«Шримад-Бхагаватам» 1.12.21, Санкт-Петербург, 04.08.2015 г.

Аннотация:

Пурана-арка. Солнце «Бхагаватам».

Косвенная и прямая проповедь Шрилы Вьясадевы. Роль Шукадевы Госвами. Методология «Бхагаватам».

Как слушать и как рассказывать Бхагаватам. Квалификация рассказчика и слушателя «Бхагаватам». Три категории рассказчика и три категории слушателя.

Жизненные трудности и правильное отношение к ним.

Бхакти формирует наши качества.  Вера, как начальная квалификация для развития привязанности к Кришне

Искусство концентрации внимания — главный инструмент для эволюции личности.

***

Мы читаем «Шримад-Бхагаватам» песнь Первая, глава двенадцатая, текст двадцать первый.

дханвинам агранир эша

тулйаш чарджунайор двайох

хуташа ива дурдхаршах

самудра ива дустарах

Перевод и комментарий Его Божественной милости Абхай Чарана Бхакти Веданты Шрилы Прабхупады Ки Джай!

Среди великих лучников, он не будет уступать Арджуне.

Он будет неудержим, как огонь и непреодолим, как океан.

Комментарий:

В истории упоминаются два Арджуны: один Карттавирья Арджуна – царь Хайхайи, другой – дед ребенка. Оба Арджуны были прославленными лучниками, и было предсказано, что маленький Парикшит будет равен им обоим, особенно в военном искусстве.

Краткая история жизни Арджуны Пандавы приводится ниже.

Шрила Прабхупада подробно описывает историю Арджуны. Я почитаю несколько  абзацев.

«Арджуна Пандава – великий герой «Бхагавад-гиты», он был сыном кшатрием Махараджа Панду. Царица Кунтидеви могла призывать любого из полубогов, и однажды она призвала Индру. От него и родился Арджуна. Арджуна, таким образом, является полной частью небесного Царя Индры. Он родился в месяц Пхалгуна(февраль-март), поэтом по другом его называют Пхалгуни. Когда он родился как сын Кунти, его будущее величие было предсказано в небесных знамениях, и все влиятельные личности со всех концов вселенной, полубоги, Гандхарвы, Адити(с Солнца), Рудры, Васу, Наги, разные выдающиеся риши(мудрецы) и Апсары(небесные куртизанки) присутствовали на церемонии по случаю его рождения.

Апсары радовали всех своими небесными танцами и пением. Отец господа Кришны и дядя Арджуны по матери – Васудева прислал своего представителя жреца Кашьяпу, чтобы тот очистил Арджуну, проведя все предписанные самскары(очистительные обряды).

Самскару наречение имени провели в присутствии риши жителя Шаташринги. У него было четыре жены: Драупади, Субхадра, Читрангада и Улупи, которые родили ему соответственно четырех сыновей, Шрутакирти, Абхиманйю, Бабхрувахана и Иравана.

В годы учения, его вместе с другими Пандавами и Кауравами вверили заботам великого учителя Дроначарьи, но своим прилежанием он превосходил всех, и его любовь к дисциплине особенно нравилась Дроначарье. Дроначарья считал его своим лучшим учеником и с радостью осыпал его всеми благословениями, чтобы тот мог в совершенстве постичь военную науку. Он был таким усердным учеником, что практиковался в стрельбе из лука даже ночью, поэтому Дроначарья решил сделать его величайшим лучником мира. Он блестяще выдержал экзамен по стрельбе, и Дроначарья остался им очень доволен.

Царские роды в Манипуре и Трипуре – это потомки сына Арджуны Бабхрваханы.

Арджуна спас Дроначарью от крокодила, и ачарья довольный им наградил его оружием брахмашираса. Махараджа Дроупада враждебно относился к Дроначарье, и когда напал на ачарью Арджуна захватил его в плен, и привел его к Дроначарье. Он осадил город Ахичхатру, принадлежавший Махараджу Дроупади, и захватив его, отдал Дроначарье.

Ачарья раскрыл Арджуне секретный способ управления оружием брахмаширой, и взял с него обещание что Арджуна, если понадобится, применит его, когда сам Дроначарья станет его врагом. Тем самым ачарья предсказал битву на Курукшетре, в которой он участвовал на противоположной стороне. Хотя Арджуна, сражаясь за своего учителя, нанес поражение Махарадже Дроупаде, тот решил выдать дочь Дроупади за своего юного противника. Поэтому он был очень огорчен ложным слухом о том, что Арджуна погиб при пожаре в доме шеллака, построенным Дурйодханой. Тогда он организовал для Дроупади церемонию выбора жениха, который должен был попасть стрелой в глаз рыбы, подвешенной к потолку. Эта хитрость была задумана умышленно, потому что только Арджуна мог выполнить это условие. И царю удалось осуществить свое желание и выдать за него свою, столь же достойную, дочь. По соглашению с Дурйодханой, братья Арджуны жили в то время инкогнито, и они присутствовали при выборе Дроупади, переодетые брахманами. Когда же все собравшиеся цари кшатрии увидели что Дроупади увенчивает гирляндой бедного брахмана, признавая в нем своего господина, Шри Кришна открыл правду Балараме».

Харе Кришна. Мне хотелось вначале вернуться к контексту этой главы в «Шримад-Бхагаватам», чтобы мы могли яснее понять почему все эти стихи в «Шримад-Бхагаватам» даются нам.

«Шримад-Бхагаватам» – это самая поразительная книга. В самой «Шримад-Бхагаватам» описывается история ее появления. В соответствии со «Шримад-Бхагаватам», это – сливки, квинтэссенция всего ведического знания, и в конечном счете это знание должно привести нас не просто к пониманию Бога – к лицезрению Бога.

«Шримад-Бхагаватам» дает нам особый даршан, даршан Верховной Личности Бога, или философию, которая приводит к непосредственному, прямому лицезрению Бога.

И для того чтобы понять методологию «Шримад-Бхагаватам», каким образом работает «Шримад Бхагаватам», как работает этот механизм, каким образом я в данный момент, видящий только материальную реальность, пялящий глаза на эту временную материальную реальность и полностью прикованный к ней, могу постепенно избавиться от этой зависимости, от этого плена, вырваться, и в конце концов, увидеть Верховную Личность Бога и все великолепие Его мира. Надо очень хорошо понимать смысл Бхагаватам, только тогда, когда мы будем видеть контекст всего Бхагаватам, мы поймем смысл каждого стиха.

И мы знаем, что из шести изначальных вопросов, которые задали мудрецы в лесу Наймишараньи Суте Госвами, один был – где нашли прибежище религия, и знание, после того, как Господь Кришна ушел из этого мира. И ответ на этот вопрос был дан в конце третьей главы :

кришне сва-дхамопагате , после того как Кришна ушел в Свою дхаму,

…пуранарко ‘дхунодитаха, для людей ослепших от века Кали, от тьмы века Кали,

для людей, которые блуждают в этой тьме взошло солнце Бхагавата Пураны – пурана арка, подобное солнцу, взошла, дхунодитаха.

Иначе говоря, эта тема «Шримад-Бхагаватам» начинается там в конце третьей главы, и, соответственно, сразу же мудрецы продолжают этот вопрос. Весь Шримад-Бхагаватам является продолжением ответа на этот вопрос, потому что мудрецы говорят: «Если религия нашла прибежище в «Шримад-Бхагаватам», то расскажи нам подробней, каким образом появился «Шримад-Бхагаватам» на свет. Если это та книга, в которой мы можем найти себе прибежище, в которой мы можем найти защиту, в том числе от самих себя, от своих собственных проблем и дурных качеств, и своей кармы, и всего остального. Если это то, чье прибежище мы должны искать, то пожалуйста, расскажи поподробнее каким образом появилась эта книга, и расскажи подробней кто был ее рассказчиком, кто был ее слушателем».

