Диск 98, л. 5
Аннотация:
— все наши усилия должны быть направлены на то, чтобы постичь таттву, или Истину, постичь Бога
— быть смиренней травинки, терпеливей дерева — это первый шаг к духовной жизни (обзор лекций предыдущих двух дней)
— о Джаганнатха-пури и любви Господа Джаганнатхи
— смысл истории про Махараджа Индрадьюмну
— о Пурушоттама-кшетре и о том, что там Господь исполняет все желания, если они направлены на поиски Бога
— о философском смысле храма Джаганнаха и поклонения Джаганнатху
— суть философии индуизма изображена в камне в храма Джаганнатхи. (объяснение Бхактивиноды Тхакура)
— Пури — это кшетра, где сознание человека, может постепенно эволюционировать до тех пор, пока оно не дойдет до самой высшей, чистой ступени (описание 5 ступеней эволюции сознания человека) (30:00)
— разъяснение энергий, в окружении которых находится Господь.
— две основных причины, почему Джаганнатх, как бы, бесформен (наше нетерпение,…….)
— несколько историй Бхакти Вибхута Бодхая Махараджа ??? связанных с храмом и несколько вещей, связанных с Бхактисиддхантой Сарасвати; о Кришна-катхе
***
Прочитаю один стих из 2 главы первой песни «Шримад-Бхагаватам». В первый день мы говорили о Нитьянанде, о природе духовного учителя, который учит нас искать Истину. Вчера мы говорили о прасаде, или милости Господа. Сегодня я хотел поговорить о таттве или о природе Господа Джаганнатхи. И этот стих из 2 главы первой песни «Шримад-Бхагаватам» утверждает, что суть всех человеческих усилий заключается в том, чтобы постичь Истину. Должна заключаться в том. Все наши усилия должны быть направлены на то, чтобы постичь таттву, или Истину, постичь Бога.
Давайте вместе повторим этот стих.
камасйа нендрийа-притир лабхо дживета йавата
дживасйа таттва-джиджнаса нартхо йаш чеха кармабхих
камасйа нендрийа-притир лабхо дживета йавата. Человек в этом мире может принимать чувственные удовлетворения, чувственные удовольствия. Мы не можем избежать чувственных удовольствий. Когда мы едим прасад, получаем удовольствие? В этом стихе говорится: камасйа нендрийа-притир лабхо дживета йавата. Можем принимать чувственные удовольствия в этом мире ровно настолько, насколько это необходимо для того, чтобы поддерживать жизнь в теле. Потому что поддержание жизни в теле связано с камой, этими удовольствиями. Однако, дживасйа таттва-джиджнаса, смысл жизни в том, чтобы постичь Истину, в том, чтобы понять истину или таттву, Высшую Истину, Верховную Истину. нартхо йаш чеха кармабхих. Вся наша деятельность, все наши усилия нужны не для того, чтобы заработать деньги, как это ни странно, как это ни парадоксально может звучать. Вся наша деятельность ни к тому должна сводиться. дживасйа таттва-джиджнаса. Мне хотелось сегодня, в связи с этим стихом, поговорить о таттве, которую мы пришли сюда с вами постигать. На самом деле, все человеческие усилия, чтобы мы ни делали в этом мире, в конечном счете ведут к одному результату – к разочарованию, к отчаянью, к депрессии, вишадха. Вишадха это преобладающая эмоция здесь, в материальном мире. Разочарование и депрессия. Поэтому психологи никогда не останутся без работы. Особенно в Кали-югу эта специальность становится все более и более популярной. Люди прилагают усилия для того, чтобы стать счастливыми, результат неизменный какой? Прямо противоположный – разочарование, несчастье, боль, депрессия, вишадха, отчаянье. Это стхай-бхава, или постоянное настроение материального мира. Однако эта вишадха, если человек направляет, в конце концов, свои усилия на духовные поиски, разочаровавшись во всем остальном, вишадха эта должна привести к чему? К прасаду. Если вишадху использовать правильно, то тогда она приведет к прасаду. Если человек, в конце концов, пытается найти бхакти и соприкасается с бхакти, то он получит удовлетворение. Бхакти это внутренняя энергия Самого Господа, это энергия блаженства, и когда человек соприкасается с этой энергией, он не может не обрести удовлетворения, не может не привести к счастью. И мы видим, как наши поиски бхакти, по крайней мере, привели нас к прасаду. Получили вы прасад? И еще получите. Чем дальше, тем больше. Прасад это результат наших усилий, если эти усилия направлены на духовные поиски. И я рассказывал в первой лекции о том, что, как правило, люди в поисках духовной реализации, или духовного опыта, поворачиваются на 90 градусов от материального мира. Основным методом, так сказать, духовной реализации является отречение в обычном случае. Люди разными способами пытаются поднять свое сознание. Так или иначе, мы должны в этом мире как-то возвысить свое сознание, поднять свое сознание. И йоги для того, чтобы поднять свое сознание, придумали очень оригинальный метод. Какой? Вверх ногами стать, правильно. Если стать вверх ногами, сознание будет подниматься (смех) от той самой чакры, где оно сейчас находится, ближе к голове. Но это все, так или иначе, искусственный метод. Это все, любой метод, который основан на отречении, в основе которого лежит вайрагья, этот метод искусственен и в конечном счете он работать не будет. Единственный естественный метод духовного самосознания это метод, основанный на милости Кришны, на поисках этой милости. И этот метод называется бхакти.
В первой лекции я говорил о том, что с самого начала бхакти означает предание себя духовному учителю. С самого начала бхакти означает отказ о своей самостоятельности. Все остальные методы основаны на том, что я сам должен достичь чего-то. Я готов даже стать на голову, но сам. Я, так или иначе, должен сделать это сам. Бхакти с самого начала говорит – я сам ничего не могу. С самого начала бхакти Господь Чайтанья призывает нас поднять руки вверх. Руки вверх, что значит?
— Сдаюсь.
БВГ: Сдаюсь. Я сдаюсь.
С самого начала человек должен предаться Господу Гауранге, потому что Он пришел сюда, чтобы учить нас преданию, полному, безоговорочному преданию. Что значит быть смиренней травинки, терпеливей дерева? Это первый шаг к духовной жизни. Духовная жизнь не начинается до тех пор, пока мы не совершим внутри это насилие над собой и не положились на Господа Гаурангу.
