Семинар «Обзор Первой Песни “Шримад-Бхагаватам”», oбзор 3 главы (3 часть), 24.06.2012 г.
Диск «Обзор “Шримад-Бхагаватам” (Песнь 1, главы 1 – 3)», л. 12
Аннотация:
Дополнение к предыдущей лекции. Для понимания «Бхагаватам» нужны вайрагья и гьяна, так как это раса-шастра. Подробное объяснение 28-го стиха, который является одним из двух фундаментальных стихов нашей сампрадайи. Различные доказательства того, что Кришна – это Сам Бхагаван, кришнас ту свайам-бхагаван и что это является ключом к пониманию «Бхагаватам».
***
(Бхаг, 1.3.28)
эте чамша-калах пумсах
кришнас ту бхагаван свайам
индрари-вйакулам локам
мридайанти йуге йуге
Харе Кришна. Мы сегодня с вами в основном будем разбирать внутренний смысл и значение этого стиха. Мы не дочитали нескольких стихов, которые подводят к этому стиху. Может быть, если нам удастся, я немного скажу о 29-ом стихе, который Харидев Прабху сегодня объяснял на лекции, но мне хотелось сказать несколько слов еще по этому поводу.
Сначала некоторое добавление к предыдущей лекции. Я пытался выяснить вчера про птицу бурунду и выяснил, что птица бурунда обладает особыми качествами: на публике она ведет себя очень оживленно, она возбуждается и начинает хлопать крыльями, а в одиночестве она очень меланхолична. Это особые качества людей, которые слушают «Бхагаватам», чтобы потом на публике блеснуть или которые изучают «Бхагаватам» чисто для утилитарной цели – чтобы потом рассказать. Иногда некоторые люди учат стихи «Бхагаватам» только, чтобы потом процитировать их. Нужно понимать, что «Бхагаватам» обладает очень глубокой самостоятельной ценностью и что стихи «Бхагаватам» независимо от того, будем мы их когда-то цитировать или нет, они могут нас спасти и оставить очень глубокий след в нашем сознании. Стихи «Бхагаватам», как мы знаем, пибата бхагаватам расам айлайам, исполнены необычайного блаженства, расы или вкуса и если человек соприкасается с ними, то это приносит ему огромное благо.
Еще одно маленькое замечание по вчерашней лекции. Я говорил вчера, что когда мы смотрим на рассказчика и слушателя «Бхагаватам», то одно из качеств, которое мы должны отмечать себе – это вайрагья или отреченность. Вайрагья в данном случае – это внешнее проявление бхакти. Мы понимаем, что вайрагья – это всего лишь навсего побочный продукт, результат бхакти (Бхаг., 1.2.7):
васудеве бхагавати
бхакти-йогах прайоджитах
джанайатй ашу ваирагйам
джнанам ча йад ахаитукам
Эта беспричинная вайрагья или беспричинное знание появляются у того, кто обрел бхакти по отношению к Васудеве. Но одновременно с этим вайрагья – это очень важное, необходимо для того, чтобы постичь какой бы то ни было предмет. Без вайрагьи невозможно ничего понять по очень простой причине – потому что возбужденный наш ум, запрограммированный на материальные удовольствия, будет постоянно скакать с возможных объектов чувственных наслаждений и не сможет сосредоточиться ни на чем. Поэтому Кришна говорит, что для того, чтобы заниматься духовной практикой, необходимы два качества: вайрагена ча абхйасена ча – человеку нужна регулярность, дисциплинированность и человеку нужна вайрагья, то есть способность отрешиться от всего остального и сосредоточиться на предмете своего изучения, потому что вайрагья в данном случае именно это.
Шрила Прабхупада, когда он объясняет секрет постижения «Бхагаватам», он говорит: это внимательность. Внимательность когда приходит? Когда человек следует каким-то правилам в своей жизни. То есть он дисциплинирован и значит способен отрывать свой ум от всевозможных объектов этого мира.
Эта вайрагья в высшей степени необходимое качество. Дисциплинированность и отрешенность – это два основополагающих качества ученика. Мы знаем, что иногда нам не хватает этих качеств. Попытаешься какую-нибудь дисциплину вести, сразу же начинается скулеж: «Почему? Как? Что?» Но на самом деле это качество ученика, человека, который может достичь успеха в любой дисциплине в конечном счете. Это важная вещь.
Мне хотелось также заострить ваше внимание на том, каким образом проявилась вайрагья Махараджа Парикшита, каким образом проявилось величие его характера. Величие его характера проявилось в том, что проклятие, которое он получил, было абсолютно незаслуженным. Мы знаем, что когда что-то идет не по-нашему в нашей жизни, когда что-то складывается не так, как мы хотим, это сразу же причина для депрессий, для расстройства, для гнева. Что же говорить о тех обстоятельствах, когда что-то складывается не так, как мы хотим без всякой причины?! Мы возмущаемся, выходим из себя, требуем справедливости даже тогда, когда все то, что к нам пришло, абсолютно заслужено. Даже заслуженные наказания или какие-то несчастья, которые приходят к нам, и то вызывают у нас возмущения, но когда что-то происходит незаслужено, что-то маленькое, что кажется нам несправедливым, это не просто повод для возмущения, это повод для большого взрыва внутри. Чуть-чуть по отношению к какому-то человеку сделаешь что-то, что кажется ему несправедливым – ух! Ты все узнаешь про себя от него. Сразу же самоосознание придет к тебе полностью.
Иначе говоря, судить о человеке по тому, как он себя ведет, скажем так, в каких-то ситуациях, когда нечто дурное приходит к нему заслуженно – это одно, судить о человеке по тому, как он ведет себя, когда что-то приходит к нему незаслуженно – это другое. Это высший уровень, это высший пилотаж. Если человек смиренно принимает нечто незаслуженное, какую-то кару или наказание или еще что-то, а именно это произошло с Махараджем Парикшитом, мы можем посмотреть контраст, при чем разительный контраст, между тем, как эта история описана в «Махабхарате» и тем, как она описана в «Шримад-Бхагаватам». Махараджа Парикшит в «Махабхарате» попытался принять все возможные меры для того, чтобы оградить себя, защитить, построил дом посередине реки, поставил охрану, чтобы ни одно живое существо не могло прошмыгнуть туда.
Из зала: …
БВГ: Да, это кальпа-бхеда, там есть свои объяснения, я не хочу сейчас входить в это все. Просто на что я хочу обратить ваше внимание – на то, что сила характера Махараджа Парикшита доказывается тем, что он не просто стойко, мужественно, принял что-то, что должно было прийти – он стойко и мужественно принял что-то, что не должно было прийти к нему, и что, как мы знаем, он мог бы или по крайней мере, мог бы попытаться преодолеть. В этом его красота. Это один из, скажем так, узоров или одно из украшений «Шримад-Бхагаватам» или что-то, что должно нам покаать … Он, по сути дела подумал: «Все отлично, здорово, потрясающе! Наконец-то можно будет сосредоточиться на „Шримад-Бхагаватам”!» Это то, как он воспринял крушение, при чем полное крушение всех своих планов, надежд, представлений о том, как все должно быть. Какие-то вопросы были по этому поводу?
Вопрос: …
БВГ: Потому что сам Шрила Прабхупада объясняет, что это все произошло абсолютно незаслуженно и что это все было устроено самим Господом.
Вопрос: …
БВГ: Ааа, это незаслуженное. Если Господь с нами что-то незаслуженное делает упаси Господь! Ему не поздоровится! Как иногда говорится, что мы предаемся духовному учителю – предаемся, но только до тех пор, пока мы считаем, что все то, что он нам говорит, так или иначе заслуженно. Стоит ему сказать что-то незаслуженное, духовный учитель услышит все, что мы о нем думаем. Нет. Тем не менее, даже в отношениях с Богом те же самые вещи действуют и как раз высшее проявление смирения – это когда … А он понимал, что он невинен. Господи Боже мой, ну что он сделал? Ну змею повесил, ну да, мертвую. И он понял, что даже это в норме он бы никогда не сделал. Он после этого семь дней сидел и ничего не ел и ничего не пил и хоть бы хны, а тут немножко пить захотелось. Даже это он понимал, что в конце концов это что-то непонятное. Он принял это и в этом смысле это незаслужено. Все равно у нас есть очень обостренное чувство справедливости, когда речь о нас самих заходит, это несомненный факт, мы очень четко понимаем в чем дело.
