Пури (22.02.2008 г.) Даршан

Диск 98, л. 10

Аннотация:

ВОПРОСЫ:

   — история про то, почему в пятый день светлой половины месяца Магха Господа Джаганнатху украшают лотосами

   — было ли главной причиной того, что Господь Чайтанья поселился в Пури, просьба Его матери?

   — об Алланатхе  (история, как Кришна и гопи играли в прятки)

   — о Нарендра-сароваре

***

     Я расскажу одну историю, связанную с Господом Джаганнатхой. Вы тем временем подумайте о каких-то вопросах, которые у вас есть. Небольшая история.

     Практически, каждый день в храме проходят какие-то особые ритуалы или церемонии. И, как правило, эти церемонии связаны с долгой историей этого храма и с лилами, которые проводил Господь Джаганнатха с разными преданными. И на пятый день светлой половины месяца Магха  Господа Джаганнатху одевают в одеяние из лотосов. Каждый вечер Его переодевают в, так называемую, бхада-шрингарвешу. На Него надевают большой тюрбан и на материи этого тюрбана написаны стихи из «Гита-Говинды». Потому что считается, что по ночам Джаганнатха убегает в сад и встречается там со Шримати Радхарани. Днем Он живет со Своими законными женами, Лакшми деви, но по ночам у Него Свои дела. И чтоб подготовить Его к этому должным образом, Его одевают в соответствующие одежды, наряжают в соответствующий наряд. И считается, кстати говоря, что Он в самом добром расположении духа находится в это время, потому что Он предвкушает скорую встречу со Своими возлюбленными. Поэтому любой человек, который поздно вечером приходит и просит у Него что-то,  Он второпях все исполняет, лишь бы отстали.  Так вот, в пятый день светлой половины месяца Магха, вечером, когда Его наряжают в бхада-шрингарвешу, Его обязательно украшают лотосами. И с этим связана одна любопытная история, с этой традицией.