Вчера я немножко говорил о том, каким образом происходит очищение на этом пути, как человек соприкасается с прасадом Господа, или с милостью Господа. ахара-шуддхау саттва-шуддхих саттва-шуддхау дхрува смртих смрти-лабхе сарва-грантхинам випрамокшах Человек соприкасается с милостью Господа, или прасадом, и сознание его очищается. Когда сознание его очищается. Память становится совершенно непоколебимой и эта память устремляется к Кришне. И когда память возвращается к нам, когда мы приходим в себя из состояния беспамятства, тогда все узлы, которые привязывали нас к материальному миру и к материальному телу, материальной жизни, развязываются. Прасад очищает, потому что это акт жертвования любви.
Бхактивинода Тхакур, описывая этот храм, а мы знаем, что Бхактивинода Тхакур был здесь надзирателем этого храма, и он написал большое эссе, посвященное этому храму. И он говорит, что здесь, в Джаганнатха-пури, Господь Джаганнатх, как любящий отец, что делает любящий отец? У него в кармане всегда конфета есть. Я не знаю как у вашего отца, у моего отца карман всегда был набит конфетами. И при всяком удобном случае он начинал раздавать эти конфеты. И мы видим, что здесь Джаганнатх, у Него тоже карманы набиты конфетами. И Он раздает эти сладости направо и налево всем, кто приходит сюда. И здесь все основано на любви. Особая вишеда, или особое место, где Господь проявляет Свою любовь в самом доступном для нас виде. В конечном счете, любовь превыше любой справедливости. И когда мы пытаемся понять Бога с помощью разума, то где мы оказываемся? В ловушке материального мира. Потому что любовь не возможно понять с помощью разума, Бога не возможно понять с помощью разума. Если относиться к нам с точки зрения разума, то чего мы с вами заслуживаем? Гореть в аду, на Паталалоку, вариться в каком-нибудь котле. Но вместо этого мы приехали сюда для того, чтобы получать прасад от Господа Джаганнатхи, для того, чтобы, в конце концов, произошел переворот в нашей душе и душа наша приобрела иную природу. И Бхактивинода Тхакур он объясняет, что: «Всякий раз, когда я пробовал прасад Господа Джаганнатхи, счастье охватывало меня бесконечное, я начинал молиться Господу, чтобы прасад этот стал доступен всем людям всего мира». На самом деле, наше с вами паломничество это ответ Господа Джаганнатхи на молитвы Бхактивинода Тхакура. Когда-то, много лет тому назад, он молился Господу Джаганнатхе: «Сделай так, чтобы русские люди, украинцы, эстонцы, литовцы, белорусы, все, получили Твой прасад». И в результате этого мы оказались с вами здесь, в Джаганнатха-пури для того, чтобы отведать этот прасад, или милость Господа. И это место, давайте с вами попытаемся погрузиться или приблизиться к смыслу этого места. Каждая дхама, или каждое святое место, несет особую энергию — это место, где человек должен найти Бога. Джаганнатха-свамин найан пата-пане паватуне ??? Это молитва, с которой Шанкарачарья обращается к господу Джаганнатхе. «Джаганнатха Свами появись передо мной, предстань передо мной». Смысл всей истории Махараджа Индрадьюмны… Вам рассказывали историю про Махараджа Индрадьюмну? Кому рассказывали? Тем, кому не рассказывали, еще расскажут. Я не буду рассказывать подробно всю эту драматическую историю про Махараджа Индрадьюмну. Но смысл этой истории сводится к тому, что Махарадж Индрадьюмна хотел найти Бога. Махараджа Индрадьюмна жил в Баванти.. в Гуджаяне, в Мадья-прадеше ??? за много-много километров отсюда. Он был могущественным царем большого царства Аванти. И через его царство, так как оно лежало на этом течении различных путей, с севера на юг, с запада на восток проходило множество пилигримов, паломников из разных святых мест. И он для всех устраивал роскошный прием, были дермошалы, всех угощали бесплатным прасадом. Но его главный вопрос был в том – где мне найти Бога? У каждого из людей, у каждого из паломников, который приходил в Аванти, он задавал один и тот же вопрос: «Где мне найти Бога? Где есть Бог? Где есть Бог?». И в этом, собственно, смысл. Господь Джаганнатх откликнулся на его молитвы, Он предстал перед ним. Если человек ищет Бога, если человек ищет таттву, он может Его найти. Джаганнатх являет Себя тому, кто искренне ищет Его. И все в царстве знали, что царь немножечко подвинутый. Все знали, что если кто-то ему скажет, где найти Бога, он получит щедрое вознаграждение. И однажды группа каких-то паломников пришла в Аванти-пур, остановилась поздно ночью в дермошале. И к ним подсел местный брахман и он услышал как паломники рассказывали о Ниле Мадхаве. Один паломник говорит другому: «Я видел Нилу Мадхаву, мне повезло. Нила Мадхава самое милостивое воплощение Бога. Любой, кто увидит Его, больше не возвратится в материальный мир. Более того, не просто увидит Его. Если человек захочет увидеть Его, он уже не возвратится в материальный мир. Если человек просто скажет себе, — как иногда мы здесь хотим ворваться в этот храм Господа Джаганнатхи, взять его штурмом (смех), что такое, в конце концов, почему нас не пускают, чистых преданных (смех) из городов и весей России и из других славных стран? Паломник говорил, — Если человек просто скажет, так или иначе, как-нибудь: «Я увижу Господа, я хочу Его увидеть!», этого одного достаточно, и сразу после этого умрет, то он вернется в духовный мир». Лучше он в промежутке не совершит каких-нибудь действий. И прославляя Нилу Мадхаву в этих словах, брахман обрадовался очень, брахман понял, что это способ заработать себе на жизнь. Он побежал к царю и сказал: «О, я слышал, есть Нила Мадхава. Просто подумав о Нем, человек может обрести полное освобождение от материального рабства, от привязанности к этому материальному миру». Махарадж Индрадьюмна обрадовался, он помчался, чтобы поговорить с этими паломниками. Паломники ушли, след исчез, простыл. И после этого он отправил экспедиции во все концы Индии: на север, на запад, на восток. И сюда, в Джаганнатха-пури, как мы знаем, пришел Видьяпати. Но, еще раз, смысл этой истории именно в том, что случается с человеком, если он хочет найти Бога, искренне хочет.
