Диск 87, л. 16
Аннотация:
О величайшей миссии Шри Чайтаньи Махапрабху.
— История разграбления Индии
— История восстановления святых мест Вриндана Локанатхом Госвами по указанию Шри Чайтаньи Махапрабху.
— О Божестве Радхавинода
— О Нароттаме дасе Тхакуре.
— О Вишванатхе Чакраварти Тхакуре (Рассказывает Сундар Мадхава прабху)
***
Мы находимся в одном из семи главных храмов Вриндавана, главных для нас Гаудиа-вайшнавов, храме Шри Шри Радхи и Гокулананданы. Я немножко начал вчера эту тему на Према-сароваре, но сегодня я расскажу об этом подробней — о величайшей миссии Шри Чайтаньи Махапрабху: каким образом Шри Чайтанья Махапрабху задумал Свою миссию и каким образом Он ее реализовал.
До Х века нашей эры Вриндаван был очень оживленным, но и популярным святым местом. Но в ХI веке началось нашествие мусульман. Один за другим они делали свои набеги, потому что Индия в то время была самой богатой, самой культурной, самой цивилизованной страной в мире и все иноземцы зарились на богатства, которые были тут. В конце концов набеги эти увенчались успехом. В частности Матхуру грабили 17 раз. Когда в конце концов Матхура пала, то из нее вывозили богатства. Чтобы вывезти драгоценности, просто драгоценности, драгоценные камни и золото понадобился караван из 100 верблюдов, которые были целиком нагружены богатствами. На месте рождения Кришны в то время стоял храм и мусульманский завоеватель Матхуры хотел было построить мечеть, превосходящую по роскоши этот храм, но когда он увидел этот храм, он сказал, что: «Мне понадобится 200 лет и 100 миллионов золотых динаров для того, чтобы построить храм, или мечеть, равную по роскоши тому, что стояло». И с тех пор это место постоянно подвергалось ограблению. Первый завоеватель Шекадерлоги, который пришел сюда, уничтожил основные храмы, ограбил их в Матхуре. Потом стали приходить другие. В конце концов пуджари в страхе попрятали все Божества. Начиная с ХI века и до, в сущности, начала ХVI века эта земля была полностью разграблена. К началу ХVI века тут остался только дикий густой лес. Последний мусульманский правитель здесь, который был, в сущности, современником Чайтаньи Махапрабху, он разрушил последний храм, взял Божества и отдал эти Божества мясникам, чтобы мясники придавливали Ими мясо. И он приказал всем индусам либо принять мусульманство, либо по крайней мере не брить бороды, чтобы у них оставались бороды и чтобы их принимали за мусульман. На самом деле в то время быть индуистом было опасно. И когда Чайтанья Махапрабху пришел, Он пришел, мы знаем, в конце ХV века, в 1486 году в Бенгалии, то Его миссия заключалась в том, чтоб вернуть людям не просто бхакти, Врадж-бхакти, бхакти, которая растет своими корнями отсюда, из Враджа, и для этого, Он знал, Ему нужно будет восстановить Врадж в его первозданной красоте, величии, могуществе, великолепии. Но в то же время Он знал: «У Меня всего лишь несколько лет для того, чтобы сделать это все». Но Он стал думать: «Мне нужны люди. Мне нужны люди, которые смогут это сделать, Мне нужны те, кто смогут себя целиком посвятить этой миссии, те, кто отдадут всю свою жизнь для того, чтобы эта миссия была исполнена». И очень скоро Он нашел таких людей. Потому что тот, кто ищет, тот найдет. Чайтанья Махапрабху не просто задумал миссию, Он знал, что для того, чтобы миссию исполнить, Ему нужно дать полную силу, полную шакти, всю энергию определенным людям, способным эту миссию исполнить. И один из таких людей — Локанатх Госвами. Я начал рассказывать вчера про него, но сегодня я расскажу подробнее.
Локанатх Госвами был на 2 года старше Чайтаньи Махапрабху. Был он родом из Северной Бенгалии и отец его — благочестивый брахман послал его учиться к Адвайте Ачарье. Адвайта Ачарья рассказывал ему «Шримад-Бхагаватам». И там же, в доме у Адвайты Ачарьи, он увидел Нимай Пандита. И он увидел Нимай Пандита, он в Него влюбился. Он сразу же захотел отдать Ему все, что у него было: сердце, душу, тело. Все. Но Нимай Пандит в то время был пандитом и Локанатх Госвами никак не мог понять: «Как я Ему все отдам? Примет Он это или не примет?». Но с первого взгляда он влюбился в Него, они стали друзьями. И они учились вместе у Ганга даса, встречались у Адвайта Ачарьи. В конце концов Локанатх вернулся к себе в деревню и стал учить. Он стал учить санскрит, Священные Писания, открыл свою собственную школу, но он все время помнил о Чайтанье Махапрабху. И во время Своего похода в Восточную Бенгалию Чайтанья Махапрабху пришел в его деревню. Они снова встретились. И, когда Локанатх увидел Его, слезы счастья закапали у него из глаз. Локанатх по той или иной причине не женился. Что случилось дальше? Чайтанья Махапрабху взял его с Собой, какое-то время они путешествовали вместе. И в то время Чайтанья Махапрабху уже стал вайшнавом. Он всегда был вайшнавом, с самого рождения, но в то время Он проявил это внешне. И Локанатх понял, что сердце его не обмануло, что: «Это тот человек, которому я должен отдать всего себя». Прошло еще какое-то время, Чайтанья Махапрабху вернулся к Себе, он вернулся в свою деревню. И его родители ушли. И он понял, что больше ничто не сдерживает его здесь. Он отрекся от мира, принял