Аннотация:
Киртан – это очень древняя форма йоги. Наша высшая цель стать бесконечно счастливым. Мантра – то, что защищает ум. Эксперимент Бхакти Вигьяна Госвами над самим собой. Чем в большей степени нам удается раствориться в звуках мантры, тем легче становится уму. Йога возвышенный способ сверхчувственного познания. Киртан – начало, конец и середина долгого пути. Смерть нечто чуждое самому нашему сердцу. На самом деле мир справедлив, просто мы прилагаем свою энергию не туда куда нужно. Киртан должен подсказать нам, что я должен делать. Если я живу в соответствии с принципами, на основе которых я создан, эти принципы начинают защищать меня. Природа души – отдавать. Природа тела – брать. Все то, что ты отдаешь, становится по-настоящему твоим, потому что вместе с этим мы обретаем самое ценное, что может быть, мы обретаем самого себя. Конечным, высшим, самым совершенным объектом нашей любви, объектом медитации, объектом киртана является Кришна
***
Добрый вечер. Меня попросили сказать несколько слов о киртане. О том, для чего мы собираемся вместе, какой смысл, что мы можем получить в результате. Я попытаюсь исполнить эту просьбу. Вы все знаете, что киртан это форма йоги, это очень древняя форма йоги. Первая и вторая сутра йога-сутр Патанджали Муни гласит йога читта-вритти-ниродха. Читта-вритти — постоянные волны в нашем уме. Волны, вызванные беспокойством, волны, вызванные желаниями, волны, вызванные внешними раздражителями, которые постоянно бомбардируют наше сознание извне. Йога это особая форма сознания, которая позволяет человеку выйти за пределы ума. Человек в какой-то момент, если он присматривается к самому себе, очень ясно понимает разочаровывающую ограниченность своего ума. Мы хотим бесконечного. Человек рожден и устроен таким образом, что он не довольствуется конечным. В конечном счете, только бесконечное счастье может удовлетворить нас. В то же самое время, весь тот опыт, который мы получаем здесь в этом мире, ограничен, имеет начало и конец. И это само по себе предмет разочарования. Люди неизбежно разочаровываются в этой жизни. Нет человека, который не был бы в той или иной степени разочарован. Все начинают с надежд, все начинают с того, что: «Я добьюсь, я стану счастливым, я добьюсь успеха», но, в конце концов, все сталкиваются с какими-то невероятными препятствиями по отношению к нашей высшей цели – стать бесконечно счастливым. Это сознание бесконечности и бесконечного счастья, сознание вечности, наше изначальное сознание. Не случайно все люди хотят этого. Не случайно ни один человек не довольствуется ничем конечным. Это наша природа. И мы можем реализовать эту природу только с помощью йоги. Йога это способ выйти за пределы ума. Йога это способ познать этот мир не с помощью ума, а с помощью другого инструмента. Ум – инструмент власти над этим миром. Ум – это механизм, который дан нам специально для того, чтобы мы могли почувствовать себя здесь властителем, повелителем, оградить какую-то сферу своей власти здесь в этом мире. Но, к сожалению, ум, давая некое подобие счастья от реализации каких-то целей, от достижения какого-то успеха здесь в этом мире, в то же самое время разочаровывает нас, потому что это не то, не то, не то, не то. Наверняка каждый из вас сталкивался с этим ощущением – мы достигаем цели, к которой долго стремились и боимся внутри и в глубине своего сердца признаться самому себе: «Опять не то, опять обманули, опять я не стал счастливым, опять я не обрел того чего хотел, ожидал, надеялся». Отсюда йога. И йога значит читта-вритти-ниродха. Йога – то, что приводит ум в особое состояние, в котором человек может выйти за пределы ума. До тех пор пока ум расстроен, пока ум находится в этом возбужденном состоянии, пока внешние раздражители постоянно возбуждают этот ум, пока внутренние раздражители в виде желаний, принесенных нами из прошлых жизней, эти желания, которые мы не реализовали в каких-то прошлых жизнях, в виде каких-то разочарований, которые мы принесли сюда в своем подсознании, пока все они воздействуют на наш ум, мы будем оставаться пленниками в тюрьме ума. Йога это выход за пределы тюрьмы. И поэтому йога дает опыт, который не дает ничто другое. Любой человек, занимавшийся йогой, даже на самых начальных этапах, чувствует: «Я ощутил что-то, чего у меня никогда не было, я обрел сокровище, которого у меня нет». И задача заключается только в том, чтобы сохранить и приумножить это сокровище.
