Диск 87, л. 17
Аннотация:
Преемственность, способность уполномочивать и миссия
— О Гопал Бхатте Госвами.
— Описание лилы (Шримати Радхарани видит сон о миссии Господа Чайтаньи)
***
Расскажу сейчас продолжение нашей истории. В 1514 году Шри Чайтанья Махапрабху пришел во Врадж. Но до этого в 1510 году, в 1511 году Он путешествовал по Южной Индии. В Своих странствиях в чатурмасью Он пришел в Шри Рангам. Как всегда, Кришнадас Кавирадж Госвами объясняет, что когда Он пришел в Шри Рангам, Он танцевал, а когда Он танцевал, люди не могли удержаться. Они присоединялись к Нему, они хотели дотронуться до Него, получить хотя бы крупицу пыли с Его лотосных стоп. Потому что никто, никогда до этого не видел такой бхакти. Венката Бхатта, пуджари храма Шри Рангама, увидев господа Чайтанью, вышел к Нему с гирляндой, с прасадом. Надел на Него и, упав Ему в ноги, попросил Его остаться у него дома. И так как началась чатурмасья, то он попросил у Него четыре месяца оставаться дома. И Чайтанья Махапрабху Он остался дома у Венката Бхатты, но при этом Он все время помнил о Своей миссии. Венката Бхатта дал Ему в услужение своего сына, которому в то время было всего 10 лет. Чайтанья Махапрабху посмотрел на этого мальчика, которого звали Гопал, Он подумал: «Этого мальчика ждет великое будущее». С Венката Бхаттой у них был знаменитый разговор, который увековечил Кришнадас Кавирадж Госвами в «Шри Чайтанье-чаритамрите». Однажды Махапрабху стал шутить над ним. Он говорит: «О, Бхатта, ты поклоняешься великой Богине Лакшми».А на юге очень любят поклоняться Лакшми. Ее зовут Тайор. «Тайор» значит «мать, мать Лакшми». Она дает нам процветание, дает нам благосостояние, огромные храмы построены для нее, во всех храмах Вишну находится рядом. Чайтанья Махапрабху стал смеяться над ним: «Твоя Лакшми убегает от своего мужа, бросает Нараяну и прибегает во Вриндаван и хочет станцевать с Моим пастухом Кришной». Венката Бхатта обиделся, сильно обиделся. Слезы выступили у него на глазах. Он стал говорить: «Зачем Ты смеешься над моей Лакшми? Нет ничего дурного в том, что она оставляет Нараяну. Потому что Кришна это тоже Нараяна. Во всех писаниях говорится, что Нараяна приходит как Кришна. Да, это Его лила и Лакшми нравится Его лила когда Он пасет коров, играет на флейте. Поэтому, когда она приходит во Вриндаван, она не нарушает своей супружеской верности. Она самая верная из всех. Зачем Ты смеешься надо мной и над ней?». Махапрабху улыбнулся еще больше. Он сказал: «Ничего страшного нет в том, что Лакшми убегает от Нараяны, ты прав. Потому что Кришна это Сам Нараяна. Это верно. Но я задал этот вопрос неспроста, я хотел у тебя узнать — хотя она прибегает во Вриндаван и пытается войти в лилы Кришны, ее сюда не пускают. Она остается на другом берегу Ямуны и не может сюда войти. Ответь мне на этот вопрос. Если она такая великая, что ты поклоняешься ей, почему ее не пускают сюда, во Вриндаван?». Венката Бхатта заплакал еще больше. Он сказал: «Я простая джива, откуда я знаю. Игры Господа глубоки как океан. Кто кроме Самого Господа может объяснить игры Господа? Откуда я знаю почему ее не пускают! Она моя богиня. Я ей поклоняюсь». Махапрабху стал еще больше смеяться. Ему все это было смешно. Он говорит: «Ее не пускают сюда потому, что, да, она хочет поклоняться Кришне, она видит как прекрасен Кришна, как очарователен Кришна. Нет никого прекраснее Кришны. Нужно быть последним глупцом, чтоб не поклоняться Моему Господу. Да, она хочет прийти сюда, но она хочет оставаться Лакшми. И она не может войти сюда оставаясь Лакшми. Чтоб войти сюда, нужно получить милость обитателей Вриндавана. Для этого она должна получить пыль со стоп гопи и положить себе на голову. А она не хочет Она думает, что с помощью аскезы она придет сюда. Поэтому она до сих пор находится в Махавани и до сих пор совершает аскезу». В Махавани есть храм Лакшми, где Лакшми одета в простую белую гамчу и ест только не соленое кичри. Богиня процветания совершает суровую аскезу, чтоб прийти сюда, но она не знает секрета. Секрет — войти во Вриндаван это получить милость преданных. И когда Чайтанья