санньясу и пришел в Навадвипу. К тому времени Чайтанья Махапрабху уже собирался принять санньясу. И он увидел Нимай Пандита, еще тогда не Чайтанью, Нимая, сидящем на веранде Своего дома погруженным в размышления. Вокруг Него были Гададхар, Мурари, другие спутники. Сидел и думал. Когда Он увидел Локанатха, Он просиял, сказал: «Кришна ответил на Мою просьбу. Я только что думал, что Мне нужны люди, и тут пришел ты». Он обнял его, Он обрадовался. Локанатх не понял, что происходит. Они стали петь киртан. Локанатх пришел в Навадвипу для того, чтобы провести остаток своих дней подле стоп Господа Чайтаньи. И Господь Чайтанья после киртана накормил его и сказал, что: «Кришна очень счастлив. Кришна приготовил для тебя потрясающую миссию. Но тебе сейчас не скажу, завтра утром скажу. Ложись спать, завтра утром Я эту миссию тебе дам». Локанатх лег спать, но всю ночь не смог заснуть. Он ворочался с боку на бок, у него в ушах звучали эти слова Чайтаньи Махапрабху: «Кришна приготовил для тебя миссию» Он думал: «Какая это миссия? Наверно я буду рядом с Ним, наверное мы будем вместе с Ним проповедовать. Что это за миссия?». Утром, только омывшись, он пришел к Чайтанье Махапрабху и сказал: «Я целую ночь не спал. Скажи мне, что это за миссия, которую приготовил Кришна?». Чайтанья Махапрабху сказал: «Кришна хочет, чтоб ты возродил Вриндаван. Ты сегодня же должен отправляться во Вриндаван». Локанатх чуть не упал в обморок. Он стал говорить: «Все, что угодно, только не это. За что Ты наказываешь меня? При первой своей встрече я пришел для того, чтобы отдать Тебе все. Я хочу провести свою жизнь с Тобой, но Ты меня прогоняешь. Куда Ты меня прогоняешь?! Я никуда не уйду, я останусь здесь». Чайтанья Махапрабху стал ему проповедовать. Он стал говорить ему: «Локанатх, разве ты не знаешь, что дхама Вриндавана дороже Кришне, чем сама жизнь и что служение Вриндавана-дхаме дороже для Кришны, чем служение Ему Самому? Кришна дал тебе потрясающую миссию. Ты должен идти. Ты должен быть в восторге».
«Я все знаю, не нужно мне проповедовать. Я знаю философию. Я никуда не уйду». Чайтанья Махапрабху стал говорить: «Пойми, это Моя миссия. Я хочу, чтоб ты ее исполнил. И служение Моей миссии дороже и важнее, чем пребывание рядом со Мной». Тогда Локанатх понял это и он понял, что у него нет другого выхода. Он понял, что его любовь к Чайтанья Махапрабху будет доказана по-настоящему тем, что он сделает то, что Он хочет. Чайтанья Махапрабху смилостивился над ним, сказав: «Оставайся тут еще 5 дней. Но через 5 дней, чтоб духу твоего не было». И когда Он говорил это Локанатхе Госвами, при этом присутствовал Бугарбха, ученик Гададхара Пандита. И он сказал: «Ты так красиво говорил про миссию, я тоже хочу пойти с ним». И Чайтанья Махапрабху обрадовался. Он сказал: «Вдвоем отправляйтесь туда. И ваша задача заключается в том, чтобы найти утраченные святые места». Пять дней пролетело как одно мгновение. И когда Локанатх отходил от дома, слезы стояли на его глазах. Он поворачивался все время, Чайтанья Махапрабху стоял и махал ему рукой и говорил: «Ты должен идти во Вриндаван».
Нараяна Бхатта Госвами, о котором я вчера рассказывал, пишет в своей «Враджа-бхакти-виласе», что Локанатх Госвами обнаружил 333 святых места, связанных с лилами Кришны.
Он пришел сюда, во Вриндаван, вместе с Бугарбхой Госвами. Они долго-долго шли скитаясь по джунглям, прося мадхукари. В конце концов они пришли сюда, в эту дикую местность. Тут был только дикий, непроходимый лес, джунгли, змеи, дикие животные. Ничего тут не было. Изредка жили какие-то дикие люди, которые еще не убежали отсюда, которые скрывались здесь где-то. Стал скитаться тут, ходить. И он стал думать… Теперь, представьте себя на его месте. Всего несколько часов он провел с Чайтаньей Махапрабху, через несколько дней Тот послал его в эту миссию. Как Шрила Прабхупада делал: «Твоя миссия — открывай храм в Австрии». Какой храм? Чему поклоняться то там будем? (смеется) Локанатх Госвами пришел сюда. Ему было сказано: «Найди все святые места, связанные с лилами Кришны». Теперь, как их искать в лесу? Тут таблички не висели: «Это Варшана», «У этого камня происходило то», « В этой кунде купался тот-то». Ничего не было. Руины храмов, руины каких-то заброшенных кунд, озер, джунгли, заросли, дикие животные. И Локанатх Госвами вместе с Бугарбхой Госвами ходили и натыкались на какие-то остатки камней и начинали спрашивать Вринду деви. Их молитва была обращена к Вринда деви: «Ты хозяйка этого места, раскрой нам, что случилось тут?». Иногда Вринда деви показывала им. Но что случилось дальше? Всего несколько месяцев они провели здесь и до них дошла весть, что Чайтанья Махапрабху принял санньясу, что Он ушел, отрекся от мира, ушел для того, чтобы проповедовать вайшнава-дхарму всему миру и что Он отправился в паломничество по Южной Индии. Локанатх Госвами подумал: «Вот, мой шанс. Я пойду за Ним, я найду Его и мы будем вместе ходить по всей Индии, по всем святым местам». И вместе с Бугарбхой Госвами они отправились по Южной Индии. Но теперь, как можно найти одного человека в Южной Индии? (смех) Они шли с места на место, они спрашивали: «Вы не видели тут высокого