Израиль (24.03.2006 г.) «Бхагавад-гита», 2.14

Диск 76, л. 1

Аннотация:

Вечность души. Дхарма души. Сат и асат. Самскары. Маха-мантра вне времени. Терпение. Сострадание и помощь. Оскорбление и двойственность. Три условия эффективности практики.

***

…Прошу прощения  за свой внешний вид. (не слышно) смех…Я думал о чем говорить сегодня. Хотел говорить о простых вещах. Хотя на самом деле они далеко не такие простые, как могут показаться на первый взгляд. У меня был выбор о чем говорить, и я решил остановиться на  чем-то вольном. Поэтому я прочту четырнадцатый  стих и второй  главы Бхагавад Гиты.

матрас-спаршас ту каунтейа

шитошна-сакха-духкха-дах

агампайино нитйас

тамс титикшасва бхарата

Читает дословный перевод стиха.

О сын Кунти, счастье и горе приходят и уходят, сменяя друг друга как зима и лето. Они возникают от соприкосновения чувств с объектами восприятия, о потомок Бхараты. Поэтому   нужно научиться терпеливо переносить их, оставаясь всегда невозмутимым.

Комментарий Шрилы Прабхупады:……

Это самое начало Гиты. Где  Кришна начинает объяснять Арджуне, и вместе с Арджуной и нам с вами, каким образом человек может избавиться от  всех  бед. Потому что Арджуна представляет собой прототип любого живого существа. В сущности, Арджуна играет роль материалиста. Человека, который из-за своих материальных привязанностей оказался в тяжелом положении. И это  пример??? по отношению ко всем нам. У   нас у всех есть материальные привязанности. Результат этих материальных привязанностей однозначен – мы оказываемся в тяжелом положении. Мы не можем не оказаться в тяжелом положении. И Арджуна, как    некоторые люди, оказавшиеся в тяжелом положении, пытается найти выход из этого   положения духовными способами. Однако материальные привязанности мешают им. Материальные привязанности искажают его сознание. Они мешают ему ясно увидеть, в чем корень его проблемы. И вся первая глава посвящена описанию того , как Арджуна обманывает самого себя  и пытается обмануть   Кришну. Он приводит различные аргументы, которые ему кажутся очень серьезными. И нам, на первый взгляд, они тоже кажутся очень серьезными. А Кришна только слушает и удивляется. А потом говорит:» кутас…………… Как это грязь могла в тебя войти? Грязь».  Он цитирует одну шастру, другую шастру, священное писание. …..??? Затем Арджуна дает ему право учить себя. Когда Арджуна говорит… Не очень последовательно, но до какой-то степени Арджуна дает это право. Арджуна говорит:»Я предавшаяся тебе душа. Учи меня. Наставляй меня. Я все понял. Я ничего не могу сделать. Я не могу найти выход». Правда, до этого он это идет ????не очень  последовательно. Арджуна говорит в седьмом стихе этой главы: шишйас те хам шадхи мам твам прапаннам,- Я предавшаяся тебе душа. Наставляй меня. Я готов делать все, что ты скажешь. Правда в следующем стихе он говорит: на йотсйа ити говинда,- я сражаться не буду. Он знает, что Кришна хочет  что бы он сражался.

  — Я все буду что угодно делать. Все что ты скажешь, но только не сражаться. Все остальное буду делать.

В этом стихе Арджуна представляет собой очень похожее зрелище. Это мы. «Гуру. Все, только не это, не это, не это. Я придаюсь тебе». (смех) Но, тем не менее. Так или иначе, он дал Кришне это право. Он сказал:»Учи меня».  И Кришна, Он … С одной стороны Ему смешно, потому что Он видит всю   непоследовательность. С другой стороны, Он и рад посмеяться, но не может посмеяться, так как Арджуна принял его своим учителем. И если учитель будет смеяться над нами, то не совсем хорошо будет. Поэтому… Ачарйи объясняют, что Кришна улыбнулся. Улыбка… Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет, что улыбка… Кришна хотел рассмеяться. Потому что, если бы Он оставался по-прежнему другом Арджуны, как Он был до этого, Он бы просто посмеялся над этим. Он сказал бы: »Ну, ты Арджуна! Ну, ты даешь!» Так как, в этот момент он должен был поменять свое настроение и стать его учителем, то Он сдержал свой смех и осталась одна улыбка от этого. И Он отчитывает его. Первым делом он слегка отчитывает его. Он говорит: »Ты думал, что ты ученый человек. Но ученый человек… Это определение ученого человека или пандита. Это человек, который способен отличать вечное от невечного. Ты не можешь этого делать. Ты путаешь. Ты принимаешь нечто  заведомо невечное, обреченное на смерть за вечное.???? Ты скорбишь о том, о чем не достойно скорби, потому что тело, оно … скорби или не скорби оно… Это совершенно неизбежная вещь. Какой смысл скорбеть?

