Вриндаван (22.02.2007 г.) «Шри Брихад-бхагаватамрита», 1.1.5

Диск 87, л. 8

Аннотация:

История из жизни Радханатхи Махараджа.***

Харе Кришна.

Вчера я пытался объяснять смысл 4 стиха «Шри Брихад-Бхагаватамриты», в котором Санатана Госвами прославляет Матхуру-деви. Санатана Госвами объясняет в этом стихе, что Матхура-деви дорога Кришне потому, что она может исполнить любые желания человека, потому что она дурита-харанан — устраняет все грехи, мокша-да — дает освобождение и, наконец, бхакти-да — дает бхакти. Он называет в этом стихе Кришну  — Камса-аратея, что значит «враг Камсы». Понятно, что когда мы говорим о Кришне в Матхуре, мы сразу же вспоминаем о Камсе. Но на самом деле смысл этого имени гораздо глубже. Потому, что убив Камсу, Кришна сделал счастливыми кого? Преданных. Санатана Госвами говорит, что, так как Кришна убивает Камсу, Он делает это не ради себя. Кришне все равно, Ему какой-то Камса…(одним Камсой больше, одним Камсой меньше). Но Он хочет доставить счастье вайшнавам. И Санатана Госвами говорит, что с тех пор, как Кришна убил Камсу, вайшнавы в Матхуре не знали никакого горя. И вчера мы говорили о том, что все эти прославления Матхуры справедливы для людей, которые смогли избавиться внутри от оскорбительного отношения,  потому что это болезнь сердца, болезнь души.  Все эти утверждения правильные подобно тому, как правдой будет сказать, что сухая трава или трава, которой коснется огонь, сгорает мгновенно. Правильно? Если сухой травы коснется огонь, то она тот час же сгорит, стоит искорке попасть в стог сухого сена, как он тот час же загорится. Точно также любое соприкосновение с носителями духовной энергии в материальном мире, со Святым Именем, со святыми вайшнавами, со «Шримад-Бхагаватам», с мурти Кришны, наконец, с Его обителью — Враджа-дхамой тот час же сжигает все грехи в нашем сердце. Но есть одно условие — чтобы стог сена загорелся сено, каким должно быть? Сухим. Если сено мокрое, то можно очень долго его поджигать. И точно также и у нас с вами. Так как душа наша не свободна от оскорблений, мы не можем до конца испытать могущество Святого Имени, общения вайшнавов, киртана, чтения «Шримад-Бхагаватам». У нас есть тем не менее надежда. И надежда эта заключается в том, что мы в конце концов сможем избавиться от оскорблений, если докажем свое желание служить Кришне служа Его энергии. Это далеко не такая тривиальная вещь, как может показаться на первый взгляд. У меня есть один знакомый, он еврейской национальности, вайшнав. Он говорит: «Иногда я прихожу в синагогу и там на доске «Служение евреям». Потом я прихожу к вайшнавам, они говорят: «Служение вайшнавам». Иногда мне кажется, что это одно и то же — служение евреям, служение вайшнавам». Но, на самом деле, иногда мы можем как-то неправильно или по-мирски истолковывать это положение нашей философии — то, что вайшнава-сева это наш реальный способ приблизиться к Кришне. За этим на самом деле стоит очень глубокая философия.  Как называется наша с вами философская доктрина? Ачинтья-бхеда-абхеда. И Шрила Джива Госвами, который сформулировал эту концепцию,  хотя она есть с «Бхагавад-гите», в «Шримад-Бхагаватам» — всюду, но Шрила Джива Госвами, интерпретируя эти писания,  очень ясно очертил нам эту концепцию не отличия и одновременного отличия Творца и творения, Творца — источника энергии и Его энергии объясняет, что только человек, который реально в своем сердце принял это положение, сможет обрести любовь. Любовь настоящая  не возможна ни при каких других условиях. И наше служение вайшнавам это доказательство того, что мы поняли принцип ачинтья-бхеды-абхеды. Вайшнав отличен от Кришны? Как посмотреть. Вайшнав отличен от Кришны и не отличен от Него. И, если мы поняли это, мы будем служить вайшнавам. На самом деле в непонимании этого таится секрет нашей этической неразборчивости иногда. Я снова и снова вижу с болью в сердце ,как иногда вайшнавы под предлогом своей преданности Кришне совершают гадкие, мерзкие поступки. Почему? Потому что мы кто? Вайшнавы, ясное дело. Поэтому мы можем все, что угодно делать, нам все с рук сойдет. Правильно? Кришна за нас. За нас Кришна? Мы слышали это во многих разных вариантах в разных религиях, когда люди путают свою преданность Богу с моральной вседозволенностью. Мусульмане говорят: «Бог за нас, поэтому мы можем делать все, что угодно». Христиане иногда говорят: «Бог с нами, поэтому нам все прощается». К сожалению, мы не являемся исключением из этого правила зачастую. Но, если мы поняли этот принцип о том, что творение не отлично от Творца и о том, что мы должны искать святость в творении или, по крайней мере, в тех частях творения, которые непосредственно связаны с Самим Творцом,  и ценить их на уровне Самого Бога — вайшнавы, Святое Имя, святая дхама, если мы поймем это, то тогда мы будем вести себя по-другому.

Поэтому с такой назойливостью иногда Священные Писания повторяют о важности этого принципа. Если я люблю Кришну, я должен служить вайшнавам. На самом деле, если кто-то дорог Кришне, то оскорбление этого человека еще больнее для Кришны, чем оскорбление в Его адрес.

Кто-то из вас когда-то испытывал, как оскорбляют дорогого вам  человека? Я помню в детстве кто-то запустил огрызком яблока в мою сестру. Она была маленькая, младше меня. Я разгневался как огонь, я сам от себя такого не ожидал. Я схватил камень и запустил в него камнем, чего я в жизни никогда не делал. Я разбил стекло. Кто-то с балкона запустил огрызком яблока, я в ответ швырнул булыжник на тот балкон и разбил стекло. Потому, что когда при нас оскорбляют кого-то кто дорог нам,  то мы воспринимаем  еще  с большей болью, чем если б оскорбляли нас самих. И в этом секрет духовной жизни.