И начинается рассказ о Вьясадеве. История «Шримад-Бхагаватам» начинается с этого момента: объясняется каким образом Вьясадев не чувствовал удовлетворения, что-то не то… И Нарада пришел к нему, и стал объяснять ему что он должен сделать, каким образом он должен изложить ту философию, которую он знал, но тем не менее, по той, или иной причине, предпочел заниматься косвенной проповедью.

Нарада Муни ему сказал, что надо напрямую проповедью заниматься.

– Постарайся как можно более прямо рассказать от этом. В конечном счете, косвенная проповедь не помогает людям, она только еще больше запутывает их, мешает им понять чем же им нужно заниматься, и на чем им нужно сосредоточиться, сконцентрировать свое внимание что им нужно делать.

Таким образом мы присутствием при рождении «Шримад-Бхагаватам», но дальше объясняется что Шрила Вьясадев рассказал «Шримад-Бхагаватам» своему сыну Шукадеве, от которого его услышал Пурикшит и Сута Госвами, присутствующий при этой встрече, при этой судьбоносной встрече на берегу Ганги.

И тот час же возникает вопрос – кто такой Шукадева Госвами? Почему именно он был удостоен чести впервые поведать миру «Шримад-Бхагаватам»? Кто этот рассказчик, который смог объяснить «Шримад-Бхагаватам» так, что до сих пор эта книга пересказывается и передается из уст в уста из поколения в поколения в течении тысячелетий ценит эту книгу, и считаю ее самой важной книгой. На самом деле вся индийская культура, как мы ее знаем сейчас, она вся возникла из «Шримад-Бхагаватам», даже не из Махабхараты.

Если мы посмотрим на то, что происходит реально в индийской культуре, мы увидим исключительно одну вещь – описание Кришны, и не просто описание Кришны, а описание Кришны во Вриндаване. Описание Кришны во Вриндаване содержится в одной единственной книге – в «Шримад-Бхагаватам» в полном объеме.

И кто был такой Парикшит, ради которого эта книга была впервые рассказана? И с этого начинается седьмая глава. Седьмая глава сначала описывает транс Вьясадевы, это изначальное видение Бога, из которого вырос «Шримад-Бхагаватам».

«Шримад-Бхагаватам» вырос из лицезрения Бога лицом к лицу, а суть «Шримад-Бхагаватам» в том, чтобы подвести нас к тому же самому состоянию, чтобы привести нас туда же, чтоб мы могли увидеть Бога, понять Его полностью, со всеми Его энергиями, понять каким образом Он действует в этом мире и в нашей жизни и вернуться к Нему.

И это начало седьмой главы. Потом в седьмой главе очень коротко описаны качества Шукадевы Госвами, которые позволили ему рассказать «Шримад-Бхагаватам», и весь остаток Первой песни посвящен описанию Махараджа Парикшита, и история Махараджа Парикшита. И это очень важная вещь о которой мне хотелось сказать сегодня, потому что эта глава непосредственно описывает качества Махараджа Парикшита. А вся Первая Песнь в этом – каким образом слушать Бхагаватам и рассказывать Бхагаватам. Какими качествами должен обладать рассказчик Бхагаватам, и какими качествами должен обладать слушатель Бхагаватам, чтобы чудо Бхагаватам произошло, чтобы Бхагаватам сработал. Потому что очень часто преданные говорят: «Не работает. Не работает… Повторял, повторял, ничего не получилось…». Первую Песнь как следует не читали.

Потому что бхакти очень простой процесс, тем не менее это не значит примитивный.

Простой не значит что там нет никаких условий, условия есть. И вся Первая Песнь посвящена в сущности одной теме. Главная тема Первой Песни, не смотря на то, что в нее вплетено множество других тем, но главная тема Первой Песни — это квалификация рассказчика и квалификация слушателя.

Квалификация рассказчика и квалификация слушателя, и из этих двух квалификаций какая более важна? Слушателя! Квалификации рассказчика уделяется не та много времени, к квалификации слушателя мы возвращаемся снова, и снова, и снова. И по сути дела, в этой Первой Песне описаны три категории рассказчиков и три категории слушателей: уттама-адхикари, мадхьяма-адхикари и каништха-адхикари.

Рассказчик на уровне уттама, то есть самый высокий, самый возвышенный, рассказчик средней категории, и низшей из категории рассказчиков. Низшая значит доступная нам с вами. Если бы они рассказывали только об уттама-адхикари, то нам бы нечего было делать. И мы то как раз слушаем «Шримад-Бхагаватам» из уст Суты Госвами, и присутствуем при том, каким образом он рассказывает «Шримад-Бхагаватам» мудрецам Наймишараньи, это, скажем так, самый низкий уровень. Не значит плохой, значит минимальный, значит минимальная квалификация, которая тем не менее позволяет человеку постичь «Шримад-Бхагаватам» и увидеть Кришну, то, с чего мы можем начинать и с чего должны начать. И поэтому нам очень важно понять эту вещь.

Одновременно с этим нужно понять квалификацию высшую, потому что в конце концов мы должны к чему-то стремиться. И если мы посмотрим и внимательно будем читать «Шримад-Бхагаватам», мы увидим что один единственный критерий берется за основу квалификации человека. Если мы посмотрим каким образом описывается квалификация Шукадевы Госвами, это проще, потому что если взять Махараджа Парикшита, то это огромное количество каких-то качеств, немудрено сбиться с толку, немудрено не понять что же главное. Тут говорится что он был самым лучшим из лучников, как Арджуна, и может быть, для того чтобы понять «Шримад-Бхагаватам» нужно стать самым лучшим из лучников? Такая идея вполне позволяется, если вырвать из контекста этот стих и принять во внимание все что было сказано до этого, то можно пойти быстро в тир и тренироваться в поражении мишени.

Поэтому чтобы понять что берется за основу и понять откуда берутся все остальные качества, все остальные качества тоже важны, мы дойдем до этого, нам легче понять если мы посмотрим на то каким образом описывается квалификация Шукадевы Госвами.

В чем была квалификация Шукадевы Госвами основная?

Первое, давайте по порядку, у Шукадева Госвами было две квалификации, безусловно, два качества, или два адхикара тесно связанные друг с другом. С чего начинаются всегда описания Шукадева Госвами, он каким был? А? Отрешенным! Освобожденным. Он уже был отрешённым освобождённым, это причина по которой нам нельзя начинать с этого уровня квалификации, мы чуть позже поговорим о том с чего нам начинать, но тем не менее, чтобы понять сам этот адхикар, или описания в «Шримад-Бхагаватам», мы возьмем уттама-адхикари, где это проявлено в самом чистом виде. При описании Шукадевы Госвами все время говорится – он вышел из чрева своей матери и что сделал? Ушел. За ним бежит папа и кричит: «Сынок! Ты куда?». И только деревья откликаются ему в ответ. Он ушел не дожидаясь ничего. Это была его квалификация, это особая квалификация. И рассказчик и слушатель «Шримад-Бхагаватам» у них есть уникальные качества, которые нам не возможно эмитировать, потому что когда мы выходим из чрева матери, скажем так, мы не слишком отрешены от этого мира, мягко выражаясь. Он сразу же ушел, не дожидаясь там пеленки… Ему не нужно было всего этого, у него была определенная квалификация.

И дальше его квалификация описывается, что его квалификация заключалась в том, что стоило ему услышать, из-за этой отрешенности, из-за того что глаза его были устремлены наверх и он не пялился в материальный мир и не пытался найти радости здесь, не следуя  примеру многих великих махаджан, которых в конце концов постигло разочарование.

Услышав стих «Шримад-Бхагаватам», он сразу же, как магнитом был притянут, не смотря на свою отрешенность, он остался в Ашраме своего отца и стал слушать, и слушать, и слушать «Шримад-Бхагаватам» снова, и снова, и снова.

Это знаменитый стих — атмарама-шлока, атмарамаш ча мунайо, из Седьмой Песни «Шримад-Бхагаватам».