На самом деле, когда мы поем киртан, ум наш приходит в особое состояние. То, о чем говорит Патанджали Муни в этой первой, второй сутре «Йога-сутр» читта-вритти-ниродха. Эта читта становится спокойнее. Само слово мантра означает мананат трайате ити мантрах. Что есть мантра? Мантра то, что защищает ум. Защищает ум от бесконечного блуждания, от бесконечных беспокойств, от бесконечных волнений. И если мы погружаемся в звук мантры, если мы растворяемся в этом звуке мантры, если наше ограниченное индивидуальное бытие уходит и нам удается так или иначе слиться с этим звуком мантры, с этой изначальной вибрацией, которая породила весь этот мир, мы чувствуем нечто невероятное, неописуемое. Иногда слезы наворачиваются нам на глаза, иногда волосы встают дыбом или дрожь пробегает по телу или просто необычайная беспричинная радость захлестывает сердце. То другая проблема, порожденная умом, вместе с ограниченностью и беспокойствами, в которую вводит нас ум, мы получаем так же ощущение своей отдельности или одиночества, своей отделенности от всего сущего. Одновременно с этим, глубоко внутри, мы понимаем, что я не отделен, мне хочется быть вместе со всеми, мне хочется слиться со всем этим миром, мне хочется слиться с другими людьми. Люди пытаются обрести этот опыт. В физическом слиянии, соитии, в каких-то других формах. Но, в конце концов, это соединение с чем-то высшим, с высшим сознанием, породившим этот мир, с любовью, которая находится в основе этого мира, доступно через йогу и, прежде всего, через мантра-йогу. Через пение мантры. И наверняка у каждого из вас есть этот опыт. Мантра это особый звук.
Много лет назад, 34 года назад я решил попробовать поставить эксперимент над самим собой. Я был ученым в то время, это было давно и неправда. Я ставил эксперименты над крысами. В какой-то момент я подумал, что будет справедливо, если я поставлю эксперимент над самим собой. Не все же крысам страдать от моей любознательности. Я услышал о мантре, я решил повторять мантру. И не могу сказать, что сразу я почувствовал что-то, что вывело меня за пределы того опыта, который у меня был, но одно я понял сразу же – мантру можно повторять сколько угодно. Усталость не приходит. Наоборот, чем в большей степени нам удается раствориться в звуках мантры, тем легче становится уму. Если какой-нибудь шлягер или стихотворение даже привязывается к нам, то в какой-то момент мы чувствуем полное отвращение. Но мантра для меня, человека, который пытался поставить очень чистый эксперимент, не вызывала такого эффекта. Мне хотелось повторять и повторять и повторять и повторять. Я очень хорошо помню мой первый киртан. Это было в почти что нереальные 80-е годы прошлого века. Когда все это было не такой уж безобидной игрой. Мы собрались на какой-то квартире, люди запели мантры и первое время я был отдельно, звук мантры был отдельно. Я чувствовал некую неловкость, я смотрел на все это со стороны, я думал, что за странные вещи я делаю. Если вдруг мои знакомые увидят, что я это делаю, что они подумают. Много других мыслей лезло в голову. В какой-то момент вдруг, неожиданно для самого меня, не осталось ни квартиры, ни меня, ни моих беспокойств, ни каких-то друзей, которые должны были посмотреть на меня со стороны, и осудить или посмеяться. Остался только звук мантры. Волосы встали у меня на голове дыбом, слезы потекли из глаз. Я подумал: «Что такое?» Я попытался оставаться рациональным в этот момент. Плохо удавалось. Потому что мантра дала мне какой-то опыт, которого у меня до сих пор не было. И с тех пор я пытаюсь погружаться в этот опыт. Иногда мне удается это, иногда мой ум