В книге о Кришне есть история гориллы Двивиды. Мы знаем, что горилла Двивида был слугой Господа Рамачандры, носил огромные булыжники. Он служил Господу Рамачандре. Хорошо служил. Господь Рамачандра даже был чуть-чуть им доволен. И потом в кого превратилась эта горилла? В страшного, жуткого, отвратительного, мерзкого демона. Что делала эта горилла? В культурном обществе нельзя говорить о том, что она делала, потому что это неприлично. Соблазн большой начать об этом рассказывать (смех). Но это то, каким образом, так сказать, преданность Господу без преданности вайшнавам…. Почему с ней такое случилось? Потому что она  оскорбляла Лакшмана, ближайшего спутника и друга Господа. Сегодня под конец я расскажу одну удивительную историю, которая, может быть, лучше всего иллюстрирует этот принцип. Еще раз, давайте все очень хорошо запомним — если мы поклоняемся Кришне или если мы поклоняемся духовному учителю, но не поклоняемся вайшнавам — слугам Кришны, то мы, в конце концов, превратимся в кого? В гориллу страшную, ужасную.

Когда мы были в Маяпуре, уединились в Джаганнатх-мандире и мы там разыгрывали разные сцены. И Прахладананда Махарадж, который знает книгу «Кришна» наизусть, цитировал наизусть всю эту главу. Он читал ее по памяти, а Говинда Махарадж изображал гориллу Двивиду. (смех) Только настоящий преданный может так изображать демона.  Снова и снова этот принцип повторяется. И сегодня, когда мы будем говорить о славе Вриндавана, мы снова будем вспоминать об этом принципе. Кришна никогда не один и, чтобы получить Его милость, мы должны получить милость Его преданных. В «Санат-кумара-самхите» есть беседа Садашивы с Нарадой, где Садашива раскрывает секреты поклонения Кришне Нараде. И Садашива говорит, что: «Сам Кришна объяснил мне это». Кришна сказал, что:  «Я никогда не покидаю Вриндаван ни на шаг.  Вриндавану паритйаджйа пада экам нагачхани ??? — Я не ухожу ни на один шаг из Вриндавана. Что-то держит Меня здесь прикованным к этой земле». И в «Санат-кумара-самхите» Кришна объясняет Садашиве. Садашива спрашивает у Него: «Как достичь Тебя, Кришна? Как стать ближе к Тебе?». Кришна говорит: «Очень просто. Для этого ты должен предаться моим преданным и прежде всего Шримати Радхарани, — слушайте внимательно. Кришна говорит: — Тот, кто предается Мне и только Мне идет в ад». Ничего смешного в этом нет. Потому что, в конце концов, это неправильно понятая преданность, неправильно истолкованная преданность — когда мы пытаемся отделить Бога она имеет корыстные мотивы. И поэтому мы находимся здесь с вами, на земле Вриндавана и прославляем Вриндаван именно за то, что Вриндаван учит нас как поклоняться не только Кришне, как поклоняться Его преданным, как поклоняться коровам, как поклоняться пастушкам Вриндавана, в конце концов земле Вриндавана.

В одном месте я видел интересное описание того, что такое Вриндаван. Там рассказывалось, что Кришна приходит во Вриндаван, чтоб провести каникулы. Что Кришне надоедает помпа духовного мира, где все очень пышно, где все Ему поклоняются, где Ему служат, где воспевают Его славу хором ангелы на лютнях или на  арфах, или на других музыкальных инструментах. «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя», в общем по-разному. Ему надоедает все и Он убегает сюда, убегает, чтоб провести каникулы, чтоб поиграть здесь. Он делает это особым образом.  Я немножко забегаю вперед. Ну ладно, я скажу самую суть. Иногда у Него, у Кришны, спрашивают: «Если Ты хотел поиграть, то зачем Тебе нужно убивать кого-то? Зачем Тебе нужно всей этой грязной деятельностью заниматься?». И Кришна отвечает, что: «Я делаю это для того, чтобы полностью очистить землю Вриндавана. Я прихожу сюда, очищаю эту землю и потом, чтоб доказать всем, что земля Вриндавана абсолютно чистая, что Я с этой землей делаю? Ем ее». Кришна здесь приходит и с огромным аппетитом начинает уплетать землю Вриндавана. Для чего? Для того, чтобы нам глупым доказать, что эта земля съедобна, что эта земля самая чистая, что Кришна очистил ее. Разумеется, я не советую вам с завтрашнего дня (смех) перейти на монодиету и питаться исключительно землей Вриндавана, но Кришна идет даже на это для того, чтобы показать как дорог Ему Вриндаван, что такое Вриндаван. И сегодня мы, рассказывая о пятом стихе «Брихад-Бхагаватамриты», скажем  еще несколько слов, касающихся славы Вриндавана.  Прочитаю пятый стих.

 джайати джайати врндаранйам  этан  мурарех

прийатамам ати-садху-сванта-вайкунтха-васат

рамайати са сада  гах палайан йатра гопих

 сварита-мадхура-венур вардхайан према расе. ???

Джайати джайати врндаранйам этан  мурарех ??? Он говорит: «Да славится, да славится», он два раза повторяет «джайати, джайати». Когда он говорил о Матхуре, он сказал один раз «джайати». Когда он говорит о Вриндаване, он не удерживается и говорит два раза «джайати, джайати врндаранйам этан мурарех» ??? «Этот лес Вриндавана, который принадлежит Мурари, Кришне…». Этот. И когда он говорит «этот», он хочет сказать, что он живет в данный момент, когда он пишет «Брихад-Бхагаватамриту» здесь, во Вриндаване.  прийатамам ати-садху-сванта-вайкунтха-васат. ??? «Прийатамам» значит, что, если Матхура дорога Кришне, то Вриндаван дороже всего Кришне. «Прийатамам» — превосходная степень.  Причем не просто «прийатамам», «ати прийатамам». В русском языке нет такого слова, чтобы перевести «ати прийатамам».