Почему он такой знамениты и почему Господь Чайтанья так много внимания уделил ему и рассказал, и объяснил этот стих атмарама-шлока несколько раз по разному? Потому что в нем сама суть «Шримад-Бхагаватам», доказательство преимущества «Шримад-Бхагаватам» и одновременно описание квалификации, каким образом человек может понять «Шримад Бхагаватам».

иттхам-бхута-гуно харихи, что качество Бога находятся за пределами качеств этого мира, и эти качества могут привлечь человека. Когда человек будет слушать «Шримад-Бхагаватам», каким образом происходит трансформация сердца человека. Благодаря тому, что он слушает о качествах Бога и слушая о качествах Бога, он теряет интерес к гунам, к качествам материального мира, и у него появляется то же самое качество, или то же самое свойство, которое было у Шукадевы Госвами изначально – он становится отрешенным, он равнодушен к этому миру, он ищет другого.

И если мы поймем очень хорошо эту квалификацию, то мы легко поймем все остальное.

Мы очень легко поймем почему Сута Госвами и мудрецы в лесу Наймишараньи относятся к низшей категории рассказчиков и слушателей. Мы поймем этот замусел, который положен в основу «Шримад-Бхагаватам» – почему, на основании чего слушатели, великие мудрецы, собравшиеся в самом святом месте во вселенной, в одном из святых мест во вселенной называются каништха-адхикари. Почему? Потому что они были привязаны.

Жертвоприношение… Шукадев Госвами нигде не видно что он делал жертвоприношение. Единственное что он делал: он услышал «Шримад-Бхагаватам» и он слушал «Шримад-Бхагаватам», ничем другим он не занимался.

Жертвоприношение значит что? Значит привязанность. И эта классификация рассказчиков и слушателей, эти три категории очень интересны… Ачарьи объясняют что каништха-адхикари они привязаны внутренне и привязаны внешне, мадхьяма-адхикари они не привязаны внешне, но привязаны внутренне, внутренняя привязанность к этому миру до какой-то степени остается, и уттама-адхикари, для того чтобы действительно понять «Шримад-Бхагаватам» он не привязан ни внешне, ни внутренне. Сухадева Госвами, Махараджа Парикшит, мы увидим здесь вот в этих стихах описание его качеств и нужно именно это искать там – Махараджа Парикшит не привязан, он привязан только к Кришне. Двенадцатая глава начинается с описания Махараджа Юдхиштхиры, и про Махараджа Юдхиштхиру говорится Мукунда-Манаса, мукунда-манаса значит его ум был целиком сосредоточен на Мукунде, на Господе, дарующем освобождение из плена этого мира.

И Махараджа Парикшит такой же, он родился в роду Махараджи Юдхиштхиры потому что их роднило одно это свойство, его ум был сосредоточен только на одном, только на Боге.

Если мы посмотрим очень интересное описание Вьясадевы и Нарады Муни, двух других рассказчиков мадхьяма-адхикари, когда Шримад-Бхагаватам рассказывается, скажем так,  во второй раз в этой книге, или объясняется этот рассказ «Шримад-Бхагаватам» мы увидим. Про Нараду Муни что говорится? Что он был сосредоточен на Господе внешне, он ушел из дома, он сжег свою хижину, когда мать его умерла, он внешне был не привязан, но внутри у него оставалась маленькая привязанность. И если мы посмотрим на Вьясадеву о котором рассказывается… Нужно понять, мы сейчас сидим тут и свысока и говорим: «О!.. Привязанность..». Просто пытаемся понять что нам хочет сказать «Шримад-Бхагаватам».

Понятно что мы находимся вообще не понятно на каком уровне, на пещерном уровне, но это нужно для нас, чтобы мы поняли каков же путь, который нам нужно пройти. И про Вьясадева тоже описывается, не даров в седьмой главе описана эта история, когда Вьясадев шел, бежал за своим сыном, и девушки, которые обнаженные купались, апсары с райских планет, которые купались в реке Мандакини, там очень холодно, не знаю как они купались обнаженными, но тем не менее, и когда Шукадева Госвами проходил мимо них, что они сказали?.. «О, Харибол!..», он не обратил на них никакого внимания. Но когда Вьясадев проходил мимо, то эти девушки в спешке страшной накинули на себя одежды. Почему? Потому что какая-то привязанность была внутри, тогда как у Шукадевы Госвами никакой привязанности не было. Сам Вьясадев объясняет нам эти вещи, чтобы мы поняли какова же реальная квалификация как рассказчика, так и слушателя.

И если мы посмотрим дальше описания «Шримад-Бхагаватам», чтобы уже дайте до двенадцатой главы, чтобы понять контекст этой двенадцатой главы, то мы увидим что на первый взгляд есть некий такой что ли крюк, который делает повествование «Шримад-Бхагаватам», вместо того чтобы… Сута Госвами хочет рассказать о рождении Парикшита, и он начинает рассказывать о рождении Парикшита, о том каким образом Ашваттхама выпустил свою брахмастру, это седьмая глава до сих пор, и только восьмая, девятая, десятая и одиннадцатая главы делают крюк в сюжете «Шримад-Бхагаватам», потому что в реальности продолжение этого начинается здесь в двенадцатой главе. Та самая история, которая началась в седьмой главе она подхвачена в двенадцатой главе, и Вишванатх Чакраварти Тхакур объясняя этот крюк, который сделало повествование «Шримад-Бхагаватам», он говорит: «Ну просто мудрецы они не могли остановиться. И Сута Госвами не мог остановиться. Он так увлекся, он стал рассказывать о Кришне, что уже ему ни до кого было…».

И это безусловно факт, почему этот крюк в сюжете появился, но с другой стороны нужно также понимать что этот крюк появился неслучайно. Что он, в конце концов, работает на основную тем Шримад-Бхагаватам, на понимание того почему же Махараджа Парикшит – он главный герой всех остальных глав Шримад Бхагаватам, начиная с седьмой главы Первой Песни «Шримад Бхагаватам». Почему Махараджа Парикшит стал таким каким он стал. И мы можем видеть, что восьмая глава это молитвы царицы Кунти – очень важные для нас главы. Потому что в молитвах царицы Кунти великая царица Кунти объясняет нам каким образом мы можем стать преданными, и каким образом мы можем постепенно отрешиться от этого мира. Если, испытывая трудности, и это в сущности то, о чем вчера Гуру Махарадж говорил на своей лекции, если испытывая трудности в этом мире мы принимаем прибежище у Кришны, то эти трудности будут излечивать нас от привязанности к материальному миру. Если испытывая трудности мы будем погружаться в скорбь и проклинать Бога за то что он нам послал эти трудности, как делает большинство людей, в том числе верующих, когда они разводят руками и говорят: «Ну я не понимаю почему со мной такое, я ж в Тебя верю… Почему Ты мне такое дал?».

В зависимости от того, каким образом человек реагирует на события своей жизни, он может либо деградировать, либо прогрессировать. И в реальности мы можем видеть как это происходит, в том числе в нашей собственной жизни. Человек может либо деградировать, если он неправильно воспринимает что-то, а трудности есть у всех, трудности.., не волнуйтесь, не думайте что вы самые несчастные на свете, есть много гораздо более несчастных людей, и они посланы Кришной для того, чтобы мы могли чему-то научиться, потому что если бы не было трудностей, страшно даже представить что бы было с нами и со всем миром. Поэтому молитвы царицы Кунти учат нас как принимать прибежище в Боге, в Кришне во время трудностей, для того, чтобы мы действительно развивались духовно, для того чтобы мы могли постепенно постепенно отходить от ослабляющей нас, полностью расслабившей нас, привязанности к этому миру.

Иногда люди говорят, это очень странная теория, что страдания очищают, это не факт! Потому что некоторых страдания загрязняют. Встречались вам люди, которые прожив тяжёлую жизнь, испытав страдания становились злее? Сплошь и рядом. Отчего они очистились из-за своих страданий? От чего? Они загрязнились. Просто потому, что их реакция была неправильная на эти страдания. Да, страдания могут очистить, страдания делают нас сильнее, потому что в момент страдания человек может, если он сделает правильно, может стать сильнее, может обрести эту силу, избавившись от малой толики привязанности, которая связывает его с этим миром, и усилив свою привязанность к Богу.