И еще маленькую вещь мне хотелось сказать, что нам нужна вайрагья для того, чтобы понять «Шримад-Бхагаватам», но также для того, чтобы понимать «Шримад-Бхагаватам» нужна гьяна, нужно знание, по-настоящему, по-хорошему. Почему? И эта тема нас выведет непосредственно к теме нашего сегодняшнего занятия – потому что «Бхагаватам» – это раса-шастра. Раса-шастра – это особый отдел или особый жанр Ведических писаний, отличающийся от всех других разделов Ведических писаний. Мы знаем: есть Веды, есть Пураны, есть Упанишады, есть калпа-шастры, есть васту-шастры, есть джьотиш, есть аюрведа, есть мимамса, есть логика, ньяя, есть шесть школ Ведической философии. Говорится, что для того, чтобы знать любой из этих предметов или изучать – чхандас, Радха Дамодар Прабху нам рассказывал об этих разных разделах Ведического знания – шикша, нирукти … Но для того, чтобы изучать любой из этих разделов, нужно знать только этот раздел. Для того, чтобы изучать раса-шастру, нужно знать все эти разделы, чтобы понимать раса-шастру. Для того, чтобы понимать «Шримад-Бхагаватам», нужно знать йогу, джьотиш, естественно чхандас, Упанишады, то и дело там аллюзии с Упанишадами встречаются. Потому что раса не случится. Раса-шастра построена на том, что эстетики, знатоки расы, называют вьянджана-вритти или двани, этими значениями слов, ассоциативными значениями слов и чтобы правильные ассоциации или двани возникли в нашем разуме … Двани буквально значит мы бьем в колокол и после этого эхо такой, долго-долго звучит, звук остается. Точно также стих «Шримад-Бхагаватам» произносится и у него сразу же огромное пространство возникает внутри, он многомерный.
Сегодня Харидев Прабху рассказывал нам о многомерности стихов «Шримад-Бхагаватам» чуть-чуть, с какой-то стороны. И чтобы эту многомерность обрести – иначе «Бхагаватам» будет плоским и плоский значит комикс, просто комикс. Иногда мы читаем «Бхагаватам» и у нас перед глазами карикатуры какие-то предстают, комикс какой-то, не возникает этого объема, многомерности, ничего внутри не отзывается. Поэтому говорится, что для того, чтобы изучать раса-шастру, нужно хорошо знать. Поэтому Шрила Прабхупада говорит, что прежде, чем садиться объяснять «Бхагаватам», человек должен знать шесть школ Ведической философии, он не должен садиться на вьясасану, если он их не знает, он не сможет объяснить все эти значения, которые есть. это очень важно.
Но тут, чтобы сделать переход – слушайте, это важная тема для нас – чтобы сделать переход к нашей сегодняшней теме, переход очень простой: подобно тому, как раса-шастра – самая совершенная форма Ведических писаний, и самая сложная, и самая многомерная – тот, кто олицетворяет расу, также является самой полной формой Бога. Логика понятна? Для того, чтобы раса возникла, нужна полнота, а Кришна, мы знаем, есть раса, расо вай сах, Он есть никто иной, как раса, акхила расамрита-муртих. Шрила Рупа Госвами, начиная свою раса-шастру, «Бхакти-расамрита-синдху», объясняя каким образом бхакти-раса возникает внутри или этот вкус любви, вкус эмоциональных отношений с Богом, он говорит, что вот Он, Бог, Бог – акхила расамрита муртих, Он есть средоточие, совокупность всех рас или всех отношений, в которые может вступать человек. Как Шрила Прабхупада определяет расу – вкус отношений, которые доставляют необычайное удовольствие или блаженство. Кришна Он ашрая-вибхав, Он фундамент рас. Собственно, почему так важен этот стих, который мы сегодня будем разбирать – почему нужно его так хорошо понять во всех деталях и во всех подробностях – потому что этот стих утверждает Кришну как высшее проявление Бога и одновременно с этим доказывает, что высшей формой духовной практики будет отношение именно с Кришной, раса именно с Кришной.
Если вы пойдете в тот же самый Шри Рангам, это один из главных храмов Шри-сампрадайи. Там лежит Ранганатх и вокруг Него огромное количество – Вараха, Курма, Хаягрива, Нрисимха – кого только нет! Если вы пойдете в храм Гаудийев … Как я расговаривал с одним почетным или пожизненным членом, и он одно время хотел помогать нам построить храм в Москве. Он говорил, что нужно всех Богов там установить, что нужно обязательно, чтобы все боги там обязательно были. В конце концов, когда он понял, что этого не получится, он махнул рукой и сказал: «Я знаю, что там будет: там будет типичный ИСККОН-овски храм – Кришна с Радхой, и все». Я внутри подумал: «Да, человек понял суть философии». Потому что на самом деле в конце концов все остальные формы Бога – эте чамша-калах пумсах кришнас ту бхагаван свайам, они есть в Кришне и все расы, которые возможны, если они вообще возможны с какими-нибудь другими формами Бога, они возможны только с Кришной.
Но это некое наше отступление. Давайте быстро прочтем несколько оставшихся стихов до 28-го. Мы остановились на 23-ем стихе. 24 стих переводит нас в будущее время. До этого все предыдущие стихи говорили о приходах Кришны в прошедшем времени, этот стих говорит о будущем, бхавишйати. Бхавишйати буквально – будет, явится, придет.
(Бхаг., 1.3.24)
татах калау самправритте
саммохайа сура-двишам
буддхо намнанджана-сутах
кикатешу бхавишйати
Затем, когда наступит век Кали, для того, чтобы ввести в заблуждение суда-двишов, демонов, врагов или ненавистников полубогов, буддхо намнанджана-сутах кикатешу бхавишйати – появится Господь Будда.
Я просто хотел заострить ваше внимание, мы вчера немножко говорили об этом, о двух воплощениях Будды, которые приходили в Кали-югу, одна из них описана в Пуранах, но мне хотелось заострить ваше внимание на то, с какой болью Шрила Прабхупада всякий раз комментирует все стихи, касающиеся убийства животных, он пишет тут: «Невозможно придумать большей нелепицы, чем утверждение о том, что убийство животных не имеет никакого отношения к духовному самоосознанию.» (комментарий Шрилы Прабхупады к Бхаг., 1.3.24)
Иногда мы воспринимаем все эти вещи вегетарианства как нечто само соой разумеющееся, но Шрила Прабхупада, у него сердце кровью обливалось, когда шла об этом. Он понимал, что до тех пор, пока человек убивает животных, он не сможет постичь себя как дух, у него никогда не придет ощущение того, что он душа, он будет воспроизводить свою телесную природу. По закону кармы он будет полностью отождествлять себя с телом. Как сейчас, к сожалению, те же самые последователи Господа Будды, они практически все едят мясо. Практически нет ни одного буддиста, который был бы строгим вегетарианцем. То есть я не знаю, наверняка есть, это конечно, очень сильное утверждение, но у них нет этого закона. Почему? Из смирения, как они объясняют. Смирение в том, что чем тебя кормят, то и ешь, а так как кормят … Шрила Прабхупада очевидно совершенно, мне тут хотелось некое двани Шрилы Прабхупады расшифровать: «Эта опасная теория по милости Кали-юги породила множество так называемых санньяси, которые, прикрываясь Ведами, проповедуют убийство животных». (комментарий Шрилы Прабхупады к Бхаг., 1.3.24) Кого Шрила Прабхупада имеет в виду? Да, Вивекананду, Миссию Рамакришны, конечно же.
У нас есть один замечательный санньяси, в Москве живет, бенгалец, брахман, глава Миссии Рамакришны, я несколько раз с ним встречался. Он однажды сказал, мы сидели у посла, он сказал: «Ну, не практично. Я следую двум правилам: я не ем говядину, если знаю, что это говядина, и не пью водку. Все остальное непрактично». Почему люди, которые родились в этой мясоедческой культуре для них практично есть, для человека, который родился в брахманической семье из Бенгалии … А, и у него при этом будильник и он поет Харе Кришна, когда нужно будить. Но суть в том, что люди действительно оправдывают это, оправдывают себя какими-то … Это больно, потому что пока убиваются животные, о справедливости не может быть и речи. Хотя люди пытаются достичь справедливости и возмущаются о том, что нет справедливости, но откуда может быть справедливость?
