире, окружив себя чудовищами, которые являются  результатом того, что наш духовный разум уснул. Десятая песнь «Шримад-Бхагаватам» описывает совершенно невероятную психологию людей, которые связаны с Кришной, с Богом, любовными узами. Если у человека появляется эта  связь с Богом, он начинает себя вести очень странно. Это история про Агхасуру. Шукадева Госвами с огромным энтузиазмом описывает эту историю. Описав ватсалья-расу, или любовь родительскую к Кришне,  когда Яшода связала Кришну веревками своей любви, когда Яшода привязала Бога благодаря своей любви к ступе и даже наказала Его, Шукадева Госвами переходит в другую расу, к качествам другой расы – сакхья-расы. И он начинает рассказывать как Кришна, когда Он подрос, Он погрузился в этот океан любви, связывавший Его со Своими друзьями. И Шукадева Госвами говорит, что Кришна рано утром выходил на пастбище пасти телят. Кто-то может удивиться: «Зачем Богу пасти телят?». Но с другой стороны, если задать себе другой вопрос: «А что еще Богу делать?» (смех). Из всех занятий это, пожалуй, самое достойное и самое благородное.  Иудеи говорят, что Бог изучает «Тору». Может быть. Но, в общем-то, согласитесь, это достаточно скучное занятие – вечность изучать «Тору». Вечно пасти телят в лесу Вриндавана гораздо более приятная перспектива. И Шукадева Госвами говорит, что рано утром Кришна выходит со стадом Своих телят с гурьбой пастухов. И, когда он описывает сколько пастухов и сколько телят у Него, он говорит: асанкхья. И «асанкхья» это определенная цифра в санскрите, она может означать – бесчисленное количество, но она также означает совершенно конкретное число. Это 10 в 17 степени, десять с семнадцатью нулями. В русском языке нет слова, которое бы означало цифру такой величины. И Шукадева Госвами говорит, что когда Кришна выходит, то рядом с Ним 10 в 17 степени друзей. Небольшая компания (смех). Естественно, любой разумный человек скажет: «Господи, Боже мой,  ну, не может этого быть».  Ну, если в пятнадцатой , то еще куда ни шло, но не в семнадцатой. Но комментаторы объясняют, что Бог бесконечен. Бог бесконечен и ничто не может ограничить Его.  И кто-то может сказать: «Как 10 в 17 степени?»  Это большая цифра. Сейчас на земле 6,5 миллиардов людей. Миллиард это 10 в 9 степени.  Теперь, если в миллиард увеличить, то как раз получится примерное количество пастухов, которое Кришну окружает. И все они живут во Вриндаване. (смех), маленькая деревушка недалеко от Дели. И кто-то может сказать: «Не может такого быть». Ясное деле, не может быть, но и Бога тоже не может быть. Но, если Он может быть, то все остальное тоже может быть. И 10 в 17 степени пастушков могут вполне комфортабельно жить в небольшой деревушке и небольшая деревушка будет оставаться небольшой деревушкой непостижимым образом.

— Как на счет телят?

БВГ: Телят столько же, если не больше.

