Говардхан (26.02.2007 г.) Радха-кунда и Шъяма-кунда

Диск 87, л. 18

Аннотация:

— О преме

—  История появления Шьяма-кунды и Радха-кунды.

— О Рагхунатхе дасе Госвами и  восстановлении Шьяма и Радха-кунд

— Биография Рагхунатхи даса Госвами

— Эканта-бхакти (единственность цели) выше правил и предписаний

— О манипурском храме на Радха-кунде

— Гопи-куп (колодец гопи)

— О дереве пилу на берегу Шьяма-кунды

— Бхаджан-кутир Шрилы Дживы Госвами

— О Гопале и храме, построенном Махараджем Манипура

— О Бхакти Сварупе Дамодаре Госвами, ученике Шрилы Прабхупады

 ***

Мы пришли с вами в самое святое место во вселенной. Наша традиция утверждает, что здесь любовь Радхи и Кришны достигает пика. Во Вриндаване Кришна танцует танец расу. Но во Вриндаване Он танцует танец со многими гопи. Когда Он приходит сюда, на Говардхан, только самые близкие гопи остаются рядом и пытаются доставить Ему удовольствие. Здесь Он остается наедине со Шримати Радхарани. И здесь Он чувствует Себя абсолютно, полностью свободным в Своих проявлениях любви. Именно поэтому это место самое святое для всех нас. Я полностью неквалифицирован для того, чтобы объяснять все это, но, тем не менее, я попытаюсь объяснить смысл того, что происходит здесь в этом месте. И если быть совсем простым, то главное, что отличает это место, это эканта-бхакти, или бхакти, у которой есть только одна цель. И Рагхунатх дас Госвами первый махант Радха-кунды,  первый владелец этого места на Земле, которому Шри Чайтанья Махапрабху Сам, в сущности, поручил эту миссию, является живым олицетворением этой эканта-бхакти. И нам необходимо будет достаточное время для того, чтобы как-то погрузиться.

Мы с вами находимся на берегу Радха-кунды. Шрила Рупа Госвами говорил в «Упадешамрите», что даже Санатана, четверо Кумаров, Брахма, Шива мечтают об этой удаче.  На самом деле попасть на берег Радха-кунды может только человек, который полностью отказался от своего ложного эго, или от своего желания наслаждаться, наслаждаться материальными наслаждениями в материальном мире. Эти наслаждения принимают самые разные формы, чаще грубые, реже тонкие. Этим формам нет числа. Они как оборотни вылезают в нашем сердце. Иногда они даже принимают форму  как бы преданности. Нам кажется, что мы великие преданные, но в самом этом выражении о том, что я великий преданный, уже храниться семя яда. На самом деле все материальные наслаждения отравлены. Именно из-за этой ядовитой природы материальных наслаждений нам приходиться рождаться и умирать в материальном мире снова, снова и снова, и снова. Мы все время пьем яд этих наслаждений и поэтому мы все время умираем в материальном мире. Но здесь мы находимся на берегах озера, которое состоит из чистой премы. Према по природе своей — амрита, она бессмертна.  И так как она по природе своей бессмертна, она имеет прямо противоположную суть материальным наслаждениям. Материальные наслаждения эгоистичны и они питают наше эго, но в результате этого нам приходится умирать. Если мы хотим стать бессмертными, мы должны сосредоточиться на наслаждении Кришны. И здесь, на берегах этого озера, Шримати Радхарани проявляет Свою высшую, ни с чем не сравнимую способность, наслаждать чувства Кришны в самой совершенной форме. На самом деле природа премы удивительна и парадоксальна. Мы с вами несколько раз говорили о парадоксах духовной жизни. Один из парадоксов духовной жизни заключается в том, что према это самое совершенное, что может быть. И правда, есть ли что-то совершеннее любви? Есть ли что-то совершенней самой чистой любви? Нет ничего. И тем не менее према сама по себе всегда ощущает свое несовершенство. В материальном мире, когда человеку чего-то не хватает, это из-за чего? Несовершенство. Правильно? Если мне чего-то не хватает и мне нужно чего-то еще это значит, что я не совершенен, не полон, что у меня чего-то нет. Но према — самая совершенная и преме присуще то же самое качество. Према все время чувствует: «Чего-то мне не хватает». И чем сильнее према, тем сильнее это ощущение. Мы знаем, что великие преданные, которые испытывают прему, самые смиренные, потому что они считают, что у них ничего нет, что они настолько нищие, что у них ничего нет, даже капли нет. Чайтанья Махапрабху, живое олицетворение премы, говорил, что: «Если бы у Меня была хотя бы капля любви, Я бы уже давно умер, сердце бы Мое разорвалось от этой любви». И мы находимся здесь, в этом месте, где према — высшее совершенство проявляет   высшую степень своего несовершенства желая все больше и больше премы. Именно этот импульс внутри заставляет прему расширяться.  И мы знаем, что здесь, на берегах Радха-кунды, для нас это особое место, потому что в 1935 году здесь, на берегах Радха-кунды, состоялась последняя встреча Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады и его учителя, Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Шрила Прабхупада приехал специально сюда, во Врадж, чтобы встретиться с ним. И они гуляли здесь по берегам Радха-кунды. И Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупад отдал ему тогда приказ, благодаря которому мы с вами находимся здесь. Если б он не сказал этих слов, может быть, мы бы с вами сидели сейчас в Москве или в Днепропетровске, или в Магадане, или не знаю где еще, в Донецке, в Киеве, в других «святых» местах (смех). Но вместо этого мы находимся здесь, на берегу Радха-кунды. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада сказал Шриле Прабхупаде тогда: «Когда у тебя появится хотя бы копейка денег, печатай книги». Шрила Прабхупада жил как нищий во Вриндаване. Он считал пайсы. Иногда мы ходим и мы чувствуем себя…. На самом деле многие преданные  едут во Вриндаван, чтобы почувствовать себя наслаждающимися, потому что 100 рупий тут большие деньги. Человек со 100 рупиями в кармане может почувствовать себя очень гордым здесь.  Шрила Прабхупада, когда он жил во Вриндаване, считал каждый пайс. И каждый лишний пайс он откладывал для того, чтобы исполнить указание своего духовного учителя,  для того, чтоб печатать книги. Потому что он знал, что природа премы заключается в том, чтобы расширяться.  Природа премы заставляет ее расширяться все больше и больше, и больше. Иногда здесь в сезон дождей Радха-кунда переполняется и выходит из берегов. И это символ переполняющейся через край премы. Любовь, которая находится в сердце Кришны, проявляется в виде Шьяма-кунды, любовь, которая находится в сердце Шримати Радхарани, проявляется в виде Радха-кунды. Они не могут удержаться в пределах их сердца.  В «Падма-пуране» рассказывается история как в духовном мире в апраката-лиле появились Шьяма-кунда и Радха-кунда,  когда на прекрасном троне, украшенном драгоценными камнями, сидели Радха и Кришна.  И вдруг Кришна почувствовал такую любовь к Шримати Радхарани, что Он не мог удержаться. И чем больше Он думал о Ней, тем в большей степени Он становился похожим на Нее. На самом деле мы с вами очень похожи на тех, о ком мы думаем.  Мысли Кришны о Шримати Радхарани стали такими сильными, что вдруг гопи, которые были рядом, увидели, что на троне сидят две Радхарани и только потому, что одна справа, а другая слева они могли отличить какая из них Радха, а какая Кришна. И в конце концов Кришна, принявший форму Радхарани, убежал и стал плакать.