Иногда мы боимся: «Найду я Бога или нет? Будет у меня бхакти или нет?». От чего это зависит? От одного – от того, насколько я искренен. Если мы искренни, Кришна нам пошлет все то, что необходимо для этого, всех, кого необходимо для этого, пошлет. Он даст вам возможность услышать, понять, встретиться со всеми. Кришна Сам будет вести вас по этому пути. Не нужно беспокоиться, не нужно бояться. Кришна Сам говорит: «ма шучах» — «Если Ты хочешь Меня увидеть, ты Меня увидишь». И именно поэтому мы с вами оказались здесь, мы пришли сюда для того, чтобы увидеть здесь Бога.
И Бхактивинода Тхакур в этом эссе, о котором мы сегодня будем немного говорить, он объясняет, что Пурушоттама-кшетра это особая кшетра, где Кришна откликается на все молитвы преданных. Наверняка, когда вы купались на пляже или ходили здесь, вам предлагали скульптуры даша-аватар. Дешево, всего за 100 рупий. На самом деле они не больше 10 рупий стоят, но вам их по дешевке… Каждая аватара по 10 рупий. «Берите». Другое название этой кшетры – Даша-аватара-кшетра или кшетра – святое место, где Кришна находится во всех образах сразу. Джаганнатх Он не случайно слегка бесформенный — чтобы при желании Он мог принять любу другую форму. Откликаясь на желание преданного, Он принимает любую форму, любой образ. На самом деле множество историй связано с этим.
Однажды, в день снана-пурнимы, в один из самых жарких дней в году, где-то в конце мая, месяц джешта, здесь проходит снана-пурнима. Господу Джаганнатхе становится невмоготу даже в Его каменном храме. Его выносят сюда на снана-веде на большую платформу, находящуюся с северо-восточной стороны храма, с этой стороны храма, устанавливают Его там, на стене, и начинают поливать водой из суакупы, ??? из золотого колодца, который находится на территории храма. И в этот день к нам пришел Ганаматибат, ??? богатый купец. Все купцы в Индии, не важно кто они: вайшнавы, не вайшнавы, они поклонялись Богу Ганешу. Ганеш это традиционное Божество всех купцов. Во Вриндаване, если вы зайдете в любую лавку, сверху Кришна, Прабхупада в самом начале, ясное дело, но в самых сокровенных глубинах магазина будет Ганеш, которому они каждый день будут подносить благовония и подсовывать Ему десятидолларовую бумажку, намекая на то, что они от Него хотят. Ганаматибат поклонялся Ганешу. И он пришел сюда, для него богом был Ганеш. Он пришел сюда, ему сказали, что Бог находится здесь, в Пурушоттама-кшетре, и он пришел сюда и не увидел Ганеша. И страшно обиделся. Джаганнатх находился прямо тут, на Своей снана-веде, Его поливали. Он стал говорить: «Что такое? Меня обманули. Я шел сюда, чтобы найти моего Бога, моего Бога тут нет, потому что у моего Бога слоновий хобот». В тот же самый миг, как эта мысль мелькнула у него, у Кришны вырос слоновий хобот. (смех). До сих пор в честь этой лилы Господа Джаганнатхи в день снана-пурнимы в месяц джешта Джаганнатха одевают как Ганеша – Ему приделывают хобот, Балабхадру тоже одевают как слона, Субхадра тоже за ними бежит, как слониха. Они все вырастают как слоны. И Кришна здесь откликается на все молитвы. Кришна здесь любой. Буддисты приходят сюда, они говорят: «Кто такой Джаганнатх? Будда». Будда и Его буддиха (смех) . У них там есть свое понимание как в этих трех формах, или четырех формах, проявляется Будда. Джаяни приходят сюда, они говорят: «Это наш Бог». Христиане приходят сюда, говорят: «Наш Бог». Мусульмане говорят: «Это Аллах». Все, кто приходят сюда, видят здесь своего Бога. Эта Пурушоттама-кшетра, которая дает человеку исполнение всех его желаний, если эти желания направлены на поиски Бога. Кришна здесь может исполнить наши желания, если мы захотим Его найти.
И Бхактивинода Тхакур говорит, сейчас давайте поговорим немного о философском смысле храма Джаганнатхи и поклонения Джаганнатху, он говорит, что любой человек, который хоть во что-то верит, лучше материалиста. Единственный, против кого мы должны сражаться, это против грубого чувственного животного, плотского атеизма. Потому что атеизм нужен человеку только для одного, только для того, чтобы оправдать животный образ жизни, ни для чего другого. И Бхактивинода Тхакур говорит: «Любая вера хороша, даже если она немного наивная, даже если она не совсем правильная, если она чуть-чуть искаженная, все равно это лучше, чем ничего». И если человек имеет веру, у него есть шанс, в конце концов, сердце свое очистить. Каким бы путем он ни шел, какие бы молитвы он ни повторял, как бы он ни представлял себе Бога, что бы он ни думал о Боге, все равно это лучше и, в конце концов, сердце его будет постепенно очищаться. И Бхактивинода Тхакур объясняет, что, в конце концов, этот храм, на самом деле, представляет собой высшую форму теологии в форме камня. Он объясняет, что индуизм, как таковой, и все слышали, все знаю, что такое индуизм…. На самом деле, никто не знает, что такое индуизм.
