Юрлово (5.07.2007 г.) «Шримад-Бхагаватам», 1.9.6-7

Диск 91, л. 7

Аннотация:

Об уходе Бхишмадева. О расе Бхишмадева и Бхишмадев о расах.

***

Читаем «Шримад-Бхагаватам», Песнь Первая глава девятая «Уход Бхишмадевы», тексты  6 и 7.

парвато нарадо дхаумйо
бхагаван бадарайанах
брихадашво бхарадваджах
сашишйо ренука-сутах

васиштха индрапрамадас
трито гритсамадо ‘ситах
какшиван гаутамо ‘триш ча
каушико ‘тха сударшанах

Там уже были все мудрецы: Парвата Муни, Нарада, Дхаумйа, Вйаса (воплощение Бога), Брихадашва, Бхарадваджа и Парашурама с учениками, Васиштха, Индрапрамада, Трита, Гритсамада, Асита, Какшиван, Гаутама, Атри, Каушика и Сударшана.

Мы прочитаем часть комментария.

КОММЕНТАРИЙ: Парвата Муни считается одним из старейших мудрецов и почти всегда сопровождает Нараду Муни. Эти «космонавты» могут путешествовать по воздуху без помощи каких бы то ни было материальных средств передвижения. Как и Нарада, Парвата Муни является деварши, то есть великим мудрецом среди полубогов. Вместе с Нарадой он присутствовал на церемонии жертвоприношения, которую проводил Махараджа Джанамеджайа, сын Махараджи Парикшита. В этом жертвоприношении должны были быть уничтожены все змеи в мире. Кроме того, Парвату Муни и Нараду Муни называют гандхарвами, так как они могут путешествовать по воздуху, воспевая славу Господа. Благодаря этой своей способности они с воздуха наблюдали церемонию свайамвары (выбора мужа) Драупади. Как и Нарада Муни, Парвата Муни временами посещал царские собрания в раю царя Индры. Как гандхарва, он иногда бывал и на царских собраниях Куверы, одного из главных полубогов. Как-то раз Нарада и Парвата оказались в трудном положении из-за дочери Махараджи Сринджайи. Махараджа Сринджайа получил от Парваты Муни благословение на рождение сына.

Нарада Муни: Повествования Пуран неразрывно связаны с его именем. О нем рассказывается в «Бхагаватам». В своей прошлой жизни он был сыном служанки, но благоприятное общение с чистыми преданными дало ему знание о преданном служении, и в следующей жизни Нарада был уже совершенной личностью, не имеющей себе равных. Его имя неоднократно упоминается в «Махабхарате». Он – главный деварши, первый мудрец среди полубогов. Как сын и ученик Брахмаджи, он продолжил линию ученической преемственности, идущую от Брахмы. Нарада дал посвящение Прахладе Махараджу, Дхруве Махараджу и многим прославленным преданным Господа. Он дал посвящение даже Вйасадеве, автору ведических писаний, а от Вйасадевы посвящение получил Мадхвачарйа. Так по всей вселенной распространилась Мадхва-сампрадайа, куда входит и Гаудийа-сампрадайа. К Мадхва-сампрадайе принадлежал и Шри Чаитанйа Махапрабху. Таким образом, Брахмаджи, Нарада, Вйаса, а затем Мадхва, Чаитанйа и Госвами – все они принадлежали к одной линии ученической преемственности. С незапамятных времен Нарададжи давал свои наставления многим царям. Из «Бхагаватам» мы узнаем, что он наставлял Прахладу Махараджу, когда тот еще находился во чреве матери, а также Васудеву, отца Кришны, и Махараджу Йудхиштхиру.

Дхаумйа: Великий мудрец, налагавший на себя суровые епитимьи в Уткочака Тиртхе и назначенный царским жрецом при дворе Пандавов. В качестве жреца он принимал участие во многих религиозных церемониях (самскарах), проводимых Пандавами, в том числе и в обручении каждого из них с Драупади. Даже когда Пандавы находились в изгнании, он был с ними, помогая советами в затруднительных ситуациях. Он научил их, как остаться неузнанными в течение года, и Пандавы все это время неукоснительно следовали его указаниям. Его имя упоминается также в связи с общей погребальной церемонией, проведенной после битвы на Курукшетре. В «Анушасана-парве» «Махабхараты» (127.15-16) он подробно изложил принципы религии Махарадже Йудхиштхире. Дхаумйа является образцом семейного жреца, так как он вел Пандавов по истинному пути религии. Жрец призван давать домохозяину наставления, помогающие ему продвинуться по истинному пути ашрама-дхармы – исполнения предписанных его касте обязанностей. Между семейным жрецом и духовным учителем нет практически никакой разницы. Отправлять эти обязанности – миссия мудрецов, святых и брахманов.