А Радха стала стала думать о Кришне когда Он убежал. Она превратилась в Кришну. Так Они поменялись местами и Она стала плакать. Разумеется, мы с вами можем только издалека восхищаться этими лилами. Но суть, еще раз, в том,  что это два озера любви. Одно озеро, которое живет в сердце Кришны, другое озеро, которое живет в сердце Радхарани. И, не вмещая себя, она выходит наружу и становится озерами так, чтобы люди могли омываться в их водах. Такова природа премы.  И, как я уже сказал, здесь према  имеет удивительные качества – она достигает самой высшей чистоты. Она как бы дистиллируется все больше, больше и больше. Чистая по своей природе изначально, здесь она принимает самые высшие пробы. Наверняка все слышали историю о том как появилась Радха-кунда. И мы здесь. Мы должны в смиренном состоянии ума просить Радха-кунду , чтобы она пролила на нас свою милость. Поэтому мы расскажем эту историю

Эта история случилась в восьмой день темной половины месяца картика, магулаштами. Ариштасура прибежал во Вриндаван. Камса услышал, что Кришна ходит около Говардхана. И у Камсы был сподручный демон, который мог принимать любую форму по своему желанию. Камса сказал: «Иди к Говардхану и убей Кришну. Но, чтобы Он не сразу разделался с тобой, прими форму быка.  И Ариштасура принял форму гигантского быка с огромными рогами. Хвост у него задирался до неба и он издавал громкое мычание. Я не буду изображать, потому что все равно как следует не получится.  Когда он бежал земля тряслась под его копытами.  И говорится, что у беременных женщин случились выкидыши. Чтобы это не случилось с нами, не дай Бог с нами есть кто-нибудь беременный,  мы не будем мычать как Ариштасура.  Кришна услышал, что Ариштасура прибежал сюда и Он только обрадовался. На самом деле Кришна радуется когда какой-то демон появляется.  Хотя конечно демон в каком-то смысле мешает Его лилам,  но с другой стороны это некое разнообразие, специя в Его лилах. И Кришна подскочил к этому демону. Рядом с Ним был друг. Он положил руку на плечо друга и сказал: «Эй, Ариштасура, ты что тут делаешь?». Ариштасура замычал. Кришна сказал: «Сейчас посмотрим му или не му». Он схватил его за рога и швырнул оземь. Ариштасура. Ариштасура опомниться не смог. Упал без чувств, у него потекла кровь. Кришна убил быка.  Он чувствовал Себя очень гордым – убил быка. Вечером Он, расправив плечи,  пришел, чтобы встретиться со Шримати Радхарани здесь. Уже стояла ночь. Шримати Радхарани посмотрела на Него и сказала: «Не дотрагивайся до меня. Ты грязный, на Тебе грех убийства быка». Бык это почти что корова. Коров убивать нельзя.  Тут поблизости есть Лолита-кунд. Лолита-кунду Лолита вырыла специально для того, чтобы человек мог избавиться от греха убийства. Есть пять различных форм убийства: убийство брахмана, убийство коровы, убийство животных, убийство насекомых, еще какие-то там убийства. Лолита кунда специально вырыта для того, чтобы человек мог избавиться, еще до того, как Кришна сделал это. Кришна спросил: «Как Мне очиститься от этого греха?».Радхарани сказала: От этого греха не возможно очиститься». Кришна говорит: «Ничего невозможного нет. «Невозможно» это слово из словаря….». Радхарани сказала: «Есть один способ. Ты должен обойти всю вселенную и во всех святых местах омыться». Кришна сказал: «Что может быть проще. Зачем Мне обходить всю вселенную? Все святые места придут сюда». И Он щелкнул пальцем.  Все святые места стали сходиться.

Теперь, те, кто из вас был на больших индийских праздниках, знают, каково это когда большая толпа собирается индийцев. Гомон поднялся.  Гопи увидели – огромная толпа и каждое —  святое место.  Все подходили к Кришне и спрашивали: «Что прикажешь, господин?».  Кришна стукнул правой пяткой. Когда Он стукнул правой пяткой, образовалось большое озеро.  Кришна сказал: «Войдите в это озеро, чтоб Я мог омыться». Все они  ринулись в это озеро, и Кришна омылся.  Вышел оттуда и сказал: «Ну что, видели? Теперь Я чистый. Видели какое у Меня озеро? Слабо вам такое же озеро сделать?».  Шримати Радхарани сказала: «Это разве озеро!. Это даже не озеро, болото какое-то. Мы сейчас сделаем озеро, это будет озеро! Это будет таким озером, что когда Ты его увидишь, Ты будешь падать в обморок». Они стали рыть озеро. Благо Ариштасура сделал нулевой цикл. Ариштасура взрыхлил землю. Им оставалось только своими браслетами вытащить только всю остальную землю. Сделал большое озеро. Проблема заключалась в том, что яму то они вырыли, но воды там не было. Кришна говорит: «Ну что, вырыли? Что-то воды у вас там нет. Как купаться будете?». (смех) Тогда Кришна сказал: «Может попросить, чтобы все святые места туда перешли?». Шримати Радхарани сказала: «Ни за что». Она велела Своим сакхи выстроиться в линию  и сказала: «Мы наполним его водой из Манаса-Ганги. И быстро горшками начали наполнять, наполнять, наполнять, наполнять, наполнять, наполнять, но ничего не наполнялось. И тут Кришна подмигнул святым местам, которые только этого и ждали. И каждое святое место одно за другим стало подходить к Шримати Радхарани и умолять Ее: «Пожалуйста, ну, пожалуйста, ну, пожалуйста, сделай так, чтоб мы могли Тебе служить». В конце концов Она смилостивилась и сказала: «Ну, хорошо,  так и быть». Тогда все воды из Шьяма-кунды ринулись в Радха-кунду и наполнили ее. И, когда озеро это возникло, Кришна по предсказанию Шримати Радхарани  упал в обморок, потому что Он понял, что на самом деле это озеро – озеро Ее любви.  Когда это все произошло, была уже полночь. Это озеро возникло в полночь. Поэтому. Если вам повезет приехать во Вриндаван в Картику, в восьмой день темной половины месяца Картика,  приезжайте сюда. Здесь, в этом озере, омывается сто тысяч человек.  Сто тысяч человек идет в это озеро. Кто-то говорит, что на самом деле это единственный день, когда мы можем по-настоящему омываться в этом озере.  Все остальное время Шрила Прабхупада просил, чтобы мы с очень большим почтением и благоговением клали воду Радха-кунды себе на голову, старались даже, чтобы она не упала на наши стопы.

Сейчас раскроется алтарь Шри Шри Радхи-Говинды. Мы сейчас получим даршан Шри Шри Радха-Говинды. Это храм Радха-Говинды где Божество Говиндаджи из Вриндавана находилось в течение нескольких месяцев на Радха-кунде. Здесь остаются Божества, установленные вместе.  И после этого я расскажу немного о Рагхунатхе дасе Госвами. Шри Шри Радха-Говиндадева – ки джая.