Всякий раз когда испытания приходят к нам, надо понимать в чем его смысл. Иногда спрашивают: в чем смысл этого испытания, в чем смысл другого испытания?

В одном! Почему у меня денег нет? Да потому! Потом что ты слишком привязан к ним. Потому что ты не понимаешь… Я же придаюсь… Да не придаешься, только денег просишь у Бога, потому и «придаешься».

Смысл в одном. Смысл в том, чтобы через… И на самом деле реально, хотите верьте, хотите нет, эти испытания даются вам в гомеопатических дозах. Не думайте, что они даются вам в каких-то аллопатических дозах. В маленьких дозах, понемножечку, чтоб постепенно, постепенно человек мог отходить. И всякий раз, пройдя через испытания, человек чувствует одну вещь – я стал сильнее. Потому что это ослабляющее меня, делающее меня полностью ни на что непригодным, привязанность к материальному миру.

А именно к этому все сводится, чем в большей степени человек привязан, если он стал рабом какой-то страсти, алкоголиком стал, он на что-то годится, или нет? Нет. И это крайний случай, но в принципе, мы все алкоголики с вами, все наркоманы, наркотик майя изначальный наркотик, и мы его с удовольствием большими дозами употребляем. Азартные игры – то же самое. Про секс я уже не говорю…О чём мы? А, да, о царице Кунти.

Поэтому эта восьмая глава очень важна в контексте всего того о чем говорится в «Шримад-Бхагаватам». И дальше говорится: если человек таким образом прожил жизнь, это тема девятой главы, то как он будет умирать? О ком он вспомнит, кода он будет умирать? Не нужно надеяться на то, что я смогу вспомнить о Кришне в момент смерти, если я не прожил жизнь должным образом, а прожил жизнь должным образом значит правильно реагировать на то, что милостиво посылает мне Кришна, как из рога изобилия, на все те испытания что сыпятся на меня и на всех остальных тоже. Как нужно реагировать на это.

Поэтому девятая глава… Восьмая глава учит нас жить. Девятая глава учит нас умирать, учит нас достойно оставлять этот мир. И дальше идёт продолжение этой темы, когда описывается в десятой главе как Кришна уезжал с Хастинапура, и как с ним прощались Его преданные, и какое путешествие Он совершил прежде чем пришёл в Двараку. И одиннадцатая глава описывает как жены Двараки Его встречали, и тут опять, слушайте, потому что если мы хотим понять смысл Шримад-Бхагаватам, надо внимательно читать его, внимательно слушать его. И вещь, которая описана в одиннадцатой главе., в чем суть одиннадцатой главы? Когда Кришна входит в Двараку, в чем суть одиннадцатой главы «Шримад-Бхагаватам»? Мы только что её прочли, изучили, погрузились в неё. Суть её в очень важной вещи, в том что Кришна не привязан. Несмотря на то, что Он находится среди любящих Его жён, и у Него их было немало – 16108. В самых смелых мечтах мужчина может мечтать о трёх жёнах «если б я был султан, я б имел трёх жён», у Кришны было 16108, но при этом они все любили Его, у Него были дети, но при этом Он оставался как бы вне всего этого. И это прекрасное качество, когда, естественно когда мы дойдём до десятой Песни «Шримад Бхагаватам», мы поймём, что Кришна когда до Вриндавана дело доходило, то тут уже Кришну все кто угодно мог связать, поэтому Он с гордостью носит имя Дамодары, Его все привязывали. Причём ладно Яшода Его по крайней мере крепкими веревками привязывала, гопи Его гирляндами привязывали, и Он их порвать не мог. Чтобы понять это, надо для начала понять, что Кришна был не привязан к своим 16108 жёнам, живя в роскоши своего столичного города, своей столицы Двараки. И это суть одиннадцатой главы, потому что, опять же, Кришна – трансцендентен, качества Его трансцендентны, и медитация на Его качества может сделать нас не привязанными, может сделать нас равнодушными к красоте этого мира. Весь «Шримад-Бхагаватам» об этом, весь «Шримад-Бхагаватам» о том, что Махараджа Парикшит один раз увидел Господа, и всё, этого было достаточно, чтобы не искать в этом мире ничего кроме Кришны. Один раз, на мгновение, во чреве матери он увидел Господа, и этого было достаточно, чтобы он понял, мне не нужно ничего другое, я хочу только Его.

И этот крюк в сюжете «Шримад-Бхагаватам» он об этом, о том, что ни в ком случае не нужно путать что Кришна материальная личность, не нужно думать что Он материальный человек, что у Него есть какие-то материальные качества, и привязанность к Нему не нужна нам, что нужно медитировать на брахман, громко повторяя звук «ммм».

Мне рассказывали сейчас, что у йогов есть новый способ очищения сознания, это называется «сон на пчёлах». Почему? Потому что пчёлы все время «ммм…» жужжат. И когда человек спит, он во сне очищается, его эфирное тело ощущает, специальные такие кровати на ульях чтоб жужжание было, целебный яд не очень-то…(смеётся).

Но на самом деле способ то очищения это хорошо… Мне очень захотелось поспать, я уже договорился, но реальное очищение не от этого, реальное очищение человека когда он сосредотачивается на качествах Кришны. Единственных способ для этого — это слушать «Шримад-Бхагаватам».

Что описывается здесь в двенадцатой главе «Шримад-Бхагаватам», это было предисловие я сейчас начну лекцию по этому стиху, мне просто… Шутка. Я расскажу немножко, мне хотелось рассказать о женитьбе Арджуны. Я все-таки одну историю, но слушайте внимательно потому что, в чем смысл, и это очень важная вещь. Почему так подробно в двенадцатой главе начинают описываться качества Махараджа Парикшита, потому что все эти качества являются побочным результатом его бхакти. Это не то что записано у него в гороскопе, хотя внешне это все выглядит так, как будто брахманы читают гороскоп, но на самом деле, если бы все дело было в гороскопе, то тогда не нужно было бы описывать как он увидел Кришну, и каким образом этот первый Даршан Кришны сформировал его личность. И это тоже очень существенная тема «Шримад-Бхагаватам» – как бхакти формирует наши качества, как бхакти,

йасйасти бхактир  бхагавати акинчана

сарваир гунаис татра самасате сурах,

Тот у кого появляется бхакти, все лучшие качества полубогов естественным образом развиваются в нем, ему не нужно отдельно развивать себе то качество, или другое качество, он становится самым лучшим человеком, он выходит за пределы своей кармы.

Почему? По очень простой причине – потому что у него есть бхакти. Бхакти самая могущественная и привлекательная сила, она привлекает к себе все остальные вещи.

Каждый полубог обладает каким-то удивительным качеством, которым восхищаются люди, но все эти качества приходят к преданному –

йасйасти бхактир бхагавати акинчана, когда бхакти становится чистой, татра, там, в том сердце, в том сознании, у которого появилась эта акинчана бхакти, то есть полное, целомудренное, сосредоточение сознания на Боге.

Акинчана бхакти значит – мне не нужно ничего другого, мукунда-манаса.

Вот, эта двенадцатая глава о том же. Вначале описывается, и до этого описывалось царство Махараджа Юдхиштхиры – почему оно было таким процветающим. Почему оно было процветающим? Почему Махараджа Парикшит родился у Махараджа Юдхиштхиры?

По этой причине – мукунда-манаса.