Махапрабху оставался там, Он дал Свою милость маленькому Гопалу. Четыре месяца прошло очень быстро. Чайтанья Махапрабху собрался для того, чтобы отправляться в обратный путь, вернее продолжать Свое путешествие. Венката Бхатта вышел и сказал: «Ты должен принять от меня подарок». Когда человек приходит к кому-то в гости, то хозяин должен принести подарок этому человеку. Потому, что когда кто-то приходит к нам гости, это доставляет такую радость нашему сердцу, что мы должны чем-то отблагодарить его за то, что он к нам в гости пришел. Венката Бхатта вышел и говорит: «Ты должен взять от меня подарок». Чайтанья Махапрабху сказал: «Какой подарок? Я санньяси. У Меня в одной руке камандала, в другой руке маленький сосуд, с которым Я собираю пожертвования, уттари, Все, Мне больше ничего не нужно». Венката Бхатта настаивал: «Ты должен взять от меня подарок. Я как домохозяин должен что-то дать Тебе на дорогу». Чайтанья Махапрабху посмотрел на него, Он заглянул ему прямо в сердце. Он сказал: «Если ты хочешь дать Мне подарок, дай Мне своего сына». У него был только один сын — маленький Гопал, которому в то время было 10 лет. Для Венката Бхатты это было как удар молнии. Но, с другой стороны, он подумал: «Что может быть лучше для моего Гопала, если я отдам его Махапрабху?, — он сказал, — Я обещал и я сдержу свое слово. Отныне мой сын Твой, забирай его». Чайтанья Махапрабху сказал: «Пусть он пока остается дома. Но он Мой, больше он не твой. Я даю тебе приказ : Ты должен воспитывать его. Ты должен воспитать его так, чтобы он стал настоящим вайшнавом, ты должен научить его всем Священным Писаниям, ты должен подготовить его к тому, чтобы он продолжал Мою миссию. А когда нужно, Я дам тебе знать и тогда ты пошлешь его туда, куда Я скажу».
Чайтанья Махапрабху вернулся в Пури. И, как я уже рассказывал в том храме, 1515 году и в 1516 году Рупа и Санатана, посланные Им, пришли сюда, во Вриндаван. Он посылал самых лучших людей сюда, во Вриндаван. Еще раз, для того, чтобы Враджа-бхакти в конце концов распространилась по всему миру. Прислал сюда Рупу, Санатану. До этого Локанатх Госвами пришел, Бхугарбха Госвами пришел. И в 1516 году, когда Рупа Госвами пришел во Вриндаван, Чайтанья Махапрабху послал письмо в Шри Рангам. Посланец с этим письмом постучался в дом Венката Бхатты. В письме было написано: «Твой сын уже взрослый, ему уже 16 лет. Его ждет великая миссия. Отправляй его во Вриндаван». Гопал Бхатта получил посвящение у своего дяди Прабодхананды Сарасвати и пришел сюда, во Вриндаван. Присоединился в Рупе Госвами и Санатане Госвами и стал вместе с ними трудиться. Пару лет спустя его духовный учитель сказал ему: «Отправляйся в паломничество». Странно. Кто это сказал? Прабодхананда Сарасвати. Что сказал Прабодхананда Сарасвати? «Если пришел во Вриндаван, какой смысл уходить куда-то еще?». Если ты пришел во Вриндаван, отруби себе ноги, чтобы никуда отсюда больше не уходить. Но он отправляет своего лучшего ученика в паломничество и не куда-то, а в Гималаи: Муктинат, Пашупатинат. Странно! Но ничего случайного не бывает. Гопал Бхатта Госвами отправился в паломничество, он долго шел. Дошел до Гималаев. И он пришел в конце концов к Дамадара-кунде. Дамодара-кунда это исток реки Гандаки, Кали-Гандаки, которая в свое время получила благословения от Господа Вишну, что: «Я Сам буду всегда находиться в Кали-Гандаке в виде черных камней шалаграма».
И на берегу Дамодара-кунды он увидел семь удивительных шилаграма-шил. Он взял их было, но потом в какой-то момент он подумал: «Какой смысл мне поклоняться всему этому? Нужно жизнь свою попроще держать». Поэтому он вернулся на берег и положил их на те же самые места. Когда он положил их обратно, шилы вылезли и сказали: «Нет, никуда мы от тебя не уйдем». Он взял с собой эти шилы, положил в коробку. По дороге он остановился в городе, который назывался Деваван. И в этом городе он проповедовал молодым людям. Несколько молодых людей, несколько юношей увязались за ним. Они сказали, что: «Мы никуда не уйдем от тебя, потому что в твоем сердце живет бхакти. И это самое ценное, что может быть».