 С этого начинается Гита. И когда Кришна говорит следующий стих, Он объясняет самое главное послание «Бхагавад Гиты». Говорится, что для того, что бы понять особенно кого-нибудь сложного текста, а «Бхагавад Гита» очень много о чем говориться, то первое на что нужно посмотреть – это на начало и на конец. Если мы посмотрим на самое начало «Бхагавад Гиты», когда Кришна собственно и начинает говорить или учить Арджуну,  то начало это очень многозначительно. Начало  это… Кришна говорит: »Ты вечен. И Я вечен. И все остальные вечны.(кто-то из  преданных говорит о чемодане)…А чемодан не вечен. Чемодан… он сейчас есть, потом нет(смех)…потом опять есть.»(не слышно) Кришна говорит   начало «БГ», которая в значительной степени объясняет смысл этой книги, заключается в ????????Кришна говорит: »Смерти нет. Нет смерти.  Смерти нет. Ни ты, ни Я, ни все  остальные, кого ты видишь вокруг, никогда не умирают». Но Он делает это с начало как некое торжественное заявление, которое не требует доказательства. Просто говорит: «Это так. И никак иначе. Смерти нет. Душа вечна«. Но, естественно, этого мало для того, что бы   поверить в это. Для того, что бы понять это до конца. И было бы странным, если бы Кришна ограничился бы этим. Хотя, с одной стороны, мы знаем  что, то  что касается таких предметов как душа или  Бог, самое главное – это слова авторитета, шабда-брахман. Но, разум нам дан не случайно и нам нужно, тем не менее, понять это своим разумом. Что это значит? И более того, понять каким образом я могу осознать это глубже. Не просто принять это слепо.  И следующий стих, тринадцатый и четырнадцатый, который мы прочли сейчас… в этих двух стихах Кришна объясняет: в начале Он дает доказательства, а потом он дает способ, с помощью которого я могу понять, что я душа и душа вечна. И это очень интересная вещь: как это все происходит. Потому что, если мы поймем один  этот один стих… в следующем стихе   Кришна говорит: сама-духкха-сукхам дхирам   со,мритатвайа калпате.  Если человек научиться делать то, что я рекомендовал  в предыдущем стихе, в том стихе, который мы прочли сегодня, —                         

матрас-спаршас ту каунтейа

шитошна-сакха-духкха-дах

агампайино нитйас

тамс титикшасва бхарата

— то тогда , говорит Кришна,- со,мритатвайя калпате,- такой человек становится бессмертным. Такой человек   не просто теоретически знает о бессмертии, он обретает бессмертие. И именно поэтому этот стих так важен. Если мы научимся одной этой вещи, о которой Кришна говорит здесь, то обещание, которое Он нам  дает, очень соблазнительное????каунтейа ???достигаешь бессмертия. Но перед тем, как понять что Он говорит   конкретно  в этом стихе, необходимо понять предыдущий стих тоже.  Потому что предыдущий стих … это ряд начала. Это три стиха. Это первых три  стиха «Гиты», где Кришна начинает свое учение. В начале ОН говорит — душа вечная. В следующем стихе: дехино смин йатха дехе   каумарам йауванам джара. Он поясняет как это понять. И Он приводит поразительный пример. На самом деле, мы все тысячу раз уже слушали этот пример, но чем больше я его слушаю, тем больше я удивляюсь точности этого стиха. Он дает удивительное по своему изяществу доказательство того,  что душа вечная. Причем, доказательство абсолютно несектантское.  Он говорит одну, но очень глубокую вещь: почему душа вечная. Что дает нам основание утверждать, что душа вечная?  Очень простая вещь: то что я могу наблюдать за изменениями, происходящие с моим телом. Если бы я был бы этим телом, и если бы изменения происходили со мной. А большинство людей считают, что мы это тело. И что с ???телом происходят изменения: тело растет. Со мной происходят изменения: я росту; я росту; я мужаю, я взрослею. Потом я постепенно старюсь. Потом я дряхлею. Потом я умираю. Но Кришна говорит: «Нет. Потому, что если бы это происходило с тобой, ты бы не видел этих изменений». Что бы увидеть какое-нибудь движение  или какое-нибудь изменение, где человек должен находиться? В стороне. Я сейчас прилетел к вам на самолете. Самолет летел со скоростью девятьсот километров в час. Я при этом, спокойно сидел, отвечал там на какие-то там письма. Спал. И представить себе, что он летит со скоростью девятьсот километров в час, было невозможно. Почему? Кто-то из преданных: « Потому, что вы были в самолете». Да!(смех) И, если, по какой-нибудь причине, я выпал(смех), то очень быстро бы увидел, что он летит без меня. Иначе говоря, чтобы увидеть движение, нужно находиться вне этого движения. Чтобы увидеть изменения,  нужно находиться вне этих изменений. Потому что, если я меняюсь, то я не увижу своих изменений. И Кришна объясняет,   когда человек  совсем отождествляет себя с телом, он не чувствует и не видит этих изменений.  В какой-то момент, в первый??? момент, когда он немножечко отходит от материального бытия, он занимает это положение наблюдателя. Он видит, что-то такое происходит. При этом, он внутренне понимает: я не меняюсь; я нахожусь в стороне от всего этого. Кришна в этом стихе доказывает очень просто, так, что,  каждый, в принципе, может понять это. Что есть нечто,   отлично от всех этих изменений. Есть некая точка отсчета, с которой   человек может эти изменения  увидеть. Именно эта точка отсчета и есть – я, центр из которого исходит сознание. В каком-то смысле, есть две возможные интерпретации этих двух стихов: предыдущего и того, который мы прочли. Первый  стих помогает нам понять , что мы не это тело. Второй стих помогает нам избавиться от еще более сложного отождествления или  от еще более сложных проблем. Понять, что я не  ум. Но, это один способ понимать эти два стиха. Другой способ понимать эти два стиха. В первом стихе Кришна объясняет нам, каким образом логически мы можем понять, что душа отлична от тела. В этом стихе, который мы прочли, Он дает нам практику, с помощью которой мы можем не просто логически или теоретически понять, но и почувствовать это. Поэтому, Он говорит в этом стихе:   