Это наша позиция. На самом деле, нам нужно очень громко проповедовать вегетарианство в том числе. Иногда люди говорят, что это не наше дело, что мы должны любовь к Богу проповедовать. Но о какой любви к Богу, это то, о чем мы говорили на нашем с вами совете, что люди никогда не смогут ничего понять до тех пор, пока они едят мясо, пока употребляют наркотики. Проповедь всех этих вещей непосредственно имеет отношение к миссии Шрилы Прабхупады. Мне хотелось подчеркнуть этот момент, потому что нельзя пытаться закрывать глаза на это. Это один из самых длинных комментариев в этой главе. Практически такой же длинный, как к 28-му стиху, такой же длины. Это боль Шрилы Прабхупады.
Затем, естественно идет йуга-сандхйам, появление в семье Вишнуяши Калки аватары, который появится на стыке двух юг.
(Бхаг., 1.3.25)
атхасау йуга-сандхйайам
дасйу-прайешу раджасу
джанита вишну-йашасо
намна калкир джагат-патих
Тут надо вспомнить о том, что конец света наступит через 327 000 лет, а не в конце декабря 2012 года. На всякий случай, если кто-то до сих пор думает, что несколько месяцев осталось.
Следующий стих очень важный, 26-ой, мы уже тоже говорили о нем, Патита Павана Прабху на нем останавливался конкретно. Одно маленькое замечание по поводу этого стиха:
аватара хй асанкхйейа
харех саттва-нидхер двиджах
йатхавидасинах кулйах
сарасах сйух сахасрашах
Подобно тому, как тысячи ручейков вытекают из одного большого источника, так же из изначального Господа Хари вытекает множество аватар. Слово асанкхйейа значит безусловно бесчетный, мы знаем, санкхья значит считать. В этой главе дается точное определение философии санкхьи, но в конечном счете санкхья значит считать, перечислять. Тут говорится, что аватара хй асанкхйейа – аватары неисчислимы, но это же слово можно перевести по-другому. В другом случае будет асамйак-кхйати. Асамйак значит не полностью, а кхйати значит описанный: неполностью описанные или объясненные. В этом случае этот стих будет утверждать или означать, что есть аватары, которые не полностью описаны или не очень известны, асамйак-кхйати – не очень описанные. Это ответ, почему собственно не все аватары перечислены. Вчера Гаура Кришна у меня спросил: «А почему только 22?» А потому что не все подробно описываются в Ведах и не все подробно объясняются в Ведах. Иногда Кришна предпочитает приходить инкогнито. Иногда Он приходит неузнанным и мы знаем, что Он приходил неузнанным 500 лет тому назад в образе Шри Чайтаньи Махапрабху. Шрила Прабхупада тут цитирует стих из Седьмой Песни «Шримад-Бхагаватам». Кто знает этот стих – предсказание прихода Шри Чайтанья Махапрабху? Он здесь приводится, да Шрила Прабхупада его в сущности пересказывает, Шри Прахлада Махарадж: о мой Господь, Ты воплощаешься во всех … (Бхаг., 7.9.38)
иттхам нри-тирйаг-риши-дева-джхашаватараир
локан вибхавайаси хамси джагат пратипан
дхармам маха-пуруша паси йуганувриттам
чханнах калау йад абхавас три-йуго ‘тха са твам
Ты три-юга и Ты чханнах – в век Кали, Ты чаннах, Ты скрытый. На основании этого Тебя называют три-юга. Шрила Прабхупада приводит другой стих («Брахма-самхита», 5.39):
рамади-муртишу кала-нийамена тиштхан
нанаватарам акарод бхуванешу кинту
кришнах свайам самабхават парамах пуман йо
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами
Это было одно из заданий нашего обучения – расшифровывать все скрытые цитаты Шрилы Прабхупады и никто пока этого не делает. Шрила Прабхупада, даже когда он прямо не цитирует, он достаточно ясно дает понять, что он имеет в виду, он опирается на изначальные Веды и нам очень хорошо нужно знать эту доказательную базу нашей философии.
Собственно, здесь Шрила Прабхупада объясняет ту самую систему или схему, которую мы вчера уже сказали, что есть разные категории аватар. Есть пуруша, есть свайам-бхагаван, есть амша и кала. Кала – это шактьявеша-аватар. Шрила Прабхупада объясняет тут, что есть разные шактьявеша-аватары: бхакти-шактьявеша-аватары, гьяна-шактьявеша-аватары. Нарада – бхакти-шактьявеша-аватары. Кто гьяна-шактьявеша-аватара? Он говорит, что Притху, Парашурама и Калки – это крийа-шактьявеша-аватары, крийа-шакти или энергия деятельности.
Соответственно дальше он говорит, что когда … Он называет вибхути в одном из предыдущих стихов, по-моему в пятом стихе, вибхути он говорит, что есть прямо уполномоченное воплощение и косвенно уполномоченное воплощение. Он говорит, что вибхути – это косвенное уполномоченное воплощение, а шактьявеша-аватара – это прямое. Косвенное значит когда меня уполномочил тот, кого уполномочили. То есть не Сам Кришна уполномочивает. В кого-то Он Сам вкладывает эту энергию. Авеш значит вложить или войти. Мы знаем, что это одно из проявлений Господа Чайтаньи. Говорится, что Господь Чайтанья проявляется по-разному и одно из проявлений Господа Чайтаньи – это авеш: Его энергия входила в разных преданных и люди поражались тому, что происходит. Но косвенно уполномоченные – это вибхути и вчера мы говорили, что они объясняются в десятой главе «Бхагавад-гиты», которая называется вибхути-йога.
Вибхути – это удивительная вещь, это частичное проявление энергии Господа. Как Кришна о них в «Бхагавад-гите» говорит? В самом конце в десятой главы Кришна говорит, как вибхути узнать. Он говорит, что все эти удивительные явления, которые есть в этом мире, вибхути, это то, что вызывает удивление. В каком-то смысле все есть вибхути Кришны. Есть естественно, вибхути, а есть вибхути-вибхути и вибхути-вибхути-вибхути. Мы тоже маленькие вибхутики, вибхутюлечки. Альберт Эйнштейн хорошую фразу сказал, он говорит, что есть всего два способа прожить эту жизнь: один – это удивляться всему тому, что мы видим, а другой – не удивляться ничему, что мы видим. Верующий человек он живет удивляясь. Удивление – это на самом деле начало расы. Раса появляется, когда мы удивляемся, поражаемся чему-то, а если мы не удивляемся «Ааа, ясное дело», это неблагодарность, неспособность оценить Бога в том числе. Это ощущение удивления. Тут Кришна говорит: «Да, вот, же, Я же прихожу как Ману и как потомки Ману, которые наделены особым могуществом». Это был 27-ой стих, который объясняет соотношение между вибхути и авешей.
ришайо манаво дева
ману-путра махауджасах
калах сарве харер эва
сапраджапатайах смритах
В сущности, мы подошли к самому важному стиху для нашего рассмотрения и я надеюсь, что сейчас мы его быстро пройдем. Давайте вместе еще раз произнесем его (Бхаг., 1.3.28):
эте чамша-калах пумсах
кришнас ту бхагаван свайам
индрари-вйакулам локам
мридайанти йуге йуге
Шрила Прабхупада в комментарии, я, прежде чем начну как следует объяснять его во всех деталях … Смысл понятен: эте чамша – все эти остальные, которые были описаны – это либо амши, либо калы кого? Пумсах – пуруша. Все они являются частями или частями частей пуруши, про которого говорилось в самом начале этой главы, но Кришна – кришнас ту бхагаван свайам – Он Сам Бхагаван. И дальше последние две строки на самом деле имеют отношение не к Кришне, а к первой строке, индрари-вйакулам локам мридайанти йуге йуге – все эти амши и калы, пуруши, все возможные воплощения приходят сюда, когда враги Индры приносят беспокойства в этом мире – локам, мридайанти йуге йуге – они защищают. На самом деле, мридайанти значит они приносят счастье, радость, они радуют народ, защищая их. Мы будем говорить об этом позже.