     Где-то… Когда это было? Это было, примерно, еще до Господа Чайтаньи, когда Ориссой правили цари династии Ганга. Чхода Гангадев построил этот храм и цари из этой династии они в течение долгого времени правили Ориссой. И у них был могущественный Раджа-гуру – пандит, ученый. И все его знали. Он пользовался огромным уважением здесь, в Ориссе. Но в какой-то момент он решил отказаться от всего, отрекся от мира, принял санньясу и ушел, и стал жить где-то в уединенном ашраме далеко отсюда, в горах, совершал там суровую аскезу и много-много лет прошло так, что о нем забыли полностью. Никто не знал где он, что он делает, что с ним случилось. Его ученики по-прежнему правили этим царством, а он жил в безвестности и занимался бхаджаном Джаганнатху. В один прекрасный момент Джаганнатх стал приходить к нему каждый день во сне и требовать, чтоб он пришел сюда. И как тот ни спорил с Ним, ни говорил, что: «Зачем мне приходить? Ты, в конце концов, находишься всюду. Зачем мне нужно идти куда-то далеко? Я уже старый человек». Джаганнатх просил его. Джаганнатх говорил: «Неужели ты не соскучился по Мне? Сколько лет мы не виделись с тобой. Прошло уже больше 15 лет. Я не видел тебя. Приди ко Мне. Приди ко Мне. Приди ко Мне». А у него в сердце что-то было, что подсказывало ему, что Джаганнатх хочет сыграть с ним шутку. И он долго не соглашался. Он думал: «Я приду и что-нибудь, наверняка, случится». Сердце его не обмануло. Но Джаганнатх настоял на Своем. Он говорил: «Ты должен прийти». И, в конце концов, он согласился.  Он отправился в долгий путь, нужно было идти больше недели пешком. Он отправился в долгий путь и всю дорогу у него внутри шла борьба. С одной стороны он слышал голос Джаганнатха, который говорил ему: «Приди ко Мне, Я соскучился по тебе». С другой стороны, он думал: «Джаганнатх кто? Кришна. Можно Кришне верить на слово или нет? Нельзя. Я приду и что-нибудь Он со мной сделает, что-то случится».В конце концов, он уже подходил к Пури, оставалось два дня пути, он с облегчением вздохнул, подумал, что: «Скоро я увижу Его». И когда он шел по дороге, вдруг он услышал запах лотосов, отчетливый, ясный. И он подумал: «Я долго не виделся с Джаганнатхом, я должен принести Ему что-то». Забрался в этот пруд, из которого исходил этот запах, и там были сотни лотосов. Он взял корзину большую, наполнил ее целиком. Сгибаясь под тяжестью, ему было в то время больше 90 лет,  сгибаясь под тяжестью этой корзины он пошел и прошел последние два дня сюда, до Пури, накрыв корзину влажной тканью Он шел на свидание со своим возлюбленным. Он взлетел по лестнице, отделявшей низ храма от входа, 22 ступеньки, быстро взлетел и увидел Панду, пуджари, который сидел на лестнице, поставил перед ним корзину и сказал: «Я принес это для моего Господа. Он хочет встретиться со мной. Пожалуйста, пойди и сделай для Него украшения». Панду открыл корзину и стал орать на него: Негодяй, неужели ты не знаешь, что Господу можно приносить только самые свежие, самые лучшие, ты принес вялые цветы.  Кому нужны твои вялые цветы! Господь не нуждается в твоих дурацких цветах, которые ты притащил не понятно откуда. Пошел  вон отсюда, негодяй». Бедный человек подумал: «Я так и знал. Именно этого я и ожидал». Он ждал, когда Господь вмешается. Потому что, в конце концов, он нес это для Него. Он ждал, когда раздастся голос, когда молния ударит в этого негодяя, когда Джаганнатх скажет: «Я хочу эти лотосы».   Он смотрел не Его глаза. Джаганнатх равнодушно пялился на него.  Он смотрел на него и на всех остальных совершенно одинаковым взглядом и всем улыбался. Внутри стал обращаться к Нему, он говорил: «Это несправедливо. Мне 90 лет. Почти 10 дней я шел от своих гор, я принес Тебе что-то,  и Ты не принимаешь это. Когда Судама Випра пришел с горсточкой риса, Ты принял. Ты погнался за ним, Ты отобрал у него этот рис, а у меня Ты не принимаешь лотосы, которые два дня тому назад хорошо пахли». (смех)  Ничего не случалось, ровным счетом ничего не происходило. Он ждал чуда, он ждал, что Господь ответит ему, но Господь  молчал.  Господь, в конце концов, деревянный. И он стал думать: «Может, Его нет? Может, это ошибка, недоразумение, не понятно что». Но в какой-то момент решимость пробудилась в его сердце. И он сказал: «Ты обещал в «Бхагавад-гите»: «патрам пушпам пхалам тойам  йо ме бхактйа прайаччхати – если кто-то предложит мне цветок, листок или плод, или немного воды, Я съем это, Я приму это».  Ты должен принять это». Он взял свою корзину, он спустился на 22 ступени вниз, он встал перед Симха-дваром, он поставил корзину на землю, он накрыл ее тканью, чтоб никто не видел, и начал молиться.  И в молитвах своих он говорил Джаганнатху: «Джаганнатх, Ты должен принять эти лотосы. Я не уйду отсюда до тех пор, пока Ты не примешь эти лотосы».  Молился день – ничего не случилось. Люди приходили, уходили, пуджари смеялись над ним. Этот севака, который выгнал его, показывал на него пальцем и говорил: «Негодяй какой-то! Пришел с вялыми лотосами и хочет, чтобы Господь принял их». Прошел другой день, третий день, четвертый день. Он стоял и молился. Прошла целая неделя. Целую неделю он не спал, не ел, он молился Господу Джаганнатхе.  Вдруг ранним утром на восьмой день, или на седьмой день, я не помню точно, толпа, которая шла туда, стала принюхиваться. «Откуда это пахнет? Откуда это пахнет? Откуда это пахнет?». И этот человек, его звали Манохар,  он тоже почувствовал запах, был тот самый запах, который остановил его по дороге в Пури.  Он снял ткань, корзина была полна свежими благоухающими лотосами. Он посмотрел на Господа Джаганнатху и сказал: «Я знал, что Ты это сделаешь». Он взял свою корзину, торжествующе поставил ее перед пуджари и сказал: «Теперь ты должен предложить эти лотосы моему Господу. Он их принял». И главный пуджари сам сошел оттуда и стал извиняться, стал просить прощения. К тому времени уже всем было известно, что какой-то сумасшедший совершает аскезу. Так терпение и преданность бхакты победили Господа Джаганнатху.

И в честь этого в пятый день светлой половины месяца Магха Господа Джаганнатху украшают лотосами.   Это маленькая история, но она содержит в себе очень важный урок, что Господь Джаганнатха не торопится открывать Себя нам. Он легко дает все остальное, бхакти Он дает не сразу. Но если человек исполнен решимости, нет никаких сомнений в том, что, в конце концов, Кришна даст бхакти, прольет милость.