санньяси золотистого цвета». Им говорят: «Да, да, прошел куда-то туда». Они шли туда, шли сюда и еще куда-то. Они искали Его. Везде они спрашивали. Они прошли через всю Индию. Чайтанья Махапрабху тем временем закончил Свое паломничество. Два года Он путешествовал по Южной Индии. И пока они ходили по Южной Индии, Он пришел сюда, во Вриндаван. В 1514 году Махапрабху пришел сюда и оставался здесь два месяца. И Он сам определил самые главные места во Вриндаване. Первым Он нашел кадамбу у Чхир-гхата. Подошел к кадамбе и Он увидел на ее ветвях синего, как сапфир, мальчика и разноцветные сари, которые висели, как эти флажки на ветвях кадамбы. «О, Чхир-гхат!». И рядом Он увидел огромное тамариндовое дерево и млиталу, под которым Он сидел и читал мантру. Может быть как-нибудь сходим туда. Два месяца Он находился здесь. Он пришел сюда в Шарат-пурниму и 2 месяца Он был здесь, во Вриндаване и потом ушел. Тем временем Локанатх Госвами и Бугарбха Госвами вернулись из своего паломничества в Южную Индию. Им сказали: «Махапрабху? Он только что был тут, только что был тут». В каждом святом месте, в которое они приходили, им говорили: «Он только что был тут, Он только что был тут, несколько дней прошло». В конце концов они вернулись во Вриндаван и им сказали то же самое: «Он только что был тут. Он ушел». И Локанатх Госвами он ни о чем думать не мог. Он бросил все здесь и отправился за Ним в погоню опять. Он думал: «Так или иначе я Его настигну». Но когда он вышел за пределы Вриндавана, Махапрабху пришел к нему во сне и сказал: «Возвращайся назад. Я не хочу, чтобы даже встреча со Мной отвлекала тебя от твоей миссии». Махапрабху сказал ему эти суровые слова, которые были подобны удару молнии для него. «Даже встреча со Мной не должна отвлекать тебя от твоей миссии». Единственное, чего Он хотел, это чтобы Локанатх Госвами целиком сосредоточился на том, что ему было поручено. Чайтанья Махапрабху сделал кристально ясным для него: «Я хочу, чтобы ты служил здесь Вриндавана-дхаме и чтобы благодаря тебе Вриндаван-дхам возродился. Тогда Локанатх Госвами понял, что ему больше нечего делать, и стал ходить, стал находить разные места, описывать их. Он вел записи какие-то вместе с Бугарбхой Госвами. У него не было помощников. И очень скоро помощник пришел к нему, самый главный. Я рассказывал вчера чуть-чуть эту историю. Он был на берегу Кишори-кунды и он думал: «Как же так? Я один, мне некому служить. Кришна, я знаю, все время живет здесь, во Вриндаване. Но я не могу служить абстрактной форме, мне нужно чтобы Он принял конкретные, зримые, осязаемые формы». И он отдыхал на берегу Кишори-кунды и на берегу этой кунды, вернее глубоко на дне этой кунды был спрятан Радхавинод. Шри Шри Радхавинода — ки джая. Здесь находится прачиму-мурти Радхавинода. И Радхавинод услышал эти мысли Локанатха Госвами, который хотел служить. И Радхавинод подумал: «Ну надо же, он хочет Мне служить, а Я хочу, чтобы он Мне служил. Какое странное совпадение!». И чтобы придти к нему, Он стал думать как к нему придти. Он подумал: «Хорошо, как еще Я могу придти к нему, кроме как Сам». И Он принял образ охотника, живущего тут. И Он взял самого Себя в руки, Радхавинода, и стал будить Локанатха. Локанатх спал. Говорит: «Просыпайся Локанатх, просыпайся Локанатх, просыпайся, вставай. Я принес тебе Радхавинода. Я очень старый уже, я не могу больше служить. Это мое Божество Радхавинод. Бери Его». Локанатх увидел перед собой Радхавинода, слезы потекли у него из глаз. Он схватил, стал Его обнимать. Когда он немножко пришел в себя, он стал искать охотника. Охотника нигде не было. Он стал думать: «Что за охотник такой, куда он исчез? Кто он такой?» И тут он услышал голос: «Ты не ищи его, не ищи. Только Я знаю, что это за охотник. И вообще. что ты думаешь? Я хочу есть. Я проголодался».
Теперь, сами по себе эти слова Радхавинода очень важны. Потому, что… Радхавинод почему проголодался, как по вашему? Потому что Локанатх хотел Его накормить. Голод, который Он почувствовал, на самом деле был голод в сердце Локанатха, который хотел служить. Этот голод служения передается Божеству и становится голодом в сердце Божества, и Божество говорит: «Я хочу есть, Я хочу есть». И с тех пор Локанатх начал Ему служить. Сам он спал под деревом. Радхавиноду он устраивал ложе из цветков, из лепестков. Он обмахивал Его опахалом из павлиньих перьев, он ухаживал за Ним. Он сделал для Него специальный мешок из волокон какого-то дерева, сплел его и носил у себя. И он с Ним консультировался, что это за место. И Радхавинод ему говорил: «Тут у Нас то было, тут Мы то делали. И так они жили тут. И через год, в 1515 году и в 1516 году, Рупа и Санатана пришли сюда. Когда Рупа и Санатана пришли сюда, Локанатх Госвами передал им все места, которые он уже обнаружил. Он сказал: «Вот это то, что я сделал». Они посмотрели, взяли все записи. И он сказал: «Вы молодые, вы можете теперь заниматься тем, что я делал, а я пошел служить моему Радхавиноду». И они поселились здесь вместе с Радхавинодом и Локанатх Госвами провел остаток своих дней служа Радхавиноду. Он отошел больше от дел когда он убедился в том, что его миссия в надежных руках.