Мы проведем еще несколько минут здесь, созерцая Шри Шри Радха-Говиндадева.  Я вчера рассказывал о том, каким образом Шри Чайтанья Махапрабху, предпринял самую, пожалуй, как это лучше сказать? Это был Его самый большой проповеднический проект – восстановление Вриндавана, что Он делал для этого, каким образом Он находил самых лучших людей, кого Он посылал сюда, как Он наделял их необходимым шакти, уполномочивая их.  То же самое, как мы знаем, произошло здесь. Я уже сказал об этом эпизоде, когда Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупад  уполномочил Шрилу Прабхупаду, чтобы он распространял сознание Кришны по всему миру. И я рассказывал вчера  каким образом  Локанатх Госвами, Нараяна Бхатта Госвами, Рупа Госвами, Санатана Госвами находили разные утраченные места игр. Но несколько мест Шри Чайтанья Махапрабху сохранил для Себя. Недалеко здесь находится Мадхаведра Пури- вайтак. И Махавендра Пури, мы знаем, был духовным учителем, парам-гуру Чайтаньи Махапрабху. Тем не менее, когда он пришел сюда, он находился здесь, но он не знал, что тут находятся Радха-кунда и Шьяма-кунда. Только Чайтанья Махапрабху, когда Он пришел сюда в 1515 году, открыл Радха-кунду и Шьяма-кунду.  Говорится, что когда Кришна ушел, то Махараджа Враджанатх выложил камнем эти два озера, Шьяма-кунду и Радха-кунду. И до сих пор когда выливают воду из этих озер, чтобы почистить озера, можно видеть внизу небольшие каменные стены,  которые построены 5000 лет тому назад Махараджем Враджанатхом. Но когда Чайтанья Махапрабху пришел 500 лет тому назад, этих стен видно не было. Он пришел сюда, бродил в окрестностях Говардхана и спрашивал где Шьяма-кунда и где Радха-кунда. И никто не знал — Радха-кунда,  Шьяма-кунда. «Тут нет ни Радха-кунды, ни Шьяма-кунды». Есть деревня. Как называется деревня? Аритограм. Что-то вам напоминает это? «Грам» значит «деревня». Ариштасура. Деревня названа в память этого быка.  И когда Чайтанья Махапрабху пришел сюда, Он опять стал спрашивать: «Где, где, где Аритограм? Где Шьяма-кунда? Где Радха-кунда?».  Ему сказали: «Там есть какая-то Гоурикетра». «Гоури» значит «Радха»,  «Гоури» значит «золотистый». И «кетра» значит «поле».  Ему показали на рисовое поле и там была лужа. И в этой луже было совсем немного воды. Чайтанья Махапрабху подошел и почувствовал: «Тут находится Радха-кунда». И не просто почувствовал, как я уже сказал, тому есть доказательство. Потом, когда Рагхунатха дас Госвами выкопал эти озера, то он увидел из – каменные стены, построенные еще Махараджем Враджанатхом . Таким образом в 1515 году Чайтанья Махапрабху открыл здесь Шьяма-кунду и Радха-кунду. И, как я уже сказал, Он сохранил это для Себя, Он не хотел, чтобы кто-то другой открывал. Но первым, кто получил право находиться здесь, вернее, не получил право находиться здесь, а первым, кто, как бы, стал наследником этого места от Шри Чайтаньи Махапрабху, был Рагхунатха дас Госвами.  Рагхунатх дас Госвами 16 лет провел на кунде и он был свидетелем всех лил Господа Чайтаньи на кунде. То, что происходило …..(24:43). Иногда Сварупа Дамодара Госвами, его учитель, рассказывал ему. Он любил Господа Чайтанью дороже своей жизни. И когда в 1533 или 1534 году Чайтанья Махапрабху ушел из этого мира,  Рагхунатх дас Госвами хотел покончить собой. Единственное, что сохранило ему жизнь, был маленький камень Говардхана. Я рассказывал вам про этот Гокуланандану, об этом камне, об этой шиле. Эту шилу Чайтанья Махапрабху прижимал к Своему сердцу. И Он дал ее вместе с гунджа-малой Рагхунатху дасу Госвами. Рагхунатх дас Госвами  подумал: «Я не могу уйти. У меня есть это сокровище. Как минимум  я должен привезти это сокровище сюда, обратно на Говардхан». Тогда он весь путь из Пури, запинаясь, он ничего не ел, почти ничего не пил, потому что горе его было таким сильным, что его не возможно было утешить: ушел сначала Чайтанья Махапрабху, потом Сварупа Дамодара Госвами, его духовный учитель. Пришел сюда. И его единственной мыслью было прийти сюда и покончить собой. Но, когда он пришел сюда, он увидел Рупу Госвами, Санатану Госвами. И Рупа Госвами и Санатана Госвами, узнав о его планах – что он хочет броситься вниз с Говардхана, сказали: «Дорогой, ты не можешь этого делать. Чайтанья махапрабху дал тебе Говардхан не для того, чтобы ты с него бросался вниз. Он дал тебе Говардхан для того, чтобы ты поклонялся ему». В сущности, они углядели в этом, опять же, тот самый знак преемственности. Вчера я рассказывал о том, каким образом Чайтанья Махапрабху назначил Своего преемника Гопал Бхатту Госвами, как Он послал ему Свою асану, Свою каупину, Свой сосуд, с помощью которого Он просил подаяние. Когда Рупа и Санатана узнали, что Он дал Рагхунатхе Госвами Говардхан, маленькую Говардхана-шилу, или гурджа-малу, олицетворяющую Шримати Радхарани, они сказали Рагхунатхе дасу Госвами, что: «Ты должен оставаться здесь, потому что Чайтанья Махапрабху завещал тебе Говардхан». Позже, в агонии разлуки с Чайтаньей Махапрабху,  Рагхунатх дас Госвами писал, что: «Что такое Говардхан? Говардхан кажется мне камнем ….(27:20). Что такое Радха-кунда? Радха-кунда кажется мне раскрытой пастью тигрицы в разлуке с моим Господом».  Такие чувства бушевали в его сердце. И он пришел сюда. И, как я уже сказал, чему мы можем научиться здесь у него?  А мы ходим в парикрамы, чтобы учиться чему-то, не просто, чтоб глазеть, не просто, чтоб смотреть на камни или на изображения Божеств. Мы все равно ничего не понимаем в этом. Мы ходим сюда для того, чтобы учиться, для того, чтоб приобщаться к настроению, которое воодушевляло и вдохновляло здесь преданных. Рагхунатх дас Госвами остался здесь, он остался здесь на долгие-долгие годы. Он делал здесь бхаджан в течение 48 лет. Дольше его бхаджан во Вриндаване делал только Джива Госвами. Джива Госвами пришел во Вриндаван когда ему было 17 лет и оставался здесь в течение 73 лет.  73 года подряд он совершал бхаджан. Рагхунатх дас Госвами провел здесь 48 лет. 48 лет эти были посвящены садхане.  Когда мы говорим «садхана», то, что значит в нашем понимании садхана?  Попытаться встать в 6 часов утра или хотя бы без пяти шесть , потом немножко побормотать что-то и раз в неделю сходить на воскресный пир. (смех). Это наша интенсивная садхана.  Рагхунатх дас Госвами, когда он находился здесь ,его садхана занимала  22 часа в сутки.  На еду и сон у него оставался один час. Все остальное еще на то, чтобы, как говорят преданные: «space out».  Рагхунатх дас Госвами каждый день тысячу раз кланялся Кришне.  Каждый день он читал один лакх Святых имен, 64 круга. Каждый день три часа он рассказывал о Господе Чайтанье. И все остальное время он медитировал на лилы Радхи и Кришны.

При этом ел он через день небольшую кружечку пахты. Но его чувства не высохли из-за этого всего, потому что, еще раз, в сердце его бушевала любовь. Однажды с ним произошла смешная история. Каждый вечер он давал лекции, рассказывал о Господе Чайтанье. Преданные собрались, а его нет и нет, и нет. В конце концов пришли к его бхаджан-кутиру и стали спрашивать: «Что с тобой?». Он сказал: «Мне неможется, у меня несварение». Виталнак, ??? сын Валлабхачарьи, позвал врача и они вошли вместе в бхаджан-кутир и врач стал щупать его пульс. Врач пощупал пульс и сказал: «Этот  человек объелся сладкого риса». Виталнак, услышав это, подумал: «При мне оскорбляют великого вайшнава, — он закричал, — Этого не может быть, этого не может быть никогда». Рагхунатха дас Госвами сказал: «Он прав». Виталнак ничего не понял. И Рагхунатх дас Госвами показал знаком: «Уведи отсюда врача»   Врача увели. Остался один Виталнак, охваченный желанием понять что ж такое? Он говорит: «Он прав, я объелся сладкого риса». «Как? Откуда? Ты ж ешь одну пахту». «Так получилось». «Как, ты объелся сладкого риса? Тебе человек приносит чашечку пахты в день». «Ну, знаешь я готовил в своей манаса-севе сладкий рис. И так Радхарани его ела и Кришна ел, и мне много осталось. Столько съел, что у меня сейчас несварение». Да, он внешне ел всего лишь чашечку пахты.

И для того, чтобы находиться здесь, на Радха-кунде, человек должен обладать абсолютно полным контролем чувств. Когда Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупад пришел сюда, то здесь на промежутке на самом деле между Щьяма-кундой и Радха-кундой он читал лекции. И его лекции были посвящены первому стиху из «Упадешамриты», в котором говорится, что до тех пор, пока человек не может совладать с импульсами, с греховными импульсами изнутри, пока он не овладел своими чувствами, он не сможет по-настоящему проповедовать сознание Кришны, никогда не поймет, что такое сознание Кришны. Сознание Кришны будет для него всего лишь игрой.