Мы читаем с вами версию «Махабхараты», содержащуюся в «Шримад-Бхагаватам». В качестве введения к основному повествованию «Шримад-Бхагаватам» Сута Госвами описывает события, которые привели к появлению Махараджи Парикшита, и, соответственно, в конце концов, привели к тому, что он, отрекшись от своего царства, пришел на берег Ганги, и сел там, чтобы слушать Шукадеву Госвами. И хотя Сута Госвами лишь вкратце обозначает какие-то события, приведшие к этому событию, сам выбор его очень многозначителен. Здесь он…

Хотя в сущности, вопрос, на который он по-прежнему отвечает, вопрос Шаунаки Риши, заключается в том, каким образом появился на свет Махараджа Парикшит, он делает некий де-тур, некий крюк, и рассказывает, что произошло во всех подробностях сразу после того, как битва на Курукшетре кончилась. Он объясняет, как сначала отравленный злостью, ненавистью, полностью введенный в иллюзию Ашваттхама убил сыновей Драупади. И как потом он в страхе перед неминуемой гибелью, когда он увидел Арджуну, погнавшегося за ним, выпустил брахмастру. Он рассказывает потом, каким образом Арджуна проявил великодушие и срезал камень с головы Ашваттхамы. Говорят, что до сих пор этот шрам на голове Ашваттхамы кровоточит. Иногда люди встречают его в Гималаях, где он по-прежнему живет. И как потом он в последнем приступе отчаяния сурово выпустил брахмастру для того, чтобы убить последних из оставшихся в живых Пандавов и их единственного потомка Парикшита, находившегося во чреве Уттары. Как Уттара, прибежав к Кришне, обратилась к нему за защитой, и как Кришна спас их. И решив, что дело его сделано, собрался было уезжать в Двараку.

Но на самом деле дело его не было закончено, потому что Бхишмадев лежал на ложе из стрел. И Бхишмадев, давший обет не уходить из этого мира до тех пор, пока солнце не повернет на север, молился Кришне и просил, чтобы Кришна предстал перед ним. Как Кришна мог не исполнить эту просьбу Бхишмадева? Он должен был исполнить эту просьбу, но ему нужен был предлог. Он не мог просто отправиться на Курукшетру, ему нужен был хороший предлог, и предлогом этим стало горе Махараджи Юдхиштхиры.

Юдхиштхира после братоубийственной войны, причиной которой он считал самого себя, не мог успокоиться. Совесть мучила его, и он винил во всем себя. На самом деле, это признак преданного. Единственный признак, который отличает преданного от непреданного, и даже тех, кто притворяется преданными, от настоящих преданных, заключается в том, что преданный принимает ответственность за все плохое, что с ним случается, на себя, и никогда не пытается винить других. Мы здесь видим Махараджу Юдхиштхиру, который полностью принял на себя всю меру ответственности, хотя все подряд, включая самого Кришну, говорили: «Ты ни в чем не виноват». Все подряд говорили ему: «Нет смысла винить себя, нет смысла корить, все происходит как нужно». Но Юдхиштхира не мог успокоиться, потому что если что-то дурное произошло – я в этом виноват. Если что-то хорошее произошло, кто отвечает за это? – Кришна. От Кришны приходит все хорошее.

В «Махабхарате» описывается падение Бхишмадева. Когда Бхишмадев пал, то в лагере Пандавов, не смотря на некое горе по этому поводу, царило ликование. Тогда как Кауравы, которые считали Бхишмадева непобедимым, погрузились в скорбь. Была первая большая победа, потому что все знали: Бхишму невозможно убить. Бхишме было дано два благословения. Его отец Шантана, оценив жертву Бхишмадевы, сказал, что отныне я даю тебе два благословения. Одно: тебя невозможно будет убить. Ты будешь непобедим в битве. И второе благословение: ты сможешь оставить свое тело по своему выбору. И Дурьодхана не случайно поставил Бхишмадеву во главе своего войска, – потому что он знал: его невозможно убить, и поэтому нас невозможно победить. Во главе нас стоит непобедимый Бхишма. И когда непобедимый Бхишма пал, свалился со своей колесницы, пронзенный тысячью стрел, Дурьодхана не мог поверить своим глазам. Все Кауравы погрузились в печаль. Пандавы ликовали, и Кришна подошел к Юдхиштхире, чтобы поздравить его. Юдхиштхира – глава противоположного лагеря, и Кришна сказал: «Я поздравляю тебя с победой. Благодаря тебе мы победили». Юдхиштхира улыбнулся и сказал: (???) (0,21,08)

Если кто-то побеждает, то это благодаря только Твоей милости. Если кто-то терпит поражение… санскритское слово поражение – параджайа. Теперь ясно, откуда русское слово поражение. Джайа – значит победа, параджайа – значит поражение. Русские не знают, когда его произносят. Кродха тава параджайа, если кто-то терпит поражение, то это результат Твоего гнева.