Есть история, связанная с Локанатхом Госвами, когда он забыл Ему приготовить пищу. Локанатх Госвами каждый день готовил Радховиноду, у него был один помощник. И однажды он смотрел на Радхавинода и погрузился в самадхи. Это было полное самадхи. Не самадхи, в которое погружаются преданные сейчас когда просто…, это было настоящее самадхи: смотрел на Радхавинода, слезы у него текли из глаз. И Радхавиноду так нравилось! Радхавинод смотрел на него, он смотрел на Него. Они смотрели друг на друга. А тем временем его помощник думал: «Время готовить, время готовить. Нужно готовить для Радхавинода». И он хотел пойти постучаться в храм, чтобы вывести его из самадхи. «Нужно готовит, нужно готовить». Радхавинод подумал: «Сейчас этот придет и все испортит» Поэтому Он сам принял образ Локанатха Госвами, вышел оттуда и говорит: «Нужно готовить? Пойдем готовить». И они вместе стали готовить, там чего-то готовили, тот резал, чистил, помогал. Потом в какой-то момент он отлучился. Прибежал в храм, видит Локанатх Госвами сидит тут. Побежал обратно на кухню, смотрит — он там готовит. Побежал обратно сюда, смотрит — он сидит. Он опять на кухню побежал — тот готовит, готовит, готовит. В конце концов он прибежал сюда, в храм, растолкал его: «Свамиджи!». Тот говорит: «Чего? (смех) Вы где?». «Я тут». «А там кто?». Они прибежали вместе на кухню и Локанатх Госвами к своему удивлению увидел, что все блюда приготовлены и никого нет. Он понял, что Сам Радхавинод пришел. Он вернулся сюда и стал укоризненно смотреть на Радхавинода. Радхавинод так…. (смех). Так проходили их лилы здесь.
Позже, когда…. На самом деле в то время, и это тоже удивительная лила каким образом Чайтанья Махапрабху устроил все здесь. Чайтанья Махапрабху сначала прислал сюда Госвами Вриндавана, чтоб они возродили Вриндаван. И одновременно с этим Он поставил во главе могольской империи Акбара, человека очень широко мыслящего, очень прогрессивного, который в равной степени уважал индуизм, мусульманство, давал свободу религии. И ближайшими помощниками Акбара были великие раджи местных царств. Они помогали ему и они стали покровителями земли Вриндавана, они построили все эти великие храмы. Махараджа Монсинг из Омеры и другие они пользовались особым покровительством Акбара. И под их влиянием земля Враджа стала расцветать. Но прошло еще 200 лет и Аурангзеб, жуткий тиран, вошел на престол в Агре. И под каким-то предлогом он уничтожил последних сторонников Акбара, лишил их своего покровительства. Шиваджи, великий царь индуистский, убежал от Аурангзеба. И он обвинил в этом своих ближайших помощников, казнил их и он объявил новый поход против Враджа. И тогда Махараджа Савай Вайсинг, основатель Джайпура, забрал все основные Божества и вместе с Ними ушел Радхавинод отсюда, из Враджа. Практически все основные божества ушли. Остался только Радхараман. К Радхараману мы пойдем следом.
И с Ним тоже связана очень важная история, история, связанная с миссией — каким образом Чайтанья Махапрабху продумал Свою миссию. Потом мы еще вернемся к Локанатху Госвами и Радхавиноду, продолжая ту же самую тему миссии. Госвами Вриндавана стали стареть. Локанатх Госвами был самым старшим и самым старым. Рупа и Санатана уже ушли. Локанатх Госвами еще оставался здесь, Рупа и Санатана уже ушли. В это время к Вриндавану стал приближаться Нароттам дас. Нароттам получил особую миссию от Чайтаньи Махапрабху снова. Все наверняка знаете историю как Чайтанья Махапрабху вложил Свою прему в реку Падму и как эта према вернулась к Нароттаму дас Тхакуру и как он, охваченный этой премой, пришел сюда, во Вриндаван, во Врадж, и как Сам Чайтанья Махапрабху пришел к нему во сне и сказал: «Ты должен принять посвящение у Локанатха». Теперь, это очень любопытная вещь. Почему Чайтанья Махапрабху сказал ему: «Прими посвящение от Локанатха»? Именно по той же самой причине. Чайтанья Махапрабху хотел, чтобы он стал продолжателем миссии. Беда заключалась в том, что Локанатх тем временем дал обет: «Никаких учеников. Никаких учеников, особенно учениц». Чтобы рядом никого не были, чтобы не мешали заниматься бхаджаном, чтобы не было никакой головной боли. Нароттам дас Тхакур пришел сюда, нашел Локанатху, стал молить Локанатху. Локанатх сказал: «Иди своей дорогой». Нароттам дас Тхакур сказал: «Махапрабху мне приказал это сделать». Он сказал: «А, мало ли, что тебе во сне приснится. Мне Махапрабху такое не приказал». Хотя на самом деле Махапрабху пришел к нему и сказал: «Прими его». Он не обратил внимания даже на это. Никаких учеников!. Две темы повторяются здесь, в этом храме и в ближайшем храме Радхарамана. Одна тема это тема миссии, другпая тема это тема смирения. Локанатх Госвами приказал Кришнадасу Кавираджу, чтобы ни разу его имя не было упомянуто в «Шри Чайтанье-чаритамрите».
Гопал Бхатта Госвами в соседнем храме Радхарамана то же самое приказал Кришнадасу Кавираджу. Кришнадас Кавирадж не мог избежать упоминания Гопал Бхатты Госвами, но Локанатха Госвами он ни разу не упомянул верный своему слову.
Нароттам дас Тхакур пришел сюда и он стал думать: «В чем моя вина? Чем я виноват? (Экзамены я все сдал, рекомендации от Президента храма, которым тогда был Джива Госвами, получил)» У него была письменная рекомендация от Дживы Госвами.