Как вчера мы были с вами на Варшане и мы почувствовали маленькую тень Враджа-бхакти, что такое Враджа-бхакти. Даже маленькая тень, крупица Враджа-бхакти может все сердце переменить. Я видел какие люди были вчера. Потому что тень Враджа-бхакти вошла в их сердце и в сердце не осталось ничего, никаких материальных желаний, только счастье, только ананда. И когда люди соприкасались с Гопал Бхаттой Госвами, они чувствовали это счастье, они шли за ним толпой. Несколько юношей из этого Девавана пришли сюда и стали помогать ему здесь.
В конце третьего десятилетия XVI века, где-то около 1529 года, 1530 года, когда Гопал Бхатте Госвами было всего 30 лет, вдруг из Пури пришел неожиданный вестник. Этот вестник принес с собой большую деревянную асану и каупину Чайтаньи Махапрабху. Вестник пришел сюда, во Вриндаван, и стал искать Гопал Бхатту Госвами. Ему показали где Гопал Бхатта Госвами живет. Он сказал: «Махапрабху велел тебе передать эти реликвии. Он передал ему три вещи, которые до сих пор хранятся здесь, в храме Радха-Рамана: деревянная асана, на которой сидел Сам Махапрабху; каупина, которую носил Сам Махапрабху, признак Его санньясы; и сосуд для собирания пожертвований. Теперь, получить это от своего духовного учителя, а в 1510 году, когда Махапрабху останавливался у него дома, Он дал посвящение маленькому Гопалу, Он дал ему мантру Гопал-Гаятри-мантру и таким образом дал ему инициацию, получить это — огромное счастье. В сущности, Махапрабху, послав эти дары, сделал его Своим преемником. Потому что Он послал ему гуру-асану и послал ему другие знаки преемственности.
Как я уже говорил, одна из тем наших сегодняшних рассказов будет именно эта — преемственность, способность уполномочивать и миссия. Чайтанья Махапрабху в маленьком Гопале увидел Своего преемника. И 20 лет спустя Он прислал официальные знаки, которые….. Никакого письма не было, но всем стало ясно — Он назначает Гопал Бхатту Госвами, 30-тилетнего молодого человека, Своим преемником. Гопал Бхатта Госвами огорчился. Это был на самом деле самый ужасный день в его жизни. Во-первых, потому, что он понял — Чайтанья Махапрабху готовится уйти, осталось всего несколько лет. Мы знаем Он ушел в 1533 году. За три года до Своего ухода Он послал эти реликвии сюда. И, во-вторых, он сказал: «Как я могу принять все это. Вы хотите сказать, что я должен отныне сидеть на асане, на которой сидел Сам Махапрабху?». Санатана Госвами стал его уговаривать. Он стал говорить: «Ты Его ученик или нет? Если учитель говорит, что ты должен сидеть на Его асане, ты должен сидеть на Его асане. Если учитель скажет, что ты должен сесть на Его плечи, ты должен сесть на Его плечи. Если учитель скажет, что ты должен поставить свои стопы на Его голову, ты должен поставить свои стопы на Его голову. Потому что приказ учителя выше всего остального». Гопал Бхатта Госвами нехотя согласился. Он согласился стать участником церемонии когда его официально назначали преемником Шри Чайтаньи Махапрабху. Церемония абхишеки. Это очень древняя церемония когда человека возводят в какой-то сан, его омывают молоком, йогуртом, водой из Ганги или Ямуны и он должен при этом восседать на асане. Гопал Бхатта Госвами согласился. Он сказал: «Я приму церемонию абхишеки и там будет асана. Только не я буду восседать на асане, а асана будет восседать на мне». В течение всей церемонии он держал асану у себя на голове. Получив эту царскую абхишеку, он, в сущности, стал преемником Шри Чайтаньи Махапрабху. И миссия, которую ему поручил Шри Чайтанья Махапрабху: «Сохрани Мою сампрадайю от разъедающего влияния времени. Са каленеха мохата йоганешта парантапа ??? Мы знаем, что йога, или связи с Кришной, может порваться под влиянием неумолимого времени.
Шри Шри Радха-Рамана — ки джая. Гоура-премананде. Харибол.