Тот же самый стих произносит Санджая в самом конце «Бхагавад-гиты», где он говорит, что там, где Ты, там, где Кришна и где Арджуна, всегда царит победа. И когда Юдхиштхира произнес эти слова, характерен ответ Кришны на эти слова. Кришна сказал: «Я так и знал, что ты это скажешь. Только преданный может говорить такие вещи. Только преданный никогда не приписывает победу самому себе, но всегда винит себя в чем-то плохом, что случается с ним». И поэтому Юдхиштхира был безутешен. Он все время перебирал в своей памяти события минувшие, и винил себя в том, что произошло. И даже Кришна не мог утешить его. Разумеется, мы знаем, что Кришна сознательно сделал так, что Арджуна не утешал, Юдхиштхира не утешался. Он хотел предстать перед Бхишмой, он хотел увидеть Бхишму в момент его ухода, чтобы таким образом проявить свою милость по отношению к своему преданному. И ради этого была устроена вся эта история. И поэтому, чтобы утешить Юдхиштхиру, они все вместе из Хастинапура отправились снова на Курукшетру. Проехали большой путь. И замысел Кришны гениальный. Юдхиштхире множество людей говорили: «Ты ни в чем не виноват». Даже его собственная жена, что очень редко. Обычно нашей совестью бывает наша жена. Она все время говорит нам: «Ты во всем виноват». Даже Драупади говорила ему: «Ты ни в чем не виноват! Муж мой, не кори себя. Какой смысл тебе есть себя поедом? Ты безгрешен».

Вьясадев пришел к нему. Вьясадев – духовный учитель. Вьясадев говорил ему: «Ты ни в чем не виноват». Юдхиштхира не слушал этого… потому что он слушал, но разум не проявлялся в нем. На самом деле что происходит сейчас, или произойдет сейчас, через некоторое время, когда Бхишмадев начнет говорить, разум Юдхиштхиры, погруженный сейчас в скорбь, прояснится.

Мы знаем, что Кришна в самом начале «Бхагавад-Гиты» осудил Арджуну за то, что он погрузился в скорбь, потому что скорбь бесплодна. Но в то же время в данном случае, эта скорбь, она имеет достаточные основания. И Кришна для того, чтобы избавить Юдхиштхиру от этой скорби, парализовавшей его и мешавшей ему действовать, Он повез его к Бхишмадеве. И логика была такова: «Хорошо, Юдхиштхира, ты не слушаешь меня, ты не слушаешь Драупади, ты не слушаешь Вьясадева, ты не слушаешь своих братьев. Понятно, почему ты не слушаешь их, – потому что они сражались на твоей стороне».

И, как правило, последователи всегда оправдывают своего лидера. Ученики всегда оправдывают своего духовного учителя. Он ни в чем не виноват, ясное дело. Все остальные виноваты. Юдхиштхира, будучи честным человеком, его эти аргументы не убеждали. Какой смысл, это мои челы. Ясное дело, что им еще говорить. Они будут говорить, что… мои приспешники… они будут говорить: «Да, конечно, все хорошо». Кришна ведет его к Бхишме, потому что Бхишма сражался на другой стороне. И он знает: если Бхишма скажет: «Ты ни в чем не виноват», Юдхиштхира не может не услышать это. Он знает, что слова Бхишмы прозвучат гораздо более убедительно для Юдхиштхиры, и именно Бхишма сможет просветлить его разум.

Как говорится здесь, в «Шримад-Бхагаватам», разум, или способность различать хорошее от плохого, может быть покрыт эмоциями. Иногда эмоции тоска, страсть, или еще какие-то сильные вещи, закрывают, или затмевают разум, способность человека видеть: это хорошо, а это плохо. И здесь Бхишмадева должен будет сделать это по отношению к Махарадже Юдхиштхире. Но основная причина этого, еще раз: только то, что Кришна хочет присутствовать в тот самый миг, когда Бхишмадева будет уходить из этого мира. Как я уже говорил, описывая краткое содержание Восьмой главы, можно увидеть, как «Шримад-Бхагаватам» с самого начала, хотя это самое введение в «Шримад-Бхагаватам», с самого начала описывает Кришну. Пусть косвенно, но описывает качества Кришны. Седьмая глава объясняет самое существенное качество Кришны, почему Кришну называют Кришной. Почему Кришну называют Кришной? Потому что он Кришна. Потому что Он привлекает всех

атмарамаш ча мунайо
ниргрантха апй урукраме
курвантй ахаитуким бхактим
иттхам-бхута-гуно харих

Бхаг., 1.1.7.10

Что даже атмарамы, люди, которым нечего желать, у которых нет никаких желаний, они удовлетворены в себе, у них в сердце счастье, даже они привлекаются качествами Кришны, – иттхам-бхута-гуно харих.

И когда гуна, или качество Кришны описывается, атмарамы, они не могут опомниться, они думают: что же со мной случилось? Я же атмарам, мне же ничего не нужно. Откуда слезы у меня на глазах? Откуда счастье в моем сердце? Потому что Кришна – он такой поразительный. И дальше, как частный случай этого качества привлекательности Кришны… потому что что значит привлекательность Кришны? Привлекательность Кришны, или притягательность качеств Кришны, – это способность Кришны делать что-то, что все безоговорочно оценят. Описывается другое качество Кришны – бхакта-ватсала – когда Кришна защищает своих преданных. И, собственно, эти главы, Восьмая глава, она описывала качества Кришны в молитвах царицы Кунти, и Девятая глава продолжает это. И в Девятой главе объясняется, до какой степени Кришна может дойти, защищая своих преданных. Что Кришна ради того, чтобы защитить своих преданных, ради того, чтобы спасти их или дать им что-то, Он готов поступиться своей собственной честью и своим собственным именем.