Джива Госвами сам пришел к Локанатху и стал умолять его: «Дай ему посвящение». Локанатх сказал: «Никогда. Ни за что. Чтобы я дал посвящение кому-то, не говоря уже о том, чтобы давать посвящение сыну царя». Нароттам дас Тхакур стал думать. И он подумал: «Наверно потому, что да, я отрекся от всего, я убежал из дома. Но что толку? Тонкая гордыня все равно живет в моем сердце. Все равно где-то внутри я думаю, что я сын царя или еще чего-то». Тогда он решил, что, наверное, из-за гордыни. На самом деле единственная причина, по которой человек не готов к посвящению, — гордыня. Посвящение значит — отказ от гордыни. Когда я отказываюсь от гордыни, когда я отказываюсь от того, чтобы отождествлять себя с чем бы то ни было в материальном мире, когда единственная моя связь отождествления это с тем, что — я слуга Кришны и я должен Ему служить при всех обстоятельствах. И Нароттам дас стал думать: «Что мне делать? Что мне делать?, — и решил, — О я придумал». Есть самое высокое положение в ведическом обществе — положение брахмана. Есть второе по высоте положение — положение кшатрия. Есть самое низкое положение — положение неприкасаемого. И неприкасаемые это обычно кожники, сапожники и дворники — те, кто метет пыль, потому что они целый день дышат пылью других. Нароттам дас Тхакур подумал: «Я стану дворником во Вриндаване. Я буду подметать». Стал подметать в огромном экстазе. Сын царя стал заниматься самой грязной работой. А тогда, я прошу вас не недооценивайте этого, потому что тогда индуистское общество было очень строгим. Лишиться своего положения в обществе было очень страшно. Для нас: «Ну что там, ну дворник, ну поработаю двориником». Потому что (калаво шудра самбхава) мы все шудры, даже шудрами нас трудно назвать по-настоящему. Но для него это была ужасная вещь. Он подметал в огромном экстазе. И в конце концов в какой-то момент он увидел, что Локанатх Госвами, чтобы не осквернять землю Вриндавана, каждый день утром переходит на другую сторону Ямуны. Ямуна недалеко течет здесь, Кеши-гхат совсем недалеко отсюда. И Локанатха Госвами с таким пиитетом и благоговением относился к святому месту Вриндавана, что он здесь не мочился и не испражнялся. Каждое утро он переходил на другую сторону Ямуны и там выполнял свои утренние обязанности. Нароттам дас Тхакур подумал: «Это мой шанс. Мало того, что я стану дворником, я еще буду убирать, — Как называется? Ассенизатор, да?, — я буду убирать за своим духовным учителем». Он нашел это место и он каждый вечер или каждое утро еще раньше приходил туда, очищал его, сбрызгивал водой Ямуны, подметал его идеально чисто. В конце концов Локанатх Госвами заметил: «Что-то тут подозрительно чисто». Он решил понять, что происходит. Однажды он пришел рано-рано утром, раньше чем обычно, и спрятался в кустах. И он увидел юношу, от которого исходило сияние: красивого, молодого сына царя, который в полном экстазе воспевая Святые Имена подметал и убирал, и спрыскивал водой. Он выскочил из кустов, схватил его за руку и сказал: «Ты вор. Ты что делаешь?». Нароттам дас Тхакур очень испугался: «Я не вор, я просто пытаюсь убрать гордыню из своего сердца. Ты процитируй мне писания. где написано, что этого нельзя. Махапрабху сказал: трнад апи суничена тарор апи сахишнуна и поэтому я делаю это. Я убираю за тобой и поэтому киртанйах сада харих, в моем сердце всегда живет Святое Имя». Локанатх Госвами сказал: «Я дал обет, что не приму ни одного ученика, но на самом деле ты не ученик, ты мой духовный учитель. Поэтому, так и быть, я приму тебя своим учеником».
Шри Нароттам дас Тхакур — ки джая. Локанатх Госвами — ки джая. Гоура премананде. Харибол.
Здесь, во дворе, самадхи Нароттама даса Тхакура, самадхи Локанатха Госвами и самадхи Вишванатха Чакраварти Тхакура. Это еще одно великое имя, еще один великий ачарья, который жил в этом храме. И по имени его Божеств Радхи-Гокулананды назван этот храм. Вчера Сундар Мадхава прабху попросил у меня разрешения рассказать про Вишванатха Чакраварти Тхакура, что я с удовольствием и делаю.
Сундар Мадхава прабху:
Прежде, чем говорить о Вишванатхе Чакраварти Тхакуре, я хотел бы сделать небольшое объвление для всех сидящих преданных. Сегодня начинается холи и в этом храме холи проходит особым образом. Здесь каждый вечер в 7 часов во время Гаура-арати, точнее после Гаура-арати, здесь начинается цветочное холи. Все те, кто был вчера на Варшане, видели, что в главном храме весь воздух полностью красный от краски. Здесь будет то же самое от лепестков. Это храм, в котором царит очень удивительная атмосфера и каждый день по вечерам вы можете сюда приезжать и участвовать в цветочном холи. В следующий день после Гаура-пурнимы лучше никуда особо не ездить. Это будет очень тяжелый день, это будет финал. И через день после Гаура-пурнимы, это получается 5 число, здесь днем будет тоже завершающий праздник с прасадом, с киртаном и с цветочной абхишекой Божеств. Здесь будет царить такое традиционное бриджабасское настроение и после этого будет прасад. И те, кому выпадет удача приходить в этот храм на холи, на прасад они эту атмосферу в своем сердце будут, наверно, находить до конца жизни. То есть, кто будет во Вриндаване в этот момент, через день после Гаура-пурнимы, в 12 часов приезжайте обязательно сюда.