Радха-Раман будет завтракать, а мы будем продолжать рассказывать. Чайтанья Махапрабху дал ему эту миссию, Он сказал: «Ты должен защитить Мою сампрадайю». Врадж-бхакти, мы видели, что такое Врадж-бхакти. Врадж-бхакти это — никаких границ у нее нету, ни рамок, ни ограничений, ничего. Врадж-бхакти по самой своей природе спонтанна. Чайтанья Махапрабху сказал: «Ты должен поставить границы безграничному». Как я рассказывал о том, как во Вриндаване безграничное принимает границы. Точно также Гопал Бхатта Госвами он поставил границы спонтанной бхакти. Его две книги, самые знаменитые книги нашей сампрадайи, которые заложили основу нашей сампрадайи, в сущности направлены на то, чтобы привести бесформенную или спонтанную рагу привести в какие-то рамки. Две книги, которые он написал, это «Сад-сандарбха» или «Бхагавата-сандарбха». Он написал, по сути дела, скелет «Бхагавата-сандарбхи». Потом Джива Госвами в этом скелете сделал все необходимое и довершил этот труд. И вторая книга это «Хари-бхакти-виласа». И в «Хари-бхакти-виласе» Гопал Бхатта Госвами говорит о правилах — об одном, другом, третьем, четвертом, сотом, тысячном, стотысячном, обо всех правилах, которые должны сохранить бхакти от разъедания. Как говорится. что станет с плодом зеленым… Когда плод зеленый если содрать с него кожуру, что с ним будет? Он сгниет, он не созреет. Чтоб плод созрел у него должна быть кожура. Правильно? Точно также бхакти в нашем сердце оно зрелое или нет? Бхакти в нашем сердце не то что зеленое, оно синее еще. (смех) Оно еще очень незрелое. И если попытаться преждевременно ободрать кожуру, а кожура и есть те самые правила и ограничения, то бхакти будет гнить. Так появляется сахаджия. Вначале, когда бхакти еще незрелое… Или как здесь, во Вриндаване, сажают деревья, чтобы восстановить лес во Вариндаване. И сажают маленькие ростки деревьев. И можно видеть — маленький росточек дерева, а вокруг него огромная сетка, которая выше него в пять раз, чтобы обезьяны не съели этот росток, чтобы, не дай Бог, какие-то другие нехорошие влияния уничтожили этот росток.
Время для киртана. Радха-Раман хочет, чтобы пока Он ест, пели киртан. Мы можем пойти в самадхи Гопал Бхатты Госвами и продолжить там свой разговор.
Давайте дослушаем историю Гопала Бхатты Госвами.
Он написал «Хари-бхакти-виласу». Я сказал, что «Хари-бхакти-виласа» дает правила, которые должны помочь нам на нашем пути бхакти. Правила на пути спонтанной преданности в какой-то момент перестают играть роль и они ни в коем случае не должны превращаться для нас в самоцель. Опасность правил заключается в том, что люди воодушевленные обилием правил начинают следовать одним правилам и забывают ради чего они следовали этим правилам. Так люди превращаются в фарисеев и книжников. Но Гопал Бхатта Госвами не боясь этой опасности написал две книги, которые могут превратить любого человека в фарисея и книжника. В этом нет никаких сомнений. Иногда люди слишком увлеченные интеллектуальными попытками понять бхакти думают, что суть бхакти в интеллектуализме. Иногда люди слишком увлеченные ритуальной частью бхакти думают, что суть бхакти в том, чтобы тщательно исполнять все ритуалы; не дай Бог ни помыть руки меньшее число раз, чем написал Гопал Бхатта Госвами. Но ачарья нужен для того, чтобы объяснить что из этого существенно, что несущественно. Много из этих правил не так существенно. Однако, еще раз, эти две вещи — таттва, или философия, объясненная в «Бхагавад-сандарбхе», или «Шат-сандарбхе», и правила в «Хари-бхакти-виласе» необходимы для того, чтобы помочь бхакти по-настоящему созреть в нашем сердце. Шрила Рупа Госвами написал о расе, но Гопал Бхатта Госвами написал о таттве. И вместе с таттвой он написал о всевозможных правилах, которым должен следовать человек, идущий путем бхакти.