матрас-спаршас ту каунтейа

шитошна-сакха-духкха-дах

агампайино нитйас

тамс титикшасва бхарата

Он объясняет… И Шрила Прабхупада именно ???таким образом толкует этот стих в комментарии. Он говорит в комментарии, что если человек будет следовать этим наставлениям священных писаний, что в сущности предписывает определенный стиль жизни. Он объясняет этот стих каким образом. Он говорит, что есть долг. И долг необходимо исполнять, независимо, где ты живешь; в какой стране ты живешь; кто тебя окружает; в Израиле ты, или ты в России, или еще где-то. Какая бы сумасшедшая не была страна, в Кали-югу не сумасшедших стран, практически, не осталось. Индия не менее сумасшедшая страна, ???если не более(смех). Что бы не происходило вокруг тебя; какая ни была погода; какие бы не были причины не исполнять свой долг. Если ты не будешь исполнять свой долг, то ты никогда не поймешь более глубокого. Он объясняет   какие-то простые вещи, которые далеко не такие простые на поверку: как готовить, например, когда жара страшная; или ,наоборот, омываться утром.   В конце концов, исполнение, исполнение помогает человеку нащупать  внутри себя эту неизменную основу, почувствовать, что я – душа. Перевести это знание из разряда теоретического в разряд реально практического. Именно об этом мне хотелось бы поговорить. Как это происходит? И что, собственно, должен делать человек? И почему именно этот процесс помогает человеку почувствовать себя душой? Кришна говорит в этом стихе:

матрас-спаршас ту каунтейа

шитошна-сакха-духкха-дах

 

В предыдущем стихе он говорит: дехино смин йатхе дехе.   Дехи – значит тело. И дехино значит на санскрите, то что собрано. Дехи, буквально, значит куча. И наше тело представляет собой некую кучу. Она состоит из разных составных частей. Поэтому, по одной этой причине, оно  обречено на гибель. Есть принцип Ведической логики, в Индийской   логики, что, то что состоит из составных частей, обречено на распад. Просто потому, что состоит из составных частей. Вечным является то, что не состоит из составных частей. И то, что состоит из составных частей предназначено   не для самого себя. Его бытие не самодостаточно. И здесь Он говорит другую вещь, очень  важную. Он говорит: матра. Матра что значит? Он начинает этот стих со слова матра. Что занчит матра, кто знает? В принципе, русское слово метр означает, происходит от этого слова матра. Матра означает чувства. Буквально означает измерительный прибор. Метр. Он говорит: матра спаршас. Матра спрашас. Матра значит чувства. Спаршас что значит? Прикосновение.    Матрас-спаршас ту каунтейа       шитошна-сакха-духкха-дах  Наша жизнь в материальном мире представляет собой постоянное соприкосновение наших чувств, которые   являются ни чем иным как различными датчиками, измерительными приборами. Правда? Если с научной точки зрения подойти, то что глаза делают? Что для нас кажутся такими замечательными. Они все время измеряют: это такое; это сякое; это черное; это белое; это красное.  Они смотрят и измеряют. Что нос делает? Нос это, просто, датчик такой. И он замеряет запахи: это запах такой; это запах такой. Что язык делает? Язык измеряет вкус. Кожа что делает? Кожа измеряет прикосновения???.  Уши что делают?  Уши, кстати, тоже измеряют. Измеряют с помощью прикосновения. Чувства соприкасаются с объектами чувств. Происходит процесс измерения. И в сущности все. Ничего другого не происходит . В результате этого, если подробно разобрать ???это с физиологической точки зрения, то произошло измерение. Теперь это измерение должно считаться. Прибор наш соприкоснулся с объектом. Он что-то измерил и, там, в мозгу, появляется какая-то диаграмма.  Информация. Электрический импульс определенной частоты. И этот импульс определенной частоты уже дальше подается к нам, обусловленной душе. А обусловленная душа: «О-о!»(изображает душу)(смех) От счастья. Или наоборот: «У-у». Горе. Чувства измеряют. Ум переводит это в удобно читаемую форму. Так что,  можем понять, что это такое. Так? Еще??? какие-то вещи. А душа смотрит: «О! Счастье!» Или горе. Душа переводит все это на язык эмоций. На язык, того что, это хорошо, а  это плохо. И сам по себе это процесс достаточно бессмысленный. По очень простой причине.