Снова и снова «Шримад-Бхагаватам» подводит нас к этой мысли, которая является квинтэссенцией «Бхагавад-гиты». Суть «Бхагавад-гиты» в двух словах – думай обо Мне. «Шримад-Бхагаватам» иллюстрация того, к каким результатам приводит то, что человек думает о Кришне, сосредотачивается на Кришне, и что это ему даёт. Это дает ему процветание, это дает ему потрясающие качества, все его любят, это даёт ему счастье здесь в этом мире и в конце концов величайшую удачу после того, как он покидает этот мир, когда он возвращается обратно к Кришне. И нужно очень хорошо понимать, что все эти качества, в том числе и искусство стрельбы из лука, которые описаны здесь, это результат чего? Это результат бхакти Махараджа Парикшита. Потому что бхакти делает человека отрешённым, позволяет человеку владеть своим умом, сосредотачивать свой ум.

И мы должны очень хорошо понять, что наши качества, те которые у нас есть, если мы хотим развить в себе хорошие качества и совершенствоваться, все это результат моей сосредоточенности на Кришне. Пример который приводится, или аналогия, которая приводится в Седьмой Песне «Шримад-Бхагаватам» это оса, вернее гусеница, которую оса жалит. Оса жалит её снова, и снова, и снова… И гусеница, в конце концов в кого превращается? В осу, в том-то и дело, что не в бабочку. Гусеница и без осы в бабочку превращается, это другой пример. На самом деле что происходит в реальности, чтобы быть научно точным, у меня все таки какое-никакое а образование, оса парализует гусеницу и откладывает в неё свои яйца и через какое-то время личинки вылупляются, они съедают гусеницу и вылетаю осы оттуда, но этот пример немножко разрушает красивую аналогию что гусеница превращается в осу, вечно материалисты все портят, но он нисколько не отменяет самого принципа. Принцип-то совершенно железный, и принцип работает, я становлюсь похожим на того на кого я медитирую. И поэтому методология «Шримад-Бхагаватам»: человек сможет вернуться к Богу, когда он станет таким же как Бог, когда его сердце преобразится. До тех пор пока он остаётся таким же как этот мир, он будет оставаться в этом мире. И для того чтобы сердце моё могло преобразилось я должен медитировать на Кришну. Кришна говорит ман-мана, суть «Бхагавад-гиты», ман-мана бхава мад-бхакто мад-йаджи мам намаскуру.., старайся сосредоточить свой ум на мне, и для этого весь «Шримад-Бхагаватам» написан, об этом весь «Шримад-Бхагаватам». Всё остальное побочный результат, отрешенность – побочный результат, замечательные качества, которые здесь описаны, способность быть таким же непреодолимым, как океан, или таким же неудержимым как огонь, или таким же хорошим лучником как Арджуна – это всё результат степени моей привязанности к Кришне.

И вначале, слушайте очень внимательно, потому что это самое главное из всего того что я хочу вам сказать, вначале, для того чтобы привязаться к Кришне нужно только одно качество это качество называется как? Вера.

Шрила Прабхупада объясняет этот момент. Есть замечательная лекция, где он смеётся над людьми, он говорит, «Глупцы говорят: покажите мне Бога. Покажите мне Бога. Подайте сюда Бога. Покажите где ваш Бог? И Шрила Прабхупада говорит, — да вообще никаких проблем, любому человеку можно показать Бога. Я, например, вижу Бога. Но эти глупцы, они хотят увидеть Бога не имея квалификации».

Мы начали с этого, с того что мы говорили о том, что есть какая-то квалификация, и Шрила Прабхупада смеётся, он приводит смешной пример, и он говорит: «Если у вас в машине что-то испортилось, она остановилась. И вы хотите понять что там такое. Вы открываете капот, смотрите и ничего там не видите, он говорит, вы не только Бога не видите, вы не можете увидеть чего у вас в вашей дурацкой колымаге испортилось. Для того чтобы понять в чем дело нужно чтобы посмотрел человек с квалификацией. Вы везёте её в автосервис, человек сразу видит, он смотрит и тюк, какой-нибудь там винтик упал, и он пух, и всё… Почему? Потому что у него квалификация есть. Шрила Прабхупада говорит, «если, чтобы понять, чтобы увидеть что с мотором не так нужна квалификация, то, ну наверное, чтобы увидеть Бога тоже нужно какой-то квалификацией обладать», он говорит, в чём эта квалификация?

Тат шраддадхана мунайо, у человека должна появиться привязанность. Шрадха значит привязанность, шрадха значит начало привязанности. Всё остальное будет потом, вначале у меня должна быть вера, и это начальная привязанность, которая приводит в конце концов ко всему остальному. У нас другое понимание веры. Наша вера не в том, чтобы просто верить во что-то непонято во что, а в том, чтобы благодаря вере, суметь погрузить свой ум в рассказы о Кришне, понять что это то, что может меня реально спасти. И Шрила Прабхупада дальше говорит, что человек должен быть привязан к Богу, в этом квалификация, единственная квалификация только в этом. Почему один человек будет слушать «Шримад-Бхагаватам» и будет ловить его всеми фибрами своей души пытаться впитать, а другой человек будет…, и при этом одно полушарие будет думать об одном, дай Бог что если другое полушарие будет думать о том что он слышит, на самом деле оба полушария будут там где им не надо, почему? Потому что веры нет. И именно поэтому Первая Песня об этом. Разумеется, уттама-адхикари они сразу увидели Бога, потому что у них была же своя квалификация, или привязанность к Кришне.

Но начинать то нужно с самого начала, и самое начало в том состоянии, в котором мы с вами находимся, в состоянии привязанности. Но даже в этом состоянии привязанности слушать о Кришне можно и нужно. Это единственный способ, который поможет мне от привязанности к этому миру избавиться, и стать сильнее. Именно так нужно понимать все стихи «Шримад-Бхагаватам», по крайней мере Первую Песню «Шримад-Бхагаватам». Я дал некую систему координат, в которой можно это понять. И в сущности, возвращаясь к этому примеру с гусеницей, или с осой, пример этот приводится про Камсу. Камса боялся Кришну. Не важно благодаря чему я сосредоточусь на Кришне, даже если это страх, если страх поможет мне как следует на нем сосредоточится, это поможет моему освобождению, но наш способ – это сосредоточиться на нем с верой, с любовью, через описание «Шримад-Бхагаватам», потому что слова «Шримад-Бхагаватам» могут дать нам привязанность.

И чтобы отдать должное этому стиху и одновременно с этим не слишком выходить за пределы отведённого мне времени, мне бы хотелось рассказать одну историю из жизни Арджуны, которая также иллюстрирует этот пример, и она непосредственно связана с Махараджей Парикшитом, потому что это история о том, каким образом дедушка Махараджа Парикшита полюбит бабушку Махараджа Парикшита(смеётся), если бы эта романтическая история не произошла, то Махараджа Парикшит не появился бы на свет.

Поэтому она имеет непосредственное отношение к Махараджу Парикшиту и одновременно к Арджуне, на которого он был похож.

И ещё буквально одно предложение, прежде чем мы перейдём к романтической истории, которой все ждут с предвкушением… Что в сущности эта способность сосредотачиваться на Кришне и есть йога, настоящая йога. И что даже просто обычная йога – это способность сосредотачиваться на чем-то одном, и даже в обычной йоге объясняется что все мистические силы, мистические способности являются порождением чего? Просто способности сосредотачиваться на чём-то одном, вместо того, чтобы сосредотачиваться на интернете, и ползать по этим лабиринтам интернета. Моя способность сосредотачиваться, концентрироваться, особенно.., и Кришна объясняет этот способ медитации, даже мистическая йога когда Патанджали Муни в Йога-сутрах говорит:

йатха абхимата, когда речь заходит об объекте медитации, в соответствии с обычаем всех косвенных проповедников, к которым относится Патанджали Муни, он проявляет необычайную широту, и несектанский образ мышления. Поэтому он говорит, когда объясняет как дойти до самадхи, он вначале говорит, что нужно полностью сосредоточиться, когда у него спрашивают на чем сосредоточиться, он говорит:

йатха абхимата, да на чём хочешь, на том и сосредотачивайся, не важно, главное на чем-то одном. Комментаторы они как бы так говорят: «Ну да, сосредотачиваться можно на чем угодно. Ну например на Вишну». Такой намёк делают небольшой. То есть там даётся очень либеральная такая, очень такая в соответствии с современными тенденциями очень такая широкая концепция «ну, на чём угодно, на чём хотите на том и сосредотачивайтесь».