Чайтанья Махапрабху ушел в 1533 году. Прошло много-много лет, почти 10 лет минуло с тех пор. Гопал Бхатта Госвами часто обнаруживал себя в слезах, потому что он видел Чайтанью Махапрабху только один раз когда он был маленьким мальчиком. И вдруг он оказался Его преемником, ему предстояло продолжать все это. Чайтанья Махапрабху дал ему шакти, но он думал: «Махапрабху обещал вернуться, а Он не возвращается сюда. Как же так? Он обещал, что Он снова придет во Вриндаван». Мы знаем, когда Он посылал Санатану Госами сюда, Он сказал: «Я вернусь». Санатана Госвами ушел во Вриндаван, чтобы никогда не увидеть. Когда Он послал Рупу Госвами, Он сказал: «Я приду во Вриндаван» и Он никогда не пришел больше. Когда Он послал Локанатху Госвами, Он сказал: «Мы увидимся с тобой» и они никогда больше не увиделись. Гопал Бхатта Госвами все время думал над этим обещанием Махапрабху: «Махапрабху не может обмануть. Если Он сказал, что Он вернется, Он должен вернуться». И Махапрабху, мы знаем, это особое проявление Господа. Здесь, во Вриндаване, Кришна проводил Свои игры с Радхарани, чтоб потом уехать в Матхуру. Когда Он уехал в Матхуру долгие годы Шримати Радхарани переживала разлуку с Ним, а Кришна переживал разлуку с Ней. И в какой-то момент Кришна сказал: «Когда Я в следующий раз приду на Землю, Мы никогда не будем разлучаться». И Он пришел на Землю в образе Чайтаньи Махапрабху. И Радха и Кришна слились нераздельно так, что Их не возможно разлучить. Шри Чайтанья Махапрабху — ки джая. Он сказал, что: «Все, больше Мы никогда не разлучимся». И Они никогда не разлучались в образе Чайтаньи Махапрабху. И Гопал Бхатта Госвами медитировал на это и никак не мог понять как же Махапрабху исполнит Свое обещание. В 1542 году, почти 10 лет спустя после ухода Господа Чайтаньи, в Нрисимха-чатурдаши здесь, во Вриндаване, хотя большую часть своего бхаджана он проводил на Радха-кунде, Гопал Бхатта Госвами целый день читал «Шримад-Бхагаватам», он читал лилу о Прахладе Махарадже. Когда он читал эту лилу, он стал думать: «Маленький мальчик Прахлада, его простая преданность была такой сильной, что Господь вышел из камня. Мое сердце хуже чем камень. Сколько я думаю о Господе и Господь не приходит ко мне. У меня нет даже формы Господа, чтоб поклоняться ей. У меня есть только какие-то камни, которые пришли ко мне. Они не отличны от Господа, но все равно это не то». И перед тем, как забыться во сне, он подумал: «Лучше мне вообще умереть, нет никакого смысла в моей жизни. Да, Махапрабху назначил меня официальным преемником, но что толку в этом, если у меня нет даже формы Господа, чтоб поклоняться?». И, чтоб еще больше «посыпать соль» на его раны, в этот день богатый купец из Дели пришел сюда и стал раздавать одежду в качестве пожертвования разным Божествам. Он пришел к Гопал Бхатте Госвами и сказал: «Свамиджи, у тебя есть Божества? Я принес шрингар, шрингар, украшения разные. Бери, бери, бери». Гопал Бхатта Госвами подумал: «Это знак от Кришны. Я ни на что не гожусь, даже на то, чтобы украшать Божества и заботиться о Них. И на это я не гожусь». Он заснул каким-то образом еле-еле. В то время он жил под деревом здесь. Он был преемником Чайтаньи Махапрабху, но у него не было ни больших дворцов, ни каких-то величественных храмов. Он жил здесь. И у него была коробка с его шилаграмами, которую он держал на дереве. И он проснулся и первым делом он подумал, что надо совершать абхишеку для шилаграм. И он увидел, что крышка на коробке поднялась. Он подумал: «Змея заползла в эту коробку». Он взял палку и стал палкой открывать крышку. Когда он скинул крышку, чтобы змея выползла, он увидел черную змею (смех). Он увидел Кришну. Иногда Шримати Радхарани называла Кришну черной змеей, когда Она шутила с Ним. Он увидел Радха-Рамана. Один из шалаграмов, Дамодар-шила, которую он принес с озера Дамодары, превратился в Радха-Рамана. И Он не просто превратился — Он вырос, Он возмужал. Все Госвами Вриндавана очень быстро узнали об этой вести Они пришли с разных концов Враджа, чтоб посмотреть на Радха-Рамана. Все в один голос стали говорить, что у Него стопы как у Мадана-Мохана, точь-в-точь как у Мадана-Мохана. Его грудь точь-в-точь как у Гопинатха, лицо точь-в-точь как у Говинды.