Я скажу несколько слов и Шриле Вишванатхе Чакраварти Тхакуре, действительно несколько слов. Потому что рассказывать всю историю его жизни просто не представляется возможным. Это очень много времени, а впереди еще несколько храмов, которые необходимо успеть посетить. Я расскажу несколько моментов. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур явился в Бенгалии и с самого детства у него были все склонности к изучению. Он изучил санскрит, он отправился в ашрам своего гуру изучать шастры и уже в этот период он написал три своих знаменитые книги. Это «Бхакти-расамрта-синдха-бинду», «Уджвала-ниламани-килана» и «Бхагаватамрта-Кана» ??? Во Врадже есть пословица, что эти три книги являются жизнью и душой для всех Гаудия-вайшнавов. То есть, он с самого детства находился в этом настроении чистого преданного служения. И Вишванатха Чакраварти Тхакур является последователем Нароттама даса Тхакура в четвертом поколении. Его духовный учитель Радхарама Чакраварти дал ему посвящение, обучал его бхакти. Вишванатха Чакраварти Тхакура в те времена звали Хари Валабха. И по традиции его женили в детстве. Но он к семейной жизни был абсолютно не привязан. И в конце концов жена Хари Валабхи не выдержала этого. Она подошла к духовному учителю Вишванатхи Чакраварти Тхакура и сказала: «Гуру Махарадж, я все конечно прекрасно понимаю: Ваш ученик — преданный и погружен в бхаджан, но, тем не менее, все-таки он грихастха и он должен как-то исполнять какие-то свои семейные обязанности. И, уж, по крайней мере, пусть он хотя бы исполнить супружеский долг. Мне хотя бы ребенок нужен». И Радхараман Чакраварти позвал к себе своего ученика и сказал: «Я даю тебе наставление — эту ночь ты должен провести в постели со своей женой». Хари Валабха очень сильно удивился этому приказу гуру. Он подумал: «Ну если гуру хочет, значит надо». На следующее утро жена Вишванатхи Чакраварти прибегает в слезах к духовному учителю. И когда Радхараман Чакраварти увидел ее в таком состоянии он пришел в гнев. Он сказал: «Он что не исполнил мое наставление? Он что не провел ночь в постели с тобой?».
И она в слезах говорит: «Да исполнил, исполнил, провел. Но только он мне всю ночь «Шримад-Бхагаватам» рассказывал». И после этого Радхараман Чакраварти понял, что его ученик обладает истинным, действительно настоящим отречением. Он позвал его и сказал: «Я очень тобой доволен. Я вижу, что тебе действительно ничего не нужно в этом мире. Отправляйся во Вриндаван». И Вишванатха Чакраварти отправился во Вриндаван и в разных частях Радха-мандалы он совершал бхаджан. И здесь мы говорим о нем, потому что, с одной стороны, его Божество находится на алтаре, и с другой стороны он в своем садхака-дехе находится здесь в самадхи. У вайшнавов, у вечных спутников Кришны с Голоки Вриндаваны есть два облика — это садхака-деха и сидха-деха. Садхака-деха это целиком и полностью духовное теле. Хотя называется садхака, как бы тело практикующего вайшнава, это полностью духовное теле. Когда Бхактисиддханту Сарасвати спрашивали о сварупе Гауракишора даса Бабаджи, как он выглядит, он сказал, что в лилах Махапрабху Гауракишор дас Бабаджи выглядит точно также, как вы видите его сейчас. Это тело полностью духовное. И как солнце когда восходит в один момент и заходит, точно также и вайшнавы — приходят и уходят. И они уходят в самадхи. И это тело вайшнава, который находится в самадхи здесь, это тело не подобно нашему телу. Это сам вайшнав, который медитирует здесь на лилы Радхи и Кришны.
Здесь неподалеку есть самадхи, в которых находятся матхи Локанатха Госвами, Нароттама даса Тхакура, Бада Нараяны Чакраварти — ученика Нароттама даса Тхакура и Вишванатха Чакраварти. Это вайшнавы, которые здесь постоянно находятся в сварупе, постоянно в ишта-гоштхи, они постоянно здесь беседуют о Кришне, они постоянно поют киртаны. И они являются мысленно тем искренним душам, которые приходят сюда|, кланяются им и молятся о милости. И сама по себе духовная милость тоже имеет определенные градации, тоже имеет определенные этапы. Мы с вами принадлежим к Гаудия-вайшнава-сампрадайе. Вайшнавов в Индии очень много, но та сампрадайа, которую основал Чайтанья Махапрабху, в этой сампрадайе можно получить уникальный дар. Последователи Господа Чайтаньи Махапрабху отправляются в самые сокровенные уголки Вриндавана-дхамы для того, чтобы вступать в самые сокровенные отношения, то есть служить Радхе и Кришне во время Их самых-самых сокровенных встреч. И в «Чайтанье-чаритамрите» Шрила Прабхупада описывает самое возвышенное настроение в духовном мире — это паракья-раса. И Вишванатха Чакраварти Тхакур очень большой упор делал на …..(42:52) паракья-расы. Во Вриндаване очень много людей, даже те, кто поклоняются Кришне и поклоняются Шримати Радхарани, считают, что Кришна и Шримати Радхика это официальные муж и жена. Одна преданная, вышедшая замуж за индуса, рассказывала мне, что как-то на Варшане случайно она обмолвилась, рассказала, что у Шримати Радхарани есть муж — Абхиманью. Она говорит: «Было ощущение, что меня сейчас порвут на куски». То есть люди, которым она это сказала, люди, которые поклоняются Кришне и Шримати Радхарани, они не признают эту идею. Это одна из сокровенных истин о паракия-расе, которую проповедуют в нашей сампрадайе, она не принималась даже во времена Вишванатхи Чакраварти Тхакура. И так как он в своей проповеди доставлял огромное беспокойство многим, он доставлял беспокойство кастовым Госвами… Мы никогда не слышали его имя звучало Вишванатха Чакраварти Госвами, мы всегда слышали Вишванатха Чакраварти Тхакур. Хотя он являлся Госвами, но никогда этот титул он не добавлял к своему имени, никто его так никогда не называл. Он показывал своим собственным примером, что все эти титулы без надлежащего поведения бесполезны. И очень многие кастовые Госвами его не могли выносить, не могли терпеть его. И также очень многие вайшнавы из-за его проповеди паракья-расы тоже начали его ненавидеть. И когда они поняли, что никак не могут опровергнуть его, у них не находится аргументов, в конце концов эти вайшнавы решили его просто-напросто убить. Они знали, что каждое утро Вишванатха Чакраварти Тхакур совершает омовение и по той тропинке, по которой он ходит совершать омовение, на этой тропинке они устроили засаду. Когда он проходил через небольшие заросли кустов, они выпрыгнули, перегородили ему дорогу с двух сторон, достали свои ножи и вдруг увидели, что Вишванатх исчез. Они стали оглядываться по сторонам. Они