     Джаганнатх-Балавеш-Субхадра-майа – ки.

— Джая.

БВГ: Шри Пурушоттама-дхама – ки.

— Джая.

БВГ: Вот эта маленькая история сегодня. Какие-то вопросы есть?

ВОПРОС: Было ли главной причиной того, что Господь Чайтанья поселился в Пури, просьба Его матери?

БВГ: Это была внешняя причина и очень важная причина. Шачи-мата попросила Его: «Ты уходишь отсюда и если Ты уйдешь далеко, я не буду знать о Тебе ничего. Пури поблизости, каждый год преданные будут приходить и рассказывать про Тебя». И Господь Чайтанья пообещал ей это.  Но помимо этого много других причин было, почему Господь Чайтанья поселился здесь.  Если говорить о каких-то внутренних причинах, почему Он пришел именно сюда, то, в сущности, как лила, Господь Чайтанья не мог сразу пойти во Вриндаван. Мы знаем, что Он много раз пытался пойти во Вриндаван, у Него ничего не получалось.  Почему? Он не был готов. Мы с вами готовы (смех). Он не был готов. На самом деле, Господь Чайтанья это Кришна и Он пришел сюда, на Землю для того, чтобы понять, что испытывает Его преданный, прежде всего Шримати Радхарани, когда поклоняется Ему, служит Ему, чтобы почувствовать вкус Ее любви.  Но Ему нужно было научиться этой любви.  Во Вриндаване нет времени для обучения.  Вриндаван это место встречи, Вриндаван это место, где преобладает одна эмоция – эмоция счастья встречи с Кришной.  И эта встреча с Кришной подразумевает понимание того, что я буду делать, когда я  встречусь с Кришной. Если б Кришна сейчас появился перед нами, знали б мы, что с Ним делать? Что б вы сделали? Нама Ом Вишну падайа кршна прештхайа (смех). Господь Чайтанья пришел сюда для того,  чтобы научиться этому чувству. И здесь, в отличие от Вриндавана, преобладает состояние разлуки. Тут Кришна испытывает разлуку с гопи и иногда они приходят сюда, чтобы забрать Его, и гопи тоже чувствуют здесь разлуку с Кришной.  И Господь Чайтанья учился здесь этому.  Много других причин можно назвать, почему именно в Джаганнатха-пури, но, в конечном счете, мы также должны понимать, что для великого преданного нет разницы. Для Господа Чайтаньи не было разницы. Кода Он выходил на берег океана, океан был Ямуной для Него.  Много раз Он падал в обморок, потому что думал, что это воды Ямуны, которые текут.  Когда Он подходил к храму Тота Гопинатха, Ему казалось, что это Говардхан, В этой связи был написан «Нектар наставлений».  Господь Чайтанья принял океан за Ямуну, Чатака-парваку за Говардхан. И Он сел и стал давать наставления, начиная с самого первого стиха «Нектара наставлений». И Рупа Госвами записал эти наставления один к одному, как они изошли из уст Господа Чайтаньи. Для Него не было разницы. Радха-кунда для Него здесь, все остальные места здесь были. На самом деле, нет разницы между Джаганнатхой-пури и Вриндаваном, в каком-то смысле, в высшем смысле этого слова. Кроме того, Баладева Видьябхушана цитирует этот знаменитый стих из «Падма-пураны», которого нет, почему-то, в «Падма-пуране», в тех изданиях «Падма-пураны», которые сохранились до наших дней. Но, тем не менее, этот стих сохранился в писаниях Госвами. Где говорится, что уткале пурушоттама, что эта культура поклонения, или бхакти,  распространится отсюда, из Уткала-пурушоттама, из Пурушоттама-кшетры. Есть другие переводы этого стиха, можно перевести это по-другому, но этот перевод тоже вполне логичный. Так что, Он пришел сюда для того, чтобы объявить, что Он пришел не только в Бенгалию, не только в Ориссу, Он пришел для всего мира. Джаганнатха-пури это особое место, потому что здесь Господь находится в форме Джаганнатха. Джаганнатх значит что, значит кто? Господь вселенной, Господь всего мира.  Джаганнатха-пури это место универсальной религии. Это место, которое принимает все и, в конечном счете, возвышает человека до уровня высшего проявления религии или высших проявлений чувств. И поэтому Господь Чайтанья пришел сюда, в место, которое принимает всех,  и которое одновременно учит самому высшему, и Он пришел сюда, чтобы отсюда Движение сознания Кришны распространилось по всему миру.  И это тоже одна из причин, почему Он находился здесь.