Однажды к Шриле Прабхупаде привели профессора индуизма, который учил студентов индуизму. И Шрила Прабхупада у него спросил: «Что значит, Вы специалист по индуизму?». И профессор сказал: «Знаете, Свамиджи, на самом деле, никто не знает, что такое индуизм». Шрила Прабхупада посмотрел на Бхакти Сварупу Дамодара Махараджа и спросил: «Как называется человек, который преподает то, что он не знает?» (смех). Бхакти Сварупа Дамодара Махарадж, как следует натренированный Шрилой Прабхупадой, радостно закричал: «Мошенник. Такой человек называется мошенником». Шрила Прабхупада сказал: « Вот, смотрите, Вы преподаете то, что Вы не знаете». Бхактивинода Тхакур объясняет суть индуизма. Он говорит, что в этом храме весь индуизм изображен в виде камня. И что индуизм, в сущности, это вера, которая включает в себя все веры. Иногда нас упрекают в этом. Иногда говорят, что кришнаиты такие-сякие, они специально говорят, что все веры хороши, что, в конце концов, кришнаитами сделать. (смех) Потому что все остальные веры говорят: «Все плохие, только мы хорошие». Мы говорим: «Все хорошие, а мы самые лучшие» (смех). В этом наше отличие от всех остальных. Все остальные всех остальных ругают, а мы всех остальных прославляем, но говорим, что все равно к нам надо приходить. И Бхактивинода Тхакур объясняет, как эта философия изображена здесь, в храме Джаганнатха. Он говорит, что вокруг главнго храма, главного купола Господа Джаганнатха, находятся храмы Дурги, Вималадеви ???, храм Сурьи, Солнца, храм Ганеши, храм Господа Шивы и, в конце концов, сам храм Джаганнатха. Если вы посмотрите с крыши библиотеки, — кто-то из вас забирался на библиотеку? — то можно увидеть там эти храмы, находящиеся вокруг главного храма, главного купола. Он объясняет, что эти пять верований и представляют собой синтез, которым является индуизм, синтез всех вер. Он говорит, что любой человек, во что бы он ни верил, может быть индусом, если он родился в Индии. (смех). Если родился в другом месте, сомнительно. Он говорит, что, в сущности, сначала во что человек верит? Самая примитивная вера его, после того, как человек отказывается или делает один маленький шаг от животного отношения к миру и жизни, первое, во что он верит, это в то, что Бог это энергия, он становится шактой. И он поклоняется Богу, как материальной природе, вернее, материальной природе, как Богу. На Западе эта философия или эта религия называется пантеизмом И иногда неграмотные люди, которые ничего не знают и ничего не понимают в индуизме, говорят, что все индуисты пантеисты. И нас упрекают: «Вы, там, камням поклоняетесь, баньяну поклоняетесь, океану поклоняетесь, рекам поклоняетесь, колодцам поклоняетесь, людям поклоняетесь. Кому только ни поклоняетесь: коровам поклоняетесь, ослам поклоняетесь, рикшам поклоняетесь, грузовикам поклоняетесь». Любой уважающий себя водитель грузовика каждый день проводит ему пуджу, чтобы, не дай Бог, с ним ничего не произошло. .
И это факт. Первым шагом, который человек делает, отказываясь от грубого, примитивного отношения, виденья этого мира, он начинает понимать, что весь этот мир – Бог и что нужно с благоговением относиться ко всему – к каждому камню, к каждому муравью. Он видит эту энергию, шакти, Бога и начинает поклоняться ей, как Богу. И поэтому в этом храме есть храм кого? Вималадеви, Дурги, шакти Господа. Это первая ступень индуизма. Следующая ступень индуизма какая?
— ()
БВГ: Нет, Сурья. Следующая ступень, объясняет Бхактивинода Тхакур, когда мы начинаетм видеть, что эта энергия проявляется в виде конкретных вещей. И прежде всего в виде чего проявляется эта энергия? В виде чего проявляется эта энергия, которая оживляет все? Солнца. Недалеко, здесь, в Канаке ???, есть знаменитый храм Солнца. По преданию, Прадьюмна построил тот храм, сын Кришны, и он там поклонялся Солнцу. Так и здесь, рядом, есть храм Солнца. Перед самим храмом Джаганнатха находится аруна-стампа ???, которая привезена оттуда, из Канака. Человек начинает видеть, что эта энергия принимает более конкретные формы по мере того, как его сознание очищается. Слушайте внимательно, как происходит эволюция сознания человека. Потому что, по сути дела, Пури это кшетра, где сознание человека, если он правильно ведет себя, может постепенно эволюционировать до тех пор, пока оно не дойдет до самой высшей, чистой ступени. И на этом уровне человек увидит Бога лицом к лицу. Следующая ступень индуизма, когда человек начинает еще точнее различать, как же Бог проявляется в этом мире. В чем проявляется? Как проявляется? Да, он начинает поклоняться Ганешу. Бхактивинода Тхакур говорит, что это фетишизм или анимализм. И множество различных верований есть, когда люди поклоняются сознанию, проявленному в животных. По всему миру это есть. В любых странах, так или иначе, есть всякие тотемические веры: где-нибудь на Чукотке, на Камчатке, еще где-нибудь, индейцы поклонялись оленю, медведю. Здесь поклоняются слону. Слону, на самом деле, больше оснований поклоняться, потому что он большой. Но, куда б вы ни оправились, будут поклоняться самому большому животному. Но Бхактивинода Тхакур говорит, что когда человек понимает, что поклоняться нужно сознанию, но сознание его еще очень низкое, потому что, как объясняет Кришна; йе йаха мам прападйанте тамс татами бхаджа ахам ??? «Как человек относится ко Мне, так Я проявляю Себя перед ним». Он говорит, что: «В этом случае Я проявляюсь как Ганеш». Со слоновьим хоботом, с большим животом, перевязанный поясом из змеи, потому что в свое время у него живот лопнул от переедания ладу-прасада. Безобидный такой слоник, который может человека сделать благополучным. Это определенный уровень человеческого сознания. И он говорит, что дальше, если человек превосходит этот уровень, кому он поклоняется? Богу в виде кого? Богу в виде человека, в виде Шивы. Кто такой Шива? Шива это то, Бхактивинода Тхакур объясняет, что Шива это тот, в ком растворяется душа человека, который обрел спасение. Бог – разрушитель. Но это сознание, принявшее человеческий облик. Постепенно, по мере того, как человек эволюционирует в своем понимании Бога, он начинает понимать, что Бог должен иметь форму человека, но при этом Он направлен на то, чтобы разрушать. Смысл его поклонения в том, чтобы уничтожить свое собственное индивидуальное существование. Это четвертая ступень индуизма, который включает в себя все веры. И, наконец, пятая ступень какая? Когда Богу поклоняются как кому? Когда Богу поклоняются как личности. Еще не торопитесь на счет личности, до личности мы дойдем. Когда мы понимаем, что Бог это источник сознания, что есть концентрированный источник сознания, и этот Бог – Джаганнатх. Поэтому вокруг основного храма Джаганнатха находятся все эти маленькие храмы, чтобы, в конце концов, человек, пройдя из одного храма в другой, поклонившись всем, пришел куда? К Джаганнатху и увидел Его. И что он увидит перед собой? Увидит большие глаза, протянутые вперед руки и большую, до ушей, улыбку. Джаганнатха Свами – ки.