Соответственно, у каждого свое стадо. (смех) Бог. Что Ему еще делать? И однажды утром они вышли всей своей дружной компанией в лес, чтобы поразвлечься в очередной раз. И Шукадева Госвами описывает, что они делали. Все эти 10 в 17 степени пастушков прыгали, бегали, вскакивали на деревья. Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет, что они, заскочив на дерево, они видели как у обезьяны свисает хвост, они хватали за этот хвост. Обезьяна начинала верещать. Они, оказавшись лицом к лицу обезьяны, начинали  ей строить рожи. Тоже развлечение Верховной Личности Бога.  Иногда они прыгали как лягушки, иногда они подражали полету птиц. Ну, в общем, развлекались как могли. И тогда Кришна убегал. Иногда бывало так, что Кришна удалялся от них и уходил куда-то в заросли Вриндавана. Но они, обнаружив, что Его нет, начинали бежать и каждый из них кричал: «Ахам пурвам, ахам пурвам – я первый, я первый. Я первый добегу и дотронусь до Него».  Они бежали к Нему потому, что внутри у них было только одно чувство, чувство бесконечного счастья от любви к Кришне. И так они бегали, прыгали. И Шукадева Госвами говорит: иттхам сатам брахма-сукханубхутйа дасйам гатанам пара-даиватена  майашританам  нара-даракена сакам виджахрух крта-пунйа-пунджах (ШБ 10.12.11)  Говорит: «Представьте себе удачу этих пастухов – они бегали с Самим олицетворенным блаженством, они играли и прыгали. Весь мир поклоняется Богу». Он говорит, что  дасйам гатанам пара-даиватена  – обычные люди складывают перед Ним руки и дрожат, читают молитвы и говорят: «Спаси меня», есть люди, которые говорят: «Нет Бога», есть люди, которые поклоняются Ему как абстрактному духу и философствуют по этому поводу. – Он говорит, — но представьте себе удачу этих мальчиков, которые не молились Богу, которые не философствовали о Нем, которые не пытались глупо отрицать Его существование, а которые просто бегали и прыгали вместе с Ним, у которых не было ничего, кроме желания радоваться вместе с Ним.  И он говорит, что йоги пытаются поймать Бога изо всех сил. В своей медитации они пытаются ухватить, хотя бы кончик Его стоп увидеть. А тут эти пастухи бегут и кричат: «Я первый, я первый и хватают Кришну за шкирку».  И в один прекрасный миг, когда наступило время их обеда….    Лила-шакти это тоже очень интересное эзотерическое объяснение, почему произошла эта лила, почему Агхасура, этот страшный змей, страшный демон, приполз туда. Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет и Шрила Прабхупада повторяет его объяснение —  что пришла пора завтракать, но пастухи настолько были увлечены своими играми, что не было абсолютно никаких шансов на то, что они прервут свои игры и начнут завтракать. Поэтому лила-шакти пришлось прислать туда Агхасуру, чтобы он заставил их прервать свои игры. Приползла эта змея только для того, чтобы они могли сесть и позавтракать. Когда они пришли на то место, где нужно было завтракать, вдруг они увидели этого змея страшного, жуткого. Змей был 8 километров длиной. По сравнению с 10 в 17 степени мальчиков-пастушков змей в 8 километров длиной кажется вполне обыкновенной змеей. Мне только интересно как эти 10 в 17 степени пастушков в него поместились? Видимо, тоже пришлось этой энергии лила-шакти расширять этого змея.  Змей лежал там. Нижняя челюсть покоилась у него на земле, а верхняя челюсть касалась облаков.