В начале – чтобы ужо покончить с этим, Шрила Прабхупада переводит слово аватара. Аватара состоит из двух чатей: ава и тара. Тара все понимают, что такое, да? Ава-тара значит большая тара, в которую все помещается. Приставка ава значит вниз. Мы знаем ава указывает вниз, аваманйета или гурор-авагья, авагья значит пренебрегать, сверху вниз смотреть. Или авароха-пантха – это пантха, которая идет вниз. Дааа, авантюра (смех). Авадхута – тот, то сверху вниз смотрит на правила чистоты, не следует правилам чистоты, буквально авадхута значит. Аваджананти – то же самое, авагья, наваманйета то же самое вниз. И тара – тарайет кришна-нама – кришна-нама освобождает. Тара значит также пересекать. В первой главе было слово от того же слова. Пересекать, переходить на другой берег. Аватар – тот, кто низходит, кто приходит сюда, приходит в другое творение, скажем так.
Это Шрила Прабхупада объясняет и собственно сейчас мы начинаем этот стих. Есть два стиха, которые уникальны для нашей сампрадайи. Все другие ачарьи других сампрадай практически не обращали на них внимания, особенно этот стих они пропускали полностью. Один стих, на который мы основываем философию ачинтья-бхедабхеда-таттвы из второй главы Первой Песни «Шримад-Бхагаватам» какой? Очень важный именно для нашей сампрадайи? (Бхаг., 1.2.11)
ваданти тат таттва-видас
таттвам йадж джнанам адвайам
брахмети параматмети
бхагаван ити шабдйате
Это некое семя философии ачинтья-бхедабхеда-таттвы и представление о Боге в Его трех ипостасях, об одной единой сущности которой … И второй – это этот стих,
эте чамша-калах пумсах
кришнас ту бхагаван свайам
индрари-вйакулам локам
мридайанти йуге йуге
Это два самых парадигмальных стиха, на которых основана уникальность философии Гаудия-вайшнавизма. Мы можем сказать, что во многих положениях своей философии мы совпадаем с другими школами Вайшнавской философии, в каких-то положениях совпадаем даже с майявадой, безусловно, например то, что мы не есть тело. Но это особенность наша. В сущности, почему этот стих так важен для нас? Ответьте четко, ясно и недвусмысленно. Потому что он утверждает верховное положение Кришны как нашего ишта-деваты, как высшего объекта поклонения, как того, с кем возможна любовь. Потому что если не будет Кришны, то и любви тоже не будет. Если сказать, что Верховный Господь – Нараяна, никакой любви не будет, все! Према-пумартха махан – можно сразу перечеркивать это утверждение, оно не будет актуальным. Цель человеческих устремлений обозначается как любовь только тогда, когда объектом любви является Кришна. Ни с каким другим воплощением невозможны такие близкие отношения. С черепахой, с Курмой, можно близкие отношения иметь? Единственное, что можно, это чесать ее все время, с Нрисимхой то же практически невозможно.
Вопрос: …
БВГ: Да, Баларама поэтому Он тоже назван Бхагаваном в этих стихах, это тоже свайам-пракаш, Он практически неотличен от Кришны. Хотя мы все равно делаем некое исключение для Кришны. То есть в отношениях ни с кем другим не возможна такая близость, которая возможна с Кришной. Кришна позволяет близость.
Что тут дается? Шрила Джива Госвами объясняет в «Кришна-сандарбхе» – а вся «Кришна-сандарбх» – это объяснение этого стиха, одного стиха из «Бхагаватам», подробнейшее объяснение. Он цитирует «Веданта-сутру», это 2.3.45, таих свайам ева пракашадиван наивам парах. «Веданта-сутра» утверждает, что нет никого более великого, чем Верховная Личность Бога, свайам, то же самое слово употребляется здесь. Кто есть самый высокий? Кто есть самый великий? Кто есть по определению Верховная Личность Бога по определению? Тот, из кого все остальное проявляется. То есть нам очень важно доказать, что Кришна есть источник всего остального. Потому что некоторые соглашаются, что да, Кришна – это особое воплощение Бога, но особое воплощение Нараяны. Если поехать в тот же самый Шри Рангам, то там Нараяна возлежит на Ананта Шеше, Он благополучно спит и весь Его алтарь испещрен картинками про Кришну. И я спросил у них: «А что, собственно если вы поклоняетесь, почему Ранганатху, который Сам Верховная Личность Бога, с вашей точки зрения, зачем Ему напоминать про Кришну?» Они сказали: «Ну, у Него просто особая такая была аватара и Ему нравится вспоминать об этом. Он изначальный и однажды Он решил поиграть в лугах Вриндавана и поэтому Он воплотился как Кришна и Ему до сих пор приятно об этом вспоминать, но на самом деле изначальный – вот Он, лежит на Ананата Шеше». Но нам нужно доказать другое, наша с вами задача в том, чтобы доказать все то, во что никто не верит. Все по сути дела пропустили этот стих и поэтому не поняли «Шримад-Бхагаватам». Я сделаю сейчас очень радикальное и очень сектантское утверждение, что никто, кроме Гаудия-вайшнавов «Шримад-Бхагаватам» не понимает. И Гаудия-вайшнавы тоже. Почему? Потому что они пропускают этот главный стих и поэтому нам очень важно понять, что это объяснение не есть какое-то искусственное или надуманное объяснение, что это объяснение есть реальное объяснение того, что «Шримад-Бхагаватам» хочет нам сказать, что это не есть некая натянутая интерпретация.
Я уже вчера показывал, что «Шримад-Бхагаватам» уже до этого намекал на эту вещь. Каким образом «Шримад-Бхагаватам» намекал на то обстоятельство, что именно Кришна – Бхагаван? Да, сначала в первом стихе третьей главы, он говорит, что Бхагаван стал пурушей и потом, когда дошла очередь до 20-го воплощения, он говорит, что в общем-то вот Бхагаван также пришел, как Кришна. То есть в принципе намек есть, но тут это утверждение кришнас ту бхагаван свайам в высшей степени прямое утверждение. Мы будем еще говорить об этом.
Вопрос: В начала ом намо бхагавате васудевайа тоже ведь …?
БВГ: Да, но строго говоря, ом намо бхагавате не является – если совсем строго говоря – частью «Шримад-Бхагаватам». Это некое вводная мантра. «Шримад-Бхагаватам» начинается со слов джанмадй асйа йато `нвайад итараташ чартхешв абхиджнах сварат. Потому что иногда в некоторых редакциях «Шримад-Бхагаватам» вместо васудева там мантра Ганеши, чтобы он устранил препятствия и т.д. Понятно, что там тоже это есть, но в сущности именно это утверждение самого «Шримад-Бхагаватам» для нас самое важное и сейчас мы должны его как следует понять.
Первое, что нужно понять – есть ли разница в утверждениях, все ли равно сказать, что Кришна – это свайам-бхагаван и свайам-бхагаван – это Кришна. Иначе говоря, чтобы совсем просто было: эквивалентны ли два утверждения: Кришна – это Бог или Бог – это Кришна?
(рассуждения в зале)
Давайте сначала поймем, что утверждение тут очень правильно сделано: кришнас ту свайам-бхагаван – но Кришна есть свайам-бхагаван. Почему? Потому что в данном случае, если разбирать грамматически это утверждение, Кришна – это субъект или свайам-бхагаван – это предикат. Предикат – это суждение, описание какого-то качества. С точки зрения грамматической и в санскрите то же самое кришнас ту бхагаван свайам.