-Джая.
БВГ: Это, так сказать, некое начало. И Бхактивинода Тхакур говорит, что человек, в конце концов, понимает, что Бог один, что за всем этим стоит высшее сознание и это сознание едино. И когда он это понимает, он приходит в большой храм. Он поднимается по 22 ступенькам. К Господу Джаганнатхе с восточной стороны ведут 22 высоких ступени. Эти 22 высоких ступени символизируют анартхи, которые находятся в нашем сердце. Когда он преодолеет все их одну за другой, раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять, одиннадцать, двенадцать, тринадцать, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать, семьнадцать, восемьнадцать, девятнадцать, двадцать один, двадцать (смех), двадцать один, двадцать два. Когда он преодолеет их одну за другой, он должен будет встретить сознание, из которого изошло все. И это сознание едино. Ахам ме адвети ???, что Брахман только один. Брахман один и у него нет второго. Он подходит к этому Брахману, и что он видит? Кого он видит?
— Троих.
БВГ: Троих? Если б троих.
— Четверых.
БВГ: Четверых? Если б четверых. На самом деле, шестерых он видит. Шестеро сидят на большой каменной платформе. На самом деле, иногда еще и памятную платформу причисляют туда. Она седьмой становится. И у него глаза начинают разбегаться. Кто такой Джаганнатх? Почему их четверо? Кто-то знает почему их четверо? Почему один Бог разчетверился? Кто они такие? Бог один или не один? Один Бог? Один? Один. Эта меа адветиа ??? Нет второго! Второго нет! Второго нет! Но у Бога есть что? У Бога, на наше счастье, есть множество энергий. И энергии не отличны от Бога. Бог никогда не бывает один. Один Бог и Он только один, но Он никогда не бывает один. Добро пожаловать в сознание Кришны (смех). Бог только один и Он всегда один, но Он никогда один не бывает. Если человек ставит Бога одного, если человек на алтарь ставит одного Бога, то он кто?
— Маявади.
БВГ: Маявади, имперсоналист. У Бога всегда есть множество энергий. Эти множество энергий находятся там, на этой драгоценной платформе, ратна-веде. На ратна-веде находятся эти проявления Бога и энергии Бога . И первая энергия какая энергия? Она золотистого цвета, она в самом центре. Какая это энергия?
— Йога-майа.
БВГ: Да, Йога-майа, Майа-шакти. На самом деле – самая доступная нам энергия, материальная энергия. Йога-майа – духовная энергия, материальная энергия – Майа-шакти, разницы нет. Пожалуйста, не думайте, что есть какая-то разница между ними. Энергия она энергия и есть. Кришна использует ее так или так, но это энергия Кришны. Это материальная энергия или Майа-шакти. И затем Баларам. Кто такой Баларам? Джива-шакти. Баларам это Джива-шакти или шакти, из которой построен духовный мир. И еще одна энергия в виде Сударшаны, находящегося слева от Джаганнатхи. И Сударшана это кто? Бхактивинода Тхакур объясняет, что Сударшана это воля Кришны.
Это воля, которая движет всем в материальном мире и в духовном мире. Вот она Сударшана. Сударшана может проявить перед нами Господа. И, в конце концов, в середине, или в самом центре, Самый выдающийся кто? Сам Бог, Джаганнатх, Джаганнатха Свами. И что мы видим у Него? Большие глаза, большие глаза, руки протянутые к нам, рот и никаких ног. Почему большие глаза? Он хорошо видит, лучше, чем нам хотелось бы. Он видит все, Он знает сердце каждого живого существа. Он все видит, Он все знает. И другой принцип, который заложен в этих больших глазах, Он — творит. Пашйанти панти калайани чарам джаранти ??? «Брахма-самхита» говорит, как Он творит? Как Господь творит? Глазами Своими. Ему не нужно трудиться тяжело, кирпичи какие-то носить, еще что-то, Он – смотрит и таким образом Он творит. И у Него руки большие, длинные руки. Что значит, что у Него длинные руки? Это значит, что Он всех достанет (смех), как бы мы ни пытались убежать. Он все видит и всех достанет. Здесь, в материальном мире, Кришна такой. И у Него нет ног. Нет ног, что значит? Что Ему бегать никуда не надо, Он везде находится. И при этом у Него большой улыбающийся рот. Что это значит? «Я всех достану, Я все вижу и, несмотря на это, улыбаюсь. Все вижу, все знаю, все могу, все понимаю. И все равно улыбаюсь, потому что знаю, что, в конце концов, все вы хорошие, все вы чистые преданные, все вы пришли сюда только за Кришной и ни за кем другим. Потому что Он милостив, Он улыбается. И в этом смысл Кришны с Его безграничными и бесконечными энергиями. Бхактивинода Тхакур говорит, что там на платформе, в большом храме, когда человек заходит туда, он видит Веданту, вся Веданта находится там – Бог и Его энергии. Все энергии, которые нужно, изображены там. И, если человек сможет, он говорит, что этот храм как большая книга, и он сможет прочитать эту книгу. И, прочитав эту книгу, он все поймет о том что ему нужно делать, кто он такой и какое место он занимает в этом творении.
Я, наверно, пропущу какие-то вещи, потому что у меня осталась еще одна очень важная история, которую я хотел рассказать. Тут у меня всякие биджа-мантры, клим ???…., объяснение того, кто такой Джаганнатх. Потому что, в конце концов, Джаганнатх это Пурушоттама. А Пурушоттама это Камадев – Сам Джаганнатх в Его любви. В конце концов, самое главное в Нем это большой улыбающийся рот. Чтобы всем доказать, что самое главное в Нем это большой улыбающийся рот, Он очень много ест, Он часто и с большим аппетитом ест здесь, в этом храме. Но, в конце концов, Он – Бог Любви. И Ему поклоняются только одним образом. Ему поклоняются с помощью мантры клим. И клим это в тантре, те, кто знают тантру, те, кто знают тайную науку того, каким образом с помощью клиш ??? возбуждать различные энергии в теле, они знают, что Клим это мантра Камадева, это мантра Бога Любви. И Джаганнатху поклоняются только как Богу Любви. У Него есть другие аспекты все остальные, но, в конце концов, Он только Бог Любви. И , давайте, сейчас немножечко отрешимся от таттвы, о которой я сегодня рассказывал, и перейдем к клим ???, и попытаемся еще с вами понять, почему Джаганнатх находится в таком виде.