«Прийатамам» значит «самая дорогая» и при этом еще «очень самая дорогая». Санатана Госвами задыхается от восторга, когда он начинает прославлять эту землю.  садху-сванта-вайкунтха-васат — и он говорит, что она  дороже для Кришны чем сердце садху и чем Вайкунтха. «Садху-сванта» значит «сердце садху» и вайкунтха-васат; рамайати са сада  гах палайан йатра гопих ??? — она доставляет Ему такое счастье, что Он начинает пасти здесь коров и Он начинает здесь (гах палайан йатра гопих) и Он начинает играть на флейте (сварита-мадхура-венур вардхайан према расе). И когда звуки этой флейты раздаются здесь, то (вардхайан према расе) в сердцах тех, кто слышит эти звуки, пробуждается према, или према-раса — самая возвышенная любовь. Я попытаюсь сказать несколько слов по поводу этого стиха.

Шрила Санатана Госвами, объясняя этот стих, говорит, что в Матхуре есть три вещи, которые дороже всего для Кришны — это Вриндаван, Ямуна и Говардхан, в увеличивающейся последовательности. И он приводит стих из 11 главы 10 песни «Шримад-Бхагаватам», где Шукадева Госвами говорит царю Парикшиту, что когда Кришна с Баларамой пришли сюда из Гокулы, во Вриндаван,  когда Нанда Махарадж по совету своего старшего брата Сунанды решил переехать из Гокулы… Сунанда сказал: «Что-то тут беспокойно стало. Каждый день какой-то демон сюда приходит. Что-то тут нехорошо, что-то тут не то. Кто-то сглазил это место. Пойдем во Вриндаван». И они погрузились на повозки, отправились во  Вриндаван. Когда впервые маленький Кришна, Кришне было тогда всего три года,  с Баларамой увидели эту землю, увидели Вриндаван, Говардхан и Ямуну, то сердце Их стало радоваться, сердце Их сжалось от счастья.  Уттама-прити. В этом стихе говорится, что самая высшая любовь пробудилась в Кришне.  Потому что это самое особое место, которое только может быть. Он говорит, что: «Я повторяю слово «джайати, джайати» от бесконечной радости, которая царит в моем сердце, когда я вспоминаю Вриндаван». На санскрите можно говорить два раза по-разному. Иногда слово повторяют, чтобы выразить удивление, иногда слово повторяют для того, чтобы сказать о том,  что имеется в виду все, что связано с этим словом. Но здесь, объясняет Санатана Госвами, : «Я повторяю потому, что сердце мое ликует». Джайати джайати вриндаранйам — «Да прославится Вриндаранйа». И место это, как я уже сказал, особенное потому что Кришна убегает сюда, чтобы побыть самим собой, чтобы избавиться от всех правил, от ограничений, чтобы жить простой жизнью. В других местах Ему сложно. Есть такая русская поговорка: «Что позволено Юпитеру, то не позволено быку». Эту поговорку можно переиначить: «Что позволено быку, то не позволено Юпитеру». В Двараке Кришна не может нарушить строгие правила ведической культуры. Он не может есть левой рукой. Поэтому Он прибегает сюда, во Вриндаван, и притворяется не просто человеком. Кем Он притворяется? Он притворяется неграмотным человеком. Вы заметили, что Кришна во Вриндаване неграмотный? Он даже в школу здесь не ходит. (смех) Он в школу ходит только в  Матхуре. В Матхуре Он говорит: «Ну ладно, хорошо, я буду учиться, если вам так надо».  Здесь Он не ходит в школу, чтоб к Нему не придирались.  «Что с меня взять? Я необразованный пастух». Кришна прибегает сюда для того, чтобы побыть Самим Собой и делает здесь все, что угодно, и радуется при этом страшно. Он ест левой рукой, Брахма смотрит на это, и волосы у него на голове становятся дыбом, но не от восторга, а от возмущения. Думает: «Как же так? Как же так? Мы же последователи ведической культуры, у нас все должно быть по правилам, мы должны есть только правой рукой, левой рукой мы не должны прикасаться к пище. Кришна берет и есть левой рукой!, — Брахма приходит и говорит: Что такое? Непорядок. Он не может быть Богом». А Кришна говорит: «Могу, э-э-э.  (смех) Я — Бог и только здесь Я проявляю Себя полностью. Только здесь, где на Меня никто не смотрит». Он на самом деле скрывается здесь, во Вриндаване, в какой-то незаметной деревушке, где-то не понятно где и Он вытворяет здесь все, что хочет. А все вокруг Него только радуются этому. Он крадет — они радуются. Иногда они приходят и говорят: «Нельзя так. Воровать нехорошо». Они приходят к Яшоде и говорят: «Кто вырастит из твоего сына! Он вырастит вором. Он такой маленький и уже сейчас ворует. Что с ним дальше будет?». Но при этом сами они счастливы до невозможности. Когда Яшода говорит: «Я Его накажу», они говорят: «Только не наказывай. Мы целую неделю ждали, когда Он придет к нам что-нибудь воровать» (смех) Кришна приходит в дома гопи и начинает там мочиться от возмущения, а гопи радуются этому. Это — Бог в самом полном проявлении. Кришна здесь проявляет Себя целиком, потому что Он не хочет, чтобы кто-то Ему говорил: «Это можно, а это нельзя, — говорит, — Хочу, значит можно. И все, что так или иначе увеличивает мою любовь, все это хорошо». Здесь у Него есть один принцип. В других местах у Него много других принципов — как можно, как нельзя, что подумают люди, как они будут поступать, какой пример они возьмут. Здесь есть только один принцип, который действует на этой земле, — увеличивает это любовь или нет. Если увеличивает, значит можно. «Если своровав Я могу увеличить любовь в сердцах Своих преданных, Я буду воровать. Если солгав Я усилю их любовь, Я буду лгать». Кришна здесь забывает обо всех правилах и Его преданные с радостью следуют по Его стопам. Они здесь забывают обо всех правилах. Васудева в Матхуре, всего в нескольких километрах отсюда, Васудева — кшатрий пообещал Камсе, что он будет отдавать ему всех детей. Кришна у него родился. Для кшатрия самое дорогое это слово чести. Если кшатрий обещает, то он выполнит это на 100%. Любой кшатрий — царь, правитель должен обладать одним единственным качеством —  он должен следовать тому, что он говорит. Васудева дает слово чести Камсе. Он говорит: «Я буду отдавать тебе всех своих детей». Когда у него рождается Кришна, Кришна смотрит на него и говорит: «Ну как? Обманешь или нет?». И Васудев говорит: «Обману. Ради Тебя обману. Мне ничего не стоит это сделать». Потому что такова любовь. Здесь действует только один единственный принцип — принцип любви. И поэтому Вриндаван так дорог Кришне. Именно поэтому Кришна не может даже один шаг выйти за пределы Вриндавана.  Здесь Его настолько связали любовью, что Он не может удержаться от того, чтобы не остаться здесь. В предыдущем стихе Санатана Госвами говорил:  матхурайам санихито хари, ??? что Хари в Матхуре всегда присутствует (санихито). Но здесь, комментируя стих про Вриндаван, он говорит, что «санихито» можно также истолковать по-другому. «Санихито» значит  не «присутствует», а значит «скрыт». Матхурайам санихито хари. Это значит, что в Матхуре Кришна всегда какой? Скрытый. Потому что Он проявлен где? Только во Вриндаване. Чтобы доказать это он цитирует стих из молитв женщин Матхуры, которые приветствуют Кришну: Пунйа бато враджа буво йадайм брилингам буддхах пуруанам пурушо ваначит рамалйа гахпалайам саха балах ванайам чавенум викридайам чати дири баламанчитам гри ??? Женщины, собравшиеся на крыше Матхуры, видят перед собой Кришну и Балараму. Кришна и Баларама вошли в Матхуру, Они шествуют по улицам Матхуры. И женщины бросили все свои дела, побежали на крыши, чтобы краешком глаза увидеть Кришну и Балараму. Они видят Кришну и Балараму, что они говорят? Пунйа бато враджа буво йадайм брилингам буддхах пуруанам пурушо ваначит рамалйа ??? Где сейчас находятся Кришна и Баларама? Во Вриндаване. Они видят перед собой Кришну и Балараму в Матхуре и они говорят: «Да славится земля Вриндавана, потому что Кришна и Баларама находятся там. И там Они украшены гирляндой ваначитра  малйа». «Ваначитра малйа» значит, что у Них цветная гирлянда. В Матхуре Они не надевают цветочные гирлянды. Цветочные гирлянды это что-то дешевое. 10 рупий и можно купить цветочную гирлянду. В Матхуре на Них золотые цепи, драгоценности, ожерелья, украшения. Они говорят: «Как повезло обитателям Вриндавана! Во Вриндаване на Кришне ваначитра малйа, гирлянда из простых лесных цветов». И во Вриндаване, что Кришна делает? Пасет коров. И женщины Матхуры говорят: «Чего ради Им приходить в Матхуру? Они всегда находятся там». Они видят перед собой Кришну и понимают,  что Кришна никогда не покидает Вриндавана, что Вриндаван это земля самой большой роскоши. Но здесь эта роскошь скрыта любовью.