Но Кришна в Одиннадцатой Песне «Шримад-Бхагаватам», когда Он учит Арджуну Медитации, Он говорит: «Если ты хочешь исполнить свои желания, какие бы желания у тебя не были, разумом сосредоточься на этом желании, потому что люди пытаются заниматься медитацией так как у них есть какие-то желания… Но в уме своём будь сосредоточен на Мне, только тогда твоя медитация будет плодотворной, только тогда она принесёт свой плод». И в конечном счёте это самая могущественная форма медитации, когда человек полностью трансформируется, благодаря своей сосредоточенности на Кришне, или на Боге.

И мне хотелось рассказать эту небольшую историю, потому что здесь в комментариях Шрила Прабхупада говорит о четырёх жёнах Арджуны. Трёх из которых он обрёл в процессе своих скитаний, или своего паломничества по святым местам. В течении года он был изгнан из Индрапрастхи, потом что он нарушил правила, не по своей воле, которое было у них. Он нарушил уговор. Да, ещё одну вещь хотел сказать, что нужно понимать, когда мы смотрим сейчас «Махабхарату», а многие преданные смотрят взахлёб все эти серии. И когда мы восхищаемся качествами Арджуны, нужно опять же понимать откуда все эти качества у него. Источником всех этих качеств добродетели является отрешённостью от мира. Источником всех пороков является что? Привязанность к этому миру. Это факт медицинский. Источником всех добродетелей, поэтому в «Махабхарате» снова и снова прославляется эта способность контролировать свой ум, овладевать своим умом, почему? Потому что ум не привязан к этому миру, поэтому его можно направить туда, куда нужно. Поэтому человек становится таким хорошим лучником, почему? Потому что ни о чем другом не думает. Эта история про стрелу и глаз птицы об этом.. Почему Арджуна прославляется?

И тут, на первый взгляд это история про любовь к Субхадре она как бы противоречит этому. Это история важная, она описывается в десятой Песне «Шримад-Бхагаватам», в «Махабхарате» она рассказывается с гораздо большими подробностями, я расскажу как она рассказывается там. Там говорится, что Арджуна влюбился в Субхадру, то есть он ещё не влюбился в Субхадру, но уже почувствовал, что некая вера в Субхадру у него появилась(смеётся). Потому что Гада, один из великих Ядавов, один из братьев Васудевы, насколько я помню, один из дядей Кришны, рассказывал Арджуне. Он пришёл как-то в Хастинапур, и стал рассказывать про то, какими добродетелями, какой красотой обладает эта девушка — сестра самого Кришны. И на самом деле нам нужно очень хорошо понимать, что Арджуна влюбился даже заочно в Субхадру только потому, что она была сестрой Кришны(смеётся), он был влюблён в Кришну, в этом нет никаких сомнений, именно его влюблённость в Кришну, ему хотелось породниться с Ним.

Входе своего палом честна он пошёл на Запад именно потому что ему хотелось увидеться с Кришной, не с Субхадрой. И в «Махабхарате» рассказывается, что когда он пришёл к воротам Двараки, он увидел эти крепостные стены, поражавшие своим могуществом и своей красотой. Могучую крепость, посреди моря, воздвигнутую Кришной за одну ночь.

Он в благоговении остановился и он послал гонца к Кришне. Он попросил какого-то человека, чтоб тот сбегал в город к Кришне, и сказал, что твой друг Арджуна ждёт тебя здесь у крепостных ворот. Он, на всякий случай, не заходил, он знал, у Кришны наверняка есть какой-то план. А в то время Баларам хотел выдать Субхадру замуж за Дурйодхану. И уже практически все было готово, оставались какие-то формальности. Все знали это, все одобряли его решение, кроме Одного, который многозначительно молчал, и не говорил, у Него был другой план. Вы все знаете как Его зовут: на К начинается, на А кончается(смеётся). И Арджуна как скиталец в течении года, он скитался по лесам, по святым местам, у него было много других приключений, но не в этом суть…

Арджуна вызвал Кришну, Кришна вышел к нему, обнял его, они обнялись, они были очень счастливы что снова увиделись друг с другом. И Кришна говорит: «Сейчас как раз начинается сезон дождей, почему бы тебе не остаться(хороший предлог). Останься здесь, ты можешь остаться здесь, если только ты будешь садху. У меня есть хороший план: у меня, между прочим, есть сестра, её зовут Субхадра, какая красивая!»..И представьте себе, если Кришна описывает чью-то красоту. Стал описывать её добродетель:«Она смирённая, она послушная, у неё всегда хорошее настроение(смех), и так далее.. Арджуна, почему бы тебе не жениться на ней? Хорошая идея!».

– Кришна, если Ты хочешь этого, то конечно!

– Только, говорит, одна есть загвоздка, Баларам хочет её выдать за Дурйодхану, а он мой старший брат, поэтому я перчить ему не могу. Поэтому придётся тебе её украсть. Ну и в священных писаниях это одобряется. Настоящий кшатрий, чтобы доказать свою воинскую силу. Арджуна говорит: «Хорошо, я украду, а как Баларам не обидеться?».

– Это я возьму на себя. Ты главное укради. Всё остальное мы уладим, не волнуйся, просто… Кришна… Он говорит: «Как, что делать?», «Всё хорошо. Я знаю что делать.».

Во-первых, слушайте, тут есть очень важные вещи во всей этой истории. Кришна говорит:

«Я все это тебе рассказал, но ты должен сам её увидеть, а увидев её, ты должен ее полюбить. Но беда заключается в том, что её увидеть невозможно. Если ты как Арджуна придёшь в Двараку, ты её не увидишь, потому что по традиции девушку впервые должен увидеть её жених. Суженый. Обычно девушки держались взаперти, их особо никто не видел, их видели только их подруги. Недавно я общался с одним юношей, индусом, который женился на девушке. Я спросил: «Ну и когда ты её первый раз увидел?».

– В день свадьбы первый раз увидел. До этого мне фотографию показывали.

Я сказал: «Ну, нормально, хорошо..» . Причём её родители даже говорили, давайте мы познакомим вас. «Нет, нет..». Он – йог..(смеётся). С нами это так не сработает..

Но Кришна, Он говорит: «Нет, нет, Арджуна, ты должен её обязательно увидеть, может потому что фотографии тогда не было, не знаю, ты должен её увидеть сам, но если ты придёшь как Арджуна, ты не сможешь её увидеть, она живёт под охраной самого Баларамы. Она живёт во дворце Баларамы, её видят только сам Баларама, и её ближайшие подруги, но у меня есть план, Арджуна. Если ты нарядишься аскетом, саньяси, отшельником, наденешь на себя оранжевые одежды, отпустишь бороду», сказал, «обязательно отпусти бороду, чтобы никто не узнал», потому что Арджуна был известный человек, его многие знали, видели, сказал: «спутаешь себе волосы, закрутишь в узел, отрастишь длинную бороду»…не знаю как ему далось за несколько недель бороду отрастить, но в принципе, имея такой ум как у Арджуны, это не трудно –

сосредоточился, и борода готова(смеётся). Кришна говорит: «Переоденься в одежды саньяси. Баларама что делает, он знает, что девушки, чтобы сохраняли целомудрие, добродетели, нужно чтобы их отшельники, мудрецы, саньяси благославляли. Когда Баларама узнает, что какой-то отшельник, мудрец пришёл к нам в город, чтобы провести чатурмасью, четыре месяца, он будет тебя приглашать в дом, и он будет просить Субхадру чтобы она кормила тебя, и вот тут-то все и пойдёт-поедет… Отсюда все и возникнет то что надо». Арджуне этот план очень понравился. Он говорит: «Отличны план!». «А потом мы украдём её и все будет хорошо».