— ()

БВГ: Вы были сегодня в Алланатхе.

— ()

БВГ: А вы зашли туда внутрь? Алланатх это искаженная форма Альварнатх. В свое время последователи Шри-сампрадаи переселились сюда с юга.  И Альвары, основатели Шри-сампрадаи,  проповедовали эту спонтанную преданность, хотя, в основном, на юге поклоняются Вишну в четырехрукой форме. И когда Альвары переселились, они принесли с собой эту четырехрукую форму Вишну и установили там этого Алланатха, или Альварнатха. Так. Теперь, есть знаменитая лила о том, как Кришна однажды решил спрятаться от гопи.

     Кришна и гопи играли в прятки. Кто-то из вас играл в прятки когда-нибудь? Кто-то прячется, другие ищут. Кришна прятался, гопи должны были Его искать. Это обычная ситуация – Кришна все время прячется, все остальные Его ищут. Проблема в том, что от Кришны исходил особый запах, который разносился на многие, многие, многие, многие метры.  И найти Его было легко по запаху.  И гопи просто принюхивались и сразу же находили.  Он прятался там, тут, в пещерах, в кустах, Его сразу же находили.  Не интересно было.  Тогда Кришна подумал: «Дай-ка, Я спрячусь в форму четырехрукого Вишну, тогда они Меня точно, точно не найдут».  В конце концов, от Вишну исходит тот же самый запах. И Он принял четырехрукую форму. Обычно во Вриндаване у Него только две руки, Ему очень трудно с четырьмя руками там находиться.  В конце концов, четыре руки это достаточно неудобная конструкция. С четырьмя руками можно только на троне сидеть, а во Вриндаване у Кришны много дел – Ему нужно то сделать, то, пятое, десятое, ему не до этого.

Ну, ради особой лилы, Он принял форму Вишну и сел с четырьмя руками. Гопи пришли на запах и не увидели Кришну. Они увидели Нараяну. Гопи поклонились Нараяне и сказали: «Дорогой Нараяна,  не видел ли Ты где Кришну? Мы Его ищем». Кришна закатил глаза и сказал: «Не видел». Но Ему очень понравилось то, что они не обратили на Него внимания. Но самое интересное произошло позже, когда Шримати Радхарани подошла к Нему и посмотрела на Него. И когда Она посмотрела на Него, Он с удивлением обнаружил, что две руки куда-то пропали и остались две Его естественных. И Шримати Радхарани закричала: «Я Его нашла! Я Его нашла!».