В «Чайтанья-чиритамрите» есть шуточная беседа между Шривасом Тхакуром, который олицетворяет Нараду Муни и Сварупой Дамодарой, который представляет собой обитателя Вриндавана. — Лалита-сакхи. Они спорят друг с другом. Шривас Тхакур говорит: «Что твой Вриндаван? Что хорошего в твоем Вриндаване? Пыль какая-то, грязь, асфальтовых дорог нет, «мерседесы» не ездят. Что тут хорошего? Нет сияющих небоскребов, нет реклам, бутиков каких-то. Что хорошего? То ли дело у нас на Вайкунтхе. На Вайкунтхе у нас и бутики и все, что угодно, есть. На Вайкунтхе у нас роскошь царит. А там, что у вас во Вриндаване?. Во Вриндаване какие-то краски минеральные, Кришна Красит Себе этими красками…. Во Вриндаване вся роскошь заключается в том, что там павлиньи перья валяются на земле и люди там собирают эти павлиньи перья и обмахивают Кришну. И какие-то лесные цветы. Даже цветы какие-то не те, в общем-то. Розы. Вот, смотри какие тут розы. Разве это розы? Это ж не розы. Шиповник какой-то». (смех)  Сварупа Дамодара говорит: «Ты ничего не понимаешь. Вриндаван — самая роскошная обитель, потому что тут земля из философского камня, тут дворцы из драгоценностей, но они сверху навозом покрыты (смех). Чтобы эти драгоценности не были видны, их закрывают навозом здесь. Здесь каждое дерево — дерево желаний, каждая корова — корова желаний. Она может исполнить любое желание, которое есть у человека. Но все приходят к коровам и просят у них что? Только молока и ничего другого. Здесь земля из философского камня, но философский камень здесь не используют по назначению, у него не просят, чтобы он превращал железо в золото. Философский камень здесь  используется по назначению как  — коровы дробят его своими копытами и он превращается в мягкую пыль и Кришна купается в этой пыли, — Сварупа Дамодара говорит, — Это самая большая роскошь, но здесь никто об этой роскоши не думает. Обитатели Вриндавана самые возвышенные люди на свете, самые возвышенные живые существа. Но они сами при этом самые простые». На самом деле прелесть Вриндавана заключается в его простоте.  Кришна приходит сюда для того, чтобы доказать в чем заключается самая высшая прелесть жизни. Прелесть жизни не в сложности, прелесть жизни в самой большой и самой подлинной простоте. И Кришна специально приходит сюда, на эту землю, чтобы эту простоту продемонстрировать. И Он возвышает здесь самых простых живых существ.