Арджуна нарядился… Он остался за пределами Двараки, он нарядился… Нужно было грим определённый наложить, обернулся в одежды санньяси, отрастил бороду, взял посох и зашёл в Двараку. Он немного нервничал. В «Махабхарате» говорится, что он очень внимательно смотрел на первых стражников, которые его должны были пропустить, потому что он думал, что он думал – узнают — не узнают… Не узнал. Прошёл первую стражу, вторую стражу, никто не знал, немного расслабился, все хорошо, йога-майя работает(смеётся). Никто его не узнал, и никто не подумал почему санньяси такой мускулистый, почему у него такие бицепсы, татуировки, нет?(смеётся). Нет, татуировок не было, простите. Такой в чадаре. Кришна отвёл ему отдельные апартаменты. Балараме сказали – тут такой саньяси. Баларам узнал об этом, и он при первой же возможности пригласил его на обед и попросил, как водится, Субхадру — юную девушку служить. И Субхадра принесла ему золотой поднос с прасадом, и Арджуна посмотрел не неё… Субхадра на него не смотрела, она низко долу опустила глаза, как и положено смиренной, скромной, целомудренной женщине, она поставила поднос, но Арджуна съедал её взглядом. Его взгляд, горящий взгляд, и Субхадра не могла не почувствовать этот взгляд. Она почувствовала на себе этот взгляд и краем глаза посмотрела на него. Она увидела его пх..(показывает на бицепсы), длинные руки, бицепсы, трицепсы… Она подумала, о, какой санньяси!..(смех). Первый обед прошёл благополучно, четыре месяца у них впереди.

Баларам стал приглашать регулярно Арджуну на обед, и каждый раз Арджуна сжигал её взглядом, потому что Арджуна мог смотреть на неё, а она украдкой смотрела на него и думала, «чего он на меня так смотрит, странный какой-то саньяси, и взгляды его прямо мне в сердце проникает, прямо в самую глубину, и остаются там».

И она стала думать о нем все больше и больше. И какие-то мысли странные у неё появились, но она отгоняла от себя эти мысли, он санньяси…, но потом она думала, «но почему он на меня так смотрит». А Арджуна знал почему он на неё так смотрит. В Махабхарате говорится, что привязанность их росла, по крайней мере привязанность Арджуны росла. И какое-то время спустя, когда Арджуна жил там и молился Богу в отведённых апартаментах и периодически ходил на обед во дворец Баларамы, в какой-то момент Кришна тайком вызвал к себе Субхадру и стал у неё спрашивать.

В «Махабхарате» ясно описывается, что Арджуна не хотел выкрадывать Субхадру без её согласия, без её воли.

И это очень важный момент. На первый взгляд вся эта история она очень не ведическая, очень романтическая, если мы посмотрим, то мы найдём в «Махабхарате» много не ведических историй. В «Рамаяне» одни ведические истории. В «Махабхарате» Кришна ведёт себя странным образом. Про «Шримад-Бхагаватам» мы уже даже говорить не будем. Что Он там делал у себя во Вриндаване, это только одним его преданным известно, и то, только самым чистым, которые участвовали во всем этом, но высшая реальность она выше даже ведической реальности. И высшая реальность в том, что любовь самая большая сила. И Кришна хотел показать, что в конце концов любовь есть любовь. Специально в «Махабхарате» подчеркивается, что Арджуна не хотел выкрадывать Субхадру против её воли. И что сделал Кришна? Это встреча Кришны с Субхадрой очень интересная. Субхадра естственно, она гнала от себя любые мысли, хотя этот, зачастивший к ним на обеды, саньяси ей нравился, она отчетливо ощущала на себе его взгляды.

Кришна стал спрашивать: «Субхадра, ты должна уже скоро выходить замуж. И ты наверное знаешь, что мой старший брат хочет тебя выдать замуж за Дурйодхану, как ты относишься к этой перспективе?».

Субхадра, она так поморщилась. Кришна сказал: «Мне это не нравится». Тут Субхадра  поморщилась: «Мне тоже». «А как на счёт Арджуны?» Субхадра ответила: «Я много слышала об Арджуне». И Кришна стал превозносить достоинства Арджуны: какой он великий лучник, какой он храбрый воин… Потому что она всё же была кшатрийкой, и её сердце могли тронуть только его кшатрийские добродетели. И Кришна стал, как буд-то у него было тысячу уст, превозносить подвиги Арджуны: рассказывать какой он смелый, какой  мужественный, какой он благородный, какой он честный, какой он замечательный, какой он великий воин и кшатрий.

И она с горящими глазами слушала это. И тут Кришна, как бы невзначай, говорит: «А между прочим, знаешь, что он сейчас тайком гостит у нас в Двараке уже четыре месяца?». И тут пазл сложился в голове у Субхадры. Все встало на свои места, она сразу все поняла. Кришна даже не сказал кто это, она сама обо всем догадалась. Её чуткое девичье сердце подсказало ей. «Арджуна, между прочим тут, и ты, между прочим, его видела».

А, вот это кто… Во время следующего обеда она смотрела на него гораздо внимательнее(смеётся). И она как следует рассмотрела его могучи руки, его телосложение, и она подумала, «только йога-майя, то есть она сама, могла не позволить всем остальным распознать в этом саньяси великого воина». Как можно принять его за саньяси, саньяси они же хилые, они же тощие, они скитаются…

Так или иначе взгляды их встречались все чаще и чаще, и чатурмасья подходила к концу. Кришна решил тайком встретиться с Арджуной. Он вызвал, так называемого, саньяси к себе и говорит: «Знаешь, чатурмасья подходит к концу, тебе надо обязательно исполнить свою миссию, ты зря что-ли тут был?». Арджуна говорит: «Но как? Она все время находится в этом, тщательно охраняемом дворце у Баларамы, как мне её выкрасть оттуда? Я не смогу пробраться туда. Не могу же я это делать как санньяси. Можно на обед ходить как санньяси, но женщин выкрадывать как саньяси это же будет совсем скандал полный». Всякое бывает в Кали-югу, но Арджуна явно не хотел подавать пример каким-то традициям. Кришна ответил: «В самом конце чатурмасьи, в последний день будет большой праздник, и все Ядавы, весь наш клан, весь наш род, мы выйдем в Райватака, в лес Райватака, который находится за пределами города, большой лес. И мы будем гулять там веселиться, играть, и Субхадра тоже будет там вместе со своими подругами, и к этому времени сбрей свою бороду, облачись в свои нормальные одежды, я дам тебе самых быстрых своих лошадей, ты спрячься с колесницей в кустах и, улучив момент, кради мою сестру, тебе не составит это никакого труда, я всё устрою».

Так и было сделано. Когда Субхадра в окружении, в плотом кольце своих подруг, нянек и воспитательниц, вышла принцесса, которую хранили как зеницу ока Ядавы, вышла гулять и они стали петь, вдруг откуда ни возьмись, как из под земли, выскочил могучий воин, которого никто не узнал. Он схватил её, выхватил и умчался вместе с ней. Поднялся страшный крик, ор, «Аааа!», закричали, и все стали говорить… Они сразу же прибежали к Балараме и к Ядавам, которые были неподалёку, и стали говорить: «Субхадру украли! Кто-то украл Субхадру! Субхадру украли! Аааа! Кто-то непонято кто! Аааа!».

Баларам был в гневе, и кто-то сказал: «Это был Арджуна!», кто-то всё-таки его знал.

Глаза его покраснели от гнева: «Арджуна! Арджуна! Сегодня же я убью всех Кауравов! Весь этот род будет уничтожен мною!». Он стал проклинать их:«Как они моли нанести такое оскорбление нам, великому роду?! Как они могли выкрасть нашу сестру! Аа!!».