В свое время 5000 лет тому назад, когда Кришна ушел, Махараджа Парикшит, преемник династии Пандавов, император всей великой Бхараты, созвал разных вассальных царей, которые помогали ему в большой войне, описанной в «Махабхарате». И он сказал: «Выбирайте себе царство, которым вы будете править, я буду награждать вас». Таков был обычай — когда царь побеждал, он должен был свои вассалам дать щедрые пожертвования. И первым, кого он вызвал, был праправнук Кришны. Он спросил у него: «Выбирай какое царство ты хочешь». «Отгадай какой землей я хочу править». Он попросил у него Матхуру и Врадж. Это был Махараджа Ваджаранатх. Кришна к тому времени ушел и он только слышал рассказы о своем великом прадеде. И тогда же он стал устанавливать Божества. Созвал лучших скульпторов. Кто-то говорит, что это был Вишвакарма, кто-то, что это были другие скульпторы. Но он сказал: «Вы должны изваять по описанию, которое сохранилось, вы должны изваять Кришну. Сначала он был в полном недоумении: «Как мне удастся восстановить Врадж?», потому что Врадж к тому времени уже зарос опять в первый раз. И тогда Шандилья Муни, семейный жрец Ядавов и Кришны, сказал, что: «Я помогу тебе, — и более того, он сказал, — На твое счастье осталось два живых свидетеля лил Кришны». Это была Уттара, мать Махараджа Парикшита, и Удхава, Его ближайший спутник и министр. И когда Махараджа Ваджаранатх поручил скульпторам изваять Кришну, в качестве судей, первыми, кто получили даршан этих мурти, были Уттара и Удхава. Они пришли, чтоб посмотреть на изваяния Божеств и стали говорить: «Неплохо, но что-то не то». Они посмотрели на Мадана-Мохана и сказали: «О, стопы точь-в-точь как у Каны, как у Кришны». Они посмотрели на Гопинатха и сказали: «О, у Него грудь как у Кришны».
У Кришны очень широкая грудь. Если вы посмотрите сюда на Радха-Рамана, вы увидите, что у Него узкая талия, широкая грудь, очень короткая шея и очаровательное лукавое лицо. И они посмотрели на Говиндаджи и сказали: «Его лицо точь-в-точь как у Кришны». Но никто совершенное изображение Кришны не сделал. Махараджа Ваджаранатх хотел уволить этих скульпторов, найти кого-то еще, он хотел им дать новое задание. И в этот момент такашвани голос с неба прозвучал: «Даже не пытайся. Совершенный Кришна может появиться только по своей воле». Абсолют, чтобы Он проявился полностью, должен Сам захотеть проявиться. Иначе говоря, четыре с половиной тысячи лет все ждали прихода Радха-Рамана. Когда Радха-Раман пришел, все Госвами единодушно сказали, что у Него грудь точь-в-точь как у Гопинатха, стопы как у Мадана-Мохана, лицо как у Говиндаджи. И таким образом Абсолют совершенным образом изваял Себя Сам. И эта форма Абсолюта до сих пор находится здесь и мы с вами настолько удачливы, что мы могли созерцать Его. Сам Кришна проявился для того, чтобы принимать любовь и поклонение Гопал Бхатты Госвами, которого Сам Чайтанья Махапрабху сделал Своим преемником. Когда Он появился. первое, что подумал Гопал Бхатта Госвами, что было? «Чайтанья исполнил Свое обещание. Он обещал вернуться, Он пришел». Он пришел в той же самой форме. Только Чайтанья внешне выглядит как Шримати Радхарани, а внутри у Него всегда Кришна, в сердце. Сейчас же Он пришел в образе Кришны, а внутри, в сердце, у Него кто? В сердце у Него всегда Шримати Радхика. Он понял, что это Кришна, который переживает разлуку со Шримати Радхарани и поэтому название Его не заставило себя долго ждать. Во время Маха-раса, когда Кришна, а Маха-рас происходил недалеко отсюда — танец расы, когда Кришна ушел: вначале ушел от гопи, потом убежал даже от Шримати Радхарани, Шримати Радхарани стала жалобно звать Его. Как Она Его звала? Раман прешта — где же Ты, где же Ты, Раман. Гопал Бхатта Госвами понял: «Радха-Раман пришел сюда и в сердце у Него всегда Радха». Поэтому здесь на алтаре нет Радхи. Символом Ее является корона слева от Радха-Рамана. Но Сам Радха-Раман держит Радху внутри. И те, у кого есть глаза, смогут увидеть Шримати Радхарани в Нем. И с тех пор с 1542 года непрерывно идет поклонение Радха-Раману. Сам Гопал Бхатта Госвами зажег первый огонь и на огне приготовил первую бхогу для Радха-Рамана. Этот огонь до сих пор горит в кухне, на которой готовится прасад для Радха-Рамана. Этот огонь не прерывается, угли хранятся как святыня. Тот же самый огонь, который возжег сам Гопал Бхатта Госвами, до сих пор горит в этой кухне, на том же самом огне Ему готовят обед и тот же самый огонь любви живет в сердцах севаков, которые Ему поклоняются. Его очень любят. Его называют Лалой. Они обращаются с Ним как с живым. Вы видели как они выгнали нас? Радха-Раман любит когда Ему поют когда Он ест. Он не любит когда там блллл, что-то на русском языке говорят, на тарабарском наречье (смех). Он любит когда Ему поют. Здесь по вечерам поют сладкие бхаджаны для Радха-Рамана. Гопал Бхатта Госвами был в высшей степени счастлив когда он почувствовал, что Чайтанья Махапрабху, или Радха-Раман, откликнулся на его молитву, Он снова вернулся сюда, пришел сюда. И, в сущности, в каком-то смысле приход Радха-Рамана завершил миссию Чайтаньи Махапрабху. С тех пор как Радха-Раман пришел сюда, можно было сказать, что Врадж восстановлен: открыты все святые места, найдены все Божества, установленные Махараджем Ваджаранатхой. И Сам Радха-Раман, чтобы сказать, что все, Вриндаван в самом полном виде есть здесь, пришел сюда внеся Шримати Радхарани в Свое сердце. Потом, как я сказал, все остальные Божества ушли отсюда, но Радха-Раман остался здесь.