Здесь, в этом стихе, Санатана Госвами говорит о двух видах живых существ, которые прославлены во Вриндаване. Это кто? Коровы и гопи, коровы и пастушки. Кришна — Верховная Личность Бога!. Как в этом стихе, который произнесли: Матхура-рамани, обитательницы Матхуры,  они говорят: пурано пурушо. «Пурано пурушо» значит кто7 «Пурано пурушо» значит «самый старый пуруша». Как Веды начинаются с самого знаменитого гимна. В «Рг-веде» есть гимн пуруша-сукта. Пуруша, Личность, Бог разделил Себя и таким образом сотворил. Вот Он пурана-пуруша.  И женщины Матхуры говорят, что этот пурана-пурушо прибегает сюда, во Вриндаван  (нрилинга-буддхам), Он скрывается в виде обычного пастуха. И в виде обычного пастуха Он играет здесь, проводя Свои игры. И какие игры Он проводит? Он пасет коров и Он играет с гопи, хотя Его стопам поклоняются Шива и Богиня процветания Рама. Богиня процветания Рама и Шива ищут возможности поклониться Его лотосным стопам, но Он приходит сюда для того, чтобы играть здесь, в этой бесконечной простоте Вриндавана. На самом деле простота Вриндавана значит — свобода от зависти. Эти два вида живых существ — гопи и коровы полностью свободны от зависти. Кто-то из вас кормил когда-то коров? Можно сходить сюда в гошалу, она тут недалеко находится, и покормить телят. Поразительное зрелище. Я иногда кормлю обезьян. Обычно обезьяны ходят парами, иногда тройками. И есть самец и у него несколько самок. В зависимости от силы самца за ним всегда несколько самок. Начнешь их кормить кому все достается? Самцу. У них строгий патриархат. Феминизм еще до них не дошел и освобождение женщин у них еще не началось. (смех) Этот самец прогоняет всех самок и все нагло съедает. Более того, когда я кормил, я пытался его супруге что-то дать, она сидела в стороне и делала вид, что ее это не интересует. (смех) По одной простой причине — она знает, что ей попадет, если она осмелится это взять. Потому что там, в других живых существах, есть зависть. Самец должен заботиться о своих самках, но он завидует им и он говорит: «Все мне, все мне. Давайте мне, мне, мне». Когда кормишь коров, как они едят? Они не завидуют друг другу. Они тыкаются, но они не пытаются оттолкнуть друг друга, не пытаются схватить побольше травы, чтоб другим не досталось, самый сильный не пытается сначала отогнать других. Нет, они все подходят и каждому что-то достается.  Кришна приходит сюда и Он прославляет здесь самых простых живых существ за то, что у них нет зависти. На самом деле весь этот мир построен на фундаменте зависти, вся материальная цивилизация является продуктом зависти. Почему люди все время изобретают новые марки машин, телефонов, еще что-то там такое.

Есть 8400000 видов мобильных телефонов (смех), 8 миллионов 400 тысяч машин еще чего-то. Почему? Зачем нужен…? Мобильный телефон он и есть мобильный телефон — дурацкая штука, которая портит жизнь людям. Но люди изобретают все эти новые модели для чего? Чтобы им завидовали. Как сын президента Украины прославился тем, что у него самый дорогой мобильный телефон. Сколько тысяч долларов стоит его модель мобильного? Тридцать тысяч, что ли. Нужно сильно постараться, чтобы сделать мобильный телефон, который будет стоить 20 или 30 тысяч долларов. И главное  зачем? Только для одной цели — для того, чтобы люди завидовали. Весь мир построен на зависти, замешан на зависти, заквашен на зависти. И люди в этом мире находят самое большое удовольствие в зависти. Но Кришна приходит сюда для того, чтоб показать одну вещь — Он любит тех, у кого нет зависти.  И поэтому здесь он прославляет. Кого он прославляет? Коров он прославляет. И Санатана Госвами дает удивительный комментарий к этим словам. Потому что Кришна играет на флейте и Кришна играет на флейте под предлогом того, чтобы позвать коров. Правильно. Пастухи когда пасут коров, что они делают? Играют на дудочке, чтобы коровы собрались на этот звук. И коровы собираются на этот звук. Но на самом деле зачем Кришна играет на флейте? Кришна как бы зовет коров, но, когда Он начинает играть на флейте, Он начинает разговаривать. Санатана Госвами объясняет, что Кришна вкладывает Свою прану, Свой жизненный воздух в отверстие флейты. И звуки, которые исходят из этой флейты, проникают глубоко в сердце всем. Этими звуками Он дает знать:  «Скоро настанет ночь, скоро настанет ночь, Я стану падвамшиватам  ???(42:28), Я буду играть на флейте  и вы прибежите ко Мне». Те, кто может понять, что Кришна говорит, они могут действительно понять звук флейты. И здесь Санатана Госвами говорит: вардхайан према расе  ???- когда Кришна играет на флейте, Он делает это для того, чтобы пробудить према-расу, или любовь в сердцах гопи, для того, чтобы напомнить им: «Скоро мы будем танцевать». И гопи, чем они славны, — тем, что тоже не завидуют друг другу. В этом мире может у человека быть две жены? Может. В соответствии с правоверными обычаями мусульман может быть до четырех. Но могут эти четыре жены ладить друг с другом? Никогда. В Китае есть иероглиф, он выглядит вот таким образом — две вертикальные палочки и сверху горизонтальная. Этот иероглиф означает  «ссора» и другое значение этого иероглифа «две женщины под одной крышей». (смех) Синонимы. Потому что всегда будет зависть. Гопи, когда они бегут к Кришне, когда Кришна играет падвамшиватам ??? и зовет всех гопи, описано в «Шримад-Бхагаватам», что они останавливаются и пытаются задержать других гопи? Одна гопи останавливается и говорит: «Не пущу, оставайтесь здесь». (смех) Нет, они все бегут к Кришне, потому что каждая хочет доставить Ему счастье и каждая знает, что другие доставляют Ему счастье. И поэтому Он вместе танцует танец раса — самая возвышенная лила, которой славится земля Вриндавана.  Чем так славна земля Вриндавана? Тем, что Кришна здесь танцует танец раса. А чем удивителен танец раса? Тем, что там всех много и всем всего хватает, что там все танцуют с Кришной и никто не завидует друг другу. На самом деле танец раса это символ идеала духовной жизни — когда Кришна хочет научить нас, как быть счастливым полностью, не имея никакой зависти и как смотреть на каждого как на слугу Кришны, как на друга Кришны, как на частицу Кришны и как любить каждого, видя в нем отражение Кришны. Земля Вриндавана так славится именно по этой причине, потому что тут нет зависти. И все люди, которые живут здесь, преданные души, которые живут здесь, они любят всех. Они любят Кришну и через Кришну любят всех остальных. И в этом секрет этой любви. И так как здесь царит эта любовь, которую Кришна иногда рассказывает Своей флейте, иногда Он изливает Свое сердце в звуках этой флейты, иногда Он рассказывает всему миру, что Он чувствует здесь. Кришна не может уйти отсюда никогда, потому что Ему некуда больше идти. Куда Ему идти? Куда Кришне еще идти? Где Он еще может быть таким счастливым? Нигде. Как я уже сказал, Он убегает отовсюду, прибегает сюда, быстро переодевается, вставляет павлинье перо, забрасывает куда-то корону, чтобы ее никто не видел и становится здесь самим Собой. И преданные, которые приходят сюда, они тоже могут и должны стать здесь самими собой.