Есть две основных причины, почему Джаганнатх, как бы, бесформен. Для многих людей не понятно, вообще, почему Бог именно такой. Кто-то из вас задумывался, почему Он такой? Кто-то знает ответ? Почему Он такой? Почему Он такой? Есть одна, первая, философская причина, которая исходит из этой истории про Махараджа Индрадьюмну. Кто помнит, почему Джаганнатх именно такой, а не другой в этой истории?
— Его не доделали.
БВГ: Почему Его не доделали?
— ()
БВГ: Уже тепло. Почему Джаганнатх такой? Почему Джаганнатх такой? Мы хотим понять Бога, правильно? Но при этом нам не хватает чего?
— Терпения.
БВГ: Терпения. На самом деле, первая причина заключается в том, что Бог всегда остается чуть-чуть непознанным. Он всегда чуть-чуть не доделанный. Никогда, если мы не достигнем уровня самого чистого преданного служения, человек не может быть полностью уверен, какой Бог. Как правило, у человека не хватает терпения. Он говорит: «Покажите мне Бога. Скорее покажите мне Бога». И Бог говорит: «Вот Он Я». Он смеется над нашим нетерпением. На самом деле, в этом еще один эзотерический смысл улыбки Господа Джаганнатха. Он смеется: «Ха, вы хотели Меня увидеть? Вот Он Я (смех), вот Он Я такой». Он отвечает как бы на наше нетерпение. Но есть еще одна, главная причина, почему Джаганнатх такой. И для этого мне нужно, как минимум, минут 20, чтоб ее объяснить.
— Хорошо.
БВГ: Дело в том, что у нас сегодня запланировано другое. Сегодня в 12 часов к вам должны, помимо меня, обратиться еще два замечательных санньяси. Один – это Бхакти Вибхута Бодхая Махарадж, который является ачарьей Гопинатх-Гаудиа-матха, я пригласил его сюда, чтобы он обратился к вам, сказал несколько слов, и санньяси, который возглавляет этот храм и дал нам пропуск, который гостеприимно пустил нас, также хотел обратиться к вам. Кроме того, вам заготовлены несколько коробок маха-прасада из храма Господа Джаганнатхи.
— Хари Бол.
БВГ: И многие из вас уже поняли смысл пребывания в Пурушоттама-кшетре. Он сводится, в основном, к тому, чтобы есть прасад. Но сейчас, чтобы не комкать эту историю, я начну завтра. На самом деле, одна из самых важных историй. А теперь, давайте, громкими криками «Хари бол» поприветствуем Бодхая Махараджа.
— Хари бол.
БВГ: Три раза «Хари бол».
— Хари бол, Хари бол
БВГ: Первый раз я встретился с Бодхаем Махараджем много-много лет тому назад здесь, в Джаганнатха-пури, в Шри-кшетре Он тогда был севакой, скромным слугой своего гурудева, Бхакти Прамада Пури Махараджа, и я пришел, чтобы навестить его…. (49:02) милостиво позволил получить даршан Бхакти Прамады Пури Махараджа. И с тех пор мы поддерживаем с ним дружеские отношения. И тогда, в первый раз, когда я пришел к нему, он мне сказал, что: «Я, во что бы то ни стало, хочу поговорить с преданными из СНГ, с бывшего Советского Союза, которые собрались здесь». Я сказал: «Конечно, обязательно. С удовольствием послушаем». И вот он перед вами.
……………..
БВБМ (на английском. Перевод БВГ): Я считаю себя очень удачливым оттого, что я оказался здесь с вами. Хотя мы все находимся в Индии и мы родились здесь, в Индии, в Индии очень трудно собрать такое число преданных в одном месте. (This acharja Bhakti Vijnana Gosvami Maharadj ……(53:40) По милости Шрилы Прабхупады (смех)) И это доказательство того, что принцип – единство в многообразии работает. Сегодня я чувствую, что Махапрабху находится в экстазе, потому что Он видит всех вас здесь. Махапрабху, когда Он пришел сюда, в Джаганнатха-пури, Он пришел в экстаз, когда Он увидел чакру на куполе храма Джаганнатхи с места, которое называется атхарнау. Атхарнау ??? это мост, который ведет в Пури и там есть 18 колонн, или 18 опор, которые держат его. И поэтому называется «атхарнау». Где-то в километрах пяти отсюда находится этот мост. И оттуда, когда Он видел чакру наверху, в храме Джаганнатхи, чуть-чуть ниже Он увидел мальчика голубого цвета, который играл на флейте. И Он побежал в направлении к этому храму, оставив позади всех Своих спутников. И Он пришел сюда, в это место, и экстаз Его достиг пика. Я думаю, что вы все находитесь здесь в таком же состоянии, как Он тогда. Есть только одна разница между вами и Махапрабху – Махапрабху вошел в храм Джаганнатхи, а вас туда не пускают. Но, на самом деле, чтоб войти туда, нужна только одна вещь – преданность. И с этой преданностью вы уже вошли туда. Без благословений Господа Джаганнатхи никто не может прийти сюда, в Джаганнатха-пури. Не так давно, лет десять тому назад, один ученик Бхакти Хридая Бодхи Махараджа ??? он собирался приехать сюда, в Пури, и Джаганнатх пришел во сне к президенту храма, к которому принадлежал этот преданный, и Он пришел во сне к нему и сказал: «Этот человек собирается ко Мне, в Мою дхаму, не пускай его туда». И Джаганнатх объяснил причину. Причина заключается в том, что в своей прошлой жизни, в одной из прошлых жизней он сражался против Кришны на поле битвы Курукшетра. Это доказательство того, что вы все уже, так или иначе, вошли в храм Господа Джаганнатхи, охваченные экстазом. И Джаганнатх, как вы все знаете, «джаган» значит «мир», а «натх» значит «господин, повелитель». И место, в котором мы находимся сейчас, это место исполнено огромного значения для всех нас. Я могу вам рассказать одну вещь, которую я видел своими собственными глазами. Когда этот храм только строился. Я находился здесь, в этом месте. Было очень сложно приобрести эту землю здесь, но когда, в конце концов, землю приобрели, произошло одно происшествие. Все, кто, так или иначе, участвовали в строительстве этого храма, были поражены: инженер, который там был, архитектор, который пришел специально. Когда стали копать землю для того, чтобы заложить фундамент этого храма, на том месте, где появился Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, земля, выкопанная, стала источать аромат сандалового дерева.