не могут его найти, он исчез бесследно. И вдруг они увидели прекрасную девочку, которая собирала цветы неподалеку. Вриндаван в то время не был густонаселенным пунктом и многие люди знали друг друга в лицо. И эту девочку они никогда не видели. И эта девочка обладала неземной красотой. Она вместе со своими подругами собирала цветы и эти вайшнавы подошли к ней и спросили: «О лали, о дитя мое, ты не видела здесь Вишванатху Чакраварти Тхакура?». Та говорит: «Видела». «А куда он делся?». «Не знаю. Он шел по дороге и исчез». «Что значит исчез?». «Как-то взял и исчез, не стало его». Разбойники ничего не могут понять. « А ты кто такая?». «Я служанка Шримати Радхики. Я живу, служу и вот Она попросила меня цветы для Нее собирать». Они ничего не могут понять. Девочка явно какая-то неземная, очень красивая. Они не могут оторвать от нее глаз, они не могут понять куда исчез Вишванатха Чакраварти Тхакур. И пока они стояли и соображали, пока они переваривали все это, они вдруг, к своему изумлению, увидели, что эта девочка прямо у них на глазах из маленькой лали превратилась в Вишванатху Чакраварти Тхакура. Он стоял и улыбался. Они тут же попадали на колени и поняли, что совершили оскорбление великой души, вечно освобожденного спутника Кришны с Голоки Вриндаваны. Они стали кланяться. А в этот момент Вишванатх посмотрел на них и сказал: «Где живет Шримати Радхарани?». Те говорят: «На Варшане». «Где живет Кришна?». «В Нандаграме». «А какое место находится между Нандаграмом и Варшаной?». Они говорят: «Санкет». И Вишванатха сказал: «Объясните, пожалуйста, если Кришна и Шримати Радхарани официально замужем, муж и жена, для чего, с какой целью Им надо по ночам встречаться в Санкете причем так тайно, чтобы никто об этом не узнал?». И вот эта вот именно тайная логика и также вот этот вот даршан сиддха-дехи и вот эта вот вся ситуация повлияла на этих вайшнавов, они поняли, что паракья-раса действительно существует, действительно высшее состояние, высшая раса в духовном мире, которая только может быть.
Когда мы с вами только приходим в общество сознания Кришны. зачастую мы не имеем настоящей веры и эта вера проявляется через какое-то время. Бхакти, как Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет в «Матхурья-кадамбини», бхакти обладает одним удивительным качеством — бхакти можно практиковать даже без шраддхи и бхакти будет действовать, бхакти будет приносить определенные плоды. И Шрила Прабхупада однажды сказал такую фразу, он сказал: «В нашем движении все очень хорошо: мы распространяем много книг, мы строим много храмов, мы кормим людей прасадом. Но у нас есть одна маленькая проблема. Эта проблема заключается в том, что преданные не верят в Кришну. Все остальное у нас очень хорошо». И вот действительно, когда мы приходим, для нас очень большой разрыв между нашим материальным состоянием и Гаудиа-вайшнавизмом, то какое-то небольшое продвижение нами воспринимается уже как величайшее достижение. Если мы начинаем повторять мантру, если мы отказываемся от мяса, мы делаем какие-то попытки — если мы уже начинаем вставать на мангала-арати, мы считаем, что мы уже почти святые. На самом деле это немного не так. Но и эти действия… В принципе это общие действия для всех вайшнавов. То есть, все вайшнавы повторяют мантру, все вайшнавы соблюдают определенные принципы, посещают храмовые службы. Но Гаудиа-вайшнавом, последователем Чайтаньи Махапрабху нас делает уже понимание цели Его прихода. Меня все время удивляет как Шрила Прабхупада на воскресных программах, или в книгах, во всяких беседах абсолютно неприкрыто говорил о таком сокровенном отношении, о сокровенном служении Господу. Как я уже цитировал одну из враз Прабхупады на воскресной программе, на воскресном пиру. Он сказал: «Если вы любите Кришну за то, что Он — Бог, это значит ваша любовь нечиста. Кришну нужно любить просто за то, что Он Кришна». Я когда представляю кому Шрила Прабхупада это говорил, то есть кому, какой аудитории!. Шрила Прабхупада в одной лекции целую лекцию говорил про Кришну, цитировал стихи из «Брахма-самхиты» и потом спросил аудиторию: «Вы когда-нибудь видели изображение Кришны?». Аудитория молчит, в аудитории тишина.
Это была абсолютно новая аудитория. И Шрила Прабхупада имел эту вот возможность, он имел эту силу донести послание ачарьев до нас в такой форме, чтоб мы могли его принять. И очень многих комментариях на «Шримад-Бхагаватам» Шрила Прабхупада очень часто цитирует Вишванатха Чакраварти Тхакура. И многие последователи Вишванатха Чакраварти Тхакура считают его воплощением Шрилы Рупы Госвами. Рупа Госвами проповедовал паракия-расу. Но позже Шрила Джива Госвами по определенным причинам сделал больший упор на свакия-расу. Он сделал это специально для того, чтобы сахаджии, которых много во Вриндаване было и будет, это всегда такое традиционное явление, похоже, для этого места, для того, чтобы эти сахаджии, которые пользуются паракия-расой еще больше все усложняя, и Джива Госвами сделал это по свакии, хотя паракию никогда не отвергал. И Вишванатха Чакраварти Тхакур пришел в нашу сампрадаю для того, чтобы снова, вот именно Гаудия-сампрадайе, снова придать этот внутренний глубинный оттенок, чтобы снова расставить правильные приоритеты. И он готов был это делать даже понимая. что его могут убить за это. Очень многие вайшнавы, ачарьи в нашей смпрадайе, в своей проповеди все время сталкивались с препятствиями. У нас сейчас бывают небольшие препятствия и мы думаем, что: «Вот все, тяжело, у нас уже все плохо. Одни демоны вокруг. Все, сейчас нас закроют и все отнимут». Ачарьи готовы были отдать жизнь, но несмотря на это, ради нашего блага они постоянно проповедуют
Когда я говорил о том, что я хотел построить храм в Москве рядом с храмом….(51:54), мне в голову пришла одна мысль. Я подумал, что насколько же удачлив Рам дас Капур, правда кто-то говорит Рам дас Капур, порой пишут Кришна дас Капур, сам факт, что этот купец насколько он был удачлив, что он встретился с такой величайшей личностью — Санатаной Госвами, он мог послужить Санатане Госвами и у него были возможности послужить и он совершил эту севу. То есть, насколько он был удачлив! Знаете, через несколько сотен лет точно также вайшнавы будут думать: «Насколько же были удачливы те, кто мог общаться с Госвами Махараджами! Насколько же удачливы те, кто мог действительно в этой миссии поучаствовать!». Махарадж говорит: «Хватит, ты обещал про Вишванатха чакраварти Тхакура говорить» (смех).