Я хотел рассказать напоследок одну замечательную историю, связанную с Вриндаваном. Я услышал ее из уст моего духовного учителя и история эта в свое время поразила мое сердце. На самом деле, когда сталкиваешься с проявлениями настоящей любви настоящих обитателей Вриндавана, не возможно удержаться от слез. Когда Уддхава пришел сюда, во Вриндаван,…. Уддхава — интеллектуал, Уддхава самый большой интеллектуал. Он любимый ученик Брихаспати. Он знает все писания кроме одного. Какого писания он не знает? «Шримад-Бхагаватам». Знает все науки — астрологию знает, васту-шастру знает, йогу знает. Что там еще у нас есть в нашем арсенале? Аюр-веда. Аюр-веду знает (смех) Брхаспати — учитель полубогов, изначальный учитель ведической культуры, он у него учился сам. Уддхава двоюродный брат Кришны. Он приходит сюда. И Кришна его посылает, потому что Кришне надоело смотреть на его умное лицо. Уддхава приходит к Нему в тронную залу, Кришна сидит и Уддхава: «…. Верховный Брахман. Хари бол». Кришна смотрит на него и говорит: «Ну, сколько можно?!». И при этом Он видит, как Уддхава гордится своим знанием, своей любовью к Кришне, своей преданностью Кришне. И Кришна посылает этого интеллектуала сюда, чтобы он избавился от своей интеллектуальности. Он присылает сюда Уддхаву и Уддхава приходит. Первый, с кем он встречается, это Нанда Махарадж. И Нанда Махарадж с трудом начинает с ним разговаривать, подавляя слезы. Уддхава пришел из Матхуры, но Нанда Махарадж вначале даже не спрашивает про Кришну, потому что он думает:  «Если я сейчас скажу: «Как там Кришна?», то я расплачусь и позора не оберешься». И он сказал: «Как Васудева поживает? Как там мой брат Васудева поживает?». Потом, у него в горле стоит комок слез и  дальше он начинает говорить: «Как там Кришна? Что Он делает? Почему Он не приходит? Даже не нужно, чтобы Он приходил, но может Он на один день вернется сюда?». И Уддхава смотрит на него и думает: «Как его утешить?». Кришна послал его сюда специально для того, чтобы он утешил обитателей Вриндавана, которых Кришна оставил, уйдя в Матхуру. И Уддхава думает: «Если я ему скажу, что Кришна не может прийти сюда…. Предположим, я скажу, что Кришна придет сюда. Кришна придет сюда, хорошо. Он придет сюда завтра же. Джарасанга нападет на Матхуру и убьет всех обитателей Матхуры.

 Если я скажу ему, что Кришна придет через 5-6 лет, когда Джарасанга помрет, то они не выдержат, помрут. Если я скажу ему, что Кришна придет через пять дней, то пройдет этих пять дней и Нанда Махарадж, опять, помрет. И тогда он думает, — Я знаю, что я ему скажу. Я ему скажу, что Кришна — Бог и что Бог находится всюду, и что Бог находится в сердце каждого. И чего ты плачешь? Он в твоем сердце, Он в моем сердце, Он в сердце каждого живого существа. Он в сердце всех йогов, Он в том сердце, в этом сердце. Я сейчас все ему это объясню — это Его план. И он сразу утешится, подумает: «О да, Кришна в моем сердце. Хари бол»». И он начинает объяснять: «Кришна — Бог, Кришна — Парабрахман, Кришна  вездесущий, Кришна находится в сердце каждого живого существа». И Нанда Махарадж это слушает и думает про себя: «Я думал Уддхава умный, а он оказывается — дурак (смех). Я знаю, что Кришна — Бог. Гаргамуни, когда пришел сюда, он мне сказал, что Кришна — Бог. Да, когда Он убил Путану. Я понял — ясное дело, кто еще мог ее убить?. Когда Он убил Бакасуру — понятно, когда Агхасура — жуткий змей был убит. Ясное дело, что Он — Бог. Но это же не важно. Кришна мой сын и это самое главное, и в этом нет никаких сомнений потому, что Он прежде всего мой сын. Иначе, каким образом Яшода могла Его привязать?. — Он думает про себя, — Я думал Уддхава умный. Но если он такой умный, как Парабрахман можно привязать? Можно вездесущий Парабрахман привязать? Да нельзя. Моя жена Его связала. Поэтому Он мой сын и прежде всего мой сын, а все остальное от лукавого». И он не может утешиться. Когда Уддхава пытается неуклюже утешить гопи, в конце концов, он понимает: «Я последний идиот». И он начинает плакать, потому что он видит, что перед ним люди, которые просто любят Кришну, и у них нет даже налета интеллектуализма в их любви, у них просто есть чистая любовь и ничего другого в сердце нет. И Кришна специально послал Уддхаву. Он знал, что если Он сделает его Харе Кришна-бхактой, преданным Вриндавана, то Уддхава всех остальных обратит. Уддхава пришел в Матхуру и сказал: «Мы то думали, что мы с вами Его родственники и преданные, на самом деле мы глупцы». И когда слышишь все это — когда Уддхава увидел как обитатели Вриндавана любят Кришну, Уддхава заплакал. И когда сталкиваешься с этим, то тоже на глаза невольно наворачиваются слезы.