Я помню, однажды был в зоопарке и видел там крокодила. Крокодилы обычно лежат в этой позе, поза крокодила, они лежат с раскрытым ртом, чтобы объяснить для чего они родились на свет, что они хотят. Этот змей лежал в этой позе крокодила с раскрытым ртом, большой. Говорится, что изо рта у него шел палящий ветер, во рту у него горел огонь и в этом огне сжигались множество трупов, которых он съел. Жуткий запах этих перевариваемых трупов, змей не был вегетарианцем по понятным причинам, потому что он не был преданным Господа и не пытался практиковать бхакти-йогу, соответственно запах этих разлагающихся трупов несся оттуда. Когда мальчик выбежали и увидели это, несколько, всего несколько из 10 в 17 степени, один сказал: «Это змей, нужно бежать отсюда». Другой сказал: «Чего бежать? Куда вы бежите? Это наверняка какой-нибудь очередной аттракцион, который Кришна придумал». Вы знаете, есть  аттракционы в парках культуры и отдыха – лабиринты какие-то, еще что-то. И они стали гадать, смотря на это. Кто-то сказал: «Это, наверно, Кришна специально такой лабиринт придумал, чтобы мы поиграли». И они стали восхищаться: «Ну, надо же, Кришна что придумал!». У него при этом был язык и язык этот напоминал столбовую дорогу, мкат (смех). И они стояли и гадали, кто это такой. В конце концов они подумали: «Наверно, все-таки, змей, наверно, все-таки живой».  Те, которые пытались первый раз убежать, они сказали: «Ну, если это все-таки живой змей,  может, побежим?». Другие говорят: Нет, побежим, только не оттуда, а туда». Те говорят: «Зачем? Почему не оттуда, а туда?». «Как почему? Если это змей, если он приполз сюда, чтоб сожрать нас…».  Это была вполне вероятная гипотеза, исходя из всего ими увиденного, это вполне логичное было предположение. Мальчики-пастушки хотя и не были философами, но они, по крайней мере, к ней пришли. Они сказали: «Если он приполз сюда,  чтобы нас сожрать, то тогда Кришна нас спасет. Поэтому бежать нужно туда, а не оттуда». Кришна в это время находился в отдалении и Он видел как мальчики переговариваются между собой, как они думают кто он такой, что он такое, почему он такой. И он то знал кто он такой. Он знал, что это страшный асур, которого боятся даже боги, даже боги дрожат от его могущества. Это какая-то душа, которая накопила мистические силы в себе и приняла эту форму. Когда Кришна понял это, понял, что случилось, Он попытался было остановить, у Него возникло желание: «Куда они?! Куда они?! Что они делают?! Они лезут прямо в пасть к этому демону». Но мальчики сказали: «Чего бояться-то?». И это как раз то, о чем мне хотелось сегодня поговорить. Это та особенность психологии, которая возникает у людей, обладающих непоколебимой верой в Бога, это то самое бесстрашие, которое приходит. Для них все опасности этого мира превращаются в фантасмагорию, в иллюзию, они превращаются в некое подобие аттракциона, который устроил Кришна.  Есть разница между человеком, который живет погруженный в этот мир: бхайам двити абхинивеша тахсйа  иша тапетасйа випарйайо смртих ??? 11 песнь «Шримад-Бхагаватам» говорит, что источником страха является двити-абхинивеша ??? – наша погруженность или наша привязанность (двити) к этому двойственному материальному миру. И для нас все эти ужасы,. призраки, порождение нашего собственного ущербного сознания, являются реальностью. И человек живет в этом фильме ужасов, скучном фильме ужасов, но все-таки фильме ужасов. Но для человека, который становится преданным, он начинает понимать – это все лила, это аттракцион. Мы с вами живем в большом аттракционе, который устроил Кришна, мы с вами те самые мальчики-пастушки, которые вошли в пасть Агхасуры. Агхасура, змея времени, поглотила нас.