Мне хотелось немножко, буквально несколько слов сказать о Рагхунатхе дасе Госвами – каким образом он в конце концов пришел сюда.   Расскажу сначала конец. И даже не самый конец. В 1534 году он пришел сюда, во Вриндаван, и он занимался здесь бхаджаном на берегах Радха-кунды. И Радха-кунда тогда была маленьким озерцом в 3 метра шириной, совсем небольшим. И однажды ему пришла в голову мысль, он подумал: «Когда-нибудь будет время, когда тысячи людей будут приходить сюда. Как они будут совершать омовение в этом маленьком озере? Нужно сделать его побольше». Потом он подумал: «Для этого нужны деньги. У меня нет денег. Для этого нужно делать еще что-то».  И он подумал, что это все прайаса и тот час же отбросил от себя эту мысль. В тот же день в Гималаях за тысячи километров, не за тысячи километров,  за несколько сот километров отсюда, в Бадарик-ашраме богатый купец принес огромную сумму денег Бхадри Нараяне.  Бхадри Нараяна даже спал в Бадарик-ашраме. «Нам не нужны эти деньги, но мы тебе покажем человека, которому ты должен отдать. Спускайся вниз, иди к Говардхану, найди там Аритаграм. И в Аритаграме живет дас Госвами. Найди дас Госвами и скажи, что Бхадри Нараян послал это, чтоб ты Радха-кунду сделал». Тот спустился. Искал, искал, искал. В конце концов нашел. Даса Госвами и говорит: «Я принес тебе деньги. У меня огромная сумма денег». Причем он не просто принес какую-то сумму денег. Чтоб построить это озеро…. Кто-нибудь из вас может сейчас построить такое озеро, выложить его камнем? Есть у кого-то такие деньги? Большие деньги. В то время это были такие же большие деньги как сейчас, потому что нужно было построить два этих озера.   Рагхунатх дас Госвами сказал: «Уйди отсюда. Уйди от меня. Зачем ты мне нужен? Уходи подальше». Тогда он стал плакать и говорит: «Я не могу уйти. В Бадринатхе Бхадри Нараян   сказал мне прийти сюда». И рассказал всю эту историю. Рагхунатх дас Госвами нехотя согласился. Но он был садху. И он подумал: «Что я буду делать с этими деньгами? Я не смогу ничего сделать». Он вызвал Дживу Госвами.  Джива Госвами на самом деле, помимо того, что он 73 года занимался бхаджаном, помимо того, что он написал 400 тысяч стихов на санскрите, помимо того, что он написал самое высочайшее философское произведение во всей нашей сампрадайе и во всей истории философии – «Сат-сандарбху», помимо этого он еще был менеджером. И был не просто менеджером, а таким менеджером, что не дай Бог.  Рупа Госвами, Санатана Госвами, все Госвами Вриндавана поручали ему управлять всем. И Рагхунатх дас Госвами позвал Дживу Госвами и отдал ему все деньги, и сказал: «Это тебе. Сделай что-нибудь с этими деньгами». Первое, что сделал Джива Госвами, он купил эту землю. До сих пор эта земля… Здесь есть панчая. Панчая значит управляющий комитет, который управляет Радха-кундой. И там написано, что первым владельцем этой земли Радха-кунды и Шьяма-кунды является Джива Госвами, который записал его на имя Рагхунатхи даса Госвами. Он купил на имя Рагхунатхи даса Госвами эту землю и сделал Рагхунатха даса Госвами самым первым махантом. Джива Госвами стал вторым после Рагхунатха даса Госвами когда тот ушел в 1576 году во….(36:56) И началась работа. Вырыли эти большие озера. Как я уже сказал, там обнаружили стены старых озер, которые сделал еще Махараджа Враджанатх, обнаружили источники, которые били из-под земли.   Один источник, когда Радха-кунду осушают,  из источника идет белая как молоко вода. И все говорят, что это Молочный океан. Который на Шветадвипе находится, на  Голоке., океан молока, в котором возлежит Кширодакашайа Вишну. Сделали эти озера. Но еще раз, мне хотелось говорить не об этом, а о том каким образом Рагхунатх дас Госвами стал таким, каким он стал.  У вас есть еще несколько минут, чтобы послушать?

Хотел вернуться к началу жизни Рагхунатхи даса Госвами. Он родился в Сатхаграме. Сатхаграм это богатая, богатая деревня или город на берегах Ганги. На самом деле это еще одно тривени. Мы знаем, что Аллахабад у тривени, где Сарасвати, Ганга и Ямуна сливаются. Потом Сарасвати опять отходит и она снова сливается с Гангой и Ямуной около Сатхаграма. И в Сатхаграме родился Рагхунатх дас Госвами. Он родился в очень богатой семье. В то время вся Гауда была под властью мусульман. И мусульмане отдавали различные провинции своим наместникам.  Обычно этими наместниками были мусульмане. Но мусульманин, который правил Сатхаграмом, полностью все развалил.  Все развалил. Присваивал себе налоги какие-то, ничего не получал в казну. В конце концов двое индийцев из касты кайасов, двое братьев, пришли к Хусейн Шаху. Слушайте внимательно, важный момент истории. И они сказали, что: «Давай, мы будем от твоего имени управлять и мы обещаем, чтобы ни случилось, давать 12 лакхов золотых монет каждый год. В твою казну». 12 лакхов это миллион 200 тысяч золотых монет каждый год. Это огромные деньги. Они пообещали: «12 лакхов каждый год в твоей казне будет». Он сказал: «Хорошо, если 12 лакхов будете давать, делайте все, что хотите». Но это Хусейн Шах. Очень быстро он пожалел о своих слова, потому что сами они, благодаря своему менеджменту, стали собирать 20 лакхов и восемь оставляли себе.  Это были Говардхан и Хиранья Маджундары. И Рагхунатх дас Госвами был сыном Говардхана Маджундары.

Хиранья Маджундар был бездетным. И у двоих братьев был всего лишь один сын – их наследник. Каждый год они собирали 800 тысяч золотых монет. Они были безумно богаты. Билл Гейтс мальчишка по сравнению с ними (смех). По тем временам деньги, которыми они обладали, если правитель огромного царства получал налоги миллион 200 тысяч, они 800 тысяч. Они были безумно богаты, безумно богаты. Они растили своего единственного сына, не могли нарадоваться на него, растили его в роскоши. Но этот сын все время норовил куда-то убежать.  Он и без того был склонен к какой-то духовной деятельности, но самую роковую ошибку они совершили позже. Они совершили одну роковую ошибку.  Как по вашему какую ошибку они совершили?

— Женили.

БВГ: Женили — это не ошибка, это была лила. Харидас Тхакур – ошибка.  Харидас Тхакур поселился в Саптаграме как ни в чем не бывало. И он ничего не делал, он просто повторял Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе; Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе; Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.  Рагхунатха дас Госвами когда он рос, все люди говорили о Чайтанье Махапрабху. Чайтанья Махапрабху был звездой всей Бенгалии. Все говорили только о Нем, все рассказывали о Гауранге Махапрабху, о Нимай Пандите, все занимались этой Гаура-катхой. Рагхунатх дас Госвами слышал об этом с самого детства, но когда он не видел Харидаса Тхакура, он понял: «Я хочу быть таким же». И он убегал к Харидасу Тхакуру и стал повторять вместе с ним Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе\Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. И постепенно интерес ко всему остальному у него стал пропадать, пропадать, пропадать, пропадать. Его и так не много было. В конце концов, вдруг, как удар молнии, новость разнеслась по всей Бенгалии – Махапрабху принял санньясу. Нимай Пандат ушел,  Он переплыл на другой берег Ганги и в Кади ??? Он принял санньясу. И теперь, непонятно, он видел Его или нет. Она дошла до Саптаграма. Рагхунатх дас Госвами упал в обморок, когда узнал об этом.  Потому что люди не знали увидят они когда-нибудь Махапрабху или нет. Через несколько дней пришла другая, счастливая весть —  Махапрабху вернулся в Бенгалию, Он находится в доме Адвайта Ачарии.  Рагхунатх дас Госвами побежал к своим родителям и сказал: «Отпустите меня, пожалуйста. Я хочу увидеть Его. Кто знает удастся ли мне увидеть Его хотя бы еще один раз. Хотя бы краем глаза я хочу посмотреть на Него». Ему дали целый отряд сопровождающих. Они не могли ему отказать, они слишком уважали Чайтанью Махапрабху. Ему дали подарков и под предлогом того, что нужно было везти подарки, ему дали брахманов и стражников, которые должны были следить за ним 24 часа в сутки.  Рагхунатх дас Госвами пришел в дом Адвайты Ачарьи. Когда он стал подходить к дому Адвайты Ачарьи, он увидел толпу.  Вчера мы были на Варшане и мы видели толпу, индийскую толпу.   Рагхунатх дас Госвами примерно то же самое увидел в Шантипури.  Он увидел огромный поток людей. Этот поток людей подняв руки вверх пел: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе\ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.  Они шли непрерывным потоком для того, чтобы получить хотя бы на мгновение даршан Чайтаньи Махапрабху.  Еще раз, они  все были в том же состоянии, что и Рагхунатх дас Госвами. Никто не знал увидят они Его еще раз или нет. Они знали: «Нитьянанда Его обманул, Он Его притащил сюда», Но: « Еще раз увидим Его  или нет, не понятно». И когда Рагхунатх дас Госвами, наследник Хираньи и Говардхана Маджандаров пришел, Адвайта  Ачарья уделил ему особое внимание. Он поселил его у себя и шесть дней он жил в Шантипури.в доме Адвайты Ачарии. И шесть дней он питался «ядом» — остатками трапезы Чайтаньи Махапрабху.(смех)  «Яд» полностью отравил его сердце любовью, ничего другого там не осталось. Он вернулся домой сам не свой. Родители не знали, что с ним делать. До этого они не знали как его привязать. Тут они думали: «Все». Мать плакала день и ночь, день и ночь. Говорила отцу: «Отец ты или не отец? Сделай же что-нибудь. Он убежит, он убежит, наверняка убежит». Отец подумал: «Надо его женить».  И женили его. Не помогло.  Он даже не заметил, что его женили, (смех)  никак не сказалось на нем —  женили его, не женили. Днями и ночами он кричал: «Гауранга Махапрабху», он думал о чем-то. Люди не знали, что делать. Мать выплакала глаза. Еще один проблеск надежды появился. Снова Чайтанья Махапрабху под предлогом того, чтоб идти во Вриндаван, пришел в Рамакели, чтобы увидеться с его  ….(46:22). С этого момента.