Здесь Бхишмадев будет прославлять Кришну. В этой главе он будет говорить, что я до сих пор помню, как ты соскочил с колесницы Арджуны, как Арджуна помчался за тобой, но Ты не слушал его, схватил Ты диск и хотел убить меня. Это было самым замечательным моментом в моей жизни. Как Арджуна держался за Твое дхоти и кричал: «Остановись, куда Ты?! Ты обещал не сражаться!» И как Ты готов был нарушить свое собственное обещание только для того, чтобы исполнить мое обещание. Я пообещал: «Сегодня он возьмет оружие или я убью Арджуну». И это та самая привлекательность Кришны, медитацией на которую является весь «Шримад-Бхагаватам».

Что такое «Шримад-Бхагаватам»? «Шримад-Бхагаватам», отвечающий на самый главный вопрос, вопрос мудрецов Наймишараньи, с которого начинается «Шримад-Бхагаватам», заключается в том: скажи мне, в чем самый главный долг. И ответ, который дает «Шримад-Бхагаватам», – это долг ахайтуки-бхакти, который есть медитация на качества Кришны. Что такое бхакти? Бхакти – это любовь в нашем сердце. Бхакти – это наша преданность. И «Шримад-Бхагаватам» говорит: йато бхактир адхокшадже
са ваи пумсам паро дхармо
йато бхактир адхокшадже
ахаитукй апратихата
йайатма супрасидати

Бхаг., 1.1.2.6

Душа никогда не будет счастлива до тех пор, пока у нее не появится бхакти, и бхакти должна быть полностью бескорыстна. Я люблю Кришну не потому, что он Бог. Даже если он не Бог, а простой пастух, я просто люблю его. Я люблю Кришну потому что Он такой, я люблю Кришну ради Него самого, не ради чего-то постороннего по отношению к Нему самому. Я люблю Кришну за Его потрясающие удивительные качества, и поэтому весь «Шримад-Бхагаватам», суть «Шримад-Бхагаватам» – в этом. Суть «Шримад-Бхагаватам»  в том, чтобы до нас, тупых и жестокосердных, довести привлекательность Кришны, Его качеств, чтобы потом всю свою жизнь мы могли посвятить именно этому, чтобы мы ценили, и в мыслях своих все время возвращались к этим качествам Верховной Личности Бога Шри Кришны, и чтобы вся наша жизнь проходила под этой звездой.

Так, иногда преданные любят, и я тоже отношусь к этому числу, описывать всякие символические аспекты, анартху Кришна убивает: Агхасура, та асура, и ся асура.

На самом деле это есть там, но это для нас с вами. Для настоящих преданных все эти лилы – только для того, чтобы объяснить, какой Кришна замечательный, как Он берет и Агхасуру раздирает на две части, и все, и ничего другого в этом нет. Никакого другого сверхэзотерического смысла в этом событии нет кроме восхищения перед тем, что Кришна делает, и ради чего Он это делает, почему Он это делает, как Он это делает. В конечном счете, самая высшая оценка или самое высшее понимание смысла «Шримад-Бхагаватам» – в том, чтобы научиться восхищаться Кришной таким, как Он есть.

И здесь все мудрецы пришли для того, чтобы послушать Бхишмадеву, как он будет восхищаться Кришной. Потому что нам, чтобы оценить Кришну, нужно слушать, как другие восхищаются Кришной. Мы сами не можем оценить. Ну и что? Шишупал, так как он смотрел на этот мир сквозь катаракту своей собственной зависти, то он видел в Кришне только гадости. Он не видел ничего хорошего в Кришне, потому что… что бы Кришна ни сделал, все в нем вызывало возмущение.

Я недавно давал лекцию для аудитории непреданных. И в основном они были хорошо настроены, это в Америке было, в Лос-Анжелесе, там человек 80 было. Я рассказывал им что-то, и при этом я старался не смотреть на одну женщину, которая возмущалась всему, что я говорил. Она не могла сдержаться, и было видно, что большая часть аудитория в восторге была, и они смотрели такими широко раскрытыми глазами, с открытым ртом, слушают что-то. И одна женщина кипит, бурлит, булькает. У нее все эти эмоции на лице появляются, – все то, что я говорю, у нее вызывает страшное возмущение. И точно так же тут: Кришна прекрасен, но разные люди в зависимости от их сознания, или их восприятия, их способности понимать, кто такой Кришна, по-разному видят Его, по-разному воспринимают Его, и поэтому здесь мы видим, как все мудрецы собрались для того, чтобы послушать, как Кришна будет прославлять Бхишмадеву. Извиняюсь. Как Бхишмадев будет прославлять Кришну. Что Бхишмадев скажет в последнее мгновение своего пребывания здесь на Земле о Кришне. И мудрецы откуда-то узнали, что Бхишма будет уходить, и что Кришна приедет.