 Один из символов времени в восточной мудрости это змея, бесконечность,  и змея, которая кусает свой собственный хвост.  И пастушки эти вошли совершенно бесстрашно, с пением. Вишванатха Чакраварти Тхакур дает любопытную деталь – что пастушки помчались туда изо всех сил и телята припустились за ними и хвосты у них стояли торчком. Когда телята особенно радуются, при выражениях экстаза у них хвост становится  торчком. И телята эти рвались туда. Кришна, Бог, при этом говорил: «Что они делают? Нужно их остановить», но не мог их остановить. Бог не мог их остановить. Он говорил: «Что такое? Что они делают?». Ему хотелось  их остановить, но Он ничего не мог сделать. Почему? Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет и Шрила Прабхупада объясняет, он объясняет, что Бог хотел, чтобы эта, так называемое, несчастье с ними не случилось. Но они хотели, чтобы это несчастье с ними случилось и, чтоб Бог их спас. И когда два желания – желание Бога и желание преданного  сталкиваются  друг с другом, то кто побеждает? Преданный побеждает, Богу приходится отступать. Он всемогущий, но в этом случае Он говорит: «Ну, если они так хотят,  придется их спасать».  Если они хотят этого, если они хотят еще раз убедиться в том, что абхайам саттва-самшуддхир (БГ 16.1) , что единственный способ духовного существования в этом мире это быть полностью бесстрашным. Когда у человека есть любовь в сердце и ничего другого, любовь к Богу, то у него есть это абсолютное бесстрашие, которое превращает все ужасы этого мира в фантасмагорию. И, соответственно, Кришна ничего не мог сделать. Они вошли туда, в огромную как пещера пасть,  и Агхасура их чуть было не проглотил.  Но он смотрел на Кришну и думал: «Когда Он войдет, тогда я их проглочу. И пусть эти мальчики будут пиндой, будут поминальными подношениями в честь моих усопших брата и сестры». У него была хорошая семейка – у него сестра была Путана, а его родной брат был Бакасура. Они зашли, а он ждал Кришну. Кришна думал: «Что делать? Что делать, — Он никак не мог понять, что делать, — Как убить его и не убить тех мальчиков, которые  находятся внутри?». Это очень сложная задача – как вытащить их и одновременно убить асуру. Но в тот момент гениальное решение пришло Кришне в голову – чтобы убить его и не повредить тех, кто внутри, нужно убить его откуда? Изнутри. Правильно. Вы почти такие же, как Кришна. (смех), почти такие же сообразительные.   Кришна вошел внутрь. Перед этим Он огляделся вокруг и увидел, что все мальчики лежат в обмороке и кто-то уже даже начал перевариваться в пищеварительных соках Агхасуры. Так как никто не видит, Кришна стал расти. Обычно Кришна не растет. Когда у Шрилы Прабхупады спросили какого роста Кришна, Шрила Прабхупада сказал: «Среднего» (смех).. Есть такие обозначения X, XL.  Так вот, Кришна даже не XL, Кришна среднего роста. Кришна, Бог, приходя к нам, играет роль обычного человека. Обычно до этого, когда все видели Его, Он не прибегал к каким-то трюкам и чудесам, но тут, так как Он убедился в том, что никто Его не видит,  Он решил: «Ну, можно вырасти». И Он стал расти и демон стал расти, и Он стал расти, и демон стал расти. Но, в конце концов,  возможности роста у демона ограничены, тогда как возможности роста для Кришны – безграничны. И Кришна рос быстрее. Поэтому, в конце концов, Он застрял у него в горле и демон задохнулся. И жизнь его, жизненный воздух, душа заметалась в поисках выхода. Когда тело умирает, то душа ищет выхода, отверстий, через  которые можно выйти. Но все отверстия были закрыты. Горло, через которое можно было выйти, было заткнуто Кришной (смех), большого размера. Она не могла оттуда выйти. Заднепроходное отверстие, видимо, тоже было заткнуто. Душа прорвала Брахма-рандру, отверстие на макушке, и вырвалась оттуда, на глазах у всех, полубоги наблюдали за всем этим, вырвалась в небо и стала светить там как яркая точка. Обычно человек не видит когда душа вылетает из тела. Он просто видит, что, вдруг, тело становится мертвым, вдруг в какой-то момент жизненный воздух покидает тело и тело превращается в мешок, превращается всего лишь в какую-то оболочку, покинутую жизнью, духом.   Но в этот момент Кришна сделал это видимым, чтоб все увидели – демон этот, несмотря на то, что он был демоном, так как он соприкоснулся с Кришной, обрел освобождение. Эта ослепительно яркая точка повисела в небе. И когда Кришна вышел вместе с этими мальчиками-пастушками, Он взглянул на них, они сразу ожили под Его взглядом,  под лучистым взглядом Его любящих глаз, все выбежали оттуда и в этот момент душа демона вошла в тело Кришны и из тела Кришны вернулась на Вайкунтху. Так мальчики убедились в том, что Кришна защищает, убедились в том, что бесстрашие, которое приходит к человеку….. Еще раз вернемся к самому началу. Когда человек праведный, просто живет праведной жизнью, он уже избавляется от страха. Кто-то заметил это? Кто-то заметил как, просто поменяв свой образ жизни, человек уменьшает уровень страха или параноидальности своего сознания? И мальчики убедились в том, что Кришна всегда спасает. Кришна в какой-то момент смог убить Агхасуру оригинальным способом, к которому Он еще не прибегал во Вриндаване, увеличившись в размерах. Кроме того, самая главная цель всего этого была достигнута, потому что когда они вышли из пасти демона, они сказали: «Что-то мы проголодались. Надо позавтракать». (смех) И таким образом лила завершилась благополучно. Счастливый конец  этой лилы обрадовал всех. И до сих пор мы, читая об этой необычайной лиле, можем тоже обрести бесстрашие. В конце концов, самый верный способ обрести бесстрашие, как говорится шринватам  сва-катхах кршнах пунйа-шравана-киртанах (ШБ 1.2.17) В самом начале «Шримад-Бхагаватам» «Шримад Бхагаватам» прославляется и говорится, что когда человек просто слушает «Шримад-Бхагаватам» (пунйа-шраванам-киртанах), что у него происходит? Благочестие приходит.  Просто слушать «Шримад-Бхагаватам» это самый благочестивый поступок.  Воспевать, повторять «Шримад-Бхагаватам» это тоже подвиг благочестия. Не нужно совершать суровую аскезу, не нужно мучить себя, еще что-то, нужно просто слушать о Кришне и рассказывать другим о Кришне. И тогда постепенно к человеку будет приходить благочестие и вместе с благочестием, с очищением от влияния низших, по-настоящему низких качеств материальной природы, которые мы приобрели просто в результате неблагоприятного общения – вожделения, гнева, жадности, гордыни, зависти, все эти качества будут уходить сами из нашего сердца, просто если мы будем слушать «Шримад-Бхагаватам» и пересказывать. И вместе с ними к нам будет в сердце приходить бесстрашие само собой, вместе с ними к нам будет приходить свобода от боли.