Иначе говоря, про Кришну мы уже знаем, мы про Него уже слышали. Когда мы говорим, что Шикшаштака – это региональный секретарь, это подразумевает, что мы Шикшаштаку знаем, но то, что он региональный секретарь – это новость. Смысл в том, что это некое новое утверждение, некая новая существенная характеристика. Смысл в том, что мы слышали про Кришну, про Кришну говорили мудрецы, мудрецы спрашивают про Кришну, теперь нам Сута Госвами говорит кришнас ту бхагаван свайам – он сообщает нам некое новое существенное качество, которого мы не знали про Кришну. Понятно, да? То есть про Кришну уже упоминалось, Кришна – это уже нечто известное и поэтому он субъект. Соответственно, какая-то сущностная характеристика – это прояснение. Предикат буквально значит прояснение или более полное описание, то есть добавляется нечто новое, важное, существенное. Это очень важно в данном случае понять, то есть здесь нам Шрила Сута Госвами сообщает нечто новое про того, про которого мы уже знали и в каком-то смысле он сообщает это не нам, а мудрецам в лесу Наимишаранья, которые у него спросили: «А для чего Кришна пришел сюда?» Правильно? Это же был третий вопрос, который мудрецы задали: «Для чего Кришна родился как сын Васудевы из лона Деваки?» и он говорит: «Сейчас я вам скажу что-то важное про этого Кришну, чего вы еще не знаете: кришнас ту бхагаван свайам», Он есть Сама Верховная Личность Бога.
Эта вещь подтверждается в шрути. На самом деле, Шрила Прабхупада в комментарии к самому первому стиху в «Сама-веда-упанишад» упоминается Кришна, сын деваки. Что это за «Сама-веда-упанишад»? Это «Чхандогья-упанишад», она принадлежит к разделу «Сама-веды-упанишад». Из каждой из Вед, у каждой из Самхит есть свои Упанишады и «Чхандогья-упанишад» есть то шрути – пожалуйста, запишите, потому что это пожалуй, единственное упоминание, если конечно, не считать «Гопал-тапани-упанишад» — единственное упоминание в шрути Кришны как такового, 3.17.6 – кришнайа деваки-путрайа. Гаура Ангирас, один из потомков Ангиры Муни, произносит этот стих, обращаясь к Кришне. Это, еще раз, скрытая цитата, она в самом начале «Бхагаватам» в комментарии к самому первому стиху, Шрила Прабхупада ее приводит. Кришнайа-деваки-путрайа – Ему, Кришне, сыну Деваки.
Контекст этот очень интересный. Там говорится, что Бог – это прана, что один из синонимов или из имен Бога, то, что потом подробно будет описываться в «Веданта-сутре», это прана, жизненная энергия. Но после этого, когда завершается эта секция, говорится, что в момент смерти нужно вспомнить о Кришне. Человек, знающий прану, знающий Бога в данном случае, в момент смерти должен сказать: «Ты неистощимый, Ты неизменный и Ты являешься тонкой сущностью праны, обращаясь к Кришне. В момент смерти мы должны эти три вещи вспомнить о Боге, повторить эту мантру, обращаясь к Богу. Ты есть источник жизни иначе говоря, неистощимый, неизменный, неуничтожимый источник всей жизни. И кто этот неистощимый неизменный источник всей жизни? – кришнайа деваки-путрайа. По отношению к Нему мы говорим об этом.
То есть сначала он с помощью шрути доказывает, что Кришна есть этот самый свайам-бхагаван и это нечто новое. Теперь важный вопрос, который вчера задавали: «А почему бы, собственно, просто не перечислить все аватары, не сбивать нас с толку, не перечислять 19-ую и 20-ую аватары, Кришна и Балараму, а просто не сказать, что есть разные аватары, но Кришна особый. Или даже в самом начале сказать: вот был Кришна и из Него потом пошел пуруша, а из пуруши пошли все остальные? Логично? Иначе говоря, почему Кришна перечислен в списке аватар? Кто может ответить на этот вопрос? Если Кришна свайам-бхагаван, почему Он в списке аватар перечислен?
Из зала: …
БВГ: Нет, неважно, многие приходят, Вьяса приходит вообще в каждую эпоху, все время приходит.
Из зала: …
БВГ: Потому что Он аватар? Нет, тут говорится кришнас ту бхагаван-свайам …
Из зала: …
БВГ: А почему Его не написать отдельно? Почему мы можем вписать Его в списке аватар, несмотря на то, что Он аватарой не является? Разгадка очень простая.
Из зала: …
БВГ: Почему все-таки Его можно перечислять в списке аватар? Вишванатха Чакраварти Тхакура объясняет, он говорит, что Матхура – это часть материального мира? Да или нет? Он говорит, что Матхура – это часть духовного мира, но тем не менее мы говорим, что Матхура проявлена на Земле. Он говорит, точно так же Кришна не аватара, но точно так же как мы иногда числим Матхуру как часть земной области, как сферу здесь, на земле, точно так же иногда люди причисляют Кришну к аватарам. Но это неточная вещь и чтобы отдать дань этому феномену, который есть, то что про Кришну будут говорить как аватару, Его перечисляют в качестве аватары, но при этом подчеркивают, что Он не аватара.
Из зала: …
БВГ: Чего путать? Во-первых «Шримад-Бхагаватам» — это «Шримад-Бхагаватам» и надо принять. Сута Госвами объясняет все и сначала почему он хочет выделить так? Потому что сначала ему нужно описать … Кришна Он какой? Черный, трибанга-лалита, играет на флейте, павлинье перо, жены незаконные … И сразу людей огорошить, что это Бог, ну это извините меня, не совсем честно.
Из зала: …
БВГ: Не совсем. Смотрите, про Бога мы что сначала должны знать? Что Он велик, правильно. Сначала нужно утвердить фундамент айшварьи и именно Сута Госвами делает, он утверждает айшварью, – он говорит: если вы хотите узнать кого-то более великого, вот есть маха-пуруша, который просто выдыхает и из Него большими взрывыми появляются вселенные, а потом выдыхает и они опять втягиваются, а он делает вид, что ничего не происходит. Он не замечает этого всего. Если вы хотите понять величие или айшварью, то попытайтесь представить кого-то, чей один вздох длится 311 триллионов лет. Попытайтесь представить, и если вам удастся, то тогда уже дальше идите. То есть сначала нужно утвердить фундамент величия, но потом сказать кришнас ту бхагаван свайам, что этот самый пумсах, из которого все остальное выходит, Он на самом деле является всего лишь навсего частью этого Бхагавана.
Тут очень важная вещь тоже, нужно отметить, что Кришна не приходит в этот мир. Все остальные аватары приходят и они аватары в полном смысле этого слова. Кришна не аватара, это значит, что Он не приходит, Он не спускается сюда. Нет, это не противоречит никак друг другу, потому что в «Брахма-самхите» (37) про Кришну говорится:
ананда-чинмайа-раса-пратибхавитабхис
табхир йа эва ниджа-рупатайа калабхих
голока эва нивасатй акхилатма-бхуто
говиндам ади пурушам там ахам бхаджами.
Акхилатма бхута – Он живет всегда только на Голоке, голока эва нивасати – Он нигде в другом месте не живет, Он в Сочи не придет, извиняюсь, нечего Ему тут делать. Что Он делает? Он просто проявляет Себя, проявляет на какое-то мгновение духовный мир, так что духовный мир становится виден, появляется некое стереоскопическое кино, 3D-реальность.
Из зала: …
БВГ: Он все равно на Голоке, Он не приходит сюда, Он на какой-то момент сдергивает завесу майи, которая мешает нам Его увидеть и все и в этот момент мы Его видим. Все явления Господа означают одну единственную вещь – то, что Он являет Себя нашему взору, то есть Он появляется в виде стереоскопического изображения у нас. Он не уходит никуда из Голоки никогда. Точно так же, как Путин, когда-нибудь придет он в тюрьму? Не придет он в тюрьму никогда, нечего ему в тюрьме делать. Только по телевизору может прийти.
Из зала: …
БВГ: Ну да, в форме портрета – это мурти, а в форме своих лил – это по телевизору.
Ну ладно, нам нужно идти дальше, потому что у нас времени нет, а нам нужно еще несколько очень важных вещей сделать. Первое, мы объяснили все-таки, почему Его перечисляют в качестве аватары – потому что у людей есть представление о том, что Он аватара и можно сказать, точно так же как мы иногда говорим, что район Матхуры находится в 120 километрах от Дели, но на самом деле реально это не так.