Я так полагаю, что у них тоже была своя смс-рассылка. Пришло смс-послание на телефон: «На поле битвы Курукшетра состоится лекция Бхишмадевы. Приходите». Они все собрались. Тут перечисляется длинный список этих мудрецов, получивших смс-рассылку, которые были в базе данных у кого-то там. И почему «Шримад-Бхагаватам» описывает это? Это тоже важно. Как мы читали эти стихи, где просто перечислен длинный список мудрецов, в том числе и Шукадева Госвами. В следующем стихе будет говориться, что Шукадева Госвами при этом присутствовал. Что само по себе представляется достаточно странным утверждением, потому что ему было 16 лет, когда Махараджа Парикшит 60-летний решил послушать «Шримад-Бхагаватам», а Махараджа Парикшит в это время находится во чреве Уттары.

Но на самом деле этому есть достаточно очевидное объяснение. Шукадева Госвами, будучи мудрецом, не старел, и он выглядел как шестнадцатилетний мальчик, не смотря на то, что когда он рассказывал «Шримад-Бхагаватам», вряд ли ему было 16 лет. Но, так или иначе, этот список длинный здесь, в Девятой главе «Шримад-Бхагаватам», тоже имеет смысл, потому что… Как по-вашему, зачем этот список мудрецов, собравшихся посмотреть на уход Бхишмадевы, приведен в «Шримад-Бхагаватам»? Чтобы, с одной стороны, оценить величие Бхишмадевы, а с другой стороны, для того, чтобы подтвердить авторитетность того, что он говорит. Если кто-то соглашается стать слушателем, это значит, что он признает того, кто говорит, как того, кто может ему что-то сказать.

Как обычно, старшие преданные не ходят ни на какие лекции кроме своих собственных. Это и означает, что они никого авторитетом не признают кроме самих себя. Но здесь Бхишмадев должен будет говорить. И Бхишмадев говорил в течение долгого времени, и смысл этого перечисления здесь в том, чтобы подчеркнуть важность того, что говорит Бхишмадев. Когда Бхишмадев начнет говорить здесь, то «Шримад-Бхагаватам» очень тактично опустит долгие рассуждения Бхишмадевы о дхарме, об обязанностях ашрамов. Там будет сказано, да, как учил Махараджа Юдхиштхира, как вести семейные дела, о разных других важных предметах социальных. В «Махабхарате» целый огромный том «Шанти-парва» посвящен этому. История за историей, Бхишмадев, лежащий на ложе из стрел, рассказывает обо всем этом.

Да, хотел рассказать историю, до того, как я перейду к этой теме, я хотел рассказать историю о том, как Бхишмадев пал – тоже интересно.

Ничего, да, у меня есть время еще? «Махабхарата» описывает это во всех подробностях – падение Бхишмадева. Бхишмадев дал обет, что он не будет сражаться с Шикандином. И он объяснил Арджуне как его можно убить: «Если Шикандина ты поставишь впереди, то из-за спины Шикандина ты меня сможешь убить». И, соответственно, в решающий день, десятый день битвы, когда Бхишмадев пал, Пандавы выставили Шикандина вперед, и Арджуна прятался за его спиной. И он стрелял, стрелял, стрелял, пыль, со всех сторон все окружили Бхишмадева. Бхишмадев отбивался, все его окружили со всех сторон, и рядом с ним был Духшасана. Стрелы Арджуны пронзали его, пронзали из-за спины Шикандина. Бхишма обернулся к Духшасане и сказал… Выглядело это так, как будто Шикандин в него стреляет. Бхишма обернулся к Духшасане, улыбнулся и сказал: «Ты думаешь, это Шикандин в меня стрелет? Нет, я чувствую, когда стрела вонзается, – это стрела Арджуны. Стрела пронзает меня».

Стрелы, тысячи стрел пронзали его, тысячи стрел летали, Арджуна старался изо всех сил, а Бхишма радовался. Он говорил: «А, это Арджуна. Только его стрела может пронзить меня так». Стрелы одна за другой летели в него, покрывали его градом, и в какой-то момент.. Он сражался, но как-то так, не очень… иногда он приходил в гнев и начинал сражаться, потом он думал: «А че с ними сражаться, одним луком я их могу победить».

Арджуна, он разбил все его луки. У него было пять луков. Все луки были разбиты вдребезги. Но Бхишма, все равно ему не страшно было, но в какой-то момент вдруг он подумал: «Какой мне смысл сражаться? Во-первых, Кришна защищает Пандавов. Что я могу с ними сделать? Ничего. А во-вторых, Шикандин тут, и я обещал, когда Шикандин будет, – не буду сражаться. У меня есть две причины, чтобы не сражаться». Он подумал так и сказал: «А, будь что будет».

И когда эта мысль появилась у него, внутри у него появилось отречение. Внутри у него появилось нежелание связываться со всем этим. Он, в общем-то, себе в конце сказал, что все, хватит, довольно. Подумал: «День мой пришел, тот самый день, когда я должен уйти из этого мира, он настал». И в этот миг Васу, а он был одним из Васу, полубоги, риши, которые наблюдали за всей этой сценой, они одобрили его решение. Санджая, который рассказывает обо всем этом Дхритараштре слепому, он говорит, что только три человека на всем поле битвы услышали, что происходит, и увидели, что происходит в этот миг. Вьясадев знал это, сам Бхишма знал это, и я видел это. Он говорит: «Я услышал, как полубоги говорят Бхишме: “Ты правильно поступил, хватит. Твой миг пришел, тебе пора возвращаться”. Они одобрили его решение»,– и говорится, что в этот момент, не смотря на то, что битва была яростная совершенно, никому не было дела … вдруг задул какой-то очень теплый ветер, легкий. Западали цветы вокруг Бхишмадевы, заиграли какие-то звуки, которых никто не слышал, только он. Все подумали: «Все, Бхишмадева отказался сражаться».