Потому, что он не имеет никакой реальной основы. То, что один называет счастьем, для другого будет горем. Если одному человеку сказать: « Я тебе дам тысячу рублей», — или не знаю, сто шельх??? Один скажет: «А-а! Счастье». Другой как мало??? (смех) Сто шельхов остались теми же самыми: для одного и для другого. Абсолютно относительные вещи. То, что счастье для меня сейчас…то что счастье для меня утром, вечером может быть для меня   горем. То, что для меня счастье в молодости, в старости, может быть, для меня горем. То, что счастьем для одного человека, воспитанного в одной среде, может быть горем для другого. Если такой человек, который вырос в теплом климате поместить в холодный климат, то он будет дрожать. И наоборот,   кто вырос в холодном климате? будет радоваться: « О, как хорошо. Русская зима». ??? Это вещь, не имеющая под собой реальной основы.  Это нечто, что мы интерпретируем.  Одни и тежи вещи, мы можем по-разному интерпретировать. И мы называем это – счастьем и горем. И Кришна, Он приводит пример: лето и зиму; или холод и жару,- как некую изначальную  характеристику всех наших процессов которые здесь происходят. Холод и жара – все одно??? Под этим подразумевается все остальное: горько, сладко, кисло. Хорошо пахнет или плохо пахнет.  Воняет или благоухает. И Он говорит, что все эти вещи, которые мы измеряем с помощью наших методов, которые у нас есть,  со временем в старости приходят в негодность.  «А-а!» — больше не могу измерять. (смех) Как же я буду счастливым? Мы переводим на язык счастья и горя. Поэтому,  Он говорит:  Матрас-спаршас ту каунтейа       шитошна-сакха-духкха-дах. С начала, это просто тепло или холод. Но, очень быстро в нашем уме это перестает быть  просто теплом или холодом, и мы переводим в категории: это мне нравится, а это мне не нравится. Это хорошо, это плохо. Это приятно, а это не приятно, отвратительно. И вся жизнь человеческая, она посвящена попыткам избежать чего-то, так сказать, плохого;  и в попытках приобрести, так сказать, хорошего. Что-то, что мне понравится. Это все для  нас очень  реально, очень зримо,  очень ощутимо. Но беда  то в том, что до тех пока я, пока мое сознание ассцилирует??? между всего этого, я никогда не смогу понять, что все это не имеет вечной природы. Почему Кришна стал отчитывать Арджуну? Именно потому, ч то он не понимал разницы между сат и асат. Сат – это некая  вечная реальность. И вечная реальность,- как говорит Кришна,- по определения должна быть неизменной. То что меняется, не имеет вечной природы. И, если мы этому придает этому слишком большое значение, значит, мы сосредотачиваемся  на не реальном. И вся наша жизнь проходит как сон. Именно потому, что мы отождествляем себя с этими колебаниями в уме. Отождествляем себя с умом и с какими-то вещами, которые происходят в уме, интерпретируя все это  в соответствии с  какой-то программой, которая заложена. Почему для одного человека счастье, а другое, то что для другого счастье буден несчастье. Просто потому, что действует определенна программа определенного отбора. ??? Но до тех пор, пока человек живет, отождествляя себя только с этой программой,  никогда не сможет понят своей вечной природы. Никогда не сможет понять,  что он –сат,  вне всего этого. Поэтому Кришна говорит:   Агампайино нитйас. Анитьяс – это все не вечно. Оно приходит и уходит. И это первая вещь, которую нужно понять. И в сущности, это то каким образом нужно применять «Бхагавад Гиту». Вторую главу очень часто применят для утешений. Когда люди прибывают в горе. Когда произошло страшное горе. Все горе в этом мире связано с тем, что мы отождествляем себя с кем-то. Мы привязываемся к этому. Этот человек становится частью нашего Я. Частью нашей личности. И потом он умирает. И так как он умирает, умирает часть меня. У матери если умирает сын. То почему мать горюет? Только потому, что умерло часть ее. Она привыкла считать себя матерью. Мы привыкли считать себя сыном или дочерью или еще кем-то. И   так как мы привыкли считать себя чем-то, и вдруг кто-то, кто давал нам право  себя этим считать, умирает. То все,  мне пришел конец. Поэтому человек начинает страдать страшно. И, как правило, вторую главу применяют в утешении. Но, часто применяют не правильно.  Потому что очень часто, и  я видел???   Как это в среде преданных происходит. Человеку что бы утешит говорят: «Ты не это тело. Дехино смин йатха дехе». Человек болеет, лежит. У него температура. Ему: «Ну, чего ты. Ты не это тело».  Что такое Но, на самом деле, это реальный стих, который должен утешать  ???? Утешаться нужно…Только теоретически на изночальном уровне мы можем     понят, что я – не это тело. Но, мы можем и должны научится с самого начала понимать, что мы —  не есть этот ум.  И начат понимать, что я — не есть этот ум, значит, в конце концов, понять приходящую природу всех этих  эмоций.  И перестать зацикливаться на всех этих эмоциях. Все эти вещи приходят и уходят.

агампайино нитйас

тамс титикшасва бхарата

Просто терпи все это. Кришна объясняет Арджуне как     это все нужно воспринимать: « Будешь страдать до тех пор, пака ты будешь отождествлять себя со всеми этими эмоциями.

Но, в то же самое время,  ты можешь себя наслаждать». И понять то очень легко.

Когда мы переживаем вещи страшные, то мы не знаем куда деваться от горя,  с которым я только что   отождествил. Но если, тоже самое мы видим на экране телевизора или на экране в кино. Там происходит что-то. Там кого-то убивают или там что-то такое происходит. А мы что делаем?

Преданный: наслаждаемся.

БВГ: да. Мы сидим и наслаждаемся. ??? Со стороны всегда интересно смотреть. Киршна говрит: « Что тебе мешает это тебе делать? Ты можешь получить бесплатный билет в вечный цирк. (смех) И смотреть на то что происходит со стороны. Никто тебе не мешает это делать. Он говорит что, да,  по-прежнему  все будет происходить с нами формально. Он не говорит что этого не будет. Что ты перестанешь чувствовать. Что ты. Когда осознаешь себя когда осознаешь свою душу ты ен будешь горевать, тыне будешь испытывать горя. Будешь. И счастлив будешь от этого???  Просто не нужно тебе с этим счастьем и с этим горем отождествлять. Нужно просто наблюдать за этим со стороны. Придет и уйдет. Что-то происходит. Ч то-то приходит.  Кто-то уходит. Но я то вечен. Я то не имею, по большому счету, никого отношения. И Кришна здесь говорит об этом, что, если человек научится это делать: смотреть на все что с ним происходит  со стороны. С точки зрения сат, точки зрения вечности, то во-первых: он сможет вынести любые испытания. А испытания, рано или поздно, приходят ко всем. Поэтому, Шрила Прабхупада здесь, Кришна называет Арджуну двумя именами: Каунтейа и Бхарата. Он говрит, что ты благородный человек. Как ты себя ведешь. Если я себя слишком отождествил со всеми этими вещами, то это значит,  что наверняка, я не вынесу эти испытания. В какой-то момент, горе тянет слишком сильным, и  я побегу  сделать что–то, чтобы его как-то  ослабить. А если, я смотрю на него со стороны,  то оно превращается в нечто совсем другое: в очень большую ценность, которая учит меня ?????????? Тоже самое,  горе становится не чем-то от чего я хочу любой ценой избавиться, а чем-то очень ценным для меня. Потому, что  я, в конце концов,  понимаю: вот оно. На самом деле, даже когда люди, обычные люди, находятся в этом состоянии, страшном состоянии горя, то в этот момент, именно сила этого горя, они переключаются в состояние стороннего наблюдателя что бы его пережить. У Ахматовой есть стихи. Я о них вспоминал  они являются иллюстрацией этого полжения. В реквиеме, когда ее сына арестовали, она стардала от этого жутко. У нее там строки такие: нет. Это не я. Это кто-то другой. Я бы  так не смогла. Она смотрин на себя со стороны. Смотрит что с ней творится.  Я бы так не смогла. Это кто-то другой там сидит. Это наверное другая женщина страдает. И Кришна говорит, что если человек,  научится — а каждый день нам предоставляются возможности учиться  этому,- смотреть на то, что происходит с ним чуть-чуть со стороны. Пусть не доконца. Понятно, что не интересно смотреть со стороны на это.        Когда все хорошо. Но, Кришна говорит: постепенно учись. Потому,  что если  ты сейчас слишком сильно погрузился в свое счастье, то потом  непременно придет горе. Потому что  горе – это оборотная сторона счастья.  И невозможно получить счастье без горя. Точно  также как невозможно попросить, что бы мне дали только одну сторону монетки. Мне дайте монетку, но только с одной стороной. С другой стороной не надо. У монеты всегда две стороны. Кришна говорит: «Есть сукха, есть дукха». Там где есть счастье, там есть горе.  И если я слишком… И это уже объясняет йога. И йога объясняет, что, когда человек  слишком переживает, не важно что: горе или счастье, отождествляя себя целиком с этим, то это отождествление оставляет очень сильный след в его сознании, который называется – самскара. Этот след в сознании приведет к формированию определенных тенденций, желаний, склонностей, которые называются – васаной. Эти васаны в конце концов,  приведут к тому, что проявятся мысли соответствующие, и он вновь начнет действовать.  Иначе говоря, кругоыорот самсары, или карма, действует именно потому, что я отождествляю себя с этим чувством и наслаждаюсь этим переживанием.   Буд-то переживая счастье или  переживания горя. Поэтому Кришна здесь объясняет. И в следующем стихе Он обещает : сама-духкха-сухкхам дхирам???