Я расскажу эту историю, которой я закончу свою сегодняшнюю лекцию про Гана Шьям Баба, одного из обитателей Вриндавана, с которым Шрила Радханатха Махараджа познакомился, когда он в 1971 году бродил здесь как садху. Он пришел сюда, во Вриндаван, ведомый желанием в своем сердце найти Бога и в конце концов Кришна привел его сюда. В его сердце было одно желание — найти Бога. «Я хочу найти Бога». Его поиски Бога начались в Италии в одной из церквей, когда он почувствовал присутствие Бога. В Греции он услышал голос Бога, который сказал ему: «Иди в Индию», пешком прошел весь путь до Индии, скитался долго по Индии, жил в Гималаях. В конце концов Кришна обманул его и привел сюда, во Вриндаван. И пока он жил тут, однажды его привели в храм. У него был один знакомый мистический йог. Этот мистический йог делал разные чудеса — появлялся, исчезал. И однажды он появился вдруг, ни с того, ни с сего. Он материализовался из воздуха. Он сказал: «Я хочу тебя отвести в одно место». Радханатх Махарадж пишет в своих воспоминаниях об этом времени, что до сих пор при воспоминании об этих днях и часах  сердце мое сжимается от смирения и любви. И он сказал: «Я хочу повести тебя в храм. Мы иногда ходим по большим красивым храмам и наслаждаемся красивой архитектурой, еще чем-то. Но, на самом деле, иногда обычный дом может быть самым замечательным храмом. Они прошли через какую-то сточную канаву, пришли в обычный дом. И в обычном доме в шкафу стояли Божества, а рядом с этими Божествами был старый человек лет 70 — Ганашьям Баба. И этот Ганашьям Баба, когда он увидел их, глаза его просияли от восторга. Он сказал: «Кришна, Гопиджанавалабха, мой Кришна привел тебя к Себе, потому что ты Его друг. И, так как ты Его друг, а я Его слуга, я должен служить тебе. У меня нет счастья большего, чем служить друзьям моего Господа». Он стал служить, он стал ухаживать за ним. Семидесятилетний бабаджи, проживший 50 лет во Вриндаване, служил девятнадцатилетнему мальчику, который пришел из Америки, хиппи. И Радханатх Махарадж описывает, как он служил ему. Он говорит, что отказаться от его служения было не возможно. Каждый день он приходил и Ганашьям Баба кормил его тремя роти, давал ему три больших чапати, или роти. махарадж с удовольствием съедал, потом уходил. Так продолжалось недели две. И однажды, когда он омывался в Ямуне, он встретил знакомого садху. И знакомый садху, вместо того, чтобы, как обычно, благословить его, стал кричать на него. Он сказал: «Из-за тебя Ганашьям Баба голодает!. Ты что делаешь?! Ты его объедаешь. Единственное, что он есть в течение пятидесяти лет это три роти, а в течение двух последних недель все три роти съедаешь ты». Он сказал: «Я не знал, я не знал». И он побежал к Ганашьям Бабе. Ганашьям Баба уже ждал его с тремя роти и поставил их перед ним.   Махарадж сказал: «Нет, я не буду есть эти три роти». Каждый раз, когда Ганашьям Баба встречал его, он говорил: «Ань йо рабхидент» ??? (57:28), что значит: «Я твой покорный», он даже не говорил «слуга». Он говорил только эти три слова «Я твой покорный». Он встречал его с этими словами «Я твой покорный слуга, потому что ты слуга моего Господа». Это, он встретил его словами «Я твой покорный слуга», тогда Махарадж стал отказываться от этих чапати, тот говорит: «Не, не, не, у меня полно чапати, у меня еще много припасено». «Покажи». «Не нужно смотреть. У меня много чапати». Тот побежал в комнату, посмотрел. У него там, естественно, ничего не было. Потом говорит: «Я не буду есть». Тогда Ганашьям Баба заплакал и сказал: «Если ты не съешь, то ты лишишь меня возможности служить другу моего Господа. Что тогда станет со мной. Ты единственная возможность, которая может сделать меня счастливым. Ты лишаешь меня счастья. Пожалуйста, я очень тебя прошу, съешь эти чапати». Тогда Махарадж сел и съел эти чапати и стал думать, как же сделать так, чтобы этого не произошло на следующий день. Он решил   прийти на два часа позже. Он подумал: «Приду попозже. Он уже съест свои чапати и я приду к нему», потому что он не мог пропустить ни одного дня, чтобы не встретиться с Ганашьям Бабой. Он пришел к нему на два часа позже, Ганашьям Баба выскочил к дверям и сказал: «Я твой покорный. Я тебя жду тут очень долго». И когда он зашел, то увидел, что чапати стоят до сих пор на тарелке перед Божествами и Ганашьям Баба говорит, что: «Кришна отказывается есть без тебя. Он говорит, что: «Я не могу есть, пока Мой друг не придет». Я хочу, чтоб ты съел. Кришна не есть без тебя. Вот тебе твои три роти». И однажды Радханатха Махарадж спросил у Ганашьям Бабы, как он оказался здесь, во Вриндаване. Тот говорит: «Моя история никого не интересует. Зачем говорить обо мне?»  Но потом он задумался и сказал: «На самом деле эта история прославляет Кришну. Поэтому я расскажу тебе, как я оказался здесь».