И все повскакивали с мест. Они пришли в это время в дворец собраний, чтобы понять что делать. Чрезвычайное происшествие произошло, Ядавы как один повскакивали и стали бренчать своим оружием и кричать: «Мы пойдём войной! Всё, это враги! Нам нанесли унижение, можно только кровью смыть это унижение!». И все кричали. Баларам в гневе своём перечислял все пороки этого рода, и как его оскорбили, и как он этого не потерпит! Почему они не могли просто прийти, и попросить у нас, как положено руки нашей сестры, ещё что-то такое..

И все же готовы были ринуться, и тут Баларама посмотрел на Кришну. Кришна сидел, у него травиночка в руке, он рассматривал её и улыбался. Вся ассамблея, всё это большое собрание, все на ногах, все кричат, шумят, все возмущаются, Баларам говорит: «Успокойтесь, почему-то Кришна спокоен», и все стали смотреть на Кришну и думать, «действительно, почему мы возмущаемся, возбуждаемся, когда Он спокоен».

И Баларам, обращаясь к Кришне, сказал: «Давайте послушаем что Кришна скажет, Он почему-то спокоен, давайте послушаем что Он скажет. Ты знаешь, что Арджуна украл нашу сестру, и украв нашу сестру он все равно что поставил свои сандалии мне на голову», по прежнему в гневе. Когда он сказал про сандалии, которые Арджуна поставил ему на голову, все Ядавы опять повскакивали и закричали: «Мы убьём его! Не бывать такому! Как мы сможем снести этот позор! Почему, Кришна, Ты молчишь», немножко успокоившись, спросил Баларам. Кришна отвечал: «Чего-то я не вижу из-за чего весь сыр-бор. Какие проблемы? Ну вот представь себе…», слушайте, это очень важная вещь, каким образом действует Кришна, нам нужно понять. Когда мы встречаемся с разгневанными людьми, с людьми, которые охвачены эмоциями, очень важно не подливать масло в эти эмоции, не поддаваться на эти эмоции, люди совершают ошибку только из-за этого, потому что постоянно возбуждаются, один человек своими эмоциями возбуждает других и они действуют неправильно. Правильное решение можно найти только на уровне разума, поэтому нужно быть спокойным, поэтому Кришна выждал паузу, пауза была довольно долгой, Кришна долго смотрел на них, все смотрели на него, и пока потихонечку, потихонечку эмоции снижались, потом Он сказал: «Ну вот представьте себе, пришёл бы Арджуна к нам, и попросил бы руки нашей сестры, и предложил бы роскошные дары, приехал бы на множестве колесниц, чтобы заплатить за неё какой-то выкуп, что бы мы отдали нашу сестру? Это все равно что продать, правильно? Это все равно что продать нашу дочь за деньги. Могли бы мы это делать? Она так дорога нам, правда же она дорога нам, могли бы мы просто её продать?», все сказали: «нет, нет, никогда, ни за что», Кришна: «тогда что нам оставалось, ну приехал бы Арджуна сюда, и что нам просто бесплатно её отдавать? Как корову, что ли? Как животное, что-ли, просто взяли и отдали: была наша… Поэтому он сделал единственно правильный поступок – он её украл, избавив нас от необходимости либо продавать её, либо отдавать как корову. Он поступил как настоящий кшатрий. При этом, разве вы не знаете каков Арджуна?», и Кришна стал прославлять Арджуну, «и теперь мы породнились с этим великим родом, и Арджуна вместе с нами..», все подумали, «о, правильно!», и Баларам сказал: «ну, в общем, да».

– И кроме того, Кришна сказал, между прочим Арджуна уезжает отсюда на самых быстрых лошадях, поэтому если бы вы туда отправились, вы бы го все равно не догнали, поэтому мой вам совет: вы просто так или иначе успокойтесь, и Арджуна успокоится немого, и вы пошлите гонца и скажите: «Арджуна, возвращайся с Субхадрой, всё равно Субхадру уже никто другой в жёны не возьмёт. Ну что вы кипятитесь, все хорошо! Все хорошо».  Так и сделали — послали почётное посольство, сказали: «Арджуна, мы ждём тебя. Пожалуйста..».

Да, ещё одна вещь, я забыл ещё одну важную вещь. Прежде чем сделать это, Арджуна, пока он был как санньяси, он послал в Хастинапур гонца и попросил Махараджа Юдхиштхиру разрешения – могу я украсть Субхадру, или нет? Когда старший брат дал ему это разрешение, он понял, что все санкционировано, что Кришна хочет этого, и авторитеты тоже этого хотят, все авторитетно, все как надо, «я поступаю правильно, я не совершаю ошибок». И таким образом Субхадра стала женой.

Ещё можно пару минут? После того, как эту свадьбу пышно отпраздновали в Двараке, Арджуна вернулся в Индрапрастху, она была столицей Махараджа Юдхиштхиры.

И первым делом он пошёл к Драупади. Он знал, что у него проблемы. Драупади же знала, что Арджуна едет с новой женой, эта новая жена будет жить в том же самом дворце, и Драпади это не понравилось, потому что Арджуна был её любимым мужем. Он был первым, кому она отдала своё сердце.

И Арджуна зашёл к Драупади, Драупади сидела у себя в покоях, когда она услышала что Арджуна заходит, она отвернулась, она не смотрела на него.

Арджуна, обращаясь к ней стал говорить: «Моя любимая жена, я так рад, я так счастлив. Я вернулся к тебе».

– А зачем я тебе? У тебя новая есть. Если у тебя есть новая, зачем ты пришёл вообще ко мне? У тебя же есть другая жена.

Арджуна отвечал: «Все равно, ты моя самая любимая», все как у вайшнавов(смех).

Одна существенная разница есть, это не к тому, чтобы научить, но тем не менее существенная разница очень большая. Так или иначе, Драупади была неприступна. Она всем своим видом показывала, что она сердита на Арджуну, и что она не хочет иметь ничего общего с этим со всем, и что отношения между ними порваны.

Тогда Арджуна вернулся к Субхадре и сказал Субхадре: «Ты иди к Драупади. Только прежде чем появиться перед ней, ты переоденься в одежды пастушки. Она тебя никогда не видела, она стразу тебя не узнает, чтобы у неё не было этой реакции, она все таки кшатрийка». А Драупади была могущественной женщиной, она была  ух… Под горячую руку ей лучше было не попадаться. Арджуна сказал: «Но она любит Кришну больше всего, она любит Кришну больше своей жизни. И она все время думает о том, как Кришна был пастухом, как Он играл свои лилы во Вриндаване, как Он пас коров. Поэтому ты приди к ней в одежде пастушки. Оденься в простое платье, приди к ней, и я уверен ты все уладишь. Сердце Драупади раскроется тебе на встречу, и все будет хорошо».

Субхадра зашла к Драупади, когда её служанки спросили что ей нужно, она сказала: «Я просто хочу служить. Я много слышала о ней». Драупади служанки передали, что какая-то простая девушка пришла, чтобы служить тебе, она очень просит чтобы ты приняла её.

И Драупади увидела её и сердце у неё растаяло, она увидела эту красивую юную девушку в простом красном сари, хлопчатобумажном, как носят простые пастушки, в венке из лесных цветов, Драупади посмотрела на неё и сказала: «Пусть муж твой будет героем великим, и пусть сын твой будет великим героем. И пусть у тебя будет все хорошо!».

И Субхадра с очень большим смирением стала просить: «Можно я буду служить у тебя. Я много слышала о тебе, и единственное что я хочу — я хочу служить тебе».

– А ты кто?

– Я – Субхадра.

Но всё, было уже поздно, кшатрии не забирают своего сердца после того, как они уже отдали его. Драупади уже отдала ей своё сердце.

– Субхадра, я так давно тебя ждала. Ты же сестра Кришны, ты знаешь всё про Кришну!

И они сели друг с другом и стали говорить о Кришне. Несколько часов кряду проговорили о Кришне, и с тех пор стали самыми лучшими подругами. Вот, так у Арджуны появилась ещё одна жена.

Всё, спасибо большое.

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.