И он стал так, формально как-то еще что-то делать, куда-то кидать, но было ясно, что уже все. Время его пришло, и через несколько мгновений он, пронзенный этими тысячами стрел Арджуны, упал на землю. Причем обычно, когда рисуют эти картины, – Бхишму, лежащего на ложе из стрел, то рисуют его, почему-то со спины пронзенным стрелами, хотя Бхишма был кшатрием, он спиной своей не поворачивался к своим врагам. На самом деле, эти стрелы, они пронзили тело Бхишмы, он лежал на остриях стрел, которые прошли сквозь его тело. Все тело его… В «Махабхарате» говорится, что не было ни одного сантиметра тела Бхишмы, которое не было бы пронзено стрелами. Стрелы насквозь его нафаршировали.

И когда это случилось, вдруг Ганга, мать его, обеспокоилась. Она тоже наблюдала за всем этим. Она подумала, посмотрела на часы, на небо, и сказала: «Неблагоприятное время. Куда ты?» Потому что все подумали: «Он умер». Глаза его были закрыты, он лежит на ложе из стрел, голова его откинута, и Ганга ему послала мудрецов в виде стаи лебедей. И мудрецы эти спустились в виде лебедей к ложу умирающего Бхишмы и сказали: «Еще не пора, еще не пора, солнце должно повернуть на север». И Бхишма открыл глаза и сказал: «Я не умираю, мне некуда спешить». И он лег там на этом ложе из стрел.. потому что силы его, воля и сила его жизни была такова, что … и при этом он сказал: «Да исполнится благословение моего отца, что я смогу оставить тело по своему желанию. Пусть не оставлю я тело сейчас, не смотря на то, что в теле моем уже нет никаких сил». И он лег на этом ложе из стрел, голова его свешивалась.

Здесь говорится: когда Юдхиштхира подъезжал к нему, они увидели Бхишмадева, он напоминал полубога, поверженного с небес. Потому что полубоги, они никогда не касаются земли. Объясняется, что для полубогов нет ничего отвратительнее, чем пыль земная. Если пыль коснется их, особенно их стоп, то они заболеют. Поэтому когда они спускаются даже сюда, они всегда парят над землей на некотором расстоянии предусмотрительно. И точно также это сравнение, которое дается здесь, в «Шримад-Бхагаватам», как Бхишмадев лежит подобно поверженному полубогу, он лежит над землей как бы не касаясь земли. Стрелы подпирают его. И когда Бхишмадев лежал, его окружили воины, после того, как битва кончилась, это произошло на закате. Битва уже кончилась, Пандавы удалились к себе в лагерь, чтобы торжествовать победу. Кауравы ушли, но потом все они, все военачальники сгрудились вокруг поверженного тела Бхишмадева, который пообещал лебедям, что он не умрет, и лебеди улетели на юг. И Бхишмадев (смех) На юг, там в «Махабхарате» написано, что они на юг улетели.

Бхишмадев стал просить подушку. У него голова свешивалась, потому что все тело было проткнуто, только голова не была проткнута, и голова его висела так. Он стал просить подушку, и Кауравы побежали, притащили каких-то мягких подушек, подложили ему. Бхишмадев скривился и сказал: «Что это такое, разве это подушки, достойные воина?» Он подозвал Арджуну. Он сказал: «Арджуна, мне нужна подушка. Смотри, мне неудобно лежать, потому что голова моя болтается, сделай мне подушку». Арджуна понял, что он хочет сказать, и он попросил у него благословения, взял свой лук, выстрелил, стрела вонзилась, несколько стрел вонзилось в землю, и сделали подушку под головой Бхишмадева, Бхишмадев откинулся и сказал: «Спасибо тебе, если б ты притащил мне другую подушку, я б тебя проклял. Это подушка, достойная воина. Теперь у меня есть ложе, достойное настоящего кшатрия, и подушка, на которой должен лежать настоящий кшатрий. Теперь я могу спокойно умереть». Откинул свою голову, полежал там, и здесь описана вся эта сцена, и «Шримад-Бхагаватам» дальше начинает описывать, что сказал Бхишма.

Еще раз: «Шримад-Бхагаватам» очень тактично опускает все остальные предметы. «Шримад-Бхагаватам» не интересует вся эта дхарма, о которой Бхишма говорил. «Шримад-Бхагаватам» не считает нужным это сказать. Единственное, что оставляет «Шримад-Бхагаватам» – два стиха из всех наставлений, из тысяч-тысяч страниц, тысяч стихов, которые в «Махабхарате» описывают эти наставления, «Шримад-Бхагаватам» оставляет два стиха. Там говорится: он рассказал о варнашраме, об ашрамах, о дхарме, о том, что преданные должны делать, еще о каких-то вещах. Но при этом там говорится о том, как Бхишма прославлял Кришну. Как с самого начал он говорил Юдхиштхире, утешая его: «Ты думаешь это произошло благодаря тебе? Кришна в виде неотвратимого времени сделал все это. Не кори себя, какой смысл? Этот Кришна сейчас находится прямо перед тобой. Он действует в нашей жизни как неотвратимое время и неотвратимая судьба. И ничего невозможно сделать с этим, но сейчас, и ты счастлив этим, Он находится прямо перед тобой».