Но теперь самые важные сомнения по поводу этого утверждения: обоснованы ли претензии Гаудия-вайшнавов, что это есть нечто, что представляет собой ключ ко всему «Бхагаватам»? Эта одна простая фраза, даже не строка а пол-строки, четверть, половина пады, кришнас ту бхагаван свайам – всего там 3-4 слова. И это что-то, что всю философию … Иначе говоря, обосновано ли всю философию строить на четырех словах? Тогда как – и это очень важная вещь – в самом «Шримад-Бхагаватам» есть практически десятки утверждений, где Кришна называется амшей. Снова и снова – Махараджа Парикшит иногда называет Его амшей, полубоги называют, обращаясь к Деваки, у которой во чреве находится Кришна, говорят, что амша, часть Бога пришла сегодня; в Четвертой Песне «Шримад-Бхагаватам», где описываются Нара-Нараяна Риши, говорится, что ну вот часть Нара-Нараяны Риши проявились как Кришна и Арджуна … Десятки, реально десятки утверждений, где Кришну называют амшей; а одно утверждение, кришнас ту бхагаван свайам, и мы выкидываем все остальные утверждения и говорим, Кришна – Сам Бхагаван. Справедливо или нет? Нам нужно знать ответ на этот вопрос очень четко и сейчас мы докажем с вами все эти вещи и попытаемся понять четко этот ответ.
Слушайте, несколько важных вещей: первое, что объясняет Шрила Джива Госвами и все остальные комментаторы, доказывая это, они говорят, что это утверждение, в отличие от всех остальных утверждений, делается в самом начале «Шримад-Бхагаватам» и не просто в начале «Шримад-Бхагаватам», но в главе, которая называется джанма-гухйа-адхйайа или «Сокровенные воплощения Господа». Это первое, что нужно понять: у этого утверждения есть особое место и если какое-то утверждение делается в начале, то оно имеет силу по отношению ко всем утверждениям, которые были сделаны потом.
Дальше идет знаменитая парибхаша-сутра. Все комментаторы утверждают, что эта четверть стиха эте чамша-калах пумсах есть парибхаша-сутра всего «Шримад-Бхагаватам». Определение парибхаша-сутры: анийаме нийама карини парибхаша ити. Анийаме – когда какое-то правило не установлено, когда что-то беспорядочно, без какой-то системы делается, то правило, которое утверждает некий порядок или является ключом к организации, такое правило есть парибхаша-сутра. Это стандартное определение. Там, где правило не установлено. И мы знаем, он перечислил разные аватары и он не установил правила, на основании которых … Единственное, что он сказал они все исходят из пуруши, потом сказал, что есть вибхути, есть амши, есть калы, но он не установил какого-то четкого классификационного правила или правила, которое упорядочит или приведет это все в единую систему. Он говорит, что в тот момент, когда … И потом, дальше, после этого, в тексте «Шримад-Бхагаватам» будет упоминаться огромное количество разных аватар и то правило, которое задает порядок, называется парибхаша-сутра. Он говорит, так как это сделано в начале «Шримад-Бхагаватам», в главе, которая описывает разные аватары, то там обязательно должна быть парибхаша и эта парибхаша-сутра всегда должна иметь форму торжественного конкретного очень утверждения. Если бы это было сформулировано как-нибудь чуть-чуть по-другому, например если он сделал это каким-то другим, более завуалированным способом, как-то еще, то тогда бы это утверждение не могло бы претендовать на роль парибхаша-сутры. Почему мы говорим, что это есть парибхаша-сутра, то есть ключ ко всему «Шримад-Бхагаватам» по сути дела, потому что оно сделано очень четким, конкретным образом вне всякого контекста. Кришна ту свайам бхагаван – это утверждение, которое понятно без контекста. Что может быть яснее, что может быть боле прямо, более в лоб? В той самой главе, которая является ключом ко всему «Шримад-Бхагаватам», это краткое описание «Бхагаватам». Обычно в начале какого-то произведения делается некое торжественное заявление истины, которое потом расшифровывается, объясняется каким-то образом. Как те, кто проходили курсы по правильному ораторскому искусству, они говорят сначала нужно сделать некое заявление, потом уже объяснять его на примерах, логикой еще чем-то и в конце нужно его повторить. Он говорит: вот оно начало произведения, начало «Шримад-Бхагаватам», третья глава, где собственно описывается краткое содержание «Шримад-Бхагаватам» Шрила Сута Госвами в лоб, после того, как описал все аватары, говорит: вот вам ключ к тому, чтобы понять, как связаны между собой все аватары – эте чамша-калах пумсах кришнас ту бхагаван свайам.
Иначе говоря, в первом приближении можно вполне подумать, что это утверждение является ключом ко всему произведению, то есть парибхаша-сутрой. Но дальше возникает сомнение, важное сомнение: постойте, постойте, что же это за парибхаша-сутра, которая потом десятки раз опровергается на протяжении всего текста? Если потом говорится, Кришна – это амша, Он пришел, что, более того, Сам Маха-Вишну встречается с Кришной и с Арджуной и говорит: «Ты моя амша, Ты пришел туда, Ты моя часть». Множество разных утверждений, которые как бы противоречат этому. Что очень важно – он говорит, что «Шримад-Бхагаватам» – это не просто скажем так, некое легкое произведение, которое состоит из разных каких-то рассказов про то, про се, про пятое, десятое. Когда мы говорим просто так, ни к чему не обязывая, можно сказать что-то, что потом опровергнем, не додумали. Он говорит «Шримад-Бхагаватам» – это серьезная вещь. «Шримад-Бхагаватам» – это серьезное произведение, которое является наукой познания Абсолютной истины и высшей цели жизни. Не просто какой-то произвольный набор историй, которые можно перед сном почитать. Слушайте логику, я понимаю сложно, в Сочи, в час дня, слушать логику очень сложно. Но логика такая: так как это серьезное произведения в самом начале его должен быть ключ к его пониманию; ключ, который раскроет все остальное. Именно в силу того, если мы действительно понимаем, что «Шримад-Бхагаватам» – это наука об Абсолютной Истине, которая должна доказать нам конечную цель жизни, то там должна быть парибхаша-сутра или ключ к пониманию всего. И он должен быть не где-то, не в конце, а в самом начале этой книги, которая потом сможет согласовать все остальные утверждения. На самом деле десятки этих утверждений все имеют свою интерпретацию и их всех можно согласовать с этим утвержднием, вообще никаких правил нет, если чуть-чуть знать санскрит. А если не знать, то просто на веру принять и вообще не заморачиваться.
Из зала: …
БВГ: Все эти утверждения можно, если вы хотите еще часа два сидеть, мы можем каждое из них разбирать. Просто нужно пройти то, что я хочу пройти. Например, когда Махараджа Парикшит говорит, что Кришна пришел вместе, амшена, то это значит, что Он просто пришел со Своей амшей, Баларамом и т.д. Все эти утверждения могут быть истолкованы в свете этой парибхаша-сутры, но для этого нужно признать тот факт, что парибхаша-сутра есть; что она должна быть, что должна быть разгадка, ключ, обязательно. Логика такая: если это серьезное произведение, то что-то, что сформулирует правила, с помощью которого можно будет расшифровывать все остальное, она должна там быть. И вот, нет лучшего кандидата, потому что это прямое конкретное и торжественное заявление в самом начале «Шримад-Бхагаватам» в той самой главе, в которой … Тогда, соответственно, если это парибхаша-сутра, то про нее говорится, что миллионы других утверждений подчиняются этому утверждению даже, если они прямо противоречат ему. Иначе говоря, их нужно пытаться понять в свете этого утверждения, а не наоборот. Если два противоречивых утверждения встречаются, то соответственно нам нужно одно подчинить другому. Нужно сказать, что одно – истинное, а другое объясняем, исходя из этого каким-то образом. Так вот, парибхаша-сутра – это такая штука, которая называется сарва-вйапи, она, как объясняет сам Рупа Госвами в «Лагху-бхагаватамрите» как лампочка. Лампочка находится в одном месте, а свет ее находится повсюду. Кришнас ту бхагаван свайам – это лампочка, которая освещает весь «Шримад-Бхагаватам». И все остальное нужно толковать только исходя из этого текста.