Если человек научился оставаться невозмутимыми в счастье и в горе, и, если, позиция, которую   занимает постоянная в его жизни. . Позиция вне этого. Вне этого. И какя позиция вне этого? И Шрила Прабхупада говорит, что позиция вне этого – это, не то, что висеть в пустоте. Это предположение??? Человека, когда я стаю на фундаменте священных писаний. На фундаменте сат. Потому что на словах .         потому что они всат, они всегда существуют. Когда мое сознание пытается укорениться  не в асат, не в чем-то временном, не в чем-то преходящем. Когда сознание ???? пытается укорениться в вечном. И этим вечным для нас бузусловно является звук святого имени. И я пытаюсь на все смотреть с этой точи зрения. И все время пытюсь оттталкиаться от этой точки отсчета, вечнго. Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Есть я – вечная душа. Есть Бог. Вечность. Мы оба вечнве. Потому что нас не возможно уничтожить. Отношения наши вечные. На все остальное я смотрю с этой точки зрения. И  означает что я живу в соответствии этих священных писаний. Священные писания говорят, что живое существо не убивает

Священные писания говорят повторять святое имя, я повторяю святое имя. Даже если не понимаю зачем я это делаю. Если я ничего не чувствую к этому, это значит, что я перевожу свое сознание из сферы временного, эфемерного мира в мир вечного. И мое быие становится совсем другим: я начинаю смотреть на все это совсем по-другому. И в этом, собственно, совет Кришны в этом стихе. Он говрит: «Попробуй сосредоточить  свое сознание на вечном и найти какую-то опору». Шиварам махарадж однажды  хорошо сказал, сидел как-то: «С тех пор как я помню себя в Сохзнании Кришны все поменялось: посад поменялся, отьношения между преданными поменялись, люди поменялись. Столько всего поменялось. Как погляжу, за такой корткий промежуток времени столько всего поменялось. Одна вещь не поменялась – это Харе Кришна  махамантра». (смех)  Все остальное поменялось.

Когда у человека есть нечто, в любой ситуации… Это то, как мы должны утешать другого. Когда мы испытываем какое-то горе или какое-то счастье. Когда счастье, то его еще больше нужно утешать. Последствия его будут печальные???  Это в русской поговорке: «Если сейчас много смеешься, то потом будешь много плакать». Что бы напонмнить человеку. Когда у него все хорошо, то нужно напомнить, что все пройдет, все это кончится. Когда у него все плохо,  ????? сказать , что все кончится. Это все пройдет. И если мне очень плохо, то меня это утешит. Как рассказывали случай   ????????