выбрасывает меня на поверхность, когда он всплывает снова как поплавок. Но когда мне все-таки удается погрузиться в этот звук мантры, я понимаю – нет ничего удивительнее, потому что еще раз, мантра это звук, породивший этот мир, мантра это звук, породивший нас. И когда мы сливаемся с этим звуком, мы находим самих себя. В конечном счете, йога это способ познания, как я уже сказал. Возвышенный способ сверхчувственного познания, когда человек понимает свою вечную природу, природу частицы духа, исполненной вечности, блаженства и знания. Когда человек понимает, что у него нет никаких беспокойств, что ему не о чем беспокоиться и печалиться, что есть только любовь и что он предназначен для того, чтобы любить, служить, отдавать. Когда человек понимает, что ему нечего бояться, что ничего не страшно. И он начинает жить по-другому. На самом деле решение, которое я принял много лет назад, коренным образом поменяло мою жизнь. Тогда мне было невдомек к каким последствиям это приведет. И может быть хорошо, что я не знал этого тогда. Потому что человеку присуще проецировать себя на какие-то состояния, до которых он не дорос и пугаться их. Но, на самом деле, не было ни одного дня, когда бы я пожалел о сделанном решении, о принятом решении. По одной простой причине – потому что я нашел внутреннюю гармонию, я понял, что у моего существования есть смысл, у моей жизни есть смысл. Я понял, что у меня есть предназначение и я понял, что мне не нужно ничего бояться. Что мне не нужно беспокоиться о самом себе.
Киртан это всего лишь начало долгого пути. Разумеется, он начало и конец. И середина. Разумеется, для человека, который избирает духовный путь, для того смелого человека, который не боится жить в этом материальном мире, основанном на выгоде и на эгоизме, по принципам духовным, по высоким принципам, для этого человека киртан является постоянным источником энергии счастья, нового опыта. Постоянно обновляющегося опыта. Но очень важно понимать, что, в конце концов, киртан, с него все начинается, этот киртан должен постепенно-постепенно поменять наше отношение к миру и к самому себе. Это произойдет само, естественным образом. Но если мы поймем в каком направлении нам нужно двигаться, то этот путь будет легче и счастливее. В конечном счете, кто я? Если я очень хорошо понимаю одну эту вещь, что я вечная душа, что я не рождаюсь и не умираю, что смерти нет, что никто из нас не знает смерти, смерть нечто чуждое самому нашему сердцу, мы не можем понять, представить, что такое смерть. Мы не можем представить себе небытия. Я есть!. И я всегда буду. Если мы поймем этот факт, мы также поймем, что я должен делать исходя из этого. В конце концов, человек должен привести в гармонию всю свою жизнь. Не нужно беспокоиться ни о чем. Все то, что должно с нами случиться, случится. Закон кармы неумолим, он догонит нас. Какие-то несчастья придут к нам, какие-то радости тоже придут к нам. Есть пять вещей, в соответствии с Ведами, которые предопределены. Богатство, наше образование, продолжительность жизни, наше рождение в определенной семье или в определенной среде. Все эти вещи, так или иначе, приходят к нам, не нужно специально беспокоиться об этом. Нет необходимости прилагать чрезмерные усилия для достижения всех этих целей. Бессмысленно. Они и так придут. Некоторые люди ставят цели, которые они не могут достичь, потому что им не суждено по карме и разочаровываются. Другие люди ничего не делают и им приходит гораздо больше, чем тем, которые много всего делают, и люди думают: «Мир несправедлив». На самом деле мир справедлив, просто мы прилагаем свою энергию не туда куда нужно.