 Стал говорить, что он из богатой царской семьи, что он жил в Джаяпуре и что однажды вся его семья приехала сюда, в Вриндаван. Сказал, что: «Когда они решили уезжать, — ему тогда было лет 18 или 19,- я сказал им, что я не поеду». Семья была в ужасе, в гневе. Они посылали ему письма,  они уехали, они грозили ему, они говорили, что: «Мы лишим тебя наследства».  Он говорит: «Куда ж я могу уехать отсюда? Куда я могу отсюда уехать?»

Сегодня мы говорили с вами о Прабодхананда Сарасвати, который говорил: «Я пришел во Вриндаван. Отрубите мне ноги, чтобы я никуда больше не уехал отсюда». Сам Кришна говорит, что только дурак, приехав во Вриндаван, отсюда уезжает. С чем вас и поздравляю. (смех). Кришна говорит: «Куда ж еще ехать. Никуда больше ехать нельзя». И Ганашьям Баба, когда он приехал сюда, . он понял: «Я не могу уехать отсюда». И, несмотря на проклятья его семьи, несмотря на угрозы, несмотря на все остальное, он остался здесь и стал нищим странником, и просил милостыню (мадхукари) и ел одно-два чапати каждый день. И однажды в Сева-кундже, куда мы, может быть, пойдем завтра или рядом с которой мы будем завтра на парикраме, он поклонялся Радхе в виде Ее имени. На земле он написал имя «Радха». И целый день он провел, предлагая цветы этому имени,  воспевая бхаджаны, прославляющие Шри Шримати Радхарани, повторяя Святое Имя. Для него это слово, написанное в пыли Вриндавана, было Божеством. Целый день он провел так. Когда солнце стало клониться к закату и день подошел к концу, он стал стирать это слово, чтобы, не дай Бог, кто-то не наступил на него. Когда он стирал, он увидел, что из-под земли блеснуло что-то золотое. Он очень удивился и подумал: «Дай-ка я приду сюда завтра утром  когда никого не будет». И рано утром на следующий день он пришел сюда и стал копать землю в том месте, где он написал слово «Радха».  К его необычайному изумлению из-под земли вышла Сама Шримати Радхарани, а рядом с Ней Кришна из черного камня. И с тех пор 50 лет в шкафу, в доме каких-то бриджабаси, сначала под деревом, а потом в этом доме,  где его приютили, он поклонялся этим Божествам Гопи-Джанаваллабхи. Они находятся здесь недалеко по-прежнему. Они сами пришли привлеченные его любовью. И всякий раз, когда он видел Радханатха Махараджа, он обращался к нему с этими самыми словами: «Я твой покорный слуга и ты друг моего Господа». В следующий раз, когда вы увидите какого-нибудь вайшнава, попытайтесь сказать ему то же самое. «Кришна твой друг. Иначе как бы Он пустил тебя сюда. Кришна твой друг, поэтому ты здесь». А я кто? Я даже не друг, а я его слуга.  И моя обязанность служить друзьям моего Господа.  И Радханатх Махарадж рассказывает несколько историй, связанных с ним когда он отказывался от всего

ради других. Каждого человека, которого он видел, он воспринимал как друга Господа.  Однажды он увидел сцену. Он никуда не покидал эти Божества, он поклонялся Им. И он говорит, что: «Я не видел в своей жизни боле счастливого человека». Он не был большим гуру, он не был большим пандитом, он был обычным, простым, незаметным садху здесь,  каких много, каких мы иногда не замечаем или пренебрегаем ими. Он говорит, что: «Я никогда не видел такого счастливого человека». Он был уже старый, ему было за 70 лет. И он отходил от своих Божеств только для того, чтобы набрать воды. И однажды он увидел, как он несет ведро воды спотыкаясь, медленно,  на каждом шагу проливая эту воду.  Он подбежал к нему и попытался вырвать у него это ведро: «Я молодой, я сильный. Мне нужно пять минут, чтоб донести это ведро, а тебе нужно будет полчаса». Когда он попытался вырвать, он вдруг увидел, что Ганашьям Баба схватился изо всех сил за это ведро. И вырвать у него было не возможно это ведро. Посмотрел на него жалобными глазами. В глазах стояли слезы. И он стал говорить: «Мое служение Кришне мое единственное богатство. У меня нет никакого другого богатства. А ты хочешь сейчас отобрать у меня это богатство. Я тебя очень прошу, не отбирай у меня это богатство, дай мне самому донести воду до моих Божеств». Когда мы видим это, когда мы встречаемся с настоящей преданностью настоящих обитателей Вриндавана, то наше сердце, если оно не совсем окаменело от оскорблений, должно растаять. И мы должны попытаться хотя бы до какой-то степени в своей жизни следовать тем же самым принципам. Потому что Кришна приходит сюда и говорит: «Те, кто живут здесь, самые дорогие для Меня живые существа».

В словаре Амар Коша есть синоним слова «гопи». Там говорится, что гопи это махашудра. Не просто шудра, махашудра. Кришна приходит сюда и говорит: «Эти махашудры простые, бесхитростные женщины. Выше их нет никого во всем творении». И если здесь, на земле Вриндавана, мы сможем обрести хотя бы частицу той же самой любви, мы можем считать, что наша жизнь увенчалась успехом.

Спасибо большое.

Мы должны быть вечно благодарны Его Божественной Милости А.Ч.Бхактиведанте Свами Прабхупаде за то, что он привел весь мир сюда, во Вриндаван. Кто знал о Вриндаване до него? Кто слышал о Вриндаване? Кому пришло бы в голову приехать сюда, во Вриндаван? И Шрила Прабхупада нам с вами, обитателям Сибири или, не дай Бог, Урала (смех), Калымы, Магадана дал доступ сюда, в духовный мир, чтобы мы могли издалека с благоговением оценить то, что рекой течет здесь. Нам нужно каждым своим дыханием благодарить Шрилу Прабхупаду, Чайтанью Махапрабху за то, что они дали нам такую весть.

Спасибо большое.  Шрила Прабхупада — ки джая.  Шри Шри Радха-Шьям Сундари — ки джая.  Шри Шри Кришна-Баларама — ки джая. Шри Шри Гоура-Нитай — ки джая.  Гоура премананде. Хари бол.

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.