     На самом деле, это особое качество Шримати Радхарани. Одно из имен Шримати Радхарани, Кришнадас Кавирадж Госвами пишет, что Ее зовут Кришна-майи. Кришна-майи буквально значит – тот, кто создан из Кришны. «Майи» это материал, из которого создан кто-то. Кришна-майи значит, Ее сознание пронизано Кришной. И Она обладает особым свойством – куда б Она ни посмотрела, Кришна появляется оттуда. И, естественно, Он появился из четырехрукого Нараяны. И Господь Чайтанья отправлялся туда, за 22 километра отсюда, где находится Алланатх,  во время церемонии анувасары.  Каждый год после снанапурнимы, а снана-пурнима это день рождения Господа Джаганнатха, Пурнима месяца Джешта это тот день, когда Господь Джаганнатха был установлен здесь, в этом храме.  И Его, в честь Его дня рождения, омывают огромным количеством воды, и до этого Он еще катается на лодке, и, в конце концов, Он простужается страшно. Его заводят во внутренние покои. У Него температура. Причем, это нисколько не преувеличение. Мне рассказывал об этом Шрила Радханатх Махарадж, которому рассказывал человек, который померил температуру Господу Джаганнатхе. Это некий доктор Алуа, который очень знаменит в Индии. Он является трости многих храмов, в том числе и храма Джаганнатхи. Ему позволяется то, что не позволяется никому.  Обычно в это время Господа Джаганнатха заводят во внутренний покой, Ему могут служить только потомки Шабаров, потомки Вишвавасу, Даиты. Эти Даиты служат Ему там. Ну, этот доктор Алуа, пользуясь своим влиянием, уговорил Даита, который служил Господу Джаганнатху. Ему сказали: «Это нельзя, это невозможно». Он сказал: «Я понимаю,  что не возможно. Но, может, можно?». Ему сказали: «Ну, ладно».  Это Индия, в конце концов, тут все невозможно, но все можно. Ночью поздно его провели, и он увидел Джаганнатха во внутренних покоях. Обычно в этот момент Его подкрашивают, подновляют, но внешне всем говорят, что Он болеет. И этот севака сказал, что Джаганнатх сейчас очень болен, и поэтому, в общем-то, Он находится тут. Тот сказал: «Ну да, бхава». Он говорит: «Какая бхава! Это не бхава. Болен Джаганнатх». Тот говорит: «Ну, понятно, что болен. Я понимаю, это бхава». Он говорит: «Да не бхава. Болен Он». Он говорит: «Я понимаю, что болен. Понятно. Это же бхава ваша, да?». «Не бхава. Он болен. Если ты не веришь, потрогай Ему лоб, положи руку». И он положил руку на лоб деревянному Джаганнатху и отдернул руку. У него чуть было волдырь не появился. Он сказал, что Джаганнатх был горячий, я никогда не ожидал. Я потом дотронулся еще раз, чтобы почувствовать, может быть, мне почудилось это? Дотронулся еще раз. И он понял, что Джаганнатх действительно болен. Его заводят туда, в эти внутренние покои, и две недели Его не показывают.  Ай, я ошибся, на самом деле, снана-пурнима после этого начинается.  И в это время к Нему никого не пускают. И Господь Чайтанья в разлуке с Господом уходил туда, на юг, по побережью океана к Алланатху и представал перед Вишну. И видел Кришну в четырехрукой форме. И Он обращался к Нему в этом настроении гопи, от которых Кришна спрятался в виде Вишну.  И Он разговаривал с Ним и говорил: «Я ж знаю. Ты же Враджендра-нандана. Я знаю, Ты не спрячешься от Меня. Сколько бы рук Ты ни показывал, Я знаю,  Я знаю это». И экстаз Его достигал максимальной точки. На самом деле, нигде в Джаганнатха-пури нет отпечатков стоп Господа Чайтаньи, только около колонны, где Он стоял, около Гаруда-стамбы в самом главном храме остались следы от Его стоп, потому что чувства Его были такими сильными. Но в Алланатхе вам, наверняка, показывали этот камень, расплавившийся камень, на котором отпечаталось целиком тело Господа Чайтаньи.  Сила разлуки с Господом достигала такой степени, что жар, исходивший от Господа Чайтаньи,  плавил камни. И до сих пор эти камни со следами, с отпечатками Его тела остались там.  Так что, Алланатх это Кришна, который спрятался в виде четырехрукого Вишну.

     Мне говорят, что мне пора уже.

Вопрос: Расскажите про Нарендра-саровар.

БВГ:  Нарендра-саровар? Ну, чего про него рассказывать. Нарендра-саровар, вы были на нем, да? Нарендра-саровар это озеро, на котором Господа Джаганнатху катают. Виджая-мурти или Утсава-мурти Господа Джаганнатхи называется Говиндой. Оно из чистого золота. И после снана-пурнимы и после того, как кончается церемония анувасары и Господь выздоравливает снова, так как это самый жаркий месяц в году, Джешта, это, где-то, июнь, жара стоит невыносимая, Господа в течение нескольких дней подряд катают на Нарендра-сароваре. Там устраивают большую лодку из цветов, Его выводят туда и Он там играет в воде, у Него джала-клинта ??? И в центре этого озера находится остров и там храм пяти Пандавов.  На самом деле, в Джаганнатха-пури, когда говорится о пяти Пандавах,  имеется в виду пять воплощений Господа Шивы.  Было пять братьев Пандавов. Но здесь, когда вам скажут о панча-пандавах, имеется в виду пять кшетра-палов, или стражей, который сторожат эту дхаму, или Шри-кшетру, со всех сторон. Тут есть пять храмов основных Господа Шивы, вокруг нее. Самый ближайший  это Тота-Ямешвар, который вы, наверняка, видели рядом с храмом Тота-Гопинатхи. Вот. И там есть этот храм Панча-Пандавов. Там же сеть храм Шани, или Сатурна. Если у кого-то сада-сати, или Сатурн, находится где-то, где он не должен находиться, а Сатурн обычно находится где-то, где он не должен находиться, в основном он находится не там, где нужно,  и даже если там, где нужно, все равно какие-то неприятности приносит, по субботам туда ходят, чтобы поклоняться Сатурну, чтобы умилостивить его.  Ему поклоняются, принося ему горчичное масло. Если хотите умилостивить Сатурн, приносите ему бутылочку горчичного масла. Ну, то есть, можно стать настоящим индусом тут (смех), поклоняться всем, кому только можно. Но это очень красивое озеро и Господь Чайтанья любил там плавать.

     Спасибо большое. Мне уже надо идти.

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.