И тут есть два ключевых стиха, и один – первый стих из молитвы Вьясадева, а другой – предварительный. Как Сута Госвами описывает его молитвы. Там говорится, что когда он понял, когда он сказал все эти вещи, когда он объяснил дхарму Махарадже Юдхиштхире, когда он объяснил то, как должен жить человек в этом мире, какие обязанности он должен исполнять, как постепенно он должен углублять свое духовное понимание, переходя из ашрама в ашрам, как он должен становиться мудрее. Когда он все это объяснил, дальше подводится итог всему, очень важный для нас с вами. Потому что мы все с вами тоже живем этой жизнью, где нам нужно делать тысячу дел, где нам нужно думать о тысячах предметов, и нам нужно говорить на тысячи тем, и нам нужно описывать множество разных вещей, и постоянно медитировать на то, на се, на то, как машину купить, машину продать, как линии электропередач убрать, как что-то построить, что-то разрушить. Сута Госвами описывает, как человек должен думать, если он прожил свою жизнь правильно в самом конце: «Тогда этот человек, говоривший на тысяче разных тем и объяснявший тысячи различных смыслов в своих рассказах, сражавшихся на тысячах полей сражений и защищавший тысячи людей, умолк, и, освободившись от всех оков, отключил свой ум от всего постороннего и остановил взгляд своих широко раскрытых глаз на изначальной личности Бога Шри Кришне, который стоял перед ним четырехрукий, облаченный в желтые, ослепительно сверкающие одеяния. Когда время пришло, когда срок его жизни истек, то все остальное перестало быть важным».

Пока мы живем здесь, мы должны исполнять эти обязанности. Мы должны думать на тысячи тем, делать, сражаться в тысячах сражений, защищать тысячи людей от майи. Мы все это должны делать, это наш долг. Но, в конце концов, этот долг и то, как мы его исполняли, правильно или неправильно, проверяется тем, что мы будем делать в момент смерти. Если в момент смерти мы избавимся от всех этих оков, потому что даже эти вещи могут стать оковами. Если мы забудем, ради чего мы делаем это, ради какой цели, но в самый последний момент смерти мы должны вспомнить о Кришне, наши широко раскрывшиеся глаза должны увидеть Его. Если мы преданные, Он придет к нам. Как здесь Кришна устроил целую интригу, чтобы прийти к Махарадже Юдхиштхире, Бхишмадеве. Бхишмадев лежал на ложе из стрел, думал о Нем, молился Ему, повторял Его имена

Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе / Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе

Когда он умирал, Кришна пришел к нему, потому что он звал. Может Кришна не откликнуться на просьбу своего преданного? Но Он пришел к нему потому, что Он знал, что сердце его стало абсолютно чистым. Иногда наше сознание может загрязниться в этой жизни. Оно будет загрязняться в этой жизни, неминуемо будет загрязняться. Но мы должны знать, что, в конце концов, это высшая цель и совершенство жизни. Шрила Прабхупада цитирует стихи из Восьмой главы «Бхагавад-Гиты», где Кришна объясняет, как человек должен умирать, и о ком он должен помнить.

Я хотел еще прочитать первый стих из молитв Бхишмадевы, где он, обращаясь к Кришне, высказывает свою последнюю просьбу: «Пусть же все мои мысли, чувства и желания, которые так долго были заняты самыми разными предметами и предписанными обязанностями…» Потому что еще раз: нам много всего нужно делать, мы должны это делать, мы должны заботиться о семье, мы должны исполнять свой долг по отношению к детям, по отношению к жене, по отношению к другим живым существам, которые окружают нас, по отношению к брахмачари, с которыми мы живем в одном ашраме, по отношению к тараканам, которые тут живут. По отношению к клопам и к кому-то еще. Ко всем живым существам. Мы должны это делать. Но при этом наше понимание этого

шри-бхишма увача
ити матир упакалпита витришна
бхагавати сатвата-пунгаве вибхумни
сва-сукхам упагате квачид вихартум
пракритим упейуши йад-бхава-правахах

Бхаг., 1.1.9.32

ити матир упакалпита витришна. Он говорит тут: пусть витришна, витришна, пусть все мои чувства, наконец, насытятся. Тришна значит жажда. Витришна – пусть у моих чувств больше не будет жажды. Хватит, я насытил свои чувства, уже куда можно? Куда больше? Уже так насытил, что все пронзили меня всего стрелами, лежу я тут. Пусть у меня не останется никаких материальных желаний больше, витришна. И пусть