В то время тут был лес в основном. Стояли храмы, много храмов, но в основном был лес, заросли дикие. И когда разные Божества стали уезжать: Они сначала переселились на Радха-кунду, потом в Камьяван, потом поехали дальше, два года Они ехали до Джаяпура, то Радха-Раман отказался ехать. Он сказал: «Я никуда не поеду». Он почти что повторил слова Прабодхананды Сарасвати: «Я приехал во Вриндаван, отрубите мне ноги. Я не сдвинусь никуда больше». Несколько столетий спустя Ему построили замечательный храм Шабджи-мандир недалеко отсюда. Мы проезжали его — резные колонны мраморные с цельного куска мрамора. На него потрачены были миллионы-миллионы-миллионы рупий. Богатые купцы построили этот храм для того, чтобы Он переехал. Когда нужно было уже переезжать, до этого Он ничего не говорил, но когда нужно было уже переезжать, Он отказался переезжать, Он сказал: «Мне и тут хорошо, Я никуда не поеду». Он остался здесь, в этом храме, который Ему построил Гопал Бхатта Госвами. И Он до сих пор здесь наслаждается любовью, которую дарят Ему Его преданные Госвами, ухаживающие за Радха-Раманом. Шрила Прабхупада посылал своих учеников в этот храм, чтобы они учились пудже здесь. И Он не сдвинулся с места здесь.
Можно я еще одну историю расскажу? Это особое место, непростое место, место, которое изначально связано с Чайтаньей Махапрабху. Радха-Раман не зря выбрал это место. Кто-то говорит, что центром Вриндавана является Сева-кундж. В этом нет никаких сомнений — Сева-кундж центр Вриндавана. Но тем не менее это тоже одно особое место. Мы здесь находимся рядом с Нидуваном. Это место, где Кришна проводит ночь. Он танцует под Логше-ватом, потом Он убегает и когда Он покидает даже Шримати Радхарани… У Шрингараватам Он остается наедине со Шримати Радхарани. У Логшевата Он кружится в танце с гопи, потом Он идет к Шрингарвату. В Шрингарвате Он уже один со Шримати Радхарани. Там Он утешает Ее, украшает Ее волосы. И Она говорит: «О-о-о, что-то Я устала, понеси Меня». И Он несет Ее какое-то время. Потом Он убегает от Нее. Он прибегает под Имлитал, Он садится в одиночестве и переживает разлуку с гопи под Имлиталом. А гопи тем временем сходят с ума, они рвут на себе волосы, ходят по берегам Ямуны, в конце концов расстилают шаль, садятся и начинают петь. И Кришна снова появляется перед ними. Но потом, когда танец кончается, они идут сюда, в Нидуван и здесь проводят остаток ночи. Здесь происходит нишанта-лила, лила на протяжении ночи, здесь происходит прабатья-лила, или раннее утреннее пробуждение. Здесь противная обезьяна будит их. Здесь происходят эти удивительные лилы, о которых великие преданные всегда думают в своем сердце, в Нидуване. И здесь произошла еще одна очень важная лила, связанная с Чайтаньей Махапрабху во времена Кришны. Хотите узнать, что это была за лила?