С этого момента, вчера я пытался рассказать как Чайтанья Махапрабху имел этот план, хотя внешне казалось, что все происходило само собой.  На самом деле у Него был ясный план – Ему нужны были ближайшие сподвижники.  И после того, как Он пришел в Рамакели, Он вернулся снова в Шантипур. И главная причина почему Он вернулся в Шантипур помимо того, чтобы увидеться со всеми Своими преданными, заключалась в том, чтобы еще раз увидеться с Рагхунатхой дасом Госвами. Рагхунатх дас Госвами снова каким-то чудом вымолил у родителей разрешение, чтобы они отпустили его увидеться с Чайтаньей Махапрабху. Он пришел и он стал плакать. Он стал говорить: «Что мне делать? Я напрасно копчу небо. Моя жизнь уходит как песок сквозь пальцы. Я не понятно чем занимаюсь, что я делаю!». Чайтанья Махапрабху рассмеялся, Он сказал: «Перестань быть сумасшедшим. В свой срок все случится само. Иди, живи нормальной жизнью. Все произойдет само собой». Когда Рагхунатх дас Госвами уходил, Он шепнул ему на ухо: «Очень скоро все произойдет само собой». И это было самое сладкое, что услышал Рагхунатх дас Госвами. Он вернулся абсолютно другим человеком.  Родители ни нарадовались на него. Он делал все, он был прилежным. Он стал считать деньги, чего раньше никогда не делал. Они стали его воспитывать. Мать не могла нарадоваться.  Иногда, небывалое дело, он даже шутил со своей женой  (смех), два или три раза.  Мать не могла нарадоваться: «Сын, мой сын, мой сын!  Как хорошо! Все хорошо!».  Все шло своим чередом.  Более того, что случилось дальше… Хотите узнать, что случилось дальше? Предшественник Хираньи и Говардхана Маджундаров, который полностью развалил все дела и который был мусульманином, стал капать на ухо. Он завидовал. Он говорил: «Ты знаешь , они дают тебе 1 миллион 200 тысяч золотых монет. Знаешь, сколько они кладут себе в карман? 800 тысяч». Когда Хусейн Шах услышал это, он схватился за голову. Он подумал: «Я сказал им делайте все, что хотите, но не до такой же степени». (смех). Он собрал свое войско и пошел на Саптаграм.  Он подумал: «Надо же!». Тот его «отравил» и сказал: «Что такое, вообще. Присваивают твои деньги. Все деньги нужно в казну сдавать».  Он пошел в Саптаграм, но у Хираньи и Говардхана Маджундаров были свои шпионы в Брахмакели. Они узнали раньше, что он выходит. И поэтому они спрятались. Остался Рагхунатх дас Госвами. История очень важная для того, чтобы понять, каким образом действует святое даже в самых ужасных ситуациях. Отец и дядя Рагхунатха даса Госвами спрятались, убежали. Никто не знал кроме самого Рагхунатха даса Госвами.

А Рагхунатха даса Госвами схватили и посадили в тюрьму.  Каждый день его приводили к Хусейн Шаху и говорили: «Вот, допрашивай его». Хусейн Шах угрожал его избить. Уже были люди наготове, палки наготове. Приходил этот юноша, ему было тогда едва 17-18 лет, молодой мальчик, он смотрел невинными глазами на Хусейн Шаха.  И Хусейн Шах внутри сердца сразу думал: «Завтра его побью». Завтра его вызывали опять, он опять его допрашивал: «Где твой отец? где твой дядя? Признавайся, негодяй, я изобью тебя».  Теперь, это самый жестокий тиран, который убивал, на руках которого была кровь, который разрушал храмы, которому ничего не стоило убить кого угодно.  Когда он видел Рагхунатха даса Госвами, его сердце менялось.  В конце концов, неделю так продолжалось, он его вызвал снова.   «Где твой дядя? Где твой отец?». А Рагхунатх дас Госвамти посмотрел на него и сказал  (он назвал Хусейн Шаха своим дядей): «Дядюшка, мой дядя, мой отец, они ж твои браться, а я твой племянник. Что ты со мной делаешь? Отпусти меня по добру по здорову. Все уладится. Иногда братья ругаются, иногда мирятся. Что особенного случилось? Вы же братья родные, правильно?». Хусейн Шах сел и сказал: «Да, он прав, мы братья родные».    Он отпустил его и сказал: «Ты как-нибудь уговори их, чтобы они не все 800 тысяч себе в карман клали, чтобы мне тоже еще что-то оставили». (смех) . Он пошел к своему отцу и дяде, которые прятались там где-то, и говорит: «Зачем вам столько денег? Отдайте ему и все, и живите себе». Конфликт был улажен.

Вскоре после этого из Пури…  Чайтанья Махапрабху  отдал приказ Нитьянанде, сказал: «Уходи отсюда». В Джаганнатха Пури Чайтанья Махапрабху  приказал Нитьянанде: Отправляйся в Бенгалию и распространяй там прему. Люди не поймут философию, люди не поймут возвышенные лилы какие-то, но любой человек сможет поменять свое сердце, если он будет повторять Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе\ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе».  Нитай отправился в Бенгалию. Его метод распространения Харинам-санкиртаны не возможно имитировать. Он распространял Харинама-санкиртану просто глядя на людей. В глазах Его была такая любовь и такое счастье, когда взгляд Его падал на кого-то, люди вместе с этим взглядом получали энергию невероятную – вырывали деревья, сходили с ума, начинали плясать, начинали петь. И в Своих странствиях, практически первым утром на пути этого похода Нитьянанды прабху, был Саптаграм.  Рагхунатх дас Госвами узнал, что Нитай, ближайший спутник Его Прабху находится рядом, он побежал к Нему. Нитьянанда увидел его. Когда Он увидел его, страшно обрадовался.  Рагхунатх дас Госвами упал перед Ним, а Нитьянанда схватил его за волосы и поднял. Он сказал: «Ты вор, ты вор. И ты должен быть примерно наказан, потому что воровство не должно оставаться безнаказанным». Теперь, кто может понять эти слова? Что значит, что «Ты вор»?  Нитьянанда прабху хотел сказать: «Ты хотел украсть Чайтанью Махапрабху, не спросив у Меня разрешения». Мы можем получить Чайтанью Махапрабху, а с помощью Чайтаньи Махапрабху мы можем получить Радху и Кришну.  Но Чайтанью Махапрабху мы как можем получить, по чьей милости? По милости Нитьянанды, по милости духовного учителя. Поэтому Нитьянанда ему сказал: «Ты вор и ты должен быть наказан». Рагхунатх дас Госвами сказал: «Любое наказание приму».  «Ладно. Твое наказание – накормить всех вайшнавов, всех, кто придет».  Мы знаем «Все, кто придет», значит вся Бенгалия. (смех)  Новость разносится очень быстро. За несколько часов Рагхунатх дас Госвами строил свой фестиваль в Панихате, когда он рисовыми хлопьями, сгущенным молоком и йогуртом кормил вайшнавов. И Нитьянанда Прабху был так доволен, что Сам Чайтанья  Махапрабху пришел. Двое Они отведали прасад и остатки его дали Рагхунатхе дасу Госвами. И Рагхунатх дас Госвами услышал слова, которые давно ждал. Нитьянанда Прабху сказал: «Ты прощен, можешь получать свое сокровище. Скоро оно будет твоим». Он вернулся домой и начался второй раунд. (смех). «Ха Гоура, ха Нитай, ха Гоура, ха Нитай» — он забыл о том как считать деньги, он забыл о своей жене, он забыл о родителях. Мать говорила: «Прикуй его цепями». Отец говорил: «Я уже приковал его цепями. Что может быть крепче, чем цепи сексуального наслаждения. Я приковал его уже. Если эти цепи не подействовали, что еще я могу сделать? Другие цепи не подействуют». Мать опять стала плакать, рыдать. Она сказала: «Я умру, если он убежит». А Рагхунатх дас Госвами улучил момент. Его духовный учитель Ядунандан Ачарья пришел к нему как-то и сказал: «Пойдем, пойдем, пойдем». К нему были приставлены ханетели ???, стражники. Когда они увидели – ачарья, гуру забрал его, они подумали: «С гуру, наверно,  может идти?» и отпустили его с гуру. Они не знали, что с гуру как раз таки и нельзя.  (смех)  И он убежал прямиком в Джаганнатха-пури прямиком, чтоб уже не разлучаться с Господом Чайтаньей до самого Его ухода. До самого Его ухода он был рядом с Ним. И эта миссия, которую дал ему Чайтанья Махапрабху, она, пожалуй, была самая сокровенная из всех.