Другой аргумент, еще более интересный. Слушайте. Первый аргумент – парибхаша-сутра, то, что у этого утверждения есть все признаки парибхаша-сутры или сутры, которая претендует на объяснение ключа ко всему произведению. Первый аргумент. Второй еще более интересный. Очень быстро, за пять минут пройдем. Мимамса, так как сплошь и рядом противоречия есть. Мы недавно читали в комментарии к пятому стиху, Шрила Прабхупада в середине говорит все аватары приходят из Кширодакашайи Вишну, в конце говорит все аватары приходят из Гарходакашайи Вишну. Сплошь и рядом противоречивые утверждения встречаются. Нам нужно понять, как мы должны … И люди неопытные, они входят в ступор, у них переклинивает все, у них короткое замыкание случается и они либо полностью откладывают и говорят: «Вы сначала сами разберитесь, а потом мне объясняйте», либо еще что-то. Но человек – и мы, кто изучает «Шримад-Бхагаватам», должен научиться объяснять все эти вещи. Мимамса объясняет это. Один из способов это объяснить – так называемая бала-абала-вичар. Бала значит сила, абала значит слабость. Бала-абала-вичар означает рассуждение об относительной силе разных высказываний.
Иначе говоря, если два суждения или высказывания в одном и том же произведении или даже в разных произведениях противоречат друг другу, то чтобы понять, какому утверждению следовать в данной ситуации, например в Ведах в одном месте говорится, что нельзя в сандхью есть, в другом месте говорится, что нужно … ну и так далее. Какому из этих противоречивых утверждений мы должны следовать? Для этого есть бала-абала-вичар, то есть рассуждение об относительной силе утверждений, какое утверждение сильнее, какое будет более сильным.
Точно также, если мы смотрим разные утверждения из «Шримад-Бхагаватам» – в одних говорится, что Кришна амша, а тут говорится, что кришнас ту бхагаван свайам – нужно понять, какое утверждение сильнее. Там говорится, что там приводится шесть или семь категорий утверждений. Например, то же самое утверждение можно было бы сформулировать по-другому: «из всего этого можно заключить, что Кришна является Верховной Личностью Бога». Если взять два утверждения: «Кришна – Верховная Личность Бога» и другое: «Из всего этого можно сделать вывод, что Кришна, наверное, является Верховной Личностью Бога» – какое из них более сильное? Первое, очевидно. То есть в зависимости от относительной силы утверждения, мы можем понять с помощью чего мы интерпретируем другие утверждения. Например, любопытный пример из нашей с вами практики: люди берут разные утверждения, выдергивают из Шрилы Прабхупады и говорят: вот Шрила Прабхупада тут это сказал, а тут это сказал и начинают ругаться друг с другом. Мы знаем, что по крайней мере один принцип бала-абала-вичар у нас есть: утверждение в письме и утверждение в книге – какое будет более сильным? В книге, потому что в книге утверждение для всех, универсально приложимо, а письме оно в каком-то контексте.
Иначе говоря, слушайте внимательно, это имеет непосредственное отношение к этому утверждению, кришнас ту бхагаван свайам: утверждение, которое не нуждается в контексте будет всегда сильнее, чем утверждение, смысл которого можно понять только благодаря контексту. Это утверждение, смысл которого понятен без всякого контекста, то есть которое не зависит от контекста, нирапекша-рава-шрутих называется шрути. Не путайте пожалуйста со шрути как Ведами, шрути – это категория утверджений; это независимое утверждение, которое обладает независимым авторитетом. Или сакшад-упадеша-стху шрутих, то есть прямое утверждение, которое не нуждается ни в каком контексте – это самое сильное из всех категорий утверждений, которые только могут быть. Если какие-то утверждения нуждаются в контексте для понимания или еще что-то такое, то … Если есть какое-то конкретное прямое утверждение, то это прямое утверждение сильнее, чем все остальные. Кришнас ту бхагаван свайам относится к категории шрути в смысле этой категории самого сильного утверждения. Поэтому все остальные утверждения, например, полубоги, обращаясь к Кришне, который находится во чреве Деваки, говорят, что «Ты пришел как часть Своей части и воплотился в лоне Деваки», какое утверждение сильнее – кришнас ту бхагаван свайам или это утверждение из молитв полубогов? Конечно, кришнас ту бхагаван свайам. Тут прямо, недвусмысленно, четко, без всякого контекста, все остальное нужно смотреть и объяснять, исходя из этого. Собственно, что нам хочет сказать … И весь этот анализ проделан, все десятки утверждений, которые есть о том, что Кришна имеют статус амши, они все объясняются, исходя из того, что Кришна не амша, а бхагаван свайам. Потому что самое сильное утверждение к тому же в самом начале «Шримад-Бхагаватам» уже сделано. Это самый веский аргумент. Чтобы сослаться на это, говорится, что Шрила Шридхар Свами именно так толкует все всевозможные утверждения.
Собственно, все самое важное я сказал, но еще буквально два маленьких момента, но важных. Дальше сомнение, которое возникает: «Ну постойте, ладно, хорошо, согласились, кришна бхагаван свайам, но с этим Кришной не разберемся. В Двараке Он какой? Четырех-рукий, во Вриндаване Он то ползает, то … И все это Его вечные лилы, Его вечная форма. Кумар – это вечная форма Кришны, кишор – это вечная форма Кришны, чатур-бхуджа – это вечная форма Кришны и вообще вы кому поклоняетесь-то? Вы многобожники, что ли?»
Ответ на это очень простой: баху-мурти эко муртикам – один обладающий единой формой, может проявлять себя во множестве форм и аргумент очень простой, который говорит Вишванатха Чакраварти Тхакура: даже у человека одного на протяжении жизни много форм бывает, чего тогда про Бога хотите? Человек-то один и у меня тоже есть моя кишора-лила и кумар-лила и я собираю все свои формы в одном альбоме, чтобы рассматривать свои лилы, как Патита Павана Прабху рассказывал: «Вот это моя кумар-лила, это моя форма …» И потом уже форма, которую не хочется в альбом вкладывать, как опять же Патита Павана объяснил нам. Единственное различие между дживой и Кришной – у Кришны тоже есть альбомы разные, один из этих альбомов – это третья глава Первой Песни «Шримад-Бхагаватам». Единственная разница – то, что Кришна может в одно и то же время представить, а мы в одно и то же не можем. Хорошо было бы, да, в одно и то же время, да – вот сейчас моя кумара-форма проявилась и кайшор-форма… Но Кришна может в одно и то же время. Но разницы … В принципе какие проблемы? – Много разных форм.
И последняя вещь, которая уже полностью должна точку поставить во всех наших сомнениях – это то, что … Но это серьезное сомнение: это сомнение о том, что «друзья мои, что-то вы меня полностью запутали: как у Бога могут быть формы, которые части и части частей? Он сач-чит-ананда или нет? Он всезнающий или нет? Вы о чем говорите-то? Как у неразделимого Бога могут быть части?» Про душу что говорится в «Бхагавад-гите»? Что душа неделимая. А Бога делим. Взяли, отрезали от Него часть – получилась Курма. Отрезали другую часть – получилась Матсья, отрезали другую … «Как неразделимый Бог может иметь части? Вы с ума сошли, какая амша? При чем тут амша? Он же неразделимый?1» Какой ответ на это?
Да, Он неразделимый это значит, что все Его воплощения на самом деле обладают одинаковой энергией: ом пурнам адах пурнам идам пурнат пурнам удачйате. Курма обладает той же самой энергией, что Кришна; Рама обладает той же самой энергией, что Варахадев. Все обладают одинаковыми энергиями, а чего вы тогда голову морочили?
Вопрос: При чем тут тогда кришнас ту бхагаван свайам?
БВГ: Слушайте: но в зависимости от формы каждая из этих форм по потребности, по цели своего прихода проявляет свою полноту в разной степени. Курма не очень себя проявила. Почему? Потому что у нее конкретная цель была, у нее не было слишком большой цели. Иначе говоря, различие или эта классификация заключается только в одном – в том, насколько этот безграничный Господь, один безграничный Господь, проявляет Себя, Свою айшварью, Свою мадхурью и Свою карунью.
Вопрос: Кто решает, как они должны себя проявлять?
