Диск 86. л. 17
Когда мы были в храме Свами Нараяны, Вы попросили нас, чтобы мы уважительно относились к тому способу поклонения Богу, которым они поклоняются и что это их путь, это их способ поклонения Всевышнему. С одной стороны Кришна Он один, Бог — один. И Шрила Прабхупада, он делает такую разницу, ругает, он говорит, что поклонение полубогам и Кришне это не одно и то же, вообще это разные стороны. А с другой стороны получается, что это разные способы поклонения одному и тому же Господу. Как это объяснить?
БВГ: В принципе, в нашей сампрадайе признается поклонение полубогам и оно допускается, если мы правильно определяем место полубогов. Если мы поклоняемся полубогам как слугам Господа, которые тоже служат Ему и занимают какое-то положение, не как неким независимым богам, которые отвечают за свои сферы, а как тем, кто служит Верховному Господу. Ибо, если мы поклоняемся полубогам как преданным Господа в этой бхаве, как, например, гопи тоже поклонялись богине Катьяяни и это поклонение не осуждается. То есть, если мы поклоняемся полубогам как преданным Господа с желанием так или иначе доставить удовольствие Кришне или, как гопи хотели так как-то приблизиться к Кришне через нее, то это возможно. Во Вриндаване поклоняются Катьяяни, во Вриндаване поклоняются Солнцу, Сурье. Но, когда во Вриндаване они решили поклоняться Индре как некоему независимому богу, то Кришна это остановил. В то же время поклонение Сурья-деве Он не останавливал. То есть, либо, если мы поклоняемся им как проявлению Кришны как такового, что тоже возможно. Например, можно поклоняться Сурье-Нараяне и В «Шримад-Бхагаватам» Бхарата поклонялся Сурье-Нараяне повторяя мантру и так далее. Или Мадхвачарья объясняет, что в Ведах: в «Рг-веде», в «Йаджур-веде», в «Сама-веде» поклоняются не полубогам, а поклоняются одному Богу под разными именами. Что все это разные имена Абсолюта, что, в сущности, там речь идет об одном Боге. То тогда это возможно. И, наоборот, Шрила Прабхупада осуждал, например, поклонение Нараяне, которое совершают майавади. Потому, что даже, когда майавади поклоняются Нараяне, то там нет Нараяны, потому что они оскорбители. Строго говоря то же самое можно сказать и про поклонение этой, так сказать, сампрадайи, потому что там есть элемент оскорбительный. Это несомненный факт — элемент майавади с апарадхой. Мне, например, было очень больно смотреть — сбоку Сита-Рама, Шива-Парвати, Радха и Кришна, а в центре большая мурти Свами Нараяны с его…. Это безусловно оскорбление и, в общем-то, они оскорбители, в этом нет никаких сомнений.
— А почему мы должны уважительно относиться к их поклонению?
БВГ: Мы приходим к ним в гости, приходим с определенной целью. В целом это этикет — не осуждать других людей за их поклонение какое-то. Нужно правильно относиться к этому. Тут очень тонкая такая вещь. Философски мы должны хорошо понимать, что это неправильно, но в то же самое время это одна из нишед, что мы не должны осуждать других за их способ поклонения. Рупа Госвами пишет это. Философски мы должны понимать что это такое, но на уровне этики, особенно если мы приходим к ним в гости, мы должны уважительно относиться.
— А вот если человек обращается, как помню раньше я обращался куда-то туда, вверх, к кому-то туда. Я вчера прочитал у Шрилы Прабхупады, в «Молитвах царицы Кунти» он говорит, что эти люди, они обращаются куда-то вверх и не понятно кому адресуют там. Там, к птицам они что ли обращаются, он так и пишет, птицы же не Бог. Они не понимают к кому они обращаются и кто должен ответить на их просьбы. То есть, когда люди к кому-то туда наверх обращаются, это что такое?
БВГ: Есть история Атри Муни, который не знал кто является Богом в высшем смысле этого слова. И поэтому Брахма, Шива и Вишну пришли к нему, чтобы исполнить его желание. Он совершал суровую аскезу. Теоретически мы можем обращаться к кому-то, не зная к кому: «Я не знаю кто Ты, но я знаю что Ты есть». То есть такое обращение возможно.
— Это к кому будет обращение?
БВГ: Если мы хотим найти Бога как такового и мы очень честны в этом, Бог в конце концов приведет нас к Себе. Я думаю, что не будет неправильным в качестве примера назвать Гуру Махараджа, который вначале не знал кто Бог, как Он выглядит. Но Кришна вел его через все эти вещи, Кришна давал ему опыт и глубина этого опыта постепенно, постепенно увеличивалась. Он очень четко пишет, что: «Вначале я знал, что есть Бог, но я не знал кто Он». И у него не было конкретной, четкой концепции, не хотел он заведомо ограничивать себя какой-то концепцией, просто принять что-то, лишь бы что. Но в то же самое время было очень сильное желание Его увидеть, понять и Кришна вел его проводя через все ступени, через все концепции, через все представления, пока в конце концов ни привел во Вриндаван. Его отличие, может быть, от других людей, которые идут таким путем, заключалось в том, что он не хотел останавливаться посередине, он хотел дойти до самого конца. Если человек искренен в своем желании дойти до конца, то он дойдет до конца, Кришна приведет его, Кришна даст ему духовного учителя. В конце концов нас к Богу может привести только гуру. Но гуру, которого мы получаем, зависит от степени нашей искренности, чистоты нашей шраддхи, или веры, в конце концов от того, чего мы хотим. Если мы хотим Бога, Он даст нам гуру, который приведет нас к Богу. Если мы хотим чего-то меньше Бога, но думаем, что это Бог, а в конечном счете хотим исполнения каких-то желаний, он приведет нас к гуру, который поможет исполнить нам эти желания и мы будем счастливы, мы будем думать, что мы достигли Бога.
— То есть, может быть так, что если я не знаю, что Бога зовут Кришна, могу ли я к Нему обращаться или я должен точно знать Его имя?
БВГ: Не обязательно. Как Атри Муни говорил: «Бог, кто бы Ты ни был, я не знаю кто Ты, какой бы Ты ни был я к Тебе обращаюсь. Приди ко мне».
— По идее, … знал до какой-то степени, как он мог не понимать? Или он не понимал разницы между положением Шивы, Вишну?
БВГ: Это та же самая история, что с Бхригу. Бхригу тоже не знал кто из них Бог из троих, там не было уверенности. Как, например, если человек вырос в этой культуре. Ну, для нас все ясно, мы прочитали «Бхагавад-гиту» и там все сказано. Для людей, выросших в этой культуре, очень сложно, потому что вот вы видели, что на алтаре у них дома стоит, все, что только можно. На всякий случай. Все, что только можно. И для таких людей очень сложно. Для таких людей, если сказать, что Бог только Кришна, все остальные слуги, они будут воспринимать это как оскорбление, это заденет их какие-то сантименты. Для преданных ИСККОН, которые проповедуют в Индии, это самая главная проблема — каким образом объяснить людям, что Кришна — Бог. Они все признают Кришну, они все говорят: «Джая Шри Кришна», они все готовы, когда нужно, петь мантры. Сегодня я был на мангала-арати там и огромная толпа людей. Сначала они стали петь, спонтанное такое желание спеть, прославить Кришну и они спонтанно, вся толпа запела: Шри Кришна Говинда Харе Мураре Джаннатха Нарайана Васудева, а потом за несколько минут до того, как алтарь должен был открыться, спонтанно начали петь Харе Кришна. Там не было ИСККОНовских преданных или может парочка была в этой толпе, но спонтанно вся толпа запела Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.