Как предпоследний стих предыдущей главы «Шримад-Бхагаватам», 11 главы 10 песни «Шримад-Бхагаватам»,  там говорится, что Нанда Махарадж, когда Кришна совершал какое-то чудо очередное, какой-то подвиг и когда пастушки возвращались и начинали рассказывать: «Кришна сегодня такое сделал, такого демона убил»….   А так как Кришне нужно было каждый день обедать, то демон приходил каждый день, чтобы Он прервал Свои детские игры.  Каждый день случалось что-то, каждый день пастушки приходили и каждый день они рассказывали. И после этого пастухи взрослые, взрослые люди, серьезные, потому что кто-то может думать, что сознание Кришны только для несерьезных людей,  пастухи, которые во Вриндаване были, они очень серьезные были – Нанда Махарадж, Упананда, тоже, конечно, преданные, то есть не совсем серьезные, но все равно серьезные, они садились и обсуждали это.

Рассказывали друг другу и думали. Чесали у себя в затылках и говорили: «Как же такое может быть? Как Кришне это удается. Гаргамуни  прав, прав был Гаргамуни. Как он предсказал все! И Васудев тоже все предсказал. Какие-то демоны все время, и Кришна их убивает». И Шукадева Госвами говорит, что когда они просто садились, вот также, была такая особая комната для собраний и вечером они собирались и обсуждали это, то одновременно с этим сразу же боль материального существования, которую они и так не испытывали,  но, чтобы объяснить нам результат Кришна-катхи, боль уходила куда-то далеко-далеко.  Бхавасйа ветана ??? – боль или мука страданий материального существования, страх материального существования отступал. Весь этот фантасмагорический фильм ужасов материального существования распадался на куски. И они оставались один на один с бесконечно блаженной энергией, лила-шакти, Кришны, обсуждая Его игры, и становились полностью счастливыми. И мы сейчас пытаемся чуть-чуть им подражать в меру наших слабых сил и возможностей., в меру нашей испорченности, в меру нашей ущербности. И, тем не менее, мы повторяем вслед за Шукадевой Госвами, за всеми остальными это, чтобы обрести  качества, которые приводят человека к освобождению – абхайам саттва-самшуддхир  – очищению своего существования.