  и года ему было плохо, он смотрел на него и утешался: когда мне было так плохо, так плохо. Он посмотрел и все равно не утешило его это. Он рвал,??? в руки . Бросил его о землю. Все пройдет. И вдруг, он увидел,  что что-то там на внутренней стороне выгравировано, где он раньше никогда не видел,  ??????? и там было написано: « И, это тоже пройдет». (смех) И, это тоже пройдет.       Агампайино нитйас – все приходит и уходит. Но ты можешь сейчас оставаться вне всего этого. Все время смотреть на все это со стороны.  И это вещь,  в которой мы должны практиковаться здесь и сейчас.  Потому что, как бы трудно не было… Ну, бывает. Бывает и хуже. У Гуру-махараджа??? когда у него спрашивают : «Как ваше здоровье?» Он всегда говорит: «Лучше, чем мы ??? того заслуживаем». Лучше, чем могло бы быть. Правильно?  Всегда есть кто-то, у кого здоровье хуже. И во всех других ситуациях в жизни, как бы тяжело не было. А тяжело  всегда бывает. Нужно всегда вспоминать об этой вещи.  Что все это, на самом деле, иллюзия. Если мы Кришну??? Много внимания уделим иллюзии, то вместе с этим вниманием мы даем иллюзии право контролировать  себя. И ??? что происходит?  Если слишком сильно придаем значению чему-то и ил кому-то. Например, если в отношениях мы придаем слишком большое значение кому-то. То, вместе с этим…Что мы даем? Право  распоряжаться нами, управлять нами.  Тоже самое происходит с этим. Это все иллюзия. Это от нас зависит. По-крайней мере в каких-то проявлениях. Дадим право этой иллюзии управлять нами или нет. Сами по своей природе, по своей внутренней природе нас это ???? не беспокоит. Мы не зависим от всего этого. Но мы дали право этому всему  выводить нас из равновесия. Сами дали право. И сейчас, Кришна требует одного – забери обратно.  Не нужно. Нет необходимости в этом. Какой смысл в этом есть? Никакого смысла в этом нет. Потому что зависить от всего этого это унизительно. ??? можно напрасно проводить свою жизнь. Но, если ты научишься этому непростому искусству,  и этот путь… это первый шаг. На самом деле, если мы этот первый шаг не сделаем, то все остальное будет, просто,  пустыми словами. Все остальные вещи о Кришне, о Его расе, о Его Лиле, обо всем остальном. Люди иногда говорят: «О раса, лила!» А ущипнешь его, и он как собака Павлова на основании условного рефлекса  будет реагировать. ??? не рычать когда вас щиплют. Потом все остальное  приходит.  Это первый шаг к тому, что бы перевести это знание из разряда чего-то теоретического в разряд глубинного понимания.   И поэтому Кришна здесь  с этого и начинает.    Если мы этот шаг реально не сделаем, то мы не сможем сдвинуться дальше. Поэтому, простой с одной стороны стих, который много раз  слышали,- тамс титикшасва бхарата – просто терпи. И терпи  значит – наблюдай все это.

Терпи значит – оставь все это???. Терпи значит – смотри на все это с высока.  Терпи, это не значит будь лохом, просто терпи, терпи, терпи.

Не придавай слишком большого значения. Одно это простое качество сможет всегда давать какие-то новые и новые условия подтверждения того, что я — душа. Я не завишу от всего этого. Я вечная. Меня все это не касается. Находясь ??? в таком состоянии я все могу вынести и сохранить достоинство в любой ситуации. Поэтому Кришна здесь??? Напоминает, — Бхарата каунтайа. Потомок каких родителей. Ты не должен унижаться.

Не должен позволять всему этому поместить себя…

Посмотри на себя . И Арджуна, действительно. Что может быть унизительнее. Кшатрий, могучий. У которого руки ???? Смотри до чего ты себя довел.

Смотри до какого состояния ты опустился. Смотри, до какого состояния ты довел себя.

Забудь обо всем этом. Просто, потому, что ты дал право кому-то властвовать над собой, контролировать.

Вопрос: — я очень согласно с тем, что вы говорили …

Махарадж: Это не я говорил, это Кришна говорил.(смех)

Вопрос: Ну, Кришна говорил…(смех)  Ну, как бы это лекция предназначается мне. Потому что у меня очень тяжелый период в жизни и в духовной в том числе. Я хочу задать вам вопрос.  Вы правильно совершенно сказали, что если ты глубоко в ситуацию погружаешься, то она контролирует тебя. Ты просто становишься сумасшедшим. Но, о чем я хотела сказать. Что обычно в сложной ситуации учувствуют несколько человек. В ситауции про которую я говорю, участвует  два человека.  И как вы правильно говорите, если я со своей стороны, для того что бы выйти из этого состояния сумасшествия, когда ситуация как бы съедает тебя. И ты начинаешь тонуть с тем с кем ты общаешься. Ты хочешь ему помочь. То первая реакция второй стороны, где  граница между тем, что ты    отстраняешься и наблюдаешь Что тот человек думает: «Ты не хочешь ему помочь, ты пренебрегаешь мной».   И я, я все время про себя говорю, постоянно чувствую, что я какой-то демон. Какая там философия?  Если ты будешь в этом  во всем,   это просто тебя съест. А, если отходишь в стороны, то говорят , что это значит — ты не хочешь помогать реально.