Сварупа Дамодара Госвами научил его сокровенному методу бхаджана, мысленному бхаджану – смаранам. И Рагхунатх дас Госвами, придя сюда, на Радха-кунду,        достиг совершенства в этом.  Я уже говорил, что он часами сидел здесь погруженный в самадхи, в медитацию на лилы Кришны. Когда он погружался в эти лилы, он забывал обо всем. Сидел здесь недалеко. Первое его место было около Малайари-кунды, недалеко отсюда. Потом он пришел сюда. И однажды Санатана Госвами обходил Говардхан. Когда он обходил Говардхан, он увидел Рагхунатха даса Госвами. Тут были джунгли, вообще ничего не были. Вдруг он увидел, что Рагхунатх дас Госвами сидит погруженный в самадхи и ничего не видит вокруг, и два тигра спокойно пьют воду из Радха-кунды, а рядом на всякий случай стоит Кришна и следит за тем, чтобы они не причинили вреда Рагхунатхе дасу Госвами. Санатана Госвами увидел это и не мог поверить своим глазам. Тигры попили, ушли и Кришна исчез.  И при этом Кришна помахал рукой Санатане Госвами (смех). Санатана Госвами пробудил к внешнему сознанию Рагхунатха даса Госвами и сказал: «Ты что делаешь? Кришна о тебе заботится». Ему стало нехорошо. Он не мог ничего другого сделать.

В следующий раз, когда он сидел под раскаленным солнцем,  Шримати Радхарани подошла к нему и кончиком Своего сари закрывала  его от солнца. Солнце раскаленное. Она закрывает, при этом Она Сама потеет. Она, Шримати Радхарани, сняла с Себя сари для того, чтобы закрыть Рагхунатха даса Госвами. Опять Санатана Госвами увидел все это. И опять Шримати Радхарани пришлось исчезнуть. Опять он разбудил Рагхунатха даса Госвами и опять он сказал: «Что ты делаешь, дорогой? Смотри, Шримати Радхарани». «Не может этого быть». «Если ты не веришь, оглянись». Когда они оглянулись, он увидел, что земля влажная от пота, а на этой влажной от пота земле отпечатались стопы Шримати Радхарани.  Он упал в обморок. И Санатана Госвами сам, своими руками, сделал для него бхаджан-кутир.

Бхаджан-кутир этот. Нет,  не тот, который сделал Санатана Госвами. Санатана Госвами сделал простую хижину. Но говорится, что это был первый бхаджан-кутир во всей истории нашей сампрадайи. Санатана Госвами заставил его, он сказал: «Ты должен заботиться о себе».  Теперь мы посмотрим как он заботился о себе. В «роскошном» бхаджан-кутире, который сейчас здесь стоит, скромный как…..  Пойдем к нему позже.

И, еще раз, смысл этой балы, которую несет в себе Рагхунатх дас Госвами, это его экантапа. Я вчера говорил о Гопал Бхатте Госвами и говорил о том, что он написал книгу «Хари-бхакти-виласу», книгу, в которой описаны все правила, которым нам нужно следовать. Если человек не следует правилам, если бхакти его еще незрелое, то бхакти его не сможет созреть. Но есть одно исключение, когда человек может не следовать никаким правилам, когда он может пренебречь любыми правилами, когда никакие правила на него не распространяются. Хотите знать? Чтоб не следовать никаким правилам. Кто не хочет следовать никаким правилам? Вообще никаким. Сам Гопал Бхатта Госвами пишет в конце «Хари-бхакти-виласы», что все эти правила для нас с вами. Но если у человека есть эканта-бхакти, с нами есть матаджи,  которую зовут Эканта Бхакти, если у нас есть эканта-бхакти, то тогда мы можем не следовать никаким правилам. (смех). Если у человека есть эканта-бхакти. Эканта-бхакти значит, бхакти когда у него есть только одна цель, никаких других целей. У нас много целей – та цель, эта цель, пятая цель, десятая цель, двадцатая, 10898-я. Много разных целей. Когда у нас останется одна цель никаких других целей, тогда мы можем не следовать  никаким правилам и ограничениям.

Рагхунатх дас Госвами пришел сюда и провел здесь бхаджан, показывая на своем примере, что значит эканта-бхакти. Когда поставщик пахты, который приходил к нему через день, решил услужить ему и найти побольше чашку и взял чашку из больших деревьев кадамбы, Рагхунатх дас Госвами спросил: «Что это за чашка? Откуда эти листья?». Он сказал: «Сакхи-стхали». Он разгневался, сбросил чашку и рис. Тот ничего не понял, задрожал. Чтобы больше о сакхи-стхали я не слышал. Потому что сакхи-стхали это деревья, в которых живет Чандравали. Рагхунатх дас Госвами был великим преданным Шримати Радхарани, он не хотел слушать ничего, что осталось ….(63:47) И до сих пор Махатмами этого места являются великие преданные. После Рагхунатха даса Госвами был Джива Госвами, после Дживы Госвами был, не помню кто, один из учеников Дживы Госвами. Великие преданные здесь, на Радха-кунде занимались бхаджаном. Здесь есть самадхи Гопал Бхатты Госвами, бхаджан-кутир Гопал Бхатты Госвами, бхаджан-кутир Кришнадаса Кавираджа, Бхаджан-кутир Вишванатха Чакраварти Тхакура и многих других. Но мне хотелось особенно здесь сказать о Рагхунатхе дасе Госвами, о его преданности Шримати Радхарани, о его любви, чтобы мы могли чуть-чуть научиться тому же самому.

Я думаю, что мы пойдем. У нас остался примерно час, мы должны обойти вокруг Радха-кунды, побывать в святых местах, поклониться. Сейчас мы подойдем к самой Радха-кунде и совершим символическое омовение в водах Радха-кунды и Шьяма-кунды, а потом совершим парикраму. Я буду немножко говорить о каких-то святых местах. Шри Шри Рагхунатх дас Госвами – ки джая.  Радха-кунда, шьяма-кунда, Гири-Говардхан – ки джая.  Шри Шри Радха-Говиндадев – ки джая.  Гоура премананде. Харибол.

    … проводят здесь, на Радха-кунде и Шьяма-кунде, время примерно с 11 часов утра до 3:30 дня. Когда мы сюда приехали, они еще были тут. Сейчас они ушли, поэтому я осмелился прийти сюда.  Представьте себе – жара, полдень, раскаленное солнце и прохладные воды этого озера. Точно также любовь охлаждает нас. Когда мы мучимся от страданий, от жара, от лихорадки материальных желаний если мы погрузимся в прохладные воды любви, то в сердце сразу же станет легче.  И эти озера так дороги Шримати Радхарани и Кришне, потому что Они приходят в самый нужный момент, Они в самую жару окунаются здесь. И у этого Манас-Павана-гхата происходит каждый день одна и та же нитья-лила. Потом Шримати Радхарани уходит на Малайари-кунду. Иногда Они остаются здесь и проводят здесь Свои игры.  Рагхунатх дас Госвами, когда он стал рыть Радха-кунду, он хотел сделать Шьяма-кунду такого же размера и такой же формы. Но пятеро Пандавов пришли к нему во сне и сказали, что: «Мы вечно занимаемся бхаджаном на берегах этого озера в форме деревьев, пожалуйста, не срубай нас.  Когда я в первый раз приехал сюда в 1989 году, то двое из этих деревьев были еще живы. Сейчас большое дерево ушло. Большое дерево это Бхима Пандав, но это дерево до сих пор осталось. Это Арджуна. Арджуна – последний из пяти Пандавов. Все остальные перешли в апракат-лилу, в непроявленную лилу. Они находятся здесь, на берегах этой кунды для того, чтобы поклоняться Кришне. И в «Брихад-Бхагаватамрите» Шрила Санатана Госвами очень интересно рассказывает как Нарада Муни приходит к Арджуне и начинает прославлять Арджуну. «Арджуна, ты великий бхакта. Кришна рассказал тебе «Бхагавад-гиту»». Когда он это говорит, Арджуна начинает плакать.  И Арджуна говорит: «Ха, ха. Кришна обманул меня. Он рассказал мне «Бхагавад-гиту», потому что в «Бхагавад-гите» Он говорит: карма, гьяна, чуть-чуть бхакти».  Сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа ахам твам сарва-папебхйо мокшайишйами ма шучах. Ман- мана бхава мад-бхакто мад-йаджи мам намаскуру.  Патрам пушпам пхалам тойам. Чуть-чуть, кое-где немножко бхакти. Арджуна начинает плакать.