Спасибо большое. Шрила Прабхупада – ки джая.

ВОПРОС:  В Чайтанья-лиле, там, когда… остановили,  то там говорится, что один не боится, а двое боятся. Они все-таки спутники Господа Чайтаньи.

БВГ: Спутники спутникам рознь. Тутти тоже несколько пытались все время убежать в другую сторону

— Бывает иногда, что человек становится преданным и все-таки боится?

БВГ: Бывает иногда, всякое бывает. По себе знаю, (смех)  иногда боишься, а иногда не боишься. Иногда страшно, не смотря ни на что, бывает страшно. Но, все равно, не так страшно. Даже если страшно, то все равно вместе с Кришной лучше. «Брихад-араньяка-упанишада» говорит, что человек, который познал Брахман, становится бесстрашным. Душа, которая постигла дух или природу духа, так как она утверждается в вечности, то страх уходит. И для человека, который действительно достиг совершенства гьяна-йоги, постигшего душу свою, духовную природу, может быть, бесстрашие становится постоянной формой существования. Но с преданными все сложнее, потому что преданные  — дело тонкое, там эмоции какие-то духовные. И, может, это духовный страх, потому что страх лишиться Кришны. Шрила Прабхупада говорит, что в духовной жизни есть место страху. Страх хорош, потому что страх, если мы боимся материального существования или оскверняющего общения, этот страх помогает нам обрести Кришну в своем сердце. Он говорит, что Камса олицетворяет это страх материального существования.  Этот страх материального существования помогает человеку очистить сердце от вожделения, страха, гнева, невежества. Так что, страх разный может быть в духовной жизни. Для человека, который идет чисто путем гьяна-йоги, может быть состояние бесстрашия абсолютное.  Скажем так, подобно тому, как для обычного человека страх является фоном, который он даже иногда не замечает,  страх смерти, он не замечает, не отдает себе отчета в том, но он есть,  подсознательно он есть всегда, но он его иногда не чувствует, точно также для преданного бесстрашие является фоном существования. Но на этом фоне иногда может появляться страх.   Шри Дойал Гаура-Нитай Сачасута – ки джая.

ВОПРОС: ()

БВГ: Они демоны чисто по касте по своей. Качества у них божественные? Конечно, у Вритрасуры. Вритрасура самый бесстрашный. Индра пришел к нему и у Индры благословение, что у него есть оружие, которым он может убить Вритрасуру, и он боится. А Вритрасура находится перед ним и говорит: «Чего боишься? Давай, стреляй. Ты что испугался? У тебя ж благословение есть. Ты не веришь в то, что бхаджара может меня убить? Давай». И Индра думает: «Он лучше преданный, чем я. Он не боится, я –боюсь». Настоящий преданный, действительно, у него есть все эти качества. Если он преданный, он – преданный.  Может он родился в теле….  Иногда преданные рождаются в странных телах. Я это по себе знаю (смех), в телах, на которые влияют гунны страсти и невежества. Можно, например, родится в теле кавказской национальности, еще в каком-то. Я, не будучи шовинистом, но есть просто тела, которые, по идее, они более страстные. Но если человек становится преданным, он сразу же обретает все эти качества или, по крайней мере, если не сразу, то через какое-то время.  Если у него появляется вера, если у него появляется настоящая вера, вместе с верой все это приходит. Тут нет никаких сомнений.