Махарадж: Дело в том. Если вы находитесь в лодке. И лодка дала брешь, течь какую-то. Да? То есть два способа. Один может плавать, а другой не может плавать, например. То есть два способа. Один способ,  это вместе потонуть в этой лодке. А другой, выбраться как-нибудь на берег и попытаться с берега как-то спасти этого человека в лодке. Потому что, что бы спасти другого человека, что бы реально помочь.   Как правило, и это тоже к сожалению, реально люди не хотят чтобы им помогли. Они, просто, хотят что бы другие тоже мучались и с страдали. Для них это облегчение в силу нашей  завистливой природы. Один военный писатель, он заметил, что в госпиталях     умирающие солдаты делали. Когда умирающий солдат  была довольно распространенная практика. Когда молодой солдат умирал. Он понимал, что он умирает. И иногда, он просил здоровую медсестру, чтобы она наклонилась, чтобы шепнуть ей что-нибудь на ухо, и откусывал ей ухо.  Просто от злости. Просто, от того, что кто-то остается жить, а я умираю. ?????? все остальные эмоции, зависть, то что его душит. И как правило, люди не очень-то  хотят что бы им помогли.  Но, если кто-то соглашается разделить это горе или еще что-то, то они это с удовольствием делают.  Что бы помочь человеку, я должен находится вне сего этого.  Например, если врач, который делает вам операцию. Делает вам операцию. Ведь не зря вам наркоз даю. Если наркоза бы не было, то вы бы этого врача…(смех)  Вы бы кричали: « Безжалостный! Негодяй! А-а-а! Что ты делаешь?»  Поэтому, в начале операции вас усыпляют.  Кто-то должен остаться нормальным. Правильно? Потому что, есть только один нормальный. Он сможет реально какую-то помощь оказать. И не нужно поддаваться на чувство вины, которое  будут нам пытаться навязать. Да, мы должна сострадать. Мы должны обязательно сострадать. ??? преданного, вайшнава.  Но, сострадание не означает , что мы забываем кто я, что я. Только такой человек  сможет действительно помочь кому-то. Сократ… С этим связана другая история. Сократ, когда его приговорили к гибели, к казни. Он должен был выпить яду. Он был самый счастливый. Все остальные были ????? Сократ был счастливый. Он говорил: « Все нормально. Все хорошо. Мне даже интересно как все это будет происходить, Что там будет. Спектакль». Тогда палач,  который должен был приготовить ему яд, он оттягивал  все это. А Сократ подгонял его: «Чего там тянешь. Давай быстрее».  ?????  Нет. Давай, давай!» Просто, потому  что, он находился  в состоянии здорового человека. И Кришна предлагает нам здесь… Когда мы видим кошмарный сон. И когда в этом кошмарном сне… Иногда в кошмарном сне такая боль происходит. И у нас всегда есть выход. Какой? Проснуться. ??? Мне недавно приснился кошмарный сон: я потерял свой ноут-бук.(смех) Это было не выносимо. ???? Когда боль достигла апогея, я проснулся. Когда я проснулся, я стал думать: «Потерял я его или не потерял?» Вон на столе лежит.  И Кришна здесь говорит: «Проснись». Что такое кошмарный сон?  Кошмарный сон – это иллюзия. Правильно?  И в той иллюзии … мы дали этой иллюзии возможность или право себя мучить. И теперь, Кришна говорит, просто отбери это право назад.  Проснись. Проснись и все. Так что,  выход всегда есть.  А другой, который рядом говорит, что нет, давай вместе в этом кошмарном сне будем. ??? в кошмарном сне ?????  Вместо этого человека  вам нужно будить и говорить: «Проснись».  ???? И такая ситуация есть. Мы видили на примере Бхакти Тиртхи махараджа. Который уходил и который терпел??? лежа эту боль.  ???????? Я видел, как удивительно он был счастлив.  Радханатх махарадж рассказывал такую историю, когда наркотики уже не действовали. Не действовали наркотики. Боль была такой сильной, съедавшая??? Все человеческое. Слезы сами текли из глаз. Иногда, для того что бы, ??? переносили в горячую ванну, для того чтобы тело немножко расслабилось. В этот саамы момент,  мой махарадж рассказывал ему о Вриндаване. Бхакти Тиртха махарадж  схватил его за рукуи сказал:??? «Лучше и быть не может! Я бы ни за что никогда  не променял ????? То что я переживаю сейчас  не сравниться ни с чем». Если у человека есть духовное сознание,   он будет счастливым даже в этот момент. Просто потому, что он проснулся.

Вопрос: не слышно

 Махарадж: Потому что оскорбления. Кришна об этом говрит  в одиннадцатой песни  «Шримад Бхагаватам». Что человек, который … не надо прославлять других; не надо оскорблять других, потому что и то и другое помещает наше сознание в режим двойственности. Что это  глубоко запрограммированная двойственность в нашем мыслительном процессе в нашей рече, проявляется как лесть или дешевые какие-то похвалы в   адрес другого человека, когда мы просто пытаемся добиться от него. Или как оскорбление. Когда мы пытаемся его опустить. Это самая существенная характеристика сознания, погруженного в двойственность. Или запрограммированная на ??? режим двойственности.   Этот человек никогда не сможет избавиться от этого. Не сможет выйти из этого всего. Воронка???

Вопрос: (не слышно)  …как у вас получается ( не слышно)

Махарадж: Проснитесь пораньше, когда никаких мыслей нет в голове. Иногда, если это  очень сильная вещь, то она ???? мешает в той или иной форме. Но помогает еще общество преданных. Если  находишься ?? ?  живу в ашраме, ?????

То очень сильные духовные переживания каждое утро. Когда приходишь туда. Когда все там сидят

Они тайком записали джапу всех преданных

Там примерно тридцать две или тридцать шесть разных мантр. (смех) В обиходе???

Проведя некую квалификацию  ???  привести к единому стандарту. Была большая работа. И каждое утро, практически, это  сильные духовные переживания. До тех пор

Часть людей на разных уровнях. Но настроение серьезности и дух, он очищает.??? И даже, если есть очаг достойного возбуждения??? От менеджмента, то он уходит, потому что в сущности – это гунна страсти. Вот эти мысли, связанные с какой-то деятельностью. Почему они нас так возбуждают? Потому что мы очень сильно зависим от плодов, какие они нам дадут. Мы ожидаем плодов, или наоборот,  горе от  того, что мы можем не получить этих плодов. Или еще что-то. То есть, это режим гунны страсти.  Что с гуной страсти бороться, единственным способом  что бы бороться с гуной чтрасти, надо использовать другую гунну материальной природы – гунну благости. Придти пораньше в какой-то момент.

 И также важно общение .   И это действует. Это работает. Пораньше встать. Когда спокойствие. И тогда, с помощью такого спокойствия , которое во вмне??? Развито ??? возбуждения. Но, естественно, если мы живем в промежутке???

Вопрос: Очень хотел вас спросить, что иногда происходят такие ситуации,  что Кришна нам посылает какие-то испытания или какие-то проблемы делает. Вот. Мы не очень обращаем внимание  думая, что это все не существенно. Что когда придет настоящая битва как на Курукшетре, то я наберусь с силами и я  дам врагу отпор. А в реальности что происходит? Что мы как бы не готовы в этот момент, когда реальный экзамен приходит. Почему? Потому что мы уже ослабели, растолстели немножко. И мы сдаем позиции и, как бы нас наголову разбили, и мы думаем,    периодически. Я думаю, что Кришна очень жесток. Что же Он такое делает? Я же не был готов. Он же знает.   ???