На самом деле здесь, во Врадже, недавно утром я гулял и услышал, как мальчики через громкоговоритель повторяют «Бхагавад-гиту». Я подумал: «Бхагавад-гиту во Вриндаване? Что они делают?».  Потому что даже «Бхагавад-гита» не вписывается в это настроение. Поэтому Арджуна, после того, как он услышал «Бхагавад-гиту», он пришел сюда, на Шьяма-кунду. И здесь он занимается другой формой бхаджана, не просто «Бхагавад-гитой». Поэтому Шьяма-кунда приобрела ту форму, которую мы видим сейчас.

Есть у этого, конечно, другое объяснение. Шримати Радхарани Она очень простая. Она простая пастушка и поэтому озеро Ее тоже простое. Но Кришна – не простой. Поэтому озеро Его тоже не простое.  И помимо него здесь, на берегах этого озера, помимо Пандавов, Драупади на берегах этого озера занимались бхаджаном, как я уже говорил, Рагхунатх дас Госвами, Гопал Бхатта Госвами,  Кришнадас Кавирадж Госвами.

Мы сейчас пойдем к их бхаджан-кутиру: Кришнадаса Кавираджа Госвами, Вишванатхи Чакраварти Тхакура, Рагхунатхи даса Госвами.  Мы прошли мимо Тинга Свами самадхи – самадхи трех Госвами. В Один и тот же день трое Госвами ушли здесь, на Радха-кунде.  Это Рагхунатх Бхатта Госвами сначала, потом Рагхунатх дас Госвами и потом Кришнадас Кавирадж Госвами. Когда во Вриндаване Рупа и Санатана встретили Рагхунатху даса Госвами, чтоб он остался здесь, они дали ему в услужение Кришнадаса Кавираджа. Кришнадас стал его учеником и слугой. Кришнадас Кавирадж Госвами оставил нам бесценное сокровище. Помимо «Говинды-лиламриты», которую он написал сначала, он написал «Шри Чайтанья-чаритамриту». И большую часть «Шри Чайтаньи-чаритамриты» он написал здесь. Часть он написал в Радхе-Дамодаре. И он пишет, что: « У меня перо выпадает из рук, палочка,  которой я пишу, выпадает у меня из рук. Руки мои трясутся. Я не знаю смогу я закончить этот труд или нет.  Только по милости преданных, может быть, я смогу это сделать». Ему было 90 с лишним лет, когда он писал «Чайтанья-чаритамриту» здесь, на берегах Радха-кунды. Здоровье его изменяло, глаза его почти не видели ничего. И он оставил произведение, которому поклоняются все Гаудиа-вайшнавы. Записав со слов Рагхунатхи даса Госвами жизнь Чайтаньи Махапрабху, он написал ее в «Чайтанье-чаритамрите».  Здесь недалеко его бхаджан-кутир. Мы сейчас пойдем туда. Сейчас можно совершить символическое омовение в водах Шьяма-кунды и потом мы пойдем к бхаджан-кутиру Рагхунатхи даса Госвами, Кришнадаса Кавираджи Госвами, Вишванатхи Чакраварти и там я расскажу еще одну-две истории, связанные с этим.

Санатана Госвами бхаджан-кутир. А, сейчас я расскажу еще одну историю. Ее нужно было рассказать там, но там у меня не было необходимых для этого приспособлений. На той стороне Радха-кунды, когда вы сидели и медитировали на Радха-кунду, есть небольшой джулан. Джулан это качели, джулан-тала. Прямо напротив джулан-талы мы с вами сидели под баньяновым деревом. Мы потом обойдем мимо него.  Иногда  Радха и Кришна катались здесь на этих качелях и однажды сюда, на берега Радха-кунды, пришел Санатана Госвами. И он спросил у Рупы Госвами: «Что ты написал сегодня?». Рупа Госвами показал ему стихотворение, которое он написал. И в первых же строках этого произведения Рупа Госвами прославлял Шримати Радхарани. Он говорил, что Шримати Радхарани прекрасней всего на свете. Он описывал ее особым образом, поэтическим. Он говорил, что коса у нее похожа на змею. Как у змеи на голове драгоценные камни, у особых змей, также у Нее коса опускается вниз, а тут у Нее драгоценные камни. Санатана Госвами прочитал и говорит: «Это что такое? Хорошие стихи, но что-то тут не то – как змея Шримати Радхарани, ядовитая змея». Рупа Госвами сказал: «Ну, напиши что-нибудь другое, если тебе не нравится».  «Замени». «Как заменить?». Он говорит: «Я подумаю, как заменить». Он вышел погруженный в это. И он увидел у джулана  — дети качаются. Он увидел — девочка качается. Ее подруги раскачивают изо всех сил. Баньяновое дерево. Вдруг он увидел как змея спускается оттуда и ползет по ней. Он закричал: «Лали, лали, лали, лали! Змея, змея, змея!». Когда он подбежал, ничего не было. И он понял, что это была Шримати Радхарани и это была не змея, а коса у Нее. Он вернулся к Рупе Госвами и сказал: «Хорошие стихи написал.  Ничего не меняй». Сначала он подумал: «Это оскорбление», но потом он понял, что когда сердце чистое,  даже тогда, когда поэт делает какие-то сравнения  неожиданные, то это не оскорбление. Все то, что продиктовано любовью, не может быть оскорблением.

Написал многие свои произведения.  Я уже говорил, что 73 года он занимался бхаджаном в разных местах Вриндавана. После этого мы увидим большой, очень красивый манипурский храм.  Многие обитатели здесь, на Радха-кунде, из Манипура. Можно видеть их, они на китайцев немножко похожи. И этот храм особенный, манипурский храм на той стороне недалеко от Гопи-кунда. В свое время манипурцы были очень храбрыми воинами. И когда англичане пытались завоевать Индию, они никак не могли завоевать Манипур. Один за другим они делали набеги, но ничего не получалось. Махараджа Кулчан, который тогда правил Манипуром, был очень смелым воином и одновременно с этим он был великим бхактой Кришны. И в какой-то момент англичанам посоветовали: «Поставьте впереди коров и тогда эти благочестивые индусы ничего не смогут сделать». И трусливые англичане послали впереди своего войска большое количество телят и коров. Так Манипур пал. Они арестовали Махараджа Кулчандру и спросили у него: «Мы уважаем тебя  как великого воина. Выбирай место своего изгнания, где ты проведешь остаток своих дней». Он сказал: «Хм, Радха-кунда».  Радха-кунда стала местом его изгнания. Ему построили тут специальный храм и дворец. Этот храм до сих пор остался.   И с тех пор особенная связь между Манипуром и Радха-кундой. Мы вскоре будем проходить мимо этого дворца.

Там же находится Гопи-куп, колодец гопи. Это колодец, в котором гопи мылись во времена Кришны. И потом Рагхунатх дас Госвами откопал его для того, чтобы можно было вытаскивать оттуда воду, не пользуясь водами Радха-кунды, святыми водами. И когда его копали, то кирка ударила о камни и из камня брызнула кровь.  Рабочие испугались и побежали к Рагхунатху дасу Госвами, потому что они подумали, что совершили большое оскорбление. Рагхунат дас Госвами пришел, увидел этот камень, из которого потоки красной жидкости текли. Он лег спать и во сне к нему пришел Говардхан. И Говардхан сказал: «Вы ударили мне по языку, — Он увидел Кришну в образе Говардхана и у Него окровавленный язык, —  Из Моего языка течет кровь,  вы ударили по Моему языку». Потому что Говардхан в форме павлина. Это язык Говардхана. Они достали его. И Говардхан сказал: «Теперь, чтоб я был доволен, — языку нужно что-то давать, — каждый день приносите мне по одному листочку туласи и я буду доволен». Там, в Радха-Говинда-мандире, вначале мы обходили вокруг этого языка.  Считается, что если 7 раз обойти вокруг этой шилы, то это равносильно тому, чтобы обойти весь Говардхан.  Гоура-премананде. Харибол.