Я хотел вас спросить, кто распространял «Бхагавад-гиту» эту неделю, чтобы закрепить благословения, которые….  Мне вчера Амрита прабху рассказал замечательную историю, или замечательный метод, который к нему пришел. Он заботится об учениках Гопал Кришны Махараджа. Он обзвонил каждого из них и он спросил каждого из них: «А у вас все книги Шрилы Прабхупады есть?», на всякий случай.  Тот сказал: «Нет, у меня этого нет», «У меня этого нет». Он таким образом распространил больше ста книг, просто обзвонив своих друзей преданных и задав им нелицеприятный вопрос: «А есть у вас все книги Шрилы Прабхупады или нет?». И развез их. У него машина. С доставкой на дом.  Сказал: «Вот вам, подарок, ведь скоро Новый год». Пожалуйста, задайте себе этот вопрос – у вас есть все книги Шрилы Прабхупады или нет? Если нет, можно приобрести. Сейчас особое время – марафон, когда мы должны думать об этом, говорить об этом, воодушевлять друг друга об этом. Потому что, в конце концов, соприкосновение с этими книгами, соприкосновение с Кришна-катхой может сделать человека бесстрашным, может дать человеку счастье.

Я помню, как у меня случилось это в жизни. Я стал читать книги Шрилы Прабхупады и повторять мантру. И в какой-то момент ко мне пришло КГБ. Так, теперь, я не знаю что страшнее КГБ или Агхасура, но для меня тогда точно КГБ было более страшным, чем Агхасура.  Агхасура, там были сомнения в том — аттракцион этот или не аттракцион. У меня сомнений никаких в том, что это не аттракцион, не было. (смех). Но при этом самым удивительным и мистическим для меня образом, но я должен признаться, я человек, в общем-то, по природе своей не очень смелый, и самым мистическим образом в какой-то момент я не чувствовал никакого страха. Мне было очень легко и я думал: «Ну, надо ж, КГБ! Харе Кришна». Периодически я с ними сталкивался, и в какой-то момент ко мне приходила эта отчетливая реализация, что я сам создал этот ужас, что я сам дал этим людям право меня мучить, сам дал право им меня пугать. И в тот момент, когда я понимал, что они такие же простые люди, какие-то запутанные, в майе находящиеся,  как и я, и когда я это чувствовал, когда в сердце моем всплывали какие-то слова Кришны из «Бхагавад-гиты» или Его имя: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, я вдруг начинал себя очень нагло себя с ними вести.  И я думал: «Ну, надо же, я как кролик в пасти у удава, и вдруг начинаю наглеть». Я сижу там один на один с людьми, которые меня мучат,  которые мне так или иначе угрожают какими-то страшными карами или еще чем-то, а я начинаю себя совершенно нагло вести.  Я смотрел на себя слегка со стороны и удивлялся: «Не похоже на тебя. Как это может быть?». Потому что, когда человек сталкивается с этими книгами, он обретает очень важную вещь  У нас осталось всего на всего две недели. Мы посчитали – нам нужно распространить 100 тысяч книг, 100 тысяч очков. Пока у нас только в ашраме санкиртаны люди распространили на 37 тысяч. И они, как бы они ни старались, они стараются очень сильно, они никак 100 тысяч не распространят, если вы не будете им помогать. Немного осталось, всего 13 дней. Не упускайте этот шанс.

ВОПРОС: Что, вообще, с премьер-министром? А то что-то все молчат.

БВГ: Пока не знаем как оно пойдет дальше. Но все будет хорошо, в этом нет никаких сомнений.  Потому что Кришна – Бог.

ВОПРОС: А можно узнать? У меня вопрос по поводу книг. Сейчас вышли новые издания «Бхагавад-гиты» и «Науки самосознания», есть ли какие-то изменения?

БВГ: В «Науке самосознания» нет, а в «Гите» есть. В «Гите»,  по сравнению со вторым изданием, в этом есть некоторые небольшие исправления.

— Это окончательно?

БВГ: Нет, не окончательно.  Еще раз спасибо вам большое. Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

Шрила Прабхупада – ки джая. Гаура премананде. Харибол.

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.