Махарадж: Мать Тереза по такому поводу сказала, что я знаю, о мой Господь, что Ты никогда не посылаешь мне таких испытаний, которые я не смогла бы вынести. Но мне иногда хотелось бы, чтобы ты доверял мне немножечко меньше. (смех)  Ну да. Кришна говорит, что тренироваться нужно каждый день. Для того, что бы вынести генеральную битву, нужно каждый день  на тренировке закаляться. Что бы соревнования хорошо вынести, человек  целый год тренируется. Понемножку, сознательно  ???? на себя гири какие-то вешают. Нужно не ждать когда придут главные испытания. Кришна говорит: «Трудно». Когда Арджуна говорит, что трудно совладать с умом. Кришна говорит: «Трудно. Я знаю. Я вижу как тебе трудно. Но можно с помощью авйакта-вайрагйи. С помощью авйакта-вайрагйи   , с помощью повторения. Авйакта – значит повторение, тренировка постоянная. Авйакта – значит практика, когда я каждый день делаю. Изо дня в день, изо дня в день, изо дня в день. И я тренируюсь, тренируюсь для того что бы, в конце концов, когда испытание придет, а это испытание придет к каждому. И оно называется  смерть. Анте нарайана смритих. Человек по-настоящему выдержал экзамен смертьи??? То как он жил. То как он правильно  жил или неправильно жил, определяется в самом конце жизни???

Вспомнил в конце он Нарайану или нет. Но он не вспомнит Нарайну, не вспомнит Бога в момент смерти, если жил не так ????. Как был один такой великий преданный в Джаганатха пури. Он написал очень много бхаджанов. Он очень хорошо пел. И при этом он повторял джапу. И однажды, подошел какой-то человек,  и спросил??? Ты такой великий преданный, тебе вообще можно ничего не делать. ??? Схватился за голову, закрыл уши и сказал, что никогда не называй меня великим преданным, до тех пор пока я не докажу это в самый последний миг своей жизни. Великий ты или не великий – невозможно знать до тех пор пока не придет самое большое испытание. (молитва царя Кулакшекхары)  Мы все это знаем. Когда мы здоровы  и все, вроде бы хорошо. Даже иногда это и видно???Стои чуть-чуть заболеть и тело ???  температура или еще что-то такое. А что говорить о последнем испытании. Нельзя ни в коем случае пренебрегать этой возможностью пока она у нас есть. Каждый день который у нас есть дает нам возможность  ???? глупые люди откладывают это на потом.

Знаешь эту сказку про  трёх поросят.

Вопрос: Просто я хотел бы продолжить, что … я не знаю. Может быть в других местах. Мы живем в таком обществе, в такой среде, где все  очень   настроено против нас: как преданных так и людей. И как преданных в частности. И среда очень агрессивная. И что происходит. Хочется просто какого-нибудь облегчения. Вот, именно моментального. Хочется, что бы как-то получше. Почему? Потому что, постоянно то; постоянно это.  Некоторые преданные находят это облегчение как вы сказали     в обществе, в киртанах, в программах и т.д. Может в каких-нибудь половничествах. Хотя это даже  проблематично, для этого нужны средства. ???  А некоторые,  им как-то тяжело. Они хотят… Вы знаете, как человек ??? Хочется от духовной жизни взять как бы небольшой отпуск.

Махарадж: Просто сам по себе отпуск от духовной жизни ничего не решает.  Жизнь всегда сложная. И она всегда сложная. Жизнь не бывает простой. Это не то  что, вот тут агрессивная среда…Арджуна тоже в очень агрессивной среде находился. В высшей степени агрессивной. Ему тоже отпуск захотелось взять и  в Гималаи в отпуск убежать. Но, это не выход. Это не выход. Если человек разумный, то он понимает, что это не выход. Если я слабый, то выход не в том, что бы расслабиться еще больше. А в том, что бы стать сильнее.  Что бы перестать быть слабым. Потому что, если я слабый, если я даю волю своей слабости, то я становлюсь еще слабее.  Еще слабее, еще слабее, еще слабее. До тех пор пока я вообще не смогу  выбраться??? Из этой ямы в которыю он сам себя загнал. Поэтому единственный выход,  это призанть  да я слабый. Нужно найти такой способ, такую форму, которая поможет???  как-то  освободиться  от накопившегося давления. Но при этом не переставать тренироваться, т.е. все равно обретал бы силу. Выход все равно в том, что бы обрести силу. Можно немножко отдохнуть, но, именно с той целью, ???? паломничество. Это bona fide.. Это  авторитетно. Это тот способ, когда избавляешься от стресса.??? Есть способы, когда я делаю это без ущерба для самого внутреннего процесса, который идет. Но, чтобы процесс шел, об этом говорит Патанджали в «Йога-сутрах», что бы процесс шел, чтобы абхйаса???  была абхйаса,  что бы практика могла называться практикой, у нее должно быть три условия. И первое условие: бирга-калана –нужно в течении долгого времени  повторять??? И второе, она должна быть непрерывной. И третье, человек должен очень прилежно ей заниматься. С очень большим прилежанием, тщанием,  вниманием.  Только тогда абхйаса будет абхйасой. И любой это знает. Если человек хочет стать хорошим пианистом. Сколько он должен играть? Он должен   играть по много-много часов каждый день. И в начале он будет клавиши нажимать. Так. И там музыки не будет. Просто клавиши нажимает. Пройдет несколько лет, прежде чем он научится музыку играть. Когда  он научился клавиши нажимать. Когда музыка несколько ????  И все точно также. Еще в большей степени относится к  духовной практики, к духовной жизни каждого. Каждый день нужно делать. В течении долгого времени, непрерывно  и с большим рвением ??? и тогда потихоньку, потихоньку он ??? Иначе, никого более легкого пути нет.  И те, кто обещают  легкий путь – это обманщики. Если люди приходят и обещают  ???

Спасибо большое. Шрила Прабхупада ки джай!

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.