ити матир упакалпита – пусть все мое сознание, матир – значит ум. И здесь Шрила Прабхупада переводит как все мои мысли, все мои чувства и все мои желания – все то, что есть у меня, пусть все мое… с пониманием того, что, в общем-то, все то, что нужно сделать здесь, я сделал, все то, что получил, нужно получить, и все то, что нужно испытать, я испытал, и нет никакого смысла. Которые были так долго заняты самыми разными предметами и предписанными обязанностями, будут поглощены всемогущим Господом Шри Кришной. Он всегда самоудовлетворен, но, будучи предводителем преданных… и тут употребляется слово сатвата-пунгаве . Сатвата – значит человек, который посвятил свою жизнь сат, сат – значит вечность, сат – значит истина. Человек, который посвятил свою жизнь поискам истины, поискам чего-то реально существующего, а не иллюзии. Сатвата-пунгаве – Кришна является предводителем их всех. Пусть мысли мои будут поглощены им, а не кем-то еще. Он всегда самоудовлетворен, но как предводитель преданных, он иногда получает трансцендентное наслаждение и, нисходя в материальный мир, хотя материальный мир создан из Него одного. Сам Кришна приходит сюда, в материальный мир, чтобы вести своих преданных. И Бхишмадев говорит: «Пусть же хотя бы в самый последний миг своей жизни я научусь ценить Кришну, который ради своего преданного готов прийти даже сюда, который готов меня вести».

И дальше он будет вспоминать о Кришне и будет говорить о том как Кришна прекрасен. Он будет рисовать Его далеко не парадный облик. Несусальный облик, потому что все эти вещи питают расу в сердце преданного. Он будет говорить: «Я хочу видеть Кришну, который забрызган пылью с копыт лошадей. Кришну, который держит в левой руке поводья лошадей Арджуны, а в правой руке кнут. Партха-саратхи  Я хочу видеть Кришну, который бежит на меня, охваченный гневом, у которого глаза сияют гневом, я хочу видеть этого Кришну, которого Арджуна держит за ногу и говорит: «Ты куда, остановись! Я хочу видеть Кришну, который получает мои стрелы, и стрелы вонзаются в него, и у него течет кровь».

На самом деле иногда люди думают, что это ужас. Это то, что питает расу преданного, то, на что Кришна готов ради своего преданного. Ради своего преданного Кришна готов подставить ему грудь и сказать: «Давай, давай!» Раса. Дасья-раса Бхишмы, его основная раса украшалась этой рыцарской расой. Бхишма выпускал в Него свои стрелы, и Кришна получал эти стрелы. Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит, что эти стрелы были подобны укусам возлюбленных. Иногда возлюбленные кусаются. И Кришна получал эти стрелы как укусы возлюбленных, потому что Он понимал, что в каждую эту стрелу Бхишма вкладывает свою расу. И это то, что питает – именно взаимодействие с Кришной, который живой, не просто, она питает любовь преданного.

Иногда это приобретает какие-то странные формы, но почему христианство так могущественно? Потому что там есть раса. Потому что до сих пор люди думают об этой расе – о том, как Иисус Христос пожертвовал себя. Они думают об этих ранах на теле Христа, и как он принес себя в жертву, и это питает в них расу по отношению к Богу.

Как у Тютчева есть замечательные стихи:

Истомлённый мукой крестной,
Всю тебя, страна родная,
В рабском виде Царь Небесный
Исходил, благословляя.
Ф.Тютчев.

И смысл этого – в том же самом – в том, о чем здесь Бхишма говорит – о том, на что готов Господь, Царь Небесный, – прийти сюда. И Он, истомленный мукой крестной, приходит для того, чтобы благословить преданных. Еще раз: смысл этих молитв Бхишмадевы – в том, чтобы прославить степень бхакта-ватсальяты Кришны, на что Кришна готов ради своего преданного. Он готов прийти сюда, и не просто прийти сюда, он готов терпеть здесь что-то, что на первый взгляд кажется мукой. Эта мука будет для него счастьем – для того, чтобы порадовать своего преданного. И самая сокровенная молитва Бхишмадевы, когда он говорит, что, конечно, все это ничто по сравнению с тем, что чувствовали гопи, когда они в разлуке с тобой в танца раса. Бхишма здесь, в своих молитвах оценивает это. И начинает с дасья-расы со своей. Если посмотреть и проанализировать его молитвы, то мы поймем о его, степени его проникновения во всем. Он говорит: «Сначала дасья-раса», его дасья-раса, потом он восхищается сакхья-расой Арджуны. Он в восторг приходит, он говорит: «Моя раса хороша, но что Арджуна делает, на что Кришна готов ради Арджуны – это еще больше». Потом дальше он восхищается гопи. Что Кришна готов ради них, на что он готов ради них, и на что они готовы ради него – это все предмет моего восхищения. Таким образом, здесь, в этой главе Бхишмадев учит нас жить и учит нас умирать. Учит нас тому, каким образом мы должны жить, исполняя свои обязанности, но памятуя о своей высшей цели, и тому, чем мы должны восхищаться, когда мы думаем о Кришне.

Ну вот, в общих чертах обзор Девятой главы «Шримад-Бхагаватам», и всего «Шримад-Бхагаватам» тоже.

Спасибо большое. Шрила Прабхупада ки джай! Гаурапремананда! Харибол!

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.