Шримати Радхарани проснулась рано утром. Глаза ее были очень встревожены. Она растолкала Кришну: «Кришна, Я видела странный сон. Объясни Мне, пожалуйста, каков смысл этого сна». Кришна сказал: «Что за сон Ты видела, йави (дорогая) ?». «Я видела реку, которая походит на Ямуну, почти также прекрасна как Ямуна. Я видела берег, который почти также прекрасен как берег Ямуны. И Я видела человека огромного роста, у него кожа золотистого цвета, он раскачивается во все стороны и подняв руки он поет: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Я увидела толпы людей за ним, которые тоже раскачиваясь поют очень красиво: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Я почувствовала такую любовь к нему, что Я не могу понять, что такое! Я никогда ни к кому кроме Тебя такой любви не чувствовала. Я не могу понять кто это и что это». Кришна улыбнулся загадочно: «О, иногда Ты странные сны видишь. То Тебе Нараяна приснится, то Нрисимха. Но раньше Ты никогда не выражала удивления». Кришна продолжал улыбаться, но ничего не сказал Ей. Вдруг Она увидела камень на Его груди и в камне Она увидела отражение этого сна. Она увидела Чайтанью Махапрабху, который раскачивается, Она увидела толпы людей, которые Его окружают. Она увидела вас всех, каждого из вас. Она увидела бесконечное количество джив, которые присоединяются к этому киртану Чайтаньи Махапрабху. И Она поняла, что это Сам Кришна, Сам Кришна, который снова пришел для того, чтобы дать бесценный дар бхакти всему миру. Этот камень, шриватса, камень на груди Кришны, он олицетворяет джив. Кришна держит его на груди, чтоб показать как живые существа дороги Ему. И когда Шримати Радхарани увидела всю эту лилу в камне, лила эта происходила здесь, Она поняла что придет время и Ее возлюбленный снова придет на Землю для того, чтобы подарить всем бхакти. И эта лила произошла тоже здесь. Поэтому Радха-Раман, когда Он пришел сюда, Он пришел в этом месте, тут в двух шагах отсюда находится место, где Он появился из Дамодар-шилы, его обозначает небольшой алтарь, и Он пришел сюда для того, чтобы подтвердить еще раз этот сон, который увидела Шримати Радхарани . Это Нидувани. Так что трудно словами описать могущество места, в котором мы сейчас находимся. Это место откуда, в сущности, пошла наша сампрадайа. Это место, где, если мы будем достаточно удачливы, мы сможем получить силу, энтузиазм и счастье (ананду), чтобы продолжать делать то, что мы делаем. Я сказал, еще раз, что сегодня у нас особая тема для нашей катхи — о том, каким образом продолжать дело, начатое Чайтаньей Махапрабху, как сделать так, чтобы удивительная Миссия Чайтаньи Махапрабху продолжалась и чтобы все люди в этом мире узнали насколько прекрасна Враджа-бхакти, чтобы весь мир пришел сюда и праздновал здесь холи вместе со всеми, чтоб все люди пришли сюда и могли б почувствовать то счастье, которое мы чувствовали вчера. Хотите чтобы это случилось? Тогда отправляйтесь обратно по своим местам (смеется), все время помните о том, что хочет от нас Чайтанья Махапрабху.
Гоура-премананде! Харибол. Шри Гопал Бхатта Госвами — ки джая. Шри Чайтанья Махапрабху — ки джая.
Спасибо вам большое. Я думаю, что на этом мы завершим сегодняшнюю парикраму, и так она у нас уже достаточно долгая. Я хотел еще пойти в Брахмар-гхат, в Гопинатх-мандир, но я думаю, что лучше если мы останемся здесь, проведем какое-то время, подумаем на до всем этим и будем молить Кришны, чтобы Он дал нам сил, энергии, чтобы Он дал нам энтузиазм и счастье, необходимые для того, чтобы мы могли исполнить возложенную на нас задачу. Помните еще одну вешь. Вчера я сказал о том, в каком отчаянии находился Вьясадев. Почему он находился в отчаянии? Потому что он чувствовал: «Я не исполнил дела, ради которого я явился». Шримати Радхарани увидела каждого из вас. Все, вас уже увидели (смех), вас сосчитали. И мы не сможем быть по-настоящему счастливы, мы никогда не сможем быть счастливы до тех пор, пока мы не будем делать то, ради чего мы пришли сюда. Мы пришли только ради этого. Какой смысл во всем остальном? Есть смысл во всем остальном? Есть смысл? Кто считает, что есть поднимите руку. Кто считает, что нет громко крикните Харибол.
— Харибол
БВГ: Еще громче
— Харибол
БВГ: Еще громче
— Харибо-о-о-л
БВГ: Спасибо большое. Шрила Прабхупада -ки джая. Джагад-гуру Шрила Прабхупада — ки джая. ИСККОН-гуру Вринда — ки джая. Храм в Москве — ки джая.