О’кей. Мы поклонились Кришнадасу Кавираджу Госвами, Вишванатхе Чакраварти Тхакуру, там был его бхаджан-кутир. Все подошли уже? Я хотел еще сказать. Мы видели там Арджуну, который находится рядом с Манас-палам-гхатом и Бхиму. Это дерево высохшее, оставившее тело — это Бхима. Арджуна -это дерево ним, рядом. Оно не меняется совсем, оно еле живое. Но совсем рядом дерево пилу, дерево наклонившееся. И с этим деревом связана еще одна история. Когда Вишванатха Чакраварти Тхакур занимался здесь бхаджаном, он однажды развесил свои гамчи на этом дереве. Дерево возмутилось. К нему однажды во сне пришло это дерево и сказало: «Ты зачем повесил на меня свои тамчи? Я бхаджаном здесь занимаюсь, -.и оно сказало, что, — В прошлой жизни я был купцом. И, будучи купцом, я никак не мог осуществить свою мечту. У меня было слишком много дел, денег, еще что-то. Но внутри я все время думал — когда же я смогу приехать на Радха-кунду, когда же я смогу? В конце концов, с этими мыслями я покинул свое тело. И Шримати Радхарани сделала так, что я оказался здесь». Это дерево пилу находится там, на берегах Шьяма-кунды,  И Вишванатха Чакраварти Тхакур, говорят, иногда выходил во двор и они беседовали, обсуждали Кришна-лилу. Вишванатха Чакраварти Тхакур ему рассказывал что-то, дерево ему рассказывало что-то. То есть тут нужно быть очень осторожным, тут все не так просто, как может показаться. И однажды на этом дереве появились жемчужины. Почему они появились я расскажу потом.  Гоура-премананде. Харибол.

Это бхаджан-кутир Шрилы Дживы Госвами, где Джива Госвами написал многие из своих произведений, а рядом с ним его Божества Шри Шри Радха-Дамодара. На алтаре мы также можем видеть огромные отпечатки стоп Чайтаньи Махапрабху, красные стопы Самого Махапрабху.  Шри Шри Радха-Дамодара –  ки джая. Шрила Джива Госвами Пада ???  — ки джая.   Шрила Джива Госвами начинает свою «Бхагавад-сандарбху», повторяя один и тот же стих. Каждая сандарбха в качестве мангалачараны  начинается с одного стиха, где он говорит, что один друг – брахман из Южной Индии, он не назхывает имени Гопал Бхатты Госвами, потому что Гопал Бхатта Госвами запретил ему прямо называть свое имя., он говорит: «Один мой друг, брахман из Южной Индии,  написал этот труд, но сделал его беспорядочно. А маленькая джива, дживака, — «дживака» значит «маленькая, крошечная джива, —  доделала его, привела его в порядок».  То есть он таким образом, как бы, с одной стороны отдает должное Гопал Бхатте Госвами, а с другой стороны проявляет свое смирение.  Как я уже сказал, философия не знает труда равного «Сат-сандарбхе» Дживы Госвами. Анализ, которому он подвергает «Шримад-Бхагаватам» совершенно умопомрачительный.  Причем это было написано в XVI веке. Кто знает, что было в России в XVI веке? Какие философы в России были в XVI веке? Никаких, ответ очень простой. Люди там не этим занимались в то время.  XVI век, что там было?  Иван Грозный и явления такого типа.  Но здесь в это время люди думали над тончайшими философскими особенностями премы.  В «Сат-сандарбхах»  Шрила Джива Госвами обосновывает всю концепцию бхакти и строит философский фундамент бхакти, или любви. И мы находимся здесь, в этом месте, где он написал, по крайней мере, часть своих сандарбх.  Никто не знает точно, что он написал здесь, что в храме Радхи-Дамодары во Вриндаване, но места эти не отличны друг от друга.  Так что, давайте, преклоним свои колени перед Дживой Госвами, его гением и его смирением, которое он в полной мере проявил здесь, на берегах Радха-кунды.  Шрила Джива Госвами Пада – ки джая.

Я хотел бы, чтоб мы еще несколько минут посидели здесь и, может быть, прочитали еще один круг мантры, созерцая Шьяма-кунду.  Солнце уже заходит. Мы сейчас завершим парикраму. Мы пройдем с вами до конца, до того места, где мы начали, до Гопинатх-мандира, поклонимся Шри Шри Радхе-Гопинатху. Это особое место. Потому что Джахнави мата, когда она пришла сюда, супруга Нитьянанды Прабху, она четыре дня провела здесь. И однажды, когда она сидела на этом выступающем островке, такой выступающей платформе, она вдруг увидела Гопинатха.  Она увидела гопи, Гопинатха.  И Гопинатх обратился к ней. На самом деле это то место, где в апракрита в Радха-кунде находится мост, соединяющий Ананга-Манджари-кунджу с берегом.  И Ананга Манджари, а Джахнава-мата это Ананга Манджари в своей апракрита-лиле увидела там Гопимнатху и в честь этого был воздвигнут храм Радхи-Гопинатхи.  То есть наш план такой: мы несколько минут проведем здесь, прочитаем круг, может быть попоем бхаджаны, простимся с нашим гидом. Я просто его давно знаю, он бы не отстал от нас все равно (смех) —  безнадежно, дойдем до храма Радхи-Гопинатха и зайдем в еще один храм напоследок. Это манипурский храм Гопала.

Гопалу много сотен лет поклонялась одна семья брахманов. И вдруг этот Гопал пришел во сне к Махараджу Манипура. А тут со времен Нароттама даса Тхакура очень тесная связь между Радха-кундой и Манипуром. Ученики Нароттама даса Тхакура поехали в Манипур и обратили весь штат в Гаудиа-вайшнавизм, все государство Манипур. И Гопал этот пришел и сказал: «Чего-то Мне тут надоело, хочу на Радха-кунду». И Он поставил два условия. Он сказал: «Ты должен Меня найти, забрать у этих брахманов, построить для Меня храм. Но только два условия должны быть выполнены.  Первое условие – Я должен всегда видеть Радха-кунду. И второе условие – Я должен видеть восходящее солнце».  Махарадж Манипура приехал сюда, построил этот храм для маленького Гопала. Мы видим Божество Гопала. И первые лучи восходящего солнца они всегда касаются Гопала по условию. Этот храм в свое время передали ИСККОН.

На самом деле это ИСККОНовский храм и Бхакти Сварупа Дамодар Госвами, любимый ученик Шрилы Прабхупады, поклонялся там Гопалу.  Мы знаем, что в прошлом году он ушел. Во время Джанмаштами было покушение в Манипуре и бомбу, которую бросили террористы, а террористы были настроены антииндуистски, они маоистами были, они специально целились в него, потому что они хотели, чтобы бхакти там больше не было.  И хотя он не очень сильно пострадал от этого взрыва, но все-таки он был старый уже человек, ему было 70 лет, он выжил после этого.  Где-то, примерно, за месяц до своего ухода  он вдруг ни с того ни с сего стал говорить о раса-лиле и только о раса-лиле.  Сам он был ученым. Шрила Прабхупада сделал его главой института Бхактиведанты и он славился тем, что он опровергал ученых или проповедовал ученым, встречался с нобелевскими лауреатами. И вдруг, ни с того ни с сего, никто не мог понять, почему он все время говорит о раса-лиле. Он говорил о Кришне, о том, как Кришна  танцует с гопи, как Он зовет их к Себе, как между ними проходят лилы.  Целый месяц он говорил об этом. Никто ничего не мог понять, пока в какой-то момент ночью он ни позвал своего ученика, который был рядом. Ученик взял его руку. И Махарадж со словами: «Кришна» оставил этот мир. Да, Он отдал распоряжение последнее, чтоб его похоронили здесь, на Радха-кунде, положили в самадхи. И в этом храме манипурском, который последний в нашей парикраме мы посетим, находится его самадхи.  Мы поклонимся Бхакти Сварупе Дамодаре Махараджу и на этом  наша парикрама закончится.

Сейчас давайте, глядя на Шьяма-кунду,  еще раз попытаемся войти в это настроение и почитаем  еще один круг мантры.  Солнце заходит. Кришна уже в Нандаграме. Я забыл сказать, что место, в котором мы сейчас находимся, называется Чайтанья-бхайтак. Это место, которое по традиции считается местом, где сидел Чайтанья Махапрабху. Сидя здесь Он увидел Шьяма-кунду и Радха-кунду. Сидя здесь Он обнаружил это, здесь произошло это открытие. И потом Он приходил сюда, на берег этой кунды, и также, как мы сейчас, повторял Святое Имя.  Так что недаром мы находились здесь. Когда-то тут росло тамаловое дерево. Опять же, в один из моих предыдущих приездов я увидел, что дерево ушло.  Постепенно свидетели лил Чайтаньи Махапрабху уходят, покидают это место.  Под этим деревом тамал сидел Чайтанья Махапрабху.  Сейчас в память него остался этот небольшой монумент. Я думаю, что мы должны сейчас поклониться Шьяма-кунде, завершить свою парикраму, дойти до храма Радхи-Гопинатхи и поклониться Гопалу, и Бхакти Сварупе Дамодаре Махараджу. Потом сесть в автобус и поехать во Вриндаван.

Джая.  Шри Шри Радхе-Шьям.  Шрила Прабхупада – ки джая. Шьяма-кунда, Радха-кунда, Гири-Говардхан – ки джая.

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.