У нас есть настоящая точка приложения энергии – наша душа. До тех пор пока наша душа не сыта, не удовлетворена, мы не можем быть счастливы, потому что мы есть душа. И душа по природе своей возлюбленная Бога. Мы часть целого и поэтому нам хочется слиться с этим целым. Но слиться, не потеряв свою индивидуальность. В тоже время мы ценим свою индивидуальность. И не только мы ценим свою индивидуальность, Бог ценит нашу индивидуальность. Мы хотим слиться, не потеряв индивидуальности. Это слияние, без потери индивидуальности, называется любовью. Мы должны слиться. Оставаясь маленькой ограниченной частицей, закованной в броню ложного эго, мы не можем быть счастливы. Только тогда когда эти доспехи эго спадают с нас, когда мы перестаем защищаться и нападать, когда мы перестаем агрессивно относиться к этому миру, пытаясь урвать себе побольше, мы можем ощутить какое-то подобие счастья. Но настоящее счастье приходит только тогда, когда мы по настоящему чувствуем единство со всем. Бог, дух Брахман на санскрите означает бесконечное. Именно через это слияние в любви мы избавляемся от своей ограниченности, избавляемся от своей конечности. Мы начинаем ощущать бесконечное через это слияние.
И человек, который понимает это, начинает жить как душа. Киртан начало и киртан должен подсказать нам, что я должен делать. И тут все просто и не просто. Просто потому, что это естественно. Мы должны служить, любить, отдавать, заботиться о других и не заботиться о себе. Это так просто. И в то же самое время не просто потому, что мы думаем: «А кто же позаботится о нас?» Не надо беспокоиться. В Ведах говорится дхармо ракшати ракшитах. Человек, который защищает дхарму или природу, который действует в соответствии со своей природой, он становится защищаем природой. Дхарма защищает того, кто защищает дхарму. Если я живу в соответствии с принципами, на основе которых я создан, эти принципы начинают защищать меня. Мне не нужно бороться за свое существование. Весь мир обращается ко мне и защищает меня. И, в конце концов, меня защищает Бог. И чем ближе я к Нему, тем острее, яснее, явственнее я ощущаю Его защиту.
Поэтому я хотел поблагодарить Вас за то, что вы приходите сюда и получаете опыт. И мне хотелось попросить вас, чтобы вы подумали, что это значит в конкретной жизни. Какие требования этот опыт предъявляет к нам? Как я должен жить? На самом деле природа души – служить и любить, природа души – отдавать. Природа тела – брать. Чем больше мы берем, тем в большей степени мы подкрепляем свою конечную ограниченную смертную природу. Чем больше мы отдаем, тем в большей степени мы возвращаемся к своему изначальному бытию. Даже Шота Руставели, великий поэт древний грузинский сказал: «Все, что отдашь – твое». Все то, что ты отдаешь, становится по-настоящему твоим, потому что вместе с этим мы обретаем самое ценное, что может быть, мы обретаем самого себя. И, наоборот, когда мы берем, отбираем, покушаемся на чужое, мы лишаемся самих себя, мы теряем себя. Мы утрачиваем себя и, в конце концов, погибаем в полном разочаровании. Поэтому пойте киртан. Старайтесь погрузиться в него как можно глубже. И старайтесь понять, что мы можем сделать для других. Каким образом мы можем сделать счастливее других. Природа души любить. Любить значит служить. Любить значит не думать о себе. Любить значит забыть о себе. Любить значит думать о том кого мы любим. И конечным, высшим, самым совершенным объектом нашей любви, объектом медитации, объектом киртана является Бог, Кришна. Самый красивый, самый богатый, самый мудрый, самый сильный, самый могущественный, самый спокойный, самый любящий. Тот, кто ждет нас. И в какой-то момент состоится наше свидание с Ним. В этот момент, я уверен, вы будете знать что Ему сказать. Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Спасибо большое.