На самом деле один из принципов, о котором говорит Вишванатха Чакраварти Тхакур в своих трудах — что бхакти можно обрести только по милости бхакти. (бхактйа санджатайе бхактйа), бхакти порождает бхакти. Если мы хотим духовно прогрессировать, в первом потоке нектара «Мадхурья-кадамбини» Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет нам где бхакти берется. Бхакти порождаем сама себя. И есть два источника бхакти для нас. Первый, самый основной, самый важный это садху-санга. Потому что бхакти, находясь в сердце вайшнава, как раз бхакти, которое живет в сердце преданного, распространяет себя через этого вайшнава. И, если мы действительно хотим духовно прогрессировать, нам в первую очередь необходима садху-санга, это очень важный момент. И когда мы говорим о садху-санге, она должна происходить в правильном настроении, в настроении предания. И нам с вами вчера Госвами Махарадж на Варшане рассказывал про Бабаджи, который живет в Ман-мандире, про Рамеш Бабу. Однажды к нему во сне пришла Шримати Радхарани и сказала: «Очень скоро сюда придет Мой преданный. Научи его петь. Он впоследствии будет проповедовать повсюду в мире». Этим преданным был никто иной как Шрила Радханатха Свами Махарадж, то есть который пришел во Вриндаван еще до того, как встретился со Шрилой Прабхупадой. И Радханатх Махарадж точно также как все наши ачарии по парампаре наделяют этой шакти, наделяют этой бхакти, которая из сердца в сердце передается, точно также милость Вишванатха Чакраварпти Тхакура через гуру-парампару в конечном счете доходит до наших духовный учителей. И в этом храме, в этих самадхи нам необходимо постоянно молиться о том, чтобы быть пригодными совершать служение. И если мы будем совершать служение всеми возможными способами, бхакти войдет также в наше сердце и в этот момент наша жизнь по-настоящему увенчается успехом.
Вишванатха Чакраварти Тхакур — ки джая. Вишнупад Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж — ки джая. Шрила Прабхупада — ки джая. Гаура-премананде. Харибол.
БВГ: Сундар Мадхава прабху — ки джая. Гоур-Мадхава-Вринда — ки джая. Скажу еще два слова. Еще раз, мы пришли в эти два храма для того, чтобы пропитаться настроением миссии. Нароттам дас Тхакур стал преемником, практически главным из третьего поколения вайшнавов. Его Божество Махапрабху находится здесь слева от нас на алтаре. Божества Виджай Говинды самые большие Божества сзади. А это Божества Баладевы Видьябхушаны. Другой гигант нашей сампрадайи, который отстоял честь и достоинство нашей сампрадайи в диспуте в Гауде, недалеко от Джаяпура. Его Божества называются Виджай Говинда, что значит «триумфальный Говинда; Говинда, который одерживает победу». Его бхашья, или комментарии на «Веданта-сутру», называются «Говинда-бхашья». Говорится, что Сам Говиндаджи продиктовал ему эту бхашью, одну из самых удивительных книг в нашей сампрадайе, которую мы с вами никогда не поймем, даже пытаться нечего. Впереди перед нами совсем маленькие Божества. Это Божества Вишванатхи Чакраварти Тхакура — Радха-Гокулананда. И справа, если мы смотрим на Них, находится маленькая шила. В Бенгалии говорится, что когда камни касаются Чайтаньи Махапрабху, то они начинают плавиться. Жар любви в Его сердце такой силы, что даже камни не выдерживают. И рядом с Радхой-Гокуланандой находится маленькая шила, которая несет на себе отпечатки пальцев Чайтаньи Махапрабху, Он прижимал ее к сердцу и, прижимая ее к сердцу, повторял: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Эту шилу Он омывал Своими слезами, делал ей абхишеку. И эту шилу Он подарил Рагхунатху дасу Госвами. Это одна из самых больших реликвий во всей нашей сампрадайе. Поэтому нам нужно подойти с благоговением поклониться всем этим реликвиям, всем этим Божествам, которые стоят здесь и еще раз попытаться соединиться здесь. Мы занимаемся йогой. «Йога» значит «связь». Это то место, одно из немногих мест на земле, где связь можно почувствовать и, почувствовав эту связь, зарядиться великой энергией, духовной энергией, которая приходит через эту связь.
Шри Шри Радха-Гокулананда — ки джая. Гоура-премананде. Харибол.
Здесь мы можем почувствовать силу миссии Шри Чайтаньи Махапрабху для того, чтоб нести ее дальше по всей земле, чтобы мы могли принести Вриндаван повсюду, по всему миру. Чайтанья Махапрабху хотел на самом деле, чтобы Вриндаван вышел за пределы Вриндавана и, чтобы Врадж-бхакти завоевал весь мир. Для этого Он послал Локанатху Госвами, Нароттама даса Тхакура, Вишванатха Чакраварти, Баладеву Видьябхушану.