Все почувствовали этот запах, и никто не мог понять, откуда этот запах идет, никто не мог понять, почему земля источает этот аромат. В 1982 году, когда этот храм был открыт для публики, мы открыли его в 1982 году, в этот момент вы можете видеть на алтаре Субхадрудеви, и когда мы пытались изваять эти Божества, мы не могли найти подходящее дерево для того, чтобы сделать Субхадрудеви. В этот момент, когда мы искали подходящее дерево для того, чтобы изваять Субхадру, вдруг появился какой-то пожилой человек, и он сказал: «Я слышал, что вы ищите ним для Субхадры. У меня как раз был подходящий ним для Субхадры и я принес вам это дерево». И когда он принес этот кусок, чурбан, дерева ним, позвали скульптора и скульптор один или два раза ударил стамеской по этому дереву, и Субхадра вдруг сама появилась из этого дерева. Она сама вышла оттуда. И когда об этом рассказали Бхакти Прамада Пури Махараджу, он сказал: «Больше ничего не делайте, не дотрагивайтесь до не. Просто дорисуйте глаза и все остальное. Все остальное она сама сделала, она самопроявленная». Несколько историй, связанных с этим храмом.
Я могу вам рассказать несколько вещей, связанных с моим парам-гуру, Его Божественной Милостью Бхактисиддхантой Сарасвати Шрилой Прабхупадой.
Вы знаете, что в наших писаниях приводится эта цитата из «Падма-пураны»: уткале пурушоттама. ??? Это значит, что отсюда, из Пурушоттама-дхамы, послание Верховного Господа распространится по всему миру. Мы можем видеть, что все вы пришли сюда по милости Господа Джаганнатхи. Я думаю, что Махарадж уже объяснил вам, каким образом Джаганнатх появился здесь и как Он проявляет Свой экстаз здесь. Перед началом Ратха-ятры ежегодно на фестивале колесниц первая церемония большая называется анна-прашина. И когда эту церемонию проводили для появившегося ребенка… Я неправильно сказал. Когда ребенок рождается, то первая церемония, обряд, который проводят, называется анна-прашина. И в этот момент, когда проводили эту церемонию для Бхактисиддханты Сарасвати, колесница Джаганнатха остановилась перед этим храмом и стояла три дня, не сдвигаясь с места. Обычно проводят эту церемонию, когда мальчику исполняется шесть месяцев. Бхактисиддханте Сарасвати тогда было полгода как раз. И в это время его мать, Бхагавати деви, вынесла его для того, чтобы он мог увидеть Джаганнатха. В течение трех дней Джаганнатх стоял тут. Бхактивинода Тхакур организовал экстатические киртаны для Него. Как только этого младенца положили на колесницу Джаганнатхи, с Джаганнатха упала гирлянда. И в этот момент все панды, священнослужители Господа Джаганнатхи, подумали: «Это необычный мальчик. Должно быть, это какая-то великая душа». И они подумали: «Хорошо, раз гирлянда упала, значит, она должна быть на нем» и как только они поднесли ему эту гирлянду, колесница сдвинулась с места. На самом деле, если мы по-настоящему поймем экстатическую силу могущества Бхактисиддханты Сарасвати, мы поймем все о нем. Мой гурудев, Шрила Бхакти Прамада Пури Махарадж, рассказывал мне немножко об этом. Он обычно был его писцом, записывал под диктовку все то, что диктовал Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупад. И он обычно диктовал в любое время. Иногда он мог ходить гулять и при этом диктовать. Иногда он выходил на утреннюю прогулку с тремя другими людьми, сам Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупад и три-четыре его ученика. Он ходил, гулял и вдруг он говорил: «Давайте, будем сейчас писать книгу. Записывайте то, что я сейчас буду диктовать». В наше время у нас есть видеокамеры, магнитофоны, чтобы записать все это. В то время ничего такого не было. Поэтому они всегда ходили наготове, у них всегда была бумага и ручка с собой. И Гуру Махарадж объяснял мне: «Ты не знаешь, кто он такой. Даже я не знаю, кто он такой. Его экстатическое могущество невозможно описать».
Он гуляет и одновременно диктует три разных статьи трем разным своим ученикам. Трем разным людям он диктует три разных статьи в одно и то же время. Это ТОО место, где он появился здесь. И однажды он объяснял нам. Он давал много наставлений, и среди его наставлений есть одно такое: первое его наставление было самое важное — мы должны сохранить единство, и вместе распространять послание, учение Рупы и Рагхунатха с огромным энтузиазмом. энтузиазмом. И сегодня я чувствую именно это. То, что я оказался здесь, это признак того, что наставление Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Прабхупады сбывается. Почему у нас есть какая-то разница между собой? Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупад тоже объяснял это. Ровно настолько, насколько мы будем привязаны к материальным вещам, мы будем отделены и отдалены от духовных вещей, трансцендентных вещей. Это значит, что жадность, или привязанность к материальным вещам, это препятствие на духовном пути. Материальные вещи это инструмент, с помощью которого мы можем служить Махапрабху, служить Кришне. Все материальные вещи, которые у нас есть, мы должны использовать для того, чтобы служить Чайтанье Махапрабху, Его делу, тогда наша жизнь будет совершенной. Таким образом, Шрила Прабхупада дал очень много наставлений. Однажды он сказал, что Харинама-санкиртана это самый высший способ получить образование. Харинама-санкиртана. Чайтанья Махапрабху говорил …..(1:13:50). Главный смысл наш в обретении какого-то мирского образования заключается в том, чтобы, в конце концов, стать на путь чистой преданности, на путь бхакти. Если образование не приводит нас к этому, знание не приводит нас к этому, нет никакого смысла. Но мы можем видеть, что сам Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупад получил очень хорошее образование.