БВГ: Это Он Сам решает в зависимости от цели Своего прихода. Это цель Его прихода, Его цель проявить Себя ровно настолько, Он проявляется Себя ровно настолько. Поэтому мы называем эту форму амшей или калой. Потому что его мадхурья, карунья и айшварья, Его сладость, Его милость и Его величие проявляются настолько. Но полнее всего мадхурья, карунья и айшварья проявились в Кришне. Господь Чайтанья неотличен от Него. Поэтому кришнас ту бхагаван свайам. Поэтому Он пурна и пример, который приводится, слушайте, Шрила Рупа Госвами пример интересный приводит. Он говорит огонь – огонь в светильнике отличается от огня в большом костре? Нет, не отличается – и тот, и другой может спалить целый дом. И тот, и другой обладает тем же самым могуществом – дом может спалить. Но один огонь может меня согреть, а другой не может. Потому что он проявляется по-разному. Качество то же самое, потенция та же самая. У маленького огня в маленькой спичке есть потенция всего огня, он может спалить целый город, но просто он проявляет себя чуть-чуть для конкретной цели и это пример или объяснение того, почему мы вносим эту классификацию в разные аватары.
Вот собственно и все. Просто для завершения Шрила Прабхупада приводит классификацию и говорит, что у Кришны есть шесть достояний. Какие? А кто на санскрите знает?
аишварасйа самаграсйа вирйасйа йашасйах шрийах
джнана ваирагйайош чаива шанна бхага итингана
И он говорит, что Нрисимха, Парашурама и Калки проявили айшварью или могущество, власть. Нарада, Вьяса, Вараха и Будда проявили вирью, героизм, в отстаивании дхармы, они указали дхарму. Рама, Дханвантари, Ягья и Притху проявили славу; Баларама, Мохини и Вамана – красоту; Даттатрейа, Матсья, Кумары и Капила – знание; Нара-Нараяна, Курма и Ришабха – отречение, а кришнас ту бхагаван свайам, Он пурна шад айшварья мадхурья карунья и так далее. То есть просто в зависимости от ситуации, от конкретной цели, они проявляли какую-то часть Себя и все 22 перечисленные аватары проявили разные из шести достояний Господа. Но Кришна проявил все это и поэтому Он есть пурна шад айшварья мадхурья.
Вот, в общем, объяснение этого стиха, доказательство того, что кришнас ту бхагаван свайам, разные доказательства того, что Он свайам бхагаван. И какие доказательства были у нас? Парибхаша-сутра, бала-абала-вичар – это самое сильное – и последнее доказательство то, что Он проявил Себя наиболее полным образом. Ну и доказательство того, что подобно тому, как раса – это самое высшее проявление то тот, кто олицетворяет собой расу – самая высшая форма Бога.
Вопрос: …
БВГ: Потому что … Сута Госвами объясняет … Я отвечу, как я понимаю ответ на этот вопрос, я не знаю, наверняка могут быть какие-то другие гипотезы. Но одно представление … Он говорит: я сейчас вам объясню «Шримад-Бхагаватам» так, как я его понял и в начале он дает кратное объяснение «Шримад-Бхагаватам» и произносит эту парибхаша-сутру, которая является ключом, тогда как, если скажем, чем дальше мы отходим от источника, тем в бОльшей степени нужны объяснения. Когда в первый раз что-то произнеслось … Как, например, когда поэт что-то произносит, он сам толком не понимает, что он произносит, потому что он действует под влиянием вдохновения и он говорит что-то бОльшее, чем … и потом люди приходят и начинают объяснять и он думает: «Господи, это я такое сказал? Надо же!» Иначе говоря, первый случай Вьясадев написал это произведение, он увидел его в самадхи, это не полностью откровение и Шукадев повторил его, внеся туда свои краски и свой вкус, свою расу, свое понимание. А Сута Госвами сначала, прежде, чем пересказывать то, что говорит Вьясадев, начинает объяснять. Поэтому он объясняет каким образом появился Парикшит, каким образом появился Шукадев, чтобы люди правильно поняли слова Шукадевы Госвами. Это одно из объяснений возможных.
Вопрос: Вы сказали, что чтобы раса-шастру понять, нужно знать все другие школы философии. Не делает ли это бхакти зависимой от других форм знания?
БВГ: Нет, он не делает бхакти зависимым от других форм знания.
Вопрос: Почему я не могу понять бхакти, если яне понял другие виды знания?
БВГ: Ты можешь понять бхакти, повторяй Харе Кришна и поймешь бхакти. Но это не делает зависимым. Да, для того, чтобы понять все нюансы «Бхагаватам», нужно знать все это, если особенно я объясняю «Бхагаватам». Потому что Шрила Прабхупада конкретно это утверждение делает по отношению к тому, кто садится на вьясасану, чтобы объяснять «Бхагаватам». Человек, который объясняет «Бхагаватам», должен нюансы знать, но в принципе бхакти, строго говоря, от этого не зависит. Достаточно Харе Кришна повторять и этого хватит. Но тут просто не нужно пренебрегать, потому что все остальные вещи могут дать глубину. Мы видели, что человеку легче сосредоточить свой ум на «Бхагаватам», когда глубина ему открывается. Если у нас нет какой-то глубины, то не на чем задержатьься, ум не задерживается. В конце концов наше совершенство в том, чтобы «Бхагаватам» знать и какие-то нюансы его понимать.
Вопрос: …
БВГ: Ту – это «но», это противопоставление, это частица или предлог, который противопоставляет всему сказанному, чтобы выделить это все. Кришнас ту бхагаван свайам. Но в целом само по себе утверждение кришнас бхагаван свайам неконтекстуально.
Да, и еще последнее, мридайанти йуге йуге – они приходят для того, чтобы доставить радость или счастье всем, все эти аватары, чтобы защитить, доставить радость, осчастливить, помочь другим, они приходят не ради себя. Вишванатха Чакраварти Тхакура интересное замечание делает: эти аватары приходят тогда, когда сами асуры приносят хаос в человеческое общество или теории асуров приносят беспокойство, то есть философия асуров. Индрари-вйакулам локам – когда хаос сеется теориями, ложными философскими представлениями. И Шрила Прабхупада часто говорил, что ИСККОН – это в сущности Кришна. Кришна пришел сюда чтобы опровергнуть ложные теории и устранить это демоническое начало. Харидев Прабху объяснял, каким образом следующее это шрути-пхал, это следующий стих (Бхаг., 1.3.29), каким образом человек обретает знание. И я хотел немножко возразить, вернее дополнить то, что он сказал. В сущности, этот шрути-пхал исполнится, то есть человек избавится от всех несчастий и обретет знание или понимание своей природы, когда он поймет суть всех этих аватар. Почему просто повторение всех этих аватар утром и вечером избавит меня от страданий? Потому что я пойму, что они приходят для чего? – Мридайанти йуге йуге и, поняв, что они приходят для того, чтобы служить другим, усвоив это, я сам начну действовать таким образом.
Шрила Прабхупада объясняет это в 34-ом стихе: соприкасаясь с Господом через Его имена, через Его лилы, через все остальное, человек получает видью естественным образом. Следующий раздел очень важный, Харидев Прабху очень хорошо его объяснял, что там две линии есть: путаница между формой Господа и материальным миром, и путаница между нашим материальным проявлением и нами самими. Это тема и она устраняется, когда мы читаем эти описания, устраняется эта путаница между телом и душой и путаница между материальным проявлением Бога и Самим Богом. Это то, что приходит в результате этого. Да, и это приходит в результате того, что я начинаю понимать, что да, я отличен от этого, потому что мне конкретно объясняют на разных примерах про пыл и про облака и про все остальное с одной стороны, а с другой стороны я понимаю это просто потому что Господь, Его форма, имена, свойства, игры, спутники и энергии тождественны Ему. Я непосредственно соприкасаюсь с этой энергией видьи, энергией знания просто через перечисление. Просто я говорю «в семье Вишнуяша родится Калки Аватара» и это уже соприкасает меня с Ним или позволяет так или иначе увидеть что-то. И главное, что я понимаю, как я должен действовать, мридайанти йуге йуге – я тоже дл жить не ради самого себя.
Спасибо большое, я прошу прощения за …