Однажды Бхактивинода Тхакур объяснял Гауракишоре дасу Бабаджи Махараджу. В то время Гауракишор дас Бабаджи Махарадж был болен, очень сильно болен физически. И Бхактивинода Тхакур сказал: «Вивал прасад ???, мой сын сейчас учится в Калькутте. Если ты не возражаешь, я заберу тебя в Калькутту для того, чтобы тебя вылечили там» Это значит, что для того, чтобы получить высшее образование, Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупад находился в Калькутте и был в Калькутте. Гауракишор дас Бабаджи ответил в ответ на это предложение Бхактивиноду Тхакуру: «Как, ты хочешь, чтобы я получил какое-то служение от моего господина, от моего повелителя?!». И он убежал оттуда, из Свананда-сукханда-кунджи, в которой он находился на берегу Джаланги. И в течение двух месяцев никаких известий от Гауракишора даса Бабаджи не было. Через два месяца Бабаджи Махарадж опять появился, не понятно откуда. Он сказал: «Я хотел, было, подумал, совершить самоубийство, но потом понял, что этого не стоит делать, это плохо. И поэтому я решил вернуться назад». Потому что эта человеческая жизнь очень редка и очень ценная. В «Шримад-Бхагаватам» есть слова, записанные Вьясадевой: адхам сурлабхам судурлабхам.. гуру карандхарам …..моха ??? «Шримад-Бхагаватам» объясняет, в чем заключается смысл совершения самоубийства, как люди совершают в этом мире самоубийства, атмаха. Как только душа получает человеческую форму жизни, у нее появляется очень много возможностей, для нее многое становится очень легким. Что становится легким для нее? Для нее появляется возможность практиковать путь преданности – бхакти. Это тело, объясняет «Шримад-Бхагаватам», подобно кораблю, который плывет по океану материального мира. Этот корабль очень крепкий.
(1:20:00)
И гуру карнадхарам – духовный учитель является капитаном этого корабля. В океане есть этот корабль и есть капитан этого корабля. Господь также объясняет: майа кулена на басвате идам ??? – для того, чтобы достичь цели нашего путешествия на другом берегу этого океана, нужны Мои благословения, которые подобны благоприятному ветру. Если человек, получив человеческое тело, не пользуется теми возможностями, которые оно предоставляет для того, чтобы обрести бхакти, или любовь к Богу, то он на самом деле совершает самоубийство – на тайе са атмаха ??? Это объяснение, которое дал Гауракишор дас Бабаджи. Поэтому смысл нашего существования в том, чтобы совершать бхаджан и служить таким образом Махапрабху и Господу Кришне. Шрила Прабхупада Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур был единственным учеником Гауракишора даса Бабаджи. И Гауракишор дас Бабаджи, Махарадж говорил ему, для того, чтобы практиковать бхаджан, никогда не едьте в Калькутту. Калькутта это вселенная, в которой есть только одни ссоры, целый мир ссор. Но при этом Бхактисиддханта Сарасвати первым делом… свою миссию, поехал в Калькутту. Что это значит? Он говорит, что: «На самом деле, я исполняю твое указание, я не нахожусь в Калькутте, хотя внешне я в Калькутте». Нам трудно понять материальным разумом внутренний смысл этого утверждения. Но Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупад сказал: «Я никогда не нахожусь в Калькутте. Я всегда нахожусь под сенью твоих лотосных стоп. И поэтому я всегда спасен по твоей милости». И именно такой силой спасительной должна обладать наша практика. Шрила Прабхупада дал нам совершенный пример. Где бы мы ни находились, мы всегда должны быть под защитой наставлений нашего духовного усителя, Чайтаньи Махапрабху или какого-то старшего преданного.
Однажды Его Божественная Милость Мадхава Свами Махарадж, который приобрел эту землю и основал этот храм, он однажды дал лекцию. И эта лекция длилась 23 часа 59 минут 59 секунд. Сколько у него было отдыха? И он говорил, что если 23 часа 59 минут 59 секунд мы исполняем наставления Махапрабху, но одну секунду мы не делаем этого, если мы позволим одной секунде проникнуть в наше сердце, то мы можем полностью оказаться в майе. И Его Божественная Милость Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупад, хотя внешне может показаться, что он нарушил указание своего духовного учителя, он всегда следовал наставлениям своего духовного учителя и всегда принимал прибежище у его лотосных стоп. Если мы сможем идти по этому пути, повторяя Харе Кришна маха-мантру, тогда мы сможем достичь цели наших устремлений — пересечь океан материального мира и наша человеческая жизнь, в конце концов, увенчается успехом. И Его Божественная Милость Шрила Шридхара Махарадж часто любил повторять: «Попытайтесь оставить этот мир». Я извиняюсь, он говорил: «Умирайте, чтобы жить, — не просто «умирайте», — умирайте, чтобы жить». Если мы сможем построить нашу жизнь так, чтобы она соответствовала наставлениям наших духовных учителей, то тогда наша жизнь увенчается успехом и мы умрем, чтобы вечно жить. И я молюсь моему парампара-деву, предшественнику, Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру Прабхупаде, чтобы ваша духовная жизнь увенчалась успехом и чтобы прогресс в вашей жизни был, и чтобы мы все вместе повторяли Харе Кришна мантру.
— Хари бол.
БВБМ (на английском. Перевод БВГ): Спасибо большое.
Во второй песне «Шримад-Бхагаватам» Шукадева Госвами говорит своему ученику, Парикшиту Махараджу: шротам шрадхайа нитйам ??? «Нитйам» значит, что вы должны слушать Хари-катху, рассказывать про Кришну каждый день. Как слушать Хари-катху? Шрадхайа. «Шрадхайа» значит « с преданностью, верой». Это значит, что мы должны слушать Хари-катху с преданностью. И другое утверждение: гринанташйа пачеш четам ??? Это значит, что мы должны давать возможность слушать Кришна-катху другим. Это значит, что мы будем слушать Кришна-катху каждый день и будем приглашать или давать Кришна-катху другим. Если мы будем слушать Кришна-катху каждый день и повторять Кришна-катху другим, то тогда Кришна очень скоро войдет в наше сердце. Как мы обретем Кришну? Для этого есть только один способ – слушать Кришна-катху и прославлять имя Кришны и давать имя Кришны другим. Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. В Кали-югу есть только один способ обрести Кришну — это повторять имя Кришны, Харе Кришна мантру с верой, с преданностью. Поэтому, когда мы повторяем имя Кришны или произносим Кришна-катху, мы должны делать это с преданностью. Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.
Время наше уже истекло. Это единственный способ – повторение этой мантры чтобы обрести Кришну.